Почему ребенок плохо спит ночью в 1 год 3 месяца

Содержание:

Как спят дети 1 года и старше: 8 мифов о детском сне

Как сон влияет на способности к обучению, а телевизор – на сон

Если ваш ребенок до года плохо спал, это не значит, что с наступлением первого дня рождения все чудесным образом изменится. Так, малышам второго и третьего года жизни тоже иногда необходимо сосание (груди или пустышки) и сон с родителями. Доктор Харви Карп честно развенчивает основные мифы о том, как спят дети после года.

Миф 1. Спать отдельно — это норма для ребенка

Факт. Да кому захочется спать в одиночестве? В большинстве стран маленькие дети на протяжении многих лет спят со своими братьями и сестрами или с родителями.

Родители часто удивляются, узнав, что, согласно статистике, чем старше ребенок, тем чаще он спит с родителями! В три года в родительской кровати спят 22% детей, а в четыре 38% спят с родителями минимум раз в неделю. Даже 10–15% дошколят продолжают спать в родительской кровати.

Миф 2. Дети старше года спят всю ночь, не просыпаясь

Факт. На самом деле были сделаны видеозаписи, которые показали, что дети в этом возрасте просыпаются в фазе легкого сна по нескольку раз за ночь. Но большинство из нас об этом не догадывается, потому что обычно дети сами засыпают снова без единого писка.

Миф 3. Детям после года нужно меньше сна, чем младенцам

Факт. Несмотря на то что продолжительность дневного сна ребенка будет постоянно сокращаться, и днем он будет спать всего лишь один раз, до пяти лет ему все равно необходимо одиннадцать-двенадцать часов ночного сна. А за период с четырех до двенадцати лет продолжительность ночного сна уменьшится несущественно — с одиннадцати часов до десяти.

Миф 4. Детей старше года нужно отучать от сосания пустышки, особенно по ночам

Факт. Для карапузов сосание естественно и очень их успокаивает. В большинстве примитивных обществ дети сосут грудь до трех или четырех лет. Соски-пустышки могут давать ребенку уверенность и помогают самостоятельно успокоиться среди ночи.

Более того, у многих малышей наблюдается сильнейшая тяга к сосанию, которая заложена генетически. И таким детям определенно лучше сосать пустышку, нежели приобрести привычку слюнявить большой палец, что с гораздо большей вероятностью приведет к ортодонтическим проблемам в дальнейшем.

Миф 5. Сон никак не влияет на способность маленьких детей к обучению или их здоровье

Факт. Недостаток сна приводит не только ко многим поведенческим проблемам, таким как вспышки раздражения, капризы, агрессия, импульсивность и непослушание, но и является причиной трех факторов, мешающих обучению: невнимательность, плохое усвоение знаний и плохая память.

Исследования показывают, что есть определенная связь между недостаточным количеством сна у маленьких детей и проблемами со здоровьем, появляющимися в более старшем возрасте. Удивительно, но недобор всего лишь одного часа ночного сна в раннем детстве может отразиться на учебе в школе!

Канадские исследователи, к примеру, сообщают, что у детей, которые спят меньше десяти часов в сутки, в более старшем возрасте в два раза выше риск ожирения, гиперактивности и плохих результатов когнитивного тестирования.

Похоже, в раннем детстве есть крайне важный период, и если в этот период ребенок спит меньше нормы, то это отрицательно сказывается на его развитии, даже при условии, что в дальнейшем сон налаживается.

Миф 6. Дети естественным образом засыпают, когда устают

Факт. Большинство из нас (в том числе и маленькие дети) засыпают, когда устают, но некоторые малыши, устав, наоборот, становятся еще активнее! Они начинают дурачиться, суетиться. На самом деле своим поведением они напоминают детей, которые страдают от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

И эта проблема может усугубиться: чем больше они устают, тем труднее им заснуть и тем чаще они просыпаются среди ночи.

Миф 7. Включенный ночник может испортить зрение ребенка

Факт. Ничего подобного! На протяжении многих поколений родители оставляли на ночь приглушенный свет (4 Вт) в детской. Ночники позволяют нам быстро оценить состояние ребенка без необходимости включать фонарь или яркий свет в комнате. Плюс к этому многие дети чувствуют себя спокойнее, когда, проснувшись в 2:00, видят знакомую обстановку. а не сплошное море тьмы.

Но исследование, проведенное в 1999 году в детской больнице в Филадельфии, напугало многих родителей, и те стали выключать ночники. Исследователи заявили, что 34% детей, которые спали при свете ночника, в дальнейшем стали близорукими.

К счастью, результаты двух других исследований, проведенных в следующем году, опровергли это заявление. Ученые из Огайо выяснили, что только 18,8% детей, которые участвовали в их эксперименте и спали при свете ночника в первые два года жизни, стали близорукими, в сравнении с 20% детей, спавших в полной темноте. Ученые из Бостона также подтвердили, что нет абсолютно никакой связи между ночниками и проблемами со зрением.

Миф 8. Если в детской поставить телевизор, то уложить ребенка спать будет проще

Факт. У почти трети дошколят в комнате есть телевизор. (И у 20% младенцев. вот это да!) В дополнение к этому в пятой части семей просмотр телепередач или видеозаписей включен в обычную процедуру подготовки ко сну. Но использовать электронных помощников по вечерам — плохая идея.

Дети, у которых в комнате есть телевизор:

  • чаще его смотрят (это означает, что они видят больше сцен агрессивного характера и рекламы вредной еды);
  • отправляются спать на двадцать или тридцать минут позже;
  • борются со сном (в их случае в два раза выше вероятность заснуть после 22:00);
  • спят меньше (в их случае в два раза выше вероятность проблем с пробуждением по утрам);
  • меньше занимаются спортом;
  • больше страдают от психологических стрессов (и, возможно, чаще видят кошмары);
  • в их случае больше риск ожирения;
  • могут получить серьезную травму, потянув телевизор на себя.

Нет, я не закоренелый противник «зомбоящика». Он на самом деле может на короткий срок заменить вам няню . а порой нам всем это требуется. Но используйте телевизор крайне умеренно (выбирая спокойные программы типа «Улицы Сезам» или передачи о природе) и выключайте его перед сном. А еще лучше, приберегите просмотр телевизора для особых случаев — например, утром выходного дня он может стать настоящим подарком для вашей крохи, а вам позволит поспать дополнительные полчаса.

Почему не спит малыш?

Расстройства сна у детей

«Спит как младенец» — фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением детского сна — врачам-сомнологам.

Сомнология — новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии, включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек и что в это время с ним происходит. Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли, сна в жизни человека. В результате было доказано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3 лет) и как часто они встречаются?

Нормальные феномены

Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей.

Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Служат ли эти звуки сигналом тревоги, следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают звуки во время сна вариантом нормы — это называется «физиологический ночной плач». Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность найти поддержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может привести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Способность самоуспокоения развивается уже у 60-70% детей в возрасте 1 года.

Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью относят к нормальным элементам сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 минут), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают. При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна.

Смотрите так же:  Народные методы лечения коньюктивита у детей

Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Типичные расстройства сна

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста.

Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% — в каждой шестой семье малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии — трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные — проблемы сна, отражающие наличие каких-либо заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система. Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы. В практике американских педиатров такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна младенца. Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном.

Поведенческая инсомния

Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомний кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это обусловлено нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно — требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания — условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон. Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна — ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособлений для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне, и не заходить туда лишний раз. К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д. Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженощный кошмар, который может продолжаться до 3-летнего возраста.

К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше — любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений засыпания

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время не следует торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке. Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша? В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки», рекомендует: если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет, затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е. сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить).

К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель, или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом, и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает). Еще одной формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте. Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату.

В лечении этих видов расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек — по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей). Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала»: вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше, предупреждая таким образом протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

Расстройства пищевого поведения

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу у собственной лени и вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного года и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть. В настоящее время считается, что после 6-месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если отсутствуют проблемы с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания.

Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник. После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь.

Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии — изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончании лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е. развившихся на фоне каких-либо заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и на это время возможно назначение успокаивающих средств, вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии.

Смотрите так же:  Ангина у детей схема лечения

Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог.

В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей. Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна малыша будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке. Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

Почему ребенок плохо спит ночью: шесть основных причин

С проблемой беспокойного детского сна сталкивался, наверное, каждый второй родитель. Это говорит о том, что ситуация, когда в первые годы жизни при определенных условиях ребенок плохо спит ночью, может считаться скорее правилом, чем исключением.

Подтверждают этот факт и современные исследования детского сна (самые известные проводятся в настоящее время профессором Джеймсом Маккеной при университете Нотр-Дам в США). Тем не менее российские педиатры и неврологи часто квалифицируют беспокойный сон даже трехмесячного ребенка как неврологическое нарушение и начинают прописывать различные медикаментозные препараты.

Тем не менее, если ваш ребенок плохо спит ночью, не спешите кормить его лекарствами!

Скорее всего, для этого нет никаких оснований, и вы сможете наладить его сон менее рискованными для его здоровья способами. Для этого нужно экспериментальным путем определить, какова причина плохого детского сна.

Вариант первый: возрастные особенности

Почему-то считается, что дети во время первых месяцев жизни спят много и крепко. Такие малыши, конечно, есть, но их немного. Многие укладываемые отдельно от родителей дети плохо спят ночью до 3-6 месяцев, и это связано с особенностями их архитектуры сна. У малышей этого возраста поверхностный сон преобладает над глубоким (см. статью Ритмы сна грудного ребенка. Дневной и ночной сон ), из-за этого они часто просыпаются. Дальше поведение ребенка зависит от его индивидуальных особенностей: кто-то может самостоятельно заснуть снова, кому-то требуется помощь. Кроме того, физиологически многим детям до 6-12 месяцев (а то и позже) требуются ночные кормления грудью (это не относится к искусственникам) — это тоже причина ночных пробуждений.

Тем не менее, если проблемы со сном миновали ваше чадо в первый год жизни, не факт, что так продолжится дальше. Второй, «сложный» этап, связанный с возможными нарушениями ночного сна, приходится на возраст 1,5-3 лет. В это время у малыша появляются страхи (он начинает бояться темноты, фантастических персонажей и т. д.), которые проявляются и в виде ночных кошмаров. Из-за этого может плохо спать ночью даже ребенок, который в первый год жизни не доставлял родителям никаких проблем.

Как наладить сон ребенка?

Самый простой способ решить обе проблемы одновременно — начать с первых дней жизни и до 2-2,5 лет практиковать совместный сон с ребенком. Доказано, что, если грудной ребенок спит с родителями, он значительно реже плачет по ночам (для того чтобы привлечь к себе внимание, ему не нужно плакать, достаточно слегка пошевелиться), благодаря чему и остальные члены семьи высыпаются. Кроме того, в родительской постели ребенок легче переживает первое столкновение с ночными кошмарами, благодаря чему в дальнейшем он относится к ним не столь болезненно, как его сверстники. Другое дело, что вариант столь длительного совместного сна подходит не всем. Если вас по какой-то причине он не устраивает, то запаситесь терпением и будьте готовы прийти ребенку на помощь по первому требованию. Главное, не оставляйте кроху наедине с его проблемой; он еще не способен справиться с ней в одиночку. Если речь идет о 2-3-месячном грудничке, который плохо спит ночью, то не бросайте его плачущим в кроватке, успокойте малыша и помогите ему заснуть. В течение дня обеспечивайте ему максимум тактильного контакта: это поможет снизить его тревожность, ребенок станет заметно спокойнее.

Если речь идет о более взрослом карапузе, который не может самостоятельно справиться со своими страхами, то попытайтесь поговорить с ребенком и выяснить, чего именно он боится, а потом попробуйте вместе с ним предпринять какие-то действия для решения проблемы. Помочь «выгнать» страшилок из квартиры может что угодно: включенный ночник, уложенная в кровать ребенка плюшевая игрушка, повешенная над дверью «музыка ветра». Дети в этом возрасте придают большое значение ритуалам: если вы организуете «акцию» по изгнанию «буки» из шкафа малыша с помощью каких-либо волшебных приспособлений, это вполне может сработать.

Вариант второй: специфика темперамента ребенка

Если ваш ребенок возбудим, быстро «заводится» и долго «остывает», очень требователен к условиям внешней среды, много времени проводит у вас на руках, скорее всего, он относится к группе «детей с повышенными потребностями» (термин американского педиатра Уильяма Серза). К таким малышам нужен особый подход в любом возрасте: и в месяц, и в год, и в 5 лет. Именно им присущи самые серьезные проблемы со сном: во младенчестве — из-за их неумения самостоятельно расслабляться и засыпать, в более старшем возрасте — из-за впечатлительности и частых ночных кошмаров.

Как наладить сон малыша?

Если в предыдущем случае совместный сон рассматривался как рекомендуемая, но, в принципе, необязательная мера, то в данном случае он может стать единственным выходом для обеспечения нормального сна для всей семьи (по крайней мере, когда речь идет о ребенке до года). Если более спокойных детей приучить спать в кроватке (и даже зачастую засыпать самостоятельно ) реально в течение нескольких недель, то дети с повышенными потребностями могут выматывать родителей по ночам в течение многих месяцев. Поэтому папам и мамам такого малыша лучше отнестись к ситуации философски и приобрести трехспальную кровать «королевского» размера или специальную детскую кроватку для совместного сна (такая кроватка со съемной боковой стенкой придвигается вплотную к родительской кровати). Если же по каким-то причинам этот вариант не для вас, то запаситесь терпением и ждите, при этом постарайтесь организовать жизнь малыша так, чтобы в течение дня он минимально перевозбуждался, но при этом тратил много энергии. Не злоупотребляйте развивающими занятиями, побольше гуляйте с ним, занимайтесь гимнастикой, ходите в бассейн. Перед сном купайте ребенка, добавляя в воду настой пустырника или хвойный экстракт, делайте крохе расслабляющий массаж. Возбудимых, впечатлительных малышей до 3-4 лет лучше укладывать спать в комнате родителей, а не в отдельной детской.

Детям более старшего возраста, возможно, помогут специальные упражнения по релаксации : с их помощью ребенок научится снимать стресс, расслабляться, что улучшит качество его сна.

Вариант третий: неправильный образ жизни

Если у карапуза проблемы с ночным сном, велика вероятность, что он расходует слишком мало энергии и, соответственно, недостаточно устает. Именно это (в большинстве случаев) — причина плохого детского сна, считает украинский педиатр Евгений Комаровский. Возможно, вам кажется, что во время полуторачасовой прогулки и игры в машинки ребенок и так расходует много энергии. Тем не менее вы мыслите с точки зрения своего возраста: дети настолько активны и подвижны, что некоторых из них можно «умотать» только после многочасовой гонки по двору с препятствиями.

Как наладить сон ребенка?

Нужно увеличить продолжительность пребывания на свежем воздухе, занять малыша спортом, танцами, чаще играть в подвижные игры, заставить его забыть о телевизоре и компьютере.

Вариант четвертый: некомфортная для сна обстановка

Почему ребенок плохо спит ночью? Может быть, потому что вы его слишком сильно укутываете? Может, у него неудобная пижама, слишком жесткие простыни, неудобная подушка. Возможно, у вас в комнате слишком душно или, наоборот, сквозняк? Проанализируйте все эти факторы. Может быть, поменяв один из них, вам удастся быстро наладить сон малыша.

Вариант пятый: самочувствие

Даже у взрослого человека сон нарушится, если у него будет болеть живот или если у него прорезываются зубы мудрости. Для детей (особенно в первые годы жизни) такие «неполадки» — это достаточно частое явление; из-за них самочувствие малыша ухудшается, и ребенок плохо спит ночью.

Как наладить сон?

Устранить причину недомогания или облегчить боль (используйте при необходимости жаропонижающие, болеутоляющие средства, гели для снижения боли в деснах при прорезывании зубов и т. д.).

Вариант шестой: изменения в жизни малыша

Если ребенок плохо спит ночью, это может быть реакцией на какие-то значимые изменения в его жизни. Например, вы переехали жить в новую квартиру, у вас в семье появился еще ребенок, или малыш только недавно начал спать отдельно от родителей. Карапуз может сильно переживать из-за этого, что и станет причиной нарушений сна.

Как помочь ребенку?

Терпение, терпение и только терпение. Спокойно относитесь к тому, что ребенок приходит к вам ночью, не отказывайте ему в ласке, объясняйте, что перемены — это очень хорошо. Не стоит их бояться. Через какое-то время сон малыша наладится.

Почему ребенок плохо спит ночью в 1 год?

Еще недавно карапуз лежал и ползал, а теперь он начал ходить и ему все нужно потрогать-попробовать, чтобы изучить? Он активно учится ходить и пытается болтать без умолку на «своём» языке, но вот при этом очень плохо спит ночью и капризничает?

Не волнуйтесь! Ваш малыш повзрослел, он уже многое делает сам, а потому нуждается в большей поддержке мамы или другого значимого взрослого. Ему нужно почувствовать, что он в безопасности, когда осваивает что-то новое, а сейчас это делать гораздо интереснее, когда он почувствовал свою мобильность.

ПОЧЕМУ СОН ИСПОРТИЛСЯ?

В возрасте 1 года дети с большим интересом изучают пространство и окружающие их предметы. Иногда неизвестное пугает или представляет опасность. В этот момент ребенку хочется получить поддержку от самого заботливого и близкого для него человека.

Смотрите так же:  Сколько спят 6 месячные дети

Малыш может проситься на руки, подолгу «прилипать» к маме, чтобы снизить свою тревогу, получить уверенность в безопасности и «идти» дальше исследовать мир.

Если не рассматривать сейчас медицинские причины влияния на сон малыша и условия сна, то чаще всего в год ребенок плохо спит ночью в связи с тем, что столкнулся с возрастным кризисом одного года, он же скачок в развитии или регресс сна. Итак, мы говорим о трудностях со сном, которые возникли резко и очень ярко проявляются не только в плохом сне ночами, но в течение дня, отражаясь на состоянии и в поведении малыша.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ РЕГРЕСС СНА 1 ГОДА?

С очередным кризисом дети обычно сталкиваются с 9 до 18 месяцев. Если вы заметили один или несколько признаков из списка, то скорее всего это с кризис 1 года:

  1. Появились капризы, истерики, малыш стал трудноуправляем.
  2. Малыш требует к себе повышенного, чем обычно, внимания, постоянно следует за мамой, часто просится на руки, можно отметить также повышенную потребность в ласке и тактильном контакте. Ребенок в большей степени уже воспринимает маму как отдельный от себя объект, частично и отсюда возникает тревога.
  3. Повышается аппетит: детки осваивают очень много информации и навыков, что требует большего притока калорий в течение дня.
  4. Резкая реакция на любые запреты – слёзы, крики, протесты, агрессивное поведение.
  5. Противоречивое поведение: просит – отказывается, тянется – отталкивает.
  6. Ребенок спит ночью плохо, его тяжело уложить спать как на дневной, так и ночной сон.

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ В КРИЗИС 1 ГОДА?

В психологии такой период в жизни маленького человечка называют кризисом 1 года. Что же это? Это нормальный закономерный этап в развитии ребенка. Ухудшение поведения и сна в этот период – также нормально.

При освоении новых навыков, а в этом возрасте самые основные – это хождение и развитие речи – нервная система работает в повышенном режиме, потому страдает сон и поведение детей.

Нервная система настолько возбуждена, что, если малыш перегулял или перевозбудился, его уже очень сложно успокоить и тем более уложить спать. Поэтому самое главное правило во время кризисного периода – это не перегуливать карапуза и вовремя укладывать спать ночью!

Ведь малышу требуется очень много сил для освоения новых навыков, а также время для качественного сна и отдыха. Уделите внимание дневному сну и раннему укладыванию до 20.30 – именно это время лучше подходит по биоритмам детей. Также чаще всего с 18.30 до 20.30 вы можете отследить его признаки усталости и определить «окно сна» – наиболее благоприятное время, когда ребенок быстрее и лучше засыпает.

ЕСЛИ МАЛЫШ НЕ ОТПУСКАЕТ МАМУ НЕ НА ШАГ

Помните, что ребенок захочет самостоятельной игры только тогда, когда мама с ним проведет хотя бы полчаса, но в активной совместной деятельности: танцы, игры, лепка, пальчиковые гимнастики и т.д. И вот уже насытившись общением с мамой, малыш с интересом отвлечется на что-то без такого активного участия взрослого. Это как раз может помочь маме выделить личное время на себя или домашние дела без особых протестов со стороны ребенка.

Помните, что голос мамы помогает малышу успокоиться и понимать, что мама рядом, даже если немного отошла или в соседней комнате/ ванной: можно, например, напевать песенку, разговаривать с малышом, постукивать мелодию, чтобы он слышал, что мама рядом.

Чтобы снизить страх разлуки с мамой в этот кризисный период лучше быть рядом с малышом в окружении малознакомых или редких гостей, будьте готовы к тому, что ребенок не пойдет сразу на руки к кому-либо кроме родителей.

Если маме нужно куда-то отойти, оставьте его со знакомым близким и и обязательно уверьте малыша в том, что вы скоро вернетесь: тут, например, подойдут песочные часы на время отсутствия или светильник, который меняет цвет по таймеру.

Помните, что малышу во время регресса важно быть уверенным в безопасности, чтобы перейти на новый этап развития! А эту уверенность он получает рядом с мамой.

СОН – РАЗЛУКА С МАМОЙ

То же самое происходит и перед сном. Дети воспринимают сон как разлуку с мамой, оттого для них так важно провести побольше времени с мамой в контакте перед сном, чтобы спать ночью лучше: объятия, поцелуи, поглаживания, лёгкий массаж тела, пяточек, ладошек.

Если малыш плохо спит, подумайте, какой тактильный контакт приятен ему перед сном? Что помогает расслабиться ему в момент засыпания? Вероятно, во время регресса ребенку потребуется больше времени перед сном, чтобы побыть с мамой и насытиться контактом и общением с ней.

Важно уделить внимание ритуалам для засыпания и подготовки ко сну: чуть больше времени, чем обычно проведите с малышом, вспомните приятные моменты прошедшего дня, загадайте «волшебный» сон, почитайте любимую сказку… Подумайте, какие действия перед сном приятны именно для вашего малыша? Попробуйте создать череду повторяющихся и расслабляющих действий перед сном – и через несколько дней вы заметите результаты!

Если малыш непоседа, и перед сном никак не может улечься, а постоянно ползает, встает, изучает все вокруг, помогите ему: дайте время на «освоение территории» и только потом пробуйте оказать свою поддержку.

АКТИВНОЕ ВРЕМЯ БОДРСТВОВАНИЯ = ХОРОШИЙ СОН

Ребенок хуже спит, если днем не надвигался. Это нормально, что детки в этом возрасте много двигаются – им важно отрабатывать новые двигательные навыки.

В год детки очень подражают взрослым, потому стремятся сделать все как родители, повторить за ними жесты-действия. Воспользуйтесь этой особенностью и предоставьте малышу вещи-игрушки, как у взрослых, чтобы насыщеннее провести время бодрствования: например, для девочек – набор посуды или косметичку как у мамы, а для мальчишек – набор инструментов как у папы.

Если малыш слишком упорно протестует и что бы вы не делали (куличики в песочнице, башню из кубиков дома), он всё пытается разрушить и разбурить, то выдохните – это нормально для его возраста! Именно сейчас детки изучают физику процесса и учатся понимать, что целое состоит из частей. Поэтому подобное «разрушение» – это часть развивающего момента.

Разумно вводите запреты: если почти на каждое действие ребенка мама говорит «нельзя», то он просто-напросто перестанет реагировать на это слово.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВАШЕГО МАЛЫША

И только после того, как ребенок переживет кризис 1 года, он сможет успокоиться и «отпустить» маму. Помните, что малыш растет, взрослеет, уже что-то может делать без активной помощи. Часто ли вы даете ему такую возможность? Считаете ли вы это важным для его возраста – уже с чем-то справляться самому?

Иногда взрослые по своим психологическим причинам препятствуют самостоятельности своего малыша, а соответственно, и взрослению малыша. Например, мама хочет, чтобы малыш в той же степени нуждался в ней, желание чувствовать себя по-прежнему нужной…или такая сильная близость с ребенком помогает преодолеть трудности в отношениях с партнером…или мама боится взросления ребенка и его независимости.

А важно ли, действительно, помогать малышу взрослеть и становиться более самос тоятельным? Как это может помочь ему в будущем? Важно ли это для Вас как для мамы?

Подумайте, что вы сами приобретаете в тот момент, когда малыш становится более взрослым и уже не требует столь пристального внимания и активной помощи? Подумайте, действительно ли вы осознанно позволяете ребенку взрослеть? Не действуете ли вы по привычке, как в более раннем возрасте: также частое прикладывание к груди, то же постоянное укачивание перед сном или соска по первому писку? Остановитесь и попробуйте сознательно проанализировать ситуацию вашего общения с малышом, игр и взаимодействия с ним, вашей реакции на его просьбы и протесты. Что помогает, а что мешает ему быть самостоятельнее? Пробуйте помогать малышу, когда он об этом просит. Ведь уже после года для малыша важно осваивать некоторые действия без активного участия взрослого.

Предоставьте побольше свободы малышу для изучения пространства и проявления своей самостоятельности. Но помните про безопасность: уберите опасные или ценные вещи, которые лежат на виду, чтобы избежать интереса именно их со стороны малыша и последующих протестов при запрете.

Помните, что в этом возрасте малыша можно отвлечь на что-то интересное и необычное, переключить внимание на новую игрушку, «договориться» (эмоционально-ласковые слова), но сделать это в игровой форме. Для такого возраста очень подходят мотивирующие задания и поощрения в виде мелких сюрпризов для вашего крохи.

«Почему так много про самостоятельность и взросление, когда вопрос про то, что малыш плохо спит?» – подумаете вы. Но ведь сон – это отражение того, как непоседа провел день. Хватало ли ему физической активности как отработки двигательного навыка ходить? Достаточно ли было общения с мамой как удовлетворения потребности в тактильном контакте с близким и эмоционально значимым взрослым?

Другие статьи

  • Школа развития детей в перми Школа развития детей в перми Тел.: 8 (342) 277 22 65, 8 912 486 30 55. Наш адрес: Пермь, ул. Сов. Армии, д. 37; Доп. офисы в Перми Схема проезда. Раннее развитие - Комплекс-курс раннего развития " ЛАДУШКА " (детям 9 мес. - 2 лет); - Комплекс-курс […]
  • Сколько спят ваши дети Сколько спят ваши дети в год-полтора? Девочки, напишите, пожалуйста, сколько часов в возрасте 1-1,5 года ваши дети спят ночью, и сколько днём. У нас днем два сончаса по 1,5 часа. А ночью спит всего 8 часов. Я думаю, ночью он спит так мало, потому что днём […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Результат поиска Доп.точки доступа: Кенеман, А. В. Экземпляры всего: 79ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13) Свободны: ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13) Доп.точки доступа: […]
  • Ребенок 2 5 месяца не спит днем Ребёнок 2 мес не спит днём дома Здравствуйте! Посоветуйте, как нам решить проблему. Дочка 2мес спит в день только 1 раз и только на улице или на балконе - может проспать от 3 до 4.5 часов подряд. Больше днём не спит, дремлет когда сосет грудь по 20-30 мин каждые 1.5-2 […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]