Педагог для детей с умственной отсталостью

5.7. Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами. Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае уважать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профессионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.

Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспитатель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важнее выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понятым, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем.

Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника в массовом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребенку необходима регулярная специализированная помощь олигофрено-педагога и психолога, а родителям и учителю — его консультации.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение умственной отсталости.

2. Чем отличаются понятия «олигофрения» и «деменция»?

3. Каковы различия в клинической картине между олигофренией идеменцией?

4. Дайте психолого-педагогическую характеристику детям с дебильностью, имбецильностью и идиотией.

5. Как соотносятся классификация степеней умственной отсталости Э. Крепелина и Всемирной организации здравоохранения 10 пересмотра?

6. Охарактеризуйте отношение общества к умственно отсталым лицам в разные периоды его развития.

7. Какова современная социальная политика в отношении умственно отсталых лиц?

8. Перечислите актуальные проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

9. Каким образом в России оказывается психолого-педагогическая помощь детям с тяжелыми формами умственной отсталости?

10. В каком состоянии находится зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями?

11. Каковы рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы?

Памятка для педагога. Дети с умственной отсталостью

Памятка для педагога. Дети с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Памятка для педагога. Дети с умственной отсталостью»

Умственная отсталость – стойко выраженное необратимое нарушение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического повреждения головного мозга.

Причины умственной отсталости

1.Эндогенные: патология хромосомного набора; наследственные заболевания; хронические болезни матери; умственная отсталость родителей; иммунологический конфликт по резус-фактору.

2.Экзогенные: тяжелые инфекционные заболевания при беременности; тяжелая дистрофия женщины при беременности; заражение плода паразитами; применение лекарственных препаратов, противопоказанных беременным; травматические поражения плода; курение, алкоголизм, наркомания, неправильное питания родителей; работа женщины на вредном производстве; условия окружающей среды; родовые травмы; инфекции после родов, перенесенные ребенком.

Характеристика умственно отсталых детей

познавательных интересов, слабая любознательность;

речи (ограниченный словарный запас, дефекты произношения);

мыслительных процессов (медленно формируются обобщающие понятия, не развито словесно-логическое и абстрактное мышление, слабость смысловых связей);

продуктивной деятельности (лепка, рисование, игры носят подражательный характер, нет замысла и сюжета);

эмоционально-волевой сферы (реакции инфантильны, эмоции неустойчивы, сильные аффективные реакции, слабые волевые процессы, отсутствует инициатива);

восприятия (не выделяют главного, снижается понимание, затрудняется восприятие пространства, времени, цвета);

памяти (запоминают внешние признаки, материал требует многократного повторения);

физическое недоразвитие (деформация черепа, размеров конечностей, нарушения моторики, двигательной активности).

Олигофрения – форма недоразвития, когда поражение мозга возникает внутриутробно, при родах или до 2-3 лет, до становления речи. Степень выраженности зависит от тяжести, постигшей ребенка, её локализации и времени.

Деменция – форма недоразвития, возникающая в результате травм головного мозга и перенесения различных заболеваний (менингита, энцефалита) после 3 лет. Интеллектуальный дефект необратим.

Степени умственной отсталости

Дебильность – незначительная степень умственной отсталости, характеризующаяся умственным недоразвитием, приобретенным в раннем детстве, который в последующей жизни не нарастает, но может отчасти исправиться.

Имбецильность – умеренная степень умственной отсталости, выражающаяся в интеллектуальном недоразвитии ребенка в первые годы жизни.

Идиотия – тяжелая степень умственной отсталости, характеризующая почти полным отсутствием мышления и речи.

1.Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

2.Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент.

3.Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4.В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

5.Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц).

6.Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического).

7.Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки.

8.Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

9.Необходимо давать время на отдых ребенку, устраивать разминки.

10.Не нужно давать на уроке более двух новых понятий.

11.Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).

Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

Если в обычном классе умственно отсталый ребёнок — Сайт topmpk!

Если в обычном классе учится умственно отсталый ребёнок

Ещё несколько лет назад мало кто из педагогов так называемых массовых школ мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди обычных детей будут учиться и дети с умственной отсталостью. Однако сейчас мы наблюдаем именно такую ситуацию, и постепенно это станет нормой, т.к. Законом об образовании РФ от 2012 года за родителями (законными представителями) закреплено право самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а за образовательной организацией – обязанность создать для него все необходимые для успешного обучения условия.

Можно, конечно, долго спорить, хорошо это или плохо для педагогов и самих детей, только споры ни к чему не приведут, да и цель нашей статьи не в этом. Мне хотелось бы помочь учителям разобраться хотя бы в самых общих чертах, что же делать, если у них в классе есть умственно отсталый ребёнок, т.к. игнорировать этот факт и работать так, как раньше, ничего не меняя – значит не только оставить его без помощи и поддержки, но и накликать на себя много неприятностей, от вполне обоснованных претензий родителей до серьёзной проверки. Сразу предупреждаю – статья будет длинная, но постарайтесь осилить её.

О чём необходимо сказать вначале? О том, что педагогам крайне важно изучить особенности детей с умственной отсталостью перед тем, как с ними работать. Дело в том, что умственную отсталость часто путают с задержкой психического развития, а эти понятия очень сильно отличаются друг от друга! Кроме того, и умственная отсталость тоже может быть разной – от лёгкой до глубокой, и со своими особенностями и нюансами, без учёта которых добиться успеха будет сложно, а иногда и невозможно (т.к. педагог не будет знать – что под силу ребёнку, в чём ему необходима помощь и какая, а с чем он никогда не сможет справиться, как бы ни старался).

Как правило, в обычной школе можно столкнуться с обучающимися лишь с лёгкой умственной отсталостью (дети с умеренной, тяжёлой и глубокой степенью этого интеллектуального нарушения учатся в специальных образовательных организациях и на дому). Возможно, так будет не всегда, но в ближайшие 3-5 лет, мне кажется, ситуация вряд ли изменится.

Итак, давайте теперь по пунктам – что делать, если в обычном классе учится умственно отсталый ребёнок? Как правило, это происходит после обследования на ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии, когда родители приносят заключение с рекомендациями.

Первое. Необходимо объяснить родителям (законным представителям) данного ребёнка суть обучения по программе для детей с умственной отсталостью, перспективы после обучения (какой документ получит, куда сможет поступить, кем сможет работать). Причём нужно донести это максимально доступно, чтобы у них не осталось вопросов по этому поводу и потом не было претензий. Чтобы сделать это грамотно, сами разберитесь с данным вопросом, а для начала – дочитайте до конца статью, я постараюсь в ней всё подробно растолковать.

Если родители согласились с рекомендациями, данными ПМПК, они должны предъявить (отдать) в школу копию заключения комиссии и написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести их ребёнка на обучение по названной выше программе. Кроме того, желательно под роспись ознакомить их с тем, какой документ получит ребёнок по окончании школы (чтобы позже родители не заявили, что они этого не знали, и не начали писать на образовательную организацию жалобы в разные инстанции), и с перспективами обучения после окончания 9 классов (сейчас очень многие профессиональные училища и даже техникумы принимают детей, закончивших школу по программе для обучающихся с умственной отсталостью, т.е. у них есть все шансы получить рабочую профессию и устроиться в жизни). Кстати, на этой страничке, внизу («особый» ребёнок в обычной школе), находится список таких образовательных организаций Свердловской области.

Если же родители не согласны с рекомендациями ПМПК и не желают, чтобы их ребёнок обучался по программе для обучающихся с умственной отсталостью, то копию заключения они не предоставляют и заявления не пишут, а педагоги продолжают учить ребёнка так же, как и раньше, без изменений и адекватно оценивая (т.е. в соответствии с общеобразовательной программой, без поблажек). В этом случае тоже желательно под роспись ознакомить родителей с тем, что если по окончании школы ребёнок не сможет сдать экзамены, то ему будет выдана справка, а не аттестат. (К слову, со справкой не берут даже в самые захудалые профессиональные училища.)

Второе. Очень важно познакомиться (чем ближе, тем лучше) с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и с программой для детей с умственной отсталостью (её можно найти на нашем сайте вот на этой страничке — жмите, это ссылка на страницу). В ФГОС определены планируемые результаты, которых необходимо достичь к концу обучения, а также все условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. А в программе подробно, по классам, расписано всё содержание: чему конкретно учить, когда и по каким темам.

Третье. На этом шаге проведите педагогическую диагностику, чтобы определить, какому классу (по программе для детей с умственной отсталостью) соответствуют знания и умения ученика по основным предметам (русскому языку, математике). Как правило, в коррекционных школах дети учатся в тех классах, которые соотносятся с их возрастом, а недостаток знаний по тому или иному предмету компенсируют постепенно в результате индивидуальной работы и дифференцированного подхода.

Четвёртое. Теперь нужно составить на данного ребёнка адаптированную образовательную программу (АОП), учитывающую все его особенности. Единой для всех формы, по которой пишется эта программа, не существует, поэтому учителя могут выбрать из тех, что предложены им на курсах повышения квалификации или на просторах интернета ту, которая покажется более удобной (если, конечно, в образовательной организации не разработана своя собственная форма). Но в любом случае составление АОП – обязательный шаг. Не стоит надеяться, что при организации работы с детьми с умственной отсталостью достаточно «просто давать им простые задания» или «учить по нижнему порогу общеобразовательной программы» — так ничего не выйдет! Дело в том, что программа для обучающихся с умственной отсталостью кардинальным образом отличается от общеобразовательной! Она предполагает:

  • Другой учебный план, следовательно, другие предметы (скажем, не алгебра и геометрия в старших классах, а просто математика, не литература, а чтение) и другое количество часов по каждому из них (большая часть времени отводится урокам труда – не менее 6 часов в неделю с 5 класса). Кроме того, такие предметы, как иностранный язык, физика, химия, и вовсе отсутствуют.
  • Другое содержание, объём и глубину учебного материала, и, соответственно этому, другой уровень знаний, умений и навыков (знания обучающихся по этой программе за 9 лет обучения соответствуют приблизительно знаниям за 5-6 класс общеобразовательной школы), т.е. образование по программе для детей с умственной отсталостью, что называется, «нецензовое».
  • Другие учебники (их необходимо заказать для таких обучающихся или попросить во временное пользование в близлежащих коррекционных школах).
  • Другие методы и приёмы обучения.
  • Другие экзамены по окончании сроков обучения. Сейчас эти дети сдают только один экзамен по трудовому обучению (по одному из профилей трудового обучения) по билетам. Есть мнение, что будут вводиться ещё экзамены по русскому языку и математике, но пока неизвестно, когда.
  • Другой документ об образовании (не аттестат, а свидетельство).

Тут важное замечание: разрабатывать АОП — это дело всех педагогов, которые будут взаимодействовать с данным ребёнком. Т.е. этим должны заниматься вместе и учителя-предметники (вплоть до учителя ИЗО и физкультуры), и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог, и классный руководитель, а не только учитель русского и математики. Кроме этого, необходимо обязательно привлечь и администрацию, т.к. именно её задача – создание специальных условий для этого ребёнка – включая и кадровые, и материально-технические, и организационно-методические.

Пятое. После того, как АОП составлена, необходимо продумать расписание уроков для ребёнка. Оно тоже будет совсем другое, нежели у всех остальных учеников в классе, поэтому очень важно составить его так, чтобы было всем удобно. Возможно, этот ученик будет посещать занятия у логопеда или психолога в то время, пока весь класс занимается физикой или химией, или он пойдёт на урок технологии. Допускается, чтобы ребёнок, обучающийся по АОП, находился вместе со всеми и на тех предметах, которые он не изучает, но только в качестве «вольного слушателя», если он соблюдает правила поведения и не мешает остальным детям и учителю. Естественно, оценивать его по этим предметам не нужно.

Шестое. Если ребёнок с умственной отсталостью не имеет заболеваний, при которых не может посещать школу, и не является социально опасным для других детей, то обучать его нужно в условиях класса, т.е. вместе со сверстниками, развивающимися нормально. И здесь – задача учителя, как это организовать. Например, можно объяснять ему задания в то время, пока остальные дети выполняют упражнения самостоятельно, или давать ему задания на карточках, и т.п. Наверное, при разработке АОП стоит соотнести по времени изучения сходные темы там, где это возможно (например, по истории или биологии) с темами, которые в это время будет изучать весь класс.

Седьмое. Всем остальным обучающимся класса, в котором находится данный ребёнок, необходимо в общих чертах объяснить, что он обучается по другой программе, чтобы они не шептались у него за спиной и не строили догадок, почему у него всё не так, как у них. Само собой разумеется, что объяснять это нужно в его отсутствии, лишь в общих чертах и избегая негативных оценок и определений. Также нужно привлекать одноклассников к оказанию этому ребёнку дружеской, моральной, эмоциональной, душевной поддержки.

Восьмое. Ищите у ребёнка с умственной отсталостью те качества, которыми он может выгодно отличиться от других детей в классе. Возможно, это будут какие-то способности, умения, хобби, качества характера. Создавайте для этого ученика ситуации успеха как в учёбе, так и вне её. Это повысит самооценку обучающегося, его уверенность в себе и позволит обрести достойное положение среди сверстников.

Девятое. Оценивайте ребёнка в соответствии с АОП, а не с общеобразовательной программой. Если вдруг за четверть и за год у такого ребёнка выходят «двойки», то это не означает, что он не усвоил программу и должен остаться на второй год. Это значит, что АОП для него была составлена неправильно, без учёта его способностей и возможностей.

Десятое. Так как по окончании 9 класса по программе для обучающихся с умственной отсталостью предполагается итоговая аттестация по трудовому обучению, необходимо подготовить ребёнка к этому экзамену (и подготовиться самим). Для этого составьте (или попросите в ближайшей коррекционной школе) экзаменационные билеты. Готовить детей к экзамену лучше начать с 1 четверти 9 класса (это связано с особенностями развития памяти у умственно отсталых обучающихся), иначе просто не успеете.

И одиннадцатое. Для такого ученика администрации школы нужно заказать документ об окончании обучения особого образца – свидетельство, а не аттестат. А ребёнку и его родителям заранее (за несколько месяцев до выпуска) рассказать о тех профессиональных образовательных организациях, в которых можно будет продолжить обучение и получить рабочую профессию (где найти их перечень, сказано в этой статье выше).

Смотрите так же:  Булимия не могу вырвать

Педагог-психолог психолого-медико-педагогической комиссии Елена Михайловна Белоусова

Если Вы хотите оставить комментарий, заполните форму ниже:

  • #1

Надежда (Monday, 26 March 2018 07:59)

Большое спасибо за статью. Всё изложено лаконично и доступно. Возьму себе в работу.

#2

юлия-я (Sunday, 10 June 2018 15:53)

здравствуйте Сергей Борисович.Снова я с вопросом.(17 мая я к Вам обращалась).Диагноз :резидуальная энцефалопатия.ЗПР. Почему комиссия рекомендует .обучение по адаптированной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью(интелектуальными нарушениями)?Из-за этой рекомендации нас отчисляют из школы 5 вида(речевая),хотя у нас нет 2 по четвертям и годовой.Сын закончил 3 класс.Почему сразу в 8 вид?Хотелось бы верить в чудо и возможности своего ребенка.Нужно время.Ведь в 8 вид можно успеть и после начальной школы.Возможно обращаюсь не по адресу,но хотелось бы узнать Ваше мнение как спец-та ,работающего в школе 8 вида.Спасибо.

#3

юлия-я (Tuesday, 12 June 2018 13:25)

Про речевую рассказала логопед.Но на ПМПК меня огорошили,что нам лучше в 8 вид.Но пошли на встречу с испытательным сроком 1 год.В этом году я думала,что раз нет двоек по итоговым нас оставят в речевой.Тем более нейропсихолог и школьный логопед говорят,что мы речевики.Но нет-рек-ция 8 вид.

#4

юлия-я (Tuesday, 12 June 2018 13:42)

Заключение логопеда с ПМПК:системное недоразвитие речи легкой степени.Дефектолог-уровень обучаемости низкий.Психолог-диффузное недоразвитие психических функций без нарушения поведения.Умеренно выраженное снижение операционных хар-к.Аббревиатура ЗПР -выписка из медкарты.В коллегиональном зак-нии ПМПК -статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья подтвержден:обуч-ся с интелектуальными нарушениями.

#5

юлия-я (Tuesday, 12 June 2018 14:21)

Да ,я читала ,что сложно разграничить.Тем более не надо торопиться,а вдруг все таки ЗПР(очень хочется надеяться,что не УО)Да ,сложно учиться.Сын не умеет решать задачи.Показываю наглядно.Не умеет писать самостоятельные и контрольные по матем.-ке.Но,повторюсь,2 по итоговым нет.Нейропсихолог провела тест Векслера,говорит ,что УО нет.Хотя некоторые части на очень низком уровне.Незнаю кому верить .Устала,может действительно ему будет лучше в 8 виде.На институт я и не надеюсь.Вот если бы расширили круг профессий для выпускников 8 вида.И армию боюсь,очень он у меня мягкий ,не конфликтный и добрый.А другие ПМПК есть в других городах области.Вот думаю .А послезавтра схожу в нашу школу 8 вида.Поговорю с учителем.Спасибо за Ваш искренний интерес .Мы живем в Поволжье,в маленьком городке.Специально переезжали жить в областной центр.(Афалия и др.,вроде нет.Есть дисграфия)

#6

Сергей Борисович (Tuesday, 12 June 2018 20:10)

Много информации. Давайте я попробую читать по порядку все 3 поста и оформлять своё мнение под номером, так сказать. И Вам будет потом легче читать.
1. Коллегиальное заключение ПМПК носит только РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер. Это не приказ вести ребёнка в школу VIII вида. Их дело диагностировать, давать экспертное заключение возможностей и рекомендовать образовательный маршрут (где учиться). Что они и сделали. Заключения написаны грамотно всеми специалистами. В заключениях психолога и дефектолога дана очень важная оценка способностей мальчика и меня это печалит по той причине, что его ресурс очень ограничен. Вы даже не представляете себе как мама, насколько резко далее усложняется учебная программа. Там, помимо всего прочего, будет темповая напряжённая работа на уроках с большим волевым усилием, к чему ребёнок не готов. Страдает, видимо, логическое мышление, а нужно уметь мыслить абстрактно. Многие его характеристики из заключений объективно говорят, что в массовой школе мальчику будет учиться очень сложно.
2. Вы сейчас в речевой школе. Об отчислении они повели речь, почитав заключение ПМПК. Но здесь есть несоответствие диагноза ЗПР (надеюсь, его установил детский психиатр) и рекомендации. Я об этом написал выше. И поскольку это рекомендация, то Вы можете всё оставить как есть и продолжать обучение в речевой школе. Тем более, что двоек нет. Дисграфия — нарушение письменной речи, очень сложное в коррекции, длящейся годы. Я ещё и логопед, не только дефектолог, работал в школе с дисграфиками и знаю предмет разговора хорошо. Поэтому речевая школа подходит. На основании заключения ПМПК с упоминанием школы VIII вида Вас не отчислят. У ребёнка ЗПР, так с какой стати ему в той школе учиться? Но потянет ли ребёнок программу?
3.Смотрю Ваш пост №39 и читаю про «обуч-ся с интеллектуальными нарушениями» какой-то неведомой ПМПК в Поволжье. Слава Богу, что не Красноуфимск. Вообще-то ЗПР подразумевает первично сохранный интеллект. Я бы попросил у них разъяснения, что они имели в виду. Если детский психиатр в своём заключении не поставил диагноз уо (после двухнедельного диспансерного наблюдения в стационаре), то педагогические работники не могут вести речь об уо. Даже если её предполагают. И записывать это в своей рекомендации не должны. Может быть, скажут своё мнение специалисты Красноуфимской ПМПК? А то я уже здесь вторгся на форум и начисто их заглушил.
4. Не нужно отчаиваться, Юлия. Это не самый крайний вариант, я видел многократно ситуации намного хуже и работаю с детьми не лёгкой уо, а тяжёлой. Вот там горе-печаль и такие «крутые» психиатрические диагнозы и синдромы, что раньше и не слышал.
Сыну нужно в школе помогать. Я бы посоветовал Вам найти пенсионерку-учительницу начальных классов с очень большим опытом работы. Для репетиторства они лучше всего: опыта объяснений у них море, финансовые аппетиты небольшие. Такой человек мальчику бы подошёл. Хотя бы на год, чтобы посмотреть перспективу.
До окончания школы времени много, не всё счастье меряется институтами. Можно найти посильную специальность. И ещё, чего Вы пока не знаете. Выпускники школ VIII вида с неснятыми своими диагнозами не призываются в армию вообще.
Сочувствую Вам, что так складывается, что Вы уже «не знаете уже кому верить». Понимаю. Не отчаивайтесь. Желаю Вам успехов.

#7

Сергей Борисович (Tuesday, 19 June 2018 14:23)

Всё же хотелось получить разъяснения от администратора этого сайта: вчера был 41 комментарий, сегодня оставлены только 6. А где остальные или они признаны написанными не по делу? Все комментарии были по делу и принесли бы пользу и специалистам, и родителям.
Пожалуйста, поясните смысл такого глобального «обреза». Если этого не произойдёт, то и смысла пояснять здесь что-либо также не будет. По крайней мере, меня в комментаторах не будет точно. С какой целью стараться, тратить время, если вот так косой по .

#8

юлия-я (Friday, 22 June 2018 09:17)

здравствуйте Сергей Борисович.Я снова с вопросом(если Вы еще на сайте)..В речевой нас не оставляют из-за рек -ии ПМПК. Помогите с выбором .Что лучше:ООШ с программой Школа России (в классе 10 чел) или школа 8 вида.F80.82 Задержки речевого развития, сочетающиеся с задержкой интеллектуального развития и специфическими расстройствами учебных навыков-это написала наш местный психиатр.спасибо

#9

Сергей Борисович (Friday, 22 June 2018 19:53)

Хорошо, Юлия. Поскольку мы с вами уже несколько раз общались, то отвечу только Вам. Хотя я искренне удивлён, что никто на сайте не отвечает на законные вопросы по существу.
Юлия, Вы должны понять, что с диагнозом ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), ЗИР (задержка интеллектуального развития — такого термина нет в природе и он отсутствует в МКБ-10, на которую ссылается детский психиатр) Вашего ребёнка просто не возьмут в школу VIII вида. И будут абсолютно правы, так как там обучаются только уо дети. Никаких задержек любого вида и генеза. Почитайте и убедитесь, набрав в поисковике запрос «Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. Там чётко обозначено, с каким контингентом они работают. Я не понимаю абсолютно, почему виснет в воздухе вопрос о направлении в школу VIII вида, если она не установлена ни детским психиатром, ни специалистами самой ПМПК (если в ней работает специалист этого профиля, педагогические работники не имеют права давать оценку интеллектуального уровня ребёнка). Допускаю, что это малограмотное творчество какой-либо районной ПМПК и тогда они должны понести ответственность за свои непрофессиональные действия, ибо их рекомендации не основаны на данных итогового диагностического обследования.
Юлия, детский психиатр использует шифры МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра). Это последний пересмотр, хотя и ему уже более двадцати лет. Он опубликован в Интернете и вот у меня находится под рукой. УО — это шифры в диапазоне F70 — F79, а F-80 — F-82 — это нарушения психологического развития и специфические расстройства школьных навыков. Можете убедиться, что никакой уо там не пахнет.
Исходя из этого, не думайте о школе VIII вида. Хотя, если ребёнок повторно и стойко в дальнейшем покажет свою неуспешность, то не исключено, что речь об этом учреждении снова станет в близкой перспективе.
Я считаю целесообразным попытать счастья в ООШ, тем более в классе всего 10 человек и учитель имеет возможность осуществлять необходимый индивидуальный подход ко всем учащимся. Но обязательно: по имеющимся расстройствам учебных навыков обязательна работа с логопедом, не повредят и занятия с психологом по коррекции дефицитных высших психических функций: памяти, мышления, внимания и т.д . Эти упомянутые специалисты должны быть в школе. Если у Вас, Юлия, нет возможности ежедневно сопровождать учёбу своего мальчика, хотя бы на один год найдите возможность, чтобы ему помогала опытная бабулька-пенсионерка-учительница начальных классов, которая в своей работе является профи. Она много не запросит, а отдача будет ощутимой. И через год тогда станет полностью ясным: какова же дальнейшая учебная перспектива и что делать дальше.
И ещё. Слово «задержка» имеет смысл. Задержки имеют свойство преодолеваться со временем, если только осуществить правильный подход к этому процессу. Может быть, у Вас именно такая ситуация. Год впереди, попробуйте ребёнку оказать максимально возможную помощь и поддержку. А там видно будет.
Последнее. Напишите потом мне, оказывают ли помощь ребёнку в школе специалисты и какого профиля. Я подскажу как с ними разговаривать. Удачи Вам и не отчаивайтесь.

#10

Сергей Борисович (Wednesday, 27 June 2018 13:03)

Юлия, ещё одно небольшое дополнение.
Может быть, у Вас лично, да и других читателей сайта, из моих комментариев сложилось общее впечатление, которое можно обобщённо и бесхитростно назвать «мутят в ПМПК». Поэтому считаю нужным уточнить и как раз применительно к Вашей ситуации, Юлия:
Мой личный опыт участия в работе ПМПК и практический опыт взаимодействия с работой детских психиатров, которые в значительной степени своими заключениями решают судьбу детей, показывает, что сопровождение детей с ОВЗ детскими психиатрами на дошкольном и школьном этапе их жизни — это просто кричаще слабое звено. Полностью отвечаю за свои слова. В этом смысле заключения детских психиатров, которые, по большому счёту, плохо сопровождают, наблюдают и консультируют «проблемных» детей в значительной степени нивелируются. Всё сопровождение сводится примерно к следующему: что попили в этом году? Теперь попейте это и т.д.
В свете вышеизложенного, я совсем не исключаю, что как раз педагогические сотрудники ПМПК (логопед, дефектолог, психолог) лучше разобрались в ситуации и определили возможности мальчика, нежели детский психиатр. Такое вполне может быть. Но клинический диагноз — это прерогатива именно детского психиатра. Советую Вам действовать так, как я порекомендовал выше. Но в случае подтверждения невозможности освоения порекомендованной программы Вашим сыном, ситуация вернётся в изначальное русло с единственным изменением: диагнозом от детского психиатра, где уже не будет заключений о «расстройствах школьных навыков». Там будет другое и Вы понимаете, что именно.
Поэтому и повторяю: этот будущий учебный год станет решающим. Постарайтесь.

#11

юлия-я (Thursday, 12 July 2018 14:29)

здравствуйте Сергей Борисович.Мы еще не определились со школой:директор ООШ взяла время на раздумье.Боится проверок,якобы если узнают,что нас взяли с такой рекомендацией в школу ,то будет штраф.А в школе 8 вида говорят нет мест.Подскажите как попасть в школу 8 вида(если в ООШ не получится)?Спасибо

#12

Сергей Борисович (Thursday, 12 July 2018 16:26)

Юлия, меня ужасает вся эта ситуация. Клубок проблем и не до конца ясно, чья же неграмотность положила начало тому, что Вы никак не можете до сих пор определиться с местом дальнейшей учёбы сына. Ещё раз посмотрите заключение ПМПК, что в нём конкретно написано. Дайте мне, пожалуйста, полный текст этой записи. Вы дали только диагноз от психиатра (пост 8, F-80.82) и дали рекомендации ПМПК, я их помню. Но заключение и рекомендация ПМПК входят между собой в острый конфликт, ибо нельзя ребёнку с задержкой интеллектуального или речевого развития обучаться в школе VIII вида. Не установлена умственная отсталость, а рекомендовать можно (как Вы ранее написали «. с опорой на вариант. » из-за благих намерений можно всё, что угодно.
Конкретно по Вашему посту №11. Директор ООШ взяла время на раздумье и это понятно. Если у неё в учреждении нет классов выравнивания или классов другого компенсирующего вида, то как ребёнку тянуть программу в обычном? Понять её можно. Следующее: «как попасть в школу VIII вида»? Только одним путём: если в заключении ПМПК будет зафиксировано или шифром F-71 или текстом о наличии умственной отсталости (интеллектуальных нарушений).
И последнее. Если Вы находитесь в городе, то идите со всеми бумагами и заключениями к главному специалисту городского отдела образования, курирующему эту сферу (специальное образование). Просто придите в приёмную гороно и Вас направят к ведущему специалисту для разбора ситуации. Они, а не родители, обязаны решать эту проблему. Для этого есть Закон РФ «Об образовании». Если Вы находитесь в районной или сельской глубинке, идите в районо. Там есть специалист, курирующий эти вопросы. Вопрос будет решён в любом случае, но всё должно быть по закону, а не по желаниям директоров.
Всё же прошу дать полный текст заключения ПМПК и я скажу, правомерна ли была их рекомендация. Ну, а далее гороно/районо. Советую не затягивать поход в это ведомство.

#13

юлия-я (Thursday, 12 July 2018 19:51)

психолог:диффузное недоразвитие психических функций без нарушения поведения.умеренно выраженное снижение операциональных хар-тик.
логопед:систем.недоразвит.речи легкой степени
дефектолог:обучаемость не соответствует классу обучения.Уровень обучаемости низкий.
Коллег.заключение:статус обуч-ся с ограниченными возможностями здоровьяподтвержден : обуч-ся с интеллектуальными нарушениями.(я не помню ,что написала психиатр в своем заключении.В медкарте она написала F06.827)

#14

юлия-я (Thursday, 12 July 2018 20:07)

рек-ции:
1 нуждается в спец.условиях.
2 обучение по адаптированной образ.программе общего образования для обуч.с умственной отсталостью(интелект.нарушениями разраб. с ориентир на содерж.Пр№1599.вариант 1
3 форма обуч. очная
4нуждается в получ.доп. образовании для обуч. с особенностями психофизич.раз-тия
5 6 7 занятия с логоп. дефект. психол.

гороно,наверное,предложит инклюзию в оош по месту жительства.НО там .кроме логопеда ,спец-тов нет.Да и не верю я в эту инкл. Сами уч-ля не в восторге.А в 8 виде все таки выявляют «таланты «ребенка,которые могут пригодиться в будущем.Еще раз спасибо за участие и советы.

#15

юлия-я (Thursday, 12 July 2018 20:21)

еще из медкарты.:при медосмотре у П.К.установлен диагноз Резидуальная энцефалопатия.задержка Пс.Реч развития.Помоему эту бумагу и отнесла на ПМПК.
На словах психиатр сказала ,что и в школе 8 вида будет не из лучших(.Разговор с сыном минут 10-15.)
На ПМПК кто то из спец. сказала,что репетиторы-это бестолковое дело.,нам не поможет.,что странно и противоречит их рекомендациям.И звучит для меня,как-Ваш сын необучаем,с чем я и наш нейропсихолог и логопед не согласны.

#16

юлия-я (Saturday, 14 July 2018 16:06)

здравствуйте.Директор ООШ отказала,тк о рекомендации ПМПК знают в гороно.

#17

Сергей Борисович (Tuesday, 17 July 2018 09:01)

Юлия, отвечаю Вам с небольшой задержкой, так как уезжал по делам. Несколько Ваших постов и проанализирую информацию последовательно.
Заключения специалистов ПМПК: в принципе все правильны, но я бы задал некоторым вопросы, в особенности дефектологу. Термин «диффузное недоразвитие» означает избирательную, не до конца сформированную зрелость функции или нескольких психических функций (я ранее называл — мышление, память, восприятие, внимание, а также речь). Психолог пишет о снижении операциональных характеристик, т.е. во время обследования ребёнок затруднялся по темпу или качеству ответов на вопросы, чередовал правильные решения с неправильными и т.д. Да Вы и сами присутствовали на ПМПК и наверняка видели. Важнее для меня коллегиальное заключение, а вот его Вы как раз и затруднились полностью процитировать. Даже не знаю, почему: если Вы подписали протокол ПМПК как законный представитель, то Вам должны были выдать копию коллегиального заключения. Она есть у Вас на руках? Замечу, что за выдачу коллегиального заключения несёт ответственность председатель, а не психиатр. Вот тот 5-значный шифр, что она записала в амбулаторную карту, забудьте: он только для кабинета медицинской статистики. Есть в МКБ-10, если интересует.
Теперь смотрим: коллегиальное заключение, а после него рекомендации. В такой последовательности заключён смысл: рекомендации логически вытекают из всей картины комплексного диагностического обследования Вашего сына. Рекомендации всегда носят подчинённый характер коллегиальному заключению и никак иначе. В рекомендациях упоминаются с Ваших слов «интеллектуальные нарушения». И если исключить ошибку или недосмотр оператора, то тогда напрашивается вывод о необходимости обучать ребёнка в школе VIII вида. Чтобы разрешить все сомнения, возьмите все имеющиеся бумаги и пойдите на приём в гороно к специалисту, курирующему эти вопросы. И не затягивая, там во всём разберутся и предложат Вам один или пару вариантов на выбор. Я ведь не знаю сети образовательных учреждений, которая имеется в городе.
По поводу спора о репетиторстве «бестолковое дело и не поможет». Я категорически не согласен. Не ратую за репетиторство, так как знаю, что треть репетиторов или более не являются специалистами высокого полёта, а просто зарабатывают на жизнь, не неся большой ответственности за результаты. Я имел в виду другое и повторю: опытные пенсионерки-учителя начальных классов знают как именно объяснить учебный материал, подстраиваясь под ребёнка. Ведь его можно объяснить несколькими способами. Смысл именно в этом. Но это на Ваше усмотрение. Я знаю, что при любом раскладе именно на Ваши плечи, Юлия, ляжет вся тяжесть работы при обучении сына, если ему уже сейчас тяжело. А не на плечи специалистов: норматив индивидуальных занятий в школе у них не более 20-25 минут. Многое ли они успеют вложить и скорректировать? У них и десятки других детей.
По поводу инклюзии последняя мысль. Я говорю «да» инклюзии, где есть кадры, организационные условия и желание двигаться в правильном направлении, и говорю «нет», где отсутствуют условия, кадры, непонимание и формализм в работе.
Юлия, напишите мне впоследствии мне, как сложились у Вас дела. Может быть, ещё помогу с советом.

Смотрите так же:  Если у мужа паранойя

#18

юлия-я (Sunday, 22 July 2018 12:06)

здравствуйте Сергей Борисович.Коллег.заключение:»статус обуч-ся с ограниченными возможностями здоровья подтвержден : обуч-ся с интеллектуальными нарушениями.»-текст дала полностью.Далее рекомендации.
И еще, Сергей Борисович,я не нашла в типовом положении строки о уч-ся с уо.(из поста 9)Спасибо

#19

Сергей Борисович (Monday, 23 July 2018 16:29)

Здравствуйте Юлия!
Типовое Положение о спец.(корр. обр. учреждении) было утверждено Постановлением Правительства РФ №288 от 12.03.1997 года с массой последующих дополнений, изменений и отмен пунктов в 2000, 2005, 2008 и 2009 гг. Именно поэтому не специалисту очень сложно разобраться. Кроме того, последующее совершенствование законодательства и нормативной базы в этой сфере обусловили возможность обучения в учреждениях системы специального (коррекционного) образования детей со сложной структурой дефекта (множественными и комбинированными дефектами (письмо Министерства образования РФ от 2003 года).
Я не вижу смысла задумываться Вам над этим Типовым Положением и советую пойти на приём в гороно: что они скажут, прочитав имеющиеся документы и предложат? Вы там ещё не побывали? Направление ребёнка в образовательное учреждение возможно только лишь с Вашего согласия. Директивно и в приказном порядке ничего не будет. Подготовьтесь к беседе.
Будете ли Вы оспаривать выводы ПМПК?
Цитирую: «статус ребёнка с ОВЗ подтверждён». Да, безусловно и по многим параметрам. А теперь далее читаем: «обуч-ся с интеллектуальными нарушениями». Т.е. по их логике ребёнок с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями. Такая запись возможна. А чем это подтверждается? У Вашего сына, по заключению детского психиатра, ЗПР (задержка психического развития с указанным шифром). А ЗПР, даже её самая тяжёлая форма церебрально-органического генеза, (то, что обозначено термином энцефалопатия) не относится к интеллектуальным нарушениям. И никогда не относилась, и я об этом прекрасно осведомлён, так как в своё время 8 лет проработал с детьми с задержкой психического развития и знаю то, о чём пишу.
Далее: в заключениях всех специалистов есть перечисление имеющихся проблем, но нет никаких выводов о «интеллектуальных нарушениях» даже в совокупности диагностических данных. Поэтому, Юлия, в разговоре в гороно оперируйте этим фактом: с каких и чьих письменных доводов сделан вывод о наличии уо у мальчика, тем более, что психический статус ребёнка определяет только детский психиатр, а шифром она уо не подтверждает.
Если же они аргументированно Вам покажут и докажут на этот счёт, попросите предложить имеющиеся варианты обучения и возьмите время (несколько дней) на размышление. Не затягивайте этот разговор, до начала учебного года времени всё меньше.

#20

Инна (Wednesday, 29 August 2018 11:34)

Очень нужная и полезная информация. Спасибо

#21

юлия-я (Thursday, 30 August 2018 14:46)

здравствуйте Сергей Борисович. На днях оформила сына в школу 8 вида,но не в 4 ,а в 5 класс.Будем жить дальше.Спасибо

#22

Сергей Борисович (Friday, 31 August 2018 19:21)

Юлия, Вам на месте виднее как поступить. Пожелаю удачи Вам и сыну. Не отчаивайтесь и помните, что это не приговор. Предстоящий учебный год многое прояснит в его школьных перспективах: была ли ошибка в диагностировании или нет. Если будут возникать у мальчика оперативные затруднения, то решайте их, не откладывая. В школе VIII вида имеются специалисты коррекционного воздействия, которые могут помочь даже лучше, чем это было бы в стенах общеобразовательной школы. А многие решения проблем можно даже почерпнуть из Интернета на специальных педагогических ресурсах (они есть, точно знаю).
Если появится желание спросить меня, то спрашивайте. Иногда буду посматривать этот форум. Ещё раз удачи, приятно было пообщаться.

#23

Сергей Борисович (Saturday, 01 September 2018 16:07)

Юлия, забыл сказать важное.
То, что Ваш сын ранее обучался в речевой школе, является основанием для автоматического зачисления школьным логопедом на коррекционные занятия. Подойдите к специалисту и поговорите на эту тему предметно. Выскажите свои пожелания. Специфические ошибки (термин дисграфия, при этом выделены 5-6 видов дисграфии: акустическая, на почве нарушения операций языкового синтеза, акустико-аграмматическая, оптическая и т.д.) сами по себе никогда не пройдут. Нужна правильная диагностика и постоянная работа по коррекции нарушения. В Интернете, кстати, есть методические материалы на эту тему, чтобы Вы тоже разбирались что к чему.

#24

Елена. (Thursday, 06 September 2018 13:28)

Сергей Борисович, здравствуйте. Помогите пожалуйста разобраться. Моему сыну 10 лет. Стоит диагноз уо легкой степени. Ребенок полностью адекватный. Отлично ориентируется в пространстве. После детского сада пошел в первый коррекционный класс. Обучался по программе 7 вида. Программу усваивает, но успехи лучше, когда с ним один на один занимается учитель. Научился читать и писать. Причем он понимает прочитанное. Описывает тексты без ошибок. С математикой, конечно намного хуже обстоят дела. Примеры решает только по линейке или при помощи счетных палочек. Память хорошая, быстро всё заучивает. Нравится физ- ра на лыжах, ритмика, музыка. Естественно, с нашим диагнозом рекомендовано обучение по 8 виду. Сейчас ребенок учится во втором классе по 7 виду. Но директор школы и учитель настаивают, чтобы я написала заявление, чтоб ребенок обучался по 8 виду. Я категорически против 8 вида. Я вижу, что он может справиться и по 7 виду, тем более, что даже на республиканской ПМПК это отметили. Но учитель утверждает, что ей с ним тяжело. Что у нее и так много детей( хотя в классе 8 человек). Ни директор школы, ни, тем более, учитель мне не могут разъяснить внятно, как будет организованной обучение моего сына, если я все таки напишу заявление на 8 вид. Школ 8 вида у нас в городе нет. Инвалидность нам не дали, после часовой беседы специалистов Мсэ с моим ребенком. Сказали, что у него незначительные отклонения, несмотря на поставленный диагноз. Да и сам диагноз взялся, на мой взгляд, не пойми откуда. Провели ребенку тест по Векслеру, но он длился менее 40 мин.
Теперь мой главный вопрос : может ли школа в своих рамках сделать так, чтоб мой ребенок ходил индивидуально на русский и математику, но по 7 виду, а не по 8? Я задавала этот вопрос директору, на что она сказала, что нет финансирования. Я не хочу ставить крест на ребенке. На 8 вид мы всегда успеем. Спасибо большое за внимание. Очень рассчитываю на ваш ответ.

#25

Валентина (Thursday, 06 September 2018 22:43)

Здравствуйте Сергей Борисович!!Помогите нам пожалуйста.Сыну 15лет.
Стоит диагноз легк. УО.
Обучается в 8кл на домашнем обучении в общеобр. Школе. психиатр с 1кл. настойчиво рекомендует коррекц. Школу. пугая нас что сын не сдаст Егэ. Я это понимаю, но отдавать в школу 8вида не хочу. ребенок учится у нас все хорошо. Оценки 3, 4. Учителя ни о каком переводе не говорят!
Скажите нам пожалуйста. если ребенок не сдает экзам. Выпускают со справкой. сможет ли он с этой справкой в дальнейшем получить какую-то специальность.
Я только что прочитала что можно договориться со школой..чтобы ребенка перевели на спец. Программу для для детей с легк. Уо.
Этим детям выдается вместо справки свидетельство. так ли это. единственное обучаться вместе со всеми в классе ребенок не может. т.к от постоянного чтения и письма больше 3-4 часов у ребенка появляется внутричереп. Давление..потому нас устраивает домашнее(в школьном заведении)обучение
Со своей стороны ..на данный момент. мы как родители обеспечиваем сына специальностью. отдали его учеником в мастерскую по ремонту автомобилей. ему это нравится. ездиет каждый день..смотрит. помогает.
Сергей Борисович. подскажите нам пожалуйста. т.к врачи только ставят палки в колеса. и ехидно улыбаясь отправляют в коррец. Школу(((

#26

Сергей Борисович (Thursday, 13 September 2018 17:49)

Уважаемые мамы Елена и Валентина! По старой памяти зашёл на сайт и вижу вопросы. Я отвечу, хотя мне очень не хочется быть здесь единственным комментатором на все случаи школьной жизни. Этот сайт — не мой персональный блог, а Красноуфимской ПМПК. Почему не хотите задать вопросы им? Специалисты со стажем могут помочь. Елена, зайдите на страничку учителя-дефектолога этой ПМПК, там есть актуальный для Вас материал как преодолеть трудности ребёнка по математике. Наверное, Вы не обратили внимание.
В который раз я удивляюсь тому, что где-то в ходу диагноз » уо лёгкой степени». Запрещена в заключениях ПМПК такая «открытость» и есть другие, более корректные формулировки. Прежними формулировками по старинке оперируют детские психиатры для большей ясности родителей. Есть шифры МКБ-10, о которых я написал выше. По пунктам Вашего письма, Елена:
1. Для Вашего ребёнка очень проблемна математика. Я как дефектолог могу предположить имеющуюся акалькулию — это нарушение способности к осуществлению счётных операций. Возникает при поражении различных областей коры головного мозга и в зависимости от локализации выделяют несколько форм акалькулии. Это расстройство зачастую наблюдается при некоторых формах уо. Хотя не очень корректно говорить об этом заочно, не зная ребёнка, но я просто навожу на мысль, чтобы Вам почитать об этом подробнее. У мальчика врачи (невропатолог в раннем возрасте сына и перенявший эстафету детский психиатр) нашли ведь в анамнезе органическое поражение ЦНС, иначе они бы даже не поднимали вопрос об уо, а искали бы причину в другом. Работайте упорно с ребёнком на конкретном материале, чтобы он понял и тогда его понимание учебного материала должно перейти в другое, более высокое качество.
2. «Директор настаивает написать заявление». Поговорите с ним и попросите отложить решение этого вопроса до конца учебного года. Этот год расставит все точки. А вдруг положительная динамика отметёт все сомнения? Вдруг детский психиатр и специалисты комиссии ошиблись и ребёнок, предположим, просто не был готов к школе? Принуждение к написанию разных заявлений может аукнуться, сейчас права детей с ОВЗ очень существенно расширены в соответствии с принятым Законом РФ «Об образовании». Нужно достичь обоюдного компромисса.
3. Тест по Векслеру. Это чисто психологический тест на исследование вербального и невербального интеллекта ребёнка. Он применяется при расширенной диагностике, но не может служить единственно верным критерием. Всё нужно смотреть в комплексе и единстве диагностических методов: медицинских, психологических, педагогических.
4. По вопросу инвалидности. Специалисты МСЭ Вас не обманули: при лёгкой уо, не осложнённой другими тяжёлыми нарушениями (например, отсутствием речи, снижением слуха и зрения) инвалидность ребёнку не устанавливается. Знаю об этом точно, так как вступал во взаимодействие с нашей местной МСЭ по подобным вопросам.
5. О программе обучения в настоящий момент. Программа обучения ребёнка дана в рекомендациях ПМПК. Сейчас Ваш сын учится по программе для детей с задержкой психического развития (VII вида). Если он «тянет» её по большинству предметов успешно, то не имеет смысла сейчас переходить на программу учреждения VIII вида. Чтобы вы знали, в той программе по математике во 2-ом классе изучается второй десяток, в 3-ем классе — сотня. А Ваш сын сейчас на каком уровне для сравнения?
6. Цитата: «На 8 вид мы всегда успеем». Я тоже так думаю. Всяческих Вам успехов.

#27

Сергей Борисович (Thursday, 13 September 2018 18:43)

Для Валентины.
И с вашей ситуацией легче. Спасибо за юмор: психиатр с 1-го класса рекомендует коррекционную школу, а Вы уже в 8-ом и всё хорошо, учителя ни о каком переводе не говорят. Этот детский психиатр по-прежнему наблюдает Вашего сына и является щемящей занозой в деликатном месте? Вот этого я не знаю, но очень рекомендую поступить таким вот образом:
1. Тот факт, что сын вполне успешно (оценки положительные) учится в 8-ом классе (то, что на дому, не имеет значения) является основанием для снятия давно поставленного диагноза уо. Если Вы действительно хотите избавиться от этого диагноза, то обратитесь к заведующему детским отделением детской психиатрической больницы по этому вопросу. Либо узнайте в местном горздравотделе кто уполномочен решать такие вопросы. В таком случае ребёнка придётся положить в стационар на двухнедельное обследование. Так положено. Сам врач вряд ли будет инициировать эту процедуру: для него это лишние хлопоты.
Второй важный момент: в скором времени Вы попрощаетесь с этим врачом, так как в подростковом возрасте (кажется, в 16 лет) он передаёт все карты и дела подростковому психиатру. Ведь впереди вопросы призыва в армию. Вряд ли в Ваших интересах возобновление с новым врачом темы уо. Может быть, этот ярлык приклеится надолго. Если диагноз будет снят и появится запись «Психически здоров», то об ранее имеющейся в карте записи уо никто уже и не вспомнит. Поразмышляйте над этим. Я бы рекомендовал снять диагноз, так как вполне успешная учёба мальчика опровергает ранее поставленный диагноз.
2. Нет смысла переводить сына на программу обучения VIII вида. Даже если допустить, что вы будете просить об этом, то никто не откликнется. Слишком много воды утекло и ребёнок уже практически на выходе из школы.
С чего вы решили, что он не сдаст экзамены? Сдаст. И к тому же дети, обучающиеся на дому, сдают их не по такой жёсткой формуле как остальные. Вы ведь поняли мою мысль?
3.Выпускники коррекционной школы VIII вида получают свидетельство, а не аттестат, так как образование у них не цензовое. Устраиваются потом в жизни при помощи родителей или как в нашем городе: за 1,5 года обучаются в колледже по нескольким рабочим специальностям. Если Вашего мальчика интересует ремонт автомобилей и это для него посильный труд, то ничего лучшего нельзя и придумать.
4. Цитата:» врачи только ставят палки в колеса. и ехидно улыбаясь отправляют в коррец. Школу».
У-у-ух, эти врачи с ехидными улыбками! Их планам не суждено сбыться. Можете мне поверить. Всяческих Вам успехов.

#28

юлия-я (Wednesday, 19 September 2018 08:56)

здравствуйте Сергей Борисович.Подскажите ,пожалуйста,какие коррекционные занятия нужны ?В школе только логопед 1 раз в неделю .Год занимались у нейропсихолога.Будем продолжать.Записались на плавание.И не понятно про вечернюю школу.Что нужно делать сейчас,чтобы туда взяли и чтобы успешно сдал экзамен.Репетитора на 5 лет не потянем.И все таки не спокойно мне,не уверена,что правильно сделала отдав сына в 8 вид.Ему слишком легко и знает он больше.Уравнения,примеры с сотнями для него не проблема.Задачи стал решать (раньше вообще не мог).Я даю дополнительно задания за 3 класс обычной программы.Спасибо

#29

Людмила (Wednesday, 19 September 2018 10:06)

Можно ли задавать домашнее задание тяжело умственному школьнику. Диагноз F 71 F 72? Настаивает на этом директор учебного заведения

#30

Сергей Борисович (Wednesday, 19 September 2018 20:15)

Подскажите ,пожалуйста,какие коррекционные занятия нужны ?В школе только логопед 1 раз в неделю .Год занимались у нейропсихолога.Будем продолжать.

Юлия, нужно исходить из имеющихся проблем развития ребёнка и условий учреждения по их преодолению. Не всё мне ясно из поста, например: почему логопед работает только 1 раз в неделю с Вашим сыном? Не считает их серьёзными? Вы говорили со специалистом по этому поводу? И как сами оцениваете письмо, чтение сына? По какой причине он ранее обучался в речевой школе-интернате?
Второе. Хорошо, что с ребёнком работает нейропсихолог. Это до сих пор в городах редкий специалист. Есть разделение: детский и взрослый нейропсихолог. И Вам, и другим заинтересовавшимся мамам скажу, что нейропсихолог исследует психические функции (память, мышление, внимание, восприятие) в их взаимосвязи с работой мозга. Ему вполне под силу определить сильные стороны в развитии психических функций ребёнка, поэтому я бы советовал Вам, Юлия, спросить его (её), кого бы специалист порекомендовал(а) из педагогических работников для преодоления имеющихся учебных проблем. То, что Вы продолжите с ним работу, правильно. Обычно детский нейропсихолог проводит занятия с применением методов сенсомоторной и когнитивной коррекции.
Третье. По вечерней школе ничего сказать не могу. Почему Вы подняли эту тему? Ведь сын учится ещё в начальной школе. И кто Вам порекомендовал задуматься об этом?
Четвёртое. Задания повышенной сложности, безусловно, давайте сыну дома. Иначе он утратит интерес к учёбе. В конце учебного года подайте заявление в ПМПК о проведении актуального обследования. Ему могут изменить программу обучения своим коллегиальным заключением. Если этого не сделать, то, возможно, будет навсегда зафиксирована педагогическая ошибка, а пострадает Ваш сын. Этого нельзя допустить. Успехов Вам и сыну.

#31

Сергей Борисович (Wednesday, 19 September 2018 20:38)

Можно ли задавать домашнее задание тяжело умственному школьнику. Диагноз F 71 F 72? Настаивает на этом директор учебного заведения

Людмила, я тоже работаю с детьми со сложной структурой дефекта, в том числе и с глубоким снижением интеллекта (F-72). Для них в нашей школе организовано индивидуальное надомное обучение. Дети абсолютно опекаемые и я думаю, что и у Вас аналогичная ситуация.
Организация учебного процесса с такими детьми регламентируется школьными локальными актами, где может быть отражён пункт о том, давать ли им домашние задания или нет. Для меня никогда раньше не возникала такая дилемма. По согласованию с родителями я задаю д/з и очень дозированно, до трети объёма выполненного при работе с учителем. Не скрою, есть две мамы, которые не очень хотят сами поработать с ребёнком, так как уровень самостоятельности у таких детей резко снижен и продуктивные навыки формируются с огромным трудом. Каким-то образом принуждать не считаю нужным, да и администрация учреждения эту тема никогда не поднимала. Категоричность здесь вряд ли уместна. Но плюс здесь имеется: не будет лишним в домашних условиях поработать с ребёнком, помочь, похвалить и поощрить его даже за один факт старания.
Но всё очень индивидуально.

Смотрите так же:  Шизофрения лекарственная

#32

Людмила (Thursday, 20 September 2018)

Дело в том, что данная категория детей приезжает к нам на занятия два раза в неделю. Живут они в интернате, и если в классе сидят 5 человек, то в интернате эти пять человек находятся в разных группах. Как должен воспитатель выполнять домашнее задание? Я думаю, это прежде всего проблема для воспитателя

#33

из опыта (Wednesday, 31 October 2018 18:31)

было у нас несколько случаев, когда мамы на конфликтных комиссиях снимали у/о на зпр, а когда дело дошло до гиа, опять записываются на ПМПК: «нам не сдать экзамены даже в щадящем режиме, сделайте нам снова у/о, а то куда мы со справкой».Да, есть примеры, когда учителя не ставят двойки до середины 8 класса, а потом не из тучи гром, идите на ПМПК. Все, чтобы не портить показатели эффективности учителя и образовательной организации.Это же стимулирующие выплаты. Нет двоечников и второгодников — получи баллы, а тут 8 класс, ясно, что мнимый троечник, то не сдаст ГИА, так полетят баллы.
Родители! Если сомневаетесь или не готовы пока принять это, то в каждой области ни одна ПМПК, а несколько. Не доверяете одним специалистам, запишитесь и пройдите в другом городе еще раз. И уж если мнения разных комиссий совпадает, то делайте выводы и помогите своему ребёнку.

#34

Сергей Борисович (Sunday, 04 November 2018 14:36)

Среда, 31 Октябрь 2018 18:31)
было у нас несколько случаев, когда мамы на конфликтных комиссиях снимали у/о на зпр, а когда дело дошло до гиа, опять записываются на ПМПК: «нам не сдать экзамены даже в щадящем режиме, сделайте нам снова у/о, а то куда мы со справкой».

Коллега, Ваша информация интересна, но я не вполне согласен с советом.
Не надо шарахаться от одной ПМПК к другой ПМПК и искать там спасение в постановке устраивающего диагноза. Речь идёт о завершении учёбы в школе, когда уже нет времени «делать выводы и совпадают ли мнения разных комиссий или нет». И не надо в таких случаях даже упоминать ГИА, для таких случаев есть выпускные экзамены в форме ГВЭ. И уверяю мам и пап, там учтут все возникшие сложности ( а их всегда немало). Советую всем заинтересованным прочитать.

#35

Сергей Борисович (Monday, 05 November 2018 06:11)

Уточнение. Я не совсем внимательно вчера прочитал пост коллеги.
Правильно написано про «щадящий режим», а это подразумевает сдачу экзаменов в форме ГВЭ. А вот «про несколько ПМПК в области» нужно уточнить. Ни одна районная ПМПК не будет своим решением в выпускном классе снимать диагноз с ЗПР на УО и наоборот. В таких случаях они направят либо в Центральную (это областная), либо территориальная (это городская ПМПК). Этому ещё будет предшествовать примерно двухнедельное обследование в стационаре. И у меня есть сомнение: будут ли так легко врачи отменять одно, другое, давайте то, а то нас это не устраивает.
Мне кажется, лучше предварительно всё узнать про «щадящий режим», все специалисты там понимают кто перед ними. Ну, не будут они особо формальными. Но это только моё мнение, на таких экзаменах я не присутствовал.

#36

Елена Михайловна (Friday, 16 November 2018 05:40)

Про экзамены в «щадящем режиме» (т.е. ГВЭ). Да, на этих экзаменах действительно детям предлагаются довольно простые задания по сравнению с обычными экзаменами (ГИА или ОГЭ). Однако и там тоже нужно выполнить хотя бы какой-то минимум, чтобы получить положительную отметку. А о каких графиках функций, например, может идти речь, если ребёнок, пришедший на комиссию в 8 или 9 классе, не может даже умножить столбиком два двузначных числа? И таких случаев — не один и не два. К примеру, в прошлом году из почти 100 человек около 10 на этом уровне (это 10 %)! Про составную задачу в несколько действий я вообще молчу! К тому же, на экзамене будет не тот учитель, который преподавал этот предмет, а вообще другой (на математике может быть учитель русского, например, или истории), т.е. он, если не помнит из школьной программы подобные задания, при всём желании помочь тоже не сможет. Так что «щадящий режим» не спасёт, если уровень знаний крайне низок. Кстати, задания, подобные которым будут на экзаменах, можно легко найти в сети интернет, и заранее прикинуть, под силу ли они ребёнку. Хотя, спору нет, лучше об этом думать не в 8 или 9 классе, а куда раньше.

#37

Сергей Борисович (Saturday, 17 November 2018 11:42)

А о каких графиках функций, например, может идти речь, если ребёнок, пришедший на комиссию в 8 или 9 классе, не может даже умножить столбиком два двузначных числа.
. Хотя, спору нет, лучше об этом думать не в 8 или 9 классе, а куда раньше.

Всё верно, Елена Михайловна. Очень знакомо по работе в ПМПК: слёзы родителей или неоправданный ничем напор в ряде случаев во время вынесения вердикта. Пожалейте, мол, нас. И жалеем, понимаем, учитываем человеческий фактор.
Но если не можем умножить. и уровень знаний крайне низок, то это не ЗПР. Хотя шанс предоставляется практически всегда, только злоупотреблять им далеко не всегда нужно.

#38

Екатерина (Monday, 21 January 2019 01:05)

Сергей Борисович, здравствуйте. Помогите разобраться в вопросе. У моей дочери в 4 года верифицировали опухоль головного мозга, были операции, облучение, химиотерапия. С 6 лет стала посещать детский сад, отклонений в развитии не наблюдалось, пока не пошли в 1 класс ООШ. Доучились до 4 класса, с 5 перевелись на дом. обучение. Учились до 7 класса. И всё бы ничего. Сменили место жительство, соответственно поменяли школу, придя в 8 класс учителя удивились, как мы вообще все эти года обучались по ООП. Направили на ПМПК, перед этим прошли психиатра впервые( диагноз f 02 (?), f07 ), долго совещались с психологом какие циферки поставить. В итоге пройдя комиссию выдали заключение( предварительно дали мне время на размышления куда нам лучше идти или в кор школу 8 вида или по аооп в ООШ). Приняли с ребёнком решение, что будем обучаться по аооп в ООШ. И тут то в школе началось. все учителя и завучи очень недовольны моим решением. и я сама стала сомневаться а правильный ли выбор мы сделали. Заключение:Является ребенком с ОВЗ, ребенок инвалид.
Поврежденное развитие у обучающегося с интеллектуальной недостаточностью. Заболевание.
Рекомендуемая программа обучение с 8 класса по Аооп для обучающихся с нарушением интеллекта.
Занятия с дефектологом нуждается
Занятия с логопедом по коррекции недостатков письменной речи
Занятия с психологом по формированию ВПФ И ЭВС.

#39

Елена Анатольевна (Tuesday, 22 January 2019 21:48)

Екатерина, здравствуйте. Вы как родитель (законный представитель) можете выбрать любую образовательную организацию для обучения своего ребенка (ФЗ №27 от 29.12.12г. ст.79), а школа создает условия для реализации АООП.

#40

Сергей Борисович (Sunday, 27 January 2019 16:23)

Здравствуйте, Екатерина! Извините за задержку с ответом, я некоторое время на сайт не заходил. Сочувствую, что сложилась такая ситуация, но разве кого-то можно в ней винить? Отвечаю на Ваш вопрос.
ПМПК — диагностическая структура, они определяют образовательный маршрут для ребёнка. Их заключение для меня ясно и информативно. Думаю, от волнения Вы переставили цифры в шифре диагноза: правильно будет F-70 (интеллектуальные нарушения или умственная отсталость). Простите, но последнее словосочетание до сих применимо в Стандартах обучения таких лиц, разработанных Министерством образования РФ. Про повреждённое развитие — это классификация психического дизонтогенеза профессора В.В.Лебединского. Есть материал в Интернете, этот источник ценится и всеми признан. Формирование ВПФ (высших психических функций) и ЭВС (эмоционально — волевой сферы) — это стандартные формулировки.
Как быть дальше? Моё мнение, что Вы правильно поступили, выбрав обучение по АООП в стенах общеобразовательной школы, а не пошли по линии наименьшего сопротивления в коррекционную школу VIII вида. Зачем Вам лишаться сразу примерно половины учебных предметов? Ведь ребёнок в меру своих сил учился по ним. Понимаю, что далеко не по всем предметам хорошо, но таковы объективные возможности.
Закон на Вашей стороне, Елена Анатольевна дала ссылку. Поправлю только: ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. Школа должна создать специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ с любым диагнозом, включая и интеллектуальные нарушения. Понятно, что не хочется думать об АООП и, тем более, её составлять, имея по объективным причинам слабое представление, но таковы новшества, определённые Законом «Об образовании». Поговорите с завучем по душам, избегая конфликта, в нём школа совершенно не заинтересована, иначе им строго укажут. Осталась пара лет учёбы ребёнка, выпускной экзамен нужно сдавать в форме ГВЭ (читайте посты выше), а также есть все материалы на этот счёт в сети на образовательных порталах.
Желаю Вам успехов.

#41

Сергей Борисович (Monday, 28 January 2019 03:02)

Здравствуйте, Екатерина!
К вышесказанному есть очень важное дополнение. Вы не сообщили, учится ли дочь на новом местожительстве на надомном (индивидуальном) обучении или всё же посещает школу? В Вашем случае это имеет большое значение. Во-первых, при обучении на дому количество изучаемых предметов будет сокращено, уменьшится объём преподаваемых дисциплин. Индивидуальная работа учителя с ребёнком имеет свои преимущества, так как в школе учителя работают с детьми в основном фронтально с классом. И индивидуальная работа » с проблемными» сведена объективно к минимуму.
Во-вторых, что тоже очень важно, выпускной экзамен из школы в форме ГВЭ для ребёнка, обучающегося на дому, имеет, так сказать, свои «льготы»:
1. Экзамен по заявлению родителей (законных представителей) может проводиться на дому, если есть соответствующие медицинские показания и они зафиксированы в заключении ПМПК на этот счёт.
2. Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
3. Экзамен по заявлению может проводиться в устной форме.
В любом случае девочке будет легче сдать экзамен в привычной обстановке, да и отношение экзаменаторов к такому ребёнку, как Вы понимаете, будет.
Поэтому рекомендую продолжить обучение дочери на надомном обучении (так, как она обучалась ранее). Желаю Вам успехов.

#42

Екатерина (Monday, 28 January 2019 06:25)

Сергей Борисович, доброе утро. В новой школе, как и в предыдущей, ребенок обучается на домашнем обучении, но все уроки проходят в школе индивидуально. Решили остаться так же обучаться по ООП (считаю что худо бедно ребёнок потянет). Но. написала я заявление о переводе на аооп и предоставила заключение пмпк. Имею ли я право отозвать своё заявление ? И по поводу ГВЭ, заведующая ПМПК заранее предупредила, что до экзаменов не допустит нас. как быть в этой ситуации?

#43

Екатерина (Monday, 28 January 2019 09:12)

По поводу диагноза психиатра уточняю. F 07, F 02. МКБ. F 02 (под вопросом), т.к. УО поставить не могут.

#44

Сергей Борисович (Monday, 28 January 2019 17:55)

Здравствуйте, Екатерина! Кое-что проясняется, но не всё. По порядку:
1. Шифры, что Вы назвали, — это сгруппированные психические расстройства, имеющие органическое происхождение (Вы их называли в самом начале своего первого поста). Следствием этих нарушений вполне может умственная отсталость, приобретённая до 3-х лет жизни ребёнка, например, в виде деменции (прочитайте МКБ -10, там как раз она называется в разделе под литерой F). Иначе мне совершенно непонятно заключение ПМПК, где с Ваших слов сказано: «Рекомендуемая программа: обучение по АООП для уч-ся с нарушением интеллекта». Так на чём же тогда основывается такая рекомендация? Сейчас нет нарушения интеллекта, а потом будет?
2. Вольно или невольно отзывать свои заявления нельзя. Они ведь должны основываться на выводах тех специалистов, которые уполномочены определять учебные возможности ребёнка и рекомендовать ему (ей) образовательный маршрут. Подчёркиваю: Заключение — это только рекомендация, решение принимает только родитель (законный представитель). Исходя из этого, оставайтесь в общеобразовательной школе и требуйте создания специальных условий для девочки. Вы имеете право требовать в соответствии с Законом. Вот и всё. Могу добавить, что школа — не конечная инстанция. Конечная инстанция — это прокуратура, которую как огня боятся те, кто не хочет соблюдать Закон. Ищущие неприятностей на свою голову — обязательно их найдут. Но лучше договориться мирно и полюбовно, найдя компромисс.
3. Цитирую: » . заведующая ПМПК заранее предупредила, что до экзаменов не допустит нас..» Постараюсь быть корректным, памятуя, на чьём сайте ведётся эта переписка. Это эмоциональное заявление, скажу мягко. Что значит «не допустит до экзаменов?» Это решение принимает только администрация школы, но никак не ПМПК. Её полномочия простираются только в выводе, где должен проходить выпускной экзамен — как обычно или на дому (написано выше). Почитайте, Екатерина, статью 79 названного Закона. Там всё написано по поводу ГВЭ и почитайте разъясняющие комментарии юристов по поводу прав детей с ОВЗ при выпускных экзаменах из школы.
4. Цитирую шедевр: «. т.к. УО поставить не могут.». Не могут, но программу школы VIII вида рекомендуют. Хотелось бы услышать мнение представителей Красноуфимской ПМПК на этот счёт, а то совсем в голове затуманилось (ведь шедевр этот не их, а чей-то неведомый).

#45

Сергей Борисович (Monday, 28 January 2019 18:30)

Это из МКБ-10. Интеллектуальная пища для размышлений.
Обратите внимание на шифры и термин «деменция» (приобретённая у.о. в самом раннем возрасте в результате органического поражения ЦНС). Диагностически сложный вариант, но ничего категорически отрицать нельзя.

F02* Деменция при других болезнях, классифицированных в других рубриках
F00-F09
ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Этот блок включает в себя ряд психических расстройств, сгруппированных вместе в связи с наличием явных этиологических факторов,а именно причиной этих расстройств явились болезни головного мозга, травма головного мозга или инсульт, ведущие к церебральной дисфункции. Дисфункция может быть первичной (как при болезнях, травмах головного мозга и инсультах, непосредственно или избирательно поражающих головной мозг) и вторичной (как при системных заболеваниях или нарушениях, когда головной мозг вовлекается в патологический процесс наряду с другими органами и системами)

Деменция [слабоумие] (F00-F03) — синдром, обусловленный поражением головного мозга (обычно хронического или прогрессирующего характера), при котором нарушаются многие высшие корковые функции, включая память, мышление, ориентацию, понимание, счет, способность к обучению, речь и суждения. Сознание не затемнено. Снижение познавательной функции обычно сопровождается, а иногда предваряется ухудшением контроля над эмоциями, социальным поведением или мотивацией. Этот синдром отмечается при болезни Альцгеймера, при цереброваскулярных болезнях и при других состояниях, первично или вторично поражающих головной мозг.

Если у вас есть вопрос к нам, вы можете его задать, заполнив форму ниже. Ваш вопрос никто не увидит, кроме нас, а ответ мы пришлём вам на почту.

Другие статьи

  • Пособие по работе с детьми дошкольного возраста Методическое пособие для учителей школы дошкольников. "Игра и общение в дошкольном возрасте для детей 5–7 лет" В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно […]
  • Синонимы шизофрении Словарь русских синонимов Морфология «шизофрения» Существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа, неодушевленное Словоупотребление «шизофрения» Частота употребления слова «шизофрения» составляет 231 раз на ≈ 300 млн. слов. Синонимы к […]
  • Какой цвет платья нравится мужчинам Какая женская одежда, обувь и цвета нравятся мужчинам Хотите узнать, какая одежда и обувь нравится мужчинам? Какие они предпочитают цвета? Что лучше одевать женщинам, чтобы привлечь мужское внимание? Предлагаем вам результаты многочисленных исследований, […]
  • Нарушение сна ребенка 4 лет Переоценить значение нормального здорового сна для детского организма трудно. Но что делать, если малыш плохо спит, или вообще не может уснуть? Сон – важнейший процесс для здоровья и жизнедеятельности детей и взрослых. Однако именно в детском возрасте его значение […]
  • Обморок во время стресса Обморок во время стресса Если верить художественной литературе, лет двести назад дамы и девицы благородного происхождения то и дело падали в обмороки. Виновато "чувствительное" воспитание и корсеты, перекрывавшие кислород. Сегодня и то и другое осталось в прошлом, […]
  • Первая стадия стресса это тревога Три стадии стресса Слово "стресс" появился в медицинской практике в 1936 г с помощью учёного Ганса Селье. Он этот технический термин почерпнул из науки о сопротивлении материалов, он означает давление, напряжение, нажим. Селье очень чётко применил его к человеку. С […]