Профилактика стресса в медицинском коллективе

Содержание:

Дипломная работа — Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Дипломная работа. – 65 с. Автор не известен.
Специальность – психология. .

Аннотация.
Предметом в данном случае выступает влияние феномена выгорания в профессиональной деятельности и стресса на личность и уровень работоспособности исследуемых.
Объектом исследования в данной работе выступает выборка из коллектива Мурманского Клинического Комплекса «Национальный Медико-хирургический Цент им. Пирогова» в количестве 10 человек.

Содержание.
Понятие и причины возникновения стрессов.
Понятие стресса, фрустрация.
Признаки стрессового напряжения.
Признаки острого (кратковременного) стресса.
Признаки затяжного (хронического) стресса.
Основные причины возникновении стресса.
Организационные факторы.
Личностные факторы.
Физиологические механизмы стресса.
Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников.
Адаптация к стрессу.
Стадии стресса.
Влияние стресса на человека.
Профессиональный стресс у медицинских работников.
Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса.
Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности.
Рекомендации по устранению стресса.
Способы борьбы со стрессом.
Релаксация.
Релаксационные упражнения.
Концентрация.
Регуляция дыхания.
Методы профилактики стресса.
Противострессовая «переделка» дня.
Первая помощь при остром стрессе.
Аутоанализ личного стресса.
Стресс в жизни.
Стрессовый стиль жизни.
Нестрессовый стиль жизни.

Дипломная работа — Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинской сестры

Дипломная работа. – Москва. — 2005. — 91 с.

Аннотация.
Цель исследования: изучить влияние личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Предмет исследования: личностные особенности медицинских сестер о.

Диплом — Зависимость синдрома эмоционального выгорания от личностных особенностей у медицинских работников

Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе

Дипломная работа. – 2010. — 95 с.

Аннотация.
Объектом исследования является профессиональная деятельность социального работника.

Предметом — социально-психологические факторы, влияющие на формирование эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности социального работника.

Целью работы яв.

Методические рекомендации — Пояснительная записка к проекту федерального Закона РФ. О профессиональной психотерапевтической деятельности

Нейрофармакологические аспекты стрессорных дистрофий

Китаев — Смык Л.А. Психология стресса

М.: Изд-во «Наука», 1983. — 370 с.

Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношений между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторы.

Ткачук В.К.,Хапко В.Е. Медико-социальные основы здоровья. Конспект лекций

Депрессия и стресс

Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников

Киев: Сфера, 2004. — 269 с.

Аннотация.
Монография профессора Юрьевой Л.Н. посвящена проблеме формирования, профилактике и коррекции профессионального выгорания у медицинских работников. Проблема, поднятая автором, представляет большой интерес для организаций по охране здоровья, психологов, педагогов и т.п.

Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Главная > Дипломная работа >Психология

Глава 1. Понятие и причины возникновения стрессов 7

1.1 Понятие стресса, фрустрация 7

1.2 Признаки стрессового напряжения 8

1.2.1 Признаки острого (кратковременного) стресса 10

1.2.2 Признаки затяжного (хронического) стресса 10

1.3 Основные причины возникновении стресса 11

1.3.1 Организационные факторы 11

1.3.2 Личностные факторы 13

1.4 Физиологические механизмы стресса 15

Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников 18

2.1 Адаптация к стрессу 18

2.2 Стадии стресса 19

2.3 Влияние стресса на человека 26

2.4 Профессиональный стресс у медицинских работников 31

2.5 Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса 34

Глава 3. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности 40

Глава 4. Рекомендации по устранению стресса 42

4.1 Способы борьбы со стрессом 42

4.1.2 Релаксационные упражнения 47

4.1.4 Регуляция дыхания 50

4.2 Методы профилактики стресса 52

4.2.1 Противострессовая «переделка» дня 53

4.2.2 Первая помощь при остром стрессе 53

4.2.3 Аутоанализ личного стресса 54

4.3 Стресс в жизни 55

4.3.1 Стрессовый стиль жизни 55

4.3.2 Нестрессовый стиль жизни 56

Библиографический список 64

Началось все это очень давно и в той или иной форме, с теми или иными изменениями продолжается по сей день.

Представим себе нашего далекого предка — первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьей. Никаких тебе забот, никаких тебе проблем — наслаждайся жизнью и спокойствием, да и только! Правда, впрок надо заготовить пропитание, но это можно сделать и завтра. И вдруг он услышал какие-то звуки, напоминающие рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе. Он не на шутку испугался, схватил палку (или камень) и насторожился. Участилось дыхание, все мышцы напряглись — человек приготовился к схватке. Он уже видел приближающегося зверя — это был медведь, большой и грозный. И тут в его душе началась борьба. С одной стороны, страх перед разъяренным зверем. С другой — желание иметь уже сегодня, не откладывая на завтра, необходимый запас еды. Что ему делать? Броситься на медведя первым? Ударить его. Медведь тем временем приближался. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если бы рядом с ним оказался современный врач, он непременно бы установил, что у «пациента» учащенный пульс, повышенное кровяное давление, а уровень «стрессовых» веществ в крови и моче превышает норму.

И сказал бы своему пра. пра. пращуру сегодняшний врач:

— Дружище, тебе страшно, очень страшно!

— Я всегда в таких случаях весь дрожу, — ответил бы предок.

— Так ведь у тебя стресс, — заключил бы врач. Это.

Но первобытному человеку было бы в том момент не до разговоров. И вероятнее всего, он, недолго думая, бросился бы на медведя. Не убежал, нет — именно бросился на зверя и вцепился ему в горло. И победил! Победил медведя, который во много раз сильнее. И тут же психическое и физическое напряжение спало, человек расслабился, успокоилась психика, успокоилось тело. Дыхание стало менее частым, чем несколько минут назад, нормализовались пульс и кровяное давление, уровень «стрессовых» веществ пришел в норму. Иными словами, в организме человека произошла разрядка, то есть стресс нашел выход и не перешел в дистресс.

И сегодня человек реагирует точно так же: психическим и физическим напряжением, мобилизацией энергии. Это и есть проявление стресса, подготовка организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Однако в данном случае до борьбы или бегства дело не доходит — наступает фаза расслабления. С тех далеких времен многое изменилось. Причин, вызывающих стрессовую ситуацию, стало гораздо больше — как, впрочем, и информации о стрессе. Сегодня мы уже знаем, что стресс существует, знаем, как определить стрессовое состояние и как бороться со стрессом. Сегодня стресс воздействует на человека в течение дня (если не сказать — круглые сутки), начиная с утренней суматохи до самого вечера и даже во время сна.

Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма или психическими расстройствами и т.п. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству. Стресс — наш ежедневный «попутчик», поэтому (хотим мы этого или нет) с ним надо считаться. Даже если мы совершенно не ощущаем его воздействия, это не дает нем права забывать о нем и о той опасности, которую он представляет.

Опасности, подстерегающие первобытного человека в далекие времена, сменились, казалось бы, менее грозными, но постоянно встречающимися стрессами.

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.

Немногим лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильных странах дальнего зарубежья. К примеру, по материал американского журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, пятая часть рабочих Великобритании, 45% наемных рабочих США. Частые жалобы при этом – депрессия и тревога, головные боли.

В тоже время автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становиться болезнетворным. Наверное, каждый из нас может найти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. В тоже время, есть и другие – болезненные и недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут вроде без напряжений.

Может быть, стресс иногда не только вреден, но даже полезен? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своем реферате.

Актуальность написания данной работы также заключается в том, что по мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Это задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение профилактики стрессов в профессиональной деятельности медицинских работников.

Предметом в данном случае выступает влияние феномена выгорания в профессиональной деятельности и стресса на личность и уровень работоспособности исследуемых

Объектом исследования в данной работе выступает выборка из коллектива Мурманского Клинического Комплекса «Национальный Медико-хирургический Цент им. Пирогова» в количестве 10 человек

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Здравствуйте, Александр Михайлович! Мы используем хлебопекарные дрожжи вида Saccharomyces cerevisiae.

Здравствуйте, Наталья Геннадьевна! Необходимо обработать определенное количество воды коллоидными ионами серебра, а затем в ней развести дрожжи. Далее дрожжевая суспензия отправляется на замешивание теста. Данную операцию осуществляют на этапе подготовки сырья в лабораторных условиях.

Спасибо большое за оценку моей работы!

Практически наиболее эффективным методом снижения шума являются шумозащитные акустические экраны. Если высота и протяженность шумозащитного экрана подобраны правильно, уровень шума удается снизить на 20 дБ, чего во многих случаях достаточно для соблюдения норм по шуму как на прилегающей территории, так и внутри домов.

Хотя иногда все же нужно сочетать установку шумозащитных экранов со специальным остеклением, так как при повышенной акустической нагрузке (более 70-75 дБА) снизить уровень шума можно только приняв несколько мер одновременно.

Наиболее эффективным методом снижения шума являются шумозащитные акустические экраны. Если высота и протяженность шумозащитного экрана подобраны правильно, уровень шума удается снизить на 20 дБ, чего во многих случаях достаточно для соблюдения норм по шуму как на прилегающей территории, так и внутри домов.

На снижение шума автомобильного транспорта направлено ограниче­ние числа тяжелых грузовых автомоби­лей в транспортном потоке. Эти меры обычно принимают форму запретов на въезд грузовых автомобилей в опреде­ленный район или на въезд в город всех автомобилей выше определенной грузо­подъемности, а также ограничений въез­да в определенные моменты времени, обычно в ночные часы, субботние и вос­кресные дни. На сколько это эффективно, ответить сложно, но свой вклад данное ограничение безспорно вносит.

Paul, благодарю за отзыв, очень приятно, что вам понравилась моя работа )

Теоретически уменьшение скорости движения автомобильного транспорта является одной из самых эффективных мер ограничения уровня шума автомо­бильного транспорта. На высокоскоро­стных дорогах сокращение средней ско­рости автомобиля в 2 раза может при­вести к снижениям эквивалентного уров­ня шума на 5-6 дБА. Но на практике трудно достичь снижения скорости ав­томобилей. Несмотря на вводимые ог­раничения скорости, большая часть автотранспорта превышает этот пре­дел.

Можно (можете посмотреть комментарий выше)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Теория стресса Селье

Значимый вклад в изучение механизмов стресса внес Ганс Селье[6]. Ученый впервые сформулировал концепцию этого явления и стал основателем международного института стресса.

Ключевые положения теории Селье:

Каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии,который ограничен.

Адаптационная энергия может распределяться в разных направлениях или концентрироваться для преодоления одного неблагоприятного фактора. В результате истощения адаптационной энергии человек болеет, стареет и умирает.

Первичный уровень адаптационной энергии требует больших усилий со стороны организма и используется при воздействии выраженных стрессовых факторов. При действии раздражителей меньшей интенсивности организм использует вторичный уровень адаптационной энергии.

Стрессором может служить любое предъявленное организму действие, характер стрессора не имеет значение (позитивный или негативный), значима лишь его интенсивность. Таким образом, стрессор – неспецифическое требование к перестройке.

Перестройка организма при воздействии стрессового фактора осуществляется не сразу, а имеет четко выраженную этапность.

В 1936 году Селье выделил понятие «общий адаптивный синдром» и определил стадии стресса [5]:

Первая стадия — это тревога. Эта начальная реакция организма на стрессовый фактор возникает благодаря активации симпатоадреналовой системы, обеспечивает повышенную мышечную активность, что позволяет более эффективно справиться с непривычным для организма внешним воздействием.

На второй стадии усиливается катаболизм, активируется гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система, мобилизуются запасы энергии, накопленные в организме. Это позволяет организму адаптироваться к состоянию постоянного напряжения и готовности молниеносно реагировать на ситуацию. Это состояние получило название стадии резистентности.

Первые две стадии связаны с колоссальными энергетическими затратами, поэтому организм не может постоянно находиться в таком состоянии. Спустя некоторое время наступает стадия истощения.

Селье дал только определение третьей стадии, но не смог выявить ее механизм. Позже было установлено, что истощение происходит в результате активации эндогенной опиоидной системы.

Смотрите так же:  Повышенная потливость после стресса

Профессиональное выгорание

Что же такое профессиональное выгорание с точки зрения патофизиологии? Это и есть третья стадия стресса — истощение. Термин » выгорание» был введен Френденбергом в 1974 году, но тогда определение имело несколько иную трактовку и использовалось для описания состояния людей, которые чувствовали себя бесполезными и изможденными [4].

Для исследования Френденберг взял группу пациентов, работа которых связана с непрерывными коммуникациями с большим количеством людей. Ему удалось выделить три основных составляющих профессионального выгорания:

К симптомам психофизиологического выгорания относятся хроническая усталость, эмоциональное истощение, нарушение сна, одышка, заторможенная реакция на раздражители. Социально-психологическая составляющая — это раздражительность или нежелание общаться с людьми, постоянные эмоциональные срывы, тревожность, негативизм. У пациентов с синдромом профессионального выгорания проявляются такие поведенческие особенности, как нежелание выполнять свои функциональные обязанности, постоянные опоздания на работу, нежелание общаться со своими коллегами, несдержанность в отношении клиентов, большое количество ошибок в работе. Многие принимают такие проявления за нежелание сотрудника работать, его лень и некомпетентность, но на самом деле эти особенности имеют патофизиологическую основу и обусловлены работой в условиях постоянного стресса.

Представители некоторых профессий практически не подвержены профессиональному выгоранию, но во многих сферах деятельности эта проблема является крайне актуальной. В первую очередь выгоранию подвержены специалисты, которые постоянно работают с людьми. Это медики, педагоги, работники сферы обслуживания.

Стресс и, как результат, выгорание вызывает внутренний конфликт человека [7]. Это происходит в случаях, когда условия на работе, требования руководства, корпоративные ценности не совпадают с личными взглядами. Одним словом, если человек на работе чувствует себя некомфортно, выполняет свои обязанности и распоряжения руководства через силу, он находится в постоянном напряжении, что чревато серьезными психоэмоциональными проблемами.

Смена места работы и вида трудовой деятельности, расширение круга обязанностей всегда сопряжены со стрессом. Если сотрудник длительное время не может адаптироваться к новой обстановке, он находится в группе риска по возникновению выгорания.

В современных условиях многим приходится работать в условиях нестабильности. Тактика руководства некоторых учреждений, нестабильность некоторых компаний и сложная экономическая обстановка постоянно создают риск утраты рабочего места для некоторых работников. Это вызывает постоянное внутреннее напряжение.

Еще одна группа людей, постоянно подверженных стрессу — это жители мегаполисов. Постоянное общение с большим количеством незнакомых людей, невозможность остаться наедине со своими мыслями, создают напряжение, которое может стать причиной психофизиологических нарушений.

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс —многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.Стресс может быть обусловлен как индивидуальными особенностями человека, так и особенностями его профессиональной деятельности и рабочей обстановки. Чаще профессиональному стрессу подвергаются работники умственного труда [2].

Причиной развития профессионального стресса может быть не только слишком большой круг профессиональных обязанностей, но и недостаточно четкие требования со стороны руководства, долгая дорога на работу, сложные взаимоотношения с коллегами, низкая заработная плата, отсутствие перспектив развития и даже недостаточная загруженность.

Стресс на рабочем месте могут вызывать не только психологические аспекты, но и условия труда, не соответствующие санитарным нормам: недостаточная освещенность, низкая или высокая температура в помещении, отсутствие адекватного воздухообмена. При работе в таких условиях организм работает на пределе адаптационных ресурсов, что заканчивается истощением.

Психологи Манчестерского университета исследовали воздействие стрессовых факторов на работников различных профессий[3]. По данным этого исследования наиболее высокий риск выгорания у шахтеров, полицейских, медиков, журналистов, пилотов самолетов, актеров, политиков и общественных деятелей.

Классификация профессионального стресса

Единой классификации на сегодняшний день не существует. Рассмотрим самые популярные, максимально точно отражающие суть проблемы.

Н.В. Самоукина выделяет такие виды стресса[7]:

боязнь совершить ошибку;

профессиональный стресс достижения;

несовпадение темпов общения работников.

В западной литературе описывается шесть основных источников профессионального стресса:

Режим работы. Сюда входит не только слишком интенсивная трудовая деятельность, недостаток свободного времени и отдыха, но и плохие условия труда.

Коммуникация. Отсутствие взаимопонимания с начальством, коллегами, отсутствие уважения со стороны подчиненных.

Ролевой фактор. Высокая ответственность, узкий круг полномочий, неопределенная роль работника в организации.

Карьерные трудности. Отсутствие либо слишком стремительный карьерный рост, страх увольнения, несоответствие профессиональных амбиций работника его способностям.

Психологический климат на работе. Противоречия между корпоративной культурой и внутренними убеждениями работника, интриги между сотрудниками, ограничение свободы выбора.

Внеорганизационные факторы. Семейные конфликты, отсутствие взаимопонимания со стороны родственников.

Глобально все причины профессионального стресса можно разделить на субъективные и объективные [8]. Первая группа причин обусловлена психологическими особенностями человека, его восприятием окружающей действительности. На объективные причины повлиять сложно, они оказывают влияние на всех работников конкретной организации. Сюда относятся вредные условия производства (пыль, шум, радиация, высокие или низкие температуры, постоянная опасность для жизни и здоровья), интенсивный рабочий график, повышенная ответственность.

Субъективные причины стресса у каждого свои. Риску подвержены неуверенные в себе, необщительные люди, болезненно реагирующие на критику и пренебрежительное отношение. Некоторые люди имеют жизненные убеждения, не совпадающие со взглядами других членов коллектива. Это мешает нормальной коммуникации и является причиной постоянного внутреннего конфликта.

В зависимости от рода факторов различают:

Информационный стресс, обусловленный сильной умственной и физической перегрузкой. Такой режим работы влияет на ее качество, со временем вызывает хроническую усталость, невозможность принимать решения и выполнять даже относительно простую работу.

Эмоциональный стресс характерен для людей, не умеющих адаптироваться к существующим обстоятельствам, постоянно противопоставляющими себя коллективу.

Коммуникативный стресс связан с отсутствием у человека умения налаживать грамотные рабочие связи, противостоять направленной в его сторону агрессии (со стороны коллектива)

Особенности профессионального стресса у медицинских работников

Медики входят в группу риска по возникновению синдрома профессионального выгорания. В работе врачей разных специальностей всегда присутствуют такие факторы, как постоянное общение с большим количеством людей, интенсивный график работы, большая ответственность за каждое принятое решение. Медицинские работники часто вынуждены работать в ночную смену, что нарушает нормальные биоритмы и приводит к нарушению цикла сна и бодрствования. Кроме того, медики ежедневно видят чужие страдания и смерть, начальство часто выдвигает к ним повышенные требования, а условия труда и его оплата не соответствуют уровню ответственности, которую несет каждый доктор.

Профессиональное выгорание у медиков характеризуется следующими проявлениями: чувство усталости, истощения; головные боли; колебания АД; нарушения сна; отрицательное отношение к работе; раздражительность; тревожность; отрицательное отношение к себе; чувство вины; снижение памяти; низкая продуктивность работу; цинизм; ощущение собственной некомпетентности.

Подверженность профессиональному стрессу зависит от индивидуальных физиологических особенностей и типа личности [1]. Наиболее подвержены выгоранию несколько категорий медработников. Добросовестные, аккуратные, стремящиеся к порядку люди сильно переживают из-за каждой неудачи. Ухудшение состояния, а тем более смерть пациента вызывает у них глубокое чувство вины даже в случае, если они все сделали правильно. Это провоцирует постоянные внутренние переживания, которые в итоге приводят к тяжелым психосоматическим расстройствам.

Врачи, стремящиеся всегда быть лучшими, болезненно реагируют на критику. Кроме того, они неспособны длительное время выполнять однообразную работу. Деятельность в таких условиях довольно быстро приводит к выгоранию.

Жертвами профессионального стресса также становятся люди впечатлительные, способные к эмпатии. Воспринимая чужую боль, как собственную, они быстро разрушают собственную психику.

Выделяют три фазы профессионального стресса у медиков [2]:

Фаза напряжения. Преобладают острые переживания, неудовлетворенность собой, тревожность.

Фаза резистенции. Отмечается уменьшение эмоциональной отдачи, предпринимаются попытки сократить перечень своих функциональных обязанностей. В семье, при общении с друзьями врач также становится менее эмоциональным.

Фаза истощения. Дефицит эмоций, резкость, грубость, отсутствие сочувствия, обидчивость, отстраненность, психосоматические и вегетативные расстройства.

Профилактика профессионального выгорания

К сожалению, в большинстве лечебных учреждений не уделяют должного внимания профилактике профессионального выгорания. Именно поэтому так много жалоб на медицинских работников поступает со стороны пациентов. Постоянным стрессом обусловлен и уход многих специалистов в другие сферы деятельности.

За рубежом для медиков проводятся специальные тренинги, позволяющими медикам выразить свои эмоции, найти понимание и поддержку, разрешить внутренние конфликты, снять напряжение. В некоторых странах профилактика выгорания закреплена на законодательном уровне. В нашей стране в последние годы также разрабатываются и внедряются программы психологической реабилитации медицинского персонала.

Профессиональный стресс оказывает негативное влияние на качество оказания медицинской помощи и жизни медицинских работников. Именно поэтому данной проблеме нужно уделять должное внимание. Профессия врача и медсестры сопряжена с ежедневным стрессом, поэтому групповая и индивидуальная работа психологов с медицинскими работниками является важным аспектом профилактики психосоматических расстройств. Постоянные психические нагрузки на работе приводят не только к поведенческим расстройствам, но и вызывают серьезные нарушения в работе нервной и сердечно-сосудистой системы. Лучший способ борьбы с неблагоприятными последствиями — профилактика постоянного стресса, создание условий для психологической разгрузки медицинский работников.

Список литературы

Винокур В. Л. Профессиональный стресс у медицинских работников // Вестник МАПО. 2002. №2, 4с.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Просвещение, 1983. – 165 с.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: «Современное состояние и перспективы»: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1995. — 683 с.

Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. № 3, 90-101с.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.

Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. — М.: Прогресс,1979. — 124 с.

Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.

Экспериментальные модели в патологии: учебник/ В.А. Черешнев, Ю.И. Шилов, М.В. Черешнева, Е.И. Самоделкин, Т.В. Гаврилова, Е.Ю. Гусев, И.Л. Гуляева. – Пермь: Перм. гос. ун-т., 2011. – 277 с.

Медицинские интернет-конференции

Александрова М., Мартюкова А.

Профилактика профессионального стресса у врачей
Автор: Александрова М. Соавтор: Мартюкова А.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

Люди часто испытывают стресс, вызвaнный большой нагрузкой или проблемaми на рaботе. В России программы охрaны здоровья медицинских работников практически не рaзрaботаны, в то время как заболевaемость медицинского персонaлa знaчительно превышает зaболеваемость в иных отрaслях с трaдиционно вредными условиями трудa..

Наиболее чaстой фoрмой прoявления прoфессионального стреcса у медицинских рабoтников является «синдрoм эмoционального выгoрания» — состояние физическoго, эмоциoнального и умственного истoщения, который состоит из тpех кoмпонентов: сoбственно эмоциoнальной истoщенности, цинизма, рeдукции прoфессиональных дoстижений. Крoме тогo, существует мнoжество «замaскированных» форм прoфессионального стреcса, выявить котoрые можнo тoлько с помoщью прoфильного специалиста — психoтерапевта или психoлога.
Медицинские работники частo стaлкиваются с неадекватнoй оценкoй своегo труда. Этo мoжет служить допoлнительным фактoром, oбъясняющим, нaпример, пoвышенную рaспространенность сердечно-сoсудистых забoлеваний, в частности, артериaльной гипертензии, среди врaчей.
Если прoфессиональный стресc у челoвека принимает клиническую фoрму «трудогoлизма», тo ему нужно изменить свoй oбраз жизни, увеличить время oтдыха в выхoдные или прaздники.
Наибoлее слoжные меры по прoфилактике и кoррекции прoфессионального стреcса — это меры, напрaвленные на измeнение мeханизмов, oбеспечивающих взaимосвязь между системой стресcоров и клинической кaртиной стресcа. Обычнo в таком кaчестве выступают осoбенности харaктера, темперамента врaча и осoбенности егo биoграфии. Определeние мер прoфилактики прoфессионального стреcса — трудная зaдача, обычнo требующaя вмешательствa прoфильного специaлиста, психoтерапевта или психoлога.

Литература

  1. Ермолаева Е.В. Конфликты и стрессы в работе медицинских сестер // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 2. С. 78.
  2. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе как условие эффективной работы // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 3. С. 50-52.
  3. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Наука, 2000.

5.2.3. Стресс медицинских работников

5.2.3. Стресс медицинских работников

Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии.

Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжким грузом ложится на их плечи.

Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций – страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал.

В-третьих – это неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма.

В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы. Однако следует отметить, что четвертая причина стрессов (зарплата) не является определяющей, о чем свидетельствуют данные по западным медикам.

Например, в 1992 году в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности у лиц коммуникативных профессий, в частности врачей, были связаны со стрессом. Среди обследованных медиков 1/3 принимала медикаментозные средства для снятия эмоционального напряжения, а степень употребления ими алкоголя с этой целью превышала средний в популяции уровень. Обследование 620 врачей общей практики в Великобритании в 1995 году выявило у 41% из них высокий уровень тревоги и у 26% врачей – клинически выраженную депрессию, нередко даже более значительную, чем у их пациентов. Это неожиданное открытие оказалось важным стимулом не только к тому, что для врачей в Великобритании стали проводить регулярные семинарыпо диагностикеи преодолению профессионального стресса, но и к тому, что в Британской медицинской ассоциации в середине 90-х годов открыли круглосуточную службу психологической поддержки для медработников.

Исследования показывают, что явление стресса сопутствует повседневной, рутинной профессиональной деятельности, часто требующей от врачей достаточно интенсивного, не обязательно конфликтного, но эмоционально напряженного общения с пациентами, причем у врачей общей практики частота и интенсивность этого синдрома оказалась даже большей, чем у хирургов или травматологов.[37]

Симптомы «стресса медработников» не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать в широком диапазоне – от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т. д. до невротических и даже психосоматических расстройств у самих врачей. При этом большое значение играют тип ВНД и черты личности; например, у меланхолика больше шансов впадать в уныние и беспокойство по поводу работы, а у холерика выше вероятность возникновения агрессивного стиля общения с пациентами.

Как отмечает специалист в области профессиональных стрессов В. А. Винокур, профессиональный стресс – это прежде всего следствие снижения профессиональной мотивации, а «профессиональное выгорание» и сохранение увлеченности работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии. Целым рядом исследований показано, что постепенно развивающаяся профессиональная деформация у медицинских работников достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени «выгорания» нарастает тенденция к негативному, нередко даже скрыто-агрессивному, отношению к пациентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления, от чего, естественно, страдают обе стороны.

Психологические характеристики медицинских сестер в условиях профессионального стресса Кощеева, Наталья Александровна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Кощеева, Наталья Александровна. Психологические характеристики медицинских сестер в условиях профессионального стресса : диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.03 / Кощеева Наталья Александровна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/7

Содержание к диссертации

Глава 1 Психологические характеристики медицинских работников в условиях профессионального стресса

1.1. Профессиональный стресс. Определение, основные направления исследований профессионального стресса

1.1.1. Стрессор. Оценка стрессора 21

1.1.2. Психологические ресурсы личности 23

1.1.3. Проявления профессионального стресса

1.1.3.1. Психологические проявления профессионального стресса 39

1.1.3.2. Физиологические проявления профессионального стресса 46

1.1.4. Последствия профессионального стресса 49

1.1.4.1. Адаптация к профессиональному стрессу 49

Смотрите так же:  Козерог депрессия

1.1.5. Выгорание как проявление профессионального стресса у лиц «помогающих профессий»

1.2. Профессиональный стресс в работе медицинских сестер 55

1.2.1. Особенности профессиональной деятельности медицинских сестер

1.2.1.1. Средовые факторы, оказывающие влияние на профессиональную деятельность медицинской сестры

1.2.1.2. Психологические факторы, оказывающие влияние на профессиональную деятельность медицинской сестры

1.3. Профилактика профессионального стресса у 69

Глава 2 Методология и методы исследования 72

2.1. Методология исследования психологических характеристик медицинских сестер в условиях профессионального стресса

2.2. Характеристика выборки испытуемых 73

2.3. Методы исследования 79

Глава 3 Психологические характеристики медицинских сестер в условиях профессионального стресса

3.1. Исследование степени профессионального выгорания медицинских сестер № п/п Наименование раздела Стр.

3.1.1. Сравнительный анализ психологических характеристик медицинских сестер в зависимости от степени выгорания

3.1.1.1. Психологические характеристики медицинских сестер со слабой степенью выгорания

3.1.1.2. Психологические характеристики медицинских сестер с умеренной степенью выгорания

3.1.1.3. Психологические характеристики медицинских сестер с выраженной степенью выгорания

3.2. Взаимосвязи социально-демографических и психологических характеристик медицинских сестер в зависимости от степени выгорания

3.2.1. Социально-демографические характеристики медицинских сестер со слабой степенью выгорания

3.2.2. Социально-демографические характеристики медицинских сестер с умеренной степенью выгорания

3.2.3. Социально-демографические характеристики медицинских сестер с выраженной степенью выгорания

Глава 4 Прогнозирование выраженности профессионального стресса у медицинских сестер и психологическое сопровождение медицинских сестер в условиях профессиональной деятельности

4.1. Определение факторов, влияющих на 134 стрессоустойчивость медицинских сестер в условиях профессиональной деятельности

4.2. Анализ взаимосвязи психологических факторов и 147 социальных характеристик медицинских сестер

4.3. Определение диагностических профилей медицинских сестер, подвергающихся воздействию профессионального стресса

4.4. Основные направления профилактической работы с медицинскими сестрами, подвергающихся воздействию профессионального стресса, в условиях профессиональной деятельности

4.4.1. Организация дифференцированной программы психологического сопровождения медицинских сестер в условиях профессионального стресса

Введение к работе

Актуальность проблемы. Профессиональный труд медицинской сестры отличается высокой эмоциональной, психической и физической нагрузкой (Т.М. Максимова 2000 г., А.А. Калининская с соавт. 2000 г., М.Я. Баке, И.Ю. Лусе, Д.Р. Спруджа и др. 2002 г.). В деятельности медсестры существует широкий спектр причин, способствующих развитию профессионального стресса: перегрузки от профессиональной деятельности, удовлетворенность материальным положением, особенности взаимодействия с пациентами, с врачами, с коллегами/членами медицинской бригады, конфликтные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни (Н. Ito, S.V. Eisen, L.I. Sederer, et al. 2001 г., A. Yildirim, D. Yildirim 2007 г., H.B. Творогова 1998 г., С.Л. Соловьева 2003 г., Ю.В. Заманаева, А.А. Фрумкин 2004 г., 2005 г.).

В настоящее время широко изучается влияние профессионального стресса на личность врача (С. Maslach 1982 г., P. Dinsdale 1995 г., S. Rathod с соавт. 2000 г., Л.П. Коротич и соавт. 1988 г., Н.В. Козина, 1998 г., Д.Т. Трунов 1998 г., В.А. Винокур 2001 г., Н.Е. Водопьянова 2005 г., Л.И. Ларенцова 2002 г., Б.А. Ясько 2003 г. и др.). Но при этом, отмечается недостаточная степень изученности изменений личности медсестры в профессиональной деятельности, в частности, под воздействием профессионального стресса (Н.В. Творогова 1998 г., С.Л. Соловьева 2003 г., Н.П. Марчук 2006 г. и др.).

Из статистических данных Международной организации труда (МОТ) за 1983-2000 гг. следует, что по критерию возникновения профессионального стресса, профессия медсестры относится к числу профессий высокого риска. Исследователи профессионального стресса у медсестер в Англии, Швеции и США, изучая влияние эмоционального перенапряжения в процессе работы и уровня воздействующего стресса на показатели психосоматического здоровья, пришли к выводу, что практически 50 % работающих медсестер подвергаются воздействию хронического стресса на работе (М. Estryn-Behar, М. Kaminski, Е. Peigne, et al. 1990 г., Palas R. Sen. Gupta, A. Adhikari 2008 г.). В данных исследованиях подчеркивается связь между психосоматической реакцией медсестер на воздействие стресса в рамках профессиональной деятельности и условиями труда. Однако в них не обозначена роль психологических характеристик самой медсестры как субъекта профессиональной деятельности (М. Estryn-Behar, М. Kaminski, Е. Peigne, et al., 1990 г., Palas R. Sen. Gupta, A. Adhikari 2008 г.).

В отечественной науке тема профессионального стресса у медсестер представлена единичными исследованиями, не дающими концептуального видения проблемы формирования профессионального стресса у представителей данной профессии (И.В. Бойко, Т.М. Наумова, Л.Б. Герасимова 1998 г., Т.М. Максимова 2000 г., А.А. Калининская с соавт. 2000 г., М.Я. Баке, И.Ю. Лусе, Д.Р. Спруджа и др. 2002 г.). Недостаточная степень изученности создает трудности в формировании адекватных программ профилактики профессионального стресса и коррекции его негативных последствий у

медицинских сестер и объясняет целесообразность проведения дальнейших исследований, связанных с актуальностью работы.

Цель исследования — изучение психологических характеристик медицинских сестер в условиях профессионального стресса и их взаимосвязей для создания программы психологического сопровождения в условиях профессиональной деятельности.

Данная формулировка цели предполагает решение следующих задач:

Выявление комплекса психологических факторов, влияющих на формирование профессионального стресса у медицинских сестер.

Проведение анализа индивидуально-психологических особенностей медицинских сестер, подверженных воздействию профессионального стресса.

Изучение особенностей психологических ресурсов у медицинских сестер, находящихся в состоянии профессионального стресса, и определение преобладающих копинг-стратегий.

Прогнозирование профессионального стресса у медицинских сестер.

Разработка дифференцированной программы психологического сопровождения для повышения психологической адаптации медицинских сестер в условиях профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования. Степень выраженности профессионального выгорания медицинских сестер в результате воздействия профессионального стресса в рамках профессиональной деятельности определяется как психологическими характеристиками, так и социально-демографическими характеристиками специалиста.

Методологическую основу исследования составили положения системно-структурного подхода (Л. Берталанфи, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев), положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.), психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн), теоретические разработки в области психологии эмоций (Л.М. Аболин, Б.Х. Варданян, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Е. Изард, А.Б. Леонова, Н.Д. Левитов, П.В. Симонов), исследования по проблеме психического выгорания (А.А. Рукавишников, В.В. Бойко, С. Maslach, W. Shaufeli, R. Burke, E. Greenglas, и др.), системно-регулятивная концепция стрессоустойчивости (В.А. Бодров, Н.Н. Обознов), когнитивно-трансактный подход к изучению стресса (Т. Сох, R. Lazarus).

Методы исследования. Методы исследования включают в себя медико-социальное исследование медсестер методом анкетирования и батарею стандартизированных психологических тестов. Анкета состоит из 15 открытых вопросов, позволяющих определить субъективную оценку уровня воздействующего стресса, здоровья и удовлетворенности профессиональной деятельностью, а также способы реагирования медсестер в стрессовой ситуации. Экспериментально-психологический метод представлен следующим набором психологических методов: 1) тест для оценки копинг-механизмов Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; 2) методика диагностики направленности личности Б. Басса; 3)

методика оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; 4) методика для определения характерологических акцентуаций личности и нервно-психической неустойчивости (ХАЛ и НПН) Шпаченко Д.И.; методика для определения уровня субъективного контроля (УСК) личности Дж. Роттера, адаптированная Бажиным Е.Ф., Голынкиной Е.А., Эткиндом A.M.; 6) методика ценностные ориентации М. Рокича, направленная на изучение ценностно-мотивационной сферы человека; 7) опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна; 8) методика исследования эмпатических способностей В.В. Бойко; 9) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-AM) с определением значений дополнительных шкал А.Г. Маклакова, СВ. Чермянина; 10) методика для изучения особенностей и проблем в сфере межличностных взаимоотношений человека Т. Лири; 11) опросник на «выгорание» MBI К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой.

Обработка данных проводилась с помощью методов математической статистики. Статистическая обработка данных включала в себя процедуру оценки достоверности межгрупповых различий по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ, сравнительный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ. Критерием статистической достоверности результатов проведенного анализа являлась общепринятая величина р<0,05.

Объект исследования: медицинские сестры. Общее число выборки составляет 221 человек. Среди испытуемых не отмечается тендерных различий — выборка однородна по полу и состоит из женщин. Возраст респондентов в среднем составил 34,2±9,5 лет и варьирует от 21 года до 60 лет. Стаж респондентов — в границах от 1 года до 20 лет, и составил в среднем 13,2±9,7 лет.

Базой исследования явилась Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова.

Предмет исследования: психологические характеристики медицинских сестер в условиях профессионального стресса.

Гипотеза исследования. Степень выраженности эмоционального выгорания медицинских сестер в результате воздействия профессионального стресса в рамках профессиональной деятельности определяется как психологическими характеристиками специалиста, так и его социально-демографическими характеристиками.

Положения, выносимые на защиту

1. Психологическими характеристиками, сопутствующими

проявлениям профессионального стресса у медицинских сестер, являются высокий уровень тревожности и пессимистичности, низкая фрустрационная толерантность и избыточный контроль над проявлением негативных реакций. Уровень эмоционального выгорания медицинских сестер находится в прямой зависимости от уровня нервно-психической неустойчивости, личностно-адаптационного потенциала и выраженности акцентуированных черт характера. На развитие профессионального стресса у медицинских сестер

влияют социально-демографические характеристики, такие как возраст, уровень образования, должность и стаж работы.

Психологическими ресурсами личности медсестер, оказывающими влияние на уровень личностно-адаптационного потенциала, являются сформированная ценностно-смысловая структура, адекватная Я-концепция, интернальный локус контроля и эмпатия.

У медицинских сестер, работающих в отделениях повышенного риска (гемодиализ, оперблок, реанимация) выраженность профессионального стресса достоверно выше, чем у медицинских сестер, работающих в соматических отделениях.

Научная новизна работы заключается в проведении комплексного системного многоуровневого исследования психологических характеристик медицинских сестер в условиях профессионального стресса. Для медицинских сестер является специфичным выраженное эмоциональное истощение в структуре эмоционального выгорания как результат чрезмерной эмоциональной вовлеченности в переживания пациента. Специфика работы медицинских сестер отделений повышенного риска накладывает отпечаток на психологический статус медицинских сестер, приводя к формированию феномена «редукции личностных достижений» в структуре эмоционального выгорания. Полученные данные расширяют возможности ранней диагностики профессионального стресса у медсестер для профилактики эмоционального выгорания на начальных стадиях его формирования. Диагностические профили имеют значение для прогнозирования успешности деятельности медсестры и профилактики эмоционального выгорания.

Теоретическая значимость заключается в изучении психологических особенностей медсестер, подверженных профессиональному стрессу, определении эффективности системы психологической адаптации и выраженности «выгорания» в зависимости от специфики деятельности. Результаты исследования являются значимым вкладом в разработку представлений о влиянии профессионального стресса на психологический статус медицинских сестер.

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных в совершенствовании диагностики и прогнозирования профессионального стресса и его негативных последствий у медицинских сестер. В частности, по результатам исследования определены диагностические профили индивидуально-психологических характеристик медицинских сестер, позволяющие предсказывать формирование эмоционального выгорания у медицинских сестер. Диагностический профиль медицинских сестер — это комплексная психологическая характеристика специалиста, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в условиях профессионального стресса, в графическом отражении представляющая собой соотношение и степень выраженности определяемых факторов, измеренных с помощью тестов, для прогнозирования эмоционального выгорания у конкретной медицинской сестры. Использование диагностических профилей обеспечивает дифференцированный подход при осуществлении

психологической коррекции эмоционально-негативных переживаний, связанных с эмоциональным выгоранием, и профилактики неблагоприятных последствий профессионального стресса посредством активизации психологических ресурсов медицинских сестер.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью и непротиворечивостью основных методологических положений, адекватностью методов исследования целям и задачам работы, репрезентативностью выборки, корректностью применения методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования внедрены в учебный процесс кафедры сестринского дела Санкт-Петербургской государственной академии им. И.И.Мечникова, используются в системе групповых занятий с медицинскими сестрами в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга. Результаты исследования доложены в ходе международной научно-практической конференции «Сестринское образование в XXI веке. Медико-социальное значение развития сестринского дела. Проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 2006), «Психиатрия консультирования и взаимодействия — 2007» (Санкт-Петербург, 2007), III Всероссийской научно-практической конференции Ассоциации диализных сестер России (Москва, 2007), международном научно-практическом семинаре «Организация сестринских исследований. Проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 2008), «Психиатрия консультирования и взаимодействия — 2009» (Санкт-Петербург, 2009).

Структура и объем работы. Работа изложена на 242 страницах и включает 4 главы, 15 приложений, библиографический список из 229 отечественных и 115 зарубежных источников, 55 таблиц, 35 рисунков.

Психологические проявления профессионального стресса

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и прочих, воспринимаемых индивидом как угрожающие «Я» (Л.Ф. Бурларчук 1989 г., М. Хьюстон 2004 г.).

Среди описанных в литературе теорий стресса следует отметить гомеостатическую (Н. Selye, 1956 г.), психодинамическую (S. Freud 1966 г.), физиологическую (H.G. Wolff 1968 г.), модель D. Mechanik (1978 г.), основным звеном которой является понятие и механизмы адаптации, стресс в теориях конфликтов, модель В.Р. Dohrenwend (1974 г.), в которой стресс рассматривается как поведенческие реакции индивидуума на социально-психологические стимулы, стресс в теориях систем и трансактную теорию психологического стресса, разработанную R. Lasarus (1984 г.) (В.А. Бодров 2000 г., 2006 г., C.S. Hall, G. Lindsey 1999 г.).

Теория стресса R. Lasarus (1966 г.) основана на ведущей роли в развитии стресса (В.А. Бодров 2006 г.): психического отражения явлений действительности и их субъективной оценке; познавательных процессов преобразования информации с учетом значимости, интенсивности, неопределенности событий; индивидуальных различий реализации этих процессов и оценки субъективной опасности, вредности стимулов.

Дальнейшее развитие теория психологического стресса получила в работах С. Peterson и M.E.F. Seligman (1984 г.) (теория пессимистического объяснительного стиля) и J.M. Rosenstock, V.J. Strech, М.Н. Becker (1988 г.) (модель «убеждений о здоровье») (В.А. Бодров 2006 г.).

В своих публикациях В.А. Бодров (2000 г., 2006 г.) выделяет два подхода к изучению стресса. Первый заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении используются в качестве индикаторов психологического стресса (В.Р. Dohrenwend 1966 г., H.G. Wolff 1968 г.). Во втором подходе акцент делается на изучении психологических предпосылок и закономерностей проявления тех или иных внешних реакций, рассматриваемых в качестве индикаторов психических процессов (F. Alexander 1950 г., D. Mechanic 1962 г., R.S. Lasarus 1970 г.).

В работах А.Б. Леоновой (1995 г., 2001 г.) выделено три концептуальных направления в изучении природы и проявления психологического стресса: экологическое, трансактное и регуляторное.

В рамках экологического направления, стресс рассматривается как результат взаимодействия индивида и окружающей среды (В .А. Бодров 2006 г.). Регуляторное направление объединяет в себе модели и теории стресса, понимающие стресс как «особый класс состояний, отражающий механизм регуляции деятельности в затруднительных условиях» (А.Б. Леонова 2000 г.). Трансактное направление, опирающееся на идеи R.S. Lasarus (1966 г.), представляет стресс как индивидуально-приспособительную реакцию человека на изменение ситуации (В.А. Бодров 2006 г.).

Современные исследования базируются на концепциях трансактной теории стресса (R.S. Lasarus 1966 г.), в основе которых лежит представление о стрессе как о трансактном процессе, включающем в себя четыре последовательных этапа: 1) осознание стрессора и его оценка; 2) эмоциональная реакция на воздействие стрессора и изменения на когнитивном уровне; 3) копинг-реакция; 4) оценка результата копинг-реакции и переосмысление ситуации (В.А. Бодров 2000 г., 2006 г., Л.И. Ларенцова 2006 г.).

Во второй половине XIX века понятие «стресс» становится предметом исследований, посвященных изучению особенностей профессиональной деятельности специалистов различных направлений (L. Levi 1981 г., М.Н. Appley, R. Trumbull 1986 г., R. Karasek, Т. Theorell 1990 г.). В литературе, освящающей результаты исследований, встречаются определения «рабочий стресс», «производственный стресс», «профессиональный стресс».

С. Maslach (1993 г.), Taylor & Trancis (1993 г.) определяют профессиональный стресс как многообразный феномен, выражающийся в психологических и физиологических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

С точки зрения отечественных исследователей, под профессиональным стрессом следует понимать напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью (Н.В. Самоукина 1999 г., Л.И. Ларенцова, Е.Д. Соколова 2002 г., Е.П. Ильин 2005 г., Б.З. Зельдович 2007 г. и др.).

В связи с этим следует остановиться на основных направлениях в исследовании профессионального стресса.

Смотрите так же:  Заикание лечение в краснодаре

В экологическом подходе профессиональный стресс рассматривается как ответная реакция индивида на взаимодействие со средой (H.G. Wolf 1953 г., D. Mechanic 1962 г., R. Karasek, Т. Theorell 1990 г.). В исследованиях, посвященных изучению системы взаимодействия «личность-среда», доказывается, что несоответствие требований производственной среды и индивидуальных ресурсов работника, лежит в основе формирования стресса. Благодаря исследованиям в данном направлении, по утверждению А.Б. Леоновой (2000) были выработаны представления о причинах профессионального стресса и его негативных последствиях.

Средовые факторы, оказывающие влияние на профессиональную деятельность медицинской сестры

В отечественной и зарубежной психологии в последнее время возрастает интерес к иссследованию личности и ее изменений в процессе профессиональной деятельности (Г.С. Абрамова 1998 г., Н.А. Аминов 1992 г., Р.В. Овчарова 2000 г., Н.И. Обозов 1998 г., М.В. Молоканов 1994 г., В.Ю. Моховиков 1999 г., Р. Кочюнас 2000 г. и др.). Во многих исследовательских работах отмечается, определенная зависимость между личностными качествами специалиста и эффективностью в профессиональной деятельности (Р. Мэй 1994 г., 2001 г., М.В. Молоканов 1995 г., А.В. Серый 2002 г., 2005 г. и др.). По мнению М.В. Молоканова (1995 г.) личностные качества определяют успешность деятельности, которая составляет модель личности эффективного специалиста.

Миронова Т.Л. (1999 г.) пишет: «Профессиональные качества на % свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности».

Личностные качества — это природные свойства и особенности индивида, которые выступают в личности как социально обусловленные элементы. Б.Г. Ананьев (1977 г.) и А.Н. Леонтьев (1975 г.) рассматривали личность в единстве чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды. (Л.А. Карпенко 1990 г.).

Исследования Ю.В. Заманаевой и А.А. Фрумкина (2004 г., 2006 г.) показывают значимость изучения психологических характеристик медицинских работников. Исследователями были выделены факторы, оказывающее непосредственное влияние на психологическое состояние медицинского персонала, успешность профессиональной деятельности, состояние здоровья медицинских работников и сказывающиеся на качестве помощи, предоставляемой пациентам: психологическая пригодность к работе, психологическая подготовленность к работе и отношения с пациентами.

Под психологической пригодностью к работе авторы понимают «. наличие определенного уровня сформированности психических функций и личностных характеристик, обеспечивающих эффективную деятельность» (цит. По Заманаева Ю.В., Фрумкин А.А., 2006 г. с. 3). При этом авторы отмечают несовершенность системы подготовки медицинских работников, отсутствие отлаженной системы профессионального отбора абитуриентов при поступлении в учебные заведения и специалистов при приеме на работу. Отсюда закономерность того, что у медицинских работников психически непригодных к данному роду деятельности развивается «синдром сгорания». Ю.В. Заманаева и А.А. Фрумкин (2006 г.) в течении трех лет экспериментальной работы с медицинскими сестрами реанимационных отделений определили пять значимых свойств, которые позволяют тестировать психологическую пригодность работника: коммуникативность, самооценка, уровень притязаний, адаптационный потенциал, поведенческая регуляция и моральная нормативность (Ю.В. Заманаева, А.А. Фрумкин 2006 г.).

Таким образом, основными факторы риска нарушения психологической безопасности специалиста являются условия труда медицинского работника и его личностные особенности.

Чрезмерная эмоциональная вовлеченность медсестер в переживание межличностных конфликтов, в проблемы пациентов неизбежно приводит к эмоциональным перегрузкам, создавая психологическую почву для формирования «синдрома эмоционального сгорания» (С.Л. Соловьева 2005 г., Н.А. Касимовская 2008 г.).

К личностным факторам, обусловливающим развитие синдрома эмоционального выгорания у медсестер, относятся прежде всего невнимательность к своим эмоциям и чувствам, неумение справляться со стрессом; неумение установить удобную для себя дистанцию межличностного взаимодействия в общении с руководством, коллегами, пациентами и их родственниками (С.Л. Соловьева 2005 г.).

М. Thomsen (1991 г.) в качестве главного стрессора в работе медсестер выделяет фрустрацию. В ряде зарубежных исследований показано, что важной детерминантои выгорания у медсестер является чувство несправедливости (А.В. Bakker et al., 2000 г., Е. Demerouti et al., 2000 г., B.P. Buunk et al., 2001 г., D. van Dierendonck et al., 2001 г.). Более высокие уровни эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений наблюдались у тех медсестер, которые полагали, что вкладывают в своих пациентов больше, чем получают в ответ в форме позитивной обратной связи, улучшения здоровья и благодарности, т.е. результат труда не стоит затраченных усилий. В.Р. Buunk (2001 г.) была установлена тесная связь фактора несправедливости и синдрома выгорания: чем более выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание. Степень удовлетворенности результатом своей деятельности зависит от уровня организации трудовой деятельности. Согласно данным ряда авторов (Т.И. Федорова 1999 г., Е.А. Абрамова 2000 г.), наиболее важным фактором, .способствующим формированию чувства удовлетворенности работой у врачей и медсестер, является характер выполняемой работы, сознание ее полезности и организационные условия труда (Г.И. Куценко, Е.И. Сошников, В.Г. Эристави 1983 г., О.Г. Сафина 2007 г., Н.Ю. Перепелкина, В.А. Боев 2008 г.). Выявлена взаимосвязь между уровнем социальной

Характеристика выборки испытуемых

В личностном профиле медсестер II группы, как и у медсестер I группы выражены акцентуации по психастеническому и истероидному типу. В ценностно-смысловой структуре медсестры II группы также доминируют житейские терминальные ценности, среди которых ведущей является «здоровье». В инструментальных ценностях приоритетом выбора пользуются «воспитанность», «образованность» и «ответственность». Интернальный уровень субъективного контроля проявляется в средних значениях 27,0±4,82. Таким образом, респонденты наблюдаемой группы склонны контролировать события, происходящие с ними в личной жизни и практической деятельности. Для медсестер с умеренной степенью ЭВ характерно присутствие нарушений в системе межличностных отношений в системах лидерства и ответственности. Таким образом, медсестры II группы могут быть как уверенными, независимыми при выстраивании межличностных отношений, /з респондентов данной группы отличатся выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, для них характерна тенденция к отстаиванию собственного мнения, отличного от мнения большинства, и обособленная позиция в группе.

Ответственность проявляется в выраженной направленности на профессиональную деятельность. Среди механизмов совладания со стрессом им свойственно использование дистанцирования («уход от проблемы»), положительной переоценки значимости стрессового события и принятия ответственности.

Анализ психологических характеристик медсестер III группы выявил, что респонденты данной группы также имеют выраженную направленность на дело (30,1 ±5,4). Тем не менее, направленность на дело у медсестер III группы имеет более низкие средние значения, чем направленность у медсестер со слабой степенью ЭВ (см. рис.7).

По данным t-теста средние значения экстраверсии у респондентов III группы составляют 12,53±5,0. Для медсестер III группы также характерно наличие выраженных акцентуаций характера по психастеническому (19,97±5,3) и истероидному типу (13,17±4,0). При этом значения, наблюдаемые в данной группе, превышают регистрируемые показатели характерологических акцентуаций в группах медсестер со слабой и умеренной степенью ЭВ. Средние значения НПН позволяют интерпретировать их как очень высокие (34,03±9,6). Результаты исследования психологических характеристик медсестер III группы МЛО «Адаптивность» позволяют их интерпретировать следующим образом: показатели НПУ (35,3±9,88), КП (16,8±5,07) и МН (8,0±2,48) в сумме дают значения ЛАП, среднее значение которого для респондентов наблюдаемой группы составляет 59,6±13,56 (см. табл. 20). При интерпретации полученный результат можно расценивать так: значения ЛАП в диапазоне 51-60 и выше баллов позволяет отнести медсестер III группы к группе заниженной адаптации, как и медсестер с умеренным уровнем выгорания. Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера, что подтверждается результатами характерологического опросника «ХАЛ и НПН».

Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью — высокие значения (свыше 22 баллов) свидетельствуют о низком уровне стрессоустойчивости. Таким образом, группа медсестер с выраженной степенью ЭВ является дезадаптированной. Среди шкал 1-го уровня МЛО «Адаптивность», соответствующим базовым шкалам ММРІ, у медсестер III группы отмечается подъем по шкалам «D» (пессимистичность) — 72,93±7,23, «Pd» (импульсивность) — 62,60± 10,77, «Ра» (ригидность) — 61,67± 9,24, «Pt» (тревожность) — 65,47±8,69 «Sc» (нестандартность мышления) 65,63±8,58, «Si» (экстраверсия интроверсия) — 60,90± 8,07. По результатам t-теста средние статистики сырых баллов по шкале L — шкала «лжи», расположенные в диапазоне от 41 до 60 с одной стороны позволяют считать результаты теста достоверными, с другой свидетельствуют о настороженности респондентов. Достоверность результатов подтверждается средними значениями сырых баллов по шкале F — шкала «достоверности» -54,23±8,67. Показатели шкалы К — шкала «коррекции» с учетом средних статистик можно охарактеризовать как повышенные, что указывает на стремление части респондентов исследуемой выборки скрыть дефекты своего характера и/или наличие каких-либо проблем и конфликтов. При интерпретации полученных данных следует отметить пик по шкале пессимистичность более чем у 75 %о из исследуемой выборки. Средние значения данных МЛО «Адаптивность» для медсестер с выраженной степенью ЭВ отражены на рисунке 8 в виде усредненного личностного профиля. располагаются в диапазоне от 22 до 32 баллов, что соответствует 5 стену. Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом: показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном локусе контроля, ниже 5,5 — об экстернальном. Таким образом, медсестры с выраженной степенью ЭВ отличаются высоким УСК над ситуацией в профессиональной деятельности, семье и межличностных отношениях.

Анализ эмпатических способностей медсестер III группы показал, что для данной выборки характерен низкий уровень эмпатических способностей по опроснику Мехрабиена-Эпштейна. Среднее значение данного показателя составляет 24,6±3,32. При сравнении полученных результатов по опроснику Мехрабиена-Эпшейна в наблюдаемой выборке с результатами, полученными в I и II группах, было выявлено, что уровень эмпатических способностей медсестер с выраженной степенью ЭВ значимо выше, чем среди медсестер со слабой и умеренной степенью ЭВ. По данным t-теста средние статистики эмпатических способностей по опроснику эмпатических способностей В.В. Бойко в III группе составляет 17,7±4,23. Данный результат ниже, чем в группах медсестер со слабой и умеренной степенью ЭВ. Во II группе среднее значение индекса эмпатических способностей составляет 18,38±0,37. В I группе данный показатель равен 17,94±0,67.

Психологические характеристики медицинских сестер с выраженной степенью выгорания

Данный фактор, как и предыдущий, включает в себя шкалы методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Фактор стремление к самореализации образуют терминальные ценности «интересная работа», «жизненная мудрость», «активная жизнь» (большие положительные веса), против которых выступают «свобода» и «счастье других» как ценности-цели. Таким образом, медсестры, имеющие высокие показатели по данному фактору, склонны жертвовать семейным благополучием, личной свободой, успешными межличностными контактами с близким людьми ради профессиональных достижений, карьеры и общественного признания. И, наоборот, медсестры, имеющие низкие значения по данному фактору, считают свою работу менее интересной и наполненной смыслом, чем счастье, семья, друзья. фактор — настойчивость. Веса, входящие в фактор, представленный на рисунке 26, позволяют охарактеризовать его как настойчивость, уровень развития волевых качеств. Самые большие веса имеет показатель ценности-средства «воля». Помимо этого положительные веса имеет инструментальная ценность «смелость». Отрицательные веса у показателей шкалы МЛО «Адаптивность» истеричность и инструментальной ценности «образованность».

Распределение весов в данном факторе можно интерпретировать следующим образом. Медсестры, имеющие высокие показатели по данному фактору, могут достигать поставленных целей посредством выраженных волевых качеств. Они не боятся трудностей в достижении желаемого результата, компенсируя недостаток знаний упорным трудом. Медсестры, имеющие низкие показатели по данному фактору, наоборот, стремятся к демонстрации своего уровня знаний, но им не хватает целеустремленности при движении к поставленной цели. 14 фактор — социальная желательность

На рисунке 27 представлены веса, входящие в фактор, названный как «социальная желательность». Рассматривая положение весов в данном факторе можно сделать следующее заключение. Психологическое содержание данного фактора составляет ориентация на достижение социального успеха, стремление соответствовать предъявляемым требованиям, повышенная значимость социальных норм.

Таким образом, анализируя выделенные факторы, можно сказать, что среди исследуемых психологических характеристик личности медсестры наиболее значимыми, факторобразующими являются эмоциональная чувствительность, нервно-психическая устойчивость, наличие выраженной индивидуальности, эмпатийность, копинги и ценностно-смысловая структура личности. Ценностно-смысловая структура в данной ситуации является одним из ведущих параметров, определяющим направленность личности, стили межличностных взаимодействий и уровень притязаний медсестры.

Результаты факторного анализа позволили выделить 14 факторов, влияющих на стрессоустойчивость медсестер. Результаты дисперсионного анализа в свою очередь позволяют изучить влияние факторов должности и образования на психологические факторы, отражающие адаптацию медсестер. На рисунке 28 отражены средние значения факторов, на которые значимо влияет должность медсестры. Для главных медсестер являются характерными более низкие значения фактора «высокий контроль» в сравнение с рядовыми медсестрами. Таким образом, можно предположить, что главные медсестры адаптируются к воздействующему профессиональному стрессу посредством тщательной организации деятельности, детального планирования, чрезмерного внимания к мелочам, постоянной мобилизационной готовности как проявления повышенной чувствительности к опасности, обусловленной индивидуально-психологическими особенностями.

Такую же, но еще более выраженную тенденцию имеет фактор дистанцирование. Данный фактор отражает стили совладающего поведения, при использовании которых медсестры склонны либо дистанцироваться от решения проблемы, либо вступать в конфронтацию с воздействующим стрессором. Эти стили совладающего поведения менее всего присущи рядовым и старшим медсестрам. Они скорее склонны к применению активных стилей совладания в трудной ситуации. Чаще всего для совладания со стрессом они используют социальную поддержку. Не смотря на стремление дистанцироваться от негативного фактора, главные медсестры несут ответственность за ситуацию, за коллектив, за пациентов и поэтому активно ищут пути решения проблемы. Должностной статус накладывает отпечаток на поведение медсестры в условиях профессиональной деятельности. Медсестры, занимающие руководящие должности, отличаются принципиальностью в решении поставленных задач, прямолинейностью в высказывании своих решений для чего требуется определенная доля смелости и готовность нести ответственность. В силу того, что рядовые медсестры чаще всего являются исполнителями, залогом успешной адаптации для них может являться воспитанность, исполнительность и аккуратность.

На рисунке 29 отражены средние значения факторов, на которые значимо влияет образование медсестры. Влияние уровня образования на адаптацию медсестринского персонала подтверждается тем, что медсестры со средним профессиональным образованием (СПО) чаще используют неконструктивные стили совладания для решения проблем (выраженное влияние фактора «дистанцирование») по сравнению с теми, кто имеет высшее медицинское образование. Для медсестер с СПО характерна адаптация за счет личностного адаптационного ресурса. У медсестер с высшим образованием наблюдается обратная тенденция по данному фактору. Аналогичная ситуация складывается в отношение фактора «рационализм».

Другие статьи

  • Шестой месяц развития ребенка комаровский Шестой месяц развития ребенка комаровский Сообщение Yliana » Вт май 04, 2010 13:02 Нам тоже в 6 месяцев говорили "Ещё не села? Плохо!" В 6.5 поползла, через 3 дня села, ещё через неделю встала у опоры Видимо так ей было надо Добавлено спустя 59 секунд: В 7 месяцев […]
  • Ларингит у детей лечение в домашних условиях комаровский Лечение ларингита Моему ребенку 2 года 10 мес. Нам поставили диагноз ларингит. Прописали кучу лекарств: свечи виферон, тонзилгон, тантум верде, аскорил, аугментин, фенистил, парацетамол чередовать с нурофеном, нормобакт и, понятное дело, обильное питье. Подскажите, […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Тавегил таблетки инструкция по применению детям 2 лет Тавегил таблетки - официальная* инструкция по применению ИНСТРУКЦИЯ по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: Тавегил® МНН или группировочное название: клемастин Химическое название: […]
  • Отпуск очередной в период отпуска по уходу за ребенком Имеет ли право женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и работающая неполный рабочий день, уйти в очередной ежегодный оплачиваемый отпуск? Возможность работы на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по […]
  • Препараты для лечения панкреатита у ребенка Препараты для лечения панкреатита у ребенка Плоткин Д.В., Поварихина О.А. Беленцева О.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕДИКАМЕНТОЗНОГО ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОГО ПАНКРЕАТИТА "ФАРМиндекс-Практик" выпуск 7 год 2005 стр. 64-74 Предложения производителей и поставщиков, описания из […]