Проблема взаимоотношений индивида и общества

GreatPhilosophy

Личность и общество: проблема взаимоотношений

Аристотель называл человека политическим животным, то есть живущем в государ¬стве (политике), в обществе.

Фергюсон писал, что «Человечество следует рассмат¬ривать в группах, в которых оно все¬гда существовало. История отдельного человека–лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобре¬тенных им в связи с его родом и каждое иссле¬дование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не от¬дель¬ных людей» — позитивизм

Иcторичеcкие типы взаимоотношений человека и общества.

К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности: отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости при личной независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).

1. Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антагонистических. Общим для них явл. включение индивида в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И эта система явл. весьма устойчивой, замкнутой и довлеющей над человеком, определяет существенные особенности его поведения. Личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид и реально, и в своем созн-и не выдел-тся из коллектива и осознает себя принадлежащим роду.

2. С развитием капиталистического товарного производства ломаются костные социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов — частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хоз-ва человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека от сословных и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.

3. На основе общественной собственности складывается новый, коллективный тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не ставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности.

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем .

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд .

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? .

Проблема личности и общества в психологии, основные теории личности (курс лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Личность рассматривают в социологии как представителя определенной социальной группы, как социальный тип как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только является объектом общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их. Поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одного и того же внешнее воздействие может оказывать на людей разное влияние.

Таким образом, личность — не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, оно выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью — значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя, владеть арсеналом средств, с помощью которых можно управлять собственным поведением, подчинить его своей власти.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием индивидуальность. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и убеждений.

Подробнее рассматривая этот вопрос, подчеркнем, что личность — одна из базовых категорий психологической науки. Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место,позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан прежде всего со взглядом на человека как на единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного, как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу. Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений. Дело в том, что, рассматривая отношение человека к внешнему миру как деятельность, в качестве субъекта деятельности мы получаем не отдельного человека, а некоторое организованное множество людей, социум.

Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и реализует определенное отношение между людьми как носителями статуса и в этом смысле, как реализованное отношение, деятельность обретает свое значение, цели и направленность. Именно в этом смысле человек всегда является одновременно и субъектом и объектом социальных отношений между людьми, социального поведения. Заняв определенную ячейку в обществе (менеджер, рабочий, учащийся, учитель, врач и т.д.), человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям и сталкивается со стороны других людей с социальными ожиданиями относительно способов своего поведения (нормами) и социальными критериями оценки социального поведения (ценностями), т.е. его поведение со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений. Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает ценностное допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, т.е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью.

Личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах или в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, т. е. в социальных нормах.

Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают как:

– средства ориентации поведения каждой личности в той или иной ситуации;

– как средство социального контроля за поведением личности со стороны данной общности людей.

Когда человек оказывается в какой-либо малой группе, то, общаясь с ее членами, он получает информацию о ценностях данной группы, ее обычаях, ритуалах и прочих правилах поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции собственного поведения.

Групповые нормы предусматривают позитивные санкции (похвала, моральные и материальные вознаграждения) по отношению к тем, кто следует им, и негативные санкции для тех, кто отступает от данных норм (устные замечания, угрозы, бойкот, а порой и исключение из группы). Таким образом индивид включается в процесс социализации.

Если говорить о норме, то именно в малых группах (в семье, воспитательных и учебных заведениях, в товарищеских компаниях) индивид усваивает культурные ценности своего общества и все, что с ним связано, как на вербальном, так и на поведенческом уровне. Любая формальная организация имеет свод некоторых правил, регламентирующих ее деятельность и поведение тех или иных членов. Эти правила представляют собой определенные социальные нормы предписанного и приемлемого поведения. Такие нормы часто бывают предписаны в письменном виде. Вступление человека в ту или иную организацию обычно предусматривает процедуру его ознакомления с этими правилами и необходимость выражения его согласия с ними. Возможно, например требование, чтобы вступающий в организацию подписал соответствующий документ. Нормы, возникающие в официальной организации на неформальном уровне, или нормы неформальных групп редко фиксируются таким образом. Однако от этого их воздействие на личность не становится менее существенным. Так, порой новичок, придя на предприятие, слышит от старожилов такие слова: Первое, что ты должен усвоить: не пытайся здесь ставить никаких рекордов.Как правило, новичок скоро начинает понимать, что хорошее отношение к нему членов бригады дороже иных вознаграждений со стороны начальства. Боязнь вызвать неодобрение со стороны членов своей производственной группы является значимым регулятором поведения личности. Таким образом, неформальные групповые нормы могут влиять на поведение того или иного члена группы более существенным образом, нежели официальные регламентации.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Переживание собственного Я выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Я сегодня, при всех возможных изменениях моего положения, в любых новых неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, — это Я того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного Я.

Образ Я — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими. То есть Я-концепция — это представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или теория самого себя.

В психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. В реальной главное — представление личности о самом себе, о том, какой я есть. Идеальная — это представление личности о себе в соответьствии с желаниями — каким я хотел бы быть. Реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев различаются.

Рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником внутренних конфликтов, с другой стороны, несовпадение между идеальным и реальным Я может стать источником самосовершенствования.

Я стало главной темой в психологии на основании того, что оно помогает организовать наше социальное мышление и дает энергию нашему социальному поведению. Но что еще влияет на социальное Я?

Культура. Индивидуалистические западные культуры воспитывают независимое, обособленное чувство Я. Коллективистские азиатские культуры и культуры стран третьего мира воспитывают более взаимозависимое, социально связанное чувство своего Я.

Личный опыт. Самоэффективность возникает из опыта мастерства. Успешное решение задачи, требующей больших усилий порождает чувство собственной компетентности.

Смотрите так же:  Влияние стресса на физическое состояние

Суждения других людей. Мы оцениваем себя, отчасти принимая во внимание то, что о нас думают другие. Дети, о которых отзываются как о талантливых, работоспособных или готовых помочь, стремятся воплотить такие идеи в свои Я-концепции и поведение.

Социальное сравнение. Мы всегда стремимся осознать то, чем мы отличаемся от окружающих нас людей. Как единственная женщина в группе мужчин или как единственный американец в группе европейцев, мы осознаем свою уникальность. Сравнение с другими также формирует нашу самоидентификацию как богатых или бедных, остроумных или туповатых, высоких или низеньких.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка — это ядро личности, является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие личности.

Завышенная самооценка — это когда человек, считает себя намного умнее других, если он еще и намеренно подчеркивает это, он неминуемо вызывает раздражение окружающих. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих.

Заниженная самооценка— это представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном и т.д. присущи людям с тревожным, педантичным типами акцентуации характера, создают пониженный фон настроения, закрепляют комплекс неполноценности. Излишне низкая самооценка влечет за собой зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Адекватная самооценка — т.е. человек правильно, объективно оценивает себя. А это в свою очередь влияет на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит с первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и от созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Начиная с раннего детства, личность в процессе социализации получает от окружающих ее людей — родителей, воспитателей, учителей, товарищей, сверстников и др. — определенные знания о содержании различных ролей. Информацию о ролевом поведении человек получает, наблюдая за другими людьми. Свою лепту в эти знания вносят средства массовой информации. Конечно же, взрослые, которые окружают ребенка с детства, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали или не хотели замечать значимости того, формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники. Одногруппники в детском саду, одноклассники в школе, товарищи по играм во дворе — это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. В обыденной жизни воспитатели склонны в большей или меньшей степени учитывать влияние среды сверстников как факт.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может не только способствовать конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитий на базе акцентуированных черт. Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей, т.е. происходит их обесценивание. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Имеются данные, что, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими людьми. Как показано в одном из исследований, в котором в системе отношений личности к социальному окружению в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных характеристик при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Мировоззрение представляет собой понимание общих основ и закономерностей природы и общественной жизни, связанное с осознанием личностью своих обязанностей перед обществом. Характерные для данного человека мировоззрение и убеждения являются ведущими мотивами его деятельности, придают ей определенную целенаправленность, обусловливают выбор жизненного пути.

В юношеском возрасте у человека возрастает стремление действовать не случайно, а согласно определенным принципам. Отличие этих принципов от обычных правил поведения, подчиняться которым человек научился еще в раннем детстве, состоит в том, что так установлено и предписано, а потому, что человек сам убежден в их правильности и необходимости.

Мировоззрение отдельного человека всегда определяется исторической эпохой и общественным сознанием этой эпохи. Оно всегда формируется и развивается в связи с условиями общественного бытия. Роль мировоззрения в направленности личности особенно велика в юношеском возрасте, когда у человека при решении серьезных жизненных вопросов с особой остротой возникает необходимость подчинить свою деятельность строгому контролю сознания, оценивать допустимость или недопустимость, правильность или неправильность тех или иных поступков, соответствие или несоответствие их определенным принципам.

Целостность, стабильность личностной структуры конкретного человека определяется многими факторами, среди которых важное значение занимают образ жизни человека, социальные ситуации и поэтому конкретный человек всегда является отражением влияний, которые он испытал в своей жизни.

Ценности, которые мы разделяем, по существу сформулированы в наши ранние годы родителями, преподавателями и друзьями. Наши ранние понятия о том, что правильно, а что — нет, были, скорее всего, сформулированы на основе представлений, существовавших в семье. Кроме того, большое влияние на них оказывают образовательная система, религия, литература и искусство. Наши ранние представления о том, что такое образование, политика скорее всего были такими, как их понимали наши родители. Поскольку мы росли, то, испытывая влияние других лиц, мы могли пересмотреть или изменить некоторые наши ценности.

Личность — активная, сознательная исходит из представлений о «Я» как субъекте автономном и целостном. Личность реально обнаруживает духовность как индивидуальное искание, открытие воплощение и приближение к истине. В таком качестве индивид становится ценностью для общества. Собственные отношения личности воспроизводят, вплетаются, усиливают или разрушают общественные отношения, т. е. субъективируют их. Характер субъективирования зависит как от противоречий индивидуальной жизни, так и от присущей каждому человеку внутренней предрасположенности к осуществлению той или иной деятельности. Можно говорить о назначении или предназначении индивида, состоящем в том, чтобы быть мыслителем, или быть создателем технологий, или быть организатором социальной жизни, или быть предпринимателем, или быть тем или другим и третьим. В индивиде заключена возможность, свернут огромный потенциал его определенной бытийной роли в обществе. Человеку важно усмотреть это в себе фактически открыть, превратить в реальность свое Я, перевести в действительность конкретных жизненных отношений, наполнить смыслом поступков и жизненных действий, стремящаяся к полноценной жизни личность должна совершить такой труд самоопределения сама в себе. Но знание путей и побудительные силы к самоопределению личность получает от других людей, от общества. Духовные влияния пробуждают, изменяют и развивают жизненные отношения личности.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию. Свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Поэтому личность – это еще и многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения.

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение.

Основные вопросы, на которые должна ответить личность, заключаются в следующем-

1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для развития личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, поведенческую, деятельностную, когнитивную и диспозициональную теории личности.

Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученый З.Фрейд. По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее общая биологическая энергия – либидо. Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение).

Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он назвал ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотивов скрыто за фасадом поведения. И только описки, оговорки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока или инстанции личности.

1. Ид (оно) – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений. Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия.

2. Эго (я) — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций, представляющих в широком смысле, все наши знания о реальном мире. Эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающей борьбы между ними.

3. Суперэго (сверх-я) – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям, для снятия напряженности этих конфликтов. Личность вырабатывает специальные защитные механизмы, которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов.

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Многие представители этого направления были учениками Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это – качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подход является К. Юнг.

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – архетипы. Некоторые архетипы универсальны. Например, идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно — и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве. Литературе, архитектуре и религии. Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого коллективное бессознательное – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

Смотрите так же:  Шрамм детский аутизм

Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства часто называют чертами характера (анимус, анима, тень).

В аналитической модели выделяют три концептуальных блока.

1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой представлен весь культурно-исторический опыт человечества.

2. Индивидуально-бессознательное – совокупность комплексов или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания.

3. Индивидуальное бессознательное – самосознание. Мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы регулируем свою сознательную деятельность.

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, клиническое (ориентированное преимущественно на клинику). Представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, мотивационного направления является Абрахам Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между ними. Их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им самоактуализирующейся тенденцией, содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности. Вторая – организмический отслеживающий процесс – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура Я, которая включает идеальное Я и реальное Я. Цель жизни, согласно Роджерсу – реализовать свой врожденный потенциал. Быть полностью функционирующей личностью.

Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе потребностей личности. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому личность человека развивается поступательно.

По мнению гуманистов решающего возрастного периода не существует. Личность формируется и развивается в течение жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем, или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Человек –0 творец собственной личности, творец своего счастья.

Внутренний мир человека. Его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической. Однако в ней имеется ряд существенных различий. Основоположником этого подхода является американский психолог Д.Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то. Что с ним произошло и что с ним будет в будущем.

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым. Проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является конструкт. Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов – восприятие, память мышление и т.д. Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами.

Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов. А также сформулировал основополагающий постулат. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом. Чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным. Музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т.д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет два полюса (спортивный-неспортивный). Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта. То есть личность постоянно формируется и развивается в течение всей жизни. Дружба, любовь между людьми возможны, когда люди имеют сходные конструкты.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности – когнитивно сложная личность и когнитивно простая личность. У сложной личности имеется большее количество конструктов чем у когнитивно простой.

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой отличается следующими характеристиками-

1. Имеет лучшее психическое здоровье.

2. Лучше справляется со стрессом.

3. Имеет более высокий уровень самооценки.

4. Более адаптивна к новым ситуациям.

В современной психологии нет единого понимания личности. Биологическая основа личности охватывает нервную систему. Физиологические процессы и т.д. Социальное измерение личности обусловливается влияние культуры и структуры общностей. В которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли. Выполняемые в семье, коллективе, школе, а также субъективное я. То есть созданное под влиянием воздействия других представление о самом себе.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теории личности пытаются не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Социализация, направленность личности, цель, идеал, интерес, мировоззрение, социальная норма, санкция.

ГЛОССАРИЙ

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Ожидания – система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом внутригрупповых ролей.

Социальные санкции – меры, упорядочивающие систему отношений и взаимодействий в группе.

Нормы – это правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы предписывают «правильное поведение».

Роль – набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в определенной социальной ситуации.

Социальная роль — это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Вопросы личности и социального климата. Нормы поведения.

2. Социальные санкции и соответствие поведения личности.

3. Образ «Я». Самооценка.

4. Личность, факторы его социализации.

5. Институты и условия социализации.

6. Этапы социализации. Личность и общество.

7. Психологическая структура направленности личности.

8. Мировоззрение личности. Объективные условия самостоятельного мировоззрения.

9. Факторы нормального развития личности.

10. Концепция самовоспитания.

11. Критерии самооценки и их зависимость от среды.

12. Проблемы устойчивости особенностей личности.

13. Роль семьи в социализации личности.

14. Роль школы в социализации личности.

15. Формальные и неформальные институты социализации.

16. Сущность ответственности в формировании направленности личности.

17. Проблемы устойчивости и изменчивости особенностей личности.

Проблема соотношения человека и общества в контексте современной науки

Соотношение человека и общества приобретает особую актуальность в настоящее время во всех странах, особенно в России. Исторический опыт однозначно свидетельствует о том, что во все времена отсутствие гармонии человека и общества приводит к социальным потрясениям (экстремизм, терроризм, революции, войны, перестройки и т.д.). И неудивительно, что в таких условиях проблема человека неизменно выходит на передний план.

В наши дни нетрудно убедиться, что управлять развитием общества без знания человека практически невозможно. Действительно, на всех уровнях социума, включая правительство и элитарные группы, люди понимают сложность ситуации, когда великолепно просчитанные реформы неизменно терпят крах, как только они доходят до человека. Это всех заставляет задуматься над вопросом: а что же представляет собой человек?

При этом следует обратить внимание на то, что за последние десятилетия резко изменился характер науки, которая переходит от классического варианта, сформировавшегося в XVII в., к фазе постнеклассической науки. Здесь открываются новые возможности для понимания человека и общества и выявления специфических особенностей их взаимодействия.

Как известно, классическая наука все сводила к субъектно-объектным отношениям, где объект рассматривался как нечто не зависящее от наблюдателя. Это же относилось и к законам, формулируемым средствами науки. И неудивительно, что многочисленные попытки истолкования человека и общества в контексте таких позитивистских представлений не оправдывали надежд, хотя и были получены некоторые позитивные результаты (Д. С. Милль, Г. Спенсер, О. Конт и др.). Связано это прежде всего с тем, что все попытки включить человека в структуру научного знания категорически отвергались, ибо не укладывались в рамки традиционных рационалистических представлений.

Что же касается постнеклассической науки, то она органично включает в свою структуру как субъект-объектные, так и субъект-субъектные отношения. Здесь любой объект воспринимается человеком как нечто родственное ему, т.е. как субъект, что позволяет выявить и в человеке, и в обществе особенности, которые были недоступны в рамках классической науки. И здесь наиболее значимыми оказываются такие черты человека и общества, как гармоничное сочетание, социальное здоровье, менталитет (ментальность), толерантность, уровень приобщенности к полноценной духовной культуре, самореализация и пр. При этом особую значимость приобретает сочетание материальных и духовных компонентов.

На необходимость такого сочетания указывали представители русской философии, в частности русского космизма. Н. А. Бердяев справедливо подчеркивал, что человек представляет собой фокус, в котором сходятся все слои бытия. П. А. Флоренский определял человека как «конспект бытия». На этом фоне марксизм представляется как философия, выросшая из рационализма и игнорирующая ряд духовных факторов, которые не вписываются в прокрустово ложе рационалистических схем.

Следует обратить внимание на то, что в современном техногенном (капиталистическом, индустриальном) обществе востребован прежде всего средний человек (человек одномерный — Г. Маркузе, человек-масса — X. Ортега-и-Гассет и др.). Такой человек хорошо вписывается в структуру промышленного производства, но ориентируется преимущественно на получение материальных благ (деньги, престижные вещи и т.п.). При этом он отказывается от приобщения к полноценной духовной культуре, самореализации и творчества. А это есть путь к деградации, а для общества — к тоталитаризму, что представляет реальную угрозу для социума. Современная наука прекрасно просчитывает такие тенденции и их пагубные последствия для общества и человека. Но, к сожалению, правительства и элитарные группы продолжают их игнорировать.

Социальная синергетика как наука XXI столетия, работающая с открытыми сверхсложными системами, в ходе анализа самоорганизационных процессов также фиксирует сложности в понимании человека и общества и трудности прогнозирования результатов их взаимодействия («точки бифуркации», появление неконтролируемых глобальных последствий, возникающих под влиянием незначительных импульсов, и пр.).

Что касается творческого человека, ориентированного изначально на метапотребности (приобщение к культуре, самореализацию и т.п.), то в техногенном обществе он оказывается невостребованным, что служит источником значительной напряженности в социуме. Многие исследователи (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Г. Юнг и др.) считают, что импульсы, идущие от креативной личности, могут вызывать негативные последствия для общества, особенно находящегося в переходной стадии развития. Нам представляется, что следует различать понятия креативности и творчества. Креативность есть понятие психологическое, означающее способность человека порождать нечто новое, которое, однако, может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Творчество же всегда предполагает ориентацию нового на этические нормы. И на формирование человека именно с такой ориентацией общество должно обращать сейчас особое внимание, ибо в противном случае нас ждет довольно мрачное будущее. Легко видеть, что на современном этапе развития общества роль творческой личности возрастает. Это связано с тем, что перед социумом возникает большое количество вызовов как со стороны природы, так и со стороны других цивилизаций. Ответы на такие вызовы требуют нестандартных решений, которые могут быть даны только творческими личностями.

К сожалению, о большинстве современных людей можно сказать, что они «односторонние», ибо, как уже говорилось, именно они оказываются наиболее востребованными техногенным обществом. И такая односторонность проявляется во все возрастающих масштабах. Наука только констатирует это явление, но пока не в состоянии дать ему объяснения. Однако на всех уровнях развития общества люди всегда испытывали ностальгию именно по многосторонней личности, сформировавшейся в античной Греции.

Смотрите так же:  Кто болеет биполярным расстройством

Анализ исторического материала убедительно показывает, что именно многосторонняя личность, в которой так нуждается современное общество, формируется в процессе приобщения человека к полноценной культуре, как к материальной, так и особенно к духовной. И процесс этот должен отслеживаться государством.

Известно, что духовная культура представляет собой целостное образование, частями (компонентами) которого выступают наука, религия, искусство, философия и т.д. Приобщение к одному из этих компонентов (или к нескольким) обрекает человека на односторонность. И действительно, в наши дни мы можем наблюдать, что приобщенность человека, скажем к религии, делает из него фундаменталиста и фанатика, к науке — сциентиста и т.д. Включенность же одновременно во все компоненты осуществляется через механизм целостности, который не укладывается в контекст традиционных научных представлений.

Но приобщенность к культуре как целому порождает важнейшее свойство человеческой личности, которое еще в античном мире получило название «чувство меры» и которое уже в те далекие времена считалось величайшим даром богов. Такое чувство меры трудно поддается рациональному объяснению. Человек высокой культуры часто даже и не подозревает о наличии у него этого чувства. Однако он интуитивно не сделает лишнего шага и обязательно признает наличие и правомерность иных позиций, точек зрения и т.п., которые либо лежат за границами его компетентности, либо с которыми он по тем или иным причинам не может согласиться. В наше время наиболее острые ситуации возникают в тех точках, где сталкиваются наиболее удаленные друг от друга компоненты духовной культуры. Особенно четко это проявляется в диалоге науки и религии. И наиболее продвинутые и многосторонние личности прекрасно понимали и понимают, что замыкаться в какой-либо одной сфере опасно и бесперспективно. И не случайно Папа Римский Иоанн Павел II вынужден был публично признать, что современное христианство обязано считаться с достижениями науки. И многие выдающиеся ученые (А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, В. И. Вернадский и многие другие) признавали и признают необходимость диалога между наукой и религией. Выясняется также, что такой диалог значительно расширяет горизонты сознания человека.

Разумеется, взаимоотношения человека и современного техногенного общества крайне сложны и многоплановы, а зачастую и противоречивы. В контекст такого взаимодействия включаются как рациональные, так и иррациональные (интуитивные, образно-эмоциональные и пр.) параметры. Понятно, что оптимальным вариантом будет гармоничное включение человека в социум, что определяет его хорошее, комфортное самочувствие в нем. И любой человек всегда стремится к такому состоянию, которое в современной социологии получило название «социальное здоровье». Соответственно общество, в котором оно реализуется, называют «здоровое общество».

Общество, особенно общество современное, представляет собой сложную целостную развивающуюся систему. И человек, чтобы стать полноценным членом такой системы, должен обладать набором специфических свойств, которые он приобретает с самого раннего возраста в процессах включения в самые разнообразные социальные структуры и социум как целое. Среди каналов, способствующих такому включению, обычно называют семью, систему образования, воспитание, культуру с набором составляющих ее компонентов и т.д.

Ситуация осложняется тем, что процесс включения человека в одни социальные структуры проходит через контроль сознания (наука, политика, система образования, производство и т.д.), а в другие (приобщение к социуму как целому, искусство, тайные общества, религиозные концепции и пр.) — не проходит. В результате у человека формируются качества, противоречащие или даже взаимно исключающие друг друга, что, как показывают психологические исследования, может приводить к интенсивной деградации личности. Действительно, в нашей стране в периоды брежневщины и хрущевщины к людям часто предъявлялись требования, взаимно исключающие друг друга. Скажем, с одной стороны, утверждались высокие идеалы (моральный кодекс строителя коммунизма, например), а с другой — реальная жизнь требовала диаметрально противоположного. Понятно, что в этих условиях ни о каком социальном здоровье не могло быть и речи.

Многие факторы свидетельствуют о том, что современное индустриальное общество создает не слишком благоприятные условия для реализации высокого уровня социального здоровья его членов. Понятно, что для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен обладать приличным физическим и психическим здоровьем. Однако мы вынуждены констатировать, что как в России, так и в западных странах таких людей не слишком много и число их с течением времени неуклонно сокращается. Следует также иметь в виду, что физическое и психическое здоровье служат только предпосылками для формирования социального здоровья. Это условия необходимые, но не достаточные. Нетрудно видеть, что человек будет комфортно себя чувствовать в обществе в том случае, если он органично включается в его структуры и получает возможность на высоком уровне удовлетворять свои материальные и духовные (самореализация, приобщение к полноценной культуре и пр.) потребности.

Техногенное же общество ориентирует людей на достижение высокого уровня удовлетворения исключительно материальных потребностей (высокие заработки, предпринимательство, приобретение престижных вещей и т.п.). В гуманитарных науках (психология, социология, история и др.) убедительно показано, что это тупиковый путь развития. Естественные же науки (физика, биология и пр.) ориентируют общество на развитие техники и, соответственно, на материальные факторы, что открывает широкие возможности для виртуализации общества, манипулирования человеческим сознанием и т.д. Многие исследователи считают, что современная постнеклассическая наука должна снять это противоречие путем переориентации как естественных, так и гуманитарных наук и тем самым стимулировать развитие человека и общества и гармонизировать процессы взаимодействия между ними.

Взаимоотношения человека и общества значительно осложняются еще и тем, что в современном социуме декларируется свобода включения человека в самые разнообразные социальные структуры и в то же время создается масса ограничений для такого включения. Разумеется, для развития современного общества требуется так называемое жесткое включение большого количества людей в такие структуры, как армия, производственные объединения и т.п. Такое принудительное включение имело место на всех уровнях исторического развития, начиная с первобытного строя. Известно, что в феодальном обществе такая включенность человека в те или иные структуры юридически была закреплена актом его рождения.

В современном индустриальном обществе теоретически допускается свободный выбор включения в те или иные структуры. Такое включение называется мягким. Однако в действительности возможности такого выбора значительно ограничиваются. В самом деле, на каждом шагу создаются барьеры для включения в элитарные группы разного рода, в систему образования в виде сокращения сферы бесплатного образования, в творческие коллективы и т.д. Определенные группы часто принуждают своих членов включаться в те или иные социальные структуры с целью отстаивания в них своих интересов. Этот вариант получил название «номенклатура», и он в измененном варианте существует и в наши дни. Не следует также забывать, что мягкое включение в те или иные структуры часто представляет опасность для человека (мафиозно-криминальные группы, экстремистские образования, тоталитарные секты и т.п.).

Ситуация складывается таким образом, что современное индустриальное общество, к сожалению, развивается за счет человека. В этих условиях большие надежды возлагаются на информационное (постиндустриальное) общество, в которое наиболее развитые промышленные государства надеются войти в ближайшие десятилетия. Предполагается, что в этом обществе социальный статус человека будет определяться доступом к информации, а в производстве будет задействовано не более 10% населения. Остальные же получат свободу и найдут себе применение в сфере услуг, где смогут в гораздо большей степени реализовать свои задатки и способности (А. Кастельс, Э. Тоффлер и др.).

Однако на Западе в последнее десятилетие уже возникают известные сомнения по поводу информационного общества. Уже приводятся серьезные аргументы в пользу того, что ожидаемое постиндустриальное общество будет просто качественно новым этапом в развитии нашего техногенного общества и человек в нем может оказаться в еще более сложной ситуации.

Следует, однако, отметить, что изменение характера науки и типа рациональности значительно расширяет возможности использования разнообразных каналов связи человека и общества, среди которых наиболее значимым на современном этапе развития общества является этика. Ориентация на этические принципы ведет к консолидации общества и облегчает включение человека в контекст культуры, в самые разнообразные ее компоненты (наука, религия, искусство и пр.). Понятно, что этот процесс гораздо легче прослеживается в социальном и гуманитарном познании.

Итак, можно констатировать, что современная постнеклассическая наука значительно расширяет горизонты человеческого сознания. Переходя от субъектно-объектных отношений к субъект-субъектным, она признает факт существования вненаучного знания (интуитивного, образно-эмоционального и т.д.), которое становится компонентом всех объектов действительности. Естественно, это относится и к таким сверхсложным системам, как человек и общество. Отсюда становится понятным, почему все попытки интерпретации соотношения человека и общества в рамках традиционных представлений классической науки, начиная с О. Конта и заканчивая марксизмом, оказались в конечном счете безуспешными. И человек, и общество в действительности несравненно богаче и не укладываются в рамки классических схем.

В наши дни проблема соотношения человека и общества поднимается на более высокий уровень рассмотрения. Все в большей мере акцент смещается на человека творческого, многостороннего, социально здорового, ориентированного на самореализацию, на приобщение к полноценной духовной культуре, т.е. в результате — на духовные ценности. В этом контексте все многочисленные попытки включить его в структуры, ориентированные на достижение исключительно материального благополучия, в итоге неизбежно приводят к разочарованию и отвергаются. И общество, в котором востребованным оказывается средний, односторонний человек, преследующий достижение преимущественно материальных целей, справедливо считается больным (Э. Фромм и др.). В этих условиях главной задачей становится формирование человека, способного более или менее адекватно оценивать ситуации, в которые он оказывается включенным.

Отношение человека к природе, обществу и другим людям как к субъектам кардинальным образом меняет ситуацию. Противопоставление субъекта и объекта здесь отступает на задний план, а на передний выходят гармония, этические ориентации, толерантность и пр.

Учет различных сторон взаимодействия человека и общества позволяет понять природу человека, выделить аспекты, которые можно анализировать в рамках науки, и те, которые требуют использования вненаучных представлений. Потенциальные возможности человека оказываются гораздо более многообразными, чем это предполагалось до сих пор. Учет таких особенностей личности и их использование открывают широкие возможности для гармонического развития и общества, и человека. Самореализация позволяет человеку раскрыть свои внутренние потенции, которые затем могут быть использованы для развития общества и преобразования природы на благо человека. Поэтому общество должно делать все возможное, чтобы стимулировать процесс самореализации входящих в него людей.

Таким образом, процесс нормального развития общества осуществляется под влиянием внешних воздействий, исходящих от природы, других цивилизаций и внутренних импульсов, формирующихся в процессе самореализации человека. Абсолютизация или неучет тех или других негативно сказываются на развитии социума.

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Мелоксикам инструкция по применению детям Мелоксикам раствор 1 мл раствора содержит активное вещество: мелоксикам- 10,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Нестероидный противовоспалительный препарат Фармакологическое действие Нестероидный противовоспалительный препарат (НПВП), обладает противовоспалительным, […]
  • Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году Пособия по беременности и уходу за ребенком вырастут в Удмуртии Максимальный размер месячных выплат составит 26 тысяч рублей С 1 января 2019 года максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет вырастет до 26 тысяч рублей. Об этом […]