Проблема цели воспитания детей дошкольного возраста

17.Раскрыть сущность проблемы цели воспитания

Идеальная цель воспитания.

Цель воспитания является основополагающей категорией педагогики.

Цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности.

С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов. Только одному удается одно, а другому — другое.

В народных пословицах, поговорках, сказках определены цели воспитания — человек должен быть умелым, трудолюбивым, добрым, красивым, сильным.

Философы древности представляли себе человека как сочетание внешних и внутренних достоинств, т. е. человек должен быть всесторонне развитым.

Таким образом, всесторонне развитая гармоничная личность — вот та цель, к которому стремилось человечество.

Но история развития человеческого общества показала, что в одном человеке не могут быть одинаково хорошо развиты все стороны личности.

История знает личности, феноменально развитые в какой-то одной области: П. Чайковский — в музыке, Репин — в живописи. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетались почти равные достижения в нескольких направлениях — Леонардо да Винчи — художник, математик, механик, М. Ломоносов — физик, литератор, химик.

Значит, цель — воспитание всесторонне развитой личности — является по сути идеальной, нереальной целью воспитания. Так нужна ли такая цель?

Нужна, так как в ней заложено сильное гуманное начало — вера в возможности человека. Эта вера особенно важна по отношению к ребенку. Поэтому необходимо создавать условия, в которых ребенок смог бы проявить себя с разных сторон.

Реальная цель воспитания.

Если существует идеальная цель воспитания, то, вероятно, существует и реальная цель, которая может быть осуществлена в реальном обществе и по отношению к конкретному человеку.

Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический характер. Это значит, что в разные исторические периоды ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии. Так цели воспитания в Афинах отличались от целей воспитания в Спарте и т.д.

Реальные цели воспитания направлены на удовлетворение потребностей общества.

Объективный и субъективный характер цели воспитания.

Сформулированная обществом реальная цель носит объективный характер. Это означает, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитания необходимых обществу людей. Кроме того, при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности развития человека, географическое расположение, культура, традиции страны.

Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким она хочет вырастить своего ребенка. Родители видят в ребенке определенные способности и стремятся их развивать. Однако бывает, что родители руководствуются только своими желаниями (ребенок не проявляет особой склонности к музыке, а родители решили сделать из него музыканта).

Государственные образовательные учреждения не обладают формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в противоречие с государственными целями, иначе дети, воспитывающиеся в таких учреждениях, в «тупиковую» ситуацию.

На формулировку цели воспитания влияет и сама личность, а так же общечеловеческие ценности. Личность сама корректирует собственную цель воспитания. Во все века ценились такие качества, как доброта, милосердие, бескорыстие.

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

На современном этапе, исходя из цели воспитания, формулируют задачи воспитания.

Цель и задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Задачи физического воспитания: (физическое в. занимает ведущее место в дошкольном образовании)

> формирование культурно-гигиенических навыков;

> воспитание потребности и навыков здорового образа жизни;

> формирование двигательных навыков, умений, физических качеств.

Задачи нравственного воспитания:

> формирование основ гуманистического мировоззрения;

> развитие нравственной мотивационной потребности;

> формирование основ национального самосознания;

> воспитание эстетического отношения к жизни.

Задачи умственного воспитания:

> раннее развитие задатков, дарований ребенка;

> расширение кругозора детей;

> развитие познавательных интересов и потребностей;

> развитие речи, памяти, мышления.

Задачи эстетического воспитания:

> формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к

> развитие художественно-творческих способностей.

> изучение и развитие интересов и склонностей детей к различным

видам изобразительной деятельности.

Задачи трудового воспитания:

> воспитание положительного отношения к труду;

> развитие трудовых умений и навыков;

> воспитание культуры труда.

Таким образом, цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содержание, методы воспитания.

Понятие о цели воспитания. Задачи воспитания детей дошкольного возраста. 722

В педагогике цель вос-я—это мысленная заранее определяемое представление о результате пед. процесса о качествах состояния личности, кот.предполагаются фор-ть.

Цель и задачи зависят от потребности общества, от уровня его развития.

Цели вос-я подраст.поколений формулир.гос-во,при широком участии науки и общественности. В кодексе РБ сказано—целью вос-я явл.формирование разнесторонне развитой нравственно зрелой творческой личности обучающегося. Целью дошкольного образования явл.—разнестороннее развитие и социализация ребенка раннего возраста в соотв. с его возрастн. и индивид.возможностями, способностями и потребностями.

Реальной целью восспитания детей дошк.возраста является. «Восспитание

Эмоционально-благополучного, разносторонне развитого ,счастливого ребенка.»(Козлова,Куликова.)

Задачи воспитания

4)Вос-е культуры самопознания и саморегуляции

5)Вос-е культуры здорового образа жизни

10)Вос-е культуры безопасности жизнедеятельности

11)Вос-е культуры быта и досуга

Задачи воспитания отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое.

Задачи умственного воспитания:

— развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

Задачи физического воспитания:

оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.

воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.

образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Задачи социально-нравственного воспитания:

В 1-ю группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

2.группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Задачи эстетического воспитания:

1.группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.

2. группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Задачи трудового воспитания:

задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:

1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.

2-я группа – на развитие определенных качеств

46.Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного возраста.

Закономерность—это объективно-существующие повторяющиеся связи пед.процессов и явлений. Существуют следующ.закономерности:

1)Воспитание ребенка возможно, если ребенок активен.

2)Воспитание эффективно с учетом актуальных потребностей. Ведущей потребностью ребенка является—потребность в любви, доброжелательности. Вос-е включает демонстрацию любви к детям.

Смотрите так же:  Развитие детей 18 комплекс

3)Личность эффективно раз-ся, воспитывается лишь в ситуации успеха.

деят-ть ребёнка должна сопровожд. или венчаться успехом, кот.должен пережить каждый ребенок. Полож.пед.оценки—сувенир,улыбка,комплимент и т.д.Надо снимать страх у детей(У тебя все получится!)

4)Ребенок эффективно воспитывается в условиях совместно-раздельной деят-ти ребенка и педагога.Суть этой зак-ти заключ.в соблюдении пропорц. соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совм.деят-ти. На нач.этапе активность педагога выше ,а потом активность ребенка возрастает. Это помогает ребенку ощутить себя субъектом деят-ти,ч то важно для свободного творческого развития.

5)Целостность воспитательных влияний -это единство слова и дела педагога; это не противоречивость пед. Требованийи т.д.

В реальной практике закон-ти реализуютя через систему принципов

Принципы воспитания-это наиболее общие положения, определённые требования к содержанию ,организации и осуществлению процесса воспитания.

Принципы воспитания:

2)Уважение личности и соблюдение ее прав.

3)Терпимости,поддержки,любви к ребенку.

4)Опора на положительное в ребенке

5)Сочетание положительного управления педагога с развитием инициативы и самостоятельности.

Цели воспитания в мировой практике;

Иерархия целей в педагогике.

Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют некоторую иерархию — ступенчатую систему. Высшая ступень — государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень — цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, они отражаются в образовательных программах и стандартах. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец, цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия.

В человеческом обществе многое стандартизируется, особенно в области производства. Образование тоже должно отвечать определенным требованиям, обладать необходимым качеством. Образовательные стандарты — это требования к содержанию и уровню знаний учащихся. Они описывают минимум знаний, умений, качеств как выпускника общеобразовательной школы, так и специалиста, окончившего профессиональную школу. Стандарты призваны обеспечивать необходимое качество образования в стране и соответствие его международному уровню. В педагогическом образовании, в подготовке учителей тоже имеются стандарты, определяющие требования к учителю, специалисту по предмету.

На двух последних уровнях цели принято формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия учащихся. И здесь различают собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ — это задачи на изменение ученика, перевод его из одного состояния, уровня воспитанности, в другое: был слабым читателем, не интересовался литературой — стал развитым подготовленным читателем, имеющим интерес и навыки анализа и оценки литературы. СПЗ описывается как задача развить такие-то качества личности. ФПЗ — задачи отдельного педагогического акта: например, организовать обсуждение новинок литературы в классе. ФПЗ относится к СПЗ как частное к общему, система ФПЗ, то есть цепь действий ведет к решению СПЗ, формированию заданных свойств учеников.

В истории человеческого общества глобальные цели воспитания изменялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества к образованию. В мировой практике имеются в настоящее время различные взгляды на цели воспитания, образования.

В США выработана в 20-е годы и сохраняется, частично изменяясь, концепция адаптации личности к жизни, согласно которой школа должна воспитать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. Школа прививает учащемуся ценности общества. В 80-е годы возникли такие программы, как «воспитание в целях выживания», «воспитание в духе мира» и другие. Это говорит о различных подходах к определению целей воспитания и об их зависимости от общих концепций, моделей воспитания.

Гуманистическая, либеральная педагогика преимущественно в Западной Европе (тоже с первой половины 20 века) провозглашает целью школы воспитание автономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, формирование человека, реализующего свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуализации, развитии внутреннего «Я». Различные направления либеральной педагогики довольно недоверчиво относятся к наличию обязательных для всех целей воспитания. Крайним выражением этой позиции является взгляд, по которому школа вообще не должна ставить целей формирования личности. Ее задача — давать информацию и обеспечить право выбора направления саморазвития (экзистенциализм).

Проблема целей в воспитании состоит в том, что глобальные цели формулируются декларативно, слишком вообще, как педагогические кредо, часто переходя в философско-этические рассуждения. Это затрудняет разработку программ и процессов воспитания, а также возможность проверки результатов воспитания. Решение проблемы предлагается направлением «педагогическая технология», по которому цели воспитания должны формулироваться диагностично, в словах, описывающих планируемые действия ученика.

Статья по теме:
Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи

В статье рассматриваются цели и задачи воспитания в условиях современного ДОУ и семьи.

Ключевые слова: воспитание, цели воспитания, задачи воспитания и образования детей.

Предварительный просмотр:

Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи

Одним из факторов, влияющих на становление личности, является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [1].

Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.

В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности [6, с. 14].

И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» [2, с.7].

Цель воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий [8, с.12].

Идеальная цель воспитания, в настоящее время, это — всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экономического, экологического воспитания [5].

Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

— приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

— развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

— стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

— развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

— выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи по воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

Смотрите так же:  Развитие личности ребенка дошкольника

— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

— воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей;

— взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей [3, п.5].

Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [1, с. 4].

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и естественные для ребенка — дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. [7].

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.

В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы [5]:

-создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

-стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

-передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

-научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

-воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного“я”.

Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить, что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Н.П. Сакулина, И. Логинова,Т.И. Бабаева и др., под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.М. Гурович. –СПб.: Детство – пресс, 2005.
  2. Подласый И.П. Педагогика кн.2 — М.:Владос, 2004. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г №666 Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», 2008.
  4. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  5. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.– М.: Академия, 2002.
  6. Титов В.А. Дошкольная педагогика, конспект лекций М.: Приор-издат, 2005
  7. ФГТ — Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009г
  8. Щедровицкий Г.П. Новое педагогическое мышление — М.: Просвещение, 1982

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног.

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно — патриотическому восп.

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и .

Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других .

Проект разработан для работы с детьми – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско — патриотическому во.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ВОСПИТАНИИ

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • • проблемы выделения целевых ориентиров профессиональной деятельности воспитателя;
  • • проблемы целей воспитания в отечественной и зарубежной педагогике и образовании;
  • • ценности как основу социализации и воспитания;
  • • место христианских и общечеловеческих ценностей в процессе воспитания гуманистических качеств;
  • • соотношение национального и поликультурного в современном воспитательном процессе;
  • • вариативные цели и основные концепции воспитания в истории образования, в нашей стране и за рубежом;

уметь

  • • формулировать цель современного воспитания;
  • • выделять факторы, определяющие цель воспитания;
  • • намечать приоритеты воспитательной работы исходя из конкретных условий;
  • • анализировать цели, ценности и содержание воспитания;

владеть

• навыками публичного выступления по вопросам целеполагания в воспитании.

Проблема целей воспитания в отечественной и зарубежной педагогике, истории образования

Понятие цели воспитания

Определяя воспитание как процесс целенаправленного развития личности, логично попытаться определить цели, детерминирующие его направленность. Цель – предвосхищаемый результат деятельности; осознанная цель приобретает силу закона, направляет усилия людей, ее реализующих, подсказывает пути и средства ее осуществления.

Цели воспитанияэто ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Процесс вычленения целей воспитания – весьма сложный, поскольку существует многообразие целей. Цели воспитания обусловливаются:

  • • достижениями философской и педагогической мысли;
  • • уровнем общественной культуры;
  • • политикой государства;
  • • потребностями общества, которые в свою очередь зависят от уровня развития производительных сил и характера производственных отношений;
  • • уровнем цивилизации в целом, экономическими, нравственными, правовыми, культурными и религиозными традициями и другими ее особенностями.

Так, например, до 90-х гг. прошлого века в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Цель, таким образом, имела характер идеала будущего. В соответствии с ней составлялись программы воспитания. Сегодня педагогами признается неосуществимость такой цели воспитания. При этом у педагогов нет единства в понимании цели воспитания. Бо́льшая часть специалистов полагает, что цель воспитания – помощь личности в ее развитии, что и отражено в Законе об образовании.

Смотрите так же:  Можно ли сделать ребенку снилс не по месту прописки

Любое человеческое общество, каждая социальная группа, большая или маленькая, а также личность и общество порождают свою более или менее оформленную идеологию – структурированную систему идей.

Идеология направлена на выработку не объективной картины мира, а такой системы взглядов на мир, в рамках которой обеспечивалось бы сохранение определенной группы – носителя идеологии. Без идеологий вообще не существует общественная мысль, они являются средством преодоления центробежных сил, сил энтропии, распада субъекта. В рамках идеологий складывается, вырабатывается знание об основных социальных ценностях. Эти знания становятся основой для формирования духовной культуры общества.

Эти знания и определяют цели воспитания. Дело в том, что воспитание – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. В нем отражена вся история и культурный багаж народа. Оно не может быть произвольно изменено, так как несет в себе всегда очень значительный заряд инерции. Вот поэтому мы и утверждаем: цели воспитания опосредованы не только идеологией, но и историей и традициями этноса.

Основные источники воспитания развивающейся личности – это общество и сам индивид, поэтому центральной проблемой теории воспитания является проблема соотношения индивидуального и общественного в системе целей и ценностей личности воспитанника.

Имея определенные обязательства перед формирующейся личностью, профессиональный воспитатель несет также ответственность и перед обществом. Общество, как правило, обеспечивает процесс подрастания своего нового члена, а потому оно вправе рассчитывать, что этот новый член будет человеком общественным, способным к коммуникации, к поддержанию и эволюционному развитию сложившихся структур взаимодействия. Финансируя труд педагога, общество предполагает, что в результате этого труда успешнее будет развиваться социальная приспособленность ребенка, его нацеленность на деятельность в этом обществе, встроенность в социум. Профессиональный воспитатель ответствен и перед личностью, и перед обществом. Нарушая эти обязательства, воспитатель способствует деформации социальной жизни и деградации личности. Характер педагогического воздействия по своей сути исходит из основной функции воспитателя – быть посредником между формирующейся личностью и обществом.

Доминирующие в обществе взгляды на воспитание и социализацию всегда адекватны политико-экономическим основам государства.

Пример

В условиях авторитарного общества воспитание и социализация приобретают функцию специального, целевого изменения человека в направлении его тотального, универсального подчинения государству во всех его ипостасях. Социализация строится на основе переноса на «производство» человека логики и технологии промышленности, поэтому в таких социальных системах можно наблюдать преобладание направлений, в которых вместо социализации в смысле обретения человеком способности выделять себя в качестве субъекта жизнедеятельности и жизнетворчества, – деперсонализация личности; вместо воспитания в смысле овладения ценностями подлинно общечеловеческой культуры – насаждение специфических ценностей и качеств особых свойств человека; вместо гуманистического воспитания – социальная необходимость, манипулирование растущим человеком, внедрение в его сознание образцов для подражания и формирование стереотипов поведения. То есть воспитание является процессом, направленным на формирование не индивидуальных, а так называемых «модальных» (типичных) для данной группы свойств и структур личности.

Цель воспитания как педагогическая проблема

Сущность и значение воспитания как части педагогического процесса. Цель воспитания как категория педагогической науки. Формирование гармонично развитой личности как идеала современного воспитания. Реализация цели воспитания на уроках физической культуры.

Подобные документы

Формирование гармонично развитой, свободно мыслящей личности как основная цель воспитания в современном демократическом обществе. Особенности воспитательного процесса, его целенаправленность и применяемые технологии. Современные тенденции и перспективы.

лекция, добавлен 28.10.2018

Социально-экономическая обусловленность воспитания в эпоху домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности. Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок для гармоничного развития личности человека.

реферат, добавлен 12.02.2015

Основные компоненты содержания воспитания, методы и средства его осуществления. Цели и задачи, движущие силы воспитания. Семья как главный институт воспитания. Сочетание развивающих методов и средств воспитания в период становления личности ребенка.

контрольная работа, добавлен 18.06.2010

Понятие национального воспитания. Изучение процесса социального и общественного взаимодействия. Главные функции педагогической культуры. Формирование совершенного человека как лейтмотив народного воспитания. Нравственное совершенствование личности.

контрольная работа, добавлен 11.10.2015

Генезис целей воспитания. Глобальные цели воспитания в мировой практике и зарубежной педагогике. Зарубежные педагогические течения. Цели и ценности педагогического образования и воспитания. Экономическое воспитание учеников в современных условиях.

курсовая работа, добавлен 11.07.2015

Место и роль физической культуры в системе воспитания детей дошкольного возраста. Система, цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях. Особенности развития физических качеств у дошкольника и формирование его личности.

дипломная работа, добавлен 24.11.2008

Основные задачи педагогики, проблемы воспитания и обучения населения. Сущность воспитания детей в педагогической деятельности, его главные признаки и виды: умственное, эстетическое, физическое. Основные цели и функции перевоспитания и самовоспитания.

контрольная работа, добавлен 19.04.2013

Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Цель, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях. Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

реферат, добавлен 14.12.2010

Понятие воспитания как процесса и воспитания как результата этого процесса. Сущность и концепция педагогической, андрологической, акмеологической и коммуникативной парадигмы. Современная высшая школа. Обзор современных принципов гуманизации воспитания.

реферат, добавлен 28.08.2013

Цель и задачи гуманистического воспитания в педагогическом процессе. Личность и развитие ее сущностных сил в концепции гуманистического воспитания. Классификация основных принципов гуманистического воспитания. Компоненты содержания воспитания школьника.

контрольная работа, добавлен 08.01.2015

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2–3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. […]