Понятие об умственной отсталости

Понятие умственной отсталости, ее структура

Умственная отсталость — это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Степень поражения может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления, что вызывает индивидуальные особенности развития умственно отсталого ребенка. Умственная отсталость – это не просто “малое количество ума”, это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены.

Олигофрения – стойкое нарушение психического развития, и в первую очередь, интеллектуального, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до 2,5-3 лет).

При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первых лет жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.

Необходимо обратить внимание на то, что понятие “умственно отсталый” не равнозначно понятию “олигофрен”. Понятие “умственно отсталый” является более общим, оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития.

Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Интеллектуальный дефект отличается стойкостью, при тяжёлых формах выявляется уже с первых месяцев жизни ребёнка.

В соответствии с МКБ-9 выделяли три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильностьявляется наиболее лёгкой по степени и наиболее распространённой формой (коэффициент интеллекта 50–70). При отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточность расстройств, а также при ранних и адекватных коррекционных мероприятиях социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своём жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации.

Низкие познавательные способности и особенности эмоционально-волевой сферы детей с олигофренией в степени дебильности не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы, поэтому они нуждаются в специальном обучении. За девять лет они осваивают учебный материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы.

Более тяжёлой степенью олигофрении является имбецильность (коэффициент интеллекта 20–49). По медицинской классификации имбецильность делится на умеренную и выраженную.

При имбецильности грубо нарушена способность к отвлеченной деятельности и к образованию понятий, речь косноязычна, состоит из коротких стандартных фраз. При отсутствии осложнённости олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью, часто способны овладеть элементарными видами физического труда (простыми картонажными работами, подбором по цвету и размеру несложных деталей для различных бытовых изделий и т. д.). При тяжёлой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно.

Идиотия (коэффициент интеллекта менее 20) – самая тяжелая степень олигофрении, характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.

Для детей с идиотией характерно: неосмысление окружающего; крайне затрудненное развитие (отсутствие) речевых звуков; нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему образу жизни; отсутствие самостоятельного формирования гигиенических навыков.

Дети с идиотией находятся (с согласия родителей, законных представителей) в специальных учреждениях системы Министерства социального обеспечения. При достижении 18 лет они переводятся в специальные интернаты для лиц с психическими хроническими заболеваниями.

Основные задачи работы с глубоко умственно отсталыми детьми:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2. Формирование у глубоко умственно отсталых детей правильного поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

4. Физическое воспитание.

5. Формирование (развитие) навыков самообслуживания.

6. Бытовая ориентировка и социальная адаптация.

Деменция – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы, но на более поздних этапах онтогенеза. При деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект.

Если при поражении центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза доминирует явление недоразвития (олигофрения), то при воздействии вредности в более старшем возрасте, в период относительной зрелости корковых систем головного мозга, доминирует явление повреждения (деменция).

Различают резидуальную (органическую) деменцию, при которой нарушение интеллекта представляет собой остаточные явления и поражения мозга (причины — травмы, различные вмешательства и др.), и прогредиентную деменцию, при которой имеет место текущей болезненный процесс (причины – эпилепсия, шизофрения и др.).

При тяжёлой прогрессирующей деменции идёт нарастающий распад психических функций. Говорить о развитии можно, в основном, применительно к резидуальной деменции, когда имеет место приостановка болезненного процесса, и существуют определённые возможности для развития.

Следует отметить, что при деменции, в отличие от олигофрении, имеет место период нормального интеллектуального развития. Кроме того, структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности различных познавательных функций.

В соответствии с МКБ-10 выделяются четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение умственной отсталости, олигофрении и деменции.

2. Назовите отличия олигофрении и деменции.

3. Назовите виды деменции, их причины.

4. Дайте определение различным степеням олигофрении в соответствии с МКБ-9 и видам умственной отсталости в соответствии с МКБ- 10. Каким образом их можно соотнести?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Понятие умственной отсталости, ее формы и причины;

Детей с нарушениями интеллекта и проблемы их обучения и воспитания как предмет олигофренопедагогики

Особенности психического развития

Игра 18. Нелепицы.

Игра 17. Собери фигурки

Цель. Развитие системности мышления.

Игровое задание. Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу­рок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

Цель. Развитие системности мышления.

Игровое задание.Рисуется картинка по любому сюжету – лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Основное содержание темы. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины. Классификации умственной отсталости. Краткая историческая справка и современная характеристика социальной политики в отношении умственно отсталых лиц. Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей. Отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости. Зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.

Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.

Как известно, клиника интеллектуальных нарушений под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Причины возникновения умственной отсталости разнообраз­ны. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нерв­ной системы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.).

Вызвать умственную отсталость могут различного рода пато­генные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития.

В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические — токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внут­риутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Неблагоприят­ное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременно­сти, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормо­ны, плодоизгоняющие средства). Пагубно сказываются на разви­тии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, непра­вильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременно­сти, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная жен­щина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости.

В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.

В период после родов умственная отсталость может быть вы­звана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит. параин-фекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности красну­хой может быть причиной умственной отсталости будущего ре­бенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, рече­вого развития.

Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т.е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается. В то время как деменция — это нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопровождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Олигофрения, может быть обусловлена наследственными факторами, хромосомными аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных этапах эмбриогенеза, последствиями поражения центральной нервной системы при родовом и раннем постнатальном периоде.

М.С.Певзнер, К.С. Лебединская утверждают, что «олигофрения — это один из видов аномального развития ребенка, сложный процесс, при котором нарушение развития в целом зависит от значения, занимаемого той или иной нарушенной функцией в общем психическом развитии ребенка, и от того, на каком этапе онтогенеза наступает нарушение».

Смотрите так же:  Триада нарушений аутизма

При олигофрении наблюдается стойкое недоразвитие психики, проявляющееся не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Дети с олигофренией способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

Меньшая по численности группа — лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менинго­энцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психиче­ских функций. Эти состояния называют деменцией.

Интеллектуаль­ный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисова­нию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выражен­ными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отста­лость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих забо­леваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, дея­тельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.

Классификации умственной отсталости

Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале 20-го века разработал классификацию умственной отсталости по степени тяжести интеллектуальной недостаточности: идиотия, имбецильность и дебильность.

В странах Западной Европы и США эти термины используют­ся лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической прак­тике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г., умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (10).

Сопоставление качественной характеристики снижения интел­лекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Соотношения международной и россий ской систем классификации умственной осталости

Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверст­ников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в бо­лее поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интере­суются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происхо­дящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного воз­раста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддер­живать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понима­ют вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у| этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном воз­расте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту по­являются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоцио­нальными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятель­но, без специального коррекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден иг­рать с более младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на заня­тиях по формированию элементарных математических представ­лений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструи­рованию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспи­тываются в условиях массового детского сада, так как их отстава­ние неярко выражено. Но, попадая в массовую общеобразователь­ную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ре­бенку специальную педагогическую помощь, необходимо провес­ти его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК. Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвое­ния знаний и навыков, задержку в развитии разных видов дея­тельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практи­ческих ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познава­тельная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуж­даются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывают особенности их психического развития. Для этого существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития. Возможно, включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нор­мально развивающихся сверстников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отстало­стью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII ви­да, где обучение ведется по специальным программам. В неболь­ших городах открыты специальные классы для детей с наруше­ниями интеллекта при массовых школах. Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отли­чаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на произ­водстве, создают семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способ­ными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в ор­ганы местного и федерального управления и т. д.

Имбецилъностъявляется умеренной степенью умственной отста­лости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом! возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутству­ют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно наруше­но звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более позд­ние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, явля­ется неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапа­зон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, они способны овладеть навыками общения, социально бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуж­даются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умерен­ной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Идиотия— самая тяжелая степень умственной отсталости. Ди­агностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка.Она основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах ге­нетических и пренатальных исследований.

Среди многочисленных признаков особо выделя­ются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, не­адекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и пер­вых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им не­доступно осмысление окружающего, речь развивается крайне мед­ленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, простран­ственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и труд­но формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреж­дениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

Понятие об умственной отсталости

Умственная отсталость — нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер. Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. При умственной отсталости страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Признаками умственной отсталости считают позднее формирование навыков, неспособность к абстрактному мышлению, эмоциональный инфантилизм. Причиной умственной отсталости могут быть самые различные факторы (генетические, инфекционные, интоксикационные, иммунные, травматические), подействовавшие до рождения или в первые 2-3 года жизни. В течение жизни умственная отсталость не прогрессирует, однако навыки, присущие здоровым детям, складываются позже или не формируются совсем.

При умственной отсталости испытывается меньшая потребность в познании. Известно, что при умственной отсталости оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Отмечается также узость объема восприятия. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — при умственной отсталости имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Так же при умственной отсталости страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

Смотрите так же:  Депрессия сильная чем лечить

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. В некоторых случаях при умственной отсталости эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада.

На сегодняшний день выделяют 4 степени умственной отсталости:

1. Лёгкая — дебильность.
2. Умеренная — имбецильность.
3. Тяжёлая — тяжёлая умственная субнормальность.
4. Глубокая — идиотия.

Легкая степень встречается существенно чаще, чем тяжелые (до 85% всех случаев). Обучение чтению, письму, элементарному счету в условиях специализированной школы возможно только при легкой умственной отсталости, получение полноценного среднего образования невозможно. Лица с дебильностью могут получить несложную профессию и трудится под контролем наставника, вести домашнее хозяйство. При более тяжелых степенях умственной отсталости необходим постоянный надзор и уход. В соответствии с законом РФ диагностику умственной отсталости проводит врач-психиатр.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Трудность определения умственной отсталости заключается в том, что, в отличие от других аномалий (глухота, слепота), для умственной отсталости нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой ее можно было бы измерить.

Понятие об умственной отсталости

Увеличилось число социальных, психологических, дефектологических исследований умственно отсталых детей и подростков (Бгажнокова И.М., Забрамная С.Д., Лебединский В.В., Лубовский В.И., Маллер А.Р., Рубинштейн С.Я., Шипицина Л.М.). Значительно расширилось представление о структуре психических нарушениях и адаптивных возможностях умственно отсталых лиц.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

Умственная отсталость – термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией. Его фактическое значение более объемно, и вследствие этого в последние годы наблюдается тенденция к использованию термина «психическое недоразвитие», поскольку он точнее отражает суть явления, так как в данном случае речь идет не только о недоразвитии интеллекта, но и об отставании других сфер психики.

Остановимся на наиболее часто используемых толкованиях интересующей нас дефиниции. Однако, необходимо отметить, что на современном этапе развития специальной психологии существует тенденция к расширению дефиниции умственной отсталости, приводящая к определенным сложностям в диагностике и терапии.

В 1992 году опыт изучения состояний психического недоразвития во многих странах мира обобщен в дефиниции, приведенной в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10):

«Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3—4 раза выше, чем в общей популяции. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера».

Умственная отсталость: определения, классификация. Психологическая структура дефекта при олигофрении и деменции.

Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции.

Понятие «умственной отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющие диффузный характер.

Умственно отсталое стойкое необратимое нарушение. Преимущественно познавательной сферы обусловленное поражением коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой или распространенный) характер.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности. От ее преимущественной локализации. Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляет те, у которых умственная отсталость возникла в следствие различных органических порадений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи. Это так называемые дети – олигофрены (малоумные от греч.).

В зависимости от степени недостаточности интеллекта различают 3 группы:

— наиболее тяжелая – идиотия (наблюдается резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродство в строении черепа скелета);

— менее тяжелая имбецильность (отчетливо выявляется нарушение психического и физического развития, имеются аномалии в строении черепа);

— и относительная легкая – дебильность (более легкая степень умственного недоразвития и незначительные отклонения в физическом развитии).

Педагогическая классификация М.С. Певзнер.

Под ее руководством впервые в нашей стране были развернуты комплексные исследования по изучению недифференцированной олигофрении. Данная классификация является наиболее распространенная. Выделяет пять основных форм:

1 – неосложненая форма – отклонения у ребенка в познавательной деятельности не сопровождается грубыми нарушениями анализатора. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности при условии. Что задания ему поняты и доступны. В привычной ситуации поведение такого ребенка не имеет резких отклонений.

2 – олигофрения с неустойчивостью эмоционально-волевой сферы (по типу возбудимости и тормозимости).

3 – олигофрения с психоподобными поведением. У ребенка отмечаются резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане оказывается недоразвитие личностных компонентов. Наблюдается снижение к критичности, к себе и к окружающим, характерна рассторможеность. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

4 – олигофрения с нарушением лобных частей мозга. Резкие нарушения моторики. Дети вялые, безынициативные, беспомощные. Речь многословна, но часто бессодержательная, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению к целенаправленной деятельности.

5 – олигофрения с нарушением функций анализаторов. Возникает когда диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями мозговой системы. Эти дети имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата .

Критерии олигофрении: по мере развития отечественной дефектологии для отграничения умственной отсталости от сходных состояний разными авторами выделялись различные критерии. 1965г. Сухарева:

1. преобладание интеллектуального дефекта.

2. отсутствие прогредиентности.

В.В. Ковалев 1995г.

(1) тотальность психического недоразвития.

Тотальность обозначает, что в состоянии недоразвития находятся практически все сферы (познавательная, нервопсихическая, эмоционально-волевая, соматическая).

При олигофрении органическая недостаточность носит резидуальный (остаточный) характер, а также непрогредиентный, что дает основание для оптимистического прогноза. Относительно – развивая ребенка, который после перенесенный вредности оказывается практически здоровый, поскольку болезненные процессы имевшие место в ЦНС прекращаются. Ребенок способен к развитию, но оно осуществляется аномально, атипично, так как его биологическая основа патологична. Умственная отсталость. Возникшая в более позднем возрасте, встречаются относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает Деменция (слабоумие). Деменция может является органических заболеваний мозга или травм. Как правило интеллектуальный характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного.

Особыми являются случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями – эпилепсией, шизофренией, что существенно затрудняет воспитание и обучение. При этом положительный прогноз относительно продвижения ребенка в развитии становиться проблематичным.

Понятие умственной отсталости. Критерии диагностики умственной отсталости в России и за рубежом

Теоретические и практические аспекты

обучения умственно отсталых детей. Монография.

Пчельникова Евгения Михайловна – магистр специального (дефектологического) образования, учитель-логопед МБОУ СОШ № 1 Аксайского района Ростовской области.

Глава 1. Понятие умственной отсталости. Критерии диагностики умственной отсталости в России и за рубежом

В исследованиях умственная отсталость определяется как совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации вследствие преобладающего интеллектуального дефекта [19, с. 14].

Вместе с тем, ряд исследователей термин «умственная отсталость» считают обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы (ревматическое поражение ЦНС, сифилис головного мозга, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия, микроцефалия и др.) [52, с. 5].

В учебном пособии под редакцией Н.М. Назаровой дается следующее определение умственно отсталых людей – это дети, подростки и взрослые со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающими вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер [60, с. 168].

Как отмечала М.С. Певзнер, при более тяжелой умственной отсталости имеются морфологические изменения мозговых структур, которые носят диффузный характер, затрагивая подкорковые образования, отличаются значительной глубиной поражения [39, с. 24 -39].

Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию. Согласно определению Е.М. Мастюковой, олигофрения представляет собой проявления раннего поражения головного мозга с преимущественным недоразвитием сформированных мозговых структур, прежде всего лобной коры головного мозга [52, с. 5].

Впервые термин «олигофрения» (от греческого olygos – малый, phren – ум) ввел в 1915 г. Эмиль Крепелин в целях обозначения врожденного слабоумия. Под олигофренией он понимал большую группу различных болезненных состояний, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма [14, с. 40].

Как отмечает В.Ф. Шалимов, олигофрения – группа различных по этиологии, патогенеза и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей [70, с. 21].

В.В. Лебединский, разработав классификацию нарушений психического развития по характеру нарушения развития, то есть по типу дизонтогенеза, отнес олигофрению к недоразвитию. Под недоразвитием он понимает общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга, и прежде всего – коры больших полушарий [25, с. 40].

В основу диагностики олигофрении в отечественной психиатрии положен клинико-психопатологический подход. Главные критерии олигофрении:

1) своеобразная психопатологическая структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы;

2) непрогредиентность интеллектуальной недостаточности, являющейся средством нарушений онтогенетического развития;

3) замедленный темп психического развития индивида [70, с. 24].

Ведущее нарушение (основной симптом) олигофрении – недоразвитие способности к отвлечению и обобщению.

Патологические исследования указывают на то, что среди всех патологических изменений высшей нервной деятельности детей-олигофренов ведущее место занимает патологическая инертность нервных процессов. Также отмечается широкая иррадиация процесса возбуждения, слабость замыкательной функции коры больших полушарий [7].

Нарушение подвижности нервных процессов является тем патологическим изменением высшей нервной деятельности, которое тормозит возможность складывания сложных функциональных систем и тем самым лежит в основе ведущего симптома при олигофрении. Инертность нервных процессов приводит к недоразвитию всей познавательной сферы [70, с.45 — 46].

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный) и непрогредиентный (неусугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, то есть болезненные процессы, имевшие место в его ЦНС, прекращаются. Он имеет положительные потенциальные возможности и при благоприятных условиях реализует их. Ребенок способен к психическому развитию, которое осуществляется аномально.

Смотрите так же:  Стресс влияет на рак

Что касается деменции, то данное понятие в клинической психиатрии также рассматривается как одна из основных форм интеллектуальных нарушений. Она представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций [70, с. 15].

В.В. Лебединский, в своей классификации типов нарушений психического развития относит органическую деменцию к поврежденному психическому развитию [25, с. 67].

Этиология органической деменции связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегеративными, обменными заболеваниями мозга.

Деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2-3 лет. Этим хронологическим фактором в значительной мере определяется отличие патогенеза и клинико-психологической структуры деменции от олигофрении. К 2-3 летнему возрасту значительная часть мозговых структур относительно сформирована, поэтому воздействие вредности вызывает их повреждение, а не только недоразвитие [25, стр. 67].

При повреждении незрелого мозга изменяются не только различные психические функции, но поражаются и потенциальные возможности нарушается динамика развития мозга и всего организма. Следствием такого «двойного удара» является сложность клинической картины резидуального состояния. В ней можно выделить две основные группы синдромов: синдромы дефектного состояния, являющиеся прямым выражением ущерба, причиненного болезнью; синдромы задержанного и нарушенного развития – косвенные последствия церебрального поражения.

Синдромы дефектного состояния могут проявляться либо в деградации всей психической деятельности (различные виды деменции), либо в преимущественном поражении ее определенной сферы – эмоционально-волевые расстройства в форме психоподобных, апатико-абулических состояний, необратимых церебрастенических синдромов [70, с. 74].

Исходя из критериев динамики болезненного процесса, различают резидуальную органическую деменцию, при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией, и прогрессирующую деменцию – обусловленную текущими органическими процессами (хронически протекающими менингитами и энцефалитами, опухолевыми, наследственными дегенеративными и обменными заболеваниями, прогрессирующим склерозом мозга и др.) [25, с.68].

Виды органической деменции классифицируются и по этиологическому критерию (эпилептическая, постэнцефалическая, травматическая, склеротическая и др.).

Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличии от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. Поэтому здесь нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций. Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т.д.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению. Но чаще обнаруживается сочетанная корково-подкорковая дефицитарность. Весьма характерны нарушения критичности, отсутствие понимания и переживания своей несостоятельности, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее.

Таким образом, структура психического дефекта при органической деменции представляет значительную сложность и отличается большим полиморфизмом чем при олигофрении. Это касается как интеллектуальных нарушений, так и эмоционально-волевой сферы, и личности в целом [25, с. 69].

По определению Esquirol (1838): «Человек с врожденным слабоумием подобен бедняку, который никогда не имел гроша за душой, в то время как дементный больной – это разорившийся богач» [76, с. 85].

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального нарушения делили на три степени:

  • дебильность (легкая степень умственной отсталости),
  • имбецильность (средняя степень умственной отсталости),
  • идиотия (тяжелая степень умственной отсталости) [74, с. 14].

Вместе с тем, приказом Минздрава России от 27.05.1997 г. № 170, с 01.01.1999 г. в практику здравоохранения на всей территории страны была внедрена Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10 ВОЗ), как единый нормативный документ для учета заболеваемости [50].

МКБ-10 ВОЗ содержит следующую дефиницию: «Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных потребностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством, или возникать без него. Однако у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3 – 4 раза выше, чем в общей популяции. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера» [32].

«Умственная отсталость» – более широкое понятие, чем термин «олигофрения», использовавшийся ранее для характеристики заболевания, главным критерием которого считали тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактно-логического мышления и непрогредиентный характер интеллектуальной недостаточности. В последние три десятилетия термин «умственная отсталость» постепенно признали в мировой психиатрии, вытеснив термин «олигофрения» [53, с. 653].

Не останавливаясь подробно на этиологии и патогенезе умственной отсталости, полагаем необходимым отметить, что в около 75% случаев она обусловлена поражением головного мозга во внутриутробном периоде.

В МКБ – 10 ВОЗ предлагаются четыре степени умственной отсталости. Определение степени умственной отсталости осуществляется с помощью психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному). Согласно МКБ-10 ВОЗ приняты следующие условные показатели IQ:

  • психическая норма – 100-70;
  • легкая степень умственной отсталости – 69-50;
  • умеренная степень – 49-35;
  • тяжелая степень– 34-20;
  • глубокая степень– 20 и ниже [32].

В современном отечественном руководстве по психиатрии четыре степени умственной отсталости связывают с прежними понятиями степеней общего психического недоразвития, используемых ранее в отечественной литературе:

• умственная отсталость легкой степени (дебильность);

• умственная отсталость умеренная (легкая имбецильность);

• умственная отсталость тяжелая (выраженная имбецильность);

• умственная отсталость глубокая (идиотия) [53, с. 658-660].

В классификации умственной отсталости МКБ-10 ВОЗ имеется шифр для статистической обработки и формулировки диагноза. В пояснении классификации диагностическая формулировка увязывается с конкретным повреждающим агентом и хроногенным фактором, также указываются сопутствующие расстройства. В этой классификации предусмотрены и поведенческие нарушения, которые часто бывают у умственно отсталых детей.

Данная классификация является более дифференцированной по сравнению с предыдущей классификацией и не содержит старых «штампов». Деление по степени выраженности дефекта имеет определенное клиническое значение, так как глубина поражения влияет на особенности клинических проявлений.

Вместе с тем, как отмечают некоторые ученые (Л.Б. Баряева, Л.М. Шипицына) количественное определение степени интеллектуальной недостаточности не отражает всей структуры дефекта. IQ должно являться не основанием для диагноза, а лишь частью комплексной психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции [52, с. 6; 74, с. 15].

Как рекомендовано национальным руководством по психиатрии, при диагностике психиатром умственной отсталости результаты психологических обследований необходимо анализировать только прямо, сопоставляя их с клиническими наблюдениями. При определении у детей интеллектуального уровня обычно используют ревизованную шкалу Стэнфорд-Бине (начиная с трехлетнего возраста), шкалу Векслера для детей (от пяти до пятнадцати лет). Дополнительно можно использовать шкалу развития Гезелла, методику Кноблох, шкалу детского развития Бейли, Денверскую скрининговую методику, зрительно-моторный гештальт-тест Бендер, метод предметной классификации и др. Важным дополнением к клиническому и психологическому обследованию является педагогическая характеристика, поскольку педагог имеет условия для оценки познавательных способностей ребенка и определения его возможной формы обучения [53, с. 673].

Как отмечено в литературе, в настоящее время, кроме термина «умственная отсталость», используются также и другие обозначения рассматриваемых состояний: «психическая недостаточность» (mental deficiency), «психическое недоразвитие» (субнормальность) (mental subnormality), «психический дефект» (mental defect), «психическая несостоятельность» (mental disability). ВОЗ рекомендует термин – mental subnormality – умственная субнормальность [76, с. 86].

Наряду с МКБ – 10 в ряде стран используется также Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-5, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), подготовленное и опубликованное в мае 2013 г. Американской психиатрической ассоциацией. Как отмечается в литературе, данная версия DSM стала предметом бурных дебатов и резкой критики и со стороны специалистов, и со стороны других заинтересованных групп [17, с. 53]. В данном классификаторе умственная отсталость (mental retardation в DSM-IV) переименована в «ограниченную способность к умственной деятельности (расстройство развития интеллектуальных способностей)» («intellectual disability») [77, c. 93].

Таким образом, под умственной отсталостью понимают состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством, или возникать без него. В настоящее время выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Определение степени умственной отсталости осуществляется с помощью психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ. Необходимо отметить, что всегда диагностику умственной отсталости проводит психиатр, который учитывает клинические данные. Полученный с помощью одной из стандартизированных методик уровень коэффициента умственного развития не следует рассматривать изолировано, в отрыве от клинической картины заболевания, превращая его в главный критерий диагностики умственной отсталости.

Другие статьи

  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Натирание. При какой т-ре? Натирание. При какой т-ре? Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:02 Сообщение МаМаша » Пт авг 13, 2010 15:11 Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:39 Сообщение NatKa » […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]