Проблема взаимоотношения учителя и ученика

«Взаимоотношения педагогов и детей как педагогическая категория смысла пространства детства»

В древности японские мудрецы высказывали интересную мысль: «До 3-х лет ребенок – бог, с 3 до 7 лет – раб, с 7 до 14 лет – слуга, а с 14 лет – друг». С моей точки зрения, в этом высказывании выражено отношение к ребенку с учетом его знаний, жизненного опыта, умения ориентироваться в социуме. Мораль древней мудрости заключается в следующем: чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, он должен научиться подчиняться, впитывать знания, постепенно учиться анализировать поступки, выполнять различные поручения и задания. Только после этого можно говорить о партнерстве в отношениях.

Одной из главных проблем современной образовательной практики является взаимоотношение учителей и учеников. Рассмотрим разные точки зрения на проблему построения отношений педагога с учащимися. Например, одни исследователи рассматривают ученика как объект воздействия. В этом случае именно учитель определяет цели и задачи в обучении, объем и содержание изучаемого материала, тему и содержание внеклассного мероприятия, а ученику остается лишь выступать исполнителем воли учителя. Другая распространенная точка зрения рассматривает ученика как субъект взаимодействия, т.е. ученик сам определяет цель, задачи, объем и содержание материала, а учитель только высказывает пожелания по обучению, направляя деятельность ученика.

Как показывает практика, в современной школе можно столкнуться и со случаями «самодержавия» педагогов, и полного попустительства под видом демократических отношений. Многие педагоги бросаются из крайности в крайность, и, к сожалению, сейчас ребенку предоставляется или слишком большая свобода, которая приводит к печальным последствиям как для ребенка, так и для его близких, или очень сильно ограничивается всякая самостоятельность и инициативность.

С моей точки зрения. ученик может быть и субъектом, и объектом в зависимости от ситуации. Мной было проведено исследование проблемы взаимодействия учащихся и педагогов в МОУ СОШ № 59 г. Кирова. Для этого было организовано анкетирование учащихся 8-х, 9-х и 11-х классов (всего 130 человек).

Как показали результаты анкет, некоторые ученики воспринимают учителя исключительно как источник информации, «передатчик» знаний. Другая часть учеников воспринимает учителя, как человека с богатым жизненным опытом и большими знаниями («часто слишком большими и ненужными»), который помогает найти свое место в жизни. Только небольшая часть школьников видит в учителе партнера и друга в получении знаний и приобретении жизненного опыта. Эти факты свидетельствуют о том, что современная школа не всегда позволяет раскрыться педагогу как личности, а порой и сами учителя не хотят показать своим ученикам, что они интересные люди со своими плюсами и минусами.

Задавая второй вопрос, «Сейчас учителя…», я хотела выяснить мнение учащихся о современных учителях. Мнения разделились: часть респондентов считает, что учителя мало уделяют внимание детям, другие, наоборот, полагают, что учителя слишком вмешиваются в их личные дела.

Ожидания учащихся выявлялись с помощью вопроса «С моей точки зрения учитель должен быть…». По мнению учащихся, учитель должен быть добрым, внимательным к ученику, понимающим, справедливым, спокойным, знающим психологию, компетентным, любить себя и свою работу, ответственным, в то же время строгим и требовательным. Несколько ответов были следующими: «учителем нужно быть по призванию, а не потому, что больше некуда идти работать». Часть учеников считает, что учитель должен быть старшим другом, к которому можно обратиться за помощью или «просто поболтать о жизни». Многие отметили такое качество, как гуманность. Эти ответы — показатель того, что детям не хватает в школе привлекательных ярких личностей. Постоянные жалобы на низкую зарплату, различные проверки, переход на новые программы и стандарты, введение ЕГЭ и т.д. привели к тому, что часто ученики видят замученных, усталых учителей, которые работают в школе потому, что больше ничего не умеют и ничего не знают.

Эти обстоятельства накладывают отпечаток на отношения педагогов и учащихся. Так, некоторые из них жаловались на то, что учителя не понимают их, не прислушиваются к проблемам, не всегда справедливы. Часть учеников, наоборот, высказалась о хороших отношениях с педагогами, сложившихся в нашей школе, характеризуя их как уважительные, доверительные, теплые. А отдельные учащиеся прямо указывают на то, что со своими проблемами они, в первую очередь, обращаются к учителю, с которым сложились хорошие отношения (можно предположить, что эти ответы дали ученики, у которых нет проблем с учебой и дисциплиной). Есть ответы, которые показывают, что школьники серьезно размышляют о взаимоотношениях учеников и учителей и пытаются найти причины непонимания и конфликтов. Они указывают на то, что учителя и ученики принадлежат к разным поколениям и поэтому у них разные интересы, запросы и ценности. Другие причины конфликтов видят в загруженности учителей (много работают, так как зарплата низкая), личные проблемы и … оправдывают далеко не всегда корректные по отношению к ним поступки педагогов. Налицо попытка учащихся разобраться в самих себе: они признают, что делают только то, что от них требуют, не проявляя инициативы.

Приведем некоторые высказывания учащихся: «отношения должны быть доверительными, почти родственными», «учителя должны прислушиваться к ученикам и учитывать их интересы, но при этом оставаться ведущим», «отношения должны быть равноправными».

Можно сделать вывод о том, что, несмотря на освоение и внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий, учащиеся нуждаются в общении с учителем как интересной привлекательной личностью. Часть учеников прямо указала на это: «должно быть общение вне рамок урока», «совместные интересы и увлечения», «хочется увидеть в учителе человека». Современные педтехнологии в основном затрагивают вопросы обучения, воспитания и практически не затрагивают проблему взаимоотношений с детьми. А между тем, современным школьникам как раз не хватает простых отношений, так как часто родители работают в нескольких местах, существуют неполные семьи, неблагополучные в социальном плане, а кроме того большинство людей не имеют педагогических и психологических знаний. Поэтому учитель – это тот человек, который не только может, но и должен показывать пример корректного общения и установления взаимоотношений между людьми. Чтобы учить общаться, учитель должен сам владеть навыками общения, знать психологию, владеть приемами установления контактов и поддержания взаимоотношений, быть интересным.

С моей точки зрения, педагогу стоит задуматься о том, что необходимо признать и возможность отличия мнения ребенка от нашего мнения, отличия его взглядов на мир от наших, его самостоятельность. Это может произойти только тогда, когда сам учитель поймет свою неповторимость, научится уважать самого себя, найдет в себе что-то оригинальное, не будет бояться быть самим собой, примет себя и полюбит.

Однако сложившиеся стереотипы, распространенные нормы поведения учителя, обывательская точка зрения на образ учителя не всегда позволяет педагогу раскрыть себя как личность. Кроме того, на первое место в показателях работы учителя ставят такие, как уровень обученности, качество обучения, победители олимпиад, а это не позволяет оценить учителя с точки зрения «человека», «личности».

Изучая эту проблему, я выяснила, что на сегодняшний день у учителя не всегда бывает возможность и желание раскрыть себя как личность, привлекательную для взаимоотношений с детьми по целому ряду причин, часть из которых я рассмотрела в данной статье. Существующая ситуация в современной школе не всегда позволяет раскрыться личности учителя как человека, а не как «источника информации» и «передатчика знаний». Это очень большая проблема с моей точки зрения, которая требует дальнейшего изучения и решения.

Работая над проблемой взаимоотношений педагогов и детей, я прочитала много литературы, с целью получить знания для создания комфортного психологического климата на практике, т.е. на уроке. Особенно меня затронули некоторые факты из книги Галины Юрьевны Ксензовой «Инновационные технологии обучения и воспитания школьников» (Г.Ю. Ксензова. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. Педагогическое общество России, М. 2005 г.). Здесь рассмотрены проблемы взаимоотношений с точки зрения медицины и психологии. В частности можно выделить две стороны одной медали. С одной стороны, это состояние физического и психологического здоровья учеников, с другой – эмоциональное самочувствие учителей.

У медицинских работников появился новый термин для обозначения детского заболевания — «дидактогенный невроз». Это заболевание, вызванное частым стрессовым состоянием в учебном процессе, которое и затрудняет освоение нового материала. Психологи в качестве основания этих неврозов называют межличностную тревожность. Она проявляется при определенном типе взаимодействия людей, особенно учителей и учеников, и в крайних формах такие переживания могут стать причиной тяжелых неврозов. Это одна сторона медали.

С другой стороны существует синдром эмоционального сгорания учителя. Это выражается в неудовлетворенности профессией; ощущении себя заложником обстоятельств; хроническом переутомлении; отсутствии радости жизни. Этот синдром развивается в процессе работы: расходование огромной энергии, чтобы заставить ученика «тронуться с места», включиться в учебный процесс; осуществление в случае непослушания функции наказания, связанного с выставлением негативных отметок, применением порицаний. Плюс к этому добавляются различные проверки; экзамены, особенно в виде ЕГЭ и т.д. При этом педагог должен быть образцом, всегда правильным, все знающим, на все правильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Эта позиция и вызывает переутомление, постоянный психологический дискомфорт.

Самым трудным, с точки зрения установления хороших взаимоотношений, является один из этапов урока – проверка домашнего задания, а так же этап актуализации знаний. Эти этапы задают темп урока и структуру взаимоотношений на нем.

Многие учителя на этих этапах проводят индивидуальный опрос по журналу, с вызовом к доске, не учитывая желания учащихся. Чаще всего вызываются те ученики, которые имеют или мало оценок, или учащиеся с плохими знаниями. А между тем, доказано, что это порождает чувство тревожности, иногда чувство страха и, как результат, серьезный стресс у ученика. Выход учащихся из состояния тревожности в каждом отдельном случае требует времени, которое исчисляется рамками от нескольких часов до нескольких дней и всегда сопровождается различного рода невротическими изменениями. В день у ребенка до 6 уроков, а значит, состояние стресса и послестрессовое состояние продолжается несколько часов не только во время уроков, но и после них. Ученик не может в таком состоянии плодотворно работать на, изучать новый материал, развиваться, т.е. обучаться. У школьников формируется так называемая «вторичная безграмотность», когда он просто не понимает, что рассказывает учитель или что написано в учебнике. А мы на следующем уроке снова спрашиваем ученика, создавая новую стрессовую ситуацию. И так изо дня в день, из года в год. Как можно говорить о повышении качества образования в такой ситуации?

Помимо снижения желания получать образование у детей появляются различные заболевания на нервной почве, например язва желудка. Да и учителей здоровье и нервы оставляют желать лучшего.

Что делать в этой ситуации? В первую очередь, с моей точки зрения, учитель должен поменять свой взгляд на эту проблему.

Опрос домашнего задания отменить мы не можем, но можем изменить порядок его проведения. Например:

1. Не вызывать к доске без особой надобности, а разрешить отвечать с места.
2. На некоторых предметах без работы у доски не обойтись, поэтому можно предложить такой вариант: ответ с помощником. К доске выходит слабый ученик с любым учащимся класса, который помогает ему решить задачу и проверяет ее до учителя. Таким образом, ученик не боится двойки и не боится стоять один у доски. Постепенно ученик может обращаться к помощи реже, а его успехи будут лучше.
3. Часто ученик воспринимает вопрос учителя как вопрос «на засыпку», т.е. присутствует элемент субъективности. Поэтому психологи рекомендуют обращаться к тестам. Тесты одинаковы для всех, условия работы известны заранее, оценка ставится в зависимости от количества правильных ответов, а значит, субъективность не присутствует.
4. Существуют тетради с печатной основой. Ряд заданий можно делать на уроке, а ряд заданий можно давать на дом. Делая задания дома, ученик может воспользоваться помощью учебника, друзей, родителей, т.е., с одной стороны, он закрепляет изученный материал, а с другой стороны – не испытывает стрессового состояния, негативного отношения к учителю, а значит, и к предмету.
5. Учитель должен раскрываться перед учениками и как личность, со своими достоинствами и недостатками. Учитель имеет право на ошибку, он может быть слабым и не знающим что-то. Это делает учителя ближе к ученикам, а значит, налаживаются взаимоотношения, что благоприятно влияет на процесс обучения и воспитания. Так же у учителя снижается синдром эмоционального сгорания, педагог чувствует себя более комфортно, а значит, повышается его работоспособность и нормальная внешкольная жизнь, что позволяет быть учителю привлекательной личностью.

Смотрите так же:  Шизофрения у известных людей

И в заключение я хочу сказать, что данная тема дает широкий простор для размышлений и деятельности. В своей работе я пытаюсь использовать те советы, которые перечислила выше. Надеюсь, что этой проблемой заинтересуются другие педагоги и поделятся своими наработками с коллегами.

Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.

Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель – ученик», назначение которой – оптимизировать учебный процесс.

Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Важным моментом в обучении вообще является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.

Важнейшие аспекты сотрудничества:
— умение прислушиваться друг к другу;
— принимать совместные решения;
— доверять друг другу;
— ощущать свою ответственность за работу группы.

Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:
1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Хочу отметить, что во взаимоотношениях «учитель – ученик», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.
Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых
желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные
потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».

Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в
подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

Специфические причины конфликтов «учитель – ученик»
1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
• в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
• в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
• в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
• в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
• в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей;
• в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
• в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
• в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
• в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
• в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних
заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.
3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.

Каким же хотят видеть ученики своего учителя?
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
2. Любовь к своему предмету.

3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества учителей:
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2. Выделяет отдельных учеников.
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.
5. Относится как к маленьким.
6. Относится неуважительно.
7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:
1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

Можно указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного взаимодействия.

Во-первых, каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками.

Во-вторых, ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося.

В-третьих, в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.

И какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Статья определенно пробуждает желание углубиться в акутальные вопросы физики.Спасибо автору,что говорит про науку и таким доступным языком!

Данная работа интересна сравнением с российской музыкальной культурой. Музыка Испании всегда вызывает самые яркие чувства. Интересно рассмотреть педагогический аспект в плане использования произведений испанских композиторов в музыкально-образовательной практике общеобразовательной и музыкальной школы.

Спасибо автору за увлекательную статью,за возможность ознакомиться с актуальным вопросом физики, за пробуждение интереса к данной теме!

Статья затрагивает очень актуальную проблему. Познавательная работа!

Актуальность статьи Фирсовой А.А. о зависимости интенсивности света от структуры поля в щели не вызывает сомнения. Дифракция волн на экранах приводит к перераспределению энергии в пространстве, которое зависит от частоты (или длины волны) и степени неоднородности интенсивности поля в плоскости щели в плоском экране и приводит, как и при интерференции , к частотному искажению сигналов.

Смотрите так же:  Шостакович психопатии

Специалист СЭС не может приходить на объект чаще одного раза за год или за два. Попасть на объект проверяющий сможет лишь тогда, когда он пришел с распоряжением госсанэпиднадзора, где четко прописана цель предстоящей проверки. Однако эти правила не будут соблюдаться, если на предприятии замечены нарушения, и проверки будут происходить чаще

Проведённое исследование оказалось очень важным, так как выявилось,что большинство студентов не готовы работать с пожилыми людьми. Поэтому поддерживаю авторов работы в том ,чтобы в медицинских ВУЗах морально готовили студентов к работе с пациентами в возрасте.

ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Процесс обучения – это единство преподавания и учения, где взаимосвязаны деятельность учителя и учащегося. Это также и смешанная система отношений разного типа. Иными словами, школа — как огромный социальный механизм, характеристики которого зависят от меньших звеньев — руководства, учителей, групп учеников, тематических подгрупп (секций, кружков, советов и т.п.), каждая из которых имеет свои отличительные черты. Особое внимание хотелось бы уделить ключевому типу взаимоотношений – учителя и ученика, как и основополагающего элемента передачи и приобретения знаний, но так же как и самого раскрытия психологического благополучия в асоциальном человеке. От способа подачи учебного материала и оценки усвоения его учениками – во многом зависит не только успеваемость, но и воспитание, социализация, развитие и в значительной степени ученика.

Сергей Зиновьевич Казарновский заслуженный учитель России, директор центра образования №686 «Класс-Центра» утверждал, что если педагог не в состоянии договориться с ребенком и вызывает к себе родителей, значит, у него что-то неладно с профессией. Из этих слов мы понимаем, что главные задачи учителя, как педагога – максимально адаптировать ученика к социальной жизни, обеспечить его фундаментальным набором знаний, а также определить личностные качества, чтобы помочь ученику найти своё особое, уникальное место в обществе.

В начале общения самое главное — беспристрастно познакомиться друг с другом, отбросить негативные стереотипы, навязываемые мнения, и постараться выработать независимую точку зрения о том человеке, с кем придётся иметь дело. Как для учителя, так и для ученика – это непростая задача, поэтому, чем быстрее удастся найти общий язык и взаимопонимание, тем быстрее будут достигнуты поставленные в процессе обучения цели. Каждый ученик – индивидуален, соответственно не может быть единого подхода при работе с учениками. Чтобы наиболее эффективно выстроить общение, учитель должен уметь выстроить отношения как с отдельным учеником, так и с классом или потоком в целом; обращать внимание на то, является ли для обучаемого преподаваемый предмет профильным; учитывать количественные соотношения между учащимися по разным признакам – гендерному, возрастному, национальному и многим другим; определять мотивацию, степень обучаемости по изучаемому предмету.

Несмотря на то, что предназначение учителя, как и ученика, на первый взгляд едино, всё же можно выделить ряд особых основных направлений в общении с учащимися, в каждом из которых этим двум элементам взаимоотношений отводится определённая роль и место.

Прежде всего, учитель находится в позиции наставника для учащегося. Рассматривая данный тип взаимоотношений, можно понять, что доминирующим элементом здесь является учитель; именно он берёт на себя всю ответственность за усвоение учебного материала. Единство образовательного процесса определяется на уровне цели. Необходимо задать важные вопросы: есть ли у ученика цели (то какие?), умеет ли ученик учиться и существует ли автономность образовательного процесса? Для начала нужно согласовать эти цели, чтобы дать точные ответы на эти вопросы. Но в свою очередь ученик понимает, что учитель – главнее, что его нужно слушать и с его мнением считаться; беспрекословно принимать на веру всё, что говорит учитель; чувствовать защиту с его стороны. Это основной вид взаимоотношений, который привычен всем, особенно ученикам младших классов.

Чтобы найти подходящий «ключ» к познанию содержания психики индивида, нужно использовать все механизмы перцепции и учитывать все её аспекты, окружить ученика атмосферой «ласкового добродушия», тем самым, рисовать в сознании ребенка портрет учителя-родителя, побуждая доверие.

По праву мы можем считать, что в кодексе учительской этики должно быть написано: педагог — профессия художественная. Каждый человек рождается с чувством собственного достоинства. А любой процесс приобщения к жизни, обучения, воспитания — в какой-то степени процесс принуждения. Как принуждать, не умаляя чувство собственного достоинства? Это искусство. Сделать это может только художник. Следовательно, нужно выделять любовь к ребенку как главную идею, которую может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребенку и без любви к нему – ничто иное пагубное общение.

Великий польский педагог Януш Корчак призывал воспитывать ребенка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Он убеждал в том, что родители не должны требовать благодарности за все, что они делают. Если ее не требовать, то благодарность будет гораздо честнее. Януш Корчак учил, что нельзя вымещать на ребенке свои обиды, и призывал ценить его проблемы. Все, чем обеспокоен ребенок – это серьезные проблемы для него, несмотря на то, что для родителя они могут казаться смешными. В его детском доме было главное правило – не унижать ребенка, и этому правилу все следовали. Даже дети, которые часто между собой конфликтуют, в его детском доме любили друг друга, и старались проявлять уважение как к младшим, так и к старшим.

Также Януш завещал не делить детей на своих и чужих. Он призывал помогать всем детям, и тогда кто-то поможет и вашему ребенку.

Его идеология педагогически основана на любви к ребенку и помощи в его самореализации.

Как ни странно, но учитель может «накинуть мантию» на себя, чтобы очертить образ друга для ученика. Такой тип взаимоотношений проектирует то, что ученик относится к учителю как к товарищу или как к стороннику идентичных мировоззрений. Это предполагает то, что основное общение направлено не только от учителя к ученику, как объекта к субъекту, но также и в обратном направлении. В данном случае, ученик, к примеру, может излагать свои идеи или переживания учителю, и тем самым давать взаимному диалогу широкую свободу (входящую в рамки коммуникативной проксемики, и дающую свободу социальной природе человека, а именно: интеракцию); Но что означают данные понятия? Например, американский психолог Герберт Мид описывает интеракцию как становление «Я». Эта ситуация происходит действительно в моментах взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим значимым другим. В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Это в большинстве случаев приводит к продуктивной совместной деятельности, разрушению стереотипов, всестороннему развитию, реализации планов. Не исключено, что такой вид отношений сохранится и после завершения обучения.

Создатель науки проксемики Эдвард Холл даёт следующие трактования этому термину. Проксемика — специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Есть даже особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

В данном случае этот факт поясняет то, что расстояние между двумя лицами, находящимися в диалоге, не должно сокращаться до полуметра, чтобы эффективность и продолжительность диалога сохранялась.

Со временем в отечественное понимание педагогического образования все чаще перетекают западные явления. В наше время учитель может играть роль тьютора (организатора проекторного обучения) в образовательном процессе ребенка, который идя по правилам научной методики развития эмоционального интеллекта в соотношении с благополучной обстановкой отношений, сможет влиять на успешность учения, т.е. формировать избирательность, технику учения и мотивировать учеников к учебным содержаниям, предметам и не только. Тьютор — (от англ, tutor — репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) — 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации; 2) индивидуальный научный руководитель студента.

Таким образом, мы видим, что куратор в университете, директор по воспитательной работе, учитель на внеурочных занятиях (продлёнка), школьный педагог-психолог становятся тьютором для обучающихся (т.е. взаимодействие «объект- субъект»). Я считаю, что это является значимым звеном в процессе обучения детей. Т.к. на этой стадии проявляется аффективное чувство эмпатии у субъекта и объекта. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Учитель может быть коллегой ученику? Такое взаимоотношение предполагает равноправие в диалоге и разных учебных вопросах. Стоит отметить, что ни учитель, ни ученик – друг без друга существовать не могут, поэтому их существование в пределах учебного заведения взаимозависимо. Этот факт неочевиден для детей в начальных классах, но к более зрелому возрасту его значение проявляется более ясно. Общение «на равных» приближает ученика к научной деятельности, в то время как учитель начинает видеть плоды своего участия в развитии учащегося и по-новому выстраивать с ним диалог. Благодаря такому сотрудничеству могут развиваться научные проекты, проводиться конференции, семинары, что несомненно отражается на статусе и участников и самого учебного заведения.

Баланс этих основных видов взаимоотношений – залог успеха в учебном процессе. Общение с каждым отдельным учеником находит отражение на всей системе обучения в рамках одного учебного заведения. Поэтому учителю, как грамотному специалисту по определённой дисциплине, так и педагогу – необходимо неустанно следить не только за своим общением с учениками, но и за общением самих учеников друг с другом. Тем самым, преследуя цели адаптивного транзакта среди учащихся, т.е. взаимодействие между всеми. Вот, например, с точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Смотрите так же:  Невроз контрольная

На мой взгляд, главная данность, воспринимаемая учителем как самое истинное и желаемое в транзакте – это личностная способность ученика проявлять себя не только с позиции ребенка, но и с позиции наставника – взрослого по отношению к одноклассникам. В этом кроется самое важное — соблюдение решительности, где волевое усилие должно перевешивать аффективные или фрустрационные эмоции ребенка. А именно: не типологическая акцентуация черт ученика, а сам процесс анализа осознания себя через другого. Который важен, но также труден для понимания школьника. В противном случае – не исключено появление иных видов взаимосвязей между учеником и учеником, учителем и учеником. В худшем случае эти виды могут дестабилизировать потенциальные или ранее установленные взаимоотношения, приводя к конфликтам и всевозможным недоразумениям.

Для других учителей особенно важно задуматься над словами С.З. Казарновского. Он говорил, что учитель, входя в класс, должен «приносить» с собой событие урока, который будет вести. Этически это очень верно. Еще – важны способы разговаривать с людьми. Можно рассказывать ученикам то, чего они не знают. Но это всегда несколько обидно и унизительно. А этически верно делиться тем, что знаешь сам. К сожалению, у нас чаще всего выходит первый вариант. Еще одно важное правило для учителя — никогда не требовать благодарности за то, что делаешь. И разговаривать, разговаривать с детьми. Учителя должны уметь делиться собой. Отдавать себя.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших

учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001

Интернет-ресурс © 1998-2017 ФГБУ «Редакция «Российской газеты» Интервью Сергея Зиновьевича Казарновского

Интернет-ресурс © 2017 Учитель немецкого, — Цитаты Януша Корчака

Учитель и ученик проблемы взаимопонимания и взаимодействия

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

Алматинская обл. Енбешиказахский район село Болек сш.им. М.Горького психолог Абдиева Гулпа Джексембаевна Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия

Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.

Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения.

Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель – ученик», назначение которой – оптимизировать учебный процесс. Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Важным моментом в обучении является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.

ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА — умение прислушиваться друг к другу; — принимать совместные решения; — доверять друг другу; — ощущать свою ответственность за работу группы. Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Исследователи в своих исследованиях указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками: 1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность. 2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других. 3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать. 4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность. В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Во взаимоотношениях «учитель – ученик», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому. Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру. Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные потребности личности, наносится ущерб ценностям «я». Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

Специфические причины конфликтов «учитель – ученик»

1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми: • в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса; • в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики; • в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися; • в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»; • в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету; • в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика; • в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика; • в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика; • в неумении организовать занятия со всеми учащимися.

2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины. 3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.

Каким же хотят видеть ученики своего учителя? 1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет). 2. Любовь к своему предмету. 3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества учителей: 1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца. 2. Выделяет отдельных учеников. 3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок. 4. Требует от ученика безоговорочного подчинения. 5. Относится как к маленькиим. 6. Относится неуважительно. 7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях: 1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности. 2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом. 3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку. 4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения. 5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.

6. Рациональное использование времени, дорожить каждой минутой урока. 7. Добиться полного усвоения материала. 8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить. 9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания. 10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

Другие статьи

  • Можно ли детям q10 Кудесан Для детей - официальная инструкция по применению Содержание активных компонентов, мг в таблетке: убихинон (коэнзим Q10) — 7,5 витамин Е — 1,0 Рекомендован в качестве дополнительного источника убихинона (коэнзима Q10) и витамина Е для детей старше 3-х лет. […]
  • Как часто стул у 7 месячного ребенка Частый стул у ребенка: нормально ли это? Частый стул у ребенка – болезнь или нормальное состояние? В зависимости от множества факторов, частая дефекация может быть как нормой, так и патологией. Как часто должен быть стул у ребенка? Примечательно, что мнения […]
  • Центр развития ребенка детский сад 14 саранск Центр развития ребенка-детский сад №14 На странице компании «Центр развития ребенка-детский сад №14» вы можете посмотреть адрес, телефон, время работы, отзывы и как проехать. Основная сфера деятельности «Центр развития ребенка-детский сад №14» относится к детским […]
  • Высокая температура у ребенка без симптомов не сбивается Высокая температура у ребенка без симптомов не сбивается У грудничка не сбивается температура У грудничка не сбивается температура Сообщение МамаТома_187110 » Вс май 18, 2014 19:21 Сообщение Оля » Вс май 18, 2014 19:38 Сообщение МамаТома_187110 » Вс май 18, […]
  • Как оформить пенсию по уходу за ребенком Как получить пенсию по уходу за ребенком до 14 лет после смерти мужа? здравствуйте в 2008 году у меня умер муж остался ребенок на нее я получаю пенсию по потере кормильца.в то время я работала официально и была в декрете когда он умер. сейчас я узнала что тоже могла […]
  • Ребенка не уложить спать 7 месяцев Невозможно уложить ребенка спать!переворачивается и встаёт! Девочки, не могу уже! Каждое укладывание затягивается на час а то и на два, с истериками и моими расшатаными нервами. Собственно, проблема: Сыну 9мес, спать хочет, глаза трёт и тд, стоит мне его поднести(!!)к […]