Прогнозирующая самооценка

Анализ внутренние механизмы формирования самооценки как полостного образования

Главная > Курсовая работа >Психология

Актуальность исследования. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Особое значение исследование этих проблем приобретает в условиях перестройки системы школьного образования, нацеленной на формирование творческой, всесторонне развитой личности. Развитие у учащихся способности к саморегуляции имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Вместе с тем анализ педагогической практики показывает, что в школе вопросам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание, ее роль как механизма произвольной психической саморегуляции недооценивается. Она формируется, как правило, стихийно, вне целенаправленных воздействий со стороны воспитателей. Одна из причин этого — отсутствие систематических научных знаний о закономерностях и условиях ее становления в онтогенезе; недостаточно раскрыта психологическая природа самооценки, не написана «цельная история» ее формирования (И.О. Кон).

В психологии самооценку изучают в контексте проблем формирования личности; ее понимание и выбор основных направлений экспериментальных исследований определяется теоретической трактовкой личности. Однако при ее изучении от исследователя часто «ускользает» специфическое психологическое содержание самооценки как механизма саморегуляции, особенности ее форм и видов функционирования, ее структура, представляющая побои своеобразный сплав эмоциональных и когнитивных компонентов, обеспечивающих возможность иерархизации субъектом знаний и переживаний, относящихся к его собственной личности. Практически не раскрыты особенности деятельности самооценивания, не выявлена ее роль в становлении системы оценок субъектом своих психических и физических качеств, социального статуса, взглядов и убеждений.

Являясь масштабным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой, эмоциональной, нравственной сферы субъекта, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, поэтому особую актуальность приобретают вопросы психологического обеспечения управления ее формированием. Оно должно опираться на научные знания о том, как складываются ее структура, уровни, способы функционирования, как они изменяются с возрастом и в ходе индивидуального развития, какова мера их устойчивости и вариативности, какие средства самооценивания обеспечивают развитие ее оптимальных форм.

Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций. В изучении самооценки накоплен значительный экспериментальный материал, однако он не является достаточно систематичным и не вскрывает особенностей формирования и функционирования самооценки как целостного образования, компоненты которого развиваются в сложных отношениях между собой и с другими психическими образованиями; не выявлен сензитивнъй этап в формировании самооценки как системы, не определены возможности ее направленного формирования.

Объект исследования — структурно-динамические характеристика самооценки, их развитие и взаимодействие.

Предмет исследования — генезис самооценки как сложноструктурированного, иерархически организованного системного образования.

Особо важным возрастным этапом в формировании такой самооценки является младший школьный возраст, в котором ребенок впервые включается в социально-значимую деятельность, в широкие сферы общения, интенсифицирующие процесс его самопознания.

Общая гипотеза исследования: самооценка является сложноструктурированным образованием, с генетически асинхронно развивающимися компонентами в сложной динамике взаимодействия между собой и с другими психическими образованиями; сензитивным периодом в ее становлении является младший школьный возраст, в котором самооценка наиболее поддается направленному формированию.

1. Самооценка представляет собой иерархически организованную, многоуровневую систему, становление структурных компонентов, форм, видов которой обусловлено не только социальным контекстом, но и их собственной спецификой и мерой сформированности у субъекта деятельности самооценивания.

2. Возрастное развитие самооценки характеризуется качественно своеобразным сочетанием ее показателей, определяющим ее вариативность и уровневые репрезентации.

3. Развитие самооценки детерминируется ее диалектическими связями о другими психическими образованиями: будучи обусловленной ими, она сама выступает важнейшим фактором их дальнейшего развития.

4. Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки: в этот период происходят кардинальные изменения в развитии ее структурных компонентов, форм, видов, показателей, уровневых репрезентаций.

5. Направленное формирование самооценки в учебно-воспитательном процессе предполагает включение в него условий, формирующих у учащихся потребность в самооценивании и деятельность по её осуществлению.

Цель исследования — выявить на основе системно-обобщающего анализа внутренние механизмы формирования самооценки как полостного образования, вскрыть ее генезис, особенности формирования в сензитивном периоде, пути и условия управления этил процессом.

1. Разработка теоретической концепции самооценки и ее развития.

2. Объективация основных положений концепции в структурно-динамической модели самооценки.

3. Выявление целостной картины генезиса самооценки на протяжения младшего школьного возраста с выходами в пограничные зоны развития через а) раскрытие особенностей становления ее структуры; б) выявления динамики взаимодействия основных форм и в) видов ее функционирования, их показателей и уровневых репрезентаций.

4. Раскрытие содержательных и функциональных аспектов взаимодействия самооценки с другими феноменами психического развития ребенка.

5. Определение путей и средств направленного формирования самооценки в учебно-воспитательном процессе.

Научная новизна исследования определяется разработкой концепции самооценки и ее развития. Самооценка впервые рассматривается и экспериментально изучается как системное, иерархически организованное образование, включенное во множество связей и отношений с другими факторами психического развития, функционирующее в качестве личностного феномена и компонента самосознания, все элементы которого развиваются во взаимодействии и взаимообусловленности и вместе с тем имеют качественную специфику, задающую каждому из них собственную логику развития.

Аналитический подход к изучению самооценки позволил охарактеризовать ее как синтез эмоциональных и когнитивных компонентов, выявить динамику их взаимодействия в возрастном аспекте: зафиксировать усиление роли когнитивного компонента в росте у детей самокритичности и неудовлетворенности собой; выявить возрастную специфику развития и взаимодействия основных форм функционирования самооценки — общей и частных: констатировать появление более выраженной независимости их друг от друга и избирательности во взаимовлиянии, усиление дифференцированности частных самооценок; показать, что возрастная динамика основных показателей самооценки проявляется в снижении ее высоты, росте заниженных — осторожных по своей психологической природе — самооценок, их рефлексивности и обоснованности, усиливающих ее регулятивные функции.

Впервые продемонстрировано, что становление прогностической самооценки — оценки возможностей отстает от ретроспективной оценки достигнутых уровней развития, что позволяет ставить вопрос о необходимости более широкого введения в процессы обучения и воспитания детей прогнозирующих ситуаций.

В результате проведенного исследования выявлены и описаны возрастные и индивидуальные варианты уровневых репрезентаций самооценки, определяющиеся мерой сформированности ее основных показателей. Изучение процесса самооценивания в единстве с его итогами позволило показать, что системообразующим фактором становления самооценки как целостного образования выступают средства ее обеспечения, определяющие ее качественную специфику и уровневые репрезентации.

Раскрыта специфика связей самооценки с развитием у детей мышления, познавательной активности, нравственной сферы, с формированием субъектное™, личности и индивидуальности ребенка: каждый из этих феноменов вносит свой вклад в становление самооценки, определяет развитие ее показателей, преимущественную локализацию и специфику транслокаций из одних сфер жизнедеятельности в другие и вместе с тем сам корригируется и направляется в своем развитии ее регулятивными функциями.

Впервые проведено комплексное исследование психологических особенностей и условий формирования самооценки как системного образования в единстве его структурных и функционально-динамических характеристик в рамках одного я того же возрастного периода — младшего школьного возраста — с выходом в старший дошкольный и подростковый возраст. Выявлены место и роль возрастных факторов в генезисе самооценки, в дифференциации и интеграции ее содержания, в становлении структуры, форм, видов, показателей. Установлено, что к концу младшего школьного возраста самооценка может детерминироваться относительно сформированной деятельностью самооценивания и функционировать с устойчивым набором позитивных показателей, сохраняя при этом высокую вариативность. Определены условия, обеспечивающие эффективное формирование самооценки в учебно-воспитательном процессе и общении с окружающими.

Теоретическое значение исследования. Предложенная теоретическая концепция самооценки и ее развития, объективированная is структурно-динамической модели этого психического образования, полученные в экспериментальной исследовании данные о психологической природе самооценки и закономерностях формирования восполняют недостающее звено в ее интерпретации – раскрыта её специфика и логика как системы.

Смотрите так же:  Психология женщины 25 лет

Полученные в исследовании данные могут способствовать дальнейшей разработке общепсихологической теории личности и ее новообразований.

Материалы, свидетельствующие о гетерохронности становления составляющих самооценки как элементов целостной системы, об особенностях ее транслокаций из одних сфер жизнедеятельности ребенка в другие, раскрытие содержательных и функциональных связей самооценки с другими феноменами психического развития ребенка расширяют психологические представления о возрастных закономерностях развития, его сензитивных периодах, наполняют их новым содержанием.

Рассмотрение самооценки как динамического единства объективных и субъективных факторов, раскрытие их взаимовлияния и взаимообусловленности в генезисе конкретизируют принятое в советской психологии положение о влиянии внешних воздействий на формирование личности посредством их преломления через внутренние условия. Материалы формирующего эксперимента уточняют и подкрепляют новыми данными разработанный в отечественной психологии тезис о ведущем значении в формировании личностных новообразований социальной детерминации.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Самооценка представляет собой многоуровневое, иерархически организованное образование, функционирующее как система, имеющая специфические характеристики и закономерности развития, системообразующим фактором которой являются средства ее обеспечения, определяющиеся уровнем развития у субъекта деятельности самооценивания. В качестве средств самооценки могут выступать прямое заимствование внешних оценок (интериоризованное мнение других), обращение субъекта к своей эмоционально-потребностной сфере, к неспецифическим условиям деятельности, к анализу прошлого опыта и заложенных в ситуации самооценивания объективных и субъективных факторов, т.е. к анализу деятельности и ее предмета (поступка) и проявляющихся в ней своих собственных качеств. Наиболее эффективными по обеспечению действенности и надежности самооценки как механизма саморегуляции являются именно эти последние средства, т.е. обращение субъекта к анализу предмета, способов и результатов деятельности (поступка, его мотива и последствий) и самого себя как ее субъекта с использованием общественно заданных критериев оценки.

Значима ли самооценка личности в процессе социализации?

Еще одним необходимым моментом социальных изменений
в жизнедеятельности человеческих индивидов является развитие способности самооценки. Появление самооценки свидетельствует
о формировании рефлексии и становлении самосознания у индивидов. Обычно появление черт личностного поведения психологи
и философы относят к 2–3-летнему возрасту детей, когда они могут самостоятельно осуществить свои действия и жить в ситуации свободного выбора. С этой точки зрения становится понятной
и мысль ряда ученых о том, что личность является ничем иным, как самосознанием человека (Л.С. Выготский, К.К. Платонов и др.).

Отражение индивидом себя в качестве субъекта сознательно-самостоятельной деятельности – есть духовная сторона человеческого «Я». Целостное человеческое «Я», как уровень социальной регуляции, есть единство отражения и понимание духовной и телесной стороны своего «Я». «Я», будучи психосоциальным ядром личности, образовано ансамблем наследственных признаков, биогенетических задатков и воздействия общественной макро-микросреды, социальных условий, политико-правовых, нравственных норм и регулятивов.

«Я» – это такой элемент структуры личности, который определяет сферу мотивов и способ соотнесения ее интересов с общественными, меру притязаний, основу формирования ценностных ориентаций, нравственных принципов и жизненных целей поведения. Отсутствие смысла жизни есть тяжелейшее состояние личности. Для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая-то цель в жизни, которую он считает высшей, и гордость, что он трудится ради ее осуществления.

Включение личности в процесс поиска смысла жизни означает дальнейшее расширение и уточнение ее мировоззренческой и морально-практической ориентированности в мире и в самой себе. Именно с учетом денного обстоятельства можно сделать вывод,
что с феноменом «Я» связано функционирование духовно-смыслового и регулятивно-прогнозирующего центра личности. Утрата личностного смысла жизни отдельными людьми – типичная черта, присущая кризисным этапам исторического развития. Личности трудно найти позитивный смысл существования из-за разрушения старых ценностей, изменения отживших культурных ценностей, традиций, формирования нового общественного опыта. Смысл жизни нельзя придумать, изобрести – его нужно найти, он существует объективно вне человека.

Противоречие, диссонанс, который существует между человеческим «Я» и внешним смыслом – здоровое состояние психики. Человек обязан найти и осуществить этот смысл путем индивидуального выбора жизненного пути, ибо нет единого для всех людей смысла жизни.

Оценка и самооценка самого себя, своих дел, чувств и мыслей связаны с тем, какие выбраны, сформированы человеком ценности в его сознании, какой смысл вкладывает человек в свою жизнь,
в свои дела, какими идеалами, образцами жизни обладает и ориентируется на них, какие выбраны цели, ориентиры в жизни, деятельности, насколько они выполнимы, достижимы. В конце концов, это сказывается на оптимистическом или пессимистическом настрое сознания и самосознания человека, на чувствах самоудовлетворения или неудовлетворенности собой, на чувствах и нормах уравновешенного, здравого, разумного поведения или поведения непредсказуемого, неуравновешенного, безрассудного, импульсивного, экстремального, от которого страдает и сам субъект.

Важен самоанализ, самооценка жизни, деятельности, поведения, собственных мыслей, чувств, строгий самоконтроль во всем, чтобы оптимально раскрылись в человеке все творческие сущностные силы – как предметно-материальные, биологические, так и социальные, духовно-культурные. «Постыдно умереть, не изведав всех сил духовных и телесных», – говорилось в кругу Сократа.

Самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация, самоуправление всегда выступают как функции самопознания и самосознания человека. Однако здесь важно как осознание внешних условий, обстоятельств самореализации, детерминирующих поведение личности, так и осознание внутренней субъектной духовной организованности, постоянно, с необходимостью, обязанной «вписывать», «встраивать» себя в систему действующих, повелевающих, координационных и субординационных связей, отношений.

Самосознание – не просто свойство человека, субъекта,
а сущностное качество отношений общества в целом, народов, людских массивов к людским массивам, классов к классам, наций к нациям, регионов к регионам и т.д. Это – условие и качество самоотношения субъекта к самому себе и к окружающему миру. Оно носит обобщенный, социальный, системный, волевой, действительный характер. Разве, к примеру, гитлеризм не привел к тому, что миллионы немцев качественно изменили самоотношение и самосознание и включились в мировую авантюру, которая была сокрушена?
И еще раз доказано в истории: ложная самоидентификация, самотождественность, искаженное, субъективистское самосознание приводят к краху.

Преувеличение, абсолютизация внешних детерминант деятельности субъекта приводит к субъективистскому конформизму,
к субъективной тенденции в понимании себя, своего места и роли,
к снижению творческого потенциала в деятельности разума. И напротив, чрезмерное преуменьшение сил и возможностей субъекта, своего разума, принижение, незнание внешних детерминант деятельности приводит к волюнтаризму, авантюрному субъективизму,
к ущербному самосознанию, не способному правильно реализовать самого себя.

Самосознание – не изолированное, только индивидное, только субъективное, но обобществленное, общественное, коллективное, согласованное, объективированное в определенной форме, хотя бы в личной материальной форме, в речи, языке. С помощью языка, речи, памяти в моем сознании со мной общаются и я с ними – не только с ныне живущими, но и с моими предками, которых я знал
и не знал лично, но мне о них известно по свидетельству других.

Однако бесспорно: самосознание носит личностный характер, оно индивидуализировано, дискретно, и поэтому в нем отражаются, концентрируются прежде всего личные связи, отношения, личные практические действия, опыт, личные переживания, чувства, восприятия, представления, обобщения собственных знаний и т.д.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Генезис самооценки Захарова, Аида Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Захарова, Аида Васильевна. Генезис самооценки : автореферат дис. . доктора психологических наук : 19.00.07 / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии.- Москва, 1989.- 44 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-2/2429-1

Введение к работе

Актуальность исследования. Интенсивное социальное развитие [его общества, его демократизация и гуманизация повышаит требо-вя к формированию активной, созидающей личности и делают осо-значимыми исследования проблем становления регуляторних про-сов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собст-ного поведения и деятельности, саглостоятельно определять переливы своего развития, пути и средства их реализации.

Особое значение исследование этих проблем приобретает в ус-иях перестройки системы школьного образования, нацеленной на №.роЕание творческой, всесторонне развитой личности. Развитие чащихся способности к саморегуляции имеет определяющее значе-для максимальной реализации их возможностей.

Среди факторов, обусловлг -аащих формирование механизмов са-егуляции, центральное место принадлежит самооценке, детермина-цей направление и уровень активности субъекта, становление ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге толок» его достижений.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором фор-ования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в зовлении их индивидуальных особенностей и возрастных характе-гик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в крут центра-зх проблем педагогической и возрастной психологии.

Смотрите так же:  Как надо себя вести чтобы мужчина скучал

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а раз-ае и совершенствование его происходит в течение всей жизни че-зка.

Вместе с тем анализ педагогической практики показывает, что соле вопросам формирования самооценки уделяется недостаточное закие, ее роль как механизма произвольной психической сакоро-щии недооценивается. Она формируется, как правило, стихийно, целенаправленных воздействий со стороны воспитателей. Одна іричин этого — отсутствие систематических научных знаний о за-)ыерностях и условиях ее становления в онтогенезе; нэдостаточ-йскрыта психологическая природа самооценки, не написана «це-ія история» ее формирования (И.С.Кон).

В психологии с&мссцетсу изучают в контексте проблем .fopvip-:-

вания личности; ее понимание и выбор основных направлений экспе ркментальных исследований определяется теоретической трактовкой личности. Однако яри ее изучеіши от исследователя часто «усколі зает» специфическое психологическое содержание самооценки как механизма саморегуляции, особенности ее форм и видов функционирования, ее структура, представлявшая собой своеобразный сплав эмоциональных и когштшшх компонентов, обеспечивающих возмок-кость иерархизацпи субъектом знаний и переживаний, относящихся его собственной личности. Практически не раскрыты особенности деятельности самооценивания, нэ выявлена ее роль в становлении системы оценок субъектом своих психических и физических качеетз социального статуса, взглядов и убеждений.

Теоретические проблемы самооценка нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, И.О.Кона, М.И.Л синой, А.И.ІИПКШЮЙ, В.В.Столина, И.ИДесноковой, Е.В.Шорохово У .Джемса, Ч.Куяи, Дк.Мкда, Э.Эриксона, К.Роджерса и др. Обсувд ются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личное и самосознания, ее структуры и функций. В изучеіши самооценки накоплен значительный экспериментальный материал, однако он не является достаточно систематичным и не вскрывает особенностей формирования и функционирования самооценки как целостного обра зевания, компоненты которого развиваются в сложных.отношениях между собой и с другими психическими образованиями; не выявлен сензитивиьй этап в формировании самооценки как системы, не ощ делены возможности ее направленного формирования.

Объект исследования — структурно-динамические характернее ки самооценки, их развитие и взаимодействие.

Предмет исследования — генезис самооценки как сложнострук-гурированного, иерархически организованного системного образования.

Особо важным возрастным этапом в формировании такой само-эцешш является младший школьный возраст, в котором ребенок впервые включается в социально-значимую деятельность, в широкие сферы общения, интенсифицирующие процесс его самопознания.

Общая гипотеза исследования: самооценка является сложно->труктурированным образованием, с генетически асинхронно развивающимися компонентами в сложной динамике взаимодействия между ;обой и с другими психическими образованиями; сензитивным перио-jom в ее становлении является младший школьный возраст, в котором самооценка наиболее поддается направленному формированию.

Самооценка представляет собой иерархически организован-гую, многоуровневую систему, становление структурных компонентов, ?орл, видов которой обусловлено не только социальным контекстом, ю и их собственной спецификой и мерой сформированности у субъекта деятельности самооценивания.

Возрастное развитие самооценки характеризуется качествен-ю своеобразным сочетанием ее показателей, определяющим ее вариа-:ивность и уровнеше репрезентации.

Развитие самооценки детерминируется ее диалектическими івязями о другими психическими образованиями: будучи обусловлен-[ой ими, она сама выступает важнейшим фактором их дальнейшего іазвития.

Младший школьный возраст является узловым в становлении :амооценки: в этот период происходят кардинальные изменения в швитии ее структурных компонентов, форм, видов, показателей, ровневых репрезентаций.

Направленное формирование самооценки в учебно-воспитате-ьном процессе предполагает включение в него условий, формирующих учащихся потребность в самооценивании и деятельность по ее осу-;ествлению.

Цель исследования — выявить на основе системно-обобщающего нализа внутренние механизмы формирования самооценки как голост-ого образования, вскрыть ее генезис, особенности формирования в ензитивном периоде, пути и условия управления этим процессом.

Задачи исследования: I. Разработка теоретической концелцш самооценки и ее развития. 2. Объективация основных положений концепции в структурно-динамической модели самооценки, 3. Выявление целостной картини генезиса самооценки на протяжении младшего школьного возраста о выходами в пограничные зоны развития через а) раскрытие особенностей становления ее структури; б) выявления динамики взаимодействия основных форі и в) видов ее функционирования, их показателей и уровневых.репрезентаций. 4. Раскрытие содеркателъных и функциональных аспектов взаимоде! ствия самооценки с другими феноменами психического развития ребенка. 5. Определение путей и средств направленного формирования самооценки в учебно-воспитательном процессе.

Научная новизна исследования определяется разработкой концепции самооценки и ее развития.- Самооценка впервые раосматрик ется и экспериментально изучается как системное, иерархически организованное образование, включенное во множество связей и о^ ношений с другими факторами лонхического развития, функционируї щее в качестве личностного феномена и компонента самосознания, все элементы которого развиваются во взаимодействии и взаимооб; словленности и вместе с тем имеют качественную специфику, задаї цую кандому из них собственную логику развития.

Аналитический подход к изучению самооценки позволил охараї теризовать ее как синтез эмоциональных и когнитивных компонентов, выявить динамику их взаимодействия в возрастном аспекте: зафиксировать усиление роли когнитивного компонента в росте у детей самокритичности и неудовлетворенности собой; выявить возрастную специфику развития и взаимодействия основных форм функционирования самооценки — общей и частных: констатировать появление более выраженной независимости их друг от друга и избирательности во взаимовлиянии, усиление даффереіщировашюсти част них самооценок; показать, что возрастная динамика основных нов зателей самооценки проявляется в снижении ее высоты, росте зан жэшшх — осторожных по своей психологической природе — самооценок, их рефлексивности и обоснованности, усиливающих ее регулятивные функции.

Впервые продемонстрировано, что становление прогностическ самооценки — оценки возможностей отстает от ретроспективной -оценки доотішіу’тих уровней развития, что позволяет ставить воп

ос о необходимости более широкого введения з процессы обучения воспитания датей прогнозирующих ситуаций.

В результате проведенного исследования выявлеш и описаны озраетше и индивидуальные варианты уровневнх репрезентаций са-ооценки, определяющиеся мерой сформировакностн ее основных по-азателей. Изучение процесса самооценивания в единстве с его тогами позволило показать, что системообразующим фактором ста-овяения самооценки как целостного образования виступают средст-а ее обеспечения, определяющие ее качественную специфику и уро-иевые репрезентации.

Раскрыта специфика связей самооценки с развитием у детей лшгения, познавательной активности, нравственной сферы, с фор-ирсчанием субъектгости, личности и индивидуальности ребенка: задай из этих феноменов вносит свой вклад в становление самоценна, определяет развитие ее показателей, преимущественную лс-элизацию и специфику транслоксощй из одних сфер жизнедеятельно-ги в другие и шесте с тем сам корригируется и направляется в воем развитии ее регулятивными функциями.

Впервые проведено комплексное исследование психологических зобенностей и условий формирования самооценки как системного Зразования в единстве его структурных и фунхплонаяъно-динамиче-ких характеристик в рамках одного и того кз возрастного перио-а — младшего школьного возраста — с выходом в старший дошколь-ай и подростковый возраст. Выявлены место и роль возрастных акторов в генезисе самооценки, в дифференциации и интеграции ее эдержания, в становленій структуры, форм, видов, показателей, становлено, что к концу младшего школьного возраста самооценка жет детерминироваться относительно сформированной деятельнос-ью самооценивания и функционировать с устойчивым набором позп-івннх показателей, сохраняя при этом высокую вариативность. Оп-зделены условия, обеспечивающие эффективное формирование сагло-денки в учебно-воспитательном процессе и общении с окружающими.

Теоретическое значение исследования. Предложенная теорети-зская концепция самооценки и ее развития, объективированная л сругтурно-динаыической модели этого психического образования, жученные в экспериментальном исследовании дашше о поиуояпг.ч-зской природе самооценки и закономерностях формирования tjow-?»-пот недостающее звено в ее интерпретации — раскрыта ее оиопірті-

ка и логика развития как системы.

Полученные в исследовании данные могут способствовать дальнейшей разработке общепсихологической теории личности и ее новообразований.

Материалы, свидетельствующие о гетерохрснности становления . составляющих самооценки как элементов целостной система, об особенностях ее транслокаций из одних сфер жизнедеятельности ребенка в другие, раскрытие содержательных и функциональных связей самооценки с другими феноменами психического развития ребенка расширяют психологические представления о возрастпых закономерностях развития, его сензитивных периодах, наполняют их новым содержанием.

Рассмотрение самооценки как динамического единства объективных и субъективных факторов, раскрытие их взаимовлияния и взаимообусловленности в генезисе конкретизируют принятое в советской психологии положение о влиянии внешних воздействий на формирование личности посредством их преломления через внутренние условия. Материалы формирующего эксперимента уточняют и подкрепляют новыми данными разработанный в отечественной психологии тезио о ведущем значении в формировании личностных новообразований социальной детерлинации.

На защиту выносятся следующие положения: I. Самооценка представляет собой многоуровневое, иерархически организованное образование, функционирующее как система, имеющая специфические характеристики и закономерности развития, системообразующим фактором которой являются средства ее обеспечения, определяющиеся уровнем»развития у субъекта деятельности самооценивания. В качестве средств самооценки могут выступать прямое заимствование внешних оценок (интериоризованное мнение других), обращение субъекта к своей эмоционально-потребностной сфере, к неспецифическим условиям деятельности, к анализу прошлого опыта и заложенных в ситуации самооценивания объективных и субъективных факторов, т.е. к анализу деятельности и ее предмета (поступка) ж проявляющихся в ней своих собственных качеств. Наиболее эффективными но обеспечению действенности и надежности самооценки как механизма саморегуляции являются именно эти последние средства, т.е. обращение субъекта к анализу предмета, способов и результа-

Смотрите так же:  Что делать если самооценка занижена

:ов деятельности (поступка, его мотива и последствий) н самого ;ебя как ее субъекта с использованием общественно заданных критериев оценки.

Самооценка должна рассматриваться как единство структурой и функциональных характеристик, которые реализуются в различных областях жизнедеятельности суйъекта и могут быть предста-іленн в виде структурно-динамической модели, отражающей сложное ізашодействив элементов, условий и направлений развития само-іценки, возможные формы, виды и уровни ее репрезентации.

Самооценка, представляющая собой развивающуюся систему, аракте’-чзуется асинхронностью формирования компонентов ее струк-урн, форм, видов, показателей, за которой лежит разнотемповость х г-.’ановления, обеспечивавшая вариативность ее проявлений. Ва-ианты самооценок отражают как возрастные, так и индивидуальные собеннооти ее становления.

Самооценка включена во множество связей и отношений с ругими феноменами развития индивида, кавдый из которых вносит вой вклад в ее формирование и вместе с тем корригируется и нап-авляется ее непосредственным воздействием. Развитие мышления беспечюзает самооценку рефлексивными механизмами, позяаватель-ая активность слособствует дифференциации и конкретизации ее одержання. Развитие нравственной сферы детерминирует критич-эсть самооценки, обеспечивает выбор субъектом нравственной по-иции. Становление субьектности детерминирует формирование кон-зптуального образа самого себя. Особенности личности и индиви-уальности ребенка определяют преимущественную локализацию сатло-їєііки в тех или ‘иных сферах его жизнедеятельности, особенности

з функционирования и транслокации в другие сферы.

5. Особую роль в формировании самооценки как целостного об-
ізования играет младший школьный возраст, поскольку освоение
звой для ребенка социально значимой учебной деятельности иитон-
іфицирует ее становление, стимулирует интеграцию и дифферотша-
оо ее содержания, фордирует более зрелые формы функшонирова-
IH. Оптимизация развития самооценки, ее направленное формировд-
іе обеспечивается включением в учебно-воспитательный процесс
!Ловий, способствующих актуализации наиболее эффективнее
йдств ее обеспечения.

Каправлегтссть исследования на раскрытие генезиса с-а’.тооьен-

ки как системного образования потребовала реализации в исследовании определенных методических принципов: а) изучения особенностей функционирования самооценки в контексте целостной ситуации самооценивания, с регистрацией основных характеристик поведения а деятельности ребенка; б) комплексного исследования локазате- , лей самооценки, позволяющего раскрывать особенности их взаимодействия; в) систематического, многостороннего изучения одних и тех же детей, в том числе в процессе лонгитида; г) использована прямых и косвенных методов исследования, ориентированных на раскрытие возрастных и индивидуальных особенностей развития самооценки; д) количественного и качественного анализа данных; е) широкого применения вербальных методов, нацеленных на выявление специфики представленности ребенку в его переживаниях объективно заданных ситуаций; к) использования экспериментов формирующего .типа.

В исследовании использовались комплексы экспериментальных и неэкспериментальных методов. В число неэксперименташшх методов входили: наблюдение за детьми в естественных условиях и в условиях эксперимента; беседы; анализ характеристик, данных детям учителем, и заполненной им «Психологической карты оценки развития ребенка», разработанной в руководимой нами лаборатории анализ продуктов деятельности ребенка — сочинений, рисунков, способов выполнения учебных и неучебных заданий. Был использова пакет проективных методов, выявляющих неосознаваемую или частич но осознаваемую самооценку: техника завершения предложений, выбора партнера для близкого общения, тест на определение своего места в ситуации ролевого общения и в конфликтной ситуации и .т.п. использовался также набор экспериментальных методов: рагаки рование; самооценочные шкалы в разных модификациях; самоолиса-ния; выбор заданій из серии разного уровня трудности ( F. Чоррс 1930), составленных на различном предметном материале, с подклю чеиием тренировочных и контрольных этапов. К задачал исследования адаптирована экспериментальная методика косвенного измерени самооценки — КЖС (Е.О.Федотова, 1984) и тест «ответственности за результаты своих действий» («7,/?

слей для себя и сверстников» в условной ситуации постановки пектакяя-сказки с последущш обоснованием каядого выбора. Соз-ано несколько программ изучения особеїшостей самооценки в раэ-ых видах деятельности и на разных ее этапах; разработано и реа-изовано пять программ формирующего эксперимента; лонгитидным сследованием были охвачены одни и те же учащиеся с первого по ретий класс; монографнчно изучен ряд учащихся с младшего школь-ого по юношеский возраст. Для изучения уровней сфорлированности ышления были использованы пространственно-геометрические задачи задача «Мозаика»; уровня сформированности познавательной ак-ивностг изучались о помощью набора методик, широко описанных в сихолого-педагогической литературе. В целом обследовано около вух с половиной тисяч учащихся.

Практическое значение исследования определяется тем, что аскрытые в нем закономерности формирования самооценки в онтоге-езе позволили определить и научно обосновать пути и средства аправленного влияния па становление этого личностного обраэова-:ия и порождающей его деятельности самооценивания. Разработанные і исследовании приемы формирования самооценки в индивидуальной и іронтальной работе с детьми прямо отвечают задачам школьной рактики, поскольку они нацелены на развитие активной, самостоя-ельной личности, способно! ставить и решать задачи самосовер-енствования.

Эти приемы прошли апробацию в практической работе учителей яда школ гг.Москвы, Волгограда, Омска, Баку, Ленинска (Уз.ССР); [атериалы исследования используются в лекционных курсах и на се-іинарских занятиях в некоторых педагогических вузах и институтов совершенствования учителей.

Внедрение результатов исследования в практику осуществяяет-ія также по каналам психолого-педагогической пропаганда: диссир-faHT является одним из авторов и составителей книги «Младший ікольник» из серии «Мир детства», 1981 (переведена в НРБ), авто-ІОМ трех брошюр для учителей (одна в соавторстве), серии статей ля родителей и воспитателей в журналах «Семья и школа», «Вожа-щй», для учащихся — в журнале «Пионер», а также одним из авто-юв адресованной учащимся книги «Давайте посоветуйся», 1978.

Представленная в исследовании концепция самооценки и ов іазвития реализована в восьми кандидатских диссертациях, вняол-

нештх под руководством автора: Т.Ю.Лндрущенко, 1979; М.Мамажа-
нова, 1981; Г.Б.Тагиевой, 1983; Нгуен Тхань Тхоя, 1984; Л.Х.Ша-
кеновой, 1986; Чан Тхи То Оань, 1986; У.Нуманова, 1987; Е.Ю.Ху-
добшой, 1988, а также в работах сотрудников руководимой им ла
боратории в 1987-88 гг. ,

Апробация работы. Основные полоетния и результаты исследования докладывались на международных конгрессах и симпозиумах: Бельгия, 1971; ВНР, 1973; ФРГ, 1978; ЧССР, 1979; Финляндия, 1981; НРБ, 1983, 1984, 1987; на всесоюзных съездах, симпозиумах и педагогических чтениях: Киев, 1968; Горький, 1971; Москва, 1973,1976,1978,1980; Тбилиси, 1974; Таллин, 1980; Тула, 1982. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на заседаниях ученого совета и итоговых сессиях НИИ ОПП АПН СССР, а также на заседаниях лаборатории психологии обучения и воспитания младшего школьника данного института. По теме исследования опубликовано около 80 работ.

Структура диссертации представлена введением, пятью главами, заключением, списком использованной литературы и приложением, включает таблицы и рисунки.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]