Проблемы одаренного ребенка в дошкольном возрасте

Проблемы одаренного ребенка в дошкольном возрасте

Коретникова Ирина Викторовна,
воспитатель МОУ ЦРР
д/сад №53 «Ёлочка» г. Тамбов

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей.

Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. Одаренные дети часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией» понимают эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.

Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации. Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не только несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий. В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос педагогов и родителей и т.д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок. Печальна судьба и тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.

Известны основные требования к построению и проверке методик: стандартизация, т.е. установленное единообразие процедур проведения и оценки результатов; надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых.

Однако, даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не гарантируют от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.

При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, т.е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. Изучение жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к выявлению особенностей испытуемого в данный период, а от части и к прогнозу на будущее. Разработка биографического метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы, интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т.д.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе; предоставляет детям обратную связь; использует различные стратегии обучения; способствует формированию положительной самооценки ребенка; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ребенка.

Успешный педагог для одаренных должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным ребенком. Педагогам можно помочь развить личностные и профессиональные качества тремя путями:

  • С помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других;
  • Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
  • Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.

Педагоги, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за детей. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это детям. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Педагоги одаренных детей гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцирует детей выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке.

Таким образом, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения.

Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже появились, и те, которые могут появиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2010

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

Очень позновательная и актуальная статья. Материал легко воспринимается. Так держать.

Переквалификация рабочих не займет много времени и средств, а насчет монополизации беспокоиться не стоит, т.к. исходя из опыта стран Европы, в которых активно используется СПГ, данный процесс нам не грозит. Ну а в дальнейшем все равно не избежать роста цен на СПГ, собственно как и на любой другой вид топлива.

Мне понравился статья, очень позновательная и актуальная!! Спасибо за материал и проделанную работу

Проблема развития одарённости у детей дошкольного возраста

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов, как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможностей развития, выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Зарубежные исследования по проблеме одаренности в дошкольном детстве направлены, прежде всего, на анализ разнообразных факторов, влияющих на развитие способностей дошкольника. К таким факторам относятся положение ребенка в семье, окружающие его условия, особенности взаимоотношений со взрослыми и др. (С. де Аленкар, Д. Байярд-де-Валло, Дж. Блок и Дж. Блок, Д. Харрингтон). В отечественных исследованиях проблема одаренности в дошкольном возрасте представлена работами, посвященными изучению проблем, связанных с выявлением одаренных детей; развитием их творческих способностей; созданию условий для реализации их таланта, исследованию факторов влияющих на развитие одаренности, структуре одаренности (Ю.З Гильбух, Н.С. Лейтес, А.М.Матюшкин, Б.М.Теплов, В.Э. Чудновский, В.С.Юркевич).

Несмотря на значительное количество исследований по проблеме развития одаренности у детей дошкольного возраста , данная проблема остается не решенной на практике и требует дальнейшей разработки.

Проведенное нами исследование показало, что в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений наблюдается многообразие моделей развития одаренности и программ обучения одаренных детей, каждая из которых основана на определенной концепции одаренности. Наиболее часто для развития одаренности у детей дошкольного возраста практиками используются модели Дж. Гилфорда, Э. Торренса, модель обучения Дж. Рензулли, которые не позволяют раскрыть весь потенциал детей дошкольного возраста, поскольку эти модели специально для дошкольников не разрабатывались, следовательно, не в полной мере учитывают особенности возраста.

Смотрите так же:  Почему у ребенка долго держится кашель

Анализ программ для работы с одаренными детьми дошкольного возраста (программа «Одаренный ребенок» Детского центра Л.А. Венгера, программа центра «Психодиагностика и дифференцированное обучение» НИИ психологии Украины Ю.З. Гильбуха и ряд других) также показал, что в них не достаточно обоснованы психоло -педагогические условия для их реализации . Все это обуславливает необходимость проведения дальнейшего исследования проблемы развития одаренности у детей дошкольного возраста.

Одаренность дошкольников

Главная > Реферат >Педагогика

Теоретические исследования по проблеме одаренности детей дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе…………………………………………………………………………..5

Методы работы социального педагога с одаренными детьми дошкольного возраста………………………………….………………………….19

Список используемых источников………………………………. 28

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Во-первых, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Во- вторых, проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.

С точки зрения Лосевой А.А. одаренность – это сложное психофизиологическое явление и оно определяется взаимодействием следующих факторов: доминирующей ролью познавательной мотивации; интеллектуальным развитием, творческой активностью, развитием специальных способностей, личностными проявлениями [5, 45].

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех возрастных этапах, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи и педагоги, известны крупные исследования в области одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора, Ж.Брюно, Б.Блума и др. Проблемы одаренности изучали отечественные исследователи: Матюшкина А.М., Шумакова Н.Б., Чистякова Г.Д., Юркевич В.С.Ю, Лосева А.А. и др.

Объект исследования: одаренность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы работы социального педагога с одаренными детьми дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать методы работы одаренности детей дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе.

Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме.

Рассмотреть методы работы социального педагога с одаренными детьми дошкольного возраста.

Структура работы: введение, два параграфа, заключение, список используемых источников.

1. Теоретические исследования по проблеме одаренности детей дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе

С точки зрения А.И. Грабовского одаренность – это интегральное проявление способностей, системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности [21, 13].

При установлении основных понятий об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность. Понятие способность включает в себя три признака: во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; в-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

С точки зрения В.С. Юркевича способности – это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше (с точки зрения той же самой деятельности), у того и выше способности. В этом, по сути дела, и различия в способностях. Одни решают задачу простым перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справится с ней, другие ищут совершенно новые решение [19, 9].

Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет и не может существовать – ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее, да и эффективность способов, их полезность для деятельности тоже сильно различаются. Здесь чаще всего (если не считать, конечно, разных условий обучения и воспитания) проявляются уже природные способности, т. е. задатки, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Человек может прожить всю жизнь и не подозревать о тех возможностях, которые в него заложила природа.

Значит одаренность по мнению В.С. Юркевича – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями [19, 11].

Сегодня психологи признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

По мнению А.И. Савенкова одаренный ребенок – это ребенок, выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [11, 66].

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, т. е. в значительной мере условной характеристикой, следует учитывать всю сложность и специфику рассматриваемой проблемы (в отличии от одаренности взрослого человека). Самые замечательные способности, проявляемые в детстве, — не всегда прямое и достаточное основание для достижений в будущем; они могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Может произойти «снятие» одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом; личностная деградация, перерождение творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и др.); неполная реализация потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств.

Родители по-разному относятся к одарённости ребёнка. Условно можно выделить две крайние позиции: одни стараются всеми силами развивать способности ребёнка, другие же считают, что «талант сам себе дорогу пробьёт». Есть и такое мнение: одарённый — значит ненормальный, «белая ворона», «пусть будет обычным ребёнком, как все». Для детей очень важно признание их способностей со стороны значимых взрослых. Исследования психологов показывают, что дети часто скрывают свои способности, если родители их не поощряют, привыкают вести себя, «как все», не доставляя взрослым лишних хлопот. И в то же время ребёнок достигает более высоких результатов в деятельности, если родители или учителя считают его способным.
Важно выдерживать баланс в отношении к тем способностям, которые проявляет ребёнок. Слишком высокая концентрация на теме способностей, высоких достижений при игнорировании других сторон личности ребёнка часто превращается в «гонку за достижениями»: ребёнок может решить, что его любят и ценят только за это. Игнорирование же способностей нередко приводит к столкновению ребёнка с собственными проблемами один на один. Одарённые дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем все остальные дети. Ребёнок может обладать высоким IQ и при этом низкой самооценкой, и каковы будут его перспективы, зависит от взрослых. Конечно, не стоит создавать «тепличные условия», чрезмерно опекая ребёнка. Однако его индивидуальные особенности развития требуют особого внимания со стороны взрослых. Любой родитель, который хотел бы способствовать наибольшей реализации потенциала своего ребёнка, в первую очередь должен взглянуть на себя и признать наличие способностей у себя, признать свою индивидуальность и значимость.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. они могут привести к снижению показателей успешности деятельности ребенка, несмотря на потенциально высокий уровень его способностей.

Невысокий психологический уровень подготовки педагогов для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, педагоги отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди педагогов бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи, сложность состоит и в низком уровне подготовки педагогов, не способных работать с одаренными детьми, и в недостатках программ и психологических знаний педагогов.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” педагоге.

Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные педагоги враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие педагоги часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения и воспитания. Не является исключением и ситуация с педагогом для одаренных детей. Наиболее существенным факторам успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении [18].

Качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми педагог должен:

быть доброжелательным и чутким;

разбираться в особенностях психологии одаренных детей;

чувствовать потребности и интересы детей;

иметь высокий уровень интеллектуального развития;

Проблемы одаренного ребенка в дошкольном возрасте

Интерес современного общества к одаренным детям, как к нашему будущему растет каждый день, поскольку на сегодняшний день становится очевидным, что благополучие и процветание общества зависит от развития личностных ресурсов человека, от того, что мы будем для этого делать.

Смотрите так же:  Интерферон альфа в ампулах инструкция по применению для детей

Старший дошкольный возраст — это период накопления и усвоения ребенком знаний, т. к. именно знания лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности.

Данная проблема исследования отражена в ряде нормативно-правовых документах таких как:

  1. Постановление Правительства РФ от 17ноября 2015 года №1239 «О выявлении одаренных детей».
  2. «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172.
  3. Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Малая академия наук РС (Я)». Они разработали проект — «Адаптация системы выявления задатков и развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в Республике Саха (Якутия)».

Целью является исследование возможного развития одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психологической литературы по теме исследования показал, что в настоящее время многие авторы не могут дать однозначный ответ, что же такое одаренность, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия, поскольку она включает в себя большое количество признаков, затрагивающих различные ее стороны. Ведущие отечественные и зарубежные психологи предлагают свое понимание в данной категории, которое опирается на педагогический, психологический, общественный или комплексный контекст.

В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского одаренность описывается как: «уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренность общая является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор» [3].

В своей статье «Социальная одаренность и ее проявление в дошкольном возрасте» психолог Я. Коломенский дает следующее определение одаренности: «это комплексная характеристика сферы способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграция способностей, обуславливающая широту возможностей человека; умственный потенциал, целостная характеристика познавательных возможностей и способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений» [2, 21-24].

В. Н. Дружинин пишет: «общей способностью к познанию и решению проблем, определяющей успешность любой деятельности и лежащей в основе других способностей. Одаренность отождествляют с обучаемостью, талантом, чаще с интеллектом» [1, с. 71].

А. И. Еремкин понятие «одаренность» определяет, как: «свойство человеческой индивидуальности, проявляющееся в совокупности ее духовных сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень творчества, результаты которого определенным образом изменяют или преобразуют окружающий мир» [6, с. 52].

В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» об одаренности пишет так: «что же вкладывается в понятие одаренность? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. В последнее время, правда, появилась тенденция для обозначения художественной одаренности использовать по преимуществу понятие таланта (талантливый пианист, художник и т. п.), а одаренность — это как бы родовое понятие для любого сорта ярких способностей» [6, с. 5].

В «Рабочей концепции одаренности» доктор психологических наук, профессор Д. Б. Богоявленская, рассматривает целостный подход к одаренности, как приоритетный. Это означает, что при изучении и развитии одаренности нельзя ограничиваться одним лишь анализом когнитивной сферы, нужно изучать личность одаренного ребенка в целом: «одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [5, с. 9].

Д. Б. Богоявленская также рассматривает и дает определение понятия «одаренный ребенок»: это ребенок, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [5, с. 11].

Итак, проанализировав психолого-педагогические исследования Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. С. Юркевич мы пришли к выводу, что понятие одаренность очень многогранно. Оно включает в себя много признаков, которые затрагивают ее различные стороны. Под одаренностью ребенка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Многие авторы придерживаются мнения, что одаренность не может возникнуть сама по себе. Все дети рождаются с задатками, только стоит их вовремя заметить и развить.

Существуют следующие виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, математическая, творческая, социальная, музыкальная, способности к музыкальному творчеству. Виды одаренности выделяются на пересечении традиционных пяти видов деятельности: «практической, теоретической (познавательной деятельности), художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной» [5, с.15]. Выделение многих видов одаренности служит важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

В современной практике существует большое количество подходов для выявления проблем развития детской одаренности. Анализ методической литературы позволил выявить следующие методы, приемы и способы, которые наиболее активно используются в воспитательном процессе.

В процессе изучения и обобщения психолого-педагогического опыта воспитателей и психологов РФ и РС (Я) по проблеме развития детской одаренности нами были выявлены и систематизированы следующие формы, методы, направленные на развитие детской одаренности.

Формы работы с одаренными детьми:

1) нерегламентированная деятельность (О. И. Зотова, г. Сердобск);

2) клубная работа (О. И. Зотова, г. Сердобск; Л. В. Родикова, г. Югорск);

3) исследовательская деятельность (Н. В. Кудинкина, с. Пустотино);

4) работа с привлечением родителей (Н. В. Кудинкина, с. Пустотино;Ю. А. Беспоясная, г. Краснодар; Г. А. Бочкова, г. Грязи; Конникова В. В., МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»«, Амгинский улус);

Методы, направленные на выявление и работу с одаренными детьми:

1) наблюдение (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Е. В. Кленова, г. Клинцы; Н. В. Кудинкина, с. Пустотино; М. В. Гавриленко, г. Корсаков;О. И. Зотова, г. Сердобск; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на- Амуре);

2) беседа (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Н. В. Кудинкина, с. Пустотино;М. В. Гавриленко, г. Корсаков; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на- Амуре);

3) диагностические исследования (Л. В. Лычагина, г. Алдан; М. В. Гавриленко, г. Корсаков; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на– Амуре; Л. В. Родикова, г. Югорск);

4) анкетирование (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Ю. А. Беспоясная, г. Краснодар; М. В. Гавриленко, г. Корсаков; Л. В. Родикова, г. Югорск);

5) сказкотерапия (Л. В. Лычагина, г. Алдан);

6) творческая деятельность (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Г. А. Бочкова, г. Грязи;Е. В. Кленова, г. Клинцы;Н. В. Кудинкина, с. Пустотино);

7) музыкотерапия (Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Г. А. Бочкова, г. Грязи; Е. В. Кленова, г. Клинцы);

8) игротерапия (Г. А. Бочкова, г. Грязи; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на– Амуре; Л. А. Жарникова, п. Чульман);

9) эксперимент (М. В. Гавриленко, г. Корсаков; О. И. Зотова, г. Сердобск; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на- Амуре);

10) проектирование (Н. В. Кудинкина, с. Пустотино; М. В. Гавриленко, г. Корсаков).

Данные методы, которые воспитатели, педагоги-психология используют в своих работах, направленны на выявление и работу с одаренными детьми. Это: наблюдение, беседа, диагностические исследования, анкетирование, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, творческая деятельность, эксперимент, проектирование.

Также необходимо отметить, что работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

Как показало наше исследование интерес к одаренным и талантливым детям в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. Прежде всего, это потребность общества в неординарной, дивергентной личности. Поэтому также остается актуальной проблема по выявлению одаренных и талантливых детей.

На основании анализа психодиагностической литературы нами был составлен диагностический комплекс, который включает в себя:

1) методику диагностики универсальных способностей, (В. Синельников, В. Кудрявцев);

2) тест дивергентного (творческого) мышления (Ф. Вильямс);

3) тесты креативности для детей (Дж. Гилфорд);

4) тест (Е. П. Торранс).

Данные методики помогают выявить одаренность у детей старшего дошкольного возраста в четырех основных факторах творческого мышления: беглость (определяется общим числом ответов), гибкость (определяется числом категорий ответов), оригинальность (определяется числом редко приводимых ответов), разработанность (оценивается степень детализации ответов).

Одаренность детей дошкольного возраста

Главная > Курсовая работа >Психология

1. ОДАРЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ


1.1 Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»


1.2 Виды одаренности и типология одаренных детей


1.3 Признаки одаренности


2. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


2.1 Особенности познавательного развития


2.2 Особенности психосоциального развития


3. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УМСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ

Личностная непохожесть людей в мировом сообществе — общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделен видимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных людей. Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному необходимо отметить два момента:

1) ребенок может в своем развитии опережать сверстников. Это проявляется в индивидуальном усвоении опыта такими детьми и реализации его результатов среди сверстников. Как правило, одаренные дети дошкольного возраста любознательны, активны в постижении представленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы.

2) но одаренный ребенок может выделяться не только наличием способности в более качественном и креативном усвоении данных, получаемых им в ходе своей жизнедеятельности. Его отличает нестандартное видение этих данных, нешаблонное мышление в использовании полученных знаний о мире в решении жизненно-практических задач. Причем способности могут быть и не очень заметны для окружающих его людей, а нестандартность мышления и видения может быть принята как некое «бунтарство», попытка выделиться среди сверстников.

Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей: 1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; 2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике или языкам; 3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности. Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренности детей.

Смотрите так же:  Сколько раз должен просыпаться 5 месячный ребенок за ночь

Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста.

Некоторые из особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на положительных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития.

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета — изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.

Если еще 10 — 15 лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой-нибудь определенной сфере — в музыке, спорте, балете, то теперь уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности. Несмотря на то, что в мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, остается определенный ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране — это возраст до 6 — 7 лет). Когда и как может быть выявлена одаренность ребенка? В чем она проявляется? Как только мы начинаем над этим задумываться, обнаруживается целый ряд противоречий в ответах на эти вопросы.

Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей любящими родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения, такие дети могут проявлять полную беспомощность.

Одаренность казалась мне раньше явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов. Это было так далеко от забот повседневной жизни, что не вызывало особенного желания изучать эту проблему. Хотелось действительно практически значимой работы. Как наивно и поверхностно все тогда виделось!

Начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности. Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Это можно использовать по-разному.

Самый простой путь — попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы (например, грамота, математика, иностранный язык). Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведет только к ускорению умственного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азы школьной премудрости (а это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможет раньше поступить в школу и вполне вероятно, раньше ее окончить, но и только.

Другой путь — не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу одаренных попадут дети с ярко выраженной познавательной направленностью и высоким уровнем развития умственных способностей. Но это способности, характерные именно для дошкольного детства, — они проявляются главным образом в области образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Поэтому основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей. Что касается познавательной направленности, то ее сохранение и развитие обеспечено насыщенностью программы познавательными задачами и не требует каких-либо специальных воспитательных воздействий.

1. ОДАРЕННОСТЬ:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ


1.1 П онятие «одаренность» и «одаренный ребенок»

Адекватность использования термина «одаренность» до сих пор является предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение данного феномена. С одной стороны под одаренностью понимается некая генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). С другой стороны современные исследователи (А.М.Матюшкин, А.И.Савенков и др.) разрабатывают иной аспект проблемы одаренности — мозг человека с его способностью к творчеству, рассматривающейся как величайший дар природы где «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал».

Проблема способностей и одаренности все настойчивее выдвигается на первый план формирующимся социально-экономическим укладом и педагогической практикой. Это ставит задачу теоретического переосмысления и обобщения имеющихся научных результатов. Прежде всего необходимо определить саму сущность изучаемых явлений. Вместе с тем, несмотря на определение способностей и одаренности как сущностных характеристик личности, они по-прежнему остаются «безличностными» качествами и рассматриваются в основном с позиций успешности деятельности или «врожденности-приобретенности».

Рассмотрим теперь более подробно поставленные задачи и определим сущность способностей и одаренности.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способности. Но еще более важно, что в понятии «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля способный определяется как «годный к чему или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный» 1 . Наряду с понятием «способный» используются и другие — «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а умение способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умный (а понятия «умение» в словаре нет). Таким образом, «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование, а дарование — как способность, данная богом. Иными словами, согласно словарю, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (греч. talanton )- выдающиеся врожденные качества, особые природные способности 2 . Одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и в словаре Даля, и в словаре С. И. Ожегова, и в Советском энциклопедическом словаре, и в словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, и одаренность и талант — с другой, выделяются как бы по разным основаниям: говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества человека. Вместе с тем отмечается, что и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.

Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности. Эта совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области. Эта систематически организованная структура индивидуальных качеств личности формируется в течение всей жизни человека и является тем самым продуктом взаимоотношений человека и окружающей среды. На эту структуру и сегодня еще не совсем ясным образом влияют врожденные дарования человека. Но они не «определяют полностью содержание, процесс и результаты развития личности». 3

Что такое детская одаренность? Как определить, проблески ли это будущего таланта, или просто хорошая подготовка? Как рассматривать специфику способностей и помогать ребенку развивать их?

Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста.

Некоторые из особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на положительных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития 4 .

Другие статьи

  • Светлана ходченкова семья муж дети Светлана Ходченкова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Россия богата талантами, это было известно давно, в ней никогда не угаснут талантливые актёры, певцы, комики и другие творческие люди. Эта милая актриса покоряет не только мужские сердца, но и […]
  • Развитие теории воспитания детей раннего возраста Организация физического воспитания детей раннего возраста на основе развития функции равновесия тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.04, кандидат педагогических наук Уханева, Екатерина Вячеславовна Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Уханева, […]
  • Няни била 9 месячного ребенка Программа "60 минут по горячим следам" Новости Происшествия Няня из Интернета довела младенца до стресса за два дня Челябинские полицейские изучают запись со скрытой камеры видеонаблюдения, которую принесли родители 11-месячного ребенка. На ней — очередные […]
  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]