Принципы социальной защиты семей с детьми

Принципы социальной защиты семей с детьми

31. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ

Важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства а также помощь и защита семьи.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

• денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

• трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

• бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

• социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.). Основными принципами социальной работы с семьей являются:

• приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

• уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

• соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

• обоснованное использование власти и контроля;

• учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента.

Социальная защита семьи

Социальная защита семьи

Важнейшим критерием социального государства является зашита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

  • денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
  • трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
  • бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);
  • социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помоши, консультирование и т.д.).

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

  • приоритет нрав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
  • уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
  • соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
  • обоснованное использование власти и контроля;
  • учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Например, органы социальной защиты Москвы в соответствии с Законом городской Думы «О ежемесячном пособии на ребенка» от 3 ноября 2004 г. № 67 выплачивают:

  • одиноким матерям 140 руб. в месяц (федеральное пособие) и 500 руб. (неработающим) и 170 руб. (работающим) на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, на продукты питания детям до 3 лег — 500 руб.;
  • семьям, в которых родители уклоняются от уплаты алиментов, и женам военнослужащих по призыву — 105 руб. (федеральное пособие), на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни 170 руб. и 500 руб. на продукты питания детям до 3 лет и т.д.;

Можно констатировать, что многие федеральные программы не выполняются.

Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента.

Социальные службы семьи

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого — обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

На начало 1998 г. действовало 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-псда- гогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми. В 2005 г. их количество значительно увеличилось.

В последние годы стала быстро развиваться сеть консультативных учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование»), появляются семейные клубы, реализуются программы «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознательное родительство», «Семь — Я», «Согласие», «Женщина и семья» и др.

Основные направления реализации семейной политики включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно- просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб.

Основными функциями социального работника являются:

  • диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);
  • охранно-защитная (правовая поддержка семьи);
  • социально-психолого-педагогическая;
  • прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи);
  • координационная.

Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта объясняют существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.

§ 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Социальная защита человека и различных социальных групп провозгла­шена в качестве социального права в международных документах ООН, Меж­дународной Организации Труда (МОТ), Совета Европы — Всеобщей декларации прав человека, Декларации социального прогресса и развития, Европейской со­циальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения.

В России основные гарантии социальной защиты граждан установлены Конституцией Российской Федерации. К ним относятся: ■ охрана труда и здо­ровья, ■ гарантированный минимальный размер оплаты труда, ■ обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвали­дов и пожилых людей, ■ развитие системы социальных служб, ■ государствен­ные пенсии и пособия, ■ социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

Социальная защита является одной из основных функций общества и со­циальной политики государства.

Социальная защита населения — система мер по соблюдению социаль­ных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нор­мальной жизни людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, сни­жающих их качество жизни.

Социальная защита — защита от социальных рисков, то есть таких предполагаемых событий, наступление которых может привести к постоянной или временной нетрудоспособности человека или снижению спроса на труд. Социальный риск означает вероятность снижения материальной обеспеченно­сти в результате утраты дохода по социальным причинам, а также необходи­мость дополнительных расходов на лечение и социальные услуги. Основными видами социальных рисков являются — болезнь и необходимость получения ме­дицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье, профес­сиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, безработица, смерть застрахованного или нетрудоспособно­го члена семьи, находящегося на иждивении.

Функции социальной защиты населения:

профилактически-предупредительная — означает проведение мероприя­тий по обеспечению всесторонней защиты человека;

экономическая — связана с возмещением работнику ущерба в связи с ут­ратой работоспособности и здоровья, оплатой услуг по его лечению и реабили­тации;

социально-реабилитационная — предполагает осуществление мероприя­тий по реабилитации работника в связи с восстановлением утраченного им здо­ровья и трудоспособности;

административно-правовая — заключается в обеспечении гарантирован­ных норм социальной защиты, согласовании интересов и распределении ответ­ственности за социальную защиту между её субъектами[28,139-140].

Принципы социальной защиты населения:

• многосубъектность и солидарность субъектов социальной защиты;

• ответственность общества и государства за реализацию права индиви­дов на социальную защиту, её государственные гарантии.

Всеобщность. Социальная защита населения имеет всеобщий характер, распространяясь на всё общество. Предполагает равное, свободное и справед­ливое обеспечений условий доступа индивидов к получению образования, здравоохранению, искусству, физической культуре и спорту, туризму, санатор­но-курортному лечению, жилищно-коммунальным и другим объектам социаль­ной инфраструктуры и видам социальных услуг.

Социальная защита должна сопровождать человека на протяжении всей его жизни — от рождения до смерти. Так, для трудоспособного населе­ния она предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание усло­вий для нормальной жизни и занятия трудом. Гарантии и компенсации должны позволять человеку реализовать своё право на труд, свободный выбор места ра­боты, профессии, специальности.

Социальная защита работников предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное воз­награждение за равный труд. Она включает компенсацию утраты трудоспособ­ности, обеспечение минимального дохода в случае безработицы, потери дохода из-за временной нетрудоспособности, болезни, несчастного случая на произ­водстве, профессионального заболевания, инвалидности, потери кормильца, старости, обеспечение социальной, медицинской, профессиональной реабили­тации.

Социальная защита нетрудоспособных, инвалидов представляет сис­тему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих людям условия для преодоления сложившихся ограниче­ний их жизнедеятельности, направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия в жизни общества.

Смотрите так же:  Когда режутся верхние зубы у детей симптомы

Имеет свою специфику социальная защита детей, которая предполага­ет создание условий для их жизнеобеспечения. Сюда включается социальная защита детства, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья, воспитание (привитие установок), образование и обучение, развитие детей и их улучшен­ное питание. Особое место в этой деятельности занимают забота и поддержка государством детей, попавших в сложные обстоятельства: социально одиноких, брошенных, безнадзорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайниче­ством, оказавшихся в эксплуатации или сексуально принуждаемых.

Социальная защита престарелых осуществляется в соответствии с их реальным положением и заслугами: повышенная пенсия ветеранам войн и тру­да, единовременные пособия, санаторно-курортное лечение, льготный проезд в общественном транспорте, сестринский уход, помещение в дома престарелых.

Дифференцированность. Социальная защита осуществляется диффе­ренцированно, с учётом потребностей различных социальных групп и катего­рий населения. Дифференцированный подход означает наличие специфики в осуществлении социальной защиты в зависимости от уровня экономической самостоятельности человека, степени его трудоспособности, уровня дохода и других факторов.

Принципы всеобщности и дифференцированности диалектично взаимо­связаны.

Многосубъектность и солидарность субъектов социальной защиты

Субъектами, осуществляющими социальную защиту населения, высту­пают: 1) органы государственной власти на федеральном и региональном уров­не, а также органы местного самоуправления; 2) институты гражданского об­щества — партии, общественно-политические движения, союзы и ассоциации, благотворительные фонды, национальные и конфессиональные объединения, организации и общества по видам деятельности; 3) предприятия и учреждения различных видов собственности, профсоюзы; 4) институт меценатства. Соли­дарность субъектов социальной защиты основывается на выделении ими ресур­сов, в т.ч. финансовых, для её осуществления.

Принцип ответственности общества и государства за реализацию права индивидов на социальную защиту и её государственные гарантии обосновывается положением статьи 7 Конституции Российской Федерации, со­гласно которой Россия является социальным государством[28,140-141].

Понятие «социальное обеспечение» возникло в советский период истории России. Оно отражало совокупность взаимоотношений по поводу всесторонне­го государственного попечительства о гражданах в связи с рисками их соци­ального положения.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики го­сударства, направленная на материальное обеспечение определённой катего­рии граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджет­ных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством соци­ально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

В соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения, при­нятым Советом Европы 16 апреля 1964 г. во Франции в Страсбурге, социальное обеспечение включает оказание следующих видов помощи:

■ помощь по безработице;

■ помощь по старости;

■ помощь в случае производственной травмы;

■ помощь семьям с детьми;

■ помощь по инвалидности.

Существует две формы социального обеспечения — государственная и негосударственная.

Государственное социальное обеспечение в России включает. • государ­ственное пенсионное обеспечение, • материальную поддержку материнства, от­цовства и детства, семей с детьми, • социальные пособия, • компенсационные выплаты, • бесплатную медицинскую помощь в государственных и муници­пальных учреждениях, • социальные льготы.

При негосударственном социальном обеспечении застрахованные люди и их иждивенцы получают пособия и пенсии в дополнение к имеющимся у них пособиям и пенсиям в государственной системе социального обеспечения. Не­государственное социальное обеспечение может осуществляться на уровне ор­ганизации, предприятия, отрасли и на федеральном уровне.

Государственная социальная помощь и социальная поддержка, социальное страхование и социальное обслуживание

Социальная защита имеет относительно самостоятельные организацион­но-правовые формы: государственную социальную помощь, социальную под­держку, социальное страхование и социальное обслуживание населения.

Государственная социальная помощь означает предоставление мало­имущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальная поддержка означает предоставление помощи с учётом зако­нодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Для соци­альной поддержки отдельных категорий населения могут разрабатываться фе­деральные целевые программы.

Социальное страхование означает страхование граждан от возможного ухудшения их материального и социального положения. Оно осуществляется в форме обязательного и добровольного социального страхования. Добровольное социальное страхование осуществляют на добровольной основе негосударст­венные страховые организации. Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения. Его суть в страхова­нии работающих людей от возможного изменения материального и социально­го положения. Обязательное социальное страхование представляет систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения ма­териального и социального положения работающих граждан. Оно также рас­пространяется на случаи признания безработными, на случаи трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беремен­ности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости полу­чения медицинской помощи и санаторно-курортного лечения.

Социальное обслуживание населения представляет деятельность соци­альных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, соци­ально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации лю­дей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Под последней понимается такая ситуация, которая оказывает существенное, как правило, негативное, влияние на человеческую деятельность, причём человек не может преодолеть её самостоятельно. К трудной жизненной ситуации относятся инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болез­нью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество нетрудоспособных и пожилых людей.

Учреждениями социального обслуживания являются различного рода центры социального обслуживания населения, территориальные центры соци­альной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несо­вершеннолетних. К ним относятся центры социального обслуживания, помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры психолого­педагогической помощи населению, экстренной психологической помощи по телефону, социальной помощи на дому, геронтологические центры. Учрежде­ния социального обслуживания: социальные приюты для детей и подростков, дома ночного пребывания, социальные дома для одиноких престарелых. В сис­тему этих учреждений входят стационарные учреждения — дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома- интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физиче­скими недостатками. Для детей и подростков, оставшихся без попечения роди­телей, организованы интернатные учреждения, сеть которых включает дома ре­бёнка, детские дома, детские дома-школы, дома-интернаты, школы-интернаты общего типа, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные виды социального обслуживания’, материальная помощь, соци­альное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, дневное пребывание в учреждениях социального обслужи­вания, консультации, реабилитационные услуги. Материальная помощь пре­доставляется в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии, гигиены, ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необхо­димости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и людей, нуждающихся в постоянном уходе. Соци­альное обслуживание на дому осуществляется путём предоставления социаль­ных услуг людям, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании[28,148-153].

Электронная библиотека

На нынешнем этапе реформирования страны потреб­ности в становлении и развитии системы социального об­служивания семьи и детей значительно возросли. Это свя­зано:

· во-первых, с тем, что государственная социальная политика в России в перспективе будет во все большей сте­пени ориентироваться на удовлетворение социальных по­требностей и интересов различных категорий населения;

во-вторых, с кризисными проявлениями переходного пе­риода, которые поставили ряд слоев населения в трудную ситуацию, из которой многие люди не могут выйти само­стоятельно; в-третьих, с расширением международных свя­зей и частичной интеграцией российского общества в ми­ровое сообщество, что, естественно, привело к

· усилению воздействия зарубежного опыта в области социального обслуживания на сеть ведомственных социальных служб в Российской Федерации.

Понимая объективные потребности и нужды различ­ных категорий семьи и детей в социальных услугах, феде­ральные министерства и ведомства, законодательные и ис­полнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществили большую работу по созданию социальных служб, отдельных учреждений нового типа, по подготовке и переподготовке спе­циалистов в области социальной работы. Как показала практика, плодотворным путем решения многочисленных задач по социальному обслуживанию семьи и детей яви­лось творческое использование социальных теорий, раз­личных современных технологий социальной работы, осмысление сложившегося опыта работы, создание си­стемы мониторинга и прогнозирования.

Особую значимость для семьи и детей имеет ст. 17 фе­дерального закона «Об основах социального обслужи­вания населения в Российской Федерации», в которой в числе учреждений соци­ального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги:

· комплекс­ные центры социального обслуживания населения;

· терри­ториальные центры социальной помощи семье и детям;

· центры социального обслуживания;

· социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родите­лей;

· социальные приюты для детей и подростков;

· центры психолого-педагогической помощи;

· стационарные учреж­дения для детей с ограниченными возможностями;

· центры социальной взаимопомощи и самопомощи.

Динамика основных статистических показателей, ха­рактеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, свидетельствует о том, что число учреждений социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения за три года (1993 – 1995) выросло в 4 раза и соста­вило 1231. Только в 1995 г. социальные услуги были предо­ставлены более 375 тыс. семей, а общее число клиентов уч­реждений составило более 1 млн. человек. Быстрыми тем­пами развиваются социальные приюты для детей и под­ростков (1994 г. – 173, 1995 г. – 307), социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (60 – 116), территориальные центры социальной помощи семье и детям (92 – 69). В то же время увеличилось число реабилита­ционных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями (94 – 134) и центров психолого-педагогической помощи населению (88-100). Учреждения социального обслуживания семьи и де­тей названных типов функционируют в 80 территориях Российской Федера­ции.

Определенное развитие получили учреждения социаль­ного обслуживания молодежи. В 51 территории Россий­ской Федерации работает более 430 учреждений, оказы­вающих социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности – от организации досуга и культурно-спортивной работы до психолого-педагогического консультирования, «телефонов доверия», наркологической помощи, планирования семьи.

Дальнейшее развитие получила сеть учреждений соци­ального обслуживания детей в системе образования Рос­сийской Федерации. Информация, поступившая из 79 тер­риторий России, свидетельствует о том, что в основном сформировалась служба практической психологии в обра­зовательных учреждениях. Во всех регионах наблюдается тенденция роста числа профессиональных психологических кадров, однако обеспеченность такими специалистами в различных образовательных учреждениях пока

еще остает­ся недостаточной. Профессиональная психологическая помощь учреждениям образовательного профиля постепенно переходит на принципиально новый уровень.

Создаются и развиваются психологические центры различной ориента­ции: центры психолого-педагогической помощи, социаль­но-психологические, психолого – медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитацион­ные и другие, которые в основном пытаются решать две принципиальные задачи:

Смотрите так же:  Образец заявления о неполучении пособия по уходу за ребенком до 15 лет

· во-первых, оказывать квалифи­цированную, многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, администрации, управлению образовательных учреждений;

· во-вторых, осуществлять профессиональную поддержку психологам, работающим непосредственно в базовых образовательных учреждениях.

Служба практической психологии системы образования доказала свою эффективность в решении проблем широкого спек­тра:

· проектирования развивающегося образа жиз­ни личности;

· составления психологического портрета ин­дивидуальности;

· оказания психологической помощи семье и ребенку;

· обеспечения психологической поддержки при выборе жизненного пути профессиональной карьеры.

Это имеет немаловажное значение в условиях адаптации насе­ления к новым социально-экономическим условиям жизне­деятельности и образовательному пространству. Определенные достижения служб практической психо­логии имеются в сфере выявления причин отклонения в развитии личности ребенка, в профилактики и коррекции подобных девиаций. Эта работа включает основные виды психологической деятельности – психопрофилактику, пси­ходиагностику, развитие, коррекцию и консультирование. Не меньше достижений имеет система социальной защиты, помощи и реабилитации семьи и детей. Значительно больше внимания стало уделяться работе с семьями, имеющими детей-инвалидов.

Территориальные органы социальной защиты, образо­вания и комитетов по делам молодежи наращивают усилия по развитию системы социального обслуживания семьи и детей, по профилактике безнадзорности несовершеннолет­них, разрабатывают и применяют новые социальные тех­нологии решения этих проблем.

Анализ деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и социальных служб этих территорий показывает, что, как правило, позитивные результаты в области социального обслуживания семьи и детей достигается в тех территориях, где к решению на­сущных проблем в этой области подключаются все органы управления социального блока (социальной защиты насе­ления, образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции и т.д..), где админи­страция региона осуществляет координационную деятель­ность (создаются межведомственные комиссии, советы, принимаются программы и др.), где главы администраций и их заместители лично направляют процесс становления и развития социальных служб.

Таким образом, основными принципами соци­альной защиты семей выступают:

1) адресность (оказание точечной поддержки нуждающимся ка­тегориям);

2) личностная ориентированность (учет психологических особен­ностей личности);

3) междисциплинарность и интегративность (оказание помощи специалистами не только одной области знания, но и других);

4) реализация концепции самопомощи (обращение к личности человека, его внутреннему потенциалу);

5) активизирующий характер работы с клиентом (превращение его из объекта в субъект социальной работы).

Все семьи, являющиеся объектом социального воздействия можно разделить 2 категории:

1) явно нуждающиеся в реальной социальной защите (так как они находятся в объективно сложившейся трудной ситуации препятствующей ее функционированию и развитию; это преимущественно семьи с повышенной иждивенческой нагрузкой):

· семья с инвалидом (инвалид – несовершеннолетний ре­бенок; совершеннолетний ребенок; родитель; пожилой чело­век);

· многодетная семья (сознательно многодетная семья- вынужденно многодетная семья; многодетная семья, образовавшаяся в результате слияния двух неполных семей с детьми);

— мать, одна воспитывающая детей (мать-одиночка разведен­ная, потерявшая кормильца);

— отец, один воспитывающий детей (разведенный вдовец)

— прародители, воспитывающие детей, брошенных или остав­ленных без попечения родителей;

· семья безработных (имеющая детей; не имеющая детей)-

· семья военнослужащего (срочной службы; службы по контрак­ту; участника боевых действий);

· семья, проживающая в деструктивном районе либо покинув­шая такой район (экологического неблагополучия; экономического неблагополучия; социальных или этнических конфликтов);

· неблагополучная семья (конфликтная; педагогически несостоятельная; аморальная; асоциальная);

· социально уязвимая семья (которая по каким-либо причинам оказалась на грани благополучия – неблагополучия и поэтому остро реагирует па негативные перемены в обществе).

2) нуждающиеся в профилактической социальной защите (так как они могут оказаться в трудной жизненной ситуации):

· семья, ожидающая рождения ребенка;

· семья с новорожденным;

· семья с ребенком, пошедшим в школу;

· семья с подростком;

· семья с ребенком, закончившим в школу;

· семья служившего в армии;

· семья с нарушением функций.

В семье каждого типа возникают свои специфические проблемы и одни и те же, казалось бы, трудности по-разному осложняют жизнь. Возможности развития семьи в любом конкретном случае ставят­ся в зависимость от взаимоотношений ее членов, от педагогической культуры родителей и ближайшего окружения, от уровня материаль­ного благополучия и др. Усиливаются различия по степени адапта­ции к изменяющейся социально-экономической обстановке, по уров­ню и качеству жизни. Они делаются еще более ощутимыми в услови­ях коммерциализации культуры, системы образования и здравоохра­нения.

Как следствие, спектр семей, становящихся объектом социальной работы, значительно расширяется. В таблице 4.1 представлены основные виды социальной помощи

различным типам семей, а в на рис. 4.2 дан алгоритм социальной работы по преодолению трудной жизненной ситуации.

Основные направления социальной защиты семей, находящихся в сложной жизненной ситуации

Принципы и функции социальной защиты

К принципам социальной защиты относятся:

  • 1) Принцип общественной целесообразности, согласно которому контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен лишь категориями населения, полностью или частично лишенными способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту числа иждивенцев.
  • 2) Принцип экономической эффективности выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.
  • 3) Принцип экономической справедливости заключается в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто но объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.
  • 4) Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения, согласно которому в нашей стране именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.
  • 5) Принцип экономической самостоятельности местных органов.

Формами реализации социальной защиты населения выступают социальные трансферты – услуги, выплаты и льготы.

Социальные услуги – содействие в осуществлении различного рода функций, связанных с жизнедеятельностью, которое осуществляется в натуральной форме (бытовые, медицинские, правовые, образовательные и другие услуги).

Социальные выплаты заключаются в предоставлении конкретным лицам или семьям денежных средств в виде пенсий, пособий (компенсаций, субсидий) и стипендий – в связи с социальными рисками, для возмещения утраченного дохода (имущества, собственности), либо предоставление дохода в связи с его отсутствием или низким уровнем.

Коротко остановимся на определении основных видов социальных выплат.

Пенсия – ежемесячная выплата гражданам, назначаемая в связи с достижением ими установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством РФ.

Социальные пособия, выплачиваемые в России, бывают двух видов: страховые и нестраховые. Первые зависят от размера заработной платы работника (пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, на погребение и др.), а вторые регулируются специальными законами (пособия по безработице, подвергшимся радиации, беженцам и др.). К главным недостаткам пособий можно отнести их небольшой размер и нерегулярность выплат. Существует целый ряд страховых пособий, призванных поддержать семьи с детьми. К ним относятся единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие для беременных, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком и пр. В отдельных регионах устанавливаются пособия по бедности, призванные помочь малообеспеченным.

Стипендии в России предоставляются лицам, обучающимся на очном отделении образовательных (государственных и муниципальных) и научных учреждений. Функции, которые должна выполнять стипендия (стимулирование хорошей успеваемости и материальная поддержка учащихся), в настоящее время она не выполняет. Причиной такого положения является то, что эта форма социальной защиты привязана к государственным минимальным гарантиям.

Среди исследователей нет консенсуса относительно определения такой экономической категории, как льгота. Ряд ученых (К. Бэттл, И. Колосницын и др .) дают определение льготы, опираясь на присущие ей признаки, к которым они относят исключенность из общих правил, перераспределительный эффект и облегчение жизни получателей. Другие исследователи считают, что следует различать «льготы» и «привилегии», «. обозначая понятием “льготы” – обоснованные, законные права, а понятием “привилегии” – незаконные, необоснованные преимущества».

Согласно определению Росстата, которого мы придерживаемся в данной работе, льгота – эго частичное или полное освобождение граждан от оплаты за товары и услуги.

До 2005 г. льготы, которые получали граждане России, предоставлялись в натуральной форме. Их можно условно разделить на несколько больших групп в следующих областях их функционирования:

  • денежных доходов (льготное налогообложение);
  • денежных расходов (освобождение (или скидки) от оплаты жилья и коммунальных услуг, абонентской платы за телефон, стоимости вневедомственной охраны, бесплатный проезд на внутригородском транспорте, бесплатный (скидки с оплаты) проезд в пригородном транспорте, один раз в год (туда и обратно) на междугородном транспорте, скидка в оплате проезда в осенне-зимний период на междугородных видах транспорта без ограничения числа поездок, денежная компенсация за наем (поднаем) жилья, освобождение от уплаты за содержание детей в детских дошкольных учреждениях);
  • обеспечения собственностью (капитальный ремонт жилых помещений на условиях, определяемых органами местного самоуправления, внеочередная бесплатная установка телефонов, бесплатное предоставление автотранспорта по медицинским показаниям);
  • труда и занятости (предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, оплачиваемых выходных дней родителям детей-инвалидов, компенсаций за выслугу лет лицам, работающим в зонах с особым экономическим статусом);
  • здравоохранения (бесплатное (или со скидкой) обеспечение лекарствами, бесплатное (или со скидкой) изготовление и ремонт зубных протезов, предоставление бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение, денежные компенсации на лечение при убытии в отпуск, возмещение вреда пострадавшим в результате испытаний ядерного оружия, эксплуатации ядерных установок и ликвидации аварии на них);
  • потребления (бесплатное обеспечение детей молочными продуктами детского питания, компенсационные выплаты на питание школьникам и учащимся ПТУ, бесплатное питание в образовательном учреждении, бесплатное обеспечение школьников из многодетных семей формой или заменяющей ее одеждой);
  • образования (льготное поступление в высшие и средние специальные учебные заведения абитуриентов из некоторых категорий населения («чернобыльцы», дети погибших в военных конфликтах, дети из многодетных семей и др.);
  • регулирования региональных условий жизни (льготы «чернобыльцам» и приравненным к ним категориям, жертвам социальных конфликтов – беженцам, вынужденным переселенцам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах и др.).

Согласно федеральному законодательству основными получателями льгот являлись следующие категории граждан: инвалиды; участники Великой Отечественной войны и члены их семей; ветераны боевых действий на территории других государств; Герои России и Советского Союза; Герои Социалистического Труда; полные кавалеры Ордена Славы; лица, награжденные медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией», знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; пенсионеры; граждане, подвергшиеся радиации; многодетные семьи; беременные женщины; беженцы; безработные; ветераны труда; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Смотрите так же:  Какой режим у 3 месячного ребенка

Кроме того, существовала значительная категория льготников, пользующихся благами в связи с их профессиональной принадлежностью: военнослужащие, работники милиции, пожарные, судьи, работники прокуратуры, таможни и т.д., а также работающие на вредных и опасных производствах и в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ часть льгот была отменена без какой-либо компенсации, а остальные были переведены в денежную форму. Это позволило, с одной стороны, отказаться от нефинансируемых государственных мандатов, а с другой – обеспечить большую прозрачность денежных потоков, направляемых на компенсацию льгот.

Ниже представлена схема структурных взаимосвязей, очерчивающих сложившиеся функциональные рамки распространения услуг, выплат и льгот для населения (рис. 1). Центральным звеном данной схемы является социальная защита, в верхней части рисунка показаны потребности в ней со стороны населения, а в нижней – институты и формы, в которых она осуществляется. Анализ функционирования системы социальной защиты населения в России позволил сделать ряд выводов. Во-первых, услуги, выплаты и льготы существуют в любом из приоритетных направлений социальной политики; во-вторых, они являются инструментом распределения как страховых, так и бюджетных средств, расходуемых на социальные нужды; в-третьих, льготы населению могут функционировать параллельно с другими формами социальной поддержки.

В настоящее время сложилось три вида моделей социальной защиты: федеральная, региональная и муниципальная.

Рис. 1. Схема функционирования системы социальной защиты населения

Функции по выработке государственной политики и по правовому регулированию в области социальной защиты и социального обеспечения населения в стране осуществляет специальный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таковым органом является Минтруд России. Он осуществляет также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Роструда, а также координирует деятельность ПФР, ФСС.

Свои функции Минтруд России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Полномочия Минтруда России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ о социальном развитии. По вопросам, требующим решения федерального правительства, министерство готовит и другие документы – проекты планов работы, прогноз показателей своей деятельности и др.

Минтруд России вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции. Так, оно утверждает положения о территориальных органах подведомственной ему федеральной службы.

Министерство принимает различные нормативные акты в соответствии с направлениями своей деятельности.

В сфере пенсионного обеспечения министерство принимает акты, регулирующие:

  • • порядок организации работы по вопросам, касающимся ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы и стажа, дающей право на различные виды пенсий, их подсчета и т.п.;
  • • правила, регламентирующие обращение за пенсиями, их назначение и выплату, перерасчет размера пенсии, переход с одного вида пенсии на другой;
  • • перечень документов, необходимый для установления пенсий;
  • • разъяснения о порядке применения законодательства о пенсионном обеспечении;
  • • положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях.

В сфере социального обслуживания граждан министерство принимает акты, аналогичные приведенным выше:

  • • порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • • формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • • перечни заболеваний, возникновение или обострении которых может быть связано с выполнением работ но ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и других территорий;
  • • форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности и пр.

Министерство также обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики в закрепленных за ним сферах деятельности. Работники аппарата министерства организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение их устных и письменных обращений, принимают по ним решения и направляют ответы в установленные законодательством сроки. При этом они руководствуются Должностным регламентом федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.

Минтруда России наделено соответствующими полномочиями по международному сотрудничеству в относящейся к его деятельности области.

Помимо вопросов организационного характера, касающихся непосредственно самого министерства, возглавляющий его министр наделен рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования. Так, министр вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей ПФР, ФСС, проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность названных фондов; по представлению руководителей указанных фондов – проекты федеральных законов о бюджетах фондов и об их исполнении.

Он также принимает нормативные правовые акты по направлениям деятельности перечисленных фондов и назначает проверки их деятельности, обладает и другими правами, в частности, дает поручения федеральным службам и агентствам, подведомственным министерству, и контролирует их исполнение; отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных федеральных служб и агентств; издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам в сфере деятельности министерства – приказы ненормативного характера.

Как мы отмечали выше, в ведении министерства находится федеральная служба Роструд.

Роструд:

  • 1) осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной законом квоты, за регистрацией инвалидов в качестве безработных;
  • 2) регистрирует граждан в целях поиска для них подходящей работы и безработных граждан;
  • 3) оказывает государственные услуги в содействии гражданам в поиске подходящей работы, в осуществлении социальных выплат безработным;
  • 4) проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений, осуществляет привлечение виновных к ответственности, рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • 5) содействует в организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовке безработных граждан, а также их психологической и социальной поддержке и пр.

Финансирование расходов на содержание служб и агентств осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными соответствующими нормативными правовыми актами – положениями об этих органах.

Органы социального обеспечения на уровне субъектов РФ, на районном (городском) и местном уровнях могут носить разные наименования – министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы социального развития или социальной защиты населения (региональные и местные органы социального обеспечения), но задачи и функции в целом у них одинаковые.

Нижестоящие органы социального обеспечения населения в субъектах РФ находятся в двойном подчинении – Минтруда России и администраций субъектов РФ, района (города), муниципальных образований.

На уровне регионов также выделяют различные типы моделей социальной защиты населения:

  • 1) основанную на строгой централизации управления и характеризующуюся сосредоточением управленческих функций на уровне региона;
  • 2) предусматривающую централизацию управленческих функций (решение вопросов социального обслуживания и финансирования принимается в одном министерстве или ведомстве);
  • 3) предусматривающую дифференцирование ответственности за организацию социальной защиты (субъект – местные органы власти) (комплексная модель).

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод об обобщенных функциях социальной защиты населения, к которым относятся:

  • • создание условий для обеспечения всем и каждому прожиточного минимума;
  • • оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
  • • создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;
  • • создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с общественными возможностями и с учетом культурно-национальной специфики определенного минимума потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
  • • обеспечение благоприятных условий труда и защита работников от негативных воздействий производства;
  • • обеспечение экономической безопасности членов общества;
  • • защита граждан от преступных посягательств;
  • • защита гражданских и политических прав и свобод;
  • • создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;
  • • защита от политического преследования и административного произвола;
  • • обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
  • • создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
  • • обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]