Презентация на тему развитие речи у детей 3-4 лет

Содержание:

Презентация «Родительское собрание «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лошакова Надежда Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок» г. Мичуринска Тамбовской области

Основные задачи речевого развития детей: — овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; — развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) . Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Развитие речи детей 3-4 лет 1.Формирование словаря. Активный словарь: К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. -взрослые должны расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. (Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая). Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов. — в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)

2.Грамматический строй: Задача: совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение: Жёлтое…. (солнце) Пушистые…( ) Машина…какая? ( )

Грамматический строй: Задача: научить употреблять существительные с предлогами. Упражнение: Зайчик ( под столом, над столом, на столе ) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом) Поросенок (в коробке).

Грамматический строй: Задача: Учить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей Упражнение: Утка- утенок- утята. Кошка- ……..- …….. . Собака-………- …….. и т.д.

3.Связная речь Задачи : Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей. Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Телефон. разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей. Ситуация общения «Расскажи…». Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом. ( …А меня научишь. ) Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!

Мнемотехника. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение

4. Звуковая культура речи Задачи для детей 3-4 лет: Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-д-с-з-ц)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. Чистоговорки: Уп , уп , уп – мама варит суп. (зв. П.) БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б) «Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б) «Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» . Речевые игры:«Насос», «Комар», «Жук». Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…», комара- «з-з-з», «ж-ж-ж» и др. Логоритмика -упражнения, где движения сопровождаются произнесением соответствующего текста.

Советы логопеда: речь взрослых (родителей и педагогов): четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь; обращайте внимание детей, на то, как дети согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправлять допущенные ошибки); играя с ребенком упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает вам полный ответ: «К нам в гости приехала кукла»;

Советы логопеда: используйте игру «Чего не стало?» называть существительное в Р.п. ед.ч. (поставить 3-4 игрушки и поочерёдно прятать одну из них…) учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно: поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы: 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) 4. Как можно назвать зайку?

Советы логопеда: учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается? учите подбирать слова к определенным глаголам, существительным: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д. для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику:

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Моторные центры в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Самомассаж пальцев рук. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке органы человека. средний – кишечник Безымянный —– печень мизинец –сердце большой палец — голова указательный палец -й –желудок

Пальчиковая гимнастика. Развивает ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Мои пальчики расскажут, Что умеют – все покажут. Их пять на каждой руке. Все сделать смогут, всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Щиплют, ласкают – Пять и пять моих ловких пальчиков. Зайка Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу) Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу) Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками) Шорох тихий раздается: Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу) Заяц путает следы, Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: пуговицы, крупа и т.д.

Игра с крупой. Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Возьмите яркий поднос. Тонким слоем рассыпьте любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать рисунок. Крупу можно пересыпать, искать в ней предметы, пересыпать, сортировать, перекладывать, собирать, рисовать, делать аппликацию и многое другое.

Игры с пуговицами Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение , научить понимать другого , улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время , познакомиться с нравственными понятиями , сблизить ребёнка и родителей.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Слаженная работа педагогов и родителей даёт положительные результаты: дети овладевают правильной речью; у них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

Номер материала: ДВ-321415

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Смотрите так же:  Первые симптомы аппендицита у ребенка

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) на тему:
Презентация «Развитие речи у детей 3-4 лет»

Презентация поможет провести родительское собрание в младшей группе

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Детский сад 2427 Воспитатель: Соколова В.М. Москва 2012 Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы ДОУ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Зачем нужна речь? Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

На протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается роль речи в поведении ребёнка Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью.

Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1200 слов Ребёнок употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги — за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. ( с папой; на стул)

Ребёнок 3 лет начинает говорить распространёнными предложениями. Например: «Договорились, сначала я морковку съем, а потом пойдём с тобой гулять» Ребёнок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный);

Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда ).

Умеют пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальное словообразование: кошка — кошечка; заяц — зайчик, и т.д.

У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное Предметы объединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик правильно употребляются падежные окончания Дети хорошо рассказывают или пересказывают.

Методика развития словаря у детей второй младшей группы ДОУ

Демонстрация предметов(изображений предметов) с одновременным их названием Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме Цель: Расширение объема словаря

Демонстрация действий предмета с их названием Цель: Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете Пример (Мяч лежит, если толкнуть ,он покатится, упадет, запрыгает)

Обследование взрослым предмета с названием его качеств Цель: Расширение объема словаря прилагательных , формирование представление о предмете Пример( Это яблоко. По цвету зеленое, большое, сладкое и т.д )

Игра «Чудесный мешочек» Цель: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов (Мешочек с мелкими игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе)

Игры «Тематическое лото» Цель: Расширение объема словаря, развитие зрительного внимания

Игра «Чего не стало?» Цель: Расширение Объема словаря, развитие зрительной памяти

«Домино» Цель : Расширение объема словаря , развитие зрительного внимание Пример ( набор пластинок домино по теме «Животные» и др.)

Игра «Что бывает?» Цель: Расширение объема словаря , уточнение представлений о признаках предметов Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета : « Что бывает красным ( круглым, высоким, сладким, горячим, вязаным, железным , легким и т. д )

Игра « Магазин» Ребенок – «покупатель» описывает предмет, не называя его, остальные дети узнают предмет по описанию

Игра « Геометрическое лото» Цель: Расширение объема словаря ( обогащение наименованиями форм), уточнение представлений о форме предметов

Игры по обобщению понятий овощи и фрукты

Углубляем знания о мире

Пересказ сказки с помощью вопросов взрослого

Продолжаем ,развивать мелкую моторику

И еще много, много чего……

Список Литературы 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999. 3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001. 4.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003 5. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984. 6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.,Просвещение , 1981 7. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх «Детство- пресс» 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.В.А.Сухомлинский В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Уровень развити.

Воспитание звуковой культуры речи. Вашему вниманию хочу предоставить свой опыт работы на тему «Воспитание звуковой культур речи с детьми 3-4 лет». Свое выступление хотелось бы начать со слов Марии Фед.

Из предлагаемого материала вы узнаете, как весело и интересно беседовать с детьми о цыплятах и утятах, а также других обитателях птичьего двора. Как правильно задать ребенку вопросы по теме, лег.

Особенности речевого развития детей 3-4 лет.Описание речевых игр для детей этго возраста.

Особенности речевого развития детей 3-4 лет.Описание речевых игр для детей этго возраста.

Особенности речевого развития детей 3-4 лет.Описание речевых игр для детей этго возраста.

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а так же .

Проект по развитию речи (младшая группа) на тему:
Презентация к проекту „Развитие речи у детей 3-4 лет посредством сюжетно-ролевой игры”

В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что дети младшего дошкольного возраста не умеют и не проявляют активности к играм, требующим умение владеть социально-коммуникативными навыками, то есть испытывают затруднения в общении.

Для повышения уровня владения речью мы решили реализовать проект «Развитие речи у детей 3-4 лет посредством сюжетно-ролевой игры».

Вид проекта:

На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.

Продолжительность: краткосрочный (7.03.2016-25.03.2016).

Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность: общение является неотъемлимой частью жизни человека, — это потребность каждого человека. Общение – это источник знания и понимания окружающих.

Проблема: дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими.

Цель проекта: повысить уровень развития речи посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи проекта:

образовательные – учить детей общаться с окружающими;

развивающие – расширить словарный запас (врач-пациент, парикмахер-клиент и т.д. );

воспитательные – воспитывать интерес к самостоятельным сюжетно-ролевым играм.

Презентации для развития речи детей 3-4 лет:

О презентациях по развитию речи для детей младенческого и раннего возраста мы говорили в предыдущей статье: «Презентации по развитию речи детей раннего возраста – какие презентации действительно развивают речь ребенка?»

Сегодня в этой статье мы продолжим говорить о презентациях. В возрасте детей 3 до 7 лет презентации используются для решения самых разных задач. В этой статье мы рассмотрим презентации по развитию словаря ребенка и ознакомлению малышей с окружающим миром. А именно, те презентации, которые знакомят детей с первыми понятиями. («Платье — сарафан-юбка-блузка» , «одежда», «обувь», «головной убор», «инструмент», «транспорт» и другие первые понятия об окружающем нас мире).

В этой статье Вы найдете:

  • закономерности развития речи и мышления ребенка в дошкольном возрасте и как их учитывать в составлении презентаций,
  • практические советы о том, как составить презентацию по развитию речи для ребенка и какие еще виды упражнений и игр Вам помогут.

Какие закономерности развития речи ребенка нужно знать чтобы составить презентацию?

Что такое «обобщающие слова» или «родовые понятия»?

Одна из важных задач развития речи детей – научить ребенка использовать в речи обобщающие слова, то есть слова – понятия.

Родовое понятие появляется у ребенка не сразу. Каждое слово проходит в своем развитии последовательные ступеньки – этапы.

Этапы освоения обобщающих слов в речи детей дошкольного возраста

Чтобы ввести в речь ребенка обобщающие слова, нужно знать этапы овладения ими.

В развитии речи детей дошкольного возраста есть три ступеньки овладения детьми обобщающими словами:

Первая ступенька. Ранний и младший дошкольный возраст (2-4 года).

Ребенок овладевает видовыми понятиями.

Что такое «видовое понятие»? Например, это такие слова как «платье» — «сарафан» — «юбка»- «блузка» — «футболка». Все футболки разные по цвету, размеру, стилю, декору, но все эти предметы называются одним словом — «футболка». Значит, у всех футболок (в отличие от джемперов – маек — блузок и других предметов одежды) есть одинаковые признаки, по которым они отличаются от других предметов. Малыши учатся сами выделять такие признаки группы предметов и точно называть предметы вокруг себя: «Мама, а где мои брюки? Дай мне, пожалуйста, стакан (Чтобы так попросить и точно назвать предмет, малышу нужно научиться отличать стакан от бокала или чашки)

Вторая ступенька – средний дошкольный возраст (4-5 лет).

Ребенок успешно овладевает родовыми понятиями, может назвать основные признаки, по которым он отнес предмет к данному классу предметов.

Малыш может отнести предмет к фруктам или к овощам, точно употреблять в речи такие слова как « транспорт», «инструмент», «головной убор» и другие аналогичные

Смотрите так же:  Играть в врачей для детей

В этом возрасте малыш в состоянии сам выделить главный признак группы предметов (чем похожи друг на друга все фрукты и почему все они – такие разные по внешнему виду – называются одним словом «это фрукт»?).

В решении этой задачи развитие речи очень тесно переплетено с развитием мышления ребенка. Ведь ему нужно отличить главные признаки (по которым все эти предметы называются «фрукт») от незначимых признаков , по которым все они отличаются.

Третья ступенька – старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Дифференциация родовых понятий (деление на подгруппы).

В этом возрасте наблюдается новая ступень в развитии речи детей – дифференциация понятий, то есть деление большой группы предметов на подгруппы по какому-то признаку. Основание для деления может быть разным.

Пример 1. Одежду можно разделить на женскую, мужскую и детскую (по возрасту). Или на летнюю, зимнюю и демисезонную (по сезону). Или на праздничную, рабочую и будничную (по назначению).

Пример 2. Транспорт можно разделить на: водный, воздушный, наземный и подземный ( по тому признаку, где перемещается данный вид транспорта)

Пример 3. Посуду делим на столовую (для обеда), чайную (для чаепития) и кухонную (предметы, нужные для приготовления еды и хранения еды).

То есть, мы не задаем систему классификации (деления на группы) — ребенок систему классификации придумывает сам

Как составить презентацию по развитию речи, чтобы она действительно помогала

развитию речи и мышления ребенка 3-4 лет?

Обучающая задача презентаций для развития речи трехлетнего ребенка

Давайте посмотрим теперь по возрастам, как сделать, чтобы не мы малышу всё рассказывали, а он был сам по максимуму активен в наших речевых играх, упражнениях и занятиях. Чтобы он не повторял за нами, а был активным первооткрывателем окружающего мира.

В этой статье я расскажу о возрасте 3 — 4 года, а в продолжении цикла статей — о возрастах 4-5 лет, и 5-7 лет.

Почему точно назвать предмет на картинке или в жизни (не перепутав с похожими предметами) – это трудно для маленького ребенка?

Давайте разберем это на примере.

В наших квартирах есть табуреты, стулья, кресла, диваны. И все они очень друг на друга похожи и все нужны для того, чтобы на них сидеть. Ребенок учится в этом возрасте точно называть эти предметы и отличать их друг от друга, называть сходства и отличия . Не должно быть такого, что все эти предметы называются в семье одним словом «стул» или вообще никак не называются.

Разберем конкретно на этом примере в чем отличительные признаки этих предметов, которые надо вместе с ребенком рассмотреть и обсудить, назвать.

Табурет (табуретка). Он нужен чтобы сидеть. У любого табурета всегда есть: ножки (чтобы они опирались о пол) и сиденье (на нем мы сидим).

Стул. А почему стул нельзя назвать табуретом? Почему у него другое название и это другой предмет? Потому что у стула есть еще одна деталь – как она называется спинка! А для чего она нужна? А у кого и у чего еще бывает спинка? (у человека, у собачки, у дивана) И какой бы ни был стул – деревянный, пластмассовый, с жестким или с мягким сиденьем – он всегда имеет ножки, сиденье и спинку. И этим он отличается от всех других предметов мебели.

Кресло. Чем отличается кресло от табурета и стула? Рассматриваем картинку, игрушку или реальный предмет дома. О! Оказывается, у него дополнительно к сиденью, спинке и ножкам есть еще одна деталь — она называется «подлокотники»! Интересное название — на что похоже? «Под-локотники = под локти!» И любое кресло из любого материала, любого цвета и размера, всегда их имеет! (называем эту деталь, надавливаем не нее – твердые они или мягкие? Из какого материала?) Это существенные, главные признаки кресла. Кресла могут быть разные – плетеные, пластмассовые, кожаные, компьютерные, но у них всегда есть эти главные признаки!

Легче всего с ребенком эти признаки выяснить, строя квартиру для игрушек. И пусть один из персонажей всё время путается и неправильно всё называет, а Вы с малышом будете его исправлять. И заодно вместе с детьми обсудите главные отличия предметов друг от друга и научитесь отделять главные признаки от второстепенных. И объясните нашему «Незнайке», чем предметы мебели друг от друга отличаются и чем похожи друг на друга.

Типичные ошибки в презентациях по развитию речи для детей 3- 4 лет

Ошибка 1 в презентациях по развитию речи для детей 3-4 лет: неэффективный способ составления презентации

Мы уже видим, какую большую умственную задачу выполняет малыш в 2 -3 года, когда ему нужно в гостях, в магазине, у бабушки просто точно правильно назвать новый незнакомый предмет. Ведь чтобы его назвать, нужно проанализировать, что это? И выделить главные признаки, отсеяв все второстепенные.

Учат ли этому презентации, в которых в быстром темпе демонстрируются кадры и называются предметы мебели? Нет. Малыш должен механически запомнить названия картинок. Никакой умственной задачи перед ним не ставится! Соответственно, никакого вклада в умственное развитие и развитие речи такие презентации и видеопрезентации не привносят. Это просто пустая трата времени. А сколько таких презентаций в сети! И ведь что обидно – что можно было бы сделать их по-другому! Как?

Как правильно: эффективный способ составления презентации

Лучше всего для детей 3- 4 лет показать на одном слайде разные стулья – с разными сиденьями, из разных материалов (деревянный, металлический, плетеный, с мягким сиденьем, игрушечный, стулья из иллюстраций к сказкам, например, к «Трем медведям»).

Остановиться на этом слайде с ребенком, рассмотреть разные стулья:

  • Обсудить, чем они отличаются?
  • А чем похожи эти предметы друг на друга.
  • Обсудили и пошли по квартире искать, есть ли у нас стулья?
  • Вспоминаем, а есть ли стулья у бабушки – какие?
  • Когда будем в гостях — обязательно рассмотрим их и назовем все детали, постучим по сиденью и по спинке (что мягкое? а что твердое?)
  • Ищем разные стулья в гостях и в домашнем фотоархиве, в каталоге ИКЕА и в ближайшем магазине (по пути обращаем на них внимание, рассматриваем их части, называем материалы, из которых сделаны).
  • Рисуем или конструируем свои стулья для трех медведей. Очень интересны дизайнерские стулья – их тоже можно рассмотреть.

На следующем слайде – разные кресла: соломенное, пластиковое садовое, плетеное из ротанга, мягкое, деревянное для сада, кожаное, компьютерное, для самых маленьких деток. И снова останавливаемся на слайде с ребенком, сравниваем все кресла. Что же такое кресло? Ребенок сам делает вывод – чем похожи друг на друга все кресла. Он открывает для себя мир, а не повторяет как попугай слова за диктором.

Лучше всего это сделать в игре – нужно купить кресло для Винни-Пуха в его новый домик. Перед ребенком ставится задача — помочь Винни-Пуху и выбрать из всех кресел то, что ему будет удобно. Мы идем в игре в «мебельный магазин» и рассматриваем все кресла, которые «продаются в магазине». Винни-Пух толстый и ему нужно большое широкое кресло. Наш герой — игрушка неповоротливый, неловкий, поэтому выбираем устойчивое кресло на толстых ножках («ножка», «кресло», «спинка», «подлокотники», «широкое – узкое», «твердое -мягкое», «большое – маленькое», «крепкое — хрупкое» – всё это проговариваем вместе с ребенком в обсуждении).

Выбираем кресло для игрушки в соответствии с его назначением. Винни-Пух будет на кресле отдыхать, беседовать с друзьями, играть, читать – поэтому кресло для работы нам не подойдет, нам нужно кресло для отдыха. Догадываемся по картинкам, для чего предназначено то или иное кресло и когда и где его можно использовать.

Так, рассматривая в игрушечном «магазине» кресла для Винни-Пуха, в игре мы обсуждаем с малышом. чем они все похожи и чем отличаются и выделяем основные признаки данного предмета.

Можно, конечно, же «купить» кресла в нашем игрушечном магазине (на слайде презентации) и для других персонажей, которые любит Ваш малыш. Изменяйте эту игровую ситуацию с учетом интересов именно Вашего малыша, и всё обязательно получится!

Ошибка 2 в презентациях по развитию речи для детей 3-4 лет

Очень часто малышам в этом возрасте дают в презентациях для запоминания очень сложные явления, например: «прямая – кривая – ломаная линия». Или: «прямой угол – тупой угол – острый угол».

Малыш просто запоминает картинки презентации и повторяет их отлично, это ведь очень легко для него – просто запомнить и повторить! И не требуется подумать самому!

А если этому же ребенку после презентации на земле нарисовать линию чуть другой конфигурации, то уже не может назвать, что это за линия. Также мне часто встречаются дети, которые в презентации заучили все названия планет. Но если им дать другие фото с изображением планет Солнечно системы – то они не могут их назвать (кроме Земли). О чем это говорит? Ребенок просто запомнил конкретные картинки презентации – это называется в педагогике «выученная беспомощность».

Пока малыш сам не научится сравнивать самые простые предметы и рассказывать сам о том, чем они похожи и чем отличаются, они никогда в жизни не сможет объяснить сам, чем отличается ломаная линия от кривой или прямой угол от тупого или Юпитер от Меркурия.

Нужны ли такие презентации по всем предметам вокруг нас?

Конечно, нет! Достаточно показать малышу сам алгоритм выявления главных признаков в игре, он его быстро поймет и сам начнет Вас спрашивать про новые предметы. И будет еще и исправлять Ваши ошибки!

Смотрите так же:  Компоненты базовой культуры личности пути формирования

Сколько слайдов презентации для обсуждения и игр можно показать ребенку за один раз?

За один раз можно показать ребенку от 1 до 3-4 таких картинок – слайдов (в зависимости от интереса ребенка и его усидчивости). Заканчивать надо, когда ребенок просит: «Давай еще», то есть на пике интереса. Занятие длится не более 10-15 минут включая обследование предметов в комнате, двигательные упражнения и все задания.

Что еще может помочь малышу научиться точно называть предметы?

Всегда сами точно называйте малышам все предметы вокруг вас и помогайте и правильно их называть, обращайте на это внимание.

Если малыш неправильно назвал предмет, то не игнорируйте ошибку, а рассмотрите вместе с малышом предмет, сравните его с подобными предметами и обсудите сходство и отличие, назовите сами правильно («Посмотри внимательно – разве это шорты? Шорты какие? – жестом показываем на предмет – короткие. А тут вот какие дли-и-инные штанины. Что это? Да, брюки»).

Если эта статья была полезной для Вас – буду благодарна за комментарий и вопросы. Давайте обсудим. А Вы используете презентации для развития речи детей? Какие? А также буду рада, если Вы поиграв с детьми по материалам этой статьи, поделитесь, что у Вас получилось.

Презентации и задания для речевых занятий и игр с детьми по статьям сайта Вы найдете здесь:

Полный набор презентаций дан в рубрике «Презентации для дошкольников».

Любую презентацию сайта «Родная тропинка» для развития речи детей можно скачать бесплатно не только на сайте, но и нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (в разделе группы «Документы» под видеозаписями).

Желаю всем творческих успехов!

Продолжение о возрастах 4-5 лет и 5-7 лет — в следующей статье.

Еще о развитии речи детей Вы найдете полезную информацию в статьях сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Речевое развитие детей 4-5 лет Учитель-логопед Гоголева З.Б. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемПавел Елисеев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Речевое развитие детей 4-5 лет Учитель-логопед Гоголева З.Б.» — Транскрипт:

1 Речевое развитие детей 4-5 лет Учитель-логопед Гоголева З.Б.

2 Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

3 Дети 4 – 5 ти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи и отражать их в речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих (ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых); Словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты). Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования. Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных. Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных. Грамматический строй речи. В возрасте 4 – 5 ти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляются предлоги в самых разнообразных формах. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов уменьшительности, увеличитель насти и др.

4 Звукопроизношение. Становление нормального звукопроизношения завершается к 5 ти годам. У большинства детей звуки уже введены в речь. Наблюдается только некоторое смешение звуков С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (шерстяной). Звуки Р и Л еще могут отсутствовать. Связная речь. Предложения становятся распространенными с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями. Дети начинают выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используя вводные конструкции. Чаще используют сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Некоторые типы предложений вызывают затруднения. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинают с союза ПОТОМУ ЧТО). Возрастает количество синтаксических ошибок в предложении. Появляется пересказ прочитанного текста. Речь становится более связной, последовательной. Идет овладение диалогической и монологической формами речи.

5 Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности; У ребенка удлиняется речевой выдох.

6 Что должно насторожить взрослого. Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков. Речь невнятная, малопонятная, звучит как у двухлетки. Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их. Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи. Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).

7 Игры на развитие речи детей 4-5 лет «Один и несколько» Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе. Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы). Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня яблоко, а у тебя яблоки.» Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, стул — стулья, сумка — сумки, пень — пни. «Хвастунишки» Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа. «Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов.» Взрослый: «У меня один апельсин». Ребёнок: «А у меня много апельсинов». Взрослый: «У меня только одно яблоко». Ребёнок: «А у меня много яблок». Взрослый: «У меня одна машинка». Ребёнок: «А у меня много машинок». Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.

8 «Где стоит матрёшка?» Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве. На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе.» Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Что напротив чего стоит матрёшка?» и т.д. «Фантазёры» Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей. Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: «Если на улице лужи, то. (был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)», «Если выпал снег, то. (можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), «Если съесть много мороженого, то. » Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение. «Загадай загадку» Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания. Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его. Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф). Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко). Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).

Другие статьи

  • Парацетамол инструкция по применению для детей таблетки 500 мг Парацетамол таблетки: инструкция по применению Показания к применению Противопоказания - повышенная чувствительность к парацетамолу; - почечная и печеночная недостаточность; - беременность и лактация; Способ применения и дозы Применяют внутрь, предпочтительнее между […]
  • Недоношенные дети особенности развития Ранние дети. Особенности адаптации и развития недоношенных детей На первый год жизни любого ребенка приходится максимально интенсивный рост и бурное развитие. Но в этот период организм чрезвычайно уязвим, защитные силы слабы и несовершенны.Особенно это касается детей, […]
  • Температура у 4 месячного ребенка 371 Температура у 4 месячного ребенка 371 Сообщение Ragoza » Сб сен 24, 2011 11:09 хоть какая-то положительная динимика есть? н-р, тем-ра поднималась через 2 часа, после спада, теперь через 3-4? если так, то это уже положительная динамика. при вирусе может тем-ра долго […]
  • Пособие ребенку малообеспеченной семьи ​Пособие малоимущим семьям в 2019 году В каждом регионе установлен определенный размер прожиточного минимума, который позволяет купить корзину необходимых продуктов и товаров, чтобы обеспечить нужды семьи. И если граждане получают меньший доход, они могут рассчитывать […]
  • Многодетная семья ребенок идет в первый класс Пособие многодетным семьям для подготовки детей к школе Законодательство РФ предусматривает денежные выплаты на подготовку детей к школе многодетным семьям — домохозяйствам, имеющим 3 и более ребенка. Назначение пособия для подготовки детей к школе — оказание помощи […]
  • Лечение антибиотиками синусита у детей АНТИБАКТЕРИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ СИНУСИТА У ДЕТЕЙ Л.С. Страчунский, А.Н. Богомильский "Детский доктор", 2000; 1: 32-33 Синусит относится к числу самых распространенных заболеваний; острый синусит является наиболее частым осложнением острой респираторной вирусной инфекции (в […]