Почему рабы божьи а не дети

Вопрос священнику

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Задать вопрос священнику

Почему мы «рабы Божьи», а не Его дети?

В других странах, где присутствует православная вера, людей называют «дитя Божье», но только в России называют «раб Божий». Почему это так?

Доброго! Прочитав Ваш вопрос и «побегав» по интернету, обратился к знакомым, которые бывают в других государствах, называющих себя православными. Получилось из обзора и опроса, что название «дитя Божие» за рубежом не является повсеместным, скорее всего это традиция конкретного прихода или общины.

Вспоминая слова Христа:

Отныне не зову вас рабами, ибо раб не ведает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15),

но при этом ранее:

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10).

Можно вспомнить 1 Кор. 7:20-21: «. раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов».

У Свт. Василия Великого и у других отцов Церкви есть мысль, что человек, воцерковляясь, т.е. приближаясь ко Христу, по «сути», а не «по названию», проходит три стадии:

  • Первая — это «раб». Рабом движет страх, он боится наказания. Раб Божий просит помощи у Владыки, чтобы избежать греха, обрести страх гнева Божия — для него это единственный способ перестать грешить. Это честная позиция, без лукавства и самообмана — ты просто признаешь, что ты раб своих страстей, по сути, ты раб у сатаны. Апостол Павел говорит: «Кто кому работает, тот тому и раб» (Рим. 6:16)
  • Вторая стадия — это «наемник», им движет желание получить награду за свои труды и духовные подвиги, воздержание, поклоны и др. Наверное, можно сказать, что при прекращении очевидных грехов, т.е. «преступлений Закона», появившаяся надежда на наследование Царства — это основная движущая сила на этом этапе.
  • И, наконец, последнее и, наверное, самое трудно достигаемое состояние — это Сыновство, когда человек отказался от своих страстей и предает себя на Волю Отца Небесного, истинное состояние, к которому человек и предназначен. Человеком движет Любовь ко Отцу, созданному Им Миру, всему, о чем Он имеет попечение. Желание помочь всякой твари Божией, боязнь огорчить любимого Отца — в этом и есть совершенство страха Божия, а не в нежелании «сковородок и кипящего масла».

Можно, краем глаза посмотреть на арабских принцев, ну или на наших «мажоров». «Нам все можно — наши родители решат все вопросы». Данный нам дар «Чадом Божиим быти» (Ин. 1:12) есть и величайшая ответственность, необходимо и внутренне соответствовать званию. Мы можем быть усыновлены Богом через Христа, крещением. Спасение — это процесс, путь всей нашей жизни, а не единомоментное событие. Каждой минутой своей жизни мы можем осуществлять свое сыновство Богу (1 Ин. 3:1-10) или показывать, что мы «дети диавола» (см. Ин. 8:44). Выбор исключительно за нами. Раб Божий печется о своем Господине, не думая, как угодить еще кому-то. Получается ли у нас так? Может быть, все же не всегда? Наверное, каждый, вспомнив даже один день своей жизни, найдет что-нибудь неправильное. Называть-то мы можем себя по-разному, но есть опасность уже здесь ощущать себя «чадом» Божиим, в то время когда все остальные — «рабы». Но, пока не присмотришься к духовному качеству своей каждодневной жизни, совершенно согласен с Вами, «дитя Божие» — это именно я. Когда же приглядишься к себе — то нет.

Как себя называть, по-моему, дело не первостепенное. Важно ощущение ДАРА, который просто ДАР, а не наша заслуга. Вспоминается притча о блудном сыне, ушедшем, промотавшим наследство, но осознавшим свой грех и желавшим быть в наемниках у отца своего. Всемилостивый Господь нас примет, но хорошо бы, чтобы после всех наших «путешествий», даже «исправившись», мы помнили слова Христа:

Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Дай Господи нам всем разума духовного, смирения и христианской любви к ближним и дальним!

Читаем Апостол. 7 января. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 4, ст. 4-7.

4. но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,

5. чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

7. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

(Гал. 4, 4-7)

Очень короткий, но очень торжественный и важный отрывок. Как вы догадались, читается он именно потому, что сегодня Святая Церковь празднует светлый, торжественный, всеми нами любимый праздник Рождества Христова. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником, который действительно занимает совершенно особое место в сердце каждого христианина. Это день, когда мы празднуем Боговоплощение, когда звучит торжественная весть, что с нами Бог.

Конечно, неслучайно в этот день читается данный отрывок. Послание к Галатам мы разбирали подробно, практически полностью, и вот сегодня наши мысли снова обращаются к нему. Начинается сегодняшний отрывок словами но когда пришла полнота времени. Напомню, что значит это понятие. Апостол Павел в Послании к Галатам очень много рассуждает о том, что изменилось с пришествием Христа, что было до и что стало после. Для того чтобы проиллюстрировать это, Павел приводит образ взросления человека. Напомню, что в древности человек считался совершеннолетним, когда наступал срок, назначенный отцом. Сейчас у нас совершеннолетие наступает у всех в одинаковом возрасте — 18 лет, а в древности было так, что отец сам назначал срок, когда сын будет считаться совершеннолетним. В определенном месте этого послания Павел пишет, что до наступления этого возраста сын ничем не отличался от раба, т.е. у него не было никаких прав. И только когда приходил срок, назначенный отцом, и наступало совершеннолетие, сын вступал в свои права, в свое сыновнее достоинство.

В греческом языке существует как минимум два слова, которые на русский переводятся одним словом «время». Одно слово – «хронос» обозначает время, заключающееся в движении минут, дней, лет, от него происходит понятие «хронология». Другое слово –«кэйрос» обозначает время в плане срока, какого-то назначенного часа.

В словах 4-го стиха когда пришла полнота времени имеется в виду именно «кэйрос»: когда исполнился срок, пришел час. Речь идет о том самом сроке, который назначил отец, в данном случае, конечно, Отец наш Небесный, посчитавший, что человечество ко времени пришествия в мир Иисуса Христа достаточно «подросло», то есть наступило время, когда можно считать человечество совершеннолетним.

И вот когда пришел срок, назначенный Отцом, только тогда Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. То есть Иисус Христос, Сын Божий, был послан именно для того, чтобы те, кто поверят в Него, получили через Него усыновление. До срока, назначенного Отцом, все были равны: и те, кто были готовы к тому, чтобы стать детьми, и те, кто не были готовы. Теперь кто-то принял Иисуса Христа и стал сыном Божиим по благодати, а кто-то не принял и остался в рабском состоянии. Вот в чем духовно-революционное значение события Боговоплощения – теперь мы не просто рабы Божии в социальном смысле слова.

Дело в том, что существуют разные понимания понятия «раб Божий». Есть чисто религиозное, библейское понятие: раб как служитель Божий. Термином «раб Божий» обозначались люди действительно великого предназначения, это могли быть цари, первосвященники, пророки, и именно в этом значении до сих пор христиане называют себя рабами Божиими. На эту тему существует очень много непонимания и спекуляций. Христиане – рабы Божии только в этом, сугубо религиозном смысле слова, то есть они служители Божии, те, кто выполняют волю Божию, какое-то особое предназначение. У каждого человека, на самом деле, есть особое предназначение.

Если мы берем параллель с социальным понятием, то апостол Павел говорит здесь прямо и конкретно: мы уже относимся к Богу не как рабы, и Бог относится к нам не как к рабам. Он относится к нам иначе, потому что во Христе Иисусе мы получили усыновление.

А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Дух Святой – третья ипостась Святой Троицы, которая обнаружила себя именно благодаря пришествию в мир Иисуса Христа. Когда Иисус Христос открыл нам возможность усыновления, то Дух Святой потом «реализовал» это в нашем сердце. Когда Иисус Христос был жив и даже когда Он воскрес и вознесся, апостолы еще не обладали полнотой внутреннего понимания происходящего. Только когда на них сошел Дух Святой в день святой Пятидесятницы (как им и обещал Учитель), это соединение со Святым Духом напомнило и обновило все то познание, которое давал Христос. Если Спаситель давал это знание с помощью слов, проповеди, Дух Святой дал апостолам понимание этой истины изнутри их сердец. Поэтому каждому, кто принимает усыновление через Иисуса Христа, Бог посылает Духа Святого, Который изнутри сердца человеческого (теперь уже христианского), вопиет к Богу «Авва, Отче!» Авва – ласкательное обращение к Отцу, вроде «батюшка» или «папенька». Для иудеев это звучит фамильярно, но как раз благодаря усыновлению через Иисуса Христа человек может так обращаться к Самому Богу.

И прекрасная мысль в заключение этого отрывка: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. Через Иисуса Христа мы ни в коем случае не рабы – мы дети Божии. Это надо помнить, дорогие братья и сестры, надо просто выписать себе это как лозунг. Потому что сколько непониманий, сколько спекуляций существует даже сейчас, не говоря уже о богоборчестве советского периода. Да и сейчас хватает людей, которые пытаются спорить с христианством, порой очень грубо и агрессивно, используя какие-то грязные приемы. В Интернете встречаются демотиваторы, на которых изображены одураченные люди, на коленях ползущие в сторону храма, из них специально делают рабов. Ни в коем случае это не так, дорогие братья и сестры. Истинная христианская весть заключается как раз в том, что мы уже не рабы Бога, а дети Его. Через Иисуса Христа мы дети Его и никогда другими не станем. Ребенок может провиниться, может заблудиться, может вести себя по-разному: стать алкоголиком или наркоманом, но он все равно останется ребенком – вот какой великий дар дается нам во Христе Иисусе. И здесь нет ничего общего с пониманием того, что мы подобны бестолковым рабам, бредущим куда-то, как безумное стадо. Если мы где-то встречаемся с подобными проявлениями, даже внутри Церкви, то должны внутренне понимать, что это еще те люди, которые сами себе не дали почувствовать свое усыновление. Они вроде бы крестились, вроде бы со Христом, но не дают себе возможности понять, что они дети Бога, что находятся в свободе и что Бог всегда будет любить их. Не понимают, что им не надо зарабатывать свое спасение, свое сыновство: это дар Божий.

Вся проблема заключена в человеческом сознании: сам человек не дает себе возможности ощутить этот великий дар Божий, ощутить плоды Боговоплощения. Это проблема сознания человека. Христианство так не учит, оно как раз говорит о том, что мы не рабы, а дети Бога. Это дает нам особую свободу, но и особую ответственность. Задумайтесь об этом, братья и сестры, нам, христианам, это очень важно понимать. Рабское сознание – всегда потребительское, а сыновнее – всегда направлено на конструктив, на развитие. Если у господина есть раб, то большая ли разница для раба, процветает ли господин и о чем он думает, что планирует, для раба главное – это крыша над головой и кусок хлеба. А для ребенка, для наследника, конечно, важно, как развиваются дела у его отца, какие у него планы, какие новации, говоря современным языком. Поэтому, как сын Бога, человек делит с Ним ответственность за то, что происходит на земле. Вот как велика Евангельская весть – во Христе нам дарована огромная свобода, но и огромная ответственность за каждый свой поступок. Никакого самооправдания, никакого снятия с себя ответственности (индульгирования) быть не может, если человек истинно находится во Христе. Соответственно, все поведение, включая какие-то бытовые ситуации, определяется пониманием своего богосыновства.

Один из современных писателей привел такой простой пример – люди приехали отдыхать на природе. Если у человека рабское сознание, и все, что ему нужно от Бога, чтобы Тот пощадил его, не уничтожил, то, по большому счету, для такого человека неважно, намусорит ли он, оставив после себя кучу отходов. Если что, потом он как-нибудь договорится с Богом, покается. Если же на природе отдыхают люди, которые ощущают себя детьми Бога, как они могут намусорить, если прекрасное место, куда они приехали, – творение их Отца. Разве можно так досаждать Отцу? Разве можно так безответственно поступать с Его творением? Так же и по отношению к человеку. Можно ли так безответственно поступать с другим сыном Бога, другим образом и подобием Божиим? Ни в коем случае.

Действительно, Рождество Христово – это великий праздник, великая благая весть о том, что мы (как сказано в 7-м стихе) уже не рабы, но дети и наследники Божии через Иисуса Христа. Еще раз, дорогие братья и сестры, от всей души поздравляю вас с этим великим праздником!

И напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Рабы Божьи или друзья Божьи

«Быть слугой кому бы то ни было унизительно. Но у православных принято называть себя не слугами, а рабами. Человек постоянно унижается, стоя на коленях, целуя руки попам и называя себя рабом божьим. Раб божий. Быть рабом кого бы то ни было – отвратительно!» — эта позиция из дискуссии в блоге Б. Акунина весьма типична. Так кто же такие христиане – рабы или друзья Божьи? Слуги, служители или сыновья? Или – всё вместе?

Христиане действительно часто называют себя и других христиан рабами Божьими. «…Дмитрий Ларин, Господень раб и бригадир…» Но этой формулировки… не найти в Евангелиях. Иисус так никогда никого не называет. Откуда же это выражение? Из Ветхого Завета. К христианам оно «приклеилось» через псалмы – ведь именно ветхозаветные псалмы до сих пор в большой степени выражают молитву Церкви, именно псалмами молятся ежедневно все священники и монашествующие, многие миряне в Литургии часов.

Должны ли мы отбросить совсем, забыть это определение как устаревшее, принадлежащее исключительно Ветхому Завету? Прежде всего, нужно понять, какой смысл в него вложен. Одно из самых существенных свойств, определяющих положение раба, — всецелая, полная зависимость от своего хозяина. И в этом смысле выражение «раб Божий» означает понимание ограниченности человека по сравнению с Творцом, его свойство быть творением, «изделием» Творящего (именно этот смысл изначально имело в нашем языке слово «тварь» — то, что сотворено; творение).

Смотрите так же:  Интеллектуальные качества детей дошкольного возраста

Другой вариант – «слуга Божий». Для одних – тоже весьма унизительное положение, прислуга – не намного лучше раба. Для других это слово от глагола «служить» — занятие, которое прежде вообще-то ассоциировалось отнюдь не только с «обслугой», челядью, но – с дворянской службой. Служить «вере, царю и отечеству» было не зазорным, а почётным делом аристократии. И слово «служение» в русском языке до сих пор означает высокую и благородную миссию. Если вдуматься, «слуга Божий» — очень высокое звание, потому что позволяет служить только Богу, а все действия земных властей рассматривать с точки зрения их соответствия/несоответствия законам Творца. Не случайно именно в христианском обществе исчезло рабство. «Слуга Божий» в Католической Церкви – человек, чьи добродетели признаны героическими, человек, в отношении которого идёт процесс беатификации – причисления к лику блаженных. Это звание сегодня уравнивает в славе, в почёте и уважении Церкви папу римского Павла VI и епархиального священника дона Бернардо Антонини.

Итак, иудеи веками привыкли говорить о себе, молясь, как и мы, псалмами: я – раб Твой и сын рабы Твоей. И вот – «Иисус пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». (Евангелие от Луки) Рабы стали вольноотпущенниками! Но Господину, Господу этого было мало. Замысел его поистине превосходил то, о чём могли помыслить верные ему. Он пожелал большего, сделать недавних рабов – друзьями «хозяина». Подарить им свою радость – радость «Творца неба и земли, видимого всего и невидимого». «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (Евангелие от Иоанна)

Но и этого мало Творцу, пылающему любовью к своему творению. В притче о блудном сыне речь идёт об отношениях родства, о любящем Отце. Но Иисус не ограничился притчей – «и, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Евангелие от Матфея) И апостол Павел, не бывший среди учеников, призванный Воскресшим, вторит Ему про «свободу славы детей Божиих».

Так что все мы – рабы, отпущенные на свободу; вольноотпущенники, усыновлённые господином. Так и привыкли его называть: то Господом, то Отцом; и оба имени, оба обращения – верны. Даже более того: мы – творения, изделия, которые Мастер захотел не просто оживить, но и усыновить. Вам этот сюжет ничего не напоминает? Да-да, сказку о полене, ставшем сыном. Возможно, это поможет не слишком возгордиться – ощутить себя Буратино. Впрочем, не желающие чувствовать себя буратинами какими-то, католики могут гордо именоваться Пиноккио.

Тех, кого отталкивают выражения «раб Божий», «слуга Божий», можно понять и пожалеть. Постоянная озабоченность, как бы сохранить и не уронить своего достоинства, — свидетельство его ущемлённости. Но в этом нет ничего стыдного. Значит, есть понятие о достоинстве и стремление к нему. Когда же оно обретено, его уже нельзя ничем унизить.

Человек для христианина – сын, которого Бог любит как отец. Детям совсем не зазорно слушаться любящих и мудрых родителей, уважать их, служить им. В этом основное отношение человека к Богу в христианстве: сын и служитель — причём любимый сын и служитель Творца Вселенной. Довольно почётное положение, вы не находите?

Так почему всё-таки мы столь упорно, обращаясь в молитве к Отцу, продолжаем именовать себя рабами? Всегда ли причиной этому – смирение? Или с рабов – спрос меньше? Ощущать себя не рабом Божьим, но другом Божьим – совсем иная мера ответственности. Тем большая и пугающая ответственность – быть, по имени пьесы Кароля Войтылы, «братом нашего Бога». Что ж, святые, собственно говоря, это как раз те, кто рискнул в это поверить.

Почему говорится что мы рабы Божие? Разве мы не дети его?

Тут тонкость перевода. Дело в том, что в патриархальных обществах, таких как иудейское, и, например, русское, периода до появления христианства и развития мощного государства, «раб» был нечто иное, чем бессловесная тягловая рабочая сила, например египетских «государственных рабов», строивших бессмысленные пирамиды. «Раб», в данном случае, это — «работник», «труженик». Часто это фактический член семьи, пусть и с иными правами. Но согласитесь, что совсем по иному звучит: «труженик Бога», тот, кто трудится ради Него на земле, и любви к Нему, и его делу. Сегодня для нас «раб Божий» прежде всего бессловесность. Для современника автора это было не так. Смысл слова изменился, и сейчас мы понимаем это слово иначе, чем то, что вкладывал в него автор, создавая текст.

Роман Хмелевский прав. Но скопирую старый свой ответ тоже:

«Раб» — это всего лишь «работник» исходно. Русские очень долго не знали рабства, как явления, когда человека считают безвольной вещью, поэтому и соответствующее негативное значение мы даем этому слову «обратным ходом», вкусив крепостничества б.Морозовой и т.п.

Например на английском вместо «раб Божий» — «слуга Божий» (the servant of God). Или смотри титул папы римского — Servus Servorum Dei.

Родство же слов «раб» и «ребенок» утверждается учеными:

Слово:раб, Ближайшая этимология: род. п. -аґ, рабаґ, ж., рабыґня. Заимств. из цслав., ср. ст.-слав. рабъ doаloj (Остром., Зогр., Клоц., Супр. и др.; см. Вондрак, Aksl. Gr.2 346 и сл.); исконно русской является форма *робъ; см. ребеЁнок, роб

Слово:роб Ближайшая этимология: «слуга, раб», др.-русск. робъ, также роба «служанка, рабыня», робя, род. п. робяте «дитя», см. ребеЁнок, раб.

Этимологический словарь Фасмера

И ещё ответ иудея Даниэля Алиевского:

Это очень простая ошибка. Вы пытаетесь подогнать текст Святого Писания под современные обычаи, а нужно, наоборот, стараться понять язык Библии в контексте Библии. Слово, которое переводится как «раб», это просто «эвед», от слова «авода», «работа». В том языке, на котором говорили древние евреи — и на котором написана Библия — у этого слова нет негативной коннотации, как у нас нет такой коннотации у слова «работник». Естественно, не нужно пытаться переводить Библию, заменяя «раба» на «работника» — это значительно обеднит и принизит смысл исходного текста — но нужно попытаться вникнуть в истинный смысл слов Писания. Говоря о «рабах Бога», Писание выражает максимальную степень преданности Всевышнему, полное и самоотверженное служение. Нечто абсолютно положительное, а вовсе не отрицательное.

Если брать первоисточник (а не «смешной перевод Гоблина»), там можно увидеть не только существительное «эвед», но и глагол «лаавод» в контексте служения Б-гу. Книга Шемот глава 7:

шлах эт ами ве-яавдуни бе-мидбар

То есть «отпусти народ мой, и они будут служить [Б-гу] в пустыне»
Дословно получается, что люди — не «рабы Б-жьи», а «служащие Б-гу» или в более развернутом переводе «исполняющие предписанное Б-гом«

Видео для привлечения внимания к тексту 🙂

Этот образ употребляется в разных смыслах. «Все рабы Божии по природе, ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу». (Свт. Феофан Затворник)

Т.е. в широком смысле все люди рабы Бога, поскольку их природа подчинена созданным Богом законам.

А в узком смысле верующие называют себя рабами Бога, в качестве декларации своей свободы. Ведь раб был подотчетен только хозяину. Значит раб Творца свободен от всех земных господств. Прежде всего, христиане имеют ввиду свободу от страстей, тлена, смерти, которую даровал Христос.

Также о рабстве Богу говорят в контексте ступеней духовного развития. Так, по авве Дорофею, на этапе рабства человек служит Богу из страха наказания и постепенно приходит к этапу наемника, ожидающего воздаяния, после чего доростает наконец до этапа сыновства, на котором служит Богу из чистой бескорыстной любви.

«. нужно попытаться вникнуть в истинный смысл слов Писания. Говоря о «рабах Бога», Писание выражает максимальную степень преданности Всевышнему, полное и самоотверженное служение» — в каком месте Писания говорится о «рабах Бога»?

Так рабы мы или дети Всевышнего?

В библейских источниках рабство описано было до потопа, рабовладельческая система сложилась с античных времен. И уже тогда появилось понятие «раб». Жизнь раба полностью зависела от воли его хозяина. Значит и священные писания, в которых люди называются рабами Всевышнего, отражают временной континиум гораздо позже того, как слово «раб» стало известно и употребляемо. И устраивать разного рода инсинуации по поводу понятия «раб» или другого понятия, вкладываемого в это слово, просто похоже на изворачивание и выкручивание.

С другой стороны, раз мы-дети Всевышнего, то как мы можем быть его рабами? Спросите сами у себя, вы считаете, что ваш ребенок (у кого он есть) –ваш «РАБ»?

Из уст некоторых верующих можно услышать, что мы Его(Всевышнего) рабы, потому что ОН(Всевышний) взял на себя наши грехи.

И что? За это ОН(Всевышний) может наказывать нас, своих любимых детей ПОТОПАМИ, заливать нас горящей лавой, замораживать льдами и т.п.?

А вы, своих детей за их провинности, тоже топите в корыте с водой? Жжете огнем? Отрубаете руки и ноги, или вырываете языки?

Как же нас ЛЮБЯТ.

Те же говорят, что это тело смертно и посредством его ОН(Всевышний) наказывает нас! А вот ДУША- бессмертна! Согласен! Пусть так! Раз ОН(Всевышний) решил нас воспитывать таким образом, т.е. через умерщвление плоти или её истязание, то ДУША, которая в нас находится, должна получать ОПЫТ и помнить, что так дурно поступать, за что было наказано тело, больше НЕЛЬЗЯ!

Но почему тогда, души наши не помнят прошлого опыта и опять наступают на те же грабли! И опять ОН(Всевышний) вынужден нас вразумлять «отрывая нам головы».

Как же нас, любимых детей своих, рабов своих, ЛЮЮЮЮБЯЯЯЯЯТ.

ТАК все же мы рабы или любимые дети?

Может переводчики что-то напутали? Может перевели не так? Или не то?

Хочу быть ЕГО (Моего Отца Небесного) ЛЮБИМЫМ сыном! Не могу смириться с тем, что я его «РАБ»! Хочу быть Его верным помощником, другом, наследником! Раз сын наследует все, что ему завещает Отец, то так и должно быть! Или нет?

Раб Божий
1) человек, верующий в Единого и Истинного Бога, сознающий свою зависимость от Него как от Творца и Промыслителя, принимающий Его власть как власть Небесного Царя, стремящийся угождать Его воле) ( Быт.18:17 );
2) (в Ветх. Зав., мн. ч) представители ветхозаветного Израиля ( Лев.25:42 );
3) (в Нов. Зав., мн. ч.) христиане ( Рим.6:22 ).

Рабство Богу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.
В более узком смысле состояние добровольного подчинения своей воли Божественной ради страха наказаний, как первая из трёх ступеней веры (наряду с наемником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» ( 1Ин. 4:18 ).

Христос не называет нас рабами: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями...» ( Ин.15:14-15 ). Но мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. То есть страх Божий для христиан — это не животный страх, а священный трепет перед Творцом.

Всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8:34 ).
Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин.8:36 ).
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ).
Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа… ( 1Кор.7:22 )
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. ( 2Кор.3:17 )

Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. ( Рим.6:16-22 )

святитель Григорий Богослов:
«Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим! Как безрассудно захватывать себе имущество, а отвергать здоровье; очищать тело, а очищение души иметь только в запасе; искать свободы от дольнего рабства, а горней не желать; прилагать все тщание, чтобы дом и одежда были пышны, а не заботиться, чтобы самому стать достойным большего; иметь усердие благодетельствовать другим, а не хотеть сделать добро себе! Если бы благо это покупалось на деньги, ты не пожалел бы никаких сокровищ. А если предлагается из человеколюбия, пренебрегаешь готовностью благотворения.» (Слово 40, На Святое Крещение).

диакон Михаил Першин:
«Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я – Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу».

Все смущения этой фразой происходят от незнания Бога. Страшно быть рабом тирана, но ближе и роднее Бога у нас никого нет. Бог источник жизни, истины, любви, правды, всех добродетелей. Рабство предполагает труд, работу, а в контексте отношений с Богом – со-работничество, ведь Бог самодостаточен, ему нет необходимости в нашем труде. Разве унизительно быть в таком понимании рабом Любви, рабом Истины, рабом Милосердия, рабом Премудрости; рабом Того, кто ради Своего Творения добровольно восшел на Крест?

Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чём более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил:
— Как это может быть?
И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова. Один монах сказал ему:
— Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своём городе?
Он отвечал:
— Считаю себя великим и первым в городе.
— Если же ты пойдёшь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
— Последним из тамошних вельмож.
— Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
— Там буду считать себя одним из простолюдинов.
— Если же пойдёшь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землёю и пеплом.

Смотрите так же:  Мазь для лечения стоматита у детей

Достоинство человеческой личности

протоиерей Александр Глебов

Современное общество высшими ценностями считает жизнь и достоинство человека, что касается жизни – всё понятно. Тут церковь занимает передовые позиции, защищая ребёнка даже в утробе матери, а вот с достоинством не всё так просто. Возникает вопрос – почему верующие люди называют себя «рабами»? «Раб Божий», «раба Божия» – где здесь достоинство?

Дело в том, что наш разговорный язык очень отличается от языка Священного Писания, а такое понятие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наиболее древней её части, которая называется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и пророков Израиля. Называя себя «рабами Божиими», цари и пророки Израиля тем самым свидетельствовали, что они более никому не подвластны, они не признают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Евангелии есть такая притча: о злых виноградарях. Там рассказывается о том, как господин насадил виноградник, призвал рабочих работать в этом винограднике, возделывать его, и каждый год он присылал к ним своих рабов, чтобы те посмотрели за работой, приняли отчетность. Этих рабов работники виноградника прогоняли, тогда он прислал к ним своего сына, сына они убили и после этого господин виноградника уже выносит свой суд. Так вот – обратите внимание – работают в винограднике не рабы, а наемные рабочие, а рабы представляют господина – это его доверенные лица, они сообщают волю господина рабочим. Этими рабами были пророки Израиля, которые сообщали волю Божию людям. Через пророков с людьми говорил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высокий титул, который указывал на особые отношения между Богом и человеком, на особый духовный статус человека.

Сегодня в подобном смысле «раб Божий» содержится, пожалуй, только в титулатуре римского понтифика. Среди многих наименований Римского Папы, а это: и наместник Иисуса Христа, и преемник князя апостолов, патриарх запада, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх города-государства Ватикана и так далее. И вот заканчивается этот длинный перечень – «раб рабов Божиих», то есть, тем самым римский епископ как бы тоже указывает на свое исключительное положение, на свой исключительный статус в мире.

В Новом Завете титул «раб Божий» получил более широкое распространение, рабом Божьим стал называть себя каждый христианин, каждый крещеный человек, и многих людей, действительно, это шокирует. Но в нашем сознании, раб – это такое бесправное существо, закованное в цепи, и люди говорят – мы не хотим называть себя рабами, мы свободные граждане, да, мы верующие люди, но называть себя рабами мы не согласны! Если вдуматься, то рабом Бога в том смысле, в котором мы себе представляем рабство, быть просто невозможно, ведь рабство – это насилие над человеческой личностью, ну а Бог никого ни к чему не принуждает. Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то подчинять – она абсурдна, потому что это будет противоречить замыслу Божьему о человеке. Ведь Бог сотворил человека совершенно свободным и человек хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – исполняет то, что ему Бог говорит, а хочет – не исполняет то, что Бог ему говорит. Вот помните, в притче о блудном сыне – сын подходит к отцу и говорит ему: «Дай мне полагающуюся часть моего наследства, и я от тебя ухожу». И отец не препятствует, он даёт ту часть наследства, которая была положена младшему сыну и тот уходит. И вот сегодня, как и во все времена, масса людей отворачивается от Бога и уходит от него, и Бог их никак не принуждает быть с Собой, Он никак их за это не наказывает. Он бережно относится к человеческой свободе, поэтому о каком рабстве тут вообще может идти речь? Вот кто действительно порабощает человека, так это дьявол. Человека порабощает грех и, однажды попав в орбиту притяжения зла, человеку бывает сложно выбраться из этого порочного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей собственной жизни – как сложно бывает преодолеть грех. И ты в нем раскаиваешься, ты приносишь покаяние, ты понимаешь, что этот грех мешает тебе жить, что он приносит тебе страдания, но вырваться вот из этих когтей дьявола у человека далеко не всегда получается. Только с помощью Божьей. Только милость Божия может вырвать человека из власти греха. Вот я приведу пример. Конечно, пример этот крайний, но зато он всем понятный. Посмотрите на наркомана – он ведь и рад бы стать здоровым человеком, он понимает, что эта болезнь ведет его к страданию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сделать не может! Это самый настоящий раб, скованный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он исполняет волю своего хозяина, он исполняет волю своего господина, он исполняет волю дьявола. И вот в этом смысле, посмотрите, от Бога человек может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не препятствует, а вот вырваться от дьявола бывает очень-очень сложно!

Конечно, титул «раб Божий» – он используется только в сакраментальной жизни Церкви, в таком простом человеческом общении мы друг друга не называем рабами Божьими. Допустим, на службе я не говорю своему алтарнику: «Раб Божий Владимир, дай мне кадило», я его называю просто по имени. А вот когда совершаются церковные Таинства, то тогда мы добавляем вот этот титул «раб Божий». Например, «крещается раб Божий такой то», «причащается раб Божий такой то». Или молитва о здравии, или за упокой – тоже перед именем добавляется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть свидетельство веры этого человека в Господа Иисуса Христа и его намерения исполнять то, что Бог велит, потому что без веры человека и без его намерения следовать тому, что ему говорит Господь, любое Таинство будет профанировано.

Но вот, что еще важно понимать – раб Божий – не отражает сущность наших отношений с Богом, ведь через Боговоплощение Бог стал человеком, Он стал одним из нас, Он называл нас своими братьями, более того Он говорит: «Я не называю вас уже рабами, Я называю вас своими друзьями». Христос научил нас обращаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – говорим мы в молитве. И между членами семьи есть обязательство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небесному Отцу проявляем тем, что служим Ему, исполняя Его заповеди. Как об этом сказал Сам Господь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблюдать заповеди Мои!» Раб Божий, значит, служитель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Свобода, то человек, дерзающий называть себя «рабом Божиим», должен понимать, что это обязывает быть его не служителем дьявола, не рабом греха, а служителем любви, истины и свободы. И вот в чем здесь ущемление человеческого достоинства я, честно говоря, понять не могу!

В молитвах, когда верующие люди произносят такие слова: «Яко свинья лежит в грязи, так и я». Разве здесь не унижение – сравнивать человека со свиньей? Я вот знаю такой пример про Льва Толстого, который в книге «Псалтирь» на полях напротив фразы: «Я в беззакониях зачат и во грехе родила мать моя», написал: «Но это уже слишком!» И сегодня сравнение со свиньей, смирение, послушание, наименование рабами – является неким порогом, который просто невозможно перешагнуть, чтобы войти в храм.

Давайте пока смирение и послушание оставим в стороне, а вот поговорим о словах этих молитв, которые кому-то, может, кажется, задевают их достоинство. Ведь все эти молитвы, о которых Вы сейчас сказали, они носят покаянный характер, а когда человек в чем то раскаивается, когда он сокрушается, то он не только в молитве, он в повседневной жизни может сам себя ругать. Более того, он может сам себя бить, вот этот жест – бить себя в грудь, что это значит, это значит – бить самого себя, то есть, наказывать самого себя за тот проступок, который ты сам совершил. Иногда эти действия сопровождаются сравнениями с животными, прямо скажем, не с самыми благородными. То, что касается пятидесятого псалма, то он так и называется – покаянный псалом и очень широко используется в молитвенном правиле. Давид написал этот псалом после того как пророк Нафан обличил его в двойном преступлении – в убийстве человека и в воровстве чужой жены. И вот, осознав то, что он совершил, придя в ужас от содеянного, Давид пишет этот пятидесятый псалом и в частности эти слова, которые столь смутили графа Толстого: «В беззакониях я зачат и во грехе родила меня мать моя». И вот это покаянное сокрушение конкретного человека в его конкретной жизненной ситуации ни в коем случае нельзя воспринимать как позицию христианской церкви на вопросы зачатия и рождения ребенка. Конечно, человек зачинается не в беззаконии и рождается человек не в грехе. Зачатие и рождение – это заповедь Божия, это благословение Божие, а уж никак не грех!

Насколько я понимаю, мы не должны буквально воспринимать Священное Писание, в данном случае книгу «Псалтирь»?

А: Когда мы читаем «Псалтирь», то мы должны иметь в виду, что это определенный литературный жанр, это древняя еврейская поэзия. И в «Псалтири» содержится всё, что присуще этому жанру: и образность, и преувеличение, и эмоции. Псалмы люди писали по разным поводам – это и благодарение Богу, и хвала Богу, и просьба о помощи, и покаяние, и в минуты скорби люди писали псалмы. И, несмотря на то, что все это Священно Писание, мы должны четко разделять: где там слово Божие, а где там человеческие эмоции.

Почтенно ли быть рабом Божиим? Сила в этом или слабость?

Современные новые язычники считают христианство – религией слабых, говорят, что быть рабом Божиим унизительно и недостойно человека. Почитая своих идолов – бездушное солнце, перуна и др. языческих идолов, они гордо заявляют: «Мой бог меня рабом не кличет». Впрочем последнее утверждение вполне понятно – языческие боги никого и никак не кличат, ведь они не могут разговаривать, т.к. являются неодушевленным творением.
Итак, стыдно ли – признавать над собой владычество Единого Всеблагого Несотворенного Бога, Творца всего мира, или же сила в словах современного нового язычника, говорящего: «я не раб Бога, хоть Он и Владыка и Творец всей Вселенной, имеющий власть над миром по праву Творца, – я же сам по себе»?

Прежде чем ответить на вопрос: «Почтенно ли быть рабом Божиим, сила в этом или слабость?», подумаем: а что означает быть рабом Божиим? Для наглядности, рассмотрим как аналогию некоторые примеры рабства среди людей. Если человек стал рабом другого человека, то раб этот не может быть уже ничьим рабом, кроме своего хозяина. А хозяева рабов, как мы знаем, могли иметь разные социальные статусы. Один хозяин мог быть простым сапожником. А другой мог быть царем. Раб царя всегда был выше раба сапожника, да иногда и просто знатные люди по положению были ниже царского раба. И кто посмел бы тронуть раба царя, оскорбление и обида царского раба – это вызов и унижение самого царя. А кто сможет сравнить статус и величие царя земного с величием Владыки всего мира, на Которого не смеют взирать и святые ангелы, но закрывают лица свои от сияния славы Великого Царя.
Из этих размышлений мы видим, что быть рабом Божиим – большая почесть.

«Что же значит быть рабом Божиим?»^

Быть рабом – значит работать на своего господина. А если человек – раб Всеблагого, Премудрого, Единого Несотворенного Бога, то что является предметом его работы, на что он работает? А работает он на саму Истину, на саму Любовь, на Праведность, на Вечность и награду поэтому он получает вечную.
Постыдна ли такая работа, или похвальна? Почетна или унизительна?
И напротив, если человек не является рабом Божиим, то он тоже работает, но на другого господина. Работает он на неправду, на свое чрево, на поиск удовольствий, на удовлетворение своих страстей. Поэтому, те кто считают, что они никому не рабы. Говорят: «Мы не рабы, рабы не мы». На самом деле конечно же заблуждаются, они рабы прежде всего своих грехов, угождая своим страстям, они являются рабами бесов и самого диавола. Поэтому и Господь таким людям говорит: «Отойдите от Меня все работники неправды, не знаю вас».

К вопросу о силе и слабости^

Человек сам по себе очень слаб, он не может выдержать даже столкновения с автомобилем, не может прожить без воздуха и 10-ти минут, ему нужно есть и пить, и при этом совсем не плохо иметь теплую одежду. Только Единый Несотворенный Бог самодостаточен, Он имеет все совершенства, которые только может помыслить наше сознание: Он не имеет возраста, т.к. пребывает вне времени и является его Творцом, Он не имеет начала по Своему бытию, но Сам является Источником жизни для всего, Он не может постареть или измениться, к совершенству невозможно ничего добавить и ничего убавить. И простой человек, раб Высочайшего Царя, становится причастным бесконечной Его силе. Поэтому раб Божий – сильный человек, т.к. источник его силы не в нем самом а в бесконечном Несотворенном Боге. Как человек может быть причастным Божественной силе? Рассмотрим примеры. Посмотрим на Давида и Голиафа – кто из них сильнее? Очевидно, что хрупкий и кроткий Давид с Богом намного превосходит в силе великана Голиафа. А какой источник силы имел Самсон, Георгий Победоносец, или наш богатырь Илья Муромец? Св. прп. Максим исповедник, говорит: «Я да Бог – это уже большинство, причем подавляющее». Если с нами Бог, то кто против нас? А посмотрим на православных мучеников – победили они или проиграли? Чего добились от них мучители? Смогли ли они силой и пытками заставить православных мучеников отречься от Христа и принести жертву идолам? Кто был источником их твердости и мужества? Из мученических актов мы знаем, как множество мучителей избивая христианина палками, в изнеможении падали от усталости, – не хватало сил, а мученик оставался твердым и непреклонным, потому что источником твердости и мужества мученика была неисчерпаемая сила Христова. Кто оказался сильнее: мучитель-язычник, или мученик христианин? И мучители, видя силу Божию, изобильно действующую в святых мучениках – сами объявляли себя христианами, обрекая себя на смерть телесную и получая нетленный мученический венец и нетленную награду от Великого Царя царей Христа.

Итак второй наш вывод: раб Божий – это сильный человек, а источник его силы не в накачанных мышцах, а в Бесконечном и Несотворенном Боге.

А можно ли сказать и про диавола, что он раб Бога? Да, можно, только он непокорный раб, упрямый, чья выя тоже преклонится перед Богом. В день Суда Божия диавол будет брошен к ногам Христовым, а после выброшен в озеро огненное.

Что говорится в Священном Писании о понятии «раб Божий»^

Необходимо сперва сказать о характере нашего Господина, Царя неба и земли, Творца всей Вселенной, Царя ангелов и всех святых.
Из рассмотрения примеров рабства среди людей мы знаем, что хозяин раба может иметь различные нравственные характеристики. Один хозяин может быть добрым, великодушным, честным… А другой хозяин может быть злым, завистливым, блудником, пьяницей, скупым, сребролюбивым.
Какого Царя почитаем мы: – Творца Вселенной, Единого Несотворенного, Всемогущего, Премудрого, Совершенного Бога, Который совершен во всем. Совершенство не может быть в чем-то ущербным, оно не может измениться. Весь мир и само время имеет начало, а причина начала – Безначальный, Тот, кто никогда не начинался. Он нас сотворил, и Он один достоин почитания. Не безумие ли, если Божие творение (человек), вместо своего Творца начнет прославлять, обожествлять другое творение, причем неодушевленное? (О совершенствах же Творца Вселенной поразмышляем еще отдельно более подробно).
Мы кратко сказали о характере и совершенствах нашего Царя. Необходимо осознавать, что и рабы могут иметь различные нравственные характеристики. Они могут быть добрыми или злыми, верными или нерадивыми.

Смотрите так же:  Лечение тахикардия у детей

Как описывается положение доброго, верного «раба Божия» в Евангелии? Рассмотрим отношения Господина нашего Царя и рабов Божиих, как они описаны в Евангелии.

Господь говорит о бодрствующем рабе так: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими. Истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». ( Лк.12:23-48 ).

Вспомним и Тайную Вечерю. Господь Сам препоясался, посадил учеников Своих, подошел и стал служить им, и умыл им ноги. ( Ин.13:4-7 ). Посмотрим на положение «доброго раба» в Евангелии, унизительно ли оно? Унизительно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?

Толкование данного Евангельского отрывка:
Для такого слуги сам Господь становится слугой. Ибо сказано: «и посадит их, и, подходя, станет служить им». Господин в этой притчи – Христос Сын Божий (как Личность неимеющий начала, рожденный и рожающийся от Отца прежде всех веков, как свет рождается от света, и не может источник света быть без самого света, но если источник света вечный, то свет исходящий из него вечный, не имеет начала, но рождается вечно и непрерывно). Он, восприняв человеческую природу как бы невесту и соединив с Собой, сотворил брак, прилепившись к ней в плоть едину. Возвращается Он с небесного брака, открыто пред всеми, при кончине вселенной, когда придет с неба во славе Отца. А также возвращается невидимо и неожиданно являясь во всякую пору, при кончине (при смерти) каждого в частности. Блж Феофилакт.

«Блаженны рабы те…» Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. Лопухин).

«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Пётр: — Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: — Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». ( Лк.12:23-48 ).

(Изъяснение понятия первой, второй, третьей «стражи» – различный возраст человека: первая – юность, вторая – мужество, а третья – старость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни случилось возрасте найден будет бдящим, а не беспечным относительно добродетели).

«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт господин мой», — и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». ( Лк.12:23-48 )

Любовь Царя Небесного к Своим рабам. Мера любви Божьей^

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». ( Ин.15:15-27 ).

«Я — пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Наемник, а не пастырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник, и нет ему дела до овец. Я -пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец. И другие овцы есть у Меня — не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я полагаю душу Мою, чтобы снова принять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее, и власть имею снова принять ее. Эту заповедь Я получил от Отца Моего». ( Ин.10:11-18 ).

В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45).

Как описывается положение раба Божия в Евангелии^

Чтобы даровать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (истощил), и Сам принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». ( Флп.2:7 )

Толкование текста: Сам Себя добровольно обхитил, — опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.

Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба — не признак, а норму раба. Слово: раба — употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба — естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим — приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий — питается и содержится Другими; всеведущий — не ведает; всемогущий — связывается; источающий жизнь — умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным. Свят. Феофан Затворник.

Итак, Христово самоуничижение — самое прекрасное проявление любви ( 1Ин.4:10 ). Когда Христос пришёл в грешный мир, Он не имел богатств и славы ( 2Кор.8:9 ), подвергся насмешкам, искушениям и мучениям ( Евр.4:15, 5:7-8 ), переносил страдания по человеческому естеству ( Лк.4:2 ), во всем уподобившись человеку кроме греха ( Евр.4:16 ), испытал богооставленность ( Мф.27:46 ), был осужден как преступник, претерпел смерть и погребение ( Мф.27:60 ), взяв на Себя наши грехи ( 1Пет.2:24 ) и восстановив человеческую природу для обновленной жизни с Богом ( Рим.6:3 ). Так и христиане, желая жить по Евангелию, отрекаются себя и несут крест свой с радостью ( Лк.9:23 ), не увлекаясь благами мира сего, привилегиями, богатством, удовольствиями.

Раб Божий – это воин Христов и усыновленный сын Бога Отца, сотелесник Христа – Бога по естеству^

Человек, принимая Крещение, именуется не просто рабом, но воином Христовым. В крещении из его сердца изгоняется нечистый дух, который находился в нем от рождения до Крещения. И он вступает в победоносные ряды воинов Христовых. Бог не может быть не победителем, и воины Христа – победители, т.к. обладают бесконечной силой Несотворенного Бога.

Против кого воюет Христов воин, отвечает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ).

Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». ( Еф.6:14 ).

Скажу больше: в Крещении человек усыновляется Богу, и дерзает называть Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обращаются рабы Божии к своему Великому Царю Несотворенному Богу.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». ( Ин.15:15-27 )

Что же ожидает рабов Божиих, что им уготовано?^

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ).

«Преподобный Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души». ?

Господь говорит: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой. ( Ин.12:25 )
А где Христос? – одесную Бога Отца. Видите на какую высоту возведены рабы Божии?

Что же вне Царствия Божия и подданных Великого Царя – рабов Божиих?^

«А вне – псы (т.е. гомосексуалисты) и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (т.е. работающий на неправду)». ( Откр.21:8 )

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ( Откр.22:15 )

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». ( 1Кор.6:9 ).

Многие добровольно лишают себя почести звания «раба Божия», не желая очистить грязь со своей души в Крещении, Исповеди и Причастии, или отрекаясь от Христа, и исполняя свои прихоти, угождая своим страстям, они становятся рабами «простых сапожников» – мерзких, нечистых бесов, падших ангелов, именно они являются хозяевами всех нерабов Божиих.

Итак, призываю всех христиан достойно нести почетное звание раба Божия — Вседержителя всего мира, звание воина Христова, и не потерять божественное усыновление данное нам даром.
Храни всех Христос!

Раб Божий — сложности перевода^

Из книги «Современный библейский перевод Теория и практика»

Верующий человек в Библии называет себя слугой/рабом Божьим. Для той культуры это было вполне обычное название, которое не содержало никаких негативных коннотаций, рабом называл себя низший при обращении к высшему, пусть даже это были царь и его приближенный. Свобода для нас — абсолютная ценность, так что в нашей современной культуре слово раб связано с бесправием и унижением, да и слово слуга не намного лучше (только, в отличие от слова раб, оно не образует устойчивого словосочетания со словом Божий). Может быть, лучше сказать служитель Божий? Но это выражение в свою очередь связано с клерикальным подтекстом: так можно назвать некоего очень важного епископа, но не простого верующего. Идеального решения нет. В алтайском языке есть два слова: кул «раб» и jалчы «работник» (от jал «плата»). Оба не понравились части читательской аудитории: первое звучит слишком приниженно, второе намекает на наличие платы. Было решено переводить глагольно: jалчы болуп «будучи слугой», что, по словам читателей, смягчало негативный эффект от второго слова.

На полях стоит заметить, что для людей библейской эпохи свобода просто не была базовой ценностью, как для нас. В Библии практически нигде не говорится о ней как о необъемлемой принадлежности всякого человека (такое понимание характерно скорее дли греко-римского мира), мы читаем на ее страницах не столько о свободе, сколько об освобождении или избавлении (от рабства, болезни, несчастий или даже смерти). Для сравнения: сегодня принято говорить о здоровье как основной ценности (здоровый образ жизни и проч.), тогда как в более традиционных обществах речь идет скорее о выздоровлении в случае болезни, а обычное состояние человека вовсе не воспринимается как болезненное (в отличие от современной манеры врачей называть всех своих пациентов «больными»). Это не значит, что в древности болели реже и менее тяжело (скорее как раз наоборот!), но значит, что восприятие здоровья и болезненности отличалось от современных. Точно так же и свое подчинение Богу, царю или обычному начальнику люди не воспринимали как нечто унизительное, требующее немедленного вмешательства.

Все это можно попытаться разъяснить в словаре, а еще лучше — в отдельной статье, но что делать в переводе? Вот основные варианты.

  • Использовать самое основное и традиционное обозначение: раб Божий. Велик риск неверного понимания, но сохраняется традиционный концепт.
  • Смягчить это выражение подбором иных слов: слуга/служитель Божий. Решение компромиссное, со всеми плюсами и минусами.
  • Постараться переформулировать само выражение: кто вернослужил Богу. С одной стороны, такой оборот звучит гладко, но ого трудно применять последовательно, к тому же гак разрушается «титульность» оригинала: например, в 1Тит. 1:1 Павел с самого начала говорит о себе, что он «раб Божий» (δοῦλος θεοῦ), и это заставляет читателя сразу вспомнить о подобном именовании Моисея ( 1Пар. 6:34 ).

Другие статьи

  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Стихотворение детям про семью Сборник стихов о семье Также читайте другие стихи о семье на нашем сайте Мы снимаем большое кино. Мы трактуем по-своему роли. То в массовке немое звено, То беремся за главные роли. Мы играем детей и родителей, Где-то в чем-то виновных и правых, Проигравших и […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Дротаверин таблетки инструкция по применению для детей Дротаверин - официальная* инструкция по применению Торговое название: Дротаверин Международное (непатентованное) название: дротаверин Химическое рациональное название: 1-(3,4-диэтоксифенил)-метилен-6,7-диэтокси-1,2,3,4-тетрагидроизохинолин (в виде […]
  • Синекод сироп от кашля инструкция по применению для детей Синекод сироп - официальная* инструкция по применению Инструкция по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: СИНЕКОД® Международное непатентованное наименование: Бутамират. Химическая структура: […]
  • Особенности субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте Ваш психолог. Работа психолога в школе. Последние новости Самое популярное Ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть "любимчики", то его ореол разрушается. В первое время дети стремятся точно […]