При легкой форме умственной отсталости

Умственная отсталость легкой степени

Умственная отсталость легкой степени (дебильность) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70. Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

Основные признаки умственной отсталости легкой степени

  • Коэффициент интеллекта IQ – 50-69
  • По Бине и Симону дебильность устанавливается у ребенка, который общается с окружающими, используя устную и письменную речь, но отстает в развитии от сверстников на 2-3 года и это не связано с неправильным посещением школы
  • Психомоторное развитие нарушено с раннего детства – позже начинают ползать, сидеть, ходить, говорить
  • Обычно отмечаются дефекты физического развития, неврологическая микросимптоматика, моторная неловкость, косноязычие, бедность и невыразительность мимики
  • Фразовая речь – с 3-4 лет
  • Различают основные и часть дополнительных цветов, выделяют предметы по форме, размеру, весу
  • При легкой умственной отсталости отмечается слабость абстрактного мышления, неспособность к сложным суждениям, отвлечению и обобщению, выделению существенных признаков предметов и явлений, полная беспомощность в заданиях на сообразительность
  • Ребенок, у которого имеется дебильность, может формировать хорошо известные ему группы: «животные», «фрукты», а иногда и «транспорт», «инструменты», «люди», но делает это по конкретно-ситуационным признакам
  • Если имеется умственная отсталость легкой степени, недоступно понимание переносного смысла пословиц, метафор, характерно буквальное их толкование
  • Выявляется бедность словарного запаса, склонность к употреблению слов без точного знания их смысла. Выражение своих мыслей вызывает большие затруднения, часто ребенок с легкой умственной отсталостью не может дать определение тому или иному предмету, заменяя слова междометиями и жестами
  • Пересказ однократно прочитанного текста обычно затруднен, при повторном прочтении ситуация улучшается, но скрытый смысл, подтекст обычно остается нераспознанным
  • Решение арифметических задач в два и более действия недоступно, причем помощь педагога обычно не воспринимается
  • Память снижена, хотя механическое запоминание дат, имен может быть хорошим
  • Отсутствует фантазия, воображение, чувство юмора
  • Интересы – сказки, телевизор, иногда – компьютерные игры
  • Поступки непоследовательны, характерно подражательство, внушаемость, подверженность чужому влиянию, раздражительность или апатичность

Принципы лечения и реабилитации при умственной отсталости легкой степени

  • Чем раньше начато лечебно-педагогическое воздействие, тем лучше результат коррекции нарушений при дебильности
  • В первые годы жизни эффективны повторные курсы рефлексотерапии, в том числе сегментарного и точечного массажа, позволяющие стимулировать кровообращение и обменные процессы в коре головного мозга
  • Большое значение имеет правильное питание, игры на свежем воздухе, регулярные занятия лечебной физкультурой, плавание, иппотерапия, музыкотерапия, постоянное общение со здоровыми сверстниками
  • Необходимы ежедневные развивающие занятия, периодические консультации дефектолога, психолога и выполнение полученных рекомендаций, посещение детского сада, школьные занятия
  • У взрослых, у которых с детства диагностирована умственная отсталость легкой степени, в коррекции на первый план выходит регулярная физическая активность, работа по дому и на производстве, социальная адаптация

При правильном воспитании и обучении, своевременной коррекции сопутствующих неврологических и психических расстройств, лица с легкой интеллектуальной недостаточностью могут повысить свой IQ на 10-15 единиц, научиться читать и писать, общаться с окружающими, закончить 4-5 классов общеобразовательной школы или вспомогательную школу, приобрести профессию, успешно работать, создать семью и самостоятельно жить. Конечно, таких результатов достигают далеко не все, но потенциал для этого есть практически у каждого, особенно при легкой степени дебильности ( IQ 65-69).

При более выраженном снижении уровня интеллекта дети могут учиться по специальной программе, приобретая преимущественно бытовые навыки и возможность заниматься простым неквалифицированным трудом (подсобный рабочий, уборщица, полевод). При наличии сопутствующих соматических заболеваний, патологии нервной системы, выраженных психических нарушений больные умственной отсталостью легкой степени (обычно это выраженная и глубокая дебильность) нетрудоспособны и нуждаются в назначении пособия по инвалидности.

Умственная отсталость у детей — симптомы

Для того, чтобы как можно раньше выявить умственную отсталость у детей и начать ее лечение, мама должна знать симптомы данной патологии. При этом причины данного явления еще окончательно не изучены.

Из-за чего возникает умственная отсталость у малышей?

Условно все факторы, приводящие к развитию умственной отсталости у детей, можно поделить на эндогенные и экзогенные. При этом, они могут воздействовать на ребенка как на этапе внутриутробного развития, так и в течении первых месяцев, и даже лет с момента рождения малыша.

Наиболее распространенными причинами, вызывающими умственную отсталость у детей являются:

  1. Различные интоксикации, к которым относят, прежде всего, все болезненные состояния, испытываемые женщиной в период вынашивания ребенка. Как правило, возникают они под влиянием ядовитых веществ, образование которых происходит в результате нарушения процесса обмена. Довольно часто интоксикация может являться следствием чрезмерного и длительного применения лекарств во время беременности.
  2. Тяжелые инфекционные процессы.
  3. Травмы плода при беременности
  4. Родовые травмы.

Из внутренних причин, наиболее главной является наследственный фактор.

Из-за того, что в большинстве случаев признаки умственной отсталости у детей скрыты, патология выявляется довольно поздно. При этом, в зависимости от вида патологии, симптомы ее различны, т.е. каждый из видов умственной отсталости у детей имеет собственные симптомы.

Так, при легкой форме, по внешним признакам дети ничем не отличаются от других. Как правило, они имеют небольшую сложность в процессе обучения, однако обладают достаточно хорошей и точной памятью. Отличительным признаком является привязанность, зависимость от взрослых и воспитателей.

При средней форме (имбицильность) дети очень привязаны к взрослым, и способны лишь различать наказание и похвалу. Их можно обучить элементарным навыкам обслуживания. Как правило, такие дети обучаются письму, чтению и простому счету.

При тяжелой форме (идиотия) ребенок практически нечему не обучается. Речь при этом отсутствует, а движения являются нецеленаправленными, довольно неуклюжи. Все эмоции проявляются в примитивном выражении недовольства или же радости.

Как проводят лечение умственной отсталости?

Из-за того, что признаки умственной отсталости у грудничков слабо выражены, лечение патологии у детей такого возраста практически не проводится.

При постановке подобного диагноза старшим детям, назначают различные препараты, в зависимости от того, что стало причиной развития болезни. При этом могут применяться гормоны, препараты йода и другие, назначенные врачом лекарства.

Олигофрения или умственная отсталость

Статья поможет разобраться в том, что такое умственная отсталость (олигофрения), причины её возникновения и профилактика рождения детей с УО. Какие признаки и степени умственной отсталости. Кто такой умственно отсталый, особенности психики и поведения. Комбинированные нарушения у детей, деменция.

Умственная отсталость или олигофрения

Когда речь идет об отклонениях в развитии, это всегда вызывает тревогу у родителей. Да, умственная отсталость достаточно тяжелое заболевание, но в зависимости от её формы можно на базе сохранных психических функций адаптировать таких детей к социуму и откорректировать некоторые недостатки. В тяжелых формах умственной отсталости устанавливается инвалидность, при легкой форме УО – нет. Более того, при легкой умственной отсталости сложно отличить таких людей в обществе. В западных странах давно практикуют инклюзию в общество, людей с особенностями в развитии, наша страна переходит к такой же системе интеграции, закрываются интернаты и пере профилируются во вспомогательные школы, детские сады, создаются инклюзивные классы в общеобразовательных школах. Дети получают даже образование в специальных группах профтехучилищ, что дает им возможность устроиться на профильную работу.

Умственная отсталость или олигофрения — это хроническое заболевание, которое возникает из-за органической патологии головного мозга, имеет не прогрессирующий характер. Олигофрения характеризуется снижением интеллекта, которое возникает в следствии повреждения либо недоразвития структур головного мозга во внутриутробном периоде, также может развиться после рождения в возрасте до 3-х лет. Также выделяют деменцию — приобретенную умственную отсталость, которая возникает в следствии распада психических функций из-за повреждения головного мозга чаще в зрелом возрасте.

Современная медицина со всеми ее достижениями и профилактическими мероприятиями не дает 100% исключения появления этого заболевания. Умственная отсталость имеет достаточно высокий процент среди населения всего мира – 1 — 3%, среди которых 75% — это легкая форма УО.

Для умственной отсталости характерно нарушения в интеллектуальной сфере, речевом развитии, эмоционально-волевой сфере личности, и в моторном развитии. У детей отмечается снижения коэффициента интеллекта (IQ) от 69 и ниже.

Очень важна помощь и поддержка родителей и окружающих людей, которая напрямую влияет на качество жизни и психологический комфорт умственно отсталого малыша. Получение образования и самореализация детей с особенностями в развитии, требует от общества толерантности и терпения, от педагогов – наличия специальных знаний об особенностях развития и специфики работы с ними.

Степени умственной отсталости

Разделяют степени умственной отсталости в зависимости от коэффициента интеллекта (IQ). Лёгкая степень УО в свою очередь разделяется на 3 степени.

  • Легкая степень 69-50 (Дебилизм) – Лёгкая форма дебильности (от 69 до 65), умеренная форма (от 64 до 60), тяжёлая (от 59 до 50)
  • Умеренная степень 49-35 (имбецильность не резко выраженная)
  • Тяжёлая степень 34-20 (выраженная имбецильность)
  • Глубокая степень менее 20 (идиотия)

УО может комбинироваться с другими заболеваниями: с детским церебральным параличом (ДЦП), расстройствами аутистического спектра (РАС), болезнью Дауна, эпилепсией, слепотой, глухотой, и другими психическими и соматическими заболеваниями.

Симптомы заболевания «Умственная отсталость»

Признаки и симптомы болезни часто трудно обнаружить сразу после рождения ребёнка, особенно лёгкую форму, которая граничит с нормой. Часто в младенческом, дошкольном возрасте у детей может проявляться задержка в развитии, наблюдаются проблемы с адаптацией к садику: ребенку сложно соблюдать режим дня, успевать на занятиях, трудно найти общий язык со сверстниками, дети не всегда могут успешно овладеть каким-либо новым навыком. Задержка психического развития и умственная отсталость имеют схожие симптомы, но ребёнок с ЗПР обучаем, при нескольких дополнительных повторениях, а ребёнок с УО – не всегда может усвоить новый навык и обучиться. Так малыш 3 лет не мог собрать пирамидку после серии повторений, при этом его сверстники с лёгкостью делали это сами или после 1-2 повторений.

Дети невнимательны, им трудно усидеть на одном месте, их познавательный интерес снижен, а утомляемость повышена. Некоторые признаки проявляются не сразу, и очень важно на ранних этапах их обнаружить, так как раннее лечение и коррекция залог успешной социализации и адаптации детей с умственной отсталостью.

Особенности детей с диагнозом «Олигофрения»

Речь умственно отсталых детей также развивается с задержкой, она скудна и неправильна. У детей и взрослых страдает слуховое различение, от чего умственно отсталые путают похожие звуки между собой и особенно согласные буквы. Слабое развитие фонематического слуха и фонематического анализа приводит к ошибкам в произношении, неправильному написанию слов, и т.д. Артикуляционный речевой аппарат также отстает в темпе развития, как и общая, мелкая моторика ребёнка. Причиной задержки в развитии речи, является задержка и неполноценность в развитии анализаторов, а также недостаточное или медленное формирование условных дифференциальных связей в областях слухового анализатора.

Аномальное развитие центральной нервной системы, нарушения в развитии работы руки и пальцев, является причиной задержки развития общей и тонкой моторики детей с олигофренией. Малыш проявляет вялость и неуверенность в движениях, его трудно включить в разного рода деятельность. В раннем возрасте дети не могут овладеть предметными действиями, а ограничиваются хаотичными манипуляциями с предметами.

Смотрите так же:  Психология труда стресс

Ведущая рука долго не определяется, наблюдается несогласованность в движениях обеих рук. Зрительно-моторная координация нарушена, «пинцетный» захват и «щипковой» захват недостаточно развит, все это приводит к снижению возможности успешно овладеть навыками письма. Это отставание в развитии мелкой моторики влияет на качество овладения навыками самообслуживания. В тяжелых степенях УО навыки самообслуживания не формируются, и такие люди требуют полного ухода за собой.

Концентрация внимания у умственно отсталых также снижена, это является причиной ухудшения устойчивости внимания. Проблемы с вниманием очень влияют на познавательную активность малыша, а это в свою очередь, негативно сказывается на мыслительной деятельности. Точно также нарушение произвольного внимания влияет на поведение. Дети не слышат словесные инструкции, потому что не обращают на них внимания. Дети смотрят, но не могут увидеть, слушают, но не могут услышать. С физиологической точки зрения, этот процесс связан с работой головного мозга: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Расстройство внимания при УО схоже с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Память у детей с умственной отсталостью также страдает, детям и взрослым трудно запоминать, объём памяти не большой. Повышенная истощаемость нервной системы, медленное формирование подкорковых связей ухудшает процесс запоминания и воспроизведения информации. Таким образом детям и взрослым с УО тяжело учиться, новый материал усваивается медленно, и лишь после многократных повторений. Особенностью памяти и процесса обучения является то, что уже усвоенный навык или знание легко и быстро забывается, а главное эти новые приобретения дети или взрослые не могут применять согласно ситуации.

Эмоционально-волевая сфера детей с УО характеризуется трудностями в вербальном выражении чувств. Из-за проблем в овладении речью, дети не могут назвать чувство, но проявляют их не вербально: касаниями, улыбкой, жестами, мимикой, иногда говорят незаконченные слова, например, «мама люб» и т.д. Дети способны на сопереживание. Что касается воли, то она слабо выражена, дети очень внушаемы и доверяют всем вокруг, и это нужно учитывать с точки зрения безопасности при общении с чужими людьми.

Причины и профилактика рождения детей с умсвенной отсталостью

Факторов риска, что провоцируют появление умственной отсталости на сегодня очень много, исключение этих факторов, помогут избежать появления этого заболевания.

Так какие наиболее вероятные причины появления умственной отсталости? Рассмотрим их:

  • Генетические аномалии являются причиной половины случаев тяжёлой степени УО (хромосомные аномалии, дисфункции отдельных генов, спонтанные генетические мутации, а также наследственные аномалии развития).
  • Недоношенность ребёнка – одна из возможных причин возникновения УО.
  • Механические травмы во время родов, асфиксия, внутриутробная гипоксия плода в хронической форме
  • Педагогическая запущенность ребёнка с раннего периода жизни
  • Поражения головного мозга, в том числе и токсические воздействия на плод – алкоголь, наркотики, радиация, курение, фармакологические препараты сильного действия.
  • Инфекционные заболевания
  • УО не выясненной этиологии

Комплексное сопровождение специалистами

Актуальным является комплексная помощь ребёнку с УО. Привлечение таких специалистов как: детский психиатр, невролог, специальный психолог, дефектолог, логопед, — помогут в лечении и коррекции основных и вторичных отклонений, возникающих у детей с УО. Психологическое сопровождение и коррекция, работа с дефектологом, логопедом, на протяжении всего детства, при одновременном применении фармакотерапии – могут улучшить состояние и течение заболевания. Занятия с психологом помогут снять психологическое напряжение, преодолеть внутренние конфликты, снизить уровень тревожности, агрессивности и стабилизировать психологическое состояние малыша. При комплексном нарушении в развитии (ДЦП и УО, глухота и УО, слепота и УО, аутистический спектр нарушений и УО) дети нуждаются в дополнительной помощи других специалистов: реабилитолога, преподавателя ЛФК, массажиста, окулиста, и других специалистов.

“УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЙ – НЕ ЗНАЧИТ ТУПОЙ!”

Александр Брагинский рассказывает о том, что реально означает этот диагноз, а также объясняет почему дети могут плохо учиться, кто в этом виноват и что делать

Психиатр, психолог и гипнотерапевт Александр Брагинский — это человек, который зрит в корень. Порой поражаешься как точно он обрисовывает ситуацию, ее детали, если дать ему только канву, общую схему. Я советую читателям прислушаться к мнению этого вовсе не рядового специалиста. Тем более, что доктор Брагинский одно время занимался именно исследованиями проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня Александр высказывает мысли, возникшие после чтения статей, опубликованных в последних двух номерах “Репортера” – “Моего ребенка признали умственно отсталым” и “Ребенка признали агрессивным”. — Дети есть действительно умственно отсталые, а есть дети с локальными западениями школьных знаний, -объясняет Александр. – Поясню: у нас в мозгу есть участки, отвечающие за математические способности, чтение, ровное и четкое написание букв и т.д. Ребенок может хорошо решать примеры, но писать безобразно, вкривь и вкось, или плохо читать. Дело в том, что у него в мозгу происходят время от времени локальные кровоизлияния и действуют именно на участки, отвечающие за письмо и чтение. Отчего происходят кровоизлияния? Это бывает следствием родовых травм, патологии беременности или нездоровая наследственность. Я изучал детей начальных классов, которые не успевали по некоторым предметам и доказал, что у них не умственная отсталость, а локальные поражения, требующие, тем не менее, специального обучения и лечения. — Прямо лечения и спецобучения, вы не оговорились? То есть в обычных классах оставлять таких детей нельзя? — Я не знаю какие в Канаде спецклассы и спецшколы, и потому мне трудно ответить надо ли переводить туда такого ребенка. В Санкт-Петербурге у нас спецшколы для таких детей были хорошими. В них уроки шли по 20-25 минут, перемены были чаще, чем в обычных школах, существовал сончас, когда детей укладывали в койки, они больше гуляли на свежем воздухе. Если в Канаде спецкласс тоже означает какие-то льготные условия, то ребенка стоит отдать в такой класс – ему там будет легче. — В статье “Ребенка признали умственно отсталым” я писала про третьеклассника Славика, у которого школа нашла легкую степень отсталости и настаивает на спецобучении, с чем не согласны родители и его русскоязычные педагоги. Я задавала в статье вопрос: не лучше ли оставить ребенка среди обычных детей, дабы он тянулся за ними, нежели переводить в спецшколу, где учатся дети с тяжелыми патологиями, и он деградирует. Как вы ответите на этот вопрос? — Я не видел этого ребенка, но если верить школе, что отсталость именно легкая, то вполне можно оставить его в обычном классе, ребенок действительно может тянуться за сверстниками. Но родители должны им вплотную заняться, помогать. Очень часто родители не согласны с диагнозом “умственная отсталость”, потому, что не знают что это такое. Когда обыватель говорит про отсталость, он имеет в виду IQ. Но существует понятие характера умственной отсталости. Она бывает наследственная, или вследствие родовой травмы, или из-за патологии беременности. При наследственной дети уравновешены, работоспособны. Они, особенно в начальных классах, способны усваивать школьную программу и получать хорошие оценки, но потом, с усложнением программы, у них обязательно появляются проблемы. Им трудно учиться и тут надо или отдавать на спецобучение или постоянно помогать. Наследственная умственная отсталость не лечится. Просто человек медленно созревает и с этим надо смириться. Повзрослев, эти люди выглядят примитивными, но нормально работают на своих, чаще всего рабочих специальностях. Наиболее сложная отсталость наблюдается в результате патологии беременности. Такие дети испытывают проблемы с концентрацией внимания, потому им трудно учиться. Их лечат медикаментозно, но лечится все это с трудом, потому, что иногда медикаменты, напротив, вызывают добавочное возбуждение. В результате родовой травмы у детей часто наблюдается быстрая утомляемость. И им нужно то, о чем я говорил выше – короткие уроки, частые перемены, прогулки, сон. Таким детям тоже назначают лечение. Подчеркиваю, во всех данных случаях диагноз умственная отсталость может быть не связан с IQ, может иметься в виду именно вот эта симптоматика: невозможность нормально учиться из-за гиперактивности, невозможности концентрироваться надолго, быстрой утомляемости. Поэтому не надо впадать в панику и считать, что вашего ребенка признали глупым, тупым. — Но общественность-то всех этих тонкостей не знает и будет считать ребенка именно глупым. — Важно кем ты его сам считаешь и что ты ему говоришь. Записи в его файле не показывают широкой публике. Родителям порой вместо того чтобы сопротивляться постановке диагноза нужно признать его и получить помощь. Ребенку ведь реально трудно учиться. Что касается оценки интеллекта, то разъясню чем умственная отсталость (у/о) отличается, например, от дебильности. При пограничной (несильной) у/о ты даешь ребенку задание и он не может его выполнить. Но потом, постепенно, при разъяснении и повторении он выполняет. Он способен скопировать твой образец и понять в чем суть задачи, выделить существенное. При дебильности – никогда. Часто пограничная у/о бывает у запущенных, детдомовских детей, детей из неблагополучных семей. Просто потому, что с ними никто не занимается. Умственно отсталого ребенка можно отправить в обычную школу, но поскольку он не успевает, ему становится неинтересно, и потом, когда его отдают в спецшколу, ему уже и там неинтересно, он привык, что школа – это скучно. Вот поэтому и важно провести диагностику до школы. — А разве не бывает, что диагноз ставится ошибочно? — Бывает. Нам, врачам, в Петербурге показывали фильм про мальчика, который до трех лет жил в семье алкоголика и проститутки. Его оставляли дома закрытым на несколько дней без еды и воды и люди, зная, что в квартире ребенок, бросали ему в форточку пакетики с водой и едой. Мальчик прокусывал себе тело и пил собственную кровь когда не было воды. Невропатолог, когда ребенка забрало государство, поставила ему диагноз “глубокая дебильность”. Потом малыша усыновила соседка. Нам показали каким он стал через пять лет. Он получал хорошие оценки в школе, играл на скрипке, принимал участие в концертах, он отлично играл в шахматы и был очень развитым ребенком. Нам демонтрировали этот фильм как пример врачебной ошибки. — Славика тестировали на протяжении трех часов без перерыва. Это нормально? — Нет, конечно. Психолог или психиатр должен понимать особенности этого возраста. В России у нас была методика Векслера, по которой мы тестировали детей. Там 12 тестов, вербальных и невербальных. Но даже в клинике мы проводили тестирование с такими маленькими детьми в два-три приема. Англоязычный же специалист, на мой взгляд, должен учитывать, что мальчик может не до конца понимать язык, и делать упор на невербальные (не требующие разговора) тесты. Но это уже к вопросу о квалификации. Нужно вообще учитывать, что это ребенок иммигрантов. В 20-е годы в России взяли на вооружение западные методики освидетельствования детей и по ним получалось, что почти все дети – дебилы. Но быстро сообразили, что они не адаптированы к русским детям. Наши дети могут не ответить на вопросы, которые относятся не к их культуре. — Что, на ваш взгляд, будет, если Славика оставить в обычной школе? — Я его не видел, потому скажу, что если бы мальчик был дебильным, то отставание только прогрессировало бы. А если у него умственная отсталость в легкой форме, да еще и спорная, то постепенно успеваемость будет улучшаться и затем все окончательно сгладится. При постоянной помощи родителей в учебе – подчеркиваю. — Александр, а что вы можете сказать нам о гиперактивных детях? Болезнь ли это и надо ли это лечить? — Да, надо. Часто гиперактивность связана с асфиксией или другими родовыми травмами, реже с патологией беременности. Кто такие гиперактивные дети? У нас есть кора мозга и подкорка. Подкорка – это конь, дающий нам энергию, движение, а кора – наездник, который управляет конем, останавливает когда надо. Но когда кора не созрела, она не тормозит подкорку, ребенок не останавливается и продолжает баловаться, кричать, прыгать. И криком тут не поможешь. Надо давать успокаивающие средства и помогать ребенку с помощью врачей, психологов. Важно чтобы внутри семьи все было спокойно. Иногда родители скрывают внутреннюю агрессию, раздражительность, но ребенок очень сильно связан с ними энергетически и с ним этот номер не проходит. Нужно чтобы родители реально, а не внешне, были уравновешены. Это поможет ребенку вылечиться. Родители, если не могут справиться со своим состоянием, тоже должны подлечиться. — К вам часто приходят пациенты со своими детьми. Что вы заметили, родители обычно признают, что у ребенка есть проблемы или отрицают? Какова тенденция? — Ну, коли пришли ко мне, стало быть признают. Но отцы чаще, чем матери, смотрят правде в глаза. Мужчина более логически и абстрактно подходит к своему ребенку, мать чаще эмоционально настроена: это мое, и оно самое лучшее. — Что вы думаете о местной системе образования? — Все здесь зависит от учителя. Моя дочь учится в 11 классе. И я смотрю по ее учителям. Есть те, что ответственно относятся к работе, а есть просто читающие лекции. Вплоть до того, что пишут что-то на доске и говорят: “Списывайте, а придете домой, почитаете и разберетесь что это”. Поэтому очень важно всем следить за тем, чем дети в школе занимаются, кто им и как преподает, вовремя найти репетитора, если учитель оказался вот такой вот халтурщик. — Освидетельствование ребенка специальной комиссией, специальными лицензированными и предназначенными для этого профессионалами стоит от $1500 до $2000 (если это не психолог, которого предлагает школа, а независимый специалист). Александр, а вы могли бы помочь, ведь большинству родителей это не по карману? — Как вы уже сказали, для этого есть специальные врачи, имеющие право выдать заключение, обладающие специальной лицензией. Я ею не обладаю. Однако провести обследование чтобы сами родители узнали правду что с их ребеноком, права ли школа, я могу. Интервью вела Эвелина Азаева. Реклама А.Брагинского с его телефонами — всегда в Репортере.

Смотрите так же:  Депрессия в 30

И это даже не избалованность ребенка. Это невозможность остановиться — симптом, на который родителям очень важно вовремя обратить внимание.

Наш соотечественник, Дмитрий Штраус, шесть лет прожил в Венесуэле и поделился с корреспондентом «КП» личными впечатлениями о том, как Уго Чавес пришел к власти и что сделал для народа

4 ноября прошел Благотворительный концерт в помощь больной раком 4-летней Анике Варламовой

Детей-аутистов не пустили в океанариум. Если бы это случилось в Канаде, какой шум был бы во всех газетах, каким позором покрыли бы директора этого заведения, от него отвернулись бы все знакомые. А еще.

Это противно, но Pussy Riot вошли в историю. Антигероями, но все же вошли.

Дети с умственной отсталостью. Типы и причины умственной отсталости

Торможение развития умственных способностей и отклонения в психике в медицине диагностируется как умственная отсталость. Не всегда дети с таким недугом рождаются в неблагополучных семьях. Первичными причинами заболевания может явиться множество факторов.

Причины врожденной и приобретенной УО у детей

Абсолютно невозможно предупредить четкие проявления болезни на раннем этапе. Более того, иногда заболевание появляется в последствие физического воздействия травматического характера.

  1. Тяжелая наследственность.
  2. Генетический сбой развития.
  3. Инфекционные или хронические заболевания матери во время беременности.
  4. Преждевременные или тяжелые роды, которые привели к асфиксии.
  5. Безответственность родителей по уходу и кормлению ребенка и недостаточное участие в его развитии.
  6. Тяжелая психическая или физическая травма.

В зависимости от источника заболевания, специалисты прогнозируют тяжесть запущенности отсталого состояния интеллекта.

Уровень УО шифруется F70 — F79: чем выше цифра, тем тяжелее степень отсталости ребенка.

Виды умственной отсталости

  • F70 — легкая форма заболевания, при которой дети приобретают навыки жизнедеятельности: способность общения и поддержания разговора, ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (принятие пищи, умывание и одевание). Основной особенностью является неуспеваемость в обучении. Детям затруднительно вникнуть и запомнить школьную программу.
  • F71 — умеренная степень умственной отсталости, характеризующаяся особыми признаками: медленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. При таком диагнозе ребенку требуется внимание квалифицированных специалистов, обучение в обычной школе практически исключено. В будущем люди с умеренной формой УО способны на легкий труд, обладают физической активностью и признаками социального развития.
  • F72 — тяжелая форма отсталости интеллектуальных способностей, подразумевающая: запущенные дефекты речи, глубоко выраженные нарушения моторики. Излишне говорить, что приспособленность таких детей к окружающему миру мизерна. Можно достичь определенных положительных результатов, но только посредством специальных занятий с педагогами, психологами и психиатрами.

Особенности развития детей с умственной отсталостью

Наличие отклонений развития заметно с раннего возраста. Среди признаков умственной отсталости ребенка:

  1. Безразличное отношение к окружающему миру.
  2. Отсутствие интереса к предметам и людям.
  3. Не наблюдается нормальная зрительная и физическая активность.
  4. Заторможенность освоения речевых навыков.
  5. Поздние и неуклюжие попытки самостоятельной ходьбы.
  6. Излишняя замкнутость или нежелание общения.

Развитие детей с УО имеет явно замедленное действие и требует внимания взрослых на самых ранних этапах. Своевременное вмешательство позволит уменьшить последствия заболевания.

В случае несвоевременного начала лечения, умственная отсталость у дошкольников приобретает более тяжелые формы, при которых ребенок не только не имеет основных навыков общения и двигательной деятельности, но и не умеет ориентироваться в пространстве.

Обучение детей с умственной отсталостью начинается с прививания интереса к предметам и умения различать их. Обычно такая система развития интеллекта происходит в игровой форме и в спокойной обстановке. Отсталые дети используют один и тот же игровой процесс, а длительность игр не превышает 10-20 минут. Проявление интереса к продолжению игры или изменение в действиях — показатель улучшений интеллектуальной деятельности.

Диагностика умственной отсталости

Большинство родителей, ослепленных любовью к ребенку, не замечают болезнь на ранней стадии. Основные признаки наличия отклонений в развитии детей выявляют педагоги детских садиков и школ. Для точной диагностики умственной дети направляются на психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК).

На ПМПК:

  1. Проверяется логика мышления и память.
  2. Тестируется умение пользоваться речью.
  3. Наблюдается моторная реакция на определенные действия.

Воспитательный процесс

Родители больных детей, предпринимающие всевозможные попытки лечения и терпеливо занимающиеся с малышами, герои. Особенно трудно приходится мамам и папам при уходе за детьми с глубокой формой умственной отсталости. Неприспособленность к жизнедеятельности обрекает родителей на доскональный уход за детьми и усиленное внимание.

Не только квалифицированная помощь медиков дает улучшения состояния и положительную динамику развития, но и заботливое воспитание детей с умственной отсталостью имеет свои плюсы. Каждодневные занятия с родителями тренируют память ребенка и развивают процесс мышления. Чаще всего, благодаря безмерным стараниям со стороны семьи, дети начинают распознавать взаимосвязь предметов и лучше ориентироваться в обстановке и пространстве.

Постоянные повторения слов и звуков более эффективно воздействуют на восприятие речи больным ребенком. Немаловажную роль в развитии маленьких детей играет общение. Навыки социальной приспособленности закладываются, в первую очередь, в семейном кругу: с детьми необходимо играть и чаще разговаривать, а не оставлять в одиночестве. Частые прогулки и возможность общения детей со сверстниками дает надежду на способность нормальной жизнедеятельности в будущем.

Умственной отсталости у детей — это не всегда окончательный приговор для изоляции от общества и невозможности полноценной жизни. Повседневное обучение и усиленное внимания обезоруживают любую болезнь.

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, недоразвитие интеллекта или – в более широком смысле – нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. На практике, например при госпитализации в психиатрическую больницу или решении юридических проблем умственно отсталым принято считать человека, который в силу врожденного или проявившегося в раннем возрасте снижения интеллекта не способен к независимому существованию и нуждается в посторонней помощи. Умственную отсталость следует отличать от нарушений интеллекта, возникающих в пожилом возрасте, а также в результате психических или неврологических заболеваний. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает. Два указанных типа интеллектуальных нарушений различаются также по характеру дефекта и по наличию или отсутствию сопутствующих эмоциональных расстройств. Труднее всего дифференцировать их в детском возрасте. Умственная отсталость иногда ошибочно приписывается детям с психотическими расстройствами.

Для диагностики умственной отсталости часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить т.н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем умственной отсталости считается IQ ниже 70. Однако этот психометрический критерий должен быть обязательно дополнен данными о социальной зрелости детей, т.е. об их бытовых навыках, способности к самостоятельным действиям, а также сведениями о психическом развитии, наличии физических заболеваний, способности к обучению. У умственно отсталых детей обычно нарушается и речевое развитие, что еще больше затрудняет как обучение, так и оценку их интеллекта. Данные о распространенности умственной отсталости весьма различны, однако наиболее тщательные исследования показывают, что частота этого состояния среди населения достигает 2%. Противоречивость данных обусловлена различиями в критериях (психометрических, социальных и т.п.), в выборе границы нормального развития и умственной отсталости, а также спецификой исследуемых регионов и другими факторами. Некоторые тяжелые формы умственной отсталости сопряжены со сниженной продолжительностью жизни, поэтому при обследовании детей обычно выявляется более высокая распространенность умственной отсталости, чем при обследовании взрослых.

Степени умственного отсталости.

В обычной популяции представлены лица с различным уровнем интеллекта, от низкого до высокого, и четкой естественной границы между нормальным и низким интеллектом не существует. Пограничные случаи, когда IQ колеблется от 65 до 85, в зависимости от тех или иных обстоятельств могут быть отнесены как к норме, так и к умственной отсталости. Традиционное деление отсталости на степени, имеющее важное практическое значение, также является условным. В соответствии с наиболее распространенной классификацией различают три уровня или степени отсталости: легкую (IQ 50–69), умеренную (IQ 20–49), тяжелую (IQ ниже 20). Это деление приблизительно и зависит от тех тестов, которые используются для оценки интеллекта. Американская ассоциация по изучению умственной недостаточности предложила другую классификацию с пятью уровнями отсталости, от пограничной до глубокой.

Хотя степень умственной отсталости условно определяют величиной IQ, в каждом конкретном случае необходимо учитывать и другие характеристики, в частности социальную компетентность. Так, согласно английскому законодательству, тяжело отсталыми считаются лица, неспособные заботиться о безопасности своего тела, умеренно отсталыми – неспособные поддерживать свое существование, а в легкой степени отсталыми – неспособные планировать и устраивать свою жизнь и нуждающиеся в опеке.

Начиная с 1950-х годов, все больше внимания уделяется обучению умственно отсталых детей. В связи с этим возникла необходимость дифференцировать таких детей на обучаемых и тех, кто способен лишь к приобретению некоторых навыков. Первые могут усваивать простую учебную программу в специальных классах, тогда как у вторых можно лишь развить с помощью специальных занятий (тренинга) бытовые, двигательные и, в весьма ограниченном объеме, речевые навыки. Считается, что детям как первой, так и второй группы полезно, живя дома, посещать занятия в школе. Границы IQ обеих групп заметно перекрывают друг друга, однако у тех, кто способен учиться, IQ в среднем 50, тогда как у способных лишь к приобретению навыков – около 30. В более тяжелых случаях, когда больные не поддаются научению в ходе групповых занятий, необходимы лишь уход и надзор.

Смотрите так же:  Синдромы дауна аутизма

Клинические формы.

В зависимости от сопровождающих синдромов, умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы. Эти формы разнообразны, но лишь немногие из них встречаются настолько часто, что представляют общий интерес. Одна из наиболее распространенных форм – синдром Дауна, выявляемый более чем у 10% умственно отсталых, госпитализированных в психиатрических учреждениях. Больные с этим синдромом обычно физически недоразвиты, низкорослы, у них маленькая округлая голова, характерные аномалии лица и рук, узкие раскосые глаза, придающие больным внешнее сходство с лицами монголоидной расы. Отсюда первоначальное название заболевания – монголизм. Это название ошибочно, так как синдром Дауна встречается у представителей всех рас. Примерно с той же частотой выявляется умственная отсталость, связанная с детским церебральным параличом (см. также ДАУНА СИНДРОМ; ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ).

Другие формы умственной отсталости сравнительно редки: они встречаются не более чем у 1% лиц, госпитализированных в психиатрические стационары. Для микроцефалии характерен маленький клиновидный череп со скошенным лбом. При гидроцефалии происходит накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга вследствие нарушения ее всасывания или блокады путей оттока; в результате мозг растягивается, его извилины сглаживаются, а размеры черепа увеличиваются. При недостаточности гормонов щитовидной железы развивается кретинизм, который легко диагностировать по таким признакам, как уплощенное, широкое лицо, грубая толстая кожа, короткие кривые ноги, низкорослость. При т.н. врожденных эктодермозах (факоматозах) умственная отсталость сочетается с опухолями нервной системы и кожными изменениями. Фенилкетонурия приводит к умственной отсталости, обусловленной наследственным нарушением обмена веществ (см. также ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ). Другим примером наследственного метаболического заболевания может служить болезнь Тея – Сакса, характеризующаяся прогрессирующей слепотой, худобой конечностей и задержкой умственного развития.

Однако самую значительную часть умственно отсталых составляют те, у которых не выявляется признаков какой-либо специфической клинической формы и которые внешне неотличимы от здоровых людей. Эту форму называют простой, или субклинической. Снижение интеллекта у таких лиц обычно бывает легким или пограничным между умеренной и легкой умственной отсталостью. В то же время у больных со специфическими клиническими формами чаще выявляется тяжелое или умеренное снижение интеллекта.

К причинам умственной отсталости относятся в основном те повреждающие факторы, которые действуют внутриутробно (пренатальные факторы), во время родов (перинатальные) и сразу после родов (ранние постнатальные). К числу пренатальных факторов относятся недостаточное питание, эндокринные нарушения, интоксикации, радиоактивное облучение, а также инфекции, которыми мать переболела во время беременности (например, краснуха). Перинатальные факторы включают кровоизлияния в мозг, аноксию (кислородное голодание), механическое повреждение головного мозга во время родов. Самые распространенные постнатальные причины – тяжелые инфекционные заболевания новорожденных, преимущественно менингиты и энцефалиты, сопровождающиеся воспалением головного мозга. Следует заметить, что далеко не у всех больных, которые подвергались действию этих факторов, развивается умственная отсталость. Кроме того, ее развитие в большей степени зависит от времени, когда действовал фактор, нежели от его природы. Другими словами, любой из ряда совершенно разных факторов, действуя в определенный период индивидуального развития, может приводить к развитию одной и той же формы умственной отсталости, а тот же самый фактор, действуя в разные периоды, может вызывать различные ее формы.

Не исключено, что к числу причин умственной отсталости относится также резус-конфликт матери и плода. Поскольку во время беременности некоторое количество плазмы крови матери проникает в организм плода, при несовместимости по резус-фактору или другим факторам крови может происходить массивное разрушение его кровяных клеток (эритроцитов) с тяжелыми последствиями для развивающегося организма. Полагают, что даже в отсутствие явных признаков патологии повреждение кровяных клеток может быть достаточно выраженным, чтобы нарушить развитие мозга и вызвать впоследствии умственную отсталость. Рядом исследований установлено, что среди лиц с простой ее формой чаще встречаются резус-положительные дети, рожденные от резус-отрицательных матерей, чем среди здоровых или больных со специфическими формами умственной отсталости. В то же время другими исследованиями эти данные подтверждены не были, поэтому окончательное заключение выносить пока нельзя.

Наследственность в настоящее время считается не столь частой причиной отсталости, как предполагалось раньше. К числу наследственных относятся такие редкие ее формы, как, например, фенилкетонурия и болезнь Тея – Сакса. Они связаны с метаболическими расстройствами, в основе которых лежит один рецессивный ген. Полагают, что и некоторые случаи микроцефалии обусловлены генетическим дефектом. Синдром Дауна, хотя и вызывается хромосомной аномалией, не является наследственным заболеванием; причина его – ошибка (нерасхождение одной из пар хромосом), возникающая в процессе формирования половых клеток у матери и приводящая к тому, что ребенок получает дополнительный хромосомный материал, обычно в виде третьей 21-й хромосомы (в норме их должно быть только две).

По-прежнему идут споры о роли наследственности и органической патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Некоторые исследователи предлагают разделить эту форму на экзогенную и эндогенную – в зависимости от того, выявляется или нет органическое повреждение мозга. Существование этих двух вариантов подтверждается данными историй болезни и психологическими исследованиями. Экзогенный вариант более четко связан с внешними факторами, тогда как при эндогенном решающую роль, по-видимому, играют неизвестные пока наследственные факторы. В пользу последнего предположения свидетельствуют, в частности, результаты патологоанатомических исследований, часто выявляющих признаки общего недоразвития нервной системы. С другой стороны, имеются данные о возможной роли семейных условий, по крайней мере в некоторых случаях. В отличие от больных со специфическими формами умственной отсталости, лица с простой формой чаще воспитываются в плохих социально-экономических условиях или неблагополучных семьях. Поэтому сейчас все большее внимание уделяется методам воспитания и другим семейным факторам, которые могут способствовать развитию умственной отсталости у детей без органической патологии.

Медикаментозные средства.

Возможности медикаментозной терапии в предупреждении или лечении умственной отсталости весьма ограниченны. Хорошо изучена эффективность гормонов щитовидной железы при кретинизме: назначение их в раннем возрасте обычно предупреждает развитие как физических аномалий, так и интеллектуальных нарушений. По некоторым данным, гормоны щитовидной железы оказывают благоприятный эффект и при синдроме Дауна. В настоящее время исследуются и другие варианты гормональной терапии, однако все они находятся в стадии разработки. При фенилкетонурии определенное улучшение может быть достигнуто длительным соблюдением диеты, основанной на исключении фенилаланина. Проводимые биохимические исследования открывают все бóльшие возможности для предупреждения последствий подобных метаболических расстройств, например путем своевременного назначения веществ, не синтезирующихся в организме из-за генетического дефекта.

Проведены испытания препарата глутаминовой кислоты, предложенного для лечения детей с умственной отсталостью. Полагают, что эта кислота – одна из незаменимых аминокислот, входящих в состав белков, – может улучшать интеллектуальные функции, влияя на метаболизм мозга. Некоторые экспериментаторы отмечают значительное увеличение среднего IQ умственно отсталых детей, длительно принимавших глутаминовую кислоту. Однако другие исследователи не подтверждают эти результаты. Но даже при положительном результате не ясно, связан ли он со специфическим биохимическим действием глутаминовой кислоты на мозг или с неспецифическим эффектом общего оздоровления организма и повышением активности детей. Значительный долгосрочный эффект удается получить, предупреждая развитие дефицита питательных веществ во внутриутробном периоде. В одном из исследований матерям, страдавшим в силу социально-экономических причин хронической недостаточностью питания, назначались во время беременности и кормления тиамин и другие витамины. Это улучшало интеллектуальное развитие их детей: в возрасте трех и четырех лет они имели существенно более высокий IQ по данным теста Станфорд–Бине, чем дети матерей, не получавших витамины.

Тренинг (научение) – важная часть программ лечения умственно отсталых, и его значение постоянно возрастает. Научение может проводиться в психиатрических учреждениях, специализированных школах, в домашних условиях – под контролем специально подготовленных учителей. При тяжелой умственной отсталости ребенку прививают умение обслуживать себя, координировать движения, распознавать внешние стимулы, а также прочие простые навыки, необходимые в повседневной жизни. Ввиду частых речевых расстройств большое внимание в таких программах уделяется речевому обучению. В менее тяжелых случаях детям преподают элементарные знания и обучают трудовым навыкам. Некоторые специализированные школы имеют дошкольные отделения для подготовки умственно отсталых детей к поступлению в обычную или специализированную школу.

Длительное наблюдение за умственно отсталыми лицами, получившими образование в специализированных школах или прошедшими реабилитацию в психиатрических учреждениях, выявляет неплохие результаты: большинство этих лиц в профессиональном и социальном плане адаптированы к жизни; многие приобретают бытовую самостоятельность и находят стабильную работу; повторные тестирования показывают значительный рост IQ по сравнению с первоначальным значением. Кроме того, по данным обследования, у детей таких лиц разброс результатов IQ оказался примерно таким же, как и среди остального населения, а средняя величина лишь ненамного ниже 100.

Все большее внимание привлекают возможности психотерапии умственно отсталых лиц. Хотя эта отсталость сама по себе не связана с неврозами или психозами, страдающие ею подвержены психологическим расстройствам в неменьшей степени, чем здоровые. Более того, у некоторых больных разочарование, связанное со их ограниченными возможностями, порождает тревогу и агрессивное поведение. Попытки использования некоторых форм психотерапии в стационарах для умственно отсталых дали обнадеживающие результаты. С учетом плохого речевого развития большинства умственно отсталых лиц могут быть полезны невербальные методы общения, включая рисование пальцами (смывающимися красками) и моделирование. Трудовая терапия – обязательная часть образовательных программ. Групповая психотерапия с ролевыми играми и совместным обсуждением проблем также находит некоторое применение в стационарных условиях. См. также ИНТЕЛЛЕКТ.

Другие статьи

  • Развитие малыша от 0 до года по месяцам Развитие малыша от 0 до года: большие достижения Органы чувств малыша понемногу развиваются: кроха уже способен задерживать взгляд на лице мамы или подвесной игрушке. К концу 2-го месяца ребенок плавно следит взглядом за предметами, движущимися по горизонтали, чуть […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до 3 лет образец рб Образец заявления на отпуск по беременности и родам в 2018 году Заботясь о будущей роженице и будучи заинтересованным в воспроизводстве населения, государство предоставляет возможность работающим женщинам находиться в оплачиваемом отпуске до и после родов (норма […]
  • Методики развития детей 3-4 года Организация развивающих занятий для детей 3-4 лет дома Для того, чтобы организовать развивающие занятия дома детям 3-4 лет, нужно не только продумать их содержание, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет […]
  • Высокая температура у ребенка без симптомов 3 дня У ребенка температура 39 без симптомов Очень высокая температура у карапуза – это всегда страшно, особенно когда она держится не один день, а жаропонижающие препараты ее не сбивают. Что делать в этом случае: вызывать скорую помощь, или ждать пока сама пройдет, […]
  • Особенности речи детей с дцп Развитие речи детей с ДЦП Существуют разные мнения о распространенности нарушений речевых функций при детском церебральном параличе. Почти в 70% случаев при диагнозе ДЦП у детей диагностируется речевая патология, причем уровень расстройства речи зависит от формы […]