Почему у ребенка язык на одну сторону

Почему у ребенка язык на одну сторону

Сообщение Саша-Маша » Вс апр 24, 2011 14:24

pss77, не знаю что у вас за город в котором не делают такие анализы на гормоны, но мы как узнали про наш диагноз, то из крыма поехали в москву! и не зря. я к тому что ради ЗДОРОВЬЯ ребенка нужно НЕ думать » жалко что уколят» а брать в охапку дитя и делать все что можно и пусть это будет лишнее, и пусть вы зря переживали и пусть напрасно показывали врачу и кололи венку, но лучше «сделать и жалеть, чем жалеть что не сделали». это может (ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ НАДЕЮСЬ И ЖЕЛАЮ ЭТОГО) что все не так страшно, а может и умственное отклонение (тьфу тьфу тьфу). тем более что у вас город маленький, а значит врач мало квалифицирован в данном вопросе.

Добавлено спустя 3 минуты 56 секунд:

«на счет показывает язычок маме» это все индивидуально. смотря как. если висит неподвижно, расслабленно, расплылся, то это не оч хорошо! идите к врачу, а если живо подвижно, то это другое дело.

у меня знакомые до 5 лет ребенку думали что он им глазки строит, а оказалось эпилепсия в головном мозге судороги, как сказал эпилептолог и окулист.

Это неврология или еще у кого так детки делают?

Последние 2 недели Соня начала как-то странно напрягаться и тужиться. С походами в туалет это никак не связано.
У нее напрягается все тело, как будто она сильно злится. Она вытягивает руки и ноги и иногда прям рычит при этом. Сегодня заметила что во время одного из «приступов» прям вся даже чуть-чуть дрожит от напряжения.

На вторник к врачу записалась но учитывая наших врачей хочу как можно лучше подготовиться.
Мама говорит что это она так эмоции проявляет, но я напрягалась 🙁

а что с лицом, с мимикой при этом? в эти моменты слышит вас? что с глазами?

лучше всего на видео запишите и врачу покажите
так же полезно записать для врача, сколько секунд/минут длится это состояние, через какие интервалы времени повторяется и с чем связано (в каких ситуациях происходит) 11.03.2013 16:01:57, Умп

Почему ребенок жует язык?

Иногда родители малышей, которым еще нет и полгодика, замечают странную вещь – ребенок жует свой язык. А это ведь случается и не только в таком возрасте, некоторые детки могут это делать и в годик и даже в два. Неудивительно, что мамочки впадают в панику, им кажется, что это связано с проблемами с нервной системой малыша. Однако это далеко не всегда так, и причин жеванию языка достаточно много.

Содержание статьи:

Почему ребенок жует язык? Причины

Одной из основных причин, по которым ребенок жует язык, является подготовка малыша к жеванию взрослой пищи. Обычно к 4-5 месяцу у детей появляется слюнотечение. Многие мамочки связывают это с первыми зубками, но активная работа слюнных желез может быть связана и с тем, что скоро малышу нужно будет перерабатывать более твердую пищу.

Еще одной причиной может быть голод ребенка. Если пришло время кормления, малыш может жевать свой язык вместо еды, которую ему так хочется. Понятно, что в этом нет ничего особенного. Пройдет время, когда малыш научится просить кушать и жевать язык перестанет.

Нередко жуют свой язык те дети, которых рано отучили от пустышки или не дают пососать пальчик, заматывая малыша в пеленку или надевая на его ручки антицарапки. Ребенок, привыкший, что в его рту все время что-то находится, начинает посасывать или жевать свой язычок.

Еще одной, очень даже веской причиной сосания языка ребенком является скорое прорезывание зубов. Многие детки отказываются от прорезывателя для зубиков, а предпочитают ему сосание пальчика или жевание языка. Даже если у малыша уже выглянули первые резцы, а он все продолжает жевать свой язычок, не переживайте, ведь еще сколько зубиков будет впереди.

Иногда ребенок жует свой язык, когда о чем-то сосредоточенно думает или чем-то очень занят. Понаблюдайте за малышом, когда он увлеченно играет сам с собой. Кроха может жевать язык, сосать его и даже высунуть наружу. В этом нет ничего особенного, ведь и взрослые, когда погружаются в мысли или чем-то заняты, могут делать вещи, которые даже непривычны ему – наматывать волосы на пальцы, покусывать нижнюю губу и т.д.

Нередко детки жуют свой язык, когда им скучно. Обычно это относится к малышам, которые уже переступили годовалый рубеж. Недостаток внимания со стороны взрослых частенько приводит к тому, что детки, пытаясь себя хоть чем-то занять, приобретают разные привычки – грызут ногти, ковыряют в носу и т.д.

Как видно, причин жевания языка у ребенка не так уж и мало. И в большинстве случаев проблема со временем проходит сама собой. Но, если вы заметили, что ваша кроха жует свой язычок, не переставая, то есть навязчиво и достаточно продолжительное время, обратитесь к невропатологу, чтобы наверняка развеять все сомнения.

Как отучить ребенка жевать язык?

Итак, с причинами мы разобрались. И как видно, нет ничего страшного, за что можно было бы сильно переживать. Однако привычка есть привычка, а ведь она может надолго оставаться с человеком. Поэтому отучать ребенка от этого нехитрого занятия все-таки попробовать стоит.

Во-первых, нужно отвлекать малыша от жевания языка, например, дать ему пустышку. Если ребенок не сосет пустышку, дайте игрушку, которую он с удовольствием потянет в рот и пожует лучше ее, чем свой язычок. Во-вторых, давайте малышу понять, что этого делать нельзя. Когда ребенок жует язык, легонько заденьте ему губы и скажите «Нельзя!» Даже полугодовалый ребенок поймет, что делает что-то нехорошее.

Постарайтесь приучить ребенка к соске, все же пустышка лучше пальчиков во рту, а тем более жевания язычка. Отучать от пустышки рано не нужно, особенно, если ребенок никак не хочет от нее отвыкать. Если вы заберете соску насильно, не удивляйтесь, если кроха будет сосать и жевать свой язык.

Не пеленайте ребенка вместе с ручками после трех месяцев. Обычно с этого возраста, а бывает что и раньше, дети начинают изучать свои руки, пробовать их на вкус. Пусть малыши развиваются так, как положено.

Если ребенок уже постарше – год, полтора, но продолжает жевать свой язык, тогда просто говорите ему, что это делать некрасиво. В таком возрасте дети уже очень хорошо понимают многие вещи. А вообще, постарайтесь уделять своей крохе больше внимания. Чем больше вы будете общаться и играть с малышом, тем меньше у него будет времени на разные нехорошие привычки.

Если ребенок пострадал внутритробно или перенес родовую травму, его речи надо уделить особое внимание.

Продолжаем знакомить читателей с различными нарушениями речи с помощью книги Л.Парамоновой «Логопедия для всех». О нарушениях звукопроизношения вообще и дислалии в частности мы уже поговорили. Сегодня речь пойдет о дизартрии.

Дизартрия — это такое расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц. Сам термин «дизартрия» означает «расстройство членораздельной речи» («артрон» в переводе на русский язык означает «сочленение», а «диз» — «расстройство»). Распространенность дизартрии среди умственно нормальных детей составляет от 3 до 6%, однако эти цифры имеют выраженную тенденцию к росту.

Дизартрия чаще всего не является самостоятельным нарушением речи, а представляет собой лишь один из симптомов тяжелого заболевания — детского церебрального паралича, который обычно носит врожденный характер или возникает в возрасте до двух лет. В зависимости от локализации поражения головного мозга дизартрия проявляется по-разному, в связи с чем различают несколько ее видов, которые здесь рассматривать нецелесообразно ввиду невозможности практического использования этой информации неспециалистами.

При полном параличе артикуляторных мышц имеет место анартрия — полное отсутствие у ребенка произносительной речи. Об основных проявлениях выраженной дизартрии речь пойдет далее. Но нередко может наблюдаться и так называемая стертая дизартрия, о которой нужно сказать несколько подробнее, поскольку она очень широко распространена и к тому же ее бывает непросто отличить от дислалии.

Смотрите так же:  Можно ли поднимать ребенка после кесарева сечения

Стертая дизартрия

В основе стертой дизартрии лежат очень небольшие, буквально точечные органические поражения коры головного мозга. Их наличие приводит к парезам лишь отдельных небольших групп артикуляторных мышц (например, только кончика языка или только одной его стороны). При таких условиях у ребенка страдает произношение лишь отдельных звуков при практически нормальном темпе и ритме речи и при отсутствии выраженных расстройств речевого дыхания и голоса.

Долгое время такого рода нарушения в произношении звуков относили к функциональной моторной дислалии, не замечая их специфики. Однако трудности их преодоления заставили специалистов тщательнее изучить этот вопрос, в результате чего из группы функциональной моторной дислалии и была выделена стертая дизартрия. (При неврологическом обследовании у этих детей были обнаружены парезы отдельных артикуляторных мышц, приводящие к вполне определенным нарушениям в произношении звуков.)

Расстройства звукопроизношения при стертой дизартрии имеют не только иную причинную обусловленность по сравнению с дислалией, но и другое внешнее проявление. В частности, для стертой дизартрии характерным бывает межзубное произношение звуков, связанное со слабостью (паретичностью) мышц кончика языка — он просто не удерживается за зубами. Нередко имеет место и «боковое» произношение некоторых согласных, что связано с парезами одной стороны языка. В этих случаях язык при высовывании его изо рта обычно отклоняется в одну сторону, а при артикулировании некоторых звуков становится во рту «ребром», что и способствует боковой утечке воздуха. Такие нарушения в произношении звуков ни в каком возрасте не могут быть отнесены к возрастным своеобразиям звукопроизношения ввиду их обусловленности патологическими причинами. Стертая дизартрия никогда не проходит с возрастом, о чем свидетельствует ее наличие и у многих взрослых людей.

Причины детского церебрального паралича и дизартрии

Причинами детского церебрального паралича, а следовательно, и причинами дизартрии являются органические поражения нервной системы ребенка, которые могут наступать внутриутробно, во время родов или вследствие заболеваний раннего возраста (менингиты, менингоэнцефалиты, травматические поражения или сосудистые нарушения).

До сравнительно недавнего времени основной причиной детского церебрального паралича (а значит, и дизартрии) считали родовую травму, вызывающую кровоизлияние в мозг, асфиксию при рождении и другие осложнения во время родов. Однако к настоящему времени стало ясно, что в более чем 80-90% случаев поражение нервной системы плода наступает внутриутробно. Именно недостаточная полноценность плода и его «неготовность» к активному участию в процессе родов приводят к осложненному их течению и к возможным при этом дополнительным повреждениям головного мозга. Эти повреждения могут быть результатом кесарева сечения, асфиксии при рождении, родовой травмы при оказании механической помощи, которая является вынужденным средством и применяется лишь в случаях крайней необходимости. Знание этого обстоятельства чрезвычайно важно как с точки зрения профилактики детского церебрального паралича, так и в большинстве случаев сопутствующей ему дизартрии.

Если основная причина возникновения того и другого заключается не в «неизвестно почему» так тяжело протекающих родах, то основным содержанием профилактики должна стать забота о нормальном протекании беременности, что очень во многом зависит от серьезности отношения самой женщины к этому ответственнейшему периоду своей жизни. В полной ее власти находится исключение таких вредных для внутриутробного развития плода, но, тем не менее, нередко присутствующих патогенных факторов, как курение и употребление алкогольных напитков даже в период уже наступившей беременности, постоянное переутомление и несоблюдение здорового режима дня, продолжение работы на вредных производствах и в ночную смену, поднимание тяжестей и вообще наличие больших физических нагрузок, «неотложные» перелеты и переезды в другие города или даже на другие континенты почти перед самыми родами, которые в таких случаях нередко начинаются прямо в дороге и поэтому уже в принципе не могут протекать нормально.

Речевые и неречевые симптомы дизартрии

Речевые симптомы. Речь детей, страдающих выраженной формой дизартрии, и в самом деле теряет свою членораздельность и становится почти непонятной для окружающих («как каша во рту»). В чем же здесь дело? Как ранее уже отмечалось, двигательные команды из центрального отдела речедвигательного анализатора к периферическим органам речи передаются по проводящим нервным путям. При органическом поражении этих речевых отделов головного мозга или непосредственно двигательных нервов полноценная передача нервных импульсов становится невозможной, и в самих мышцах развиваются явления паралича или пареза. А поскольку эти парезы могут распространяться не только на мышцы языка и губ, но также и на мышцы мягкого нёба, голосовых связок и органов дыхания, то при дизартрии нарушается не только артикулирование звуков, но и голосообразование, и речевое дыхание.

При выраженных парезах языка страдает артикуляция практически всех звуков речи, включая и гласные. Парез мягкого нёба обусловливает появление носового оттенка голоса, парез голосовых связок — нарушение процесса голосообразования и изменение тембра голоса, парез дыхательных мышц — нарушение функции речевого дыхания, которое становится поверхностным и аритмичным, а значит, не обеспечивающим полноценной воздушной струи для голосообразования.

Помимо нарушения двигательной функции речевых мышц, обусловленной наличием параличей и парезов, страдает также и чувствительность этих мышц, в связи с чем ребенок недостаточно хорошо ощущает положение своих артикуляторных органов. По этой причине он затрудняется в нахождении нужных артикуляций, что создает дополнительные трудности как при овладении звукопроизношением, так и при его коррекции.

Все это вместе взятое приводит к тому, что дизартрия по своим внешним проявлениям резко отличается от дислалии. Так, если при дислалии (за исключением механической дислалии на почве врожденных нёбных расщелин) дефекты звукопроизношения проявляются на фоне нормального темпа и ритма речи, нормального речевого дыхания и голосообразования, то при дизартрии наблюдается картина общего фонетического неблагополучия речи в целом, вследствие чего она и теряет свою внятность, членораздельность.

Постоянное слышание ребенком собственной нечленораздельной речи во многих случаях приводит к появлению у него вторичных нарушений слуховой дифференциации звуков.

Несовершенство слуховой дифференциации звуков, в свою очередь, вторично обусловливает трудности овладения фонематическим анализом слов.

Слабая ориентировка в звуковом составе речи, связанная с нарушением слуховой дифференциации звуков и трудностями фонематического анализа слов, неизбежно приводит к появлению у детей специфических нарушений письма — соответствующих видов дисграфии.

Трудностью и недостаточностью речевого общения вторично может быть обусловлена также бедность словарного запаса ребенка и несформированность у него грамматического строя речи.

Таким образом, при выраженной дизартрии речь первично или вторично страдает, по сути, во всех своих звеньях, а не только в отношении непосредственно звукопроизношения.

Неречевые симптомы. Для дизартрии на фоне детского церебрального паралича характерно наличие не только рассмотренных выше речевых симптомов, но и целого ряда неречевых симптомов, которые в конечном итоге тоже так или иначе затрудняют овладение речью. К таким симптомам относятся следующие.

  1. Параличи и парезы мышц конечностей и туловища. Парезы ног резко ограничивают (или даже полностью исключают) возможность передвижения ребенка в пространстве, что нарушает развитие у него зрительно-пространственньх представлений, поскольку он познает пространство мерой собственных шагов. В противном случае он не может судить даже о степени удаленности от него тех или иных предметов, поэтому далеко не случайно еще не овладевший навыком ходьбы ребенок пытается достать с неба луну, протягивая к ней свою ручонку, — ему кажется, что она находится совсем близко.
    Параличи и парезы рук ограничивают (или исключают) возможность манипулирования с предметами, что на втором году жизни ребенка играет решающую роль в познании им окружающего мира (деятельность «познающей руки»). Держа в руках различные игрушки, а также нередко поднося их ко рту и пытаясь лизнуть и даже «попробовать», ребенок постепенно получает представление об их форме, величине, гладкости или шероховатости поверхности, температуре, которая различна у холодных металлических предметов и значительно более теплых деревянных и плюшевых и т.п.
    Вполне понятно, что если в своем чувственном опыте ребенок не получил представления о пространственных и иных характеристиках предметов, то он будет затрудняться и в словесном обозначении этих характеристик. Ему будет очень сложно не только самому выразить словами, что находится дальше и что ближе, какой предмет выше и какой ниже и т.п., но даже и понять эти пространственные отношения между предметами.
  2. Часто наблюдающиеся парезы глазодвигательных мышц. При парезах этих мышц у ребенка нарушаются такие важнейшие зрительные функции, как фиксация взора на предмете, «ощупывание» его взглядом, «прослеживание» глазами движущегося предмета и его активный зрительный поиск. Это также приводит к задержке в развитии познавательной деятельности ребенка, в том числе и к задержке формирования у него зрительно-пространственных представлений, которые формируются при активном участии не только упомянутого выше двигательного, но также и зрительного анализатора. В дальнейшем это может приводить к специфическим нарушениям чтения и письма, к трудностям усвоения таких предметов, как геометрия, география, черчение, рисование и др.
  3. Нередко имеющиеся эмоционально-волевые расстройства, степень выраженности и особенности проявления которых во многом зависят от локализации и времени поражения головного мозга.
  4. Вторичные психические наслоения, связанные с переживанием ребенком своей речевой и иной неполноценности. При дислалии подобные наслоения встречаются несравненно реже.
Смотрите так же:  Методики для исследования личности детей

Понятно, что наличие всей этой сложной неречевой симптоматики не может не оказывать дополнительного отрицательного влияния на состояние речевой функции ребенка и на сам ход и эффективность коррекционной работы с ним.

Моторное развитие ребенка до года. Наблюдаем за малышом.

Прошло уже двадцать лет с тех пор, как я окончила медицинский институт и получила диплом педиатра. За эти годы у меня самой родились и выросли трое детей, да еще сотни малышей появились у женщин, посещавших мои курсы подготовки к родам. Все это время я с интересом наблюдала за тем, как из крошечного беспомощного новорожденного всего за год вырастает человечек, который уже во многом похож на взрослого.

Сегодня я уже хорошо понимаю, как это происходит, по каким этапам идет двигательное развитие ребенка, и хочу, чтобы каждый родитель, которому интересен данный вопрос, мог с легкостью разобраться в последовательности овладения малышом двигательных навыков, вложенной в него самой природой. Осознав, что в моторном развитии младенцев существует простая логика, вы сможете легче оценить своевременность развития своего дитя.

Итак, после девятимесячного ожидания в вашей семье появился новый человек! Он еще совсем маленький, беспомощный и ничего не умеет делать. Пройдет лишь год, и он, как все люди вокруг, будет ходить на двух ногах, а пока… А пока среди ваших забот и тревог частенько мелькает вопрос: «Нормален ли мой малыш? Правильно ли он развивается?» Конечно, за компетентным ответом стоит обратиться к профессионалам: педиатру и детскому неврологу. Однако и вы сами, при желании, можете кое-что уяснить в вопросе моторного развития вашего малыша.

Человеческий детеныш при рождении крайне беспомощен, но в него природой вложена мощная программа развития, благодаря которой он быстро совершенствуется. Мне кажется, каждой молодой маме полезно осознать этот факт, чтобы снять чрезмерную ответственность со своих плеч. Многие родители почему-то полагают, что чем больше и упорнее они будут заниматься со своим ребенком (гимнастикой, плаванием, массажем), тем быстрее он сядет, поползет, пойдет. А раз быстрее, раньше остальных, значит лучше, успешнее! Однако для ребенка бывает полезней, чтобы родители, создав и обеспечив необходимые условия для развития, сами просто с любовью за ним наблюдали.

Необходимые условия для правильного развития малыша до года

Под необходимыми условиями я понимаю очень простые вещи. К примеру, с самого рождения у малыша должна быть возможность по нескольку раз в день лежать на животике, на твердой поверхности (не в кровати и не на диване). С трехмесячного возраста большее количество своего бодрствования ребенку необходимо проводить на полу (а значит, этот пол должен быть чистым и достаточно теплым), он не должен быть ограничен пространством кроватки, манежа и ходунков.

Хочется отметить, что во многих семьях в вопросах развития можно отследить явное противоречие: родители подчас тратят время и деньги, чтобы заниматься с ребенком самыми современными методиками, а вместе с тем не предоставляют ему элементарных условий для самостоятельного развития.

Развитие в первый месяц жизни

Вернемся, впрочем, к нашей сегодняшней теме. Для того чтобы вам было проще понять, как развивается малыш на первом году жизни, предлагаю следующую схему: внимательно посмотрите на своего младенца, когда он лежит на спине, и с помощью моих пояснений попытайтесь сформулировать стоящую перед ним в данный момент задачу. Затем переверните его на живот и попробуйте оценить, на что устремлено развитие ребенка в этом положении.

Итак, перед вами малыш первого месяца жизни, лежащий на спинке. Как он выглядит в норме? Его поза крайне неравновесная, голова, ручки и ножки находятся в постоянном хаотичном движении. Чем младше ребенок, тем быстрее он начнет в такой позе плакать, призывая к тому, чтобы его взяли на руки. Это происходит, потому что новорожденный, придя в мир, сталкивается с категорическим изменением в отношениях собственного тела и окружающей среды. В материнской утробе он развивался в условиях относительно тесного, замкнутого пространства, последние месяцы перед рождением его тело постоянно соприкасалось со стенками матки. Кроме того, и сам «домик» малыша постоянно двигался, ведь женщина даже во сне часто меняет положение своего тела. Родившись, ребенок попадает в совсем другой мир. Теперь он лежит на неподвижной плоскости, и только половина его тела соприкасается с опорой, другая же половина (личико, грудь, живот, руки и ноги) как бы не искала границы, к которым можно прикоснуться, не находит их. Поэтому-то мы и видим младенца, судорожно «ищущего» в окружающем пространстве опору. Три первых месяца жизни как раз и уходят на то, чтобы полностью адаптироваться к новой ситуации.

Развитие ребенка в три месяца

Наблюдая за трехмесячным малышом, мы отмечаем, что он спокойно и подолгу лежит на спинке, с интересом рассматривает свои ручки или то, что в эти ручки вложила мама. Ножки его при этом приподняты над поверхностью. В следующие три месяца мышцы пресса и ног должны быть очень сильными, ведь нужно поднять ножки так высоко, чтобы они попали в поле зрения ребенка и вслед за ручками оказались у него во рту. Получается, что в положении на спине ребенок должен (в соответствии с вложенной в него программой) сначала «довериться» опоре, на которой он лежит, овладеть равновесием, а затем приняться за освоение сложно координируемых движений.

В первые 3 – 4 месяца, лежа на спине, новорожденный координирует движение «рука – рот», и его кулачок в результате оказывается у него во рту. Многие мамы с волнением говорят мне: «Ах, мой малыш начал сосать свой кулачок! Это ведь плохо!» На самом деле данное наблюдение доказывает, что младенец хорошо развивается. В следующие 3 – 4 месяца он будет отрабатывать координацию «рука – нога», а уже к 6 – 7 месяцам, схватив рукой свою ножку, дотянет ее до рта и с удовольствием пососет пальчики ног. Если вдуматься, это простое движение высоко координировано, ведь в нем участвуют одновременно три точки тела: рука – нога – рот. Теперь ваш малыш, еще полгода назад ничего не умевший делать, достиг такого координационного совершенства!

Положение на спине

Итак, в положении на спине ребенок знакомится со своим телом и учится координировать свои движения, для того чтобы в будущем достать, рассмотреть и положить в рот любой заинтересовавший его предмет. Именно так в первые годы ребенок изучает окружающий его мир.

Кроме того, лежа на спине, младенец сталкивается с необходимостью менять свое положение в пространстве. Ведь это только собственные ручки и ножки будут двигаться в желаемую сторону, а другие объекты, оказавшиеся перед глазами малыша, могут вдруг исчезнуть из его поля зрения. Так случается, например, с мамиными руками, которые сначала держат перед глазами ребенка яркую игрушку, а потом куда-то деваются. Желание узнать, куда же это все переместилось, ставит перед ним задачу сначала следить за интересующим объектом глазами, затем повернуть голову, а в будущем и перевернуться к нему всем телом.

Нормально развивающийся малыш уже к четырем с половиной месяцам способен продолжать тянуться к объекту, который перемещается за среднюю линию его тельца. К 6-ти месяцам он уже может сопровождать удаляющийся от него объект всем телом.

Проще говоря, если вы поместите игрушку непосредственно в поле зрения трехмесячного ребенка, а потом уведете ее в сторону (допустим, влево), то малыш проследит за ней только поворотом глаз и головы. Четырех – пятимесячный ребенок будет продолжать тянуться за ней правой ручкой и поворачивать свое тельце на левый бок, а полугодовалый и вовсе перевернется вслед за игрушкой в положение «на живот».

Положение на животе

Теперь поговорим о положении ребенка на животе, когда перед ним открывается хороший обзор. Это положение весьма удобно для разглядывания окружающего мира. Именно из-за более широкой перспективы многие малыши с удовольствием лежат на животике, ведь в положении на спине они могут видеть лишь потолок или те объекты, которые показывают взрослые. Не забывайте, что самостоятельно перевернуться на живот малыш сможет только к 6-ти месяцам, поэтому вашей задачей является выкладывать его на живот достаточно часто, как я уже говорила, на твердую, безопасную поверхность.

Смотрите так же:  Развитие ребенка 30 неделя

Сначала новорожденный лишь ненадолго отрывает свою голову от поверхности, чтобы посмотреть перед собой, уже к 3-ем месяцам он высоко удерживает голову в течение минуты, опирается при этом на предплечья и приподнимает от опоры грудку.

К концу 5-го месяца малыш сможет оторвать от опоры руки, чтобы поиграть, к полугоду он начнет отнимать от поверхности таз и ползать по-пластунски.

Семимесячный ребенок поднимется на карачки, а к 8 – 10-ти месяцам поползет на четвереньках и сядет, из положения сидя или стоя на четвереньках он будет хвататься за опору и вставать на ноги. К 12 – 14-ти месяцам пойдет.

Важность основных этапов развития

Итак, моторное развитие ребенка идет по этапам, последовательность которых предопределена природой, и на каждом предыдущем этапе тело подготавливается к новым достижениям последующего. К примеру, четырехмесячный малыш, лежа на животе, опирается о поверхность кулачками, а полугодовалый – уже раскрытой ладонью, поскольку еще через месяц или два этот ребенок поползет, а передвигаться, опираясь на кулачки, очень неудобно.

Ребенок, конечно, может перескочить через какой-либо этап развития, особенно если взрослые (родители или врачи) не придадут этому значения или сами подтолкнут его к такому «скачку». Так, например, бывает, когда малыш, минуя стадию ползания, сразу начинает ходить.

Часто это обусловлено лишь тем, что ребенка не выкладывают надолго на пол, из-за того что он грязный или холодный. Малыш же, стремясь как можно полнее освоить пространство дома, «торопится» в таком случае научиться ходить. «Что в этом плохого?» – спросите вы.

Дело в том, что за несколько месяцев ползания происходит укрепление мышц позвоночника, окончательно формируются его изгибы (необходимые для амортизации при прямохождении) и, наконец, достигается идеальная координированность тела в пространстве. Если вдуматься, координационно хождение на ногах есть ни что иное как ползание, перевернутое из горизонтальной плоскости в вертикальную. Та же координация, тот же вынос вперед попеременно разноименных ноги и руки. Поэтому малыш, начавший ходить без предварительного ползания, рискует иметь в будущем проблемы с осанкой и координацией.

В заключение хочу обозначить критические временные этапы двигательного развития, каждому из которых в дальнейшем будет посвящена отдельная статья. Итак, выделяют несколько возрастных точек, в которые принято оценивать моторные достижения младенца: это три, шесть, восемь и двенадцать месяцев. Считается, что именно к этим рубежам ребенок приходит с новыми навыками, наличие которых и стоит отслеживать для своевременной помощи малышу в случае задержки его развития.

В следующей статье мы рассмотрим развитие новорожденного в первые три месяца жизни и разберемся, к каким достижениям он должен прийти к трехмесячному рубежу.

Психомоторное развитие ребенка первого года жизни

Первый год жизни человека – это время стремительного развития. Родившись совсем не приспособленным, зависимым от взрослых, ребенок уже к году становится вполне самостоятельным – ходит, разговаривает (может быть, еще не на самом понятном для нас языке), испытывает разнообразные чувства и много чего понимает. Выражаясь более формально, становление личности ребенка в первый год проходит параллельно в разных направлениях: развиваются его интеллект, эмоции и моторика.

Поставив перед собой большую цель – познакомить родителей с особенностями развития младенцев, мы, конечно, понимаем, что делаем это не первыми. По данной теме уже существует множество информации. Мы же, как всегда, постараемся рассказать о сложном просто и сделать свой материал максимально доступным, т.е. объяснить, как развивается малыш, понятным языком. Так же попробуем доходчиво описать возможные отклонения в его развитии и способы немедицинской коррекции таких нарушений.

Начнем с двигательного развития. В медицинской литературе (да и в популярной тоже) довольно часто встречается термин «психомоторное развитие». В принципе он хорошо отражает суть процесса, поскольку малыш развивается физически тем успешнее, чем качественнее продвинут в психическом направлении. Вся моторика ребенка подчинена определенным целям, главенствующей из которых является «познание окружающего мира». Если малыш нормально развивается психически, он всегда любопытен, и эта природная любознательность стимулирует его двигательное развитие.

К примеру, чтобы увидеть нечто большее, чем пеленку, на которой ты лежишь на животе, необходимо приподнять голову, потом грудь, а дальше вовсе высоко приподняться на локтях – и вот перед тобой уже целый мир. Или яркая игрушка, которую только что с таким удовольствием разглядывал, вдруг куда-то исчезла (мама устала ее держать и положила рядом). И теперь ты следишь за этой игрушкой глазами, поворачиваешь сначала только голову, затем все тело, и вот уже тебе удалось перевернуться и очутиться прямо перед заветным медвежонком.

Ребенок, который отстает в психическом развитии, безусловно, тоже развивается моторно. Ведь кроме познания существуют еще и другие цели, например, физиологические потребности и желание себя обезопасить. Голодный малыш устремляется к пище, а в другой ситуации он убегает от опасности. Для того чтобы это сделать, ему также необходимо быть развитым. И все же, как вы понимаете, такой ребенок будет отставать в моторном развитии от своих сверстников, и, возможно, никогда не достигнет их уровня, особенно в области тонкой моторики.

Несмотря на такую тесную связь психики и моторики, в первой части своего проекта мы подробно остановимся именно на моторном развитии ребенка. Эмоциональному и интеллектуальному развитию младенцев (двум составляющим психического развития) также будут посвящены отдельные подробные публикации.

Если вдруг, изучив материал (источник: https://mamalara.ru/), вы заподозрите у своего малыша отставание в какой-либо области, обратитесь за консультацией к специалистам.

Однако, на наш взгляд, родителям важно помнить, что их дитя развивается по программе, вложенной самой природой, и не стоит чрезмерно усердствовать в стимулировании этого процесса.

  • Наблюдайте за своим ребенком внимательно, с любовью и, лишь заметив какие-то отклонения, помогайте ему с помощью простых упражнений овладевать тем или иным двигательным паттерном, оказавшимся для него почему-либо сложным.
  • Не торопите его, пусть он развивается в своем темпе.
  • Не сравнивайте вашего малыша с другими, ведь каждый человек уникален.
  • Используйте полученные из наших публикаций знания лишь для того, чтобы вовремя обратить внимание на действительно существующую проблему.

Для вашего удобства информация по психомоторному развитию будет представлена в двух вариантах: в виде статей, проиллюстрированных фотографиями, и в виде видеороликов.

Мы благодарны всем мамам и папам, помогавшим в подготовке материала, и, конечно, их детям, которые, пока этого не осознавая, стали для нас самыми лучшими на свете моделями.

Другие статьи

  • Почему у ребенка большой живот Почему у ребенка большой живот Сообщение AsiAn » Сб июл 02, 2011 09:09 Не знаю: писать в эту тему или следующую. Если что, на модераторов не обижусь ) Девочке 2,4 года. Большой "беременный" живот. На ее аппетит я никогда не жаловалась. Но ребенок не переедает. Сейчас […]
  • Температура у 4 месячного ребенка 371 Температура у 4 месячного ребенка 371 Сообщение Ragoza » Сб сен 24, 2011 11:09 хоть какая-то положительная динимика есть? н-р, тем-ра поднималась через 2 часа, после спада, теперь через 3-4? если так, то это уже положительная динамика. при вирусе может тем-ра долго […]
  • Детям от 3 лет лечение гриппа Симптомы гриппа у детей Грипп – один из видов острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Его возбудителем является соответственно вирус гриппа. Наряду с гриппом к ОРВИ относятся парагрипп, аденовирусная, риновирусная, респираторно-синцитиальная инфекции. Грипп […]
  • Ребенок 3 месяца не спит ночью дольше Мой младенец спит всю ночь Проблемы с ночным сном в той или иной степени касаются 30% детей. Но по результатам различных опросов, проведенных в США, Канаде, Австралии и европейских странах, более 70% родителей хотели бы, чтобы их дети спали дольше и качественнее по […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]
  • Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом шматко ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ 1 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Т.В. Пелымская Н.Д. Шматко ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ Пособие для учителя-дефектолога Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации […]