Помощь детям при депрессии

Помощь детям при депрессии

Для многих педагогов и родителей актуальной темой бесед с психологом становится проблема детской депрессии. Эта тема охватывает и проблемы детей, лишенных родительского попечения, и семейных детей, переживающих одиночество, неблагоприятную семейную ситуацию, развод или смерть родителей. К сожалению, квалифицированной и исчерпывающей литературы по этой теме на сегодняшний день явно недостаточно. В этой статье будет дан небольшой обзор работ, представленных в книгах: Иовчук Н.М., Северный А.А. «Депрессия у детей и подростков» и Дробинская А.О. «Школьные трудности нестандартных детей».

Когда-то психиатры спорили, может ли ребенок испытывать депрессивные состояния? Ведь ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, заторможенность — типичные проявления «взрослой» депрессии.

У детей трудно выделить подобные признаки, во-первых, из-за их нечеткости, а, во-вторых, из-за того, что ребенок не всегда может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях. Депрессия у ребенка всегда «маскирована»: это и тревожность, и школьная неуспеваемость, и нарушения отношений со сверстниками, и беспокойство за свое здоровье, и страх за близких. Именно «маскированность», атипичность является наиболее характерной чертой детской депрессии.

Педагоги и родители должны знать, что депрессивные состояния почти всегда протекают с жалобами на нездоровье. Жалобы на сердцебиение, головокружение, тошноту, слабость, нарушение сна, различные боли в сочетании с вялостью («ножки уморились, ходить не хотят», «руки, ноги тяжелые», «трудно ходить, еле портфель дотащила»), изменением внешнего облика ребенка создают картину тяжелого физического недуга, и первые месяцы (и даже годы) бывают предметом внимания педиатров или хирургов. Отсутствие подтверждения в анализах какой-либо серьезной болезни не исключает настоящего страдания, которое переживает ребенок, а свидетельствует о расстройстве его эмоциональной сферы и должно служить взрослым сигналом детского неблагополучия.

Эти недомогания могут быть либо крайне разнообразными, часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, ограниченными одной постоянной жалобой. Наиболее частыми у детей дошкольного возраста бывают жалобы на боли в животе, а у детей младшего школьного возраста — на головную боль. Зачастую дети уверены в неизлечимом заболевании (так называемое ипохондрическое расстройство). Это проявляется в том, что у ребенка даже при упоминании о чьей-то болезни или смерти усиливается тревога, и совершенно незнакомые даже с элементарными симптомами болезни, они пользуются медицинскими терминами, где-то услышанными и заключающими очевидную угрозу: рак, СПИД, проказа, коллапс, менингит и т.п.

У многих детей ярко выражено проявление тревоги и страха, нарастающее, как правило, в вечернее и ночное время. Неопределенная, беспредметная тревога кратковременна, но быстро переходит в конкретный страх: остаться одному, потерять маму, ребенок боится, что мама не придет за ним в детский сад, что по дороге с работы она попадет под машину или ее убьют бандиты. Наряду с этим, выступает и страх за себя, свое здоровье, жизнь, будущее: «Вырасту и вдруг стану плохим человеком, бандитом, попаду в тюрьму? Вдруг будет война, погибнет все живое, не хватит воздуха, воды, пищи? Как жить дальше, когда умрут родители?» Высшей степенью тревожности становится общий, диффузный, беспредметный страх, когда все окружающее таит угрозу и представляет опасность.

Возможны и так называемые панические расстройства: приступы сердцебиения, болей в области сердца, головокружения, тошноты, озноб, частое дыхание. Такое состояние возникает остро и часто сопровождается выраженным чувством страха смерти, боязнью замкнутого пространства.

Проявления депрессии в разных возрастах могут быть разными. У маленького ребенка родители обращают внимание на снижение аппетита, остановку в прибавке веса, капризность и замедленность движений.

В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья, а вместе с этим могут проявляться и типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, скупая мимика, старческая походка.

У младших школьников более заметны: замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, школьным занятиям, тоскливое настроение. Но обычно до 12-13 лет от ребенка редко можно услышать жалобу на «печаль» или «тоску». Чаще дети жалуются на то, что им «скучно», «ничего не интересно», «невыносимо», «хочется плакать», «камень на сердце», «темная стена». Кстати, жалоба на «скуку», означающая снижение интереса к окружающей жизни, — один из самых частых признаков детских депрессий. При этом, в отличие от депрессивных взрослых, у детей отмечаются повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу, выраженные тем больше, чем моложе ребенок. Депрессивные дети плачут по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, приходе в дом постороннего.

Отмечаются также повышенная чувствительность, жалостливость (дети могут плакать над сломанным цветком, срубленной елкой, убитым жуком), жалеть неодушевленные предметы. Они не отпускают от себя мать, просят взять их на руки, покачать, в их речи появляются младенческие интонации.

Между тем дети выглядят не столько печальными, сколько мрачными и угрюмыми. В отличие от взрослых, «вектор вины» при детской депрессии направлен вовне. Дети недовольны отношением к ним родителей, считают их виновными в плохом самочувствии, сниженном настроении, высказывают массу претензий и упреков. Начиная сомневаться в любви родителей, они много раз в день задают один и тот же вопрос: «Ты любишь меня?», но при положительном ответе и ласке успокаиваются ненадолго, ловят взгляды близких, наивными способами пытаются проверить их любовь. Всякое замечание, недовольство родителей провоцируют приступы двигательного беспокойства с криком, плачем, нелепыми угрозами и поступками, вплоть до демонстративных попыток самоубийства.

Одним из ранних признаков детской депрессии является школьная дезадаптация. Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного. Много раз пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет. Начинают плакать, причитая, что все их усилия напрасны, что «все равно будет двойка». Становятся крайне рассеянными, забывают дома тетради, учебники, жалуются на потерю памяти: «совсем глупая стала», «не умею учиться», «силюсь понять и не понимаю». Считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть, смеются над их плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдают предпочтение другим детям в семье.

Появляется и несвойственная ребенку медлительность, неловкость. Дети подолгу одеваются, не могут бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими, постепенно прекращают посещать спортивные секции, требующие физического напряжения.

В период улучшений ребенок дает слово завтра же отправиться в школу, готовит уроки, собирает портфель, а на утро либо наотрез отказывается выполнять свое обещание, либо доходит до ворот школы и возвращается домой. Связно объяснить свое состояние не может, на все вопросы отвечает «не могу», «не хочу» или каждый раз ссылается на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи с болезнью или каникулами родители прекращают обсуждать вопрос о школе. Такое состояние «школьной фобии» может продолжаться года 3-4.

Самую яркую окраску приобретают депрессии у подростков. К чувствам грусти, тоски, печали присоединяются идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности: «мучаю маму, и отец поседел», «я самая больная, плохая, мне стыдно с детьми», «я грязная и не умею учиться». Проявления могут быть очень разными: подросток может стать вялым и апатичным, может стать грубым и непослушным, может тревожно говорить и думать только о своем здоровье или внешности. Утрата воли, энергии проявляются в томительном безделье, мучительном «убивании времени» с помощью телевизора, в перечитывании много раз прочитанных книг, в несвойственных возрасту играх (солдатики, машинки) и т.д. При этом школьник не может сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии успехов от занятий подросток стремиться избежать ситуаций, контролирующих качество обучения: тайком пропускает некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу.

Родители, педагоги, одноклассники не могут объяснить изменение характера подростка и падения его успеваемости, расценивая эти проявления как лень, распущенность или находя этому причины в ссоре с приятелями, влиянии дурной компании. Соответственно, к такому подростку подходят с дисциплинарными мерками — требованиями, наказаниями, порой очень жестокими.

Уязвленный подросток реагирует на все замечания грубостью, резкостью, а иногда и физической агрессией. Он становится конфликтным, драчливым, нетерпимым. В семье он скрытен, враждебен, особенно к тому из родителей, кто проявляет большую жесткость и прямолинейность.

На развитие депрессии влияют как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее травмирующим фактором для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) является отделение от матери, от семьи (помещение в больницу, санаторий, круглосуточный детский сад, ясли, дом ребенка и т. п.), а для детей старше 5 лет — длительная неблагополучная семейная ситуация (скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей).

Начиная с 7-летнего возраста, наиболее значимыми факторами депрессии становятся проблемы, связанные со школой (смена класса, учителя, отставание от сверстников, оскорбительное отношение учителя).

Короткофазность, быстротечность депрессии в детском возрасте встречается чрезвычайно редко: обычная длительность депрессии от 1-3 мес., до года и больше. При этом интенсивность депрессивной симптоматики отличается непостоянством, связана с семейной ситуацией и физическим состоянием ребенка.

Первым условием грамотной поддержки страдающих депрессией детей является ранняя квалификация и диагностика расстройства. Преградой этому часто служат искаженные родительско-детские отношения, крайними проявлениями которых являются нечувствительность к переживаниям ребенка, жесткие меры принуждения и наказания или, напротив, стремление защитить или изолировать от сверстников, дать отдохнуть от занятий.

Если депрессия выражена несильно, она вполне может пройти самопроизвольно, без вмешательства специалистов. Главное, необходимо внимание к душевному состоянию ребенка. Сам ребенок не придет к взрослому с жалобами на душевный недуг. Он и при внимательном расспросе, как правило, не может сформулировать то, что его беспокоит, а в лучшем случае, попытается объяснить свое состояние внешними причинами.

В любом случае, если неблагополучное, подавленное состояние затягивается больше, чем на две недели, даже если его причина кажется совершенно понятной и «естественной», стоит обратиться к врачу. За видимой понятностью может скрываться болезненное состояние, для выхода из которого необходима медикаментозная помощь.

И родители, и педагоги должны помнить, что чем раньше ребенку будет оказана эта помощь, тем легче он выйдет из болезненного состояния, тем меньше возможности неблагоприятных последствий.

Прямым мягким убеждением следует прививать ребенку мысль о том, что его состояние является болезненным и, следовательно, может быть излечено. Как показывает опыт, сам вопрос лечения является болезненным и для детей, и для родителей, поскольку детям кажется, что нужно прекратить на длительное время учебу, найти у себя соматическое заболевание, а взрослые не доверяют врачам. Переубеждение депрессивного ребенка требует времени, настойчивости, предельной корректности, а главное, активного эмоционального сопереживания.

Если не рассматривать случаи сложных драматических отношений в школе, то наиболее предпочтительным для ребенка остается обучение в собственном классе. При многолетнем совместном обучении сверстники, как правило, не только не обижают и не унижают одноклассника, но обычно опекают и защищают его. Прекращение обучения и воспитания недопустимо даже при тяжелых формах психических заболеваний. При упорстве и терпении родителей, внимательном и гибком отношении педагогов, такие дети постепенно привыкают к коллективу, делают успехи в определенных областях знания, хорошо и даже отлично учатся.

Желательно также активное участие самих детей в процессе выздоровления. И здесь, задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь реализоваться природным способностям и интересам детей. При этом самым важным будет именно отношение близких взрослых: сочувствие, понимание страдания ребенка, умение в процессе общения отвлечь его от тягостных мыслей и переключить на интересные ему проблемы. Такое общение станет необходимым фундаментом детского выздоровления.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

Помощь детям при депрессии

Интерес к детским депрессиям возник относительно недавно, что объясняется представлениями о детях как о существах изначально от природы счастливых, жизнерадостных, неспособных глубоко и продолжительно переживать свои трудности.

Кроме того, замкнутость детей нередко воспринимается как депрессия и наоборот: детская депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. При этом клиническая картина депрессии затушевывается особенностями личности ребенка, связанными с его интеллектуальным развитием, семейным влиянием, культурой и развитием в целом. Трудность также и в том, что депрессия может быть одним из симптомов многих заболеваний, синдромом или самостоятельной болезнью. Нередко диагностике печали у детей мешает неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избежать огорчений, усугубления вины, которую они чувствуют из-за невнимательного отношения к своим детям.

Выделяют три подтипа депрессии. 1-й подтип чаще возникает у 6-8-летних детей, при нем наблюдаются печаль, плач, беспомощность, безнадежность, погруженность в свои переживания. 2-й подтип характерен для 8-12-летних школьников и проявляется в низкой самооценке, высокомерии, в страхе быть использованным, в ожидании неудач, несчастий. 3-й подтип (у детей старше 10 лет) встречается реже и характеризуется чрезмерным чувством вины, карающей самооценкой, самобичеванием, пассивными и активными мыслями о самоповреждении.

Смотрите так же:  Пограничные формы психических расстройств

С возрастом не только меняется подтип, но и увеличивается число симптомов. У детей депрессии чаще проявляются фантазиями (в мечтах, рисунках, спонтанных играх), реже – в словесном выражении, еще реже – в расстройстве настроения и поведения.

Депрессия у школьников 8-11 лет.

Психосоматические симптомы: энурез, нарушения сна, мутизм (отказ от речевого общения), желудочно-кишечные расстройства, «школьная головная боль». Более часты психические симптомы: тревога, заторможенность, самоизоляция, раздражительность, неуверенность, нежелание участвовать в игре, чрезмерное переживание ответственности, ипохондрия, эмоциональная нестабильность, агрессивность, страхи, подавленность, суицидальные мысли и реже поступки, мысли о неполноценности.

По частоте встречаемости проявления депрессии у детей располагаются в следующем порядке.

1. Утрата интереса к эмоциональным играм и учебе (66%).

2. Затруднения при освоении школьной программы (51%).

3. Желудочно-кишечная симптоматика (40%).

4. Страх посещения школы, прогулы занятий (31%).

6. Нарушения поведения (26%).

7. Расстройства сна (23%).

8. Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду (21%).

9. Чрезмерное пристрастие к сладкому (21%).

10. Уходы из дома (20%).

11. Головная боль (14%).

13. Сосание пальцев (8%).

14. «Сердечные жалобы» (2%).

Депрессия у старших подростков более похожа на депрессию взрослых: головная боль, подавленность, невозможность испытывать положительные эмоции, тоска, расстройства сна, расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, бронхиальная астма, нейродермит, потеря аппетита или переедание, суицидальные мысли или намерения, бесчувствие, ипохондрия.

Лечение депрессии у детей и подростков

Существуют различные методы лечения депрессии, в том числе лекарственными препаратами и психотерапией. Семейная терапия может оказаться полезной, если семейные конфликты являются причинами депрессии у подростка. Подросток также должен ощущать поддержку со стороны семьи или учителей, чтобы решить проблемы в школе или со сверстниками. При тяжелой форме депрессии иногда требуется госпитализация в психиатрическое отделение.

Как не допустить депрессии у детей?

1) правильно организуйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться его постоянно; обратите особое внимание на то, как ваш ребенок проводит досуг (сколько времени проводит за компьютером, гуляет, смотрит телевизор, общается с друзьями и др.);

2) постарайтесь понять, в чем причина плохого настроения вашего ребенка (может быть это затяжной конфликт со значимыми людьми, нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс). В такой ситуации необходимо уменьшить влияние основной травмирующей причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость;

3) физические нагрузки и свежий воздух, поднимая настроение, тоже помогут в борьбе с депрессией;

4) уделяйте время своему ребенку, рассказывайте ему забавные или поучительные истории из своей жизни, обсуждайте с ним семейные проблемы;

5) если все-таки ваш ребенок подвержен депрессии, несмотря на ваши старания, запишите его на групповую терапию к психологу, там ему будет проще отвлечься, научиться самопониманию и успешному взаимодействию с окружающими;

6) помните, что положительная эмоциональная среда способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах, общему психологическому развитию;

7) будьте внимательны к своему ребенку, его проблемам, не отталкивайте его от себя, не прикрывайтесь отсутствием свободного времени.

Задать вопрос специалисту Вы можете на сайте КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева: http://www.kokpb.com/

Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья

Помощь детям при депрессии

Депрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма. Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления. На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов — признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, страх за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь. Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными. Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей. Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни. В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

— частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

— проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

— достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов. К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время. Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты. Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы. У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания. Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу. Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы. Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге. Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

Итак, симптомы депрессии включают:

— сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;

— потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;

— прибавление или уменьшение массы тела ребенка;

— нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);

— психомоторное торможение или возбуждение;

— длительную потерю аппетита;

— состояние бессилия, ежедневная усталость;

— чувство стыда, озабоченности, вины;

— снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);

— перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции самооценки у ребенка. Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой самооценкой. Основой для развития низкой самооценки выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, ангедония или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций. У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий. У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными аффектами.

На сегодняшний день депрессия, являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка — как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

Депрессия у ребенка — рекомендации родителям:

— в первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

— важно обращать внимание на голосовую интонацию, на будущие планы и взгляды на завтрашний день;

— необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;

— нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.

Лечение депрессии у ребенка

Из депрессивного состояния сам ребенок не способен выйти, поэтому задачей взрослых является своевременное обращение за медицинской помощью. Тяжелые случаи с высказыванием суицидальных мыслей, а также наличие конкретного плана ухода из жизни является показаниями к лечению в стационаре: в отделении пограничных состояний.

Легкие формы заболевания лечатся в домашних условиях. На протяжении всего курса лечения ребенок может жить обычной жизнью: заниматься домашней работой, ходить в школу, в магазин за покупками.

Из медицинских препаратов в педиатрической практике хорошо себя зарекомендовал Адаптол. Это лекарство хорошо переносится, не вызывает сонливости, не имеет побочных действий. Адаптол улучшает настроение, нормализует сон, вырабатывает устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам, снимает соматические проявления — боль, нормализует температуру.

Смотрите так же:  Вылечил от аутизма

Что делать, если у ребенка депрессия? В лечении легких форм депрессии можно применять гомеопатический препарат — Тенотен, снижающий чувство тревоги, улучшающий сон, нормализующий аппетит, способствующий нормализации памяти, улучшению концентрации внимания. В тяжелых случаях назначают антидепрессанты, которые применяются под контролем врача.

Однако никакое лечение депрессии не будет эффективным без позитивных изменений в семье. Родителям необходимо принять ребенка: его стремления и нужды, а также помочь повысить самооценку, развить способности выражать чувства, научить шаг за шагом справляться с трудностями, проблемами и конструктивно влиять на сложившуюся ситуацию. В профилактических целях ребенок как можно чаще должен пребывать на свежем воздухе, не переутомляться и своевременно отдыхать.

Здоровье ребенка

Как распознать депрессию у ребенка и что делать, чтобы оказать ему необходимую помощь

Депрессия у детей: симптомы и помощь

У детей, как и у взрослых, бывают светлые и мрачные дни. Но у некоторых из них мрачных дней больше и воспринимаются они ими серьезнее. Дети, которые часто и в течение длительного времени находятся в плохом настроении, подвержены риску развития депрессии. Если вы видите у ребенка признаки депрессии, очень важно своевременно оказать ему помощь.

Что такое депрессия?

Для детей нормально находиться в плохом настроении, быть раздражительными или мыслить негативно – всё это является частью их взросления. Дети должны пройти через целый ряд чувств и эмоций, чтобы узнать о том, как справляться с ними.

Но депрессия – это нечто большее, чем грусть или плохое настроение. Депрессия является серьезным заболеванием, которое может повлиять на физическое и психическое здоровье детей.

На первый взгляд кажется, будто трудно найти различия между печалью и депрессией, но если вы зададите себе приведенные ниже вопросы, вам станет легче понять тот факт, что с ребенком что-то не так:

  • Как долго ребенок пребывает в плохом настроении?
  • Насколько далеко зашло его негативное мышление?
  • Насколько ребенок интересуется повседневной деятельностью?
  • Насколько значительный эффект имеют мысли и чувства ребенка на его повседневную жизнь?

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Если вы чувствуете, что с ним что-то не так, обратитесь к педиатру или психологу.

Если ваш ребенок находится в состоянии депрессии, ему может быть трудно приобретать знания, заводить друзей и справляться с большей частью повседневных обязанностей. Если депрессия продолжается в течение длительного времени и не лечится, это может повлиять на рост, развитие и обучение вашего ребенка, поэтому, чтобы исцелиться от депрессии, ему нужна своевременная и надлежащая помощь.

Если ваш ребенок говорит что-либо о нежелании жить: «Если бы я не родился» или «Я хотел бы заснуть и не проснуться», вы должны отнестись к этому очень серьезно и безотлагательно обратиться за профессиональной помощью.

Признаки и симптомы депрессии у детей

Если вы заметили у ребенка какие-либо из следующих признаков, и данные признаки проявляются дольше, чем две недели, очень вероятно, что у него депрессия.

Если ваш ребенок:

  • Кажется печальным или несчастным большую часть времени.
  • Агрессивен, истеричен, не делает то, о чем вы его просите большую часть времени.
  • Говорит о себе в негативном ключе, например: «У меня ничего не получается…», «Я не справляюсь с…» или «Меня никто не любит в школе».
  • Испытывает чувство вины, например, говорит что-то вроде: «Это я во всем виноват».
  • Тревожен или боязлив.
  • Продолжает говорить о том, что у него болит живот или голова, в то время как данные проблемы не имеют объективных физиологических или медицинских причин.

К признакам депрессии также относятся изменения интересов вашего ребенка или уровня его энергии в повседневной деятельности. Например, если ваш ребенок:

  • Не имеет столько же энергии, сколько обычно (то есть у него снижен энергетический потенциал).
  • Не хочет быть рядом с друзьями и семьей.
  • Не заинтересован в играх или в других занятиях, которые его радовали раньше.
  • Имеет проблемы со сном, включая ночные кошмары.
  • Имеет проблемы с концентрацией внимания или памятью.

Если ваш ребенок ходит в школу, при этом он:

  • Не так хорошо успевает, как прежде.
  • Не принимает участия в школьных мероприятиях.
  • Имеет проблемы в школе или в общении с другими детьми.

Депрессия влияет на мышление детей, их настроение и поведение. Дети в состоянии депрессии часто негативно относятся к себе, своему положению и будущему. Они могут чувствовать себя действительно безнадежно.

У родителей могут опуститься руки, если ребенок ведет себя вызывающе или не хочет быть рядом с ними. Но если причиной этого является депрессия, ребенок нуждается в родительской любви, внимании и заботе, которые могли бы поддержать его и направить на исцеление.

Помощь при детской депрессии

Депрессия не уходит сама собой. Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка депрессия, постарайтесь сделать следующее:

  • Запишитесь на прием к педиатру или психологу. Эти специально обученные специалисты смогут диагностировать у ребенка депрессию.
  • Если ваш ребенок испытывает затруднения при том, чтобы разговаривать с вами о своих чувствах, вы можете спросить у него, не согласится ли он поговорить о своем состоянии с другим взрослым, которому он доверяет. Несмотря ни на что ваш ребенок должен знать о том, что вы всегда готовы его выслушать и от всей души хотите понять, что с ним происходит.

Если вы обратитесь за профессиональной помощью на ранней стадии депрессии, то сможете:

  • Помочь ребенку быстрее поправиться.
  • Снизить риск того, что ваш ребенок будет испытывать депрессию во взрослой жизни.
  • Помочь ребенку беспрепятственно расти и развиваться.

Профессиональная помощь

Если у ребенка диагностирована депрессия, вы и ваш ребенок можете работать с психологом, педиатром или психиатром для решения проблемы.

Психолог или психиатр могут использовать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), которая помогает детям избавиться от бесполезных или вредных привычек мыслить и вести себя.

Также эти специалисты могут использовать другие подходы, такие как игровая терапия, детско-родительская арт-терапия или семейная терапия.

Эти методы могут помочь вашему ребенку научиться более позитивно мыслить и более эффективно решать проблемы. Это означает, что он менее вероятно подвергнется депрессии вновь.

Если проблема серьезная, ваш врач может назначить ребенку медикаментозное лечение депрессии.

Что вы можете сделать в домашних условиях

Наряду с помощью специалистов вы можете помочь своему ребенку несколькими простыми и эффективными способами:

  • Если ваш ребенок страдает от негативного мышления, вы можете моделировать позитивные способы мышления. Например, можете сказать что-то вроде: «Я до глубины души радуюсь, когда мы играем вместе», «Это было весело!» или «Я знал(а), что смогу сделать это».
  • Управляйте стрессом и напряжением вашего ребенка, регулярно находя время для отдыха, а также для той деятельности, которая радует вашего ребенка. Устойчивый семейный распорядок дня также может помочь снизить стресс.
  • Загрузите на смартфон или планшет приложения, которые помогут вашему ребенку обучиться стратегии релаксации. Такого рода приложения описывают и контролируют выполнение упражнений, нацеленных на глубокое дыхание, мышечную релаксацию, визуализацию и осознание происходящего.
  • Найдите время, чтобы поговорить с ребенком и выслушать все, что он хочет вам сказать о своем самочувствии. Вы можете сделать это, когда вместе готовите обед, читаете книгу, прогуливаетесь, едете в машине или играете дома.
  • Подумайте о том, что вместе со специалистами, работающими над исцелением депрессии вашего ребенка, вы можете составить слаженную результативную команду. Поговорите с ними о том, как вы можете вовлечься в терапию, которая поможет вашему ребенку.
  • Если ваш ребенок уже ходит в школу, поговорите с его учителем, классным руководителем или школьным психологом. Работая вместе с работниками школы, вы сможете найти лучшие способы, чтобы поддержать вашего ребенка в школьной среде.
  • Если у ребенка депрессия, он может быть не заинтересован вернуться к общению с друзьями, физической активности или просто к повседневной радости. Но весело и активно проводить время для него по-прежнему необходимо, поэтому поощряйте его, чтобы он начинал с малого и хотя бы полчаса играл с друзьями.

Займитесь собой

Если у вашего ребенка началась депрессия, это не ваша вина.

Несомненно, вам трудно и больно видеть ребенка расстроенным и отстраненным в течение длительного периода времени. Поведение одного человека может сильно повлиять на других членов семьи. И хотя вы будете погружены в заботы по уходу за ребенком, очень важно, чтобы вы также заботились и о своем собственном здоровье и благополучии.

Если вас изматывает сложившаяся ситуация, стресс и тревога оказывают влияние на вашу повседневную жизнь, обратитесь за профессиональной помощью себе. Если вы будете в хорошей физической и психологической форме, то сможете лучше ухаживать за ребенком и ободрять его своим примером.

Депрессивный ребенок . Часть 1

Да, да, да, Вы не ошиблись — депрессивный. ребенок, а не взрослый, хотя все мы считаем, что депрессия — лишь удел взрослых. В детстве нет причин для депрессии. Однако наше мнение ошибочно. Да и причин для депрессии у детей наших вдоволь, и особенно в последнее время, когда мамы и папы в бесконечном цейтноте — не найти и минуты, чтоб общаться с ребенком, у которого тоже временной дефицит. Ему трудно угнаться за необходимым, все попробовать, со всем справиться, все понять, все познать и во всем преуспеть. И при этом еще ощущая, что родителям не до него.

Собственно говоря, дефицит не времени, а родительской ласки, нежности и любви — это тоже одна из главных причин детской депрессии, так же как и многих других проблем ребенка.

Само слово «депрессия» произошло от латинского слова depressio — подавление, угнетение. И действительно, под депрессией мы понимаем обычно состояние сильной тоски и глубокой печали, затяжную тревогу, грусть, скуку и даже пронзившую вдруг безысходность. Но разве ребенку не свойственно это? Даже сказочный ослик Иа-Иа, старый друг Винни-Пуха, постоянно грустил и все видел лишь в серых тонах.

Однако наши негативные переживания не всегда означают депрессию. Иногда это просто кратковременное изменение настроения на какую-то адекватную ситуацию, например, непредвиденные неприятности. Но когда мы говорим уже о явной депрессии, кратковременность может перейти в долговременность и уныние превратится в визитную карточку Вашего ребенка. А уныние — эталон безнадежной печали. Безнадежной печали? У кого — у ребенка? У ребенка, который живет лишь надеждами и является нашей надеждой. Безусловно, здесь что-то не так. Слишком рано, не кажется ли, выставляем мы этот диагноз. Даже пусть не диагноз, а просто состояние души ребенка.

Тем не менее, всевозможные разновидности депрессии в последнее время все чаще и чаще стали диагностироваться не только у людей со зрелой психикой и сформированным «эго», но и у грудных младенцев. Нонсенс. Но не совсем.

Специалисты сейчас ставят даже диагноз депрессии, развивающейся у ребенка после вынужденного отнятия его матерью от груди и прекращения грудного кормления, еще задолго до празднования в семье его первого дня рождения .

Ну, конечно же, Ваш грудничок не признается Вам, что страдает оттого, что Вы вместо груди почему-то вдруг стали давать ему эту бутылку со смесью и теперь будете так кормить. Вместо теплой и мягкой груди — символа материнской защиты, он теперь вынужден «наслаждаться» этой жесткой резиновой соской и бездушной стеклянной бутылкой, из которой течет молочко. Как такую «превратность» судьбы пережить несмышленышу, как? Как ему показать, что он расстроен, что он разочарован, что он угнетен, чтобы мама вернула бы снова ту счастливую жизнь, которую он, замирая от счастья, не раз уже пробовал. И в ответ развивается что-то наподобие «взрослой» депрессии, хоть имеет симптомы, свойственные младенцам. Малыш вдруг начинает беспричинно капризничать, плохо кушать и спать, тосковать, терять в весе. У него могут даже меняться рефлексы, появляются признаки временной остановки в развитии. Словом, регресс.

В 90-х годах прошлого века в Америке было проведено интересное исследование, касающееся депрессивных матерей и их младенцев. Оказалось, что даже трехмесячные дети, интуитивно улавливая угнетенное состояние мам, постоянно пытались отвернуть от них головы так же, как и вообще от взрослых людей. Очевидно, скорее всего, безразличные лица мам их расстраивали значительно больше, чем отсутствие мамы возле них, если ей приходилось уйти из комнаты.

Ну а самое главное, они не улыбались, хоть улыбка и ее сияние, обаяние лишь для того, чтобы Вас очаровывать, чтобы Вас обвораживать, чтобы стать властелином внимания Вашего на значительный срок своей детской беспомощности. Потому, что внимание — это забота. Но когда ты в депрессии, эта забота, так же как и внимание, тебя не волнуют. Ты становишься просто ко всему безучастным.

У ребенка дошкольного возраста под влиянием детской депрессии может даже меняться осанка, став похожей на старческую. Ваш малыш беспричинно капризничает, Ваш малыш беспричинно тревожен, беспокойным стал сон и плохой аппетит. Появились внезапно признаки энуреза, хотя раньше их никогда не было. В общем, Вас беспокоит здоровье ребенка, и Вы ходите по специалистам, но лечение не помогает.

Смотрите так же:  Приступ раздражительности у женщин

У детей младшего школьного возраста депрессия проявляется не только в бесконечных жалобах на плохое здоровье, но Вас также волнуют и появившиеся изменения в поведении ребенка, ранее не свойственные ему. Он становится замкнутым и раздражительным, не желает общаться с друзьями, играть, постоянно рассеян, стал хуже учиться, потерял ко всему интерес, объясняя все это тем, что ему скучно.

Чем старше становится Ваш ребенок, тем легче Вам выявить у него признаки даже лишь начинающейся депрессии, потому что уже он не просто страдает, а пытается Вам объяснить — почему. И Вы вдруг узнаете, что он в этой жизни — неудачник и жизнь ему — ни к чему. Никому он не нужен, никчемен, бездарен. Все его раздражает, так же, как, очевидно, и он остальных.

Или вдруг Ваш ребенок стал пассивно послушен, ко всему безучастен, заторможен и вял. Изменился не в лучшую сторону. Тянется к алкоголю и начал курить. Объясняешь, что вредно, — кричит, грубиянит и грозит Вам расправой с собой.

Ну а если грозит, — испугайтесь! Ведь такое изменение поведения ребенка в средних и старших классах школы может быть проявлением депрессии подросткового возраста, скрываемой под множеством масок. Даже длительная беспричинная и ничем не объяснимая субфебрильная температура у ребенка может быть тоже признаком развивающейся депрессии.

По мнению специалистов, главная особенность проявления депрессии у детей — это практически отсутствие хрестоматийных симптомов депрессии, о которых мы знаем и которых боимся. У подростков депрессия любит скрываться под различными карнавальными масками, называемыми психиатрами «депрессивными эквивалентами». И на первый взгляд необъяснимое повышение температуры может быть всего-навсего гипертермической маской этой болезни.

И еще одна маска депрессии, нас нередко вводящая всех в заблуждение, даже опытных, знающих педиатров. Это частые боли в животе у ребенка, принимаемые за гастриты и язву, холангиты и холециститы, всевозможные дискинезии желчевыводящих путей. Иногда и за аппендицит.

И ребенок, как путник, бродит по кабинетам всевозможных врачей-специалистов, собирает «коллекцию» разных обследований, даже лечится профилактически, а в итоге обычно — нулевой результат. Нулевой до тех пор, пока он не пойдет на прием к психиатру.

Но не каждый родитель, во-первых, согласен пойти к психиатру из-за стереотипа мышления: психиатр — позор для семьи. У нас нет ненормальных, душевнобольных.

Во-вторых, если нет патологии — эти боли должны пройти сами.

И к тому же, как правило, школьный психолог объясняет родителям, что у ребенка просто школьный невроз, объясняет, не советуясь с психиатрами, часто делая акцент лишь только на каких-то нюансах этой проблемы, большей частью второстепенных. И особенно если ребенок неожиданно начал вдруг плохо учиться.

Однако школьная неуспеваемость ребенка с нормальным интеллектом и без видимых причин — нередко тоже всего-навсего лишь маска депрессивного расстройства. А Вы, не понимая этого, как лодыря, ругаете подростка, зовя бездельником, лентяем, используя свой экспрессивный запас речи, когда бы его надо поддержать, помочь и дать возможность снова поверить в свои силы и себя.

Французские ученые считают, что даже синдром «беспокойных ног», мешающий заснуть, так как ребенок никак не может найти себе удобное положение для сна, не зная, как лучше приспособить для этого ноги, тоже один из эквивалентов депрессии. И этот синдром действительно исчезает после лечения антидепрессантами.

Не удивляйтесь, если специалист, говоря, что у Вашего ребенка, беспокоящего Вас своими навязчивыми фантазиями, в которые он погружается так, что не в состоянии «выкарабкаться», не просто «синдром патологического фантазирования», а маска депрессии, во всяком случае, депрессия сопровождает его.

Однако не надо путать нормальную возрастную фантазию ребенка, катализирующую его творческие способности, с патологической. Нормальное фантазирование — это фантазирование по желанию самого ребенка, «по моему хотению» до тех пор, пока он сам этого пожелает. Патологическое фантазирование «включается» и «выключается» само, независимо от желания и потребностей детей. И вновь в этих случаях на помощь такому ребенку приходят уже известные Вам антидепрессанты. Анти — значит против, иначе говоря, лекарства против депрессии.

У девочек-подростков увеличивается риск появления депрессии после полового созревания. Чаще всего это объясняется тем, что в отличие от мальчиков девочки более пессимистично относятся к своему половому созреванию, а также к статусу сегодняшней женщины в обществе.

В последние годы депрессия и ее эквиваленты настолько стали распространенными, что эту болезнь начали называть «психическим насморком». Но многие из людей, попавших в ее сети, обычно даже и не догадываются, что они ею больны, принимая свои стойкие изменения настроения — и беспричинное уныние, и бесконечную хандру — за серость будней, за все, что угодно, вплоть до адекватной нормы на всевозможные стрессогены, за все — кроме нее.

Да, конечно, депрессия в понятии взрослых, какие бы маски она не носила, всегда с примесью грусти, как влюбленный в Мальвину Пьеро.

И когда Ваш ребенок ведет себя с Вами, позабыв этикет, вечно взвинченный и раздраженный, Вас это лишь злит. Вы не можете больше выслушивать грубости, Вам претит его дерзость и неблагодарность, одиночество, замкнутость, вечные жалобы на его поведение учителей. Вы не можете больше терпеть его выходки даже дома, где в детской всегда беспорядок, все вверх дном, все в дремучей пыли. И «воюете» с ним из-за этого, унижая, круша его самооценку, рубите ее прямо под корень, как деревья в лесу. А ведь так у подростка способна проявляться депрессия не тоскливо-печальная, кроткая, а кричащая и агрессивная. И попробуй ее разгляди под таким толстым слоем пестрого макияжа.

К сожалению, мы различаем ее в основном лишь тогда, когда вдруг у ребенка появляются суицидальные мысли или даже попытки. Когда необходимыми стали ему уже реанимационные мероприятия, в буквальном и переносном смысле этого слова. А до этого весь карнавал подростковой депрессии только Вас раздражает, как и то, что ребенок уже стал изгоем в среде сверстников, в классе, везде. Разве можно ему посочувствовать? Да его надо бить, бить и бить. хотя б так, но подправить изъяны своего воспитания «пряником». Когда лучше бы было «кнутом».

Однако каким бы хамелеоном ни казались бы Вам симптомы депрессии, о ней можно задуматься уже тогда, когда Вы вдруг заметите, что у ребенка стало часто меняться его настроение, поведение, даже мышление с жизненными его установками, не говоря уже о физических изменениях в состоянии здоровья. Например, состояние здоровья его будет ухудшаться прямо на глазах — от плохого сна и аппетита до быстрой утомляемости. Вас должны насторожить частые и ничем не объяснимые, правда после проведенного тщательного медицинского обследования, головные боли и боли в желудке, периодически появляющаяся тошнота.

Вас должны настораживать также изменения настроения в виде уныния и тоски, нескрываемые грусть, печаль, апатия.

Вас способны не раз выводить из себя и капризы детей, так же, как раздражение, гнев и ярость, все вспышки агрессии, защищавшие в виде брони их от всех депрессивных проблем.

Вы привыкли уже к частым спорам, к мучавшему чувству вины.

Вы привыкли, что их поведение, вместе с ними бунтуя, полно беспокойства. Появляется чувство тревоги, заторможенность действий, замедленность речи, рвутся связи с друзьями.

Поведение даже может стать деструктивным. Появляется тяга к алкогольным напиткам и наркотикам, лишь бы как-то суметь заглушить боль души.

Их мышление тоже начинает меняться. Пуп Вселенной теперь они сами. Но они ему не поклоняются. Их желание — разнести этот свой «пуп» в пух и прах и разрушить так до основания. Они — в поисках своей вины, неизвестно за что и зачем так самоистязая себя.

Безусловно, такое мышление отражается часто на их самых важных жизненных установках. Уменьшается вера в себя, в безграничность своих «безграничных» возможностей. Нет уже веры в будущее. Понижается самооценка. Все вокруг только в мрачных тонах. Пессимизм вселяется в душу, разъедая ее плесневыми грибками.

В то же время, наблюдая на протяжении десяти лет за детьми и подростками , страдающими депрессией, ученые Питтсбургского университета пришли к выводам, что у 16% больных подростков депрессия протекала атипично. Оказалось, что у этих детей на фоне колебания настроения наблюдались не общеизвестные всем, такие типичные признаки депрессивного состояния, как отсутствие сна и аппетита, а их своеобразные антиподы — аппетит был повышен на фоне избыточной сонливости. Эти дети не теряли свой вес, а прибавляли в массе тела. Но, тем не менее, они страдали депрессией.

По мнению американских исследователей, эти данные свидетельствуют о том, что родители тинэйджеров должны более точно знать симптомы начинающейся депрессии, как типичные, так и атипичные, чтобы вовремя обратиться за специализированной помощью.

Так как у депрессивных родителей чаще, чем в других семьях, может быть депрессивным ребенок, выросший в атмосфере уныния, предполагая у Вашего ребенка депрессивное состояние, постарайтесь понять, нет ли у Вас самих этого состояния.

Для этой цели можно использовать специальный тест Американской психиатрической ассоциации.

Обратите внимание на следующие критерии:

  1. Подавленное состояние духа (иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам) большую часть дня, почти ежедневно.
  2. Заметно снизившийся интерес ко всему (или почти ко всему) — апатия или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.
  3. Значительная потеря (прибавление) веса без перехода на новую диету (больше 5% веса тела в месяц) или почти ежедневное снижение (повышение) аппетита (у ребенка это выявляется и по недостатку ожидаемого прибавления в весе).
  4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.
  5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение — ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений и психических процессов, почти ежедневно наблюдаемое другими людьми (а не просто субъективные ощущения беспокойства или заторможенности).
  6. Почти хроническая усталость и потеря энергии.
  7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее или неуместное чувство вины, которое может быть маниакальным (это не просто угрызения совести или чувство вины в связи с болезнью).
  8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.
  9. Мысли и суицидальные попытки.

Обязательное наличие первого и второго симптомов в совокупности с еще тремя из общего числа критериев, наблюдаемое не менее двух недель, могут указывать на наличие у Вас депрессивного состояния. Однако это еще не диагноз, а предпосылки для дальнейшего обязательного обследования.

И если даже это обследование не подтвердит возникшее предположение, тем не менее, ребенок, воспитываемый подобными родителями с подавленным состоянием духа и апатией ко всему окружающему, причем не только в течение лишь двух недель, а на протяжении гораздо более длительного срока, один из самых «достойных» претендентов на появление депрессивного состояния.

Вообще, депрессивное состояние — не одно. Существует множество форм депрессии. Но родителям важно предупредить развитие этих форм, обратив внимание хотя б на тенденцию к появлению этого заболевания.

Приблизительно около одного процента, а по некоторым данным и меньше, дошкольников подвержены депрессии, и около двух процентов школьников младших классов, не достигших половой зрелости. По мере взросления детей и их полового созревания эти цифры резко увеличиваются, особенно среди девочек.

Плохая успеваемость почти у 80% детей связана с депрессивными состояниями и расстройствами настроения.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]