Подходы в коррекции аутизма

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции

Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции

Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции

Введение.
Целью работы является выявление оптимальных путей коррекционно-развивающей работы, способствующей социализации и адаптации аутичных детей.
Фундаментальное свойство человека – стремление к общению с окружающим миром и себе подобными, к коммуникации и социализации. Зародыши социальности в норме можно увидеть уже у беспомощного младенца. Здоровый ребенок очень быстро начинает узнавать мать и выделять ее из окружения.
При кормлении он приникает к материнской груди, принимая совсем не ту позу, которую можно видеть, например, когда посторонний человек кормит младенца из бутылочки. Если грудной ребенок выворачивается при попытке матери взять его на руки, или лежит на руках у матери как неодушевленный предмет, или не смотрит ей в лицо, – это должно вызывать серьезные подозрения, касающиеся психического здоровья ребенка.
Чаще всего подобная ранняя “асоциальность” наблюдается у детей, страдающих так называемым ранним детским аутизмом — РДА, или синдромом Каннера.
В жизни и врачебной практике ранний детский аутизм обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей не развивается речь. Именно с жалобой “наш ребенок все еще не говорит” родители начинают обращаться к врачам. И таких детей становится все больше и больше. Мы действительно живем в эпоху нарастающего разнообразия расстройств коммуникации. Впрочем, “неговорящими” являются не только аутичные дети, т.е. дети с сидромом Каннера, но и дети с системным недоразвитием “речевых” зон мозга; дети, глухие от рождения или очень рано оглохшие; перенесшие детский церебральный паралич и т.п. Увы, современное общество в избытке обеспечивает нас “неговорящими” детьми. Причины этого многообразны.
Что именно вызывает “подлинный” РДА, описанный Каннером, абсолютно точно, науке до сих пор неизвестно. Синдром Каннера в популяции встречается достаточно редко. Разобраться в методах коррекционной работы с детьми, страдающими РДА, я попытаюсь в своей работе.

1.История вопроса и разновидности РДА.

Понимание современных подходов к определению РДА вряд ли возможно без краткого экскурса в историю вопроса об аутизме в детстве. Можно назвать 4 основных этапа в становлении этой проблемы.
Первый, донозологический период конца 19 – начала 20 веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству.
Второй, так называемый доканнеровский период, приходящийся на 20 – 40 годы нашего столетия, отличает постановка вопросов о возможности выявления у детей шизоидии (Сухарева Г.Е., 1927, Симеон Т.П., 1929 г. и др.), а также о сущности “пустого” аутизма по Lulz J. (1937 г.).
Третий, каннеровский период (1943 – 1970 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму, как самого Л.Каннера (1943), так и Аспергера (1944 г.), а позднее и бесконечного множества других специалистов. В своей первой работе Каннер охарактеризовал РДА, как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого “шизофренического” спектра.
Наконец, четвертый: послеканнеровский период (1980 – 1990 годы) характеризуется отходом от позиций самого Каннера во взглядах на РДА. РДА стал рассматриваться, как неспецифический синдром разного происхождения.
В России первое описание органического аутизма было представлено в 1967 г. С.С. Мнухиным с соавторами. Описание РДА типа Каннера в 1970 – 1974 г. Г.Н. Пивоваровой и В.М Башиной, и 1982 г. В.Б. Каганом; РДА в круге постприступной шизофрении в 1975 году М.Ш.Вроно, В.М.Башиной и другими.
Выделяется несколько разновидностей РДА
1. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА);
2.Аутистическая психопатия Аспергера;
3. Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении аутизм);
4. Резидуально-органический вариант аутизма;
5. Аутизм при хромосомных аберрациях;
6. Аутизм при синдроме Ретта;
7. Аутизм неясного генеза.

2. Описание заболевания и клиническая картина РДА.

Ранний детский аутизм (РДА)— клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются:
1. Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
2. Стереотипность поведения;
3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
4. Нарушения речевого развития;
5. Раннее проявление – до 30-го месяца жизни.
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, с неспособностью к формированию общения, неспособностью к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов (явлениями протодиакризиса), отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения, с “симптомами тождества”. Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, в поведении отсутствует единство и внутренняя логика.
У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного внешнего реагирования, так называемая “аффективная блокада”; недостаточна реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.
Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, внутрь себя, взгляд мимо, взгляд, с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика угловатая, движения неритмичные, “закостенелые”, или неточные с тенденциями моторных стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню.
Речь, обычно, не направлена к собеседнику, в периоде речи отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодика речи нарушена. Голос то тихий, то громкий. Произношение звуков самое разное – от правильного до неправильного. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь разлипается с отставанием. В речи часты фразы-штампы, мутизм. Фраза обычно краткая: ассоциации разрыхлены, имеет место смещение мыслей, исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных форм, фраза обычно краткая с нарушениями грамматического и синтаксического строя речи. Речь может быть правильной и косноязычной, лепетной.
Абстрактные формы познания сочетаются с протопагическими. У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии.
После полутора – двух лет становится отчетливым нарушение последовательности вытеснения примитивных функций, сложными в пределах всех сфер деятельности, в этом выступает диссоциация развития личности.
Выраженность аутизма неодинакова. Это, несомненно, зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов.

3. Методика работы по лечению РДА.

Проблема реабилитации в общей проблеме раннего детского аутизма, остается краеугольной. Учитывая, что при отсутствии лечебно-коррекционной работы более чем в 70 % случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность, это положение не требует особых доказательств. Этот факт становится еще более убедительным, если сказать, что нуждаемость в больничной помощи детей аутистов сокращается с 34-76 % до 8 % при правильной организации реабилитации (Данные Национального общества содействия детям-аутистам США, за 1982 г.).
По мнению ведущих специалистов в этом вопросе для целей абилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь. Реабилитационные подходы, прежде всего, базируются на том, что в клинике РДА основное место принадлежит аутистическим нарушениям поведения, речи, моторики, задержкам психического развития.
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника (эвритмиста).
Лечебная помощь должна строиться на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представляется разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной физиотерапией, массажем и другими ее видами). Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлении болезни, вегето-сосудистой и вегето-висцеральной дистонии, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам, и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника (эвритмиста).
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Необходимо использовать адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр.

4. Этапы и методы коррекции детей с РДА.

Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Установление контакта с аутичным ребенком.
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры: группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас.
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг,
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирает ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.
Ход игры: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
На основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенок выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включиться в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Смотрите так же:  Что пить при сильной раздражительности

Заключение

В заключении необходимо подчеркнуть, что на долю родителей, психологов и педагогов выпадает трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использовании, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом.
Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе, либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов, работающих с ним, его родителей, будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем. У него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально-насыщенным и более контактным.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.

Современные подходы к коррекции аутизма

По материалам
Морозов С.А. «Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии». Москва, Издательство РБОО «Общество помощи аутичным детям «Добро», Москва, 2010 год.
В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция», М. 1990
Крайне низкая адаптивность к окружающей среде у ребёнка с аутизмом связана, прежде всего, с несформированностью коммуникативной деятельности и недостаточностью поведенческих навыков. Его действия и поведенческие навыки стагнационно деструктивны и стереотипны, соответственно, первостепенной задачей коррекционной работы должно быть формирование коммуникативной деятельности и адаптивного поведения, необходимых для успешного развития ребёнка.
В настоящее время выделяют ряд психолого-педагогических методов коррекции аутизма.

  1. В рамках бихевиорального подхода в некоторых штатах США и ряде европейских стран как государственная программа используется TEACCH терапия. Основная идея программы – обеспечить формирование как можно большего количества стереотипных форм взаимодействия с окружающим миром. Главный методический прием – механистическое научение. В ходе программы возникает противоречие между стереотипностью, ригидностью форм научения и условиями постоянно меняющегося мира, которое разрешается через жесткое структурирование времени и пространства. За пределами этой жестко структурированной среды возможности адаптации весьма ограничены, в том числе уровнем толерантности общества [46].
  2. Терапия ежедневной жизнью разработана в 1960-е годы в Японии. Метод состоит из трех элементов: установление ритма жизни и стабилизации эмоций через программу ежедневных физических упражнений, снятие «духа зависимости» от окружающей среды через групповые занятия; поддержка интеллектуального развития через постоянное повторение одинаковых действий. Кроме этого в программе применяются традиционные для японской педагогики приемы, декларируется тесная связь между психической и духовной жизнью, предпочитаются групповые формы обучения, делаются попытки развить групповой дух. Центральный момент программы – обучение через подражание [46].
  3. Эмоционально-уровневый подход разработан в 1980-х годах усилиями группы сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР. Авторы (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) ведущую роль в патологии отводят нарушениям аффективной сферы. Теоретической основной метода стала концепция об уровневом строении системы эмоциональной регуляции В.В. Лебединского. Коррекционная работа стоит из следующих этапов: установление эмоционального контакта, стимуляция активности, направленной на взаимодействие, снятие страхов, купирование агрессии и самоагрессии, формирование целенаправленного поведения [31].
  4. Холдинг-терапия – метод терапии принудительным удержанием был предложен американским психиатром М. Вэлш в первой половине 80-х годов ХХ века. Согласно данному подходу, аутизм представляет собой эмоциональное и мотивационное расстройство, связанное, прежде всего, с ранним травматическим опытом. Вследствие этого нарушается равновесие между реакциями избегания и равновесия в пользу реакций избегания. У ребенка нарушается базальное доверие не только к близким людям, но и к окружающему миру в целом. Холдинг – терапия была предложена как метод восстановления базального доверия к миру. Внешне метод выглядит следующим образом: мать прижимает ребенка к себе, но таким образом, чтобы можно было смотреть ему в глаза. Автор метода выделяет три стадии холдинга: стадия конфронтации (ребенок противится началу холдинга); стадия конфликта (ребенок вырывается, кусается, плюётся, мать успокаивает ребенка, говорит о своей любви); стадия разрешения (сопротивление прекращается, ребенок устанавливает с матерью контакт «газа в глаза»). По мнению В.В. Лебединского, холдинг-терапия может применяться лишь в тех случаях, когда остальные возможности помощи ребенку исчерпаны. [31]
  5. Метод сенсорной интеграции, где используется сенсорная стимуляция с учетом возможностей ребенка к переработке сенсорной информации. Стимуляция может касаться слуха, зрения, осязания, ориентации в пространстве, проприоцептивного чувства. Например, слуховая интеграционная терапия была разработана как средство оптимизации измененной чувствительности. Сенсорная интеграция помогает смягчить отдельные трудности, свойственные аутизму, положительно влияет на общий фон коррекционной работы. Важно, чтобы сенсорная интеграция была непротиворечива и совместима с основным коррекционным подходом [32].
  6. Музыкотерапия, арт-терапия, терапия с участием животных являются действенными средствами установления контакта с ребенком, но мало стимулируют развитие содержательной стороны общения [46].
Смотрите так же:  Общий симптом инволюционных предстарческих психозов

Все эти методы, так или иначе, опираются на приемы, разработанные в рамках бихевиорального подхода. Основоположником поведенческой терапии является Б.Ф. Скиннер. Он писал, что в основе формирования любого навыка лежит оперантное обусловливание: определенный стереотип поведения человека можно сформировать с помощью позитивного и негативного подкрепления. Подкрепление – это стимул, увеличивающий вероятность заранее запрограммированной реакции. Исследования Скиннера были направлены на изучение обусловленных сочетаний негативных и позитивных стимулов, которыми могут служить как простейшие аудиальные, визуальные и тактильные стимулы, так и более сложные, такие, как престиж или возможность самореализации личности.
Таким образом, поведенческая терапия направлена на формирование поведения. На основе психологических теорий о поведении живых организмов, учении Б.Ф. Скиннера, И.П. Павлова, и других исследователей сформировался метод прикладного анализа поведения ABA Applied behavior analysis
АВА основывается на восприятии человеческого поведения как процесса, подверженного влиянию прошлых и настоящих факторов окружающей среды в сочетании с органическими факторами. Такой подход позволяет сосредоточиться на восприятии поведения с точки зрения влияния внешних, измеряемых факторов [31].
Методы АВА в психиатрической практике применялись в 50-х годах в США, а для коррекции поведения детей с аутизмом — с 60-х годов 20 века. В 1968 году АВА получила статус самостоятельного направления.
АВА использует ряд базовых терминов: поведение, стимул, окружающая среда, обучение. Для понимания принципов АВА-терапии необходимо знать значения каждого термина.

Об альтернативных подходах к коррекции аутизма.

Согласно современным зарубежным данным, традиционные подходы к коррекции аутистических расстройств используют до 90-95% семей, в которых есть дети с аутистическими расстройствами, в том числе основные психолого-педагогические подходы (АВА, ТЕАССН, DIR и некоторые другие) – 89%, традиционную психофармакотерапию – 50%. В то же время, к дополнительным и альтернативным подходам прибегают 74% семей, причем с 2002 по 2007 год количество таких семей выросло в 1,5 раза . Несложный анализ показывает, что не менее 64% семей используют одновременно традиционные и альтернативные методы.

По данным Hansen et al. (2007), среди главных причин, побуждающих прибегать к альтернативной терапии, следует отметить:

  • неуверенность в безопасности назначаемых лекарств (84%);
  • беспокойство в связи с возможными побочными эффектами (83%);
  • опыт в связи с необычными побочными эффектами (73%);
  • рекомендации врачей (67%);
  • предпочтение научно-обоснованной терапии (66%),
  • стремление к большему контролю над лечением (54%),
  • советы друзей, родителей, близких (53%),
  • надежда на излечение (50%) и т.д. (остальное – менее 50%, вплоть до «в аптеке посоветовали» — 4%).

Сопоставляя данные литературы с нашим более чем 20-летним опытом работы Общества «Добро», можно заключить, что в основе обращения к альтернативным методам лежат:

  • неспособность и нежелание смириться с хроническим (или пожизненным) характером патологии;
  • неуверенность в правильности, эффективности назначенного лечения;
    надежда на чудесное исцеление и – самое главное –
  • непонимание природы, сущности аутизма.

Альтернативные подходы многочисленны и разнообразны, их классификации в настоящее время не существует. Тем не менее, представляется возможным выделить три группы таких подходов.
В одних случаях на первом плане биологически направленные воздействия, фактически лечение: это разнообразные диеты (безглютеновая, бесказеиновая, кетогненная и др.), пищевые добавки, витамины (В6, В12, С) и минеральные вещества (Mg), траволечение, гормональная терапия (секретин, адренокортикотропный гормон – АКТГ), детоксикация производных ртути и других тяжелых металлов, антигрибковая и противоаллергическую терапию, массаж и т.д.; более половины (54%) американских семей, в которых есть дети с аутизмом, прибегают к такого рода средствам.

Методы другой группы можно скорее отнести к психолого-педагогическим, хотя биологические моменты здесь также в той или иной мере представлены: это облегчающая терапия, слуховой интеграционный тренинг, холдинг-терапия, музыко-, арт-, игро-, театро-, иппо-, дельфино- , собако- и др.
К третьей группе методических подходов относят медитацию, релаксацию, гипноз, шаманство и др. – то есть методы сугубо психической направленности.

Невозможно дать хотя бы краткую характеристику каждому из существующих вспомогательных или альтернативных подходов, да это и не нужно. Рассмотрим несколько примеров.

Безглютеновая диета применяется для лечения и профилактики целиакии, или «глютеновой болезни», главная черта которой – непереносимость глютена (точнее глиадина) – одного из белков клейковины злаковых. В связи с этим из питания исключается все, что содержит пшеницу, рожь, ячмень, овес. В настоящее время наличие у ребенка одновременно целиакии и аутизма большинством исследователей считается случайным совпадением, патогенетическая связь между этими видами патологии или совсем отрицается, или очень маловероятна. Если такое совпадение имеет место (это не более чем 0,03% всех детей с РАС ), безглютеновая диета, безусловно, необходима. Если же целиакии нет, применение безглютеновой диеты ничем не обосновано и легко может нанести ребенку (в том числе и с аутизмом) вред: из рациона выводится огромный класс пищевых продуктов, и сохранить питание сбалансированным, обмен веществ полноценным довольно сложно уже с позиций диетологии, но помимо этого возникает множество организационных и финансовых трудностей. Исследования, которые могут показать необходимость безглютеновой диеты хорошо известны (наличие антител к глютену (точнее к глиадину) и тканевой трансглутаминазе), и ее необоснованное назначение некоторыми специалистами, как и бездумное применение жаждущими чуда родителями, выглядят более чем странно.

Другой пример. Использование при аутистических расстройствах препаратов на основе аминокислот и других биостимуляторов действительно способствует общему повышению активности, но это эффект неспецифический, и побочные действия (двигательная расторможенность, трудности сосредоточения, повышенная аффективная возбудимость, агрессивность и др.) нередко оказываются более значимыми, чем желаемый результат, вплоть до того, что в некоторых случаях под вопрос ставится сама возможность психолого-педагогических занятий.

Еще один пример: за рубежом (в последнее время и в России) активно обсуждается роль интоксикация соединениями ртути как причина аутизма и предлагается соответствующее лечение («хелирование», или «хелация»). Главным источником соединений ртути считают тимеросал, использующийся в качестве консерванта для ряда вакцин. Однако, ни сам факт интоксикации, ни патогенетическая роль тяжелых металлов, в том числе ртути, научно не доказана. Многим детям с верифицированным аутизмом никогда не делали прививок, и у них содержание ртути в организме в пределах допустимого; в Дании вакцины с тимеросалом не используются с 1995 г., но частота встречаемости аутизма продолжает расти. Процедура же детоксикации сложна, сопряжена с риском для жизни и высокозатратна.

Смотрите так же:  Патологическая физиология стресс

На рубеже XX и XXI веков появились сообщения, что однократная инъекция секретина, гормона, регулирующего деятельность желудка и поджелудочной железы, вызывала положительные изменения в психическом состоянии пациентов с аутизмом. Секретин действительно родственен некоторым нейрогормонам, но продолжительность его полужизни в крови очень коротка, и не понятно также, каким образом эта довольно крупная молекула может проникнуть через гематоэнцефалический барьер. Дальнейшие эксперименты с двойным слепым контролем не подтвердили эффективности секретина при РАС, а в ряде случаев внутримышечное и внутривенное введение секретина приводило к выраженным аллергическим реакциям.

Холдинг-терапия (или терапия принудительным удержанием – M.Welch, 1984) основывается на том, что при аутизме (который понимается как эмоциональное расстройство) на самых ранних этапах развития не формируется так называемое «базальное доверие». Это создает препятствие к взаимодействию с другими людьми, с окружающим, способствует развитию страхов. Сопротивление ребенка физическому контакту преодолевается путем холдинга – удержания ребенка до тех пор, пока это сопротивление не прекратится (первые сеансы могут продолжаться до 2-х часов и более). После сеанса на некоторое время ребенок становится более контактным, податливым и послушным, чем обычно, смотрит в лицо матери и т.п., то есть практическим результатом оказывается улучшение взаимодействия с ребенком. Само по себе это очень важно, но формально положительный результат достигается жесткими методами (по мнению многих – жестокими), но всегда ли холдинг – единственный путь установления контакта с аутичным ребенком? С учетом стереотипности детей с аутистическими расстройствами вероятным побочным эффектом является установление стойкой ассоциативной связи между насилием при холдинге и последующим «послушаением»; с возрастом такая связь может приобретать все более и более нежелательный характер, да и само применение холдинга становится с годами все более проблематичным.

Общая оценка метода очень неоднозначна. В некоторых работах сообщают о высокой эффективности холдинг-терапии, но чаще высказывается негативное отношение к этому методу.

Слуховой интеграционный тренинг (и близкий к нему метод Tomatis) основаны на предположении, что у части детей с аутизмом отмечается избирательная повышенная чувствительность к определенному спектру акустических частот (и именно этот момент является для этой подгруппы детей с аутизмом центральным патогенетическим моментом развития аутизма). Терапевтическое воздействие состоит в прослушивании специально подобранных музыкальных произведений и (или) использовании при этом определенных акустических фильтров. В дальнейшем теоретическая основа метода не нашла подтверждения, но положительный практический выход был: с помощью поощрений детей научили довольно подолгу (минимум 30 минут дважды в день, по Тomatis- от 2 часов в день) сидеть за столом, что, собственно, является одним из элементов стереотипа обучения.

По мнению ряда авторов (Е.С.Иванов и др., 2004; Дж. Алвин, Э.Уорик, 2004 и др.), главным направлением в работе с детьми с аутизмом должна быть эстетопсихотерапия в широком понимании (музыкотерапия, танцевальная терапия, креативная терапия, театральная терапия и др.), которая «дает возможность использовать все виды деятельности в жизни ребенка, стимулирует его инициативу, активность, удовлетворяет его эмоциональные потребности» . Эти виды воздействий (по сути своей, варианты психотерапии), бесспорно, могут быть очень полезны. Однако, прежде чем использовать те или иные виды деятельности, у ребенка с аутизмом (особенно с тяжелыми формами) нужно сформировать хоть какую-нибудь целенаправленную деятельность, а чтобы удовлетворять эмоциональные потребности ребенка с аутизмом, нужно сначала сделать так, чтобы эти потребности появились (О.С.Никольская и др., 2007).

Нечто похожее происходит и с игротерапией. В норме игра – естественная деятельность на определенном возрастном этапе, но, детям с РАС, как свидетельствует даже МКБ-10, свойственны нарушения в ролевых и социально-имитативных играх. Несмотря на это, отечественная литература изобилует бездумными рекомендациями по поводу игротерапии с аутичными детьми (И.Б.Карвасарская, 2003; Е.А.Янушко, 2004; и мн. др.), и, хотя в принципе игротерапевтические методики очень нужны, они ни в коем случае не панацея. Они должны соответствовать современным научным представлениям о природе аутизма и быть частью общей комплексной коррекционной работы.

При «Облегчающей терапии (Facilitated therapy), поддерживающем общении» человек, работающий с ребенком, кладет свою руку на предплечье, плечо, надплечье и т.д. ребенка, вследствие чего ребенок с аутизмом, якобы, получает возможность выражать свои мысли с помощью печатания на компьютере (пишущей машинке). По данным специальных исследований некоторое улучшение коммуникативной функции обнаружено менее чем в 10% случаев (по оценке пользователей, родителей детей с аутизмом – значительно больше). Контрольных экспериментов не проводилось, поэтому о достоверности результатов, как и о степени научной обоснованности метода говорить сложно. В то же время, возможные вольные или невольные моменты фальсификации в настоящее время доказать также не удается.

В прессе много внимания уделяют дельфинотерапии, и обсуждают даже, какой из видов (черноморские афалины или атлантические океанические) лучше влияют на психику при аутизме, тогда как сам факт биологического влияния дельфинов на человека не доказан. Сторонники этого метода считают, что взаимодействие с этим животным существенно улучшает внимание ребенка с отклонениями в развитии, благотворно сказывается на тонкой и общей моторике, когнитивных функциях и эмоциональной сфере, причем существенно не только непосредственное взаимодействие с дельфином, но и его кормление, приготовление для него пищи, другие моменты ухода за животным. В рамках поведенческой терапии допускают, что общение с дельфином можно использовать как момент поощрения ребёнка. Критики дельфинотерапии считают, что все положительное, что связывают с этим методом, можно получить при взаимодействии и с другими животными. Так Игорь К., кандидат биологических наук, длительное время изучавший дельфинов, на вопрос о полезности дельфинотерапии ответил: «Купите лучше кошку, дешевле будет».

Общее заключение по применению альтернативных методов сделать сложно, так как они очень различны, однако представляется необходимым учитывать следующее:

  • Альтернативные методы могут создавать предпосылки для успешного воспитания обучения детей с аутизмом, в части случаев применение некоторых методов не только допустимо, но и необходимо, но сами по себе они, как правило, не решают основных проблем ребенка с аутизмом.
  • Тот или иной альтернативный метод может быть полезным только для части детей с аутизмом, в то время как для других детей с тем же диагнозом этот метод может оказаться не только бесполезным, но и вредным.
  • Тот или иной альтернативный метод может быть полезным только на определенных этапах коррекции, тогда как на других этапах – бесполезным и даже вредным.
  • В некоторых случаях применение альтернативных методов приводят временному положительному эффекту, тогда как отдаленные последствия могут оказаться весьма негативными.
  • Каким бы безобидным, простым и понятным не казался метод, его нельзя применять по принципу «хуже не будет», нужно обязательно посоветоваться со специалистами.

Другие статьи

  • Развитие творческих способностей у детей начальных классов Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Начальная школа. Творческая и проектная деят-сть Развитие […]
  • Сколько часов в сутки спит 6 месячный ребенок Сколько и как должны спать новорожденные дети от 0 до 1 года по месяцам Содержание статьи: Одним из важнейших вопросов для мам всегда является режим сна новорожденного. Мы расскажем вам о том, сколько нужно спать детям до года, а также объясним, когда бить тревогу и […]
  • Супрастин уколы инструкция по применению детям Супрастин для инъекций - официальная* инструкция по применению Регистрационный номер: Торговое название: Международное непатентованное название: Лекарственная форма: Описание: прозрачный бесцветный водный раствор со слабым характерным запахом Фармакотерапевтическая […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Можно ли детям q10 Кудесан Для детей - официальная инструкция по применению Содержание активных компонентов, мг в таблетке: убихинон (коэнзим Q10) — 7,5 витамин Е — 1,0 Рекомендован в качестве дополнительного источника убихинона (коэнзима Q10) и витамина Е для детей старше 3-х лет. […]
  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]