Природа заикания

Природа заикания

В 20 веке появляется в медицине новый раздел «логопедия», что переводится с греческого как «воспитание речи». Одним из насущных вопросов новой области стало лечение заикания. В это же время сформулировали определение этого термина. Откуда следовало: заикание — нарушение речевой функции такое, что проявляется расстройствами нормального её ритма, путем непроизвольных остановок во время разговора или повторениями отдельных слогов и звуков. Происходит это вследствие судорог артикуляционных органов. И всем всё сразу стало ясно. Что такое судороги, знает, кто купался в леденящей воде. В мышцах возникает болевой импульс, они резко сокращаются и «деревенеют».

Основной причиной заикания считаются судороги. У заикающегося человека неожиданно возникают безболезненные судороги в процессе разговора в челюстных мышцах, мышцах языка, губ или мягкого неба. Различают два типа судорог: судороги клонические и судороги тонические. К клоническим относятся судороги, при которых возникают кратковременное сокращение мышц, как, например, при дрожи от холода. Тонические же судороги сопровождаются длительным спазмом, вследствие которого человек не может говорить некоторе время. Бывает, что судороги речевых мышц сопровождаются судорогами конечностей, мышц лица. Такие движения носят в себе характер насильственных и непроизвольных.

Что же являются причиной этих странных судорог? По какой причине заикаются одни, и не заикаются другие? Принято считать, что причины заикания лежат в нервных центрах головного мозга человека, отвечающих за его речь. В детстве клетки головного мозга формируют три основные структуры, осуществляющие речевой контроль.

Центр Брока — структура, отвечающая за работу, участвующих в речи, связок и мышц.

Центр Вернике — центр, распознающий речь окружающих и речь собственную.

Ассоциативный центр — что выполняет анализ, относительно услышанных обрывков звуков, принимая решение о том, что было сказано, и о чем говорить далее. Гармоничная работа трех составляет «речевой круг».

-голосовой центр контролирует и осуществляет произношение фразы и, вместе с тем, активизирует слуховой центр,

-слуховой центр, в свою очередь, отвечает за непосредственное восприятии речи, после чего и посылает сигнал ассоциативному центру.

-ассоциативный центр, проделав действия ментального характера, а именно размышлений, посылает сигнал в голосовой центр, чем его и активизирует. И так далее…

Вследствие того, что скорость работы центров речи может быть неодинаковой, появляется асинхронность и разрыв речевого круга, что и лежат в основе такого явления, как заикание. В свое время, научный деятель Сикорский совершенно верно отмечал, что заикание возникает чаще у 2-5-летних детей. В этот период идет лишь формирование и синхронизация речевых центров, вследствие чего становится легче спровоцировать заикание, и другие подобные травмы речи.

Природа заикания

Почти все авторы, занимающиеся изучением заикания, относят этот вид речевой патологии к неврозам, именуя его логоневрозом, так как заикание является той формой нервного страдания, которое относится к функционально — динамическим нарушениям нервной системы.

Лишь небольшое число случаев заикания развивается на органической основе, то есть в результате поражения нервной системы каким — либо патологическим процессом ( энцефалит, эпилепсия, хорея, черепно -мозговые травмы и др. )

В допавловский период понимание невроза базировалось, в основном, на взглядах Адлера, Фрейда и других ученых, являвшихся представителями идеалистической психологии и потому далеких от подлинно научной трактовки невроза.

Такое понимание скрывало истинный механизм нарушения функции речи при заикании.

Большинство авторов второй половины XIX века относили заикание к неврозам, само же понятие невроза было весьма многозначным.

Патопсихологические особенности заикающегося

Неврологический процесс заиклиевой речи в ряде случаев осложняется рядом патопсихологических особенностей, возникающих в эмоционально — волевой сфере и характере заикающегося. В результате извращения корково — подкорковых отношений возникают такие нервно -психические симптомы, как изменение личности, ослабление воли, утрата инициативы, усиление патологических фобий и эмоций ( наличие страха перед речью и др. )

В литературе эти личностные особенности чаще практикуются, как психические сдвиги по типу вторичных реакций на свою речевую неполноценность.

Как известно, у заикающихся часто выявляется расстройство эмоциональной сферы, наличие страха перед речью, судорог в дыхательной и мимической мускулатуре и клиническая симптоматика, позволяющая, включить это расстройство в круг диэнцефалопатий, выраженных в различной степени.

Патогенез неврозов до настоящего времени еще мало изучен и представляет все еще сложную проблему, требующую дальнейшей разработки.

Ряд авторов, расценивавших заикание как невроз, предлагали лечить его различными психотерапевтическими воздействиями и медикаментозными средствами ( Ю. Флоренская, А. Шокина, М. Осипов, Д. Венировский, И. Комяков, В. Кочергина и др. ). Однако большинство из них не уделяли достаточного внимания изучению состояния вегетативной нервной системы у заикающихся.

При логоневрозах имеется нарушение тонуса вегетатики, на что обращают внимание такие крупные логотерапевты как Луксинер (Германия), Зееман (Чехословакия ) и др.

В клинике заикания хорошо известны факты, когда у заикающихся, разговаривающих наедине или в обществе хорошо знакомых людей, заикание выражено в слабой степени или совсем отсутствует. Патологических вегетативных реакций не наблюдается. Это очень типично проявляется при так называемой кабинетной речи у детей, проходящих лечение в логопедических кабинетах. В этом случае, после какого — то периода лечения заикания не возникает.

Однако, стоит такому заикающемуся попасть в общество незнакомых людей, заговорить с незнакомым человеком, как заикание вновь возникает и сопровождается целым рядом патологических реакций со стороны вегетативного отдела.

Усиление или ослабление заикания у одного и того же ребенка зависит от того, с кем именно он говорит ( со взрослыми, детьми, близкими, незнакомыми ) и как именно отвечает на отдельные вопросы, делится ли впечатлениями о прочитанной книге, отвечает ли на уроке и т. д.)

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Классификация форм и видов заикания

Одним из речевых расстройств, которое очень часто встречается у детей и взрослых, является заикание. Заболевание сильно влияет на жизнь человека, поскольку осложняет процесс коммуникации, вызывая массу переживаний. Чтобы подобрать наиболее эффективный метод лечения, следует определить формы заикания и причины, вызвавшие развитие этого отклонения.

Природа возникновения дефектов речи

Заикание — патология речи, проявляющаяся затрудненным и нечетким произношением букв, неоднократным повторением одних и тех же фраз. Чтобы поставить этот диагноз, медики проводят комплексное обследование пациента, учитывая не только имеющиеся речевые дефекты, но и особенности развития нервной системы и психические расстройства. Лечением болезни занимаются одновременно несколько специалистов (психотерапевт, логопед и невропатолог).

Болезнь дает о себе знать в детском возрасте, когда закладываются основы правильной речи и формируется нервная система. В категории риска находятся юноши. Врачами установлено, что среди мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем среди девочек.

Женская психика менее восприимчива к стрессовым ситуациям, поэтому функции головного мозга восстанавливаются гораздо быстрее.

У взрослых людей это могут быть невылеченная в детстве патология речи либо же приобретенное уже во взрослой жизни психоневротическое заболевание, приводящее к тому, что человек с трудом начинает произносить фразы, протягивая неоднократно слова, запинаясь на гласных или согласных буквах. Проблемы в работе речевого аппарата мешают нормальному общению, что вызывает сильные переживания. Заикающийся человек сталкивается с тем, что ему приходится прикладывать намного больше сил, чтобы окончить школу, найти работу, устроить личную жизнь и завести друзей.

Возможные причины

Типы заикания напрямую зависят от факторов, которые спровоцировали развитие болезни. Чтобы лечение было успешным, необходимо установить причины, лежащие в основе патологии. Согласно медицинской классификации, она может быть вызвана органическими либо же невротическими сбоями.

Если человек начал заикаться из-за нарушения в работе головного мозга, причиной развития болезни стали органические поражения тела:

  • Травмы головы, приводящие к развитию патологии мозговой деятельности. Это могут быть контузия, сотрясение мозга, ушибы, провоцирующие сбои в работе голосового аппарата.
  • Болезни, в результате которых нарушается кровоснабжение головного мозга. Сбои в работе нейронов вызывают инсульт, инфаркт, гипертонический криз. У человека, перенесшего удар, ухудшается умственная деятельность, снижается мышечный тонус, ослабевает моторика движений. К подобным проблемам с речью могут привести и патологические новообразования. Некоторые опухоли головного мозга разрушают артикуляционные способности и голосовые возможности человека.

Судорожное запинание в речи могут вызвать психоэмоциональные проблемы.

Некоторые люди заикаются из-за неврологических нарушений, которые появляются из-за сильного стресса, эмоционального перенапряжения, развития фобий. Заикание, вызванное психической травмой, возникает из-за того, что человек не может самостоятельно справиться с негативными переживаниями. Семейные и профессиональные конфликты, стремительный темп жизни, неудачные личные отношения провоцируют стрессовую ситуацию, в которой вынужден ежедневно существовать человек, что отрицательно влияет на его речевые способности.

Смотрите так же:  У кота булимия

Голосовые спазмы могут стать следствием психологической травмы. Пережив смерть родных, несчастный случай, сексуальное насилие, человек сталкивается с тем, что у него возникают проблемы с выражением и произношением своих мыслей. Его речь теряет плавность и мелодичность, становится прерывистой. Чтобы произнести одну фразу, приходится потратить много времени и сил.

В зависимости от причин, спровоцировавших болезнь, различают особенности течения и типы отклонения, поэтому во время консультации лечащий врач уделяет особое внимание этому вопросу.

Разновидности логоневрозов

У каждого человека заикание проявляется по-своему: одни испытывают трудности в общении только во время сильного нервного напряжения, другие постоянно борются с собой, чтобы легко выражать мысли при помощи слов. Характеристика основных форм заикания базируется на многолетних медицинских исследованиях.

По природе нарушений психики

Эти виды заикания выделены в отдельную группу. Невротическое заикание возникает в детском возрасте как результат сильного испуга и пережитого несчастного случая. Малыши не рождаются с этой патологией, а приобретают проблемы с речью из-за стресса. Происходит это в период, когда активно формируются основы речевых конструкций. Дети захлебываются словами, стараясь сказать то, что думают, торопятся и невнятно произносят фразы, съедая окончания, запинаясь на буквах. Это впечатлительные и ранимые дети, с легковозбудимой нервной системой.

Тип течения характеризуется достаточной стабильностью проявления заикания: ребенок прикладывает силы, чтобы озвучивать свои мысли, что вызывает у него огромное эмоциональное напряжение, которое провоцирует ухудшение настроения, раздражение и беспокойство. Негативные переживания еще больше влияют на речевые способности малыша.

Со взрослением ребенка болезнь может приобретать более тяжелую форму. К началу подросткового возраста (10–12 годам) у детей с невротической формой заикания формируется устойчивый страх перед общением, они начинают стесняться своего отклонения, избегая других людей. В медицине этот страх носит название «логофобия» — означает это то, что еще даже не вступив в контакт, человек боится речевой неудачи. Если заикание не удается вылечить, то уже взрослый человек будет испытывать массу отрицательных эмоций по поводу имеющейся болезни, избегая любого общения.

Неврозоподобная форма заикания вызывается психогенными причинами и развивается в 2–4 года. Поначалу врачи не могут установить факторы, которые спровоцировали отклонение. С самого рождения больные дети возбуждены и неспокойны, много плачут и громко кричат, непоседливы и раздражительны. На их поведение очень трудно повлиять, малыши не могут сидеть на месте, постоянно пребывая в движении.

Кроме того, у ребенка наблюдается отставание в развитии, ему с трудом удается произносить отдельные звуки, его словарный запас очень маленький. Нарушение речи сопровождается изменениями в координации движений тела и конечностей. Логопеды чаще выявляют плохую артикуляцию и малоподвижность органов речевого аппарата. При этой форме заикания человек либо очень быстро произносит предложения, либо же очень медлит, затягивая слова. Нередко попытки начать разговаривать сопровождаются мимическими гримасами.

Мало кто знает, что эта болезнь может передаваться от родителей к детям. Наследственное заикание возникает из-за мутации в генах.

По типу речевых судорог

Такая классификация заикания выделяет несколько форм заболевания, связанных с тем, что во время разговора у человека возникают судороги, мешающие работе голосового аппарата. Тоническое заикание вызывается сильным напряжением мышц горла, голосовых связок и языка при попытке произнести любое предложение, что провоцирует возникновение длительной паузы перед началом разговора. Заикающийся человек в этот момент испытывает нехватку воздуха и сильный горловой спазм.

Заикание клонического типа вызвано тем, что из-за судорог речевого аппарата человек многократно произносит отдельные фразы, спотыкаясь на буквах. У большинства людей наблюдается смешанное заикание, которое объединяет в себе признаки сразу двух этих форм.

По степени тяжести

Можно выделить несколько основных степеней заикания:

  • Легкая. Отклонение проявляется, когда человек торопится высказать свое суждение или же переживает сильные эмоции. В этом случае заикание практически не влияет на его жизнь, не мешая общению и не препятствуя процессу коммуникации с другими людьми. Это скорее спонтанное проявление речевого дефекта, вызванное эмоциональной реакцией человека.
  • Средняя. Когда человек спокоен, заикание практически незаметно. Во время волнения работа голосового аппарата ухудшается, речь становится менее четкой. В процессе разговора у человека проявляется нарушение мимики, возникают легкие судороги и покашливание.
  • Тяжелая. Заикание этой формы не зависит от того, в каком эмоциональном состоянии пребывает человек. Любая попытка высказаться сопровождается затрудненным произношением фраз, сбивчивым дыханием и голосовыми судорогами. Человек спотыкается на каждом слоге, используя при произношении много лишних звуков.

Чтобы нормализовать процесс общения и помочь человеку с подобными формами заикания коммуницировать с людьми, кроме различных логопедических упражнений, медики уделяют огромное внимание психологической работе пациента над собой.

По локализации речевых судорог

Такая классификация заикания включает в себя виды болезни, которые зависят от того, какая часть речевого аппарата подвергается сокращениям и характеризуется периодическими колебаниями в процессе разговора.

Выделяют следующие формы:

Голосовое заикание вызывается судорогами, которые возникают при разговоре в голосовых связках.

В результате напряжения гортани происходит непроизвольное смыкание, что отражается на громкости, мелодичности и чистоте произносимого звука. Из-за судороги, сковывающей голосовые связки, у заикающегося человека нарушается дыхание, что также отрицательным образом сказывается на произношении слов. Нехватка воздуха и чувство комка в горле – часто встречающиеся симптомы при заикании. Спазм охватывает горло человека во время произношения только гласных букв. Это так называемая вокальная судорога, которая приводит к тому, что очень сильно протягиваются слова. Со стороны такой разговор похож на фальшивое пение.

Дыхательное заикание возникает из-за того, что на вдохе либо же выдохе горло человека сковывает спазм, из-за чего образуются паузы в произношении, происходит сокращение мышц горла и искажение мимики. Такая судорога может быть как короткой и незаметной, так и длительной.

Артикуляционная форма заикания проявляется из-за судорог, которые пересекают лицо либо органы речевого аппарата (язык, нос, небо), что вызывает не только проблемы с разговором, но и сильный психологический дискомфорт у человека.

Лечение заикания

Основные психотерапевтические воздействия, которые советуют использовать специалисты, направлены на то, чтобы научить заикающегося человека управлять своими эмоциями, регулировать дыхание и использовать различные методики, помогающие улучшить произношение.

Для самостоятельной работы пациент может воспользоваться дыхательными аутотренингами и гимнастиками, а также медитативными практиками, которые регулируют процесс вдоха-выдоха, успокаивают и помогают научиться управлять своими эмоциями. Правильно, легко и без остановок произносить слова помогут пение и чтение вслух.

С человеком, страдающим от заикания, одновременно должны работать психотерапевт и логопед.

Психологические консультации помогут понять причины возникновения недуга. Во время общения с психотерапевтом пациент научится существовать со своей болезнью, не считая себя ущербным. Занятия с логопедом помогут устранить дефекты речи, восстановят механизм работы голосового аппарата.

Каждая форма заикания лечится специальными методами. Чтобы процесс выздоровления был эффективным и успешным, понадобится время. Человек, борющийся с заиканием, должен быть готов к тому, что ему придется все время работать над своими разговорными навыками и умениями, но все усилия оправдаются в тот момент, когда он сможет спокойно, легко и красиво произносить все, что думает.

Классификация форм и видов заикания

Одним из речевых расстройств, которое очень часто встречается у детей и взрослых, является заикание. Заболевание сильно влияет на жизнь человека, поскольку осложняет процесс коммуникации, вызывая массу переживаний. Чтобы подобрать наиболее эффективный метод лечения, следует определить формы заикания и причины, вызвавшие развитие этого отклонения.

Природа возникновения дефектов речи

Заикание — патология речи, проявляющаяся затрудненным и нечетким произношением букв, неоднократным повторением одних и тех же фраз. Чтобы поставить этот диагноз, медики проводят комплексное обследование пациента, учитывая не только имеющиеся речевые дефекты, но и особенности развития нервной системы и психические расстройства. Лечением болезни занимаются одновременно несколько специалистов (психотерапевт, логопед и невропатолог).

Болезнь дает о себе знать в детском возрасте, когда закладываются основы правильной речи и формируется нервная система. В категории риска находятся юноши. Врачами установлено, что среди мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем среди девочек.

Женская психика менее восприимчива к стрессовым ситуациям, поэтому функции головного мозга восстанавливаются гораздо быстрее.

У взрослых людей это могут быть невылеченная в детстве патология речи либо же приобретенное уже во взрослой жизни психоневротическое заболевание, приводящее к тому, что человек с трудом начинает произносить фразы, протягивая неоднократно слова, запинаясь на гласных или согласных буквах. Проблемы в работе речевого аппарата мешают нормальному общению, что вызывает сильные переживания. Заикающийся человек сталкивается с тем, что ему приходится прикладывать намного больше сил, чтобы окончить школу, найти работу, устроить личную жизнь и завести друзей.

Возможные причины

Типы заикания напрямую зависят от факторов, которые спровоцировали развитие болезни. Чтобы лечение было успешным, необходимо установить причины, лежащие в основе патологии. Согласно медицинской классификации, она может быть вызвана органическими либо же невротическими сбоями.

Смотрите так же:  Невроз и дистония

Если человек начал заикаться из-за нарушения в работе головного мозга, причиной развития болезни стали органические поражения тела:

  • Травмы головы, приводящие к развитию патологии мозговой деятельности. Это могут быть контузия, сотрясение мозга, ушибы, провоцирующие сбои в работе голосового аппарата.
  • Болезни, в результате которых нарушается кровоснабжение головного мозга. Сбои в работе нейронов вызывают инсульт, инфаркт, гипертонический криз. У человека, перенесшего удар, ухудшается умственная деятельность, снижается мышечный тонус, ослабевает моторика движений. К подобным проблемам с речью могут привести и патологические новообразования. Некоторые опухоли головного мозга разрушают артикуляционные способности и голосовые возможности человека.

Судорожное запинание в речи могут вызвать психоэмоциональные проблемы.

Некоторые люди заикаются из-за неврологических нарушений, которые появляются из-за сильного стресса, эмоционального перенапряжения, развития фобий. Заикание, вызванное психической травмой, возникает из-за того, что человек не может самостоятельно справиться с негативными переживаниями. Семейные и профессиональные конфликты, стремительный темп жизни, неудачные личные отношения провоцируют стрессовую ситуацию, в которой вынужден ежедневно существовать человек, что отрицательно влияет на его речевые способности.

Голосовые спазмы могут стать следствием психологической травмы. Пережив смерть родных, несчастный случай, сексуальное насилие, человек сталкивается с тем, что у него возникают проблемы с выражением и произношением своих мыслей. Его речь теряет плавность и мелодичность, становится прерывистой. Чтобы произнести одну фразу, приходится потратить много времени и сил.

В зависимости от причин, спровоцировавших болезнь, различают особенности течения и типы отклонения, поэтому во время консультации лечащий врач уделяет особое внимание этому вопросу.

Разновидности логоневрозов

У каждого человека заикание проявляется по-своему: одни испытывают трудности в общении только во время сильного нервного напряжения, другие постоянно борются с собой, чтобы легко выражать мысли при помощи слов. Характеристика основных форм заикания базируется на многолетних медицинских исследованиях.

По природе нарушений психики

Эти виды заикания выделены в отдельную группу. Невротическое заикание возникает в детском возрасте как результат сильного испуга и пережитого несчастного случая. Малыши не рождаются с этой патологией, а приобретают проблемы с речью из-за стресса. Происходит это в период, когда активно формируются основы речевых конструкций. Дети захлебываются словами, стараясь сказать то, что думают, торопятся и невнятно произносят фразы, съедая окончания, запинаясь на буквах. Это впечатлительные и ранимые дети, с легковозбудимой нервной системой.

Тип течения характеризуется достаточной стабильностью проявления заикания: ребенок прикладывает силы, чтобы озвучивать свои мысли, что вызывает у него огромное эмоциональное напряжение, которое провоцирует ухудшение настроения, раздражение и беспокойство. Негативные переживания еще больше влияют на речевые способности малыша.

Со взрослением ребенка болезнь может приобретать более тяжелую форму. К началу подросткового возраста (10–12 годам) у детей с невротической формой заикания формируется устойчивый страх перед общением, они начинают стесняться своего отклонения, избегая других людей. В медицине этот страх носит название «логофобия» — означает это то, что еще даже не вступив в контакт, человек боится речевой неудачи. Если заикание не удается вылечить, то уже взрослый человек будет испытывать массу отрицательных эмоций по поводу имеющейся болезни, избегая любого общения.

Неврозоподобная форма заикания вызывается психогенными причинами и развивается в 2–4 года. Поначалу врачи не могут установить факторы, которые спровоцировали отклонение. С самого рождения больные дети возбуждены и неспокойны, много плачут и громко кричат, непоседливы и раздражительны. На их поведение очень трудно повлиять, малыши не могут сидеть на месте, постоянно пребывая в движении.

Кроме того, у ребенка наблюдается отставание в развитии, ему с трудом удается произносить отдельные звуки, его словарный запас очень маленький. Нарушение речи сопровождается изменениями в координации движений тела и конечностей. Логопеды чаще выявляют плохую артикуляцию и малоподвижность органов речевого аппарата. При этой форме заикания человек либо очень быстро произносит предложения, либо же очень медлит, затягивая слова. Нередко попытки начать разговаривать сопровождаются мимическими гримасами.

Мало кто знает, что эта болезнь может передаваться от родителей к детям. Наследственное заикание возникает из-за мутации в генах.

По типу речевых судорог

Такая классификация заикания выделяет несколько форм заболевания, связанных с тем, что во время разговора у человека возникают судороги, мешающие работе голосового аппарата. Тоническое заикание вызывается сильным напряжением мышц горла, голосовых связок и языка при попытке произнести любое предложение, что провоцирует возникновение длительной паузы перед началом разговора. Заикающийся человек в этот момент испытывает нехватку воздуха и сильный горловой спазм.

Заикание клонического типа вызвано тем, что из-за судорог речевого аппарата человек многократно произносит отдельные фразы, спотыкаясь на буквах. У большинства людей наблюдается смешанное заикание, которое объединяет в себе признаки сразу двух этих форм.

По степени тяжести

Можно выделить несколько основных степеней заикания:

  • Легкая. Отклонение проявляется, когда человек торопится высказать свое суждение или же переживает сильные эмоции. В этом случае заикание практически не влияет на его жизнь, не мешая общению и не препятствуя процессу коммуникации с другими людьми. Это скорее спонтанное проявление речевого дефекта, вызванное эмоциональной реакцией человека.
  • Средняя. Когда человек спокоен, заикание практически незаметно. Во время волнения работа голосового аппарата ухудшается, речь становится менее четкой. В процессе разговора у человека проявляется нарушение мимики, возникают легкие судороги и покашливание.
  • Тяжелая. Заикание этой формы не зависит от того, в каком эмоциональном состоянии пребывает человек. Любая попытка высказаться сопровождается затрудненным произношением фраз, сбивчивым дыханием и голосовыми судорогами. Человек спотыкается на каждом слоге, используя при произношении много лишних звуков.

Чтобы нормализовать процесс общения и помочь человеку с подобными формами заикания коммуницировать с людьми, кроме различных логопедических упражнений, медики уделяют огромное внимание психологической работе пациента над собой.

По локализации речевых судорог

Такая классификация заикания включает в себя виды болезни, которые зависят от того, какая часть речевого аппарата подвергается сокращениям и характеризуется периодическими колебаниями в процессе разговора.

Выделяют следующие формы:

Голосовое заикание вызывается судорогами, которые возникают при разговоре в голосовых связках.

В результате напряжения гортани происходит непроизвольное смыкание, что отражается на громкости, мелодичности и чистоте произносимого звука. Из-за судороги, сковывающей голосовые связки, у заикающегося человека нарушается дыхание, что также отрицательным образом сказывается на произношении слов. Нехватка воздуха и чувство комка в горле – часто встречающиеся симптомы при заикании. Спазм охватывает горло человека во время произношения только гласных букв. Это так называемая вокальная судорога, которая приводит к тому, что очень сильно протягиваются слова. Со стороны такой разговор похож на фальшивое пение.

Дыхательное заикание возникает из-за того, что на вдохе либо же выдохе горло человека сковывает спазм, из-за чего образуются паузы в произношении, происходит сокращение мышц горла и искажение мимики. Такая судорога может быть как короткой и незаметной, так и длительной.

Артикуляционная форма заикания проявляется из-за судорог, которые пересекают лицо либо органы речевого аппарата (язык, нос, небо), что вызывает не только проблемы с разговором, но и сильный психологический дискомфорт у человека.

Лечение заикания

Основные психотерапевтические воздействия, которые советуют использовать специалисты, направлены на то, чтобы научить заикающегося человека управлять своими эмоциями, регулировать дыхание и использовать различные методики, помогающие улучшить произношение.

Для самостоятельной работы пациент может воспользоваться дыхательными аутотренингами и гимнастиками, а также медитативными практиками, которые регулируют процесс вдоха-выдоха, успокаивают и помогают научиться управлять своими эмоциями. Правильно, легко и без остановок произносить слова помогут пение и чтение вслух.

С человеком, страдающим от заикания, одновременно должны работать психотерапевт и логопед.

Психологические консультации помогут понять причины возникновения недуга. Во время общения с психотерапевтом пациент научится существовать со своей болезнью, не считая себя ущербным. Занятия с логопедом помогут устранить дефекты речи, восстановят механизм работы голосового аппарата.

Каждая форма заикания лечится специальными методами. Чтобы процесс выздоровления был эффективным и успешным, понадобится время. Человек, борющийся с заиканием, должен быть готов к тому, что ему придется все время работать над своими разговорными навыками и умениями, но все усилия оправдаются в тот момент, когда он сможет спокойно, легко и красиво произносить все, что думает.

Как я избавлялась от заикания. Часть 2-я

2 октября 2012 1:00 19

В предыдущем номере мы рассказали о том, как наш корреспондент Илона Малышкина решила распрощаться с заиканием. Она успела обойти массу экстрасенсов, психологов и логопедов и вдруг узнала о методике, которая, по убеждению многих, навсегда излечивает от недуга. Илона отправилась в логопедический центр и приступила к борьбе. Первый этап — 5 дней молчания.

СПОЕМ, ДРУЗЬЯ!

Признаюсь, это было нелегко. Была бы дочкой миллионера, я бы, конечно, только лечением заикания и занималась. Но реальность сурова — нужно было снимать квартиру в Москве , и я устроилась писать пресс-релизы для мероприятий. Благо речь там не особо нужна.

Смотрите так же:  Причины возникновения стресса на рабочем месте

В эти дни часто вспоминала триллер «Молчание ягнят» (к слову, актер Энтони Хопкинс, сыгравший главного героя, в свое время тоже заикался). Мы — те самые абстрактные ягнята, а Ганнибал Лектер — заикание. Интересно, сколько жертв будет в нашем фильме?

Спустя пять дней мы нарушили обет молчания и стали произносить первые звуки. Нас обязали обзавестись диктофонами. Каждое междометие нужно было записывать, а потом прослушивать, пытаясь понять, правильно ли мы говорим, нараспев ли. Все эти на первый взгляд лишние заморочки направлены на то, чтобы заика думал именно о них, а не о том, что в каком-то месте начнет заикаться.

В ближайший месяц нам разрешили произносить строго определенные фразы, заранее отработанные. Например: «Не под-ска-жете, как прой -ти на Никии -тский буль-вар?» (Все это как вальс — с определенной интонацией и в определенном темпе.) Каждый день, кроме воскресенья, предстояло заниматься релаксацией. Работали с нашим подсознанием под музыку Вивальди или звуки природы: развалившись в кресле, под убаюкивающий голос логопеда мы представляли себя мощным водопадом, который движется, не зная преград, — аллюзия с нашей будущей плавной речью.

МЫ НЕ СЕКТАНТЫ — МЫ УЧИМСЯ

Ежедневно количество слов и предложений, которые разрешалось говорить, пусть пока на замедленной скорости, увеличивалось. И вот настал день, когда надо было вместе с группой сходить в торговый центр и сделать покупки с табличками на шее. А еще задать продавцам вопросы. Например, «Свежая ли колбаса?». При этом любой вопрос прямо в магазине надо предварительно отрабатывать вместе с логопедом. Поверьте, заикающиеся при покупке молока могут волноваться так же, как если бы толкали речь на вручении «Оскара». Кстати, мы не остались незамеченными. Решив, что мы сектанты и занимаемся духовными практиками прямо посреди торгового зала, охранники заявили логопеду, что это категорически запрещено! Но наша логопед за 20 лет практики и не с такими договаривалась. И все-таки без пострадавших не обошлось — продавщица, будучи не в духе, нахамила нашей одногруппнице, бульдозером пройдясь по ее речи. Девушка бросила курс.

Между тем основной двухнедельный тренинг подходил к концу. Оставалась «малость» — выступать у станции метро с тронной речью — представление себя. Одним из мощных стимулов, который двигал к победе, были деньги, потраченные на лечение, — чуть больше 70 тысяч рублей.

ЭКЗАМЕН С РУПОРОМ В МЕТРО

Встали на возвышение, образовали кружок и начали вещать в громкоговоритель. Почти никто не «очковал». Кроме меня. Сработала какая-то совсем неуместная в данном случае гордость. «Выступать, когда все смотрят и думают о тебе непонятно что. Ну уж нет! Я это все-таки. я!»

После мы тщательно анализировали свои ошибки. Рассказ в метро стал тем рубежом, преодолев который нам было значительно проще делать остальное. А следовало читать небольшие тексты незнакомым людям. Несколько раз в неделю звонить логопеду — отчитываться об успехах. И ни в коем случае нельзя было употреблять спиртное на протяжении всего курса лечения — получается год. Даже полстаканчика пива могли сбить с толку и развязать язык. Ездить за границу тоже запрещалось — там нужно говорить на иностранном языке, а для нас, не говорящих нормально на русском, это было опасно.

В следующем номере: Илона готовится к ответственному моменту — сдаче сессии. Подведет ли ее речь? А впереди еще столько всего: возвращение в Москву, стажировка в « КП » и знакомство со звездами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧИ — РАССЛАБЛЕНИЕ И ДЫХАНИЕ

1. Наклоните голову вперед, расслабьте шею — открывайте и закрывайте рот. Выполнять нужно плавно, открывать рот как можно шире . При этом следить за тем, чтобы шея была все время расслаблена, а голова опущена вниз.

2. Зевните, не открывая рта (на курсах нам советовали как можно чаще зевать таким образом — челюсть расслабляется). Затем сделайте вдох через нос и втяните щеки. При этом голова должна быть опущена, а губы сжаты. На выдохе тяните звук «М».

3. Проговаривайте «БЯ», «СЯ», «ТЯ», «МЯ», «НЯ», положив язык на нижнюю губу.

Фото: Евгения ГУСЕВАZhenya_Guseva

ПЕРВЫЙ МИКРОКУРС

Речь перед пенсионерами

На этот раз я проявила упорство и не филонила. Даже пять раз прочитала небольшой отрывок из произведений Паустовского незнакомым людям. Записывала на диктофон, анализировала, читала вслух книжки. Но, когда мы пришли отчитываться перед логопедом, меня не похвалили: «Никаких результатов, чем ты вообще занималась?» По словам логопеда, я «тормозила маленько». Но а что тут удивительного, я ведь говорю медленно, значит, и думаю соответственно. Логика железная.

Пришлось ускориться на разборе телефонных звонков. Для заикающихся такая обыденная вещь сложна до чертиков. Но мы с упорством звонили по объявлениям и говорили нараспев. И тут логопед придумала новое испытание — доклад в Доме культуры для пенсионеров. Мы подготовили выступление на вольную тему. Я рассказала о писателе Василии Шукшине и его родине Сростках, что в Алтайском крае, откуда я, собственно, и приехала. Тема и моя речь, надо сказать, имели успех. Пенсионеры — благодарные слушатели. Времени у них много.

Итог: на этом микрокурсе мы стали говорить больше и увереннее. И даже сменили таблички. Теперь на груди красовалась надпись: «Избавляюсь от заикания. Говорю медленно». До нормальной техники было пока еще далеко.

ВТОРОЙ МИКРОКУРС

Урок географии

Когда я заходила с табличкой «Избавляюсь от заикания. У меня режим молчания» в вагон метро, пассажиры недоуменно таращились. Но постепенно эпатирование публики переросло в просветительскую миссию. Люди специально проезжали со мной лишние станции, чтобы узнать, куда можно обратиться за лечением и как работает методика?

Ежедневно по два часа я занималась перед зеркалом. Актеры меня наверняка поймут. Было и традиционное публичное выступление — в школе у девятиклассников на уроке географии. Рассказывали о Родине. На этом микрокурсе нам уже разрешалось говорить, а темп речи ускорился.

ТРЕТИЙ МИКРОКУРС

Болтают все

«С этого момента вы сами общаетесь и не избегаете таких ситуаций, а, наоборот, создаете их», — наставляла логопед.

«Создавать ситуации» я решила в самом подходящем месте — на Красной площади. «Как пройти к метро?» — спросила я у милой барышни. Она вытащила карту, начала показывать и подробно объяснять. В результате, не поверите, мы разговорились! Случайное знакомство вылилось в совместное сотрудничество.

Параллельно мне представился случай выступить на работе. Мне даже похлопали, как в хорошем зарубежном кино. А тут пришло время ехать на сессию в Барнаул , где друзья и педагоги еще не знали о моей новой речи. Меня ждала масштабная функциональная тренировка.

Как избавиться от заикания «Илона говорит». Корреспондент «КП» и несколько несложных упражнений для дикции

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Воспитание ребенка в возрасте 6 лет Воспитание ребёнка в 6 лет Психология и развитие шестилетнего ребёнка Если вы воспитываете ребёнка в 6 лет, то, наверняка, понимаете, что перед вами уже не ребёнок второго года жизни, который требует постоянного внимания и заботы. Но он ещё и не самостоятельный […]
  • Симптомы вирусной пневмонии у детей Пневмония у детей Одним из наиболее опасных заболеваний у малолетних детей является пневмония (воспаление легких). Она опасна прежде всего серьезными осложнениями, приводящими нередко к инвалидности и даже смерти ребенка. Ежегодно в мире регистрируется около 155 […]
  • Пинетки для новорожденных детей Вяжем пинетки для малышей спицами и крючком – пошаговая инструкция Сейчас можно купить для новорожденного все, что душе угодно. Но ни одна купленная вещь не передаст малышу ваше тепло и любовь, как сделанная своими руками. Такая одежка, как пинетки, будет в пору […]
  • Развитие ребенка в 1 год и 8 Развитие личности ребенка в один год восемь месяцев Развитие малыша в год и 8 месяцев происходит настолько активно, что родители не всегда успевают запечатлеть изменения для семейной истории. В это время кроха уже проявляет характер, демонстрирует себя как яркую […]
  • Сколько спит 3 месячный ребенок ночью Сколько должен спать ребенок? Первый год жизни ребенка для большинства родителей – это какой-то нескончаемый кошмар и лавина вопросов –недоразумений. Целую серию составляют вопросы разряда:«Сколько ребенок должен….кушать/ спать/ играть/ бывать на […]