Период развития ребенка до его рождения

Мы ждем тебя, малыш! Или развитие и воспитание ребенка до рождения.

Статистические данные, приведенные в одном из выступлений члена комитета Госдумы по делам женщин Л. Швец, свидетельствуют о том, что в России более 80% детей рождаются с отклонениями в развитии. Смертность в младенческом возрасте в последнее время увеличилась в 2—3 раза. Причина кроется не только в экологическом и социальном неблагополучии нашего общества, но и в медицинской и педагогической безграмотности будущих и настоящих родителей. Медики утверждают, что если бы родители планировали рождение ребенка, знали, как вести себя до зачатия и в период вынашивания младенца, то количество хронически больных детей намного бы сократилось. Но, к сожалению, первая встреча будущей мамы с врачом женской консультации происходит, как правило, для констатации факта беременности. Известные специалисты в этой области советуют женщинам сделать первый визит в консультацию уже при возникновении желания иметь ребенка, для того чтобы убедиться, что она, будущая мама, вполне здорова и может выносить здорового ребенка. Насколько это важно? Беременность, хотя и является нормальным физиологическим состоянием женщины, оказывает большую физическую и психическую нагрузку на организм, а если женщина больна, то ее организму приходится нести двойную нагрузку: бороться с болезнью и вынашивать ребенка. От болезни мамы страдает и ребенок. Он недополучает необходимый ему кислород или другие вещества, что может отрицательно сказаться на его развитии, темпы которого в этот период самые стремительные. В несколько недель, месяцев формируются тончайшие структуры организма, которые закладываются на генном уровне на всю жизнь. И если хоть один «кирпичик» этой структуры выпадает или будет заложен неправильно, в организме младенца навсегда останется патология, которая скажется в детстве или значительно позднее каким-либо заболеванием или отклонением в развитии. Вот почему рождение ребенка не должно быть случайным событием. Это ответственное решение, и каждая будущая мама еще задолго до зачатия ребенка должна пройти диспансеризацию, обратиться к своему лечащему врачу и гинекологу. Обязательно следует определить резус-принадлежность свою и мужа, сдать кровь на реакцию Вассермана и СПИД. Постараться отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики и т. п.). Как известно, эти факторы губительно влияют на развитие высокочувствительных клеток и структур плода. Младенец начинает «бороться» с ними, рождается слабеньким, плохо приспособленным к жизни, с низкими защитными функциями. Родителям дорого придется расплачиваться за свое безграмотное поведение: тратить силы на лечение ребенка, на хождение по специалистам, проводить бессонные ночи. Легко всего этого можно избежать, подготовив задолго свой организм к благополучному формированию младенца. Итак, будущая мама готова к важному моменту — зачатию ребенка. И великое чудо свершилось — произошло слияние гамет (мужской и женской половых клеток). Это начало образования нового организма. Сорок недель мама будет носить под своим сердцем еще не рожденное, но уже существующее дитя. Эти месяцы неразрывной связи младенца с матерью очень важны для его здоровья и нормального развития. Каким он появится на свет — здоровым, крепким, сильным или слабеньким, с отклонениями в развитии,— во многом будет зависеть от поведения мамы, ее настроения, самочувствия, от ее знаний, как разумно организовать свою жизнь в период внутриутробного развития младенца.

Что же необходимо знать маме в этот период и как себя вести?

В конце XX столетия возникла наука — «внутриутробная педагогика». Опираясь на знания закономерностей внутриутробного развития ребенка, она сформулировала основные правила поведения беременной женщины. Чтобы следовать этим правилам, мама должна знать, как происходит развитие ее еще не родившегося ребенка. Первые три месяца внутриутробного развития ребенка имеют, по мнению медиков, решающее значение для его будущего. Именно в этот период, уже на 20-й день, в глубине крохотного зародыша (4 мм) начинает мерцать красная точка. С этого времени в организме женщины будут биться два сердца. Одновременно начинает формироваться вегетативная нервная система и головной мозг. В конце первого месяца формируются все отделы головного мозга. Кстати, он растет очень быстро: в 2 месяца его вес 2 г, в 5 месяцев — 20—24 г, в 7 месяцев — 120 г, в 9 месяцев — 290 — 305 г. С одной стороны, мозг младенца формируется по наследственной генетической программе, а с другой — благодаря той информации, которая поступает из внешней среды, трансформируясь через тело матери, через ее органы чувств, на органы чувств ребенка. В настоящее время установлено, что, меняя продолжительность и концентрацию информационного потока, можно регулировать (ускорять, замедлять и даже прекращать) формирование нейронных структур мозга. В этот период маме очень важно получать позитивную информацию от общения с природой, музыкой, живописью.

На втором месяце внутриутробного развития происходит дифференциация всех основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и т. д.). Нервная система ребенка начинает функционировать очень рано. Об этом свидетельствуют первые хаотичные движения младенца ручками и ножками, которых мама пока не ощущает. Ребенок может сжимать кулачки, поворачивать головку. Эти первые движения положительно влияют на развитие нервной системы. В это же время у ребенка начинают функционировать органы равновесия — вестибулярный аппарат, который фиксирует не только положение ребенка, но и все движения матери. Мама ходит, ложится, сидит, наклоняется, ускоряет или замедляет движения — все это воспринимается вестибулярным аппаратом и специальными нервными датчиками, расположенными в суставах и мышцах ребенка. Мозг перерабатывает поступающую информацию и подает соответствующую команду мышцам.

На третьем месяце завершается формирование желудочно-кишечного тракта. Ребенок уже может глотать, пробует сосать свой пальчик. Формируется голосообразующий аппарат, развиваются печень, почки, формируются лимфоузлы. Сердце младенца прослушивается более четко. Оно усердно трудится, совершая 130— 150 ударов в минуту. По мере развития сердечно-сосудистой системы сердце ребенка начинает работать более экономично и к концу беременности делает 120—140 ударов в минуту. В конце третьего месяца мама может узнать с помощью ультразвукового исследования, как развивается ее малыш и кто родится — мальчик или девочка. Но нельзя забывать, что пол ребенка уже определен в период зачатия и полностью зависит от папы.

На четвертом месяце внутриутробного развития практически завершается формирование всех основных органов. Далее они будут расти, совершенствоваться. В этот период интенсивно формируется самый сложный и необходимый человеку орган — кора головного мозга, серое вещество которой делает человека человеком. Все системы организма ребенка начинают работать примерно так же, как и у взрослого человека. Красный костный мозг вырабатывает кровь. В это время можно определить ее группу и резус-фактор. О том, что кишечник работает, свидетельствует его первое содержимое. Почки начинают выделять мочу в околоплодные воды. Увеличивается вес ребенка, к концу четвертого месяца беременности он весит около 200 г. Кожа ребенка практически готова к приему информации. С этого времени связь по информационному каналу осязание — мозг становится постоянной до конца беременности. Благодаря этой связи ребенок сотни раз в день получает разнообразные осязательные впечатления, которые очень важны для развития мозга. Кожа ребенка обладает болевой и температурной чувствительностью. Но среда, в которой он развивается, отличается устойчивостью температуры. Поэтому нервные окончания, предназначенные для восприятия температуры, получают весьма однообразную информацию и в силу этого не развиты. То же самое можно сказать и о кожной болевой чувствительности. Именно поэтому маме необходимо соблюдать температурный режим: нельзя ни перегреваться, ни переохлаждаться, излишне долго находиться на открытом солнце.

На пятом месяце ребенок начинает подавать явные признаки своего существования. Мама ощущает первые толчки младенца. Движения его перестают быть беспорядочными, хаотичными и все больше и больше становятся реакцией на внутреннее состояние, которое во многом зависит от мамы. Следует помнить, что причины усиления двигательной активности младенца могут быть разными: недостаток кислорода, каких-либо питательных веществ или поступление вредных (алкоголь, никотин и др.), отрицательное эмоциональное состояние мамы. Причины повышенной двигательной активности могут быть связаны и с положительными эмоциями: радостью, восторгом, которые испытывает мать. Учитывая это, маме следует быть более ровной в своем поведении, избегать крайних эмоциональных состояний. В то же время нельзя забывать, что своими усиленными движениями ребенок как бы защищает себя от отрицательных воздействий, тем самым реализуя функцию самосохранения. Стоит маме выйти на прогулку, заняться домашними делами, как ее собственному организму потребуется больше кислорода. Ребенок тоже начинает испытывать недостаток в нем. Это заставляет его активно двигаться, при этом сердце сильнее сокращается, кровь быстрее протекает по сосудам и насыщается кислородом. На помощь сердцу приходит и дыхательная система: грудная клетка расширяется, в ней образуется отрицательное давление, и приток крови повышается. Скелетные мышцы тоже участвуют в восстановлении кислородного равновесия. Напрягаясь, они создают определенную позу ребенка, которая помогает поддерживать кислород на нужном уровне. Как видим, ребенок тесно связан с организмом матери, от него он получает питательные вещества и кислород. Но природа все мудро предусмотрела, и ребенок получает необходимые ему вещества ограниченно. Еще до своего появления на свет он должен добывать «хлеб насущный» собственным трудом. Так, если мама испытывает физическую нагрузку, это заставляет ребенка двигаться, быть активным, что способствует правильному развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем, которые обеспечивают будущее здоровье человеку. Необходим ли маме, ждущей ребенка, полный покой? Очевидно, совет поменьше напрягаться будет неправильным. Мама должна двигаться в пределах разумного. Ей не следует впадать в крайности, так как чрезмерная нагрузка может привести к значительной нехватке кислорода, а это, как мы уже отметили, вредно для младенца. Мама должна знать, что не все движения ей полезны. Так, нельзя резко наклоняться, поднимать руки вверх (вытягивание), переносить тяжести, быстро и резко выходить из ванны, кататься на коньках, велосипеде, заниматься греблей и т. д. Полезна специальная гимнастика, но прежде чем делать ее, надо посоветоваться с врачом.

На шестом месяце интенсивно развиваются кости и мышцы ребенка. В этот период резко увеличивается потребность младенца в кальции. Мама должна знать, что, если в ее организме не будет достаточного количества свободного кальция, прежде всего пострадают ее зубы, так как кальций из тканей зубов будет поступать ребенку. «За каждого ребенка три зуба отдай»,— гласит народная поговорка. Но зачем такие жертвы? Лучше позаботиться о том, чтобы в организм в достатка поступал кальций с продуктами питания (творог, рыба и т. д.). О недостатке кальция в организме могут свидетельствовать судороги в ногах. В этот период идет дальнейшее развитие мозга ребенка. На нем появляются борозды и извилины. Функционируют все внутренние органы ребенка — печень, селезенка, пищеварительная и нервная системы. Не до конца развитыми остаются пока легкие, но именно в этот период ребенок совершает первые «дыхательные упражнения». Получая от матери кислород с током крови, малыш сам не дышит, а лишь делает дыхательные движения, которые происходят под руководством дыхательного центра в головном мозге. Нормальное формирование этого центра напрямую зависит от образа жизни мамы. Вот почему ей нужно гулять, дышать свежим воздухом и не допускать в свой организм никотин, алкоголь, вредные испарения лаков, красок. Все близкие должны позаботиться об этом! Нередко домашние торопятся до рождения ребенка сделать ремонт квартиры, при этом забывая, что испарения лаков и красок губительны для еще не родившегося, но уже активно живущего маленького человека. Возможно, именно поэтому ребенок после рождения будет мучиться от бронхита, астмы, аллергии и т.п. Как видим, о здоровье малыша следует заботиться заранее.

По наблюдению ученых, не рожденный еще ребенок уже умеет спать, и отдых его длится от 18 до 20 часов. Во время бодрствования он двигается, прислушивается, делает глотательные движения, пробует дышать. На седьмом месяце органы слуха ребенка воспринимают не только сердцебиение мамы, но и звуки внешнего мира. Спокойное сердцебиение мамы — самая лучшая для него музыка. Так, в качестве эксперимента в палате новорожденных детей включали запись тревожно и спокойно бьющегося сердца человека и обнаружили, что при звуке тревожно бьющегося сердца дети просыпаются, плачут, а спокойно бьющегося — продолжают спать. Это подтверждает, что ребенок еще до своего появления на свет по-разному реагирует на состояние мамы, на ее поведение. Поэтому ей следует меньше волноваться, раздражаться. Все это не нравится малышу. Помочь сохранить матери хорошее настроение, оградить ее от стрессов — долг всех окружающих, особенно папы. Малыш слышит не только сердцебиение мамы, но также ее голос, голос папы, звуки музыки. Постарайтесь как можно больше общаться с ребенком, говорить ему ласковые слова, петь песни, включать мелодичную музыку. Лучше всего ребенок реагирует, как показывают эксперименты, на классическую музыку, колыбельные песни. Побольше общайтесь с природой, со всем, что вызывает положительные эмоции.

Кстати, устанавливать эмоциональный контакт, общаться с ребенком рекомендуется уже в первые месяцы беременности. Нидерландский ученый, создатель методики общения с младенцем в период внутриутробного развития Франс Вельдмон считает, что такой ранний эмоциональный контакт помогает установить крепкую эмоциональную связь с ребенком до родов. Это дает возможность младенцу чувствовать себя во чреве матери безопасно и комфортно. Ничего необычного в этом общении нет. Оно должно быть простым, естественным, теплым, желанным и выражаться в простом поглаживании живота, легком ритмичном постукивании по нему, в разговорах с малышом. Хорошо, когда с ребенком общается не только мама, но и папа. В этом случае ребенок быстрее установит с ним эмоциональный контакт после рождения. Ученые утверждают, что общение с ребенком до рождения улучшает отношения между ним и родителями, делает его более контактным, общительным, уверенным в себе. Важно не упустить время и начать общаться с младенцем с первых недель его существования. Однако нельзя превращать естественное общение а тренинг. Помните, это может принести не пользу, а вред!

Смотрите так же:  Ребенок спит на животе на одной стороне

В конце беременности (восьмой-девятый месяцы) ребенок продолжает расти, совершенствуются все его внутренние системы, органы. Он готовится к появлению на свет. Очень скоро родители с ним встретятся! А пока они готовятся к этой встрече, маме следует соблюдать правильный режим дня: спать не менее 8—9 часов, а днем тоже стараться отдохнуть 1,5—2 часа. Это полезно также и ребенку. Необходимо продолжать закаливать свой организм, принимать воздушные ванны, которые повышают тонус организма, а также больше гулять. Причем гулять надо несколько раз в день, в общей сложности не менее 2—3 часов и, разумеется, не по загазованным дорогам, а вдали от них. Нужно стараться меньше бывать в местах скопления людей, чтобы избежать инфекционных заболеваний. Эти правила следует соблюдать на протяжении всей беременности. Маме можно принимать солнечные ванны, но только по разрешению врача. Важно помнить, что ультрафиолетовые лучи, преобладающие в солнечном излучении между 8—11, а также 17—19 часами, очень полезны: они способствуют лучшему усвоению витаминов, благоприятно влияют на формирование костей ребенка, задерживая в организме матери фосфор и кальций.

Не менее важно обеспечить правильное питание, от которого зависит нормальное развитие ребенка. В начале беременности режим питания может оставаться обычным, привычным для женщины. Пища должна быть разнообразной, вкусно приготовленной, богатой витаминами. В первые месяцы рекомендуется питаться не менее четырех раз в день. Во второй половине беременности необходимо перейти на шестиразовое питание. В этот период увеличивается потребность в белке (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, бобы, рис, гречка). Мясные и рыбные бульоны во второй половине беременности лучше заменить молочно-растительными продуктами. Необходимо ограничить употребление углеводов, так как это может привести к увеличению массы тела ребенка, что затруднит роды. По мере развития беременности все органы женщины испытывают большую нагрузку. В это время жидкость легко задерживается в тканях, что приводит к отекам. Поэтому советуем ограничить прием соленой и острой пищи и не нарушать питьевой режим. Не следует пить более 0,8—1 литра жидкости в день. Очень важно правильно одеваться во время вынашивания ребенка. Одежда должна быть свободной и соответствовать сезону. Особенно следует позаботиться о нижнем белье. Бюстгальтер должен хорошо поддерживать грудь, но ни в коем случае не быть слишком узким и не сдавливать ее. В специальных магазинах или аптеках продают белье, предназначенное для беременных. Оно очень удобно: «растет» вместе с ребенком. От удобной одежды зависит хорошее настроение мамы, а оно так необходимо для правильного развития малыша.

Итак, чтобы младенец развивался правильно и родился здоровым, советуем мамам: своевременно позаботиться о своем здоровье, отказаться от вредных привычек, оберегать себя от неблагоприятных воздействий окружающей среды; правильно питаться, достаточно двигаться на свежем воздухе; обогащаться впечатлениями от природы, живописи, музыки; общаться со своим младенцем с первых месяцев беременности, разговаривать с ним, петь песни, слушать вместе с ним музыку и т. п.

Как поживаешь, малыш?

Основные этапы развития ребенка по неделям беременности.

Развитие ребенка во время беременности, особенно в самом ее начале, происходит быстро и. незаметно. Незаметно, потому что этот процесс надежно скрыт от любопытных глаз окружающих, которым, конечно, очень хочется узнать, как «обычная» клетка может превратиться в самого настоящего человека, только очень-очень маленького! Чтобы помочь вам разобраться с этим, попробуем вместе проследить все основные этапы развития ребенка.

В последнее время в медицинской литературе все чаще появляются сведения о развитии и становлении функций органов и систем еще не родившегося ребенка. Получить эти данные стало возможным благодаря новым методам исследования: ультразвуковому сканированию, кардиотокографии (исследование биотоков неродившегося ребенка), кино- и фотосъемке внутри матки.

Одним из первых открытий, сделанных с помощью УЗИ, стали регулярные, ритмичные «дыхательные» движения грудной клетки ребенка. Затем было отмечено, что малыш может глотать и икать, а его мочевой пузырь периодически наполняется и опорожняется. Дальнейшее изучение внутриутробного развития органов показало, что еще не родившийся ребенок видит, может чувствовать запах, вкус и способен ориентироваться в пространстве.

Специалисты, изучающие жизнь ребенка внутри матери (эмбриологи, нейрогистологи, неврологи), детально описали процесс развития нервной системы и головного мозга. Стало известно, что к 28-й неделе беременности структура мозга уже соответствует той, что обнаруживается на 40-й неделе развития, то есть в то время, когда малыш уже готов родиться.

Что происходит внутри?

1-й день. Сперматозоид соединяется с яйцеклеткой. В результате этого образуется одна «большая» (размером меньше, чем крупинка соли) клетка, которая содержит 46 хромосом, унаследованных от родителей (по 23 хромосомыот каждого). Кроме того, оплодотворенная яйцеклетка включает в себя весь генетический набор будущего человека: рост, пол, цвет глаз и кожи, волосы, черты лица (папины или мамины).

3-9-й день. Оплодотворенное яйцо опускается по маточной трубе в матку. Разросшаяся слизистая оболочка матки уже готова принять зародыш, который прикрепляется к ее стенке и вскоре начинает получать «пищу» для питания и кислород для дыхания с кровью мамы, поступающей к нему через пуповину и ветвистый хорион (будущую плаценту).

10-14-й день. Зародыш становится больше на одну десятую своего прежнего размера!

20-й день. Начинается процесс закладки нервной системы.

21-й день. Начинает биться сердце.

28-й день. Формируются позвоночник и мышцы. На экране монитора видны руки, ноги, глаза, уши.

30-й день. За прошедший месяц эмбрион вырос в десять тысяч раз и продолжает активно развиваться. Сердце прокачивает через кровеносную систему все увеличивающееся количество крови.

35-й день. На ручке малыша можно различить пальчики. Цвет глаз темнеет, поскольку организм ребенка уже начал производить пигмент.

40-й день. Специальный прибор может обнаруживать и записывать сигналы, поступающие от мозга.

6 недель. Печень берет на себя производство кровяных клеток, а мозг контролирует движения мышц и работу сердца.

7 недель. Веки наплывают на глаза ребенка и постепенно закрывают их, защищая таким образом развивающуюся структуру глаза от света и сухости (с 28-й недели по желанию малыша глаза могут начать открываться). На этом же сроке беременности формируется внутреннее ухо младенца, развивается внешнее ухо, оформляются челюсти, появляются зачатки зубов. Но самое главное — малыш начинает шевелиться! А так как он еще слишком мал, мама не чувствует его движений.

8 недель. Малыш подрос до 2,5 см! Он уже совсем похож на взрослого человека. Сердце бьется, желудок вырабатывает желудочный сок, начинают функционировать почки. Мышцы сокращаются под воздействием импульсов, поступающих от мозга. По крови ребенка можно определить его Rh-принадлежность. Сформировались пальцы и суставы. Лицо малыша приобретает собственные черты, мимика начинает отражать то, что происходит в окружающей его среде. Тело ребенка реагирует на прикосновение.

10 недель. Рост ребенка достигает 4 см, вес — приблизительно 2 г. В этот период у малыша начинают формироваться наружные и внутренние половые органы.

12 недель. Малыш растет. Время от времени его можно застать за необычным занятием: сосанием пальчика! В период бодрствования (который чаще всего сменяется отдыхом, сном) малыш энергично «упражняет» свои мышцы: поворачивает голову, загибает пальцы на руках и ногах, открывает и закрывает рот. Если внешний мир начинает беспокоить его резкими звуками, ребенок пытается закрыть руками уши (он слышит!) и старается загородиться ладошкой от луча света, направленного в глаза (он видит!). Если дотронуться до его ладошки, она сожмется в кулачок. Все эти движения осуществляются благодаря тому, что у малыша сформировался вестибулярный аппарат, который помогает ему ориентироваться в пространстве.

16 недель. Ребенок весит примерно 150 г, его рост достигает 16-18 см. На головке появляются волосы, на лице — реснички и брови. Малыш открывает ротик, глотает, сосет, улыбается! В этот период начинает полноценно функционировать плацента, которая связывает его с мамой.

20 недель. Рост малыша достигает 30 см, у него появляются ноготки на пальцах рук и ног. Теперь мама хорошо чувствует его шевеления, так как время от времени он начинает заниматься «физкультурой»: отталкивается от одной стенки матки и доплывает до другой. Кроме того, ребенок может отреагировать на резкий наружный звук или волнение матери прыжком, который мама принимает за активное шевеление. Если же малыш начнет икать, женщина ощутит слабые ритмичные толчки, идущие изнутри. В 20 недель врачи уже выслушивают сердцебиение малыша с помощью специальной слушательной трубки (стетоскопа).

24 недели. Малыш уже может рассердиться! Это доказывает сфотографированный сердитый взгляд, напряжение мышц вокруг глаз, сморщивание губ и плач — так ребенок выражает свое недовольство. Кстати, чтобы отдохнуть ночью, малыш «ложится» спать и. видит сны!

В этом возрасте ребенок весит 500 г — совсем немного, но ведь он только начал набирать вес! Его кожа, красная и морщинистая, похожа на кожу старичка. А так как она еще и очень нежна, малыш защищается от воздействия околоплодных вод специальной смазкой.

К 24-й неделе беременности начинают функционировать жировые и потовые железы, созревают легкие ребенка. В них образуется пленка, которая не дает им склеиваться при дыхании. Если ребенок родится в это время и будет обеспечен необходимой заботой, он сможет выжить.

28 недель. Ребенок весит около 1000 г, его рост достигает 35 см. Теперь он пользуется всем набором чувств: зрением, слухом, вкусом, осязанием (эти данные подтверждаются исследованием биотоков мозга (ЭЭГ) еще неродившегося ребенка). В этом возрасте он начинает узнавать голос мамы. Малыш осуществляет первые элементарные дыхательные движения. Его кожа уплотняется (утолщается) и становится больше похожа на кожу новорожденного. Если на этом сроке беременности начнутся роды, то их назовут преждевременными, и врачи будут в состоянии помочь ребенку выжить.

32 недели. Ребенок весит около 2 кг, у него образуется подкожно-жировая клетчатка, ручки и ножки становятся пухленькими. Происходит закладка иммунной системы: малыш начинает получать от матери иммуноглобулины и интенсивно образовывать антитела, которые защитят его от болезней в первые месяцы жизни. Объем околоплодных вод, окружающих ребенка, составляет один литр. Каждые три часа они полностью обновляются, поэтому малыш всегда плавает в «чистой» воде, которую можно безболезненно глотать.

34 недели. Малыш весит 1800-2100 г, его рост достигает 40-41 см. Ему становится тесно в матке: он уже не может перевернуться и чаще всего располагается головкой вниз. Его легкие окончательно созревают, и в случае преждевременных родов ребенок будет дышать самостоятельно. Однако подкожно-жировой слой пока развит слабо, и новорожденный плохо удерживает тепло.

36-38 недель. С девятого месяца беременности малыш ежедневно прибавляет в весе (до 14 г). В его печени накапливается железо, которое будет помогать кроветворению в первый год жизни на земле. Пушок, покрывающий кожу ребенка (особенно плечи и спину), к сроку родов исчезает. Ребенок интенсивно растет, матка становится слишком тесной, поэтому его шевеления ощущаются более интенсивно.

Обычно в 38 недель его головка опускается ко входу в малый таз. Малыш уже готов к самостоятельной жизни и «считает» дни до рождения. Роды, произошедшие на сроке 38-40 недель беременности, считаются своевременными. Обычно ребенок рождается с весом 3500 г и более и ростом примерно 50 см. Едва родившись, он издает первый крик, как будто приветствует окружающий мир! Ребенок самостоятельно дышит, его сердце бьется, он активно двигает ручками и ножками. С днем рождения, малыш!

Обучение до рождения? Воспитание и обучение ребенка

Что беременная женщина может сделать для успешного воспитания и обучения ребенка, который пока еще находится в утробе матери?

Время ожидания ребенка – очень ответственный период в жизни его родителей. Совершенно естественно их стремление провести эти 9 месяцев как можно с большей пользой дл дальнейшего успешного воспитания и обучения ребенка. Здоровый образ жизни, правильное питание, грамотное медицинское ведение беременности — это, если можно так выразиться, «материальные», «физические» аспекты ожидания ребенка. А что еще могут дать родители своему малышу до рождения?

На сегодняшний день существует такое направление занятий с беременными женщинами, как пренатальное воспитание и обучение ребенка. Что это такое и зачем оно нужно? Надо сказать, что почти все курсы, проводящие занятия с беременными, тем или иным образом занимаются этим самым пренатальным воспитанием, однако их понимание этого термина и, соответственно, подход к занятиям с беременными женщинами и методики, применяемые на этих занятиях, очень различны.

  • Михаил Львович Лазарев, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ, кандидат психологических наук, доктор медицинских наук, профессор:

Исторические и теоретические предпосылки возникновения методов пренатального воспитания и обучения ребенка

Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода.

С другой стороны, существовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка.

В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание и обучение ребенка.

Воспитание и обучение ребенка: метод Сонатал

Разрабатывая методы раннего воздействия на организм ребенка, мы, прежде всего, старались ответить вопрос, какую наиболее общую и наиболее актуальную проблему мы решаем при этом воздействии. Такой проблемой, с нашей точки зрения, является проблема функциональной незрелости ребенка.

Почему мозг ребенка к рождению утрачивает более половины своих нейронов? Ведь, насколько нам известно, все, что не востребовано в деятельности, постепенно атрофируется. При этом известно, что количество нейронов напрямую связано с уровнем интеллекта и общим уровнем функционирования организма.

Смотрите так же:  Ребенок весь изгибается и не спит

Более чем 20-летний опыт работы в этом направлении позволил разработать теорию, названную нами теорией пренатальной эволюции. Суть этой теории сводится к тому, что избыток нейронов в пренатальный период представляет собой эволюционный резерв, который позволяет человеку и человечеству в целом адаптироваться к тому потоку информации, который с ростом цивилизации предъявляет все более высокие требования к интеллекту.

Недостаток сенсорного притока в пренатальном онтогенезе и является основной причиной функциональной незрелости ребенка раннего возраста. В дальнейшем незрелый организм ребенка попадает в условия неблагоприятной образовательной среды, депрессирующей психо-эмоциональную сферу, а также двигательную, дыхательную вокально-речевую функции. Это способствует нарушению межфункционального развития, к психическим и физическим заболеваниям, к психофизиологическим зависимостям, прежде всего наркомании, асоциальным формам поведения.

Сказанное подводит нас к одному из основных положений теории пренатальной эволюции, которое звучит так: процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной.

Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения. Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда еще одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться все последующее пренатальное воспитание и обучение ребенка.

На базе основных положений теории пренатальной эволюции нами была разработана и сформулирована концепция пренатально-ориентированного воспитания и обучения ребенка , при реализации которой учитываются стадии формирования интеллекта ребенка пренатального, раннего и дошкольного возраста, названного интеллектом развития.

Отвечая на следующий вопрос исследования о том, чем можно простимулировать пренатальный мозг, в целях воспитания и обучения ребенка чтобы оптимизировать его функцию, мы посчитали, что такая стимуляция может быть обеспечена за счет увеличения информационного (сенсорного) притока. Информационный поток должен быть звуковым.

Известно, что с 8 — 18 недели внутриутробной жизни мозг плода стремительно продуцирует миллиарды нейронов, которые после этого периода лишь дифференцируются, создавая межнейрональные связи. Следовательно, период с 19 по 40 неделю беременности и должен быть тем уникальным периодом, когда мозг плода либо сохранит большую часть спродуцированных природой нейронов, либо утратит их навсегда.

Можно ли обеспечить механизм подключения к процессу усвоения плодом звуковой информации других функций, прежде всего двигательной? Оказалось, можно. Пассивно – через двигательную активность матери, с помощью специальных упражнений, сопровождающих звуковую информацию. А можно ли сделать этот процесс активным? И это оказалось возможным. Для этого нами был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс, который позволяет плоду, начиная со второго триместра беременности, при определенной силе собственных толчков получать музыкальные звуки, и даже собственными усилиями включать ту или иную музыкальную программу. Ребенок нажимает на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, связанный с электронными датчиками, и таким образом имеет возможность играть музыку.

В 1983 году нами был разработан метод кардио-сенсорной регуляции раннего онтогенеза. В основу метода была положена межфункциональная гимнастика, сопровождаемая процессом вызревания эмоциональных реакций. Главным системообразующим фактором этой регуляции явилась музыка, осуществляемая сначала через вокально-речевую деятельность беременной женщины. Метод был назван «Сонатал» , от латинского sonus — звук, и natal — рождение.

Этот метод прежде всего направлен на формирование пренатального ядра личности ребенка. При этом решаются задачи оптимизации психического и физического здоровья единого организма «мать – плод».

Беременная поет в определенное время дня специально написанные песни, связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня», звуко-дыхательные упражнения для пренатальное воспитания и обучения ребенка , песни из цикла «музыка движения», «музыка воды» и, естественно, колыбельные. Цикл песен для будущего ребенка, которые после рождения он будет повторять с помощью мамы, состоит из 240 песен.

Занятия для пренатального воспитания и обучения ребенка строятся на основе методических рекомендаций Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ № 13-03/10-279 от 30.09.96г. («Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия»).

  • Марина Евгеньевна Ланцбург, директор Школы для пап и мам, кандидат биологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая учебно-производственной лабораторией (сектор перинатальной психологии):

Прежде всего, нужно разобраться с тем, что мы понимаем под пренатальным воспитанием и обучением ребенка . По нашему мнению, основная задача пренатального воспитания и обучения ребенка – помочь будущей маме наладить контакт с ребенком и расширить ее возможности взаимодействия с ним. Сразу оговоримся – такая помощь может понадобиться не каждой женщине во время беременности. Как правило, женщина, не испытавшая дефицита внимания и, главное, понимания со стороны собственной матери, с любовью вынашивающая желанное дитя, сама естественно общается со своим ребенком и, отслеживая реакции, действует, основываясь на его предпочтениях.

Те же молодые мамы, которые в раннем детстве в силу каких-то причин не получили должной модели материнского поведения, во время своей даже желанной беременности порой ощущают некоторую растерянность, необходимость в руководстве. Именно им и требуется помощь, своего рода «пренатальное» воспитание.

Мы не рассматриваем младенца в утробе матери отдельно от матери. Между мамой и вынашиваемым ею малышом складываются диадические, то есть взаимодополняющие, взаимозависимые отношения. Психологическое развитие ребенка, по нашему мнению, обеспечивается ее пониманием состояния ребенка и ее способностью адекватно отзываться на это состояние. И поэтому вся наша помощь, все наше воспитание направлено на маму. Мы никогда не применяем методики, воздействующие непосредственно на нерожденное дитя, считая их недостаточно обоснованными научно, несоответствующими основному принципу: «Не навреди!». Разумеется, для обучения и развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Все, что поступает к ребенку сверх нормы, может приводить к его стрессовому состоянию, излишне напрягать его нервную систему. Все воздействия должны обязательно проходить через маму, то есть мама должна отслеживать реакцию малыша, научиться различать его одобрение и недовольство и, занимаясь с ним, ориентироваться на его состояние. Если же маме приходится заниматься тем, что не очень нравится малышу, например, езда на машине или работа, надо постараться поговорить с ним об этом и, сообщив ему о своей любви, попросить немного потерпеть. В случае же воздействий, направленных непосредственно на ребенка, мама, скорее, оценивает не то, насколько это нравится ребенку, а то, насколько точно она сама следует инструкциям специалиста, к которому она пришла на занятия по воспитанию и обучению ребенка.

Методики, которые мы используем в нашей работе, довольно просты. Прежде всего мы добиваемся маминого внимательного отношения к состоянию малыша. Всякий раз на занятиях по воспитанию и обучению ребенка мы спрашиваем, что нравится ее малышу, просим маму попытаться отследить отклик ребенка на те или иные виды ее деятельности. Можно заметить, как постепенно меняется ее описание шевеления младенца – от односложного: «он толкается» до тонких разнообразных описаний его движений.

Мы советуем маме заниматься теми видами деятельности, которые вызывают положительный отклик у малыша. Ребенок, как правило, хорошо реагирует на ритмичные музыкальные воздействия, поэтому можно коротенькими запоминающимися песенками (пестушками) отмечать повторяющиеся изо дня в день действия (утреннее просыпание, вечерний отход ко сну, умывание и т.п.). Таким образом, при помощи повторяемых, узнаваемых песенок можно структурировать день малыша. Эти же песенки пригодятся и после его рождения. Если мама хорошо владеет иностранным языком и ребенку нравится слушать, как мама говорит с ним, то можно временами общаться с малышом на другом языке. Обязательно нужно общаться с ребенком, рассказывать ему о том мире, в который он готовится прийти. После пятимесячного «возраста» (срока беременности) неплохо это делать вслух. Умение разговаривать с ребенком очень важно и после родов, многим мамам бывает полезно научиться этому уже во время беременности. Поскольку основная цель занятий – помочь беременной женщине доверять себе как маме и научиться общаться со своим ребенком, а «стартовые» условия у женщин, приходящих на занятия, разные, методический подход к каждой женщине индивидуален.

  • Ольга Сергеевна СОЛОВЬЕВА, психолог семейного медицинского центра «Пангея»:,

Научные данные, подводящие базис под идею пренатального воспитания и обучения ребенка, часто противоречивы, но все исследователи сходятся в одном мнении: влияние пренатального периода на способности ребенка и уровень его развития очевидны.

В разное время отечественные и зарубежные исследователи (такие как Коваленко, Добряков, Гроф, Грехем, Оден, Лебойе и многие другие) говорят о том, что родители, зная очевидные механизмы, могут влиять на физическое, интеллектуальное, творческое развитие ребенка, на его чувство ритма, музыкальный слух, эстетический вкус, лингвистические способности, общее воспитание и обучение и даже внешний облик ребенка.

Но неправильно было бы говорить о целевом развитии интеллектуального потенциала будущего ребенка, не говоря одновременно о физическом, творческом, эстетическом развитии. Каждое действие, совершаемое родителями, будь то рисование, пение, танцы, разгрузочный день, гимнастика или поход в консерваторию, воздействует на целый ряд качеств и способностей ребенка. Ведь изначально Человек — потрясающе гармоничное существо, и все, что требуется от родителей, — следовать этой Гармонии, учиться видеть Ее и жить в Ней.

Специальные занятия с психологом, арттерапия (рисование), занятия образной хореографией (музыкальные занятия с пением, танцами и игровой психотерапией), музыкальные занятия (информация о влиянии различных музыкальных произведений на состояние малыша), специальные выезды на природу (по индивидуальным заданиям), правильный режим питания (имеет огромное влияние на физическое и интеллектуальное развитие), продуманная физическая нагрузка (специальная гимнастика, занятия в бассейне) и многое другое позволяют будущим родителям дать своим детям максимум возможностей для каественного воспитания и обучения ребенка .

Но помимо воспитания и обучения ребенка , у мамы есть реальный и очень значимый шанс подарить своему ребенку светлое и солнечное восприятие мира, умение ставить цели и добиваться их, веру в победу, настойчивость, терпение, оптимизм. Часть курса посвящена информации о том, как период беременности и течение родов могут влиять на многие черты личности будущего ребенка, и практическим тренингам — как самостоятельно влиять на роды, гармонизировать родовой процесс и таким образом воздействовать на формирование характера своего малыша.

Психологи центра подробно объясняют будущим родителям, на что и как влияют определенные занятия мамы. А также помогают определиться — чему уделять большее внимание, исходя из уже выявленных склонностей ребенка (и, соответственно, помогают их определить).

Психологическая работа

Психологи учат родителей уважать индивидуальность своего ребенка еще до его рождения. В этом случае занятия по пренатальному воспитанию и обучению ребенка могут иметь влияние и на малыша, и на родителей. Потому что, по большому счету, пренатальное воспитание начинается с воспитания родителями самих себя. И даже обычная работа психологов, психотерапевтов, помогающая будущим родителям обрести состояние целостности, избавиться от негативных установок, тревог, страхов, разрешить внутренние конфликты и разбудить в родителях желание расти, развиваться – это уже огромный шаг в дородовом воспитании будущего ребенка. Родительское умение мыслить позитивно имеет положительное влияние наравне с походами в консерваторию, пением колыбельных, физическими упражнениями и всем остальным.

И еще очень важно, чтобы основным побудительным мотивом занятий, связанных с пренатальным воспитанием и обучением ребенка было желание вырастить счастливую, гармонично развитую Личность, но никак не стремление реализовать через ребенка свои амбиции.

Огромное значение уделяется установлению глубокого психологического контакта с ребенком, двусторонней связи с будущим малышом, его пренатальному воспитанию и обучению . Ведь, даже начиная заниматься музыкой, будущая мамочка иной раз теряется — почему малыш начинает активно двигаться, слушая Моцарта — это ему очень нравится, или наоборот — не нравится? Когда внутренний двусторонний контакт с малышом налажен (это помогают сделать психологи), мама даже по микродвижениям малыша уже знает, что хочет сообщить ей ребенок, как он относится к тому, что происходит. Это помогает не только во время беременности, но и играет значительную роль во время родов, когда мама и малыш трудятся вместе, совмещая свои усилия, являясь источником силы друг для друга . И конечно же, такой глубокий уровень общения помогает и сразу после рождения малыша, и долгое время спустя.

Очень важно объяснить родителям, что иногда будущий ребенок для них является не столько Учеником, сколько Учителем. И очень важно, чтобы родители были готовы учиться. Иногда — вместе с будущим малышом, а иногда — у него…

Ваш ребенок должен быть счастлив вместе с вами! И развиваться после рождения он будет в среде своей семьи. Поэтому важно родителям «не прыгать выше головы», если они не готовы новый образ жизни, (в котором есть место искусству, музыке, общению с Природой, здоровому образу жизни, да и просто личностному росту) — сделать постоянным .

  • Олег Владимирович ТЮТИН, врач-психотерапевт, руководитель клуба беременных «Стихиаль»:

Во всех традиционных культурах считалось, что, когда ребенок родится, ему уже 9 месяцев. Глубинная закладка черт личности ребенка, фундаментального отношения его к миру («мир любит — мир не любит», «миру можно доверять — мир опасен, ему доверять нельзя»), воспитание и обучение ребенка во многом происходит во время беременности и в родах. В классической психологии, начиная с Зигмунда Фрейда, много говорилось о влиянии родовых переживаний на состояние психики человека.

Понятие психической травмы рождения сформулировал Отто Ранк. Наиболее полно развил эту тему Станислав Гроф. Наши наблюдения, сформировавшиеся за 14 лет практической работы с беременными и новорожденными, склоняют нас к представлению, что травма ребенка в родах – это вторичное явление. Первоначальной причиной является наличие или отсутствие любовного контакта у мамы и папы с ребеночком в период беременности, то, насколько сумела мамочка в это время психологически и физически подготовить ребенка к переживаниям в родах, к психо-эмоциональному «марафону рождения». От этого почти полностью зависит, состоится ли эта самая «травма рождения» или ребенок родится идеально и переживания родов у него будут формировать только положительные черты характера, такие, например, как умение терпеть лишения, не уходить от них в алкоголь, наркотики, асоциальные формы поведения, умение преодолевать эти трудности, т.е. развивается сильный, деятельный характер. Если любовный контакт матери с ребенком не был сформирован во время беременности, то значительно меньше шансов на их эмоциональное воссоединение после родов. В этой ситуации женщина не испытывает любовь к ребенку, устает от него, хочет быть в отдельной от него палате в роддоме.

Смотрите так же:  Можно ли наказывать ребенка в детском саду

От сформированности любовного контакта мамы и ребенка во время беременности зависит благополучное течение родов, потому что роды идут на «гормонах любви» (окситоцин, простагландины), если контакт сформирован не был, женщина в родах испытывает только боль, она не поддерживает ребенка. Если же мамочка любит своего ребенка и поддерживает его в процессе родов, болезненность схваток уменьшается, «гормоны любви» помогают раскрыться и распуститься промежности.

В нашем клубе работа с беременными ведется с использованием нескольких методов, которые позволяют установить тесный контакт мамочки и отца с ребенком, влиять на физическое и интеллектуальное его развитие:

  • «Тренажерный зал в животике» — это образное название одной из методик. Главная нагрузка, которую получает ребенок в родах, — это недостаток кислорода. Поэтому для того, чтобы научить ребенка в родах без травм переносить кислородное голодание, беременные выполняют специфические дыхательные и вокально-дыхательные тренинги. Мамочки обучаются глубокому, волнообразному и озвученному голосом дыханию. При этом ритмику, рисунок дыхательных упражнений беременная подбирает, опираясь на свою интуицию и ощущения, так, чтобы это было приятно. Сами беременные назвали это «танец дыхания». Второй элемент этой практики – соединение дыхания с волнообразными движениями тела – «танец дыхания» сплавляется воедино с танцем тела.
  • Чисто голосовая практика – «гуделки» (длительное пропевание звука). Вибрации звука образно направляются внутрь тела, в промежность, в область бедер. И эта, и предыдущая практика выполняется не только в зале, но и на занятиях в бассейне.
  • Пренатально воспитывать и психо-эмоционально развивать ребенка позволяет следующий метод: после дыхательных и голосовых практик беременная входит в особое состояние сознания, глубокой расслабленности, покоя, тишины. В этом состоянии мамочки образно свое внимание направляют к ребенку, а далее идет работа с образами. Те образы, которые она хотела бы передать ребенку, которые ей нравятся, мамочка к нему направляет. Таким путем она может задавать те культурные ценности, те личные качества, которые близки ей самой.

На занятии беременным помогают наши акушерки-психологи. Дома же это в качестве домашнего задания ежедневно проводится в теплой ванне под музыку, подбираемую по своему вкусу беременной, а ее музыкальные пристрастия, в свою очередь, диктуются ребенком. Для углубленного контакта со своим ребенком мамочке требуется хотя бы 20 — 30 минут в день.

  • Жанна Владимировна ЦАРЕГРАДСКАЯ, директор Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана»:

Сегодня стали модными слова пренатальное воспитание и обучение ребенка , перинатолог и т.д. Давайте уточним значения этих понятий. Воспитание — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования желаемых качеств личности. Пренатальный период – это период внутриутробной жизни от зачатия до момента родов. Таким образом, пренатальное воспитание есть целенаправленное воздействие на ребенка до его появления на свет.

От природы в человеке заложено знание о том, как должна протекать беременность и как должны проходить нормальные роды. Если что-то происходит вразрез с биологией этих процессов, это запоминается ребенком как травма. Более того, дальнейшие не менее многочисленные и обширные исследования ясно доказали, что стресс, пережитый малышом до появления на свет, приводит не только к психической травме. В результате стресса страдает и физическое здоровье ребенка.

Пренатальный период жизни ребенка относится к бессознательному опыту, который так и остается неосознанным. Как же можно воспитывать малыша, еще не появившегося на свет, сознание которого спит? Оказывается, можно, поскольку все события этого периода не проходят бесследно, а имеют определяющее значение для физического и психического здоровья человека в течение всей последующей жизни. Еще в начале нашего столетия психиатры заметили, что причинами многих тяжелых психических и психосоматических заболеваний послужили события родов и внутриутробного периода. Однако любое воздействие на интенсивно развивающийся плод является позитивным только в том случае, когда полностью соответствует психофизиологическим ожиданиям его организма. Если воздействие с точки зрения биологии некорректно, оно всегда будет стрессом и приведет к разрушительным последствиям.

Итак, природа позаботилась о самой возможности пренатального воспитания и обучения ребенка и определила его значение. Мать должна жить своей обычной жизнью, заниматься бытовыми делами, работать, поддерживать свою физическую форму и приятно проводить свое свободное время, чтобы ребенок имел возможность получать все необходимые стимулы для развития. Результатом полноценной жизни матери будет полноценное физическое и психическое развитие ее ребенка, его успешная адаптация к внеутробной жизни и дальнейшая благополучная социализация.

Однако сегодня многих не удовлетворяет естественная возможность жить полноценной жизнью и оберегать свое чадо от вредных воздействий, они жаждут предпринимать специальные действия для дополнительного воспитания и обучения ребенка до рождения. На наш взгляд, природа не приемлет насилия: целенаправленное воздействие на плод, в том числе попытки его развития, разрушительно сказываются на развитии его нервной системы и психики. Еще задолго до рождения у ребенка появляется возможность слышать, чувствовать эмоции матери, ощущать вкусы и запахи. Это означает, что он воспринимает сенсорную информацию и на него можно воздействовать, т.е. воспитывать его. Зачем же природе понадобилось все устроить так, чтобы воспитание младенца начиналось еще до его рождения?
Способность плода воспринимать внешние воздействия необходима для его развития и адаптации к внешней среде, включая и социальную адаптацию. Природа дала будущему человеку возможности, которые позволяют ему безболезненно вписаться в жизнь его семьи и приспособиться к тем условиям, в которых она обитает. Уже при рождении малыш обладает определенным базисом, который поможет его адаптации к жизни в сообществе.

Пренатальное воспитание, организованное в соответствии с нашей природой, – это залог полноценного развития ребенка и возможность сохранить его психическое и физическое здоровье, уберегая его от заведомо вредных воздействий. Чтобы создать благоприятные предпосылки для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие, заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой творческий потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто готовясь отправить его на работу сразу после рождения.

Центр перинатального воспитания «Рожана» занимается пренатальным и перинатальным воспитанием, которое представлено в виде комплексного знания обо всех аспектах материнства. Также беременные изучают психологию младенца до рождения, учатся созерцанию красоты, созданию вокруг себя комфорта. Прекрасно, если во время беременности будущая мама предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты и картинные галереи.

Позиция Центра – это соответствие биологическим законам и соблюдение прав матери и ребенка на счастливое материнство и детство. Методики Центра направлены на максимальное соответствие биологической норме – это и есть гарантия безопасности и залог успеха. Лишь находясь в гармонии с природой можно обрести здоровье и счастье.

К сожалению, мы не смогли предоставить слово всем тем, кто занимается пренатальным пренатальному воспитанию и обучению ребенка . С одной стороны – из-за ограниченности места в журнале, с другой – в связи с тем, что некоторые пренатальные педагоги не сочли для себя возможным поделиться своими достижениями в этой области. Подводя итог, можно сказать, что в основном на занятиях по пренатальному воспитанию используются разнообразные психотерапевтические методы.

Известно, что некоторые школы также включают в свои занятия и такие медицинские методики, как, например, гипокситерапию (беременная женщина дышит воздухом с пониженным содержанием кислорода, в результате чего плод должен «натренироваться», подготавливаясь к нехватке кислорода в родах). Что же думают специалисты по поводу целесообразности и безопасности тех или иных воздействий на маму и ее будущего малыша? Предоставляем слово нашим экспертам.

  • Галина Григорьевна ФИЛИППОВА, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московской гуманитарно-социальной академии, руководитель секции перинатальной психологии Российского психологического общества и московского отделения этой секции, вице-президент межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины России:

Начнем с того, что сам термин – « пренатальное воспитание ребенка » или «пренатальное обучение ребенка» звучит некорректно. Можно сказать, что это просто несочетаемые понятия. Ведь пренатальный период – это время до рождения, воспитывать и обучать человека в этот время не имеет смысла.

Почему? Дело в том, за 75 лет млн. лет эволюции только млекопитающих природа сделала все, чтобы обеспечить ребенка во внутриутробном периоде всем необходимым для его психического и физического развития, для воспитания и обучения ребенка в достаточном количестве. Можно сказать, что все естественные воздействия, которые испытывает ребенок в утробе матери, жестко дозированы и обеспечивают его нормальное развитие.

У нас нет никаких оснований считать, что общение матери с ребенком во время беременности является непременным условием его нормального психического и эмоционального развития. Известно, что у глухонемых матерей рождаются совершенно здоровые дети, которые по своему развитию не отличаются от детей, родившихся у обычных матерей. Существуют народности, согласно культурным традициям которых общение с ребенком во время беременности не поощряется – по их представлениям, голова у ребенка формируется на девятом месяце беременности, поэтому бессмысленно разговаривать, думать о ребенке, как-то реагировать на его шевеления. И, наконец, есть определенный тип женщин, которые, согласно своим психическим и эмоциональным особенностям, не склонны бурно реагировать на беременность саму по себе и на каждое проявление со стороны ребенка, а также не считают нужным интенсивно с ним взаимодействовать – тем не менее, по нашему опыту, у таких женщин рождаются дети, не страдающие отставанием в развитии. Кроме того, не надо забывать, что, оценивая развитие ребенка после рождения, мы в действительности не можем установить, что он получил во внутриутробный период, а что – за время внеутробной жизни.

Таким образом, ребенок, находящийся в утробе матери, не нуждается в каких-либо специальных воздействиях для воспитания и обучения . Любые методики, предусматривающие непосредственное воздействие на ребенка в утробе матери, мы рассматриваем как неоправданное форсирование его развития, демонстрацию недоверия природе, господу Богу и самой женщине.

Другое дело – будущие родители. Есть беременные женщины (и их мужья), которые безо всяких наставлений общаются с малышом, кладут руки на живот, что-то ему рассказывают – мы говорим, что такие пары обладают высокой родительской компетентностью. Компетентная мама безошибочно различает состояние вынашиваемого ею малыша: его спокойное радостное настроение или беспокойство, неудобство. Такая мама интуитивно чувствует, что надо сделать для того, чтобы улучшить ситуацию, чтобы малышу стало комфортно. И после рождения ребенка ей не составляет труда определить его состояние.

Однако часть родителей в силу ряда причин испытывают определенные трудности, не уверены в своих силах, в своей родительской компетенции. В этом случае психологи и психотерапевты могут помочь им осознать свое родительство, повысить уровень родительской компетентности. Так что понятие «пренатальное воспитание», в сущности, стоило бы заменить на воспитание, или обучение, родителей до рождения ребенка.

В заключение хочется сказать несколько слов о методиках, которые применяются в работе с беременной женщиной (или обоими будущими родителями). Можно выделить три направления этой работы:

  • занятия направлены на то, чтобы женщина как можно мягче прошла через беременность, не заметив ее тягот, тревог и страхов;
  • основной упор делается на подготовку к родам, чтобы свести к минимуму стресс матери и ребенка во время родового процесса;
  • главная задача – подготовить семейную пару к осознанному родительству; при этом беременность и роды рассматриваются как не имеющие самостоятельной ценности, а являющиеся своего рода подготовительным этапом к появлению на свет нового человека.

У каждого из этих направлений есть свое обоснование. Все же мы считаем, что самое главное – подготовить женщину к тому, что она станет матерью, дать ей понять, что радость материнства сопряжена с огромным трудом, что какие-то отклонения в течении беременности и родов, роды путем кесарева сечения не являются определяющими в последующей жизни ее ребенка , поэтому третье направление представляется нам наиболее разумным и обоснованным.

Другие статьи

  • Уролесан капли инструкция по применению для детей Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Уролесан – комбинированный спазмолитический препарат растительного происхождения. Аналогами Уролесана по фармакологической группе являются Урохол, Урохолум, Энуран, Арфазетин, Блемарен, Канефрон Н, Галидор, Фитолизин, […]
  • Можно ли в 40 лет родить здорового ребенка Ребенок после 40 лет: конечно, рожать. Вы забеременели. Что ж, вроде, как надо радоваться, но почему-то в голове стоят одни вопросы «может, уже поздно?», «смогу ли я родить здорового ребенка?», и все потому, что вы уже далеко не девочка, а ваш возраст перевалил за […]
  • Можно ли детям давать танакан Можно ли детям давать танакан Открытка "Мой папа - супермен!" Мастерим наряд для кружки! Просто и необычно! Можно подобрать сочетание продуктов под любимый напиток вашего мужчины! Можно ли детям давать танакан Открытка "Мой папа - супермен!" Мастерим наряд […]
  • Сколько должен весить ребенок новорожденный Сколько должен весить ребенок Вес ребенка это тоже важный фактор в развитии ребенка. Любой родитель задавал себе вопрос, а, сколько же должен весить ребенок в определенном возрасте? После первого ультразвукового обследования беременная женщина может узнать размер и […]
  • Эндокардит у детей симптомы Инфекционный эндокардит у детей Инфекционный эндокардит - острое или подострое воспаление клапанного и/или пристеночного эндокарда, вызываемое различными инфекционными агентами. Инфекционный (в том числе абактериальный) эндокардит - одна из серьёзных причин смертности […]
  • В каком возрасте ребенок спит 2 раза днем С какого возраста ваш ребенок спит 1 раз в день? Нам год и 2 месяца, еще неделю назад мой ребенок отлично укладывался спать 2 раза в день. в 11.00 и в 17.00 и спал по 1,5 часа. И хорошо укладывался в ночь, в 22:00. Но последнюю неделю это что-то. Во-первых, сложнее […]