Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с зпр

Особенности развития детей с ЗПР

18 Октября 2016 12:10

Количество просмотров: 734

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.

ЗПР практически всегда сопряжена с проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка

Можно выделить следующие причины возникновения ЗПР:

Неблагоприятное течение беременности:

  • болезни матери во время беременности (краснуха, грипп);
  • хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • токсикозы, особенно второй половины беременности;
  • токсоплазмоз;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

  • травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
  • асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

  • педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы
  • инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте;
  • наследственная предрасположенность.
  • длительная изолированность ребенка от общества;
  • неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.

Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребенок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. в тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается редко.

Ролевое поведение отличается импульсивностью. Например, ребенок собирается играть в «больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красивые атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована никак совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.
На занятиях дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом.

Дети с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность,
Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
Таким образом у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания:

на ощущение, восприятие, память, мышление.
В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей складывается низкая самооценка

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии — при выполнении задания учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети плохо запоминают материал, малоактивны на занятиях, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению с нормой.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной. Возникают серьезные трудности в усвоении школьной программы, многие дети становятся неуспевающими. Проблема школьной дезадаптации может быть во многом решена при условии раннего выявления и корректив ЗПР в дошкольном возрасте,т. к. в этот период психика наиболее пластична.

Одной из важных задач коррекции детей с задержкой психического развития является — развитие мелкой моторики кистей рук , что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  • Лепка из глины и пластилина (из снега — зимой, летом из песка и камешков).
  • Рисование, раскрашивание картинок.
  • Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Конструирование.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  • Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
  • Нанизывание бус и пуговиц.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
  • Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).
  • «Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития является дидактическая игра, то есть игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.

-Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

-Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

-Речь самого воспитателядолжна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения.

Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития.

  1. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально
  2. Упражнения повторяются 5 — 6 раз.

Коррекция внимания

  1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
  2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
  3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
  4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
  5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
  6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
  7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
  8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

  1. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
  2. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
  3. Развивать прочность запоминания.
  4. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
  5. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
  6. Работать над увеличением объема памяти

Коррекция ощущений и восприятия

  1. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
  2. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
  3. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
  4. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  5. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
  6. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом
  7. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

Коррекция речи

  1. Формировать коммуникативные функции речи.
  2. Учить дифференцировать звуки речи.
  3. Расширять пассивный и активный словарь.
  4. Формировать диалогическую речь.
  5. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

Коррекция мышления

  1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
  3. Учить выделять главное, существенное.
  4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
  5. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

Коррекция эмоционально – волевой сферы

  1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.
  2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
  3. доводить начатое дело до конца.
  4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
  5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.
  6. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
  7. Вырабатывать положительные привычки поведения.
  8. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
  9. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Статья по теме:
«Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР»

Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением:

— замедление процесса переработки поступающей информации;

— снижена скорость выполнения перцептивных операций;

— замедленный темп формирования целостного образа предмета.

Предварительный просмотр:

Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР

Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность.

Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Различие между детьми с задержкой психического развития и их нормально развивающимися сверстниками становится всё более выраженным по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия.

Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещённость, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов. Эти особенности были отчётливо выявлены в исследовании, проведённым П.Б Шамным.

Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентирования в свойствах предметов.

Если на ребёнка с задержкой психического развития одновременно действуют несколько факторов, затрудняющих восприятие, то результат оказывается значительно худшим, чем это можно было предположить, исходя из их независимого действия. Правда, взаимодействие неблагоприятных условий имеет место и в норме, но оно не столь значительно.

Также дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Замедленный темп формирования целостного образа предмета, находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.

Замедленность процессов восприятия, несомненно, должна учитываться при обучении детей с ЗПР (при объяснении материала, показе картинок и т.д.).

Дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный карандаш»), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

Таким образом, зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с ЗПР, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.

На основе анализа клинико-психолго-педагогической литературы по проблеме таких авторов как Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, В.В. Лебединский, Т.А Власова, В.И. Лубовский, можно сделать вывод, что у детей с задержкой развития скорость выполнения ряда перцептивных операций ниже, чем у нормально развивающихся. Кроме того, им свойственны недостатки ориентировочной деятельности и в отдельных случаях — выбор неэффективной стратегии решения перцептивной задачи. Пониженные по сравнению с нормой показатели опознания отчасти могут быть истолкованы как признак некоторой недостаточности памяти. Повышенное взаимодействие интерферирующих факторов означает, что дети с ЗПР если не видят, то по крайней мере замечают гораздо меньше окружающих зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Естественно, снижение скорости перцептивных операций должно отражаться на эффективности работы ребенка в ходе учебного процесса и на его продуктивности и лабораторных условиях при исследовании мышления и памяти. Очевидно, что дети с задержкой развития нуждаются в специфической помощи, которая позволила бы им компенсировать недостатки зрительного восприятия. Для них требуется более длительное время на ознакомление с наглядными пособиями. Зрительно воспринимаемый материал, предназначаемый для этих детей, должен содержать небольшое число деталей, сопровождаться дополнительными комментариями, облегчающими объединение отдельных элементов материала в интегральный образ.

Снижение эффективности восприятия неизбежно ведет к относительной бедности и недостаточной дифференцированности зрительных образов-представлений. В свою очередь, недостаточность сенсорных представлений ограничивает возможности наглядного мышления ребенка, так как они в значительной мере поставляют материал для такого мышления. Таким образом, постоянный дефицит перцептивной информации должен приводить (в отсутствие адекватной компенсации) к усугублению вторичного отставания в умственном развитии.

Смотрите так же:  Почему ребенок засыпает под фен

Первые тревоги в отношении развития детей возникают обычно, когда они начинают учиться в школе. Это проявляется в трудностях освоения навыков письма, чтения, счета и т.д. Однако на самом деле большинство этих проблем начинается намного раньше, еще в детском саду некоторые дети вызывают настороженность родителей и воспитателей. Необходима ранняя диагностика развития детей, особенно тех, кто испытывает трудности в обучении и вызывает тревогу у родителей и педагогов.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе. Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развития зрительного восприятия не имеют четких количественных и возрастных нормативов, что не позволяет применять их широко в практической работе: при диагностике функционального развития и разработке мер специфической коррекции.

Создание принципиально новых тестов, как показывает мировой опыт, — задача весьма длительная, однако модификация лучших зарубежных образцов позволяет ее решить. Одним из тестов, наиболее широко применяемых во всем мире для определения уровня зрительного восприятия, является комплексный тест M.Frostig. Наиболее широко применяемые в России для определения уровня зрительного восприятия — это методики С.Д.Забрамной.

При работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение способностей при выполнении заданий, требующих зрительного восприятия. Во многих случаях эти трудности неисправимы и связаны с мозговыми повреждениями, иногда они являются результатом функциональной незрелости ребенка или результатом его недостаточного сенсорного развития. Вовремя выявить трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать их — решению этой задачи и способствуют данные методики, которые можно использовать:

— для определения готовности ребенка к школьному обучению;

— для раннего прогнозирования трудностей обучения;

— для определения специфических и индивидуальных мер коррекции до школы;

— для диагностики причин школьных трудностей;

— для разработки индивидуальных программ коррекционного обучения.

Раннее выявление трудностей развития зрительного восприятия предоставляет широкие возможности для коррекции, предупреждая образование проблем, вытекающих одна из другой.

Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР

Отличительные особенности развития зрительного восприятия дошкольников с ЗПР

Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это в взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долго оказывается неполноценным.

Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Различия между детьми с задержкой психического развития и их, нормально развивающихся сверстников становится всё более выраженным по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия.

Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещённость, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов. Эти особенности были отчётливо выявлены в исследовании, проведённым П.Б Шамным.

Если на ребёнка с задержкой психического развития одновременно действуют несколько факторов, затрудняющих восприятие, то результата оказывается значительно худшим, чем это можно было предположить, исходя из их независимого действия. Правда, взаимодействие неблагоприятных условий имеет место и в норме, но оно не столь значительно.

Особенности восприятия детей с задержкой психического развития обусловлены также и нарушением функции поиска. Если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это отчасти отмечается тем, что замедленность опознавания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающее его пространство. Сказывается также отсутствие методичности поиска.

Имеются также данные, указывающие на то, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Замедленность процессов восприятия, несомненно, должна учитываться при обучении детей с ЗПР (при объяснении материала, показе картинок и т.д.).

Таким образом, зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с ЗПР, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.

Для дошкольников

  • Главная
  • Школа
  • Задержка психического развития у дошкольников

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы — «Психолого-педагогической диагностикой и коррекцией особенностей восприятия у дошкольников с задержкой психического развития». В своей работе вы, также как и я, встречаете детей с задержкой психического развития. Поэтому тема, я думаю, актуальна и для вас.

Давайте вспомним что же такое восприятие? Восприятие — сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки, пропевания или проговаривания соответствующих звуков, играющих важную роль в том, чтобы установить наиболее существенные особенности звукового потока.

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Слуховое восприятие — это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу.

Осязательное (тактильное) восприятие является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление) .

Итак, восприятие — это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. На самом деле восприятие целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления, того что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Какие же особенности восприятия у дошкольников с ЗПР?

У этих детей снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

В отличие от детей с нарушением интеллекта дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок не может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный карандаш», хотя сам цвет называет.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Чтобы определить уровень развития восприятия, можно предложить детям следующие задания:

— определить направление и конец пути предмета на линиях – лабиринтах;

— найти среди похожих данный предмет;

— сказать, чего не хватает на рисунках;

— найти, какие предметы спрятаны в рисунках;

— собрать пирамидку правильно и неправильно собранную педагогом;

— найти подходящую заплатку к коврику;

— составить картинку, разрезанную на четыре части;

— угадать, что звучало за ширмой (например, переливание воды из стакана в стакан, шорох бумаги) ;

— определить, какой музыкальный инструмент звучит за ширмой;

— отбить ритм по образцу педагога;

— определить, откуда доносится звук;

— сказать слово громко, тихо;

— сказать фразу высоким, низким голосом;

— узнать на ощупь, какой предмет лежит в мешочке;

— определить с закрытыми глазами, до какой части тела дотронулся педагог;

— определить с закрытыми глазами сколько раз дотронулся педагог до руки, спины;

— определить с закрытыми глазами, какую фигуру нарисовал педагог на коже ребенка;

— показать правую (левую) руку (ногу, ухо) у себя и педагога, стоящего напротив;

— отгадать с закрытыми глазами, из какого материала сделан предложенный предмет.

Хочу отметить, что для диагностики данного психического процесса нужно давать материал, знакомый детям. Нельзя, например, поиграть за ширмой на бабалайке, если дети не знают что такое балалайка и как она звучит. Мы можем взять бубен, барабан, погремушку.

В результате диагностики у детей моей группы было выявлено, что 38, 6% детей успешно справились с предложенными заданиями, 28, 1% — имели трудности при выполнении заданий, 33, 3% детей не правились с предложенными заданиями.

Учитывая то, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех видов восприятия, мной была разработана система дополнительных занятий для коррекции данного психического процесса. Данные занятия включали в себя задания и игры, направленные как на развитие зрительного восприятия, предлагаемые Я. О. Микфельд в программе по профилактике оптической дисграфии и дислексии, так и на коррекцию слухового и тактильного восприятия. Вся система включала в себя 12 занятий, учитывающих уровень развития и тип ведущей деятельности дошкольников. Проводились данные занятия 1 раз в неделю в течение 3 месяцев.

Следует отметить, что содержание заданий, предлагаемых детям, постоянно усложняется. И в качестве основных средств обучения использовались дидактические игры.

Система занятий для коррекции восприятия у дошкольников с ЗПР включала в себя задания, которые дети выполняли за столами, а также подвижные игры, помогающие сменить вид деятельности ребят и разнообразить коррекционные занятия

Пример одного из занятий перед вами: здесь вы видите названия игр, коррекционные задачи к каждой игре и оборудование, необходимое для проведения занятия.

1 «Чего не хватает? » Развитие зрительное восприятия Лист № 6 для каждого ребенка, цветные карандаши

2 «Что перепутал художник? » Развитие зрительное восприятия Лист № 7 для каждого ребенка, цветные карандаши

3 «Разложи фигуры» Развитие зрительной памяти Набор фигур

4 «Бег по сигналу» Развитие слухового восприятия Бубен

5 «Узнай фигуру на ощупь» Развитие тактильного восприятия Набор геометрических фигур из бархатной бумаги или картона

Коротко остановлюсь на описании содержания коррекционной работы. Совершенствование зрительного восприятия предметов предусматривает: зрительное восприятие формы; цвета; размера; а также совокупности признаков предметов.

В качестве основных упражнений используются: «Найди одинаковое», «Запомни картинки», «Сложи фигуру из палочек», «Чего не хватает? », «Разложи фигуры», «Что изменилось? », «Дорисуй животное» и т. д.

Развитие слухового восприятия включает в себя несколько этапов:

Угадывание звучащего предмета, инструмента, мелодии; дифференциация акустически далеких изолированных звуков; дифференциация акустически близких изолированных звуков;

восприятие групп звуков;

дифференциация тонких акустических различий звуков.

На этом этапе используются следующие виды упражнений и заданий: «Бег по сигналу», «Отгадай, кто позвал», «Повтори, не ошибись», «Скажи наоборот» и т. д.

Развитие осязательного восприятия включает в себя: дифференциация предметов по форме; дифференциация предметов, изготовленных из разных материалов, сравнение предметов по размеру на ощупь (одинаковой формы, но разного размера, сравнение предметов по весу. Используются следующие виды упражнений: «Узнай фигуру на ощупь», «Чудесный мешочек», «Перышко и стул», «Тренируй чувствительность», «Узнай, по какой поверхности прошел» и т. д.

Уровень развития восприятия после проводимых коррекционных занятий:

высокий уровень показали 73, 7 % детей (увеличение на 45, 1%) ;

средний уровень – 14% (снижение на 14, 1%) ;

низкий уровень 12, 3% (снижение на 21%).

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод: сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств о предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Эффективность диагностики и коррекции восприятия у старших дошкольников с ЗПР зависит от следующих условий:

— учета структуры познавательных процессов у дошкольников с ЗПР;

— использования основных средств коррекции — дидактических игр;

— постепенное усложнение содержания задач и заданий, предлагаемых детям.

Прикреплённые файлы:

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память.

У дошкольников с ЗПР страдает мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи дошкольника, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с ЗПР. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.

Основной целью работы логопеда является формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.

Работая с дошкольниками с ЗПР, я выявила у них низкий уровень мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками. В этом возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту и позволяют в короткий срок улучшить моторику рук, что соответствует целевым ориентирам в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Предлагаю вашему вниманию мои пособия по развитию мелкой моторики:

I. Игры с прищепками:

Цели: развитие памяти, речи, мелкой моторики, координации движений.

Логопед говорит, что солнышко целый день было вместе с детьми, надо его отблагодарить и прикрепить прищепки – «лучики».

2. «Ёжик», «Морская рыбка».

Цель: развитие движений пальцев рук, двигательной памяти, выделение определённого заданного цвета.

Логопед предлагает ребёнку прицепить «колючки» ёжику, плавники и хвостик рыбке. Можно оговорить в задании, брать прищепки определённого цвета.

3. «Накорми животных».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, мышления, речи.

Цель: развитие движений пальцев рук.

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, соотнесение цветов, дифференцирование животных Юга и Севера.

II. Игры с крышками:

1. «Кто живёт на цветке».

Цель: развитие мелкой моторики, выделение определённого заданного цвета.

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук.

Логопед предлагает ребёнку посмотреть, кто поплывёт с ним на занятие.

III. Игры с пуговицами:

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, закрепление восприятия цветов.

Логопед предлагает ребёнку помочь гусенице-растеряше прикрепить все кружочки на нужную пуговицу.

2. «Цветочная поляна».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

Смотрите так же:  Можно ли уменьшить доли детей

3. Игра «Колючий ёж».

Цель: развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает ребёнку погладить ежа, почувствовать какой он колючий, также можно взять («ёжик принёс подарки») \подарить ёжику гриб и яблоко.

4. Игра «Новогодняя ёлка».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, внимания.

Логопед предлагает ребёнку украсить новогоднюю ёлочку.

IV. Игра «Волшебные камушки».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, воображения, закрепить восприятие цветов.

Логопед показывает ребёнку разноцветные камушки и камни, с нарисованными мордочками, и предлагает выложить нужные фигуры.

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук.

Логопед предлагает ребёнку открыть молнии и посмотреть, что или кто там прячется.

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

12. Сиволапов, С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С. К. Сиволапов // Дефектология. — 1988. — № 2. — С. 3—10.

13. Слепович, Е. С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 68—72.

14. Стрекалова, Т. А. Особенности наглядного мышления старших дошкольников с ЗПР / Т. А. Стрекалова // Дефектология. — 1987. — № 1. — С. 64—69.

1. Этиология и классификации задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:

1) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы.

2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми.

3) Частично сформированная ведущая деятельность возраста.

К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.

Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.

Изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) — Курсовая работа , страница 1

II деление памяти по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная) ;

III деление памяти по характеру участи воли в процессах запоминания:

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды памяти.

Мгновенная память по определению Р. С. Немова, это память – образ, она связана с непосредственным отражением информации только что воспринятой органами чувств без какой-либо переработки полученной информации. Ее длительность 0,1- 0,5 секунд.

Кратковременная память обеспечивает сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают. Длительность удержания мнемических следов составляет примерно 20 секунд (без повторений) . Из мгновенной в кратковременную память попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание .

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведение этой памятью определяется задачей, которая поставлена перед человеком и рассчитан только на решение данной задачи.

Долговременная память, по мнению Р. С. Немова, способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности. Знания эти хранятся в обобщенном и систематизированном виде. .

Благодаря генетической памяти, организм передает от поколения к поколению свои наследственные признаки. Как пишут Н. Николов, Л. Д. Столяренко и Р. Нешев, генетическая память у человека – единственная на которую нельзя оказывать влияние через обучение и воспитание. .

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведения различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков. А. В. Петровский подчеркивает важность значения двигательной памяти в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, так же как и навыков ходьбы, письма и т.д. . Признаком хорошей двигательной памяти, является физическая ловкость и сноровка.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память.

В наибольшей степени у всех людей проявляется слуховая и зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая – с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков. Роль осязательной, обонятельной и вкусовой памяти в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностью связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Эмоциональная память – память на чувства, переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала – то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный период.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Одной из важнейших характеристик этой памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая воспринята (дословно) и может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами) . Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в условии знаний учащимися в процессе учения.

Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. .

В произвольной памяти процессы запоминания и воспроизведения А. В. Петровский характеризует как специальные мнемические действия, то есть человек ставит перед собой цель, что-то запомнить или воспроизвести, направляет свою активность на достижение цели .

память познавательный задержка психический

Непроизвольное запоминание готовит почву для произвольного. А в дальнейшем вступает с ним в сложные связи, которые по убеждению П. И. Зинченко, составляют основное содержание развития памяти. .

Все типы памяти находятся в тесно взаимосвязи. Без кратковременной памяти невозможно функционирование оперативной и долговременной. Работа словесно-логической памяти без определенно сложившейся системы образов-представлений зрительного, слухового, осязательного характера.

Процессы памяти

Кроме видов памяти выделяют еще и ее процессы. В качестве основания при этом рассматривают различные функции, которые выполняет память в жизни и деятельности человека. У разных людей эти функции развиты не одинаково.

Например, есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Другие же наоборот, быстро запоминаю, но и быстро забывают то, что когда то запомнили.

У этих людей наиболее сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Таким образом, к процессам памяти многие исследователи и психологи относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывания материала.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация ранее воспринятого материала.

Сохранение – это процесс удержания заученного материала в памяти. С точки зрения физиологии, это поддержание ранее установленных связей в мозгу путем подкрепления.

Забывание – это процесс полной или частичной утери материала, хранящегося в памяти. Физиологической основой забывания является торможение временных связей.

Эти процессы в структуре памяти необходимо, как утверждает Р. С. Немов, рассматривать в единстве. Таким образом можно сказать, что память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс..

Задержка психического развития у детей

Особенностью задержки психического развития (ЗПР) явля­ется качественно иная структура интеллектуальной недостаточ­ности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

Кроме того, в отличие от олигофрении, у детей с задержкой психического развития отсутствует инертность психических про­цессов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной дея­тельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близ­ком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от де­тей с умственной отсталостью.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная актив­ность.

Особенностью психического развития детей с задержанным развитием в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти.

В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узна­вании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смы­словой образ.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с задерж­кой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторньгх нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей.

Таким образом, одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность об­разования связей между отдельными перцептивными и двига­тельными функциями.

Одной из характерных особенностей детей с задержкой в раз­витии является отставание в формировании у них пространст­венных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела.

29Кроме того, в дошкольном возрасте у них чаще, чем у нор­мально развивающихся сверстников, наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность.

Характерным признаком детей с задержкой психического раз­вития является недостаточность у них тонкой моторики.

При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические наруше­ния и расстройства артикуляции.

Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания.

Одной из часто встречающихся особенностей нарушений вни­мания у детей с задержкой психического развития является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной рабо­ты может отмечаться отставание в развитии мыслительных опе­раций.

Нарушения внимания особенно выражены при двигатель­ной расторможенности, повышенной аффективной возбудимо­сти, т.е. у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в ус­воении навыков чтения и письма.

Для многих детей с задержкой психического развития харак­терна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания.

Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в зна­чительной степени связана со слабостью регуляции произволь­ной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, не-сформированностью функции самоконтроля. Этими же факто­рами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замед­ленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Это дети с различными формами инфантилизма.

Наиболее отчетливо инфантилизм про­является к концу дошкольного и в начале школьного возраста. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению.

При других формах задержки психического развития преоб­ладает задержанное развитие различных сторон познаватель­ной деятельности.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА.

Шатохина Ольга Анатольевна

МАДОУ детский сад комбинированного вида №200

Проблема качественного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому полноценное развитие ребенка не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Я работаю учителем – дефектологом в дошкольном образовательном учреждении №200 города Хабаровска в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития.

Дети поступают в нашу группу в возрасте 4 – 5 лет с диагнозом ЗПР различного генеза. При поступлении детей мною проводится мониторинг с целью выявления уровня развития детей данной категории.

У детей с ЗПР наблюдаются не достаточные, ограниченные, фрагментарные представления о сенсорных эталонах— системе геометрических форм, шкале величин, цветового спектра, нарушены пространственные ивременные ориентировки, наблюдаются нарушения слухового восприятия как не речевых, так и речевых звуков идр. Дети затрудняются в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне общего изображения. Наблюдается слабая мотивация к познанию окружающего мира.

Для усвоения сенсорных эталонов, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия ребенку с ЗПР требуется гораздо больше повторений. Для этого я использую дидактические игры и упражнения, которые позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Благодаря дидактическим играм развиваются способности, уровень развития которых, несомненно, сказывается в период школьного обучения, а также имеет большое значение для последующего развития личности.

Таким образом, особая роль дидактических игр и упражнений в развитии сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР должны сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

В своей работе я использую игры и игровые упражнения известных авторов: Л. А. Венгер, Т. М. Бондаренко, Б. П. Никитина, М. Монтессори. Все мы хорошо знаем эти игры и используем в своей работе.

Желание улучшить коррекционную работу с детьми и разнообразить развивающую среду группы подтолкнуло меня на поиск новых и интересных игр.

О развивающихиграх В. В. Воскобовича я услышала, но в своей работе не использовала. Первые игры, с которыми я познакомилась, были «Игровой Квадрат”, “Волшебные фонарики”, “Волшебная 8”.

Что бы узнать как можно больше об этих играх (область применения, методы работы) , я изготовила эти игры своими руками для чего использовала: разноцветный фетр, картон, ткань и т.д. Задания к этим играм приходилось придумывать самой.

Игры мне очень понравились и заинтересовали. Незаметно для себя дети осваивали цифры; узнавали и запоминали цвет и форму; тренировали мелкую моторику рук; совершенствовали мышление, внимание, память, воображение. Игры дали возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Развивающие игры сделали учение интересным занятием для детей, пробуждали интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.

Я решила более углубленно изучить опыт работы этого автора, ознакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет — “Сказочные лабиринты игры”. В этом мне помогли тьюторский семинар Кондратьевой Любовь Александровны и авторский семинар В. В. Воскобовича прослушанный в г. Санкт-Петербурге.

Чем же заинтересовали игры В. В. Вокобовича:

1.Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.

2. Эти игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.

3.С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

4.Помогают всесторонне развивать детей.

Проанализировав все минусы и плюсы (которых оказалось гораздо больше) я решила включить в свою педагогическую работу игры В. В. Воскобовича и особый упор сделать на игры по развитию сенсомоторного восприятия у детей с ОВЗ.

На I этапе моей работы мною была изучена методическая литература, опыт коллег.

На II этапе была проведена разъяснительная работа среди родителей. Провела родительское собрание, где познакомила родителей с играми В. В. Воскобовича, которые планирую использовать в своей работе, заинтересовала их. При помощи родителей были приобретены игры для группы.

Смотрите так же:  Барсучий жир лечение простуды у детей

Часть родителей заказали персонально игры для своих детей. Родители принимали активное участие в изготовлении некоторых игр (“Мини-коврографы”, “Игровой квадрат”, “Математические корзинки”) .

На III этапе в группе была создана развивающая сенсомоторная зона «Фиолетовый лес» “населенный” персонажами сказок. В «Фиолетовом лесу» располагаются игры и упражнения для закрепления умений и навыков, полученных на занятиях.

Игры в сенсорной зоне способствуют развитию у детей правильного восприятия пространства; целостного восприятия предмета; развитию мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации; развивается любознательность, воображение; дошкольники развивают и тренируют чувственный аппарат, игры способствуют их интеллектуальному развитию.

В сенсорной зоне я организую подгрупповую деятельность детей и индивидуальные занятия с целью повторения пройденного материала и закрепления новых знаний.

Дети имеют возможность самостоятельно работать в сенсомоторной зоне. Эта деятельность полностью зависит от воли, интересов и настроения детей. При возникновении трудностей к деятельности ребенка (если он этого пожелает) всегда может подключиться педагог.

Совместная самостоятельная деятельность детей способствует формированию компонентов коммуникативной компетенции дошкольников с ЗПР и их успешной социализации в обществе.

Наблюдая за детьми во время игр, я отметила, что у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением материала, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Игры и пособия В. В Воскобовича широко использую при организации непосредственно образовательной деятельности:

1. Игры, используются для ознакомления с эталонами цвета: «Фонарики», «Волшебная 8», «Кораблик Брызг – Брызг», «Кораблик Плюх — Плюх», «Лепестки» и т.д.

2. Они используются при ознакомление детей с геометрическими фигурами: «Фонарики», «Логоформочки», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д.

3. Игры, направленные на ознакомление детей с пространственным расположением фигур, ориентировки на плоскости: «Мини-коврографы», «Игровизор», «Шнур-затейник», «Волшебная 8» и т.д.

4. Также на развитие конструктивных возможностей: «Чудо крестики», «Чудо соты», «Волшебная 8», «Конструктор букв» и т.д.

5. Формирующие представления о величине: «Фонарики», «Черепашки», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д.

Универсальность этих игр в том, что любая из этих игр может способствовать развитию разных психических процессов.

Индикатором результативности применения игр В. В. Воскобовича служит сравнительно-диагностические исследования детей. Мониторинг развития сенсомоторного восприятия у моих воспитанников с ОВЗ 4-7 лет показал эффективность использования игр в данном направлении.

Наблюдается положительная динамика развития. Увеличился процент детей с высоким и средним уровнем развития. Дети научились анализировать, сравнивать, у них сформировалась понятливость.

Дошкольники умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Особенно хочется отметить высокий уровень развития мелкой моторики рук. У детей нет проблем со знанием геометрических фигур, различением цветов, умением ориентироваться на плоскости.

Таким образом, игры В. В. Воскобовича содействуют более успешному развитию сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР и органично вплетаются в коррекционно-образовательный процесс. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов

Р В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ.

Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

«Необходимо расширять опыт ребёнка,

если мы хотим создать достаточно прочную

основу для его творческой деятельности»

В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым образом организованной и построенной, системе образования. По отношению к ребенку с нарушениями перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе.

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средствами художественного творчества позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, социальной интеграции.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально средовых и психологических факторов.

Наблюдения за развитием детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выявили, что воображение у дошкольников имеет ряд особенностей в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение таких детей не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.

Поэтому свою работу по развитию воображения у наших детей мы начали с формирования интереса к театрализованной деятельности. Хотелось бы отметить, что в программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» (под ред. С. Г. Шевченко) раздела по обучению театрализованной деятельности нет. И мы эту работу ведем только в совместно организованной деятельности с детьми, опираясь на разработки коллег, работающих в этом направлении (ж. «Детский сад от А до Я» №4-2008) .

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов) .

Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать один предмет в роли другого (например, палочка играет роль термометра, брусок – телефона) . В первой половине дошкольного периода (3-4года) у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это, прежде всего, впечатления, полученные при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов, наблюдении за окружающим миром.

Воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. В старшем дошкольном возрасте (5-6лет) , когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое (например, волк в сказке был злой, а ребенок представляет его как несчастного, обиженного героя) . Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, значит воображение, фантазия является высшей и необходимой способностью человека.

Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций дошкольника, является средством становления его личностного и социального опыта.

Театрализовано — игровая деятельность дошкольников включает в себя различные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно с взрослым или самостоятельно. В нашей группе мы используем следующие виды театрализованных игр:

  • Режиссерские — в них взрослый или ребенок создает сцены, ведет театрализованное действие и изображает всех персонажей, используя качестве изобразительных средств интонацию и мимику ( настольные – «конусный театр», «театр игрушек», «игрушки-топотушки»; стендовые театры (фланелеграф, «теневой театр») ;
  • Образно-ролевые — в них образ персонажа передается самим ребенком (игры- драматизации, инсценировки художественных произведений; или с помощью кукол — «пальчиковый театр», «кукольный», «театр би-ба-бо») .

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведений для детей только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, изменяют концовку и т.д.

Творчество детей проявляется в реалистическом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, детям надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. И тут мы опираемся на определенные дидактические методы:

Цель: выразительное интонирование реплик героев, выразительное исполнение в мимике сказочного образа;

  • Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, выполнение выразительных движений;

  • Выражение замещающей потребности

Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний-потребностей в театрализованных играх.

Умение представить героя произведения, его переживания, обстановку событий, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления от окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

В своей работе по развитию воображения через театрализованную деятельность мы используем следующие занятия:

-просмотры постановок сказок, знакомых детям и беседы по ним;

-упражнения для развития творческого воображения детей;

-коррекционно – развивающие игры;

-упражнения по постановке дикции (артикуляционная гимнастика) ;

-задания по развитию интонационной выразительности;

-игры-превращения (театральные этюды) ;

-упражнения на развитие детской пластики;

-пальчиковый игротренинг для развития моторики, необходимый для свободного кукловождения;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-подготовка к постановке сказки.

Этими средствами мы добиваемся того, что создаются условия для развития творческой активности; поощряется исполнительское творчество; развиваются способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении и таким образом, происходит побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, а значит и развитие воображения ребенка.

Также мы приобщаем детей к театральной культуре: знакомим с устройством театра, с разными видами театров.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Для этого нами создана развивающая среда в группе: оборудован театральный уголок, изготовлены полифункциональные ширмы и декорации, оформлены различные виды театров, изготовлены элементы костюмов для театральных представлений, созданы условия для моделирования, поиска к экспериментированию.

Необходимо заметить, что у детей с ЗПР преобладает наглядно-действенный образ мышления, поэтому совместное участие педагога в играх является необходимым условием.

В своей работе мы столкнулись с проблемой в передаче детьми обобщенных эмоциональных состояний образа (радости, печали, удивления и др.) . Для решения этой проблемы мы привлекаем к совместной деятельности педагога-психолога. Проводятся игровые задания типа «Изобрази, что почувствовал Колобок, когда Лиса не стала его есть, а предложила ему дружбу?» В этой планомерной работе у детей развивается эмоциональная сфера, дети начинают сочувствовать персонажам, сопереживают разыгрываемым событиям, у них развивается эмпатия, т.е. способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место героя в различных ситуациях. А, следовательно, перевоплощать поведение персонажа в соответствии с творческим воображением.

Воспитательные и коррекционные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; наблюдения развивают внимание и память; умело поставленные вопросы заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. В работе над выразительностью реплик персонажей происходит развитие речи детей (словарь, звуковая культура речи, связная речь) .

По нашим наблюдениям, в результате систематической работы, у детей улучшилось воображение (дети могут воспроизвести образ персонажа, внести собственные линии поведения героя драматизации) , расширился кругозор представлений об окружающем мире, отношениях людей. Значительно лучше развивается связная речь, мимика, пантомима. Дети более активно идут на контакт с окружающими людьми, эмоциональны.

Таким образом, в театрализованной деятельности решаются многозначные задачи развития и коррекции формирования личности ребенка. Можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития личности ребенка и его творческих способностей и утверждать необходимость и целесообразность ее осуществления со всеми воспитанниками, независимо от их психических, умственных и физических данных. Воспитание творческих способностей дело не простое. Оно требует внимания, любви и уважения к подрастающему поколению.

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду;
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте;
  3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр;
  4. Шорохова О. А. играем в сказку;
  5. Щеткин А. В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Другие статьи по теме:

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра.

Развитие познавательной сферы дошкольника

Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн.

Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени.

Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си.

Развитие речевого творчества старших дошкольников

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ «Детский сад № 25» город.

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами.

Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли.

Развитие речи у дошкольников с зпр

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнем.

Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр.

Развитие речи через сказку с дошкольниками

Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:»Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников». Актуальность данной темы очень ва.

Развитие связной речи дошкольников

Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит.

Другие статьи

  • Какой размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет Продлят ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет малоимущим В 2015 году Премьер-министр РФ дал поручение Правительству рассмотреть возможность введения с 2016 года социальных выплат матерям, которые воспитывают детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, на основе принципов […]
  • Ежемесячное пособие на детей школьного возраста ПОСОБИЕ на ребёнка школьного возраста Сборник "Ваш Юридический советник"№28 Сборник "Ваш Юридический советник"№30 Размер пособия на школьника на 2017 год: 848 руб. 1 225 руб. - на ребенка в неполной семье, семье военнослужащего (по призыву). Размер пособия […]
  • Можно ли выселить семью с детьми из съемной квартиры Могут ли выселить семью с маленьким ребёнком из съемной квартиры в холодное время года? Здравствуйте. Могут ли выселить семью с маленьким ребёнком из съемной квартиры в холодное время года? Договор подписывали с матерью хозяйки квартиры. Сама хозяйка живет в Москве. […]
  • Болит печень у ребенка симптомы Болезни печени: симптомы, причины и профилактика В нашем организме есть «бойцы невидимого фронта», о существовании которых мы зачастую даже не помним. Одним из таких важных органов, которые в здоровом состоянии даже не дают о себе знать, является печень. Эта железа […]
  • Заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до 3 лет образец рб Образец заявления на отпуск по беременности и родам в 2018 году Заботясь о будущей роженице и будучи заинтересованным в воспроизводстве населения, государство предоставляет возможность работающим женщинам находиться в оплачиваемом отпуске до и после родов (норма […]
  • Мониторинг детей 1 младшей группы Материал (младшая группа) по теме: Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития в первой младшей группе № 2 на 2015-2016 учебный год. С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния […]