Песня высоцкого белая горячка

Песня высоцкого белая горячка

Статья публикуется впервые – 23.09.2004 г. (дополнена 11.10.2013 г.)

Последние гастроли Высоцкого.
(Высоцкий в Калининграде)

Это выглядело, как обычная концертная поездка. Таких было у Высоцкого десятки – Ташкент, Шостка, Череповец, Ставрополь, Грозный, Ижевск. И только через месяц выяснилось, что та поездка была особая, ибо она стала последней.

А начиналось всё, как всегда, особенно – в последние годы, когда имя Высоцкого постепенно переставало быть полузапретным. И хоть книга стихов по-прежнему оставалась мечтой, а о звании заслуженного артиста республики и мечтать не приходилось, но, по крайней мере, о концертах Высоцкого стало возможно сообщать в местной прессе.

«Областная филармония. 18, 19 июня в кинотеатре «Россия», 20, 21, 22 июня во Дворце спорта «Юность» концерты при участии артиста театра и кино, автора-исполнителя Владимира Высоцкого, вокально-инструментального ансамбля «Земляне», джаз-ансамбля «Диапазон». Начало концертов в 13:30, 16, 18:30, 21. Кассы работают с 11 до 20 часов». *1

Через несколько дней стало ясно, что все желающие не смогут послушать Высоцкого, и последовал новый анонс:
«Во Дворце спорта «Юность» объявляются дополнительные концерты при участии артиста театра и кино, автора-исполнителя Владимира Высоцкого, вокально-инструментального ансамбля «Земляне», джаз-ансамбля «Диапазон». Начало концертов в 20 часов. Билеты продаются». *2

Когда умирает известный и любимый народом человек, то помимо процесса сбора информации, казавшейся несущественной при его жизни, начинается и процесс мифотворчества. В случае с Высоцким это проявилось особенно наглядно. Как заметил один журналист, у нас в стране теперь каждый второй – дворянин, а каждый третий пил с Высоцким. Насчёт дворян не знаю, а вот второе замечание справедливо – небылиц «участников событий» в публикациях о Высоцком – немерено.

Врач Калининградской психиатрической больницы А.Шварцев рассказывал, что в 1969 году «на съёмках «Арапа Петра Великого» в Киеве (Высоцкий в этом фильме сыграл главную роль) у него начался запой. Врачебное вмешательство было необходимо, – сам он из этого состояния выйти не мог. Однако в Киеве, где у него уже был опыт подобного лечения, он отправиться в больницу отказался. У одного из участников съёмочной группы родственница работала завотделением в недавно построенной Калининградской психиатрической больнице. После телефонных переговоров и получения «добра» туда и решено было отправиться. Привезли его 20 октября в состоянии «белой горячки»». *3

В приведённых воспоминаниях немало неточностей. «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» снимался не в Киеве и не в 1969 г. В киевских больницах Высоцкий никогда не лечился. Однако, в Калининграде Высоцкий действительно лечился и, очевидно, это было в промежутке между 17 октября (в этот день Высоцкий был выписан из НИИ «Скорой помощи» им. Склифосовского) и 27 октября, когда он поступил в неврологическое отделение московской больницы № 57.

В моём распоряжении имеется ксерокопия журнала поступлений в мужское отделение калининградской городской психиатрической больницы за 1968-1970 гг. и ксерокопия страницы, на которой в числе прочих пациентов в томе № 2 (очевидно, журнал 1969 г.) значится и «Высоцкий Владимир Семёнович, 1938 г.р.»

Более того, – то пребывание Высоцкого в Калининграде было не единственным. Некоторое время назад мне удалось поговорить с Леонидом Симхесом, бывшим сотрудником калининградского городского телевидения, который сказал мне, что однажды на телевидение пришёл другой работник студии вместе с Высоцким, чтобы одолжить у кого-нибудь денег. Л.Симхес более никогда Высоцкого не видел, поэтому та встреча ему запомнилась хорошо. Он утверждает, что это было летом 1970 года.

Вернёмся, однако, к последним гастролям Высоцкого. Они проходили в период с 18 по 22 июня 1980 года. Как и всегда в последние годы, в поездке его сопровождали администраторы В.Гольдман и Н.Тамразов.

Существуют фонограммы нескольких выступлений в Калининграде. Как человек, прослушавший сотни концертов Высоцкого, свидетельствую: на тех гастролях у него было отличное настроение! Прекрасно звучал его голос, он перешучивался со зрителями, а на одном из выступлений даже сказал: «А врачи ещё раздумывали, пускать меня в Калининград или нет. Они ошиблись. Я скажу им, что мне так повысили настроение, что я больше не собираюсь болеть даже». *4

Опасения врачей были, конечно, не напрасны – болезнь Высоцкого прогрессировала, наркотики становились нужны ему, как воздух.

Вспоминает В.Гольдман: «Там была одна женщина – Марина, очень красивая. Я знал её по Ленинграду. У неё муж работал врачом, и она сказала: «Могу помочь»». *5

Гольдман не называет фамилии врача, но, судя по всему, речь идёт об упомянутом выше А.Шварцеве.

«Запасы наши больничные были невелики, – вспоминает он, – учёт наркотиков вёлся строго. Поэтому были мобилизованы ресурсы и нашей, и областной, и портовой больниц, и медсанчасти. Санкции на это никто не давал, это была акция ДОБРОЙ ВОЛИ (выделено мной, – М.Ц.).
Кстати, после своего второго концерта Владимир Семёнович побывал у меня дома в гостях. И похвастался: «Я, Григорьич, в рот спиртное не беру, а сижу вот на игле. 12 кубов – и 4-5 часов могу работать». А я ему: «Лучше, Володя, это дело, чем на игле»». *6

Вот так. Врач проявляет «добрую волю», доставая наркотики, и добродушно беседует с больным о том, что водка всё-таки лучше. И даже давая через много лет интервью, уже зная всю правду, похоже, доктор не чувствует себя виноватым.

Если же отвлечься от медицинской ситуации, в которой оказался Высоцкий, и говорить лишь о художественной стороне гастролей, то всё проходило великолепно вплоть до самого последнего выступления.

Существует немало воспоминаний о том, как проходил самый последний концерт Высоцкого в Калининграде. Сначала слово Н.Тамразову:

«Ситуация к последнему концерту была такая. У Володи совершенно пропал голос: не то, что петь – разговаривать он мог с трудом. Всё-таки он выходит на сцену, берёт первые аккорды. Затем прижимает струны, снимает гитару и говорит: «Не могу. Не могу петь. Я надеялся, что смогу, поэтому и не отменил концерт, но не подчиняется голос. Но вы сохраните билеты. Я к вам очень скоро приеду и обещаю, что первый концерт будет по этим оторванным билетам. Я буду петь столько, сколько вы захотите».
Кто-то крикнул из зала: «Пой, Володя!» – «Вот видит Бог, не кобенюсь. Не могу».
Потом он как-то естественно перешёл к рассказу о театре. Стал читать монолог Гамлета, потом стал рассказывать о работе в кино, о том, что собирается сам снимать «Зелёный фургон» на Одесской студии. Пошли вопросы из зала, Володя стал отвечать. И вот целый час он простоял на сцене: рассказывал, читал стихи, отвечал на вопросы. Вечер был просто неожиданным. К сожалению, не было записи, я потом узнал об этом. «. *7

В книге «Правда смертного часа» В.Перевозчиков называет этот рассказ «слегка беллетризированным». Думается, что даже и не слегка.

Другой администратор, В.Гольдман, рассказывает о том же самом концерте иначе:

«Мы отработали четыре дня; на пятом перед последним концертом, Володя говорит:
«Я не могу. Не могу я работать!»
А потом спрашивает: «А тебе очень надо?»
«Володя, откровенно говоря, – надо. Если ты сможешь. 5 тысяч человек приехали из области».
«Ну ладно, я буду работать, но только без гитары».
«Хорошо, гитару оставляем здесь». (То есть, разночтения начинаются уже в этом месте, – на концерт Высоцкий поехал без гитары, – М.Ц.).
На сцену вышел Коля Тамразов и сказал, что Владимир Семёнович Высоцкий очень плохо себя чувствует: «Петь он не может, но всё равно он пришёл к вам. Он будет рассказывать и читать стихи. Вы согласны?»
Все: «Конечно!»
И впервые Володя работал концерт без гитары – час стоял на сцене и рассказывал. Муха пролетит – в зале слышно». *8

Но и этот рассказ, похоже, беллетризирован. О том, как всё произошло на самом деле, долгие годы рассказывалось в среде любителей творчества Высоцкого. Вот только подтверждения этому не было, пока в 1997 г. не появились воспоминания композитора Н.Луганского, помогавшего в организации последних гастролей:

«Наступил последний концерт в Калининграде. Самый последний. Высоцкий чувствовал себя очень плохо. Об этом он и сказал публике, выйдя на сцену. Извинившись за своё состояние, предложил вместо исполнения песен рассказы о своём творчестве, о ролях, о работе в театре и кино. Блистательный, остроумный рассказчик и импровизатор, он рассказывал, показывал сцены, читал знаменитый монолог Гамлета. Кто, когда и где мог бы всё это слышать и видеть?! Выступление Высоцкого прервал пьяный окрик из зала:
«Кончай болтать, бери гитару и пой!»
Высоцкий остановился, долго смотрел в притихший зал и ушёл за кулисы.
Я с трудом сдерживал в дверях толпу пьяных «поклонников». Жёстко и твёрдо остановил Высоцкий прорвавшуюся за кулисы публику: «Выступать не буду».
В закулисной комнатке он сидел, потрясённый свершившимся, прижимал гитару, как будто кто-то хотел её отнять. В глазах были слёзы». *9

В целом, с этим рассказом согласуются воспоминания присутствовавшего на том концерте В.Чепрасова, в то время – заместителя начальника УВД Калининградской области. За исключением одного: по мнению Чепрасова, Высоцкий не жаловался публике на потерю голоса, а «приблизившись к рампе, вдруг неожиданно для всех заявил: «Сегодня я петь не буду. У меня нет настроения. (Очень странное заявление для гастролёра, не так ли? – М.Ц.) Лучше я вам расскажу о Театре на Таганке, о его спектаклях, о своих творческих планах и отвечу на вопросы». Как только он начал свой рассказ, из зала посыпались записки. Высоцкий тут же начал их зачитывать и отвечать на вопросы.
Развязка наступила неожиданно. Очередная записка была такого содержания: «Кончай трепаться, начинай петь!» Высоцкий прочитал её вслух. На какое-то мгновение он умолк и растерянно посмотрел в зал, но затем, как бы спохватившись, бросил записку на пол, повернулся и скрылся за занавесом». *10

Любопытно, что двух абсолютно идентичных воспоминаний о том, что же произошло на последнем выступлении Высоцкого в Калининграде, не существует! Детали всегда расходятся. Так, например, присутствовавший на концерте М.Борозна полагает, что записка «Кончай болтать, пой!» была получена Высоцким на предпоследнем концерте, а другая зрительница, В.Арсентьева, пишет, что «после прочтения записок Высоцкий произнёс: «Ребята, извините, кому не нравится, можете уйти из зала». Через несколько минут он и сам покинул сцену». *11

Ещё одна версия происходившего на последнем концерте принадлежит М.Сабурову, главному режиссёру белорусской телекомпании «8 канал». По его словам, перед зрителями, которые после длительного ожидания начали возмущаться отсутствием Высоцкого, появился конферансье, сказавший: «Всё дело в том, что товарищ Высоцкий задержался на некоторое время у рыбаков. Он ещё в прошлом году клятвенно обещал посетить их корабль и отведать рыбацкой похлёбки со всей их честной кают-компанией».
Далее, по словам мемуариста, на сцене появился Высоцкий. ««Родные мои, дорогие, – начал Артист. – Знаю, что виноват. Обязуюсь честно отработать и искупить. Но. – тишина в зале звенела, как туго натянутая тетива. – Но всё дело в том, что я очень неважно себя чувствую. У меня серьёзнейшие проблемы с голосом, я застудил и почти сорвал связки. Завтра мы выезжаем на гастроли. В ближайшие дни – первый спектакль. А я просто фи-зи-че-ски не в состоянии петь. Если точнее, то петь в полную силу. А вполсилы я, вы это прекрасно знаете, работать не могу, не хочу, да и не умею. Я предлагаю ко взаимному, повторяю – взаимному, удовольствию следующую программу нашей встречи: я буду стоять на этой сцене вместо двух заявленных часов столько времени, сколько вы сочтёте нужным. А во-вторых, я отвечу на любой ваш вопрос, заданный в абсолютно произвольной форме. То есть, получится у нас с вами не концерт, а творческая встреча».
И тут произошло то, что произошло. Переадриналиненный зал после секундной паузы за-сви-стел.
В конце концов, Высоцкий развёл руками, развернулся и молча ушёл со сцены. С высоко поднятой головой». *12

Очередная версия того, что произошло на последнем концерте, появилась в статье, посвящённой двадцатипятилетию со дня смерти Высоцкого. «Он (Высоцкий, – М.Ц.) вышел на сцену, аплодисменты были жидкими, – вспоминает очевидец концерта (ещё один очевидец! – М.Ц.) Александр Дудяк. – Исполнил две песни и зал завёлся. Выглядел Высоцкий неважно, лицо одутловатое, мешки под глазами. Кто тогда знал, что он поёт для 5 тысяч горожан в последний раз. Почти каждую песню поэт сопровождал коротким рассказом об истории её создания. Некоторым это не нравилось. «Давай, пой!» – кричали нетерпеливые. Высоцкий обиделся и разъяснил публике довольно спокойно, что программу концерта он планирует заранее. «Я мог бы просто отбарабанить все песни и уйти, но сделаю всё, как задумал»«. *13

После смерти Высоцкого про него появилось много небылиц, и чем дальше уходит в прошлое 25 июля 1980 года, тем больше находится любителей пофантазировать.

Калининградец В.Кравец сделал во время последних гастролей Высоцкого несколько его снимков. Конечно, за это он заслуживает благодарности всех почитателей поэта, но писать-то тут особо не о чем. Ну, сфотографировал – и все дела.

Смотрите так же:  Методы саморегуляции при стрессе

Иное дело, если мемуарист хоть чуть-чуть с Высоцким пообщался. И Кравец начинает «вспоминать».

«Потом он (Высоцкий, – М.Ц.) сел в такси, но тут же вышел, увидев ветеранов войны с боевыми наградами. Поздоровался с ними за руку.
– Как поживаете, фронтовики? – спросил их.
– Так себе.
– Плохо. Фронтовики должны жить хорошо.
– Ваш отец был военным? – осторожно спросил я Владимира Высоцкого.
– Офицером.
– Поэтому у Вас симпатия к фронтовикам?
– Фронтовики спасли нашу страну от фашистского рабства. Если бы не они, не стояли бы мы сейчас здесь. Прочитай «Майн кампф» Гитлера. Там написано, какая судьба ждала славян, если бы он победил Советский Союз.
На последнем в жизни Высоцкого официальном концерте я спросил у него, чего он боится больше всего.
– Равнодушия и забвения, – ответил поэт.
– Но Вам-то это не грозит, – сказал я.
– Ты, старик, недостаточно знаешь психологию масс. Скоро того, о чём я пою, не будет. И для подрастающего поколения мои песни станут неинтересными». *14

Представить себе только: Высоцкий, читающий «Майн кампф». Высоцкий, в 1980 году предсказывающий развал Советского Союза. Высоцкий, изрекающий: «Фронтовики должны жить хорошо». Похоже, В.Кравец был прав – имя любимого народом поэта открывает доступ на страницы газет, о правдоподобности изложенного никто даже не задумывается.

В Калининграде вынашивались планы открытия памятника Высоцкому. Члены существующей в городе ассоциации «Высоцкий в Калининграде» ещё в 1997 г. создали инициативную группу по его созданию, и нашли нужный камень (об этом сообщала «Калиниградская правда» 25 января 1997 г.). Памятник, однако, в силу каких-то причин пока так и не был установлен, хотя, как сообщала газета «Страж Балтики» в выпуске от 25.01.2005 г., фигура Высоцкого уже отлита и находится в мастерской создавших памятник скульпторов.

Памятника пока нет, зато появилась мемориальная доска на здании Дворца спорта «Юность». Надпись на ней гласит: «В этом здании 22.06.1980 г. состоялся последний концерт В.Высоцкого в г.Калининграде».

В заключение хочу поблагодарить О.Добринскую (Калининград) за присланные материалы, использованные при написании этой статьи.

У Высоцкого было раздвоение личности

Психиатр Михаил Буянов: “Чем сильнее обострялась его болезнь, тем ярче проявлялся талант”

22.07.2010 в 17:09, просмотров: 20923

— “Я не люблю, когда мне лезут в душу. ” — эти строчки Высоцкий написал про себя. Он, наверное, ненавидел врачей, которые его пытались лечить?

— Мне в этом смысле повезло — я не лечил его и не выписал ему за все время нашего общения (а оно оказалось весьма продолжительным) ни одной таблетки. И я никогда не лез к нему с задушевными разговорами. Молчал до тех пор, пока он первый не заговорит.

— Помните ваше знакомство с Высоцким?

— В то время (а это было аж 45 лет назад) я был аспирантом на кафедре психиатрии Второго московского мединститута им. Пирогова, которая располагалась в Соловьевке (так народ называл психбольницу №8), и занимался исключительно научными исследованиями. Однажды меня вызвал к себе главврач Денисов. Сказал: мол, ты имеешь репутацию человека твердого, который все доводит до конца, потому тебе решили доверить одно дело. Оказалось, что звонили из райкома и попросили помочь одному талантливому и очень перспективному актеру Театра на Таганке избавиться от алкогольной зависимости. А наша больница тогда алкоголиков редко брала. Вообще в те годы их в стране было мало, и они концентрировались в двух сферах — уголовной и творческой. Все врачи к ним относились несколько брезгливо. Но я понял, что этот случай был особенный. По словам главврача Соловьевки, на этом актере держался весь театр, он исполнял главные роли практически во всех спектаклях, сам сочинял стихи и музыку. Именно поэтому он должен был лечиться, не отрываясь от рабочего процесса. Вот моя задача и состояла в том, чтобы сопровождать его из больницы в театр на репетиции и премьеры.

— Это чтобы он не пригубил где-нибудь по дороге?

— Да. И признаюсь, в первый день я свое задание провалил. На сцене шел легендарный спектакль “Павшие и живые”, я засмотрелся и в какой-то момент упустил Высоцкого из виду. А он забежал в туалет, где для него кто-то припрятал бутылку водки. На сцену после этого он вышел уже навеселе. Я же сделал из этого выводы и использовал сеанс гипноза, которым в то время сильно увлекался. Против его воли я внушил Владимиру (а мы с ним одногодки, потому я называл его по имени) отвращение к водке в моем присутствии. При мне он не мог даже пригубить — от одной мысли об этом у него срабатывал рвотный рефлекс. А ведь для актера нет ничего страшнее, чем внезапно открывшаяся рвота.

— Он вас наверняка за это, мягко говоря, недолюбливал?

— Не любил — точно. Он вообще был по натуре очень свободный человек и не хотел чувствовать зависимость от кого бы то ни было. Но он ни разу даже вида не подал, что недоволен мной. А я сопровождал его из Соловьевки в театр полтора месяца. Потом в течение долгого времени ко мне обращались друзья и коллеги Высоцкого, просили поприсутствовать на каких-то вечеринках, чтобы Володя там не пил и не дрался.

— А в ту пору, когда ежедневно возили его из Соловьевки в театр, разве ехали молча?

— Нет, конечно, нам волей-неволей приходилось общаться. Он живо интересовался моей научной работой, много расспрашивал про гипноз. Через какое-то время он стал неплохо разбираться в медицине и даже сам мог поставить человеку с психическим отклонением какой-никакой диагноз. Я сразу понял, что это человек во всех отношениях неординарный, увлекающийся, умный, живущий с неким смаком, старающийся получить все по максимуму — и удовольствия, и впечатления, и признания. И несмотря на это (а скорее всего благодаря этому), неисправимый пьяница.

— А почему его так и не смогли вылечить?

— Во-первых, он слишком рано пристрастился к спиртному. Его несчастная мать ходила по врачам, но одни отказывались его лечить, а другие шли у него на поводу. Высоцкий лечился чуть не у всех московских профессоров, но никто ему не смог помочь. Объясню почему: в то время как раз шли разговоры о карательной психиатрии. И когда Высоцкий в очередной раз оказывался в лечебнице, по городу ползли слухи, дескать, вот, он диссидент и его опять упекли. Потому врачи старались как можно скорее его выписать. Да и помещали его изначально в полусанаторное отделение, где Высоцкий постоянно нарушал режим, давал деньги нянькам и те бегали за водкой. В общем, сплошные хлопоты. Оттого в глаза ему улыбались, а в реальности старались поскорее отделаться.

Я наблюдал за тем, как и чем его лечили. Так вот, я вам скажу — практически ничего, кроме общеукрепляющих препаратов, которые поддерживали его слабеющий организм, ему не давали. А он чувствовал себя в больнице как на сцене — старался всячески привлечь внимание персонала. С дамами-медсестрами вел себя как гусар. Он с удовольствием общался с больными, с любопытством выслушивал их истории. Бывало, и ссорился с пациентами — но это в случаях, когда кого-то защищал (обычно медсестер и врачей). Владимир был обаятельным и любил производить на людей впечатление. Помню, однажды он зашел ко мне в кабинет и, улыбаясь, заявил, что придумал анекдот. “Что такое нечистая сила? Это немытый Жаботинский!” Я расхохотался, ведь Жаботинский тогда был чемпионом мира — огромный, волосатый, внушал страх всем своим видом.

— Видимо, не таким уж он тяжелобольным был, раз находил силы шутить.

— Он вообще не был душевнобольным в традиционном смысле, ведь пьянство — это и болезнь, и собственный выбор, от которого можно избавиться без докторов. Наверное, вы это не напишете, но алкоголизм привел к своего рода раздвоению личности. В нем одновременно жили два человека: один щедрый и разгульный, как все пьяницы. А второй — считающий каждую копейку. Он ведь в последние годы старался как можно больше концертов дать именно из-за денег. Причем многие из них были нелегальные. За это его администраторы даже получали сроки, но Высоцкий умудрялся выходить сухим из воды. Почитателей его таланта это, возможно, покоробит, но алкоголизм в тяжелой форме приводит к разрушению нравственных представлений о жизни. И тут ничего не поделаешь.

— Ну хотя бы белой горячки у него не было?

— У него были все сопутствующие хроническому алкоголизму проблемы, кроме параличей.

Замечу, что склонность к спиртным напиткам у него не генетическая. Ни его родители, ни его дети не были в зависимости от зеленого змия. И даже в этом смысле он был редким типом алкоголика.

— Но ведь многие талантливые люди пьют.

— На самом деле не так уж много. Да, злоупотребляли Есенин, Блок, Аполлон Григорьев. Но из всех них Высоцкий был самым пьющим. И уникален он тем, что чем сильнее обострялась болезнь, тем ярче проявлялся его талант. В какой-то момент он это и сам понял и боялся, что если бросит пить, то не сможет больше сочинять.

— Это произошло, когда вы в последний раз видели Высоцкого?

— Думаю, гораздо раньше. Но именно на нашей последней встрече он это сам мне сказал. Я тогда выступал с лекций о гипнозе в одном из институтов. Когда закончил, увидел за кулисами Высоцкого — он, оказывается, все это время меня внимательно слушал. Потом мы поменялись местами: он исполнял со сцены свои песни, а я наслаждался. После концерта мы долго говорили. Сначала о гипнозе. Он сказал: “Ну вот, наконец ваша власть надо мной кончилась”. Сказал, что его все еще никак не могут вылечить, потому что никто не может избавить его от тех переживаний, которые и толкают его к бутылке. И заметил: “А может, если брошу пить, я стану бездарным. ”

И все же я прошу его поклонников следовать его таланту, а не его пороку. Идите своим путем, и пусть в нем не будет алкогольных и наркотических тропинок, потому что они все равно сведут вас в могилу, как это произошло с Высоцким.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №25408 от 23 июля 2010

Владимир Высоцкий — месть творчества

Игорь Галеев:

Когда мы узнаём о последних днях и муках Высоцкого, мы склонны воспринять это за наказание. Но это неверно.
Есть предубеждение, что характер смерти и последние часы — это наказание и итог образа жизни. Чушь всё это. Мол, хорошие умирают тихонечко и безболезненно, в чистой постельке, при детках или при исповеди… Чушь и всё это.
Вообще, все эти людские и народные поверья – чепуха по большинству.

Я знавал алкашей, которые уходили чистенько и как ангелочки.
А праведники и добрейшие люди орали от боли и лезли на стену. К примеру, Тургенев умирал от рака, и от его крика дрожал огромный особняк. А согласитесь, Тургенев – не самый плохой человек.

Но бывает, конечно, что образ жизни приводит к мукам перед смертью. Можно напиться и заснуть в сугробе, как это случилось в прошлом году с Серёгой Васильевым – знатоком филологии. Чем меня он удивил и расстроил.
Но Серёга всегда, выпив, соловел. Он был одним из первых слушателей моих произведений – и часто засыпал, утомлённый…

Перед смертью Высоцкий дико кричал, сосед рассказывает, что бегал по площадке и орал, и сосед написал жене: «вчера умер Высоцкий. От белой горячки». Есть ещё показание свидетелей, что были близки к тогдашнему его телу, что он метался, и что психика его была полностью раскручена.

Такое впечатление, что с него слезла кожа, и остался голый больной нерв.
Так почему же он всё же метался – ещё задолго до смерти?

Нет острых ощущений –
всё старьё, гнильё и хлам.
Того гляди — с тоски сыграешь в ящик.
Балкон бы, что ли, сверху,
иль автобус пополам —
вот это дело,
вот это подходяще!

«Я сегодня пропьюсь до рубля,
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля…»

У Высоцкого много тайн.
Одна из них – кто он на самом деле?
Например, действительно ли он был романтиком, или это была дань времени и моде?

Кто он на самом деле? Есть ли он сам в песнях?
Размноженный на десятки типов и натур, характеров и личностей, не уплыл ли он сам в это множество, не исчез ли, превратившись в «ой, Вань, гляди – какие клоуны!»

Кто он? — «Волки мы! Хороша наша волчья жизнь. »
«А где был я вчера – не найду днём с огнём…»
«Зря ли я столько сил разбазарил?»

Смотрите так же:  Скидка на квест клаустрофобия

У него много от «я» – но где его «я» среди этого множества?
Нигде нет зацепок – при всей открытости – полная закрытость.
Несуществующее «я» Высоцкого.
А было ли у него своё «я»?
Ведь его так мучило – что его не публикуют – при такой-то славе из каждого окна?
Может, это и было его «я» – желание стать в ряд со всеми поэтами – войти в классики, а не просто быть популярным эстрадником и артистом.

Всё начиналось с желания выделиться, понравиться девчонкам на фоне плечистых, мускулистых и высоких.
Гитара в вечерних дворах на скамеечках… В те годы это же были первые парни, их ждали с гитрой, их уважали, им смотрели в рот. Звук гитары уже настраивал на лирический, а то и сексуальный лад.
Конечно, мог ли тогда Володя знать, что он станет летописцем и что он пойман сетью творчества и сидит на крючке у Славы, ведомый ею к каким-то иным берегам и возможностям.

Он поэт. А значит шаман.
Евтушенко не поэт, потому что он не шаман.
Евтушенко использует шаманские приёмы, а Высоцкий живёт в приёмах, он сам – приём, он не имитирует уходы в миры иных душ — он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО уходит в миры душ.
Он управляет чужими душами, он поглощает души, он сам трансформируется в чужие души и вновь возвращается … куда? к себе? к кому? к Высоцкому-актёру? к Высоцкому-отцу?

Так мало ему становится этих социальных ролей, такие они становятся крохотные, такие жалкие…
Он – вершитель душ, игрок на струнах душ, он может излечить, а может убить – словами, песнями, образами – а им пытаются управлять, командовать, руководить – любимовы, партийцы, органы, чинуши, жёны, подруги, приятели, собутыльники…
Он сам власть, он сам лидер, он всё и все – он огромная душа, уже распластанная над третью частью света.

На днях я всё же спросил одну закалённую женщину: а был ли Высоцкий романтиком?
Мы так сладко обсудили это, и она сказала, что не был, что он просто набил руку на романтических песнях.
Но среди романтических песен у него встречаются лирические прорывы — и всё окупается.
Да, всё окупается. Одной песней можно окупить бестолковую жизнь. А у Высоцкого десятки состоявшихся песен.

Его юмор в детстве не давал моему уму покоя. Я постоянно наслаждался его юмором. Меня не очень привлекал романтизм, я вряд ли был романтиком. Зачем мне было ехать за туманом или мечтать посидеть в тайге у костра, когда я родился среди этого.
Романтизм Лермонтова? Мцыри? Демон? Пушкинская цыганщина? Байрон – романтик?
Я вообще в них не нахожу романтизма. Я вижу, как они продрались сквозь дань моде до реального взгляда на мир.

Мне неловко признаться, но я не чту романтиков и не ценю романтичности в современниках.
Мне видится романтизм пошлым. Хотя я признаю классический романтизм – как стадию в развитии человечества, как некую находку для спасения от инстинктов только животного или утилитарного рода. Как гуманизм – что бы было с человечеством – если бы не было периода гуманистических идей, которые привели к реформам цивилизации – и теперь уже одни придурки не считают рабами других придурков.

А эти песни — про корабли и походы в горы… Это слабое место, но необходимое – сначала для роста и набивания навыка, а потом и для заработков в кино…
Он хотел творчеством зарабатывать на роскошную жизнь. Хотел, хотел… Ведь вокруг него песенники зарабатывали.
Вот и романтические песни могли бы стать основой бюджета.
Все же слушают, а не платят. А другим-то песенникам платят. Среди песенников той поры были миллионеры – вы думаете Ошанин, Пахмутова и многие – это бессеребряники? Да пончики, когда купаются в масле – беднее их в сто раз! Эта мафия просто бесила Высоцкого – почему же и он не с ними? Почему его гнобят? Ведь слушают, приглашают большие люди, и все вокруг только и делают, что обещают протекции. Все же друзья!

«Мы в очереди первые стояли
А те, что сзади нас, уже едят».

У песен Высоцкого есть фантастический эффект — они имеют по несколько смыслов, они с двойным, а то и с тройным дном.
Управлял ли этим он сознательно. Не всегда.
Тут от другого. От степени личности. Он личность большого ранга, в нём сущность мощная. И поэтому – что бы он не делал, сущность «прилагала к этому руку», сущность окрашивала всё смыслами.
Вы можете иметь музыкальное образование, быть виртуозом Москвы, исполнять классику, но вы не выразите так глубины вещей, как это делал Высоцкий-неуч.

Мы тут можем многое наговорить, но если вы не знаете о принципе Трёх, то что вы можете понять? На уровне общеобразовательном? Да даже высшие образования не помогут.
Вы знаете, что в человеке три мира и что он трёхмерен? Вот теперь знайте.
А что он состоит из трёх сущностей? Вот теперь знайте.
А то как я буду с вами изъясняться, если вы не знаете принципа Трёх.

…вы не выразите так глубины вещей, как это делал Высоцкий-неуч, если в вас нет сущности высокой степени.
Хотя бы одной. Бывает, что одна сущность матёрая, а две другие детские, инфантильные… Всякие комбинации встречаются. Но если вдруг появляется сущность высокой степени, то вам не поздоровится – она в вас будет работать – как программа. Или вы будете работать на неё как зомби. Это – как посмотреть.

Вы встречали блистательных и удачливых бизнесменов – что работают и наслаждаются своим бизнесом, что далеки от искусства, но зато невероятно искусны в приумножении капитала? Так вот – в них тоже сущность высокой степени, только от Духа-2. Две других сущности могут быть в небольшом качестве, а могут и отсутствовать.

У Высоцкого была сущность Духа-3 – такой высокой степени, что это бывает достаточно редко – ибо это явление требует жертвенности и самосгорания.
А кто хочет сгорать и не бояться умереть «в рассвете сил»? Может, это вы?

Не стану здесь излагать биографии всех его сущностей.
Вы понимаете, есть ещё и взаимодействие сущностей внутри одного существа, а то и между двумя существами. Всяко и сложно бывает. Мы должны здорово упростить эту историю. Чтобы схематично понять суть ситуации.

Высоцкий пробудил одну из спящих сущностей (две спят, одна нет). И вот та, что не спит, начала взаимодействовать с пробуждённой.
Ещё вы должны понять, что сущность не находится в существе в прямом смысле. Она шире рамок тела, она и в теле и вне тела. Но если тело подходит и работает в интересах сущности, то она взаимодействует с телом и сознанием и прикрепляется к телу всем своим гигантским пространственным миром.
Сущность для начала делает из человека «боевую единицу» и довынашивает нужные качества.

Сущности происходят из божественного плана, и это преддверия божеств, по сути — сами божества (словно чувственные щупальца спрута – дорисуйте себе).
Поэтому сущности всегда творчески проявляют себя – даже если это низкий уровень мошенничества или изобретения акций. Просто эти сущности от Духа-2, который имеет отличительные свойства и иную историю становления. Мы не можем утверждать, что, так сказать, бытовая вселенная с земной природой – не есть божественный план — ведь правда? Это тоже божественный план – и он входит в Дух-2.

По традиции, я бы мог вам сказать, что, пробудив сущность Духа-3, Высоцкий привлёк к себе душу шамана. Но я боюсь, что вы окончательно чертыхнётесь и умчитесь по своим плодо-размножельческим делам…

(Поэтому в дополнение читайте темы и сочинения сайта и форума: http://club.stafka.ru/ Не поднимайте пыль в инете от своей беготни.)

Отождествление – это искусство. Но и опасная практика.
Оно бы всё ничего, если бы не это актёрство и не постоянные концерты.
Каждый раз отождествляться то с фраером, то с алкашом, то с конём, то с самолётом, то с кораблём, то с водителем или волком.
Концерты по нескольку в день. А эти спектакли? То орёт за Хлопушу, то за Гамлета – годами!!
Вроде уже песнями покорил всех женщин, и нет комплекса маленького роста, а поддерживать славу надо. А зачем?
И новый запой.
Запои именно от несоответствия творческим основам, которые ухватил посередине пути (этот внутренний ритм бубна, который зазвучал и не прекращается) – всё бросить! – и сочинить нечто желанное, и не на потребу этим поклонникам, которые теперь хавают любые строчки – не различая – лишь бы от знакомого имени и с хрипотой.

И ведь удавалось возвращаться в золотое сечение, познанное однажды, но уже какой-то непроглядный ужас обволакивал разум, и уже само золотое сечение становилось пугающим и дьявольским. Служить двум богам одновременно? Они тебя разорвут – от седалища до темечка – и даже не поморщатся.
Они и разорвали.

Творчество.
Это божественный источник – силы колоссальной – это энергия, стихия, огонь, это то, за что боги отдают все накопления, всё мастерство, все наслаждения с самыми лучшими созданиями – только бы вновь заполучить возможность пить эту амброзию. Получая творческие силы – ты обретаешь управление над вселенной. И если ты не справляешься, тебя будут терзать и рвать твои же покровители. Что ты? Кусок тела, который может родить любая баба. А вот души, а вот сущности… Ты же завоевал их… Но для кого? И ты хотя бы познал своё отличие и свои победы?

Посмотрите, где все мудрецы мира?
В пустынях, в пустошах, в пещерах, в хижинах, в потаенности, в укромности…
Они что – разъезжают в Мерседесах и женятся на знаменитостях? Они что — сидят в ресторанах и выкрикивают свои мысли? Они что – окружены этими подобиями друзей?

Высоцкий чаще одевался нелепо, но дорого и по моде. Он был похож на пошлого пижона. Даже в фильмах.
А эта его жена, которой нужно было постоянно говорить, что он жив, благодаря ей.
Вообще – это уже шаблон Есенин-Дункан, Высоцкий-Влади.
Они возили их по странам, одевали их, и эти поэты грели их тщеславия и были дополнением к их аксессуарам. Почему бы и нет, если эти женщины тоже были продолжением их славы?

Всё замечательно – если бы не измена творчеству. И это не прощалось, и это жгло изнутри, это рвало психику.
Вы просто не знаете – таким господам, как поэты, – вообще нельзя пить и употреблять транквилизаторы. Вообще!

Они итак пьяные и с измененным сознанием. Там нервы другие, там другая психика, там желудки другие, там сердечная деятельность иная… Там трансформированное тело, там иные реакции. Там разум и сознание другие.
И они это знают. Но почему пьют? Потому что измена – предательство.

Но пьют – это уже вторичное, это их право. Ибо они используют питие и выходы из него – как страстные попытки вернуться в творческое состояние. Ведь выходы из запоев – это мини-трансформация – это обновление, это смена ритмов – и есть передышка от рутины. Можно в короткий период выдать на гора!
Но Большой шаман знает, что это только начало пути.

Так и происходило – Есенин писал в эти межзапойные периоды всё более глубокие стихи, у него не было вообще провалов! Он просто вычерпывал нервно-чувственный ресурс лопатами и тачками. Он не мог писать пьяным, он писал после выходов из запоев до следующего запоя. Это прыгание в смерть и возрождение из пепла.

Сколько можно так прыгать? Риск большой – ситуации неуправляемые – могут убить, повесить, можешь сам повеситься, может быть передоза, может просто забрать запой. Тебя твои же небесные покровители будут выжимать, словно тряпку – чтобы добро не пропало, раз ты пошёл на таран.
(Вы знаете, как заманчиво посмотреть – сколько кто выдержит. Просто — посмотреть, а потом заняться новыми божественными хлопотами.)

И Высоцкий пытался использовать этот «эффект феникса». Но он был более приручен, чем Есенин. Есенин – это истинный гениальный дикарь – он становился безумен после полстакана, его пробуждённая сущность упархивала и оставляла его на произвол двух других. И медицина ещё не та. А вот Высоцкого выводили медикаменты.
Есенин тоже изменил.
Вы понимаете, к чему я говорю про измену? В чём она? В очень простой вещи.

Как бы назвать одним словом то, с чем не согласуется и не примиряется творчество…
Давайте назовём это социумом. Под этим будем понимать социальный запрос, социальную волю большинства и социальные ценности (типа благосостояния).
Каждый является рабом этой махины. Даже боги бессильны отменить инертные механизмы!

Социум – есть змей-искуситель-повелитель и князь мира сего. Его как бы нет и он всемогущ. Вы даже можете услышать его голос, когда пойдёте против него. Вы в себе услышите голос: что ты делаешь! И вы струхнёте от этого голоса.
Против этого голоса бунтуют человеческие воли. Это бунтует их крохотное тщеславие-эго, которое питается от источника Духа (но разве может тщеславие знать об этом источнике?).
Бунт принимает разные формы – от уголовно-маниакально-живодёрных до творческо-возвышенно-сакральных.

Смотрите так же:  Обучение речи детей с тяжелой умственной отсталостью

И вот художник, поэт…
Он бунтарь, он прокладывает себе путь оружием осознания, правды, красоты, истины.
Но где социум? Он всюду! Социум – это стотелая и стоглавая кокетка, показывающая прелести ежесекундно.
Для женщин – это сильный и заботливый прелестник, упреждающий ежесекундные желания и восхваляющий её внешний и внутренний образ.
У социума есть всё: бриллианты и жемчуга, тёплые особняки, наряды и техника, социум может наслаждать вас днём и ночью (вы же прибыли в этот мир для наслаждений, ха-ха). А слава? – да у него куча этой драгоценности! А власть? – да вы можете каждого тюкать по башке своим скипетром! а то и державой!
Социум – это единственный и могущественный любовник для женщин.
Социум – это многоликая любовница для мужчин.
Все эти жёны и мужья, проститутки и любовницы, случайные партнеры и седовласые случайные чиновники-мужички – это жалкие подобия этого всемогущего явления.

Тонкий нерв-поэт это знает, и он знает, где грань измены с социумом.
Он может много наговорить бунтарского и воспеть свободы и красоты, он может провозглашать Истину.
Но споткнуться на такой малости – как, к примеру, хорошая машина, или публикация за секс с дамой, или общение с придурками ради квартиры… или – чтобы ходить нарядным и иметь славу у поклонников… да и вообще – жить в чистоте и уюте за то, что провозглашаешь Истину (вот оно!)…

Но змей-социум не мстит. Он просто питается. Он так живёт, и он не плох и не хорош – он – Есмь.
А вот творчество мстит – кто тебя за язык тянул? – так будь добр, соответствуй заявленному.
Изменил — искупи – но искупать всё труднее и яростнее – пока петля на том самом горле, что провозглашала, – не затянется. Пока сам себе – провозглашавшую Истину голову не оторвёшь — не откусишь…

Наши самые известные поэты — сплошь алкоголики.
Очень усиленно скрывали блоковеды — что Саня был запойным и дошёл до белой горячки. А ведь по портретам Блока не скажешь — он такой эстетичный. А ведь он жил на грани нищеты и бешенства.

Тоже с Есениным — якобы гуляка. Запойный до блевотины, до элементарного безумия и бешенства – молотил кулаками по лицам всех своих женщин. И пинал их же. Буквально, девушки. Глаза стеклянные, мозгов после первого же полстакана нету.

Этот Вова Маяковский пить стал так к концу, что деньги все пропивал и лез в долги. И пьяный у этой Брик куражился и слюни пускал. Хотите, я вам секрет раскрою – почему за Брик Лилькой все ошивались? И чего этот футурист в ней нашёл? Не хотите?

Наш великий Тютчев был сластолюбец – охочий до женских тел. Но мы о нём не будем.
Чайковский – композитор – тоже запивал – вы и не поверите, а то, что он был гей – так это теперь не важно.
Да что там – Рембо, Верлен, Вийон, Эдгар По – алкоголики.
Два запойных гения — Гоген и этот, со зрением искажённым — Ван Гог, – пили так, что путали ноги проституток с собственными и товарищескими. Гог — допился до того, что мочку уха себе отхватил, чтобы Гогена от зависти и интимных ощущений не зарезать.
Гоген на Таите от рома язвами покрылся, все внутренности сгорели от алкоголя, ноги стали гнить – так и сгнили.

А Байрон! Тоже пьяница. Ещё не известно – как и от чего умер…
И Хемингуэй – алкаш, и Дж. Лондон – хронический алкаш. Никак бросить не могли, хотя клялись и божились, великих воль были люди! А вот, подишь ты… только покончить с собой и оставалось – настолько алкоголь был властнее их.

А вы говорите – Высоцкий такой-рассякой. Вы не правы.
Вот Стенька Разин выбросил княжну за борт. Все скрывали – что просто напился в стельку. Пугачёв – тот вообще не просыхал. Только в кандалах в себя пришёл. Мозги вином и брагой заливал с утра до вечера – его пьяного туда-сюда возили, и вешал и казнил всех спьяну. В мире вообще все социальные дела спьяну делались. Ещё неизвестно — что и сколько все эти вожди французских революций потребляли.

Итак, мы имеем дело с хроническими алкоголиками-поэтами, проживающими половину своей жизни в адской борьбе со змием и в адских состояниях.

Видите ли, когда пьёт поэт – это совсем не то, что пьёт чиновник, глав. бух, продюсер, или начальник паспортного стола.
Всё, как бы схоже, все как бы испытывают одни и те же переживания после первых застольных рюмок, все как бы равны в переживаниях.
Но вы что! Первые дозы алкоголя проживаются поэтом и всеми остальными по-разному – настолько разно, что для описания различий потребуется докторская диссертация.

Миры зажигаются во вселенной поэта, образы и идеи, мысли – атакуют его — всё так значимо и выпукло – так неповторимо и важно!
Откуда возьмутся миры у чиновника? – так – ощущения и желание разнообразных наслаждений – типа потискать женское мясо.

«Незнакомку» Блока помните?
«И пьяницы с глазами кроликов».
А ведь он сам сидел пьяницей – но он разделил – он видел Её – «и веют древними поверьями»…

Вот и Высоцкий пил с пьяницами с глазами кроликов. Они восхваляли его демократизм – он был для них весельчаком Володькой – маленьким корефаном с гитарой, якобы воспевающим их лучшие чувства и гнилые мирки. Да и ещё голосом хрипатым-люмпенским.
Он постоянно попадался на эту удочку братского романтизма. Это тоже была измена творчеству. И месть приходила в виде наказания – не сможешь выразить Главное!
Хочешь – но не сможешь. Мог бы, да не получится!
Это хохот творчества.

Здесь ещё вот что: не нужно отрицать, что у Высоцкого или иного поэта не случались плотские желания.
Грубо говоря, разница в том, что, тиская или предаваясь тем же плотским утехам, в них не кончается процесс, а если и кончается, то затем вспыхивает снова, и все события, в том числе и утехи, становятся составляющими творческого процесса.

Когда Есенин писал «Анну Снегину» – он психически и нервно уже истощился. Но это блестящая вещь!
Он спьяну уже несколько раз мог убить – застрелить или зарезать (то факты). Так и Высоцкий – несколько раз мог убить на своём Мерседесе (было несколько отвратительных аварий в пьяном угаре). Недопустилось.

Вот Пушкин – очень хотел убить Дантеса – а того спасли поднятая рука и пуговица.
Недопустилось.
Лермонтов настолько презирал саму ситуацию, что верил, что Мартышка (они его дразнили на обезьяний лад) просто сам помрёт, если будет метиться. Он даже выстрелил в сторону, демонстрируя своё презрение к чувствам обезьяним. Мартынов врезал ему наповал.

Коммуняги учили, что то был заказ самодержавия – чуть ли не самого царя.
Да, Лермонтов обвинил предков – этих отцов аристократии – в подлости.
Жутчайшее обвинение – практически богохульство. Представьте, если кто-то обвинит ваших бабушек и дедушек, ваш род в делании подлости…
Проблема Михаила была в том, что он говорил правду.
Но вы в курсе, что жена царя просто млела от его стихов, что она знала наизусть их?
Но… чтобы заказать Мартынову…
Который был просто глупым от природы и развлекал своей глупостью Мишу.
От шуточек Миши Мартын был в состоянии, близком к падучей. Ведь он же был влюблён! Любовь Мартышки – это же тоже любовь «бездонная из петербургской белой ночи»… (ха-ха!)

Вот и Высоцкий стремился к выражению правды. Его правда – от всевозможных тружеников и профессионалов, от лиц из различных профессий и родов деятельности.
Но он хотел дружить и быть своим со всеми. Внешне в нём нет презрения, он являлся артистом, который даёт концерты, учитывая запросы зала. И потому часто выходила правда с вкраплениями чьей-то кривды.

Вот возьмите Веч. Добрынина. Это король шлягеров. Он и Юра Антонов – великие спекулянты. Очень тонкие спекулянты-бизнесмены. Хорошие и блестящие профи.
Они спекулируют на чувствах и запросах от этих чувств. Они это делают – как знатоки человеческой психо-анатомии. То кабацкие хмельные ощущения, то просто сентиментально-романтические… И главное ухватить ритм и мелодичность – усилить воздействие и создать атмосферку переживания. Здорово они это делают!

Высоцкий тоже спекулировал. А как же! Но Юре Антонову и Добрынину за это долгие лета, особняки, комфорт, слава и деньги. А Высоцкому месть творчества в адских состояниях. Почему же?

Есть очень простые ключики, но чтобы понимать и доходить до этой простоты – нужно быть проницательным…
Антонов, Добрынин…. И целый ряд корифеев и множество мэтров в поэзии…
Вот одна из тайн: вы замечали, что у Антонова и у Добрынина в песнях нет юмора?
Есть мелодичность, есть чувства и эмоции, но юмор отсутствует. Тот же Окуджава, у него юмор встречается, но специфический и редко. Тот же Визбор…
Высоцкий не состоялся, если бы его песни не были пронизаны юмором (ведь даже в лирических и романтических, а то и тягостных у него юмор – «как пёс – так и рос б в цепи»… «бью кручёные и ору притом: «Очи чёрные!»).

Юмор создаёт слой, под которым прячутся начинки.
Но юмор и спасает, вытаскивает из безвыходностей за уши.
«Я на Вачу еду плача, над собою хохочу».

Я знаю, Высоцкий продлил жизнь куче народу. И в этом жертва – продлевая другим, изнашивал себя.

Антонов и Добрынин тоже создают настроения – но не спасают. Они могут поднять настроение, могут создать душевную атмосферку и дать заряд на момент. Высоцкий может вытащить из петли или же утянуть в петлю.

Высоцкий – это барьер для всех – и он сам для себя остался тайной – и это поражение его.
В этом явлена месть творчества. Нельзя прожить жизнь – чтобы не познать себя. «Познай себя» – цель жизни.
Вы просто уничтожаете свой шанс. Слава – это ответственность – ты отвечаешь за тех, кто даёт тебе славу. Ты спасаешь или топишь – и ты отвечаешь: кого именно спас и кого именно утопил. Имеется в виду слава людей от слова и творчества, а не от политики (типа гитлеров – с которых спроса вообще нет – с кого спрашивать-то?).

Высоцкий поэт истинного толка – ибо он являет Возвращение шамана.
То есть – он шаман, не узнавший себя.
Это и есть месть.

Другие статьи

  • Социальный центр помощи семьи и детям выборгского района Наш основной адрес: Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д.19, лит.Е Телефон: +7 (812) 294-28-76. Факс: (812) 294-05-17 E-mail: [email protected] До нас можно добраться на: - трамваях №55, 40 до остановки "улица Обрели", - трамваях №20, 21 и автобусе №86 до […]
  • Сколько спит 3 месячный ребенок ночью Сколько должен спать ребенок? Первый год жизни ребенка для большинства родителей – это какой-то нескончаемый кошмар и лавина вопросов –недоразумений. Целую серию составляют вопросы разряда:«Сколько ребенок должен….кушать/ спать/ играть/ бывать на […]
  • Сколько спят ваши дети Сколько спят ваши дети в год-полтора? Девочки, напишите, пожалуйста, сколько часов в возрасте 1-1,5 года ваши дети спят ночью, и сколько днём. У нас днем два сончаса по 1,5 часа. А ночью спит всего 8 часов. Я думаю, ночью он спит так мало, потому что днём […]
  • Развитие детей 18 комплекс SmartFox, Англоязычный центр развития детей Набережные Челны, 18-й комплекс, 1 Более 30 разновидностей Корпоративы, юбилеи, банкеты в ресторане "Бартон" Любое торжество на высшем уровне. Скидка на пиццу и роллы по будням. Действует и в кафе, и на […]
  • Высокая температура у ребенка без симптомов не сбивается Высокая температура у ребенка без симптомов не сбивается У грудничка не сбивается температура У грудничка не сбивается температура Сообщение МамаТома_187110 » Вс май 18, 2014 19:21 Сообщение Оля » Вс май 18, 2014 19:38 Сообщение МамаТома_187110 » Вс май 18, […]
  • Можно ли в 16 недель определить пол ребенка по узи Пол ребенка в 16 недель Девушки, большая ли вероятность ошибки определения пола в 16 недель? Мне без разницы, какого будет пола мой ребенок, главное, чтобы он был жив и здоров, просто хочу сделать сюрприз для мужа и не хотелось бы, если вдруг недель в 20 что-нибудь не […]