Профилактика стресса семья

Профилактика учебного стресса у обучающихся

«Стресс – это аромат и вкус жизни, полностью

избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.

Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок»

Современный человек постоянно испытывает психологическое напряжение, обусловленное действием негативных влияний и их последствий. Причем, не важно происходит ли событие на самом деле или с ним ещё предстоит столкнуться, или всё уже произошло. Наше сознание теснейшим образом связано с работой нашего тела, которое не понимает разницы между настоящим прошлым и будущим. В сознание человека всё происходит прямо сейчас. Если сознание оценивает событие как угрожающее, так на уровне тела сразу начинается выработка адреналина. Организм занимает «боевую готовность», реагируя биохимические изменения. Психологическое напряжение часто объединяют с понятием «стресс». В этом состоянии можно оставаться очень долго, не отдавая себе в этом отчета. Испытывать или не испытывать стресс – это выбор самого человека. Но в любом случае нужно уметь распознать и нейтрализовать возможные последствия.

Современные дети, подростки находятся в подобном положении. Они тоже испытывают стресс. Этот стресс можно квалифицировать, как учебный стресс. Учебный стресс включает в себя компоненты физиологического, информационного и эмоционального стресса. Обучение – это крайне энергозатратный процесс. Например, экзамен является важнейшим этапом процесса обучения. Специфика экзамена состоит в том, что вызывает эмоциональную напряженность у студентов. Это обуславливает необходимость внимания к нему не только педагогов, но и психологов. Поэтому, на сегодняшний день особенно важна интеграция усилий педагогики и психологии, в части того, чтобы реализовать психологические знания в повседневной жизни школы и каждого ученика.

Методы профилактики стресса

Образом жизни конкретного человека являются все его действия в течение дня, месяца и вообще всей жизни. В понятие образа жизни входит множество составляющих, в том числе как он начинает свое утро, трудовую деятельность, характер питания, физическая активность, взаимоотношения с окружающими, реакция на стресс и многое другое. Образ жизни зависит от каждого конкретного человека, будет ли он здоровым, активным или нездоровым, пассивным. Существует 3 других метода.

Противострессовая переделка дня. В повседневной жизни многие из нас регулярно допускают одну и ту же ошибку: вернувшись домой после интенсивной трудовой или учебной деятельности, мы продолжаем находиться в состоянии возбужденности, нервозности и дома. В результате даже те члены семьи, у которых был относительно спокойный день, подвергаются воздействию тех стрессовых факторов, от которых не смог отрешиться один из них. Дома каждый хочет и должен быть самим собой и не должен мешать это делать другим членам семьи. Домашний очаг должен быть для человека самым комфортным местом, он должен быть в этом всегда уверен. Помня об этом, несложно понять, что привычка приносить домой стресс разрушает семью, превращает домашний очаг в еще одно поле битвы и дополнительно усугубляет стрессовую ситуацию. Поэтому, приходя домой после трудового дня, насыщенного различными событиями, желательно потратить небольшое количество времени (10–15 мин) на релаксационные упражнения.

Первая помощь при остром стрессе.

Острый стресс развивается в том случае, если человек неожиданно оказался в стрессовой ситуации (взыскание на работе, нелицеприятное высказывание сослуживца, ссора дома, неожиданное известие о болезни или другой неприятности кого-то из близких). На первом этапе человеку необходимо понять, что у него начинается стресс, только после этого он сможет начать осознанные действия по предотвращению его дальнейшего развития. Волевым усилием необходимо приостановить собственное дальнейшее вхождение в стрессовое состояние. Для выхода из состояния острого стресса необходимо подобрать индивидуальный метод самопомощи. В большинстве случаев те, кто использует такие приемы, имеют универсальный метод для различных стрессовых ситуаций. Зная такой способ и будучи в нем уверенным, человек в критической ситуации сможет быстро сориентироваться и эффективно помочь себе.

Ниже даны наиболее распространенные приемы самопомощи.
Для использования этого метода борьбы со стрессом надо научиться определять свои собственные индивидуальные реакции на стрессовую ситуацию и дифференцировать их от других физиологических и психологических проявлений. Самым простым и эффективным методом на данный момент является ведение дневника стрессов. Метод весьма прост и интересен, учитывая, что большинство людей в тот или иной период жизни вели дневники. Однако метод требует некоторого терпения, так как записи должны быть регулярными в течение некоторого периода времени. Ежедневно на протяжении месяца в дневнике отражаются обстоятельства, приведшие к стрессовой ситуации, и собственные ощущения по этому поводу. Для ведения записей лучше отвести определенное время в конце дня и делать записи лучше дома вечером, в спокойной обстановке легче сосредоточиться и припомнить мельчайшие детали, так как в последующем анализе любая незначительная деталь может оказаться важной. Если по каким-то причинам регулярность записей часто нарушается, лучше их не использовать для анализа, так как события, описанные не сразу, а через день и более после их наступления, могут выглядеть недостаточно достоверно. В этом случае написание дневника лучше немного отложить во времени. Анализ записей следует проводить после завершения отведенного времени (месяц или несколько недель). В результате анализа удается выявить факторы, чаще всего приводящие к стрессовой ситуации, особенно если удалось сделать записи сразу после наступления стресса. Далее следует проанализировать и выявить основные признаки стрессового состояния, повторяющиеся чаще всего. У одного и того же индивидуума признаки стресса обычно идентичны независимо от ситуации, приведшей к стрессу: раздражительность, несосредоточенность, рассеянность, дрожь в конечностях, покраснение лица, потливость, чувство нехватки воздуха, сухость во рту и др. Анализ записей поможет также выявить, в какое время суток чаще случаются стрессовые ситуации, происходит это дома, на работе или где-либо еще. В целом дневник стрессов позволяет установить причины, обстоятельства, индивидуальные проявления и другие личностные особенности стресса каждого индивидуума.

Профилактика стресса – 17 способов защитить себя от стресса

Профилактика стресса – это важное условие для сохранения эмоционального здоровья. И важно следовать общим принципам по повышению уровня сопротивляемости стрессовым ситуациям. Это продлит вашу жизнь и повысит ее уровень в несколько раз. Вот способы контроля над неприятными переживаниями:

1.Относитесь ко всему проще.

Не стоит принимать все близко к сердцу и переживать из-за каждого пустяка. Учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа.

2.Учитесь позитивному мышлению

Если вас одолевают стрессы, вам поможет позитивное мышление. Его суть в том, что нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.

3.Используйте способы переключения

Вас одолевают неприятные мысли? Не давайте им силу. Переключайтесь. Сместите акценты на внешний мир. Понаблюдайте за тем, что вас способно порадовать. Концентрируйтесь на том, что вы видите и слышите в данный момент.

4.Освобождайтесь от отрицательных эмоций

Подавленные эмоции усиливают стресс и могут привести к депрессии. Поэтому давайте им выход. Естественно, что делать это нужно позитивным способом. Так, чтоб не причинить вред окружающим. Например, поколотить подушки или заняться прощением.

Смех – это лучшая профилактика стресса. Не пренебрегайте ей. Смотрите комедии, используйте смехотерапию, улыбайтесь прохожим.

6.Занимайтесь физическими упражнениями

Спорт помогает справляться со стрессом. Поэтому, если вы хотите сохранить эмоциональное здоровье, запишитесь в любимую спортивную секцию и получайте удовольствие от регулярных тренировок.

7.Будьте благодарны за то, что имеете

Благодарность – очень хороший способ профилактики стресса. Вместо постоянного недовольства, вы начнете получать радость от того, что имеете.

Этот способ очень полезен. Все врачи и психологи рекомендуют ежедневно в течение 10-30 минут заниматься аутогенной тренировкой для профилактики стресса.

Видео для расслабления:

9.Отправьтесь в путешествие

Одна моя знакомая испытывала хронический стресс, связи с беспокойством за свое здоровье и увольнением с работы. Ее любимый подарил ей путевку в Мексику. После возвращения ее не узнать. Все стрессы она оставила в другой стране. Попробуйте и вы, если конечно любите путешествовать.

Кстати, необязательно ехать в другую страну, можно заняться туризмом даже в родном городе.

Отличное средство для расслабления. Особенно с применением эфирных масел.

11.Бывайте на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Поэтому сделайте себе привычкой ежедневно в течении часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесу или парке.

Выберите для себя подходящую аффирмацию и проговаривайте ее вслух или про себя как можно чаще, настраиваясь на нужную волну. Например, если вы волнуетесь на работе, можно говорить следующую формулу: «Внутри и вокруг меня мир и гармония».

13.Найдите себе увлечение

Любимое хобби – замечательная профилактика стресса. Поэтому спросите себя: Что мне нравится делать?» Возможно, писать стихи, готовить кулинарные шедевры или изучать психологию. Узнали ответ. Хорошо. А теперь не откладывая приступайте к интересному занятию.

14.Составьте список того, что вас радует

Уделите несколько минут тому, чтоб написать свои самые любимые способы времяпрепровождения, которые вас могут порадовать. Эти занятия – ваше спасение от стресса.

15.Мечтайте и фантазируйте

В позитивной психологии есть такая техника, которая называется «Визуализация». Ее суть в том, что вы мечтаете о том, чего хотите, делайте это с удовольствием и в настоящем времени. И затем получаете то, что рисовали в своем воображении.

Дневник помогает разобраться в себе, проанализировать свою жизнь и найти выход из сложных ситуаций. А так же ведение записей оказывает функцию психотерапевта, вы пишите о том, что вас тревожит, и вам становится легче.

17.Обратитесь к психологу

Если у вас нервные силы на исходе и вас ничего не радует, обратитесь к психологу. Слава богу, сейчас достаточно профессионалов в этой сфере, которые вам могут помочь справиться со стрессом.

Профилактика стресса

Стресс в современном мире – настоящий бич общества. Работа, семья, финансы, отношения с людьми – все это требует высокой степени сосредоточенности и больше количество времени, которого катастрофически не хватает среднестатистическому горожанину. Практически каждый человек входит в зону риска, в связи с чем способы профилактики стресса должен знать каждый.

Стресс — способы профилактики и преодоления

В настоящее время вопрос о профилактике и преодолении стресса стоит достаточно остро, ведь на фоне стрессового состояния у человека развиваются самые разные заболевания. Не стоит рисковать своим здоровьем – гораздо проще заранее позаботиться о том, чтобы ваша психика не была перегруженной. Каждый человек обладает способностью ауторегуляции, то есть может самостоятельно воздействовать на те процессы, которые происходят с ним.

Рассмотрим самые простые и доступные методы профилактики стресса, которые занимают немного времени, но дают отличные результаты. Рекомендуется пользоваться ими регулярно, лучше всего – каждый день. Если выполнять что-нибудь из таких рекомендаций среза по возвращении домой после работы, это будет прекрасной профилактикой профессионального стресса.

  1. Переоденьтесь в удобную одежду, сядьте в кресло или прилягте на диван. Ощутите, как расслабление окутывает ваше тело.
  2. Отдыхать после работы можно и в традиционной для релаксаций позе кучера. Для этого сядьте на край стула, широко разведите ноги в стороны, ноги согните в коленях, упритесь стопами в пол. При этом нужно сгорбить спину и свесить голову к груди. Следите за своим дыханием – вдыхайте на 8 счетов и выдыхайте тоже на 8 счетов.
  3. Заварите себе зеленого чая или сварите свежий кофе. Сидя в удобной позе, медленно потягивайте напиток, концентрируясь на его вкусе, запахе, ассоциациях, которые возникают у вас с ним.
  4. Включите свою любимую музыку, прилягте и полежите 5-10 минут. Не думайте о рабочем дне – концентрируйтесь на звуках. При этом для одних лучшая профилактика стресса в профессиональной деятельности – это классическая релаксационная музыка вроде Enigma, а для других – рок. Неважно, что вы слушаете, важно, чтобы эти звуки вас радовали.
  5. Отличная мера профилактики стресса – общение. Если дома кто-нибудь есть, заведите приятную беседу, не затрагивая сложных вопросов.
  6. Если день выдался слишком тяжелым, не забывайте о целительной силе воды. Примите душ, встав под струи воды с головой, либо полежите в ванной с солями и пенкой.
  7. Если позволяет погода, прогуляйтесь на улице хотя бы 10-15 минут – причем лучше всего именно пройтись. Даже если вы ездите на личном автомобиле и припарковались прямо у подъезда, сделайте пару кругов вокруг дома.

Никто кроме самого человека не может помочь сбросить накопленные негативные эмоции. Если вы ничего не станете делать, из небольшой проблемы это может стать довольно внушительной. Даже если у вас в организации профилактика стресса проводится дополнительными путями (что пока еще довольно редкое явление), все же стоит уделять внимание таким простым методикам.

Какие люди менее подвержены стрессам?

Как правило, люди, которые любят свою работу или работают сами на себя, меньше подвержены стрессам, чем те, над кем стоит суровое начальство. Кроме этого важную роль играет и стрессоустойчивость как качество характера. Однако если уделять достойное внимание профилактике стресса, то любой человек может избежать серьезных последствий.

Как правило, люди общительные легче переносят потрясения. А те, кто имеет привычку 2-3 раза в неделю посещать фитнес-клуб, гораздо счастливее остальных и лучше защищены от стресса. Это объясняется просто: сильное эмоциональное напряжение легко снимается физической активностью.

Смотрите так же:  Лечение анорексии у животных

Профилактика стресса семья

Профилактика стресса

Повседневная жизнь и её образ у каждого человека связаны со стрессом. Любые эмоции человека влияют на его психологическое состояние. Состояние стресса очень опасно для всего организма, он вызывает расстройства практически всех систем организма. Большинство патологических состояний напрямую связано с появлением психологических проблем и поэтому важно вовремя предупредить стрессовую ситуацию и не допустить психологических перегрузок организма. Для предупреждения такого состояния существует профилактика стресса. Как же справиться с проявлениями стресса, а также предупредить его развитие? Как понизить общий уровень стрессовых ситуаций?

Почему важна профилактика стресса

Чтобы понять необходимость в снижении стрессового порога, нужно знать о последствиях стресса для организма. При эмоциональном всплеске возрастает риск возникновения заболеваний не только нервной системы, но также сердечно-сосудистой или пищеварительной системы. Под влиянием стресса развиваются злокачественные опухоли, снижается иммунитет человека и организм не в силах бороться с большинством даже самых обычных заболеваний. Гормоны, которые вырабатываются в избытке при стрессе, препятствуют выработке эндорфинов, ссужают просветы кровеносных сосудов.

Своевременно подавляя стресс, можно избежать массы проблем и предупредить:

  • ухудшение кровообращение;
  • нарушение частоты сердцебиения;
  • нарушения сна;
  • фантомные боли в суставах;
  • патологическую усталость и нервозность;
  • спазмов в мышцах;
  • ослабление иммунного ответа и как результат гриппа, простуды и незначительных инфекций.

Избегая психологического напряжения на работе, у человека улучшается аппетит, пропадает апатия, значительно улучшается качество жизни, а также сохраняется хорошее доброжелательное настроение.

Главным условием подавления эмоционального влияния является жизненный стиль, а он, как известно, отражение личности каждого. Только поменяв что-то в себе, можно избежать стресса, а вот попытки изменить все вокруг могут, наоборот, вызвать негативные эмоции. Методы профилактики стресса в первую очередь включают правильный стиль эмоционального, а также душевного состояния.

Правильный антистрессовый стиль включает в себе три пункта, которым необходимо неукоснительно следовать:

  • правильное питание;
  • отдых;
  • размеренную личную жизнь

Что обычно делает человек, переживая эмоциональную бурю? Правильно: заедают её или того хуже запивают. Сладкое и спиртное стали основными спутниками плохого настроения, а также эмоционального потрясения. Попытки заглушить проблему алкоголем или заесть пирожным приводят обычно к ещё более серьёзным нарушениям. Само по себе неправильное питание, перекусы на ходу, употребление алкоголя или вредных продуктов, а также переедание и одержимость едой является стрессом для человеческого организма. Избыток адреналина и кортизола, приводит к недостатку витаминов и микроэлементов, которые поступают в организм в нормальном количестве только со здоровой пищей. Нехватка витамина С приводит к нарушению обменных процессов, снижению иммунитета, а дефицит магния мгновенно вызывает головную боль или повышает давление. Любой дисбаланс витаминов, а также микроэлементов приводит к развитию различных психологических и физических проблем и их последствий. Это вовсе не значит, что нужно пить исключительно витамины, их избыток может также негативно повлиять на психологическое и физическое состояние организма. Только сбалансированное питание в одно и то же время может значительно улучшить настроение и просто самочувствие, а также избавить от психологических проблем, неважно дома или на работе

Организм человека трудится без выходных и праздников, а в период пассивного состояния процессы замедляются, давая ему передохнуть. Очень важно выделять для этого достаточное количество времени.

Отдых должен быть не только физический, но также эмоциональный. Если в отпуске или в выходные человека преследуют мысли о работе, тогда в таком отдыхе нет смысла.

Профилактика профессионального стресса часто спасает от проблем, связанных с работой. Если на работе постоянно находиться в помещении, то выходные лучше провести на свежем воздухе, когда же физическая активность сводится к постоянному движению и перемещению, лучше находиться дома. Смена обстановки важнейшая часть решения психологических проблем и метод избегания последствий.

Семья и вторая половинка играют важную роль в формировании человека и его психологических потребностей. Для предупреждения стресса, а также состояний с ним связанных, очень важно поддерживать гармонию в отношении с близкими людьми избегать ссор, а также пытаться решить недомолвки мирным путём, без последствий. Очень опасно держать в себе обиду или злость на близкого, она просто со временем съедает человека, и нервный срыв однажды всё равно случиться.

Профилактика стресса. Управление стрессом

Стресс-менеджмент в педагогической деятельности

Часть III. Профилактика стресса. Управление стрессом

Что такое стресс?

Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс (FontanaD., 1995).

Так что же такое стресс?

Г. Селье (1979) определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Как правило, стресс — это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь (1998, с. 371) дает такое определение данного понятия: «Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах». Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить (ColmanA.M., 2001).

По мнению Д. Гринберга (2004), причиной стресса является стрессор, или стимул, который может «запустить» в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум). Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности (Сергаев С. И., 2002).

Г. Деслер (1997) выделяет два основных источника производственного стресса: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности (Съедин С.И., 2002; SutherlanolS., 1995) могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни и др. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей.

Стрессогенность различных событий определяется их предсказуемостью (непредсказуемостью) и возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию. Однако важны не сами события, а то, насколько они тронули нас (Глейтман, 2001).

По шкале стрессогенности событий (HolmesandRahe, 1967) наибольший стресс вызывают такие жизненные события, как смерть супруга(и), развод, тяжелая травма или болезнь, вступление в брак, увольнение с работы и др. А шкала повседневных проблем (LazarandandFolkman), вызывающих стресс, представляет собой перечень таких событий, как ухудшение здоровья одного из членов семьи, повышение цен на товары, домашние хлопоты и др.

Специалисты (Г. Глейтман) считают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

А лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен или одинок. Учителя, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу (FontanaD., 1995).

Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

Профилактика стресса. Управление стрессом

Психолог, работающий в детском саду или в школе, часто вынужден называть педагогам помощь в ситуациях, вызвавших у них стресс. Причем первоочередной задачей психолога является осуществление профилактической работы. Так, для профилактики стрессовых ситуаций С.И. Сергаев предлагает следующие способы:

1. Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можно съесть», и др.

2.Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.

3. Меры по совершенствованию управления организацией (создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабочем месте): исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда и др.

Исследования Д. Фонтана и К. Абоусерие (FontanaD., 1995) выявили положительную связь между высоким уровнем предрасположенности к стрессу и нейротизмом и интроверсией у учителей начальных классов и среднего звена. Оказалось, что чем выше интроверсия и нейротизм, тем в большей степени педагоги подвержены стрессу. Стресс также часто встречается у учителей, которые в своей профессиональной деятельности стремятся всегда и во всем быть безупречными (Kyriacou, 1982).

Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом.

Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: «6 „а“» класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев… Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения…»

Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 «а» или Иванов Петя «запускают» гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 «а» действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 «а» ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Смотрите так же:  Что можно принять от стресса

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох — медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
  • выдох — расслабление мышцы или группы мышц.

Маски релаксации для мышц лица.

1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.
5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — с выдохом — расслабить мышцы лица.

Упражнение для круговых мышц глаз.

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.

Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое «лекарство». Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

Способы профилактики стресса (памятка на каждый день)

Добрый день!

Сегодня мне хотелось бы остановиться на важной проблеме — проблеме стресса и его влияния на жизнь человека. Известно, что человек, который подвержен стрессу, как правило, более ранимый, обидчивый и склонен к резким перепадам настроения. Состояние стресса представляет опасность для всего организма: страдает психическое состояние, нарушается сердцебиение, повышается кровяное давление, снижается иммунитет. Человек становится зависим от своего состояния, он не в силах трезво оценить ситуацию.

Сегодняшние советы позволят снизить разрушающую силу стресса и выработать систему профилактики от столь вредного состояния. Но для начала хотелось бы прояснить, что же такое стресс и почему он так вреден для человека.

Стресс в нашей жизни — это закономерное явление, и без него она совершенно невозможна. Слово «стресс» с англ. переводится как давление, напряжение или нажим. Это понятие психологи начали изучать только в 20 веке.

Какую роль играет стресс в жизни человека?

Негативные последствия стресса возникают на фоне его продолжительности. Эмоциональные и физиологические «перегрузки» организма негативно сказываются на поведении человека, его душевном и физическом здоровье.

Снижение адаптационного потенциала организма, который возникает на фоне длительного эмоционального напряжения, часто приводит к снижению качества жизни человека. У него могут развиться психологические расстройства, появиться новые или активизироваться старые страхи, могут возникнуть всевозможные нарушения сна, в том числе и бессонница.

Продолжительный стресс негативно сказывается на отношениях в семье и может вызывать конфликты между их членами. У кого-то он может вызывать излишнюю раздражительность, у кого-то, наоборот, — апатичность.

Стресс бесследно не проходит и в профессиональной сфере жизнедеятельности.

Чрезмерный стресс или его хронический характер провоцирует возникновение различных соматических заболеваний. В первую очередь страдают наиболее уязвимые органы и системы. Снижается иммунитет, сбивается гормональный баланс организма, нарушается обмен веществ.

Как же человек ведет себя в стрессовых ситуациях

Стрессовое состояние в зависимости от разных ситуаций формирует типовое поведение, к нему относят:

А как же понять, что организм переживает стресс?

Прислушавшись к себе и своему организму, можно определить, что организм переживает стресс. Первыми сигналами становятся трудности засыпания или другие расстройства сна и постоянная усталость, которая не связана ни с количеством отдыха, ни с количеством рабочих часов. Дальше могут появиться раздражительность, мигрень. Постепенно эти симптомы накапливаются и усугубляются, но этот процесс может происходить настолько медленно, что человек может и не догадываться о существующих проблемах. Только тогда, когда человек осознает, что что-то не так он начинает предпринимать меры и справляться со своим стрессом. Любой стресс нужно переживать правильно, и в этой ситуации не стоит оставаться наедине с собой. Лучше обратиться к специалисту, который поможет найти правильную стратегию выхода из сложившейся негативной ситуации.

Итак, как помочь себе, если вы столкнулись со стрессовой ситуацией:

Как помочь человеку, оказавшемуся в стрессовой ситуации:

Необходимо установить эмоциональный контакт с человеком, которому вы хотите помочь:

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на номера телефонов,
куда можно обратиться в случае стрессовой ситуации:

ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Единая служба спасения — 01 (112)

Скорая помощь — 03, 103

Полиция — 02, 102

Экстренная психологическая помощь (Телефон доверия) — 8-800-2000-122
(звонок бесплатны с городского и сотового телефонов)

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Профилактика стресса у детей младшего дошкольного возраста

ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Шмелева Е.А.,
воспитатель ГБОУ №145
Московского р-на Санкт-Петербурга

«Лучшее лекарство от стресса — это улыбка»
Владимир Натанович Винокур

Введение. Проблемное поле тематики

Основная работа воспитателя на период адаптации заключается в предупреждении нарушений привыкания маленьких воспитанников к новым условиям, в которые они попадают после благоприятной домашней обстановки, а также реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что на период адаптации к Детскому саду у многих детей возникает снижение иммунитета, что возникает под воздействием стресса, который испытывают многие малыши, попадая в незнакомую для них обстановку. Поэтому, согласно статистике, первый год пребывания в Дошкольном учреждении для детей самый «болезненный» — дети болеют чаще, чем в последующие периоды дошкольного детства. Важно понимать, что чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться к условиям ДОУ, т.к. возрастные особенности старших и младших дошкольников различны. Так, малыши менее владеют навыками самостоятельности и самообслуживания, более привязаны к маме и домашней обстановке, имеют небольшой опыт коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому дополнительная нагрузка ложится на персонал младших групп, и задача воспитателя – обеспечить плавный переход от семейной атмосферы к условиям и режиму ДОУ.

Очень важно не ранить психику ребенка: доказано взаимовлияние психологических и физиологических показателей. Важно быть доброжелательным педагогом как по отношению к детям, так и по отношению к родителям, т.к. решение вопросов здоровьесбережения не будет результативным, если будет иметь место негатив в коммуникативном пространстве. Негативные люди снижают самооценку, ранят тонкую и восприимчивую психику ребенка и оказывает разрушительное влияние на здоровье.

Деятельность педагога по адаптации детей направлена на снижение уровня тревожности. Можно выделить следующие основные ситуации классического поведения ребенка во время первого пребывания в Детском саду.

1. Дети не плачут и с интересом играют в группе.

Такое поведение расценивается как «нормальное», и задача воспитателя на этом этапе – с целью достижения благоприятного привыкания к новым условиям ДОУ обеспечить детям следующую организацию времяпрепровождения:

— насыщенную и эмоциональную обстановку,

— безопасное для жизни и здоровья воспитанников пребывание в ДОУ,

— интересную образовательную и развивающую среду (игрушки, оборудование и т.д.).

2. Дети плачут при расставании с мамой.

В данной ситуации важно предпринять следующие основные меры:

— отвлечь ребенка и заинтересовать новой игрой или интересной игрушкой,

— предложить родителям модель, в рамках которой ребенка в ДОУ приводит не мама, а человек, с которым малышу не так жалко расставаться: няня, бабушка, папа и т.д.

— избегать затягивания сцены «прощания»,

— вести индивидуальную работу, использовать приемы отвлечения от грустных мыслей, опираясь на знания особенностей этого ребенка (свои и согласно результатам анкетирования и беседы с родителями).

3. Дети плачут первое время пребывания ДОУ или постоянно.

В этом случае воспитателю необходимо проделать работу, включающую в себя:

— индивидуальную работу с ребенком,

— ведение работы с родителями: анкетирования, беседы, консультации, рекомендации,

— внедрение щадящего режима посещения ДОУ,

— проведение диагностики по стабилизации комфортного эмоционального состояния,

— вовлечение родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.).

Следует отметить, что, как правило, даже предварительная подготовка не способна полностью избавить ребенка от эмоционального потрясения первых дней. Поэтому надо быть готовым к тому, что первое время ребенок будет капризничать и даже плакать. Для достижения высоких показателей степени адаптации педагогам необходимо соблюдать следующие основные условия:

— положительное эмоционально-ласковое отношение к ребенку,

— удовлетворение в первую очередь физиологических, а затем и познавательных потребностей ребенка,

— индивидуальный подход к каждому малышу,

— максимальное приближение условий ДОУ к домашним, привычным ребенку, к модели «как дома» и др.

В рамках работы с семьей воспитателю важно информировать родителей о результатах адаптации, чтобы снизить уровень тревоги за малыша, которая, как правило, передается ребенку.

Одним из эффективных методов повышения успешности адаптации является игра как основная форма работы с детьми раннего возраста. Она возникает на основе эмоционально-положительного контакта со взрослым и является одним из наиболее результативных приемов для успешной адаптации. В первый, самый проблемный, период адаптации выступают на первый план следующие формы игровой деятельности: игра-упражнение, игра-инсценировка, использование фольклора, театрализация, сюрпризные моменты. Продуктивная деятельность приобретет свою актуальность примерно через месяц при благоприятном течении адаптации.

Организационные условия успешной адаптации, способствующие психическому и физиологическому комфорту воспитанников

На период адаптации необходим тщательный подбор персонала в группы раннего возраста. Не все воспитатели, которые профессионально справляются со своими обязанностями, работая на старших группах, смогут работать с малышами, так как в последнем случае необходимо обладать специфическими личностными качествами: творческой активность, трудолюбие, психическая уравновешенность личности, терпение, ласка, такт, интеллигентность, позитивное отношение к жизни, оптимизм.

Перед началом работы сотруднику рекомендуется сходить в отпуск, чтобы со свежими силами приступить к ведению одной из самых сложной и ответственной деятельности в дошкольном учреждении – адаптации детей раннего возраста.

Следует отметить, что наиболее оптимальным является постепенное наполнение группы — по мере привыкания малышей. Рискованно сразу же в первый день принять всех детей по списку, особенно, если списочный состав максимально переполнен. Также желательно, чтобы первые дни адаптации сотрудники группы работали все вместе, согласованно. Как только небольшая группа детей уже привыкла, можно приглашать на адаптацию новых малышей, которые, приходя в группу, уже видят играющих, не плачущих, веселых, самостоятельных деток. В случае если в группе есть ребенок, у которого процесс адаптации затягивается, рекомендуется подобрать ему индивидуальный и облегченный график посещения ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей малыша, а также согласованно с возможностями родителей, которые нередко сами выступают инициаторами индивидуального режима посещения ДОУ.

Как правило, первое время есть малыши, которые приходят в ДОУ со своими привычками: любит спать с игрушкой, играет с игрушками, сидя на ковре (как дома), ходит в туалет исключительно стоя, не садится на горшок, повсеместно носит с собой книжки (даже когда спит, сидит на горшке), пьет только из рожка, просится на ручки, нужно укачивать, перед сном, ходит с соской и т.д.

Смотрите так же:  Заключение на ребенка с заиканием

Данные привычки выявляются воспитателями, которые стараются включить их в режимные моменты, чтобы не вызывать дополнительный стресс у ребенка от пребывания в ДОУ. Постепенно подобные привычки “сходят на нет”: например, глядя на других детей, пьющих из кружки, малыш с рожком, постепенно откажется от него и станет пить из кружки, как другие дети. То же самое со временем произойдет и с другими привычками, т.к. дети, находящиеся в коллективе, копируют поведение своих сверстников, повторяют за ними все действия «зеркально». Часто родители отмечают данные особенности поведения: «Он пошел в садик и стал кушать сам, говорить, садиться на горшок и пр.», что приятно слышать и самим воспитателям.

Таким образом, основными задачами на период адаптации являются:

— максимальное приближение условий ДОУ к домашним, снижение уровня дискомфорта при пребывании в группе.

— насыщение времени упражнениями, играми, развлечениями и т.д., чтобы дети были постоянно задействованы в интересном образовательном процессе.

— создание гармоничной развивающей среды, где дети проводят большую часть времени (оборудование, игрушки, книжки, пособия).

Взаимодействие с семьей

Можно выделить следующие основные направления предварительной работы с родителями перед поступлением в ДОУ.

1. Проведение системы родительских собраний: в мае (перед дачей или учебным годом), в октябре (по итогам адаптации и планам на год) и т.д.

2. Разработка информационных плакатов, папок-передвижков помогают воспитателю донести до родителей важную информацию о ребенке и помочь в трудный адаптационный период. В качестве примера можно привести памятку для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду» с освещением следующих основных рекомендаций.

§ Лучший период для адаптации — июль-сентябрь.

§ Перед началом посещения ДОУ рекомендуется провести оздоровительный сезон в средней полосе России в весенне-летний период (апрель-июль).

§ За месяц до поступления рекомендуется перевести ребенка на ясельный режим, расширить общение со сверстниками, приблизить рацион домашнего питания к рациону детского сада и т.д.

§ Рекомендуется постепенно искоренять вредные привычки: укачивание; сосание пальцев, сосок и т.д.

§ Необходимо начать приучать ребенка к самостоятельности — пить, есть, ходить на горшок и т.д.

§ Необходимо обеспечить выполнение прививок по возрасту. Последняя профилактическая прививка должна быть сделана за 2-4 недели до первого посещения ДОУ.

§ При наличии возможности рекомендуется использовать свое право индивидуально воспитывать ребенка в условиях семьи до 3-х лет.

§ Рекомендуется внедрять в практику жизнедеятельности ребенка игрушки для развития моторики рук, движений, эмоций и т.д.

3. Проведение комплексного анкетирования родителей, нацеленного на получение основных данных о ребенке: предпочтения, особенности здоровья, факторы, угрожающие жизни (аллергии, сердце и т.д.), контакты всех членов семьи и т.д.

4. Проведение тематических бесед с родителями по следующим основным тематикам:

§ Правильное питание: соотнесение домашнего рациона с питанием в ДОУ,

§ Приближение домашнего режима дня к режимному распорядку ДОУ,

§ Ознакомление родительской общественности с условиями жизни детей в ДОУ,

§ Психологические особенности детей, капризы и способы реакции на них,

§ Методы закаливания и профилактика простудных заболеваний

Цель подобных бесед — максимальное приближение условий ДОУ и дома. Родители получают конкретные советы по следующим основным направлениям:

§что можно, что нельзя приносить в группу

§как правильно одевать ребенка, гигиенические требования к одежде

§капризы и их предупреждение

§КГН с раннего детства

§воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания

§пальчиковая гимнастика и др.

5. Вовлечение родительской общественности в жизнь ДОУ посредством организации конкурсов, экскурсий, творческих мероприятий:

§ субботник по уборке листьев,

§ семейные конкурсы поделок,

§ выбор новых игрушек в группу и т.д.

6. Выполнение индивидуальных домашних заданий, направленных на сближение взаимоотношений детей и родителей, привлечение внимания родителей к нуждам и интересам воспитанников, демонстрация значимости родительского внимания для ребенка, организация совместного труда ребенка и родителя. Дети очень гордятся, что, например, салфетку для обеда сшила Мама, а одежду для куклы связала Бабушка, а крючки были приделаны Папой и т.д. Это очень сближает детей и родителей, и последние в глазах детей выглядят супергероями.

7. Психологическая работа при взаимодействии с семьей, направленная на снижение уровня тревожности как у воспитанников, так и у родителей. Адаптация — медико-педагогическая проблема и сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить, в чем особенно нуждаются тревожные и беспокойные дети и родители. Для в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие:

§ потребности детей в общении

§ тесное взаимодействие семьи и общественного воспитания

§ хорошее медицинское обслуживание

§ правильную организацию воспитательного процесса.

С целью снижения уровня тревожности как у детей, так и у родителей, родителям рекомендуется правильно организовать психологический климат в семье, обеспечив:

§ благоприятные бытовые условия

§ соблюдение режима питания, сна, игры и бодрствования

§ спокойные взаимоотношения членов семьи и т.д.

Данные мероприятия являются основой для нормальной адаптации в детском саду, и увеличивает способность детского организма адекватно реагировать на изменения в окружающем пространстве. Таким образом, необходимо провести информационно-психологическую работу с тревожными родителями с тем, чтобы выработать понимание того, что детский сад — это место, где детям безопасно, интересно и необходимо быть для их дальнейшего развития и роста.

Следует отметить, что особой категорией являются дети сотрудников ДОУ. Сегодня довольно распространена практика, в рамках которой мамы устраиваются на работу в ДОУ из-за детей и испытывают предсказуемое беспокойство. Для того, чтобы снизить уровень тревожности, воспитателю рекомендуется делать фотографии деток во время различных режимных моментов — сон, кормление, игра, после чего показывать их беспокойным мамам. Порой случается, что беспокойная мама, работающая в ДОУ, в течение дня регулярно заглядывает в группу проверить своего ребенка, что вызывает негативную реакцию со стороны других детей, мамы которых придут только вечером. Рекомендуется попросить мам-сотрудниц поступать так же, как остальные родители: приходить утром и вечером, чтобы только отдать и забрать своего малыша.

Причины и профилактика стресса

Причинами слез ребенка раннего возраста могут быть следующие факторы:смена обстановки, тревога, отсутствие навыков самообслуживания, психологическая неготовность ребенка к ДОУ (нехватка эмоционального общения с мамой), личностное неприятие контактирующих с малышом взрослых, избыток впечатлений (как положительных, так и отрицательных), как следствие — переутомление нервной системы ребенка (нервное поведение, плач, капризы) и т.д. Кроме того, причинами стрессовых перегрузок у детей могут быть конфликты родителей, завышенные требования родителей к ребенку, негативное влияние телевизора и компьютера, длительное нахождение в большом количестве детей, строгие дисциплинарные правила, одновременное общение с несколькими взрослыми, нарушение режима и т.д. На период адаптации особенно важно оградить детей от лишнего стресса.

Можно выделить следующие основные аспекты деятельности ДОУ по профилактике стресса. Воспитателю важно создать положительную эмоциональную обстановку в группе. Для этого можно активно использовать игру в самостоятельной деятельности детей, в игровых и режимных моментах, внедрять прослушивание релаксационной музыки, использовать рисование, игры с песком, водой и с природными материалами. При отсутствии противопоказаний, рекомендуется повесить в спальне мешочки с успокаивающим сбором трав (лаванда, валериана и др.).

Рекомендуется также использовать в работе с детьми малые фольклорные формы, максимально задействовать двигательную активность детей, внедрить в практику дыхательные упражнения. Кроме того, можно разработать и провести серию тематических праздников, направленных на создание радостной атмосферы. Таким образом, задача воспитателя — наполнить жизнь детей радостными, яркими красками, тем самым создавая настроение, интерес, увлечь, развеселить!

Наблюдения за природой также выступают в качестве метода профилактики стресса: важно акцентировать внимание детей на живых объектах природы, возникающих внезапно, а также учить их радоваться такому событию: «Как здорово – выглянуло солнышко!», «Ура! Пошел дождик!», «Поможем белочке собрать шишки!», «Пришел Кот ученый, рассказывать нам сказки!» и т.д.

Можно привести следующие основные советы родителям детей со средней и тяжелой степенью адаптации. Во-первых, важно щадить нервную систему ребенка. Также родителям рекомендуется придумывать для ребенка «поручения», которые будут нужны в детском саду: принести поделку, полотенце, книжку и т.д. Кроме того, важно расширять диапазон общения ребенка с посторонними (взрослыми и детьми), гулять рядом с ДОУ, высказывать положительное отношение к ДОУ. Чрезвычайно важно придерживаться дома (в том числе в выходные и праздничные дни) режима и меню детского сада, а также закреплять полученные в ДОУ навыки.

Можно выделить следующие основные психологические приемы работы с детьми.

— Тактильный контакт способствует улучшению самочувствия ребенка как элемент телесной терапии: обнять, погладить, успокоить и т.д.

— Упражнения на релаксацию важны как способ расслабления для нервной системы, находящейся в состоянии повышенного напряжения. Релаксация позволяет восстановить кровообращение, потраченные силы и энергию. Рекомендуется использовать природные материалы (песок, вода и др.), а также упражнения на дыхание.

— Музыка, колыбельные песни позволяют не только ускорить процесс отхода детей ко сну, но и стабилизировать их психологическое состояние: детям снятся хорошие сны, быстрее забываются обиды, беды и негативные эмоции. Колыбельные защищают психику от стресса и эмоциональной неустойчивости. Кроме того, доказано, что дети, слушающие колыбельные, раньше начинают говорить.

— Чтение поэзии, стихов и речь в ритме стихотворной динамики как первые уроки родного языка. Исполненные ритмично, они благотворно влияют на растущий организм.

— Ролевые игры позволяют в доступной игровой форме закрепить общечеловеческие ценности и знания об элементарных законах окружающей жизни.

— Сказкотерапия способствует развитию души, воспитанию внутреннего мира ребенка, проявлению созидательной творческой силы, умению понимать свое эмоциональное состояние и эмоции других людей.

— Игровые методы работы с предметами, игрушками формируют более тесный эмоциональный контакт между детьми и педагогом (отношения в системе «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый»).

— Эмоциональное общение, которое возникает на основе совместных действий, сопровождается улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы в отношении каждого малыша.

— Применение малых форм фольклора – потешек, песен и т.д., которые развивают и отвлекают детей, доставляют им радость.

— Игра на музыкальных игрушках, повтор музыкальных движений, звукоподражание животным и т.д. позволяет улучшить психологическое состояние дошкольников.

— Ряженье и театрализация вызывают у детей положительные эмоции.

— Природа выступает в качестве профилактики стресса – как способ, который восстанавливает энергетику, психические процессы в организме посредством следующих мероприятий: наблюдение необычных явлений в природе, создание поделок из природного материала, преобразование объектов, бытовых отходов (рисунки на пластиковой бутылке), игры с песком, водой и природным материалом

— Упражнения для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, развивающие игры, что способствует развитию речи малыша.

Таким образом, ребенок в период адаптации подобен прекрасному и капризному цветку: если не создавать благоприятные условия, не заботиться, не поливать, не рыхлить, он очень чутко реагирует и отвечает на дискомфорт. Важно создавать комфортные условия роста и полноценного развития детей. Дети – это наше будущее, и задача каждого педагога — взрастить здоровое, самодостаточное, позитивное поколение, воспитать полноценную личность — достойного гражданина нашей страны.

Литература:

1) Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»». Москва, Мозаика – Синтез, 2012г.

2) Е.О.Смирнова «Психология дошкольника. Первый год жизни». Абакан, 1997г.

3) Д.Б.Эльконин «Детская психология развития ребенка от 1 года до 3-х лет». Москва, 1960г.

4) Е.О.Смирнова «подготовка ребенка к детскому саду от 1 года до 3-х лет». Абакан, 1997г.

5) Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет». 1996г.

Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова «Раннее детство. Методическое пособие». 2004г

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]