Особенности развития внимания у детей с онр

Особенности внимания детей дошкольного возраста с ОНР

Левина Р. Е считала, что одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы.

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент.

У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.

Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Произвольное внимание формируется постепенно. Его развитие зависит от многих факторов: от состояния здоровья, от соблюдения режима дня, от требовательности ребёнка со стороны взрослого, от уровня развития интересов ребёнка, от его психической активности, от индивидуальных особенностей. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Возникновение произвольного внимания к концу дошкольного периода — важное психическое новообразование. Ребёнок ещё не может заставить себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.

Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы .

1. У дошкольников в норме преобладает непроизвольное внимание, вследствие несформированности мозговых структур, которые созревают к 12-13 годам. Произвольное внимание также зависит и от воспитательных процессов. Внимание детей основывается на привлекательности интересующих предметов, объектов, на положительных эмоциональных переживаниях. Поэтому воспитатели при обучении детей должны учитывать этот факт и дополнять учебный материал различными картинками, рисунками, использовать игровую деятельность.

Информация о ообразовании:

Анализ фронтального логопедического занятия, проведенного учителем – логопедом на логопункте СОШ №2
Занятие проводилось в классе на логопункте СОШ №2. Тема урока: «Дифференциация предлогов и приставок». Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей. Используемый материал доступен для детей. Цели занятия поставлены правильно. Методы и приемы подобраны продуманно .

Социальная помощь и защита прав ребенка
Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группы детей: 1.Дети-сироты, у которых умерли родители; 2.Дети, родители которых лишены родительских прав; 3.Дети, временно лишивш .

Как укрепить свою убежденность в необходимости учиться
Пока учеба доставляет вам удовольствие, проблемы не существуют! Но с наступлением темной полосы вы, не имея твердой убежденности, можете пойти по самому легкому пути – сдаться и махнуть на все рукой. Приведенные ниже рекомендации помогут вам найти подходящие для вас основания для продолжения обучен .

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Наблюдая за детьми в любой деятельности можно заметить, как меняется направленность глаз, выражение лица, включение ребенка в познавательную деятельность. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание.

Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план.

“Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира”. К.Д. Ушинский.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования, не только нам, взрослым людям, но и нашим воспитанникам. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать. Мы хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Наступает момент, и проблема подготовки детей к школе начинает волновать нас взрослых: специалистов, воспитателей, родителей.

Передо мной многие годы стоял вопрос, что нужно сделать, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в школе сложными задачами, чтобы качественная успеваемость моих выпускников стала выше. Изучение литературы, большой педагогический опыт и практика подсказали, что нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у детей высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения. Мы должны научить будущего школьника хорошо и быстро запоминать, размышлять, и тогда ребёнок сам может почувствовать, что такое внимание, разобраться, внимателен он или нет, понять, как необходимо в некоторых случаях владеть вниманием. Нужно постоянно думать о своих знаниях и мастерстве и, чтобы, владея педагогическими технологиями, добиваться поставленной цели в воспитании и обучении детей. Мы не должны надеяться на свой талант или вдохновение.

Рассмотрим особенности внимания у детей 5-7 лет.

У детей выделяют 3 основных вида внимания: непроизвольное (возникает без усилий воли, как бы само собой); произвольное (требует от ребёнка волевых усилий, ему приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что нужно делать); послепроизвольное (развивается в результате продуманной работы, когда у ребёнка возникает интерес, появляется увлеченность, вдохновение, снимается волевое напряжение). Одним из важных свойств является объём внимания – это количество объектов сознательно удержанных в сознании в короткий промежуток времени. Сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания. Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Итак: сосредоточение, устойчивость, переключение – положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства внимания.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твёрдость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешанностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике, грамматике у большинства нарушены в той или иной степени навыки конструктивной деятельности, память, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия.

Произвольное внимание формируется постепенно. Его развитие зависит от многих факторов: от состояния здоровья, от соблюдения режима дня, от требовательности ребёнка со стороны взрослого, от уровня развития интересов ребёнка, от его психической активности, от индивидуальных особенностей. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Возникновение произвольного внимания к концу дошкольного периода – важное психическое новообразование. Ребёнок ещё не может заставить себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.

Прежде, чем начать работу над развитием внимания, опираясь на личностно-ориентированный подход, я изучаю темперамент каждого ребёнка, учитываю особенности темперамента и влияние его на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнения детьми заданий, характер взаимоотношений между мною и детьми.

Дети с флегматическим типом сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности, они испытывают трудность в распределении внимания и медленно выполняют задания.

У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависят от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности в её выполнении.

Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание из-за неуверенности в себе.

Для выявления уровня внимания в начале и в конце учебного года провожу диагностику, включая следующие вопросы:

  • умение сосредотачиваться;
  • устойчивость внимания;
  • объём внимания;
  • переключаемость с одного предмета на другой;
  • распределение внимания;
  • проявляется ли рассеянность;
  • застревание есть или нет;
  • генерализация есть или нет.

Во время диагностики применяю ряд методик, вот некоторые из них: “Найди и вычеркни”, “Использование фигурных таблиц”, “Найди отличия” и др.

После проведения диагностики распределяю детей по подгруппам и составляю план коррекционных занятий для каждой подгруппы (цель, задачи, принципы, средства, методы, приёмы, прогнозируемый результат). Занятия провожу подгрупповые и индивидуальные.

У детей флегматического типа спокойно, доброжелательно выясняю, правильно ли понял ребёнок задание. Даю ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания, так как этих детей нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

Зная особенности холерического типа, начало занятия стараюсь продумывать так, чтобы внимание детей было сосредоточенным и устойчивым длительное время (проблемные вопросы, мотив и т.д.)

Детей меланхолического типа поощряю за инициативу, даю время высказаться, отмечаю положительные черты.

Основная цель коррекционной работы способствовать полноценному и личностному развитию ребёнка. Необходимо правильно понимать психолого-педагогическую позицию по отношению к детям; образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей с нарушениями речи. А развитие речи осуществляется в тесной связи с развитием высших психических функций и всей познавательной деятельности.

Смотрите так же:  Чем кормить 2х месячного ребенка

Система коррекционной работы включает следующие направления: развитие средств языка, развитие языковых особенностей, развитие коммуникативной функции речи. Коррекционные задачи направлены на преодоление отрицательных характерных особенностей и воспитание положительных черт общего и речевого поведения: умения вступать в контакт по собственной инициативе, поддерживать диалог с собеседником, внимательно вслушиваться в звучащую речь. А так же направлены на развитие психических процессов, связанных с произвольной деятельностью и оказывающих большое внимание на устранение речевых нарушений: направленность деятельности, сосредоточенность внимания и способность его к переключению и распределению, своевременное включение в деятельность, самостоятельность и ответственность за выполнение задания, умение довести начатое дело до конца в определенной последовательности и нужном темпе.

Работа по выполнению коррекционных задач приводит к совершенствованию свойств внимания, памяти, мышления, воображения и оказывает положительное влияние на устранение дефектов речи.

Коррекционно-воспитательную задачу нельзя считать выполненной на занятии только потому, что был использован интересный приём или игра на развитие внимания. Слежу за развитием внимания не только в игре, а на протяжении всего занятия. Учу детей внимательно вслушиваться в речь, замечать ошибки товарищей, исправлять их. То же самое делаю при развитии у детей самостоятельности, целенаправленности, собранности, усидчивости и т.д.

В своей работе я применяю эмоционально-окрашенные игры, задания, требующие постоянных волевых усилий, решение интеллектуальных задач, активное взаимодействие с объектом (рассматривание, изучение), переключение с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Подчиняю внимание детей сознательно поставленной цели и требованиям деятельности. А чтобы достичь поставленной цели, ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней.

В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 – 7 лет подчинять своё поведение собственной речевой инструкции. Для тренировки произвольного внимания необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностью другого.

Чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, и он сможет произвольно в течение длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах, их деталях и свойствах. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, поэтому на занятиях, в играх я применяю яркие, большие красочные предметы, игрушки, элементы различных театров. Для развития внимания использую компоненты (указания, словесные обозначения элементов, ситуаций). Учебные задания в отличие от игровых, как правило содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения.

Я выбрала в своей работе следующие способы формирования произвольного внимания:

  1. Ничего не позволять выполнять (делать) небрежно.
  2. Вызывать сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
  3. Увлекать интересной, трудной, но посильной игрой, чтобы формировать послепроизвольное внимание.
  4. Добиваться осознанности, значимости (дела, труда), чувства ответственности за него перед коллективом.
  5. Связывать внимание с требованиями дисциплины.
  6. Чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной путём переключения внимания на более лёгкие или более интересные виды деятельности.
  7. Добиваться быстрого переключения внимания с объекта на объект.
  8. Приучать детей заниматься в разных условиях.
  9. Создать четкий ритм, отличные условия в логопедическом кабинете.

Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т. д..

Внимание у детей развиваю соответствующей тренировкой в различных упражнениях, психологических играх, например: “Графический диктант”, “Незаконченные рисунки”, “Что произойдёт, если …”, “Запомни и повтори”, “Самый внимательный”, “Исправь ошибку”, “Небылицы”, “Наоборот”, “Четыре стихии” и др..

Для себя определила требования к проведению игр на развитие внимания:

  1. Игра выбирается не слишком трудная, не слишком лёгкая, соответственно задачам воспитания, уровню умственного развития.
  2. Необходимо знать цель, ход, свою роль в игре.
  3. Перед игрой создать игровое настроение.
  4. Сделать игру занимательной, создать условия для умственной активности.
  5. Особое внимание уделить обеспечению правил игры.

Работу по развитию внимания я провожу не только с детьми, но их родителями, воспитателями, специалистами (на родительских собраниях, семинарах, открытых логопедических занятиях). И все вместе мы достигаем хороших результатов.

На протяжении десяти лет я отслеживала качественную успеваемость своих выпускников, и она меня радует.

Вывод: надо учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Научить ребёнка подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.

Литература

  1. Б.С. Волков, И. Волкова. Задачи и упражнения по детской психологии, Москва, 1991г.
  2. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия, Москва, 1998 г.
  3. А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Психология детей дошкольного возраста, Москва, 1964 г.
  4. Я.Л. Коломенский. Человек: психология, Москва, 1986 г.
  5. А.А. Люблинская. Воспитателю о развитии ребёнка, Москва, 1972 г.
  6. Т. Б. Марцинковская. Диагностика психического развития, Москва, 1998 г.
  7. Е.М. Мастюкова. Лечебная педагогика, Москва, 1997 г.
  8. И. Осина. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста, ж. “Дошкольное воспитание” , № 4 – 1997 г.
  9. К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. Психология, Москва, 1973 г.
  10. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. Как научить ребёнка думать и говорить, Москва, 1996 г.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 01.05.2016

Статья просмотрена: 1106 раз

Библиографическое описание:

Богатырева А. В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 58-61. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/34/838/ (дата обращения: 27.02.2019).

В логопедии понятие «Общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования…. Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи». («Основы теории и практики логопедии». Под редакцией Р. Е. Левиной).

Психолого-педагогическое изучение детей с первичными формами речевой патологии выявляет различную степень нарушения у них не только речевых, но и познавательных функций.

Один из подходов в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М. Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцировано, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина. Несформированность познавательной сферы зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности ЦНС.

Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребёнка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.

Многолетний практический опыт показывает, что у детей коррекционных групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: низкая способность к запоминанию и воспроизведению вербального материала, неустойчивость внимания, недостаточное развитие способности к переключению, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, своеобразие словесно-логического мышления, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: необходимо параллельно с логопедической работой проводить с детьми коррекцию психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, мышление.

Внимание — один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности ребенка. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» К. Д. Ушинский.

Хорошее внимание — залог успешного обучения в школе. Ведь ребенок должен уметь сосредоточиться на объяснении педагога и выполнении задания, удерживать внимание достаточно длительное время, уметь переключать внимание с одного задания на другое.

Каковы же свойства и виды внимания и как в игровой форме развивать внимание?

Внимание иего развитие.

Объем это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1–5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.

Игра «Три задания»

Ход игры. Взрослый называет ребенку сразу три задания, которые ему предстоит выполнить: «Хлопни в ладоши; подпрыгни на месте; назови любую игрушку». Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество.

Оборудование. Карточки с геометрическими фигурами.

Ход игры. Взрослый называет несколько цифр (3–4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры.

Устойчивость это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Игра «Где чей домик?»

Оборудование: картинка с изображением семи разных животных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками.

Ход игры. Ребенку нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если ребенок не справляется, тогда разрешается использование вспомогательного материала (палец, карандаш и т.д).

Ход игры. Ведущий называет слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

Ход игры. Дети садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки «ладошки» поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Концентрация — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Смотрите так же:  Методика обучения и воспитания географии

Игра «Раскрась вторую половинку»

Оборудование: несколько наполовину раскрашенных картинок.

Ход игры. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т. д.).

Игра «Рисуем под диктовку»

Оборудование: листы в клетку и карандаши для каждого участника

Ход игры. Ведущий диктует графический диктант. Если дети слушали внимательно и выполняли все, что скажет ведущий, то у них должен получиться человек. (см. рис.1).

Распределение — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

Оборудование: альбомный лист с напечатанным крупно алфавитом, все буквы обозначены цифрами, например А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 и так до конца алфавита.

Карточка размером 15х6 см, где, числами закодировано слово.

Ход игры. Каждому ребенку выдается карточка с закодированным словом. Дети, пользуясь алфавитом, расшифровывают его.

Игра «Лови не лови».

Ход игры. Дети становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются — светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры. В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри. Игра заканчивается тогда, когда останется 2–3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями

Переключение — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Ход игры. Ведущий называет слова, когда он говорит «великаны», ребенку надо поднять руки вверх, «карлики» — присесть на корточки. Можно несколько раз подряд говорить только «карлики» или наоборот «великаны». Когда ребенок уже хорошо разберется в правилах игры, ведущий начинает его путать: говорит «карлики», а сам поднимает руки вверх.

Игра «Красно-черные таблицы»

Оборудование: таблицы с числами или буквами красного и черного цвета, порядок которых постоянно меняется.

Ход игры. 1 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа (буквы) черного цвета по порядку от 1 до 12 (от а до л). 2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа (буквы) красного цвета в обратном порядке от 12 до 1 (от л до а). 3 этап — необходимо искать поочередно числа (буквы) черного цвета в прямом порядке и числа (буквы) красного цвета в обратном.

Виды внимания:

Вид внимания

Игры на развитие внимания

Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Главная > Реферат >Психология

Ставропольский Государственный педагогический институт

Факультет специальной педагогики

Кафедра специальной психологии

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

студентки 2 курса

Даниловой Дарьи Николаевны

Слюсарева Елена Сергеевна

Работа допущена к защите Дата защиты « »_______2007г.

Зав. Кафедрой_________ Оценка «____________»

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития процесса внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 6

1.1. Психологические и психофизические механизмы развития внимания……………………………………………………………………. 6- 13

1.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………. 14 — 21

Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей с ОНР II уровня…………………………………………………………………….…. ….22

2.1 Организация и методики эксперимента………………………..22 — 29

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования….….30 — 40

В обществе происходят большие изменения, которые оказывают влияние на развитие детей и диктуют новые требования к их обучению и воспитанию.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающему миру и действиям, производимым самим ребёнком. Ребёнок дошкольного возраста сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока его интерес не угаснет.

Проблема внимания традиционно считается одой из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.

Высокую оценку внимания можно отметить в исследованиях многих авторов: А. А. Осипова, Н. Ф. Добрынин, И. Л. Баскакова, Выготский Л.С., 1982; Дубровинская Н.В., 1985; Лукашевич И.П. 1998; Матюрина Т. М, 1994; Фарбер Д.А. и др); понятие о внимании как универсальной неспецифической основе любого успешно протекающего психического процесса (Русалов В.М., Мекаччи Л., 1973); как сложной функциональной организации, имеющей определенную физиологическую базу (Рыбалко Е.Ф., 1985); представления о том, что структуры мозга, отвечающие за реализацию разных свойств внимания, формируются в онтогенезе длительно и гетерохронно (Аристова Т.А., 2000; Дубровинская Н.В., 1985; Лукашевич И.П. 1998; Фарбер Д.А., 1969, 1983, 1991, 1997); положения о системном подходе к анализу мозговых механизмов высших психических функций (Лурия А.Р., 1973; Хомская Е.Д., 2001); представления о важности межполушарной интеграции для успешной познавательной деятельности (Князева М.Г., Фарбер Д.А., 1996); концепции о синдроме дефицита внимания, как наиболее распространенном нарушении развития в детском возрасте (Бадалян Л.О., 1993; Уэндер П., Шейдер Р., 1998); изучением внимания у дошкольников с нарушениями речи (Т. С. Овчинникова, 1996).

Анализ современной научной литературе по проблеме показывает, что проблема развития внимания детей с нарушениями речи изучена недостаточно полно. В связи с актуальностью данной проблемы нами была выбрана тема исследования, цель которого — изучить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Объект – внимание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет — особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Гипотеза – состоит в предположении, что внимание у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации коррекционно — развивающей работы.

Провести теоретический анализ литературы по проблеме.

Разработать критерии и подобрать методы диагностики внимания.

Изучить специфику особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием II уровня.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: изучение и теоретический анализ учебно-методической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, качественные и количественные методы анализа результатов исследования.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 6 и МДОУ №54 г. Ставрополя. В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и 10 детей с нарушениями речи (ОНР II уровня).

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме, формирование цели, задачи рабочей гипотезы, подбор и адаптация методик.

Второй этап – проведение эксперимента, цель которого – выявление особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Третий этап – интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития процесса внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Психологические и психофизические механизмы развития внимания

Внимание – это один из познавательных процессов, осуществляющий отбор нужной информации и обеспечивающий избирательные программы действия, а так же сохранения постоянного контроля за их протеканием.

Его можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующие динамические особенности познавательной деятельности. Внимание — это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств.

Физиологический механизм внимания сложен. И. П. Павлов выделил ориентировочный рефлекс, который является врождённым у людей, ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей. Ориентировочный рефлекс не может объяснить всей сложности произвольного внимания человека, которое развивалось в процессе трудовой деятельности и приобрело новые условнорефлекторные механизмы. Понять физиологическую основу внимания помогает открытое И. П. Павловым явление оптимального очага возбуждения (22).

На мозг действует масса раздражителей, под влиянием которых в коре больших полушарий мозга возникает множество очагов возбуждения, различных по силе. По закону отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит другие участки коры (24).

Изучая физиологическую деятельность мозга, А. А. Ухтомский создал учение о доминанте. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе не равномерно. Доминанта отличается от оптимального очага возбуждения тем, что он обладает повышенной устойчивостью. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять сосредоточенность человека на каком – либо предмете или явлении. Сильная концентрация внимания связана со страстной любовью к делу, с глубоким интересом к чему-либо (22).

Механизмом возникновения оптимального, или доминирующего, очага возбуждения при постановке какой-либо цели будет взаимодействие первой и второй сигнальных систем, осуществляемое путём избирательной иррадиации возбуждения из речевой сигнальной системы в первую.

Следовательно, физиологическим механизмом внимания является доминирующие очаги возбуждения, которые под действием посторонних возбуждений усиливаются. Первоначально проблема внимания была впервые разработана в рамках психологии сознания, и основной задачей являлось исследование внутреннего опыта человека. Исторически внимание принято определить как направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах. Но не все феномены связаны с сознанием. Н. Н. Ланге полагал, что в сознании есть как бы одно ярко освещенное место, удаляясь от которого психологические явления темнеют и бледнеют, всё менее сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени (17).

Существует несколько классификаций видов внимания Т. Рибо, Н. Н. Ланге, У. Джемса, В. Вундта, Н. Ф. Добрынин, Д. Стюарта, Т. Рида.

Н. Ф. Добрынин (1938) предлагал упорядочить все известные формы внимания по изменению активности субъекта, выделяя три участка (10):

1) все формы непроизвольного внимания

2) произвольное, волевое внимание

3) спонтанное внимание, то есть послепроизвольное внимание

Л. С. Выготский рассматривал внимание как способ регулирования своих действий и поведения. Он выделял две линии – натурального и культурного развития. Линию натурального развития он связывал с органическим процессом роста и созревания нервного аппарата. Линию культурного развития – с развитием социального взаимодействия и использованием опосредующих стимулов для создания возможности «овладения» самими процессами внимания. Идеи Выготского нашли своё продолжение и развитие в теории П. Я. Гальперина. Он считал, что внимание – это продукт развития внешней, предметной, развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму (11).

У. Джеймс, опираясь на взгляды предшественников, различал виды внимания по трём основаниям (чувственные, умственные, переживание усилия) и выделял шесть видов внимания:

1) Непроизвольное, непосредственное, чувственное

2) Непроизвольное, опосредованное, чувственное

3) Непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное

4) Непроизвольное, опосредованное, интеллектуальное

5) Произвольное, опосредованное, чувственное

6) Произвольное, опосредованное, интеллектуальное

В традиционной, классической психологии сознания ведущей является классификация, истоки которой находят ещё у Аристотеля. Однако полное описание всех свойств и разновидностей было выделено только в 18 столетии (9).

Отношения человека к предметам и явлениям появляются в произвольном, непроизвольном и послепроизвольном видах внимания, которые в свою очередь делятся на подвиды. Феноменология внимания настолько обширна, что разделения только а произвольное и непроизвольное явно недостаточно.

Смотрите так же:  Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте

Основание разграничения непроизвольного и произвольного внимания заключается в несоответствии первого и соответствии второго целям или намерениям субъекта.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на предмете (32).

Этот вид внимания тесно связан с волей, волевым усилием. У ребёнка произвольное внимание проявляется в игре и при выполнении отдельных трудовых поручениях.

Произвольное внимание возникает, когда ставится цель, выполнение которой требует сосредоточенности. В преддошкольном возрасте сосредоточение внимания на предмете неустойчиво: ребёнок не может распределить внимание, переключение внимания происходит в значительной степени непроизвольно (26).

Особенности развития внимания у детей с онр

Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Согласно исследованиям Р.Е. Левиной общее недоразвитие речи с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом является такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

При этом данная группа детей имеет неоднородный характер речевых и психических нарушений и условно делится на:

1 уровень -характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок — «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка — «де» и т.д.

А) Активный словарь в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированные.

Б) Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразовая речь почти полностью отсутствует.

В) Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована.

2 уровень — характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестом, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

На этом уровне речевого развития возможна более точная характеристика звуковой стороны речи. Можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, количество последних нередко достигает 16-20. Нарушенными чаще всего оказываются звуки с, с з, з ц, ш, ж, ч, щ, л, р, р, б, б, д, д, г, г.

А) Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (преимущественно качественных) прилагательных и наречий.

Б) Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, однако эти попытки чаще всего оказываются неудачными.

В) На втором уровне речевого развития дети начинают пользоваться фразой.

Г) Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм.

Д) Произношение звуков и слов, как правило, нарушено резко. Легко обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом.

3 уровень — характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма, которые будут охарактеризованы в специальной главе.

В устной речи детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, обнаруживаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях развития речи.

А) На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги.

Б) Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка — ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

В) В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные).

Г) У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Д) Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера, стоящих в прямой зависимости от уровня развития речи.

Левина Р. Е считала, что одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет тенденцию к снижению в процессе работы.

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент.

У детей с общим недоразвитием речи ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.

Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно. Его развитие зависит от многих факторов: от состояния здоровья, от соблюдения режима дня, от требовательности ребёнка со стороны взрослого, от уровня развития интересов ребёнка, от его психической активности, от индивидуальных особенностей. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи позволил обобщить особенности развития произвольного внимания у детей исследуемой категории:

1. У дошкольников в норме преобладает непроизвольное внимание, вследствие несформированности мозговых структур, которые созревают к 12-13 годам. Произвольное внимание также зависит и от воспитательных процессов. Внимание детей основывается на привлекательности интересующих предметов, объектов, на положительных эмоциональных переживаниях. Поэтому воспитатели при обучении детей должны учитывать этот факт и дополнять учебный материал различными картинками, рисунками, использовать игровую деятельность.

Для формирования произвольного внимания у дошкольников необходимо развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объем. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка. А также развивать мышление, восприятие, память, воображение. Развитию произвольного внимания предшествуют формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Произвольное внимание интенсивно развивается к 7 годам и является важным условием организации учебной деятельности в школе.

2. Внимание у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. Это неустойчивость внимания, которая ведет к низкой продуктивности выполняемой работы. Неспособность долго сосредоточиться на выполнении какого-либо задания, максимальная концентрация внимания 5-10 минут. Дети быстро утомляются, любой раздражитель может отвлечь их от выполняемой работы. Детям также трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Сложности в одновременном выполнении нескольких действий.

3. Для развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо использовать различные упражнения, которые способствуют повышению таких качеств внимания, как объем, продуктивность, распределение и переключаемость, устойчивость, концентрация.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]