Причины неврозов у школьников

Основные причины неврозов у подростков

Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, он пытается доказать, что совсем не такой плохой, но взрослые этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. И если он не в силах приспособиться под требования взрослых, то будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. Впрочем, и приспособление, и сопротивление неизбежно ведут к повышенному нервному напряжению, и если родители не поменяют «воспитательную политику», не увидят в ребенке личность, то у него неизбежно возникнет детский невроз.

Из множества детских неврозов мы разберем самые распространенные — те, которыми страдают мальчики: один из таких – неврастения. При неврастении происходит болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Требования родителей настолько подавляют волю ребенка, что такие дети заранее считают себя не способными справиться с любыми предстоящими трудностями. А поскольку именно к мальчикам родители предъявляют более жесткие требования, то и неврастеников среди них гораздо больше, чем среди девочек.

Эту ситуацию отлично описал в своей книге «Нестандартный ребенок» врач и психолог Владимир Леви: «Однажды к психологу обратились родители с такой проблемой: мальчик перестал убирать свою постель. Психолог спросил, сколько лет их мальчику, и те ответили, что «мальчику» уже 25 лет и он три года как женат». Как видим, родители всю жизнь подавляли личность сына, вот «малыш» и взбунтовался!

Еще одна причина неврастении — переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье. Родители, сами не умея распределить внимание на обоих детей, бросают несправедливые упреки в адрес старшего: «он старший, на нем больше ответственности». Такая ситуация вызывает у детей ревность, нервные срывы, тики, а в худших случаях — неприкрытую агрессию к младшему брату или сестре.

Не меньшая вина взрослых и в возникновении истерических неврозов детей. У малышей 3-5 лет различного рода истерики — это все-таки симптомы невроза, а не патология характера, которая бывает в более старшем возрасте. Надо отличать детские неврозы и от педагогической запущенности, хотя причины невроза те же. Какое-то время родители потакали всем требованиям любимого чада, а потом вдруг ввели ограничения, поступив непоследовательно — но ведь маленький ребенок не понимает смену логики родителей! Почему то, что вчера было можно — сегодня нельзя? Как отличить симптомы невроза, от обычных капризов ребенка? Присмотритесь к нему получше: при неврозе ребенок не хочет быть таким — он устраивает сцены, но сам страдает от этого.

Еще оной причиной истерического невроза может быть не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие внимания. Тихий и незаметный мальчик вдруг превращается неуправляемого буяна, чтобы родители, наконец, заметили его существование! Именно таких детей называют «невостребованными» и сироты тут не причем. «Невостребованные» дети растут в семьях, где родители заняты карьерой или личной жизнью, а воспитание детей перекладывается на детские учреждения – и вот результат!

Перечислять причины детских неврозов можно долго, основа у всех одна — ошибки воспитания, несостоятельность взрослых как родителей. Иногда родители обращаются к врачу, только столкнувшись с такими симптомами неврозов как энурез, невротическое заикание, нарушение сна. Мы часто слышим истории о том, что заикание началось от какого-то испуга (резко просигналила машина или залаяла собака), но мало кто знает, что в этом случае испуг только спровоцировал выход невроза «на поверхность».

У детей школьного возраста появляется целый ряд «школьных неврозов»: один из них — невроз навязчивых состояний. Это постоянное желание совершать одни и те же действия, соблюдать ритуалы: всем знаком жест «постучать по дереву» или «положить пятак под пятку на удачу» и т. п. У детей-невротиков этих ритуалов и примет становится так много, что все время и силы уходят на их соблюдение. А если вдруг что-то помешает ребенку выполнить подобный ритуал, он может настолько растеряться и расстроиться, что не напишет контрольную работу или плохо сдаст экзамен, даже имея хорошие знания.

Особенности неврозов в школьном возрасте

Многие родители считают, что ребенок по мере взросления становится устойчивее к физическим нагрузкам и нервным потрясениям. Однако детская психика, особенно в раннем школьном возрасте еще очень хрупкая, дети эмоциональны, впечатлительны, остро реагируют на различные события и стрессы. Конфликты в школе, трудности в общении со сверстниками, серьезные эмоциональные потрясения грозят нервными срывами и неврозами, которые имеют свою специфику, связанную с особенностями реагирования нервной системы. Что же может привести к детским неврозам, какие ситуации опасны, как помочь ребенку?

Варианты нервных срывов и неврозов у школьников

Детскими психиатрами указывается, что возрастные характеристики обуславливают в каждом периоде свои особенности реагирования нервной системы. Поэтому для школьного возраста будут характерны особенные проявления нервных срывов и неврозов. Факторы, их вызывающие, могут существенно отличаться от таковых в других возрастах.

Если говорить о детях в возрасте шести-восьми лет и старше, развивающийся невроз может расстраивать функции различных внутренних органов. Обычно страдают те из них, что поражены изначально воспалительными процессами или имели функциональные отклонения в предыдущих возрастных периодах. Именно эти системы наиболее уязвимы вследствие особенностей врожденного или приобретенного характера. Так, невроз с развитием невротической рвоты либо расстройства процесса пищеварения, пониженный или извращенный аппетит могут возникнуть после тяжелых кишечных инфекций (особенно с госпитализацией), нарушений пищеварения из-за отравлений или переедания. Могут также расстраиваться функции, длительно созревающие и проходящие процесс становления одними из последних, — развитие энуреза (недержания мочи), временная немота, логоневрозы (заикание), дефекты речи с появлением проблем произношения. Выраженные неврозы возникают у детей, изначально имевших проблемы речевого развития и особенное функционирование нервной системы.

Внешние факторы, влияющие на ребенка

Естественно, что факторами, вызывающими невроз и нервные срывы, могут стать чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства. К ним относят катастрофы либо стихийные бедствия — пожары, наводнения, автокатастрофа с участием ребенка. Эти запредельные для психики раздражители могут давать срывы в работе нервной системы, потому как ребенок еще очень впечатлителен и раним.

Однако нередко причинами развития невроза становятся неправильные трактовки, недостаточные разъяснения ребенку определенных ситуаций и событий. Например, поход на аттракционы, когда родители не рассказали, что малыш будет пристегнут и все будет безопасно. Если ребенок увидел диких животных в зоопарке, и ему не рассказали, что они не причинят ребенку вреда, и так далее.

И естественно, сильнейшим стрессом для ребенка будут действия родителей — частые или громкие скандалы и бурные ссоры, доходящие до оскорблений и драки, непристойное поведение пьяного отца или матери, побои в состоянии алкогольного опьянения.

Проявления в школьном возрасте

Важным вопросом для любого родителя, который заботится о психоэмоциональном комфорте своего ребенка, является профилактика различных невротических расстройств. В возрасте шести-девяти лет проявлениями невроза могут стать неврологические симптомы, двигательные нарушения в виде навязчивых движений с нервным тиком. И проявления нервозности редко бывают изолированными и единичными. Обычно при нервных срывах либо неврозе происходит смена всего поведения ребенка. Дети обычно теряют инициативу и становятся вялыми, могут стать слишком суетливыми, чрезмерно подвижными, могут утрачивать контроль за своим поведением. Постепенно происходит снижение работоспособности и ухудшение внимания, и если причина нервозности не устраняется, тогда происходит изменение характера ребенка. Перешагнув критический возраст, он может оставаться таким же вялым, возбудимым или расхлябанным.

Особенности детей, общения, поведения

Дети школьного возраста с нервными расстройствами более внушаемы, и они легко поддаются дурному влиянию других. У них снижена способность к сосредоточению, они тяжело переносят нервное напряжение, не могут побороть собственные порочные увлечения. Родители не должны сразу думать, что все будет плохо и мрачно. Если своевременно выявить проблему и уделять ребенку достаточно внимания, правильно лечить его, то во взрослом состоянии он сможет быть вполне здоровым, может хорошо отучиться и будет нормально работать.

Особенности психики детей в том, что она довольно эффективно способна восстанавливаться, гибкая, хорошо подстраивается под внешние обстоятельства. Если выявить и устранить все раздражители, создать комфортные условия, дети быстро выздоравливают.

Чем и как лечить, что должны знать родители?

В случае соблюдения всех рекомендаций и при участии родителей в процессе лечения невроз проходит быстро и бесследно. Но при тяжелых неврозах и в запущенных случаях может понадобится помощь даже детского психиатра. Родители не должны переживать, в этих случаях помогают традиционные педагогические приемы с методиками, которые вполне можно применять и на дому самим. Можно во многих случаях обойтись и без медикаментов.

Основным способом коррекции проблем таких детей является психотерапия. Используют психотерапевтические приемы родители, специалисты, практикуя смену обстановки и разобщение ребенка с теми факторами, которые провоцировали неврозы, давая прилив новых ярких впечатлений.

Возможно использование иного метода, его специалисты именуют речевым, то есть происходит воздействие авторитетов на подсознание и сознание ребенка. Когда родители дают малышу поговорить с тем, кому он доверяет, и услышать от них слова одобрения, это существенно помогает в лечении.

Полезным будет метод стимуляции с постановкой цели и пробуждением желания выздороветь. Нужны такие условия, чтобы дети могли приложить свои силы в процессе выздоровления, пытались преодолевать препятствия. Особенно важным будут слова учителей, тренеров и родителей. Победа над заболеванием ребенком будет воспринята как победа в целом над собой, что придаст уверенности и радости жизни.

Пути преодоления школьных неврозов у детей младшего школьного возраста

Актуальность проблемы

В последние годы много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Школа ли виновата в этом? Родители часто сетуют, мол до школы со здоровьем детей не возникало никаких проблем, у них не находили никаких отклонений, они не стояли на учёте у невропатолога, спокойно росли. И вдруг внезапно ухудшается здоровье! Но так ли уж внезапно? Неужели ребёнок «ни от чего» становится нервным, плаксивым, часто болеющим?

Смотрите так же:  Клуб истерия спб

«Ни от чего» здоровье не ухудшается, а многие трудности, которые волнуют взрослых, связаны именно с тем состоянием здоровья ребёнка, с которым он приходит в первый класс.

С сентября 2001 года по май 2005 года мне пришлось работать в режиме федерального эксперимента по модернизации образовательного процесса в начальной школе. Эксперимент носил познавательный характер, поэтому невозможно было заранее детально предсказать всевозможные повороты и направления движения. Однако я уверена, полученные результаты позволят не только обогатить массовую практику, но и станут материалом для дальнейших научных исследований, необходимых для коррекции процесса модернизации российского образования.

В эти же годы я работала над темой по самообразованию «Проблема школьных неврозов и пути их преодоления у детей младшего школьного возраста». Работа в режиме эксперимента позволила мне шире раскрыть эту тему. Дважды в год проводились диагностики школьной мотивации учащихся, неоднократно было изучено психо-эмоциональное состояние детей, взаимоотношение с учителем, со сверстниками, проблемы с родителями. Решение определившихся проблем, дало возможность сделать некоторые выводы, помогающие теперь мне в работе. Хочу с Вами поделиться своими наработками, которые, я уверена, будут интересны молодому поколению учителей, любящих своё дело и желающих плодотворно работать в этом направлении. Учитывая актуальность проблемы, и немалый багаж предложений и рекомендаций, считаю, что проблему школьных неврозов можно если не снять вообще, то значительно снизить.

Ниже будут описаны ряд факторов, на которые необходимо обращать большое внимание при построении учебно-воспитательного процесса каждому учителю, а именно:

  • Фактор самооценки школьника.
  • Индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей.
  • Работа с родителями.
  • Текущая и итоговая аттестация.
  • Расписание и гигиеническая организация уроков.
  • Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.
  • Общий режим дня учащихся.

Для начала хочу предоставить анализ учебной и внеучебной нагрузки учащихся 1-х классов. Именно нагрузка, как известно, непосредственно сказывается на состоянии здоровья и конечно же на успеваемость учащихся.

Анализ внеучебной учебной и нагрузки школьников 1-х классов.

Проблема школьной нагрузки (перегрузки) имеет в России почти 100-летний опыт изучения и попыток изменения ситуации. Начиная с 20-х годов прошлого века, Министерство образования, Правительство «принимали меры» по разгрузке учебных программ, учебников, нормализации нагрузки. Исследования, проведённые в начале учебного года (октябрь) показали:

  • Продолжительность занятий в школе учащихся 1 класса в среднем не превышает допустимые нормативы максимального объёма учебной нагрузки.
  • Продолжительность домашних заданий у 85% учащихся 1 класса составляет 37 минут (домашние задания задаваться не должны).
  • Занятий по выбору (факультативных и т.п.) у учащихся 1 класса в начале учебного года практически не было.

Исследования, проведённые в конце учебного года (апрель-май) показали:

  • до 90 % первоклассников занимаются в режиме 5-дневной учебной недели;
  • у подавляющего большинства (более 90%) занятия в школе -4 урока (в среднем 20 часов в неделю), что соответствует гигиеническим нормативам.

При этом дополнительная (вариативная) нагрузка составляет в среднем 5 часов в неделю (1 час в день), что также соответствует гигиеническим нормативам. В то же время у 10-15% учащихся учебная нагрузка в школе составляет ежедневно 5 уроков плюс 1-1,5 часа дополнительных занятий. Особую тревогу вызывают школы (1-3 %), где продолжительность учебных занятий составляет 6-8 уроков. Анализ объёма учебной домашней нагрузки первоклассников (время приготовления домашних заданий) показал, что большая часть школьников укладываются в гигиенический норматив (от 0,5 до 1 часа). Однако около трети учащихся выполняют домашние задания от 1 до 2-х и более часов. Это может быть связано с нерациональной организацией самого учебного процесса, низкой эффективностью работы учащихся на уроках, несоответствием методов и методик обучения и низкой квалификацией педагога. Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 1 класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведёт к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.

Фактор самооценки школьника.

Попадая в школу, ребёнок в первую очередь нуждается в том, чтобы получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от учителя первоклассник наиболее зависим. И горе тому ребёнку, с которым учитель устанавливает исключительно рыночные отношения: ты» стоишь» в школьном мире столько, сколько заслуживаешь своими стараниями. Для того чтобы почувствовать себя комфортно и начать действовать в новом школьном мире, ребёнок должен получить от учителя то же, что, родившись в мир, должен получить от родителей: любовь и принятие безусловное, то есть не строящегося ни на каком условии. Не получив знаков безусловного принятия, чувствуя себя отверженным, ученик обречён на душевное благополучие. Если общая самооценка ребёнка ущербна или если её благополучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне. Защиты проявляются в следующих особенностях поведения:

  • ребёнок реагирует на критику агрессивно, становится болезненно обидчив, повышенно чувствителен к оценке, в самой безобидной шутке усматривает пренебрежение, презрение, неуважительное отношение к себе;
  • ребёнок оценивает других людей как потенциальных обидчиков и отзывается о них дурно, превентивно снижая цену их оценок; все окружающие оказываются либо дураками, либо мерзавцами;
  • на похвалу, на любое выражение любви (пусть даже формальное, поверхностное) ребёнок отвечает всплеском слепого обожания, некритичной привязанности, впадает в зависимость от человека, выразившего доброе отношение, и любое отдаление воспринимает как предательство, как крушение мира;
  • любое дело, за которое ребёнка критиковали, обесценивается, интерес к нему падает, быстро растёт число отвлечений, и соответственно, ошибок, замечания вызывают поток резонерства, самооправдания, всегда находятся внешние причины для неуспеха, (кто-то помешал, навредил);
  • ребёнок отчаянно стремится привлечь к себе внимание любыми средствами, и если не получается по-хорошему, то в ход пускаются хулиганские выходки, шутовство, демонстративное неподчинение, ибо безразличие мира гораздо страшнее, чем осуждение;
  • снижается общий уровень поведения, ребёнок спускается на предыдущий, более инфантильный уровень самостоятельности, своей беспомощностью побуждая окружающих проявить к нему больше внимания, участия, опекать и оберегать его.

В школьной практике мало учитываются индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей. Это ведёт к непониманию педагогом причин многих неудач в учебной и воспитательной работе. Знание наиболее распространённых психологических трудностей младших школьников позволит педагогу более точно сориентироваться в построении взаимоотношений с детьми, у которых ярко выражены соответствующие особенности:

1) неуверенность в себе

2) повышенная утомляемость

3) повышенная потребность во внимании

4) повышенная двигательная активность

5) трудности в переключении с одной деятельности на другую

6) замедленность темпа деятельности

Работа с родителями.

Включение родителей в учебно-образовательный процесс может быть весьма эффективным и значимым, повысит их заинтересованность, поможет получить объективные данные об организации внешкольных занятий и оценить состояние детей. Кроме этого, привлечение родителей может снять конфликты между школой и родителями.

Основными задачами работы школы с родителями являются:

  • Информирование о современных тенденциях в образовании; об образовательных технологиях и конкретной образовательной программе, которую реализует школа. Это особенно важно в тех случаях, когда школа работает в рамках нетрадиционных образовательных технологий. В частности, родители должны представлять себе особенности принятых в данной школе (классе) учебников и о том, каким именно путём школа планирует работать с их детьми в дальнейшем.
  • Обеспечение реального участия родителей в жизнь школы особенно эффективно при организации внеучебных форм работы, хотя и не должно ограничиваться только ими.
  • Помощь (в том числе, консультативная) родителям в построении отношений с ребёнком: поддержки ребёнка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения и т.п.

Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребёнок не только сам не сможет успешно учиться, но, и мешает другим детям. Нарушения семейных отношений, приводящие к школьным проблемам, часто порождаются самой школой. Широко распространена практика привлекать родителей для наказания ребёнка, отстающего в учёбе или нарушающего правила поведения, сообщать негативную информацию о ребёнке на родительском собрании. Вернувшись домой после такого собрания, родитель вымещает гнев на виновнике неприятностей, стремясь получить эмоциональную разрядку после пережитого публичного унижения и не заботясь о воспитательном эффекте своих действий. Чтобы исправить положение, необходимо разорвать этот порочный круг. Для этого должны неукоснительно соблюдаться следующие условия:

Учитель должен говорить родителям о недопустимости наказания ребёнка за его школьные повинности. Это дело самой школы (обычно для младшего школьника достаточным наказанием служит строгое замечание учительницы).

Любые сведения о плохом поведении или учебных трудностях ребёнка должны сообщаться родителям только индивидуально. Администрации школы следует официально известить родителей о существовании такого правила, чтобы в случае необходимости они сами могли контролировать его соблюдение.

Текущая и итоговая аттестация.

Отдельно необходимо затронуть вопрос о текущей и итоговой аттестации учащихся.

Общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом начального обучения. Основные эффекты отметки:

  • искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;
  • повышение тревожности и невротизация детей;
  • искажение учебной мотивации;
  • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он «круглый отличник» или «неуспевающий».

Для маленьких школьников пятёрка не означает «Я хорошо пишу», а значит «Я хороший. Меня любят». Двойка означает «Меня не любят, я плохой». Тем самым с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки. Ребёнок перестаёт думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки. Для «слабых» учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неспешность в классе и создает дополнительные эмоциональные напряжения в отношениях с родителями. Для «сильных» учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы.

Если мы хотим, чтобы в школе ученик научился оценивать себя адекватно, то мы обязаны заботиться об обеих сторонах самооценки, всячески поддерживая положительную общую самооценку и развивая способность ребёнка к конкретным оценкам своего учения. Правила оценочной безопасности обязательны во всех человеческих отношениях и для людей всех возрастов. Взрослые обязаны их соблюдать, учителя учат их соблюдению детей. Поиск достойных (безопасных) форм такого обучения — одно из основных направлений эксперимента. Список правил оценочной планировании урока учителю необходимо в первые три четверти его уделять внимание изложению наиболее трудного материала, а последнюю часть использовать для относительно лёгкой работы. Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в любом обществе, в частности — в классе, является постоянное дополнение и уточнение этого списка. Вот его начало:

Смотрите так же:  Мужчины с синдромом дауна лишены репродуктивной функции

Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).

Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо » Ты сделал три ошибки в этом примере» лучше сказать: «Давай с тобой найдём в этом примере три ошибки».

«На ложку дёгтя — бочка мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и на нём закрепиться.

Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, а в этом — не больше пяти».

«За двумя зайцами. «. Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

Формула «опять ты НЕ. » — верный способ выращивания Неудачника.

Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Расписание и гигиеническая организация уроков.

Нельзя не сказать, что весомым толчком для проявления детских неврозов в начальной школе служит их физическое переутомление по причине не всегда правильно составленного расписания уроков. Оценивая расписание уроков в школе с гигиенических позиций, в первую очередь необходимо обратить внимание на соответствие продолжительности учебного дня и учебной недели возрастным возможностям детей и подростков. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность коры головного мозга учащихся, высокая работоспособность, профилактика раннего утомления и переутомления и охрана здоровья учащихся. При составлении расписания уроков должна учитываться динамика работоспособности школьников в течение учебного дня и в течение учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках. На 3 и, особенно, на 4 уроке она снижается. Динамика работоспособности учащихся в течение недели имеет свои характерные особенности. Понедельник является днём, когда работоспособность школьников относительно невысокая, что связано с врабатываемостью после воскресного отдыха. Во вторник и среду работоспособность у учащихся наибольшая, а в четверг она снижается и достигает минимума в пятницу. Учитывая динамику работоспособности учащихся, изучаемые предметы должны распределяться в течение дня и недели в зависимости от их трудности. Деление предметов по степени трудности очень относительно. Оно зависит от индивидуальных особенностей и наклонностей учащихся, от умения педагога организовать урок, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Единого мнения о трудности предметов нет как среди педагогов, так и среди гигиенистов, и даже самих учащихся. Для учащихся младшего школьного возраста наиболее трудными предметами являются математика и чтение. Наиболее трудные предметы, требующие значительного умственного напряжения, должны быть поставлены на 2-3 уроки, а лёгкие — на последние. На понедельник и субботу предусматривается меньшее количество учебных часов, отведённых преимущественно предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, должны быть более нагруженными. В расписании уроков желательно чередовать математику с гуманитарными и естественными предметами. Такое чередование различных предметов в течение учебного дня создаёт благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга и предупреждения чрезмерного утомления учащихся. По той же причине важно избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным и приводят к понижению работоспособности учащихся на всех последующих уроках. Контрольные работы требуют от школьников напряжения умственных и психических сил. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, а также на последних уроках. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки труда и физической культуры, на которых преобладает физическая динамическая пауза. Уроки по этим предметам являются мощным фактором сохранения работоспособности школьников в течение учебного дня и недели. Правильно поставленные в расписание, они способствуют снятию утомления и сохранению работоспособности на последующих уроках.

Одним из основных элементов школьного режима является урок. Первым и существенным элементом гигиенической организации урока является ограничение длительности урока. Сокращение уроков в 1 классе до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся, сохраняет их работоспособность на протяжении всего учебного дня. Кроме продолжительности урока на сроки возникновения утомления влияет построение урока. При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает изменения от начала и к концу урока. Физиологи, рассматривая динамику работоспособности школьников на уроке, различают 5 фаз:

  • Фаза перехода на новый, более высокий уровень работоспособности (так называемое «врабатывание»);
  • Фаза установления максимального уровня работоспособности;
  • Фаза оптимальной работоспособности;
  • Фаза неустойчивой работоспособности;
  • Фаза падения работоспособности.

Длительность первой фазы составляет приблизительно на 1-м уроке 10 минут, на каждом последующем — 5 минут. Большое значение для исключения раннего утомления имеет интерес к уроку, к новому материалу. Интересное проведение урока сохраняет работоспособность на более высоком уровне, и наоборот, малоинтересный урок способствует раннему утомлению и делает урок малоэффективным. Интерес к уроку зависит не только от содержания материала, но и от умения учителя преподнести материал, от поведения учителя, его речи. Тихая монотонная речь способствует возникновению запредельного торможения, дремотного состояния и затрудненного восприятия учебного материала. Для профилактики раннего и чрезмерного утомления преподавание должно строиться с учётом максимального использования функциональных возможностей первой сигнальной системы, т.е. с максимальным использованием наглядных пособий. Одним из важнейших условий сохранения работоспособности школьников является чередование учебной деятельности с отдыхом. Во время занятий в школе это обеспечивается путём представления перерывов -перемен между уроками. Значение перемен, прежде всего, заключается в том, что они обеспечивают отдых и восстанавливают работоспособность школьников. Пятиминутные перемены неэффективны. Даже после относительно небольшого утомления учащихся они не полностью восстанавливают работоспособность.

Восстановление сниженной работоспособности складывается из двух фаз:

  • восстановление
  • упрочение достигнутого состояния, которое делает его устойчивым.

Установлено, что для снятия утомления, возникшего во время урока, необходим отдых продолжительностью не менее 10 минут. Большая перемена продолжается 30 минут.

Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.

Учебная работа школьников представляет собой умственный труд, связанный, главным образом, с деятельностью центральной нервной системы.

Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении количественных (объём работы) и качественных (ошибки) показателях умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем организма. Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. У школьников начальных классов утомление нарастает в значительной степени уже к третьему — четвёртому уроку. У школьников утомление развивается в результате нерациональной организации учебного процесса и чрезмерной учебной нагрузки. Учебная нагрузка должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность центральной нервной системы учащихся и высокий уровень работоспособности.

Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима дня учащихся.

Режим дня учащихся 1-х классов должен предусматривать:

  • полноценный ночной сон (не менее 10 часов);
  • активный отдых (прогулки) на воздухе (не менее 2,5 часа);
  • дневной сон (для ослабленных детей) (1-1,5 часов);
  • свободное время (игры, чтение, любимые занятия, ТV, компьютер) (не менее 1,5 часов);
  • время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);
  • время на еду ( 4-5 раз) (не менее 1,5 часов);
  • учебные занятия +дорога в школу (4-5 часов);
  • домашние занятия (до 1 часа);
  • дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа).

Оценка режима дня, общей нагрузки учащихся является необходимой составной частью всех экспериментальных исследований по изучению динамики работоспособности школьников в процессе учебной и трудовой деятельности. При изучении режима следует обращать внимание на порядок чередования отдельных компонентов режима дня и их длительность, т.е. бюджет времени.

Причины школьных неврозов и пути их преодоления.

Итак, в чём же кроется причина школьных неврозов? Каковы пути их преодоления? Прежде всего, необходимо начать комплексную работу с родителями ещё до поступления детей в школу. Организация всеобучей, психологических консультаций, «родительских курсов» подготовят родителей к новой роли родителей первоклассников. Необходимо дать им возможность совершить осознанный выбор той или иной системы образования, познакомиться с образовательной программой данного образовательного учреждения, узнать о том, как необходимо вести себя в период адаптации ребёнка к школе. Основа этой роли состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу, что родитель никогда не должен становиться учителем. Основная функция родителей в помощи первокласснику — эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению школьных правил.

Необходимо систематически анализировать эффективность организации учебного процесса, изменять структуру и содержание образования решая задачи охраны и сохранения здоровья учащихся, снятия перегрузки.

Блок физиологического и психофизиологического сопровождения должен включать:

  • обследование учащихся в начале и в конце учебного года;
  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья в течение года (заболеваемость);
  • динамическое наблюдение за состоянием психического здоровья в начале и в конце учебного года (по поведенческим реакциям и оценке напряжённости);
  • оценку организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели.

Рекомендации по нормализации учебного процесса.

Нормализация учебного процесса школьников необходима для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников. Нормализация учебного процесса в значительной степени определяется рациональной организацией учебного процесса.

Показателями рациональной организации учебного процесса является:

  1. Объём учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность + выполнения домашнего задания.
  2. Дополнительные занятия в школе — факультативы, индивидуальные занятия, занятия по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы). Занятия активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
  3. Рациональное расписание учебных занятий. Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяется динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное школьное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статистического компонентов во время занятий. Следует отметить, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5cуточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп.
  4. Рациональная организация урока. Физиологически обоснована и продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 класса, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение худ. литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)
  5. Рациональная организация общего режима дня школьников. Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (За вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп.
  6. Нормализация отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», ликвидация проблем с родителями.
Смотрите так же:  Молитвы при лечении шизофрении

В заключение хочу отметить, что в ходе экспериментальной работы в моём классе значительно возросло качество знаний и успеваемость учащихся, большее количество учащихся стали соблюдать физиолого- гигиенические нормативы режима дня, увеличилось число детей, занимающихся спортом, улучшилось состояние здоровья учащихся, изменилось отношение родителей к школьной жизни детей.

Причины неврозов у школьников

Для того чтобы понять, какую нужно проводить профилактику для предотвращения развития неврозов у детей, необходимо знать их характеристику. Что же такое неврозы?

Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения, гиперактивностью ребенка, кусанием ногтей, нарушением сна, а так же изменением общего самочувствия. Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Согласно исследованиям невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

Предпосылкой развития неврозов у детей является патология беременности, родовые травмы, тяжёлый период послеродовой адаптации, наличие врождённых и хронических заболеваний, пренатальное поражение ЦНС. Как правило, это отражено в медицинской карте ребёнка, но родители не придаю значения ранним диагнозам и считают, что многие проблемы уйдут сами, с ростом и развитием ребёнка. Клинический опыт показывает, к сожалению, обратную картину. С ростом и развитием ребёнка более чётко обозначаются симптоматические проявления, скрытые в раннем возрасте.

Началом этих проявлений являются наиболее яркие ступени развития — появление первых слов, ходьба, предметная игра, общение с родителями и со сверстниками. В дошкольном возрасте, невролог может своевременно распознать нарушенное развитие и принять необходимые меры по его коррекции. Сегодня в арсенале врача имеется широкий спектр терапевтических средств, с помощью которых можно избежать агрессивной лекарственной терапии и хорошо подготовить нервную систему и психику ребёнка к учебным нагрузкам. Наиболее показательными в плане школьной адаптации являются I и 5 классы. Именно в этот период родители «бьют в колокола» — обращаются к неврологам, психологам и другим специалистам. Обращения, по поводу того, что ребёнок не справляется со школьной программой, всегда взаимосвязаны с его психофизической готовностью к школьным нагрузкам. Сюда же относятся и поведенческие реакции, и рост заболеваемости, и невротические проявления, которые можно легко увидеть даже не специалисту. Наиболее наглядные симптомы «выдающие» школьную тревожность или являющиеся частью невротического симптомокомплекса: кусание ногтей, накручивание волос, покусывание губ. подёргивание лицевых и глазных мышц, сильный нажим руки во время письма и т.д. К более серьёзным проявления относятся: тики — мигания, наморщивание кожи лба. повороты головой, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание, притопывание ногами: нарушения сна — беспокойный сон, трудное засыпание, снохождение и сноговорение, страшные сноведения, высокая утомляемость, вялость, общее недомогание, снижение темпа мыслительной деятельности и другие астено-невротические симптомы. Могут наблюдаться снижения по возрастным нормам со стороны высших психических функций: памяти, внимания, речи. К невротическим проявлениям относятся разные типы заикания — логоневрозы. Не надо бояться увидеть эти проявления, гораздо хуже игнорировать то. что уже проявлено. Единственная просьба к родителям: «Будьте бдительны!». Со многими проблемами ребёнка можно справиться в начальной школе, пока нервная система достаточно пластична и поддаётся не только негативному воздействию, но и хорошо реабилитируется, специально подобранными лечебными и психологическими коррекционными программами. Прежде всего, это осуществляют специалисты психологи, которые параллельно сопровождают ребёнка программами коррекционно-развивающего обучения. И в течение всего учебного года, а если необходимо и более долговременно, ребёнок должен наблюдаться психологом. Такое взаимодействие даёт положительные результаты и выносимые проблемы, решаются поэтапно и своевременно.

Кроме того, причиной неврозов является действие психических травм. Психическая травма определяется содержанием информации, которую получает человек. Чаще всего неврозы вызываются информацией: о семейных невзгодах (ссоры в семье, развод родителей), о потере родителей, о наказании за совершенное деяние. Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или сообщение о пожаре или взрыве. Действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов. Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими. Или же возникновение различного рода неприятностей, которые в свою очередь при многократном повторении могут вызвать развитие невроза.

Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют так же внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: особенности личности, повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам; эмоциональная неустойчивость; изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде. Внешние факторы: неправильное воспитание; неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия; трудности школьной адаптации, психотравмирующие ситуации т.п.

На развитие невроза влияет не только сама психотравмирующая ситуация, а так же ее значимость для человека, которая определяется содержанием значимых травмирующих переживаний в его жизни (переживания, вязанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п., случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.).

Собственно развитию неврозов предшествует этап психологической переработки личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательными эмоциями (страх, тревога, обида и др.). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.). В связи с сильным воздействием психотравмирующих факторов и слабости механизмов «психологической защиты» происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности.

Профилактика неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении общей культуры, духовного и материального уровня населения, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей. Уменьшению заболеваемости неврозами способствуют ряд условий: правильное трудовое воспитание в семье и школе, регулирование нервно-психической и физической нагрузки, своевременное лечение соматических болезней, широкое распространение спорта и туризма, борьба с алкоголизмом и курением, достаточное поступление в организм питательных веществ, необходимых для реализации нормальной функции нервной системы. Поскольку одними из причин неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, профилактикой травм мозга, в том числе родовых, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи, с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания. Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов, — может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка.

Таким образом, проведение всех вышеперечисленных мероприятий ведет к профилактике развития неврозов и уменьшению заболеваемости. Будьте здоровы!

Другие статьи

  • Сколько спит ребёнок 11 месяцев Ребёнок 11 месяцев плохо спит ночью: что делать с «переходным» младенческим возрастом? Многие родители часто жалуются, что незадолго до первого дня рождения ребёнка, его ночи превращаются в сущий кошмар из-за того, что путешествие в «царство Морфея» происходит из рук […]
  • Норма питания новорожденного ребенка Первые месяцы жизни Я хочу поделится опытом о малыше в первые месяцы его жизни. Все это известно опытной маме, а вот тем, кто только готовится стать мамой, и в голове столько вопросов о том, что делать с малышом после роддома, надеюсь, эти материалы пригодятся. Я хочу […]
  • Лечение остриц у ребенка 4 лет Энтеробиоз у детей: как избавить организм ребенка от остриц Ничего нет удивительного в том, что говорить о паразитах, в том числе о глистах, не нравится никому. И тем не менее — иногда приходится. Например, острицы — один из наиболее распространенных видов глистов — […]
  • Почему ребенок 3 лет лысеет У ребенка выпадают волосы - помогите! Заметила, что у ребенка выпадают волосы - больше всего после мытья, но и так просто тоже.. Доченьке 6 лет, раньше ничего подобного не замечала(( Как нам быть? К какому врачу бежать? Почему так вообще бывает? Эксперты […]
  • Можно ли делать прививки если ребенок кашляет Прививка при кашле На страницах проекта Mail.ru Дети не допускаются комментарии, нарушающие законодательство РФ, а также пропагандистские и антинаучные высказывания, реклама, оскорбления авторов публикаций, других участников дискуссии и модераторов. Также удаляются […]
  • Лечение запора у 4 лет ребенка Причины запора у детей prichiny-zapora-u-rebenka.jpg Запоры у ребенка – проблема, с которой сталкиваются многие родители. Но это не значит, что распространенность этого состояния делает лечение проще. Без понимания, почему у ребенка возникает запор, невозможно […]