Островский кГ лечение шизофрении с помощью анализа процессов мышления

Островский кГ лечение шизофрении с помощью анализа процессов мышления

Трудность раскрытия природы психических заболеваний обус ловлена прежде всего чрезвычайной сложностью и опосредованн остью связи между основными клиническими (психопатологическими) проявлениями болезней и их биологической сущностью. В этом отношении они, несомненно, «превосходят» все остальные заболевания человеческого организма. Психопатологические фе номены в виде измененного поведения больных, их поступков, идей, высказываний и тому подобного представляют собой итоговое, результативное выражение нарушенного протекания сложной цепи мозговых процессов.

Опосредованность связи между клиническими проявлениями и биологической сущностью болезней диктует усиливающуюся во всем мире тенденцию к мультидисциплинарному изучению их, выражающую объективную необходимость «тащить» всю цепь, опосредующую эту связь. Поскольку клинические проявления представляют собой результативное выражение скрытых за ними нарушений сложных мозговых процессов, только на основании анализа этих проявлений нельзя раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности. Поэтому изучению подлежат процессы на всех уровнях сложности, исследуемые при помощи методов соответствующих наук: психологии, нейрофизио логии, биохимии, биофизики, генетики и т. д. Каждое звено изу чения необходимо, но недостаточно для выяснения природы и ме ханизмов развития психической патологии.

Наиболее ответственным в этой цепи является переход от кли нических проявлений к их биологическим механизмам через изу чение закономерностей нарушения психических процессов и свойств личности, что довольно долго с легкой руки эпигонов уче ния о высшей нервной деятельности у нас недооценивалось. Это нанесло серьезный урон отечественной психиатрии и медицине в целом.

Если психопатологические данные выявляют закономерности проявлений нарушенных психических процессов [136], то экспе риментально-психологические исследования должны дать ответ на вопрос: как нарушены закономерности строения (протекания) самих психических процессов и свойств личности при той или иной патологии? Поэтому основная задача психологических исследований при изучении патологии психики — исследование пси хических процессов, психической деятельности и связанных с ни ми свойств личности.

Целесообразность, обоснованность исследования тех или иных конкретных видов психической деятельности определяются осо бенностями изучаемой болезни, известными психопатологическими данными о ней.

Рассматривая проблему нарушений психической деятельности при шизофрении, мы имеем в виду не все возможные и наблю дающиеся в течение болезни виды ее патологии, а те изменения, проявления которых отражаются в так называемых негативных изменениях, негативных симптомах болезни, относящихся к стойким, малообратимым изменениям личности, характерным для ши зофрении. Сюда не относятся все те разнообразные нарушения мышления и восприятия, которые, развиваясь довольно быстро, характеризуясь динамичностью и, как правило, обратимостью (спонтанно или под влиянием терапии), возникают в связи с ост ротой состояния больных и наблюдаются в картине различных синдромов — кататонических, галлюцинаторно-параноидных, пар афренных и т. д. Речь идет о тех изменениях психических про цессов, психопатологические проявления которых, характеризуясь стойкостью (стабильностью или прогредиентностью) и входя в структуру различных синдромов, могут наблюдаться с самого на чала болезни (даже до манифестных ее проявлений). Наиболее отчетливо выступают вне острых состояний, при непрерывном вялом течении процесса или в ремиссиях.

Одной из наиболее старых (но не устаревающих) проблем, обусловливающих значимость экспериментально-психологическо го исследования закономерностей изменения познавательных про цессов, является проблема своеобразия негативных психопатологических проявлений мышления и восприятия при шизофрении. Тем общим, что объединяет большинство клиницистов, независи мо от их взглядов на природу, сущность и течение шизофрении, является подчеркивание необычности, причудливости расстройств мышления при шизофрении, невозможность приложить к ним известную «мерку» слабоумия, которое встречается при других пси хических заболеваниях, в частности при органических пораже ниях мозга.

По мнению многих авторов, в отличие от патологии мышления при органических поражениях центральной нервной системы, ко гда одновременно нарушаются способности и операции воспроиз ведения, внимания, синтеза, абстрагирования и т. д., при шизофрении больные, иногда даже с грубым дефектом, могут неплохо выполнять некоторые виды довольно сложной мыслительной дея тельности (счетные операции, решение конструктивно-простран ственных задач, игра в шахматы и т. п.), демонстрируя при этом неплохую способность концентрации внимания и воспроизведе ния ранее усвоенного материала.

Эти клинические данные, «е давая сами по себе возможности понять характер нарушенного протекания процессов мышления, постоянно стимулировали и стимулируют исследователей к рас крытию сущности изменений познавательных процессов. И дело не только в субъективном желании и потребности понять этот странный. клубок особенностей, это парадоксальное сочетание, необъяснимое с точки зрения «нормальной психики» и не имею щее аналогий среди других известных видов ее патологии. Необ ходимость исследования закономерностей измененного протека ния познавательных процессов, лежащих за этими проявлениями, диктуется более глубокими мотивами, связанными с положением о том, что эти изменения выражают то «особенное», то своеобра зие патологии мозговой деятельности, которым, в частности, эта болезнь отличается от других психических заболеваний.

Другой мотив, определяющий интерес и объективную значи мость изучения особенностей психической деятельности при шизофрении, связанных с негативными психопатологическими ее проявлениями, обусловлен значением самих этих проявлений (стойких, необратимых изменений личности) в общей клиниче ской картине болезни. При всех успехах психиатрии «течения», при основополагающей роли критерия динамики (смены) синдро мов, используемого для обнаружения стереотипов развития бо лезни (форм течения), психопатологическая характеристика не гативных изменений психики три шизофрении остается на сегод ня одним из клинических критериев, цементирующих понятие шизофрении и отграничивающих ее от других психических забо леваний.

Едва ли надо раскрывать значение выявления механизмов, углубления наших знаний о сути тех психопатологических прояв лений, которые, являясь столь типичными, служат как объединению понятия шизофрении, так и отграничению его от других но зологических категорий.

Несмотря на то что еще со времен Е. Блейлера [172] рас стройства мышления рассматривались как основной, первичный симптом шизофрении, на основе которого формировались вторич ные симптомы заболевания, многие авторы, в том числе и сам Е. Блейлер, при анализе этой патологии выходили за рамки изу чения собственно познавательных процессов. Так, М. О. Гуревич и М. Я. Серейский [40] полагали, что у больных шизофренией нарушается мышление при сохранности «предпосылок интеллек та», страдают не столько интеллектуальные способности, сколько умение пользоваться ими. При этом они исходили из принятого в функциональной психологии противопоставления интеллекта как совокупности изолированных способностей и мышления, сущность которого заключаются в специальной «интерпсихической активности», интегрирующей и регулирующей интеллектуальные функ ции. И. Берце [170], X. Груле [189] говорили о потенциальной сохранности интеллекта при шизофрении и снижении активности мышления как следствии снижения общей психической актив ности.

Факты, свидетельствующие о сохранности памяти у больных шизофренией при своеобразном изменении мышления, послужили основой для предположения ряда авторов о разобщении, отсутс твии согласованности актуального мышления у этих больных с опытом прошлого. Причина такого разобщения усматривалась каждый раз в соответствии с общепсихологической теорией, которую разделял тот или иной исследователь.

Так, Е. Блейлер [15] считал, что отрыв мышления от опыта у больных шизофренией является следствием разрыхления ассоциаций, и это ведет к установлению ложных, не соответствующих опыту связей. Результатом такого «отрыва» является также и то, что эти больные лучше, чем здоровые, воспринимают отклонения от обычного и могут проводить идеи, которые здоровым представляются немыслимыми. Е. Блейлер высказал предположение, что такие черты шизофренического мышления, как склонность к новому, необычный ход мышления, свобода от традиций при отсутствии грубого разрыва ассоциаций, должны благоприятство вать продуктивности в области искусства.

Другие авторы [169—171; 189] пытались объяснить разобще ние мышления больных шизофренией с опытом прошлого, исходя из противопоставления продуктивного и репродуктивного мышления. Они говорили о нарушении продуктивного мышления у больных шизофренией при сохранной репродуктивной деятельности. «Разобщение мыслительного задания с опытом прошлого» является следствием «гипотонии сознания» [170]. Это снижение ведет в конце концов от «активной продукции к голой репродукции… Вместо мыслящей переработки содержания опыта выступает слепая игра форм мышления». По Берингеру, суждения больных ши зофренией каждый раз строятся заново вне обычного материала мышления, задача не решается в плане имеющегося опыта и зна ний. Причину такого разобщения автор видит в недостаточности «интенциональной дуги».

Основанный на противопоставлении продуктивного мышления репродуктивному вывод о неспособности больных шизофренией к продуктивной деятельности [169; 189; 94] противоречит извест ным фактам о сохранной способности этих больных к выполнению определенных видов мыслительной (а не чисто репродуктивной) деятельности: математического мышления, игры в шахматы, кон структивной деятельности и т. д. Эти же факты не дают основа ния для столь категорического вывода о разобщении актуального мышления с опытом прошлого. Такое разобщение сделало бы не возможной всякую продуктивную деятельность у больных шизо френией.

Практически все исследователи, разрабатывавшие проблемы шизофренического дефекта, и в дальнейшем опирались на эти данные, свидетельствующие о своеобразии нарушений психики у больных шизофренией. В качестве основных характеристик шизо френического дефекта выделялись прежде всего аутизм (отгоро женность больного от других людей, погруженность в свой внут ренний мир, потеря контакта с окружающими), эмоциональное обеднение, снижение психической активности. Большинство авто ров особо подчеркивают наличие диссоциации на разных уровнях психической деятельности, как на уровне мышления, так и в бо лее широком плане, парциальность отмечается и в эмоциональ ной жизни в распределении интересов и направленности лично сти. Указанные черты образуют то особое качество, которое про является при любом синдромальном «оформлении» клинической картины шизофрении. Это своеобразие на разных этапах изучения шизофрении обозначалось по-разному: как «схизис», «ослабление интенции», «дискордантность», «изменения личности». Это качество особенно явно выступает при ослаблении остроты состоя ния— в ремиссии, на этапах вялого, спокойного течения или в исходах болезни. Многие авторы связывают специфику проявлений шизофренического дефекта в первую очередь с личностными изменениями, нарушением структуры личности (дисгармония личностного склада [135], деформация структуры личности [196], дискордантность личности [183], а наличие псевдоорганических особенностей некоторые из них отмечают лишь при углублении дефекта.

Другой подход к рассмотрению шизофренического дефекта недоучитывает его специфику, поскольку к основным его проявле ниям относится редукция энергетического потенциала [179], а также астенические и псевдоорганические расстройства. Измене ния в сфере личности, эмоций, мышления вообще не рассматри ваются в этом случае как признаки дефекта, поскольку они обра тимы и включаются в дефект вторично.

В последние годы в систематике шизофренического дефекта наметилась тенденция рассматривать его как «политетический», имеющий сложную структуру, включающую как псевдоорганиче ские нарушения, так и шизоидные изменения личности [167]. В. Ю. Воробьевым [26] была сформулирована гипотеза об «ин теграционной» природе шизофренического дефекта, сочетающем как шизоидные, так и псевдоорганические изменения. Согласно этой концепции при медленном темпе течения заболевания на первый план выступают шизоидные изменения личности, которые завершаются формированием дефекта типа «фершробен». При прогредиентном течении шизофрении в структуре дефекта преобладают псевдоорганические расстройства, а личностные нарушения формируются по типу дефицитарных шизоидов. Интеграция двух тенденций в развитии единого дефекта позволила объеди нить две крайние точки зрения в трактовке шизофренического де фекта, по-разному оценивающие его специфику.

Для психологического анализа такого сложного и противоре чивого явления, как патология психической деятельности при шизофрении, необходимо рассмотреть все имеющиеся клиниче ские и экспериментальные данные с позиций современной психологической науки, используя ее новые теоретические и методоло гические подходы.

Наибольшее число экспериментальных работ было посвящено изучению познавательных процессов при шизофрении (мышле нию, восприятию). Многие из них велись и ведутся до сих пор в русле традиционного анализа соотношения уровней когнитивных процессов — чувственно-конкретного и абстрактного [29; 190; 185; 222; 181; 210; 235]. На этом пути было получено большое число противоречивых фактов, одни из которых свидетельствовали о преимущественно «конкретном» характере мышления больных шизофренией, другие, напротив, о «сверхабстрактности» этих больных. Ряд исследований, проведенных в плане сопоставления двух уровней мышления, не подтвердили как вывода о конкретности мышления больных шизофренией, так и противоположного вывода об абстрактном характере мышления этих больных. Авто ры этих исследований, используя различные тесты на классифи кацию предметов и формирование понятий, отмечают необыч ность обобщений больных шизофренией.

Смотрите так же:  Шизофрения и гений

Таким образом, результаты исследований, ведущихся в плане анализа уровней мышления, свидетельствуют о неадекватности такого подхода для выявления патологии мышления, специфич ной для больных шизофренией. Бесперспективность указанного направления все более осознается многими прежними ее сторон никами.

Другая линия исследований психических процессов была свя зана с выявлением фактов и механизмов так называемых «сверхвключений» при шизофрении. Этот термин был введен Н. Каме роном [173; 174; 175], который в своих работах подчеркивал су щественное отличие мышления больных шизофренией от детского мышления, с одной стороны, и от нарушений мышления, наблю даемых при органических заболеваниях центральной нервной системы,— с другой. Автор характеризует мышление больных как «сверхвключающее», т. е. больные при решении различных задач привлекают избыточное количество категорий или, как это обо значалось впоследствии, информации. Это явление Камерон свя зывал с нарушением межличностных отношений, подчеркивая тем самым роль социальной детерминации этой патологии.

В дальнейшем исследования патологии психической деятель ности велись главным образом в рамках когнитивного направле ния. Суть его состоит в фиксации постбихевиористских ориента ции психологии, включающей в свой предмет совокупность позна вательных процессов (восприятие, память, мышление, представ ление). В качестве ведущей детерминанты поведения здесь полагается не стимул, а знание окружающей человека действительно сти, конечной целью его является анализ закономерностей орга низации и функционирования внутренних репрезентаций среды.

Исследования когнитивной ориентации шли в двух направле ниях. Первое основывалось на информационном подходе к ана лизу психических явлений и психической патологии; второе, не ограничиваясь анализом собственно когнитивных процессов, ста вило вопрос о влиянии на эти процессы межличностных отноше ний.

Факты сверхвключений в познании при шизофрении были ши роко описаны и в разных исследованиях часто получали весьма неоднозначную интерпретацию. Так, в работах канадского иссле дователя Т. Вековича и его сотрудников [247] эти явления были интерпретированы с позиций известной и широко распространенной в настоящее время селективной теории американского психо лога Дж. Брунера [22]. Наличие сверхвключений в мышлении больных шизофренией связывалось с их неспособностью к удер жанию установки [234] или с невозможностью противостоять эмоциональным стимулам [242]. Дальнейшие исследования пробле мы сверхвключающего познания связаны как с уточнением само го понятия, так и с усовершенствованием методов его изучения [177].

Направление исследований, связанных с изучением сверхвключений при шизофрении, представляется продуктивным преж де всего в отношении выявления фактов, отражающих своеобра зие патологии мышления при шизофрении по сравнению с други ми видами нарушений мышления. Эти факты свидетельствуют о расширении у больных шизофренией объема информации, круга свойств и отношений, включаемых в процесс мышления. Несмот ря на многочисленные попытки дать разные интерпретации этих фактов, истинные психологические механизмы этой патологии остаются невыясненными. Полученные данные либо анализиру ются с позиций теории информации, либо предпринимаются по пытки их интерпретации с позиций разных физиологических тео рий. При этом собственно психологические закономерности пато логии познавательной деятельности не являются предметом ана лиза.

Второе направление исследований, связанных с когнитивной ориентацией, ведется в русле психодинамической концепции, под черкивающей ведущую роль средовых воздействий (в первую очередь внутрисемейных отношений) на формирование патологии психических процессов. Наиболее активно эти работы проводятся в США (Национальный институт психического здоровья, Йельский университет и др.). Эти исследования направлены на изучение семей, имеющих шизофренического потомка [206; 226; 248; 249].

Включение в исследование родителей и их потомков предполагало возможность поиска общих особенностей психики, с этой целью определялся познавательный стиль тех и других. В этих работах подчеркивалась ведущая роль средовых, внутрисемейных отношений в формировании как патологии психики, так и самой шизофрении.

Однако в настоящее время все более утверждается мнение о том, что нарушение семейных отношений является необходимым, но недостаточным условием для развития шизофрении и формирования особого познавательного стиля, который рассматривается в качестве «основной патологии» при шизофрении [186], т. е. в развитии данной патологии допускается влияние и других факторов, в частности генетического и конституционального. В этом плане ведутся работы с использованием близнецового материала [216].

Область изучения познавательных стилей лежит на стыке психологии познавательных процессов и психологии личности. Интерес к ней, явно обозначившийся в американской психологии в на чале 50-х годов, свидетельствует об осознании того факта, что изучение только общих закономерностей, свойственных всем лю дям, не может удовлетворять психолога. Не менее важным явля ется вопрос об индивидуальных особенностях познавательной деятельности. Таким образом, изучение познавательных стилей явилось необходимым дополнением к исследованию общих механизмов познавательной деятельности. Познавательный стиль рас сматривается как особенность познавательных процессов (в первую очередь восприятия и мышления), которая устойчиво прояв ляется у человека в различных ситуациях, при решении разных задач. Следует подчеркнуть, что здесь речь идет о стилистиче ских особенностях познавательной деятельности, изучаемых неза висимо от ее содержания.

Безусловным достоинством этого подхода являются выход за пределы исследования собственно когнитивных процессов, изучение их личностного аспекта. Однако само понятие «нарушение когнитивного стиля» основано на рассмотрении конгломерата различных видов патологических реакций и процессов без анали за их внутренних взаимосвязей как отражения единой системы.

Важное место в современных исследованиях занимают вопросы о роли социального опосредования психической деятельности. В них затрагивается широкий круг проблем, в частности, связан ных со способностями больных шизофренией к генерированию идей и принятию решений в интерперсональных проблемных си туациях, к решению межперсональных проблем [220]. Было по казано, что больные шизофренией по сравнению со здоровыми людьми имеют менее сложные и дифференцирующие личностные конструкты. Рядом авторов исследовалось влияние социального подкрепления и социальных оценок на поведение больных шизо френией. Результаты исследований показали меньшую подвер женность больных социальному подкреплению и снижение роли социальных оценок, что, безусловно, оказывает влияние и на ка чество межперсональных отношений и функционирования. Для его изучения создаются различные теоретические модели. Одна ко отдельные компоненты, входящие в структуру межперсональ ного функционирования, как правило, изучаются изолированно друг от друга, а не в единой системе [245].

Целостную картину особенностей социального поведения боль ных шизофренией, включающую и мотивационный, и регуляторн ый, и поведенческий компоненты, можно получить лишь при реализации деятельностного подхода в исследовании, предпола гающего изучение больных в реальной деятельности, в процессе их «живого» взаимодействия с окружающими.

Деятельностный подход к анализу психических явлений раз рабатывается в отечественной психологии, в его основе лежат труды С. Л. Рубинштейна [123], А. Н. Леонтьева [77]. Суть его составляет положение о том, что психическое формируется и реа лизуется в деятельности человека посредством сложного взаимо действия внешних и внутренних условий.

С. Л. Рубинштейн раскрыл принцип индивидуализации лично сти как избирательность внутреннего по отношению к внешнему, способность внутреннего преобразовывать внешнее, опосредовать его и объективировать. Развивая далее эти положения, К. А. Абульханова-Славская [2] подчеркивает принципиальное значение этого метода в построении теории личности и в разра ботке ее типологии. Особенность такого подхода состоит в том, что этот метод не предполагает набора черт личности, а выявляет движущие силы ее активности, соотносит их с социальными потребностями, с общественными движущими силами. Часто в социальной психологии разрываются внутренняя активность лич ности и ее социальные позиции, динамика усматривается только в смене ролевых позиций, в их исполнении, не затрагивающем внутренней активности личности. Диалектический принцип — внешние причины действуют через внутренние условия — фикси рует не факторное совпадение тех или иных особенностей лично сти с теми или иными общественными процессами, а причинные способы связей внешних и внутренних тенденций, реализуя прин цип анализа личности через ее жизнедеятельность. Организация жизни личностью осуществляется при одновременном встречном процессе регуляции со стороны общества и на основе саморегуляции. Одной из форм активности, которая может по праву считать ся движущей силой личности, является ее направленность.

Личностный подход помогает преодолеть разрыв между рас смотрением мышления как интеллекта, с одной стороны, и когни тивного отношения к миру — с другой. Предметом первого явля ется решение проблем и задач, предметом второго — познание со циального мира. Соответственно механизмы интеллекта как творчества и решения проблем—одни, механизмы когнитивного отношения к миру — другие. Как отмечает К. А. Абульханова-Слав ская [3], выявить единство и различие двух областей знаний, развивающихся сегодня обособленно, возможно только через ана лиз личности. Преобладание в когнитивном отношении проблем ного аспекта, способность преодолеть установочность мышления и т. д. зависят не только от интеллектуального потенциала лич ности, ее креативности, но и от ее социально-психологической по зиции, перехода к выделению универсального и общезначимого. Если личность стоит на общезначимых позициях, ее мышление не монологично, а диалогично, объект рассматривается одновре менно с разных позиций; ее установки, когнитивные схемы носят более всеобщий характер по сравнению с личностью, занимаю щей эгоцентрическую позицию.

Основой, определяющей рассмотрение психики человека в це лом, является личность в единстве ее исходных побуждений и мо тивов, ее направленности и конечных целей. Задачей психологи ческой. науки является выделение отдельных компонентов и рас крытие структурных взаимосвязей внутри этого единства. Этот подход развивался в целом ряде исследований советских психо логов. В патопсихологии такой личностный подход осуществлялся прежде всего в трудах Б. В. Зейгарник [46—50].

Б. В. Зейгарник указывала на два возможных пути в исследо вании патологии личности: более прямого — наблюдения за пове дением и реакциями больного в ситуации эксперимента наряду с анализом данных историй болезни и опосредованного выявления изменений личности с помощью эксперимента, например при ис следовании познавательных процессов, поскольку познавательные процессы не существуют изолированно от установок личности, ее потребностей, эмоций. Она явно отдавала предпочтение методам, реализующим деятельностный подход по сравнению с использо ванием анкет, опросников и т. д. Такой деятельностный подход реализовался в экспериментальных исследованиях путем изуче ния системы мотивов у больных [49; 51].

Категория синдрома, синдромальный психологический анализ нарушений психической деятельности являются центральным мо ментом настоящей работы.

Вслед за А. Р. Лурия [82], исследовавшим больных с локаль ной (очаговой) патологией головного мозга, нами с конца 60-х годов разрабатывается и применяется синдромный психологический подход при изучении природы психических болезней [111; 112; 114; 115]. Онтологическую основу синдрома составляет всякое патологическое состояние организма, обусловливающее измене ние комплекса (системы) взаимосвязанных функций и процессов.

Продолжая эту линию исследований применительно к анализу патологии психической деятельности у больных шизофренией, мы рассматриваем нарушение мотивации в структуре основного па топсихологического синдрома. Он представляет собой систему на рушенных психических процессов и свойств, составляющих пси хологическую основу негативных изменений психики при шизофрении (аутизм, снижение психической активности, эмоциональ ного изменения и др.). Задачей исследования являются выделение отдельных компонентов внутри этой единой системы и анализ их взаимосвязей. Определение ведущих компонентов в структуре психологического синдрома позволит рассмотреть его разновид ности.

Гипотеза исследования: ведущим компонентом патопсихологического синдрома, определяющего специфику шизофренического дефекта (всех его разновидностей), является нарушение потребн остно-мотивационных характеристик психической деятельности. Они включают систему потребностей, в первую очередь потреб ность в общении, характеристики психической активности, опре деляемые потребностями, и эмоционально-волевые процессы.

Нарушение исполнительского компонента регуляции — средств осуществления деятельности (способности, операции, способы действий, навыки, умения и т. д.) — вторично и зависит от уровня снижения потребностно-мотивационных характеристик психики.

Гипотеза и основные задачи определили методические прие мы исследования, предполагающие включение испытуемых в ви ды деятельности, различающиеся по структуре, содержанию, сложности, по степени социального опосредования, выполнение которых связано с разными уровнями регуляции.

Согласно сформулированной гипотезе особое значение имело введение в ситуацию эксперимента разного рода мотивирующих стимулов. Это позволяло обнаружить скрытые, резервные возможности испытуемых, которые вследствие снижения мотивации оставались у них нереализованными. Вместе с тем сам факт воз можности повышения уровня деятельности под влиянием моти вирующих стимулов мог бы стать наиболее прямым доказатель ством мотивационной природы снижения уровня социальной ре гуляции деятельности.

Смотрите так же:  Реалити квест паранойя новокузнецк

Существенной особенностью исследования явился принцип клинической определенности изучаемой группы больных. Недо оценка значения четкой клинической дифференциации больных в рамках шизофрении является наиболее распространенной ошиб кой большинства психологических исследований данной пробле мы, как отечественных, так и зарубежных. Неоднородность об следуемых больных не позволяет выявить действительных зако номерностей нарушения психических процессов, так как при разных вариантах болезни эти закономерности могут быть различ ны. Необходимость клинической дифференциации диктуется на правленностью исследования на изучение изменений психических процессов, лежащих в основе негативных психопатологических проявлений болезни.

Нами исследовались различные возрастные группы больных непрерывной и приступообразной шизофренией в сопоставлении с соответствующими возрастными группами здоровых испытуе мых. Общей клинической чертой исследованных больных явля лось наличие в разной степени выраженных негативных симпто мов при практическом отсутствии продуктивной симптоматики в период исследования: больные, как правило, исследовались в со стоянии ремиссии.

Лечение шизофрении с помощью анализа процессов мышления.

Общение страдающих душевными расстройствами, их врачей, близких, и всех заинтересованных. Взаимопомощь и творчество.

Лечение шизофрении с помощью анализа процессов мышления.

08 фев 2012, 18:45

Предлагаю следующий способ лечения шизофрении, который относится к области психологии и психотерапии.
Мыслительная деятельность здорового человека основывается на фактах, жизненном опыте и опыте других людей. В случае построения модели прогнозируемых событий используются те же факторы. Если данных факторов не достаточно они компенсируются воображением из общих принципов поведения конкретного человека, людей, групп и сообществ.
При экстремальных ситуациях или ситуациях со значительным дефицитом опыта, роль воображения увеличивается.
В случаях характеризуемых:
— значительным ожиданием;
— конфликтной ситуацией;
— страхом.
Это может возникнуть при боязни терактов, операции, тюрьмы, семейных неурядицах, служебных конфликтах и других подобных ситуациях.
Происходит гиперкомпенсация, роль воображения увеличивается до такой степени, что создает проекцию источника информации, с последующей оценкой действий и предполагаемых событий. Отсюда «посторонние мысли (голоса)». Иначе говоря, в момент сильной потребности в информации, что бывает при стрессе, мозг может отреагировать не правильно и смоделировать источник информации, таким образом «компенсируя» его отсутствие. Опорная гипотеза возникновения болезни.
Поскольку как всякая функция не может долго существовать, не подтверждая свою необходимость, проекция источника информации дает оценки, замечания, осуществляет рассуждение, строит прогнозы и имеет определенный или неопределенный «Образ», т.е. виртуальную принадлежность к субъекту от которого он выступает.
Основные характеристики:
1. Оценки, рассуждения, замечания и т.д. – создают помехи мышлению;
2. Прогнозирования – обосновываются «влиятельностью» «Образа», выводы случайны;
3. Направленность «Образа» поддерживается повторяющимися оценками.
Для выздоровления необходимо восстановить способность анализировать ситуацию, устранить значимость проекции источника информации, и как следствие «посторонние мысли (голоса)».
Для этого применяем следующий способ восстановления процессов мышления:
1. Анализ фраз (что это: рассуждение, оценка, замечание, угроза, провокация и т.д.), определяется в данный момент какие действия стимулируются или блокируются, их вред;
2. Выявление прогнозов, определение, насколько они вероятны;
3. Определение качества «Образа» (злой, добрый), его виртуальную принадлежность.

Пример № 1:
«Посторонняя мысль (голос)»: — Ты не правильно сделал, что сорвал цветок.
Анализ:1. Оценка, блокируется сбор полевых цветов, действие обыкновенное ничего плохого в нем нет.
2. Прогнозирования нет.
3. «Образ» большого начальника, качество неопределенное.

Пример № 2:
«Посторонняя мысль (голос)»: — Сожги книгу.
Анализ: 1. Провокация, стимулируется порча имущества, действие вредное и даже опасное;
2.—
3. «Образ» экстрасенсы, качество – злые

Другой существенной составляющей восстановления мышления и оптимизации познавательных процессов, является анализ ожиданий и страхов, которые влияют на мотивации человека, потребность и запоминание информации, а также принятие решений.
Данный анализ осуществляется следующим образом:
1.Выявление ожиданий, установление, к чему и каким действиям они относятся, определение их вероятности.
2.Выявление страхов, определение, что и какие действия ими блокируются, установление их реальности.
Большее внимание нужно уделять наиболее сильным их проявлениям, часто бывает, что ожидания не обоснованы, а страхи без почвенны, кроме того, психологи отмечают не желательность, того чтобы человека что-то сильно захватывало. При этом наиболее вероятно, что самые сильные проявления ожиданий и страхов связаны с течением болезни. Следует учитывать, что выявление страха, как правило, трудностей не вызывает, с выявлением ожидания, имеются трудности, они проявляется разными чувствами: ревности (ожидание предательства), страха (устрашающие ожидания), волнения (ожидание результатов), гнев (ожидание падения авторитета), беспокойство (ожидание неприятности) и т.п.
Анализ можно проводить вслух, когда никого нет, или мысленно, чтобы не привлекать внимание. Анализ увеличивает значимость жизненного опыта и фактов, стимулирует мыслительную деятельность, восстанавливает самостоятельность, лишает болезнь основной базы, напрасных ожиданий и страхов, и нейтрализует помеху в процессе мышления, «посторонние мысли (голоса)».
Когда анализируешь фразы («посторонние мысли») и «Образ», возникает ощущение «разряжения» и облегчения, исчезает ожидание оценок. В диалог вступать не надо, только анализ.
Возможна помощь третьих лиц при выборе правильного решения для оптимизации поведения.

Значительное улучшение состояния больного должно наступить в течение полугода.
При этом данная методика не исключает медикаментозного лечения, а добавляет его. Хорошим подспорьем является трудотерапия, при которой человек может реализовать свои творческие тенденции. Один человек любит писать, другой рисовать, танцевать или мастерить, поэтому следует стимулировать эти склонности и интересы и создавать для человека возможности их реализации.

Островский кГ лечение шизофрении с помощью анализа процессов мышления

2. Определение понятия шизофрения. История происхождения.

3. Основные симптомы при шизофрении, её формы.

4. Лечение шизофрении.

6. Список литературы.

1. Введение.

Проблема психических расстройств с каждым годом становится все актуальней. Научно-технический прогресс затронул все сферы жизни общества, соответственно качество жизни население способно изменяться. К сожалению, эти изменения не всегда несут положительный характер.

До сих пор возникают вопросы в исследованиях различных форм психических заболеваний, требуются новые методы лечения и усовершенствование способов диагностики. Одним из самых серьезных заболеваний психики является шизофрения.

Стоит отметить, что у больного человека этим недугом мир также богат, как и у здорового человека. Он испытывает различные эмоциональные переживания, порой намного ярче выраженные, чем у здорового человека. Родные и близкие таких людей должны понимать, что пациент нуждается не только в медикаментозном лечении, но и постоянной психологической поддержке. Тяжело жить в полном отсутствии принятия и понимания, а душевно больному – тем более.

Заболевание «шизофрения» может возникнуть у любого, и причины недуга не известны. Конечно, наследственный фактор, неблагополучный образ жизни или серьёзные стрессовые ситуации могут повлиять на развитие недуга, но большинство психиатров отмечает, что со всеми тяжелыми проблемами сталкиваются миллиарды людей, а душевно больными становится очень мало.

Гарантии на то, что кто-то из близких людей не заболеет шизофренией, нет. При этом от больного отворачиваются окружающие, а родственники впадают в отчаяние. Подобное положение в социуме еще больше угнетает психологическое состояние больного шизофренией, получается замкнутый круг. Потому так важно его психологически поддерживать и успокаивать. Эти действия должны послужить альтернативой для облегчения психологического состояния пациента.

Далее. Принято считать, что душевно больной плохо соображает. На самом деле доказано, что у многих пациентов отмечаются весьма высокие показатели интеллектуальных способностей. Причем, их уровень IQ зачастую намного выше, чем у обычного среднестатистического гражданина. Т.е. шизофрения часто диагностируется у чутких людей с незаурядными умственными способностями.

Что же чувствует больной шизофренией? Что побуждает его к странному мышлению, и какова тактика терапии предусмотрена для различных случаев заболевания?

2. Определение понятия шизофрения. История происхождения.

Шизофрения – психическое заболевание, характеризующееся дезинтеграцией процессов мышления и изменениями эмоциональной сферы.

На сегодняшний день шизофрения является более распространенным заболеванием, чем другие психические расстройства. Ей страдает более 40 миллиона человек. Наибольшее количество заболевших приходится на жителей крупных городов. Сельские люди болеют шизофренией гораздо реже. Основной период заболеваемости относится к возрастной группе 15-30 лет.

Больной шизофренией не отличает реальность от своих фантазий. Этот человек живет в собственном, придуманном мире. Заболевание затрагивает все сферы жизни, и, как правило, больной существенно отличается от окружающих.

Сегодня существует много гипотез о факторах, влияющих на развитие заболевания. Обычно в качестве основной причины выступает тяжелая семейная обстановка или схожие психологические факторы. Но недуг имеет и биохимическую концепцию. Так нарушенный метаболизм головного мозга способен спровоцировать выработку веществ, способствующих галлюцинациям. Также по поводу шизофрении проводился ряд экспериментов, направленных на генетический фактор. Доказано, что механизм проявления недуга у ребенка может быть схожим с механизмом его у его родителя. Но сам способ наследственной передачи и причины недуга до сих пор до конца не изучены.

История происхождения.Впервые в 1852 г. французский психиатр Бенедикт Огюстен Морель выдвинул теорию возникновения нервных и психических заболеваний и описал ее. По его мнению, все психические заболевания возникали из-за дегенеративных процессов, которые терпит человеческая природа. Пациентам, с выявленными психическими нарушениями, Морель давал неутешительные прогнозы.

Немаловажный вклад в изучение патологических состояний психики, внес немецкий психиатр Карл Людвиг Кальбаум. В 1863 году выходит книга «Группировка психических болезней и систематика психических расстройств», где психиатр проводит дифференцировку и подробное изучение основных форм психозов. В дальнейшем, Кальбаум в совместной работе с психиатром Эвальдом Геккером, ввели такие понятия как гебефрения и кататония. В 1908 году, швейцарский психиатр Эйген Блейер ввел диагноз «шизофрения» и подробно изучал данное заболевание. По Блейеру, основным симптомом шизофрении является амбивалентность — наличие противоположных чувств к одному и тому же объекту.

Но не только зарубежные деятели занимались изучением болезней психики. В 1882 году, один из основоположников Российской психиатрии Виктор Хрисанфович Кандинский ведет исследовании области псевдогаллюцинаций и вводит термин, соответствующий современной шизофрении – «идеофрения».

3. Основные симптомы при шизофрении, её формы.

Клинические проявления. При изучении данного заболевания следует отметить, что патологические процессы затрагивают мышление, восприятие, волевую сферу и эмоции.

Существует три формы шизофрении: простая; кататоническая; гебефреническая.

Простая форма характеризуется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и функций мышления. Возникает разорванность мыслей, скудность эмоций и отсутствие воли к различным действиям.

Кататоническая форма почти всегда имеет приступообразное течение, сопровождается повышением мышечного тонуса и речевой дисфункцией больного. Другими проявлениями данной формы являются:

— симптом воздушной подушки – после того, как больной долгое время лежит на кровати, голова остается приподнятой над подушкой;

— эхо-симптомы – повторение движений окружающих людей, а также их слов и выражений;

— каталепсия – пребывание в одной и той же позе на длительном протяжении времени.

Помимо данной симптоматики могут наблюдаться различные бредовые идеи, неадекватные эмоциональные реакции и галлюцинаторные явления. Стоит отметить, что кататонической форме характерны и двигательные нарушения с небольшим распространением. Затрагивается походка, мимика, или жесты, которые могут быть выражены в неловкости, жёсткости, и, возможно, в судорожности. Важно знать, что двигательные аномалии при кататонической форме заболевания – частое явление.

Гебефреническая форма проявляется сильными эмоциональными нарушениями. Чаще всего, начало приходится на подростковый возраст и характеризуется приступообразным течением. У больного ярко выражено неадекватное поведение с вычурными жестами и гримасами. В речи наблюдается разорванное мышление, отсутствие логики и бредовые идеи. При прогрессивном течении больные безынициативны и утрачивают способность к проявлению чувств.

Всю симптоматику при шизофрении можно разделить на две группы:

Позитивную. Позитивные симптомы характеризуются наличием галлюцинаций (преимущественно слуховых). Больной уверен, что все голоса, которые он слышит, адресованы непосредственно ему, хотя не может объяснить, откуда конкретно их слышит. Голоса могут нести различный характер: могут хвалить, унижать, а могут и угрожать. Другая особенность симптоматики, заключается в наличии бредовых идей: больной может считать себя гениальным ученым или стремится свести счеты с жизнью. Эмоциональная сфера в позитивной симптоматике характеризуется пониженным (депрессивным) или повышенным (маниакальным) настроениями;

Негативную. Негативные симптомы проявляются в виде аутизма – чувства замкнутости и стремления покинуть места общего скопления людей, а также отсутствием волевых качеств.

Наличие позитивной симптоматики определяет хороший прогноз для лечения шизофрении, тогда как негативные симптомы полностью не излечиваются.

Смотрите так же:  Навязчивая боязнь инфекций это

Как мыслит больной шизофренией? Нарушенное мышление – самая явная часть всей симптоматики при шизофрении. По этому поводу существует много терминов. При шизофрении в процессе мышления больной не способен нормально ассоциировать и сосредотачиваться на какой-либо определённой теме.

Так посторонние мысли его часто отвлекают от основной задачи, и концентрация внимания утрачивается полностью. В результате мышление приобретает расплывчатый характер и образует поток эксцентричных материалов, и идеи больного здоровому человеку кажутся довольно странными.

Другие больные осознают трудность порождения и связывания мыслей, после чего у них возникают жалобы на слабую продуктивность разума. С другой стороны, пациенты могут испытывать мыслительную перегрузку от идей, препятствующих нормальному мышлению в ходе дела.

Зачастую у больного мышление становится ненормальным ввиду такого феномена, как бред. Им называют неверные и довольно стойкие убеждения, причем, не всегда им способствуют определённые жизненные ситуации.

Так пациент, испытывающий приступы бреда «преследования», считает и утверждает, что за ним следят, к примеру, государственные органы. Больные доказывают, что их дом «начинен жучками» и прочими устройствами для слежения госструктурами.

Конечно, на подобные устойчивые идеи может повлиять жизненная позиция пациента, поскольку в некоторых случаях такое может произойти. Но в большинстве случаев подобные бредовые сюжеты противоестественны, и человек со здравым смыслом быстро отличит их от реальности. Так примером может послужить убеждение пациента в том, что его в одну ночь похитили высшие существа, провели ряд экспериментов, и после у него появился какой-либо дар.

Существует и другая форма шизофренического бреда. Она часто включает утверждения о потере контроля над собственными движениями и мыслями не по причине состояния здоровья больного. Он может считать, что его идеями и физическими действиями управляют любые внешние силы. Доходит до того, что звучат убеждения подобного рода: «Мои мысли и движения контролируются с помощью электрических приборов и, к тому же, меня загипнотизировали».

Восприятие и эмоции больного шизофренией.У больных шизофренией довольно часто отмечаются нарушения со стороны восприятия. У них возникают слуховые галлюцинации, воспринимаемые за существующие звуки. Причём, эти звуки (особенно, голоса), могут слышать не только эпизодически, но и постоянно. Сразу стоит оговориться, что голоса, слышимые «внутри головы» – вербальные, и имеют неврологическую, а не психическую этиологию. Приём лекарств, травмы или поражения коры головного мозга могут спровоцировать данное состояние, и к шизофрении это никак не относится.

Шизофреники слышат звуки «за пределами головы». Причём, голоса могут быть доступными для понимания здорового человека, а шизофреник их понимает всегда, иногда спорит с ними, комментирует и даже угрожает. Возможны и тактильные или зрительные галлюцинации, но их распространение менее выражено. Все галлюцинации чаще всего и провоцируют нестандартные убеждения больного. Так некоторые голоса пациенты воспринимают как часть непрерывного подслушивания больного госструктурами или другими людьми с помощью электроники.

Нестандартное восприятие часто приводит к состоянию аффекта. Это психологическое изменение характеризуется эмоциональными состояниями, никоим образом не связанными с ситуацией. Мысли больного при этом сильно отличаются от нормального мышления. В некоторых случаях отмечается полное отсутствие эмоций даже при сильно провоцирующей ситуации. Поэтому при определённых ситуациях у одних больных нет ни единого мимического изменения, у других – смех или сильная улыбка в трагической ситуации.

Этиология.Причины возникновения шизофрении до конца не изучены, но исследователи выделяют некоторые теории, благодаря которым возможно дать объяснение патологическим изменениям психики.

-Генетическая теория.Наследственная предрасположенность к заболеванию, является ключевым фактором риска. В семье, где хотя бы один человек имеет психическое расстройство или диагностированную шизофрению, вероятность развития патологии психики имеет высокий процент. Также, в качестве генетического фактора могут служить различные мутации структуры ДНК или его участка.

— Социальная. Формирование шизофрении зависит от научно-технического прогресса и установления новых общественных порядков. Это объясняется наличием большого количества стрессов, которым так подвержено большинство населения;

-Биологическая теория. Предполагается наличие изменений функций центральной нервной системы или биохимических структур организма.

Сама шизофрения бывает приступообразной, рекуррентной (периодической) и непрерывной.

Приступообразная шизофрения характеризуется временными приступами непрерывной шизофренией. Это значит, что больной при данной форме заболевания во время приступа испытывает непрерывные галлюцинации, но общая симптоматика выражена неярко. Длительность может быть как транзиторной (в течение нескольких минут), так и затянувшейся на долгие годы.

В структуре приступообразной шизофрении сильно выражены не только галлюциногенные, но и параноидные проявления. В продуктивной симптоматике такой формы шизофрении имеется межприступный период, выражающиеся в дефицитарном изменении личности. Возникает эффект диссоциации, когда шизофреник кажется абсолютно нормальным человеком с лёгким психозом.

Приступы такой шизофрении могут отличаться полиформностью, и, к примеру, маниакальные действия могут сопровождаться самообвинениями и сильной слезливостью. В этот период может отсутствовать психическая реакция в тяжелой стрессовой ситуации, либо возникнуть неполное отношение даже при выраженной психотической симптоматике.

Приступообразной шизофренией заболевают лица любого возраста. По клинической картине можно определить, в каком возрасте началось заболевание. Так при наличии инфантилизма можно говорить о шизофрении, возникшей еще в детский период. Прогноз недуга различен. Всё зависит от степени тяжести, частоты приступов и возраста, в котором заболевание началось.

Рекуррентная (периодическая) шизофрения.Рекуррентной шизофрении характерны приступы длительностью от нескольких недель до многих лет. Частота приступов может составить от пары до десяти и более. Приступы рекуррентной шизофрении бывают: онейроидно-кататоническими; депрессивно-параноидными; аффективными.

Определить основной вид рекуррентной шизофрении иногда не представляется возможным ввиду того, что пациенты нередко испытывают несколько видов шизофрении одновременно. Подобные психопатологические особенности имеют ярко выраженную аффективность. Одновременно с этим плавно, но быстро возникает чувственный бред в совокупности с кататоническим расстройством.

Часто недуг отличается ремиссией с высоким качеством. В период интермиссии (бессимптомного состояния) у больного изменяется личность, он становится более работоспособным, но менее творческим и эмоциональным. Такие изменения обычно возникают после 3 или 4 приступа. Постепенно нормализуется личность.

Стоит отметить, что рекуррентные шизофреники всегда критически относятся к психическим состояниям, благодаря чему способны отличать здоровое состояние от нарушенного сознания. Потому такие больные считаются полностью работоспособными. Только астенические изменения могут повлиять на работоспособность. Второй положительный момент у данного заболевания – благоприятный прогноз. Его можно быстро вылечить. Единственное, что следует учесть – рекуррентные шизофреники страдают сильной депрессией и часто задумываются о суициде.

Непрерывное течение шизофрении.Непрерывная шизофрения – самая тяжелая форма болезни, выражающаяся в следующих формах: ядерная (злокачественная); параноидная (среднепрогредиентная); малопрогредиентная (вялотекущая).

Злокачественная шизофрения часто возникает в юношеском возрасте и полностью развивается всего за пару лет. У пациентов сначала возникают негативные расстройства, и только после – позитивные. Присоединяется полиморфизм психических патологий. Злокачественная шизофрения обладает выраженной резистентностью к различным методам лечения, поэтому прогноз недуга зачастую неблагоприятен.

На начальном этапе заболевания появляется эмоциональная дефицитарность и ослабевает энергетический потенциал, который часто выражается в значительном снижении успеваемости и интеллектуальных способностях. Некоторые больные из-за этого не осваивают школьную программу, и порой просто не в состоянии закончить все классы. Также резко снижается творческая продуктивность. При эмоциональной дефицитарности дети становятся хладнокровными к родителям, раздражительными и чрезмерно агрессивными. Далее – безразличными людьми к своему внешнему виду, и к себе в целом. В конечном итоге развивается превалирование негативных психических расстройств.

При непрерывном течении шизофрении часто отмечаются параноидные состояния. В такой форме заболевания пациент испытывает паранойяльные, параноидные и парафренные состояния бреда в совокупности с галлюцинаторными. У такой формы шизофрении частые случаи бреда в выраженной степени.

Параноидную шизофрению называют синдромом Кандинского-Клерамбо, и предшествуют ей острые и кратковременные приступы страха, необоснованной тревоги. Больные не могут объяснить такого своего состояния. Но не всегда необоснованное чувство страха связано с шизофренией, возможно, у пациента имеются сердечные патологии. Если их наличие исключено, а у больного отмечаются значительные тревожно-боязливые состояния – речь все е идет о шизофрении.

После испытанного страха у больного резко поднимается настроение и возникает инвертированный психотический автоматизм. Они стараются побуждать общество к определённым действиям, а после развивается парафренная шизофрения с псевдогаллюцинациями и конфабуляциями.

4. Лечение шизофрении.

При постановке диагноза необходимо собрать полный анамнез жизни пациента и проанализировать, какие причины способствовали возникновению симптомов. Проводится полный осмотр пациента, где важно обратить внимание на наличие позитивной или негативной симптоматики.

Основные диагностические мероприятия: МРТ головного мозга, с целью исключения злокачественных новообразований и изменений структуры мозговых оболочек; ЭЭГ, для фиксирования биоэлектрической активности головного мозга; общий анализ крови и мочи; психологические тесты; исследования функций сердечнососудистой, пищеварительной и эндокринных систем с целью выявления сопутствующих патологий.

Лечение шизофрении проводится под строгим руководством врача-психиатра. Большое внимание уделяется корректировке психологического состояния больного: работа с психологом, беседы о текущем состоянии и с чем связывает возникновение заболевания сам больной. В качестве медикаментозного лечения, предпочтение отдается нейролептикам: они эффективно снимают психотические приступы и замедляют прогрессирование заболевания.

Также, назначают седативные препараты и витаминные комплексы, для улучшения общего состояния организма и успокоения. При наличии патологий со стороны эндокринной, дыхательной и других систем, подбирается соответствующая симптоматическая терапия.

Длительность лечения зависит от формы шизофрении и прогноза: купирование симптомов может занимать до двух месяцев, а стабилизация состояния может длиться до полугода.

5. Заключение.

Шизофрения – заболевание, протекающее с различными изменениями личности. Нестабильность психического состояния, приносит дискомфорт не только больному, но и всей его семье, а все социальные взаимодействия, к которым так привык человек, становятся невозможными.

Поскольку у заболевания возможен благоприятный прогноз, к лечению следует приступать сразу при возникновении первых симптомов. При наличии у подростка чрезмерной агрессивности или, наоборот, хладнокровности, рекомендуется консультация психолога. В некоторых случаях требуется начало терапии с медикаментозного лечения, но в большинстве – необходимо помнить, что только комплексная терапия поможет избежать усугубления состояния пациента и вылечить его в кратчайшие сроки.

6. Список литературы.

1. Шизофрения. Клиника и патогенез / под ред. А. В. Снежневского.

2. Руководство по психиатрии / под ред. А. В. Снежневского.

3. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия.

4. Авруцкий Г. Я., Недува А. А. Лечение психически больных.

5. Р.С. Немов, Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. – 3-е изд. – М.: Владос, 2004. — 632 с.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]