Острый стресс пример

Большинство современных женщин отдают предпочтение успешным мужчинам. Но научно-технический прогресс, условия жизни настоящего, нынешние приоритеты твердят, как один: «Хочешь ощущать себя счастливчиком и быть первым? Тогда отбрасывай эмоции и обиды, обгоняй время». Но достижение поставленных целей невозможно без столкновения лицом к лицу с тревожными ситуациями, раздражителями. А это, в свою очередь, приводит к зарождению различных заболеваний, которые проявляются далеко не сразу.

Природа стресса, его виды и причины

Прежде, чем перейти к классификации стресса, важно отметить, что, когда представители сильного пола чувствуют себя переутомленными, то лишь 10% из них по этой причине обращаются к специалистам.

Стресс – биологическая реакция человеческого организма. Последний, когда предчувствует жизненную угрозу, максимально обостряет внимание и чувства. В это время мозг посылает импульсы с целью выработки ими стрессовых гормонов. В результате их действия усиливается потоотделение, учащается дыхание и сердцебиение. По окончанию действия данных гормонов, человек ощущает себя душевно разбитым.

К видам стресса относятся:

  • ментальный;
  • эмоциональный;
  • физический;
  • острый;
  • хронический;
  • гиперстресс;
  • экологический;
  • гипостресс;
  • гормональный;
  • эустресс.

Причинами стресса выступают внешние и внутренние факторы. К последним принято относить то, что является результатом вашего воображения, а жизненные перемены — это внутренние воздействия.

Так, список главных внешних воздействий составляют:

  • семья, дети;
  • работа;
  • проблемы материального характера;
  • чрезмерная занятость, загруженность делами;
  • затруднения в отношениях.
  • ожидания, не подкрепленные реальностью (нереалистичные);
  • пессимистичный настрой;
  • стремление все делать досконально;
  • негативный настрой своего внутреннего «я»;
  • отсутствие требуемой обстоятельствами настойчивости;;
  • неумение принять неопределенность.

Характеристика видов стресса

  1. Ментальный стресс. Основным симптомом стрессового влияния на жизнь мужчины есть умственное напряжение. Именно от него зависит когнитивное мышление (мысленные представления, язык и пр.). Именно мозг в ответе за признание стресса, как нечто негативного или положительного. Все системы организма реагируют на него определенным образом только после того, как разум примет решение о соответствующем восприятии на действие стрессовой ситуации. К нарушениям в рациональном и логическом мышлении приводит психическое напряжение.

    Личность, находящаяся в состоянии ментального стресса, не способна концентрироваться, объективно воспринимать происходящее, принимать верные решения.

  2. Психологический. Существует два виды психологического стресса: информационный и эмоциональный. Последний представляет собой результат психического давления. Признаки эмоционального класса зависят от интенсивности такого давления. Так, когда сознание находится в замешательстве, мужчина испытывает раздражение, вспыльчивость. В данном случае это проявляется через нервозность и чувство одиночества. В такой период ему сложно держать под контролем свои мысли. Информационный представляет перезагрузку определенной информацией, которая является абсолютно ненужной в случае разрешения конкретной проблемы. То есть такой стресс появляется, когда информации больше, чем необходимо и при этом она имеет наименьшую смысловую нагрузку.
  3. Физический. Он относится к физической реакции на природу возникновения самого стресса. Но при этом не затрагиваются функции сердечно-сосудистой системы и нервной.
  4. Острый стресс. Проявляется, как мгновенный (может быть положительным, называемым «эустресс», выражается не длительным чувством беспокойства), так и эпизодический, при котором мгновения напряжения возникают столь часто, что выходят из-под контроля личности, превращаясь в образ жизни.
  5. Экологический. Его появлению способствуют внешние воздействия. К ним могут относиться: ядовитые вещества в экологии, токсины, погодные условия, резкие температурные перепады.
  6. Хронический. Этот стресс не имеет завершения. Он кажется бесконечным (может выражаться в боязни потерять должность). К сожалению, такой вид стресса способен довести человека к моральному «выгоранию».
  7. Гормональный. Причина: гормональные сдвиги организма. Наиболее часто встречается в период полового созревания.
  8. Гипостресс. Возникает в тот момент, когда человек или ограничен в своих возможностях, или испытывает скуку. Может возникать у людей, которые изо дня в день проделывают монотонную работу.
  9. Гиперстресс. Если не хотите его заработать, тогда не стоит превышать предел своих максимальных возможностей, сильно рискуя и переживая за исход текущих дел. В этих ситуациях даже мелочное обстоятельство способно вывести вас из себя.

1. В состоянии стресса у человека обычно появляются несколько ощущений, которые мешают принятию правильных решений и являются его главными врагами:

  • чувство опасности,
  • неопределенность ситуации,
  • чувство беспомощности,
  • нехватка информации о происходящем.

Когда нет понимания того, что сейчас происходит, что нужно делать, во что это все может вылиться, то последствия необдуманных и поспешных шагов могут быть катастрофическими. Поэтому, чтобы стрессовые ситуации, которые могут внезапно возникать, не застали вас врасплох и прошли с минимальной напряженностью, необходимо быть постоянно к ним готовым. Для этого необходимо:

— стараться любым доступным способом выяснить всю возможную информацию о том, чем вам предстоит заниматься;

— заранее продумать, какие стрессовые ситуации могут возникнуть в процессе этой деятельности;

— научиться строить прогнозы того, как будет развиваться та или иная ситуация;

— тренировать самообладание, умение комплексного видения ситуации и самоконтроль над эмоциями.

2. При стрессе:

  • все свои действия нужно строго контролировать, а начать надо с контроля своего дыхания;
  • все нужно делать без спешки, сосредоточенно, иногда даже проговаривая каждое свое действие;
  • попытайтесь взглянуть со стороны на возникшую ситуацию и на себя в ней;
  • если чувствуете, что срываетесь с логически правильных действий в эмоциональный хаос, можете применить устный счет – начните считать людей, предметы, все что угодно – главное вернуть разум на путь логики, а не эмоций;
  • ответьте для себя на три базовых вопроса:

Где я в данный момент нахожусь?

Что я тут должен делать?

  • прийти в себя и скорее выйти из шокового состояния помогает проговаривание вслух сложившейся ситуации, только при этом важно излагать только факты, без эмоций.

3. При сверхстрессе:

  • когда стресс был настолько сильный, что полностью сковал ваши возможности хоть как-то контролировать ситуацию и вы на грани паники и шока, нужно прибегнуть к болевому воздействию – сделав себе больно и сосредоточившись на этой боли можно привести организм в более адекватное состояние, после чего нужно несколько раз коротко вдохнуть и резко выдохнуть, концентрируя свое внимание на этом дыхании;
  • если чувствуете полную растерянность, то необходимо сконцентрироваться на своем теле – на ощущениях во всех конечностях, дыхании, температуре окружающей среды, тактильных ощущениях;

Дальнейшему переходу в адекватное состояние будет способствовать многократное обращение к себе по имени, пусть даже мысленное, а так же попытки решить парочку простейших математических примеров.

7 примеров положительного влияния стресса

Нам всем хочется, чтобы в жизни было поменьше стресса. В конце концов, это вредно для здоровья и его связывают с лишним весом, инфарктом, выпадением волос и прочими проблемами.

Однако в то же время стресс может сослужить нам и хорошую службу. Без стресса у нас не было бы достаточно энергии, чтобы предпринимать какие-то действия. Чувство беспокойства провоцирует реакцию борьбы или бегства, что дает всплеск энергии благодаря гормонам кортизолу и адреналину.

Но именно когда стресса слишком много или он длится достаточно долго, он начинает приносить нам вред. Тут все дело в балансе. Стресс в небольшом количестве необходим, а в избытке пагубно влияет на психику и на организм.

Так что, когда у вас начинают потеть ладони перед выступлением или ваше сердце начинает сильнее биться, когда вы сидите в кресле у стоматолога, помните, что включается ваша защитная система, и вы можете получить пользу от кратковременного стресса.

1. Укрепляет иммунную систему

Если вы чувствуете небольшое напряжение, когда на работе поджимают сроки, ваш организм тоже начнет работать в усиленном режиме, чтобы поддержать вас.

Стресс помогает иммунной системе бороться с вирусами и бактериями, так как надпочечная железа, регулирующая стресс, уравновешивает ваш иммунитет. Эта железа способствует выработке кортизола в ответ на физические и эмоциональные факторы стресса для того, чтобы вы могли воспользоваться резервами энергии и сопротивляться инфекции.

Но когда уровень стресса остается высоким больше нескольких часов, надпочечная железа перенапрягается, и у вас уже повышаются шансы заболеть.

2. Помогает восстановиться после операции

Мысль о том, чтобы пройти операцию может вызвать стресс. Но кратковременный стресс операции может на самом деле быть в вашу пользу, помогая вам быстрее выздоравливать. Биологические изменения, которые происходят во время кратковременного стресса, способствуют подготовке нашего организма к стрессовой ситуации.

В природе раны обычно возникают после стрессовой ситуации. Временный стресс способствует всплеску гормонов стресса в ожидании возможного результата и готовит нас к быстрому заживлению. Это происходит с помощью выработки в кровоток защитников нашего тела — иммунных клеток, которые направляются туда, где в них больше всего нуждаются, то есть к коже и лимфатическим узлам.

Исследователи проверили эту теорию на людях, собрав образцы крови у пациентов, проходящих операцию на колене до и после процедуры. Пациенты, чья иммунная система отвечала на стресс операции, мобилизуя и распределяя большое количество клеток, борющихся с возбудителями болезней, восстановились быстрее и полностью.

3. Способствует чувству привязанности

Стресс может мотивировать вас к тому, чтобы наладить связь с другими людьми. Кратковременный стресс повышает уровень окситоцина, то есть гормона привязанности, который в свою очередь подавляет выработку гормона стресса адреналина и снижает кровяное давление, расширяя артерии.

Это помогает защитить нас от большего воздействия тревоги.

4. Улучшает действие вакцины

Вас бросает в дрожь при виде иголок? Такая реакция может продлить защитное действие прививки.

Когда исследователи изучили мышей, подвергшихся острому стрессу при вакцинации, они выяснили, что у испытуемых было больше Т-клеток, которые борются с болезнями и большая иммунная ответная реакция девять месяцев спустя, чем у тех, кто не испытал стресса.

5. Улучшает память

Оказывались ли вы когда-нибудь в ситуации стресса, когда казалось что ваше восприятие и ощущения обострились? Именно внезапный выброс гормонов в префронтальной коре, улучшает рабочую память, к которой мы прибегаем при решении задач и обработке сенсорной информации.

Хотя хронический стресс может привести к нарушениям связанным с болезнью Альцгеймера, острый стресс улучшает память.

Так в эксперименте, мыши, подвергшиеся стрессу, лучше выполняли задание на память, чем более спокойные испытуемые. Исследователи подчеркивают, что острый стресс задействует ключевые рецепторы мозга, необходимые для того типа памяти, который нужен при решении предстоящих задач

6. Борется с опухолями

Хронический стресс подавляет иммунную систему и приводит к болезням, в то время как кратковременный может помочь бороться с раком кожи. В исследовании, когда на мышей воздействовали ультрафиолетовым светом в течение 10 недель, у тех, что испытали небольшой стресс (они находились в пластиковых вентилируемых трубках), было меньше опухолей, чем у тех, кто не подвергся стрессу.

Одним из объяснений этому может стать тот факт, что стресс способствовал проявлению большего числа генов, активизирующих иммунную систему, и это привело к подавлению роста опухоли.

7. Повышает выносливость

Испытываете ли вы стресс от того, что потеряли работу, или у вас проблемы в семье, эти чувства могут изменить вашу жизнь.

Когда психологи попросили 2400 людей рассказать о своем негативном опыте, будь-то развод или какое-то бедствие, они выяснили, что те, кто столкнулся с каким-то несчастьем, были более уравновешенными, чем те, у кого путь был более гладким. Столкновение с проблемами делает нас выносливее, и мы лучше справляемся с последующими вызовами судьбы.

Острый стресс: причины и симптомы

Добавлена: 13.12.2013 10:17

Острый стресс возникает в результате какого-либо единовременного и сильного потрясения человека. Нервная система, психика человека устроены таким образом, что со стрессом низкой и средней степени интенсивности человек вполне в состоянии справиться «здесь и сейчас» (проблемы возникают позже и представляют собой комплекс психологических реакций на стресс); в этом проявляется гибкость нервной системы, ее способность приспосабливаться. Острая же реакция на стресс проявляется в тех случаях, когда потрясение обладает высокой степенью интенсивности, но само событие длится в течение ограниченного времени.

Причины острого стресса – это всегда достаточно определенное и яркое событие, значимость которого легко определить. Среди наиболее распространенных причин возникновения острой реакции на стресс:
— Смерть или серьезная травма близкого человека.
— Участие в какой-либо катастрофе (автоавария, пожар, торнадо, удар молнии), в процессе чего человек подвергается опасности и чудом остается жив.
— Наблюдение со стороны за подобной катастрофой, в которой есть серьезно пострадавшие.
— Получение значительных травм (ожоги, ампутация, травмы высокой болевой интенсивности).
— Внезапное увольнение, исключение из учебного заведения.
— Серьезный конфликт с «битьем посуды».
— Нападение, изнасилование, участие в драке.
— Момент сильной тревоги, страха, приступа паники, крайнего удивления и т.д.

Надо отметить также, что реакция на такой стресс может усугубляться из-за изначально неважного состояния человека (пожилой человек, уязвимый, страдающий сердечно-сосудистыми заболеваниями, испытывающий психологические проблемы). Для человека, долгое время находящегося под воздействием хронического стресса, острый стресс может стать «последней каплей».

Симптомы хронического стресса:

Ступор, гипокинетическая реакция. Человек впадает в неподвижность или двигательную заторможенность, все процессы в его организме замедляются: его дыхание затруднено, пульс слабый, как и сердцебиение, возможно значительное снижение артериального давления. Иногда сопровождается «потерей дара речи». После того, как ступор проходит, человек зачастую не помнит, что с ним было, или помнит фрагментарно.

Реактивная, гиперкинетическая реакция. Испытав сильный стресс (или уже в процессе), человек начинает хаотически передвигаться, может не замечать препятствий на своем пути, натыкаться на предметы, не осознавать опасности (например, переходить дорогу на красный свет, шагать прямо к открытому люку). Для этого симптома характерны метания, бессмысленность движений. Человек в буквальном смысле не может остановиться. Обычно длится не более получаса-часа.

Физиологическая реакция. Сильное сердцебиение, «прыгающий» уровень давления, приступы удушья или неожиданной боли, сосудистые спазмы, вызывающие острую головную боль, потеря сознания, дурнота, сильная слабость («подкашивающиеся ноги»). Если человек изначально нездоров, физиологическая реакция на острый стресс может быть опасна для жизни.

Дезориентация, непринятие, неадекватная реакция. Человек может вести себя неадекватно или отказываться принимать ситуацию, вникать в нее, соглашаться с ней. Например, человек, потерявший близкого человека, отказывается верить в его смерть, считает, что он жив; человек, которого только что внезапно уволили, может вернуться к рабочему месту и, как ни в чем не бывало, продолжить автоматически выполнять свою работу.

Агрессия. Гнев, выражающийся в криках, воплях или даже рукоприкладстве, истеричный поиск «виноватого».

Глубокая печаль. Слезы, которые невозможно остановить (человек в буквальном смысле может проплакать целый день), меланхолия, отказ от взаимодействия с окружающими.

Нарушение функций органов чувств и нервной системы. Человек может внезапно перестать слышать (или слух сильно снизится, все звуки будут слышны так, как если бы человек с головой закутался в одеяло), хуже видеть; может ограничиться угол зрения. Возможны также измененные вкусовые ощущения («горечь на языке»). Приступы амнезии, хронологические провалы, человек может перестать узнавать самых близких, путать элементарные сведения.

Человек в процессе своей жизнедеятельности регулярно подвержен воздействию значительного количества факторов внешней среды, ряд которых приводит к развитию ответной реакции организма, называемой стрессом. Впервые это понятие было введено американским психофизиологом Уолтером Кенноном в его работах, однако изучением стресса и связанных с ним факторов занимался другой известный психофизиолог – Ганс Селье. Это понятие он тесно связывал с общим адаптационным синдромом. Стресс может как помочь оказывать существенное положительное влияние на жизнь людей, являясь средством мотивации, так и негативно повлиять на настроение и отношения с окружающими, а также привести к целому ряду серьезных проблем психического и физического здоровья. Большое количество людей подвержены воздействию внешних факторов в связи с низким уровнем жизни, напряженной работой, проблемами в семье и другими негативными факторами.

Под физиологическим или биологическим стрессом понимают реакцию организма, связанную с перестройкой его функционирования в ответ на экзогенные или эндогенные факторы. Таким образом, стресс является попыткой организма приспособиться к возникшим изменениям. Также под стрессом понимают негативное состояние, которое может повлиять на психическое и физическое благополучие.

Как правило, при воздействии стрессового фактора, организм отвечает активацией симпатической нервной системы, что повышает приспособительные возможности организма и позволяет адаптироваться к новым условиям деятельности. Однако, из-за того, что организм не может длительно поддерживать высокую активность симпатической нервной системы на высоком уровне, парасимпатическая система возвращает функциональное состояние на нормальный уровень.

Физиологи определяют стресс как реакцию организма в ответ на раздражитель, реальный или представляемый. При этом, в зависимости от продолжительности реакции, выделяют острый и хронический ответ. Ганс Селье включал стресс в состав общего адаптационного синдрома, отображающего как организм живых существ отвечает на стрессовый фактор.

В состав общего адаптационного синдрома входит три постоянных фазы:

  • тревоги;
  • устойчивого сопротивления;
  • истощения или восстановления.

Фаза тревоги является первым этапом и делится на два периода:

На протяжении этого периода организм может подвергнуться влиянию различных стрессовых факторов, что будет проявляться снижением или нарушением нормальных функций организма, вплоть до шока.

Начинается после того, как стрессовый фактор идентифицирован и организм активно отвечает на него путем активации нервной системы и выброса катехоламинов в кровоток, что приводит к повышению мышечного тонуса, артериального давления и глюкозы в плазме крови.

Фаза устойчивого сопротивления является вторым этапом общего адаптационного синдрома, в котором решающую роль играет высокая секреция глюкокортикоидов. Интенсификация системного ответа проявляется липолитическим, катаболическим и антианаболическим эффектами: увеличивается уровень глюкозы, жирных кислот и аминокислот в плазме крови. Также, высокий уровень глюкокортикоидов нередко становится причиной лимфоцитопении, эозинопении, нейтрофилии и полицитемии. В высоких дозах кортизол начинает потенцировать выделение минералокортикоидов, что приводит к состоянию, называемому гиперальдостеронизмом. Если стрессовый фактор сохраняется, организму становится необходимым поддерживать уровень гормонов надпочечников для приспособления к неблагоприятным условиям.

Третий этап может быть представлен как истощением (при повторяющемся воздействии стрессового фактора), так и восстановлением организма.

Фаза восстановления наблюдается при преодолении стрессового фактора или его элиминации. Наблюдается восстановление изменений на первоначальный уровень, что проявляется снижением уровней глюкозы, липидов и аминокислот, используемых для анаболических процессов, до нормальных концентраций.

Фаза истощения наблюдается при невозможности организма справиться с действием стрессового фактора, в связи с чем ресурсы организма существенно снижаются и становятся недостаточными для функционирования на том же уровне. На начальных этапах это проявляется появлением побочных симптомов, таких как потливость и высокая частота сердечных сокращений, в отдаленном же периоде нарушаются функции иммунной системы, наблюдаются нарушения в пищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной системах.

Таким образом, можно сделать вывод, что косвенным показателем стресса является повышение концентрации гормонов надпочечников.

Стресс у ребенка

Стресс у ребенка тесно связан с его развитием и приспособлением к окружающему миру.

Принято считать, что организм детей более подвержен стрессу, что связано с высокой пластичностью и податливостью биологических систем к различным внешним изменениям. Наибольшая пластичность наблюдается в детском возрасте, когда организм развивается быстрыми темпами. С возрастом она заметно снижается.

Так, дети рождаются в неизвестном для них мире и понятия не имеют о том, где они родились, о богатых или бедных людях, об опасности и безопасности и прочих характеристиках окружающей среды. Однако, благодаря запуску адаптационных механизмов, в организме ребенка происходят изменения, обеспечивающие его выживание. В соответствии с характеристиками внешней среды, в которой отсутствуют доступные питательные вещества, а температура не соответствует потребностям организма, у детей происходит замедление обмена веществ, наблюдается становление теплорегуляции и возникает потребность в питании. Как правило, эти изменения в организме ребенка возникают непроизвольно на фоне стресса, обусловленного влиянием различных факторов.

Многочисленные исследования показали, что ребенок чувствителен к воздействию стрессовых факторов еще в утробе матери. Это, как правило, может приводить к проблемам с эмоциональными или когнитивными функциями после рождения. В целом, отмечается, что при воздействии стресса матери на плод во время его внутриутробного развития, у детей отмечается более выраженный ответ на внешние воздействия (в проведении это проявляется нервозностью, вспыльчивостью и другими чертами). Это нередко обусловлено фенотипическими проявлениями заложенных генотипом физиологических ограничений. Так, в ряде крупных исследований зарубежных авторов было подтверждено, что у ряда детей, имеющих определенные гены, отвечающие за реакцию на стресс, их активация была тесно связана с постоянным стрессом матери во время беременности (как правило, в исследуемой группе принимали участие женщины, подвергшиеся насилию). В то же время у детей, имеющих благоприятные условия развития, гены, отвечающие за реакцию на стресс посредством хронического повышения уровня глюкокортикоидов, активированы не были.

Также, в ходе ряда исследований, проведенных зарубежными учеными, было выяснено, что у детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет существенно повышаются уровни кортизола при воздействии неблагоприятных социальных факторов (проживании в условиях нищеты, плохих жилищных условиях, некачественном питании, проблемах в семье), что подтверждает возможность развития хронического стресса даже у маленького ребенка.

Уже сразу после рождения новорожденный подвергается влиянию стресса, в ответ на который происходит активизация нейроэндокринной системы, в составе которой особо следует выделить гипоталамус и надпочечники, развивающиеся во время пренатального и раннего постнатального периодов. Как только мозг обнаруживает стрессовые факторы, происходит выработка кортизола, повышающего адаптационные возможности организма путем регулирования эмоционального возбуждения, повышения внимания, мотивации, активации самозащиты и влияния на циркадные ритмы.

Хронический стресс иначе сказывается на работе нейроэндокринной системы, приводя к изменению функционирования лимбических и корковых структур головного мозга. Так как лимбическая система занимает центральное место в мотивации и памяти, а корковые структуры влияют на мышление и регуляцию, эти нервные функции при любых стрессовых воздействиях могут как усиливаться, так и ослабевать.Отмечено, что если ребенок эмоциональный, стресс развивается у него быстрее, однако и процесс восстановления у него протекает быстрее, что связано с лабильностью процессов в нервной системе.

В связи с этим, при продолжительных влияниях стресса у детей можно добиться повышения концентрации внимания, памяти и способности к фокусированию мышления.

Также для ребенка стрессовым фактором является попадание в какие-то новые условия, будь то первое посещение детского сада, школы или секции. Однако, именно благодаря стрессовым факторам осуществляется приспособление и создание собственной зоны комфорта.

В то же время изучение нового материала, проблемы со сверстниками и дома являются тяжелыми стрессовыми факторами, приводящими к недопониманию с окружающими, ухудшению настроения и когнитивным расстройствам.

Как правило, большое значение играют периоды развития ребенка до трех лет (когда происходит активное познание мира) и от трех до семи лет (когда происходит психологическая адаптация и закладываются личностные качества и характер ребенка). В эти периоды следует максимально оградить ребенка от неблагоприятных стрессовых факторов, к которым наиболее часто можно отнести проблемы в семье. В этом возрасте большую роль играет количество времени, проведенное родителями с их детьми.

Однако, нередко дети не справляются со стрессовыми влияниями, что проявляется:

  • перепадами настроения;
  • нарушением сна;
  • ночным недержанием мочи;
  • головными болями;
  • проблемами с концентрацией внимания;
  • замкнутостью;
  • появлением привычки грызть ногти или некоторые предметы.

Как правило, в таких случаях следует уделить больше внимания ребенку, разобраться и, по возможности, устранить причины развития стресса.

Возраст от 7 до 15 лет сопряжен с изучением большого количества информации, определяющей кругозор, эрудированность и понятия об окружающем мире. Стрессы в этом периоде сопряжены, как правило, с тяжестью обучения в школе, на которое уходит много сил и энергии, что нередко вызывает негативные эмоции у ребенка.

Переломным моментом в жизни детей является период полового созревания, стресс при котором обусловлен изменениями гормонального фона, что приводит к переосмыслению жизненных ценностей и формированию собственных взглядов. Им кажется, что их не понимают, что становится причиной хронического стресса. Из-за этого их поведение сопровождается частыми конфликтами с окружающими.

Также сильный стресс испытывает ребенок в возрасте от 16 до 18 лет, что обусловлено важностью выбора будущей специальности, а также поступлением в высшее учебное заведение. Нередко подросткам кажется, что их никто не понимает, что также становится причиной переживаний.

Стресс у взрослого человека

Стресс человека в возрастной группе от 18 до 65 лет в большинстве обусловлен несоответствием ожиданий реальным социальным ролям в социуме.

Так, причины стресса примерно у трети работающего населения связаны с особенностями выбранной профессии. Согласно проведенным в США исследованиям, было выявлено, что руководители организаций намного меньше подвержены хроническому стрессу, в отличие от их подчиненных. Нередко это может быть связано с более высоким качеством жизни начальников. Однако, несколько чаще это связано с нахождением в подчинении и жесткими требованиями к сотрудникам, что вызывает психическое напряжение и стресс.

Как правило, формирование семьи, являющейся ячейкой общества, должно защищать человека от проблем и стрессов современной общественной жизни. К сожалению, это происходит далеко не всегда. Кроме того, нередко именно семья и разногласия в ней становятся причиной хронического стресса, что нередко заканчивается разводом.

Причины разводов в России представлены:

  • зависимостью от психоактивных веществ одного из супругов, что становилось причиной распада брака в 41% случаев;
  • отсутствием собственной жилплощади – 14% случаев;
  • вмешательством посторонних в дела семьи – 14 % случаев;
  • бесплодием – 8% случаев ;
  • раздельным проживанием, в том числе по служебным или судебным причинам – 8%;
  • инвалидностью одного из супругов – 1%.

Как правило, развод сам по себе является тяжелым стрессогенным фактором не только для супругов, но и для их детей, в связи с чем государством и обычными людьми должны предприниматься меры по снижению частоты этого неприятного общественного явления.

Также высокий уровень стресса для мужчин и женщин связан с кризисом среднего возраста – состоянием, обусловленным пониманием несоответствия желаемого действительности и связанное, как правило, с переоценкой собственных возможностей. Также именно в этот период происходит осознание старости.

Стресс у мужчин

Стресс взрослого человека, особенно у мужского населения в молодом возрасте, нередко связан с армией. Это обусловлено в первую очередь тем, что происходит резкая смена обстановки, где рядом нет ни родителей, ни старых друзей и, в то же время, приходится подчиняться приказам, выполняя вещи, которые, в большинстве случаев, не доставляют удовольствия. Тем не менее, именно армия является той частью современного общества, в котором осуществляется социализация мужского населения и формируются жизненные ориентиры.

Для мужчин также сильным стрессом является принятие новых ролей, таких как кормилец семьи и отец. В настоящее время все чаще встречаются ситуации, когда жена в семье зарабатывает больше мужчины, что вызывает у него некоторые негативные эмоции. И, наоборот, если мужчина успешно справляется со своими социальными ролями, стрессу он подвержен в наименьшей степени.

Стресс у женщин

Причиной стресса у женщин нередко является первая беременность. Как правило, этот период в жизни любой женщины сопряжен с большим количеством переживаний, волнений и страхов. Именно в это время ей требуется поддержка со стороны окружающих, которые должны ограждать её от различных стрессогенных факторов.

Стресс у пожилого человека

Проблема стресса у человека пожилого возраста является достаточно серьезной. Как правило, это прямо или косвенно связано с физиологическим старением многих систем организма, а также изменением условий существования. На этом фоне отмечается значительное уменьшение пластичности нервной и эндокринной систем, что приводит к более тяжелой переносимости организмом внешних воздействий.

У пожилого человека стресс может быть связан с возрастной адаптацией к новым условиям жизни, что сопровождается глубоким психологическим кризисом, на возникновении которого сказывается ряд факторов:

  • осмысление прожитой жизни (происходит оценка прошлого, настоящего и будущего);
  • значительное количество проблем со здоровьем;
  • серьезные перемены в образе жизни.

Особенно часто причиной стресса у пожилого человека являются проблемы со здоровьем. Так, если верить последним данным, то у 80% населения в возрасте старше 75 лет встречаются различные патологии, вызывающие проблемы в ежедневной жизнедеятельности. Особую опасность представляет развитие инвалидности, что является тяжелым потрясением не только для пациента, но и для членов его семьи.

В 3/4 случаев к инвалидности приводят заболевания:

  • сердечно-сосудой системы;
  • злокачественные новообразования;
  • нервной системы;
  • психические расстройства;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • органов дыхания.

В связи с этим, для снижения уровня хронического стресса, пожилым людям рекомендуется:

  • снизить физические нагрузки, привыкая к новому образу жизни;
  • увеличить расстояние, проходимое ежедневно;
  • своевременно посещать врача и точно соблюдать рекомендации;
  • придерживаться здорового питания.

Не стоит также забывать и о том, что пожилые люди, как правило, являются одиноко проживающими людьми, из-за чего, на фоне тоски и скуки, у них нередко можно наблюдать длительный стресс и депрессию.

Так как стресс является неспецифической реакцией организма, существует большое количество классификаций, определяемых различными параметрами, которые изменяются в зависимости от вида, интенсивности и продолжительности действия стрессогенного фактора. Иногда, в зависимости от системы, в которой преобладают изменения, связанные со стрессом, выделяют:

  • нервный стресс;
  • физический стресс.

Тем не менее, это разделение очень условно, так как изменения в нервной системе сопровождаются физическими изменениями в организме (проявляется изменением работы сердца и другими изменениями).

В то же время, физический стресс, под которым обычно понимают ответную реакцию организма в ответ на различные физические влияния внешней среды, требует участия нервной системы (путем увеличения локального кровотока, увеличения частоты дыхательных движений для обеспечения потребностей периферических тканей в кислороде).

Под нервным стрессом понимают совокупность изменений, происходящих в нервной системе при внешнем воздействии стрессогенного фактора. Как правило, основные изменения происходят в:

  • лимбической системе головного мозга;
  • коре головного мозга;
  • симпатической нервной системе;
  • парасимпатической нервной системе.

Большую роль в развитии нервного стресса также играет эндокринная система, тесно связанная с вегетативной нервной.

Нервный стресс, в свою очередь, в соответствии с характером влияния на организм человека, можно разделить на:

  • эустресс, или хороший стресс;
  • дистресс, или вредный стресс.

Также, в соответствии с характером преобладающих изменений, нередко выделяют эмоциональный стресс и психологический. Однако, это выделение является весьма относительным, так как эмоции практически всегда сопровождают изменение психических функций.

Эустресс, или «хороший» стресс

Эустресс, или «хороший» стресс характеризуется такой реакцией организма, которая повышает адаптационные характеристики человека и не сопровождается негативными последствиями для общего состояния. В его основе лежит реакция симпатической нервной системы, что обеспечивает усиление кровотока в мозге и мышцах, обеспечивая ощущение энергичности.

«Хороший» стресс значительно повышает работоспособность в большинстве видов нервной и физической деятельности, как заявляет профессор департамента психиатрии при университете Калифорнии Венди Берри Мендес.

Именно благодаря положительным качествам стрессовых реакций было возможно выживание человека еще на ранних этапах эволюции. Тогда это было связано с бегом, охотой, защитой себя и близких, сейчас же благоприятное влияние «хорошего» стресса на жизнь человека наиболее ярко проявляется повышением концентрации внимания, мотивацией, повышением иммунитета и появлением решительности в решении проблем. Все это дает преимущества одним индивидуумам в современном обществе перед другими.

Однако, далеко не всегда «хороший» стресс должен обладать заметным, существенно изменяющим жизнь, эффектом. Так, даже сегодня незначительное физическое напряжение является стрессом для организма, обеспечивающим повышение эффективности выполнения тех или иных действий, связанных с движением.

Как правило, если организм человека не справляется с влиянием стресса, реакция на него становится патологической, что проявляется нарушенными функциями.

К наиболее типичным проявлениям дистресса, или «плохого» стресса, относят:

  • неспособность сконцентрироваться или выполнять поставленные задачи;
  • учащение простудных заболеваний;
  • боли в теле, связанные с патологическими изменениями;
  • манифестацию других заболеваний (аутоиммунных и других);
  • головные боли;
  • раздражительность;
  • нарушения сна;
  • сонливость днем;
  • изменение аппетита;
  • появление гнева и беспокойства.

Эмоциональный стресс

Эмоциональный стресс представлен яркими психоэмоциональными переживаниями человека и, как правило, является отображением проблем в социальной жизни конкретного индивидуума. Так, нередко его появление обусловлено недостаточным удовлетворением социальных, а также биологических потребностей.

Эмоциональный стресс оказывает существенное влияние на поведение и, в критических ситуациях, может становиться причиной развития состояния аффекта, в основе которого лежит кратковременная вспышка ярости, гнева, страха, отчаяния, что приводит к помрачению сознания. Как правило, в этом состоянии люди нередко совершают действия, опасные как для них самих, так и окружающих.

Психологический стресс

В зависимости от продолжительности воздействия стрессогенного фактора, а также времени, в течении которого можно наблюдать возникшие изменения, выделяют:

  • острую стрессовую реакцию (острое стрессовое расстройство, психологический, ментальный или простой шок);
  • хронический психологический стресс.

Острая стрессовая реакция представляет психологическое состояние, возникающее в ответ на ужасное или травматическое событие, вызывающее сильный отклик внутри индивида, что может проявляться:

  • ошеломлением;
  • сильными эмоциями;
  • онемением;
  • психогенной амнезией;
  • устранением любых факторов, напоминающих о событии;
  • повторным переживанием событий через мысли или мечтания.

Как правило, возможны как ликвидация симптомов, так и нарастание нарушений. Если симптомы острого психологического стресса не проходят в течение одного месяца, пациенту ставится посттравматическое расстройство.

Как правило, в большинстве случаев, функциональные проявления острого психологического стресса, включающие изменение работы сердечно-сосудистой системы (повышение частоты сердечных сокращений, сердечного выброса, артериального давления), возвращаются к нормальным значениям в течение 30-60 минут после воздействия этиологического фактора. Однако, психологические функции восстанавливаются через более длительный промежуток времени.

Хронический психологический стресс является результатом длительно персистирующего стрессогенного фактора. Это состояние организма возникает как при непрерывном влиянии острого стрессогенного фактора, так и при частых, прерывистых воздействиях, когда организм не способен давать адекватный ответ. В большинстве случаев, кроме фиксации гиперфункции сердечно-сосудистой системы значительно повышается риск развития психиатрических и когнитивных нарушений.

Хронический нервный стресс сопровождается:

  • тревогой;
  • депрессией;
  • социальной изоляцией;
  • головной болью;
  • болями в животе;
  • недостатком сна;
  • снижением концентрации внимания;
  • паническими атаками.

Физический стресс

Физический стресс является следствием активного взаимодействия организма человека с факторами окружающей среды. Иногда выделяют два принципиальных вида этого стресса, на каждый из которых организм реагирует разными путями.

Так, физический стресс бывает двух типов:

  • срочный. или экстренный;
  • продолжающийся.

Экстренный физический стресс развивается при непосредственных угрозах жизни, вызванных ранами, травмами и острой кровопотерей и другими острыми состояниями. В то же время продолжающаяся форма обусловлена такими эндогенными и экзогенными факторами стресса, как половые гормоны, вызывающие изменения в организме в периоды полового созревания, беременности, менопаузы, острые и хронические заболевания, вредное воздействие шума, дыма и химических соединений.

Причины стресса

Причины стресса, в соответствии с природой стрессогенного фактора, можно разделить на:

Экзогенные факторы стресса могут быть связаны как с социальной жизнью человека, так и быть обусловлены непосредственным влиянием окружающей среды на организм. В то же время эндогенные факторы, как правило, обусловлены изменением активности биохимических процессов в организме.

Экзогенные факторы стресса

Экзогенные факторы стресса включают:

  • вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение;
  • проблемы в браке, на работе;
  • резкое изменение образа жизни (смена работы, переезд, развод);
  • плохие условия жизни;
  • смерть близких;
  • кредиты и другие денежные долги;
  • вредные факторы на работе.

Эндогенные факторы стресса

Эндогенные факторы стресса включают:

  • естественное изменение гормонального фона в определенные периоды жизни;
  • острые и хронические соматические болезни (инфаркт, инсульт, остеоартрит);
  • хронические головные боли;
  • беременность;
  • снижение половых функций (как при импотенции у мужчин, так и при климаксе у женщин).

Всегда ли нервное напряжение вызывает стресс

Как правило, нервное напряжение и стресс, в большинстве случаев, тесно связаны. Это обусловлено тем, что стресс является ответной реакцией организма на действие раздражителя, в основе которой лежит активация нервной системы, испытывающей в той или иной степени выраженное напряжение. Таким образом, в большинстве случаев, любая стрессовая реакция включает в себя напряжение как один из неотъемлемых компонентов.

Тем не менее, все же следует ответить на вопрос, всегда ли нервное напряжение вызывает стресс. Как правило, если под напряжением в этой ситуации подразумевается волнение, сопряженное с воздействием психогенных негативных или позитивных факторов, то решающее влияние оказывает их продолжительность.

Так, если воздействие имеет непродолжительный характер, то развивается короткая стрессовая реакция. Если же воздействие имеет большую продолжительность и обладает высокой интенсивностью, то, чаще всего, развивается постоянный психологический стресс со всеми негативными явлениями и нарушениями, которые его сопровождают.

Влияние стресса на работоспособность людей

Влияние стресса на работоспособность определяется, тем, каким образом организм реагирует на раздражитель. Так, если у человека развивается «хороший» стрессовый ответ – то работоспособность существенно повышается. Если же развивается «вредный» стрессовый ответ, то можно с уверенностью говорить о существенном снижении работоспособности и, даже, ряде соматических нарушений.

Проблема стресса на работе

Проблема стресса на работе является достаточно распространенной и обусловлена преимущественно необходимостью поддержания концентрации внимания на высоком уровне, а также интенсивной работы мозга на протяжении всего рабочего дня. Причем, это довольно – таки актуально для большинства людей, вне зависимости от рода деятельности – будь то водитель, бухгалтер, кассир в большом гипермаркете, руководитель или врач.

Это связано с тем, что даже небольшая ошибка в их работе может стать для них в будущем серьезной головной болью. Однако, следует выделять «хороший» стресс на работе, который необходим для успешного выполнения возложенных обязанностей, и вредный, который чреват вредными последствиями для здоровья.

Также проблема стресса может быть связана:

  • со страхом увольнения;
  • с повышением нагрузок на фоне сокращения персонала;
  • с повышением интенсивности труда в надежде повышения по карьерной лестнице и отсутствие такового;
  • с неудовлетворенностью своей работой.

Таким образом, большое количество трудоспособного населения регулярно задаются одним и тем же вопросом, связанным с тем, как добиться снятия стресса и успокоить нервы и, таким образом, снизить количество негативных ощущений в своей жизни. Как правило, большинство из них ищут спокойствия дома, однако следует начинать с выявления проблем на работе.

Проблема стресса на работе и его влияние на работоспособность людей на рабочем месте были изучены в исследовании 2011 года, описанном в журнале «The Wall Street Journal». В этом исследовании приняли участие более тысячи американцев, на которых изучалась возможность улучшения самочувствия и повышения работоспособности во время рабочего дня.

Было выявлено, что снизить влияние стрессовых факторов и повысить когнитивные функции помогло:

  • размышление о чем-то приятном – у 62% исследуемых;
  • понимание того, что выводит человека из равновесия – у 56% исследуемых;
  • признание факта наличия стресса и поиск путей управления им – у 40% испытуемых;
  • полное восстановление сил после окончания рабочего дня путем занятий любимыми делами – у 38% исследуемых.

Когда человек испытывает постоянный стресс на работе, он может становиться злым, агрессивным или, наоборот, излишне пассивным и вялым. Как правило, отмечается постепенное нарастание следующих симптомов:

  • чувства тревоги, раздражительности и депрессии;
  • апатии, потери интереса к работе;
  • усталости;
  • проблем с концентрацией внимания;
  • головных болей, нарастающих к вечеру и нередко связанных с нарушением нормального сна;
  • проблем с пищеварением;
  • социальной изоляции;
  • снижения полового влечения;
  • употребления алкоголя или наркотических средств.

Как правило, следует приложить достаточно много усилий, чтобы победить постоянный стресс, связанный с работой. Однако, это все же необходимо, так как позволит не только повысить качество жизни и эффективность выполнения поставленных задач, но и существенно снизить вероятность развития негативных последствий для здоровья в будущем.

Как определить уровень стресса

В 1967 году психиатры Томас Холмс и Ричард Рей решили изучить зависимость между уровнем стресса и развитием заболеваний. Для этого было обследовано более 5000 пациентов из медицинских учреждений на предмет встречи с 43 жизненными событиями за последние два года.

Каждое событие имело различный «вес», в соответствии с чем была выделена определенная шкала, в которой уровень стресса прямо коррелировал с тяжестью воздействия на пациента. Таким образом, чем сильнее было влияние того или иного события на жизнь человека, тем более выраженные переживания он испытывал.

В настоящее время эту шкалу можно использовать для того, чтобы оценить насколько сильный стресс испытывает человек. После прохождения тестирования значения, которые соответствуют событиям, случившимся с пациентом за последний год, суммируются.

В соответствии с полученными значениями, можно выделить следующие характеристики переживаний пациента и их влияния на дальнейшее развитие болезней:

  • 11-150 баллов – шанс заболеть в ближайшем будущем крайне низок;
  • 150-290 баллов – риск заболеть в ближайшем будущем достаточно высок;
  • 300-600 баллов – риск развития болезни в ближайшем будущем крайне высок.

Пройти этот тест можно на большом количестве ресурсов в интернете, где его результат связывают с оптимизацией карьерного роста и снижением развития острых и хронических, ассоциированных со стрессом, заболеваний.

Последствия стресса

Как правило, любой стресс имеет последствия. Если последствия говорят об улучшении жизнедеятельности организма, то говорят о эустрессе, если же они ассоциированы с вредом, говорят о дистрессе. Также можно выделить ранние и отдаленные последствия. Отдаленные последствия могут, в свою очередь, носить как временный, так и постоянный характер.

К каким заболеваниям приводит сильный стресс

Давно известно, что сильный стресс, особенно когда он продолжается в течение длительного периода времени, с высокой долей вероятности вызывает различные изменения в работе организма. Как правило, в первое время эти изменения носят временный характер, однако со временем происходит не только укрепление, но и на их основе происходит развитие новых патологических процессов, что подтверждено большим количеством исследований.

В настоящее время достоверно известно, что из-за сильного стресса развиваются заболевания, к которым относят:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • астму;
  • ожирение;
  • сахарный диабет;
  • хронические головные боли;
  • депрессию;
  • онкологические заболевания;
  • синдром раздраженной кишки и гастроэзофагеальный рефлюкс;
  • болезнь Альцгеймера.

Кроме того, что из-за стресса некоторые заболевания развиваются значительно чаще, также отмечаются ускорение старения и преждевременная смерть.

Ускорение старения было исследовано на примере матерей, ухаживающих за своими детьми, больными хроническими заболеваниями. Как правило, сравнение материала ДНК подверженных стрессу матерей с материалом ДНК женщин, не имеющих такого сильного стрессогенного фактора, показало, что имеется сильное ускорение процесса старения организма. Так, согласно ряду измерений, постоянный стресс может укоротить жизнь на 9-17 лет.

Повышение вероятности наступления внезапного смертельного исхода было изучено на примере пожилых людей, ухаживающих за своими супругами-инвалидами. Было отмечено, что у группы ухаживающих и, соответственно, переносящих сильный стресс, вероятность внезапной смерти была выше на 63%, по сравнению с группой не испытывающих таких переживаний.

Как связаны постоянный стресс и депрессия

Длительный, продолжительный стресс и депрессия тесно связаны. Это обусловлено, как правило, сильными негативными эмоциями, которые заставляют человека переживать по поводу той или иной ситуации, и, в конце-концов, приобретают постоянный характер. Стресс может приводить к развитию депрессивных расстройств как в составе такого хронического заболевания, как болезнь Альцгеймера, так и быть следствием тяжелых событий в жизни человека (например, при смерти близкого человека).

Так, в одном из недавних исследований, проведенных американскими учеными, было выявлено, что люди, имеющую тяжелую, сопряженную с большим количеством переживаний работу, имели на 80% выше риск развития депрессии на фоне стресса в течение нескольких последующих лет по сравнению с людьми, труд которых был гораздо спокойнее.

Имеется также объяснение того, как хронический стресс и депрессия связаны на биохимическом уровне. Как правило, в то время как острая стрессовая реакция сопровождается преимущественно реактивным изменением работы симпатической нервной системы, хронический стресс сопровождается устойчивой перестройкой функционирования эндокринной системы, что проявляется повышением уровня кортизола. Этот гормон, являющийся одним из индикаторов хронического стресса, приводит к уменьшению выделения серотонина и других нейротрансмиттеров мозга, включающих допамин, связанный с депрессией. В норме эти нейротрансмиттеры отвечают за регулирование сна, аппетита, бодрствования, полового влечения и нормальную смену эмоций.

Как обеспечить снятие стресса и успокоить нервы

Многих людей в современном мире интересует, как обеспечить снятие стресса и успокоить нервы. Это обусловлено, в первую очередь, ритмом жизни, высокими нагрузками и психоэмоциональным напряжением и наблюдается, как правило, уже при развитии таких симптомов, как головная боль, слабость и перемены в настроении.

В связи с этим, в интернете имеется большое количество информации о том, как обеспечить снятие стресса и успокоить нервы. Однако, большинство советов носит поверхностный и слишком общий характер, из-за чего они не позволяют полностью избавиться от неприятных ощущений.

Первое, что нужно сделать – добиться устранения стрессогенного фактора.

В дальнейшем, если не получилось самостоятельно достигнуть снятия стресса и успокоить нервы, рекомендуется как можно более быстрое обращение к специалисту. Это также связано с тем, что существенно повышается риск различных, в том числе летальных, исходов.

В настоящее время лечение острого и хронического стресса основано на комбинировании:

  • симптоматического лечения (направленного на устранение бессонницы, эмоциональной боли, перепадов настроения);
  • принципов психофармакологии (приема лекарственных препаратов, направленно влияющих на психические процессы);
  • психотерапии (в основе которой лежит активная работа с психотерапевтом).

В соответствии с конкретной клинической ситуацией (возрастом и полом) подходы к лечению могут значительно варьироваться.

Другие статьи

  • Развитие изобразительного творчества у дошкольников Для дошкольников Главная Школа Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, […]
  • Обзором практики разрешения судами споров связанных с воспитанием детей Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная "ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ" (Утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 20.07.2011) На момент […]
  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]
  • Поддержка детей из неполных семей КавджарадзеМаксимГеннадьевич Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Главная Информация Биография Характер деятельности Фотогалерея Деятельность Правовые основы Работа Информация Законопроекты События Блог […]
  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
Смотрите так же:  Стресс физиологический психологический и эмоциональный