Признаки понятия умственная отсталость

Умственная отсталость

Умственная отсталость – задержка в развитии психики, которую диагностируют в раннем возрасте и которая оказывает влияние на способности ребенка. Как правило, речь идет о его интеллектуальном уровне, однако иногда умственная отсталость проявляется в отношении эмоций, моторики, речи или волевой дисфункции.

В большинстве случаев умственная отсталость – врожденное свойство, поэтому ее следует отличать от приобретенного слабоумия: если в первом случае взрослый так и остается на той же ступени развития, что и ребенок, то во втором – наблюдается регрессия от нормального интеллектуального уровня. Феномен умственной отсталости давно изучают специалисты в области психологии. Известный немецкий психиатр Эмиль Крепелин назвал это явление олигофренией, хотя понятие умственной отсталости в современном значении несколько шире.

Стоит отметить, что со второй половины XX века наметилась тенденция к социальной адаптации детей с данным синдромом. Если раньше матерям советовали отказаться от таких детей, то в настоящее время все большее количество родителей стремятся к созданию оптимальных условий внутри семьи для развития особенного малыша. Это положительно сказывается на состоянии ребенка: он получает возможность общаться с ровесниками, обучаться и проходить необходимые курсы лечения.

Несмотря на то, что полное излечение невозможно, ребенок при соблюдении всех этих условий может максимально адаптироваться к жизни в обществе. В противном случае состояние ребенка ухудшается, что дает осложнения – чаще всего, при отсутствии должного ухода на фоне умственной отсталости развивается шизофрения.

Понятие умственной отсталости: определение, симптомы, причины возникновения

Дать верное определение понятию «умственная отсталость» (олигофрения, деменция) нелегко, но в общем, она представляет собой неполное развитие психики, сопровождающееся проявлением ярко выраженной интеллектуальной недостаточности, затруднениями или асоциальным развитием личности. Она является врожденным или приобретенным в детском возрасте комплексом патологических состояний. Характерно разнообразное течение этого заболевания, оно имеет разные степени выраженности. Излечиться от умственной недостаточности не представляется возможным. Автор понятий аменция, деменция и умственная отсталость — Филипп Пинель. Это французский психиатр, который жил еще в 17 веке.

Понятие и признаки умственной отсталости

Симптоматика умственной отсталости имеет различное течение в зависимости от степени выраженности и стадии развития. В медицине принято выделять несколько степеней заболевания. Согласно понятию «умственная отсталость» и ее классификации, патология подразделяется три степени в зависимости от способности больных к обучению и труду:

  1. Дебильность – легкая степень проявления заболевания. Степень выраженности недоразвития наиболее слабая. Страдающим заболеванием этой стадии свойственно отсутствие способности формирования сложного понятийного аппарата и замедление развития мышления абстрактного типа. Зачастую мысли таких больных возможны только лишь в упрощенной форме. В результате чего, индивид не имеет возможности целостного восприятия ситуации и внутренней сути событий.
  2. Умеренная степень умственной отсталости соответствует понятию «имбецильность». Больные лишены способности формировать понятие, для них доступно лишь формирование представления. Полностью отсутствует возможность абстрактного мышления и обобщения. Однако, несмотря на это, имбецилы сохраняют способность самообслуживания. Возможно и приучение их к легкому труду, такому как уборка в помещениях, фасовка и т.д. Запас слов, которым обладают такие больные, является ограниченным. Лишь речь элементарного характера доступна для их восприятия и понимания. В свою очередь, речь, которой они обладают, состоит исключительно из стандартных фраз, зачастую не включающих в себя прилагательных. Имбецилы имеют способность к адаптации только в той среде и обстановке, которая является для них привычной и стандартной. Для них свойственны такие черты как неряшливость, примитивные интересы, внушаемость.
  3. Наиболее глубокой и тяжелой из степеней задержки психического развития считается идиотизм. Больные, подверженные заболеванию этой фазы, лишены познавательной деятельности, способности реагировать на окружающую среду, в том числе на громкие звуки и яркий свет. Возможность приобретения каких бы то ни было навыков по самообслуживанию отсутствует. Для преимущественной части таких больных характерна пониженная степень чувствительности, выражение эмоций лишь примитивного характера, к которым чаще всего относится злость и гнев. Они лишены способности радоваться и смеяться, а также плакать. Двигательные реакции у них также примитивны, хаотичны и несогласованны.

Раскрыл понятия умственной отсталости в психиатрии Филипп Пинель. Далее оно дополнялось советскими учеными.

Причины умственной отсталости

Изучение понятия причин и форм умственной отсталости ведется более 100 лет, однако зачастую, при рассмотрении индивидуального случая, невозможно определить конкретные факторы. Обширный спектр вредных воздействий может послужить причиной для возникновения нарушений психики и умственной отсталости.

Внутренние причины

К внутренним причинам по работам Ф. Пинеля (тот, кто ввел понятие «умственная отсталость») принято относить:

  1. Мутационные изменения в структуре хромосом. Изменения количественного набора и структуры хромосом являются распространенной причиной умственной отсталости. Проявление мутаций в течение жизни – естественный и постоянный процесс. Кроме того, мутации могут быть обусловлены вредным действием химических веществ (противоопухолевые препараты и др.) или воздействием физического характера (рентгеновские лучи, электромагнитные излучения). Также оказывать влияние на появление мутаций способны такие факторы, как наличие предрасположенности к нарушенному управлению клеточным делением на уровне генов, а также возраст родителей.
  2. Неблагоприятную, болезненную наследственность. К таким причинам относятся заболевания эндокринной системы либо дефекты процессов метаболизма. Причиной умственного отставания ребенка может послужить диабет матери. При содержании в крови матери фенилаланина, превышающем норму (фенилкетонурия), возникает фенилаланиновая эмбриопатия. Комплексные изменения в сперматозоидах и яйцеклетках, происходящие с начала их созревания до образования зиготы, свидетельствуют о том, что наступило перезревание половых клеток. Такие явления могут быть спровоцированы гормональным расстройством, но чаще всего увеличением продолжительности периода, проходящего между овуляцией и осуществлением оплодотворения яйцеклетки.

Такие изменения также могут послужить причиной развития умственной отсталости. Показатель частоты рождаемости детей, имеющих трисомии 13, 18, 21, возрастает в зависимости от возраста родителей. В связи с чем, такой фактор как возраст родителей может спровоцировать развитие умственной отсталости. Такая возможность обусловлена старением, которому подвергаются половые клетки, а также возрастанием частоты мутаций, что могут быть вызваны сокращением активности ферментов, нарушением сопротивляемости хромосом ко вредным воздействиям, а также гормональными сбоями.

Внешние причины (экзогенные)

Дать определение понятию «умственная отсталость», «олигофрения» можно после ознакомление с причинами и симптомами данных патологий. Выделяется множество внешних факторов, способных оказывать воздействие на созревание плода, вызывая повреждения. Во время течения развития плода в утробе его ЦНС имеет особую чувствительность, в связи с чем возможны частые повреждения, в результате приводящие к психическому недоразвитию. Кроме того, нарушения развития психики ребенка могут быть обусловлены вредными воздействиями, оказывающими влияние на эмбрион внутриутробно (в пренатальном периоде), а также во время родов (в натальном периоде) и на ранних этапах постнатального периода.

Воздействие в пренатальный период

При возникновении умственной отсталости высокую степень важности имеет то, на каком моменте развития плода происходит поражение, насколько благополучно протекает его развитие, а также наличие тканей, не подвергнутых повреждениям, способных компенсировать повреждения, а также замедления развития, которые были спровоцированы инфекционным агентом.

Чем ранее будет оказано вредное воздействие на эмбрион в I триместре, тем быстрее возникнут пороки развития, замирание беременности либо выкидыш. Наиболее распространенными причинами недоразвитой психики в пренатальный период становятся причины, приведенные ниже.

Гипоксия плода имеет прочную связь с высокой вероятностью риска рождения ребенка с УО у матерей, которые страдают следующими тяжелыми заболеваниями:

  • сердечно-сосудистой системы;
  • печени;
  • щитовидной железы;
  • почек;
  • а также диабетом.

Такие болезненные состояния могут оказаться провоцирующим фактором для возникновения недоношенности ребенка либо проявления осложнений во время родов.

Причиной возникновения умственной отсталости может послужить несовместимость факторов крови ABO либо несовместимости по Rh-фактору. Приблизительно каждая восьмая женщина не имеет в крови наличия Rh-фактора. Соответственно, ребенок получает риск пострадать от Rh-несовместимости, в случае, когда такой фактор присутствует в крови отца ребенка. Rh-позитивным плодом, получившим от отца данный фактор, производится выработка в крови беременной антител, при проникновении которых в кровоток ребенка, наступает разрушение эритроцитов.

Эритробластоз, который возникает в результате этого, способен привести к нарушению развития ЦНС. Это, в свою очередь, в последствии способно проявляться в неврологических заболеваниях и умственной отсталости. Примерно у каждого 170-го младенца встречается эритробластоз.

Множество инфекций имеют способность передаваться внутриутробным путем от матери к плоду. Но только малый процент из них приводит к наступлению умственной отсталости. Такие инфекции становятся причиной поражений центральной нервной системы эмбриона в 5% случаев при тяжелой степени УО и лишь в 1% случаев ее легкой степени.

Среди микроорганизмов, способных вызывать умственную отсталость, наиболее распространены вирусы протозоа и спирохеты. Вирусы становятся возбудителем инфекционного поражения плода у 5% беременных. Попадая в организм матери, инфекция может не иметь внешних проявлений и признаков, но поражение плода все равно происходит, что может быть обусловлено недостатком кислорода, нарушениями питания или недостаточностью гемато-энцефалического барьера. Это, в свою очередь, делает центральную нервную систему плода средой, благоприятной для развития микроорганизмов.

Основным механизмом повреждения нервной системы плода является недостаток кислорода (аноксия), приводящий к остановке деления клеток, результатом чего становится появление уродств или ограниченный рост органов. Еще одним фактором поражения плода является плацента, обеспечивающая для него барьер, через который невозможно пройти возбудителям множества острых инфекций. Эффективность такой защиты имеет разную степень при различных возбудителях вируса.

Возбудители токсоплазмоза и сифилиса способны проникать через плацентарный барьер, а также достигать плод, попадая к нему из околоплодной жидкости. Сифилис, имеющий врожденный характер заболевания, также вызывает развитие УО плода. Мать, зараженная в период беременности, способна осуществлять передачу сифилитической спирохеты посредством плаценты. Спирохета проникает в плод лишь после 5-го месяца течения беременности.

Снизить степень поражения плода позволяет прием антибиотиков. Антитела матери также оказывают эмбриону защиту от развития инфекций, но такой механизм имеет эффективность не во всех ситуациях. Имея иммунитет к какому-либо заболеванию, беременная женщина может передавать возбудитель инфекции эмбриону. Бактерии листерии способны обходить барьер, создаваемый плацентой и осуществлять поражение нервных тканей плода, что способно привести к менингоэнцефалиту, сопровождающемуся тяжелейшими органическими поражениями центральной нервной системы, либо к смерти эмбриона.

Таким образом, такое заболевание как листериоз является еще одной причиной развития умственной отсталости в тяжелой форме. Отмечаются не частые случаи возникновения УО при врожденном заболевании плода туберкулезом. Возбудителем умственной отсталости может являться также и вирус гриппа в случае внутриутробного заражения.

Заболевание матери краснухой в I триместре беременности приводит к риску возникновения у родившегося ребенка умственной отсталости с вероятностью до 20%. Инфекция слюнной железы, попадая к плоду от беременной женщины, способствует воспалению оболочек мозга и цитомегалии, последствиями чего становятся тяжелые заболевания эмбриона и даже его гибель. Также причиной умственной отсталости способны стать и другие инфекции. Так, при токсоплазмозе человек подвергается заражению одноклеточным микроорганизмом (токсоплазмой) путем употребления в пищу инфицированного мяса животных. Заболевание имеет низкую степень распространенности в качестве врожденной патологии у новорожденных детей. Инфицирование возможно как после рождения, так и до родов. До 10% детей, подвергшихся заболеванию, умирают по истечении 2 месяцев. Значительная часть младенцев, которые выжили, сталкиваются с многочисленными пороками развития и умственной отсталостью.

Смотрите так же:  Группа инвалидности при деменции

Помимо вирусных и инфекционных заболеваний, поражающих плод, причинами, вызывающими УО, могут послужить различные химические вещества, оказывающие вредное воздействие на эмбрион и способствующие образованию интеллектуального дефекта ребенка в будущем. Любой из вредных факторов, например, лекарственные средства, свинец, алкоголь, способны привести к порокам развития плода и его гибели.

Возможно губительное воздействие ядов на центральную нервную систему, которые не затрагивают уже развившиеся нормально органы. Препараты, оказывающие тератогенный эффект (нарушающие развитие эмбриона и приводящие к возникновению различных врожденных аномалий развития), включают в себя средства, направленные на подавление обмена веществ, разрушение клеток рака и пр. Вместе с этим, подобное действие способны оказывать некоторые средства контрацепции, ЛСД и злоупотребление курением.

Также недостаток требуемых для организма беременной витаминов группы A, B, пантотеновой и фолиевой кислот, питательных веществ, способно поставить под угрозу развитие интеллектуальных способностей родившегося ребенка. Вредное действие, которое оказывают различные вещества, также различно:

  • Препараты, понижающие свертываемость крови могут стать причиной кровоизлияния в мозг и его повреждению.
  • Противомикробные препараты (сульфонамиды) приводят к повреждениям мозга из-за развития у ребенка желтухи.

Повреждения, нанесенные плоду тератогенными препаратами, имеют зависимость также от времени и способа воздействия определенного вещества. В силу генетического своеобразия каждого плода один агент способен вызывать разные по действию реакции.

Помимо химических факторов, вредное воздействие на эмбрион с последующим возникновением умственной отсталости, способны оказывать факторы и физического происхождения. Так, причиной может послужить воздействие радиации на женщину в период беременности при каких-либо терапевтических, диагностических или иных облучениях рентгеном.

Оказание тератогенного эффекта с последующим развитием УО имеет зависимость от протекающей стадии развития эмбриона, а также от мощности и дозы полученного облучения и его вида. Также роль играют индивидуальные особенности чувствительности плода. Возникновение пороков под воздействием облучения обусловлено нарушениями метаболических процессов и степени проницаемости клеточных мембран беременной, а также наличием прямых повреждений эмбриона.

Пороки умственного развития могут быть вызваны путем механических воздействий, к которым относятся:

  • Излишнее давление матки на плод (при крупных миомах и маловодии).
  • Амниотические сращения.

Также возникновение пороков развития и умственной отсталости вероятно в случае эмоциональных стрессов в период беременности, имеющих острый или хронический характер.

Воздействие в натальный период

Кислородное голодание (гипоксия) плода нередко становится причиной умственной отсталости ребенка. Если процесс родов сопровождается недостаточностью кислорода, что может быть вызвано тяжелыми заболеваниями матери, наступает асфиксия плода. Зачастую ей сопутствуют родовые травмы в результате ягодичного или лицевого предлежания плода, переношенность либо недоношенность, затяжные или слишком быстрые роды.

Воздействие в постнатальный период

Наиболее распространенные причины отсталости умственного развития на первых годах жизни заключаются в следующих состояниях организма:

  • Тяжелая интоксикация;
  • Клиническая смерть;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Энцефалиты;
  • Тяжелое истощение организма.

Социально-культурные факторы, в частности семья, имеют серьезное воздействие на развитие личности и интеллекта ребенка. Создание благоприятной атмосферы в семье является обязательным и крайне важным условием для необходимого развития когнитивных функций. Возникновение умственной отсталости возможно при отсутствии должного проявления социальных и психологических факторов. Наиболее подвержены влиянию частичной депривации дети, перенесшие в раннем возрасте множественные инфекционные заболевания и имеющие врожденные заболевания. Детям, которые перенесли травмы головного мозга, свойственна повышенная утомляемость при умственной нагрузке.

Дать определение понятию «умственная отсталость» верно на все 100 % нельзя. Почему же? Дело в том, что множество факторов вызывает какие-либо другие проявления, которые влияют на расширение понятия умственная отсталость.

1. Понятие и причины умственной отсталости.

Умственная отсталость – стойкое снижение познавательной деятельности ребенка вследствие органического поражения ЦНС.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности в целом.

Основную часть детей с умственной отсталостью составляют дети-олигофрены.

Олигофрения (малоумие) – это форма умственной отсталости, которая возникает до развития речи у ребенка.

Это группа различных по происхождению и течению болезненных состояний, которые проявляются в общем недоразвитии психики вследствие наследственно обусловленной неполноценности мозга или органического поражения его на ранних этапах онтогенеза (внутриутробно или в первые 3 года жизни).

Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком ее своеобразии.

Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично (нетипично, отклонено от обычной нормы).

а) инфекционные заболевания матери в период беременности (вирусные: краснуха, свинка, корь, ветряная оспа, грипп, Боткина);

б) паразитарные заболевания (токсоплазмоз);

в) родовые травмы, асфиксии;

г) патологическая наследственность (венерические заболевания или умственная отсталость родителей, микроцефалия);

д) нарушения хромосомного набора (болезнь Дауна, синдром Кляйнфельтера, Шерешевского-Тернера);

е) нарушения эндокринной системы (сахарный диабет, фенилкетонурия);

ж) несовместимость матери и плода по резус-фактору;

з) алкоголизм и курение матери;

и) интоксикация лекарственными препаратами – некоторыми антибиотиками, рядом нейролептических и противосудорожных препаратов, гормонами, плодоизгоняющими средствами.

В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями – менингитом, менингоэнцефалитом, параинфекционным энцефалитом.

Реже ее причиной могут стать черепно-мозговые травмы, интоксикации.

Все эти факторы воздействуют на нервную систему в период ее закладки, формирования, интенсивной дифференциации (деления клеток и тканей) и миелинизации (формирования костного мозга и нервных волокон), т.е. во время родов, в первые месяцы и годы жизни.

2. Олигофрения и деменция.

Помимо олигофрении, умственная отсталость включает в себя и состояние деменции.

Деменция (слабоумие) – стойкий ущерб или прогрессирующий распад уже развитого до определенной степени интеллекта, памяти, критики, эмоционально-волевой сферы в результате органического поражения головного мозга. Возникает после 3-х лет.

Деменция может возникнуть вследствие шизофрении, эпилепсии, черепно-мозговых травм, менингоэнцефалита, заболеваний обмена веществ.

Более или менее выраженная деменция сопровождает такое прогрессирующее заболевание как мукополисахаридоз. Это наследственное заболевание, связанное с аномалиями хромосом, и выражающееся в нерасщеплении мукополисахаридозов (крахмал в хлебе и картофеле) из-за нехватки ферментов. Недостаток глюкозы приводит к недостаточному питанию мозга.

Другим таким заболеванием является нейролипидоз – утрата нейронами своих функций из-за нарушения обмена веществ в миелиновой оболочке по причине нехватки ферментов. Это также хромосомное заболевание.

Отличия олигофрении и деменции:

1. При деменции интеллектуальная недостаточность возникает на более поздних этапах жизни (после развития речи), т.е. после 3-х лет, когда большая часть мозговых структур уже сформирована, и психика ребенка уже достигла определенного уровня развития. Т.е. распад психики при деменции прогрессирует после некоторого периода нормального развития ребенка.

2. Олигофрения отличается от деменции непрогрессивным, стабильным (прогредиентным) характером интеллектуальной недостаточности. Т.е. проявившись в детстве, в дальнейшем олигофрения не прогрессирует. Полностью развитие ребенка не тормозится, хотя его темп и существенно замедлен. Отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Развитие ребенка-олигофрена подчиняется тем же закономерностям, что и развитие здоровых детей.

3. Структура интеллектуальной недостаточности при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций в отличие от олигофрении. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.

Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций – моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоций, произвольных форм поведения, абстрактного мышления. В раннем возрасте (до 3-х лет) разграничить олигофрению и деменцию очень сложно, т.к. любые повреждения мозга, приводящие к распаду и утрате ранее приобретенных психических функций, обязательно сопровождаются отставанием психического развития в целом. Поэтому интеллектуальный дефект, вызванный прогрессирующими органическими заболеваниями мозга, эпилепсией, шизофренией, начавшимися в первые годы жизни, имеет сложную структуру, включает как отдельные черты деменции, так и олигофрении (олигофренический плюс).

Деменция проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков.

Если деменция возникает в 3 года, то,

-прежде всего, теряется речь, пропадают навыки опрятности, самообслуживания.

-Затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки (ходьба, чувство привязанности к близким).

-Характерным признаком начала деменции становится появление нецеленаправленного (полевого) поведения, общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, немотивированно повышенный фон настроения.

При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее выражено искажение игровой деятельности. Игра становится стереотипной, однообразной.

Если деменция начинается в младшем школьном возрасте, то довольно долго наблюдается сохранная речь и учебные навыки. Но зато резко снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом, изменяется поведение.

При поражении головного мозга в школьном возрасте выявляется контраст между наличием знаний и навыков, приобретенных до заболевания, и его познавательными возможностями, которые обнаруживаются во время обследования. Обращает на себя внимание фонетически, грамматически и синтаксически правильная речь с удовлетворительным запасом слов, владение рядом бытовых и школьных навыков, техника чтения и письма, т.е. запас некоторых знаний, усвоенных в школе. Наряду с преобладанием элементарных, предметно-конкретных суждений можно услышать полноценные обобщения, отражающие уровень интеллектуального развития ребенка до заболевания. Но ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствует приобретению новых знаний, но и лишает ребенка возможности использовать приобретенные ранее сведения.

Продуктивность мышления снижается и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощаемостью. Интеллектуальное снижение почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности. Степень и темп деградации личности обычно опережает интеллектуальное снижение. С течением времени круг интересов все более суживается, стимулы деятельности угасают. Сохраняется лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но иногда и оно ослабевает и остается только апатическое состояние.

Различают следующие виды деменции:

резидуальную органическую деменцию, когда нарушения интеллекта представляют собой остаточные явления поражения головного мозга, и

прогрессирующую органическую деменцию, вызванную текущим органическим патологическим процессом в головном мозге. При второй явления интеллектуального распада постоянно нарастают.

Основу УО (умственной отсталости) составляет ряд анатомических изменений головного мозга:

-малые размеры головного мозга,

-недоразвитие отдельных его частей (чаще лобных).

-отклонение от нормы размеров и числа извилин (утолщенные и малочисленные извилины или слишком мелкие, резко извитые).

-нарушение строения коры больших полушарий головного мозга – уменьшение корковых слоев, неправильное расположение нейронов по слоям, их малочисленность.

-слабое развитие ассоциативных волокон.

-утолщение оболочек мозга, сращение оболочки с мозговой тканью, образовании склеротических очагов, атрофии нейронов.

Аномалиям мозга часто сопутствуют аномалии строения черепа:

-микроцефалия (уменьшенный размер),

-ранее заращение швов и др.

Имеются пороки развития других органов:

-врожденные пороки сердца,

-аномалии желез внутренней секреции.

Особенности ВНД (высшей нервной деятельности) при олигофрении:

1. Нарушается подвижность и сбалансированность нервных процессов, временные связи становятся инертными.

2. Характерна слабость замыкательной функции коры головного мозга: затруднена выработка новых условно-рефлекторных связей, без достаточного подкрепления они быстро исчезают. Это объясняется слабостью процессов возбуждения из-за нарушения функционального состояния нейронов. В то же время старые связи отличаются инертностью, косностью, трудностями перестройки.

3. Для ВНД характерны трудности в выработке дифференцировок, неспособность к быстрому и точному отличию одного явления от другого. Дифференциальные связи формируются очень медленно, быстро и легко угасают. Характерна склонность к частому охранительному торможению как следствие ухудшения функционального состояния нейронов коры головного мозга. Это снижает возможности обучения, умственной работоспособности, формирования новых навыков. При этом активное внутреннее торможение ослаблено.

4. Нарушено развитие второй сигнальной системы, взаимодействие первой и второй сигнальных систем, в процессе овладения учебными навыками умственно отсталые дети опираются в большей степени на наглядный показ и восприятие, чем на словесные инструкции.

Смотрите так же:  Стресс у беременной последствия

5. Недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей с опозданием тормозится ряд безусловных рефлексов, так, сосательный и хватательный рефлексы угасают к 2-3 годам, а у некоторых детей-идиотов они сохраняются всю жизнь. Все это создает основу для аномального психического развития ребенка.

Умственная отсталость (олигофрении)

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

Умственная отсталость (олигофрении) является группой заболеваний различной этиологии, общим и типичным для которых является психическое недоразвитие. В первую очередь это проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом относительно стабильного, непрогрессирующего слабоумия. Однако интеллектуальная недостаточность не исчерпывает всей картины олигофрении. У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств — эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.

Олигофреническое слабоумие отличается от слабоумия вследствие приобретенных в зрелом или пожилом возрасте органических заболеваний головного мозга. При последних происходит распад уже имевшихся психических свойств, а при олигофрении эти свойства не развиваются.

В первую очередь это относится к наиболее поздним в филогенетическом отношении проявлениям психической деятельности. Так, для олигофренов характерно недоразвитие, недостаточность понятийного, абстрактного мышления. Мышление олигофренов носит преимущественно конкретный характер. Эта особенность олигофренического мышления различно выражена у разных больных и прямо связана с глубиной слабоумия.

В настоящее время в МКБ-10 вместо термина «олигофрения» употребляется понятие «умственной отсталости». По степени выраженности выделяют легкую умственную отсталость, умеренную умственную отсталость, тяжелую умственную отсталость и глубокую умственную отсталость. В легкую умственную отсталость включаются дебильность, легкая олигофрения, легкая умственная субнормальность и малоумие. Умеренная умственная отсталость включает имбецильность, умеренную умственную субнормальность и умеренную олигофрению; тяжелая умственная отсталость — тяжелую умственную субнормальность и тяжелую олигофрению; глубокая умственная отсталость — идиотию, глубокую умственную субнормальность и глубокую олигофрению. Для каждой категории умственной отсталости определены достаточно четкие диагностические критерии, включающие в себя и показатели интеллектуального коэффициента: для легкой умственной отсталости он равен 50—69, для умеренной умственной отсталости —35—49, для тяжелой умственной отсталости — 20— 34 и для глубокой умственной отсталости — ниже 20.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Выбранная диагностическая категория должна основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности, определяться по стандартизированным методикам, для которых установлены местные культураль-ные нормы. Выбранные методики должны быть адекватными уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Обязательно должны использоваться и шкалы социальной зрелости и адаптации; для этого могут быть использованы сведения, полученные при расспросе родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, знающих способности индивидуума в повседневной жизни.

При невыполнении стандартизированных процедур обследования диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

Указано, что определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Обычно объектом патопсихологического исследования оказываются дебилы. Идиоты специальным патопсихологическим исследованиям, как правило, не подвергаются. В последние годы, в связи с созданием классов для обучения имбецилов, они стали подвергаться активным патопсихологическим исследованиям.

При обследовании дебилов важно не только установить факт интеллектуального недоразвития, но и определить глубину его. Особенно часто этого требуют вопросы судебно-психиатрической и военной экспертизы.

Мышление олигофренов характеризуется недостаточностью уровня процессов обобщения и отвлечения. Суждения больных при решении экспериментальных заданий носят конкретно-ситуационный характер. Они не могут отвлечься от конкретных, частных признаков и выделить существенные признаки, то есть недостаточным оказывается абстрагирование, возможность образования новых понятий.

Эти особенности олигофренического мышления явственно выделяются при исследовании рядом методик, особенно — классификации. В одну группу объединяются предметы, которые в представлении больного связаны с определенной, конкретной ситуацией. Так, легко объединяются в одну группу предметы мебели, но нередко к ним обследуемые относят и чернильницу («она на столе стоит»), книгу («раз этажерка здесь, значит, и книгу сюда надо»). Крайне трудно для дебилов образование групп по более абстрактным признакам, например, выделение измерительных приборов. Еще более трудным представляется следующий этап классификации, требующий объединения ряда групп в более крупные, собирательные, когда приходится объединить отдельно живые существа, отдельно — растения, отдельно — неживые предметы. Обследуемые в этих случаях считают невозможным объединение в одну группу мебели, транспорта и инструментов, не понимают, как можно объединить вместе животных и людей.

Аналогичные данные получают при исследовании методикой исключения. Здесь также решения заданий носят конкретный характер, опираются на выделение часто второстепенных, ситуационных связей. Так, объединяются в одну группу портфель, чемодан и книга («книгу можно носить в портфеле и чемодане», «школьники пользуются либо портфелями, либо чемоданами — носят в них учебники»). Некоторые задания вообще представляются обследуемым невыполнимыми. Так, о весах, очках, термометре и часах испытуемые говорят, что они все разные и среди них нельзя выделить три предмета, имеющие что-то общее.

Недостаточность уровня процессов обобщения и отвлечения у дебилов в эксперименте выявляется при исследовании возможности определения понятий. Как правило, определение понятий проводится многословно, на основе второстепенных, несущественных признаков. Так, определяя понятие «стол», больные характеризуют его по материалу, из которого он сделан, по наличию четырех ножек, в лучшем случае по предназначению («чтоб кушать или писать»), но никогда не указывают его родовых признаков.

Характерные данные получают обычно при обследовании дебилов методикой сравнения понятий. Если различие между понятиями обследуемому еще удается установить (по внешним малосущественным признакам), то общее между ними они выделить не могут.

Например, больной Ш., уравнивая стол и стул, говорит: «Нет ничего между ними общего, это разные вещи. А разница в том, что стол большой, а стул маленький. На стуле сидят, на столе пишут». При сравнении лошади и собаки: «Не знаю, что между ними общего. Лошадь кушает сено и на ней ездят, а собака ест мясо и на ней не ездят».

При сравнении дождя и снега: «Что же общего? Это разные вещи. Дождь льет как из ведра, а снег пухом белым летит».

При исследовании методикой исключения дебилы также легко выполняют задания, если инструкция предусматривает исключить один, отличный от других, предмет, чем при необходимости указать три предмета, имеющих между собой что-то общее.

С. И. Храмцова (1965), проводившая исследования методикой сравнения понятия у детей-олигофренов, обнаружила у них, помимо неспособности выделить главные черты понятий и соотнести их с обобщающим понятием, следующее: сравнение проводится по несоответствующим признакам: лыжи — коньки («Коньки острые, а лыжи деревянные»), недостаточно полное представление о вещах, измышления, свидетельствующие о скудости сведений: лошадь — корова («Лошадь бегает, а корова мычит. Корова дает молоко, а лошадь сено. Корова пасется, а лошадь нет»).

У дебилов значительно затруднено формирование искусственных понятий. Так, при исследовании по методике А. Ф. Говорковой (1962) они могут отдельно выделить признаки, на основе которых формируется искусственное понятие, — форму, цвет. Но объединить оба эти признака и на этой основе выделить искусственное понятие они не могут. Такие же затруднения испытывают обследуемые олигофрены при классификации цветных фигур. Они проводят классификацию по отдельным признакам — форме, цвету и (с несколько большими затруднениями) величине, но провести классификацию по двум признакам (например, по форме и цвету) они не могут, так как для этого надо объединить два признака и игнорировать третий.

При необходимости выделения существенных признаков дебилы нередко в качестве их выделяют второстепенные, необязательные. В ряде заданий решение обусловлено привычными ассоциациями: деление — класс, игра — карты.

Ошибки при образовании аналогий у дебилов обусловлены не только трудностью установления логических отношений, но и известной инертностью психических процессов: последующее задание больной пытается решить по принципу предыдущей аналогии.

Образование пиктограмм оказывается возможным лишь при конкретном характере называемого для запоминания слова («вкусный ужин», «тяжелая работа»). Крайне трудными для опосредования являются абстрактные понятия («печаль», «развитие», «сомнение»).

У дебилов отмечается нарушение понимания переносного смысла пословиц и метафор. Иногда, наряду с пословицами и метафорами, переносного смысла которых больной обследуемый не понимает, могут быть отдельные, доступные ему, пословицы. Это определяется в значительной мере меньшей степенью их абстрактности и прежним опытом больного.

Иногда дебил, даже понимая переносный смысл пословицы, не соглашается с ней, так как возможны отдельные ситуации, как бы опровергающие пословицу. Отвлечение от этих конкретных ситуаций для олигофренов крайне затруднительно.

Споря со смыслом пословицы, обследуемые дебилы в ряде случаев обнаруживают проявления своеобразного «пустого» резонерства. Его характеризует выраженная претенциозно-оценочная позиция обследуемого, стремление поучать при крайне скудном запасе знаний, ригидная личностная установка. Такое резонерство является компенсаторным, цель его — утверждение своего престижа в глазах окружающих.

При предъявлении обследуемому пословицы недостаточно фиксировать в протоколе непонимание им ее переносного смысла. Следует обязательно убедиться, что это не обусловлено затруднениями в формулировании дебилом своей мысли. С этой целью проверяется, насколько смысл пословицы оказывается доступным обследуемому при воссоздании определенного контекста, конкретной ситуации. Этот прием полезен при установлении степени дебильности.

Иногда дебилы не могут объяснить переносный смысл пословиц, но правильно подбирают к ним фразы из числа предъявленных исследующим. В этом варианте исследования фразы, которые больной должен отнести к соответствующим пословицам, служат как бы подсказкой, облегчают его задачу. Обнаружение этого явления свидетельствует о том, что перед нами больной с умеренной, чаще легкой степенью дебильности, поскольку при выраженной дебильности этот вариант методики оказывается для больных более трудным, чем просто объяснение значения пословицы.

Для дебилов затруднено понимание смысла рассказов сюжетных рисунков. При глубокой дебильности больные вовсе не понимают их смысла, при легкой степени — поверхностно пересказывают рассказ или описываемый рисунок, не проникая в заключенный в нем смысл.

Так, больной В. после подробного, близкого к тексту, пересказа «Колумбова яйца» заявляет: «Ничего особенного здесь нет. Он хотел доказать, что яйцо может стоять на столе, на плоской поверхности».

Еще более трудным для дебилов оказывается установление последовательности событий по серии рисунков. При глубокой дебильности обследуемые не в состоянии установить развитие сюжета даже по весьма несложной серии рисунков.

Они раскладывают рисунки в случайном порядке и описывают каждый отдельно. Причем описание нередко сводится к простому перечислению деталей. Иногда обследуемые в общих чертах улавливают сюжет, но отдельные рисунки они помещают неправильно. Так, поняв, что на рисунках изображено бегство мальчика от волков, обследуемый первый рисунок помещает в конце серии: «Мальчика сняли с дерева, волков прогнали и он опять пошел в школу». Разумеется, при легкой степени дебильности такие задания испытуемым выполняются без особого труда, но уже некоторое усложнение выявляет их несостоятельность. Явственно обнаруживается несостоятельность таких больных при предъявлении серий рисунков Бидструпа, особенно когда последний рисунок серии объясняет смысл предыдущих. Дебилам не удается такого рода ретроспективный перенос. Вот как описывается дебилом одна из серий рисунков:
«Идет мужчина. Там коровы пасутся. Дерево стоит. Солнышко ярко светит. Вдалеке дома виднеются. Ему жарко стало. Повесил он на дерево пиджак и шляпу. Разул ботинки и лег спать. Что-то хорошее ему снилось. Он спит и смеется-смеется. А потом проснулся. А потом к нему корова подошла и стала лизать ему ноги — он ведь был босиком».

Смотрите так же:  Психопатии детей

Этот же больной следующим образом передает содержание
серии рисунков Бидструпа «Индивидуальность»:
«Идет мужчина. Как будто на работу. Навстречу ему идут трое мужчин. А вот он уже пришел с работы домой, заросший. Стоит около умывальника и смотрит в зеркало. Через некоторое время у него выросла борода, и, когда он с ней пришел на работу, все сотрудники удивлялись и смеялись. А потом они все начали отращивать бороды и усы. Он, наверно, сказал, что такая мода пошла. Потом он побрился, постригся. Захотелось ему так. А все смотрят на него, удивляются: «Чего он сбрил бороду?» И тогда удивлялись, когда он отпустил бороду, и сейчас удивляются».

Крайне обстоятельно пересказывая отдельные рисунки, обследуемый все же не уловил основного — желание изображаемого на них человека быть оригинальным.

Чем глубже выражена дебильность, тем беднее оказывается лексикон больного. Однако имеются описания дебилов, оперирующих при довольно быстром темпе речи кажущимся относительно большим словарным запасом (О. Е. Фрейеров, 1964; Г. Е. Сухарева, 1965). Анализ речевой продукции показывает, что за многословием этих больных скрывается в самом деле довольно бедный словарный запас — речь их изобилует штампами, часто неверно употребляются слова («пустая словесная абстракция», по Г. Я. Трошину). Это легко установить исследованием по методике подбора антонимов, когда проверяется не только словарный запас, но и соответствие слов определенному содержанию.

О некоторых особенностях личности олигофренов позволяют судить исследования уровня притязаний. Обычно у здоровых обследуемых на выбор последующего задания влияет успех или неудача в решении выполняемого в настоящее время. У олигофренов такая самооценка в процессе исследования не вырабатывается (Л. В. Викулова, 1965). Они совершенно бездумно берут попавшуюся под руку карточку и не проявляют какой-либо эмоциональной реакции на неудачу в выполнении задания. У олигофренов с менее глубокой степенью дебильности уровень притязаний вырабатывается к концу исследования: вначале они совершенно не соотносят выбор сложности последующего задания с успехом или неудачей в решении настоящего задания и лишь в конце опыта начинают при успехе брать более трудные, а при неудаче — более легкие задания.

Нередко у олигофренов оказываются нарушенными внимание, восприятие, память. Внимание, особенно произвольное, отличается узким объемом. В пробе на запоминание такой больной называет, например, 4 слова. Ему повторно зачитывают все подлежащие запоминанию слова. После этого больной называет уже другие 4 слова, но не может вспомнить называвшиеся им прежде слова. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво.

При выраженной дебильности восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда обследуемые путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета. При показе картинок дебилам трудно уловить целостное содержание, и поэтому они перечисляют отдельные детали рисунка.

Выраженность ослабления памяти часто соответствует степени слабоумия. Чем глубже дебильность, тем более заметна недостаточность памяти. Подтверждением этого служат данные, получаемые при исследовании дебилов методикой заучивания 10 слов. Представляет интерес соотношение между механической и логической памятью. При легкой дебильности нет существенной разницы между показателями, характеризующими оба вида памяти.

Зато при выраженной дебильности механическая память страдает меньше. Глубоким дебилам опосредованное заучивание представляется очень трудным, а пробы на ассоциативную память даются труднее, чем заучивание 10 слов; ассоциации в парах слов этими больными не улавливаются, и поэтому задание оказывается для них большим по объему (содержит 20 слов). Эта методика может быть использована в тех случаях, когда надо решить вопрос о глубине интеллектуально-мнестической недостаточности, что имеет большое практическое значение, в первую очередь для экспертизы. Решается этот вопрос лишь при всестороннем исследовании с привлечением как можно большего числа методик. Кроме того, различные методики с этой целью должны использоваться в нескольких вариантах — от более легких к более трудным.

Существенное значение приобретает попытка исследующего корригировать суждения обследуемого. Возможность коррекции свидетельствует о более легкой степени дебильности.

В этом плане может оказаться полезным исследование по методике обучающего эксперимента (А. Я. Иванова, 1965,1971), при котором внимание патопсихолога направлено в основном на определение эффективности подсказки в процессе исследования. В основе исследования лежит положение Л. С. Выготского (1934) о зоне ближайшего развития, характеризующей возможности умственного развития ребенка и определяющейся переходом от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он в состоянии выполнить с помощью обследующего. В сущности, исследование уровня обобщения и отвлечения с помощью большинства патопсихологических методик содержит элементы обучающего эксперимента.

Возможность перенесения обследуемым уже усвоенного опыта на выполнение аналогичных заданий приобретает особое значение в установлении степени выраженности дебильности. Возможность перенесения усвоенного опыта определяется с помощью самых различных методик.

Например, обследуемому предлагается сравнить понятие «стул» и «стол». При этом обнаруживается, что он не может сам определить их сходство. Исследующий подсказывает ему, что сравниваемые понятия являются предметами мебели. Сама подсказка здесь может носить многоступенчатый характер: вначале менее конкретный, и лишь при безуспешности ее обследующий спрашивает больного, в каких магазинах продаются сравниваемые предметы. Таким образом, обследуемому объясняется принцип нахождения общего между парой понятий. На следующем этапе исследования обследуемому предлагают для сравнения понятия «платье» и «пальто». Подсказка при этом носит такой характер: «Что общего между ними? Это тоже предметы мебели?». В последующем пары понятий объединяются по более абстрактному признаку (осадки, времена года, части суток). Таким образом, определяется, насколько обследуемый обучаем в ситуации исследования и способен к абстрагированию.

Для патопсихологической диагностики дебильности нельзя ограничиваться вербальными методиками, особенно связанными с уровнем общеобразовательных знаний. При таком проведении исследования за дебильность можно принять случаи педагогической запущенности. Исследование обязательно должно включать невербальные методики, в значительно меньшей мере опирающиеся на общеобразовательную подготовку обследуемого (кубики Кооса, субтесты «цифровые символы», «недостающие детали», «сложение фигур» по Векслеру, проба на комбинаторику А. Н. Бернштейна).

В. И. Лубовский (1981), подчеркивая известную неопределенность и противоречивость в понимании различными исследователями понятия «невербальные методики», склонен относить к ним в соответствии с точкой зрения A. Anastasi (1961) тесты деятельности и тесты, не требующие чтения, хотя их использование включает общение обследуемого с экспериментатором и словесную инструкцию. Понимая таким образом невербальные методики, B. И. Лубовский анализирует данные экспериментальных исследований, проведенных Г. Б. Шаумаровым (1980). С помощью детского варианта теста Векслера в адаптации А. Ю. Панасюка (1977) проведено исследование у 2 групп детей — с задержкой психического развития и умственно отсталых. В дифференциальной диагностике наиболее значимыми оказались именно невербальные субтесты шкалы Векслера. Сопоставлению результатов по вербальным и невербальным субтестам у обследуемых обеих групп автор придает не только диагностическое, но и прогностическое значение. Дифференциально-диагностическое и прогностическое значение невербальных заданий, по В. И. Лубовскому, можно усилить применением однотипных заданий разной сложности, что позволило бы учитывать помощь исследующего, подсказку. Следовательно, речь идет о введении в эти невербальные задания принципа обучающего эксперимента.

Л. 3. Захарченко (1987) при исследовании с помощью методики WAIS 168 юношей в возрасте старше шестнадцати лет, проходивших стационарную экспертизу на предмет определения сохранности социально-трудовой адаптации, установлено, что для разграничения групп здоровых лиц и обследуемых с пограничной умственной отсталостью, а также лиц с пограничной умственной отсталостью и легкой степенью дебильности наибольшее диагностическое значение имеют особенности выполнения ими субтеста «Недостающие детали», предполагающего понимание и выявление отсутствующей детали в предлагаемой картинке. В основе такого умения существенное значение имеет собственный жизненный опыт испытуемого, его знания, способность к аналитико-синтетической деятельности. По мере нарастания степени умственного недоразвития увеличивается общее количество неправильных ответов, появляется большое количество «замещающих» (дается ошибочный ответ), «отрицающих» («не знаю»), «псевдо-утверждающих» («все есть» недостающих деталей в предлагаемом изображении обследуемый «не видит») ответов и ответов умолчанием («немых ответов» — словесная реакция отсутствует).

Обнаружение умственной отсталости может играть роль не только в экспертной практике, но и при решении вопросов психиатрической дифференциальной диагностики.

Больной К., 37 лет, поступил в психиатрический стационар в связи с возникшим у него вербальным галлюцинозом и с предположительным диагнозом шизофрении. Галлюцинации прошли уже на второй день, однако рассудительное отношение к ним отсутствовало. Больной рассказывал о них с недоумением и отмечал, что они были приятны ему — успокаивали, утешали. При расспросе удалось выяснить, что появлению обманов слуха предшествовала психогения, больной волновался из-за того, что его подросток-сын не пришел ночевать домой. При патопсихологическом исследовании характерные для шизофрении расстройства мышления и аффективно-личностной сферы не были обнаружены, но были отмечены легкая недостаточность памяти, неустойчивость активного внимания, повышенная внушаемость, явления умеренно выраженной недостаточности уровня обобщения и отвлечения с тенденцией к конкретности суждений, излишней обстоятельности. При сравнении понятий недостаточность синтеза превалировала над слабостью анализа, до известной степени обследуемый обнаруживал способность воспринимать подсказку, был обучаем. При исследовании с помощью кубиков Кооса выявлялась недостаточность конструктивного мышления.

Полученные при патопсихологическом исследовании данные объяснили своеобразие протекания психогенной реакции, почвой для которой послужила нерезко выраженная дебильность.

Другие статьи

  • Сенсорная лаборатория как средство развития детей с отклонениями в развитии Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР Столичный учебный центр г. Москва по практике на базе лаборатории кафедры Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР. 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование студентка 1 курса заочной формы […]
  • Становление детской практической психологии Становление детской практической психологии Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях. Глава 1. История детской практической психологии 1.1. Становление […]
  • Почему не спит ребенок в 1 месяц ночью Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос […]
  • Детская психология как наука о психическом развитии ребенка Детская психология как наука в России. В настоящее время детская психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития ребенка и формирования личности на протяжении периода детства. Детская психология как наука начала […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]