Примеры вялотекущей шизофрении

Шизотипическое расстройство. Формы вялотекущей шизофрении


Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В данной статье я приведу две наиболее удобных (с Моей точки зрения) классификации форм вялотекущей шизофрении (шизотипического расстройства F21 по МКБ-10), краткую классификацию всей рубрики расстройств F20-29 по МКБ-10 (Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства) по степени тяжести симптоматики, а также расскажу о вялотекущей шизофрении с явлениями деперсонализации.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « Онлайн услуги психолога-психотерапевта ».

Если Вы хотите понять, больны ли Вы (или кто-то из Ваших близких) какой-либо из форм шизофрении, то перед тем, как тратить море времени на чтение всех 20 статей данной рубрики, я настоятельно рекомендую Вам (для экономии Ваших сил и времени) посмотреть (причем желательно до конца) мой видеоролик на тему: «Почему на моем ютуб-канали и сайте НЕ будет больше материала по психиатрии? Как научиться проводить качественную диагностику психических заболеваний?»

Первая классификация была взята мною из книги д.м.н., профессора ОНУ им. Мечникова, Простомолотова Валерия Федоровича «Пограничная психиатрия»:
«В связи с преобладанием тех или иных патологически продуктивных (псевдоневротических и псевдопсихопатических симптомов: обсессивных, фобических, компульсивных, истерических, деперсонализационных) и негативных расстройств в рамках вялотекущей шизофрении выделяются следующие ее варианты:
а) с обсессивно-фобическими расстройствами;
б) с симптомами деперсонализации;
в) с истерическими (диссоциативными, конверсионными) расстройствами;
г) вялотекущая простая шизофрения (Смулевич А.Б., 1999)».

Уважаемые Читатели, данная классификация, с моей точки зрения, очень емкая и точная, и прекрасно отображает все формы вялотекущей шизофрении. Более того, на нее вполне можно опираться в научной работе, так как в ее основе лежат достоверные научные данные, полученные Смулевичем в ходе многочисленных исследований на тысячах больных.

А сейчас я приведу Свою классификацию форм вялотекущей шизофрении, которая ни коим образом НЕ претендует на какую-либо научность, но, на мой взгляд, несколько более удобна вследствие своей детальности и подробности.

Все формы вялотекущей шизофрении я разделяю на 2 группы:
1) Вялотекущая шизофрения преимущественно с Неврозоподобной Симптоматикой.
2) Вялотекущая шизофрения преимущественно с Психопатоподобной Симптоматикой.

В первую группу включаются:
1) Обсессивно-фобический вариант:
А) Панические атаки (пример данной формы вялотекущей шизофрении я описал в одной из предыдущих статей).
Б) Дисморфофобический (дисморфоманический) вариант. Подробно об этой форме вялотекущей шизофрении я напишу в статье « Симптомы шизотипического расстройства личности », где детально разберу пример из своей практики психологического консультирования.
Сюда же, к пункту 1Б), можно отнести и вариант «Нервной Анорексии», которая была вызвана идеями собственного телесного уродства (чаще наблюдается у девочек-подростков).
В) Астеноипохондрический или ипохондрический вариант. Подробнее об этом я напишу в статье « Шизотипическое личностное расстройство ».
2) Деперсонализационно-дереализационный вариант. Данную форму вялотекущей шизофрении я опишу в Конце заметки.

Во вторую группу включаются:
1) Форма нарастающей шизоидизации (т.е. вялотекущая простая, бедная симптомами шизофрения). Подробнее об этом я напишу в статье « Простая вялотекущая шизофрения ».
2) Форма неустойчивого поведения (характерна для подростков; имеются сходства с неустойчивой психопатией);
3) Эпилептоидная форма (характерна для подростков; имеются сходства с эпилептоидной и эксплозивной (импульсивной, возбудимой) психопатией);
4) Истероидная форма. Хотя последнюю, в зависимости от симптоматики, можно отнести также и к невротической форме вялотекущей шизофрении – ее обсессивно-фобическому варианту.

Психопатическая форма шизофрении имеет весьма специфический набор симптомов: агрессивное отношение к близким, такие патологии влечений, как дромомания, клептомания и ряд других моно маний, патологическая жестокость, вплоть до убийства, общая расторможенность сексуальных и других влечений (употребление алкоголя, наркотиков). Все это протекает на фоне абсолютной эмоциональной холодности. Однако после 23-25 лет эти личности могут полностью перестроиться, что совершенно НЕ характерно для истинных психопатий.

Уважаемые Читатели, а сейчас хочу предоставить Вашему вниманию классификацию рубрики F20-29 (Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства), которую привел нам на курсах по пропедевтике психиатрии руководитель нашей группы, к.м.н., доцент кафедры психиатрии ОГМУ, Пахмурный Виктор Анатольевич, и которая, на мой взгляд, блестяще отображает постепенное утяжеление симптоматики расстройств из рубрики F20-29:
1) Условно здоровые люди. По каким критериям можно судить о том, что человек полностью ПСИХОЛОГИЧЕСКИ Здоров? Об этом я напишу в статье « Психиатрическая диагностика ».
2) Люди с легкими странностями (слабо выраженная акцентуация характера; подробнее о последней Вы можете прочесть в статье « Понятия темперамента и характера »).
3) Ярко выраженные Аутистическая и/или Шизоидная акцентуации характера. У них уже могут возникать некоторые проблемы с социализацией. Вследствие этого у данной категории людей возможно появление тех или иных невротических симптомов.
4) Параноидная и шизоидная психопатии (расстройства личности).
5) Пограничная психопатия (расстройство личности).
6) Шизотипическое расстройство (вялотекущая шизофрения).
7) Бредовое расстройство.
8 ) Шизофрения.

Уважаемые Читатели, а сейчас я приведу материал о форме вялотекущей шизофрении с явлениями деперсонализации, взятый из книги В.Ф. Простомолотова «Пограничная психиатрия»:
«Клиническая картина этой формы заболевания определяется симптомами отчуждения в различных сферах самосознания:
1) Аутопсихической деперсонализации. (Когда собственные мысли, чувства, эмоции, ощущения воспринимаются как нечто постороннее, принадлежащее различным явлениям Внешнего Мира, нежели Внутреннему Миру Человека. Например, собственное побуждение действовать осознаётся пациентом как нечто чуждое, не принадлежащее ему и навязанное какими-либо неконтролируемыми посторонними силами, действующими как изнутри, так и извне его самого: «меня как будто ведёт по жизни какая-то сила, я ничего не могу ей противостоять – всё делаю под её воздействием»; Ю.Л.).
2) Аллопсихической деперсонализации. (Когда внешний мир воспринимается чужим, опасным, враждебным, каким-то неестественным – утратившим свою прежнюю натуральность и реалистичность. Особенно это касается эмоциональной привязанности к различным объектам – близким людям, вещам, родному дому. – Привычная обстановка и родственники теперь воспринимаются пациентом как далёкие, чуждые, не порождающие душевного отклика или даже совершенно незнакомые, посторонние люди, увиденные и воспринимаемые как бы впервые: «свои собственные вещи я воспринимаю как чужие, мне не принадлежащие, не нужные мне, мне хочется их выбросить… захожу в свою квартиру с таким ощущением, что она не моя и что я тут никогда не бывала ранее; Ю.Л.).
3) Соматопсихической деперсонализации. (Когда собственное тело, какие-либо его части или исходящие от него ощущения осознаются человеком как Чуждые Себе, как какие-то Посторонние Объекты, находящиеся ВНЕ своего внутреннего телесного пространства. Например, тело ощущается где-то в стороне от себя или кажется больному каким-то пустым; Ю.Л.).

В первую очередь деперсонализация захватывает высшие дифференцированные эмоции (например, любовь, чувство привязанности; несколько более детально я описал это в аллопсихическом варианте деперсонализации; Ю.Л.), сознание измененности внутреннего мира и сопровождается снижением инициативы и активности.
В преморбиде (отрезке времени, предшествующем возникновению болезни (например, подростковый возраст); Ю.Л.) пациенты обнаруживают эмоциональную неустойчивость, живость воображения, уязвимость к стрессу, чувствительность к внутренним конфликтам, а также склонность к рефлексии (критическому самоанализу, нередко утрачивающему свою конструктивность и переходящему в самообвинения и самобичевания; Ю.Л.).
В дебюте заболевания наблюдаются транзиторные (возникающие, проходящие и полностью исчезающие – «прошел, и нету»; Ю.Л.) дереализационные эпизоды типа deja vu (уже виденного), deja entendu (уже слышанного), deja vecu (уже пережитого), jamais vu (никогда не виденного), jamais entendu (никогда не слышанного), jamais vecu (никогда не пережитого), но преобладают симптомы невротической деперсонализации — болезненное самонаблюдение, потеря «чувственного тона», блеклость восприятия окружающего. При пароксизмально (внезапное обострение состояния; Ю.Л.) возникающей тревоге и страхе, при панических атаках больные осознают свою измененность, испытывают страх потери самоконтроля. Периодически на фоне усиления тревоги больные воспринимают свое отражения в зеркале измененным, чужим, а окружающее — отчужденным.
При генерализации процесса (т.е., когда процесс (последовательная смена фаз болезни) вышел на свою Главную Конечную Стадию; Ю.Л.) больные отмечают потерю возможности ощущать удовольствие или неудовольствие; они живут лишь одним умом; мир уплощается, представляется измененным, пустым, чужим; природа, люди, литература, искусство не вызывают у них прежнего душевного отклика, а воспринимаются как констатация факта.
Аутопсихическая деперсонализация может достичь степени полного отчуждения своего Я, свои поступки больной воспринимает как нечто механическое, бессмысленное, чуждое ему. Больной перестает воспринимать себя как личность, как бы видит себя со стороны.
По мере прогредиентности (прогрессирования) эндогенного процесса явления деперсонализации трансформируются в структуру негативных изменений. Больные начинают осознавать себя измененными и отупевшими, лишившимися прежнего аромата и вкуса жизни. Чтобы как-то компенсировать свою эмоциональную и душевную несостоятельность в социуме, они вынуждены не жить, а играть, подстраиваясь таким образом под окружающих.
Пациенты мучительно переносят свою измененность и целиком концентрируются на анализе своего психического функционирования. Они чрезвычайно настойчиво добиваются новых обследований и консультаций, требуют повторного, более эффективного лечения».

Вы читали статью о формах вялотекущей шизофрении.

Шизотипическое расстройство. Простая форма вялотекущей шизофрении


Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В данной статье я расскажу о простой вялотекущей шизофрении. В первой части заметки я приведу краткие теоретические сведения о данной форме вялотекущей шизофрении (материал преимущественно был взят из книги «Пограничная психиатрия» д.м.н. Простомолотова Валерия Федоровича), во второй части – несколько подробнее распишу, с каких симптомов начинается и как постепенно нарастает шизофренический дефект из негативной симптоматики (по материалам книги Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. «Общая психопатология» (2003)).

Смотрите так же:  Дети с аутизмом инвалидность

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « Онлайн услуги психолога-психотерапевта ».

Если Вы хотите понять, больны ли Вы (или кто-то из Ваших близких) какой-либо из форм шизофрении, то перед тем, как тратить море времени на чтение всех 20 статей данной рубрики, я настоятельно рекомендую Вам (для экономии Ваших сил и времени) посмотреть (причем желательно до конца) мой видеоролик на тему: «Почему на моем ютуб-канали и сайте НЕ будет больше материала по психиатрии? Как научиться проводить качественную диагностику психических заболеваний?»

А сейчас передаю слово Валерию Федоровичу:

«Вялотекущая простая шизофрения
Эта бедная симптомами форма заболевания (Наджаров Р.А., 1972) протекает медленно с постепенным углублением негативных симптомов: снижением активности, инициативы, эмоциональной дефицитарности. На этапе активного развития эндогенного (возникшего вследствие наследственных и конституциональных факторов) процесса преобладают явления астении, а также малосимптоматичной астенической и апатической депрессии (проявляющейся слабостью, усталостью, вялостью, разбитостью, нежеланием что-либо делать; Ю.Л.), сопровождающейся сенестезиями (необычными ощущениями, затрагивающими двигательную, моторную сферу человека, и с трудом поддающиеся описанию; например, покачивание и неуверенность при ходьбе, не вызванные объективными причинами (сердечно-сосудистой, мозговой или какой-либо другой патологией); Ю.Л.) и сенестопатиями (особыми, также трудно поддающимися описанию, зачастую странными и крайне неприятными ощущения, возникающими в любой из частей тела (чаще всего – в области головы, сердца, живота; реже – в конечностях); пациенты не всегда могут передать характер болезненного ощущения и зачастую прибегают к сравнениям; например, «ноги горят огнем», «нестерпимо крутит в паху», «мне в голову как будто раскаленный шуруп вкручивают»; Ю.Л.), ангедонией (неспособностью получать наслаждение от чего-либо (секс, еда, развлечения, хобби и т.д.); Ю.Л.) и проявлениями деперсонализации: неспособностью испытывать аромат и вкус жизни, радоваться ее разнообразным проявлениям, новым и старым, малым и большим, чувством отчужденности, отстраненности от окружающего мира. (Подробнее о явлениях деперсонализации Вы можете прочесть в статье « Формы вялотекущей шизофрении »; Ю.Л.). При развитии процесса постепенно нарастают вялость, пассивность, тугоподвижность мышления и другие проявления психической дефектности: трудности концентрации внимания, явления ментизма. шперрунги, выраженная умственная утомляемость, из-за чего больные даже не могут читать книги. (По тем же причинам вслед за книгами они постепенно перестают смотреть телевизор и слушать радио – для этого им не хватает сил и концентрации внимания; Ю.Л.).
На этапе стабилизации эндогенного процесса (я бы сказал Завершающего этапа Процесса; Ю.Л.) формируется стойкий астенический дефект с неспособностью к систематическому труду, когда малейшее психическое напряжение вызывает у больных ощущение неспособности мыслить, «полное отупение». Зная это по опыту, больные всячески щадят себя. В отличие от ядерной простой формы шизофрении, завершающейся грубым апатико-абулическим дефектом, при описанной форме этого не наблюдается. Отмечается эмоциональная дефицитарность (дефицит эмоциональных реакций и проявлений; Ю.Л.), сужение круга интересов, стойкая астения. Обычно больные адаптируются в жизни, но на более низком профессиональном и социальном уровне. (Однако если дефект разрушил личность настолько, что адаптироваться к социуму (и хотя бы сколько-нибудь продуктивно трудиться) такие пациенты уже не могут, то заканчивают они, как правило, инвалидностью второй группы; Ю.Л.)».

Уважаемые Читатели, а сейчас я расскажу о том, как постепенно нарастает шизофренический дефект при простой вялотекущей шизофрении.
Данный процесс условно можно разделить на 5 уровней:

1) Субъективно Осознаваемые изменения в структуре психики.
На первоначальном этапе нарастающие негативные изменения лишь слегка затрагивают свойства темперамента и черты характера больного. – Снижаются реактивность (скорость реакции человека на происходящие события), общая активность больного, пластичность (умение сыграть роль, подстроиться, перестроиться) и эмоциональная возбудимость. Нарастает ригидность (термин, обратный пластичности; обозначает неспособность к перестройке и подстройке под изменившиеся обстоятельства или условия жизни), усиливается интроверсия (погруженность в мир собственных переживаний), появляются рефлексия (склонность к самокопанию и самообвинению (самобичеванию)) и дезавтоматизация действий – то, что раньше давалось легко, делалось на автомате, начинает даваться человеку с Субъективно Ощутимым Трудом – больные испытывают трудности не только при освоении чего-либо нового, но и постепенно начинают утрачивать легкость в обращении со старыми навыками (которые теперь вызывает затруднения: требует от них обдумывания и самоконтроля). Отмечаются также затруднения в организации общения и при непосредственном контакте с другими людьми – у больных возникают скованность, застенчивость, обидчивость, Субъективная Пессимистическая оценка своей Личности и Черт Характера.
Постепенно они начинают работать через силу, утрачивая интерес к труду и творческой самореализации. Работа и общение даются больным все труднее и требуют от них Большего, нежели прежде, Эмоционального и Интеллектуального напряжения. Осознавая это, как было указано выше, больные начинают всячески себя щадить. Как следствие, постепенно у них появляется некоторая, пока незначительная и малозаметная социальная отгороженность. Как пишет М.Е. Литвак, одни больные смиряются с этим и занимают пассивную позицию («А что я могу сделать? Ничего. Значит, так и буду жить. Продолжу щадить себя, насколько это будет возможно»), другие, наоборот, прибегают к утрированным или патологическим формам компенсации этого, пока Только Субъективного Ощущения Неполноценности: начинают чрезмерно увлекаться спортом (который еще больше их выматывает), необычными хобби, алкоголизацией или наркотизацией.

2) Объективно Определяемые изменения в личности.
На данном уровне возникает и в дальнейшем (от уровня к уровню) нарастает утрата Индивидуальных характеристик Темперамента и Характера пациента. – Больной, по Объективным Наблюдениям, начинает утрачивать свою прежнюю Индивидуальность (то, что отличало его от других людей). На этом уровне у него появляются первые признаки социальной дезадаптации. Он уже не в состоянии гармонично вписаться и без проблем ужиться в нашем обществе, а начинает постепенно всё чаще (и на более длительный сроки) Выпадать из него (как правило, или вследствие своей неэффективности на рабочем месте (увольнение), или по причине длительных болезней, возникающих вследствие эмоционально-психических перегрузок из-за невозможности уживаться в коллективе). Изменения в личности при этом очень напоминают ПсихопатоПодобные состояния, но в отличие от Психопатий, Декомпенсация, возникающая вследствие нарушений в сфере межличностных отношений, происходит в ситуациях, которые РАНЕЕ БЫЛИ ДЛЯ БОЛЬНОГО ПРИВЫЧНЫМИ И ПОДОБНЫХ ДЕКОМПЕНСИРУЮЩИХ РЕАКЦИЙ НЕ ВЫЗЫВАЛИ.
Следует отметить, что на этом уровне уже Отчетливо возникает Аутистическая направленность. – Больные начинают ограничивать контакты с Близкими Людьми, заметно Теряют Заинтересованность в Общении как с ними, так и с другими людьми в целом. На новые контакты практически НЕ идут. Однако, вследствие постепенно нарастающей Личностной НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ в Повседневной Бытовой Жизни, вынуждены ПРИНИМАТЬ ОПЕКУ и РУКОВОДСТВО со стороны родных и близких. Нередко делают это даже охотно. (Уважаемые Читатели, вспомните пример, описанный в прошлой статье, под названием « Фобическая шизофрения », где девушка Охотно Принимала Любую Помощь и Защиту от матери-пенсионерки).
На данном уровне Нарастание дефекта может приводить к появлению НОВЫХ, ранее НЕ свойственных больному черт характера (например, тревожной мнительности или истерического поведения). Также возникают Подчиняемость и Конформность (податливость, ориентировка на Чужое Мнение)).
В целом, жизнь больных постепенно начинает приобретать Монотонный, Однообразный и Стереотипный характер. Из нее уходят спонтанность, интерес и радость творчества.

3) Шизоидизация.
На данном уровне отчетливо проявляются такие черты характера, как Интровертированность, Нелюдимость, Рефлексия, Социальная Отгороженность. Происходит утрата духовной связи с близкими людьми, полностью теряется интерес к общественной жизни. Нарушаются отношения больного к себе, близким людям (семья, коллектив), труду, вещам. Объективно Падает социальная Активность. Значительно снижаются продуктивность деятельности, а также Уровень и Выраженность потребностей (так, если ранее потребности человека затрагивали духовный и культурный уровни (например, он интересовался музыкой, театром, кино или занимался рисованием), то сейчас для него всего сводится к удовлетворению т.н. «низших» потребностей – в еде, сне, отдыхе). Наступающие обеднения в эмоциональной сфере сочетаются с появлением Эмоциональной Хрупкости и Ранимости (т.н. симптом «стекла и дерева» – когда эмоциональная черствость, холодность, тупость по отношению к Близким людям сочетается с повышенной чуткостью, чувствительностью и ранимостью, например, в отношении какого-либо животного: такой больной может РАВНОДУШНО отнестись к Смерти близкого Родственника или Друга и РЫДАТЬ над Поранившим Лапу Щенком). Мышление приобретает характер излишней Рационалистичности, в нем проявляются схематичность и стереотипность, постепенно оно приобретает характер Оторванности От Реальной Жизни. Нарастает Стереотипность поведения. Характер становится Ригидным, иногда с утрированной, кажущейся нелепой, Педантичностью. Полностью Утрачиваются психическая Гибкость и Пластичность. Углубляется Пассивная ПОДЧИНЯЕМОСТЬ людям и жизненным обстоятельствам. В ряде случаев коренным образом изменяется мировоззрение. Например, убежденный атеист совершенно неожиданно (безо всяких на то причин) вдруг становится глубоко верующим человеком.

Смотрите так же:  Кофе от стресса

4) Редукция (снижение) энергетического потенциала.
Данный уровень психического дефекта свидетельствует о еще более глубоких Негативных изменениях в структуре личности. Выражается это постепенным Безвозвратным Снижением Интеллекта (всей совокупности психических функций, отвечающих за познавательную деятельность (мышление, восприятие, внимание, память, представление и воображение)). Значительно снижаются психическая активность, продуктивность любой (Даже Несложной Бытовой) Деятельности, а также такие свойства темперамента, как Реактивность, Сенситивность (чувствительность), Активность и Эмоциональная Возбудимость. Преобладающими свойствами в нем, равно как и в чертах характера становятся Ригидность и Интроверсия.
Грубо нарушаются отношения больного к самому себе, людям, труду. Данные изменения коррекции НЕ подлежат и адекватно больным УЖЕ НЕ воспринимаются.
Признаки Аутизации и Обеднения Эмоциональной Сферы достигают ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ Выраженности. Еще более снижается потребность в общении. Фактически, она сводится к предельному минимуму. – Больные становятся замкнутыми, скрытными, молчаливыми. Их эмоциональные реакции практически полностью теряют свою дифференцированность (способность воспроизводить и различать сложные оттенки разнообразных эмоций и чувств), становятся блеклыми, тусклыми, неглубокими. В личности начинают доминировать Черствость, Эгоистичность, Эмоциональная Холодность, нередко — Жестокость. Вся психическая деятельность таких больных приобретает однообразный, стереотипный характер и сопровождается дальнейшим регрессом (снижением) мотивов и потребностей (как правило, до низших гедонистических – поесть, поспать, справить нужду; на секс у таких больных сил уже, как правило, НЕ хватает).
Больные становятся апатичными, равнодушными, НИКАК НЕ реагирует на свою измененность. На этом уровне у них уже отмечаются ЯВНЫЕ (видные невооруженным глазом даже НЕ специалисту в области психиатрии) ЧУДАЧЕСТВА И СТРАННОСТИ В ПОВЕДЕНИИ.

5) Снижение уровня личности.
В одних случаях прогрессивно нарастающее эмоционально-волевое снижение приобретает такую выраженность, что уже может быть определено как гипобулия (явное снижение волевой активности) и апатия (безразличие). Вследствие описанных выше эмоционально-волевых нарушений, интеллект, пока еще Формально сохраняющийся, НЕУКЛОННО ПРОДОЛЖАЕТ СНИЖАТЬСЯ – в первую очередь вследствие нарушений Внимания, Восприятия и Мышление. Последнее приобретает черты выхолощенности (скудности, невыразительности, обедненности), оторванности от реальности. Оно становится витиеватым, в нем все чаще и все явственнее обнаруживаются признаки соскальзывания, резонерства, элементы разноплановости, аморфности (бесформенности, отсутствия смысла, некоторой разорванности фраз (малопонятная фраза, состоящая из набора слов)), паралогичности (нелогичности суждений, умозаключений и составленных предложений) и символизма (больные создают СВОЮ ОСОБУЮ, отличную от традиционных, Систему Символов, ПОНЯТНУЮ ТОЛЬКО ИМ; привычные для психически здоровых людей системы символов они, как правило, отвергают). В итоге, Мышление становится СТОЙКО (и Безвозвратно) НЕПРОДУКТИВНЫМ.

Дальнейшее нарастание негативной симптоматики характерно уже не для вялотекущей простой шизофрении, а для ядерных, манифестных ее форм, приводящих, как было написано выше, к тяжелому апатико-абулическому дефекту.

Мышление у больных шизофренией нарушается по другому принципу – они совершают обобщения по каким-то неявным признакам.
Рисунок больного шизофренией

Ежегодно официально за психиатрической помощью в России обращаются 8 млн. граждан. 3% населения страдают депрессией и 1% – шизофренией. В соседнем Китае ситуация еще более напряженная: шизотипические расстройства встречаются у более чем 4 млн. китайцев. И при этом до сих пор нет удовлетворительного, общепринятого всеми учеными и медиками определения, что же такое шизофрения. Именно поэтому так ценны любые новые исследования, приближающие нас к разгадке тайн этого психического недуга. Тем более если это исследование носит очень неожиданный характер – «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах». Такая работа выполнена на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Об этом – беседа с автором исследования кандидатом психологических наук Аленой Ивановой.

– Алена Михайловна, а из какого определения шизофренических расстройств исходили вы, приступая к изучению такой интригующей темы, как «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах»?

– Очень характерно, что первый вопрос, который вы мне задали, касается не того, что такое юмор, а что такое шизофрения. Это очень показательно: что про юмор спрашивать – и так все понятно! У каждого по поводу юмора есть свое собственное представление.

– Действительно, каждый уважающий себя философ, начиная с античных времен, что-нибудь про юмор да сказал. Традиционно принято изучать юмор в лингвистике, литературе. А вот экспериментальная наука заинтересовалась юмором относительно недавно. Это относится не только к психологии, но и, например, к прикладной лингвистике, или исследованиям искусственного интеллекта. Комическое, юмор постепенно выделяется в самостоятельный предмет изучения, о чем свидетельствует появление тематических ассоциаций, таких как Американская ассоциация по изучению юмора (American Humor Studies Association) и Международное общество изучения юмора (International Society for Humor Studies).

– И все-таки, если учесть, что, по экспертным оценкам, только в России почти полтора миллиона людей страдают шизофреническими расстройствами, мой первый вопрос вполне оправдан.

– Вы правильно заметили, что какого-то единого четкого взгляда на то, что такое шизофрения, нет, хотя классификаций ее форм очень много. В моих исследованиях участвовали три группы пациентов: больные вялотекущей и приступообразно-прогредиентной шизофренией, а также аффективными расстройствами.

В отечественной психиатрии выделяют малопрогредиентную, или вялотекущую, шизофрению, в отличие от более тяжелых форм. Малопрогредиентная означает медленно прогрессирующая; то есть вялотекущая шизофрения ограничивается психическими нарушениями, как правило, не доходящими до стадии выраженного психоза. Приступообразно-прогредиентная шизофрения – одна из более тяжелых форм расстройства, наиболее яркие проявления которой – психотические явления: бред и галлюцинации.

Больные с аффективными расстройствами – это больные с депрессиями или, наоборот, маниакальные больные.

У больных шизофренией любой формы всегда выявляются специфические нарушения мышления. Но это не значит, что они глупы. Наоборот, больные, участвовавшие в моих исследованиях, были очень умными – например, студенты философского и математического факультетов, переводчики. Это специфические нарушения мышления, которые могут приводить и к специфическому восприятию юмора.

– Уточните, пожалуйста. Получается, что с различными формами шизофрении можно изучать философию и математику?

– Безусловно, никакого противоречия в этом нет. С вялотекущей шизофренией вообще часто нет никаких ограничений. Но и с грубыми формами шизофрении это вполне реально. Дело в том, что шизофрения не нарушает формальной логики. Наоборот, формальная логика может быть даже развита лучше у этих больных┘ Мышление у больных шизофренией нарушается по другому принципу. Это называется «искажение процессов обобщения». То есть они совершают обобщения по каким-то неявным признакам.

Характерный пример. Больному шизофренией предлагают сравнить разные понятия – что в них общего, что различного. И больной говорит, что ботинок и карандаш – очень похожие между собой предметы. С обыденной точки зрения это очень далекие понятия. Но пациент удивляется: «Как же! И тем и другим можно что-то написать: карандашом – на листе бумаги, мыском ботинка – на песке».

Такого рода мышление в принципе правильно. С точки зрения формальной логики все верно! И больные шизофренией, делая обобщения, опираются на эти критерии. Кстати, за счет этого и происходит сближение шизофрении с гениальностью, ведь творчество тоже основано на каких-то неожиданных обобщениях, порождении каких-то необычных метафор.

Считается, что у больных шизофренией по такому же механизму нарушается и восприятие комического, юмора. Шутки у них связаны с объединением далеких понятий. Есть даже такое мнение, что особенно интеллектуальные шутки – сейчас у нас ими пестрят всякие рекламные плакаты: когда объединяются совершенно разные понятия и на этом строится юмор, – придумывают больные шизофренией. Но, тем не менее, здоровые люди могут его оценить.

– Сразу рисуется такая картинка в стиле киберпанк: больные шизофренией сидят в нашпигованных компьютерами подвалах или, наоборот, в высотных офисах рекламных фирм и сочиняют рекламные слоганы, которые мы и читаем.

– Я могу только сказать, что далеко не все больные шизофренией находятся в клиниках, очень большое их число работает, и вполне успешно.

– Но все-таки уже банальностью стала фраза: «Смех, чувство юмора – это признак психического здоровья». А вы, значит, занимались исследованием юмора у людей не совсем психически здоровых. Нет ли здесь противоречия?

– Является ли юмор признаком психического здоровья – этот вопрос сейчас активно обсуждается на очень серьезном научном уровне. Это большая тема. По ней выполняется очень много экспериментальных и теоретических работ. Эти работы уходят и в область физиологии, связаны с иммунитетом (есть гипотеза, что смех повышает иммунный статус организма), с психическими заболеваниями, с психотерапией. Обобщающий вывод, который делают ученые в последнее время, заключается в том, что не весь юмор – это здоровый юмор. Есть позитивный юмор, адаптивный. А есть формы юмора, которые, наоборот, разрушительны, дезадаптивны – например, агрессивный, так называемый саркастический юмор.

Но, как это ни парадоксально, исследований чувства юмора у психически больных людей практически нет. В нашей стране, насколько я знаю, моя работа – чуть ли не первое исследование. Да и в мире это направление пока только еще начинает развиваться. А между тем оно очень интересно с разных точек зрения.

В моих исследованиях, например, выяснилась такая очень полезная для диагностики вещь: при грубых формах шизофрении нарушается само узнавание юмора. Мы предъявляли больным фразы – перемешанные: юмористические и неюмористические. Оказалось, что здоровые испытуемые, больные с аффективными расстройствами и больные вялотекущей шизофренией легко выделяли, где юмор, а где не юмор (независимо от того, нравится шутка или нет). И только больные приступообразно-прогредиентной шизофренией испытывали трудности с распознаванием шуток. И это позволяет выделить эту группу больных и провести диагностику.

Смотрите так же:  Невроз и аритмия сердца

Реакция – смех или улыбка – означает, что человек оценил вашу шутку. Это дело вкуса прежде всего. А в наших исследованиях речь шла именно об узнавании юмора. Вам может не понравиться та или иная шутка или анекдот, но вы поняли, что собеседник пошутил. Другое дело, что юмор очень разнообразен. Это уже тонкий нюанс. Есть полуироничные высказывания, и тому подобное.

– А есть еще «идиотский смех»┘

– Идиотский смех, вообще говоря, с юмором не всегда связан. Он может и без юмора возникать – веселящий газ или марихуана┘ Поэтому существует некая размытая граница, где и здоровый человек не всегда может определить – с юмором это сказано или нет.

В нашем исследовании мы говорили о более четком юморе, более однозначном. Тот юмор, который все испытуемые – и здоровые, и больные с аффективными расстройствами – определили точно как юмор. А вот больные шизофренией с этой задачей не справились.

Еще раз подтвердилось, что больные с депрессией ценят юмор, но у них снижается смеховая активность, внешние эмоциональные проявления.

Мы пытались выявить, какие виды юмора разные больные предпочитают, а каких, наоборот, избегают. В итоге удалось выделить пять видов юмора, которые разделили наших больных.

Во-первых, юмор нелепости. Это шутки, которые основаны не столько на интеллектуальном усилии, а на абсурдности самой ситуации. Восприятие такого юмора больше связано именно с эмоциональной составляющей. Самый мой любимый анекдот из этой серии: «Купил мужик шляпу, а она ему как раз». К юмору нелепости у больных шизофренией нет особого отношения.

Противоположностью юмору нелепости является юмор, связанный с разгадкой. Мы называли этот вид юмором разрешения противоречия. Это сходно с восприятием загадок. И этот юмор как раз особенно предпочитают больные шизофренией. Причем чем больше выражены нарушения мышления, тем больше им нравится такой юмор. Скорее всего они сами и придумывают такие шутки в больших количествах. Вот пример: «Что сегодня пьем? – Да вот вино сухое. – Ну насыпай!» Здесь чисто лингвистическая двусмысленность.

Что касается аффективных больных, то они любят специфический юмор – мы его назвали цинично-пессимистическим. Он отражает циничный, депрессивный взгляд на мир: все плохо, все будет только хуже. Но тем не менее это тоже юмор. Например: «Стоит узнать человека поближе – хочется послать его подальше». Или: «Доктор говорит пациенту: у меня для вас плохая новость. Пациент: я умру? Доктор: мы вас будем лечить».

Если говорить о маниакальных больных, то у этой группы обнаружились очень интересные закономерности в восприятии комичного. С одной стороны, по определению они очень любят смеяться, все время находятся в состоянии эйфории. Тем не менее считается, что маниакальное состояние является защитным: на заднем плане, на уровне подсознания, присутствует депрессия. И вот маниакальные больные больше всего и оценили этот специфический, депрессивный юмор.

– Получается: увидел на улице веселого человека – обойди!

– Вообще аффективные больные у меня вызывали море эмоций, пока я проводила исследование. Они совершенно непредсказуемы. А ведь считалось, что депрессивные больные вообще не смеются, не реагируют на юмор. Оказалось, что это не так, категорически не так! Я предъявляла депрессивным больным анекдоты для чтения. Бывало, что пока такой больной читает анекдот – он хохочет. Но как только он закончил чтение, у него выражение лица, что называется, «сползает», и он возвращается к своему депрессивному состоянию. Или наоборот. У меня был маниакальный больной, который хохотал все время, пока мы с ним общались, совершенно без повода. Кроме тех моментов, когда он читал анекдоты. К анекдотам он подходил серьезно.

– Итак, мы добрались до четвертого вида юмора┘

– Это неприличный юмор. Этот вид юмора не очень жалуют, игнорируют даже, больные при депрессиях. То же самое – при вялотекущей шизофрении.

– И как эти результаты можно интерпретировать?

– При депрессиях снижается уровень экспансии в мир, человек закрывается от всего и от всех. А восприятие неприличных анекдотов все-таки связано с неким эпатажем: вот какой я анекдот рассказал!

У больных с вялотекущей шизофренией скорее всего такая реакция на неприличный юмор связана тоже с депрессией. Дело в том, что больные шизофренией, которые находятся в клинике, лежат там очень часто с жалобами на депрессию. Интересно, что чем больше депрессия, тем меньше любят неприличный юмор.

Пятый вид юмора. Его условно мы обозначили как юмор, дискриминирующий противоположный пол. Пример. «Какая разница между женщинами и комарами? Комары досаждают только летом».

Анализируя эти анекдоты, я поняла, что, несмотря на дискриминирующий, агрессивный их характер, их целью является скорее флирт, установление отношений между полами, чем агрессия и изоляция. Интересно, что слишком «черный» анекдот («Она была прекрасно сложена, хотя правая рука торчала из чемодана») получил отрицательную нагрузку по данному фактору. Парадоксальный момент!

Поэтому депрессивным больным этот юмор нравится меньше, они не настроены на какие-либо отношения. А при усилении нарушений мышления больные шизофренией, наоборот, начинают любить этот вид юмора. Потому что такой юмор более броский; агрессия не такой уж тонкий юмор, это нарочитая манифестация своих намерений. Для больных приступообразно-прогредиентной формой шизофрении агрессия может являться признаком шутки. И даже самый типичный для шизофреников юмор разрешения противоречия тоже связан с агрессией: когда мы рассказываем кому-то интеллектуальный анекдот, то мы как бы меримся интеллектом с противником – поймет, дойдет до него?

Мы просили таких больных самих шутить. Так вот, оказалось, что у них все шутки были очень агрессивные, а некоторые вообще не содержали в себе никакого юмора, это была чистая агрессия. Правда, пока это еще не на уровне научных результатов, а на уровне наблюдений.

– Я вас слушаю, и мне все время приходит на память высказывание Фрейда: «Человечество всегда смеется над тремя вещами: сексом, отправлениями прямой кишки и над своим правительством»┘

– Вы знаете, похожие исследования с факторизацией оценок анекдотов, но на здоровых людях проводил швейцарский ученый Виллибальд Рух. Есть, конечно, некоторые нюансы, но в общем-то три фактора совпадают: юмор нелепости; юмор разрешения противоречия и сексуальный юмор. (В наших исследованиях получился не сексуальный, а неприличный юмор: речь шла не только про секс.)

А вот при подключении к этой выборке больных испытуемых возникают два дополнительных фактора – цинично-депрессивный юмор и юмор, дискриминирующий противоположный пол. То есть для здоровых людей два последних фактора не играют заметной роли при оценке, например, анекдота.

И этот факт очень важен для диагностики. Циничный юмор предпочитают депрессивные и маниакальные больные, а юмор, дискриминирующий противоположный пол, – пациенты с шизотипическими нарушениями мышления. А ведь у больных шизофренией одновременно может быть и депрессия, и нарушения мышления.

Если удастся придумать рабочую методику, основанную на восприятии юмора, то это даст возможность диагностировать структуру дефекта. Ведь для врача очень важен наличный статус больного: что в данный момент преобладает, на что надо в первую очередь обратить внимание – на нарушение мышления или на депрессивное состояние.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Другие статьи

  • Сколько спит 3 месячный ребенок ночью Сколько должен спать ребенок? Первый год жизни ребенка для большинства родителей – это какой-то нескончаемый кошмар и лавина вопросов –недоразумений. Целую серию составляют вопросы разряда:«Сколько ребенок должен….кушать/ спать/ играть/ бывать на […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Воспитание ребенка в возрасте 6 лет Воспитание ребёнка в 6 лет Психология и развитие шестилетнего ребёнка Если вы воспитываете ребёнка в 6 лет, то, наверняка, понимаете, что перед вами уже не ребёнок второго года жизни, который требует постоянного внимания и заботы. Но он ещё и не самостоятельный […]
  • Можно ли в 16 недель определить пол ребенка по узи Пол ребенка в 16 недель Девушки, большая ли вероятность ошибки определения пола в 16 недель? Мне без разницы, какого будет пола мой ребенок, главное, чтобы он был жив и здоров, просто хочу сделать сюрприз для мужа и не хотелось бы, если вдруг недель в 20 что-нибудь не […]
  • Обувь для 11 месячного ребёнка Зачем ребенку до года обувь? Зачем ребенку до года обувь? Нужна ли она малышу, который еще только встал на ножки, или это ловкий маркетинговый ход производителей? Проблема детской обуви вызывает интерес у родителей, когда чадо начинает вставать на ножки. Робко […]
  • Сколько должен весить ребенок новорожденный Сколько должен весить ребенок Вес ребенка это тоже важный фактор в развитии ребенка. Любой родитель задавал себе вопрос, а, сколько же должен весить ребенок в определенном возрасте? После первого ультразвукового обследования беременная женщина может узнать размер и […]