План развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

План-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему:
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие музыкальных способностей чаще всего являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности. Изучение развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.

Цель данной работы: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средств развития музыкальных способностей.

Изучить музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития музыкальных способностей.

Практическая значимость данной работы заключается в подборе методов и приемов активизации музыкальности, в составлении рекомендаций по развитию музыкальности детей в различных видах музыкальной деятельности.

1. Определение структуры музыкальности в психолого-педагогической литературе

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной, также и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.

У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности. «Проблема музыкальности, — подчеркивает Б. М. Теплов, — это проблема, прежде всего качественная, а не количественная». У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.

Таким образом, Б. М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Музыкальность определяется как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления, выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Методическая разработка по музыке на тему:
опыт работы по теме «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр»

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности.

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

Развитие музыкальных способностей

детей дошкольного возраста

Доцу Татьяна Ивановна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной программы в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальности ребёнка. Так как само по себе восприятие музыки довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, мышления, определённых знаний, то а ктуальность использования игры, как основного вида детской деятельности, имеет особое значение. В сфере музыкального образования значительная роль отводится музыкально — дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактические принципы:

  • воспитывающее обучение;
  • научность;
  • доступность и наглядность;
  • закрепление знаний, умений и навыков и т.д.

Использование музыкально–дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности – звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Участие дошкольника в музыкально–дидактической игре предполагает умелое использование ребёнком имеющегося у него ещё совсем небольшого музыкального и жизненного опыта, требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью таких игр, значительно повышают интерес ребёнка к обучению, развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.

На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий».

Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Цель работы определила и поставила следующие задачи :

1) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;

2) Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;

3) Развивать музыкальную грамотность педагогов посредством профессионального взаимодействия;

4) Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;

5) Провести анализ эффективности проведённой работы.

В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза : мы предположили, что процесс развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, будет происходить эффективнее, если использовать музыкально-дидактические игры и пособия.

Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы. На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П.Радынова, В.А.Деркунская, А.Г.Гогоберидзе, А.Н.Зимина, Н.А.Ветлугина и др. Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Большой вклад в изучение содержания понятия «музыкальные способности» внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Б.М.Теплов, Н.А.Метлов, Б.В.Астафьев, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Ветлугина, Карл Орф и др.

Анализ работ вышеуказанных педагогов подтверждает актуальность выбранной мной темы. Развивать музыкальные способности детей через использование различных музыкально-дидактических игр я начинаю уже с трёхлетнего возраста.

В начале каждого учебного года мною проводится мониторинг уровня развития музыкальных способностей для того, чтобы в дальнейшем грамотно дифференцированно спланировать свою работу, а именно, подобрать и включить в образовательную деятельность необходимые музыкально-дидактические игры. В конце учебного года провожу сравнительную диагностику, чтобы выявить результаты работы. Динамику развития музыкальных способностей воспитанников можно рассмотреть на примере подготовительных к школе групп (Приложение №1) .

На основе диагностических данных я составила перспективное планирование использования музыкально-дидактических игр для детей ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности (Приложение №2).

С детьми, которые показали низкий уровень развития музыкальных способностей, я провожу индивидуальную работу. Также ведётся работа с воспитателями групп, которые в свободной деятельности используют рекомендованные мною музыкально-дидактические игры. В первую очередь я проконсультировала воспитателей о примерном содержании центров музыкально-художественной деятельности для каждой возрастной группы соответственно ФГОС. Для удобства сделала буклеты (Приложение №3).

Образовательную деятельность я строю с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и провожу по заранее намеченному плану. При этом принимаю во внимание то, что содержание и структура должны быть интересными, с использованием разнообразных игровых приёмов, помогающих детям воспринимать песню, музыкальное произведение, понять основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр и пособий даёт возможность провести образовательную работу наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требование программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области слушания музыки. Занятия с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу детей, повышают интерес, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребёнка. Таким образом, музыкально-дидактические игры носят полифункциональный характер, их можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребёнка.

Использовать дидактические игры в образовательной деятельности я начинаю с трёхлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий: «Птица и птенчики», «Чудесный мешочек», «Подумай и отгадай», «Кто в домике живёт?».

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения. Ярко оформленный дидактический материал вызывает у детей особый интерес и желание с ним заниматься. Поэтому при создании дидактических игр и пособий учитываю и этот фактор. Большую помощь в изготовлении пособий и игр оказывают педагоги и родители. И благодаря этому тесному сотрудничеству дидактический материал постоянно обновляется и пополняется не только в музыкальном зале, но и в музыкальных центрах разных возрастных групп (Приложение №4) .

Специалисты-музыканты выделяют три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма.

Зная, что ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоционально переживание, прочувствованное восприятие, для его развития я использую игры и пособия, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра: «Угадай мелодию», «Что делают в домике?», «Разноцветные кубики», «Три цветка», «Город разного настроения» и др.

Смотрите так же:  Понятие детство в детской психологии

Музыкально-слуховое представление включает в себя память и воображение, это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Игры и пособия для развития этой способности связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. В своей работе я использую музыкальные лесенки, набор разнозвучащих колокольчиков, выкладывание на нотном стане кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это такие игры, как «Музыкальное лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Три поросёнка», «На чём играю?» и др.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Для развития этой способности я использую игры и пособия, связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений: «Научи матрёшку танцевать», «Весёлый дождик», «Весёлые ладошки у нашей куклы-крошки», «Осенний паровозик».

Для удобства использования музыкально-дидактических игр в работе создала картотеку музыкально-дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей (Приложение №5).

В своей практической деятельности также делаю акцент и на развитие творческих способностей . Для развития воображения и фантазии я включаю в образовательную деятельность такие игры как «Музыкальная тропинка» (развитие элементарных ритмических импровизаций), «Музыкальный магазин», «Музыкальный телефон» (развитие песенного творчества). Благодаря развитию творческих способностей воспитанники нашего детского сада являются активными участниками различных городских, региональных конкурсов (Приложение №6).

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Знакомство детей с новой игрой происходит во время музыкальных занятий. Я знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считаю одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей. Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Впоследствии дети самостоятельно играют, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников (Приложение №7).

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; показ открытых музыкальных занятий (см. папку «Работа с педагогами»). Значение использования музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста я раскрыла в презентации для педагогов с целью расширения их знаний, которые в последствие они могут применять в практике (Приложение №8).

Я считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей, помещая материал на информационные стенды и в папках-передвижках, а также на родительских собраниях. Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. С целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье в начале учебного года я провожу анкетирование родителей во всех возрастных группах. Исходя из анализа анкетирования, проводила индивидуальные беседы по проблемам музыкального развития детей, в родительский уголок предлагала консультации, папки-передвижки для систематического музыкального просвещения родителей, где также знакомила их с достижениями ребёнка в развитии музыкальных способностей, об опыте музыкального развития, накопленным ребёнком в детском саду (см. папку «Работа с родителями»).

Также приобщала родителей к совместной музыкальной деятельности: подготовка и участие в праздниках и развлечениях, совместные работы на тему «Рисуем музыку». Стало традицией проведение совместно с родителями Дня Матери, новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего и осеннего праздников. В течение учебного года предлагала родителям посетить занятия по музыкальному развитию. Это даёт возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. В этом учебном году дети подготовительных групп вместе со своими родителями изготовили книгу «Мой любимый музыкальный инструмент» (Приложение №9).

В своей работе я активно использую ИКТ, не забывая при этом нормы СанПин. Использование сети Интернет дает возможность сотрудничать с коллегами по всей стране через различные образовательные и личные сайты. Поисковые системы сети Интернет позволяют мне найти необходимую информацию для воспитательно-образовательного процесса в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством (Приложение №10). Я разрабатываю авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации. Подобрала фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов.

Ежегодно соответственно плану работы разрабатываю и реализую музыкально-познавательные проекты: «Времена года», «Детский альбом П.И. Чайковского» (см. папку «Проектная деятельность»). В этом учебном году мной был разработан музыкальный проект «Музыка в жизни ребёнка» с использованием музыкально-дидактических игр (Приложение №11). Итогом проекта является проведение праздника «Таинственное происшествие в музыкальной стране». Сценарии праздничных утренников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на инструментах оркестром и индивидуально. С детьми всех возрастных групп на праздниках можно проводить музыкально-дидактические игры. В основном они хорошо знакомы детям, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления (см. папку «Сценарии развлечений, праздников»).

Проектная деятельность позволяет успешно интегрировать разные виды детской деятельности. Использование проектной деятельности способствовало не только положительной динамике освоения детьми образовательной программы, в образовательной области «Музыка», но и возросшему интересу у детей к слушанию, как виду музыкальной деятельности. А так же совершенствованию у детей изобразительных навыков, накоплению личного опыта, приобретению навыков и умений сообща планировать, выполнять работу.

Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено:

* Слуховое внимание детей стало более организованным;

* Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию;

* Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных музыкально-дидактических игр позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно. В приложениях к данной работе я подобрала примеры конспектов НОД в каждой возрастной группе с использованием музыкально-дидактических игр. Для проведения подобных музыкальных занятий необходимо оборудование — наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею (Приложение №12).

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством. Благодаря грамотной организации воспитательно-образовательного процесса, индивидуально-дифференцированному подходу к процессу обучения, индивидуальной и коллективной работе в конце года не бывает детей оставшихся без продвижения. Практически каждый из детей улучшает свои достижения по 1-2 разделам в среднем.

В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи:

  • продолжать совершенствовать основные движения в музыкально-дидактических играх;
  • добиваться, чтобы каждый ребёнок усваивал игру, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и вне детского сада;
  • воспитывать детей – организаторов игр;
  • привлекать родителей к изготовлению дидактических игр из подручных средств для того, чтобы их использовать в домашних условиях;
  • оставаться творческой личностью и расширять свой художественный кругозор.

Последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приёмы – главное направление в моей работе. Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий» Из опыта работы Щербаковой Инны Викторовны музыкального руководителя мдоу «Инжавинский детский сад №2 «Березка»

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий»

Из опыта работы

Щербаковой Инны Викторовны

МДОУ «Инжавинский детский сад №2 «Березка»

В наше время остро стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В.В.Медушевский). Изучение проблемы духовной, музыкально-развитой личности актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию.

Маленький человек, придя в большой и сложный мир музыкального искусства, может легко потеряться в этом мире. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире помочь детям найти и полюбить красоту музыки, красоту искусства, должны мы – взрослые.

Но любовь к музыке не возникает сама по себе. Широко известно, что научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, т.е. музыка должна быть понятна ребенку. Педагоги и психологи отмечают роль чувственной основы художественного восприятия. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие мира, его красок, форм и звуков. Развитие же музыкальных способностей помогает детям вслушиваться в звуки. И наша задача – привлечь внимание детей к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше — ниже, длиннее – короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков. Поэтому необходимо создавать все условия для развития музыкальных способностей детей.

Смотрите так же:  Каловые камни у детей симптомы

Основная идея: Формирование музыкальности у детей дошкольного возраста путем применения музыкально-дидактических игр и пособий во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо понимать музыку, надо « пребывать в ней » — петь, играть на инструментах, танцевать, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главное в моей деятельности – это совместное пребывание в музыкальной деятельности взрослых и детей.

Целью моей технологии является построение системы развития музыкальных способностей у детей посредством использования музыкально-дидактических игр, обучающих упражнений и пособий в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Последовательное введение, которых составляет условие развития музыкальных способностей ребенка.

Гипотеза: предполагается, что грамотно организованная система по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр и пособий, будет способствовать повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:

1. Выделить определение понятия «музыкальные способности»;

2.Определить критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников; Разработать карты обследования.

3. Разработать план развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

4.Выбрать наиболее адекватные методы работы с детьми, с учетом возрастных особенностей в различных видах музыкальной деятельности.

5. Наработать наглядный дидактический материал по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

6. Реализация всей системы развития музыкальных способностей детей в едином комплексе со всеми участниками образовательного процесса.

Практическая значимость заключается в систематизации игр для развития музыкальных способностей старших дошкольников, и показана возможность их эффективного использования в различных видах детской музыкальной деятельности. Так же, мной составлен перспективный план игр и упражнений на развитие музыкальных способностей детей. Результаты динамики развития музыкальных способностей отражены в диаграммах.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами: Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М. Психолого-педагогическая теория деятельности: Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., теория музыкального обучения и воспитания: Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.

Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем «индивидуальными различиями» и «способностями», еще не знали таких понятий.

Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам. Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. И они не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое — существует только в движении, только в развитии.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

В определении музыкальных способностей я выделяю мнение Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов(музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение.

Таким образом, все выше перечисленное доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными

Понятие «музыкальность» ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н.А. Ветлугина в книге «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» говорит о том, что в дошкольном воспитании вопрос о музыкальности приобретает особое значение. Музыкальность — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.

Музыкальность, по Б.М. Теплову, — это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности».

Итак, Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления. И в своих исследованиях он выделяет три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности. Первая — ладовое чувство. Вторая — музыкально-слуховые представления. Третья — чувство ритма:

Работа по развитию музыкальных способностей проходила в 3 этапа:

1 этап Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, обследование.

2 этап Практический. Разработка и апробирование технологии развития музыкальных способностей у дошкольников.

3 этап Аналитико-обобщающий. Оценка эффективности проведенной работы.

Основные принципы работы с детьми

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип систематичности и последовательности.

3. Принцип доступности

4. Принцип наглядности обучения.

5. Принцип интегрированного подхода.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения

Определение уровня музыкальности у детей дошкольного возраста.

Мною были разработаны диагностические карты обследования детей, где были определены компоненты, критерии и показатели развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:

Музыкальный слух -Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада. Владение широким диапазоном голоса. Слуховое внимание.

Музыкальная память — Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала. Наличие музыкального «багажа» памяти и умение им пользоваться.

Чувство ритма — Точность, четкость передачи ритмического рисунка.

Творческие навыки — Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной

деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами. Все данные обследования были внесены в карты и через определенные задания выявляла уровни развития детей.

Обследование проводила 2 раза в год. Все это позволило мне более грамотно построить дальнейшую работу по развитию музыкальных способностей детей.

Целью обследования, было определение уровней развития музыкальных способностей. Диагностические занятия проводила в нетрадиционной игровой форме,

Из данных первичного обследования я увидела, что относительно сформированными у детей, на начальном этапе оказались наиболее простые компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, динамический и тембровый слух, и те стороны чувства ритма, которые связаны с воспроизведением темпа и метрической пульсации, репродуктивная часть мышления (способность к интонационному анализу общего характера произведения) и узнавания, входящее в музыкальную память. Что касается более сложных составляющих музыкальных способностей, то они представляют собой позднейшие образования. Результаты позволили сделать вывод о необходимости проведения следующих мероприятий:

1. Составить перспективный план развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1. Проводить первичное и итоговое обследование детей с целью выявления уровня развитости музыкальных способностей и дальнейшей целенаправленной работы с детьми.

2.Проводить занятия с применением музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей по разработанному плану.

3. Всю работу проводить в единстве с педагогами ДОУ и семьей.

4. Провести анализ эффективности проведенной работы.

При разработке перспективного плана я опиралась на действующие методики по развитию музыкальных способностей с целью оптимизации нескольких методик и пособий в одну единую, взаимодополняющую систему развития музыкальных способностей: методика И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм», методика отечественной детской музыкальной педагогики : Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костиной; З.Я.Роот; Г.И.Анисимовой; и методики раннего музыкального развития Е. и С. Железновых. Музыкальный материал всех используемых игр разучивается поэтапно:

1 – Восприятие музыкального материала

2 – Разучивание ритмического рисунка

3 – Разучивание мелодической линии

4 – Проигрывание на звуковысотном музыкальном инструменте.

Далее этот музыкальный материал варьируется, закрепляется и переносится в свободную музыкальную деятельность детей, в виде дидактической игры. Эффективность применения такой системы выражается в значительном повышении степени развития всех компонентов музыкальных способностей дошкольника.

Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования музыкальных способностей детей. Все виды занятий (индивидуальные, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальных способностей детей. Подобранная подборка игр в данной технологии позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов.

Большая роль в работе отводится тесному педагогическому контакту музыкального руководителя и воспитателя, что дает положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей. Успех в работе по развитию музыкальных способностей детей может быть достигнут еще при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для музыкальной активности детей дома. Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных лекций, докладов на родительских собраниях, а также оформление буклетов, стендов.

В результате проведенной работы по данному направлению видна динамика общего музыкального развития детей:

→Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее

движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией.

Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое

исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения

Смотрите так же:  Признаки простуды у новорожденного ребенка

→Дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную

→Дети имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им,

интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги.

→У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения. Выкладывать ритмическую линию данных попевок, и определять ритм знакомых попевок по схемам.

→Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать характер и образ музыкального произведения.

→ Творческие навыки не вызывали у детей затруднения. В сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии.

→При выполнении движений у детей отмечено разнообразие,

соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности.

Все это благодаря тому, что грамотно построена система развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

В данной работе я попыталась подчеркнуть всю важность выявления и развития музыкальных способностей. Занятия с раннего детства, вовлечение в них тех игровых приемов, о которых я уже говорила, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо — все это, в совокупности с великим искусством будить и поддерживать интерес ребенка к музыкальному виду деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию. Знания и умения уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа. Они позволяют определять перспективу дальнейшего стимулирования способностей. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

Игры на развитие музыкально-сенсорных способностей.

МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Курица и цыплята.

Ход игры: Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они все разбежались. Маша позови своих птиц. Послушайте, ребята, кого зовет Маша». Играет Ре 2-й октавы. Дети, у которых в руках цыплята, встают и ставят их перед Машей, поют тоненьким голосом «пи-пи-пи».

Затем играет Ре 1-й октавы. Дети ставят фигурки кур на стол и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Игровой материал: Домик, кукла, карточки кур и цыплят по числу детей, или игрушки.

Птицы и птенчики.

Ход игры: У каждого ребенка по одной игрушке или картинке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком, если звук низкий – поднимают картинку с птицей.

Игровой материал: Картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.

Ход игры: взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

Игровой материал: 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных.

Игры на развитие чувства ритма.

Зайцы на поляне.

Игровой материал: На планшете изображен лес, поляна. В центре сделаны разрезы, куда вставляются картинки «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушае-

те музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют соответствующую картинку на планшете.

Игровой материал: Любой музыкальный или шумовой инструмент.

Ход игры: Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку; «концерт (играющий выходит на середину); ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных способностей); один ребёнок играет на бубне, другой водит игрушку по столу. На занятие приносится от одного до четырёх инструментов постепенно.

Цель игры: Вызывать у детей радость и желание играть; не акцентировать внимание детей на ритмичном исполнении.

Картинки и имена.

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, ко-шеч-ка.

Цель: Дать понятие о длинных и коротких звуках.

Игровой материал: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы. Стол.

Ход игры: Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам,

пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает. Варианты:

Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; нес-колько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

Игры с пуговицами.

Цель: Закреплять понятие о длинных и коротких звуках. Приближать к восприятию поня-тия «нота».

Игровой материал: Пуговицы разной величины (большие и маленькие, одного диаметра).

Ход игры: Крупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелки – короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам даются «имена»: боль-шим – «та», маленьким – «ти».

Усложнение: выкладывание из пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и прохлопывание.

Игры на различие тембровой окраски.

Ход игры: Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь березки, елки, ягодки. Пришла Таня в этот лес, а за елкой кто-то прячется. Поможем Тане отгадать кто же там сидит.

Послушайте песенку-загадку (играет «Зайку» р.н.м.), дети вместе с Таней отгадывают, для верности Таня заглядывает за елку, там, в кармашке – зайка. Воспитатель незаметно меняет картинку за елкой, выбирают другого ребенка, и он вместе со всеми детьми определяет, кто снова спрятался за елкой.

Игровой материал: Елка с кармашком, картинки зайца, медведя, кошки.

Музыкальный репертуар: «Зайка» р.н.м., «Медведь» М.Саркова, «Кошка» А.Редитова.

Кошка Мурка и музыкальные игрушки.

Игровой материал: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они их узнают по звучанию.

Воспитатель незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушку ребёнку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).

Игры на различие динамики.

Весёлый и грустный заяц.

Игровой материал: картинка с весёлым зайчиком (с морковкой) и картинка грустного зайца (в зимнем лесу).

Ход игры: музыкальный руководитель показывает картинки и проигрывает пьесы соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое).

Тихие и громкие звоночки.

Игровой материал: Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: Исполняется песня Р.Рустамова.

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит. 2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

Игры на восприятие музыки.

Кто подошёл к теремку.

Цель: развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения.

Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.

Ход игры: Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле терёмок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Ребёнок показывает ответ с помощью выдвижной ленты.

Цель: Развивать музыкальную память.

Игровой материал: Небольшой, красиво оформленный аппликацией мешочек. В нём игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка. Можно использовать куклы бибабо.

Ход игры: Взрослый говорит детям, что к ним пришли гости, но они где-то спрятались? Предлагает их поискать, показывает мешочек. Проигрывает на любом инструменте песенку, а дети отгадывают, кто там спрятался. Достаётся игрушка из мешка ребёнком.

Картинки и игрушки с музыкальными инструментами.

Ход игры: Дети называют картинку или игрушку, одновременно ударяя в барабан, бубен, треугольник или пианино. Педагог называет тот инструмент, на котором играет ребёнок. В дальнейшем педагог спрашивает у детей, на каком инструменте они играют. Таким обра-зом дети ненавязчиво запоминают названия инструментов.

Игровой материал: Картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.

Развитие музыкально-сенсорных способностей в средней группе.

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]