Проблемы с речью у детей заикание

Заикание у дошкольников: причины и лечение

09.09.2015 , Заикание, Проблемы с речью Комментарии отсутствуют

Заикание (дисфемия) у детей и взрослых является очень сильным мешающим фактором на пути обретения уверенности в себе. Вы, наверное, замечали, какое тяжелое чувство возникает во время общения с заикающимся человеком: слушателю неловко что-то спрашивать у заикающегося, а заикающемуся трудно и боязно отвечать.

Заикание может стать источником многих комплексов у человека. И это понятно: как вы будете чувствовать себя, если знаете, что ваша речь не такая, как у окружающих? Что вы не можете ёмко и быстро донести свою мысль, и собеседник вынужден ждать, пока вы наконец договорите? Чувство досады, обиды и неуверенности в себе и своих силах. Устная речь для заикающихся, а тем более публичные выступления – это очень сильный стресс, пытка. Нет ничего удивительного, что заикающиеся избегают общения, часто возникает логофобия (боязнь говорить), формируется «ожидание речевой неудачи» (когда человек думает, что не сможет без заикания закончить слово или фразу).

При этом надо помнить, заикание успешно лечится почти во всех случаях. Поэтому если вы заметили у ребенка заикание, как можно скорее обращайтесь к врачам и начинайте коррекцию. Чем раньше выявлена проблема, тем проще и быстрее можно будет справиться с недугом. А мы вам расскажем, почему возникает заикание, и что вы можете сделать незамедлительно для своего дошкольника.

Прежде чем начинать лечение, давайте узнаем, что вызывает заикание, когда чаще всего оно возникает и почему.

Заикание у дошкольников: причины возникновения

Заикание (дисфемия) – это нарушение темпа, ритма и плавности речи. Дисфемию вызывают спазмы мышц речевого аппарата.

Специалисты выделяют 3 типа спазмов:

  1. Тонические. Наступают во время резкого и непроизвольного повышения тонуса определенных групп мышц. В речи они проявляются протяжными и напряженными звуками, длительными паузами (например, ребенок может говорить “д…(пауза)А (напряженно)..бавить») . Во время тонических судорог у ребенка наблюдаются определенные вегетативные реакции: покраснение или побледнение кожи, выступление капелек пота, общее напряжение.
  2. Клонические. Характеризуются непроизвольным многократным и ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. Во время клонических судорог заикающийся многократно повторяет один и тот же слог или звук (например, «дддддддд..обавить»)
  3. Смешанные . Если заикание уже успело закрепиться в речи, как правило, встречаются судороги смешанных видов.

Почему возникает заикание у дошкольников?

Ученые выяснили, что заикание возникает при наличии хотя бы одного из следующих факторов:

  1. Незначительное повреждение центральной нервной системы. Почти у всех заик встречаются незначительные поражения головного мозга. Как правило, они возникают внутриутробно или во время родов. Внешне это никак не проявляется и не влияет на общее развитие ребенка. Однако при внимательном наблюдении у таких детей могут выявляться трудности с тонкими движениями, тревожность и излишняя впечатлительность.
  1. Раннее или слишком позднее (3-4 года) возникновение фразовой речи. Заикание очень часто встречается у малышей, которые рано начали говорить фразами и предложениями. Таким детям есть, что сказать, но физиологически их желание не совпадает с возможностями. Это ведет к частому повторению слогов, слов и словосочетаний. Такая же картина наблюдается и при позднем возникновении фразовой речи (ближе к 4 годам). В этот возрастной период совершенствуется координация мышц артикуляционного аппарата, и активный речевой всплеск может замедлить процесс.
  1. Надо сказать, что наиболее кризисный период для возникновения заикания – от 2 до 6 лет, когда идет активное развитие речи. Причем у мальчиков риск развития дисфемии в 4 раза выше, чем у девочек, потому что у девочек быстрее развиваются речевые и двигательные механизмы.
  1. Функциональная асимметрия мозга. Замечено, что заикание чаще встречается у левшей. Речь вообще является «слабым» звеном для правополушарных (леворуких) людей. Поэтому если ваш ребенок – левша, рекомендуем ознакомиться с особенностями развития речи у левшей.
  1. Наследственность. Риск развития заикания существенно выше, если в роду были заикающиеся родственники. Очевидно, генетически наследуются определенные «проблемные зоны» центральных речевых механизмов. По статистике, если заикается мужчина, риск рождения детей с дисфемией: 22% – при рождении мальчика, 9% – девочки. Если заикается женщина: 36% – при рождении мальчика, 17% – девочки. К тому же дети часто стремятся подражать заикающимся родственникам, и это тоже может послужить толчком к развитию заикания.
  1. Психологическая травма. Наверняка, вы часто слышали, что ребенок может начать заикаться после сильного испуга или психической травмы. Действительно, чрезмерная нагрузка на психику (постоянное психологическое напряжение, испуг, даже чрезмерная радость) может запустить развитие дисфемии, но только если ребенок от рождения был к этому предрасположен. Поэтому очень важно сохранять во что бы то ни стало спокойную психологическую обстановку дома, строить отношения с ребенком и домочадцами на доверии и любви, исключить крики и приказной тон по отношению к маленькому ребенку.

Специалисты выделяют 2 типа заикания:

  1. Невротическое заикание.

Чаще всего встречается в кризисный период 2-6 лет и проявляется внезапно. При этом раньше ребенок мог опережать сверстников в развитии: первое слово мог сказать в 8-10 месяцев, а освоить фразы сразу же после года. Такие детки «проглатывают» окончания слов, говорят быстро и не четко, повторяют одно и то же слово или слог.

Пусковым механизмом для невротического заикания может стать стресс (например, адаптация к детскому саду или психическая травма). Заикание в речи встречается не всегда, а лишь при эмоциональном возбуждении ребенка. Вообще эти дети отличаются своей эмоциональностью и тревожностью. При появлении невротического заикания колебания настроения у ребенка становятся еще более выраженными, может появиться энурез и нарушение сна.

При этом правильная речь без запинок возвращается, если ребенок не осознает, что он говорит (например, при разговоре с самим собой, близкими людьми или в момент игры).

Прогноз лечения невротической дисфемии благоприятный. Речь даже может нормализоваться сама собой при создании спокойной обстановки. Однако рассчитывать на это не стоит, потому что невротическое заикание очень быстро порождает у ребенка неуверенность в себе, логофобию, комплекс речевой неудачи и замкнутость. Ведь эти дети очень чувствительны!

Кроме того, если ребенок справился с невротическим заиканием, следует помнить, что оно может вернуться при очередном стрессовом воздействии (например, поступлении в школу). Поэтому постарайтесь максимально ограждать и подготавливать ребенка к новым нагрузкам.

  1. Неврозоподобное заикание.

Начинается, в 3 – 4 года без воздействия внешних пусковых механизмов и развивается «медленно, но верно». Замечена взаимосвязь между сложной беременностью (токсикозы, угроза выкидыша), родами и неврозоподобным заиканием у детей.

Дети с такой формой дисфемии обычно беспокойны в младенческом возрасте, плохо спят, мало кушают, их психомоторное развитие находится на нижней границе нормы. У дошкольников встречаются проблемы с вниманием, они непоседливы. Первые слова могут появиться в 1,5 года, фразы ближе к 3-4.

Неврозоподобное заикание характеризуется волнообразным течением: запинки в речи становятся более заметными или менее, но нет периодов, когда ребенок говорит полностью гладко и плавно. Такая форма дисфемии закрепляется в течение 2-6 месяцев и со временем усугубляется вплоть до полной невозможности говорить.

При этом, как правило, ребенок не осознает своей проблемы, эмоциональные переживания по поводу заикания выражены слабо или отсутствуют. И очень часто дошкольник отлынивает от рекомендуемых упражнений, хотя если ребенок акцентирует внимание на процессе говорения, речь значительно улучшается.

При такой форме дисфемии очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам . Тем более неврозоподобное заикание вылечивается раз и навсегда, и больше не возвращается!

Проект о развитии речи детей от 0 до 7 лет, эффективные речевые игры, тематические недели, советы логопеда

Заикание – не приговор!

«Н аш малыш заикается!» – с такой проблемой родители могут столкнуться не только в самом нежном возрасте любимого чада, лишь начинающего говорить, но и в более старшем, когда ребенок совершенствует свои речевые и коммуникативные навыки. Это достаточно распространенный сегодня недуг, что, однако, не уменьшает его серьезности. Его лечение требует не только помощи логопеда, невролога, психолога, но и терпения родителей, их внимательности и любви.

Заиканием называется нарушение темпа, ритма и плавности речи, которое вызывается судорогами в различных частях речевого аппарата. При этом в речи ребенка наблюдаются вынужденные остановки или неоднократные повторения отдельных звуков и слогов. Чаще всего такие проблемы возникают в возрасте от 2 до 5 лет, но бывает, что ребенок начинает заикаться в начальной школе.

Главный «враг» заикания малыша – внимательность родителей. Чем раньше они заметят, что у ребенка появились проблемы с речью, тем успешнее будет лечение, тем меньше времени оно займет. Родители должны насторожиться, ЕСЛИ:

  • общительный ребенок вдруг внезапно замолкает, отказываясь говорить (успев обратиться к специалисту до появления после молчания речи, которая наверняка будет сопровождаться заиканием, его можно предотвратить);
  • в начале фразы или перед отдельными словами малыш употребляет лишние звуки (как правило, гласные А, И);
  • повторяет первые слоги или целые слова в начале предложения;
  • делает вынужденные остановки в середине фразы или отдельного слова;
  • испытывает затруднения перед началом произнесения фразы.

Причиной появления заикания специалисты называют ослабленность центральной нервной системы. Поводы же к проявлению речевого дефекта могут быть самыми разными. Иногда его провоцирует ряд инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто он появляется после испуга или стрессовой ситуации. Психологической предпосылкой может стать также постоянное грубое или несправедливое отношение взрослых к малышу. Выход мамы на работу, когда ребенка оставляют с чужими людьми (даже если это суперняня с отличными рекомендациями и многолетним опытом работы), тоже один из поводов к появлению недуга. Как и переезд на новую квартиру, ухудшение материальной стороны жизни, смена режима и т. д. Нередко мамы удивляются, что ребенок, который начал говорить раньше своих сверстников, вдруг стал заикаться. Но это-то как раз объясняется просто. Малыш еще не умеет выстраивать фразу, он подбирает нужное слово, одновременно связывая его значение со звуковым образом, поэтому такому«говоруну» нужно помогать в затруднительных речевых ситуациях, не ожидая вундеркиндской реакции.

Негативные последствия может иметь и такая до боли всем знакомая ситуация. Родители слишком активно радуются успехам детей, просто «купают» их в стихах и сказках и при этом постоянно просят, даже требуют: «Расскажи стихотворение, повтори сказку», – заставляя работать малыша «на публику». Если ребенок относится к категории «молчунов», он рискует заполучить заикание в период бурного развития речи, когда формируется активный и пассивный словарный запас, идет процесс соотношения слов с предметами окружающей действительности. Заикание может возникнуть также в случае медленного формирования моторной сферы малыша. Это проявляется неловкостью, неумелыми действиями по самообслуживанию; такие ребятишки вяло пережевывают пищу.

Да и в процессе игры или домашних занятий можно легко увидеть, что мелкая моторика развита в недостаточной степени. Знание всех этих причин, наблюдательность и внимательность со стороны взрослых членов семьи могут помочь своевременно заметить проблему, а значит, вовремя обратиться к специалистам. Причем потребуется не только логопед, но и невролог, психолог: лечение должно быть комплексным и, еще раз повторюсь, своевременным – чем раньше оно начато, тем быстрее появится результат.

Чаще всего лечение включает в себя режим молчания, специальную логопедическую ритмику, замедление темпа речи, голосовые упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастику, задания на развитие мелкой моторики. Сопутствующие методы – лечебная физкультура и физиотерапевтические процедуры. Плюс индивидуальное лечение невролога и занятия с психологом.

Логопеды любят рекомендовать режим молчания. Этот простой прием на самом деле очень эффективен. У малышей с заиканием и детей из «группы риска» нервная система очень ослаблена, поэтому для них важны щадящий общий и речевой режимы, индивидуальный подход и спокойная атмосфера в семье. Плюс к этому полезен целый ряд ограничений.

Во-первых, для чтения нужно выбирать только те книжки, которые соответствуют возрасту малыша. На ночь категорически запрещено (не только детям с речевыми проблемами, но и обычным) чтение сказок, в которых присутствуют страшные персонажи: ребенок будет бояться увидеть Лешего или Бабу Ягу, что может вызвать чувство постоянного страха.

Во-вторых, стоит ограничить просмотр телевизора. Ограничения касаются вечернего времени, длительности просмотра и передач, не соответствующих возрасту.

В-третьих, психологи не рекомендуют исполнять любые прихоти ребенка. Привыкнув к излишнему вниманию к своей персоне, он может получить настоящую психическую травму из-за какого-то даже незначительного противоречия, например отказа в покупке игрушки. Требования, которые взрослые предъявляют малышу, должны быть четкими, всегда одинаковыми и постоянными со стороны всех членов семьи и близкого окружения, а самое главное – соответствующими возрасту.

В-четвертых, «тихий» режим должен распространяться на все культурно-массовые мероприятия. Как в обычные дни нельзя перегружать неокрепшую психику огромным количеством впечатлений и эмоций (чтение, мультики, просмотр телепередач, прогулка в парке, поход на аттракционы), так и особенно после перенесенного заболевания. Если режим нарушается, заикание может вернуться. И последнее. В качестве наказания никогда нельзя оставлять ребенка одного в помещении, особенно если оно плохо освещено: можно заставить малыша просто спокойно сидеть на стульчике, лишить участия в игре, но не запугивать.

Что делать и чего не делать

Если маленький школьник заикается, родителям необходимо наладить постоянный контакт с учителем – с тем чтобы он, проявляя к особенному ребенку максимум участия и чуткости, не фиксировал внимание (своего и детского) на недостатке. Вы можете деликатно напомнить учителю, что в ситуации диалога его речь должна быть четкой, плавной, неторопливой, но не по слогам и не нараспев.

Важно также регулярно создавать такие ситуации, чтобы заикающийся ребенок общался с хорошо говорящими сверстниками: по подражанию можно научиться говорить плавно и выразительно. Для ребенка с заиканием нежелательны подвижные и шумные игры на переменах. Его лучше вовлекать в хороводные игры или деятельность, требующую коллективных ответов.

Бейте тревогу, если учитель вызывает малыша с речевой проблемой первым к доске. Этого делать нельзя! Ему лучше предложить выполнить индивидуальное задание, провести опрос в парах, проверить знания при помощи консультанта, в роли которого выступает одноклассник. Если же необходимость индивидуального монологического ответа налицо, спрашивать особенного ребенка надо после хорошо ответившего ученика. Если у малыша именно начало фразы вызывает заикание, попросите учителя постараться разрешить затруднительную ситуацию подсказкой.

Помогая произнести начало фразы, отвлекая внимание заикающегося школьника другим вопросом, не давая возможности говорить с запинками, умный учитель создаст ситуацию успеха для такого ученика. А это само по себе является залогом успешной борьбы с недугом и формирования адекватной самооценки. Для особенного ребенка очень важны занятия музыкой и пением: когда дети поют, они, как правило, не заикаются. Систематические музыкальные занятия способствуют развитию речевого дыхания, правильного чувства темпа, ритма. На школьных праздниках малышу важно дать возможность спеть в хоре: так его недостаток не будет подчеркнут, а уверенность в собственных силах возрастет многократно.

Если ваш малыш заикается, ваша задача – не акцентировать внимание на дефекте речи. Когда вы разговариваете, расставляйте акценты внимательно– показывайте ребенку, что вы заинтересованы в том, что он говорит, а не как. Психологи советуют родителям сохранять контакт «глаза в глаза», когда ребенку трудно говорить, не перебивать (иногда лишь помогать начать) и давать заканчивать мысль. В домашней обстановке важно и самим взрослым следить за своей речью: сохранять размеренный темп, останавливаться после каждого вопроса, число которых также должно быть ограничено.

Смотрите так же:  Развитие концентрация внимания у детей

В диалоге с ребенком надо стараться говорить медленнее, чем с взрослым, короткими предложениями. Ребенок не должен быть в привилегированном положении только по причине появления заболевания – общие семейные правила для него никто не отменял. Но сам образ жизни придется старательно выверять: никакой суеты, постоянный режим дня, хорошо спланированные выходные дни и совместные семейные мероприятия.

Не впадайте в крайности в отношении заикания. Не относитесь к дефекту как к глобальной проблеме, чтобы ребенок не перехватил это настроение, но и не настраивайтесь на быстрое устранение проблемы. Лечение, повторюсь еще раз, должно быть комплексным – только логопед помочь не сможет. В его компетенции – исправить произношение, избавить от «видимого» заикания, но внутренними проблемами нервной системы пусть займется невролог. Да и консультации психолога тоже необходимы: заикание влечет за собой стеснение, трудности с установлением контактов в группе сверстников, нежелание быть на виду и прочие проблемыпо части этого специалиста.

Заикание у детей причины и решение проблемы

Вы волнуетесь по поводу заикания вашего ребенка? Вы опасаетесь, что это может быть проблемой на всю жизнь? Вы хотите понять, почему дети заикаются и что может быть причиной? Вы хотите узнать как решить эту проблему? Если эти вопросы являются те, которые вы задавали себе, пришло время вам прочитать наш пост.

Что такое заикание?

Заикание часто возникает из-за проблемы речи, которая поражает детей от двух до пяти лет. В случае большинства малышей, заикание-это просто естественный способ научиться использовать особый язык, чтобы попробовать его, прежде чем использовать его правильно. Многие малыши также используют его, прежде чем начинают, формировать полные предложения. Ваш малыш может не всегда заикаться, а иногда заикание может длиться от нескольких недель до даже нескольких лет. В большинстве случаев, вам не потребуется какой-либо профессиональной или медицинской помощи, чтобы помочь ему пережить это.Когда ваш малыш начинает подростать и общаться с другими детьми, заикание в конечном итоге уйдет.

Каковы причины заикания у детей?

В некоторых случаях, заикание, которое переживает ваш малыш может длиться более длительное время. Как родителю, это естественно для вас, чтобы беспокоиться, особенно переживать о последствиях, с которыми возможно, придется столкнуться вашему ребенку в социальной среде в дальнейшей жизни.

Даже если у него было заикание на протяжении более чем шести месяцев или даже около двух лет, это не означает, что состояние останется хроническим. Существует много причин заикания вашего малыша. Вот некоторые общие причины, которые могут вызвать внезапное заикание у малышей:

  • История заикания в семье:

Роль семейной истории как определенная причина заикания до сих пор спорна, но есть некоторые специалисты, которые считают, что действительно есть связь. Специалисты, которые считают, что заикание может произойти в результате предыдущей семейной истории, считают, что это происходит из-за определенных генов, которые может наследовать малыш. Согласно медицинским данным, почти 60 процентов всех малышей, у которых есть заикание, есть кто-то из тех, кто страдал от того же самого в прошлом. Медицинские эксперты также считают, что те малыши, которые проявляют проблемы в области языка и речи, могут быть более склонны к заиканию.

  • Семейные ожидания и общий комфорт для родителей:

Некоторые эксперты считают, что когда у малыша развивается состояние заикания, это серьезно отражается на динамике семьи. По мнению экспертов, малыши, чьи родители очень сильно ожидают от них, в основном, как известно, заикаются. Интенсивное давление ожиданий часто может вызвать недостаток уверенности в себе у малышей. Это, в свою очередь, может привести к заиканию. Даже если заикание начинается как внезапный рефлекс, или если оно начинается в результате низкой самооценки, это может быть проблемой на всю жизнь.Те малыши, чьи родители не могут уделять достаточное количество времени своим малышам, также могут испытывать заикание. Точно так же малыши, которые пережили какие-то сильные эмоциональные потрясения или травмы, такие как разделение родителей или внезапная смерть в семье близкого человека, также могут начать заикаться.

Как помочь вашему малышу не заикаться

Если вы видите проблему заикания у вашего малыша, попробуйте следующий подход, чтобы ваш малыш чувствовал себя более комфортно во время разговора:

1. Подождите и смотрите:

Иногда ваш малыш может просто быть в фазе, где он пробует новые слова, и он фиксирует то, что он хочет использовать чаще. Ваш малыш может заикаться, когда он сердится, испуган, запутан, грустен или испытывает такие эмоциональные потрясения. Это натурально. Обратите внимание, что он заикается больше в определенных случаях, чем в другое время. Если вы заметили шаблон, он скажет вам, является ли заикание результатом определенных ситуаций или является постоянной проблемой. Большинство малышей испытывают фазу заикания. Эксперты рекомендуют вам подождать, пока ему не исполнится как минимум трехлетний возраст, прежде чем обратиться к логопеду.

2. Говорите с профессионалом, чтобы получить экспертное мнение:

Если вы чувствуете, что ваш малыш испытывает трудности с выражением себя, вы можете поговорить с экспертом, чтобы получить профессиональное мнение. После того, как вы посетили специалиста, и прошло более шести месяцев, проверьте, не заметили ли вы каких-либо улучшений. Если по-прежнему нет улучшения, вы можете поговорить с врачом вашего малыша, который может рекомендовать логопеда, который занимается с маленькими детьми. Если ваш малыш отправляется в дошкольное учреждение, проконсультируйтесь с учителем, есть ли у него проблемы заикания в школе. В некоторых школах есть связи с различными программами раннего вмешательства, которые помогут вам понять, как вы можете помочь ему. Скрининг вашего малыша будет хорошим способом оценить, есть ли необходимость в профессиональном лечении или это просто фаза прохождения.

3. Попробуйте провести речевую терапию и дайте ей шанс:

Раньше считалось, что речевая терапия может оказать негативное влияние на малышей, преимущества теперь гораздо более перевешиваются, чем любые минусы. Большинство практикующих по уходу за детьми считают, что если вы начнете раннее вмешательство для своего малыша, это поможет справиться с проблемой у корней. Специалисты, которые лечат малышей, чтобы помочь с речью, используют увлекательные методы, такие как звуки, блоки, игры и многое другое. Ваш малыш выиграет от лечения, имея массу удовольствия.

4. Практика дальнейшего использования методов дома:

Поговорите медленно с вашим малышом и уменьшите свой темп, чтобы он соответствовал его.
Не задавайте ему слишком много вопросов и не позволяйте ему говорить первым.
Используйте выражения лица и язык тела во время разговора с вашим малышом.
Удостоверьтесь, что вы уделяете пристальное внимание своему малышу каждый день.
Убедитесь, что вы слушаете своего малыша, а не только говорите.
Всегда показывай своему малышу, что любите его и гордитесь им.
Увидев, что ваш малыш заикается, может вызвать некоторую озабоченность, но поговорите с врачом вашего малыша, чтобы устранить любые заботы, которые могут возникнуть у вас. Если вы столкнулись с подобной ситуацией или знаете кого-то, кто это сделал, поделитесь опытом здесь.

Заикание у детей дошкольников

Детское заикание вызывает тревогу у родителей и смущение, проблемы в общении у самих деток. Часто о заикании ребёнка родители начинают беспокоиться или слишком рано или достаточно поздно, обоснованно или во много раз преувеличивая. Рассмотрим причины, время появления заикания, необходимые действия при этом.


Появление заикания

Появление заикания происходит в период становления речи – с 3-4 лет. У некоторых детей это проявляется уже лет с 2-х, а иногда и около 5 лет. Сильно заметно это становится в период стараний деток говорить предложениями. Заикание более распространено среди мальчиков.

Дети могут заикаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Эта проблема может проходить уже к 5 годам, но встречаются и длительные проявления. К поступлению в школу только небольшое количество детей имеют проблему заикания.

Несмотря на большой страх перед этим термином, случаи заикания среди детей достаточно редки – около 5%. Явным признаком может быть невозможность ребёнка «выбраться» из первого звука: «м…м…м…мало». Стоит обращать внимание и на сопровождающие физические движения при затруднении выговорить звук. Ребёнок может сжимать кулаки, напрягать челюсти, двигать головой вперёд. Это тоже показатели заикания. Также дети могут тянуть слог или даже обрывать слово, не договаривая последующие слоги. Если заикание происходит всё чаще и только ухудшается, то это уже серьёзный повод беспокоиться.

Иногда «заикание» может проявляться, когда у ребёнка есть слишком много информации, которой он хочет поделиться, и он спешит её рассказать. Риск в том, что это может войти в привычку, хотя и не является настоящим заиканием. Иногда «заиканием» могут называть и повторение слов. Эти случаи вызывает излишнее возбуждение: «Я-я-я хочу это!». Такое «заикание» с повторением целого слова или первого слога не является классическим примером заикания.

Часто заикание ассоциируют с низким уровнем интеллекта, но это не взаимозависимые аспекты.


Причины заикания

Однозначного ответа на вопрос о причине заикания найти практически невозможно. Но предполагают влияние следующих факторов:

  • генетическая предрасположенность (не следует путать с передачей заболеваний напрямую генетически; имея предрасположенность, ребёнок не обязательно будет заикаться, это возможно лишь при условии «толчковой» причины, хотя около 60% заикающихся в близких родственниках имеют тех, кто заикается);
  • копирование заикающихся авторитетных для ребёнка людей (брата, героя фильма, мультика и т.п.);
  • стрессовые условия (постоянные крики, ссоры, наказания перебивают процессы возбуждения и торможения, что ведёт к рассылке беспорядочных импульсов в зону воспроизведения речи от подкорковых образований, и в речевом аппарате происходят «судороги», что нарушает плавность, темп речи; нарастание напряжения только усиливает проблему; сбой речи в 80% зависит от психологических проблем ребёнка; например, появление второго ребёнка в семье может спровоцировать заикание);
  • задержки в развитии речи, другая речь, языковые проблемы;
  • отличия в процессе обработки языка мозгом (проблемы с тем, как «послания» мозга взаимодействуют с мышцами, частями тела, участвующими в речи).
  • родителям следует оставаться спокойными при обнаружении проблем любого уровня с речью (семейная жизнь должна стать более спокойной, включая её темп, — это позволит оставаться спокойным и самому ребёнку, что обычно необходимо для лечения заикания; ребёнок должен ощущать любовь семьи);
  • говорить с ребёнком тоже стоит спокойным тоном, медленно, почти по слогам, но плавно и понятно (следует избегать требований к ребёнку говорить медленно, просьб «перевести дыхание» – это только привлечёт больше его внимания к проблеме с речью; говорить спокойно лучше не только с самим ребёнком, но и в его присутствии с другими людьми);
  • если ребёнок уже ходит в детский сад, а тем более в школу, важно поговорить с воспитателем, учителем, чтобы на время лечения уменьшить количество стрессовых разговорных ситуаций перед классом;
  • нельзя позволять другому ребёнку в семье дразнить заикающегося;
  • необходимо давать ребёнку достаточно отдыхать (полноценный сон может снизить напряжение, а его недостаток лишь усугубит заикание);
  • не стоит требовать от ребёнка «говорить правильно» всё время (речь не должна вызывать напряжения, она должна быть в радость, даже успокаивать ребёнка);
  • лучше не предлагать ребёнку «подумать» перед тем, как что-то сказать (эффективнее показать своим примером: соблюдать паузы перед ответами на вопросы ребёнка или его комментарии);
  • не следует перебивать говорящего ребёнка или заставлять его начинать свою фразу заново;
  • позволять ребёнку говорить с самим собой, заканчивать предложения, мысли;
  • нельзя заставлять ребёнка говорить или читать в тех ситуациях, когда ему некомфортно или ухудшается проблема с заиканием, лучше дать ему возможность помолчать (существует особая методика у логопедов – режим молчания для обретения спокойствия в речи (общение происходит с помощью жестов и записок), но она применяется только для деток от 5 лет, дети помладше не смогут соблюсти необходимый длительный период молчания и общаться жестами);
  • время обедов, ужинов может стать временем для разговоров (это более полезно, чем телевизор и радио);
  • следует давать ребёнку время помолчать (пусть займётся чем-то, что ему нравиться, но не требующим речи);
  • не «забрасывайте» ребёнка вопросами (это создаст напряжение, способное спровоцировать проявление заикания, – задавайте вопросы постепенно, медленно);
  • важно во время речи ребёнка сохранять с ним зрительный контакт (не отводить глаз при его заикании и не показывать своё расстройство);
  • будьте внимательны к речи ребёнка, замечая любые изменения, – это единственный способ проконтролировать, а, значит, помочь ребёнку.

Детское заикание требует активной помощи взрослых в сочетании с успокаивающим поведением. Конечно, заикание может возникнуть и у взрослых, тревожных, мнительных, с ускоренным темпом речи, в темах, на которые человек не готов говорить. В любом случае, главное — вовремя заняться этой проблемой.

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

Проблемы с речью у детей заикание

Логопедические упражнения
Постановка звуков речи дошкольников

Логопедические онлайн упражнения

Занятия с онлайн логопедом (poskladam.ru) помогают улучшить состояние мелкой моторики. Дети с нарушениями речи часто нуждаются в речевых группах специальных детских садов. Правильная речь ребенка — это хорошо. Необходимый объём помощи ребёнку – зависит от диагноза. Если у ребенка существуют проблемы с произношением звуков, то проводится обучающая работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. Онлайн упражнения (poskladam.ru) — это и база для успешного обучения в школе.

Причины заикания у детей

Физиологические причины заикания

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Психологические причины заикания

Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

Социальные причины заикания

Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Нарушение речи у детей

В редких случаях нарушение речи может вызвать повреждение головного мозга или осложнение, после какой-то тяжелой болезни. Но главной причиной всегда остается невроз. Он является функциональным заболеванием, возникающим само по себе, и зависит от врожденных особенностей детской нервной системы.

Смотрите так же:  Воспитание ребенка в возрасте 5 лет

Как лечить заикание у детей

Заикание поддается лечению и этим нужно заниматься. Его можно либо уменьшить, либо вылечить окончательно. Только с подобным лучше обращаться к специалисту, а не пытаться сделать что-либо самостоятельно. Врач знает все возможные причины болезни и методы их устранения, а простой человек не всегда сможет принять правильное решение и добиться успеха. На помощь детям, страдающим заиканием, приходят логопеды, невропатологи и психоневрологи. Они хорошо разбираются в исправлении нарушенной речи и быстро найдут подходящую методику для конкретного случая. Главное не привести болезнь в запущение и не создать еще больше проблем.

Профилактические меры заикания

Что касается предупреждения заикания, то тут можно посоветовать, вовремя исправлять любые речевые ошибки и неточности. Также нужно уделять внимание правильному произношению, чтоб ребенок говорил четко и разборчиво, а не быстро, «глотая» слова и буквы.

Как воспитывать ребенка-заику?

Негативная сторона заикания в том, что оно очень влияет на формирование детской психики, и приводит к тому, что человек замыкается в себе, стыдится разговаривать с окружающими и плохо чувствует себя в коллективе. К такому ребенку нужно относиться особенно, позволить ему понять, что он не хуже других, только временно заболел.

Это сложно и трудно, так как при поступлении в школу проблема обостряется. Там много причин, по которым ребенок не может сосредоточиться на вылечивании болезни, а просто начинает воспринимать себя как неполноценную личность. Это и страх перед публикой, и боязнь спросить чего-то у учителя, не вызвав смех у одноклассников, и масса подобных моментов. На фоне такого психологического состояния позже развивается вегетативный невроз.

Конечно, бывают дети с сильным характером, они не стесняются говорить, а наоборот определяют для себя более легкие слова и выражения, оптимальную скорость речи. Так происходит развитие личности, и у ребенка уже нет ложного стыда, он спокойно общается со сверстниками. Но даже в этом случае, поддержка со стороны родителей и взрослых никогда не помешает.

Их задачей становится обратить внимание ребенка не на свой дефект, а на что-то другое. Вырастить его сильным и физически выносливым, что хорошо поможет во время лечения. Важно помнить, что заикание – болезнь не на всю жизнь, она проходит. Как правило, в двадцать пять лет его можно наблюдать только в слабой форме. А с годами это вообще пройдет само собой.

Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить?

Речь. Развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить? Нарушения звукопроизношения. Нарушения ритма и темпа речи. Нарушения слуха и связанные с ними расстройства речи. Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи. Дислалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия.

Рекомендуем родителям и специалистам:

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.

Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у них нарушен ритм и темп речи — они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т. д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять!»

Конечно, на ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать «нормой» для детей не старше 2,5-3 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание — не связаны ли они с каким-то расстройством.

В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них успешно излечиваются. Для широкого круга родителей подробное знакомство с этой областью едва ли нужно, но иметь общие представления о ней, по-видимому, будет полезно. Родители, например, должны знать, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет им вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен скорее. Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить.

Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:

1. Нарушения звукопроизношения.
2. Нарушения ритма и темпа речи.
3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

Нарушения звукопроизношения.

Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.

Косноязычие бывает функциональное и механическое. При функциональном косноязычии слух и строение артикуляторного аппарата нормальны, и причины нарушений речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая форма косноязычия обусловлена врожденными неправильностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, нёба, носовых ходов и т. д.). При этих поражениях страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются и нарушения тембра голоса, ритма речи и т. д.

Функциональное косноязычие (пропуск, искажение, замена звуков) на втором-третьем году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Существует даже термин: «физиологическая дислалия». Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обращаться к логопеду.

Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. При этом чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет дефектов. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков «р» и «л» (так называемые язычные звуки), несколько реже — в произношении звуков «с», «з», «ц» (свистящие), «ш», «ж», «ч», «щ» (шипящие).

Нарушения произношения звука «р» чрезвычайно разнообразны. Это отсутствие «р»: «ука» (рука) «коова» (корова), «ша» (шар); картавое «р», носовое «р»: звук «р» заменяется носовым «нг». Очень часто звук «р» заменяется звуками «л», «т», «д», «г», «й». Например, «лука» или «йюка» (рука), «колова» или «койова» (корова) и т. д.

Другой трудный звук — «л». Недостатки его произношения почти так же многочисленны, как и звука «р». Здесь тоже отмечается отсутствие звука: «апа» (лапа), «ошка» (ложка), «юди» (люди); встречается «двугубное» или губно-зубное «л»: вместо «л» слышится звук, средний между «у» и «в» — «уампа» или «вампа» (лампа), «уошка» или «вошка» (ложка); носовое «л», когда звук «л» заменяется носовым звуком «нг». Бывают и более редкие нарушения, например, звук «л» заменяется звуками «р», «д», «н», «й», «в» и т. д.

В тех случаях, когда звук отсутствует или неправильно артикулируется, специально подобранными упражнениями налаживают правильный уклад артикуляторных органов для произношения этого звука. Если имеется упорная замена одного звука другим, это свидетельствует о том, что у ребенка не только недостаточность артикуляторной функции, но и плохое различение звуков речи. В таких случаях наряду с упражнениями по исправлению артикуляции проводят и упражнения на распознавание звуков — воспитание фонематического слуха.

Мы не приводим здесь тех упражнений, которые даются детям для устранения дефектов произношения различных звуков, ибо в каждом отдельном случае логопед учитывает степень нарушения, его особенности и в соответствии с этим дает указания. Ни в коем случае не пытайтесь исправлять недостатки произношения у ребенка сами — здесь вам не обойтись без помощи специалиста (это относится не только к нарушениям произношения, но и ко всем другим расстройствам, о которых речь будет дальше).

Механические дислалии представляют собой более тяжелое расстройство: ведь правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки необходимо не только для правильного формирования речи, но и для полноценного питания, дыхания и т. д. Если нарушаются эти функции, ребенок часто болеет, его организм ослабевает. При механических дислалиях часто страдает не только артикуляция, но и понимание речи других людей, так как эти процессы тесно взаимосвязаны.

При неправильном строении губы недостаточно подвижны, и, конечно, прежде всего будет страдать произношение губных звуков «п», «б», «м» и губно-зубных звуков «ф» и «в». Плохая подвижность губ отражается и на произношении других звуков.

При неправильности в строении зубов или их отсутствии страдает артикуляция звуков, образуемых с участием передних зубов,- «с», «з», «ц» и т. д.

Наиболее частым отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус. Прикус — соответственное расположение зубов верхней полости по отношению к зубам нижней. При правильном строении челюстей верхние резцы должны слегка прикрывать нижние, боковые коренные зубы при этом смыкаются. При неправильном прикусе верхняя или нижняя челюсть может выступать вперед, встречается так называемый перекрестный прикус и т. д. Неправильный прикус нарушает жевание, дыхание (развивается привычка дышать ртом). Все эти отклонения в строении челюстей могут привести к нарушениям артикуляции, о которых мы рассказывали при описании функциональной дислалии, кроме того, часто получаются дополнительные звуки: пришепетывание, причмокивание и т. д.

Дефекты в строении челюстей, носоглотки влияют на форму лица, и дети болезненно переживают свои физические недостатки.

Лечение должно начинаться с попытки выправить имеющийся физический дефект. Для этого нужно как можно раньше обратиться к специалисту по челюстно-лицевой хирургии. Одновременно необходимо посоветоваться с логопедом относительно того, какие упражнения для постановки звуков следует делать ребенку.

Среди отклонений в развитии лицевого скелета часто встречается врожденное незаращение нёба (полное — по всей длине или неполное). В настоящее время большинство специалистов признает в этих случаях необходимость раннего оперативного вмешательства. Пластическую операцию губы можно делать уже в первые часы жизни ребенка. При расщелине нёба делают протез, который закроет дефект; ребенок после этого сможет сосать. В дальнейшем такой протез поможет и правильному развитию артикуляции звуков. На втором году уже можно делать пластическую операцию нёба.

Родители не должны раздумывать, обращаться ли к хирургу, не должны откладывать этого на более позднее время, «когда малыш подрастет». Большое значение имеют логопедические занятия, так как таким детям очень важно поставить правильное дыхание и звучание голоса, обучить их артикуляции звуков. При расщелинах нёба логопедические занятия следует начинать до операции и продолжать после нее.

Довольно часто встречается нарушение произношения звуков «р», «ш», «ж», «ч», «щ» при укорочении подъязычной связки («уздечки»). Вопрос о том, подрезать ли уздечку, решают в зависимости от того, насколько сильно уменьшен объем движений языка. Многие специалисты категорически возражают против оперативного лечения и рекомендуют вибрационный массаж и специальную гимнастику языка.

К этой же группе заболеваний относят дизартрию, или расстройство членораздельной речи, возникающее при травмах мозга, воспалительных процессах или нарушениях мозгового кровообращения. Все движения, в том числе и артикуляторные, при этом очень замедленны, неловки. Жевание и глотание затруднено, поэтому часто наблюдается слюнотечение. Объем движений языка и губ ограничен: ребенок не может вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть шеки. Голос тихий, глуховатый, иногда пропадает совсем. Темп речи медленный, с неравномерными паузами.

Весь ход развития речи при дизартрии задержан, период лепета часто отсутствует, к 2-3 годам появляются отдельные слова, а фразы (короткие, обычно неправильно построенные) ребенок начинает произносить лишь к 5-6 годам. Позднее запас слов увеличивается, речь развивается, но она остается неразборчивой, смазанной и монотонной. Некоторые дефектологи считают, что дети с дизартрией являются умственно отсталыми. Большинство же находят, что у этих детей существует лишь задержка развития интеллекта, связанная с двигательными и речевыми нарушениями. При улучшении состояния такие дети могут хорошо учиться и проявлять нормальные умственные способности.

Дети с дизартрией нуждаются в наблюдении невропатолога (хотя бы периодическом). Поскольку это расстройство всегда является результатом заболевания мозга, его нужно длительно и терпеливо лечить. Такая же длительная и терпеливая работа должна вестись и по выправлению речевых дефектов — конечно, под руководством логопеда.

Нарушения ритма и темпа речи.

Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов: несудорожного и судорожного характера.

Нередко речь детей становится малопонятной, неразборчивой вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется, или очень ускоряется — это нарушения несудорожного характера.

Замедление речи имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное произношение звуков в слове, паузы между ними — ребенок произносит слова почти по слогам («ви. зу. со. ба. а ку. «); может быть удлинение пауз между словами («дай. мне. руку. «). Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у слушающих, но сами дети обычно своего дефекта не замечают.

Лечение заключается в применении тонизирующих средств, лечебной гимнастики и занятиях по логопедической ритмике.

Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения. Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д.

Лечение таких детишек заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость (с помощью лекарств, физиотерапии).

В развитии расстройств темпа речи большую роль играет подражание. Поэтому, если у вас в семье кто-нибудь имеет нарушение ритма и темпа речи (а обычно это так и бывает), то обязательно надо лечиться и этому человеку, иначе у ребенка будут все время возникать рецидивы.

Заикание — расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах — так называемое заикание развития и реактивное заикание.

Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если с малышом в это время разговаривают, учат его трудным словам, фразам, то он может начать заикаться. Так, Юра П. в возрасте 2 лет 10 месяцев декламировал много стихотворений, пел песенки, постоянно вовлекался родителями в разговор и смешил всех употреблением таких «взрослых» слов, как «немыслимо», «договорились» и т. п. И вот однажды, рассказывая маме, как он с бабушкой гулял и ел мороженое, Юра вдруг споткнулся на этом слове: «М-мо. м-мо ..» — и дальше начал говорить с заиканием.

Подчас родители не могут указать определенный момент начала заикания — оно развивается постепенно.

В основе развития такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга ребенка. Поэтому первой мерой должно быть прекращение всяких разговоров с ребенком. Нужно успокоить малыша, не разрешать ему говорить, и самим ограничить разговор с ним.

Иногда такой «режим молчания» в течение 7-10 дней выправляет положение. Иногда же расстройство оказывается довольно стойким. Как только у ребенка возникло заикание, нужно обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.

Реактивное заикание (которое развивается как реакция на какое-то сильное воздействие) чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжелые конфликты в семье) или истощающих длительных болезней.

Обычно все дети переживают когда-нибудь испуг, переносят более или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание возникает лишь у сравнительно небольшой части ребят. Вот почему врачи считают, что заикаться начинают дети, имеющие предрасположение к этому, — очевидно, дети с некоторой конституциональной слабостью нервной системы. Действительно, у заикающихся детей обычно можно видеть и другие признаки невротического состояния: плохой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и т. д.

Смотрите так же:  Эстетическое развитие дошкольников средствами сказочного творчества

Специалисты по лечению заикания, например С. С. Ляпидевский, считают, что развитие заикания всегда имеет в основе ослабленную кору: на этом фоне сильные отрицательные воздействия вызывают срыв нервной деятельности — развитие невроза, одним из проявлений которого и будет заикание.

При лечении заикания наряду с логопедической необходима и медицинская помощь. Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением невропатолога. Как показывает опыт, наиболее успешным является лечение заикания в стационаре.

Мы уже говорили о том, что здесь не будем касаться ни методов лечения, ни характера упражнений, которые применяются при лечении тех или иных расстройств речи, чтобы родители не пытались начинать лечить ребенка без совета логопеда и врача. Но вот о профилактике развития заикания у детей мы можем поговорить — это как раз то, о чем следует заботиться семье и детскому учреждению.

У ребят спокойных, уравновешенных заикание наблюдается крайне редко, значит, особое внимание нужно уделить так называемым нервным детям — это им угрожает развитие речевых неврозов, и в первую очередь заикания.

Для таких детей особенно важно установить твердый режим, следить, чтобы они достаточно спали, не переутомлялись. Надо создать для них спокойную обстановку в семье, детском саду или школе: дети одинаково тяжело переживают как грубое обращение с ними, так и ссоры, конфликты между близкими.

Относительно маленьких детишек нужно, кроме того, соблюдать осторожность в речевых нагрузках: если ребенок возбудим, плаксив, беспокойно спит и т. п , не следует слишком много читать ему, рассказывать, не следует торопиться учить его трудным словам, сложным фразам, особенно если у него имеется еще «физиологическое косноязычие». На фоне неотработанной артикуляции обилие новых трудных слов легко приведет к «срыву» нервной деятельности.

С нашей точки зрения, профилактика заикания у нервных детей является чрезвычайно важной задачей. Если родители вынуждены будут соблюдать все эти условия, когда беда случилась — ребенок начал заикаться, то, право же, легче принять нужные меры заранее и постараться уберечь малыша от развития у него речевого невроза.

Следует иметь в виду, что заикание часто возобновляется после лечения. Причины рецидива заикания те же, что и причины, первоначально его вызвавшие: конфликты в семье и школе, переутомление, ослабляющие инфекции. Следовательно, и рецидивы заикания могут быть предупреждены, если окружающие люди постараются создать для ребенка спокойную обстановку. (По данным профессора С. С. Ляпидевского, в отдаленные сроки после лечения хорошая речь сохраняется у 28% детей, несколько ухудшается речь у 26,2%, наступает существенное ухудшение у 25,3% и возобновляется заикание у 20,4% детей Значит, у 54,2% больных состояние речи оказалось вполне удовлетворительным и в отдаленные сроки после лечения).

Нарушения слуха и связанные с ними расстройства речи.

До сих пор мы говорили о таких нарушениях речевой функции, при которых слух ребенка не страдает. Между тем даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка совсем не будет развиваться.

Когда хотят выяснить, слышит ли маленький ребенок, то прежде всего проверяют, как он реагирует на звуки средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что он глух. Однако если вы хлопнули дверью или похлопали в ладоши и ребенок дал реакцию — это вовсе не доказательство наличия у него слуха, так как это будет реакция на вибрацию воздуха, а не на звук.

Для более старших ребятишек — около пяти месяцев и более — хорошей пробой является такая: ребенку дают две одинаковые звучащие игрушки — две дудки, две резиновые птички, две шарманки и т. д. Одна из них исправна и звучит, другая — испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же ребенок играет обеими игрушками или обе оставляет без внимания.

При малейшем подозрении на нарушение слуха у ребенка нужно обратиться к врачу. У детей примерно с 5 лет имеется возможность очень точного определения того, в каких пределах потерян слух, с помощью специального прибора — аудиометра. Аудиометр позволяет выяснить, какие звуковые колебания и при какой силе ребенок воспринимает. (Частоту колебаний звука в секунду определяют в особых единицах — герцах, а силу его — в децибелах.)

При обследовании слуха с помощью аудиометра вычерчивают кривую: по горизонтали откладываются те звуковые частоты, в пределах которых больной слышит, а по вертикали — силу звуков, при которой они воспринимаются. Потеря слуха характеризуется обоими этими показателями.

Обычно люди говорят с громкостью (т. е силой звуков) в 20-40 децибелов (дб), а частота звуковых колебаний находится в пределах от 250 до 2000 герц (гц) — это называют «зоной речевых частот».

Глухота не означает, что ухо не улавливает никаких звуков: какие-то остатки слуха всегда есть. Но беда в том, что они могут быть восприняты лишь при очень большой силе звука — в 80-100 дб (нужно сказать, что 80 дб — это крик, а 100 дб — фортиссимо большого оркестра).

В зависимости от того, каковы остатки слуха у ребенка, и ведется с ним дальнейшая работа.

Очень большое значение имеет возраст, когда ребенок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем тяжелее это сказывается на речи. Дети, родившиеся глухими и потерявшие слух на втором-третьем году жизни, будут немыми, они не могут овладеть речью без специального обучения. Но речевой аппарат этих детей обычно в порядке, у них нет поражения речевых отделов мозга, поэтому при правильных занятиях умственное развитие этих детей будет нормальным, а позднее у них ставится и звуковая речь.

Дети, потерявшие слух в 5-6 лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в 7-11 лет сохраняют речь полностью.

Затруднения в овладении речью возникают уже при снижении слуха на 15-20 дб — такие случаи называют не глухотой, а тугоухостью. Эти дети тоже требуют специального лечения и обучения.

Тугоухость и даже глухота совсем не свидетельствуют о том, что ребенок обречен на задержку умственного развития. Можно привести большое количество примеров, когда, несмотря на тяжелую тугоухость, приближающуюся к глухоте, дети могли обучаться в массовой школе. Но это те случаи, когда родители рано обращались к логопеду и упорно занимались с ребятами. Родители получают очень подробную инструкцию и обучают ребенка (обучаясь вместе с ним) зрительному восприятию речи («чтению» мимики говорящего человека) и восприятию тактильно-вибрационной чувствительности (произнесение гласных и звонких согласных сопровождается вибрацией гортани, которую можно ощутить рукой). Это требует много времени и усилий со стороны семьи, но обеспечивает правильное развитие ребенка. Примерно та же работа проводится и с глухими детьми, но их обучение, как правило, осуществляется в специальных школах.

Главное, что хотелось бы здесь подчеркнуть: при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны падать духом. Надо настроить себя и ребенка на спокойную длительную работу, которая, как правило, завершается успехом.

Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи.

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения. Утрата речи (афазия) происходит при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей или взрослых людей, речь которых уже была сформирована.

Алалии разделяют на моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание речи других людей. Обычно на практике у ребенка выделяется лишь преобладание моторных или сенсорных нарушений. Моторная и сенсорная алалия в чистом виде почти не встречается.

У детей, страдающих алалией, речь развивается поздно, запас слов пополняется медленно, и используются в речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную последовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к многократным повторениям, перестановке слогов, искажению слов. «Мунека. магак.ч. магага», — мучительно подбирает звукосочетания пятилетний Гриша, пытаясь сказать слово «бумага».

Дети-алалики не изменяют слова по числам, падежам, в их речи отсутствуют связки и т. д., поэтому в 7-8 лет ребенок говорит как двух-трехлетний: «Катя гуляет садик», «книга бах стол пол».

Дети с алалией обычно плохо учатся. Им трудно дается последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо читают, а плохая техника чтения мешает пониманию читаемого.

У детей-алаликов наблюдается недостаточное развитие моторики — они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с большим трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д. Тонкие движения пальцев рук неразвиты, некоординированны.

Поскольку имеется недоразвитие речевых областей мозга, в работе с детьми-алаликами нужно использовать другие области мозга, более полноценные — слуховые, зрительные или осязательные и в занятиях опираться главным образом на них. Обычно у этих детишек имеются более или менее выраженные невротические наслоения. Это тоже требует лечения. Нужно обратить внимание на развитие общей моторики; логопеды здесь отмечают особенно благотворное влияние занятий по ритмике. С нашей точки зрения, очень большое влияние должна также оказать тренировка тонких движений пальцев рук (наверняка, вы слышали о тесной связи функций пальцев рук и речи?).

В более легких случаях алалии родители с помощью логопеда сами могут справиться с расстройством речи ребенка. В более тяжелых случаях нужно помещать ребенка в специальные лечебные учреждения. За 3-4 месяца лечения и обучения ребенка в стационаре у детей 5-6 лет с отсутствием многих звуков, с отдельными лепетными словами появляется речь фразами (конечно, простыми, типа «дети идут в школу», «Валя, на книгу»), словарь увеличивается на несколько десятков слов, ребята заучивают стихотворения.

При афазии, как и при алалии, нарушения обычно носят смешанный характер, однако, как правило, преобладает потеря способности понимать чужую речь или способности артикулировать слова.

Вот пример. У мальчика 13 лет, ученика 6-го класса, стала расти опухоль в левой височной области. Он начал забывать названия предметов и имена людей, затем перестал понимать даже простые фразы. Наряду с таким грубым нарушением понимания речи мальчик легко подражал слышимым словам и даже мог механически читать, совершенно не понимая того, что читает. Это — случай с преимущественным нарушением понимания.

Другой пример. Девочка, тоже 13 лет, у которой развилась опухоль в височной и нижнетеменной областях. У нее трудности в понимании речи окружающих были значительно меньше, но собственная ее речь пострадала очень сильно. Например, она говорила: «Девочка рас. рас. ращ. ращ. азывает волосы».

Оба эти случая окончились благополучно, и после операции дети поправились.

Афазия, даже очень тяжелая, проходит у детей сравнительно быстро, если устранена основная причина расстройства речи — удалена опухоль мозга, рассосалось кровоизлияние после травмы и т. д.

Восстановление речи происходит у детей не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых людей. Однако нельзя полагаться только на высокие восстановительные способности детского мозга. Нужно лечить малыша и нужно с ним заниматься. В остром периоде лучше поместить ребенка в стационар, где он получит постоянное медицинское наблюдение, когда же состояние улучшится, можно лечить его амбулаторно, одновременно проводя с ним логопедические занятия.

В заключение хочется подвести небольшой итог.

Психическое здоровье ребенка, в том числе и развитие у него полноценной речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи. Логопеды утверждают, что 80% случаев заикания — невротического происхождения, а это значит, что нужно принимать меры к лечению любых невротических проявлений, снижению возбудимости детей. Разве установление режима, создание спокойной обстановки, общее укрепление нервной системы не в наших руках?! Подумайте, какой огромный процент речевых неврозов можно предупредить, если взрослые достаточно почувствуют свою ответственность за это!

Еще один вопрос. Когда мы говорили о лечении разных форм речевых расстройств, то все время подчеркивали необходимость длительной и систематической работы с ребенком. Это — основное условие, которое поможет вам справиться с бедой, если она случилась. Конечно, oт родителей и всех, кто работает с ребенком, требуется большое терпение и самодисциплина. Взрослые должны обратить самое серьезное внимание на состояние своей собственной нервной системы — невротический ребенок всегда приходит из невротической семьи. И если ребенка лечат, а дома он попадает в напряженную обстановку, где говорят на повышенных тонах, часты конфликты, люди нетерпеливы, резки, то результат лечения будет плохой. Взрослые не только в своих интересах, но и в интересах ребенка должны бороться со своими неврозами, брать себя в руки и сдерживаться от проявлений отрицательных эмоции, плохого самочувствия.

Дислалии, дизартрии, нарушения темпа и ритма речи, алалии, афазии — со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, но вы должны помогать малышу настойчиво, с любовью и верой в успех!

Источник: М. Кольцова «Ребенок учится говорить».

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Права и обязанности ребенка в семье Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду? Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям. Кто-то […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Самоукина игровые методы в обучении и воспитании Специальный курс обучения "Подготовка детей к обучению в школе" 1. Беседа о школе. Как называется ваша группа? Почему она называется подготовительная? Как вы готовитесь к школе? Зачем это нужно будет вам в школе? Зачем вообще дети учатся? Как называют детей в школе, […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]