Профессиональный стресс и способы его преодоления

Причины развития профессионального стресса и борьба с ним

Профессиональным называют стресс, полученный или получаемый на рабочем месте в связи с выполнением непосредственных трудовых обязанностей. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), профессиональному стрессу подвержены сотрудники, чьи обязанности не соответствуют их знаниям, умениям и профессиональным навыкам, подвергающиеся усиленному давлению со стороны коллег и руководства, а также – бросающие вызов трудной ситуации, с которой не в силах справится.

Причины профессионального стресса

Возникновению стресса на рабочем месте, способствует ряд причин, наиболее часто встречающихся в условиях профессиональной деятельности:

  • Конкретные условия труда. Многие профессии и отдельные трудовые задачи характеризуются уникальными условиями труда, которые не всегда совпадают с возможностями человека. Способность сотрудника справляться с отработкой необходимого количества рабочих часов, требуемой производственной скоростью выполнения поставленных задач и условиями труда, не всегда положительно характеризуется со стороны руководства.
  • Кроме того, физические и интеллектуальные возможности сотрудника не всегда могут соответствовать заявленным требованиям на должность. Такая картина зачастую приводит к риску возникновения профессионального стресса. Например, около 20% работников ночной смены испытывают психофизиологические дисфункции, в том числе – сердечно-сосудистые патологии.
  • Статус сотрудника на уровне организации. Роль в трудовой иерархии играет немаловажную роль для психоэмоциональной уравновешенности человека. Отмечено, что профессиональному стрессу больше подвержены руководители среднего звена, нежели чем высшее руководство или непосредственные исполнители. Связан такой эффект прежде всего с вертикальной напряженностью подчинения – крайне сложно найти компромисс между требованиями высшего начальства и исполнительностью непосредственных подчиненных.
  • Возможность развития карьеры и скорости продвижения по карьерной лестнице. Человеку свойственно стремиться вверх. Получить более высокую должность, значит обрести более широкие возможности и уровень финансовой обеспеченности. А для некоторых сотрудников – и поддержания своего эго. Отсутствие такой возможности является серьезным стресс-фактором.
  • Межличностные отношения с коллегами и руководством. Любой производственный процесс предполагает трудовые взаимоотношения, которые крайне редко становятся гладкими и взаимовыгодными. Данный фактор является самой частой причиной возникновения профессионального стресса.
  • Общий трудовой климат в организации. Общая политика профессиональных взаимоотношений задается генеральным руководством и распространяется на сотрудников через непосредственных руководителей. Как правило, чем больше организация и выше ее социальный рейтинг, тем тяжелее общий трудовой климат на рабочих местах.
  • Эмоциональный конфликт на основании соответствия трудовых обязанностей сотрудником и непосредственно выполняемым им задач. В отличие от первого фактора, когда человек умеет, но физически не может справляться с трудовыми обязанностями, здесь наблюдается полное несоответствие занимаемой должности. В условиях нашей страны это крайне редкий стрессовый фактор – как правило, чем ниже образование и выше должность при этом, тем сильнее устойчивость к стрессам.
  • В отличие от большинства развитых стран, в России, одной из основных причин профессионального стресса является низкий уровень заработной платы на фоне значительного объема возложенных трудовых обязанностей;
  • Индивидуальные рабочие условия носят весьма субъективный характер развития стресса. Зачастую стресс возникает от невозможности самореализации, раскрытия всех качеств сотрудника, непонимания профессиональных процессов, отсутствия четких алгоритмов выполнения трудовых задач, нелогичности указаний непосредственного руководства.
  • Завышенная трудовая нагрузка без увеличения оплаты за переработку. Такое явление очень часто встречается в российских условиях трудовой деятельности.
  • Постоянные угрозы со стороны руководства о предстоящем увольнении, очень часто встречаются на рабочих местах. Страх потерять работу как основной источник средств к существованию заставляет сотрудника мириться с неподходящими условиями труда и недостаточным уровнем заработной платы. Зачастую такое явление встречается в организациях сельской местности, где безработных всегда больше, чем свободных рабочих мест, тем более – с оптимальным уровнем заработной платы.
  • Сексуальные домогательства, к счастью, находятся на последнем месте как факторы стимулирующие риск развития профессионального стресса в нашей стране. Чаще всего такому воздействию подвергаются женщины, занимающие условно мужские должности и работающие в коллективе с преобладанием мужчин на рабочих местах. Как ни странно, такой проблеме подвержены, чаще всего, недавние выпускницы юридических учебных заведений, поступившие на службу в органы правопорядка.

Распространение профессионального стресса в России

На сегодняшний день, стресс является весьма распространенным и дорогостоящим явлением на рабочих местах. По данным проведенных социологических опросов в 2013 году, две трети всех сотрудников, независимо от места работы и занимаемой должности, сообщают о высоком уровне стрессовой ситуации на рабочих местах. Четверть из них утверждает, что рабочее место для них – источник стресса номер один.

В большинстве государственных организаций нашей страны стресс на рабочем месте, является основной причиной кадровой текучки, особенно это касается специалистов и руководителей среднего звена.

Мужчины и женщины подвержены стрессу в равной степени, однако женщины более чувствительны к межличностным проблемам, а мужчины – негативной оценке труда их профессиональной деятельности. Причем женская трудовая половина общества больше страдает от психических расстройств, возникших на фоне стрессового воздействия, а мужская – физических патологий. Связано это, прежде всего, с тем, что женщинам свойственно более активно выплескивать эмоциональные противоречия, а мужчины больше сдержанны, однако подобное терпение часто выливается в болезни сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочеполовой систем.

Люди, содержащие многодетные семьи в большей степени подвержены риску развития профессионального стресса, чем бездетные или предпочитающие одинокий образ жизни.

Преодоление стресса на рабочем месте

Самостоятельное управление стрессом и организационные изменения на рабочем месте – лучший ответ на вопрос «Как избежать стресса на рабочем месте?».

В первую очередь, необходимо определить причину, которая послужила развитию стрессовой ситуации – невозможно бороться или избегать того, чего невозможно осознать.

На следующем этапе нужно правильно оценить свои профессиональные возможности и внутреннее расположение к занимаемой должности. Возможно, придется в корне пересмотреть свое отношение к профессиональным обязанностям. Речь не идет об увольнении, хотя это будет являться самым кардинальным путем решения проблемы. Поэтому, если есть возможность сменить работу на более интересную и лучше оплачиваемую, будет правильно принять такое решение.

Еще один подход, который трактуют многие психологи – временно отойти от профессиональной деятельности. Порой, достаточно уйти в кратковременный отпуск и за время отсутствия проблема исчерпает сама себя. Если получение отпуска невозможно, по каким-то объективным причинам, может стоить рассмотреть вариант с больничным – существует множество «заболеваний», которые позволят получить больничный лист на вполне законных основаниях.

Однако если подобных возможностей нет, хорошим решением проблемы могут стать следующие условия, которые должны поспособствовать исключению основных стрессовых рисков:

  • Необходимо объективно оценить производственную нагрузку на рабочем месте и собственные ресурсы, направленные на ее выполнение.
  • Обеспечить чистоту и порядок на собственном рабочем месте. Расположение объектов должно быть таковым, чтобы появилась возможность максимально полезно использовать свое рабочее время.
  • Четко уяснить собственные рабочие обязанности и следовать им и производственным инструкциям.
  • Максимально комфортно проводить время, отведенное для личных нужд сотрудников – обеда, чайных или кофе-пауз, перекуров.
  • Необходимо стараться, как можно меньше, если того позволяет производственная необходимость, обсуждать свою трудовую деятельность с коллегами одного ранга. Для этих целей лучше обратиться к непосредственному руководителю, который точно знает, как сделать лучше.
  • На потенциально возможную перспективу лучше быть информированным о состоянии вакансий по аналогичной должности в соседних организациях. Возможно, увольняться и не придется, зато уровень душевного спокойствия возрастет.
  • Использовать в трудовой деятельности как можно больше современных средств массовых коммуникаций. Это действительно полезные и актуальные вещи.
  • В рамках трудовых обязанностей необходимо как можно более активно находить контакт с сотрудниками, трудовая деятельность которых, напрямую зависит от исполняемой.
  • Распорядок трудового дня – один из важнейших положительных аспектов организации трудовой деятельности, следование которому не позволит нарушить эмоциональное спокойствие сотрудника.

В практике психологов и психиатров существует некая шкала, цифровые показатели которой соотносятся с определенным негативным или позитивным событием в жизни человека. Чем тяжелее для эмоционального восприятия событие, тем выше балл по шкале.

Данная шкала дает возможность лучше осознать уровень возможного стрессового состояния, чтобы понять какие последствия могут грозить в последующем – затяжная физическая болезнь или сложное психопатологическое состояние.

Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов

В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов. С этой целью было проведено семинарское занятие, развёрнутый конспект которого представлен в данной статье. Он состоит из теоретической и практической частей, которые включают в себя данные научной литературы, тестирование, а также беседу (обсуждение проблемных ситуаций, обмен мнениями, варианты решения данных ситуаций).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

Что такое стресс, причины его возникновения

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 — 21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

Далее происходит краткое ознакомление педагогов с теорией канадского ученого Г.Селье, в частности, с тремя стадиями общего адаптационного синдрома (ОАС). (Приложение 1)

Признаки стресса

Они делятся на три категории:

  • физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
  • эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
  • поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

Люди делятся на несколько типов по отношению к стрессу и умению не допускать, чтобы он ими управлял. Есть опросник, ответив на вопросы которого можно определить к какому типу людей вы относитесь. (Приложение 2).

Последствия стресса

Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:

  • чувство опустошенности;
  • депрессия;
  • суицид;
  • шизофрения;
  • сексуальные расстройства;
  • неврозы;
  • физические боли и т.д.

Профессиональные стрессы

Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.

Помимо самих “стрессоопасных” профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:

  • неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
  • конфликт с начальником или коллегами;
  • недостаточная квалификация;
  • чувство перегруженности работой, переутомляемость;
  • слишком высокая или слишком низкая ответственность;
  • скука и т.д.

Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя воспринимать всё в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Её последствием является синдром опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение – это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.

“Группу риска” составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе, к процессу обучения.

Узнать, насколько вы близки к состоянию опустошения, также можно с помощью теста. (Приложение 3).

Способы преодоления стресса

  1. Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).
  2. Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т.д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).

Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных.

Как снять профессиональные стрессы

Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
  • Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Правила:

  1. Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  2. Вне работы о работе стараться не говорить.
  3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
  4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

А теперь я предлагаю Вам выполнить тест “Шкала профессионального стресса”, чтобы узнать, насколько Вы близки к состоянию профессионального стресса. (Приложение 4).

Способы борьбы со стрессом

  • Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  • Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  • Лекарственные настои.
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  • Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
  • Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

А теперь я предлагаю Вам обсудить некоторые ситуации.

1. “Первая фраза”

Вы идете по школьному коридору. Вам навстречу движется знакомый педагог, коллега по работе. Вы видите, что с ней что-то не так, какова будет ваша реакция на неблагоприятное, на ваш взгляд, состояние коллеги? А точнее, какова будет ваша первая фраза? (происходит обсуждение, педагоги высказывают своё мнение)

Чтобы в ходе разговора не остаться “внутри себя”, переживая только свои собственные состояния и настроения, необходимо, приближаясь к коллеге, внимательно посмотреть на ее лицо, походку, почувствовать ритмику ее движения, надо выйти за границы своего “Я” и приготовиться понять “Я” другого человека. Пусть Ваша первая фраза будет максимально соответствовать душевному состоянию Вашей собеседницы. Например, Вы скажете: “Ты прекрасно выглядишь! Как тебе это удается?” — эта фраза будет уместна в том случае, если Ваша партнерша по общению пребывает в хорошем расположении духа. Вы можете начать беседу и так: “Ты куда-то спешишь? Как у тебя дела?”. Возможно также, Вы увидите расстроенное лицо Вашей собеседницы. Тогда Ваша первая фраза будет следующей: “Что-то случилось? Тебе нужна моя помощь?”.

2. “Мария Ивановна”

Представьте себе ситуацию Вашего неприятного разговора, например, с завучем (методистом), условно названным Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с Вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой Вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает Вас. Это вредно для Вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но Вам это не удается. Ваши предложения.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить её. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте её размышления, её семейную ситуацию, наконец, её отношение к разговору с Вами. Это так называемый, метод интроспекции – человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но здесь важна объективность, возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. Через несколько минут такой игры Вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что Вы не замечали раньше. Т.е. Вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете её понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда Вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что Вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, Вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

3. “Нейтрализация”

У Вас должен состояться неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, нагрубившего Вам и т.д. Начинается беседа, Вы говорите с ней о воспитании сына в семье, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчеркиваете неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье ребенка. Неожиданно для Вас родительница показывает полное неприятие Ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что “воспитывать должны в детском саду”. В ответ Вы не можете сдержаться. И Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены. Как вам нужно было поступить, чтобы не допустить всего этого?

Упражнение “Резервуар”. В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, — Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседе.

А дальше можно использовать упражнение “Нейтрализация”. Оно направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию, оно нацелено на то, чтобы педагог не попал под влияние родителя, т.к. при потере самостоятельности и “подыгрывании” родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то педагог, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою “невиновность” в том, что ребенок плохо занимается и нарушает дисциплину. В другом случае, может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески его жалея, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но при реализации и той, и другой позиции, не происходит реального, содержательного взаимодействия и педагог остается один на один со своей проблемой. Основная цель общения педагога с родителем – объединение усилий педагогов и родителей в деле исправления трудного ребенка.

На первой фразе общения с родителем Вы реализуете действие “сопротивление” его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние “резервуара”. Не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам необходимо “продержаться” примерно 10 – 15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к детскому саду и лично к Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором – спокойно кивайте Вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как “Успокойтесь”, “Я вас слушаю”, “Я Вас понимаю”. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт “остывать”, его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

4. Но, если всё-таки у Вас не получилось это всё сделать, и остался неприятный осадок после такого разговора, что делать?

Упражнение “Настроение”. Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны. После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

Следующее упражнение, которое направлено на автокоррекцию собственных психологических состояний, сложных и конфликтных ситуаций, также поможет Вам в общении. Упражнение “Пресс”. Оно способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется практиковать перед работой в “трудной” группе, классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, т.к. психотерапевтический результат достигается только в том случае, если педагог умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” сметет всё на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам “сбрасывания” отрицательно загруженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и прочее).

Суть упражнения: педагог представляет внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Заканчивается упражнение расслаблением.

И в продолжение темы, относительно выхода отрицательной энергии, хотелось бы сказать, что энергетический потенциал педагога истощается и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личностной и эмоциональной самоотдачи. Поэтому для того, чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, педагогу необходимо своевременно “сбрасывать” психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, что для этого нужно делать, необходимо изучить самого себя.

Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают Вам хорошо отдохнуть, справа – те, которые способствуют улучшению Вашего настроения. А теперь подумайте, как бы Вы могли перестроить свой распорядок дня или недели, чтобы в свободное время можно было успеть заняться приятным для Вас делом. Это будет Вашим домашним заданием.

5.1.1. Профессиональный стресс

5.1.1. Профессиональный стресс

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека @@@@@1, 16#####.

В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив.

Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно также отнести отсутствие информации и отсутствие времени. Как полагают специалисты по профессиональным стрессам, последние два фактора являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

Английские психологи из Манчестерского университета составили шкалу стресса и риска алкоголизма и психических заболеваний для полутора сотен профессий. Степень стресса определялась по частоте сердечных приступов и других заболеваний, в частности алкоголизма, а также по частоте разводов и участия в дорожных происшествиях людей разных специальностей. Опасность развития профессиональных стрессов оценивалась по 10-балльной шкале.

На первое место по степени риска нервного стресса вышли шахтеры (8,3 балла) и полицейские (7,7 балла). Затем идут строители, журналисты и пилоты самолетов (по 7,5 балла). Довольно высокий показатель риска развития психических заболеваний у актеров, политических и общественных деятелей. Среди потенциальных алкоголиков на первое место выходят врачи, за ними идут журналисты, опережая даже работников правоохранительных органов. Самая спокойная профессия по всем показателям – у сотрудников библиотек (2,0 балла).[29]

Однако при выборе иных критериев стрессогенности профессий подобный список будут выглядеть по-другому.

Так, по данным Американского национального института охраны труда, проанализировавшим жалобы работников на стресс, первые места в списке занимают разнорабочие, секретари и офис-менеджеры. Отсутствие на первых позициях этого списка полицейских, пожарников и биржевых брокеров не означает, что последние не страдают от стресса, а лишь о том, что они реже жалуются на свою жизнь. Соответственно в списке другой организации – Американского института исследования стресса, где было учтено больше объективных стресс-факторов, первые места последовательно занимают учителя старших классов, полицейские и шахтеры.

Комментируя такое расхождение в оценках стрессогенности профессий, А. Элкинд отмечает, что уровень стресса может возрастать за счет двух факторов: тяжести психологического прессинга и отсутствия свободы в принятии решений @@@@@10#####. Отсюда понятно, почему разнорабочие и секретари занимают первые места в списке Института охраны труда: их работа не столь опасна, как у шахтеров, и не столь ответственна, как у авиадиспетчеров, однако они лишены свободы в принятии решений, получают маленькую зарплату, а их социальный статус низок.

Существует много способов анализа профессиональных стрессов, отличающихся концептуальными подходами. Известный российский специалист в области профессиональных стрессов А. Б. Леонова предлагает иерархическую модель анализа стресса, который включает в себя два уровня: макро– и микроанализа. На первом уровне выделяются стресс-факторы, являющиеся потенциальными источниками стресса, включая те характеристики, которые влияют на субъективную оценку ситуации (мотивационные установки, личностные диспозиции, доступный репертуар копинг-стратегий и др.). На уровне микроанализа детализируются представления о конкретных синдромах острых и хронических стрессовых состояний, отражающих специфику изменений в механизмах регуляции деятельности @@@@@8#####.

Н. В. Самоукина выделяет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс. Первая разновидность стресса, по ее мнению, возникает в условиях жесткого лимита времени, вторая разновидность – при реальной или предполагаемой опасности, а третья связана с проблемами делового общения @@@@@11#####. Данная классификация представляется нам не очень удачной, так как в названии первого и третьего вида стрессов обозначены причины их возникновения, в то время как название второго вида стресса обозначает форму его проявления.

В самом деле, любой производственный стресс является эмоциональным независимо от того, вызван ли он недостатком информации или коммуникативной компетенции. В то же время Н. В. Самоукина достаточно подробно описала в своей книге многие частные причины производственных стрессов:

+ профессиональный стресс достижения;

+ стресс конкуренции;

+ стресс, вызванный страхом совершить ошибку;

+ стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д. @@@@@11#####.

Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля:

1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);

2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т. д.);

3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т. д.);

4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, страх перед увольнением и т. д.);

5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т. д.);

6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения и т. д.).[30]

С нашей точки зрения, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека) @@@@@3##### (рис. 35).

Рис. 35. Причины производственного стресса.

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. В некоторых видах дельности эти вредные факторы действуют комбинированно – так, например, шахтеры работают в условиях замкнутого пространства, угольной пыли, высоких температур (в глубоких выработках) и психологического ожидания возможной аварии (взрыва метана, обвала горной породы и т. д.). Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу.[31]

К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач «скорой помощи»), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс-мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т. д.

Лица, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стрессов для сотрудников организации. Примером может служить стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.

Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников. Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него. Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д. Источником производственных стрессов может быть и состояние здоровья человека. Так, хронические заболевания могут приводить к стрессам, так как они требуют повышенных усилий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном статусе. Острые заболевания также служат источником переживаний как за счет соматопсихических связей, так и косвенно, «выключая» на время работника из трудового процесса (что влечет за собой финансовые потери и необходимость заново адаптироваться к производству). Международная организация труда оценивает ежегодные убытки, вызванные профессиональным стрессом, в 200 миллиардов долларов ежегодно @@@@@1#####. Совокупность большей части встречающихся причин производственного стресса отображена на рис. 29.

Некоторые виды деятельности могут приводить и к профессиональным и к бытовым стрессам – например, вождение автомобиля. С одной стороны, многие профессиональные водители испытывают стрессы, связанные с их работой, но подобные стрессы испытывают и миллионы людей других профессий, которые используют автомобиль для перемещения на работу или по своим делам.

Например, в Интернете был опубликован опрос немецких психологов, экспертов журнала «Young Help», согласно которому на первом месте среди стрессогенов стоят автомобильные пробки (95% респондентов), на втором – дорожные работы (91%), на третьем – поиск парковки (91%). Любопытны гендерные различия в реакции на происходящее в пути. Женщин больше нервируют бессмысленные попытки обгона в плотном потоке, мужчин – помехи, вызванные дорожными работами. Мужчины гораздо чаще сохраняют спокойствие в том случае, если сбились с пути, тогда как женщины чаще считают такую ошибку оскорбительной для себя.

Аналогичные исследования психологов из Великобритании показывают, что для англичан дорога на работу и обратно вызывает стресс не меньше, чем сама работа. Таких в опросе оказалось 44%. Результаты российских опросов показывают, что среди причин «стресса водителя» на первом месте располагаются автомобильные пробки, на втором – неадекватное поведение других участников движения – автомобилистов и пешеходов. Чуть реже виновниками нервных срывов становятся представители ГИБДД, неполадки в автомобиле, светофоры, расставленные слишком густо, и незнакомые маршруты. В то же время раздражающим фактором может быть и дорога, по которой приходится ездить изо дня в день, ибо предсказуемость процесса подавляет живое, заинтересованное отношение к движению.[32]

Другие статьи

  • Симптомы хронического гепатита с у детей Хронические гепатиты у детей Что такое Хронические гепатиты у детей - Хронический гепатит у детей – хроническое диффузное воспалительное поражение печени, которое длится минимум пол года. В основном это заболевание наблюдают у подростков и молодых людей до 20 лет. Но […]
  • Симптомы вирусной пневмонии у детей Пневмония у детей Одним из наиболее опасных заболеваний у малолетних детей является пневмония (воспаление легких). Она опасна прежде всего серьезными осложнениями, приводящими нередко к инвалидности и даже смерти ребенка. Ежегодно в мире регистрируется около 155 […]
  • Можно ли скумбрию ребенку 1 год Скумбрия для детей Рыба – продукт, пользу которого трудно переоценить. Ребенок знакомится с ее вкусом уже в первый год жизни. Но далеко не каждый сорт можно вводить в детский рацион в столь раннем возрасте, поскольку некоторые виды рыбы содержат слишком большое […]
  • Можно ли ребенку клотримазол Мазь "Клотримазол" для детей:инструкция по применению Заболевания кожи могут вызываться не только бактериями, но и грибками. И при такой инфекции наиболее востребованы местные средства, способные уничтожать грибки. Одним из них является Клотримазол. Он выпускается во […]
  • Ребёнок не хочет спать в садике Ребенок не спит в детском саду Первые месяцы посещения детского сада не всем детям даются просто. Расставание с мамой, смена домашней обстановки на незнакомое помещение детсада, новые лица, новая пища и отличный от домашнего режим дня приводят ребенка в состояние […]
  • Гбу сон со центр социальной помощи семье и детям Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района Санкт-Петербурга СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района Санкт-Петербурга» предоставляет социальные услуги следующим категориям населения: Семьи с несовершеннолетними детьми, […]
Смотрите так же:  Аутизм большой