Почему ребенок боится идти в школу

Ребенок боится школы: что делать?

Часто случается, что ребенку исполняется 6-7 лет, и вот уже пора идти в школу. Но ребенок говорит, что боится школы и не пойдет учиться. При этом в подготовительной группе детского сада проводятся занятия, где ребенок боится отвечать: вдруг не так скажет, и над ней будут смеяться. Что делать и какие меры принимать?

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Часто родители будущего первоклассника видят свою задачу в том, чтобы обучить его счету и чтению, воспитать навыки усидчивости и послушания. Между тем есть еще одно абсолютно необходимое условие — у ребенка должен быть достаточный опыт общения, опыт жизни в коллективе сверстников.

Почему это вдруг ребенок отказывается идти в школу, еще не зная толком, что его там ждет? Потому что он не уверен в себе, в своих силах и заранее настроен только на неудачи. Разумеется, причины этой неуверенности могут быть и внешними. Малыши очень доверчивы, внушаемы, они принимают на веру любые слова старших (даже если старшему всего на три-четыре года больше). А эти «старшие» нередко важничают перед малышами, преувеличивают трудности и неприятности, с которыми им приходится встречаться в школе.

Бывает, что и взрослые — по необдуманности, по неосторожности — оказываются причиной страха, если в рассказах о школе они чересчур напирают на суровость дисциплины, трудности учения, если чересчур часто и явно жалеют малыша, которому придется «ко всему этому» привыкать. Значит ли это, что следует рассказывать детям только о привлекательной стороне школьной жизни? Нет — ведь с трудностями им на самом деле придется столкнуться. Главное, вы вот что должны показать ребенку: трудности преодолевает труд; всякое дело или поручение выполнимы, стоит только приложить усилие.

А истинную меру, истинную проверку своих сил и возможностей малыш может найти только в коллективе сверстников. Разумеется, наши мнения и оценки важны и значимы для него; но верны ли они, справедливы ли — это и проверяется в общении со сверстниками. Ребенок, внутренне не настроенный на такое общение, может быть и развитым и умным — и все же будет чувствовать себя неуверенно, ему покажется трудным всякий экзамен перед аудиторией, большей, чем папа и мама.

Приглядывались ли вы к тому, как ведет себя дочка в играх с другими детьми? Чувствует ли она себя уверенно, или, напротив, слишком уступчива и пассивна, или вообще больше любит играть одна? Последнее уже плохо: игры со сверстниками малышу просто необходимы. Право же, легче лишний раз подмести и убрать за детьми, чем впоследствии с тревогой следить за беспомощностью и застенчивостью ребенка.

В совместных играх малыш приучается сравнивать и соизмерять свои усилия с усилиями других и отстаивать свои права. Правда, здесь не обходится без сложностей. Чувство зависти, ненависти, как правило, незнакомо детям младшего возраста, но желание добиться успеха может задеть самолюбие ребенка, привести к преувеличению духа соперничества в игре, и тогда он всячески стремится добиться первых ролей, не очень-то разбираясь в средствах (и применение силы, и попытки унизить соперника, ругая и дразня его). Сильному, хорошо развитому ребенку нет нужды изощряться в средствах, определяя свое место в группе. Слабый или просто застенчивый ребенок вынужден более изобретательно относиться к выбору средств.

Стремление избежать неудачи здесь нередко приводит к уклончивости, хитрости, трусости. Это не удивительно: застенчивость и робость весьма часто соединяются с очень сильным (хотя и скрытым) самолюбием и повышенной чувствительностью ко всему происходящему. Ребенок, для которого чрезвычайно много значит любой упрек, шутка, насмешка, столь же чутко воспринимает и любую похвалу, любое одобрение.

Помните об этом и соблюдайте здесь меру. Но всякий раз, когда от ребенка потребовалось какое-то усилие, хотя бы незначительное, не забудьте одобрить или как-то отметить это. А главное, помогите ребенку выработать добродушное, с юмором, отношение к происходящему, дайте ей понять, что детские дразнилки, насмешки — свидетельство скорее не превосходства, а слабости.

Практические советы родителям, если ребенок боится идти в школу

Все эти советы помогут яснее ориентироваться в сложившейся воспитательной ситуации, если ребенок боится школы. А какие практические меры здесь возможны? Постарайтесь, чтобы у ребенка появились подружка или друг из тех ребят, кто тоже готовятся к школе. Если друг или подружка окажется смелее и активнее, ваш ребенок потянется за ним; если друг в чем-то слабее — лидерство и для самого ребенка будет полезным (ведь роль ведущего к чему-то обязывает).

Воспитательница детского сада может помочь ребенку, который боится идти в школу, справиться с нерешительностью и застенчивостью, предоставив ей какую-то ответственную роль в детской группе, скажем роль дежурной или санитара. Стоит, наверное, и познакомиться с родителями тех ребят, которые вместе с вашим ребенком пойдут в школу: тогда можно будет и послать ребенка в другую семью с каким-то поручением и организовать совместные игры детей, совместные прогулки.

В заключение приведем слова одного из психологов: «В деле воспитания истинный секрет состоит в том, чтобы уметь использовать все необходимое, все выгодное и устранять то, что может принести вред». Не стоит отчаиваться при первой неудаче — надо неустанно искать новые пути к сердцу и разуму ребенка.

Ребенок боится школы

Когда детям исполняется 6-7 лет, приходит время идти в первый класс. Но что делать, если ребенок боится школы? Страх остаться без поддержки мамы и папы в незнакомом месте и с чужими людьми вполне понятен. Если уговоры не срабатывают, родители начинают ощущать беспокойство. Не нужно отчаиваться – на помощь придут советы психолога.

Почему возникает школьная фобия?

Существует несколько причин, почему ребенок боится идти в школу. Новая жизнь может пугать его; малыш привык находиться рядом с родными людьми. В то же время у стеснительных детей или тех, кто не посещал детсад, могут возникать трудности с коммуникацией. Это тоже приводит к развитию фобии.

Одноклассники и учителя – незнакомые люди, с которыми необходимо подружиться. А что, если первокласснику не удастся найти общий язык с кем-то из них? Это пугает и заставляет понервничать даже взрослых, устроившихся на новую работу. Если это является основной причиной того, что ребенок боится идти в школу, – советы психолога помогут решить эту ситуацию.

Плохое впечатление об учебном заведении у малыша может сложиться и в результате необдуманных высказываний родителей о негативном опыте учебы и строгости дисциплин. Подобные истории могут создать у него впечатление, что школьная жизнь невероятно трудна, а значит – лучше постараться избежать ее. Такая линия поведения может привести даже к прогулам занятий и побегам из дома.

Причиной того, что ребенок боится ходить в школу, может быть возросшая физическая и психоэмоциональная нагрузка. Вчера ваш сын или дочь играли с друзьями и веселились; сегодня же они должны учить уроки и получать хорошие оценки. К ним предъявляются особые требования, обязательные к выполнению. Даже первоклассник с высоким уровнем интеллекта может забеспокоиться и потерять уверенность в себе.

Ребенок боится ходить в школу: что делать?

Разобраться с причинами, связанными с возникшей фобией у малыша, могут помочь некоторые полезные советы. Заставлять и ругать чадо не рекомендуется, ведь подобное воспитание усугубит ситуацию. Чтобы ваша дочь или сын ходили в учебное заведение с улыбкой на лице, начинайте готовить их к взрослой жизни заранее. Пусть первый учебный год приносит им радость и веселье. Говорите о пользе учебы, возможности найти новых друзей, научиться интересным вещам.

Смотрите так же:  Документы для оформления пособия по уходу за ребенком папе

Итак, если ребенок боится идти в школу, что делать родителям? Рассмотрим рекомендации психологов:

познакомьте малыша с учебным заведением еще до начала обучения. Так, многие директоры организовывают подготовительные курсы;

поиграйте с ним в школу дома;

постарайтесь, чтобы у него появился друг, который тоже готовится к первому классу и относится к этому со спокойствием и любопытством;

расскажите о приятных впечатлениях из своей учебной жизни;

разрешите приводить домой друзей и одноклассников;

обсудите с ним причину страха и постарайтесь вместе найти способ от нее избавиться.

Если же ваш сын или дочь уже второй или третий год боятся ходить на занятия, стоит поговорить с учителями. Возможно, их кто-то обижает из сверстников или старшеклассников, учитель относится предвзято. Любые замеченные вами отклонения от нормы не должны оставаться без внимания. Если не удалось справиться со сложившейся ситуацией самостоятельно, обратитесь к психологу.

Где можно записаться на консультацию к психологу?

Ваш ребенок боится школы? Что делать в этой ситуации и куда обратиться? Самым правильным поступком станет посещение психологического центра «Инсайт». Он разработает отдельный курс занятий, консультаций или психологических тренингов для вашего малыша, которые навсегда помогут избавиться от данной фобии. Звоните!

«Она боится идти в школу»

Почему-то многие взрослые считают, что шести-семилетний ребенок просто мечтает пойти в школу, что это событие должно наполнять его гордостью, ведь теперь он не «просто ребенок», у него есть свое важное дело. Так ли это? Мнение психолога Людмилы Петрановской.

Людмила Петрановская, семейный психолог, специалист по адаптации приемных детей, лауреат премии Президента РФ в области образования, автор нескольких книг, в том числе «Что делать, если. » (АСТ, 2012).

Помните умилительное стихотворение Агнии Барто про Петю, который перед первым сентября не спит всю ночь?

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

На взгляд психолога, в этой ситуации уже есть предвестники школьного невроза, причем передающегося в семье из поколения в поколение. И в реальной жизни все больше семей сталкиваются с тем, что ребенок в школу идти вовсе не хочет. Или даже хочет, но при этом так нервничает, что теряет покой и сон. Детские врачи знают синдром третьей недели сентября — на фоне стресса чуть не половина первоклашек заболевают. Тревожиться при начале нового дела, нового этапа в жизни нормально, но уровень тревоги наших первоклассников явно зашкаливает. Почему так?

В нашем обществе сложилось представление о школе как судье и оценщике ребенка и семьи. Школьные успехи становятся главным мерилом качества воспитания. Задолго до семи лет ребенку говорят: «Как ты в школе будешь, такой неаккуратный?» «Ты думаешь, в школе кому-то понравится, как ты себя ведешь?» или не ему говорят, а родным и знакомым, с явным страхом: «Не представляю, как она будет учиться, с ее-то характером».

Часто детей заранее отдают в группы подготовки, нулевки. Казалось бы — неплохая идея, пусть дети в менее наряженном ритме, понемногу, привыкнут к классу, учительнице, им потом будет легче. Но на деле подготовка часто оборачивается дополнительным стрессом. На ребенка просто на год раньше обрушивается школьная дисциплина, он на год раньше обнаруживает, что в школе его будут постоянно оценивать (никакие звездочки и флажки вместо баллов тут ничего не меняют, оценка есть оценка), а главное — он обнаруживает, что его успехи в классе сверхважны для семьи. Встречая детей после занятий, мамы и бабушки буквально набрасываются с вопросами: «Что вы сегодня делали? А ты отвечал? Ты руку поднимал? А ты ответил? А еще кто-то ответил?». Подходят к учительнице, расспрашивают ее: «Ну, как мой?» Внимательно рассматривают прописи и бурно реагируют: «Как ты красиво написал!» или «Ну, что это, совсем не старался, как курица лапой». Да уж, я теперь не просто мальчик, понимает ребенок. Не просто мамин и папин, бабушкин и дедушкин любимый Петенька. Я теперь мальчик-лучше-всех-в-классе или мальчик-не хуже-других, или даже мальчик-который-не-тянет. И для родителей это очень важно. Важнее всего остального.

Взрослые люди, вспоминая детство, иногда так и говорят: «Мое детство кончилось, когда началась школа». Или даже так: «Когда началась школа, я потерял родителей. Больше меня для них не существовало, их интересовало только, как я учусь». И дальше может быть история про отличницу, которой не позволялись ни одной четверки, потому что «это позорит семью». Или про двоечника, которому, как теперь, задним числом, понятно, просто нужны были специальные занятия с логопедом по чтению и письму, а тогда, много лет назад, он в одночасье из любимого сына превратился в «горе мое для мамы и в «обнаглевшего бездельника для папы. Это, конечно, крайности, но, так или иначе, почти все дети чувствуют, что вступили со школой и родителями в очень нервную игру, в которой от них очень много ждут, и на кон поставлено самое ценное для ребенка — его отношения с близкими.

Дело отягощается тем, что, как точно подмечено в стихотворении Барто, родители, а особенно бабушки и дедушки сами нередко имеют весьма травматичный опыт советской и российской школы, в традициях которой — обычное, такое естественное для ребенка незнание (не смог отыскать реку на карте) приравнивается к преступлению, становится основанием для приговора: ты двоечник, неудачник, всеобщее разочарование. Кто из нынешних бабушек и дедушек не хотел провалиться сквозь землю под осуждающим. уничтожающим взглядом учителя? Им так хочется подстелить соломки, обезопасить от мучительного опыта своих обожаемых внуков — и они сами не замечая, загоняют ребенка в западню. В результате их внуки боятся школы уже заранее.

Очень хотелось бы, чтобы эта ситуация менялась, и тут многое зависит и от самой школы, но начинать, мне кажется, надо с родителей. Важно чтобы именно они вспомнили, что школа — это учреждение, которое существует на их налоги и для их детей. Ее цель — создать детям условия для полного и радостного развития, а вовсе не оценивать достоинство самого ребенка и его родителей. Если ребенок чего-то не знает или не умеет — так на то и есть школа, чтобы помочь, подсказать, научить, и родители подключатся, если надо будет. Школьные успехи — не цель жизни, и уж точно нельзя позволять им ломать отношения с ребенком и его преставление о себе. Через 20 лет не будет важно, насколько ровно ваш ребенок писал палочки, а вот если на него за ошибки орали, или он видел, что мама сильно разочарована в нем, это может серьезно отразиться на его уверенности в себе и будущих успехах. Если сохранять спокойствие и оптимизм не удается, поскольку свой собственный опыт жизни в треугольнике школа-ребенок-родители был болезненным, позаботьтесь о себе, обратившись за помощью 1 .

Смотрите так же:  Уроки воспитания детей 11 лет

Младших школьников, которые боятся идти на уроки, родители уговаривают перестать трусить, ругают, или вовсе ведут в школу насильно. Эти меры могут спровоцировать физиологическую реакцию на стресс, но все эти симптомы проявляются только в дни школьных занятий.

Ребенок боится школы как таковой

Обычно такая фобия возникает у будущих первоклассников. У малыша начинается новая жизнь в окружении новых людей. Ему все незнакомо, дорога в школу непривычна, неизвестны правила поведения во время занятий. От такого страха может спасти профилактика: познакомьте ребенка со школой еще до того, как он туда пойдет.

Если у ребенка нет старших братьев и сестер, то пригласите в гости друзей с детьми, которые уже учатся в начальной школе. Пусть они расскажут об уроках, учителях, общении с одноклассниками. Поведайте ребенку о собственных воспоминаниях: ребенку будет спокойнее, если он будет знать, что вы когда-то тоже переживали нечто подобное.

Ребенок боится одноклассников

Дети, не посещавшие детский сад, скорее всего будут испытывать проблемы с коммуникацией. Они будут бояться встречи с одноклассниками, опасаясь того, что она принесет только дискомфорт.

Как вовремя распознать у ребенка боязнь общения с одноклассниками? Предложите малышу поиграть в школу: если среди игрушек, которые на время станут «учениками», возникнут конфликты, это и есть демонстрация детской фобии перед сверстниками.

Если вы в детстве испытывали те же проблемы с общением, не ленитесь – изучите специальную литературу, чтобы понять, какие меры предпринять для коррекции поведения вашего ребенка.

Если же ребенок учится второй или третий год, но его страхи до сих пор реальны, это сигнал, говорящий о том, что малыша действительно обижают одноклассники. Действуйте: ходите с ребенком в кино, в походы, устраивайте праздники и детские вечеринки. В начальной школе отношение сверстников к ребенку скорректировать легче, чем в средней.

Ребенок боится учительницы

С первой учительницей ребенка лучше познакомить заранее. Если ее поведение вас настораживает, стоит провести разведку боем: попробуйте провести исследование и выяснить мнение об этом педагоге у других родителей. Если опасения подтверждаются, лучше перейти в другой класс, или даже поменять школу.

Впрочем, у добрых учителей дети тоже не всегда учатся хорошо. Это связано с тем, что какой-то предмет просто не дается вашему ребенку. Учительница обращает на это внимание и ставит плохую оценку. В результате ученик начинает настраивать себя на очередную неудачную встречу и оценку. В беседе с ребенком постарайтесь отделить неудачу от учительницы: «она ставит оценку не потому, что плохо к тебе относится, а потому, что в твоей работе есть ошибки». Обязательно поддерживайте маленького школьника, если у него что-то не получается, хвалите за достижения в других областях: пусть он неправильно пишет некоторые слова, зато хорошо поет, быстрее всех считает или бегает. Конечно, это разные вещи, но ребенку очень важно чувствовать себя в чем-нибудь успешным, чтобы не терять интерес к учебе.

Ребенок боится, потому что чувствует страх родителей

Негативные воспоминания родителей о школе, как и чрезмерное беспокойство, непременно отражаются на самообладании ребенка. Если дома слово «школа» произносится с постоянной тревогой, эта эмоция прочно укрепляется в сознании маленького школьника. Это может закончиться бессознательным нежеланием посещать школу, даже если там его ничто не пугает. В данном случае нужно работать над собой, справиться со своими внутренними страхами. А ребенка, вернувшегося из школы, спрашивайте о том, что сегодня было в школе хорошего или смешного.

«Первоклассные» страхи маленьких дошколят. Ребенок боится идти в школу

Добрый день, мои дорогие читатели. Бывает, что первое сентября – праздник не для каждого первоклашки. Некоторые родители сталкиваются с тем, что ребёнок боится идти в школу, даже толком не зная, что его там ждёт. И тому может быть немало причин. Однако впереди ещё целое лето, потому предлагаю помочь семьям, в которых все рассказы будущему школьнику о том, как здорово учиться, пока вызывают не радость, а панический страх.

Хочу обратно в детский сад!

Некоторые дети боятся школы в принципе. И это понятно: не все готовы окунуться в мир перемен, ведь предстоит новый коллектив, новое помещение, даже новая дорога. А ещё придётся по целых 45 минут сидеть и не вертеться, учить уроки и слушаться учителя.

Свои «5 копеек» грустными воспоминаниями о школе вносят бабушка-дедушка-мама-папа, расписывая, какая там дисциплина, как они уставали от учёбы да с уроков сбегали. И если они начинают философствовать на тему «моё детство закончилось, когда началась школа», то «пиши пропало!» При таком раскладе желание будущего первоклашки задержаться в детском саду с каждым днём будет нарастать.

При детской фобии перемен психологи рекомендуют познакомиться с учебным заведением заранее: пройтись по кабинетам, заглянуть в столовую, где будут кормить вкусными завтраками и обедами, показать спортзал, где можно будет побеситься-повеселиться.

А если среди одногруппников по детсаду найдутся те, кто поступает с ребёнком в один класс, то этот «козырь» нужно выкладывать незамедлительно.

Перспектива быть рядом с Машей или Ваней, с которыми вместе на горшках сидели и пусть даже дрались и игрушки делили, – это волшебная пилюля против страха.

Ведь они, те самые ранее ненавистные Маша с Ваней, в чужой атмосфере до боли свои, родненькие. Так что заранее провентилируйте почву среди родителей, кто куда идёт в 1 класс, и получите шанс упростить жизнь себе и облегчить беспочвенные страдания будущему первоклашке.

К предстоящим расставаниям с родителями, пусть даже и на короткое время, не готовы обычно те дети, которые не ходили в детский сад либо посещали его, но каждый раз заходили в группу с горючими слезами. Чаще у ребёнка проблема кроется в страхе, что его не заберут, и он навеки-вечные останется жить в чужих стенах один-одинёхонек.

И вот он – долгожданный день, костюмчик и платьице наглажены, цветы в вазе стоят, ждут своего часа, портфель красуется в углу, а у ребёнка вдруг температура и болит живот. Знакомо?

Синдром хитрости, как называют его опытные родители, — детский организм на активный мысленный настрой не делать то, чего вовсе не хочется, реагирует на все 100%. И идти никуда не надо, и мама рядом скачет с морсиком и градусником – всё, как было задумано.

Чтобы с таким не столкнуться, придётся готовиться заранее — рассказать историю из своей жизни, как школа помогла найти новых друзей, объяснить, что учебное заведение вовсе не предназначено для того, чтобы кто-то там «заночевал», и все непременно после уроков спешат домой, чтобы поделиться новыми успехами и знаниями.

Некоторые родители, воспитывающие детей дома, стараются подготовить ребёнка в окунание в коллектив до начала школьных занятий, определив в детское общество на подготовительные курсы.

В этом есть несомненный плюс, однако советы психологов рекомендуют с этим быть осторожными, дабы не переусердствовать и не вызвать отвращение к учёбе ещё до того, как она началась.

Я буду плохо учиться!

Часто ребёнок не готов стать школьником, потому что боится получить двойку. Особенно это знакомо тем семьям, в которых есть не совсем успешные в учёбе ученики.

Важничая перед малышами, эти старшие братишки и сестрёнки обычно преувеличивают трудности, с которыми предстоит столкнуться, в красках рассказывают и на практике показывают, какие строгие учителя, и как они любят за каждый промах рисовать «лебедей», за что папа с мамой «по голове не погладят».

В итоге боясь не столько строгих педагогов, сколько потери родительской любви, в страхе стать не таким хорошим как раньше, ребёнок начинает заранее пасовать перед предстоящими трудностями, ещё с ними не познакомившись.

Советы психолога в данном случае сводятся к одному: не сравнивайте будущего первоклассника с другими детьми, в том числе с родными братьями-сёстрами и убедите в том, что всё у него получится, а двойки – это абсолютно не смертельно, и случаются они даже у самых умных и успешных.

Смотрите так же:  Развитие мотивов учения в младшем школьном возрасте

Там строгий учитель!

Менять полюбившуюся за годы детского сада воспитательницу Марию Петровну на новую, раздающую направо и налево «двойки» да «колы» строгую учительницу, имени которой даже ещё не знаешь, готовы не все дети. Из-за боязни неизвестности («А какая она? А вдруг злая?») к новым знакомствам многие будущие первоклашки не спешат.

Что делать в данном случае? Ведь никакие обещания, что «не так страшен чёрт, как его малюют», в большинстве случаев не помогают. Особенно, если ребёнок столкнулся в детском саду с требовательными педагогами и уже знаком с тем, как бывает трудно найти общий язык.

Таким «зайчишкам-трусишкам» хорошо бы подобрать подходящего доброго педагога по «сарафанному радио». Кто, как ни вы, уважаемые родители, знаете все проблемы вашего ребёнка, и вовремя подстелить соломы – ваша основная задача.

Зачастую приходится жертвовать углублёнными программами ради доброго учителя, идя в обычную школу вместо специализированной. Но почему бы и нет? Ведь если не сложатся отношения учитель-ученик, то никакие ни простые, ни сложные школьные программы «не пойдут» и вовсе.

А если вам ещё и удастся до 1 сентября познакомить ребёнка с будущим первым учителем лично – считайте, что большую часть страхов будущий первоклашка оставит позади.

Согласна, что детские страшилки чаще созданы их богатой фантазией, и из мухи вырастает большой слон нередко совсем без видимых на то причин. Однако относиться к вопросу боязни школы с насмешками и подковырками мы, взрослые, не имеем права.

Когда все семейные меры перепробованы, а поселившийся в детской голове страх устроился уютно и никак не хочет выходить, не стоит кидать: «А, пройдёт, справится!». Есть ещё одна последняя надежда для самых трусливых – пойти к детскому психологу. Он подберёт те ключики, которые родители не смогли найти, и тогда 1 сентября действительно станет праздником.

А не спрятался ли в Вашей семье тот самый зайчишка-трусишка, который боится школы? Может, пора стелить соломку?

Своими способами борьбы с «первоклассными» страхами маленьких дошколят делитесь в комментариях. И не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

10 способов помочь ребенку, который боится школы

В начальной школе часто можно встретить их – малышей, которым страшно. Кто-то боится учителя, кто-то – наступившей новой жизни, кто-то просто переживает невроз, вызванный всем одновременно. И учителю необходимо справиться с этими страхами, помочь ребенку обрести уверенность и стать успешным. О том, как это сделать, рассказывает детский психолог Татьяна Марковна Ильина.

Конечно, учителю в такой ситуации лучше всего работать в паре с психологом, но я понимаю, что это не всегда возможно: не во всех школах он есть. Я могу предложить 10 простых советов, которые могут помочь учителю оказать помощь ребенку.

Нередко бывает, что ребенок просто боится идти в школу. В ситуации, когда его не провожают родители, а ему надо всего лишь выйти из подъезда и пройти 50 м до входа в школу, он может свернуть в сторону и пойти в парк, в торговый центр или на детскую площадку. И сворачивать так день за днем. Имеет смысл в классе найти ребенка, который живет рядом, и попросить его провожать «гулену». Довольно быстро страхи, мешающие пройти эти 50 м и войти в школу, исчезнут.

Среди учеников начальной школы часто встречаются дети, боящиеся поднять руку и отвечать у доски. К этому нужно быть готовым. На первых порах стоит разрешить ребенку отвечать после урока, на перемене, наедине с учителем. Если же такого ребенка ругать, увещевать или заставлять выходить к доске при всем классе, страх может превратиться в травму, и вот с ней работать точно придется профессиональному психологу.

Иногда дети боятся отвечать, поскольку страшатся допустить ошибку. На такие случаи имеет смысл в кабинете держать несколько мягких игрушек: собачек, мишек, зайчиков. Дайте ребенку в руки собачку и пусть он отвечает от ее лица. От третьего лица всегда легче говорить.

Некоторые дети при ответе могут волноваться настолько сильно, что это им мешает сосредоточиться и отвечать верно. Предложите такому ребенку спокойно и глубоко подышать. Объясните, что волнение в такой ситуации – это нормально, и с ним легко справиться.

Не стоит формировать у детей дополнительные страхи, пугая контрольными или диктантами. И для вас, и для детей любая проверочная работа должна быть обычной частью процесса обучения. Вчера мы на уроке решали задачи у доски и в тетради, сегодня будем решать похожие задачи в тетради для контрольных работ, а завтра – будем учиться решать другие задачи.

Если ребенок боится учителя, стоит с ним поиграть, поменявшись ролями. Предложите ему (конечно, наедине) выступить в роли учителя, а вы сыграйте роль ученика.

Если ребенок не уверен в себе, дайте ему сложное поручение так, чтобы он понял, его не будут контролировать на каждому шагу, но поручение очень важное и его необходимо выполнить. Например, попросите его отнести папку в кабинет директора или поручите провести пять минут урока, поскольку вам срочно нужно сделать какое-то дело.

Если у вас в классе есть тревожный ребенок, посоветуйте родителям заняться его закаливанием, выдерживать для него четкий режим дня и прогуливать его перед сном. Все это снимает тревожность, успокаивает, укрепляет нервную систему.

Ребенку можно предложить визуализировать свой страх. Пусть он его нарисует. А потом закрасит рисунок целиком или сомнет и выбросит лист.

Если ничего не помогает, и ребенок чувствует себя в школе плохо, неуверенно, всего боится, попросите кого-то из его близких поприсутствовать на нескольких уроках. Иногда ощущение покоя и защищенности, которое ребенок чувствует в присутствии родителей, остается и после того, как родители ушли.

Другие статьи

  • Неделя температура у ребенка без симптомов У ребенка температура и больше ничего: что это значит, и что с этим делать Если бы мамы и папы при каждом повышении температуры у ребенка неслись сломя голову к педиатрам — получить аудиенцию у детских медиков было бы сложнее, чем у ватиканских кардиналов. К счастью, […]
  • Характеристика видов деятельности дошкольников Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Наталья Владимировна Григорьева Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются, проходят процесс […]
  • ОС ушакова развитие речи и творчества дошкольников Ушакова Оксана Семеновна Оксана Семеновна Ушакова — доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией развития речи и творческих способностей Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства», академик МАНПО, автор программы «Развитие […]
  • План урока английского языка детям дошкольного возраста План-конспект урока по английскому языку по теме «Животные» для дошкольников 6-7 лет Учитель составитель: Князева А.В. Возраст детей: 6-7 лет. Тема: «Animals» (Животные) УМК: И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская «Английский язык для малышей» под редакцией Н.А. Бонк. Предмет: […]
  • Школа развития детей в перми Школа развития детей в перми Тел.: 8 (342) 277 22 65, 8 912 486 30 55. Наш адрес: Пермь, ул. Сов. Армии, д. 37; Доп. офисы в Перми Схема проезда. Раннее развитие - Комплекс-курс раннего развития " ЛАДУШКА " (детям 9 мес. - 2 лет); - Комплекс-курс […]
  • Как часто стул у 7 месячного ребенка Частый стул у ребенка: нормально ли это? Частый стул у ребенка – болезнь или нормальное состояние? В зависимости от множества факторов, частая дефекация может быть как нормой, так и патологией. Как часто должен быть стул у ребенка? Примечательно, что мнения […]