Программа для детей дошкольного возраста по музыке

Обзор парциальных программ по музыкальному воспитанию дошкольников

В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы.Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи.Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.

По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы.

Обзор парциальных программ по музыкальному воспитанию дошкольников

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ»
М. А. Трубникова

Цель программы — обучение детей трех — шести лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям. Программа разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина.

Новый компонент – анализ качества освоения ребёнком программы, позволяющей музыкальному руководителю своевременно выявить у него затруднения и оказать коррекционную помощь. Принципиально новы задачи, не характерные для программы музыкального воспитания детей; в заключение каждой ступени изложены ориентиры воспитания и развития ребёнка, которые успешно реализуются в процессе овладения им музыкальной деятельностью: задачи воспитания нравственной сферы ребёнка, развитие способностей, познавательных процессов, личностных новообразований.

И. Каплунова, И. Новооскольцева

Программа ориентирована на возраст детей от 3 до 7 лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Музыкальный материал, данный в программе, не обязателен для педагога. Можно использовать любые произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия. Предлагается много интересных идей. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

ПРОГРАММА «МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Программа представляет собой модульную педагогическую систему воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Она состоит из комплекса модульных программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников.

К программе предусматривается приложение с перспективным планированием, конспектами занятий, занимательными играми и упражнениями, другим методическим и дидактическим обеспечением. Все формы организации художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Основная идея программы – воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры. Программа предназначена для начального музыкального воспитания детей от 4 до 10 лет, включает 6 ступеней и рассчитана на 6-летний период обучения. Познавательная ценность программы — в изучении истории русской культуры в обрядах и праздниках, рассмотрении народных инструментов как произведений прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей. Программа включает ряд методик: музыкального воспитания детей на народных традициях, обучение игре на народных инструментах, их изготовление и применение на практике, организация эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности.

Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»
О. П. Радынова

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех-семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности программы – музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Цель программы: развивать ребёнка в возрасте от 3 до 9 лет, формируя средствами музыки и ритмических движений разнообразные умения, способности, качества личности.

2.Развитие двигательных качеств и умений;

3. Развитие творческих способностей;

4. Развитие и тренировка психических процессов;

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого. Автор предлагает методические рекомендации, практический материал – 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и аудиозаписи к ним. Используемый музыкальный материал – от детских песенок до симфонических произведений композиторов-классиков.

ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Программа адресована педагогам, работающим по программе «Из детства – в отрочество». Главным в программе является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребёнка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной. К традиционным видам музыкальной деятельности добавлен новый – музыкально-образовательная деятельность (начиная с пятого года жизни). Существенно расширен раздел «Слушание – восприятие», содержание которого направлено на развитие познавательной активности у детей.

ПРОГРАММА «ТОП-ХЛОП, МАЛЫШИ»

Т. Н. Сауко, А. И. Буренина

Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Кроме того, предлагаются авторские пляски с текстом на популярные народные мелодии. Новизна программы в том, что собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.

Программа состоит из трех частей:

содержание работы в течение года;

подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами;

сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала.

Программа разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Расчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми младшего и более старшего возраста.

Работа с детьми по развитию навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по трём взаимосвязанным направлениям: учебному, творческому и концертному. По каждому из них программа содержит конкретные рекомендации для педагогов.

Программа снабжена учебно-методическим комплектом.

Сведения об образовательной организации

Программа музыкального воспитания дошкольников «Ладушки»

«Ладушки»

программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста

под редакцией И.М. Каплунойвой, И. А. Новоскольцевой

Огромный творческий подъем происходит в мире дошкольного музыкального образования. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим дви­жениям, театрализованным играм и песням и др. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.

Программа «Ладушки», созданная И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, музыкальными руководителями Санкт- Петербурга, показалась нам очень интересной и была взята за основу музыкального воспитания детей. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Всю работу по музыкальному воспитанию мы проводим в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впе­чатлениями. Формируется устойчивый интерес к музыкальным за­нятиям. Они с нетерпением ждут его. Счастливые от восторга глаза детей- лучшая награда музыкальному руководителю.

Программа «Ладушки» помогает превратить каждое занятие в маленький праздник. Наш девиз: « Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!».

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ЛАДУШКИ»

— Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

— Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

— Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

— Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

— Развивать коммуникативные способности ( общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

— Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Программа «Ладушки» предусматривает использование интересного и яркого наглядного материала:

— иллюстрации и репродукции

— малые скульптурные формы

— аудио- и видеоматериалы

— «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соот­ветствующие костюмы и маски)

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

Музыку называют «зеркалом души человека», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ре­бенок — сама эмоция и потому значение его встречи с высокохудо­жественной музыкой трудно переоценить.

Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и насаждается средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Ее тяжелые ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в подсознание, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую — настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гете «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкально­сти, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической и народной, и для накопления запаса высокохудожественных музы­кальных впечатлений.

Детство является наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Только педагог, владеющий методами развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности детей, может решить главную задачу музыкального воспитания.

Огромный творческий подъем происходит в мире дошкольного музыкального образования. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим дви­жениям, театрализованным играм и песням и др. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.

Программа «Ладушки», созданная И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, музыкальными руководителями Санкт — Петербурга, показалась нам очень интересной и была взята за основу музыкального воспитания детей. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Всю работу по музыкальному воспитанию мы проводим в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями. Формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Они с нетерпением ждут его. Счастливые от восторга глаза детей — лучшая награда музыкальному руководителю.

Программа «Ладушки» помогает превратить каждое занятие в маленький праздник. Наш девиз: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!»

Пояснительная записка к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»

В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др. Большое внимание уделяется знакомству с русским народным творчеством. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.

Поиски путей более естественного и интенсивного музыкально-эстетического воздействия на детей привели нас к убеждению в необходимости создания специальной программы по музыкальному воспитанию «Ладушки», которая в настоящее время является частью комплексной программы «Лада».

Программа «Ладушки» подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача — главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого — эмоциональная от­зывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

— Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Мы не принуждаем детей к действиям (играм, пению), а даем возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

— Второй принцип — целостный подход в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

— Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.

— Четвертый принцип — соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даем им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступ­ления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Так дети выражают свое на­строение, чувства, эмоции.

Смотрите так же:  Можно ли давать ребенку в 7 месяцев манную кашу

— Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Мы всегда встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким образом, фуппа детей и музыкальный воспитатель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем.

Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоя­тельной игровой деятельности.

Музыкальное занятие имеет четкое построение:

— развитие чувства ритма, музицирование;

— пляски, игры, хороводы.

Музыкально-ритмические движения

В этот раздел мы включили два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д.), то есть те движения, которые нам пригодятся в разучивании плясок.

Работа над развитием чувства ритма. Музицирование

Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и а наших занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма ест*. у каждого ребенка, но его не­обходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

Пальчиковая гимнастика

Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Слушание музыки

Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музы­кальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.

Большое значение в этом разделе имеет использование магнитофонных записей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.

Распевание, пение

Большое внимание в своей работе мы уделяем пению. Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются простые, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, текст песен на занятиях не должен заучиваться. Уже с младшей группы мы практикуем, кроме хорового пения, пение по подгруппам, соло, цепочками.

Пляски, игры, хороводы

Основная цель — дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение и пение взрослых. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста. В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение. Мы не ставим в этом виде деятельности цепи двигаться и одновременно петь. Де- • тям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них.

Всю работу по музыкальному воспитанию мы проводим в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, про- j исходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Показательно, что один из самых сложных разделов — «Слушание музыки» — является у детей любимым, и это подводит нас к разработке новой технологии по данному разделу.

Ярким примером эффективности нашей программы является создание детского музыкального ансамбля.

Программа «Ладушки» обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка:

а) эстетическое — развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;

б) умственное — развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

в) нравственное — формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

Музыкальный материал, который дан в программе, не является обязательным для педагогов. Можно использовать любые произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия. Мы предлагаем много интересных идей. Главное — это творчество.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию для детей дошкольного возраста

1 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 31 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением Деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга Принято на заседании педагогического совета протокол 20 г. Утверждаю Заведующий ГБДОУ Детский сад г. Басова О.В. Рабочая программа по музыкальному воспитанию для детей дошкольного возраста Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (2014 г.). Срок реализации программы ( учебный год) Программу составила: Скрипник Людмила Михайловна Музыкальный руководитель высшей категории Санкт-Петербург 2014

2 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» II СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ III. ПРОЕКТИРОВНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» IV. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2-3 ЛЕТ 4.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ 4.2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2-3 ЛЕТ 4.3.ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел «СЛУШАНИЕ» Раздел «ПЕНИЕ» Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» V. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-4 ЛЕТ 5.1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ 5.2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-4 ЛЕТ 5.3.ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел «СЛУШАНИЕ» Раздел «ПЕНИЕ» Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» Раздел «ТВОРЧЕСТВО» VI. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4-5 ЛЕТ 6.1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ 6.2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4-5 ЛЕТ 6.3.ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел «СЛУШАНИЕ» Раздел «ПЕНИЕ» Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» Раздел «ТВОРЧЕСТВО» VII. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5-6 ЛЕТ 7.1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ 7.2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5-6 ЛЕТ 7.3.ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел «СЛУШАНИЕ» Раздел «ПЕНИЕ» Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» Раздел «ТВОРЧЕСТВО» VIII. ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6-7 ЛЕТ 8.1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ6 ДО 7 ЛЕТ

3 8.2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6-7 ЛЕТ 8.3.ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел «СЛУШАНИЕ» Раздел «ПЕНИЕ» Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» Раздел «ТВОРЧЕСТВО» IX.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ X ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ XI. ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКО ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ XII КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПЕРСПЕКТИТВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕМ ВОЗВРАСТНЫМ ГРУППАМ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВСЕМ ВОЗВРАСТНЫМ ГРУППАМ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ВОСПИТАТЕЛЯМИ НА уч.г.

4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется» В.М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту маленький человек осознает свое достоинство». В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Рабочая программа по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей, на основе программы «Музыкальное воспитание дошкольников» под ред. М.Б. Зацепиной и основой общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» по ред. Т.Н. Дороновой. Так же в соответствии со следующими нормативными документами: 1.Закон РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» (далее закон РФ «Об образовании». 2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от (далее Типовое положение). 3. Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года 91 (далее СанПиН). 4. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, рекомендуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ от 22 августа 1996 года 448 (далее Примерные требования). 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 года 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 6. Устав МКДОУ «Куртамышский детский сад 2 общеобразовательного вида» от года, принят общим собранием трудового коллектива МДОУ «Куртамышский детский сад 2», протокол 19 от 24 июня 2011 г., утвержден приказом МОУО «Отдел образования Администрации Куртамышского района» 136 о т 29 июня 2011 г.и зарегистрирован межрайонной ИФНС России по Курганской области (далее Устав). 7. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам серия А , регистрационный 670 от 1 июля 2010 г., выдана Главным управлением образования Курганской области 8. Свидетельство о государственной аккредитации серия АА регистрационный 442 от 20 ноября 2007 года 9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Куртамышский детский сад 2 общеразвивающего вида» (далее МКДОУ) Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития МКДОУ «Куртамышский детский сад 2» В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшей, средней, старшей, подготовительной групп. Цель рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкальнотворческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

5 детей. Задачи: — формирование основ музыкальной культуры дошкольников; — формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; — обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения: 1 год первая младшая группа с 2 до 3 лет; 2 год вторая младшая группа с 3 до 4 лет; 3 год средняя группа с 4 до 5 лет; 4 год старшая группа с 5 до 6 лет; 5 год подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет. Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальной непосредственно образовательной деятельности (НОД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе соответствиями с требованиями СанПина. Группа Возраст Длительность занятия (минут) Ранняя с 2 до 3лет 10 Младшая с 3 до 4 лет 15 Средняя с 4 до 5 лет 20 Старшая с 5 до 6 лет 25 Подгот. к школе с 6 до 7 лет 30 На основе годового календарного ученого графика МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад 2 общеразвивающего вида» на учебный год определено количество часов отведенных на НОД: 73 часа -1 младшая группа. 73 часа -2 младшая группа часа -2 младшая группа часа — средняя группа. 73 часа — старшая группа. 71 часа — подготовительня группа 1 73 часа — подготовительня группа 2 Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики способностей по программе «Музыкальное воспитание в детском саду» под редакцией М.Б. Зацепиной. Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать: — сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку; -умение передавать выразительные музыкальные образы; -воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности произведений; -сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность); -умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации; — проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

6 Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана: Форма музыкальной деятельности 1 мл. группа 2 мл. группам-с Средняя группа Старшая группа коли чест во Продолж. Подготови тельная группа 1/2 количество количество количество кол ичес тво Организованная образовательная эстетической направленности Образовательная, осуществляемая в ходе режимных моментов Продолж. В неделю В год 10 мин мин В неделю В год Продолж. В неделю В год Продолж. В неделю В год Продолж. В неделю 2 73/ / / / 35 В год Самостоятельна 90 я 80 детей Праздники и развлечения: Кружок «Домисолька» Восток Запад Север кв 2 кв 3 кв 4 кв 1

7 I.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ЦЕЛЬ: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей; Раздел «СЛУШАНИЕ» -ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление впечатлений; -развитие способностей и навыков культурного слушания музыки; -развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса. развитие способности эмоционально воспринимать музыку, Раздел «ПЕНИЕ» -формирование у детей певческих умений и навыков -обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента -развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок -развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» -развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений -обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок -обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения -развитие художественно-творческих способностей Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» — совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, — становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. — развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. — знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них. — развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских инструментах — развивать способность творческого воображения при восприятии музыки — способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла — развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах

8 Музыкальная НОД состоит из трех частей 1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель- настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах. 2. Основная часть. Слушание музыки. Цель — приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель — развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. 3. Заключительная часть. Игра или пляска.

Смотрите так же:  Развитие речи старших дошкольников презентация

9 II.СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ «Физическая культура» «Здоровье» «Коммуникация» «Познание» «Социализация» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» «Безопасность» развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. использование произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

10 III. ПРОЕКТИРОВНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» Организация учебного процесса в МКДОУ регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, циклограммами различных видов деятельности воспитателя с детьми и циклограммой деятельности музыкального руководителя. Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы. Он скоординирован с учетом требованием санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму. В соответствии с программой «Радуга» под ред. Т.Н. Дороновой и программой «Музыкальное воспитание» под ред. М.Б. Зацепиной, а также с санитарными правилами НОД организуется в течение всего календарного года. Учебный план состоит из инвариативной (обязательтельной части) и вариативной (формируемой участниками образовательного процесса) части. Инвариативная часть полностью реализует федеральные государственные требования к дошкольному образованию и включает НОД позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Музыка». Вариативная часть реализуется как дополнительное образование в форме кружка «До-Ми-соль-ка». Учебный план по реализации образовательной области «музыка»: Возврастные группы НОД 1 младшая 2-3 года В неделю 2 младшая года В неделю 2 младшая года Средня 4-5лет Старшая 5-6 лет Подготовительная 1 6-7лет Инвариативная (обязательная) часть В неделю В неделю В неделю В неделю Подготовительная лет В неделю Кружок В год В год В год В год Вариативная часть В год В год В год 1 младшая 2-3 года Объем учебной нагрузки: Возврастные группы 2 младшая года 2 младшая года Средня 4-5лет Старшая 5-6 лет Подготовительна я 1 6-7лет Подготовительна я лет Длительность НОД 10 минут 15 минут 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут 30 минут Колличество в неделю Общее время в часах На основе учебного плана составлена сетка занятий:

11 IV. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2-3 ЛЕТ 4.1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится нагляднодейственная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.

12 У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. 4.2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2-3 ЛЕТ. Содержание образовательной области Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач: развитие музыкально художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Слушание Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). Пение Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению. Музыкально-ритмические движения Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.) Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. Занятия проходит 2 раза в неделю продолжительностью не более 8-10 минут (СапПиН ). Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. К концу году ребёнок узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий — низкий). вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы. двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

13 4.3.ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОССТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел «СЛУШАНИЕ» Режимные моменты Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных — на — во время умывания — на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная ) — во время прогулки (в теплое время) — в сюжетноролевых играх — перед дневным сном — при пробуждении — на праздниках и развлечениях педагога с детьми Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -другие занятия -театрализованная -слушание произведений в группе -прогулка (подпевание знакомых песен, попевок) -детские игры, забавы, потешки — рассматривание картинок, иллюстраций детских репродукций, предметов окружающей действительности; Формы работы Самостоятельная детей Формы организации детей в книгах, Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор инструментов, игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей, ТСО. Экспериментирование со звуком с семьей Консультации для родителей Родительские собрания беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций

14 Режимные моменты Использование пения: — на — во время умывания — на других занятиях — во время прогулки (в теплое время) — в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности — на праздниках и развлечениях Раздел «ПЕНИЕ» Формы работы педагога с детьми Самостоятельная детей Формы организации детей Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная -Подпевание и пение знакомых песенок, попевок во время игр, прогулок в теплую погоду — Подпевание и пение знакомых песенок, попевок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор инструментов (озвученных и не озвученных), игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО с семьей Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций, совместное подпевание

15 4.3.3.Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» Формы работы Режимные моменты педагога с детьми Самостоятельная детей Использование музыкальноритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных — на — на других занятиях — во время прогулки — в сюжетно-ролевых играх — на праздниках и развлечениях Формы организации детей Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная -Игры, хороводы Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор инструментов, игрушек, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. ТСО с семьей Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Создание музея любимого композитора Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье

16 4.3.4.Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» Формы работы Режимные моменты педагога с детьми Самостоятельная детей с семьей — на — на других занятиях — во время прогулки — в сюжетноролевых играх — на праздниках и развлечениях Формы организации детей Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная -Игры Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор инструментов, игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО Игра на шумовых инструментах; экспериментировани е со звуками, Музыкальнодидактические игры Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Создание музея любимого композитора Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье

17 V.СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-4 ЛЕТ 5.1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 3-4 ЛЕТ Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка на сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на занятиях уделяется игре на детских инструментах, где дети открывают для себя мир звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения: -непосредственно образовательная (комплексные, доминантные, тематические, авторские); — самостоятельная досуговая. Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.

18 5.2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2-3 ЛЕТ. Цель музыкального воспитания: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать (см.: Зацепила М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008). Слушание Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы -септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание игрушек, детских инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Пение Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково). Песенное творчество Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. Музыкально-ритмические движения Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них). Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др. Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных. Игра на детских инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а

Смотрите так же:  Гайморит у ребёнка 3 лет лечение

19 также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подогревания на детских ударных инструментах. На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями Санпина. К концу года дети могут: Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы). Замечать изменения в звучании (тихо — громко). Петь, не отставая и не опережая друг друга. Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

20 5.3.ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАНИЕ Режимные моменты Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных — на — во время умывания — на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная ) — во время прогулки (в теплое время) — в сюжетноролевых играх — перед дневным сном — при пробуждении — на праздниках и развлечениях педагога с детьми Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Другие занятия -Театрализованная -Слушание сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских фильмов — рассматривание картинок, иллюстраций детских репродукций, предметов окружающей действительности; Формы работы Самостоятельная детей Формы организации детей в книгах, Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор инструментов (озвученных и не озвученных), игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» с семьей Консультации для родителей Родительские собрания беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций

21 ПЕНИЕ Режимные моменты Использование пения: — на — во время умывания — на других занятиях — во время прогулки (в теплое время) — в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности — на праздниках и развлечениях педагога с детьми Формы работы Самостоятельная детей Формы организации детей Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная -пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду — Подпевание и пение знакомых песенок, полёвок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор инструментов (озвученных и не озвученных), игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей: -песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий), Музыкальнодидактические игры с семьей Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная (концерты родителей для детей, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Совместное подпевание и пение знакомых песенок, попёвок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

22 Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» Формы работы Режимные моменты педагога с детьми Самостоятельная детей Использование музыкальноритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных — на — на других занятиях — во время прогулки — в сюжетно-ролевых играх — на праздниках и развлечениях Формы организации детей Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная -Игры, хороводы — Празднование дней рождения Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор инструментов, игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.). ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии с семьей Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Создание музея любимого композитора Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Посещения детских театров

23 5.3.4.Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» Формы работы Режимные моменты педагога с детьми Самостоятельная детей с семьей — на — на других занятиях — во время прогулки — в сюжетноролевых играх — на праздниках и развлечениях Формы организации детей Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная -Игры с элементами аккомпанемента — Празднование дней рождения Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор инструментов, игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Игра на шумовых инструментах; экспериментировани е со звуками, Музыкальнодидактические игры Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Посещения детских театров Совместный ансамбль, оркестр

24 5.3.5.Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских инструментах)» Формы работы Режимные моменты — на — на других занятиях — во время прогулки — в сюжетноролевых играх — на праздниках и развлечениях педагога с детьми Занятия Праздники, развлечения В повседневной жизни: -Театрализованная -Игры — Празднование дней рождения Самостоятельная детей Формы организации детей Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор инструментов (озвученных и не озвученных), игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей песенного, игрового творчества, музицирования Музыкальнодидактические игры с семьей Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Посещения детских театров

25 VI ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4-5 ЛЕТ 6.1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная в течение минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении какихлибо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.

26 6.2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4-5 ЛЕТ Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни. Музыкальная образовательная состоят из трех частей. 1.Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель — настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах. 2. Основная часть. Слушание музыки. Цель — приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Пение. Цель — развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. 3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. К концу года дети могут: Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением. Узнавать песни по мелодии. Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение. Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Содержание образовательной области Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству». Слушание Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать

Другие статьи

  • Аденоиды 1 степени у детей лечение комаровский АДЕНОИДЫ Без носа человек — черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, — просто возьми, да и вышвырни в окошко! Небные миндалины — не единственные лимфоидные образование глотки. Имеется еще одна миндалина, которая называется глоточной. Увидеть ее при […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Лечение аллергии народными средствами детям Лечение аллергии у детей и взрослых: подходы и методы По данным Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, от аллергических заболеваний страдает около 30% людей в мире, а в России по разным оценкам их процент колеблется в пределах от 17,5% до 30% […]
  • Хорошо или плохо быть одним ребенком в семье Сочинение 1134. (B). Что лучше: иметь братьев и сестер или быть единственным ребенком? Бобарыкина Екатерина. Школа №3, Андреаполь, Тверская область, Россия Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Классическое эссе Which is better: to have siblings or to […]