Признаки и механизм протекания стресса

Признаки стресса

Городской человек, как правило, постоянно находится в стрессовой ситуации: это и работа, и кредиты, и необходимость соответствовать массе требований с самых разных сторон, и напряженный график. Важно уметь распознать признаки нервного стресса, чтобы успеть нейтрализовать его, пока это еще возможно.

Даже сейчас, когда психология как наука развита достаточно хорошо, признаки и механизм протекания стресса все же остаются сложным вопросом. Дело в том, что стресс – явление глубоко субъективное, и то, что актуально для одного человека, может быть совсем неактуально для другого. Это легко подтвердить простым примером: известно, что многие люди «заедают стресс». Однако вместе с этим есть и немало тех, кто в стрессовой ситуации не может есть и сильно худеет.

Итак, рассмотрим те признаки, которые могут проявляться в разных сочетаниях у людей.

1. Интеллектуальные признаки стресса:

  • проблемы с запоминанием новой информации;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • забывчивость, неорганизованность;
  • постоянное беспокойство;
  • тревога или скачки мыслей;
  • беспорядок, который не волнует;
  • трудности в принятии решения;
  • недальновидность;
  • бессонница, ночные кошмары;
  • пессимизм;
  • тревожные мечты.

2. Эмоциональные признаки стресса:

  • частые приступы плача или мысли о самоубийстве;
  • беспокойство, чувство вины;
  • депрессия и ощущение несчастья;
  • капризность;
  • раздражительность или вспыльчивость;
  • гнев, разочарование, враждебность;
  • внезапные приступы паники;
  • чувство одиночества и изоляции;
  • невозможность расслабиться;
  • депрессия, частые перепады настроения;
  • ощущение перегруженности;
  • тревога, нервозность;
  • чрезмерная реакция на маленькие неприятности.

3. Физиологические признаки стресса:

  • боль в шее, боль в спине, мышечные спазмы;
  • крапивница, мурашки по коже, сыпь, зуд;
  • боль в груди, быстрое сердцебиение;
  • сжимание челюстей, скрипение зубами;
  • необъяснимая и частая аллергия;
  • холодные или потные руки, ноги;
  • сухость во рту, сложное глотание;
  • усталость, вялость, слабость;
  • тошнота и головокружение;
  • потеря полового влечения;
  • частое краснение и потливость;
  • диарея или запор;
  • частое мочеиспускание;
  • изжога, боль в животе;
  • боли и страдания;
  • отрыжка и метеоризм;
  • затруднённое дыхание;
  • частые простуды;
  • дрожь ног, рук или губ;
  • звон и жужжание в ушах;
  • заикание.

4. Поведенческие признаки стресса:

  • ложь или оправдания в сложных ситуациях;
  • навязчивое или компульсивное поведение;
  • снижение производительности;
  • пренебрежение служебными и другими обязанностями;
  • чрезмерная защита или подозрительность;
  • употребление алкоголя, курение, наркотики;
  • быстрая или бормочущая речь;
  • азартные игры или импульсивные покупки;
  • проблемы с общением;
  • слишком долгий или короткий сон;
  • излишки в еде или недоедание;
  • самоизоляция от других людей

Признаки сильного стресса, как правило, заключаются в обилии симптомов на всех уровнях, а также их высокой степени интенсивности.

Поведенческие, интеллектуальные и физические признаки стресса

Механизм работы организма основан на выживании, это и обуславливает появление признаков стресса. В любой стрессовой ситуации в организме человека вырабатывается адреналин, появление которого направлено на поддержание способности выживать. Безусловно, этот механизм, включающий физические и поведенческие реакции, вполне естественен, но стоит научиться распознавать тот момент, когда стресс выходит из-под контроля. Однако, признаки стресса могут не проявляться и быть не слишком опасными для здоровья, в то время как отношение к ситуации может привести к серьезной депрессии.

Признаки стрессового напряжения можно разделить на несколько категорий:

  • когнитивные;
  • эмоциональные;
  • поведенческие;
  • физические.

Когнитивные симптомы

Являются наименее заметными и включают в себя проблемы памяти, отсутствие способности сконцентрироваться на одном деле, тревожные мысли, зафиксированные исключительно на плохом, постоянное непроходящее беспокойство. Прежде всего, они нарушают весь механизм работы мозга и негативно влияют на качество мыслительной деятельности.

Эмоциональные признаки стресса

Выделяют такие симптомы: капризность и раздражительность, излишнюю вспыльчивость и агрессивность, психологическую невозможность расслабиться, чувство загруженности, чувство одиночества, уныние, депрессию, в отдельных случаях истерики и резкие смены настроения.

Постоянные жалобы, общая подавленность, отсутствие сил и вдохновения — это своеобразный механизм предупреждения окружающих о серьезном стрессе, который вполне может вылиться в еще более существенные психологические проблемы.

Физические симптомы

Проявляются в нарушении здоровья, механизм их протекания понятен, но избавиться от них без избавления от стресса невозможно. В эту группу можно отнести боли, чаще всего головные, диарею или запор, тошноту и головокружение, общую слабость, увеличение или уменьшение давления, учащенное сердцебиение, полную потерю сексуального влечения, слишком частые простуды.

Симптомы в поведении человека

Изменившееся поведение человека является самым явным признаком стресса, наблюдать за которым могут родственники и близкие люди, его ежедневное окружение. Именно поведение является первым показателем ухудшения психологического состояния. Такие признаки стрессового состояния, пожалуй, наиболее опасны как для самого человека, так и для общества, так как именно они могут стать причиной аморального поведения, что является действительно серьезной проблемой.

Поведенческие признаки включают:

  • недоедание или, напротив, излишнее переедание;
  • бессонницу или постоянную сонливость, не исчезающую после отдыха;
  • добровольную изоляцию от общества;
  • полное или частичное пренебрежение взятыми на себя обязанностями;
  • чрезмерное употребление алкоголя, сигарет или даже пристрастие к наркотикам,;
  • проявление сенсомоторных привычек (щелканья ручкой, постукивания, топанья ногой и любых других).

Описывая три основные стратегии поведения в стрессе, представляющие собой комплекс выраженных признаков, психологи проводят аналогию с вождением автомобиля.

Стратегию легко определить по агрессивности человека, его взволнованности, неспособности усидеть на одном месте даже короткое время, достаточно резких реакциях на любые окружающие его действия. Подобное поведение представляет собой своеобразный механизм защит от окружающего мира, поэтому нередко сопровождается плохим настроением, излишней придирчивостью и нервозностью.

«Нога на тормозе»

Признаки стрессового напряжения, относящиеся к этой «педали» представляют обратную ситуацию. Яркие симптомы — пассивность, необщительность, излишняя молчаливость, замкнутость и полное отсутствие желаний. Пожалуй, такие симптомы даже более опасны, чем «взрывоопасность», поскольку человека, находящегося в такой своеобразной меланхолии или даже серьезной депрессии гораздо сложнее вернуть обратно к реальности — его мало интересует возможная помощь в решении проблемы, вызывающей стресс, он отрешается от мира, уходит в себя.

«Нога на газе и тормозе»

В данной ситуации симптомы комбинируются и реакция на стресс представляет собой запутанный механизм. Человек долгое время остается невероятно напряженным, но очень скованным и необщительным, словно готовым взорваться в любой момент. Он выглядит словно парализованный пациент, в его мыслях бушует буря страхов, желаний и образов, которые не дают возможности отвлечься.

Физические последствия стресса

Многие симптомы, определить которые легче всего, напрямую не связаны со стрессом. Но наиболее явно они проявляются именно под воздействием стрессовых ситуаций и большого количества переживаний. Так уж устроен механизм работы организма — все его части находятся в зависимости от состояния друг друга.

Пожалуй, большая часть проблем со здоровьем, вызванных стрессом, является своеобразными физическими признаками, но все-таки у них есть отличие. В первую очередь последствия стресса могут выражаться в обострении совершенно любой хронической болезни, которая некоторое время не доставляла проблем. Стрессовый механизм может запустить появление других серьезных заболеваний, которые раньше замечены не были. Подобные осложнения лечатся вместе со стрессом, комплексно, иначе лечение может не принести результата.

В список наиболее часто встречаемых болезней-последствий можно отнести:

  • болезни сердца (тахикардия, ишемия);
  • болезни кожи (экзема, псориаз);
  • болезни желудка и всей системы пищеварения (ожирение, проблемы с пищеварением);
  • ухудшение иммунитета;
  • психологические расстройства.

Видео: Алена Топчеева «Симптомы стресса»

Симптомы и признаки стресса — это способ избежать серьезных проблем со здоровьем и позволить своему организму отдохнуть. Любой из признаков вполне может запустить механизм более серьезных реакций. Стоит максимально внимательно относиться к своему организму, обращая внимания на все его реакции и общее состояние.

Поведенческие, интеллектуальные и физические признаки стресса

Механизм работы организма основан на выживании, это и обуславливает появление признаков стресса. В любой стрессовой ситуации в организме человека вырабатывается адреналин, появление которого направлено на поддержание способности выживать. Безусловно, этот механизм, включающий физические и поведенческие реакции, вполне естественен, но стоит научиться распознавать тот момент, когда стресс выходит из-под контроля. Однако, признаки стресса могут не проявляться и быть не слишком опасными для здоровья, в то время как отношение к ситуации может привести к серьезной депрессии.

Признаки стрессового напряжения можно разделить на несколько категорий:

  • когнитивные;
  • эмоциональные;
  • поведенческие;
  • физические.

Когнитивные симптомы

Являются наименее заметными и включают в себя проблемы памяти, отсутствие способности сконцентрироваться на одном деле, тревожные мысли, зафиксированные исключительно на плохом, постоянное непроходящее беспокойство. Прежде всего, они нарушают весь механизм работы мозга и негативно влияют на качество мыслительной деятельности.

Эмоциональные признаки стресса

Выделяют такие симптомы: капризность и раздражительность, излишнюю вспыльчивость и агрессивность, психологическую невозможность расслабиться, чувство загруженности, чувство одиночества, уныние, депрессию, в отдельных случаях истерики и резкие смены настроения.

Постоянные жалобы, общая подавленность, отсутствие сил и вдохновения — это своеобразный механизм предупреждения окружающих о серьезном стрессе, который вполне может вылиться в еще более существенные психологические проблемы.

Физические симптомы

Проявляются в нарушении здоровья, механизм их протекания понятен, но избавиться от них без избавления от стресса невозможно. В эту группу можно отнести боли, чаще всего головные, диарею или запор, тошноту и головокружение, общую слабость, увеличение или уменьшение давления, учащенное сердцебиение, полную потерю сексуального влечения, слишком частые простуды.

Симптомы в поведении человека

Изменившееся поведение человека является самым явным признаком стресса, наблюдать за которым могут родственники и близкие люди, его ежедневное окружение. Именно поведение является первым показателем ухудшения психологического состояния. Такие признаки стрессового состояния, пожалуй, наиболее опасны как для самого человека, так и для общества, так как именно они могут стать причиной аморального поведения, что является действительно серьезной проблемой.

Поведенческие признаки включают:

  • недоедание или, напротив, излишнее переедание;
  • бессонницу или постоянную сонливость, не исчезающую после отдыха;
  • добровольную изоляцию от общества;
  • полное или частичное пренебрежение взятыми на себя обязанностями;
  • чрезмерное употребление алкоголя, сигарет или даже пристрастие к наркотикам,;
  • проявление сенсомоторных привычек (щелканья ручкой, постукивания, топанья ногой и любых других).
Смотрите так же:  Стресс при переходе на другую работу

Описывая три основные стратегии поведения в стрессе, представляющие собой комплекс выраженных признаков, психологи проводят аналогию с вождением автомобиля.

Стратегию легко определить по агрессивности человека, его взволнованности, неспособности усидеть на одном месте даже короткое время, достаточно резких реакциях на любые окружающие его действия. Подобное поведение представляет собой своеобразный механизм защит от окружающего мира, поэтому нередко сопровождается плохим настроением, излишней придирчивостью и нервозностью.

«Нога на тормозе»

Признаки стрессового напряжения, относящиеся к этой «педали» представляют обратную ситуацию. Яркие симптомы — пассивность, необщительность, излишняя молчаливость, замкнутость и полное отсутствие желаний. Пожалуй, такие симптомы даже более опасны, чем «взрывоопасность», поскольку человека, находящегося в такой своеобразной меланхолии или даже серьезной депрессии гораздо сложнее вернуть обратно к реальности — его мало интересует возможная помощь в решении проблемы, вызывающей стресс, он отрешается от мира, уходит в себя.

«Нога на газе и тормозе»

В данной ситуации симптомы комбинируются и реакция на стресс представляет собой запутанный механизм. Человек долгое время остается невероятно напряженным, но очень скованным и необщительным, словно готовым взорваться в любой момент. Он выглядит словно парализованный пациент, в его мыслях бушует буря страхов, желаний и образов, которые не дают возможности отвлечься.

Физические последствия стресса

Многие симптомы, определить которые легче всего, напрямую не связаны со стрессом. Но наиболее явно они проявляются именно под воздействием стрессовых ситуаций и большого количества переживаний. Так уж устроен механизм работы организма — все его части находятся в зависимости от состояния друг друга.

Пожалуй, большая часть проблем со здоровьем, вызванных стрессом, является своеобразными физическими признаками, но все-таки у них есть отличие. В первую очередь последствия стресса могут выражаться в обострении совершенно любой хронической болезни, которая некоторое время не доставляла проблем. Стрессовый механизм может запустить появление других серьезных заболеваний, которые раньше замечены не были. Подобные осложнения лечатся вместе со стрессом, комплексно, иначе лечение может не принести результата.

В список наиболее часто встречаемых болезней-последствий можно отнести:

  • болезни сердца (тахикардия, ишемия);
  • болезни кожи (экзема, псориаз);
  • болезни желудка и всей системы пищеварения (ожирение, проблемы с пищеварением);
  • ухудшение иммунитета;
  • психологические расстройства.

Видео: Алена Топчеева «Симптомы стресса»

Симптомы и признаки стресса — это способ избежать серьезных проблем со здоровьем и позволить своему организму отдохнуть. Любой из признаков вполне может запустить механизм более серьезных реакций. Стоит максимально внимательно относиться к своему организму, обращая внимания на все его реакции и общее состояние.

Признаки и механизм протекания стресса

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Травматический стресс – симптомы, особенности протекания, первая помощь

Термин «стресс» был введен канадским эндокринологом Г. Селье, который он понимал как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Выделить понятие стресса Г. Селье помогла работа в больнице, где в результате длительных наблюдений за больными с различными диагнозами он заметил, что вне зависимости от заболевания некоторые симптомы идентичны у всех пациентов (наблюдалось снижение аппетита, веса, настроения и т.п.). Подобная реакция организма носит название «синдром биологического стресса» или «общий адаптационный синдром». Неспецифический ответ подразумевает, что любое воздействие внешней среды предъявляет требование к перестройке организма. Это требование неспецифично – оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Для возникновения стрессовой реакции не имеет значения «приятность» или «неприятность» ситуации, с которой сталкивается человек, важна лишь интенсивность воздействия, интенсивность потребности в перестройке и адаптации. Вредоносный или неприятный стресс называют дистрессом. Избежать стресса невозможно.

Очень часто стресс отождествляют с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением. По Г. Стокфельду, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (борьба с пожарами, участие в боевых действиях), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов и т.п.). П. Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), т.е. несогласованность побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке.

Стресс можно рассматривать в двух видах – как некий факт внешней реальности, вызывающий неспецифическую реакцию организма (Селье), и как процесс, предполагающий усилия по преодолению некой травмирующей ситуации и совладанию с ней (Абабков, Перре). Совладание предполагает выработку стратегий поведения (копинг) или формирование механизма защиты. Стресс – это многозначное понятие, включающее четыре значения (по Перре, Брауману):

  • 1) стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку, в результате мы получаем ситуативный стресс, раздражающий, он отягощает и усложняет течение события;
  • 2) стресс как реакция на определенное событие – связан с эмоциональной реакцией и предполагает некий процесс – стрессовое переживание;
  • 3) стресс как промежуточная переменная – промежуточный процесс между раздражителем и реакцией на него;
  • 4) стресс как трансактный процесс – столкновение индивида с окружающим миром. Он начинается со специфической оценки какого-либо события и собственных ресурсов по его преодолению.

Стрессы можно подразделить на следующие виды:

  • а) по типу воздействия на человека:
    • • системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т.п.,
    • • психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу,
    • • внешние стрессы – обстоятельства социальной и природной среды (катастрофы, терроризм, экономические кризисы, резкие изменения в социальном окружении),
    • • внутренние стрессы – цели, ценности, оценки, установки;
  • б) по количеству и периодичности стрессоров:
    • • единичные (развод) и множественные (развод + потеря работы + смерь близкого),
    • • периодические (сезонные трудности по работе – сессия) и постоянные (хронические заболевания, проживание в бедности);
  • в) по степени воздействия на личность:
    • • микрострессоры – повседневные сложности. Это такие эпизоды жизни, которые вызывают нарушения самочувствия, ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями: недовольство своей внешностью, болезни близких и уход за ними, бытовые конфликты в семье, стрессы на работе, экономическая нестабильность (рост цен и т.п.), ролевые стрессы. Повседневные сложности могут усиливать эффекты более сильных и хронических стрессов, оказывают непосредственное влияние на самочувствие, психические и соматические функции (Р. Лазарус),
    • • макрострессоры – критические жизненные события. Макрострессоры можно датировать и локализовать во времени и в пространстве. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир», потому невозможной становится приходящая адаптация. Сопровождаются стойкими аффективными реакциями. Критические жизненные события могут быть:
      • – нормативными (их можно предсказать и они обнаруживаются у большинства членов сообщества) и ненормативными (внезапная смерть),
      • – позитивными (рождение ребенка, свадьба) и негативными (смерть, развод),
    • • хронические стрессоры – определяются временной протяженностью.

Стрессовые реакции или ответы на воздействие стресса могут быть физиологическими (нейроэндокринные изменения, автономное возбуждение), поведенческими (бегство и нападение), когнитивными (нарушение концентрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления) и эмоциональными (переживание страха, гнева, печали).

Особенности реагирования в стрессовой ситуации определяются двумя основными факторами: социальными и личностными (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Факторы реагирования в стрессовой ситуации

Адекватность восприятия реальности во многом зависит от характерологических особенностей человека, опыта действия в подобных ситуациях и наличии знаний, информации о границах, масштабах происшедшего и его последствиях.

Стрессовая реакция имеет определенные этапы развития и включает в себя следующие три стадии.

  • 1. Аларм-стадия или стадия тревоги – мобилизация адаптационных ресурсов организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически человек чувствует себя хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой стадии «исчезают» психосоматические заболевания, которые возвращаются к третьей стадии. Основой развития первой стадии является тревога – ощущение неопределенной угрозы, чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство. Тревога может играть охранительную и мотивационную функцию. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. Тревога – это нереализованный сигнал об опасности. Прогнозирование тревоги носит вероятностный характер и зависит от личности. Тревога, неадекватная по силе и длительности по отношению к ситуации, ее вызвавшей, препятствует образованию адаптивного поведения.
  • 2. Стадия резистентности или сопротивления. На данной стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособливаясь к изменившимся обстоятельствам. Душевного подъема он уже не испытывает, это как второе дыхание – вработался, выработал определенный темп – и вперед.
  • 3. Стадия истощения. На этой стадии полностью исчерпываются ресурсы человека, он начинает испытывать усталость, болезненность, депрессию, безразличие, актуализируются имеющиеся соматические заболевания, психосоматические расстройства. На этой стадии замечается снижение иммунитета, что повышает риск вирусных и инфекционных заболеваний.

При нахождении в стрессовой ситуации мы далеко не всегда доходим до последней стации – истощения, процесс адаптации к новым условиям существования может завершиться и на первой стадии, и на второй, потому далеко не всегда стресс несет в себе разрушение.

Травматический стресс – это особая форма общей стрессовой реакции. Он перегружает психологические, физические, адаптационные возможности человека. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Травматический стресс – это переживание особого рода, это результат взаимодействия человека и окружающего мира, это нормальная реакция на ненормальные состояния, обстоятельства, возникающие у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни, смерть, ранение, насилие и т.п.).

Смотрите так же:  Инсулин при шизофрении

Событие, вызвавшее травматический стресс, может включать такие ситуации, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому или психическому здоровью. О переживании травматического стресса мы можем говорить тогда, когда имеется ряд следующих условий.

  • 1. Произошедшее событие осознается (т.е. человек знает, что с ним произошло, из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние, может определить действие стресса в пространстве и во времени).
  • 2. Состояние обусловлено внешними причинами (например, пожар, катастрофа, смерть близкого человека и т.п.).
  • 3. Пережитое разрушает первичный образ жизни (человек уже не может продолжать свою жизнедеятельность в привычном ритме, ему необходимо перестроить систему своих отношений,

особенности своей деятельности, без чего не произойдет адаптация к изменившимся условиям жизнедеятельности).

4. Произошедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Психологическая реакция на травму – это развернутый во времени процесс, который включает в себя три фазы.

  • 1. Фаза психологического шока. Содержит два компонента: угнетение активности, нарушение ориентации в окружающей среде, дезорганизация деятельности; отрицание произошедшего. В норме эта фаза достаточно кратковременна.
  • 2. Фаза воздействия. Характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Эмоциональные реакции отличаются непосредственностью проявления и крайней интенсивностью (страх, гнев, плач и т.п.). Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе.
  • 3. Фаза критики. Протекает по принципу «что бы было, если бы. «, сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием (чувство вины выжившего). Может доходить до уровня глубокой депрессии. После этой фазы начинается либо выздоровление (отреагирование, принятие реальности, адаптация к возникшим обстоятельствам), либо происходят фиксация на травме и хронификация постстрессового состояния.

В Международной классификации психических нарушений травматический стресс определяется как комплекс реакций, при которых для индивида характерны следующие симптомы.

  • 1. Бессонница или прерывистый сон. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются при малейшем психологическом неблагополучии. Человека посещают ночные кошмары, и он сам невольно противится засыпанию – в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса.
  • 2. Немотивированная раздражительность или вспышка гнева.«Иногда мне кажется, что я могу убить того, кто на меня сердит».
  • 3. Нарушение памяти и концентрации внимания. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться. У детей это нарушение порой достигает такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.
  • 4. Сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но это опасность не только внешняя, но и внутренняя – она состоит в том, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Это напряжение может создать немало проблем. Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, все будет хорошо. Физическое напряжение может выполнять защитную функцию – защищает наше сознание, и нельзя убирать психологическую защиту, пока не уменьшилась интенсивность переживаний. Когда же это произойдет, физическое напряжение уйдет само.
  • 5. Преувеличенное реагирование – при малейшем шуме, стуке и т.п. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т.д. Такое преувеличенное реагирование может стать толчком для развития панических состояний и привести к новым жертвам.

В поведении лиц, переживающих травматический стресс, проявляются следующие особенности.

  • 1. Имеет место постоянное возвращение к переживаниям травматического события, которое может проявляться в различных формах:
    • • повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления о произошедшем событии;
    • • повторяющиеся кошмарные сны о событии;
    • • действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации и так называемые вспышки воспоминаний, когда перед мысленным взором, как в кино, проходят эпизоды травматического события, порой еще ярче и отчетливее, чем это было в действительности, причем неважно, возникают эти явления наяву, или в просоночном состоянии, или же при интоксикации (например, под воздействием алкоголя или лекарств). Например, при звуках грома демонстрируется та же реакция, что была при землетрясении;
    • • интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие (физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и др.).
  • 2. Упорно избегается все, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме.
  • 3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы.
  • 4. Наблюдается выраженное снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.
  • 5. Появляется чувство отстраненности и отчужденности от окружающих, ощущение одиночества.
  • 6. Наблюдается притупленность эмоций – неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.).
  • 7. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время.

Нарушения, развивающиеся после пережитой травмы, затрагивают не только самого участника травмирующего события, но и членов его семьи. Последствия травмы могут проявляться спустя многое годы, внезапно, на фоне общего благополучия, и со временем ухудшение состояния становится более выраженным.

Комплекс симптомов, проявляющихся у лиц переживших травматический стресс, получил название посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Данное расстройство длится около трех месяцев, у подростков немного дольше (рис. 4.5).

Рис. 4.3 Динамика развития стрессового расстройства

Переживший травму человек чувствует себя старше, взрослее. Изменяются его личность, взгляд на других людей. Жизнь делится на период до травмы и после («это было до войны»). Прошлое зачастую искажено, часто идеализировано, а время, когда была пережита травматическая ситуация, несмотря на болезненные, трагические потрясения, вспоминается с большой теплотой. По этой причине всегда достаточно велика вероятность для таких людей повторения травматической ситуации в будущем.

Травматическое событие как бы притягивает к себе и не отпускает человека от себя. Поэтому психологически он как бы остается в том времени и, что особенно важно, в том же возрасте. Психологически оставшись во времени, когда переживалась травма, он живет в совершенно другом измерении, продолжая придерживаться тех, прошлых законов и правил. Например, ветеран войны психологически никак не может «вернуться с войны» и в мирное время пытается строить взаимоотношения и свою жизнь, как если бы это было на войне. Но в мирной жизни все совершенно иначе, и человек оказывается неадекватен, хотя на войне он ориентировался прекрасно и всегда знал, что и когда надо делать.

Травма влияет не только на прошлое, но и вносит коррективы в определение человеком своего будущего. С людьми, пережившими психологическую травму, чаще происходят несчастные случаи, они чаще, чем другие, совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками. По данным американских психологов, более 70% насильников сами в детстве пережили травму, связанную с насилием. То есть реализуется жизненный сценарий, направленный на саморазрушение.

Среди типов психосоциальных стрессов, которые могут обусловливать развитие патологических реакций на травматический стресс, можно выделить следующие.

  • 1. Система отношений:
    • • супружеские отношения (как брачные, так и внебрачные связи), например помолвка, брак, конфликт, развод, смерть одного из супругов;
    • • родительские отношения, например является ли больной родителем, конфликты с ребенком, болезни ребенка;
    • • межличностные отношения: переживания, связанные с отношениями с друзьями, соседями, коллегами, другими членами семьи (кроме супругов), например болезнь лучшего друга, конфликтные взаимоотношения с начальством;
    • • профессиональные отношения: работа, школа, домашний труд, например безработица, уход на пенсию, неприятности в школе.
  • 2. Условия жизни, например смена квартиры, угроза, опасности, иммиграция.
  • 3. Материальные затруднения, например недостаточный уровень материального благосостояния, изменение финансового статуса.
  • 4. Юридический статус, например арест, заключение в тюрьму, тяжба, суд.
  • 5. Особенности развития: фазы жизненного цикла, например пубертатный период, переход к взрослому состоянию, менопауза, приближение к 50 годам.
  • 6. Физические заболевания или травмы, например болезни, несчастные случаи, операции, аборты.
  • 7. Другие психосоциальные стрессовые факторы, например стихийные бедствия или причиненные людьми страдания, нежелательная беременность, внебрачный ребенок, изнасилования.
  • 8. Семейные факторы (для детей и подростков): холод, враждебность, вмешательство, оскорбления, конфликты или непримиримые противоречия между родителями или по отношению к ребенку, физическое или психическое заболевание у кого-либо из членов семьи, отсутствие родительской ласки или грубое обращение с ребенком, недостаточное внимание со стороны родителей; недостаточная, избыточная или запутанная социальная или когнитивная информация, ненормальные отношения в семье, например смена лиц, опекающих больного, приготовления к частым визитам, воспитание больного в семье приемных родителей, воспитание в специальных учреждениях, потеря наиболее значимых для больного членов семьи.

Рассмотрев основные симптомы и особенности развития стресса в результате воздействия экстремальной ситуации, необходимо определить основные способы совладания со стрессом, техники самопомощи и помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Психофизиологический механизм стресса (2)

Главная > Реферат >Психология

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и социальной работы

Реферат на тему:

Механизм развития стресса

Выполнила: Шахурина А.Ю.,

Проверила: Жилина Е.В.

Владивосток — 2009

Понятие «Стресс» 4

Психологические аспекты стресса 9

Общий адаптационный синдром (ОАС) 12

3.1 Механизм развития стрессовой реакции 13

4. Последствия стресса 18

Список литературы 22

Приложение 1. 23

Приложение 2. 24

В данном реферате будет рассмотрено само понятие «стресс», виды стресса, его особенности и причины, и нейрофизиологический механизм развития стрессовой реакции.

Смотрите так же:  Взгляд раздражительности

Стресс в настоящее время является одним из наиболее распространённых видов аффектов.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие.

Учение о стрессе возникло благодаря канадскому врачу и биологу Гансу Селье, который в 1936г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

По своей сути стресс — это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

1. Понятие «Стресс»

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало полвека назад. В 1936г. в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Г. Селье под названием «синдром, вызываемый разными повреждающими агентами»

Ещё будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдение молодого учёного. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия (охлаждения, ожоги, ранения, отравления и т. п.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье назвал этот «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование — стрессом».

Первые исследования стресса касались в основном его физиологических и биохимических реакций, хотя с самого начала было обнаружено, что конечный стрессорный эффект любого раздражителя (в т. ч. заболевания) зависит от совокупности внешних и внутренних условий в момент воздействия.

Стресс оказался в центре внимания многочисленных исследователей. Сложную и кропотливую работу вели учёные по расшифровке механизма стресса, его причин и последствий.

Понятие «стресс» подверглось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и психологическое воздействие, а слово «стресс» — реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.

Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса — не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” ( в переводе с английского “страдание”) Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.

Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности.

1.1 Виды стресса

По Г. Селье, существует два вида стресса: эустресс (эмоционально положительный) и дистресс (эмоционально отрицательный). Эустресс мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс — разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс является кратковременным, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз).

Эустресс — это активизирующий стресс. Но когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. Дистресс — это разрушительный стресс, демобилизующий и деорганизующий. Именно его следует избегать.

Искусство саморегуляции — это искусство использования преимуществ эустресса и умение избегать дистрессов.

В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов в минуту. В состоянии дистресса — 100 ударов в минуту при уменьшении пульсовой волны.

При эустрессе давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса — усилено. При дистрессе оно становится учащенным.

Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе она краснеет, при дистрессе — побледнение или появление красно-белых пятен на слов и букв коже. Эустресс вызывает чувство ощущение тепла или жара, дистресс — озноб.

Закономерно, что и протекание психических процессов изменяется в стрессовом состоянии. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько шагов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности.

Когда эустресс перерастает в дистресс, проявляются трудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется излишняя фиксация внимания на чем-либо. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход.

Память при эустрессе — улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии.

Изменяется и речь. В состоянии эустресса это не очень заметно. Хотя темп речи может несколько возрасти, само изложение более логично и последовательно, чем обычно. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании», заикании, заметном увеличении слов-паразитов, междометий.

Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохраняются только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как бы в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Сознание сужается, поэтому человек становится нечувствителен к юмору. Не стоит шутить с человеком в таком состоянии. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую — необычную — точку зрения.

Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса

Другие статьи

  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]
  • Специфика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте Для дошкольников Главная Начальная школа Социальная ситуация развития дошкольника Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста». Цель: сформировать у участников более глубокое представление о […]
  • Лечение аллергии народными средствами детям Лечение аллергии у детей и взрослых: подходы и методы По данным Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, от аллергических заболеваний страдает около 30% людей в мире, а в России по разным оценкам их процент колеблется в пределах от 17,5% до 30% […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]