Почему дети должны научиться

10 вещей, которые должен узнать мой ребенок до 10 лет

Как тщательно мы иногда планируем путешествия или новый интерьер квартиры! А как насчет неизмеримо более важного дела — воспитания ребенка? Есть ли у нас продуманный план на этот счет? Если нет, возможно, вас вдохновит пример писательницы и матери двоих детей Линдси Мид.

Что мы хотим воспитать в детях? Доброту, порядочность, смелость, стойкость… Положа руку на сердце, многие из нас ограничиваются вот такими, самыми общими понятиями. Но что конкретно они означают для каждого из нас? Какие вещи для меня принципиально важны, а что не столь существенно?

Очень полезно задавать себе подобные вопросы и размышлять над «родительской программой». И не на бегу, а всерьез, формулируя и записывая свои соображения. Ведь если наши цели расплывчаты, мы упускаем много важного, что могли бы, но не сумели дать своим детям. Чтобы избежать этого, писательница Линдси Мид составила свою «родительскую программу».

Казалось, еще совсем недавно я раздумывала, какие принципы должна усвоить моя дочь Грейс до 10-летнего возраста. Но вот уже и Уит приближается к этой отметке. Меньше чем через 2 месяца ему стукнет 10, и в нашем доме не останется никого, чей возраст можно обозначить одной цифрой. Как и в случае с Грейс, я все время думаю, какие ценности и принципы Уит должен усвоить — причем так, чтобы он в них вообще не сомневался.

Я раздумываю на эту тему и даже записываю варианты, но при этом понимаю, что не все зависит только от меня. Я знаю: важнее то, что я делаю, а не что говорю. Мне стоило бы все время вести себя в соответствии с этими принципами, потому что за 10 лет он успел неосознанно перенять многие из моих принципов и ценностей.

Надеюсь, что я неплохо справилась с задачей — на своем примере научить сына этим принципам.

Вот что я бы хотела, чтобы он усвоил к своим 10 годам:

1. Уважай других. И мужчин, и женщин. Директриса твоей школы и бездомный мужчина у метро одинаково заслуживают уважения. Ты уже делаешь это, инстинктивно. Пожалуйста, никогда не изменяй этому принципу.

2. Шалости и физическая активность — это здорово и весело. Знаю, что шикаю на тебе чаще, чем следовало бы, потому что сама предпочитаю тишину, но я работаю над этим. Физическая активность и даже некоторое буйство — совершенно нормально. Но есть и границы — физическое насилие, — это НЕ нормально. Крайне важно понять, где проходит граница.

3. Нет значит нет. И точка. Неважно, кто говорит «нет» и в каком контексте.

4. Не скрывай свою чувствительность. Ты все переживаешь невероятно глубоко — ход времени, воспоминания, любовь, потери. Не приглушай свои чувства. Ты можешь быть сильным и при этом чувствительным человеком. На самом деле богатая палитра чувств делает тебя сильнее. Это верно и для мальчиков, и для девочек.

5. Ты не можешь сделать другого человека счастливым — ни меня, ни папу, ни сестру. Никого. И это не твоя обязанность. Мы все это знаем, и я надеюсь, что ты всегда будешь помнить об этом.

Не позволяй никому заставить тебя ощущать ответственность за его или ее счастье

Ты отвечаешь за себя и за свое отношение к окружающим, которое, конечно, может влиять на их настроение. Но не позволяй никому заставить тебя ощущать ответственность за его или ее счастье. Меня делает счастливой знание того, что ты преуспеваешь, преодолеваешь трудности, ощущаешь энтузиазм, радуешься жизни и живешь осознанно.

6. Обращай внимание на собственную жизнь. В каждом обыденном моменте дня можно заметить столько деталей. Недавно перед сном ты сказал мне: «Мы ненавидим то, что хотим вернуть». Я спросила, что ты имеешь в виду, и ты ответил: «В детском саду у нас был тихий час, и я его не любил, а сейчас в школе я был бы не против ежедневного отдыха». Но через несколько секунд ты добавил: «Ну, хотя бы я обратил на это внимание. Думаю, это хорошо».

Это правда хорошо. Я еще не научилась останавливать время, но я знаю, что когда мы обращаем пристальное внимание на все происходящее, даже повседневность, то в награду получаем богатые воспоминания и дни, полные жизни.

7. Найди то, что тебя страстно увлекает. Неважно, что это будет, но я не хочу слышать от тебя слов «мне скучно». Никогда. Вокруг тебя столько всего интересного, что можно исследовать, узнавать и испытывать. Я поддержу любое твое увлечение, будь то хоккей, или программирование, или игра на скрипке — или даже все сразу! Но ты должен найти что-то, во что захочешь уйти с головой.

8. Хуже избалованности/неблагодарности не может быть ничего. Я строгая мать, хотя мне тяжело наказывать или ругать. Но если я замечу малейшее проявление избалованности или неблагодарности, отреагирую моментально (и без всякого сожаления). У тебя они бывают редко, и не похоже, чтобы ты был таким от природы.

Пожалуйста, всегда помни, насколько нам повезло. Жить, как мы живем каждый день, — огромная привилегия. Маленькие воскресные сюрпризы, волонтерство, помощь бездомным, записки с благодарностями — я пыталась показать тебе, какая огромная удача — жить так, как наша семья. Это лучшая прививка против избалованности и неблагодарности.

9. Даже если ты не начнешь чего-то делать, ты все равно можешь быть не прав. Я всегда помню одно высказывание Мартина Лютера Кинга: «Молчание наших друзей ранит намного больше, чем слова наших врагов». Главарь банды или зачинщик виноват, но виноваты и те, кто пошел за ним. Не бойся противостоять популярным детям, когда они будут делать что-то плохое. Пока такого не случалось, но я знаю, что когда-нибудь это произойдет.

10. Я люблю тебя, несмотря ни на что. Ошибки — часть жизни. Я буду любить тебя, даже если ты ошибешься. Чтобы научиться чему-то, нужно отпустить прошлое и начать заново. Я показала это на своем примере, может, даже слишком очевидно: тебя растит мама, которая не боится показывать свои слабости, не боится потерпеть неудачу, извиниться и начать заново.

У истоков его чувства

Мать — самая первая женщина на пути каждого мужчины — бессознательно определяет его будущую любовную жизнь, объясняет нам психоаналитик Ален Браконье.

Невозможность близости

Часто за способностью систематически влюбляться «не в тех» стоит вовсе не феноменальное невезение, а страх близости. Об этом — в колонке Сююмбике Давлет-Кильдеевой.

Почему дети должны научиться

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

Какой должна быть воскресная школа, чтобы ее выпускники оставались в Церкви? Своим опытом с руководителями и преподавателями воскресных школ Саратовской епархии поделился настоятель храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин. Открытая лекция гостя из Москвы прошла в Саратовской православной духовной семинарии 14 декабря в рамках XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений «Молодежь: свобода и ответственность».

«Дайте нам просто вместе собраться»

На приходе отца Феодора много юношей и девушек, которые, пройдя сложное время подросткового периода, остаются в храме и продолжают вести церковную жизнь. Но общая картина в большинстве храмов, к сожалению, иная: по словам лектора, больше восьмидесяти процентов выпускников воскресных школ покидают свой приход. Почему так происходит? Причины этого могут быть различны.

Первая — про выпускников «воскрески» зачастую просто забывают. Остаются позади занятия по церковнославянскому и Закону Божию, участие в епархиальных олимпиадах и конкурсах. Ребята оканчивают школу, поступают в вузы. Интересны ли они теперь кому-то в храме, интересно ли что-то в этом храме им? Отец Феодор вспоминает, что однажды повзрослевшие воспитанники сами подошли к нему и сказали: «Батюшка, вы нам всё уже рассказали, мы уже большие, теперь просто дайте нам возможность вместе посидеть где-нибудь». Так на приходе был создан клуб выпускников воскресных школ. Ребята общаются, пьют чай, смотрят и обсуждают фильмы. Иногда батюшка разрешает юношам остаться с ночевкой — тогда они могут проговорить всю ночь, рассуждая о смысле жизни, о судьбе. Так укрепляется та душевная связь с друзьями-единомышленниками и с храмом, которая необходима, чтобы человек продолжал жить приходской жизнью.

Второй, не менее важной причиной, отец Феодор считает изменения, которые произошли в сознании молодых людей с начала возрождения церковной жизни на рубеже 80-90‑х годов. Он ведет беседы в школах, говорит с подростками о вере с 1992 года, и ему есть с чем сравнить. По его словам, если раньше многие ученики, например, живо откликались на притчу о блудном сыне, теперь можно прийти в класс и столкнуться с равнодушием к своему рассказу по простой и страшной причине: большинство слушателей, живя в неполных семьях, с отчимами или в крайнем отчуждении между членами семьи, просто не понимает, что такое отношения с отцом. Этих ребят нужно учить откликаться душой на самые простые вещи и через это делать для них понятными образы Евангелия — если этим не заниматься, они также уйдут из храма, ничего в этой сокровищнице не почерпнув.

Общаться… А когда?

Отец Феодор с горечью отмечает, что в практике современных воскресных школ зачастую много недоработанного, непродуманного. И если в предыдущие два десятилетия это можно было оправдать отсутствием должного опыта у преподавателей, которые старались научить хоть чему-нибудь, работая на энтузиазме, наощупь, то теперь вопрос о том, что именно эти занятия формируют в детях, зачем они нужны и какова их эффективность, нужно ставить более определенно.

— Мы воспринимаем воскресную школу как площадку передачи знаний — о Боге, о Церкви, о вере, о таинствах. Но есть не менее важные задачи, которые обычно никак не формулируются, и в программах этого нет, — отметил священник.

Одну из таких первостепенных задач лектор сформулировал так: дети должны научиться дружить.

Смотрите так же:  До 3 лет все можно воспитание японское

Что нужно ребенку для того, чтобы подружиться с другим человеком, которого он видит в храме? Нужно интересно проведенное время. Нужна возможность свободно пообщаться. А когда. Пять, а у кого и шесть дней учебы, а в воскресенье — дорога в храм, исповедь, причастие, снова уроки, но уже в воскресной школе. На занятиях за соседней партой сидит девочка или мальчик, с которым хочется познакомиться поближе. Но после уроков все бегут к заждавшимся их родителям и спешно разъезжаются по домам, так и не узнав друг друга. Что запомнится этим детям из их церковного детства.

Продолжая эту тему, священник вспомнил один давний диалог из своей жизни. В конце 80‑х — начале 90‑х он учился в Московской духовной семинарии и познакомился там с семинаристом из Нижнего Новгорода. Тот с детства воспитывался в верующей среде, что для того времени было редкостью, и отец Феодор, выросший в нецерковной семье, расспрашивал его о впечатлениях детства. Этот юноша рассказал, что его самое яркое детское воспоминание — лагерь в деревне на берегу Оки. Туда, в домик помощника церковного старосты, втайне привозили 15–20 детей из верующих семей. С ними приезжали несколько матерей — следить за порядком, готовить.

Став священником, отец Феодор стал размышлять о чем-то подобном. Теперь за его плечами организация двадцати приходских байдарочных походов! В этом году в сплаве по реке Лух участвовали 88 человек. В поход собираются во время школьных каникул, длится он, как правило, десять дней. Идут все — сам отец Феодор с матушкой и детьми, воспитанники воскресной школы с родителями, прихожане. Не берут только детей до десяти лет — опасно.

Режим выбрали щадящий: автобус довозит людей, оборудование и продукты до реки, а после сплава забирает обратно. Каждый день в походе начинается с молитвы, во время стоянок удается посещать богослужения в храмах и монастырях — это обязательно учитывают, когда строят маршрут. Помимо этого — чтение акафистов и евангельские беседы. К молитве никого не принуждают, всё по желанию. В остальном программа обычная, походная: игры, песни, разговоры у костра.

За эти дни, проведенные вместе, ребята очень сплачиваются, у них появляются общие интересы, воспоминания. Многие продолжают общение уже в городской среде: ходят друг к другу в гости, дружат семьями.

Отец Феодор вспомнил, как в одном из походов по реке Суре к нему подошел парень лет двадцати. «Знаете, батюшка, у меня такое ощущение, что мы будто у себя в храме», — сказал он.

— А ведь ни одного предмета из храма там нет — есть только люди. И этот юноша, оказавшись в походе, понял, что храм — это прежде всего община. Не зря же говорят, что Бог не в бревнах, а в ребрах, — отметил священник.

Такие походы еще и невероятно способствуют взрослению детей, не говоря уже о том, что в них участвуют мальчишки из неполных семей, которым порой больше негде увидеть примеры мужского поведения.

— Во время сплава они видят, что все работают, и для них естественно включаться в это наравне со всеми, — говорит отец Феодор. — Как-то раз мы плыли семь часов под дождем, промокли все. Вышли на берег, поставили палатки и договорились, что все, кроме дежурных, могут идти по своим палаткам сохнуть. И вот смотрю, ребята спешно поставили палатки и быстро пошли куда-то. «Вы куда?» — кричу им. Отвечают: «За дровами!». «Вы же не дежурные», — удивляюсь я. «А какая разница!» — сказали они и продолжили путь. Им по пятнадцать лет, а в них уже проснулся взрослый, ответственный мужской характер. И они вернутся домой совершенно другими людьми.

Для самых маленьких

Чтобы младшие воспитанники не оставались в стороне, был придуман семейный приходской лагерь. В этом у отца Феодора тоже большой опыт — таких выездов было уже больше пятнадцати. Лагерь разбивают рядом с храмом или монастырем, устраивают общий быт: ставят палатки, душевые, готовят на костре, как в походе.

— Последние четыре года мы останавливаемся в Шамордино, на утренние и вечерние молитвы ходим в старинный монастырский храм. Монахини настолько любят детей, что сдвинули под нас свое монашеское правило. Встаем в восемь, идем на молитву, а после вечернего правила читаем в храме Евангелие, рассуждаем — такие беседы могут идти и 20 минут, и почти час, — говорит священник.

Организаторы стараются, чтобы все дети были заняты соответственно возрасту и желаниям. Для младших вожатые — опять же из числа прихожан — придумывают программу с приключениями, конкурсами, танцами. А старшие не только помогают взрослым, но и строят крепости, изготавливают оружие, шьют костюмы, разрабатывают военные хитрости — все это скаутская ролевая игра, подготовка к которой идет в воскресной школе в течение всего учебного года.

— В лагерь приглашаем инструкторов — по историческому фехтованию для мальчиков и по русским народным танцам для девочек. Но не тут-то было! Оказывается, все девочки тоже хотят фехтовать, — улыбается отец Феодор.

По словам священника, дети, участвовавшие в самых первых походах и лагерях, ставшие уже взрослыми людьми, не забывают друг друга и родной приход.

— Бывает, что у кого-то из них судьба складывается непросто, но они всегда приходят в храм и пусть и с разной периодичностью, но приступают к таинствам. Они помнят братскую обстановку, которая царила в походах, помнят, например, что когда возникает спор, я задаю каждому его участнику всего два вопроса: «В чем твоя доля вины?» и «Что ты мог сделать или не сделать, чтобы конфликта не возникло?». Мы говорим с детьми о том, что главный принцип жизни — это Евангелие. И это остается в памяти на всю жизнь.

Учимся есть самостоятельно

Как ребёнка научить есть самостоятельно.

Наблюдая за тем, как растёт наш малыш, мы, с одной стороны, хотим, чтобы он побыстрее стал самостоятельным, не зависящим от взрослых, а с другой — так хочется, чтобы время младенчества продлилось бы подольше — ведь так приятно ухаживать за малышом, чувствовать свою необходимость и его зависимость от родителей. Вообще, вопрос независимости ребёнка — один из главных, которые пытаются решить родители, воспитывая своё чадо. В одной из книг по уходу за ребёнком я прочла интересную фразу: «Правильно воспитать ребёнка — это значит научить его обходиться без родителей». Первое, чему его надо научить делать — есть самостоятельно.

Когда же можно дать ложку ребёнку? Путь это долгий, и он потребует от родителей огромного терпения, и возраст, в котором ребёнок научится есть самостоятельно, зависит от взрослых, от того, сумели ли они вовремя разглядеть порывы к самостоятельности и поддержать своего малыша в этом трудном деле.

Итак, на что же следует обращать внимание? Ниже я опишу этапы по возрастам, но следует сказать, что не стоит буквально принимать это, так как каждый ребёнок — это индивидуальность, один раньше начинает сидеть, другой — ходить, третий — говорить. Поэтому границы эти весьма условны.

3-4 месяца. Малыш уже умеет есть с ложки фруктовое пюре, если Вы кормите из бутылочки, он кладёт на неё руку, но пока не может самостоятельно удержать её.

5-6 месяцев. Вы вполне можете научить ребёнка пить из кружки, надо только, чтобы ребёнок умел сидеть хотя бы с поддержкой. Возьмите малыша на руки, усадите его; в кружечку небольшого размера (объёмом около 50 мл) такую, чтобы её диаметр был 5-6 см, налейте 1-2 чайные ложки сока или компота (не больше, чтобы малыш не захлебнулся) и поднося к губам ребёнка, осторожно наклоняйте её. Почувствовав вкус напитка, малыш сделает глотательное движение. Поверьте, что таким образом Вы очень быстро научите ребёнка пить из чашки. (Если кто-то сомневается, то могу сказать, что оба моих ребёнка успешно пили из чашки с 5-ти месяцев).

6-7 месяцев. Ребёнок может самостоятельно сидеть на специальном высоком стульчике, «как взрослый», может вместе со всеми членами семьи участвовать в приёмах пищи. Он может сосать корочку хлеба, сухарик, печенье, держа их всеми пятью пальцами.

9-10 месяцев. Малыш может уже хорошо пить из чашки, но если Вы ещё предлагаете ему молоко в бутылочке, то он самостоятельно держит её, сам берёт соску и вынимает её, закончив пить. Если Вы даёте ребёнку протёртую еду, он берёт маленькие кусочки руками и самостоятельно кладёт их в рот. Не советую запрещать ему делать это, так как возможно, в случае запрещения он позже других научится есть и ложкой.

В этом возрасте ребёнок пачкается сам и пачкает всё вокруг, поэтому советую сшить или купить большой клеёнчатый нагрудник, а под стульчик постелить большую клеёнку.

11-12 месяцев. Малыш очень интересуется ложкой и буквально выхватывает её из рук матери. Это не каприз — это потребность научиться самостоятельно управлять этим предметом (я советую в этом возрасте готовить для кормления две ложки: одну Вы предложите малышу взять в руки, а другой будете, всё-таки, кормить его, так как пройдёт несколько недель, прежде чем он научится самостоятельно зачерпывать пищу ложкой и доносить её до рта). В этом возрасте ребёнок уже держит сухарь или печенье, как взрослый, большим и указательным пальцами; умеет вынимать предметы изо рта самостоятельно. Но в этом возрасте и прибавляется маме хлопот, так как ребёнок различает отдельные блюда и от некоторых категорически отказывается.

15 месяцев. Ребёнок различает блюда и указывает пальцем на то, что он хочет. Может держать кружку, правда, только двумя руками; пытается есть ложкой, но пока ещё доносит до рта лишь незначительную часть пищи, да и держит ложку неправильно.

18 месяцев. Малыш делает первые успехи в овладевании ложкой, особенно хорошо это получается, когда ест густую пищу. Он уже хорошо держит стакан (что намного легче, чем держать кружку), но пока ещё часто его опрокидывает. Нередко предпочитает самостоятельно есть часть пищи, но быстро устаёт и хочет, чтобы ему помогали. И здесь ещё один совет: если Ваш малыш уже научился хоть немного есть ложкой, не кормите его больше. Я понимаю, что кормление тогда будет очень долгим, но наберитесь терпения: чем раньше это произойдёт, тем Вам же потом легче будет. Когда ребёнок голоден, он будет изо всех сил стараться утолить голод, если он за 10 минут съедает основную часть пищи, не кормите его больше.

Смотрите так же:  Назовите наиболее эффективное средство нравственного воспитания дошкольников

Поверьте, что если в этом возрасте Вы не утолите этой естественной потребности есть самостоятельно, то в более старшем возрасте ребёнок вряд ли захочет это делать, ведь он уже привыкнет к тому, что его кормят.

Я хочу ещё раз предупредить, что нет одного-единственного правильного возраста, чтобы самостоятельно есть. Не пытайтесь заставить ребёнка, если он ещё не созрел для этого и не проявляет интереса, это лишь создаст дополнительные трудности. Важно вовремя «уловить момент» и естественный интерес ребёнка направить в нужное русло.

21 месяц. Ребёнок практически всё может есть самостоятельно, но пока очень неаккуратно.

2 года. Успехи малыша достаточно внушительны: до сих пор для каждого приёма пищи требовалась чистая салфетка, теперь же иногда ему удаётся почти не испачкать её за время еды, но неожиданности в виде опрокинутого стакана с компотом или перевёрнутой на пол тарелки с супом ещё случаются, поэтому будьте готовы ко всему и не ругайте малыша за «провинность».

В этом возрасте ребёнок уже может держать кружку одной рукой.

Если Вы внимательно наблюдаете за своим чадом, то заметите, что в этом возрасте у малыша есть определённые привычки, которые становятся ритуалом: приёмы пищи должны всегда проходить одинаково (как все предыдущие) необходимые предметы должны находиться на своих местах (кружка, салфетка, тарелка). Именно в этом возрасте Вы уже можете прививать ребёнку гигиенические навыки.

2,5 года. Ваш малыш уже в состоянии овладеть новым предметом — вилкой, он может использовать её для накалывания кусочков пищи (некоторые дети поступают очень интересно: они руками накалывают на вилку, например, макаронины или какую-либо другую еду и затем отправляют её в тор). Пюре пока удаётся есть только ложкой.

3 года. Приблизительно с этого возраста ребёнок начинает вести себя правильно за столом, Вы уже можете взять его с собой на обед к друзьям или даже в ресторан, не опасаясь при этом, что его неловкость заставит Вас покраснеть. Он становится более ловким и уже может держать чашку за ручку.

4 года. Ребёнок осваивает ещё один новый предмет — нож. Малыш может намазать масло на хлеб или отрезать кусочек мягкого сыра, но он пока недостаточно силён и ловок, чтобы разрезать мясо и жёсткие фрукты (этому он научится не раньше 7 лет).

Малыш с удовольствием помогает накрывать на стол, проявляет интерес к приготовлению еды. Воспользуйтесь этим его естественным стремлением, и у Вас вырастет отличный помощник.

Желаю удачи и приятного аппетита.

На основе личного опыта и литературы:

  1. Б.Спок «Ребёнок и уход за ним», Владикавказ, «Алания», 1991
  2. Справочник «Ребёнок: уход, питание, вакцинопрофилактика», Кишинёв «Штиинца», 1988
  3. К.Ладодо, Л.Дружинина «Продукты и блюда в детском питании», М., «Росагропромиздат», 1991.

Ирина Быкова, детский врач и по совместительству мама двоих детей.

Почему дети должны научиться играть самостоятельно?

Почему дети должны научиться играть самостоятельно?

Для начала разберемся с возрастом. Если это малыш первого года жизни, ему, конечно, требуется присутствие кого-то из взрослых для того, чтобы эти самые взрослые показывали ему что-то, рассказывали, объясняли, учили. Но совсем не обязательно это делать все время, пока ребенок бодрствует. Несмотря на свой возраст, он – тоже человек и не откажется иногда побыть один. В конце концов, ему может быть долгое время интересна одна и та же игрушка, он захочет рассмотреть ее как следует, изучить ее свойства и возможности. Вам же она надоест через минуту, после чего Вы попытаетесь дать малышу что-то другое, лишив его возможности изучения.

Ребенок второго года жизни и старше уже может дольше оставаться один, особенно если перед этим Вы покажете ему что делать с той или иной игрушкой, сможете его заинтересовать процессом. Например, покажете, что можно смастерить из конструктора. Кроме того, в этом возрасте малыш вполне способен долго играть с машинкой или куклой, которые стали любимыми.

Разумеется, есть детки, никак не желающие оставаться один на один с игрушками и требующие постоянного присутствия мамы или папы. Но тут уж решать исключительно Вам, сколько времени проводить с любимым чадом. Если Вы не обременены домашними делами, можете играть вместе хоть целый день. Однако зачастую дела все же находятся. Поэтому малыша следует изначально, с рождения, приучить к самостоятельной игре в течение определенного времени, достаточного для выполнения домашних дел. Не бывает детей, которых невозможно ничем заинтересовать. Экспериментируйте, и у Вас все получится!

Сейчас половина, а, может, и больше, мам обязательно восстанут и начнут думать: «Как же так, он ведь совсем маленький, хочет внимания и заботы, любви и ласки!». Это все непременно так, но ведь Вы и так проявляете все эти чувства, когда укладываете детей спать, кормите их, просто держите на руках и целуете. А игрушки для того и придуманы – занять малыша и дать отдохнуть взрослым! Так не отнимайте у них эту функцию.

Кроме того, существуют и другие аргументы в пользу самостоятельной игры. Игрушки помогают ребенку стать более внимательным к деталям и находчивым. Когда ему наскучит играть стандартным способом, он попытается придумать другие варианты игры. Это, к тому же, развивает фантазию.

Самостоятельная игра непременно учит терпению. Например, если у ребенка не получается соединить две детальки конструктора, а мама – вот она, рядом, он обязательно покажет свое неудовольствие, попросит о помощи, а мама, конечно, поможет. Когда же ребенок один, он надеется только на себя, поэтому попробует снова и снова, пока у него не получится.

Аккуратность и осторожность тоже воспитываются в самостоятельной игре. Сколько раз приходилось замечать, как малыш неосторожен на ступеньках или горке в присутствии взрослых и каким аккуратным становится, когда понимает, что его никто не поймает в случае падения. Разумеется это актуально, когда ребенок уже отлично умеет ходить. Иначе отходить от него в таких опасных местах точно не стоит.

Конечно же, можно и нужно иногда помогать ребенку, направлять его, подсказывать. Главное, не делать это постоянно. Он должен учиться принимать самостоятельные решения с самого детства, узнавать и создавать что-то новое, а в таком возрасте это происходит лишь посредством всевозможной игры.

Вопрос экспертам: с какого возраста ребенок должен одеваться самостоятельно

Многие мамы и папы сначала экономят время на сборах, предпочитая одевать малышей без их участия, а потом сетуют на то, что ребенок ничего не умеет.

В этой статье мы рассмотрим интересные вопросы, среди которых:

• Как влияет темперамент ребенка на умение быстро одеваться

• Когда и с чего лучше всего начинать

• Почему появление младших брата или сестры может разучить малыша одеваться

• Как выбирать одежду, чтобы быстрее научиться одеваться

• Почему некоторые школьники так и не научились завязывать шнурки

• Что должен уметь делать со своей одеждой трехлетний малыш

• Какие дети способны научиться одеваться быстрее других

• Как стимулировать у малыша желание делать это самостоятельно.

И другие важные подробности, о которых расскажут детские психологи и популярная инстамама.

Для тех, кто за раннее обучение: учимся раздеваться с 1 года, одеваться — с 1,3

Рассказывает Ирэна Похомова, семейный психолог.

Приучать ребенка одеваться самостоятельно нужно постепенно. Сначала малыш начинает все снимать — обычно это происходит очень быстро и независимо от того, учили его этому родители или нет. Только мама надела штанишки и отвернулась, ребенок их раз — и снял. Такие игры происходят обычно после года.

Учимся раздеваться. Снять одежду гораздо проще, чем надеть. Поэтому сначала приучаем ребенка раздеваться, а потом уже одеваться самому.

Учимся одеваться. Примерно с 1 года и 3 месяцев, как только малыш начинает более уверенно передвигаться сам, нужно начинать приучать его одеваться.

Начните с самого простого — это могут быть липучки на сандаликах. Сандалии надеваете вы, а липучки застегивает ребенок. Курточку надели вы, а замочек до конца дотянет ребенок.

Самое главное — не препятствовать, когда ребенок пытается одеться сам. Ведь очень часто у родителей не хватает терпения ждать, пока ребенок пытается натянуть на себя одежду. Проще ведь быстро одеть его самому. И тем самым родители отбивают охоту ребенка к самостоятельности и независимости.

Какой должна быть одежда. Очень важно подбирать для ребенка максимально удобную одежду для самостоятельного одевания.

Например, платье, которое застегивается сзади, ребенок не в состоянии надеть сам. Или брюки со сложной застежкой. А вот кофточку с широкой горловиной без пуговиц или штанишки на мягкой резинке — легко.

Пример для подражания. Еще очень важный момент — ребенок легко учится одеваться, если вы ненавязчиво садитесь с ним рядом и медленно проделываете то же действие на своей одежде, которое необходимо сделать ему.

Например, вы оба пришли с прогулки. Мама садится и медленно расстёгивает замок на своей куртке, а ребенок, видя это движение, начинает повторять его на своей курточке.

Развитие ребенка: первый шаг малыша — как научить ходить

Упражнения для смелых первопроходцев и советы для заботливых родителей.

Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен сделать первые шаги в возрасте от 9 до 18 месяцев; самые резвые карапузы начинают передвигаться на своих двоих задолго до года, малыши более обстоятельные могут пойти ближе к полутора.

В принципе, уже по разнице в сроках можно догадаться: первые шаги — дело сугубо индивидуальное, и не стоит даже пытаться подвести достижения конкретного младенца под единый стандарт. Конечно, практика показывает, что есть дети, развивающиеся «по книжке» и проходящие последовательно все этапы, описанные в тематической литературе. «Правильный» ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом осваивает передвижение по периметру манежа — и наконец делает первый робкий шаг в открытое пространство. Однако на одного такого малыша приходится как минимум один, который знать не знает педиатрических канонов и, спокойно пропуская «пластунский» этап, практически без подготовки меняет сидячий образ жизни на прямохождение.

В этой немудрёной статистике заложен ответ на вопрос, волнующий большинство молодых мам: когда он должен пойти? И этот ответ таков: тогда, когда созреет и достаточно окрепнет для того, чтобы встать на ноги; природе нужная дата известна лучше, чем целому консилиуму врачей.

На зарядку становись!

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Смотрите так же:  5-ти месячный ребенок не спит днем

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая» малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Как облегчить путь?

В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в «околомладенческой» среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

  • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
  • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
  • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной «гонке за лидером».

Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. «Вожжи» используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации «поводок» исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему «канатоходцу». Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, «поводок» может стать настоящим спасением.

Босоногий мальчик

Ещё один спорный момент, касающийся первых шагов малыша, связан с его первыми ботинками. Сегодня практически каждый ортопед, видя, что ребёнок вот-вот пойдёт, предлагает родителям приобрести сандалики с поддерживающим супинатором. По мнению большинства современных врачей, такая обувь служит эффективной профилактике плоскостопия и к тому же помогает более устойчивому сцеплению ножки с поверхностью. Вместе с тем данный подход в ортопедии — не единственный, и его притязания на статус истины в последней инстанции несколько преждевременны.

Ещё в середине ХХ века американский ортопед Саймон Виклер выпустил книгу «Сними ботинки — и иди» (Dr Simon J. Wikler. Take Off Your Shoes and Walk), в которой описал результаты своих многолетних исследований. Изучив сотни ног пациентов от года до девяноста, Виклер пришёл к выводу, что самые здоровые стопы у тех из них, кто носит свободную обувь на гнущейся подошве и часто ходит босиком. Именно супинаторы ослабляют мышцы стопы, так как её изгиб, который должен возникать естественным путём, в случае с супинатором достигается механически, полагает врач. Вывод ортопеда таков: обувь должна быть свободная настолько, чтобы сохранялась возможность пошевелить пальцами внутри ботинка, в ней не должно быть супинаторов, и при каждой подходящей возможности ребёнок должен ходить босиком (в том числе и дома, по гладкому полу).

Шаги к безопасности

Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень. и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.

Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и.

  • переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
  • уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
  • спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
  • заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
  • заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.

Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на «первопроходческой» стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.

Другие статьи

  • Ларингит у детей лечение в домашних условиях комаровский Лечение ларингита Моему ребенку 2 года 10 мес. Нам поставили диагноз ларингит. Прописали кучу лекарств: свечи виферон, тонзилгон, тантум верде, аскорил, аугментин, фенистил, парацетамол чередовать с нурофеном, нормобакт и, понятное дело, обильное питье. Подскажите, […]
  • Лечение детей арбидолом Схемы приема у детей АРБИДОЛ ® является средством с прямым противовирусным действием, которое может быть рекомендовано детям в рамках профилактики и лечения простудных заболеваний. Препарат обладает выраженной терапевтической активностью в отношении гриппа А и В, […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Энап у детей инструкция по применению Энап - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 2,5 мг, 5 мг, 10 мг и 20 мг HL, H и в инъекциях R) лекарства для лечения артериальной гипертензии и снижения давления у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Этамзилат инструкция по применению детям Этамзилат (Etamsylate) Действующее вещество Фармакологические группы Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска 1 ампула с 2 мл инъекционного раствора содержит этамзилата 0,25 г; в упаковке 10 шт. Фармакологическое действие Увеличивает образование в […]
  • Почему дети рождаются гениями Ученые НАСА: почти все дети рождаются гениями, но глупеют в социуме Представитель НАСА Джордж Лэнд сделал поразительное заявление. Он сообщил, что специалисты американского национального космического агентства проводили недавно эксперимент по выявлению гениальности […]