Патриотическое воспитание методы исследования

Патриотическое воспитание методы исследования

На сегодняшний момент патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это основа формирования гражданской идентичности ребенка, привития ему национальных и культурных ценностей. В этой связи вопросы организации патриотического воспитания дошкольников весьма актуальны.

На современном этапе патриотическое воспитание, которое призвано формировать у детей национальное самосознание, активную гражданскую позицию, стремление и готовность брать на себя ответственность за развитие своей страны и народа, осуществляется в рамках различных форм работы, занятий, экскурсий, учебных курсов.

Патриотическое воспитание, как одно из приоритетных направлений современной системы образования (это указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах, а также в «Стратегии развития воспитания на период до 2025 г.»), предполагает формирование у детей патриотических чувств, любви к стране и народу, чувства гражданского долга, готовности отстаивать государственные интересы Родины [1]. При этом особую значимость имеет преемственность в патриотическом воспитании, а также организация данного процесса уже на начальных ступенях образования, в том числе и в системе дошкольного образования.

В то же время организация патриотического воспитания в системе дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, требует более тщательного подхода и подбора методов, средств, технологий воспитания. Наиболее понятное и простое воспитание для дошкольников – это воспитание на личном примере. Если говорить о патриотическом воспитании, то примером выступают известные национальные герои.

Цель исследования: оценка воспитательного потенциала информации о выдающихся исторических личностях в процессе осуществления патриотического воспитания дошкольников.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели достаточно важным является анализ литературных и исторических источников.

Материалы исследования включают литературные и исторические источники, например воспоминания отдельных исторических личностей (А. Брусилова), а также методическую литературу.

Результаты исследования и их обсуждение

Одной из известных личностей является личность А. Суворова, который до настоящего времени воспринимается всеми поколениями, как эталон мужества, мудрости, острого ума и верности своей Родине. Дошкольникам вполне доступен материал в переложении воспитателя о детстве А. Суворова, его победе над самим собой (недостаточно крепким для военной службы состоянием здоровья) и победе над мнением отца, который считал, что А. Суворов не годится для военной службы. Достаточно показательны для дошкольников и военные подвиги А. Суворова, его громкие победы. Материал о них интересен даже для восприятия дошкольников.

Для понимания дошкольниками патриотизма, как своего личного выбора, достаточно показателен пример героя войны 1812 года А. Раевского, и в первую очередь его знаменитая фраза: «Честь дороже присяги, нарушив первую, человек уже не может существовать, тогда как без второй он может обойтись еще» [2, с. 381]. Эти слова были сказаны генералом А. Раевским царю на вопрос о том, почему он не донес на своих друзей-декабристов, не выдал их, зная об их замысле. Данный пример иллюстрирует дошкольникам необходимость собственной позиции даже в рамках существующих ценностей общества и приказов.

Следует отметить, что традиционно в прикладном понимании патриотическое воспитание осуществляется на примерах Великой Отечественной войны. При этом, если Вторая мировая война, как материал для реализации патриотического воспитания, изучается дошкольниками достаточно тщательно на занятиях и мероприятиях, посвященных годовщинам Великой Победы, то Первая мировая война зачастую остается недостаточно изученной. Это негативно сказывается как на качестве патриотического воспитания, так и на знании отечественной истории [3, c. 72]. Ввиду того что наибольшим воспитательным потенциалом обладают военные исторические события, представляется достаточно значимым исследование материалов о героических личностях Первой мировой войны для реализации патриотического воспитания.

Среди примеров из периода Первой мировой войны показательна операция генерала А.А. Брусилова, получившая название «Брусиловский прорыв», осуществлена с 4 июня по 20 сентября 1916 года [4]. В ходе операции генерала А.А. Брусилова было нанесено поражение армиям Германии и Австро-Венгрии во время Первой мировой войны. Операция стала последней крупной военной победой императорской России [5]. Стоит отметить, что это единственное сражение войны, в названии которого закрепилось имя командующего фронтом.

По итогам проведенного Брусиловского прорыва Юго-Западный фронт нанес поражение австро-венгерской армии. Воспитательное значение содержания данного материала состоит в том, что история Брусиловского прорыва показывает дошкольникам, как русские войска, измученные долгими военными действиями и сломленные «великим отступлением» 1915 года, в условиях острого кризиса власти и революционных настроений, отражая наступления трех империй (Германской, Австро-Венгерской, Османской), показали всему миру образец героизма и мужества [6].

Брусиловский прорыв, как историческое событие, показал в тот период всему миру, а в настоящее время также может показать и современным дошкольникам, что русский солдат остается верным традициям мужества и верности своей Родине, и что роль морального духа и патриотизма в решении исхода войны очень велика. Воспитательный потенциал этого исторического события подчеркивает один из биографов генерала Брусилова – С.Н. Семанова: «…остается непреложным факт: наступление Юго-Западного фронта летом 1916 года, бесспорно, принадлежит к наиболее ярким и поучительным операциям Первой мировой войны. После этой операции главнокомандующий Юго-Западного фронта твердо встал в ряд с выдающимися военачальниками русской армии, а это кое-что значит! Брусилов был последним из полководцев старой русской армии, опыт которого обогатил русское военное искусство…» [7, с. 42].

Прежде всего, педагог должен сам хорошо ориентироваться в представляемой тематике, материал должен быть переработан и грамотно адаптирован для детского восприятия.

Для этого воспитателям необходимо организовывать различные совместные методические мероприятия: консультации, работу творческих групп, семинары–практикумы, показ открытых занятий и т.д. Также педагогам надо систематически заниматься самообразованием. Таким образом, для реализации нравственно–патриотического воспитания дошкольников необходимо правильное построение работы воспитателей.

В процессе работы по патриотическому воспитанию должны осуществляться следующие задачи: образовательные, воспитательные, развивающие.

Представление дошкольникам исторических примеров, как примеров патриотизма и любви к Родине, должно осуществляться в наиболее интересных и доступных для них формах. Решение перечисленных задач нравственно-патриотического воспитания в процессе детской деятельности (в играх, труде, быту и в самостоятельной деятельности детей) позволит сформировать взаимоотношения с окружающими его взрослыми и детьми и воспитает патриотические чувства.

Необходимо применять формы и методы, которые вызывают развитие эмоций и чувств дошкольников. Большинство из них в силу своего возраста предпочитают деятельностные формы работы в процессе патриотического воспитания. Предпочтительными формами процесса патриотического воспитания для дошкольников выступают игровые методы, творческая деятельность, спортивные мероприятия.

Стоит отметить, что систематическая и правильно организованная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста помогает формированию у дошкольников чувств патриотизма.

При изучении тем, связанных с героическими личностями, особое внимание необходимо уделять подбору такого материала, который бы вызывал отклик у детей, заставлял их сопереживать и гордиться своими предками, размышлять над поступками людей. Зачем жертвовали жизнями люди во времена великих испытаний? Что заставляет человека совершать подвиг? Кем ребенок может гордиться, кого помнить?

Преподносить героические подвиги необходимо так, чтобы дошкольники понимали, почему все герои разного времени жертвовали своим состоянием, жизнью и любовью во имя интересов Отечества. Они не хотели умирать, но тем не менее шли на смерть.

Преподаватели должны подводить обучающихся в дошкольном заведении к пониманию, что патриотический дух народа был движущей силой закономерности побед России.

Как уже отмечалось ранее, занятия должны быть направлены не только на развитие ума, но и на воспитание гражданских чувств, необходимо вызвать у дошкольников эмоциональный резонанс и переживания.

Для получения такого резонанса при проведении занятия можно выделить следующие условия:

  • эмоциональная подача передаваемой идеи воспитателем;
  • применение средств, которые повысят интерес дошкольника к предлагаемому материалу;
  • формирование определенного индивидуального отношения дошкольников к разным явлениям в обществе.

Исходя из этого, для формирования чувства патриотизма у дошкольников представляется целесообразным применение системно-деятельностного подхода.

Особую роль в воспитании чувства патриотизма дошкольников должна выполнять семья. При этом дошкольная образовательная организация и семья должны действовать по единой системе, дополнять деятельность друг друга [8]. Такую систему патриотического воспитания можно организовать в рамках государственно-общественного управления образовательными организациями (например, принятие совместно с родителями программы патриотического воспитания для группы дошкольников, выбор наиболее интересных исторических личностей как примеров для воспитания патриотизма: это может быть пример 10-летнего Николая Пищенко, который наравне со взрослыми и старшими братьями отважно сражался в Севастополе и был награжден адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом).

Воспитание патриотизма в современной системе дошкольного образования представляется одной из приоритетных задач, однако представление о патриотическом воспитании в обществе в целом и на ступени дошкольного образования в настоящее время не имеет единого подхода. Вместе с тем выделены определенные ориентиры в организации патриотического воспитания – это целостность данного процесса, его систематичность, преемственность, учет личностных и возрастных особенностей [3, c. 43].

Согласно указанным критериям осуществление патриотического воспитания на основе использования информации о жизни и деятельности исторических личностей является приоритетным по следующим причинам:

1) использование материала об исторических личностях возможно уложить в систему (например, по хронологии либо в рамках подачи материала – о детстве, жизни, подвигах, убеждениях);

2) использование материала об исторических личностях в рамках патриотического воспитания дошкольников закладывает дальнейшее изучение материала курса истории в школе, что соответствует критерию преемственности;

3) использование материала об исторических личностях дает возможность адаптировать процесс патриотического воспитания под возрастные особенности дошкольников, например в случае рассказов о детстве и юности героев России.

При организации патриотического воспитания можно выделить ряд основных проблем: возрастные особенности дошкольников (неосознаваемость ими ряда понятий, таких как «Родина», «государство» и т.д.), отсутствие систематичности и преемственности в процессе патриотического воспитания, недостаточная методологическая база, недостаточная профессиональная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере патриотического воспитания.

При этом также необходимо учитывать ряд возрастных психологических особенностей дошкольников, в первую очередь недостаточно сформированное волевое усилие, превалирование непроизвольного внимания над произвольным, эмоциональность, незавершенность процесса формирования сенситивной сферы.

Смотрите так же:  Выплата по уходу за ребенком до 15 лет безработным

Стоит также отметить, что патриотическое воспитание дошкольников с помощью истории не должно быть направлено только на военную пропаганду. Оно должно формировать у детей чувство гордости за достижения Отечества.

Вся информация должна преподноситься таким образом, чтобы взрастить чувство гордости и уважения к своему народу, который способен проявлять в необходимый момент лучшие человеческие качества, которые привели народ к победам. В то же время неправильная подача материала может привести к возникновению ненависти к противникам и «образу врага», чего необходимо избегать.

Поэтому необходимо объяснять дошкольникам причины того, что народ перед лицом военной опасности активизировал все свои человеческие ресурсы на достижение военных побед, и пояснять возможные последствия военного проигрыша для социально-политической жизни России.

В качестве основных педагогических условий, которые могут усилить потенциал материала об исторических личностях, как средства патриотического воспитания, можно отметить такие, как:

  • внедрение личностно ориентированного подхода;
  • педагогическое взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в использовании традиций русского воинства, в единстве патриотических и семейно-родственных воспитательных воздействий (контекстный компонент);
  • проведение интегрированных занятий.

Воспитательное воздействие исторического материала о личностях русских героев могут усилить следующие средства и методические приемы [3]:

1) использование видеофрагментов фильмов, компьютерных презентаций;

2) использование художественной литературы и произведений живописи. Например, при изучении событий «Брусиловского прорыва» это картина художника П. Рыженко «Брусиловский прорыв», в случае А. Суворова – «Переход через Альпы», портреты А. Суворова;

3) персонификация: дошкольникам можно предложить задания формата: «Расскажите об А. Суворове от первого лица…», «Как бы вы поступили на месте А. Раевского?» и т.д.

Заключение

В заключение стоит отметить, что исходя из возрастных особенностей дошкольников процесс патриотического воспитания должен исключить навязываемость и долженствование, включать игровую составляющую и ряд средств мотивации.

При организации занятий по патриотическому воспитанию или иных форм работы с дошкольниками (например, в рамках экскурсии) следует отдавать предпочтение красочным типам представления материала с целью воздействия на непроизвольное внимание

Формы и методы патриотического воспитания студентов в условиях реализации историко-культурного стандарта

Ссылка на экспорт

  • 428005, г. Чебоксары,
    ул. Гражданская,
    Дом 75
  • Телефон: 8-800-775-0902
  • +7 (8352) 222-490
  • [email protected]
  • interactive-plus

Присоединяйтесь

Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International

Форма подписки

Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!

На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.

Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!

Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №2 «Алсу»

Визитная карточка

Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников

«Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город. Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Смотрите так же:  Знаменитые семьи с детьми

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Формы и методы патриотического воспитания

Столичный учебный центр
г. Москва

Формы и методы патриотического воспитания обучающихся

Курганский С.М.
заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания школьников в условиях образовательного процесса.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация.

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности ученика. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, т. к. это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотиче­ского воспитания, адекватных совре­менным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Актуальность патриотического воспитания определяется:

расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства российских граждан;

генезисом новых социокультурных и экономических реалий, вытекающих из процесса развития рыночной экономики;

рассогласованием деятельности основных социальных институтов, складывавшегося в течение многих десятилетий механизма социализации поколений, что связано с разрушением и девальвацией системы традиционных ценностей, преемственности поколений и обострением социальных противоречий в обществе;

ростом нигилизма, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;

идеологией реформ, сопровождаемых деформациями в работе с молодежью;

вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых российскому менталитету, главным образом проамериканских, ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность общеобразовательных организаций (далее – ОО) по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Смотрите так же:  Фсс калькулятор пособия по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации (далее – СМИ) при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Принципы и направления патриотического воспитания

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания относятся:

приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;

направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

многообразие форм, методов и средств воспитания.

С принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» 1 общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу. Направления патриотического воспитания в ОО сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе.

• создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
• формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в т. ч. военно-патриотического воспитания;
• повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
• развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы:

духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);

нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);

историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);

государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Рассмотрим основные направления патриотического воспитания.

воспитание сознательного отношения к учебе;

воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;

формирование общности интересов детей и родителей через совместные творческие дела и знакомство с историей своей семьи;

формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.

организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;

организация совместных коллективных творческих дел;

организация и проведение благотворительных акций;

организация работы с родителями.

воспитание правовой культуры;

знакомство с правовыми нормами и процедурами;

выработка правовой культуры;

развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

изучение символики России, края, города, школы;

оформление уголка символики;

проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

изучение родного края и страны через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;

сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;

совершенствование системы классного и школьного самоуправления;

организация встреч с выпускниками школы, ветеранами войн, передовиками производства;

организация шефства над ветеранами Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям населения;

акция «Ветеран живет рядом».

воспитание экономической культуры мышления у обучающихся;

формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

изучение предмета «Экономика»;

организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;

разработка и защита авторских проектов;

участие детей в общественно полезном труде;

организация профориентационной работы с обучающимися.

воспитание любви к Родине;

воспитание чувства прекрасного;

воспитание уважения к российским традициям (в т. ч. религиозным);

формирование общечеловеческих ценностей.

соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

ознакомление обучающихся с общечеловеческими ценностями, социальными нормами поведения;

знакомство с различными видами искусств;

изучение истории России, символики, геральдики;

проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т. д.);

проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;

оформление стендов: «Гордость школы», «Наши выпускники – заслуженные люди города»;

организация различных выставок;

проведение культурных мероприятий для творческой самореализации.

Виды деятельности

Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений патриотического воспитания обучающихся ОО:

1. Классно-урочная деятельность:

игровые формы обучения;

2. Внеурочная деятельность:

проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;

викторины, олимпиады, конференции;

познавательные классные часы.

3. Творческо-поисковая деятельность:

организация работы школьного музея, экскурсионная работа;

метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности;

4. Диагностическая деятельность:

определение уровня воспитанности;

диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;

описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;

анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т. д.;

сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, уже достигнутыми показателями.

5. Изучение передового педагогического опыта:

участие в районных семинарах, заседаниях районных методических объеди-нений заместителей руководителя ОО по воспитательной работе;

изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию обу-чающихся;

изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию обучающихся.

6. Взаимодействие с общественными организациями:

проведение мероприятий патриотической направленности совместно с организациями дополнительного образования детей, библиотекой, советом ветеранов, внешними общественными организациями;

участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности, проводимых общественными организациями.

Формы и методы работы

Патриотическое воспитание осуществляется на основе использования самых различных форм и методов воспитательной деятельности. Наиболее перспективным в плане результативности выполнения задач патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании.

Формы и методы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями, способствующими реализации основных задач патриотического воспитания. Кроме того, они синтезируют основные элементы как общего, так и специального содержания военно-патриотического воспитания в тесно взаимосвязанном и взаимодополняемом виде. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическим и практико-прикладным компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Содержание основных направлений системы патриотического воспитания основывается на соответствующих формах и методах воспитательной работы:

1. Работа с педагогическим коллективом:

совещание при руководителе ОО;

совещание при заместителях руководителя ОО;

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников Психолого педагогические основы развития словаря у детей дошкольного возраста Главная > Реферат >Педагогика Уральский государственный педагогический университет. Институт педагогики и психологии детства. Тема: «Психолого-педагогические основы развития словаря у детей […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]