Поэты для детей дошкольного возраста

Стихи о природе русских поэтов для детей дошкольного возраста

Стихотворения о родной природе для детей

A. Л. Барто «Катя»

Возились с ростками,

Мы с бабушкой вместе

С подружкой по саду.

Потом нам пришлось

Воевать с сорняками,

Таскали мы с бабушкой

В саду на скамейке.

— Ты что на скамейке

Сидишь, как чужая? —

А. К. Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли.

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

А. Н. Плещеев «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А. Н. Майков

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Мчится с горной вершины!

Ф. Тютчев

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захвати,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

А. Блок «На лугу»

Леса вдали виднее,

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звонче

Над лугом голоса.

Весна идет сторонкой,

Да где ж сама она?

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна.

А. С. Пушкин

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Л. Кисленко «Лето»

Теплым дождиком согрето,

Приходило наше лето.

Постояло на пороге,

Поскакало по дороге.

Пробежалось по цветам,

Лето, лето, знойный день,

От жары уставший пень

Тихо ойкнул, и вздохнул,

И до осени вздремнул.

Л. Кисленко «Лето в красном сарафане»

Лето в красном сарафане

Приглянулось нашей Ане:

— Подари мне сарафан,

Я пришью к нему карман.

Лето в красном сарафане

Улыбнулось нашей Ане:

— Сарафан мой не простой,

Ты пошей себе другой.

Мой — с цветами, и садами,

И бескрайними полями.

Он с черешней, и клубникой,

И душистой земляникой.

Л. Кисленко

Лето, лето, старый друг

Приходило к нам на луг.

Посидело у костра,

Где скучала детвора.

Угостило нас малиной

И ушло дорогой длинной.

Л. Кисленко

Заскучало как-то лето:

— Не по моде я одето,

Мне кокошник маловат,

Да и пояс узковат.

Где найти портниху лету,

Чтобы модно быть одетой?

Может, ягод меньше есть?

На диету, может, сесть?

Г. Демченко «Лето»

Снова теплые денечки,

Здравствуй, летняя пора!

Возле речки на песочке

Золотится в поле колос,

А в лесу трава, как шелк.

Подает кукушка голос,

А соловушка умолк.

Вот клубника заалела,

Мы с корзинками спешим.

Всем у нас найдется дело,

Дома летом не сидим!

А. Н. Плещеев

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит

Ветер в поле воет,

Г. Демченко «Осень»

В этом разделе собраны стихи для детей известных детских поэтов. На произведениях некоторых из них выросло старшее поколение родителей.

Александрова, Зинаида Николаевна — Многие стихи Зинаиды Александровой адресованы детям дошкольного возраста. Все они проникнуты хорошими, добрыми чувствами и учат малышей правильному поведению. Поэтесса разговаривает с детьми тепло, живо, без жеманства. Александрова любила писать стихи о природе, открывая детям окружающий их мир через цветы, народные праздники, счастливое детство. «Мои первые маленькие читатели уже сами стали дедушками и бабушками, потому что пишу я уже лет сорок».

Удачно подобранные стихи принесут ребенку много пользы. Они помогут малышам увидеть красоту природы, ценить то хорошее, что есть в мире. Подскажут, что нужно любить и беречь, с чем нужно бороться и чего избегать.

Чтение стихов — это довольно интересное занятие для детей, ведь они открывают для себя мир — такой большой и разноцветный.

Для родителей детские стихи также имеют огромное значение. Это лишний повод оторваться от работы и приятно провести с ребенком время, принести ему радость от родительского общения.

В этом разделе есть стихи, разбиты на подразделы по авторами. Но есть также и тематические сборники — о маме, о школе, о природе, о родной земле и тому подобное.

Литературное образование дошкольников

Целью литературного образования детей дошкольного возраста, является становление их духовного мира, создание условий для формирования внутренней потребности в совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей.

Наиболее полно его можно реализовать при наличии у педагогов и родителей широкого читательского багажа, владении навыками анализа произведения. Всё это предполагает кропотливую работу с содержанием стихов, образно-эмоциональной стороной поэтической речи. Важность литературного образования детей, в частности дошкольников, попробую показать на индивидуальности произведений конкретных поэтов.

Одним из современных детских поэтов, создающих популярные стихи, является Ирина Токмакова .

Творчеству Ирины Петровны присуще проникновенное раскрытие темы природы — прежде всего, через взаимодействие природы и ребёнка, уподобление природы детству и наоборот. Склонность олицетворять окружающую действительность, лиризм и фольклорный пантеизм (во всём сущем живёт душа) придают её произведениям особую атмосферу живого звучащего мира: «Возле речки, у обрыва, / Плачет ива, плачет ива. / Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? / Может, ветер шаловливый / За косичку дёрнул иву, / Может, ива хочет пить? / Может, нам пойти спросить?». «Осенние листья», «Ели», «Сосны», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Живи, ёлочка!» — эти и другие стихи И. Токмаковой характеризует высокая образность. Развивая психологические традиции классической поэзии, она умеет отразить сложную гамму настроений и чувств ребёнка (цикл «Весело и грустно»), точно передать интонации детской речи. Некоторые произведения похожи на рассказы с характерной для ребёнка лексикой, конструкцией фраз, логическим строением речи: «Эта ничья кошка, / Имени нет у неё. / У выбитого окошка / Какое ей тут житьё? / Холодно ей и сыро. / У кошки лапа болит. / А взять её в квартиру / Соседка мне не велит». Поэтесса часто использует форму миниатюры — наиболее подходящую для малышей. Однако постепенно приучает читателя к увеличению объёма стихов за счёт повторов и наращений. Эти приёмы заимствуются из фольклора и детских игр: «На лошадке ехали, / До угла доехали, / Сели на машину, / Налили бензину, / На машине ехали, / До реки доехали…».

Стихи для детей Якова Акима выделяются особой мягкостью, лиризмом, доверительной и задушевной интонацией.

Одним из постоянных мотивов лирики Якова Лазаревича является любовь к природе, обретение себя через неё («Старый вяз», «В лесу», «Облака», «Первый снег», «Яблоко»). Близость классической традиции, динамизм, выразительные эпитеты и метафоры, олицетворения, близкие к отождествлению, позволяют Я. Акиму сделать пейзаж отражающим человеческие чувства и настроения: «Ты видишь, как ветер с листвою играет, / Как в роще деревья себе выбирает? / Берёзка на склоне приметная вроде, / А ветер её стороною обходит. / А может, строптивое деревце это / Не хочет играть с надоедливым ветром? / Берёзка секреты не всем доверяет, / Друзей и подружек сама выбирает».

Картины природы в различные времена года занимают важное место в произведениях поэта Валентина Берестова

(«Весёлое лето», «Знакомый», «Картинки в лужах», «Тропинка», «Снегопад», «Гололедица»). Валентин Дмитриевич органически сочетает интонации детства с лирической тональностью воспоминаний взрослого, создавая многоплановость авторского видения. Испытывая удивление перед большим и разнообразным миром, в котором постоянно совершается множество перевоплощений, поэт прибегает к олицетворениям, иносказанию, метонимии: «Пряча в складке / Запах сладкий, / Лепесток за лепесток, / Сам себя укрыл украдкой / И уснул ночной цветок». Автор развивает традиции пейзажной лирики А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, достигая классических высот в одном из самых трудных в детской поэзии жанров — лирическом пейзаже: «Бураны, вьюги и метели… / Как много с ними канители, / Как много шума, толкотни! / Как надоели мне они!» — / Так проворчал мороз угрюмый, / И речку лёд сковал без шума, / Деревья скрыла седина, / И наступила тишина». Наряду с лаконичными миниатюрами поэт вводит и более сложные формы, отдавая предпочтение акварельным краскам, экспрессионистической манере письма («Возвращение к природе»).

Природа и детство близки в поэзии Елены Благининой

(сборники стихов «Травушка-муравушка», «Улетают — улетели»), образуя единую лирическую тему. Для её воплощения характерны интонации диалога, использование обращений: «— Черёмуха, черёмуха, /

Ты что стоишь бела? / — Для праздника весеннего, / Для Мая расцвела». Язык лирики Елены Александровны гибок и богат, в состоянии передавать тончайшие оттенки чувств и смысла. Этому помогает лёгкость словообразования, свобода поэтических ассоциаций. Стихи поэтессы для малышей («Вместе с солнышком встаю», «Уморилась», «Одуванчик», «Радуга») легко скандируются, их жанровые формы рассчитаны на устное бытование, использована поэтика колыбельной песни, скороговорки, загадки. Как и произведения фольклора, стихи Елены Благининой ритмичны, музыкальны, наполнены звукописью: «Не гуди, / Не зуди, / Наших деток не буди! / Баю-баю, / Не плачь, / Наших деток не булгачь! / Тс-с-с!».

Детский мир, изображённый Эммой Мошковской

(«Кислые стихи», «Хитрые старушки», «Вперёдсмотрящий», «Жил на свете один человек»), полон радости, счастья, энергии. Каждое из её стихотворений является поэтическим открытием, переданным через богатую эмоциональную гамму переживаний: «Встало солнце кислое, / Смотрит — небо скисло, / В кислом небе кислое облако повисло… / И спешат несчастные кислые прохожие / И едят ужасно кислое мороженое… / Даже сахар кислый! / Скисло всё варенье! / Потому что кислое было настроение». Специфическим свойствам поэзии Эммы Эфраимовны характерны подчёркнутая лексическая простота, склонность обходиться в основном существительными и глаголами (минимальное использование причастных и деепричастных форм, ограниченное употребление прилагательных). Эмоциональная окрашенность речи достигается за счёт активного включения экспрессивных увеличительно-уменьшительных суффиксов и многократных повторов ключевого слова: «Что нам сидеть, / Глядеть в окошко? / Вон по окошку / Ползает мошка. / Вот на окошко / Прыгнула кошка, / Загородила кошка окошко»; «Снег уж не пышный, / Он уж не лыжный, / Он не из ваты, / Он — ноздреватый. / Он уж не белый, / Он — потемнелый…». При кажущейся простоте и лаконизме стихотворения Э. Мошковской богаты в смысловом и эмоциональном плане, в опосредованных образах они передают ощущения, невыразимые в прямой форме: «Снова cо всех дорожек / Ветер лето сметает. / Сел на скамейки дождик / И никого не пускает…». Произведения автора ритмичны, музыкальны, фонетически организованы, насыщены динамикой и образностью.

Поэзию Юнны Мориц исследователи определяют как экспериментальную.

Они отмечают, что почти каждое стихотворение поэтессы (в особенности это касается сборников «Сто фантазий», «Чудесатые дела», «Букет котов») может быть расценено как манифест, утверждающий объективную силу воображения, призыв к читателю следовать поэтической фантазии. По определению И.Н. Арзамасцевой, этот «необъятный рай» мечты преобразует реальный мир до неузнаваемости, помогает ребёнку не расставаться с детством и сказкой, быть лучше, счастливее, талантливее. Важную роль в поэзии Юнны Петровны играют эпитеты (зелёно-голубой Херсон, малиновый ёжик, сладкая загадка). Обычные или экстравагантные, они передают внутреннее состояние автора, его настроение, восприятие мира: «Но только лошади / Летают вдохновенно! / Иначе лошади / Разбились бы мгновенно. / И разве стаи лошадиных лебедей / Поют, как стаи лебединых лошадей?». Не менее важны у Ю. Мориц повторы, развитие в стихотворении вариаций одного и того же мотива, позволяющие уловить естественное движение образа, соответствующее движению чувств. Многие стихотворения поэтессы благодаря пластической переменчивости ритмов, интонаций и музыкальности стали песнями: «Под грустное мычание, / Под бодрое рычание, / Под дружеское ржание / Рождается на свет / Большой секрет / Для маленькой, / Для маленькой такой компании, / Для скромной такой компании / Огромный такой секрет». Стихи Ю. Мориц написаны «на вырост»: автор высоко поднимает планку детского художественного восприятия — на уровень смыслового и эстетического содержания текста (эстетизм здесь определяет или заменяет морализаторство), на уровень фантазии и творчества ребёнка, в том числе и в области слова.

Смотрите так же:  Настой ромашки для новорожденного ребенка

Современный поэт Роман Сеф также предъявляет к литературе для детей требования высокой художественности.

Он считает, что талантливое произведение воспитывает само по себе, без дополнительной педагогической нагрузки (эстетический факт должен преобладать над идеей). По мнению Романа Семёновича, стихотворение для детей должно быть системно организовано: все приёмы в нём согласованы, рифмы и сравнения точны. Подобная чёткая организация призвана помочь выразить далеко не однозначное, порою «недетское» содержание: «…Тебе сегодня / Восемь лет, / Перед тобой / Весь белый свет, / Но где-то / Во Вселенной / Летит, / Летит, / Летит, / Летит / Твой голубой метеорит — / Подарок драгоценный». Стихи Р. Сефа, например, в сборнике «Храбрый цветок», адресованном детям раннего дошкольного возраста, отличаются особой проработанностью формы, лиризмом. Метафоры, на которых они построены, открывают «глубины» хорошо известного ребёнку слова. Помогает его «заново услышать» также ритмико-звуковое оформление поэтической речи: «Во дворе / На траве / Горит Солнышко. / На зелёной ноге / Стоит Солнышко. / В каждом Солнышке / Сотня Солнышек, / Называется всё — / Подсолнышек». И процитированное стихотворение «Солнышко», и многие другие произведения поэта представляют собой «подобие» детского рисунка, в котором всегда чётко обозначены центральный образ, цвет и эмоциональное отношение.

«Метаморфозы» слова, его «повороты» при интонационных сдвигах, звуковых перекличках, смысловых ассоциациях составляют главную стихию поэзии Генриха Сапгира :

«Сказала тётя: / — Фи, футбол! / Сказала мама: — / Фу, футбол! / Сестра сказала: / — Ну, футбол… / А я ответил: / — Во, футбол!». На игре букв, звуков, слов и явлений (нередко проявляющейся и на графическом уровне) строятся стихи из «Забавной азбуки», «Нового букваря», напоминающие небылицы, словесные путаницы, кумулятивные сказки: «Музыкант играл на трубе. / Труба была похожа на улитку. / Улитка была похожа на домик. / Домик был похож на чашку, опрокинутую. / Чашка была похожа на чайник. / Чайник был похож на Ивана Ивановича. / Иван Иванович был музыкант и играл на трубе». Малые поэтические формы, созданные Генрихом Вениаминовичем для читателей дошкольного возраста (скороговорки, считалки, загадки, игры), нередко выполняют функцию своеобразных упражнений по развитию речи: «Что за Ли? / Что за Мон? / В звуках нету смыла. / Но едва шепнут: — Лимон — / Сразу станет кисло». В ориентированных на детское словотворчество стихах Генриха Сапгира («смеянцы», «пельсиски», «стакелки», «никчимушек полный гамазин», «тигрессы», «бракадабра») ощутимы традиции ОБЭРИУ, игровой поэзии первой трети XX века.

Анализ творчества современных детских поэтов позволяет сделать вывод о том, что созданные авторами стихотворения, содержащие весомую нравственную составляющую, выходят за рамки прикладных педагогических задач, отвечая важнейшему критерию оценки поэтических произведений — художественной выразительности текста.

Произведения современных поэтов можно и нужно использовать в процессе формирования у детей дошкольного возраста навыков выразительного чтения, умения выделять образные средства — эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Их умелое применение развивает творческие способности детей в области слова.

Литература:

1.Большая книга стихов для самых маленьких: Для дошк. возраста. — Минск: МЕТ, 2003. — 319 с.

2.Большая книга стихов для чтения в детском саду / сост.: И.П. Токмакова, Э.И. Иванова. — М.: Планета детства, 2000. — 512 с.

3.Павлова, Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии / Н.И. Павлова. — М.: Дет. лит., 1987. — 140 с.

4.Приходько, В.А. Поэт разговаривает с детьми / В.А. Приходько. — М.: Дет. лит., 1980. — 223 с.

5.Русская поэзия детям: Т. 1—2 / сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — Т. 1. — 766 с. — Т. 2. — 750 с.

6.Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь / под ред. Г.А. Чёрной [и др.]. — М.: Флинта; Наука. — 2001. — 512 с.

7.Синицына, Е.И. Умные стихи / Е.И. Синицына. — М.: Лист, 1999. — 168 с.

Для дошкольников

  • Главная
  • Детский сад
  • Писатели для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста

— закрепить знания детей о народных промыслах;

— упражнять в правильном назывании предметов того или иного промысла;

Дидактический материал: 5 больших карточек, на которых изображены предметы хохломской, гжельской, дымковской и городецкой росписи и разрезные карточки с теми же изображениями.

Ход игры. Игра рассчитана на 5 участников. По считалке выбирается водящий. Он раздаёт карты детям иначинает показывать разрезные картинки, задавая вопросы: «У кого такой предмет? Примерный ответ ребёнка: «У меня хохломская солонка Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает. Игра повторяется несколько раз, карты при этом меняются.

Беседа о писателе «Павел Петрович Бажов и его сказы» с детьми старшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60»

Беседа о писателе

«Павел Петрович Бажов и его сказы»

с детьми старшего дошкольного возраста

Березники 2015 г.

Цели: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомст-во с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи: Познакомить детей с творчеством уральского писателя П. П. Бажова. Формировать чувство гордости за свой родной край.

Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его бога-тейшим языком.

Познакомимся с произведениями П. П. Бажова: «Серебряное копытце», «Огневушка — поска-кушка», «Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок» (показ художественной литературы и иллюстрации) .

Но не все знают, какой непростой была судьба писателя. О Бажове можно сказать, что у него «необыкновенная биография в необыкновенное время».

Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова «бажить» — ворожить, колдо-вать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (133 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Павел был единственным и любимым сыном в семье. Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яр-кими. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа. С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей, о камне-резах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале. В городе Екатеринбурге на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах — жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, ста-рателей.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок»). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы нашей страны. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель российской тяжелой промышленности и металлургии: ещё при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.

Богата история земли, на которой мы живём. Здесь гармонично сочетаются красота природы, загадки былого, удивительные памятники. Куда ни взгляни – всюду окружают нас величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край.

Свою главную книгу он написал в 1939 г. в возрасте шестидесяти лет. «Малахитовая шкатул-ка» – это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читате-лей разных стран. Эта книга принесла писателю мировую известность. В 1943 г. уральскому сказоч-нику присвоено звание лауреата Сталинской премии II степени, а в 1944 г. за плодотворную творче-скую деятельность он награждён орденом Ленина – первым и единственным из числа уральских пи-сателей.

Серебряное копытце: краткий пересказ с показом иллюстраций

Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он за-хотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.

Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.

Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Что-бы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.

Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каж-дый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.

Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку про волшебного козла. Дедушка по-ведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.

Дедушка согласился. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, де-вочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказы-вал старик.

Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим се-ребряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.

Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии.

Воспитатель: Понравилась ли вам сказ? Чем? (ответы детей)

Воспитатель: Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

Дети: Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиноче-ство его угнетало.

Воспитатель: А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Дети: После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на пред-ложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.

Воспитатель: Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу

Воспитатель: Можно сказать, что они были счастливы?

Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

Воспитатель: Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

Дети: Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.

Воспитатель: У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дар-мовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.

Воспитатель: Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.

Воспитатель: И нам надо быть добрыми и ласковыми

Повышение родительской компетентности по формированию читательских умений у детей дошкольного школьного возраста

В современном мире, когда, существует много каналов информации, все реже уделяется внимание книгам. Взрослые сами стали читать меньше и заменяют чтение детям все чаще на просмотр передач по телевизору, игры на компьютерах, планшетах. Кризис чтения достиг большого размаха во всем мире и наша страна тоже не исключение.

Конечно, при таком потоке информации из новых разных источников нужно ли нам чтение? Ответ очень прост, конечно, нужно чтение детям и для детей в дошкольном возрасте пока ребенок не научился сам читать, очень важно прививать любовь к чтению. А приобщение ребенка к чтению начинается с чтения русских народных сказок «Лиса и кувшин», «Колобок», «Царевна лягушка», прибауток, песенок именно с них и следует начинать приобщение маленьких детей. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят ритмические произведения — стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, — динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучшее всего соответствуют потребностям малышей, потому как являются удачным сочетание ритмики, интонации, мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги. Круг чтения детей дошкольного возраста стремительно меняется в старшем дошкольном возрасте. Это чтение произведений писателей: М. Горького, Н. Носова, В. Бианки, Михалкова. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством действующих лиц, и любят ждать продолжения. Их также могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о мире.

Смотрите так же:  Первые симптомы аппендицита у ребенка

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Чем больше читать ребенку, тем он лучше будет учиться. Важно объяснить ребенку, что с момента прихода в школу он должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга. Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни. Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют: Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.

Система работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях воспитанников такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение сельской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю.

Мы рекомендовали записать ребёнка в библиотеку. Посещать ее еженедельно. Позволить ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы. Посещать книжные магазины. Собрать дома интересную детскую библиотеку. Завести «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны. Оборудовать дома уголок для чтения: удобный стол и стульчик, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.

Одной из форм по формированию и приобщению детей к чтению стало создание читательского клуба в нашем детском саду. Основными задачами клуба являются формирование нравственных качеств личности через знакомство детей с миром детской литературы; создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основная цель встреч: расширение круга произведений для совместного семейного чтения: произведения поэтов и писателей России, зарубежных писателей. Базовыми формами проведения встреч являются ролевые игры «В гости к тетушке Федосье», беседы с элементами тренингов, игры — драматизации по сказкам «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Заяц и еж», показ кукольного театра по произведениям детских писателей: К. Чуковского «Федорино горе», литературные викторины совместно родителей с детьми по произведениям В. Бианки, А. Пушкина, Л. Толстого. Выставки рисунков по мотивам прочитанных книг, такие формы проведения встреч позволяют заинтересовать воспитанников предстоящим чтением, создать атмосферу поиска, расширить границы творческой активности дошкольников. Благодаря нашему клубу родители сделали выводы, что совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.

Поэтому семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить, но и думать грамотно. Устраивая выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, родители закрепляют знание произведений, развивают творческие способности, изобразительные навыки, мелкую моторику руки, воображение, фантазию.

Мы предложили родителям интересные задания после чтения, которые пробуждают интерес ребенка к книге и помогают лучше запомнить прочитанное:

1. Придумать к рассказу продолжение.

2. Составить вопросы к произведению.

3. Взрослый начинает пересказ прочитанного и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить.

4. Разгадывание и составление кроссвордов. Детям читается произведение, а затем предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.

Проведенная работа помогла сформировать читательскую компетентность ценностно-смысловую, коммуникативную и познавательную.

Какие читательские умения формируются в рамках этой компетенции? Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя.

Коммуникативная компетенция дошкольников проявляется в умении строить общение со сверстниками.

Познавательная компетенция определяется самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений. Читательские умения направлены на: умение пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст.

Процесс формирование читательской компетентности, приобщения воспитанников к чтению, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная (но отнюдь не единственная) из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.

На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и Интернет. никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтение.

Частая смена картинок, многообразие эмоций и постоянное звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации.

Книга дает пространство для человеческого воображения, для осмысления и осознания прочитанного. Информация, полученная из книг, близка к эмпирическому опыту человека, потому что читающему приходится самостоятельно вникать в текст, вычленять необходимое, отделяя главное от второстепенного.

Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

Выводы по совместному чтению:

Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность.

Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение к миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в сложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.

При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.

Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт.

Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни. «Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».

Анализируя свой опыт по формированию читательской компетентности родителей, приобщая детей к чтению, хочется поделиться своими взглядами на перспективы нашей дальнейшей работы: широко откроет двери университет для родителей, где они могут поделиться опытом по организации семейного чтения и досуга. В рамках открытия детской читательской галереи в рамках, которой будут проходить встречи с поэтами, прозаиками малой родины и литературные чтения, используя разнообразные формы, которые будут носить креативный характер.

Творчество детских писателей и поэтов

Валентина Бабенко
Творчество детских писателей и поэтов

К середине 19 в. прогрессивные революционно – демократические идеи в критике и литературе для детей одержали победу и укрепили свои позиции.

С начала 19 в. входят в детское чтение басни Крылова –

почти сразу же после появления первых сборников (в 1809, 1811, 1915 г.). Много сделали Белинский, Чернышевский, Добролюбов для расширения круга детского чтения произведениями современных им прогрессивных писателей.

«Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатления почти единственно доступной для них поэзии», — писал Белинский.

Сила сатирического воздействия басен И. А. Крылова – это результат мастерского владения словом и ритмом. Мораль его басен, как правило, заключает в себе яркие, точные и образные выводы, ставшие широко известными пословицами и поговорками. Басни И. А. Крылова такие как:»Ворона и лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и ягненок», «Волк на псарне» и др. известны большому кругу читателей.

В детское чтение постепенно вошли сказки А. С. Пушкина, сказка «Конек–Горбунок»П. П. Ершова, стихи М. Ю. Лермонтова,

Повести Н. В. Гоголя, «Записки охотника» И. С. Тургенева.

В первой половине 19 в. Появились в русской детской литературе специально для детей написанные талантливые произведения: стихи для младшего возраста В. А. Жуковского; повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского; рассказы и сказки В. Ф. Одоевского.

Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского 1787-1836г.)–автор первой волшебно-фантастической повести для детей младшего возраста «Черная курица, или Подземные жители» (1829г.). волшебная повесть А. Погорельского построена доступно для детского восприятия. Создается впечатление, что она была первоначально рассказана писателем племяннику Алеше (будущему поэту А. К. Толстому, которого с любовью и заботой воспитывал А. Погорельский. Все сцены в повести даются конкретно выпукло, с выразительными подробностями, картинной точностью. Вот, например, одна из них: «…Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе. Панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из чистого золота. Алеша очень любовался этим убранством. Но странным показалось ему, что все это было в самом маленьком виде как будто для небольших кукол».

Впервые в детской литературе появился настоящий, живой образ мальчика. Он вызывает симпатии ребенка-читателя и пробуждает сопереживание. Этот образ помог сделать сложную проблематику повести доступной детскому восприятию.

Прогрессивный писатель и своеобразный человек, Владимир Федорович Одоевский (1803-1862г.) серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Он долго работал над книгой «Наука до наук», которую задумал как педагогический трактат, посвященный основным принципам воспитания человека с детских лет.

В. Одоевский начал писать для детей в 30-е гг. 19 в., когда стал участвовать в издании альманаха «Детская книжка для

воскресных детей» и сотрудничать в журнале «Детская библиотека» А. Н. Очкина. Работал он под псевдонимом «дедушка Ириней». В 1834 г. отдельным изданием была напечатана сказка В. Одоевского «Городок в табакерке».

В 40-гг. появляются его сборники для детей: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840г.) и «Детские песенки дедушки Иринея» (1847г.). он создал для детей произведения разных жанров: научно-фантастические сказки, волшебные сказки, рассказы.

«Городок в табакерке»-первая в детской литературе научно-познавательная сказка. В. Одоевским созданы также сказки «Червячок», «Мороз Иванович», рассказы «Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко» и др.

Творчество Василия Андреевича Жуковского (1783-1852г., поэта-романтика, обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. И в оригинальном творчестве, и в качестве переводчика Жуковский более всего интересовался идеализированным, романтически истолкованным прошлым-античностью, средними веками.

Многие из его оригинальных и переводных произведений вошли в детское чтение. И это не случайно. Вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, занимавшие Жуковского в течение всей его жизни, нашли свое отражение и в его литературной деятельности.

Поэт заботился о том, чтобы его переводы знало подрастающие поколение.

В. А. Жуковским была создана, как он сам говорил, «педагогическая поэма»— книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственно художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Каждое стихотворение в этом цикле обладает художественным и педагогическими достоинствами.

Смотрите так же:  Лечение зубов под наркозом детям бесплатно

В стихотворении «птичка» поэт выразил светлую печаль, навеянную скоро минувшей порой красного лета. Стихотворению присущи свойства детских фольклорных прибауток.

В стихотворении «Жаворонок» поэт воспроизвел радостные приметы пробуждающего дня: зарделся на солнце лес, тонкий пар еще держится в долине, а в лазурном небе уже запел жаворонок.

Стихотворение «Котик и козлик» написано в духе народных прибауток с их энергичной сменой картин и с той детализацией, которая придает всему изложению изобразительную живость.

Стихотворная сказка «Мальчик с пальчик» вводит ребенка в такой мир, в сравнении с которым он может себя чувствовать великаном.

Детские стихотворения В. А. Жуковского впервые увидели свет в 1852г. в отдельном издании и с тех пор неизменно включаются в детские книги.

В течение многих лет, начиная с 1826г., Жуковский переводит несколько сказок братьев Гримм, сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». В 1831г. в творческом состязании с Пушкиным он пишет «Сказку о царе Берендее», «Спящую красавицу», сказки «Война мышей и лягушек», «Иван-царевич и серый волк».

Популярность сказок В. А. Жуковского была в свое время очень велика.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837г., как величественная и могучая горная вершина, возвышается у истоков 19 в. ,золотого века русской литературы.

Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение.

Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.

В 1830г. Пушкин начинает работать над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831г. были закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и о работнике его Балде». В 1833г. были написаны две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о золотом петушке».

Сказки А. С. Пушкина-сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831г. эта была первая сказка Пушкина.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833г. в ней положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском, но и зарубежном фольклоре. Сказка представляет собой сатиру на самодержавие и крепостничество. В ней отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства.

В «Сказке о золотом петушке», создан сатирический образ царя Дадона, предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку».царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей.

Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу.

Идейные и творческие искания Льва Николаевича Толстого (1828-1910 г.) неразрывно связаны его любовью к русскому народу. Важным делом служения народу были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения», написанные в 70-е гг., относятся к той части литературного наследства Л. Н. Толстого, которое «не отошло в прошлое».

Л. Н. Толстой наблюдал удивительную талантливость крестьянских ребят. Он писал об этом: «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидел цвет папоротника: радостно мне было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, которого я тщетно искал два года — искусство учить выражению мыслей…»

Л. Н. Толстой начал работать над «Азбукой» в 1859 г. Он переработал для нее многие рассказы, напечатанные в приложении к журналу «Ясная Поляна», и рассказы учеников народной школы в Ясной Поляне. Жанр короткого рассказа характерен для «Азбуки», так как Толстой учитывал специфику детского восприятия. В период переработки «Азбуки» было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филиппок», «Еж и заяц». Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для народных школ как учебник и книга для чтения.

Композиция «Новой азбуки» учитывает возрастные особенности детей. Вначале даются небольшие рассказы, всего в несколько строк. Постепенно содержание произведений расширяется; попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то сказки, то быль.

Пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины составляют значительную часть учебных книг Толстого: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое».

В каждом рассказе и сказке Толстой ставит конкретные задачи воспитания, образования и обучения.

Мораль басен Толстого доступна детям, действие развертывается драматично, остро. Так, в басне «Осел и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее. Басни воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек») и т. д.

Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки-русские и зарубежные (народные и литературные).

Сказка «Три медведя» была написана Л. Толстым в 1872 г. для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки.

Сказка «Мальчик с пальчик» в переложении писателя напоминает не столько известную сказку Перро, сколько русскую народную «Мальчик с пальчик и людоед». В сказке Толстого присутствуют конкретные приметы быта бедной крестьянской семьи: «У одного бедного человека было семеро детей – мал мала меньше».

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.) они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных.

Произведения Л. Н. Толстого для детей разрабатывают важные нравственные проблемы, дают проникновенный анализ внутреннего мира героев, отличаются художественным совершенством формы, поэтической ясностью и лаконизмом языка.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873г.) как художник сложился на рубеже 10-30-х гг. 19 столетия. Уже первые его стихотворения, написанные в эту пору,-«Бессонница», «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер»— были признаны подлинными шедеврами русской поэзии.

В 1836 г. Ф. И. Тютчев написал стихотворение «Зима недаром злится…» Борьба зимней стужи и весны представлена в нем как действие сказочных существ: злой Зимы-ведьмы и молодой румяной Весны. Поэт воссоздал картину природы в духе народных олицетворений. В сборник стихотворений поэта вошли не забываемые произведения, такие как: «Есть в осени первоначальной…», Весенняя гроза», «Вечер», «Еще земли печален вид…» т. д.

Поэта отличали чуткость к родному языку, способность глубоко и точно передавать в своих стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953 г.) не единожды публиковал для детей свои стихи и рассказы. В 1898 г. журнал «Всходы» открылся «Песнью о Гайавате» Г. Лонгфелло в переводе И. Бунина. В том же году появилась большая книга стихотворений И. Бунина обращенных к детям, —«Под открытым небом» (в изд. «Детское чтение», вслед за ней вышли «Стихи и рассказы», несколько позднее-«Полевые цветы».

«Так знать и любить природу, как умеет И. Бунин, -мало кто умеет»,- писал А. Блок. С особым чувством раскрывает И. Бунин душу природы, и это ощущение единства со всем живым питает поэта с самого детства. Это явно прослеживается в следующих стихотворениях: «Детство», «Помню — долгий, зимний вечер», «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…», «Из окна», «Бушует полая вода…», «Еще и холоден и сыр…», «Над озером, над заводью лесной…» т. д.

Из стихов И. Бунина возникает не только картины весны, лета, осени и зимы, но создается неповторимый в своей красочности образ Родины.

Сергей Есенин (1895-1925 г.) посвятил детям многие стихотворения, напечатанные в разные годы.

Примечательно, что первым опубликованным в печати стихотворением поэта было стихотворение «Береза», появившееся в детском журнале «Мирок» за 1914 г. (№1)

С тех пор обращение поэта к творчеству для детей было постоянным. Свои детские стихи Есенин печатал в журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное слово», «Парус». Есенин рассказывает маленьким читателям о родной природе, о том, как «поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает сто звоном сосняка»; о зимней березе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»; о душистой черемухе, которая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри завела».

Есенин знакомит юных читателей с повседневными крестьянскими делами и заботами («Топи да болота», рассказывает о горе старой крестьянке, потерявшей сына («Молитва матери», о раннем сиротстве детей («Побирушка»).

Детям дошкольного возраста особенно близки стихотворения об играх и забавах их сверстников — крестьянских ребятишек: («Бабушкины сказки»).

Поэтический талант Есенина одушевляет все, что он сам видел, чувствовал, знал, поэтому его стихотворения для детей остаются в ряду лучших произведений не только русской но и советской литературы.

Досуг. Литературная гостиная. «Осень в лирике русских поэтов» Цель: Воспитание у детей интереса к природе, любви к ней, умение видеть красоту окружающего мира, через поэтический образ. Задачи: Помочь.

Фотоотчет о детских поделках с 5 по октября 2015 г. Пролетела еще одна неделька творчества. На которой лепили с детками из пластилина. С подготовительными группами «Почемучки».

Игра–путешествие «В мире детских писателей». 2–3 класс Ведущий (в образе библиотекаря): Слайд 1. — Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Мы рады приветствовать.

Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов» Задачи: 1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. 2. Через эмоциональное восприятие произведений.

Конспект НОД «Стихи поэтов родного края» Ход НОД В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм и подумать, о чем же.

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Творчество детских писателей» Главная цель проекта это приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством известных детских.

План-конспект интегрированного занятия по музыке «Осень глазами поэтов, художников, композиторов» План-конспект интегрированного занятия по музыке в подготовительной к школе группе по теме «Осень глазами — поэтов, художников, композиторов».

Сценарий конкурса выразительного чтения «Калейдоскоп сказок русских поэтов» МБДОУ «Березовский детский сад № 9» Сценарий конкурса чтецов «Калейдоскоп сказок русских поэтов» Автор и ведущая конкурса: Плахова Ю. В.

Занятие по знакомству с творчеством поэтов-земляков А. Афоньшиным и Н. Маравиным в мини-музее детского сада Программное содержание 1. Воспитывать у детей чувство радости за своих земляков, эмоционально – ценностное отношение к родному краю. 2.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]