Причины стресса в подростковом возрасте

Содержание:

Стресс у подростков: причины

Зачастую считают, что стресс — проблема, с которой сталкиваются уже взрослые, но это далеко не так. Стресс у подростков – частое явление, и к нему могут привести очень много причин. Пройти такое состояние может не оставляя никаких следов, или же сопровождаться состоянием тревоги, нервным срывом, депрессией. К сожалению, бывают даже случаи суицида. Для того, чтобы вовремя помочь подростку найти путь решения проблем, взрослый должен знать причины стресса подростков.

Стресс у подростков: причины

Особенно популярен у подростков академический стресс. Возникает он тогда, когда учителя и родители начинают давить на него, либо подросток не оправдал завышенных ожиданий. В основном все хотят от подростка хорошей успеваемости в учебе, успехов в спорте или других достижений, чтобы он стал лидером в коллективе и тому подобное.

Чтобы потянуть такую нагрузку — ребенок не отдыхает, получает сильную усталость, которая впоследствии приведет к недосыпанию, недомоганию и состоянию стресса. Если подросток не смог влиться в коллектив или, еще хуже, стал изгоем — он может попасть под плохое влияние, начать употреблять спиртное или наркотики.

У подростков изменяется гормональный фон и в теле происходят существенные физиологические перемены, начинается половое зрение. Если подросток, как он считает, или же по мнению окружающих, не соответствует идеальному образу, то он начинает чувствовать неловкость, что рано или поздно приведет к стрессу.

Возраст подростков – момент, когда впервые они начинают пробовать алкоголь, наркотики и заводить сексуальные отношения. Если в семье подростка ему прививали соблюдать нравственность, то сверстники могут гнобить его, говорить, что он не такой крутой как они и провоцировать поступить так, как ему не хотелось бы.

Подросток, который один раз или же несколько поддастся такому давлению и станет таить свои проступки от семьи, может получить нервный срыв или впасть в глубокое стрессовое состояние.

Ребенок, который начал взрослеть, пытается самоутвердиться не только в окружении сверстников, но и прощупывает границу своей свободы в семье. Зачастую поведение ребенка заставляет родителей негодовать. Они стараются установить контроль за ребенком и держать его на поводу. Зачастую стресс у подростка вызван именно непониманием родителей, которые не разделяют его увлечений, стремлений и не осознают то, что он уже давно не маленький.

Первые увлечения противоположным полом, любовь – это начинается именно в подростковом возрасте. Стрессом может послужить неразделенная симпатия, отвергнутые чувства, скандалы, ревность, конкуренты, расставания и прочее. Читайте также интересную статью про жизнь подростков: Причины зависти у подростков

Почему возникает стресс у подростков:

  • необходимость переезжать в другой город, страну, менять школу;
  • скорая или замедленная половая зрелость;
  • семейные конфликты, ссоры родителей, выпивка, рукоприкладство;
  • финансовые трудности;
  • большие нагрузки как физически, так и интеллектуально.

Советы, чтобы подросток не подвергался стрессу:

  1. Станьте хорошим примером. Будьте спокойны, научитесь контролю гнева и научите этому всю вашу семью.
  2. Помогите подростку научиться рационально мыслить и задумываться о последствиях того, что они делают. Научите ребенка тому, что проигрывать нужно достойно. Объясните, что его поражение не значит, что он считается неудачником.
  3. Позвольте подростку в семье иметь свое слово.
  4. Постройте с ребенком доверительные отношения, чтобы он мог рассказывать вам о своих беспокойствах.
  5. Найдите упражнения для снятия стресса у школьников, научитесь технике релаксации и постарайтесь обучить ей своего ребенка.

Важно, чтобы вы научили подростка еще с детства навыкам борьбы со стрессом, которые помогут ему во взрослой жизни.

3 способа, как помочь подростку справиться со стрессом

Наиболее часто повышенная тревожность встречается у подростков в возрасте 13-18 лет. Особенно сильный уровень стресса они испытывают во время учебного года. Показатели в разы превышают взрослые! И большинство из подростков (более 80 процентов) не получают при этом никакого лечения.

Что способствует таким высоким показателям подросткового стресса? Спросите у любого тинейджера и вы, скорее всего, услышите одну из причин ниже.

ТОП-5 причин стресса у подростков:

  • Школа/Домашнее задание;
  • Родители/Семья;
  • Общественная жизнь/Дружба;
  • Время;
  • Внеклассные мероприятия/Спорт.

Мы живем в условиях сумасшедшей гонки за успехом, не удивительно, что современные подростки подвержены стрессу даже больше, чем взрослые. Им приходится сталкиваться с огромным количеством вызовов, а практических навыков, как бороться со стрессом, у многих из них нет.

Молодежь, которая не знает здоровых методов преодоления трудностей, может прибегать к деструктивным методам, таким как употребление наркотиков, самотравмирование, распущенность и другим импульсивным и рискованным способам поведения.

Как мы можем помочь подросткам снизить стресс? Ответ на этот вопрос исходит не от какого-либо академика или научного источника. Ответ кроется в абсолютно простых истинах.

Три основных способа борьбы со стрессом и тревожностью

Тело нуждается в топливе, чтобы выжить, и плохое топливо приводит к снижению производительности. Исследования показывают, что когда подростки испытывают стресс, они часто выбирают для простоты и удобства нездоровую пищу.

Глядя на статистику ожирения, наши подростки более нездоровы сегодня, чем когда-либо прежде. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, число детей с ожирением в Соединенных Штатах выросло более чем в три раза с 1970-х годов. В настоящее время один из пяти детей школьного возраста (в возрасте 6-9 лет) имеет ожирение (Россия входит в ТОП-4 стран по ожирению – прим.ред.).

Многие из продуктов, которые подростки предпочитают есть, могут усугубить их уровень стресса, например, такие как кофеин и сахар.

С другой стороны, лучше хоть какое-то топливо, чем никакого. Некоторые подростки не едят вообще во время стресса. По данным Американской психологической ассоциации почти 23 процента подростков пропускали прием пищи в прошлом месяце из-за стресса, а 39 процентов из них делают это регулярно как минимум раз в неделю.

Сон является еще одним отличным способом нейтрализовать тревогу и стресс. К сожалению, подростки спят меньше, чем 8-10 часов в сутки, как рекомендовано специалистами.

Примерно каждый пятый признает, что не получая достаточно сна, чувствует себя более напряженно.

Итак, чтобы отдохнуть и расслабиться, очень важно высыпаться!

Физические упражнения

Физические упражнения дают множество бонусов, таких как улучшение настроения, повышение энергии и уменьшение стресса. Учитывая это, остается загадкой, почему так много людей не занимаются спортом регулярно. На самом деле, исследование показало, что только 20 процентов молодежи делают зарядку или занимаются спортом один раз в неделю, остальные не делают этого вообще.

Что же делают подростки, чтобы уменьшить стресс? По данным исследования, точно не физические упражнения.

На вопрос, как они справляются со стрессом, подростки отвечают, что слушают музыку, играют в компьютерные игры или смотрят телевизор.

Выяснилось, что чем выше уровень стресса подростка, тем больше времени он проводит онлайн. В среднем 3,2 часа каждый день. Для сравнения – тинейджеры, которые не подвержены или имеют низкий уровень стресса, сидят в сети около 2 часов ежедневно. По данным Американской психологической ассоциации сидячий образ жизни усугубляет ситуацию и может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Сегодняшние подростки напряжены максимально – гормональные изменения, нагрузки в школе, взаимоотношения со сверстниками, повышенная ответственность и многое другое.

Для того, чтобы помочь им, мы должны вернуться к истокам, обеспечив здоровое питание, сон и физические упражнения. Без удовлетворения этих базовых потребностей трудно противодействовать стрессу и беспокойству. Ключ к здоровому образу жизни – это возврат к основам самосохранения.

Автор: Кассада Ломан, подростковый психолог, доктор философских наук, преподаватель Университета штата Калифорния в США.

Перевод Марины Польской специально для «Мамсилы»

Состояние стресса и его влияние на подростка и ребенка-дошкольника

В борьбе со стрессом и его влиянием на подростка и дошкольника важно помнить, что состояние вызывается внутренними страхами и тревогами. Особенно это актуально в подростковый период, когда все чувства обостряются и ребенок остро реагирует на любой раздражитель. Порой самый незначительный конфликт может вызвать настоящую душевную травму.

Часто взрослые могут даже и не думать про детские стрессы, так как одни и те же проблемы в разном возрасте воспринимаются по-своему. Подростковые неприятности взрослым могут казаться не такими значительными на фоне их собственных. Но такая ситуация не является нормой. Если человек долгое время находиться под влиянием стресса, то последствия для него могут быть неутешительными. Для решения таких проблем ребенку может понадобиться квалифицированная психологическая помощь. Иногда, чтобы справиться со стрессом, потребуется медикаментозное лечение.

Причины стресса в дошкольном возрасте

Стресс у ребенка не обязательно связан с чем-то плохим. Все новое и неизвестное очень часто будоражит психику взрослых, а что уже говорить о маленьких членах общества! Стресс у детей дошкольного возраста — это распространенное сегодня явление. Нарушение эмоционального состояния в этот возрастной период связано, прежде всего, с адаптацией ребенка в обществе. Новая среда обитания (детский сад) обязательно вызовет волнение. Некоторые дети быстро адаптируются и легко вливаются в коллектив. Для других же это может стать настоящей проблемой. Чтобы процесс социализации прошел более мягко, малышей начинают приучать к садику заранее.

Кроме адаптации в детском садике, причинами эмоциональных потрясений могут стать:

  • неожиданное изменение условий жизни;
  • постоянные ссоры в семье, при этом ребенок слышит взаимные упреки родителей;
  • ссоры могут быть и между детьми (постоянная конкуренция в саду или дома вызывает напряжение в отношениях, таким детям трудно контролировать свои эмоции);
  • дети приобретают склонность к стрессам, если уже с раннего возраста они часто смотрят телевизионные передачи и приучены к компьютерным играм;
  • если при посещении сада между ребенком и воспитателем произошел конфликт, то, скорее всего, воспитанник будет испытывать стресс;
  • детские страхи могут быть связаны с испугом (боязнь собак, уколов, воды и т. д.)

Когда время обучения в дошкольном учреждении заканчивается, ребенка ждут новые волнения и переживания. После садика все дети идут в школу, и начинается очередной этап адаптации к новым жизненным условиям.

Причины стресса в школьном возрасте

В быстротечном современном мире понятие стресс все больше на слуху и все чаще такое состояние диагностируют у детей. Чтобы справиться с ситуацией, необходимо выявить факторы, приведшие к ней. А причины стресса у современных подростков могут быть самыми разными:

  1. Переезд. Очень часто стресс может быть вызван сменой места жительства. Ребенок оставляет своих друзей, школу, привычный уклад жизни. Для некоторых это крайне трудно. Чувствительные личности могут очень переживать, что не приживутся в новом школьном коллективе и не найдут друзей. Именно страх, вызванный необходимостью адаптации к новому окружению, чаще всего становится причиной подросткового стресса.
  2. Проблемы в семье — это еще одна предпосылка к стрессу. Состояние может быть спровоцировано разводом родителей, смертью или болезнью кого-то из близких людей. Очень часто подростки винят в случившемся себя и замыкаются. Стрессовое состояние могут спровоцировать любые эмоциональные потрясения (хорошие и плохие).
  3. Издевательства в школе — это еще один неблагоприятный фактор. Обычно дети не справляются с запугиваниями и издевательствами со стороны сверстников и чувствуют из-за этого эмоциональный дискомфорт. Такая ситуация сильно влияет на психику ребенка. Ученик, который постоянно находится в стрессе, плохо учится и часто болеет.
  4. Подростковый стресс еще может быть связан с трудностями школьного процесса, когда ученик не может разобраться с какой-нибудь темой или предметом. Особенно подвержены внутренним волнениям отличники, когда получают плохую оценку.
  5. Низкая успеваемость — это еще одна причина стресса в подростковом возрасте. Из-за низких отметок ученик может чувствовать давление со стороны более успешных сверстников, учителей и родителей. Оно очень сильно угнетает эмоциональное состояние.
  6. Чрезмерная занятость школьника. Спортивные секции, музыкальная школа, творческие кружки — все это хорошо, но только тогда, когда в меру. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха может спровоцировать хроническую усталость.

Это главные причины стресса у подростков.

Симптоматика состояния

Что следует назвать симптомами стресса? Иногда выявить признаки данного состояния очень тяжело, так как дети постоянно развиваются, при этом изменения происходят не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Но все-таки существуют обобщенные симптомы стресса, которые точно укажут на патологию:

  1. У детей дошкольного возраста нарушение эмоционального состояния будет сопровождаться:
    • возросшей требовательностью;
    • раздражительностью;
    • в стрессовом состоянии ребенок часто ведет себя не так, как обычно: берет в рот пустышку, отказывается есть ложкой, капризничает и т. д.;
    • иногда патология проявляется дефектом речи;
    • из-за страхов ребенок может плохо спать;
    • новые обстоятельства и люди могут вызвать у малыша слезную реакцию;
    • симптомом стресса может быть изменение в поведении: ребенок становится более активным или, наоборот, слишком спокойным;
    • агрессивное состояние, нервозность, постоянно плохое настроение — это первые признаки эмоциональных нарушений.
  2. У детей школьного возраста будут отмечаться следующие состояния:
    • быстрая утомляемость, апатия;
    • боли в голове, области сердца или тошнота;
    • стресс у школьников может стать причиной ночных кошмаров;
    • некоторые дети могут пытаться причинить себе вред или специально провоцируют эмоционально острые ситуации;
    • агрессия к себе и окружающим — это признаки внутренних страхов (обычно такая реакция возникает, когда родители проявляют интерес к жизни подростка);
    • некоторые дети могут стать капризными и нетерпимыми в поведении;
    • у некоторых патология проявляется чрезмерной озабоченностью своим здоровьем или внешностью;
    • заниженная самооценка и угнетенное настроение — это первые звоночки о том, что подростку необходима помощь взрослых;
    • слишком сильная старательность, когда ребенок пытается любым способом получить похвалу взрослых, должна также насторожить родителей и учителей;
    • у некоторых стрессовое состояние сопровождается плохой успеваемостью в школе (память и внимание ухудшается, интерес к учебе пропадает);
    • школьный стресс может проявляться сниженной социальной активностью (подросток не хочет встречаться с друзьями, с нежеланием посещает школу);
    • часто дети начинают курить и употреблять алкоголь;
    • некоторые под влиянием стресса теряют аппетит или, наоборот, начинают больше есть.

При любых проявлениях патологии лучше обратиться к специалисту.

Методы борьбы и профилактика

Расшифровка такого понятия, как стресс, связана с внутренними волнениями. Именно на это необходимо делать ставку при решении проблемы. Современным подросткам очень тяжело самостоятельно справляться со страхами, и помощь взрослых им просто необходима.

Чтобы преодолеть стресс у подростков, можно воспользоваться общими рекомендациями:

  1. Необходимо определить причину внутреннего дискомфорта ребенка, только заметив его проявление. В этом способен помочь психолог.
  2. Чтобы найти общий язык с подростком, необходимо создать доверительную атмосферу в семье. Если ребенок сможет рассказывать о своих переживаниях родителям, ему не придется искать решение проблемы в интернете.
  3. Отношения в семье должны строиться таким образом, чтобы сила влияния родителей на жизнь подростка оставляла пространство для его личностного развития.
  4. Стрессы могут быть спровоцированы постоянными недосыпами, поэтому важно контролировать, когда ребенок ложиться спать.
  5. Родители должны адекватно оценивать нагрузку. У школьника должно быть свободное время для отдыха.
  6. Для преодоления стресса необходимо уменьшить время за компьютером. Вместо этого можно вместе выйти на прогулку.
  7. Еще можно придумать совместное хобби. Оно должно подходить подростку по возрасту.
Смотрите так же:  Проблема взаимоотношения человека с другими людьми сочинение

Родители должны окружить ребенка заботой, чтобы он чувствовал их любовь и поддержку. В подростковом возрасте важно стать своему сыну или дочке настоящим другом.

Последствия стрессов в подростковом возрасте

Почему одни — победители, а другие — неудачники?

Почему одни люди, столкнувшись с трудностями, успешно преодолевают их, а другие — нет? Почему одни умеют найти выход из безвыходного положения, а другие запросто сдаются? Почему одни — победители, а другие — неудачники? Может быть, залог многих наших побед и неудач как раз в том, как в начале нашей жизни мы учимся справляться с разочарованиями и стрессами.

И это зависит от нас

«Собирать» картину мира и определять свое место в нем подросток будет обязательно, вопрос лишь в том, как он будет делать это. Спокойно и радостно или, наоборот, настороженно, вздрагивая и напрягаясь в ожидании подвохов и катастроф. А это во многом зависит от нас — родителей. Не бояться большого мира, радостно и полноценно изучать его можно только тогда, когда доверяешь ему.

Вашего повзрослевшего ребенка в особенности ничто не тревожит и тревожит все сразу. Перед ним постоянно стоит проблема выбора, одолевают новые ощущения, он по-новому оценивает себя, других людей, пытается осознать, что такое секс, что такое будущее. И чем более значительную роль в жизни хочет играть ваш подросток — тем сильнее будет напряжение, тем чаще ему придется сталкиваться с разочарованиями и стрессами. Причиной же стресса чаще всего может быть самое обыденное, отнюдь не чрезвычайное напряжение, а те самые мелочи, с которыми он вполне может справиться.

Бывает так, что после неудачного дня подросток приползает домой, забирается в постель и спит несколько часов. Но бывает и наоборот. Его сердце бешено стучит. Прошибает пот. Пересыхает во рту. Трудно глотать. Ощущение подавленности. Бессонница…
Подрастающий человек достаточно часто испытывает и физическое и психологическое напряжение. И хотя подростки более подвержены стрессам, чем взрослые, природа позаботилась и отпустила им большие энергетические запасы, которые позволяют им быстрее, чем взрослым, справляться со стрессом. Вопрос: насколько успешно? И это тоже во многом зависит от нас — родителей.

Из любой ситуации есть выход

Разочарования и стрессы случаются у всех: и у больших, и у маленьких.
Но взрослые знают, что это неизбежная часть нашей жизни, и в большинстве случаев умеют успешно их преодолевать. А вот подростку с его коротеньким жизненным опытом справиться бывает куда труднее. Ему кажется, что сейчас, когда не получилось, когда не сбывается ожидаемое, рушится все, и пережить это просто невозможно. Это целая гамма негативных чувств: бессилие, отчаяние, безнадежность. Если подросток долго не может избавиться от них, если часто и подолгу пребывает в таком состоянии, эти чувства становятся настолько привычными, что начинают влиять на характер.

Почему одни люди, столкнувшись с трудностями, успешно преодолевают их, а другие — нет? Почему, когда срываются какие-то планы или не оправдываются ожидания, одни люди приходят в отчаяние, впадают в депрессию, а другие — нет? Почему одни умеют найти выход из безвыходного положения, а другие запросто сдаются? Почему одни — победители, а другие — неудачники? Может быть, залог многих наших побед и неудач как раз в том, как в начале нашей жизни мы учимся справляться с разочарованиями и стрессами.

Нормально в два года шумно протестовать, когда мама внезапно выхватывает тебя из песочницы, в 7 лет нормально прийти в отчаяние, когда учил — и не смог ответить, а в 13 —впасть в транс из-за того, что друзья ушли без тебя в поход. Ненормально, когда такие эмоции слишком долго командуют юным человеком.

Масса негативных эмоций разом накатывает на подростка, когда он понимает, что его ожидания не сбылись. Что противопоставить ему? Надежду. «Да, ты ошибся… да, тебе не повезло… да, у тебя что-то не получилось… Но из любой ситуации есть выход, и только от тебя зависит, как дальше будут складываться отношения, как пойдут твои дела», — подросток в это должен поверить.

Разочарования и стресс могут обескуражить, а могут стать положительным стимулом, толчком к новым решениям и действиям. В сущности, кем и каким будет ваш ребенок, во многом зависит от того, как вы будете реагировать на его переживания, и как подросток научится справляться с собой и своими неприятностями.

Когда, например, в классе раздают контрольные работы, «отличники поневоле» — те, кому внушили, что все другие оценки — позор, страдают сильнее всего. Им заранее страшно: а вдруг «не то»?! И если оказывается действительно «не то», ребенок в отчаянии, ему трудно собраться и взять себя в руки, иногда сделать это просто невозможно. Долгое глубокое разочарование —это стресс, и стресс довольно опасный. Когда ваш ребенок «не в себе», подумайте, в чем истинная причина его переживаний. Подумайте, почему он так сильно разочарован. Может быть, это вы сами ожидаете от него слишком многого и он боится вас разочаровать? Когда, например, вы требуете от ребенка сплошных пятерок, не удивительно, если он придет в отчаяние от одной «тройки». Это не так и безобидно, так как теряется радость от самого учения, узнавания нового, вместо азарта и любопытства — вечное напряжение. Подобное никогда не случится с теми детьми, которых родители настраивают в первую очередь не на отличные оценки, а на знания, узнавание нового.

Если ребенок слишком долго не успокаивается, скорее всего, то, что произошло и из-за чего он страдает — только повод, последняя капля, а на самом деле причина его страданий в другом. Что делать? Надо выяснить, из-за чего ребенок страдает на самом деле.

Чаще всего — это какое-то опасение, какой-то страх, который прочно поселился в ребенке: страх одиночества, страх смерти, страх какой-то потери. А если посмотреть еще внимательнее, то начало всех страхов лежит в одном, самом большом: в страхе «меня не любят» или «меня не будут любить».

Если ребенок действительно уверен в вашей любви, он сумеет принять неприятные переживания и разочарования с ними связанные не как крушение мира, а как опыт, пусть сложный, но такой, который может чему-то научить. Не как тупик, а как поворот, как новый этап пути.

Например, ваш подросток отстает по химии. Вроде бы и учит, и вы его проверяете, и материал знает очень даже неплохо, а учительница все равно ставит «трояки». Вы уже и ходили, и просили, и объясняли: «Ну не такой он плохой, ей-богу!» — ничего не помогает. Возможно, потому, что ваше чадо ведет себя слишком агрессивно. Вы-то понимаете, что это его оборонительная реакция, но вот учителю объяснить как-то не получается. Теперь самое лучшее, что вы можете сделать, — это не кидаться прикрывать и улаживать, а советовать, направлять и подправлять. А он в свою очередь научит вас невмешательству, умению вовремя дать ему нужную дозу свободы — то есть доверию. Вере в него. И уж поверьте, эти качества вам обоим еще многократно пригодятся.

Есть задача у ребенка. Есть задача у вас. Так что все очень просто: решайте ее — и будьте счастливы. Ведь мы с вами знаем, а ребенку еще надо понять, что в жизни всякое бывает. Что бывают ситуации, которые надо просто пережить. Нам надо научить своих детей переживать свои разочарования не как тяжелый стресс, а как полезный опыт.

Жизнь — как зебра

Вам не обязательно делать все это. Но выслушать, проявить поддержку, подождать, пока накал эмоций стихнет, показать перспективу — вот оптимальный алгоритм, который помогает справиться со стрессами и большими, и небольшими.

Кстати, у каждого из нас есть свой способ справляться с трудностями, а дети учатся у нас. У вас получается, вы умеете не впадать в отчаяние надолго — прекрасно, уже одним этим вы даете ребенку отличный урок: как справляться с собой, как не отчаиваться, как искать и находить выход. У вас есть опыт преодоления — и очень хорошо бы передать его своему ребенку.

Очень полезно через какое-то время вспомнить ту ситуацию, из-за которой ребенок так страдал, пусть юный человек поймет, что время действительно лечит. И что жизнь — как зебра, полосатая лошадка.

Алгоритм борьбы со стрессом у подростков

Мы не можем уберечь подростка от всех мучительных переживаний. Но мы можем утешить и научить его справляться с ними:

  • Не нервничайте сами, не паникуйте, не делайте из этого проблему. Ваше доброжелательное спокойствие убедит подростка, что «не все потеряно», «есть выход».
  • Не возмущайтесь, если юный человек не так себя ведет (грубит, плачет, буянит). Такое поведение — не против вас, а из-за того, что он действительно страдает.
  • Не высмеивайте и не критикуйте, не торопитесь перечислять ошибки.
  • Расспросите, дайте высказаться, но не говорите: «Ну, подумаешь, не поехали… в следующий раз…».
  • Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, утешаются быстрее.
  • Ищите и найдите вместе выход (другой вариант, хорошую замену, способ исправить, улучшить…).
  • Наберитесь терпения и просто подождите, пока он сам справится с ситуацией.
  • Покажите, как много значит он для вас.

Причины стрессов у современных подростков

Основные причины стрессов

Стресс является реакцией организма на переживания, перенапряжение или однообразие жизни. Небольшой стресс необходим для каждого, потому что он активизирует мыслительный процесс. Однако когда стрессов очень много, организм утрачивает способность разрешать проблемы, возникает риск развития заболеваний.

Природа и причины стресса подробно изучены и довольно сложны, они объединены с гормональной, нервной и сосудистой системой. Сильный стресс негативно сказывается на здоровье. Он понижает защитные функции иммунной системы, в нем кроется причина развития большинства болезней (желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых).

Объективные причины возникновения стресса связаны с переменами. Все, даже положительные перемены приводят к нарушению эмоционального равновесия, которое поддерживается человеком.

В основном люди отождествляют стрессовые факторы с неприятными событиями, к примеру, тяжелый рабочий график, утрата чего-то существенного и дорогого. К этим факторам относятся и позитивные обстоятельства – получение вознаграждения, супружество, повышение заработной платы. Это хорошие факторы, однако от них также зависят объективные причины стресса.

Данные факторы, позитивные они или негативные способствуют стрессу, в зависимости от того, как воспринимаются обстоятельства. У человека, который воспринимает неудачи как обучающий профессиональный опыт, стресс выражается в виде небольшого эмоционального беспокойства. Для человека, который очень сильно переживает из-за неудач, стресс чреват развитием заболеваний, таких, как депрессия и помутнение рассудка. Как видно, причины стресса имеют относительный характер.

Объективные причины стресса бывают внешними и внутренними.

Внешними причинами являются профессиональные издержки, жизненные перипетии, которые находятся под человеческим контролем. Внутренние причины находятся в человеческом рассудке, и в основном являются результатом воображения. Это разделение условное, потому что причины возникновения стресса взаимосвязаны.

Основные объективные факторы

  1. Финансовые отношения. Покупка машины или квартиры, потеря денег вследствие воровства или проигрыша, долги.
  2. Работа. Иногда создается впечатление, что карьера и работа вызывают постоянный стресс. Потому что большинство людей главным жизненным приоритетом считают поддержание своей профессиональной занятости.
  3. Здоровье и безопасность. Вопросы здоровья все время болезненно воспринимаются людьми, потому что такие проблемы чреваты развитием заболеваний и являются косвенной угрозой для жизни.
  4. Семья. Конфликтные взаимоотношения в семье могут являться тяжелым стрессом. Это состояние может затянуться на длительное время и иметь последствия в виде серьезных заболеваний.
  5. Личные связи. Отношения эмоционального характера с друзьями, профессиональные взаимоотношения с сотрудниками и посторонними людьми часто порождают стрессовое состояние.
  6. Личные проблемы. Людям присуще контролировать себя и окружение. Если этот профессиональный самоконтроль слабеет, у человека возникает стрессовое состояние.
  7. Смерть. Потеря родного человека или ожидание смерти является серьезным источником стресса.
  8. Невозможность самовыражения. Люди стараются самовыражаться и исполнять профессиональные ведущие роли, но далеко не всем это удается.

Предпосылки стресса на работе

Стресс могут спровоцировать объективные причины, которые связаны с работой и профессиональной деятельностью предприятия. Причины стресса на работе бывают следующие:

Факторы стресса у подростков

Причины, вызывающие нарушение внутреннего психологического баланса подростка, могут быть абсолютно любые. В числе причин: скрытая обида, чувство зависти к успешному однокласснику, непредвиденные обстоятельства, насилие в школе.

Провоцирующих моментов как действительных, так и придуманных, довольно много. Подросток с неокрепшей нервной системой очень сложно переживает подобные ситуации. Порой достаточно малейшей неудачи, и развитие симптомов заболеваний, таких, как депрессия или моральная травма гарантированы.

С 12 лет у тинэйджеров происходит гормональный взрыв. Это сопровождается изменениями психики, нередкими сменами эмоционального состояния, а временами и развитием физиологических заболеваний.

Родители обязаны в это время научить ребенка преодолевать нахлынувшие эмоции и держать их под контролем, адекватно реагируя на разные жизненные обстоятельства. Умение контролировать собственные эмоции и оценивать обстоятельства со стороны — это основные составляющие гармоничной личности.

Самые распространенные объективные причины стресса у современных подростков следующие:

  • недовольство своим внешним видом (вес, рост, фигура);
  • проблемы в семье (ссоры, драки, развод родителей, скандалы, смерть родных);
  • взаимоотношения в школе (проблемы с друзьями и педагогами);
  • безответная любовь;
  • опасные увлечения (спиртное, наркотики, субкультуры).

    Продолжительное действие стресса на неокрепший организм может спровоцировать более тяжелые последствия во взрослой жизни. Поэтому родители обязаны срочно вывести ребенка из этого эмоционального состояния.

    Причины детского стресса

    Детский стресс и его причины зависят от возраста. В дошкольном возрасте ребенок привязан к семье и частично к детскому саду. Затем появляется большая роль школы. Поэтому объективные причины необходимо искать там, где существует основная эмоциональная и физическая привязанность ребенка.

    Основными причинами стресса у детей считаются следующие:

    Помимо этого, один стресс имеет серьезные последствия в остальных сферах. К примеру, развод родителей может способствовать развитию агрессии по отношению к другим людям, как следствие у ребенка могут появиться проблемы в школе.

    Иногда симптомы эмоционального стресса выражаются в виде развития болезней. При продолжительном стрессе болезнь может приобрести хронический характер. Поэтому для того чтобы вылечить малыша от заболеваний, нужно устранить детский стресс и его причины.

    Причины стресса у современных подростков

    Подростковый возраст сам по себе доставляет массу проблем и самому подростку, и окружающим его людям – родителям, родственникам, педагогам, друзьям. Сложный период в жизни подростка может ещё более осложняться стрессовыми ситуациями. Причиной стресса могут стать самые банальные вещи: страстная любовь, если она остаётся без ответа, ненависть к сопернику, злость к подруге, малейшее непонимание со стороны родственников, друзей. Впечатлительные подростки превращают в настоящую душевную драму обычные бытовые ситуации, что обращается для них серьёзными стрессами. Такое явление в наши дни становится достаточно обычным.

    В определённом возрасте меняется психика подростка, он постепенно взрослеет. В это время само взросление становится серьёзным стрессом, и остаётся мало шансов вырасти гармоничным и доброжелательным человеком. Последствиями подростковых стрессов обычно становятся комплексы неполноценности, фобии, замкнутость. Серьёзными причинами возникновения стрессов у подростков можно считать ситуации насилия, опасности, развод родителей, смерть близких людей. Стресс в любом возрасте таит в себе опасность, но именно у подростков он оставляет наиболее глубокий след в психике.

    Смотрите так же:  Внутриутробное развитие стресс

    Возможные причины стресса у современных подростков:

  • Несогласие между родителями, пьянство, скандалы, драки;
  • Болезнь родных людей;
  • Школьные неурядицы, необоснованные требования учителей, несправедливые оценки, конфликты с одноклассниками;
  • Перегрузки из-за внешкольных занятий;
  • Смена школы, необходимость привыкать к новому коллективу, другим учителям;
  • Первая влюблённость, безответная любовь;
  • Любые конфликты или недопонимания в окружении подростка.
  • Мальчики обычно расстраиваются из-за маленького роста, связывают с ним свою непопулярность. Девочки переживают из-за непропорционального роста, низкой популярности среди одноклассников, друзей.

    По каким симптомам можно определить, что у подростка развивается стрессовое состояние? Пожалуй, это тот вопрос, ответ на который должны знать все родители, чьи дети вступают в подростковую стадию развития.

    Широко распространённая симптоматика стрессового состояния подростков:

  • Отдаление от сверстников, от близких людей;
  • Замкнутость, стремление к одиночеству;
  • Нежелание разговаривать по телефону, общаться с друзьями, близкими;
  • Частая забывчивость;
  • Рассеянное внимание, витание в облаках, невозможность сосредоточиться;
  • Постоянное усталое, утомлённое состояние;
  • Отсутствие сна, в то же время внешне сонное состояние;
  • Отсутствие аппетита, или чрезмерный аппетит;
  • Угрюмость, измученность, апатичность;
  • Циклическая смена настроения;
  • Появление раздражительности, агрессии;
  • Внезапная, необоснованная гиперактивность;
  • Панический страх;
  • Частое курение, появление тяги к алкоголю;
  • Чрезмерное стремление похудеть.

    Список можно расширять или варьировать, так как в каждом индивидуальном случае стресс проявляется разными симптомами.

    Что делать родителям, если они заметили явные изменения в поведении, состоянии своего ребёнка? Прежде всего, не лезть с расспросами, стать ещё более тактичным, чутким. Как можно более тонко, но как можно чаще проявлять свою любовь во всех её формах. Привлекать подростка к семейным делам, наводить на интересующие темы разговоров, побуждать подростка открыться, поделиться горем. Исключить из общения шантаж, наказания, даже замечания по поводу поведения подростка. Дать возможность подростку самому принимать решение, как поступить в ситуации. Весьма важно встречное желание со стороны самого подростка. Так можно будет общими усилиями бороться за психическое здоровье ребёнка.

    Опубликовано: 21/01/2014 Автор: Антон Машнин Категория: Психология

    Не напрасно многие родители с опаской ожидают, когда ребенок достигнет подросткового возраста. В этот период юные парни и девушки особенно ранимы. Случается, что срывы происходят по малейшему поводу, нервы постоянно напряжены, а управление собственными эмоциями и поведением становится невозможным. Малейшее недопонимание, пустяковая проблемка – и подросток превращается в вулкан, испепеляющий на своем пути и родителей, и учителей, и одноклассников. Каковы причины стресса у современных подростков? Как исправить ситуацию? Давайте разбираться.

    Причины стресса у детей в подростковом возрасте настолько разнообразны, что перечислить их все невозможно. Затаенная или открытая обида, серьезные неприятности, критические ситуации (и реальные, и надуманные), проявленное по отношению к подростку насилие в любой его форме – все это в подростковом возрасте может вызвать стресс. Если взрослый человек со зрелой нервной системой это переживает спокойно, то у ребенка появляется внутренняя паника или депрессия, вызывающие психологические травмы.

    С двенадцатилетнего возраста организм ребенка учится справляться с бурей гормонов, что зачастую проявляется психологическими страданиями и даже физическим недомоганием. Родители подростка обязаны научить его контролировать эмоции, управлять ними, что гарантирует формирование целостной и гармоничной личности.

    Если выделить наиболее частые причины подросткового стресса, то они будут, скорее всего, такими:

    • недовольство своими физическими данными (вес, рост, внешность, неуклюжесть, слабость и тд.);
    • ситуация в семье (ссоры, насилие, смерть близкого человека, развод, драки, алкоголизм);
    • отношения с одноклассниками и учителями (соперничество, завышенные требования, смена школы, неуспеваемость, отсутствие друзей);
    • влюбленность (как ответная, так и безответная);
    • опасные увлечения (приобщение к различным субкультурам, наркотики, алкоголь).

    Продолжительное пребывание в подобном психологическом состоянии для подростка чревато серьезными проблемами, поэтому родители должны знать, как снять стресс у ребенка и вернуть его к нормальной жизни.

    Следует принимать меры, если вы обнаружили у ребенка следующие симптомы стресса:

  • хроническое недосыпание, усталость, повышение и снижение аппетита, сонливость, апатия;
  • отдаление от родителей, друзей, замкнутость;
  • резкая смена настроения;
  • падение самооценки;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам;
  • чрезмерное увлечение похудением.

    Не секрет, что продолжительный стресс часто бывает причиной ухудшения физического здоровья. От стресса у ребенка даже температура может повышаться! Ученые доказали, что взрослый человек, который в подростковом возрасте длительное время пребывал в подобном состоянии, чаще болеет, а его иммунитет значительно ослаблен. Что уж говорить об ухудшении психического здоровья? Подросток не может думать ни о чем, кроме своей проблемы, постоянно ищет выход. Хорошо, если он будет найден, ведь в последнее время случаи суицида в среде подростков перестали быть редкостью.

    Борьба со стрессом и его профилактика

    Пусть ребенок считает себя в возрасте 12-15 лет взрослым, но родительское внимание ему просто необходимо! Важно создать в семье доверительные и теплые отношения в дружеском формате, ведь для ребенка в этом возрасте «дружеский» совет часто значит больше, чем «родительский». Конечно, доверие, предоставление свободы и возможности самостоятельного принятия решений – это риск, но без этого полноценного человека воспитать невозможно!

    Лучшая профилактика стресса у детей – любовь, внимание, понимание, забота, доверительные отношения. Подросток, который уверен в том, что близкие в любой ситуации поддержат, не отвернутся, помогут, защищен от стресса надежным щитом под названием «семья»!

    Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы

    Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

    В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

    Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

    Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

    Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

    В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

    Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

    Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

    НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

    1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
    2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
    3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
    4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

    Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

    В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

    А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

    Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

    Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

    С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

    Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

    На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

    Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

    Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

    С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

    По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

    По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

    Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

    Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

    Стресс у детей. Причины, симптомы и лечение

    Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения. Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе. Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

    Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

    Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

    Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу. У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина. Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

    Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара). Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии. Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни. В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

    Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции. Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным. У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

    Основными стрессовыми ситуациями в старшем возрасте становятся ситуации с переменой окружающей обстановки и взаимоотношений. Если родители ребенка очень часто меняют место жительства, то это плохо сказывается на приспособительных реакциях детского организма. Ребенку постоянно приходится привыкать к новой обстановке, к новому детскому саду, к новой воспитательнице, искать новых друзей. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемами общения и самореализации. В этот период очень важно присутствие рядом человека, с которым можно поговорить, поделиться своими проблемами, попросить совета. Не всегда этим человеком могут стать родители, так как не все свои проблемы ребенок может рассказать маме или папе, но очень важно стремится к открытому диалогу с ребенком, стараться участвовать в жизни ребенка, помогать ему советами.

    Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров. В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

    Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

    Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам. Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

    Симптомы стресса у детей

    Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

    Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

    Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма. Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен. Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

    Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит). Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти. Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

    Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

    При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

    Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

    Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

    Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

    Как же бороться со стрессом у детей?

    Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

    Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

    Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

    Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых. Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год. Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

    В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

    Другие статьи

    • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
    • Права и обязанности ребенка в семье Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду? Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям. Кто-то […]
    • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
    • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
    • Самоукина игровые методы в обучении и воспитании Специальный курс обучения "Подготовка детей к обучению в школе" 1. Беседа о школе. Как называется ваша группа? Почему она называется подготовительная? Как вы готовитесь к школе? Зачем это нужно будет вам в школе? Зачем вообще дети учатся? Как называют детей в школе, […]
    • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]