Примеры из литературы самооценка

Самооценка по статье Крюкова «Я лучше, я умнее всех. » (ЕГЭ по русскому)

В данном для анализа тексте М.С. Крюкова поднимается проблема самооценки человека.

Рассуждая над данной социальной проблемой, актуальной для всех времен, М.С. Крюков обращает внимание на то, что она имеет две противоположные, но одинаково сильно вредящие человеку стороны: завышенная и заниженная самооценка. В первую очередь автор говорит о вреде самолюбия, так как оно опасно не только для самого человека, но и для окружающих. Для этого писатель предполагает, что было бы, окажись такой человек у власти — он «станет только вредить делу». Однако автор не упускает из внимания и людей, имеющих слишком низкую самооценку.

Это также является большой проблемой, ведь «в жизни каждого человека бывают моменты, когда он просто обязан проявить свое самолюбие». Таким образом, М.С. Крюков приходит к выводу, что и завышенная, и заниженная самооценка вредят человеку.

3. Авторская позиция:

Позиция автора дана очень четко: «Истинная цена человека рано или поздно обнаруживается». Каждый должен оценивать себя здраво и объективно, не относиться к людям с высокой или низкой самооценкой, находить середину между ними.

4. Собственная позиция:

Я согласна с позицией автора и считаю, что человеку стоит избегать крайностей и находить нейтральную позицию. Это относится ко всем сферам жизни, однако в случае с самооценкой это имеет особое значение.

Человек, переоценивающий свои возможности и берущий на себя слишком многое всегда загубит любое дело, а человек, недооценивающий собственную важность, всегда даст загубить себя.

1) Для подтверждения данной позиции следует обратиться к художественной литературе. Ярким примером человека с низкой самооценкой является Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой произведения Гоголя «Шинель». Он позволяет другим относиться к нему, как к человеку, стоящему ниже, чем все остальные. В первую очередь, это обусловлено низкой самооценкой. Именно такое восприятие себя и губит его.

2)Человек, переоценивающий свои возможности, вредит не только себе, но и всей стране. Например, в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» император Александр I, не обращая внимания на плачевное состояние русской армии, все равно принимает участие в войне с Наполеоном, тем самым обрекая на смерть огромное количество солдат и мирных жителей, не понимая бессмысленности этой войны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Самооценка человека. Способен ли человек объективно оценивать себя? (ЕГЭ по русскому)

Что влияет на формирование самооценки? Именно над этими вопросами размышляет М.С.Крюков в своём тексте. В нём писатель ставит нравственную проблему самооценки человека.

Автор, рассуждая по данной теме, опирается на собственные размышления. Многие люди, особенно в наше время, считают себя лучше и умнее других. Писатель уверен в том, что «человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях», не желая прислушиваться к мнению окружающих «беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения».

Прозаик приводит нас к мысли, что чрезмерная уверенность в себе, завышенная самооценка могут негативно отразиться на жизни человека, повлиять на его репутацию и на отношение общества к нему. Однако среди самоуверенных личностей есть такие люди, которые считают себя изгоем социального мира. М.С.Крюков обеспокоен тем, что человек, разменивающий «своё достоинство, как мелкую монету», не способен добиться в жизни каких-либо целей. Публицист заставляет нас задумать над тем, что нужно справедливо оценивать себя, свои возможности.

Позицию автора можно сформулировать следующим образом: у каждого человека должна быть объективная самооценка, не нужно возвышать себя среди других людей, показывать своё превосходство в чём-либо.

С точкой зрения М.С.Крюкова нельзя не согласиться.

Действительно, на формирование самооценки человека влияет множество факторов, и очень важно не перейти грань оценки самого себя.

Ярким доказательством выступает роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Один из героев романа Михаил Кутузов никогда не задумывался над тем, как выглядит в глазах окружающих, принимая какое-либо решение. Он руководствовался принципом для блага дела, действовал всегда в интересах общества. Этот пример иллюстрирует нам верное оценивания своих способностей, ведь именно этим герой вызывал уважение и восхищение среди людей.

Подтверждение данной проблемы можно найти в романе М.А.Булгакова «Мастери и Маргарита».

Главный герой из-за неуверенности в себе сжёг роман, над которым работал долгое время. На этот поступок его подтолкнула критика писателей, пошатнувшая психику Мастера. Мы приходим к мысли, что человек, обладающий низкой самооценкой, способен с легкостью поддаваться мнению окружающих.

Таким образом, поднятая прозаиком проблема заставляет каждого из нас задуматься о важности самооценки человека. Ведь именно она определяет положение людей в обществе и в жизни в целом.

Смотрите так же:  Будьте целомудренны в отношении чужих женщин

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Не могу вспомнить пример из литературы на тему самооценки. Приветствуется как низкая, так и высокая

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Проверено экспертом

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Самоуважение и самооценка

Самоуважение возможно лишь при адекватной самооценке.

Искажение самооценки приводит к потере самоуважения.

Есть и обратная связь: при достаточном самоуважении самооценка всегда адекватна.

Самоуважение — в идеале величина постоянная, это основа идентичности. Это признание за собой индивидуальной ценности и защита своей целостности, а также взятие на себя ответственности за свою жизнь.

Уважающий себя человек не позволяет себе быть зависимым и слабым, не подвергает сомнению свои возможности и права распоряжаться своей жизнью и обеспечивать свои потребности. Уважающего себя человека очень сложно согнуть или разрушить, потому что он защищает свою целостность, он считает свою психическую целостность — самым важным в жизни, не менее важным, чем физическая целостность или даже еще важней.

Самооценка — это инструмент для контакта человека с реальностью, с остальным социумом. Чтобы оценить что-то, надо это сравнить, сопоставить с какими-то образцами и вариантами. Оценка себя существует только в связи с оценкой других людей.

«Себялюбие — самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево» (На примере образов Онегина, Печорина, Базарова, Раскольникова)

Убивать в себе человека можно всю жизнь, изо дня в день. Таким «самоубийством» будут отсутствие деятельности, которая бы приносила радость, или наличие занятия, которое не вызывает в душе ничего, кроме скуки и отвращения; отсутствие рядом близкого человека, или жизнь на протяжении многих лет рядом с чужим тебе человеком; заниженная или завышенная самооценка.

Себялюбие и самолюбие не одно и то же. Иметь чувство собственного достоинства, уважать свое слово, свой труд необходимо каждому человеку, но, требуя уважения к себе, уважай и других, не считай себя последней инстанцией. В русской литературе девятнадцатого века есть несколько примеров «эгоистов поневоле»: Онегин, Печорин, Базаров, Раскольников и другие. Каждый из этих героев умен, желчен, ироничен, достаточно образован, безусловно, самолюбив. Но самолюбие их находит различные выходы, или «исходы», как говорил Ф.М. Достоевский.

Онегин — светский лев, комильфо, умеющий вести себя в любом обществе; вечно скучающий, так как не может найти цели, места в жизни. Он пробовал увлекаться модными экономическими преобразованиями и даже облегчил труд своим крестьянам, то есть применил знание на практике, но и это не приносит герою удовлетворения. Попытался писать, но, как мы помним, возникла проблема с ямбами и хореями. Скука — главный враг Онегина. От скуки дружит, от скуки меняет места жительства, а любить не умеет. И хотя Автор не сомневается в искренности чувства своего героя, Татьяна более сурова к нему:

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна:

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принести

Вам соблазнительную честь?

Неизвестно, права ли Татьяна. Играющий с людьми Онегин уже получил по заслугам, когда погиб Ленский. Теперь они с Татьяной поменялись местами: героиня напоминает Онегину о том, что нужно «властвовать собой». Что происходило с ним после отъезда из деревни и после отказа Татьяны — мы не знаем. Но то, что, несмотря на многочисленные знакомства, победы над женщинами, герой одинок, не вызывает сомнения.

Печорин, как и Онегин, играет людьми. Судьба героев похожа. Наслаждение удовольствиями жизни, доступными за деньги; большой свет, любовные интриги; чтение и учение надоело. «Тогда мне стало скучно». Печорин — офицер, служащий на Кавказе. Он довольно долго считал, что скука «не живет под чеченскими пулями», но и к пулям быстро привык. Как и Онегин, герой романа «Герой нашего времени» пытался забыться в любви, найти здесь счастье, но любовь дикарки оказалась сродни любви светской дамы.

«Глупец я или злодей, не знаю…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь — только не в Европу, избави боже! поеду в Америку, в Аравию, в Индию, — авось где-нибудь умру на дороге!» Герой напророчил себе судьбу. Возвращаясь из Персии, Печорин умирает, что дает возможность Автору опубликовать его журнал, исповедь человека, в котором слились пороки и достоинства целого поколения.

Смотрите так же:  Влюбить мужчину манипуляция

Онегин дрался на дуэли, путешествовал; Печорину дуэлей и путешествий оказалось мало: выкрасть Бэлу, связаться с контрабандистами, встать под пули в заведомо нечестном поединке, каждодневно испытывать судьбу — таков путь человека самолюбивого, одинокого, болезненно реагирующего на общественное мнение и презирающего его. Вся его жизнь — это игра с жизнью и смертью, как своими, так и других. Оба героя — люди интересные, умные, не знающие, куда себя деть, к чему применить, делают несчастными тех людей, которые имели глупость или мужество к ним привязаться, но это отнюдь не доставляет им удовольствия, скорее воспринимается как проклятие.

В 60-ые гг. герои романов русских писателей задавались тем же вопросом, что и в 40-ые: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…». Плеяду «лишних людей» сменяют разночинцы, презирающие светских львов с их барскими привычками и полной, с их точки зрения, бесполезностью. Протест против серой, скучной, обыденной действительности выливается в традиционный поиск конкретного дела, приносящего пользу людям: Базаров уйдет с головой в работу, Раскольников попытается осчастливить человечество, убив никому не нужную и вредную старуху. И вновь все вернется на круги своя.

Осуждая Павла Петровича за «романтизм», Базаров окажется в аналогичной ситуации. Дуэль, которая из-за слуги похожа на фарс, могла привести к гибели обоих героев. Но погибнет не проживший жизнь Павел Петрович, а только начинающий жить Базаров. И в данной ситуации дело — работа врача стало косвенной причиной преждевременной смерти героя. Он не был одинок так, как Онегин или Базаров, ведь рядом были любящие родители и великодушная Анна Сергеевна. Будет долго помнить учителя и «ученик» Аркадий Кирсанов. И все же все могло быть, наверное, иначе, не будь Базаров столь самолюбив. Он прав: каждый сам себя сделать должен, но любовь, дружба, семья, искусства, науки могут дать бессмертие.

Каждый из представленных героев противоречив, двойственен, но противоречия, свойственные душе Родиона Раскольникова, поражают изощренного читателя. Непомерная гордость соседствует с жертвенностью и милосердием, убийца уживается с проповедником. Убийство одного ведет за собой убийство многих: если смерть Алены Ивановны продумана, запланирована, то юродивая Лизавета уже невинная жертва теории и практики Раскольникова. Герой романа прекрасно понимает, что, начав убивать, он убил прежде всего себя, свою душу, человека в себе.

Пытаясь что-то себе и всем вокруг доказать, Раскольников оказывается в пустоте, изоляции, одиночестве, и это самое страшное из всех его наказаний. По сравнению с ним, каторга — только проформа, только попытка искупления совершенного. В финальном сне героя романа «Преступление и наказание» возникают «трихины», микроскопические существа, вселяющиеся в людей и заставляющие каждого человека думать, что только его жизненная позиция верна, только его идеи бесспорны, приводящие к отрицанию всего и всех вокруг, кроме самого себя.

А в результате саморазрушение, гибель. И только очень немногие способны бороться с этими трихинами, у них есть иммунитет: вера в бога, людей, добро, гармонию человека и природы, способность и готовность быть счастливыми. «Трихины» самолюбия поразили Онегина, Печорина, Базарова, Раскольникова и многих других, но у каждого из них была возможность избежать судьбы «одинокого дерева»: Онегин смог полюбить, а роман не закончен; Печорин умер, но, кто знает, что было бы, если бы он догнал Веру; мировоззрение Базарова перевернула любовь к Одинцовой; любовь Сони возродит Раскольникова. Против самолюбия есть только одно противоядие любовь к другому человеку.

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Навигация
    • Конструктор урока
      • Урок открытия нового знания (ОНЗ)
        • Этап 1. МОТИВАЦИИ
        • Этап 2. АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
        • Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
        • Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
        • Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
        • Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
        • Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
        • Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
        • Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        • Технологическая карта урока
        • Алгоритм конструирования урока открытия нового знания

Этап 9
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель этапа

Приёмы

УУД

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке,

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Личностные:
— формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
— формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
— восприятие оценки учителя,
— адекватная самооценка.

Познавательные:
— построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
— анализ,
— синтез,
— установление причинно-следственных связей.

Описание

В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока Можно скомбинировать опрос – итог с интересным фактом, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное

Смотрите так же:  Когда мужчина влюблен 15

Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам)

Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой.
Побеждает группа с самым длинным списком.

Учащиеся составляют вопросы- суждения по теме (не менее 10) и сдают на проверку. Потом их можно использовать на семинаре.

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.
Пример. Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?
— Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время. — Хотела бы уменьшить домашние задания. — Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. — Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

«Толстый и тонкий вопрос»

Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
• умение формулировать вопросы;
• умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
По теме урока «Информационная безопасность» можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?
Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
‘Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.
‘Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]