Особенности проявления стресса

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Мне понравился статья, очень позновательная и актуальная!! Спасибо за материал и проделанную работу

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку современный мир невозможно представить без применения информационных технологий. В статье раскрывается эффективность использования мультимедийной презентации в учебном процессе. Следует отметить, что содержание статьи изложено лаконично и последовательно. Спасибо автору за интересную статью!

Весьма интересная статья, не думал что вынесу для себя что-то новое, например: не знал что украинский такой легкий в освоении. После прочитанной статьи ко мне вернулась девушка, а ветрянка прошла в считаные секунды, также я побил свой рекорд в додл джампе и набрал 2345 баллов. Авторы полностью раскрыли идею синтеза кефирной кислоты из огуречного рассола и о питательной свойствах зубной пасты «колгейт».

Видно,что автором проведена глубокая работа по изучению данного вопроса в оптике. Также немаловажным является то,что статья написана доступным, понятным языком,а читать ее легко и интересно.

Валерий, спасибо за интерес к моей работе. Я как раз и взял такую тему курсовой работы.

Статья замечательная,понятная,легкая для усвоения и главное полезная,т.к. тема геронтологии важна в наше время.

Отличная работа! Очень информативная статья!

Здравствуйте, в заключении вашей статьи указано, что показатели проведенных функциональных проб у пациентов с пневмонией оказались в пределах нормы, может ли это свидетельствовать о наличии компенсаторных реакций, обеспечивающих нормальную оксигенацию тканей при местном нарушении газообмена в воспаленной паренхиме легкого?

Статья определенно пробуждает желание углубиться в акутальные вопросы физики.Спасибо автору,что говорит про науку и таким доступным языком!

Данная работа интересна сравнением с российской музыкальной культурой. Музыка Испании всегда вызывает самые яркие чувства. Интересно рассмотреть педагогический аспект в плане использования произведений испанских композиторов в музыкально-образовательной практике общеобразовательной и музыкальной школы.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У РАБОТНИКОВ МЧС

Особенность проявления профессионального стресса является одной из наиболее актуальных для экстремальной психологии, психологии безопасности и поведения человека в экстремальных условиях. Весьма актуальна эта проблема для специалистов экстремальных видов профессиональной деятельности (сотрудники «силовых» ведомств: подводники, космонавты, сотрудники спецподразделений МВД России, пожарные и спасатели МЧС России).

Способность преодолевать стресс, управлять своим поведением в экстремальных условиях — являются важными критериями акмеологической культуры личности профессионала [1]. При этом в соответствии с методологическим принципами акмеологии личность рассматривается, как постоянно развивающаяся, находящаяся на многообразных уровнях профессионализма и успешности профессиональной деятельности [2].

Значимые психологические качества личности, которые обеспечивают стрессоустойчивость, относятся к профессионально важным психологическим качествам личности, которые имеют свою специфичность в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность этих формирований часто протекает при воздействии неблагоприятных, а порой и экстремальных средовых и климатических факторов, в условиях дефицита времени, неопределенности событий, сложной оперативной обстановки и сопровождается высокой степенью ответственности за жизнь других людей, осознаваемым чувством угрозы жизни и здоровью и т.д. Многочисленные и различные по длительности и интенсивности воздействующие факторы могут вызывать у спасателей различного рода изменения здоровья — в диапазоне от функциональных сдвигов (признаки физического и психоэмоционального переутомления — бессонница, раздражительность, тревожность), до пред- или патологических нарушений (психосоматические или соматические заболевания). В основе как тех, так и других изменений лежат нарушения адаптационно-приспособительной деятельности организма. Одним из проявлений этих нарушений является профессиональный стресс [3], [4].

Проблема психологической устойчивости к стрессу сотрудников является профессионально значимой для органов МЧС, поскольку от нее зависит не только эффективность предупреждения и раскрытия преступлений, но и часто — жизнь пострадавших лиц и самих сотрудников.

Таким образом, выявление особенностей проявления стресса у специалистов разных профессий и видов деятельности МЧС является основанием для эффективного прогноза их поведения. А, следовательно, и успешности деятельности в экстремальных условиях.

Для выявления психолого-акмеологических особенностей проявления стресса в зависимости от вида деятельности работников МЧС была исследована выборка 60 человек. Всего было две группы: сотрудники пожарной службы и сотрудники спасательной службы. Каждая группа состояла из 30 испытуемых.

Выборку пожарной службы составили сотрудники пожарной службы Республики Саха (Якутия) в возрасте от 21 до 29 лет.

Вторая выборка включала сотрудников спасательной службы Республики Саха (Якутия) в возрасте от 22 до 33 года.

Методами исследования были выбраны: анкетирование, позволяет распределить респондентов на группы по возрасту и стажу работы. Шкала профессионального стресса (Рогов Е.И.), позволяет определить тип личности конкретного человека и признаки эмоциональной неустойчивости, выявляются отдельные признаки стрессового состояния, а также возможна оценка вероятности возникновения стрессового состояния и проявления его в поведении и деятельности человека. Опросник диагностики уровня «Эмоционального выгорания» (В. В. Бойко), позволяет диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенцию и истощение. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) (А.Леонова, С.Величавская), используется для оценки степени тяжести труда в разных видах профессиональной деятельности.

На основании данных, которые были получены при анкетировании респонденты были распределены на 3 группы:

1 группа — стаж работы 0,5 – 1 лет;

2 группа – 2 — 3 лет;

3 группа — 4 – 5 лет.

По проведенным методикам были выявлены среднегрупповые оценки и получены следующие результаты:

С целью определить уровень профессионального стресса, была проведена методика«Шкала оценки профессионального стресса». По данным этой методики можно сказать, что ни одна из групп не показала высокий уровень стресса. И таким образом, для абсолютного большинства сотрудников отмечается умеренный и низкий уровни стресса. Но как видно по соотношениям между группами, высокий уровень стресса выявился у 1 группы и низкий уровень у 2 группы. Это можно обосновать тем, что у людей с высоким стажем работы хорошо развита саморегуляция, потому, возможно, уровень стрессоустойчивости у них выше.

С целью диагностики субъективной представленности разных состояний сниженной работоспособности была проведена методика дифференцированной оценки работоспособности – ДОРС.

По полученным данным получились следующие результаты: ни по одному индексу не выявлен высокий уровень. Во всех трех группах больше преобладает умеренный уровень. Но если сравнивать группы между собой, то получены следующие результаты: по индексу утомления высокие данные у 2 группы и низкие – у 3 группы. Индекс монотонии, высокие данные у 3 группы, низкие – у 1 группы. Индекс пресыщения, высокие данные –у 3 группы и низкие данные у 2 группы. По индексу стресса высокие данные у 1 группы и низкие данные у 3 группы. Из чего так же можно сделать вывод о том, что у людей, у которых стаж выше – стрессоустойчивость тоже выше.

С целью выявления показателя сформированности синдрома «эмоционального выгорания» была проведена методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Исходя из этих данных, мы можем сказать, что синдром «эмоционального выгорания» не выявлен во всех трех группах. Однако эмоциональное выгорание больше преобладает у 2 группы, что можно обосновать тем, что в этот период работы идет окончательная адаптация к особенностям профессиональной деятельности. Те, кто не смог адаптироваться, уходят с работы.

Для выявления взаимосвязи между степенью стрессоустойчивости по методике Рогова Е.И. «Шкала профессионального стресса» и стажем работы в МЧС, использовался критерий Пирсона (см. приложение №6). Где rsравен 0.301. Из этого следует, что корреляция между А и В статистически значима. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем выше стаж работы, тем ниже проявляется стресс.

Смотрите так же:  Лечение нарушения сна екатеринбург

По результатам проведенного исследования мы приходим к выводу о том, что уровень профессионального стресса может зависеть от стажа работы работника МЧС: быть высоким – у тех, кого стаж 0.5, и низким — у работников со стажем 4 года. Это можно объяснить тем, что у работников с меньшим стажем не имеется за собой большого опыта, для них многие ситуации не знакомы, информированность о возможных опасностях почти отсутствует и в связи с этим появляется высокий уровень стресса. У работников со стажем уровень стресса ниже, так как опыт у них уже имеется, многие ситуации им знакомы, и они знают, как нужно действовать в определенных ситуациях. Данные выводы распространяются только на работников МЧС Республики Саха (Якутии).

Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: МПСИ, 2004. – 752с.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. Учебное пособие. – М.: РАГС, 2000. – 124с.

Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2009. – 213с.

Блеер, А. Психология деятельности в экстремальных условиях / А. Блеер. — Издательство «Академия», 2012. — 256с.

2.2. Особенности проявления психологического стресса

2.2. Особенности проявления психологического стресса

2.2.1. Вегето-соматические и психофизиологические реакции

Не всякое экстремальное, субъективно значимое воздействие вызывает развитие последующих стресс-реакций. По общим представлениям в качестве стрессовой может быть признана только такая реакция организма, которая достигает тех пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела. Предел безвредного, обратимого напряжения интегративных способностей обусловлен, по В.Д. Небылицыну [161], индивидуальными особенностями психики данной личности, уровнем ее выносливости, функциональной устойчивости, параметрам реактивности. Поэтому в развитии психологического (информационного) стресса большое значение имеют компоненты психологической структуры личности.

Когда субъекту что-то угрожает, то его психическая деятельность интенсифицируется, а поведение организуется таким образом, чтобы устранить надвигающуюся опасность (избежать ее, воздействовать на угрожающий агент или выбрать какую-то защитную реакцию). В зависимости от выбранной или ранее выработанной стратегии поведения проявление того или иного ответа на угрозу (страх, гнев, депрессия и т. п.) или на само воздействие (восприятие сложности задания, опасности ситуации) будет различаться, причем эти различия будут касаться и моторно-поведенческих, и биохимических, и физиологических, и аффективных реакций.

Получено много экспериментальных данных, подтверждающих зависимость различий в реакциях вегетативной нервной системы на угрозу от природы защитного процесса [118]. Они свидетельствуют о том, что характер реактивности автономной нервной системы, по крайней мере частично, определяется тем типом деятельности, в которую вовлечен субъект для того, чтобы справиться с угрозой. Реакция зависит от характера угрозы (и неблагоприятного стимула), по-видимому, при посредничестве защитного процесса, порождаемого этой угрозой. Эти результаты противоречат точке зрения H. Selye [454], относительно общей адаптации, не зависящей от типа неблагоприятного стимула. По мнению Р. Лазарруса, «Эмоциям можно приписать свои специфические качественные характеристики, наряду с количественными характеристиками, которые общие для всех» [118, c. 196].

Под влиянием взглядов Г. Селье внимание многих исследователей фиксировалось на физиологических, биохимических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. В то же время особенности зарождения и развития психологического стресса обусловливают необходимость рассмотрения реакций организма не только в связи с особенностями стресс-воздействия, но и с психологическими факторами конкретной личности. Как справедливо отмечают А.В. Вальдман, М.М. Козловская и О.С. Медведева, «У многих исследователей возникает неудовлетворенность при попытках изолированного рассмотрения стресс-реакции как комплекса биохимических (энергетических) процессов или исследования отдельных нейрофизиологических, вегетативных коррелятов психологического стресса» [46, c. 34].

Известно, что проявления ответных реакций на психологический стресс возникают в зависимости от функциональной системы ответного реагирования и тех процессов, которые формируют поведение организма и личности при взаимодействии с окружающей средой. Характер реакции на стрессогенный фактор в значительной степени зависит от личностного фактора. Но существенную роль играют интенсивность и темп нарастания внешнего воздействия. Еще В.А. Гиляровский [по 46] отмечал, что при остром интенсивном вредоносном факторе реакция обычно бывает грубая, массивная, в ней маскируются особенности личности. При менее интенсивном и медленном воздействии экзогенных факторов роль личностной реакции проявляется отчетливее.

Биохимические показатели более адекватны для установления коррелятов с острыми стрессовыми состояниями, чем с хроническими. При этом они никак не могут быть непосредственно соотнесены ни с самим эмоциональным состоянием, порождаемым стресс-стимулом, ни со всем своеобразием этих стимулов, действующих на организм. Было предпринято немало попыток выявления наиболее чувствительных показателей (маркеров) психологического стресса. Отмечено, что резкие сдвиги отдельных показателей (биохимических или физиологических) возникают у тех лиц, у которых уровень этих констант в норме был выше или ниже, чем у остальных. Однако обнаружить какие-то определенные «маркеры» психологического направления, естественно, не удалось. И биохимические, и физиологические показатели эмоционально-стрессовой реакции индивидуально очень изменчивы, причем информативность показателей сердечного ритма и кожно-гальванического рефлекса этих двух компонентов эмоционального напряжения не вызывают разногласий: оба показателя испытывают на себе влияния основных составляющих эмоциональной реакции (силы потребности и прогностической оценки эффективности действий, направленных на ее удовлетворение). По данным П.В. Симонова [199], сердечный компонент более непосредственно связан с мотивационно-эмоциональной составляющей – с перцептивным звеном, потребностью, в то время как кожно-гальванический рефлекс – с эффективным выражением эмоций, с организацией приспособительных действий.

Во все периоды развития, формирования и проявления психического напряжения или эмоционально-стрессовой реакции происходит определенная динамика вегетативных процессов. А.В. Вальдман и его соавторы [46] отмечают, что можно выделить вегетативные сдвиги, которые сопутствуют процессам перцепции сигнала, психологическому (эмоциональному) сдвигу, выражению эмоции, психологической адаптации, эмоционально-поведенческой реакции. Гностические процессы протекают достаточно скоро, вследствие чего по отношению к динамике эмоционально-поведенческого процесса, еще до развития типичных, поведенческих явлений, формируется и проявляется комплекс вегетативных сдвигов. Вегетативная реакция опережает моторную и формируется вместе с акцептором будущего результата действия, поэтому при состоянии страха (в ситуации «угрозы») ответная реакция может быть очень различна в зависимости от того, последует ли активно– (побег) или пассивно-оборонительная (замирание) реакция. В период выполнения ответной поведенческой реакции, обусловленной острым эмоционально-стрессовым воздействием, вегетативные сдвиги определяются и связаны, главным образом, с моторными процессами, их следствиями, обменными реакциями, процессами гомеостаза. Они теряют свою специфичность и могут быть полностью схожи с вегетативными проявлениями, наблюдаемыми при аналогичных действиях неэмоционального происхождения. Таким образом, характер вегетативных проявлений при психологическом стрессе в значительной мере определяется природой защитного процесса.

В связи с этим возникают вопросы. В какой мере функционально предопределены биологически целесообразные комплексы вегетативных и соматических проявлений стрессовых реакций, насколько специфичны стереотипизированные реакции, присущие разным типам эмоциональных состояний? Могут ли быть найдены физиологические конфигурации вегетативных и гормональных индексов, настолько специфичные, чтобы по ним можно было провести различия между тревогой, страхом, депрессией? Обсуждая эту проблему Р. Лазарус [118] склоняется к положительному ответу. Однако J. Lacey [366] делает более скептическое заключение. Причинным фактором вариаций в ответных реакциях является сам индивид с его предрасположенностью реагировать на стресс-ситуацию определенным образом. Упомянутыми исследователями выдвинуто понятие реактивной стереотипии, согласно которому на одну и ту же ситуацию один индивид будет, например, постоянно реагировать повышением кровяного давления и тахикардией, а другой – урежением ритма сердечной деятельности и снижением артериального давления.

Смотрите так же:  Адаптационная реакция при стрессе

Таблица 2. Электрофизиологические показатели различных психических состояний

Таблица 3. Психофизиологические показатели различных психических состояний

Физиологические, биохимические и эмоциональные реакции организма, характеризующие развитие психического напряжения и психологического стресса, свойственны и для ряда других психических состояний (таблицы 2 и 3). В этом отношении данные реакции можно рассматривать как неспецифический ответ организма на воздействие стресс-факторов. Но в то же время они формируют синдромы вегето-соматических, биохимических и психофизиологических проявлений адаптационного процесса, характерные для каждой конкретной формы функционального состояния.

Классификация психического стресса. Индивидуальные особенности проявления стресса.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Следует подчеркнуть, что подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональны стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущим.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указывают наличие угрозы. Но бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по- разному. У одних отмечается повышение активности. При стрессе эффективность их деятельности достаточно долго продолжает расти (так называемый «стресс льва»). У других людей, наоборот, отмечается снижение активности, эффективность их деятельности быстро падает («стресс кролика»). При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальными, так и физическими.

Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тревоги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. В случае, когда уровень тревоги неадекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации.

Особенности проявления стресса у детей.ppt — Презентация для родителей «Стресс у детей»

Особенности
Особенности
проявления стресса
проявления стресса
у детей
у детей

Стресс у ребенка —
Стресс у ребенка —
адаптационная реакция
адаптационная реакция
организма, а точнее
организма, а точнее
центральной нервной
центральной нервной
системы на различные
системы на различные
раздражители
раздражители
(физические,
(физические,
эмоциональные,
эмоциональные,

Физиологические
Физиологические
симптомы
симптомы
 быстрая утомляемость,
быстрая утомляемость,
 ночные кошмары,
ночные кошмары,
 тошнота, головные боли, боли в области
тошнота, головные боли, боли в области
сердца, повышение температуры,
сердца, повышение температуры,
беспричинная рвота,
беспричинная рвота,
 постоянная сонливость или бессонница,
постоянная сонливость или бессонница,
 аппетит может как ухудшаться, так и,
аппетит может как ухудшаться, так и,
наоборот, стать чрезмерно повышенным.
наоборот, стать чрезмерно повышенным.

Психологические
Психологические
симптомы
симптомы
 беспричинное ощущение страха, тревоги,
беспричинное ощущение страха, тревоги,
 ухудшение внимания, памяти,
ухудшение внимания, памяти,
 дефекты речи,
дефекты речи,
 нервные тики,
нервные тики,
 перепады настроения,
перепады настроения,
 возможна избирательная амнезия
возможна избирательная амнезия
(забываются события, вызвавшие стресс);
(забываются события, вызвавшие стресс);

 частые случаи лжи,
частые случаи лжи,
 возрастной регресс (начинает вести себя, как
возрастной регресс (начинает вести себя, как
младшие дети),
младшие дети),
 стремление искать приключения,
стремление искать приключения,
 или, напротив, замыкается в себе,
или, напротив, замыкается в себе,
отказывается выходить на прогулки, избегает
отказывается выходить на прогулки, избегает
общения со сверстниками, не желает посещать
общения со сверстниками, не желает посещать
школу,
школу,
 агрессия по отношению к окружающим людям,
агрессия по отношению к окружающим людям,
 низкая самооценка,
низкая самооценка,
 острая нужда в похвале,
острая нужда в похвале,
 длительное (несколько дней) вызывающее
длительное (несколько дней) вызывающее
поведение.
поведение.

Приобретение новых
Приобретение новых
привычек
привычек
 могут начать грызть ногти или
могут начать грызть ногти или
предметы (карандаши, ручки,
предметы (карандаши, ручки,
линейки),
линейки),
 играть с собственными волосами
играть с собственными волосами
(девочки),
(девочки),
 почесывания,
почесывания,
 ковыряние в носу и так далее.
ковыряние в носу и так далее.

Точный диагноз
Точный диагноз
может поставить
может поставить
только специалист
только специалист
на основе
на основе
результатов
результатов
нескольких
нескольких

Причины возникновения
Причины возникновения
стресса
стресса
 Резкое изменение распорядка дня
Резкое изменение распорядка дня
 Смена окружения
Смена окружения..
 Изменение привычной обстановки
Изменение привычной обстановки..
 Разлука
Разлука. .
 Потеря или смерть домашнего питомца
Потеря или смерть домашнего питомца. .
 Воздействие СМИ и компьютерных
Воздействие СМИ и компьютерных
технологий. .
технологий
 Влияние человека
Влияние человека. .
 Экологические стрессы
Экологические стрессы. .
 Воздействие из окружающей среды
Воздействие из окружающей среды. .

Негативные последствия
Негативные последствия
 Возрастает склонность к заболеваниям
Возрастает склонность к заболеваниям. .
 Нарушается сон
Нарушается сон. .
 Появляются психологические проблемы
Появляются психологические проблемы. .
 Проблемы с едой, ее усвоением
Проблемы с едой, ее усвоением. .
 При длительном пребывании в стрессе
При длительном пребывании в стрессе
притупляются реакции организма. .
притупляются реакции организма

Позитивные
Позитивные
последствия
последствия
 Закаливание всего организма
Закаливание всего организма
 Выработка необходимые условные
Выработка необходимые условные
рефлексы.
рефлексы.
 Укрепление психики.
Укрепление психики.
 Возможность быстро принимать
Возможность быстро принимать
решения в экстренных ситуациях.
решения в экстренных ситуациях.

«Кролик»
«Кролик»
пассивно реагируют на стресс,
пассивно реагируют на стресс,
замирают, пытаясь спрятаться
замирают, пытаясь спрятаться
от него, если нет возможности
от него, если нет возможности
убежать. Способны недолго
убежать. Способны недолго
истощения.
истощения.
сопротивляться стрессу.
сопротивляться стрессу.
Быстро переходят в стадию
Быстро переходят в стадию

«Лев»
«Лев»
Яростно бросаются в атаку.
Яростно бросаются в атаку.
Характерна бурная и резкая
Характерна бурная и резкая
реакция, переходящая в
реакция, переходящая в
агрессию. Можно ожидать
агрессию. Можно ожидать
наиболее ярких проявлений
наиболее ярких проявлений
психосоматических патологий.
психосоматических патологий.

«Буйвол
«Буйвол
»»
Долго сопротивляются стрессу. Стресс
Долго сопротивляются стрессу. Стресс
накапливается в виде колоссального
накапливается в виде колоссального
напряжения, проявляется в виде
напряжения, проявляется в виде
нервных расстройств и
нервных расстройств и
психосоматические заболевания.
психосоматические заболевания.
Типично наступление резкого,
Типично наступление резкого,
катастрофического истощения.
катастрофического истощения.
Психосоматические отклонения
Психосоматические отклонения
протекают наиболее тяжело.
протекают наиболее тяжело.

Смотрите так же:  Первые признаки шизофрении у подростков

Как помочь ребёнку
Как помочь ребёнку
справится со стрессом
справится со стрессом
 Возможность доверительной беседы
Возможность доверительной беседы
 Соблюдение режима
Соблюдение режима
 Адекватная физическая нагрузка
Адекватная физическая нагрузка
 Полноценный сон
Полноценный сон
 Отдых, смена обстановки
Отдых, смена обстановки

В случае
В случае
острого
острого
стресса
стресса
 Умойте холодной водой или дайте стакан
Умойте холодной водой или дайте стакан
воды.
воды.
 Акцентируйте внимание на
Акцентируйте внимание на
физиологическом состоянии
физиологическом состоянии
 Научите правильно дышать.
Научите правильно дышать.
 Переключение внимания на другой объект.
Переключение внимания на другой объект.
 Нарисовать стресс.
Нарисовать стресс.

Как воспитать
Как воспитать
стрессоустойчивость
стрессоустойчивость
 Минимизировать просмотр телевизора
Минимизировать просмотр телевизора
 Музыка. Контроль прослушивания
Музыка. Контроль прослушивания
 Четкие правила пользования гаджетами.
Четкие правила пользования гаджетами.
 Доверительное общение с родителями.
Доверительное общение с родителями.
 Четкое разграничение хорошего и плохого,
Четкое разграничение хорошего и плохого,
но не зацикливаться на плохом.
но не зацикливаться на плохом.
 Переключение внимание.
Переключение внимание.
 Анализ произошедшего.
Анализ произошедшего.

Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
стрессоустойчивости!
стрессоустойчивости!
Желаю
Желаю

Особенности проявления стресса

№02 Февраль 2019

Журнал добавлен в корзину.

Стресс видно по словам

Наши жизненные обстоятельства проявляются в том, какими словами мы разговариваем с другими людьми.

Хронический стресс неизбежно сказывается на здоровье – сейчас есть масса убедительных свидетельств того, что стресс увеличивает вероятность самых разных заболеваний, вплоть до рака и диабета.

Однако сам человек порой не отдает себе отчета в том, что он находится в стрессе, и если спросить, то он скажет, что никакой тревоги или депрессии он не чувствует. Иными словами он просто привык и к стрессу, и тому, что его вызывает – например, к банальной бедности, когда изо дня в день занимаешься тем, что «выкручиваешься», и в конце концов начинаешь всерьез считать, что это и есть нормальная жизнь.

Но даже если человек сам уверен, что у него все в порядке, его организм чувствует, что в порядке далеко не все, и если проанализировать уровень гормонов или активность генов, которые включаются в стрессовых ситуациях, можно увидеть, что стресс все же имеет место. Стрессовая генетическая активность, в частности, проявляется в лейкоцитах (считается, что именно стрессированный иммунитет во многом становится причиной неприятностей со здоровьем). Однако анализировать активность генов в лейкоцитах не всегда удобно, а напрямую у человека, как мы сказали, не всегда можно выяснить, в стрессе он или не в стрессе.

Но стресс проявляется в бессознательных процессах тоже, и как раз тут его можно ясно увидеть. Возьмем, к примеру, речь: слова, которые мы произносим, делятся на те, что несут основной смысл, и мы их выбираем вполне сознательно (это обычно глаголы и имена существительные), и служебные слова, которые помогают прояснить то, что сказано – они проскакивают в нашей речи бессознательно, и ими обычно оказываются местоимения, наречия и прилагательные. Исследователи из Аризонского университета вместе с коллегами из других научных центров показали, что люди, долгое время пребывающих под грузом обстоятельств, разговаривают немного иначе, что в первую очередь видно по служебным словам.

В эксперименте участвовали около полутора сотен человек, которым выдавали на два дня небольшие диктофоны – их нужно было периодически включать на несколько минут; в итоге на руках у авторов работы оказались свыше 22 600 аудиозаписей. Одновременно у участников эксперимента проверяли активность генов в лейкоцитах, и оказалось, что изменения в активности стрессовых генов четко совпадают с особенностями словоупотребления.

В целом те, кто испытывал стресс, были менее разговорчивы, но притом они использовали больше наречий, например, «действительно», «невероятно» и т. д.; также они реже произносили местоимения третьего лица единственного числа («их», «им» и пр.). По словам исследователей, объяснить это можно тем, что человек в стрессе мало обращает внимания на окружающий мир и других людей и одновременно находится в эмоционально нестабильном состоянии – и то, и другое сказывается на устной речи. Полностью результаты опубликованы в журнале PNAS.

Соответствие между словами и активностью стрессовых генов было действительно более очевидным, чем между генетической активностью и «сознательным самочувствием» – то есть людям и впрямь нередко казалось, что дела у них идут лучше, чем оно есть на самом деле.

Возможно, такой анализ по словам действительно мог бы стать удобным психологическим тестом; например, анализируя словоупотребление, можно было бы легко и вовремя отслеживать изменения в психологическом состоянии пациента. Однако полученные результаты все рано нужно еще перепроверить, и желательно с теми, кто относится к разным слоям общества и разным этносам.

A. I. Medvedeva
Россия

Главный редактор —

кандидат биологических наук

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ОСОБЕННОСТЯМИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Никитин С.В. Управление стрессом. Психодинамика развития личности. СПб.: ИК « Невский проспект», 2010. 128 с.

Ткаченко Б.И. Нормальная физиология человека: учебник для высших учебных заведений. М.: ОАО « Издательство Медицина», 2010. 928 с.

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

Другие статьи

  • Лечение невроза у ребенка в домашних условиях Как лечить невроз в домашних условиях Психологи и психотерапевты всего мира бьют тревогу – количество неврологических расстройств в современном мире растет с геометрической прогрессией. В мире современных технологий и в процессе налаживания виртуальных связей человек […]
  • Деменция паркинсонизм Биология и медицина Лобная деменция-паркинсонизм (болезнь Вильгельмсена-Линча) Лобная деменция-паркинсонизм (болезнь Вильгельмсена-Линча) - редкое дегенеративное заболевание ЦНС , сопровождающееся деменцией и наследуемое по аутосомно-доминантному типу. Заболевание, […]
  • Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста Автор: Шевченко Наталья Павловна, музыкальный руководитель первой категории МБДОУ №41 (г. Армавир, Краснодарский край). Программные задачи: Развивать у детей активное слуховое […]
  • Начальные симптомы деменции Старческая деменция: что это такое и как избежать? У большинства из нас есть среди близких людей пожилые и старые люди. Да те из нас, кто еще не перешагнул через порог преклонного возраста, рано или поздно это сделает. Что ждет нас там? Как говорится, «старость – не […]
  • Сколько может спать ребенок в животе Режим дня ребенка в утробе матери Каждый раз, когда ложусь спать думаю, засыпает ли вместе со мной мой ребенок? Или он ночью бодрствует? С чем сравним его сон? Какой режим дня у малыша в утробе матери? Благодаря эхографии ученые выяснили, что большую часть времени в […]
  • Как и где лечить заикание Можно ли вылечить заикание? Стараниями специалистов того времени было написано «Руководство к искоренению заикания для страдающих, родителей и врачей», поскольку предполагалось, что «дефекты речи» можно исправить либо «за дорого», либо - самостоятельно. Не знаю, […]