Почему ребенок не сидит на месте

Если дети не сидят на месте

Отлично, если ребенок активный, подвижный, много и подолгу находится на свежем воздухе, пребывает в постоянном в движении и успокаивается лишь тогда, когда голова коснется подушки. Такие дети реже болеют, растут более жизнеспособными, в сравнении со своими спокойными сверстниками. Но, чем старше ребенок и меньше времени остается до школы, тем чаще родители живчиков задумываются над тем, что пора бы научиться ребенку концентрировать внимание, заниматься спокойными видами деятельности. Ведь в школе преподают не только физическую культуру.

Вот тут и возникает вопрос, как заставить чадо присмиреть. Это взрослые понимают значение слова «надо». У детей другая категория измерения. Для них до поры до времени существуют понятия «нравится» и «не нравится». Значит главное – увлечь.

На помощь приходят наборы для творчества, пазлы и игрушки, требующие сосредоточенности и внимания. Лепите, рисуйте и играйте вместе с ребенком — только совместная деятельность помогает развивать усидчивость и учит ребенка доводить дело до конца. Если же оставить ребенка наедине с новой игрой, он, скорее всего, потеряет к ней интерес уже через 5 минут.

Не настаивайте, если ваш ребенок устал и начал отвлекаться на полпути. Тем более не стоит ругаться и давить на малыша. Просто ставьте перед ним более простые цели или разбейте игру на несколько этапов. Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Постепенно время, которое ребенок сможет посвятить одному делу, будет увеличиваться.

Отличный способ увлечь непоседу – купить ему конструктор. Если у Вас мальчик, то ему наверняка понравятся лего роботы. Нет такого мальчишки, которого не заинтересует возможность самостоятельно собрать роботов и устроить между ними настоящую войну. Но, война потом, а для начала малышу придется разобраться и самостоятельно сложить игрушку, кропотливо разбираясь, как же эти лего роботы устроены. У вас дочка? Попробуйте купить lego city. Конструкторы для девочек это не болтики и гаечки, а целый город, населенный маленькими человечками. Те же куклы, только собираются и разбираются. Да и кто сказал, что девочки должны играть исключительно в куклы? Многие девочки, отлично ладят с машинками. Поэтому, не сомневайтесь, что ваша дочь оценит и lego belville — конструктор лего для девочек.

К счастью, купить конструкторы лего легко, ведь они широко распространены и продаются почти в любом магазине игрушек. Если получится заинтересовать своих непосед конструктором, можно собрать целую коллекцию наборов, постоянно добавлять в игру новых героев – ведь блоки конструкторов разнообразнейших тематик подходят друг другу. Старый конструктор не будет предан забвению, потому что станет использоваться совершенно по-новому, в новых увлекательных играх. Купите для начала небольшой набор, состоящий из какого-то элемента, отдельного героя. В дальнейшем, если понравится, купите более сложный набор. А может быть, у ваших друзей остались конструкторы от повзрослевших детей и они смогут поделиться с Вашим малышом?

Конструктор и занятия творчеством – отличные способы заставить ребенка сидеть на месте и чувствовать себя при этом счастливым.

Ребенок 9-ти месяцев не сидит – что делать

По мере своего развития ребенок овладевает все новыми и новыми навыками. Именно они в будущем позволят ему более успешно взаимодействовать с окружающим миром, открывая его с новых сторон.

Для того чтобы родителям было легче следить за тем, насколько правильно развивается их ребенок, современная педиатрия вывела целый ряд умений и навыков, которыми он должен овладевать к каждому возрастному периоду. И если ребенок испытывает с чем-либо трудности и оказывается неспособным выполнить то или иное действие, это может стать серьезным поводом для родителей обратить на это внимание.

9 месяцев малыш не сидит — надо выяснить причину

Уже к началу 7-10 месяца большинство детей начинают предпринимать первые попытки сесть, а то и ползать.

Тем не менее, часто бывает так, что даже в 9-10 месяцев ребенок не старается садиться сам. Является ли это серьезным нарушением развития и какие меры стоит принимать родителям для коррекции этой особенности?

Возрастные нормы. Что должен уметь ребенок в тот или иной период для того, чтобы сесть самостоятельно?

Нормальное двигательное развитие ребенка характеризует наличие следующих показателей:

  1. В шесть месяцев ребенок должен уметь самостоятельно перекатываться со спины на живот и даже пытается сесть самостоятельно, если в качестве опоры ему дать пальцы.
  2. В семь месяцев ребенок должен уметь сидеть самостоятельно, при этом держа спину достаточно ровно. А также поворачивать корпус находясь в этом положении. Он также должен уметь садиться из положения сидя на четвереньках.
  3. В восемь месяцев ребенок не только умеет сидеть, но при этом свободно манипулирует руками, стараясь дотянуться до предметов, интересных или необходимых ему.
  4. Начиная с 9-10 месяцев, ребенок уже должен уметь садиться исходя из практически любого положения. Также именно в этот период формируются первые предпосылки к самостоятельной ходьбе: он встает на колени, если рядом имеется опора, может удерживать корпус, начинает ползать. Время, которое он может проводить сидя с прямой спиной, значительно возрастает. Наблюдаются первые попытки стоять прямо с опорой (начиная с 10 месяца).

Развитие малыша 6-9 месяцев

Однако стоит еще раз заострить внимание на том, что если к указанному возрастному периоду 9-10месяцев у ребенка все еще не наблюдаются перечисленные здесь навыки, это далеко не всегда говорит о присутствии той или иной патологии. Каждого ребенка отличают собственные возрастные особенности развития. И не исключено, что позднее развитие одного навыка сможет быть скомпенсировано более быстрым становлением другого. Торопить ребенка в таком случае не следует.

Отставание в развитии в 9 месяцев — косоглазие, не сидит

Тем не менее, существует немало тревожных признаков, которые зачастую являются веским основанием для похода к специалисту.

  • Неспособность сидеть самостоятельно в 7-10 месяцев; слабая возможность удерживать равновесие.
  • Невозможность захватывать и удерживать в руках предмет, свидетельствующая о недоразвитии моторики.
  • Выраженный недостаток массы тела.
  • Повышенный, либо сниженный тонус мышц.
  • Неестественно выпученные глаза; тенденции к косоглазию.
  • Частое беспокойство без видимых на то причин.
  • Длительное незарастание родничка.

Почему это происходит?

Если родители замечают, что, несмотря на наступление возраста 9-10 месяцев ребенок не садится сам, нужно учесть, что далеко не всегда это может быть тревожным сигналом. И хотя возрастная периодизация отмечает время развития тех или иных навыков, нужно учитывать, что не менее важную роль играют и индивидуальные особенности развития ребенка. В связи с этим возрастные рамки для каждого из них могут различаться на несколько месяцев. И вполне возможно, что способность сидеть самостоятельно разовьется у него немного позже, но сможет закрепиться лучше.

Причина нарушения развития — родовая травма

В остальном же, причинами неспособности ребенка садиться самостоятельно, могут выступить:

  • Задержка внутриутробного развития плода.
  • Гипоксия на стадии внутриутробного развития.
  • Анемия, диагностированная у матери при беременности.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Врожденные пороки развитие.
  • Сложные роды; кесарево сечение.
  • Родовая травма.
  • Низкие баллы при шкале Апгар.
  • Недоношенность или переношенность.
  • Преждевременные роды.
  • Стремительные роды.
  • Избыток или недостаток околоплодных вод.
  • Дистрофия мышечной ткани.
  • Рахит.

Как научить ребенка самостоятельно сидеть?

Рассуждая о развитии у ребенка тех или иных навыков, не стоит забывать и о том, что ни одно умение не может развиваться само по себе, не имея на то объективных предпосылок. Это правило справедливо и для способности самостоятельно садиться.

Положение тела малыша при сидении

Что может побудить ребенка попробовать сесть в 9-10 месяцев? Это может быть интерес к предмету и, как следствие, желание дотянуться до него. Также попытки ребёнка сидеть или ползать являются промежуточными ступенями в освоении более сложных навыков, например – ходьбы. Поэтому, первым шагом в обучении ребенка самостоятельному сидению будет создание соответствующей мотивации. Например, родитель может установить возле кровати ребенка яркие игрушки, дотянуться до которых он может только сидя. Или обеспечив ему большую свободу действий благодаря более просторному манежу, кровати и т.д.

Кольца для обучения сидению

Правильный учет возрастных особенностей – еще одно важное условие обучение ребенка новому навыку.

Когда лучше всего учить ребенка сидеть самостоятельно? Советы и рекомендации

Большинство детей уже в полгода пытается занять новое, пока непривычное для них положение. Несмотря на то, то способность сидеть проявляется далеко не сразу, ребенок быстро понимает, что так ему будет намного легче играть, манипулировать новыми для него предметами и т.д. Другая причина того, почему это происходит именно в полгода – достаточно хорошо сформированные к этому периоду мышцы спины, брюшного пресса, а также груди. Благодаря этому в полгода ребенок отличается уже достаточно хорошим уровнем физической подготовки к самостоятельному сидению даже без опоры – это не причиняет ему дополнительного дискомфорта и не создает трудностей.

Обучение сидению должно быть регулярным

Тем не менее, приучать ребенка необходимо следуя следующим правилам:

  1. Обучать девочек сидеть самостоятельно необходимо несколько позже, чем мальчиков. Так например, если мальчик может пробовать сесть уже в пять месяцев, с девочками лучше подождать до полугода. Подобная мера вполне объяснима с точки зрения особенности физиологии женского организма: сажая девочку слишком рано, можно спровоцировать у нее загиб матки и другие осложнения.
  2. Для того, чтобы ребенок почувствовал необходимость самостоятельно искать опору для тела, необходимо постепенно лишать его опоры извне (например, убирать из-за спину подушки, на которые он мог облокачиваться раньше, сажать как можно дальше от спинок кровати, кресла и т.д.). Привыкание к дополнительной опоре не только затормозит приобретение ребенком навыка сидения, но может негативно сказаться на его осанке в будущем.
  3. Помочь ребенку освоить новое для себя положение в пространстве можно и при помощи игр в манеже. Желательно, чтобы он имел достаточное внутреннее пространство, а также был оснащён достаточно крупной сеткой, держась за которую ребенок вполне смог бы как вставать, так и садиться, не прибегая к посторонней помощи.
  4. Если вы заметили у ребенка признаки утомления, не стоит заставлять его сидеть слишком долго; просто переложите его на спину – это позволит ребенку расслабиться, а мышцам – получить необходимый им отдых и разгрузку.
Смотрите так же:  Влияние семьи на развитие ребенка картинки

Массаж для ребенка имеет укрепляющее действие

Какие упражнения могут помочь ребенку научиться сидеть самостоятельно?

Начинать обучать ребенка садиться следует с самых простых, не требующих особых усилий упражнений. Выполнять их нужно спустя час после еды. Обязательными условиями должны быть пребывание ребенка в хорошем настроении и самочувствии. Одежда должна быть легкой, не сковывающей движения.

Самостоятельное переворачивание — начало обучения

  • Исходная позиция – лежа на животе. Задача ребенка – попробовать перелечь из такого положения за спину, а затем – вернуться в исходное. Если у него не будет получаться сделать это самостоятельно, можно помочь ему, заинтересовав яркими предметами или игрушками – интерес к новому предмету может помочь ребенку принять необходимое положение. Допустимо также слегка подталкивать ребенка ладонями под стопы.
  • Исходная позиция – такая же, лежа на животе. Ребенку даются большие пальцы рук родителя. Его задача при этом – подниматься и опускаться наверх, держась за них руками и используя их в качестве опоры. Для начала ребенок будет нуждаться в двух руках, но со временем, по мере развития этого навыка, можно вполне обходиться и одной. Если ребенок не будет справляться, его допустимо будет поддерживать под коленями. Торопить при этом его не стоит – очень важно чтобы ребенок научился именно самостоятельному поиску опоры и чувствовал равновесие тогда, когда это необходимо.
  • Для того чтобы ребенок смог попробовать встать или сесть сам, его также можно усадить на колени, дав ему ладони в качестве опоры. Это позволит ребенку не использовать внешнюю опору, а искать ее самостоятельно. Это упражнение может также стать хорошей альтернативой традиционному, но менее эффективному сажанию ребенка на кровать с большим количеством подушек.
  • Когда ребенок освоит эти упражнения, вы можете переходить к более сложным. Например, предложить ребенку встать из положения лежа на спине, мягко удерживая его за руки. Поскольку это упражнение требует от ребенка большего напряжения, первое время оно будет сильнее других утомлять его. Именно поэтому вы сможете обойтись тремя-четырьмя повторениями.
  • Развивать в ребенке чувство баланса можно усаживая его на твердую поверхность и придерживая одной рукой его ладонь, другой – ноги. Для того чтобы он учился держать равновесие, его раскачивают из одной стороны в другую. Поскольку первое время ребенок может сталкиваться с некоторыми трудностями в выполнении этого упражнения, первое время его можно будет немного подстраховать, уложив вокруг него подушки, смягчающие возможные удары.

Занятия на фитболе для обучения сидению очень полезны

Техника безопасности при выполнении упражнений и другие рекомендации

Прежде чем обучать ребенка сидеть самостоятельно, необходимо убедиться в том, что его физическое развитие позволяет приступить к освоению нового навыка. Критериями готовности могут выступать умение длительное время лежать на животе, уверенно держа голову, руки с опорой на грудную клетку, а также способность переворачиваться с одного бока на другой.

  • Очень нежелательно сажать ребенка с применением дополнительных фиксаторов для туловища.
  • Если 10-ти месячный ребёнок не может самостоятельно садиться, держать его в кенгуру необходимо не более получаса. Несоблюдение этого условия приведет к усилению нагрузки на позвоночник
  • Коляска на этапе развития навыка сидения, должна быть оборудована специальной твердой спинкой, дающей возможность находиться в положении полусидя. Можно также использовать слинг или специальные ходунки.

Регулярные занятия помогут ребенку сесть самостоятельно

Нужно ли обращаться к специалисту?

Более пристальное внимание здоровью ребенка необходимо уделить в тех случаях, если самостоятельные попытки сесть не наблюдаются у ребенка и в дальнейшем – в 10, 11 месяцев.

В этом случае у родителей есть основание подозревать, что у ребенка наблюдается задержка моторного развития, либо задержка двигательного развития. Поскольку и то, и другое нарушение в совокупности могут выступить причиной задержки психического развития, начать их коррекцию необходимо как можно раньше.

В случае, если вы заподозрили у ребенка 9-10 месяцев задержку моторного развития, либо нарушения, имеющие неврологическую природу, необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту. В таких случаях, как правило, назначают курс специального лечебного массажа и других коррекционно-развивающих процедур.

Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?

Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» — вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.

Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность .

Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:

— Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).

— Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.

— Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.

— Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).

— Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.

— Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.

— Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.

— Ребенок постоянно все забывает.

Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

— Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.

— Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.

— Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.

— Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.

— Ребенок всегда нацелен на движение.

— Часто бывает болтливым.

Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:

— Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.

— Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.

— Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, — тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы — признак расстройства нервной системы. (И здесь важно не спутать их с пилоростенозом — проблема желудка, неспособного принять много пищи. Она тоже выливается, но уже по совершенно другой причине. Конечно, здесь уже без помощи доктора не обойтись.)

Смотрите так же:  Выплата по уходу за ребенком до 15 лет безработным

Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.

Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.

Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.

Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь («на нем все горит»), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. И тем не менее даже врачи не всегда могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у обычных детей, или она просто носит другой характер.

Однако замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией). Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее » возвращаются «.

Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто лентяй и ранее они воспитывали его недостаточно жестко.

Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.

Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом.

Вот почему такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь попав в разряд «неуспевающих», он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, «не берут в игру». Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка — характерные эмоции при СДВГ — получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.

Но случается и совсем противоположное — гиперактивный маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы.

Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется.

Отличительная черта тиков — их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции всегда приносит моментальное облегчение.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.

Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношения к учебе. Трудный подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться и на расставание со школой.

По международной классификации выделяют три формы СДВГ :

— В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания.

— Во второй форме — преобладают нарушения внимания.

— В третьей форме — преобладает гиперактивность.

Последняя форма встречается реже других. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это может быть связано с его индивидуальными особенностями, в частности, с темпераментом, поэтому не всегда можно говорить о патологии.

Заметим, что далеко не всегда и невнимательные дети попадают в число больных СДВГ. Американцы, например, четко различают состояния гиперактивности и неспособности концентрировать внимание (НКВ). Последнее вполне может проявиться само по себе неспособностью закончить начатое дело, быстрым переключением интересов и т. д. Кстати, довольно часто такие проявления мы наблюдаем и у взрослых людей. В медицине это называется «остаточное явление неспособности концентрировать внимание». И хотя природа этих двух синдромов практически одинакова — минимальное нарушение функции мозга, лечить детей можно более щадящими методами.

По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированны, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается «вечный двигатель», как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.

Дети с синдромом гиперактивности: Как помочь?

Одним из распространенных видов нарушений развития ребенка является повышенная активность, достигающая полной расторможенности. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка, получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания: гиперактивный ребенок может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

Синдром гиперактивности может возникнуть очень рано. У младенцев повышенный мышечный тонус, они чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить.

В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома — 6-7 лет. Его характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия; тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них; ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Смотрите так же:  Психомоторное развитие детей до года в таблице

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не относясь при этом к разряду гиперактивных. Не следует любого возбудимого ребенка относить к категории гиперактивных.

Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;
  • легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.);
  • на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • плохой аппетит;
  • не может следить за своими вещами, часто теряет их;
  • пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка этих симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу.

Улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся «отверженными», т.к. они не умеют уступать, ладить с другими, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут даже сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

В центре «Парус надежды» для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители используют игры, в которых нужны внимательность и самоконтроль. Специалисты подчеркивают, что надо придерживаться «позитивной модели» воспитания, т.е.:

  • хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи – это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах;
  • обязательно поддерживайте четкий распорядок дня;
  • полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе;
  • оберегайте ребенка от утомления;
  • играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании;
  • говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно; избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»; напрасно не угрожайте наказанием;
  • давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, за который он мог бы его завершить;
  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Игры, направленные на психокоррекцию гиперактивности у детей

Под шапку складывают несколько предметов. Шапку поднимают, и в течение 3 секунд надо запомнить все предметы. Затем предметы снова накрывают шапкой, и ребенок (или дети по очереди) перечисляют их.

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».

3.Тренировка выдержки – контроль импульсивности

Участники должны пройти вдоль свободной стены к противоположному углу, прислоняясь к ней последовательно минимум тремя конечностями. Тот, кто оторвал от стены или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

Добившись оптимальных результатов проявления внимания, самоконтроля и усидчивости, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям: внимание + усидчивость; внимание + сдержанность; усидчивость + сдержанность.

Государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних создан с целью проведения коррекционно-реабилитационных работ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Образование данного центра вызвано острой необходимостью создания в городе и районе условий для всесторонней поддержки семьи и детей (особенно для тех, у кого имеются проблемы в развитии, состоянии здоровья и адаптации в обществе). В центре проходят реабилитацию дети из социально незащищенных семей, находящихся в трудной ситуации, те, кто страдает от семейного насилия и находится в социально опасном положении.

Почему дети не могут сидеть на месте?

Практикующие детские психологи в последнее время все чаще сталкиваются с обращениями по поводу того, что дети не могут контролировать свою двигательную активность. Ученые называют это синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за этого страдает обучаемость. Чаще всего это расстройство проявляется при поступлении в школу. Ребенок став первоклассником, не может справиться со своей подвижностью и мешает работать другим детям. Администрация школы тактично намекает родителям показать ребенка психологу.

Постоянные замечания в дневнике за нарушение дисциплины на уроках и беготню на перемене, недовольство учителя и более спокойных одноклассников приводят к тому, что с самых первых шагов у ребенка формируется негативное отношение к школе и всему процессу обучения. Совсем маленький человечек произносит страшные слова: «Я ненавижу себя! Я ничего не могу! Я всем мешаю!» Уровень самооценки такого ребенка стремительно падает. Родители в такой ситуации чаще всего теряются.

Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме.

Незнание родителей, как себя повести, еще больше усугубляет психологическое состояние ребенка. Между тем, в не запущенных случаях, достаточно уделить внимание физической активности ребенка, обеспечить выход его неуёмной энергии, заняться спортом, подвижными играми, и проблема будет решена.

С самого нежного возраста от детей требуют соблюдения приличий и спокойного поведения. Все меньше количество детей может вдоволь покататься с горки, полазить по деревьям. Родители с опаской относятся к качелям и каруселям. Ужесточившийся контроль общества за обеспечением физической безопасности детей дома, на улице и в учебных заведениях приводит к тому, что родители, а уж тем более воспитатели и учителя, стремятся исключить малейшую возможность получения травм, которые, к сожалению, неизбежны при активных играх. Страшно себе представить, но у совсем маленьких ребятишек постепенно формируется гиподинамия.

Что повсеместно происходит на обычных школьных занятиях? Учитель сидит за своим столом и монотонно рассказывает или, что еще хуже, читает новый материал. И это может повторяться из урока в урок на протяжении целого учебного дня. Такой способ подачи нового материала утомит даже взрослых людей. Как реагируют на это ученики младших классов? Заинтересованных глаз практически нет. Кто-то покорно сидит смирно и мучительно ожидает завершения урока. Большая часть детей занимают себя кто как может. Несколько человек качается на стульях, другие (особенно девочки) теребят одежду, волосы.

Сгрызенные верхние кончики карандашей уже никого не удивляют. Бесцельные каракули на бумаге, постукивание пальцами по столу, уродующие осанку позы…

Такие картины раньше были возможны только для детей с ограниченными психо-неврологическими способностями. А сейчас подобная картинка стала нормой в обычных школах с самыми обычными детьми. Такая заторможенность организма возможна при непомерно увеличенной нагрузке в преддверии экзаменов или ускоренно изучения больших объемов материала. Но это происходит и в совершенно нормальной обстановке.

Проведенные простейшие тесты на соответствие физического развития возрасту продемонстрировали, что только 1 из 12 обследованных имели нормальную физическую силу и развитость вестибулярного аппарата . Вместе с ними катастрофически страдает сенсорная система организма, обеспечивающая адекватное отображение окружающей среды в человеческом мозге. Такое состояние здоровья подавляющего большинства детей должно вызывать обеспокоенность родителей и общественности. Это требует серьезного вмешательства врачей.

Состояние вестибулярного аппарата и двигательная активность неразрывно связаны. Чтобы равновесие формировалось сообразно возрасту ребенка, дети каждый день должны получать разнообразную физическую нагрузку не менее нескольких часов подряд. Попытка его сформировать в статических позах не приведет к желаемому результату. К сожалению, существующее школьное расписание с его занятиями физкультурой два раза в неделю не может обеспечить достаточное развитие сенсорной системы.

Проблему беспокойного сидения на уроках можно решить только одним способом. Значительное удлинение перемен между уроками и позволение выходить на школьный двор для активных игр позволит активизировать сенсорную систему, которой хватит сил, чтобы справиться со следующим периодом неподвижного сидения. Непродолжительной прогулки из школы домой совершенно недостаточно, чтобы вновь сесть за учебный стол. Игры и беготня в течение нескольких часов (!) позволят сенсорной системе ребенка прийти в себя после школьных уроков и вновь сосредоточиться для выполнения домашнего задания.

Чтобы дети могли успешно учиться, взрослые должны предоставить им возможность постоянной интенсивной физической нагрузки. Только тогда можно рассчитывать на отличную успеваемость и психическое здоровье своего ребенка.

Другие статьи

  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • 5 месячный ребенок подкашливает что делать кашель у двухмесячного ребенка девочки, помогите советом! кашель у 2-х месячного малыша! что делать? вызывала врача, она легкие послушала, сказала все нормально но кашель есть мокрый давать сироп Лазолван? или еще что можно? мы маленькие еще Мобильное […]
  • Симптомы высокой температуры и судороги у детей СУДОРОГИ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ У РЕБЕНКА. ПОЧЕМУ? ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ОБСЛЕДОВАТЬ? Фебрильные судороги (ФC) — судороги, возникающие у детей в возрасте до 5 лет в ответ на подъем температуры тела более 39 С. ФС составляют до 85% всех судорожных синдромов, наблюдаемых у детей. […]