Профилактика конфликтов у детей младшего школьного возраста

Профилактика конфликтности детей младшего школьного возраста посредством сказкотерапии

В младшем школьном возрасте проблема профилактики конфликтов оcобенно актуальна. В этот период дети учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания. Поэтому очень важно обучать их умениям конcтруктивно разрешать возникающие конфликты.

По мнению Б. И. Хасана, «конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [5, с. 103].

Профилактика – это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [4].

Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые приводят к деструктивному развитию противоречий между ними [1, c. 96 ].

В своей деятельности, социальный педагог и педагог-психолог могут использовать следующие методы: ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств), игры-испытания, релаксационные упражнения, приемы сказкотерапии.

Прием сказкотерапии – это одно из направлений арт-терапии. Посредством сказкотерапии можно разрешать эмоционально-личностные и поведенческие проблемы ребёнка. Сказкотерапия означает «лечение сказкой». По мнению Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевой, когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими. Вовремя рассказанная сказка для ребёнка значит столько же, сколько психологическая консультация взрослого. Отличие только в том, что от ребёнка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идёт на внутреннем, подсознательном уровне [2, с.79]. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [3, с.78].

В работе со сказкой могут использоваться следующие приёмы:

рисование, лепка по мотивам сказки. Можно инсценировать сказку, это даёт каждому участнику прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть их, помогает осознать собственный эмоциональный мир.

Работа с куклами помогает ребёнку корректировать свои достижения и делать поведение куклы максимально выразительным, формировать и проявлять через неё свои эмоции.

Рассказывание сказки. В процессе рассказывания и анализа сказки ребёнок при поддержке взрослого формирует своё отношение к той или иной проблеме, ситуации, герою. Развивается как когнитивный компонент отношений ребёнка (через познание себя и других), так и эмоциональный (с помощью сопереживания героям сказки).

Переписывание сказки. Переписывая или дописывая сказку, ребёнок выбирает наиболее соответствующую концовку сказки. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения, тревоги, страха. В этом – психокоррекционный смысл переписывания сказок. Можно предложить придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в сказочной ситуации, а также придумать продолжение к сказке в зависимости от выбранного поведения. С помощью данного приёма дается возможность агрессивному ребёнку увидеть различные варианты поведения, а также проследить последствия того или иного выбранного поведения.

Сочинение сказок. Примерная схема, используемая при сочинении сказок: выбор главного героя (желательно дать ему имя), создание места, в котором приятно находиться герою, выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют), описание любимых и нелюбимых занятий главного героя, рассказ о главной мечте (желании) героя, рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?) Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?).

Метод сказкотерапии позволяет решать ряд психологических проблем, возникающих у детей младшего школьного возраста. Помогает преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами, помогает ребёнку обрести уверенность в себе, излечить детские страхи, приобрести социальные навыки, отображает конфликт ребёнка и дает возможность размышлять над ним.

1. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: ВЛАДОС, 2005. 208с.

2. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.; Ось-89, 2007. 144с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: «Златоуст», 1998. 352с.

4. Ожегов C. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-во: ИТИ Технологии, 2008. 944 с.

5. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 250 с.

Профилактика межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста в школе

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Сущность понятий «конфликт» и «межличностный конфликт» в научной литературе. Первичная диагностика межличностных конфликтов у младших школьников и направления ее профилактики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Профилактика межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста в школе

психологический педагогический межличностный конфликт

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема конфликта является актуальной как в педагогическом процессе, так и в повседневной жизни. Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое другое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов различного характера. На межличностный конфликт смотрят сегодня как на весьма значимое явление в сфере образования, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание.

По мнению Ю.Ф. Лукина, сфера образования является одной из самых конфликтных в жизнедеятельности общества. Проблемы взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Школьные конфликты служат причиной многих негативных явлений.

В младшем школьном возрасте проблема профилактики конфликтов, на наш взгляд, особо актуальна. В этот период дети делают первые шаги к взрослой жизни — учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания и т.д. Поэтому им необходимо уметь конструктивно конфликты, чему и способствует профилактика.

В настоящее время выявлено противоречие между возрастающими требованиями учебного процесса и недостаточными функциональными возможностями младших школьников. Кроме того, в научной литературе нет точных данных, касающихся умений разрешать конфликты. Не выработана основная стратегия педагогической и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной для себя конфликтной ситуации, которая позволила бы организовать их нормальное психическое развитие. Однако, как известно, неразрешенные проблемы и конфликты способствуют расстройству психики.

В связи с этим именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты. В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы.

Традиционно конфликты детей рассматриваются как явления, связанные с отклонениями от так называемого нормативного поведения, нарушающего нравственные и правовые нормы (Л. Козер, А.Н. Личко). Конфликты изучаются также в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (А.С. Белкин, В.Н. Гуров, Д.И. Фельдштейн).

Конфликты в известных научных источниках определяются с позиции общей характеристики, где делается акцент на стихийно возникающих ситуациях. Они отражают отношение ребенка с окружающими. Однако, анализ конфликтов с позиций уровня развития младших школьников в настоящее время отсутствует. Нет четких данных, определяющих значимость конфликтных проявлений в развитии детей [24].

Объект исследования: процесс профилактики межличностных конфликтов у младших школьников.

Предмет исследования: содержание профилактики межличностных конфликтов у младших школьников в школе.

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.

1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

2. Проанализировать понятия «конфликт» и «межличностный конфликт» в научной литературе.

3. Определить направления профилактики межличностных конфликтов у младших школьников.

4. Проанализировать деятельность специалистов МБОУ СОШ № 10 по профилактике межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.

5. Провести первичную диагностику уровня межличностных конфликтов у младших школьников.

· Теоретические: изучение и анализ литературы; индукция; классификация.

· Эмпирические: проективные методики, тестирование, анкетирование.

База исследования: МБОУ СОШ №10.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.

Глава 1.Теоретические основы профилактики межличностных конфликтов у младших школьников в школе

психологический педагогический межличностный конфликт

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6 -7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I — IV классы) современной школе [16].

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу [26].

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Смотрите так же:  Почему у ребенка горят щеки

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена референтной группы.

6. Происходит смена распорядка дня.

7. Укрепляется новая внутренняя позиция.

8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми [11].

Характеристика младшего школьного возраста глубоко и содержательно представлена в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей. В этот период происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок — взрослый — задача»).

В сфере «ребенок-взрослый» помимо отношений «ребенок — родители» возникают новые отношения «ребенок — учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, — ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации ребенка. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам [11].

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности -игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении [27].

Внутри учебной деятельности развиваются другие виды деятельности, психологические процессы и свойства личности. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом. Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. Формирование учения — процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых — педагогов и родителей.

Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний [39].

Учебная деятельность имеет определенную структуру, следующие компоненты учебной деятельности выделены Д.Б. Элькониным:

1. Мотивация т.е. наличие комплекса учебно-познавательных мотивов, в основе которых познавательные потребности и потребность в саморазвитии (т.е. сформированность интереса к процессу учебной деятельности и к содержательной стороне деятельности «что изучается и как изучается»);

2. Учебная задача — то есть система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия (например, вставить пропущенные буквы — это задание; задача — знать и применить правило).

3. Учебные операции — формирование образца усваиваемого действия и воспроизведение этого образца (они формируют представление или предварительный образ усваиваемого действия и способствуют воспроизведению образца).

4. Контроль — это сопоставление воспроизведенного действия с образцом. (т.е. правильность и полнота выполнения учебных действий, самоконтроль собственной учебной деятельности).

5. Оценка — определение результативности работы, правильности, качественности и содержательности ее выполнения [39].

По мнению В.В. Давыдова, учебная деятельность имеет специфическое содержание — это развитые формы человеческого сознания (научного, художественного, нравственного). Предметы науки и культуры — теоретические, абстрактные и требуют особого к себе отношения. Именно теоретическое отношение к действительности — проникновение во внутреннюю сущность вещей и адекватные этому способы ориентации (направленность на овладение новыми способами действий, новыми способами преобразования изучаемого объекта) — важнейшая, специфическая потребность и мотив учебной деятельности [14].

Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности [25].

Понятие «задачи возраста» введено в педагогику А.В. Мудриком. Оно означает, что на каждом этапе жизни перед человеком встает целый ряд особых задач, решение которых объективно необходимо для его дальнейшего развития.

Эти задачи принимают вид портрета идеального сверстника, требований, которым должны соответствовать физический и нравственный облик, социальное поведение, знания, достижения, положение в обществе человека. Основные задачи развития в младшем школьном возрасте, которые должен решить ребенок.

· психологическая адаптация к школе;

· овладение способами самоорганизации, саморегуляции своего поведения

и рационального взаимодействия со временем;

· освоение пространства школы;

· овладение основами научного мышления и учением как актуальной сферой самореализации;

· первоначальная систематизация и объективация знаний, полученных до школы, в школе, и вне ее.

· формирование умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других;

· формирование специфического отношения к учителю как к носителю знаний;

· совершенствование способности к деловому, функциональному общению со взрослыми;

· преодоление возрастного эгоцентризма;

· совершенствование умения эффективно взаимодействовать в группе сверстников, уживаться в ней;

· разрешение противоречий возраста (среди которых главное — между позицией «ребенок» и позицией «ученик»).

· Успешное решение задач возраста возможно при наличии следующих условий:

· посильность преодолеваемых трудностей, их адекватность индивидуальным особенностям ребенка;

· разнообразие, эмоциональная и интеллектуальная насыщенность его деятельности;

· очевидное признание окружающими успешности реализации ребенком позиции ученика;

· расширение собственного пространства жизни ребенка;

· сохранение здоровья (остроты зрения, осанки и пр.) и дальнейшее развитие организма определенного возраста и пр. [25].

Помимо этих общих выявляются и особые задачи для детей младшего школьного возраста. Например, для каждого первоклассника важно научиться слушать и слышать учителя, даже когда тот ни к кому персонально не обращается; приучить себя с интересом выполнять не только легкие, но и сложные задания [8].

Основные новообразования личности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте можно отследить такие новообразования как рефлексия, внутренний план действий, качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности [16].

Самое существенное в учебной деятельности — это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. Ребенок овладевает умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и решением задач. Новая социальная ситуация требует от ребенка организованной произвольности, ответственности за дисциплину, а так же за умственное развитие. Притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей [9].

Возраст сенситивен к развитию умения учиться, к развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов, к закреплению мотива достижения успехов, к развитию предпосылок теоретического мышления, к развитию двигательных навыков.

Познавательные процессы приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными, продуктивными, устойчивыми. Ребенок учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский). Оно начинает определять работу других функций сознания, перестраивает познавательные процессы «Память становится мыслящей, а восприятие — думающим» (Д.Б. Эльконин) [9; 39].

Особенности потребностно-мотивационной сферы.

Ребенок начинает руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, способами поведения.

Основные потребности: потребность в движении, игровой деятельности, в новых впечатлениях, самооценке, познавательные потребности, потребности в признании, одобрении значимых взрослых, потребность в прочных дружеских контактах со сверстниками.

У младшего школьника происходит развитие мотивации достижения успехов. Важным условием для этого является доверчивость, их послушание и открытость к воздействиям взрослых, восприимчивость поощрений и наказаний. Возникает новый уровень самосознания детей — «внутренняя позиция». Эта позиция представляет осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам — такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Происходит дальнейшее развитие половой идентификации, различные чувства ответственности и чувства сопереживания другому [23].

Таким образом, младший школьный возраст — период жизни от 6 -7 до 10 лет, который определяется обстоятельством поступления ребенка в школу.

Социальная ситуация развития данного возраста характеризуется тем, что ребенок включается в новый для него вид деятельности — учебную, он приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется на системы: «ребенок — учитель», «ребенок — родитель» [6].

Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

В младшем школьном возрасте можно отследить такие новообразования как рефлексия, внутренний план действий, качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.

1.2 Анализ понятий «конфликт» и «межличностный конфликт» в научной литературе

Слово «конфликт» происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как многие понятия конфликт имеет множество определений.

В психологии под «конфликтом» понимается противостояние или столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения — коммуникации [21, с.151].

Конфликт — это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон [21, с.113].

Смотрите так же:  Важность занятий по развитию речи в дошкольном возрасте

Конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Это явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликт прогнозируем и подвержен регулированию [5, с. 21].

Конфликт — предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [7, с.131].

Американский социолог Л. Козер определяет понятие «конфликт» как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, вскрывают дорогу инновациям [22, с.10].

Таким образом, конфликт — обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

Конфликты можно классифицировать ряду признаков.

1. По признаку сферы проявления конфликты могут быть:

2. По степени длительности и напряженности:

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Великолепная статья, все четко по делу. Наилучшие пожелания авторам этой статьи!

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные и социально-коммуникативные потребности: неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением. Понимая, что именно в младшем школьном возрасте активно формируются основные качества личности ребенка, и, учитывая возможности детей с особыми образовательными потребностями, особенную значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты (Соколова Н.Д., Григорьева Л.Г., Анцупов А.Я., Шипилов А.И.). В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не всегда готовы. Разрешение конфликтных ситуаций сталкивается с проблемой ребенка имеющего особенности развития, овладения механизмами социальной адаптации [3].

Целью нашего исследования было — разработать комплекс мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте для детей с особыми образовательными потребностями.

Для решения проблем бесконфликтной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду, мы должны были определить уровень их конфликтности.

Исследование проводилось в два этапа. Констатирующий этап эксперимента в октябре – декабре 2017г., формирующий этап – в январе-марте 2018 г. Экспериментальной площадкой являлось МБОУ «Гимназия № 11» г. Махачкалы. В исследовании принимало участие 16 человек 10-11 лет, учащиеся двух 3-их классов этой школы. Все этапы работы проводились в присутствии социального педагога, психолога и основных педагогов классов. Отобранные дети были отнесены к категории детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с данными школьного врача, педагогов и родителей.

Четверо детей – слабовидящие. У них определено значительное снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05 — 0,2 или выше 0,3 при значительном нарушении других зрительных функций. Два ребенка по данным психолога относятся к категории ЗПР. Один ребенок – педагогически запущен. Один ребенок проявляет нарушения, которые можно отнести к изменениям аутистического спектра. Восемь детей — с хронически нарушенной соматикой, что связанно с их периодическими медицинскими обследованиями, лечением, отрывом от школьной среды. У 5 -ых из них заболевания органов дыхания, у 2-их нарушения желудочно-кишечного тракта, 1 ребенок с диагнозом сахарный диабет.

Для определения уровня конфликтности младших школьников изучаемого контингента нами использовались следующие методики: Анкета, направленная на диагностику детьми младшего школьного возраста знаний о конфликтах; Тест на оценку поведения в конфликте (методика К.Томаса); Проективная методика «Несуществующее животное» интерпретированная М.З. Дукаревич; Графическая методика «Кактус»; Методика «АРТ»; Тест «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Подбор методик осуществлялся по возрастному принципу, с учетом индивидуальных особенностей детей исследуемой категории [1].

По результатам анализа анкет, бесед с экспертами и самими респондентами мы смогли сделать вывод, что большинство учеников не имеет представления о том, что такое конфликт, не могут назвать причины конфликтов, в случае не правоты оппонента выясняют отношения, спорят и др., не стремятся к поиску мирных средств для разрешения конфликта. У большого числа детей (48%) конфликты со сверстниками возникают довольно часто. Наиболее часто (у 26% детей) называемой причиной конфликтов является грубость и оскорбления.

Анализ продолжительности конфликтов со сверстниками показал, что у 50% (8 чел.) конфликты со сверстниками непродолжительны. Лишь 4% (1 чел.) отмечает, что может подолгу сохранять конфликтность со сверстниками. Это может быть обусловлено стремлением быть принятым в группу референтных сверстников, и началом формирования первых устойчивых дружеских отношений.

Проективная методика проводилась со всеми детьми, не только отобранными для экспериментального исследования. Мы пытались определить одновременно и разницу между детьми отобранной категории и основным контингентом. Анализ рисунков детей позволил выявить определенную закономерность. Прежде всего, что конечно интересовало нас больше — склонность к агрессии однозначно проявилась у детей нашей отобранной экспериментальной группы. И второе – что не было задачей нашей работы, но однозначно показалось интересным и может стать проблемой отдельного изучения — большую агрессию проявили дети из неполных семей или из семей, где мать или отец состоят в повторном браке. Предположительно это связано с тем, что у ребенка отсутствует опора на семью, утрачена и не восполнена эмоциональная связь с одним из родителей.

Рисунок 1. Результаты диагностики » АРТ «

По результатам обработанных данных рисунков, мы диагностировали высокий показатель таких качеств личности испытуемых, как: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревожность, экстравертированность, интровертированность. Так же было выявлено, что в основном проявляется средний уровень тревожности.

Методика «АРТ» (рис.1) позволила выявить агрессивность каждого из испытуемых — прямую и скрытую агрессию, конфликтность поведения в социальной группе, особенности общения, реакции в конфликтной ситуации. Оказалось, что 38% — 6 учащихся склонны к рациональному разрешению конфликтной ситуации — это сотрудничество, компромисс, стремление к диалогу. У 25% (4 детей) проявляется склонность к разрешению конфликта путем его обострения, соперничества. Столько же детей стремятся к пассивному разрешению конфликта путем уклонения, приспособления. Оставшиеся 12% учащихся склонны к агрессивному разрешению конфликта.

При проведении теста «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) принимали участие 8 человек (остальные отсутствовали по объективным причинам).

Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Оказалось, что у детей преобладает прямая вербальная агрессия (рис.2). Так же нужно отметить, что уровень несдержанности респондентов превышает 20 баллов, а это интерпретирует уровень агрессии, как выше среднего. Для детей с высоким уровнем конфликтности свойственны мелочные придирки, стремление найти поводы для споров, большая часть которых излишня. Они любят критиковать, но только когда это выгодно им, стремятся навязать свое мнение, даже если они не правы, проявляют демонстративность. 37% детей имеют средний уровень конфликтности.

Рисунок 2. Показатель выраженности конфликтности

18% детей исследуемого контингента не склонны к конфликтам. Они умеют их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда им приходится вступать в спор, они склонны учитывать, как это может отразиться на их отношениях с окружающими, так как стремятся быть приятны и конформны.

Проведенное исследование особенностей отношений в группе младших школьников с особыми образовательными потребностями и их поведения в ситуации конфликта, позволило сделать несколько выводов.

Как оказалось, межличностные конфликты среди детей исследуемого контингента возникают довольно часто, отличаются небольшой продолжительностью, при этом дети часто отрицают свою причастность к их возникновению и отмечают основными их причинами несправедливые поступки других участников. У детей отсутствует информация о конфликтах, они не умеют их конструктивно завершать и эффективно разрешать.

Значительное число младших школьников с особыми образовательными потребностями имеет высокий уровень конфликтности, то есть им свойственно стремление найти повод для споров, к критике, стремятся навязать свое мнение, даже если они не правы. Для большинства исследуемых детей оказалась характерна активная позиция поведения в конфликте, целью которой является поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, но при этом стремление при взаимодействии настаивать на своем. Хотя несколько детей и продемонстрировали стратегию избегания и комформизма, подобное поведение не было эффективным и не способствовало конструктивному разрешению ситуации.

Анализ наличия взаимосвязи между склонностью к конфликтному поведению и проблемами развития и здоровья показал, что склонность к агрессии проявилась больше у детей с особыми образовательными потребностями. Проведенные диагностические мероприятия продемонстрировали, что склонность к межличностным конфликтам детей исследуемого контингента может не позволить им контролировать свои поступки и эмоции, не все учащиеся могут разрешить конфликт конструктивно.

Таким образом, определена потребность детей изучаемого контингента в профилактике конфликтов и формировании умений их эффективно разрешать.

Список литературы

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.

Смотрите так же:  Как часто стул у 7 месячного ребенка

Мясищев В.И. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.

Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для студентов и воспитателей / Л.М. Фридман. — М.: Издат. Института Психотерапии, 2009. — 480 с.

Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия — Новосибирск: СибАГС, 2000. — 171 c.

Профилактика конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста, нуждающихся в социальном обслуживании

Дата публикации: 22.04.2015 2015-04-22

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Маврин С. А., Русакова Е. Р. Профилактика конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста, нуждающихся в социальном обслуживании // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1121-1123. — URL https://moluch.ru/archive/89/17686/ (дата обращения: 27.02.2019).

В настоящее время в культурных, экономических и социальных сферах глубоко укоренилась глобальная проблема — жестокого обращения по отношению к детям. Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: насилие над детьми (англ. abuse — насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. maltreatment -плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

В своей работе Е.Н Волкова приводит данные демографической статистики, характеризируют «социальное здоровье» детей и подростков:

около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются (на них приходится 40 % всей «несовершеннолетней преступности); более 2 млн. детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот превысило 650 тыс. (95 % из них — это социальные сироты). Эти и многие другие явления часто обусловлены различными видами насилия, с которыми сталкивается ребенок [3].

В Омской области в течение 2010 года в ходе проведения профилактических мероприятий сотрудниками УВД поставлено на учет 2525 неблагополучных родителей. В связи с угрозой жизни и здоровью ребенка из семей изъято 411 детей, в отношении 89 родителей возбуждено уголовное преследование, из них: 35 чел. — за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением (ст.156 УК); 33 чел. — за нанесение побоев (ст.116 УК РФ); 10 чел. — за угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью ребенка (ст.119 УК РФ); 5 чел. — за преступления против половой неприкосновенности (ст.ст.130,131,132 УК РФ); 3 чел. — за причинение детям тяжкого вреда здоровью (ст.111 УК РФ); 2 чел. — за истязание ребенка (ст.117 УК РФ); 1 чел.– за оставление в опасности (ст. 125 УК РФ) [4].

В России единого похода к определению понятий «жестокое обращение» и «насилие» не существует, порой одну проблему определяют разными понятиями. В СССР вплоть до середины 80-х годов XX в. врачи придерживались мнения, что проблемы жестокого обращения в семье не существует. Термин «жестокое обращение с детьми» как конкретное юридическое понятие впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1986 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. Педагогический энциклопедический словарь определяет жестокое обращения с детьми как «умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка» [2, с. 84]. Согласно «Словарю русского языка» С.И Ожегова термин «насилие» может быть истолкован как: 1) принуждение, понуждение, притеснение давление, нажим, применение физической силы; 2) принудительное воздействие на кого-либо; 3) притеснение, беззаконие [6].

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства (С. А. Беличева, Е. Н. Волкова, Е. М. Вроно, И. Н. Григович и др.).

Научные труды Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. В. Лодкиной, А. А. Реаном, обращены к проблеме жестокого обращения с детьми в социальной педагогике, а так же возрастной психологии. Многие вопросы семейного воспитания вслед за А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, В. А. Сухомлинским рассматрели В. М. Коротов, Н. Н. Монахов, А. О. Пинт и др. Сущность профилактики домашнего насилия над детьми, технологии её осуществления раскрываются в трудах М. А. Беляевой, М. Н. Бессоновой, М. Ф. Черкасовой.

Ежегодно на планете погибает более 500 тыс. человек, и еще большее число получает телесные повреждения без латентного исхода в результате коллективных межличностных конфликтов. Жестокое обращение может быть двух типов: явное и скрытое (косвенное). Все виды жестокого обращения с детьми наносят глубокие шрамы. Некоторые из этих шрамов могут быть физическими, но эмоциональные травмы не менее важны, они имеют долгосрочные последствия, влияют на всю оставшуюся жизнь, нарушают душевное здоровье ребенка, искажают самосознание, подавляют способность иметь здоровые отношения с другими людьми, способность нормально функционировать дома, в школе. Последствия жестокого обращения различны. Они могут проявляться в отсутствии доверия окружающим, в этом случаи возникают трудности построения отношений с окружающими. Трудности порождают межличностные конфликты. Особо ярко они проявляются в школе.

Наше исследование проходило на базе БОУ «Школы — интернат среднего общего образования № 9» г. Омска, в ней обучаются исключительно мальчики окончившие 1 ступень обучения (начальную школу). Участники программы являются дети из многодетных и малообеспеченных семей, проживающие и обучающиеся на территории Советского административного округа города Омска.

Программа предполагает социально — педагогическую профилактику конфликтов между школьниками подросткового возраста из семей, находящихся в социальном обслуживании. Основное внимание в данной программе, направленной на снижения уровня агрессии. Цель заключается в снижение уровня агрессии в ситуациях связанных с проблемами межличностного общения. Задачи:сформировать негативное мнение у учащихся ко всем формам межличностных конфликтов; создать условия для психологической, педагогической социальной и поддержки обучающихся; осуществлять консультативно-профилактическую работу с учащимися, педагогами и родителями, педагогических работников, родителей; способствовать формированию устойчивых взглядов учащихся на конструктивное разрешение конфликтов в семье и школе.

Основными направлениями деятельности выступают: ознакомление учащихся с формами бесконфликтного общения и его последствиями; профилактика адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях; пропаганда здорового образа жизни.

Программа социально-педагогической профилактики конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста рассчитана на три календарных месяца, в течение учебного полугодия занятия проводятся в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом. Для осуществления программы необходимо материальное обеспечение. Технические средства такие как компьютер, фотоаппарат, штатив, проектор, фильмы, презентации, а так же тематические анкеты, тесты, методические материалы (игры, тренинги, практические упражнения).

Прежде решения проблемы ребенка, начинается с диагностирования проблемы. Первичной и контрольной диагностики выделены два занятия. Они позволяют отследить отношение участников к данной проблеме.

Программа состоит из теоретической части, занятия которой дают возможность познакомиться участникам между собой, прослушать лекции. Практической части занятия дают возможность участникам получить практические навыки по сплочению коллектива и построению эффективного командного взаимодействия; занятия способствуют формированию нравственных качеств детей, включению их в ситуации позитивного межличностного взаимодействия.

Занятия проводятся как в индивидуальной, так и групповой форме в форме лекций, тренинга. В беседах участвует социальный педагог, педагог-психолог.

Ожидаемый результат: уменьшение количества конфликтов между детьми; увеличение количества детей, получивших достоверную информации о путях конструктивного разрешения конфликтов; формирование негативного общественного мнения по отношению к межличностным конфликтам; формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности; отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.

Таким образом, можно заключить, что программа социально-педагогической профилактики конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста, нуждающихся в социальном обслуживании структурно может быть представлена совокупностью таких компонентов, как целеполагание, содержательный, деятельностный и оценочно-результативный. Ее содержание предполагает диагностику, воспитание и просвещение.

1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2005. — 256 с.

2. Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.

3. Волкова Е. Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления // Под. ред. Е. Н. Волковой. — Спб.: Питер, 2008. — 240 с.

4. Жестокое обращение с детьми [Электронный ресурс] // Правовой портал для подростков и молодежи, для педагогов и родителей. URL: http://www.scdk.ru/index.php?id=316&option=com_content&view=article (дата обращения 13.03.2015)

5. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.

Другие статьи

  • Доронова тН Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Доронова, Т.Н. […]
  • Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду Программа развития речи дошкольников. Ушакова О.С. 4-е изд., перераб. - М.: 2017 - 96 с. Программа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся […]
  • Танакан таблетки для детей инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые оболочкой кирпично-красного цвета, круглые, двояковыпуклые; на изломе светло-коричневого цвета, со специфическим запахом. Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза […]
  • Синекод сироп от кашля инструкция по применению для детей Синекод сироп - официальная* инструкция по применению Инструкция по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: СИНЕКОД® Международное непатентованное наименование: Бутамират. Химическая структура: […]
  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]