Особенности развития детей 6 лет с онр

Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием речи

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и др.

Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звуковых комплексов. Речевая подражательная деятельность детей реализуется лишь в слоговых комплексах, состоящих из 2-3 плохо артикулируемых звуков. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Одним и тем же словом могут называться разные предметы, имеющие сходство частных признаков. Характерной чертой первого уровня речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Названия действий чаще употребляется в форме инфинитива или повелительного наклонения. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного общения. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Особые трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова. Дети не различают форм единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимают значение предлогов. Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, отсутствуют звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слова.

Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении рода и числа глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Часто дети со вторым уровнем речевого развития употребляют существительные в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко.

Новое в образовании:

Здоровье школьников как социально-педагогическая проблема
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании. На современном этапе развития общества реформирование системы образования является необходимым условием обеспечения эффективности социально-экономических и культурных .

Состояние краеведческих знаний младших школьников с ЗПР после специального обучения
После проведения ряда внеклассных занятий в рамках обучающего эксперимента был проведен контрольный срез краеведческих знаний учащихся по методике констатирующего эксперимента. 1 этап: наблюдение за деятельностью детей во внеклассной работе. При проведении внеклассных мероприятий с использованием к .

Истоки декоративно-прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут .

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011

Где сегодня на территории России (области, районы, хозяйства) применяются технологии точного земледелия? Спасибо.

Согласно стандарту, многофункциональные зоны придорожного сервиса на автомагистралях нужно размещать через каждые 60 км.

Очень интересная и полезная информация, спасибо автору.

Статья представляет практический интерес, поскольку отражает современную точку зрения на исследуемую проблему, было интересно ознакомится с данным исследованием.

Как сформировать потребность в двигательной активности?

Теоретики йоги считают, что в 99% случаев можно излечить организм путем правильного питания, Ваше мнение?

Есть ли отличия в восточных и западных системах оздоровления?

Спасибо большое за такую проделанную работу! Было очень интересно, полезно и доступно для обычного пользователя!

Интересная и достаточно полезная статья . Спасибо.

Да, сервис-мышление необходимо внедрять нашим предпринимателям как можно шире, от этого выиграют все участники рынка. Статья понравилась.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Речь — сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором психического поведения.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В связи с этим целью нашего исследования стало изучение лексического запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Словарь пятилетнего ребенка (по данным А.Н.Леонтьева, а также А.Н.Гвоздева) в норме составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». Чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные. Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи, словарь беднее, чем у сверстников составляет примерно 2,5 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие название предметов, объектов, действий, их признаки, наиболее характерные лексические трудности знания и называния: частей предметов и объектов; глаголов, выражающих уточненность действий; антонимов; относительных прилагательных.

В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, овощи, посуда, одежда, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает здесь бедной и стереотипной.

В теоретической части нашего исследования мы провели анализ проблемы развития лексических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в трудах отечественных и зарубежных ученых. В России данной проблемой занимались: Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и многие другие. Среди зарубежных ученых проблему развития лексических средств языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно встретить в трудах А. Куссмауля, В. Штерна и других.

В эксперименте нами был апробирован подобранный пакет методик: классификация понятий, подбор антонимов, подбор синонимов, подбор определений для исследования уровня развития лексических средств языка.

В ходе анализа результатов мы сделали следующие выводы:

1. У детей, не имеющих нарушения речи навык классификации понятий более сформирован, нежели у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

2. У детей имеющих общее недоразвитие речи III уровня умение подбирать антонимы к словам находится на более низком уровне развития по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений.

3. Навык подбора синонимов у детей, не имеющих речевых нарушений развит лучше, чем у детей с общим недоразвитие речи III уровня.

4. Наибольшее количество определений к словам смогли дать дети не имеющие речевых нарушений, что свидетельствует о более высоком уровне развития средств языка по сравнению с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III уровня.

5. У детей имеющий ОНР III уровня, после выполнения всех 4 заданий, направленных на выявление словаря, выявлен средний уровень развития лексических средств языка. Данный факт мы связываем с тем, что у этих детей имеется нарушения в развитии речи, что отличает их от детей, не имеющих нарушений в развитии языковой функции. А также от детей страдающих недоразвитием речи более тяжелого уровня.

Дальнейшее изучение проблемы может основываться на более детальном исследовании развития лексических средств языка по их модальной соотнесенности: частей предметов и объектов, глаголов, существительных, антонимов и синонимов и т.д.

Особенности развития детей с задержкой речи и общим недоразвитием речи в инклюзивном пространстве

В течение длительного времени в России наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, психического и физического состояний [3].

О.В. Горбунова, В.А. Первеева пишут, что дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья и физического развития. Тем не менее, заболеваемость дошкольников имеет тенденцию к увеличению. Тенденция к речевым нарушениям наблюдается у детей 5–6 лет [6, с. 3].

Известно, что все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление и целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Дети с нарушениями речевого развития – это особая кате­гория детей с отклонениями в развитии. Однако у них сохранен слух и интеллект. Исследования С.А. Албошкиной, О.Д. Рейпольской показывают, что поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии [2].

Для категории детей, имеющих отклонения в развитии речи, характерны общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, прежде всего в координации движений, недоразвитие мелкой моторики, неуверенность в выполнении дозированных движений, пониженная скорость и ловкость выполнения заданий (Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, И.Ю. Горская) [47, с. 3].

В.А.Первеева, со ссылкой на М.Н.Аксенову, пишет, что от 45–55% детей шестилетнего возраста имеют недостаточное устойчивое внимание, а 25-26% из них оказываются совершенно неспособными к произвольному сосредоточению внимания [6].

Эта тенденция увеличивается от года к году. По данным исследования В.А. Первеевой, количество детей с нарушениями функций речи (разного характера, при условии сохранного интеллекта) и двигательного аппарата увеличивается с каждым годом. В 1992 году показатель заболеваемости составлял 23% от числа обследуемых детей, в 1995 году – 52%, в 2001 году 68% [6]. У детей с диагнозом общее недоразвитие речи выделяют несколько групп нарушений:

1. Двигательные расстройства (мелкая и общая моторика).

2. Недоразвитие фонематического слуха.

3. Отсутствие правильного речевого дыхания.

4. Проблема коллективного взаимоотношения [6].

С.А. Албошкина уточняет, что для детей 4–5 лет внешние проявления недоразвития речи сопровождаются значительными отличиями от нормы скорости протекания нейро-психофизиологических процессов и вследствие этого уровень развития внимания и высших психических функций – восприятия, представления, памяти, мышления у них снижен [2].

Г.А. Волкова дополняет, что у детей с дефектами речи отмечаются отклонения в физическом развитии, задержка моторного развития и созревания биоэлектрической активности головного мозга (С. Billard, M. Zorman). В исследовании [58] приводятся данные о том, что у детей со стертыми формами дизартрии (которые часто расценивают как дислалию), отмечаются различные нарушения в физическом, неврологическом и психологическом статусе. У этих детей чаще определяются Ш-я (77,4 %) и IV-я (14,3 %) группы здоровья при незначительном количестве И-ой (8,3 %) и отсутствии 1-ой группы. У них выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном со стороны 4-х систем органов: центральной нервной системы, JIOP-органов, сердечно-сосудистой и костно-мышечной.

Смотрите так же:  Режим дня для 1 месячного ребенка

Особенности психического развития также раскрываются на примерах с детьми, имеющих задержки речевого развития и общее недоразвитие. О.Е. Громова отмечает, что дети с ограниченным словарным запасом, имеющие нормальный слух и сохранные предпосылки интеллектуального развития, достаточно ярко выделяются среди своих сверстников уже в раннем возрасте. Главной особенностью развития речи этих детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ней «задержка речевого развития» [4, с. 3].

У детей с задержкой речи отмечаются как общие, так и специфические особенности речевого развития. Прежде всего, это нарушения коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице.

Характерной для всех вариантов речевого недоразвития является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, «неологизмам». Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть «километрами». Но для дела используется только скудный набор речевых штампов.

То, что в норме является основой организации речевого взаимодействия у детей с нормальным развитием речи, для детей с задержкой речи становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – у них отсутствует активное словотворчества, свободная игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления.

В.А. Первеева пишет, что часто встречается сегодня заболевание с диагнозом «общее недоразвитие речи» и, как правило, сопутствующие ему мышечная слабость, дискоординация [6, c. 8].

Е.Ю. Смирнова обращает внимание на то, что дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педа­гогических особенностей, затрудняющих их социальную адапта­цию и требующих целенаправленной коррекции [51]. Неполноценная речевая деятельность отражается на формиро­вании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-воле­вой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, огра­ниченные возможности его распределения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышле­ния. Обладая полноценными предпосылками для овладения мы­слительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладева­ют анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы — плохая координа­ция движений, снижение скорости и ловкости при их выполне­нии. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движе­ний по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мел­кой моторики.

Одни из них касаются только процес­сов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влеку­щим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют со­бой коммуникативные нарушения , которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе и его социальной адаптации.

В исследовании О.В. Горбуновой, посвященной детям 5–6 лет с общим недоразвитием речи, обосновано, что они имеют низкий уровень координационных способностей (Р

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Где сегодня на территории России (области, районы, хозяйства) применяются технологии точного земледелия? Спасибо.

Согласно стандарту, многофункциональные зоны придорожного сервиса на автомагистралях нужно размещать через каждые 60 км.

Очень интересная и полезная информация, спасибо автору.

Статья представляет практический интерес, поскольку отражает современную точку зрения на исследуемую проблему, было интересно ознакомится с данным исследованием.

Как сформировать потребность в двигательной активности?

Теоретики йоги считают, что в 99% случаев можно излечить организм путем правильного питания, Ваше мнение?

Есть ли отличия в восточных и западных системах оздоровления?

Спасибо большое за такую проделанную работу! Было очень интересно, полезно и доступно для обычного пользователя!

Интересная и достаточно полезная статья . Спасибо.

Да, сервис-мышление необходимо внедрять нашим предпринимателям как можно шире, от этого выиграют все участники рынка. Статья понравилась.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. У них к 5 — 6 возрасту эти речевые функции имеют специфическое развитие.

А это, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшее развитие и обучение ребенка.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.

Недостатки речи обнаруживаются особенно легко в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Система задач, направленных на развитие речи дошкольников одним из ведущих мест своих компонентов отводит словарной работе. Посредством слова обеспечивается содержание общения. Внеситуативно-личностный тип общения, который складывается в период старшего дошкольного возраста, характеризуют особые содержание, мотивы и задачи, которые могут быть решены путем использования различных средств.

Наблюдения за процессом развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников их словарного запаса как в количественном, так и в качественном отношении. У детей с ОНР наблюдается использование в активной речи общеизвестных, часто употребляемых в обиходе слов и словосочетаний.

Актуальность моей работы заключается в том, сто согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач в развитии речи дошкольника является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Реализация данного требования невозможно без развития лексической стороны речи ребенка.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 20 п. Мурмаши.

Выборка: дети в возрасте 5 — 6 лет с ОНР III уровня в количестве 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек); дети в возрасте 4-5 лет с нормальным речевым развитием в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).

Объектом исследованияявляется лексический строй речи детей с общим недоразвитием речи 5 – 6 лет.

Предметом исследовании является особенности формирования лексики детей с общим недоразвитием речи 5 – 6 лет.

Гипотеза:Лексический запас детей старшего возраста с общим недоразвитием речи значительно отстаёт от возрастной нормы по количеству и качеству.

Методологическая основа: работы по изучению особенностей лексики детей с ОНР и созданию рекомендаций коррекционной работы О.Н.Громовой, Л.П.Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И.Лалаевой, Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, разработки методов словарной работы М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной.

Цель работы:Изучить особенности лексической стороны речи детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, наметить пути коррекционной работы.

Целью нашего обследования является выявление особенностей лексического развития детей пяти лет с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по особенностям формирования лексики у старших дошкольников с ОНР;

Подобрать диагностические методики и провести исследование лексического строя речи у детей старшей группы с ОНР и детей старшей группы с нормальным речевым развитием.

Анализ полученных результатов и выявление особенностей лексического строя речи у детей старшей группы с ОНР.

Разработать рекомендации для родителей и педагогов по развитию лексического строя речи у детей старшей группы с ОНР.

Группа детей была образована по следующим критериям:

одинаковый возраст (все дети, участвующие в экспериментальной работе, достигли старшего дошкольного возраста);

половая гетерогенность (в группе примерно одинаковое количество мальчиков и девочек);

адаптация к условиям ДОУ (на момент проведения эксперимента дети посещали ДОУ не менее полугода).

Выбор данной возрастной категории испытуемых определялся положением возрастной и педагогической психологии о том, что в период среднего дошкольного возраста имеются широкие возможности для развития речи и коррекции речевых нарушений.

В качестве диагностической методики исследования мы использовали методику обследования лексики, предложенную Акименко В.М.(Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. —45 с. — (Библиотека логопеда) и отобрали ряд заданий, которые наиболее информативно показывают уровень сформированности лексики. В результате отбора, у мы сформировали пять серий заданий которые включают в себя: исследование словаря существительных, исследование обобщающих понятий, исследование глагольного словаря, исследование словаря прилагательных, исследование подбора антонимов.

Исследование словаря существительных.

Эта серия включает в себя три задания.

Цель: выявить количественный и качественный объем словаря существительных.

Материал: 20 существительных женского, мужского и среднего рода, различных лексических групп: игрушки (кукла, мяч, мишка, заяц, матрёшка), домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза), овощи (картофель, морковь, капуста, свёкла, огурец), посуда (чашка, чайник, тарелка, ложка, вилка). Существительные соответствуют 20 предметным картинкам.

Процедура: исследование проводится в форме игры. Инструкция: «Мы вместе посмотрим на картинки, а ты назовёшь, что на ней нарисовано». Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.

Критерии оценки выполнения задания:

верный ответ – 1 бал;

неверный ответ — 0 баллов;

высшая оценка — 20 баллов.

Цель: исследовать сформированность называть профессии.

Материал: 5 существительных, обозначающих профессии людей (шофер, врач, повар, строитель, учитель). Существительные соответствуют 5 предметным картинкам.

Процедура: исследование проводится в форме игры. Инструкция: «Посмотри на картинку, и скажи кто на ней изображен». Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.

Критерии оценки выполнения задания:

верный ответ – 1 бал;

неверный ответ — 0 баллов;

высшая оценка — 5 баллов.

Цель: исследовать сформированность называть формы.

Материал: 5 геометрических фигур(треугольник, овал, круг, прямоугольник, квадрат). Геометрические формы соответствуют 5 предметным картинкам.

Процедура: исследование проводится в форме игры. Инструкция: «Посмотри на картинку, и скажи, что за фигура на ней изображена». Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.

Критерии оценки выполнения задания:

верный ответ – 1 бал;

неверный ответ — 0 баллов;

высшая оценка — 5 баллов.

Эта серия включает в себя одно задания.

Цель: исследование обобщающих понятий.

Материал: 10 групп существительных, обобщенных одной лексической группой (одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, транспорт, продукты, домашние животные, дикие животные). Все группы существительных соответствуют 10 предметным картинкам.

Процедура: исследование проводится в форме игры. Инструкция: «Давай поиграем в игру, которая называется «Скажи одним словом». Я буду показывать картинки, а ты одним словом то, что там нарисовано. Если правильно назовешь, то получишь фишку, а если неправильно, то фишка моя. У кого в конце игры окажется больше фишек, тот и выиграл». Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.

Критерии оценки выполнения задания:

верный ответ – 1 бал;

неверный ответ — 0 баллов;

высшая оценка — 10 баллов.

Исследование глагольного словаря.

Данная серия включает в себя два задания.

Цель: исследование глаголов движения.

Материал: 6 глаголов движения (прыгает, ползает, летает, скачет, бежит, плавает). Глаголы соответствуют 6 сюжетным картинкам.

Процедура: для обследования ребенку предлагаются простые сюжетные картинки, перед самостоятельным ответом ребенка, ему нужно показать пример. Инструкция: “Давай посмотрим на картинку. Как передвигается это животное?” (пример). Ответы детей заносятся в протокол.

Критерии оценки выполнения задания:

Смотрите так же:  Лечение отита у детей аугментин

верный ответ – 1 бал;

неверный ответ — 0 баллов;

высшая оценка — 6 баллов.

Цель: исследование глаголов криков животных.

Материал: 6 животных, которые издают крики (утка, мыль, лягушка, собака, свинья, корова). Животные соответствуют 6 предметным картинкам.

Процедура: для обследования используется предметная картинка с животным, перед самостоятельным ответом ребенка, ему нужно показать пример. Инструкция: «Как разговаривает кошечка?” (пример). Картинки предъявляются в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.

Критерии оценки выполнения задания:

верный ответ – 1 бал;

неверный ответ — 0 баллов;

высшая оценка — 6 баллов.

Исследование словаря прилагательных.

Данная серия включает в себя одно задание.

Цель: исследование словаря прилагательных.

Материал: 10 прилагательных, обозначающие названия цветов (красный, синий, зелёный, желтый, белый, черный, коричневый, серый, розовый, голубой). Прилагательные соответствуют 10 предметным картинкам.

Процедура: для обследования ребенку предлагаются картинки 10 различных цветов. Инструкция: “Какого цвета эта карточка?” Картинки предъявляются в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.

Критерии оценки выполнения задания:

верный ответ – 1 бал;

неверный ответ — 0 баллов;

высшая оценка — 10 баллов.

Исследование подбора антонимов.

Материал: 6 слов прилагательные (большой, длинный, тяжелый, высокий, веселый, чистый, хороший).

Процедура: обследование включает в себя 6 слов, направленные на исследование того как ребенок подбирает антонимы. Инструкция: «Я буду говорить слово, а ты должен сказать слово наоборот» . Ответы детей заносятся в протокол.

Критерии оценки выполнения задания:

верный ответ – 1 бал;

неверный ответ — 0 баллов;

высшая оценка — 7 баллов.

В начале мы провели обследование словаря существительных. Сравнение результатов обследования между двумя группами представлены в гистограмме 1.

Анализ показателей первой серии заданий показывает, что из детей контрольной группы высокий уровень получили 70% воспитанников, Средний уровень получили 30% воспитанников, и не один из воспитанников не получил низкий уровень.

Затруднение у детей контрольной группы вызвало название форм, так же они могли ошибиться в названии существительных некоторых лексических групп.

Из детей экспериментальной группы высокий уровень получил только один ребенок, 60% детей получили средний, и 30% получили низкий уровень.

Дети экспериментальной группы отказывались отвечать на некоторые вопросы. Не правильно называли некоторыея профессии и геометрические формы.

Таким образом, мы видим, что по результатам первой серии заданий дети экспериментальной группы показали средний уровень овладения словарем существительных.

Далее мы проводили обследование способности детей к обобщению. Сравнение показателей обоих групп представлены на гистограмме 2.

Анализ второй серии заданий показывает, что у детей контрольной группы навык обобщения слов хорошо развит, 80% детей получили высокий уровень выполнения заданий, а 20% детей получили средний уровень. Ни один из детей контрольной группы не получил низкий уровень.

Затруднения у детей были связаны, с обобщением некоторых лексических группы. Дети в большинстве случаев не нуждались в помощи взрослого, и не один из детей не отказался отвечать на вопрос.

У экспериментальной группы 60 % детей получили средний уровень, 30% детей получили высокий уровень, и 10 % низкий. Дети не правильно обобщали некоторые лексические группы предметов, требовался систематический контроль со стороны экспериментатора, а никоторые из детей отказывались отвечать на вопрос.

Таким образом, по результатам исследования второй серии мы видим, что дети с ОНР показали средний уровень владением обобщающих понятие.

3 серия заданий направлена на обследование сформированности глагольного словаря детей. Сравнение показателей группы детей с ОНР и детей с нормой речевого развития представлены на гистограмме 3.

Анализ результатов сформированносто глагольного словаря показал, что дети контрольной группы испытывали наибольшее затруднение при решении этой серии задач, чем в предыдущих.

Высокий уровень получили 40 % всех детей, 50 % получили средний уровень, а 10% детей получили низкий уровень.

Небольшое количество ошибок вызвало у детей называние глаголов движения, но при этом не было зафиксировано случаев отказа от выполнения задания. А вот название криков животных вызвало у тетей наибольшую трудность, некоторые дети даже отказывались отвечать на вопрос.

Дети из экспериментальной группы на протяжении всех двух заданий испытывали такие трудности, что и дети контрольной группы. Без контроля со стороны экспериментатора дети не могли справиться ни с одним заданием. Были зафиксированы отказы отвечать на вопрос.

Из детей экспериментальной группы никто не получил высокий уровень, 80 % детей получили средний уровень, 20% получили низкий уровень.

Такие результаты могут быть связаны с тем, что дети в силу возраста или из-за недостаточного количества контактов с окружающим миром не знают многих действий, и нечётко их дифференцируют.

Следующая серия заданий направлена на изучении уровня сформированности словаря прилагательных. Сравнение показателей группы детей с ОНР и детей с нормой речевого развития представлены на гистограмме 4.

Исследование результатов уровня сформированности словаря прилагательных показывают, что дети все дети из контрольной группы получили высокий уровень выполнения задания. Во время исследования дети быстро и точно давали ответы на заданный им вопрос.

Большая часть детей из экспериментальной группы также получила высокий бал выполнения задания. Дети быстро отвечали на заданный вопрос, только 10% детей допустили ошибку во время обследования.

Из анализа исследования мы видим, что детей с общим недоразвитием речи показали высокий уровень овладения словарем прилагательных.

Последняя серия заданий направлена на исследование подбора антонимов. Результаты исследования показаны в гистограмме 5.

Из результатов, представленных на гистограмме видно, что из детей с нормой речевого развития 90% справились с заданием, и получили высокий уровень. Только 10% детей допустили некоторые ошибки при подборе антонимов.

Дети из экспериментальной группы испытывали некоторые трудности при выполнении заданий. Эти трудности выражены в том, что в некоторых случаях вместо антонимов, дети подбирали синонимы. А так же при подборе антонимов подбирают слова — стимулы с частицей НЕ.

40% детей с общим недоразвитием речи получили высокий уровень, 50% детей получили средний уровень, а 10% низкий.

По результатам анализа методики, видно, что детям с общим недоразвитием старшего возраста 5 – 6 лет требуется коррекционная работа для развития лексического строя речи. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, и в трудностях актуализации словаря.

Дошкольники старшего возраста с ОНР понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Особенно большие различия между детьми с нормой речевого развития и у детей с ОНР наблюдаются при актуализации предикативного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР

Наталья Мокрецова
Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления.

Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.

Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления. Психическое развитие детей с нарушениями речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

У детей с ОНР часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:

— агрессивность, драчливость, конфликтность;

— повышенную впечатлительность, страхи;

— неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;

— повышенная обидчивость, ранимость;

— склонность к болезненному фантазированию.

Речевые особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР

Для детей с ОНР характерно:

позднее начало речи (3 — 4 года);

резкое ограничение словаря;

ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.);

дефекты звукопроизношения (все виды);

нарушение ритмико-слоговой структуры слова;

затруднение в распространении простых предложений и построении сложных.

Речь этих детей малопонятна.

Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения, резко падает.

Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

компоненты языковой системы «Условный эталон»

возрастной нормы развития детской речи

отсутствие общеупотребительной речи 2 уровень

зачатки общеупотребительной речи 3 уровень

развернутая фразовая речь с элементами лексико-граммати-ческого и фонетико-фонематического недоразвития.

Фразовая речь Простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

Фраза отсутствует; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями. Простая фраза из 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий.

Развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; активная речь – простые предложения, затрудняется распространять простые и строить сложные предложения.

Понимание речи Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи, и отношения. Ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов. Различаются некоторые грамматические формы и морфологические элементы языка. Приближается к норме; затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении лексико-грамматических структур, отражающих временные, пространственные, причинно–следственные связи и отношения.

Словарный запас Объем словаря до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.); чаще используют прилагательные – признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д., шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.); владеют словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево – деревянный, снег – снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.

Отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены. Значительно отстает от нормы; не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества.

Значительно возрастает, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Смотрите так же:  Дубровина и в формирование личности старшеклассника

Грамматический строй речи Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений. Фразы нет; пользуется корневыми словами, лишенными флексий. Не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны; смешение падежных форм, употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существительное); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существительных по числам. Правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных –окончаниях.

Звукопроизношение Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

Резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков.

Значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи. Улучшается, но могут оставаться все виды нарушений; характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Слоговая структура речи Нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах. Грубо нарушена, сокращение слогов от 2-3 до 1-2; ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных.

Нарушений меньше; в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, что и у детей 2-го уровня, особенно страдает звуконаполняемость слов.

Фонематическое восприятие Достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза – коса, поток – потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен; задания по звуковому анализу ребенку не понятны.

Не определяет позицию звука в слове; не может выбрать картинки с заданным словом, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов. Недостаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Связная речь Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный, выразительно читают стихотворения; умеют составить по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей. При пересказе текстов ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану. Обычно рассказ подменяется перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушается всякая связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание дается с большим трудом. Отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок в построении предложений.

Соотнесение состояния речи, выявленное на обследовании, с данными «условного эталона» возрастной нормы, позволяет учителю-логопеду установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

А сопоставительный анализ особенностей речи детей с 1-, 2-, 3-м уровнем ОНР речевого развития по структурным компонентам языковой системы позволяет увидеть динамику развития и достижения ребенка в процессе обучения, выбрать оптимальные методы и приемы работы на каждом этапе, предусмотреть усложнение речевого и учебного материала.

Основные направления работы по развитию речи с детьми 5-летнего возраста с ОНР:

Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;

• Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

• Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);

Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов;

• Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;

Развитие фонематического слуха.

Развитие мелкой моторики руки.

Наблюдаемые у детей с системными нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность нарушений речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей явля-ются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи). Особенностями поведения является незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л. Г. Соловьева, 1996).

В качестве средств общения детьми используются жесты и мимика. При наличии собственной речи использование вербальных средств общения затруднительно, т. к. речевая продукция детей остается вне их собственного контроля (Б. М. Гриншпун, 1999).

У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно. Как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 мин.

Наблюдение за процессом общения детей со взрослыми во время режимных моментов и в процессе различных видов деятельности показывает, что практически у половины детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях. Исследователи отмечают, что дети с ОНР используют в общении со взрослыми менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками, что соответствует нормальному онтогенезу средств общения (О. Е. Грибова, 1995; И. С. Кривовяз, 1995; Ю. Ф. Гаркуша и В. В. Коржавина, 2001).

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года» Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка другая формированием.

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ и детей с нормой раннего возраста Психофизические особенности у детей в норме. возраст от рождения до 1 года Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные.

Особенности аффективного поведения детей 6-летнего возраста В настоящее время все без исключения понимают важность и необходимость системы дошкольного образования. Огромная сеть дошкольных учреждений,.

Памятка для родителей «Психологические особенности детей 2–3 лет» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных.

Психологические особенности детей с отклонениями в поведении старшего дошкольного возраста К сожалению на сегодняшний день количество дошкольников, с девиантным поведением значительно увеличилось. Это происходит потому что увеличивается.

Русская здоровьесберегающая педагогика и анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6–7 летнего возраста На сегодняшний день проблемы воспитания здорового человека и сохранение здоровья учащихся остро стоят перед образовательными учреждениями.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия» Младший дошкольный возраст (3-4 года) является благоприятным для музыкального воспитания. Психологические особенности младших дошкольников.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста» Возраст детей 4 – 5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста – младшим и старшим, его можно назвать средним дошкольным.

Другие статьи

  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Во сколько нужно укладывать спать ребенка в 6 месяцев Во сколько укладывать ребенка спать? Природа сама за нас определила, сколько и кому нужно сна, особенно это касается детей. Если малыш пропускает время сна, то его организм начинает испытывать стресс, а из-за этого у ребенка может быть плохое настроение, кошмары, […]
  • Ночной энурез у детей 6 лет лечение Ночной энурез у ребенка 6 лет Если ребенок в 6 лет писается ночью, это становится ощутимой проблемой. В этот период малыш готовится к школе или уже ходит туда, поэтому ночное недержание мочи воспринимается им очень болезненно, как постыдное «клеймо», которое отличает […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]
  • Ребенок 3 месяца не спит ночью дольше Мой младенец спит всю ночь Проблемы с ночным сном в той или иной степени касаются 30% детей. Но по результатам различных опросов, проведенных в США, Канаде, Австралии и европейских странах, более 70% родителей хотели бы, чтобы их дети спали дольше и качественнее по […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]