Повышенная раздражительность у детей

Повышенная раздражительность у ребенка

Если ребенок легко сердится, досадует, плачет почти без причины и при этом отвлечь его нельзя ни игрой, ни рассказом — можно утверждать, что у него раздражительность выше нормальной. У этого явления могут быть разные причины.

Одна их них — инфекционное заболевание. Ребенок себя плохо чувствует, у него высокая температура, боли. Реакцией на такое состояние становится раздражительность и капризы. Присоединение рвоты, беспокойства и боли в голове заставляют опасаться развития менингита.

Если ребенок не переносит определенные пищевые продукты, и у него появилась раздражительность, это признак расстройства кишечника. Обратите внимание, нет ли у него постоянного поноса, вздутия живота, не снижен ли аппетит. Нужно также заметить, какой у него стул. При непереносимости продуктов он имеет бледную окраску, дурно пахнет и остается на горшке. Плохое усвоение пищи ведет к похуданию, отставанию в развитии и росте. С вопросом о раздражительности ребенка нужно обратиться к врачу. Он может назначить определенную диету с кисло-молочными продуктами, фруктовыми и овощными пюре, а также рисом, гречкой и протертым мясом.

Если ребенку не хватает родительской любви и внимания, если его часто наказывают и родители чересчур строги к нему, он реагирует внезапным проявлением сильного чувства — раздражительностью.

Если вам понравилась статья о Повышенная раздражительность у ребенка, вы можете поделиться ей в соц. сетях:

Особенности нервозности у детей

В отличие от взрослой, детская психика еще только находится на стадии формирования и обладает повышенной чувствительностью к внешним факторам, поэтому особенности нервозности у детей имеют свою специфику. Нервозность – это проявление возбуждения нервной системы, которое выражается в резкой, обостренной реакции на, казалось бы, незначительные внешние раздражители.

Этот термин крайне редко применяется в академических работах по психологии, хотя имеет место быть. Независимо от причины развития нервозности у ребенка, нужно проявлять особую осторожность, быть внимательным к ребенку и поддерживать его, а не пытаться пресечь это состояние насильно.

Причины детской нервозности

Как правило, у детей нервозность сочетается с некоторыми другими симптомами или расстройствами. Ими могут быть: истерики и частые капризы, повышенная склонность к депрессии, бессонница по ночам и сонливость в дневное время суток, мнительность и частая тревога, головные боли или боли в области сердца, потливость, снижение способности к обучению и концентрации на нем.

Недосыпание, зловредный досуг, например, компьютерная зависимость у подростков, образ жизни с низкой подвижностью, плохо сбалансированное питание – все это может послужить причиной обострения нервозности или раздражительности у ранее здоровых детей.

Причины детской нервозности влияют и на тяжесть симптомов данного психического расстройства. В зависимости от этого они могут дополняться или комбинироваться с другими признаками основного заболевания, если таковое имеется. Очень часто внешние проявления нервозности ошибочно воспринимают за банальную несдержанность и относят к распущенности и упущениям в воспитании. Поэтому один из факторов, влияющих на состояние ребенка часто являются напряженные отношения в семье.

Адекватно и точно выяснить причины такого состояния способен только специалист. Чтобы предотвратить подобное, родителям стоит проявлять больше внимания к ребенку, его занятиям и увлечениям, качеству и сбалансированию питания. Следует своевременно обращать внимание на возможные отклонения в поведении и характере ребенка, появление у него страхов и фобий. Важным аспектом также является общение и контакт со сверстниками в любом возрасте.

Общение и игры с детьми позволяют малышу восполнить недостаток полноценной коммуникации. Особенно это важно, если ваш ребенок не посещал детский сад и готовится к поступлению в школу. В противном случае могут возникнуть трудности, которые обусловлены двойной нагрузкой – школьной программой, непривычной для малыша, и необходимостью адаптироваться к новым условиям и окружению.

Признаки нервозности у детей

Признаки нервозности у детей могут быть связаны с различными психическими заболеваниями: истерия, шизофрения, аутизм, различные патологии центральной нервной системы. В случае если ребенок 2-3 лет становится капризным, без видимой на то причины, имеет смысл обратиться к врачу для исключения серьезного заболевания. Тем не менее, следует помнить, что нервозность может проявляться в кризисные периоды роста ребенка:

  • Как только у ребенка появляется речь, наступает так называемый «кризис одного года», который может протекать весьма остро. На этом этапе между собой тесно связаны процессы психического и физического развития. Наблюдаются своеобразные соматические расстройства, нарушения ритмов жизни, сна, аппетита. Может наступить незначительная задержка в развитии и даже частичная утрата приобретенных ранее навыков.
  • Кризис на третьем году жизни связан с формированием самосознания, оценки личного «Я», появлением сознательных волевых импульсов. Очень часто он проходит довольно тяжело, а внешние условия, такие как переезд или адаптация к режиму в детском саду, могут усугубить его ход.
  • В семь лет наступает более «мягкий» кризис, появление которого связано с осознанием важности некоторых социальных связах и их оценки. При этом ребенок утрачивает некоторую часть своей прежней наивности, сталкивается с определенными условиями внешнего мира.
  • Подростковый кризис по своему характеру близок к кризису «трех лет». Он так же связан с осознанием и переосмыслением своего, теперь еще и социального «Я», и значения в обществе.
  • Кризис юношеского возраста связывают с окончанием формирования главных ценностей в жизни человека.

Все кризисные периоды имеют общие особенности нервозности у детей, которые могут считаться нормой поведения в такие периоды: неуправляемость в поведении, бунтарство, желание делать все наоборот, а не так, как было сказано, негативизм, упрямство, внезапные нарастания и снижения кризисных симптомов.

Лечение детской нервозности

Первое, что необходимо предпринять для борьбы с нервозностью у ребенка – устранить причину повышенного раздражения. Для снижения возбудимости часто рекомендуют давать ребенку настойки на травах, например, пустырника. Перед употреблением подобных препаратов обязательно необходимо проконсультироваться с педиатром или психологом, которые дадут все необходимые по этому поводу рекомендации.

Зачастую лечение детской нервозности сводится к установлению правильного режима дня и его соблюдению. Необходимо исключить возможные факторы сильного раздражения, такие как просмотр телевизора, шумные компании. Само собой разумеется, что подобные мероприятия могут не понравится малышу и даже вызвать еще большее раздражение. Поэтому крайне важно выполнять их не в форме введения запретов, а планировании и разнообразии досуга ребенка. Просмотр телевизора можно заменить посещением интересного места, к примеру, зоопарка или театра.

В борьбе с нервозностью у маленьких детей помогает ограничение обилия игрушек в их комнате. Следует оставить более простые из них (конструкторы или наборы для ролевых игр) но убрать сложные, механические игрушки. Всегда важным средством остается родительская любовь и внимание.

Малышу, который страдает от нервозности, необходимо уделять особое внимание, чаще проводить с ним время за общением или совместным досугом. Играть с ним в отвлекающие ролевые игры, почаще бывать на природе, рисовать и давать свободу самореализации. Если вам не удается самостоятельно справиться с нервозностью у ребенка, не стоит пытаться лечить ее медикаментозными или различными «народными средствами». Обратитесь к специалистам за необходимой диагностикой и рекомендациями.

вот ссылка http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_11b.shtml
а вот цитата (основное)
Чаще всего невропатичный ребенок грациозен, ловок, в его движениях чувство ритма, порывистость и импульсивность, у него живая мимика, выразительные жест и поза. Он чрезмерно подвижен, суетлив, несдержан, но тонок эмоционально, впечатлителен, боязлив и тревожно застывает возле матери при встрече с посторонним. Реже, если поражение головного мозга грубее и обширнее, он диспластичен, уныл, плаксив, раздражителен и капризен, поскольку повышенно истощаем, слаб, он вечно недоволен и для него — «все не так». На его лице — выражение беспокойства или недетской сосредоточенности. Он в таком случае похож на «маленького старичка» или тяжело больного человека. У ребенка с невропатией лицо и слизистые бледны, под глазами синева; волосы у него тонкие, ломкие, как бы прилипшие к головке или вьются венчиком; его руки горячие или холодные, влажные.

Различается ранняя форма невропатии — с самого момента рождения — и поздняя, манифестирующая с четырех-семи месяцев и протекающая тяжелее. При поздней ее форме ребенок сонлив, «спокоен», а по сути дозревает после родов. В этом случае предвестниками невропатии являются атония кишечника с запорами и метеоризмом, вялое сосание, плохая прибавка в весе и общая пассивность. Далее обычно формируется картина астенического варианта.

У детей-невропатов особенно велики шансы впасть в невроз (по нашим наблюдениям 22,3% детей с неврозами страдали в раннем детстве невропатией), как правило, в его истерическую форму (у каждого второго ребенка с истерическим неврозом, по нашим данным, ранее отмечалась невропатия) в связи с впечатлительностью, ранимостью, повышенной эгоистичностью, нарушениями общения. Хотя они и тянутся к сверстникам, но общение с ними неизбежно выливается в конфликт: в игре возбудимые чрезмерно импульсивны, астеничные устают, и все это кончается взаимными упреками, обвинениями, апелляцией к взрослым. Требовательные к сверстникам и взрослым, эгоцентрические, дети-невропаты порождают конфликты всюду, где бы они ни появились. При этом они не агрессивны, а конфликты с детьми возникают из-за завышенных претензий и непомерной обидчивости невропатичных.

Смотрите так же:  Делириозное помрачение сознания возможно при шизофрении

Будучи чрезвычайно (симбиотически) привязанными к матери, невропатичный ребенок буквально порабощает ее. Мать в конце концов не выдерживает и умоляет близких дать ей передохнуть, уехать в отпуск одной. Невропатичный ребенок, оставшись без нее, заболевает, несмотря на идеальный уход со стороны отца и бабушки. По возвращении матери он становится еще более деспотичным, требовательным к ней и бдительным, не отпуская ее теперь ни на шаг. Он буквально держится за ее юбку. Ее рука крепко зажата в его ладошке во сне, или каждые полчаса, он не просыпаясь, ощупывает мать, удостоверяясь, что она рядом с ним.

Нередко дети-невропаты предрасположены к вредным привычкам: сосут палец, мнут кожу на шее, грызут ногти и т. д. Особенно трудны невропатичные дети в период оппозиции, который у них начинается раньше — с двух лет — и длится дольше — до семи-восьми лет. Тогда их негативизм с неповиновением, с агрессивной требовательностью, настырностыо, настойчивостью доводит родителей до невроза. При невропатии у ребенка родителей успокаивает только одно — заверение, что к восьми-одиннадцати годам это пройдет.

Невропатия чаще проявляется у мальчиков, чем у девочек (по нашим данным, в соотношении 1,8:1), у первенцев или поздних детей.

Первая характерная особенность детей с невропатией — контрастность. Страдающий невропатией ребенок контрастен, поскольку дисгармоничен. Он агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его злой и настойчивый плач изводит родителей. Однако такой ребенок и высокочувствителен, тонко улавливает настроение матери. Он робок, но и бесстрашен: может вступить в конфликт, в драку с более сильными и даже
с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам же обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем, но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. Он «вредный», но и бесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду, аутоагрессивен — кусает себя (руки), грызет ногти, надногтевые валики, губы, равнодушен к пище и, будучи эгоистичен, в то же время, как говорит мать «не жалеет себя».

Вторая особенность — психомоторная нестабильность страдающего невропатией ребенка. Вот он весел и вдруг — гнев, слезы, надолго испорченное настроение. Родители говорят, что не знают, с какой стороны к нему подойти и какое именно слово или замечание вызовет отрицательную реакцию, недовольство. Он беспокоен на руках и в постели, а на прогулке выползает из одеяльца, как уж, оказываясь чуть ли не на голове обескураженной бабушки. Он ухитряется перелезть через кроватку или просунуть голову между прутьями решетки манежика. В больнице, яслях и детском садике знают немало случаев, когда таких детей спасали буквально в последнюю минуту. И в этом страдающий невропатией ребенок похож на расторможенных детей с синдромом сверхподвижности.

Третья особенность — сверхчувствительность. Невропатичный ребенок своего рода «принцесса на горошине». Его раздражает складка на простынке, рубчик на трусиках, а тугой воротничок он не терпит совершенно. Часто невропатичных детей беспокоит зуд кожи, волосистой части головы, ушей, промежности, и тогда они расчесывают себя до крови. Сверхчувствительны они и к запахам, и, когда на кухне стряпают, у них появляется головная боль, повышенная раздражительность. Шум и яркий свет возбуждают и обессиливают их.

Четвертая особенность — убыстренное психоречевое развитие. Ребенок-невропат учится читать самостоятельно, по названиям сказок и вывескам магазинов, знает много стихотворений. Он прекрасно ориентируется в окружающем: быстро устанавливает кто есть кто в семье, кого из приходящих в дом родители встречают радостно, кого — с досадой; ловчит, жалуется бабушке на мать, отцу на бабушку, матери на отца. При гостях он охотно танцует, поет, бойко разговаривает или, напротив, упрямо молчит, не вступает в контакт. Нередко он начинает говорить столь рано, что потрясает взрослых. Иногда речь у него задерживается, но затем в один прекрасный день его как прорывает, и с этого момента он говорит много, грамматически правильно. У невропатичных детей часты дислалии, т.е. нечистое произношение звуков или замена одних другими. Речь таких детей эмоциональна, быстра — «пулеметная», и поэтому у них часты запинки в речи. Однако это не заикание и запинки с возрастом проходят без лечения.

Пятая особенность — нарушения сна. Они отмечаются у ребенка-невропата с первых месяцев жизни. Спит он только в определенных условиях — в полной тишине, при подсветке ночником, на руках, при покачивании. Сон его чуток, беспокоен. Ребенок часто просыпается, обязательно с криком, плачем. Часто у него «спокойная бессонница»: он играет ночью, как будто вовсе не нуждаясь в отдыхе, протестует при попытке уложить его, укачать или страдает, пытаясь уснуть, найти удобное положение в постели. Во сне он мечется, сбивает простынку, сбрасывает одеяло, поминутно с всхлипыванием меняет позу. Поправив одеяло и уложив его нормально, мать через минуту находит ребенка лежащим на одеяле поперек кровати или с ногами на подушке. Волосики его во сне слипаются от пота. Иногда он путает день и ночь: засыпает только в полночь и спит до полудня. В полтора-два года такой малыш отказывается от дневного сна. При астеническом варианте невропатии дети сонливы, но сон их так же беспокоен, как и у возбудимых. Сон у невропатичных детей налаживается только к трем годам.

Шестая особенность — нарушения вскармливания, аппетита, пищеварения. Ребенок-невропат обычно уже в полтора месяца отказывается от груди, а если и берет ее, то неохотно, лениво, отвлекаясь. Один скорее играет у груди, чем сосет. Другой ведет себя агрессивно, кусает грудь, беспокоен, будто материнское молоко горчит или чем-то раздражает. Мать такого ребенка нередко отмечает злой плач, порывистость движений у груди. Нередко ребенок-невропат быстро устает при кормлении или теряет интерес к нему. Начинаются переживания родителей, связанные с плохим аппетитом ребенка. Срыгивания, рвоты, отказ от пищи — бич страдающего невропатией.

Плохой аппетит сохраняется до семи-восьми лет. Невропатичный ребенок не только «малоежка», но и плохо жует. Создается впечатление, что у него мало слюны и ему не проглотить кусок. Догадливая мать ставит на стол стакан воды, и ребенок поминутно запивает еду. Он способен играть и даже уснуть с куском за щекой, и, стремясь не допустить этого, мать требует, чтобы после еды ребенок открыл рот. На новую непривычную пищу невропатичный отвечает рвотой, иногда подолгу отказывается от мяса («вегетарианец поневоле»), от твердой пищи или ест что-то одно: или сосиски, или макароны, или хлеб с маслом и сельдью.

Седьмая особенность — нарушения дефекации и мочеиспускания. Регуляция физиологических отправлений ребенка-невропата — постоянная проблема его воспитания. Стул у него учащен, а чаще задержан. Невропатичный малыш нередко отказывается от горшка и до двух-четырех лет при нужде забивается в угол, где и происходит дефекация в штанишки. Мочеиспускание у него, как правило, учащенное, он часто страдает дневным и ночным недержанием мочи (энурез). Иногда отмечается и задержка мочеиспускания.

Восьмая особенность — частое нарушение терморегуляции. У возбудимых это повышенная температура тела (до 37,2-37,6′ С), у астеничных — пониженная. Повышенная температура чаще не отражается на их самочувствии и обнаруживается случайно, но иногда может сопровождаться ощущением нездоровья, и тогда им ошибочно ставят диагноз острого вирусного заболевания.

Девятая особенность невропатии заключается в том, что невропатичный ребенок особенно подвержен простудным и инфекционным заболеваниям. Длительно и часто болеющий — нередко невропат даже в том случае, если другие проявления этой формы детской нервности у него выражены слабо или отсутствуют. При невропатии зачастую имеет место иммунодефицит — слабая иммунная сопротивляемость инфекциям. Именно поэтому мы рекомендуем направлять детей, страдающих невропатией, в детский сад не ранее пяти лет.

Смотрите так же:  Китаев-смык л психология стресса

И, наконец, десятая особенность при невропатии — перевозбудимость вегетативной нервной системы и аллергическая предрасположенность, что приводит нередко к таким осложнениям, как ложный круп, спазм, стеноз гортани, астматический синдром. Такие дети зачастую обнаруживают патологические реакции на прививки. Они, как и страдающие вегетопатией, чутки к переменам погоды, изменениям атмосферного давления и влажности воздуха, отвечая вегетосо-судистыми кризами на приближающееся ненастье, грозу, циклоны. Именно поэтому их также часто именуют метеопатами.

Вопрос -это можно найти в каждом современном ребенке(у нас половина прям в точку а половина совершенно не соответствует-) или все таки стоит задуматься?

Раздражительность и эмоциональные вспышки у ребенка

Когда ребенку около 2 лет, ограничения его растущей самостоятельности часто приводят к плачу и вспышкам отрицательных эмоций. Во время таких вспышек ребенок порой бросается на пол, кусается, дерется и даже задерживает дыхание, вплоть до потери сознания (см. Как себя вести при задержке дыхания). Родители иногда пребывают в полной растерянности, поскольку приступы могут провоцироваться самыми незначительными поводами, напри­мер просьбой надеть шапку перед выходом на улицу или предложением манной каши на ужин. Когда у ребенка случается эмо­циональная вспышка, вспомните, что это нормальная стадия развития и она не доказы­вает, что вы плохо воспитываете ребенка.

Если эмоциональные вспышки нормальны в возрасте 1,5-4 лет, частые всплески отрицательных эмоций у ребенка школьного возраста уже заставляют задуматься. Если не сформированы навыки правильного поведения в обществе, у ребенка могут появляться вспышки жестокости и упрямства (см. Отклонения в поведении). Ребенок с таким типом поведения обычно с трудом уживается в коллективе.

Повышение голоса, потеря самообладания и тем более физическое наказание не помогают и только ухудшают ситуацию. Когда у ребенка начинается эмоциональная вспышка, лучше всего постараться не реагировать на нее и отвести ребенка в его комнату — необходима передышка. Если эмоциональные вспышки продолжаются после 4 лет, педиатр, скорее всего, порекомендует консультацию детского психолога.

Обратитесь к детскому врачу, если эмоциональные вспышки:

  • сопровождаются задержкой дыхания, потерей сознания
  • не проходят после 4 лет
  • сопровождаются травмами, которые ребенок наносит себе или окружающим, или порчей вещей
  • сопровождаются ночными кошмарами, отклонениями в поведении, энурезом, страхами и пр.

Предотвратить частые эмоциональные вспышки, можно, если не допускать переутомления, перевозбуждения, ребенка, не давать ему невыполнимых обещаний. Ограничения должны быть разумными: эмоциональные вспышки чаще случаются, когда родители либо слишком строги, либо когда, наоборот, ребенку все сходит с рук.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

Ребенок дошкольного возраста отвечает на все «нет!»? Отказывается от любимых продуктов? Слушает вас и делает наоборот? Часто плачет без причин?

Нормальная стадия развития, продолжается обычно от 1,5 до 4 лет

При возможности разумного компромисса чаще позволяйте ребенку самому прини­мать решения. Не наказывайте его за эти вспышки — приступы со временем станут реже. У ребенка должны быть игрушки — во время игры он находит выход своим отрицательным эмоциям. Будьте готовы пошутить и мягко поговорить с ребенком, когда он успокоится

Эмоциональные вспышки продолжаются после 4 лет? Ребенок не контролирует дефекацию в дневное время? Отстает в развитии от других детей?

Отклонение в поведении

Обратитесь за консультацией к педиатру. При необходимости он направит вас к другому специалисту

Эмоциональные вспышки происходят в школе? Ребенок агрессивно ведет себя по отношению к учителям и сверстникам?

Отклонение в поведении; трудности с учебой

Поговорите с учителями, чтобы попытаться выявить, что именно раздражает ребенка. Обратитесь к педиатру: возможно, трудности с учебой связаны с нарушением слуха или зрения. Учите ребенка разрешать конфликт словами. Проанализируйте, какие примеры поведения он получает дома. Педиатр, вероятно, порекомендует консультацию детского психолога

Как вести себя при эмоциональных вспышках

Когда ребенок начинает «заводиться», иногда помогает попытка отвлечь его: «Давай посмотрим, что здесь нарисовано» или что-то в этом духе. Если тучи продолжают сгущаться, выйдите из комнаты или постарайтесь не замечать поведения ребенка. Лучше дать ему возможность выплеснуть эмоции, а после того, как он успокоится, приласкать его и вернуться к прерванному делу. Не боритесь с ребенком — если он лягается и кусается, объясните, что человек не должен так себя вести, будь то ребенок или взрослый. Если эмоциональная вспышка происходит вне дома, спокойно отведите ребенка в другую комнату или на улицу, чтобы присутствие посторонних не усугубляло положения. Хотя эмоциональные вспышки нормальны в возрасте 1,5-4 лет, не стоит провоцировать их, ставя перед ребенком невыполнимые задачи. При возможности позволяйте ему чаще принимать самостоятельные решения, но выбор не должен быть слишком сложным для ребенка. Например, предложите ему выбрать яблоко или банан, но не что-либо из целой корзины фруктов. Помимо прочего, вы должны настоять на том, что вопросы, касающиеся здоровья или безопасности (к примеру, время отхода ко сну или пристегивание ремней в машине), не подлежат обсуждению. Когда ребенок сделал выбор, дайте понять, что за свое решение он должен нести ответственность. Будьте последовательны, но не несгибаемы. Смягчите дисциплинарные ограничения шуткой и помните, что эмоциональные вспышки — это нормальная стадия развитая, они пройдут со временем. Более старшему ребенку, после того как он продемонстрирует характер, объясните, что добиваться права на самостоятельность следует другим способом. Покажите, что, хотя вы не одобряете такого поведения, вы любите ребенка. Побыв какое-то время в своей комнате, ребенок успокоится. Будьте беспристрастны — убедитесь, что ребенок, который внешне не агрессии не обижает братьев или сестер и не плутует. Если у ребенка школьного возраста эмоциональные вспышки по-прежнему продолжаются, если они не поддаются никакому контролю или вы не уверены в своем самообладании, обратитесь за советом к педиатру или детскому психологу.

Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.

Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

+7(495) 229-44-10, +7(495) 954-00-46

Уникальный комплексный подход: медицинское наблюдение; поддержка психологического и интеллектуального развития ребенка.
Команда квалифицированных специалистов: врачей, психологов, педагогов.
Единый целостный подход к сопровождению развития ребенка.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
Уютная, доброжелательная атмосфера.

Все рубрики раздела

С чем связана повышенная раздражительность у маленьких детей?

Нужно понимать, что причины раздражительности у детей могут быть самыми разными. Поэтому пристальное внимание родителей просто необходимо. Итак, держим руку на пульсе и пытаемся разобраться, что же вызывает агрессию у малышей в этом возрасте.

Каковы причины раздражительности в раннем возрасте?

Причин повышенной раздражительности у ребенка в этом возрасте масса. В первую очередь — желание привлечь к себе внимание, перетянуть одеяло на себя. Ребенок уже достаточно развит, чтобы общаться с окружающим миром, и желать быть его центром, особенно для своих родителей.

Кроме этого, причиной истерики может стать повышенное чувство расстройства — когда у ребенка что-то не получается, когда его оставили без внимания или ввели в действие ненавистный запрет на любимые игры или прогулки.

Дети контактные страдают подобными вспышками гораздо реже, чем более замкнутые и нервные, поэтому ко вторым нужно проявлять особое внимание и, что называется, догадываться по контексту.

Еще одна причина — неудовлетворенные физиологические потребности — это может быть банальная усталость — нехватка сна или чувство голода. Ребенку сложно проанализировать свои ощущения и просто попросить о внеочередном приеме пищи или отправиться взбивать подушку. Гораздо проще малышу устроить небольшую сценку, когда любимые родители сбегутся на призывные крики и решат все его проблемы.

Отдельного внимания заслуживают причины медицинского характера — это может быть болезнь, нарушение органов восприятия — зрения или слуха, побочные действия лекарств, а также проблемы и нездоровая обстановка в семье.

Среди сугубо медицинских причин, вызывающих повышенную раздражительность у детей значатся следующие:

  • Инфекционные болезни
  • Низкий уровень сахара
  • Непереносимость определенных продуктов
  • Тяжелые формы аллергии
  • Эмоциональные проблемы — дискомфорт, психологические проблемы

Как помочь ребенку?

Будет лишним напомнить, что при подозрении на любую из перечисленных причин родителям не помешает обратиться к специалисту — врачу или психологу. Всегда лучше перестраховаться, чем переживать и подозревать худшее.

Но сваливать всю ответственность на внешние факторы и специалистов тоже неверно, со многими ситуациями родители вполне могут справиться самостоятельно. Главный секрет — систематичность в воспитании, доверие и море внимания к самым незаметным деталям в поведении малыша. Читайте больше литературы, следите за поведением ребенка, обменивайтесь опытом — живите интересами детей, и на многие волнующие вопросы найдутся соответствующие решения.

Если же беспокойные дети живут по-соседству или в семьях ваших знакомых, и вы знаете, что атмосфера в их доме неадекватна или даже опасна, следует немедленно обратиться в органы опеки, не оставляя проблему без решения. Иногда на счету может быть каждая минута, а один звонок не так сложно сделать даже из офиса или по дороге в

Смотрите так же:  В 2020 году депрессия

В каких случаях лучше обращаться в врачу?

Есть несколько признаков, при проявлении которых стоит незамедлительно отправляться к врачу вместе с малышом:

Повышенная раздражительность у детей

Нервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

— нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

— болями в области сердца;

— приступами головной боли;

— обостренной мнительностью и тревожностью;

— снижением учебной деятельности;

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг (компьютерная зависимость у детей и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных страхов.

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. Общение с детьми позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

— патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет — это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

— размытость временных рамок;

— постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

— неуправляемость в поведении;

— желание делать все наоборот;

— упрямство и деспотизм;

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного «Я» и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального «Я». Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Права и обязанности ребенка в семье Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду? Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям. Кто-то […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Самоукина игровые методы в обучении и воспитании Специальный курс обучения "Подготовка детей к обучению в школе" 1. Беседа о школе. Как называется ваша группа? Почему она называется подготовительная? Как вы готовитесь к школе? Зачем это нужно будет вам в школе? Зачем вообще дети учатся? Как называют детей в школе, […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]