Программа по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников

Академия Творческой Педагогики

Популярные страницы сайта

Сейчас на сайте

Случайное изображение

Новые пользователи

  • Титовская ООШ
  • МКОУ СОШ №7
  • СОШ№4
  • agvaldin
  • ЖАРИНОВ ВЛАДИМИР

Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Цветник духовный». Т.Г.Кочнева, Ермакова Т.П.,Неверова И.В., Сыч Л

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖЕМЧУЖИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Проект–программа по духовно–нравственному воспитанию дошкольников «Цветник духовный»
Составители:
Заведующий МДОУ – Т. Г. Кочнева
Заместитель заведующего по ВМР — Ермакова Т.П.
Музыкальные руководители – Неверова И. В., Сыч Л. П.,
Педагог–психолог – Каменская Е.А.
г. Жигулевск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту программы «Цветник духовный»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА №22 «ЖЕМЧУЖИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖИГУЛЕВСК,
ГОРОД ЖИГУЛЕВСК

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.
Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов и т.п. Все это говорит о духовном дефиците человечества. Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А. В. Панкратов, З. Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуется нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и воспитанностью, бедностью духовных интересов. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Поэтому перед психолого–педагогической наукой встает вопрос о воспитании духовно развитой и богатой личности, обладающей такими общечеловеческими ценностями, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость.
Проблема духовности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова). Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.
На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
1) идеальная потребность в познании мира;
2) соц. потребность – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.
Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.
Анализируя педагогический процесс ДОУ, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно духовное развитие дошкольников осуществлять в аспекте нравственно – патриотического воспитания. Ведь именно здесь решаются задачи по воспитанию и развитию соц. навыков, культуры чувств и переживаний, приобщение к национальному искусству и нравственным ценностям.
В свою очередь нравственно – патриотическое воспитание, рассматриваемое нами как основа духовного развития личности ребенка, включает в себя три взаимосвязанных компонента:
1) когнитивный компонент – удовлетворяет потребность ребенка в познании мира и формируется в ходе взаимодействия личности ребенка с внешним миром;
2) эмоциональный компонент – является субъективной формой выражения потребности и предшествует деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее;
3) поведенческий компонент – удовлетворяет потребность ребенка жить и действовать для других и направляется эмоциями.
Взаимосвязь данных компонентов обеспечивает приобретение ребенком разнообразного опыта понимания (познания), переживания (сопереживания) и действования.
Данные компоненты выделены на основе механизма нравственного воспитания (С. А. Козлова), а также в их основе лежат компоненты духовного развития личности ребенка, выделенные отечественным педагогом и психологом В. В. Зеньковским, – это моральные чувства, моральная активность и работа интеллекта в моральном направлении. При этом приоритет в духовном развитии дошкольника В. В. Зеньковский отводил именно сфере чувств и признавал три моральных чувства – любовь к людям (альтруизм), стыд и «чувство совести». Эти три чувства, по словам ученого, вносят в духовное развитие моральный опыт, создают моральное ориентирование, дают моральную оценку в отношении трех основных объектов духовной жизни – в отношении к самой личности, в отношении к другим людям, в отношении к культуре, как системе жизни, как продукту активности. Как указывал В. В. Зеньковский, стыд, любовь к другим, работа совести – это, «окно, сквозь которое льется в душу моральный опыт». Благодаря этим чувствам перед ребенком выступают три объекта моральной оценки, три сферы моральной активности: его личность, другие люди, культура, как продукт деятельности человека.
Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказанием являются угрызения совести и чувство вины, что и рассматривается как показатели духовного развития личности.

Воспитательная работа в МДОУ д./с №22 «Жемчужинка» ведется по направлению «Духовно–нравственного воспитания дошкольников». В своей работе педагоги опираются на цели духовно–нраравственного воспитания, сформулированные Ш. А. Амонашвили: «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия »
Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Основные задачи работы педагогов
по духовно–нравственному воспитанию детей:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
Содержание и формы работы следующие:

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.
3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
4. Беседы с детьми о правилах поведения.
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6. Этические беседы.
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение совместных с родителями праздников.
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы убедились, что помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

П римерное планирование работы с детьми 3–4 лет Тема года: Я – моя семья, мир вокруг меня.
Содержание Задачи Формы работы Методы и приемы
«Семь Я»- тема на сентябрь месяц Знакомить с понятиями: Вот — я. Вот моя семья. Любовь окружает все вокруг • Совместный с родителями досуг «Бабушкины сказки»
• Консультация–беседа для родителей
«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании дошкольников»
• Познавательные занятия для детей 1.Беседы с детьми на темы:
• Мама милая моя
• Самые близкие люди
• Чем можно дарить близким радость.
2.Разучивание песен, колыбельных,
3.Изготовление поделок в подарок родным.
4.Чтение сказок.
«Во саду ли в огороде» — тема на октябрь
месяц. Знакомить с тем, что растет на поле, в огороде. Прививать уважение к труду,
Познакомить с народными промыслами. • Экскурсия в огород детского сада.
• Выставка поделок из пластилина и рисунков. «Наш большой урожай»
• Театрализованное развлечение «Колосок» 1.Чтение потешек, поговорок, сказок.
2.Разучивание песен, хороводов. 3.Знакомство с игрушками народных промыслов.
4.Предметами сельхоз. труда.
«Мир, природа вокруг меня»- тема на ноябрь месяц

Смотрите так же:  Воспитание ребенка в возрасте 6 лет

Прививать любовь к природе, животным, желание заботиться
о них. • Экскурсия в зимний сад детского сада,
• Сюжетно–ролевые,
дидактические игры.
• Тематические занятия:
1.«Времена года»,
2.«Дикие и домашние звери» 1.Знакомство с растениями и животными, которые есть в саду, дома, на улице.
2.Составление рассказа «Мой пушистый друг» 3.Наблюдение за цветком, на окне.
«Новый год у ворот!» — тема на декабрь
месяц
Познакомить с зимними праздниками, доставить детям радость • Тематические занятия,
• сюжетно–ролевые игры,
• Консультация для родителей «Праздники в саду и дома»
• Совместное с родителями развлечение
« Здравствуй Новый Год!» 1.Беседа о Рождестве,
2. Чтение рассказа «Первая елка». 3.Совместное изготовление украшений на елку. 4.Разучивание песен, танцев, хороводов к празднику.
«Сказка ложь,
да в ней намек» — тема на январь месяц Знакомить детей с устным и музыкальным народным творчеством. • Представление кукольного театра
«Заюшкина избушка»
• Выставка рисунков по р.н. сказкам 1.Чтение сказок.
2. Рисование любимых героев сказок.
3 Разучивание потешек, песен, отгадывание загадок.
«Папа — защитник и лучший друг» — тема на февраль месяц Прививать любовь к Родине, уважение к ее защитникам,
Объяснять понятие добро и зло. • Выставка рисунков.
• Концерт ко дню защитников Отечества.
• Тематические занятия 1.Чтение сказок, где добро побеждает зло.
2.Разучивание песен, танцев к концерту.
«Нет милее дружка, чем родная матушка» — тема на март месяц Знакомить с пословицами, поговорками, воспитывать любовь и уважение к женщине. • Тематические занятия, беседы, выставка рисунков «Моя мама»
• Развлечение «Мамин день -8–е марта» 1.Разучивание пословиц, поговорок,
2. Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
3.Беседы о маме,
4. Подготовка к концерту для мам и бабушек.
«Трень–брень
Гусельки»- тема на апрель месяц

Знакомить с русскими народными инструментами и приемами игры на них.

• Доминантные занятия.
• Игры, развлечение
«Пришел Петрушка с погремушкой»
• Музыкально–дидактические игры.
1.Игра «Музыкальный оркестр»,
2. «Угадай на чем играю»
3. Импровизация на шумовых инструментах
под русские песни.

«Приходите в гости к нам» — тема на май месяц Воспитывать чувство эмоционального единения семьи.
Учить доброжелательным отношениям к ближнему, правилам поведения в гостях и дома
• Занятия, беседы.
• Сюжетно–ролевые игры.
• Досуг совместно с родителями
« Приходите в гости к нам»
1.Совместное музыцирование с родителями на народных инструментах.
2.Совместное изготовление поделок.
3.Совместное разучивание песен, хороводов.

Примерное планирование с детьми 4–5 лет
Тема года: «Как у наших у ворот.
Познаю мир вместе со взрослыми»
Содержа–ние Задачи Формы работы Методы и приемы
«Родной очаг» — тема на сентябрь месяц Учить детей почитать членов семьи, помогать взрослым в домашних делах, прививать уважение к труду родителей. • Занятия, беседы.
• Сюжетно–ролевые, дидактические игры.
• Досуг совместно с родителями «Папа, мама, я – дружная семья» 1.Чтение сказок, рассказов.
2.Знакомство с 5–ой заповедью Божией: «Чти отца и мать свою»
3.Рассказ о сиротах.
4.Приготовление подарков для сирот совместно с родителями.
«Забот–ливые люди»- тема на октябрь месяц Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь • Экскурсия на пищеблок, в прачечную, медицинский кабинет, к плотнику.
• Дид. игра
«Кому, что нужно для работы»
• Сюжетно–ролевые игры.
• Выставка рисунков
«Все работы хороши » 1.Беседы,
2.Чтение художественной литературы о профессиях,
3. Тематическое рисование.
«Мой любимый детский сад» — тема на ноябрь месяц Познакомить детей с историей детского сада, со всеми его участками, воспитывать желание поддерживать порядок, бережно относиться к оборудованию,
ухаживать за растениями.
• Прогулки,
• Оформление экологических тропинок на территории детского сада.
• Выполнение трудовых поручений.
• Вечер воспоминаний.
• Выставка рисунков.
• Развлечение «К нам гости пришли» 1.Просмотр фотографий.
2. Беседы,
3.Изготовление модели детского сада силами детей и родителей.
4.Рисование на тему «Мой любимый детский сад»

«С новым годом, с новым родом» — тема на декабрь месяц Дать представление о народных традициях духовных праздников, познакомить с семейными традициями • Занятия
• Утренники
• выставка «Символ года»
• консультация для родителей
«Праздники в саду и дома»
Конкурс Рождественских открыток.
• Совместная работа детей и родителей.
1.Подготовка к новому году
2. изготовление игрушек на елку. 3.Чтение рассказов о святом Николае.
4.Разучивание песен, хороводов,
колядок.
«Природа вокруг нас.
Особенности родного края» — тема на январь месяц Знакомить с животным и растительному миру родного края.
Воспитывать бережное отношении к природе. • Занятия
• дидактические игры,
• прогулки,
• труд на прогулке
• Работа над проектами. 1.Слушание классической музыки из цикла «Времена года»,
2.Наблюдение за животными, птицами. 3.Сооружение кормушек для птиц.
4. Чтение рассказов
5. Тематическое рисование.

«Обойди весь белый свет – краше Родины нет» — тема на февраль месяц
Знакомить с историей города,
его предприятиями,
почетными людьми. • Экскурсии,
• беседы,
• Сюжетно–ролевые игры,
• выставки работ.
• Совместная работа детей и родителей.

1.Экскурсия в краеведческий музей.
2.Прогулка по улицам города.
«Не все коту масленица,
бывает и великий пост» — тема на март месяц Познакомить детей с традиционными русскими праздниками. • Развлечение «Масленица»
• Тематическая неделя «Широкая МАСЛЕНИЦА» 1.Чтение рассказа
«Чистота телесная и духовная»
2.Совместная работа педагогов и детей по подготовке к празднику.

«Пасха» — тема на апрель месяц Приобщать детей к духовному наследию предков. Познакомить детей с символикой росписи пасхальных яиц. • Комплексное занятие «Скорлупки расписные»
• Экскурсия в церковь Св. Иоанна Крандштадского 1.Беседа «Заповеди господни»
2.Беседа «Посещение храма»
3.Слушание пасхально–колокольных звонов.
«Весенний день год кормит» — тема на май месяц Знакомство детей с приметами весны и посевными работами в это время. Приобщение детей к коллективному труду. • Тематические занятия,
• трудовые поручения,
• дидактические, сюжетно–ролевые
игры. 1.Беседы о весенних работах в поле.
2.Посадка садовых культур в огороде.
3.Выращивание рассады для цветников

Примерное планирование с детьми 6–7 лет
Тема года: Духовное наследие предков

Содержа–ние Задачи Формы работы Методы и приемы
«Что такое доброта?» — тема на сентябрь месяц Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям • Занятия,
• сюжетно–ролевые игры,
• совместные с родителями досуги,
• Выставки работ 1.Чтение рассказов,сказок.
2.Беседа «Любовь к ближнему и самому себе»
3.«Нравственность – добро и зло»
«Труд кормит, а лень портит» — тема на октябрь месяц Создание развивающей среды,
Закрепление знаний о разных профессиях,
урожае.

• Тематические занятия,
• трудовые поручения,
• дидактические,
• сюжетно–ролевые игры,
• выставки работ детей и родителей
•. Развлечение «Хлеб всему голова» 1.Чтение рассказа «Плоды земные»
2.Создание картотеки загадок, пословиц о труде, наглядно–игрового материала.
3.Рисование, 4.Изготовление поделок из овощей и фруктов.
«Наследие России» — тема на ноябрь месяц Познакомить детей с русскими художниками,
Композиторами,
Писателями, поэтами. • Тематическое занятие «Сказка в музыке» 1.Рассматривание работ русских художников
2.Беседы о русских композиторах.
3.Чтение сказок,
стихов.
«С новым годом, с новым родом» — тема на декабрь месяц Дать представление о народных традициях духовных праздников, познакомить с семейными традициями • Занятия
• Утренники
• выставка «Символ года»
• консультация для родителей
«Новый год в кругу семьи»
• Конкурс Рождественских открыток.
• Совместная работа детей и родителей. 1.Подготовка к новому году
2.Иизготовление игрушек на елку. 3.Чтение рассказов о святом Николае.
4.Разучивание песен, хороводов,
колядок.
«Рождество Христово» — тема на январь месяц Приобщать детей к духовному наследию предков.
Познакомить детей с картинами русских художников и духовной и классической музыкой. • Рождественский концерт.
• Занятие–беседа «Открой свою душу» 1.Беседа–рассказ об Иисусе Христе, Богородице.
2.Рассматривание картин художников.
3.Чтение рассказов: «Рождество
Христово»
«Крещение Господне»
4.Слушание духовной, классической музыки.
«Победа в воздухе не вьется – а руками дается» — тема на февраль месяц Пробуждать любовь и уважение к защитникам родины • Занятия
• Выставки
• Развлечение для пап
«Богатырская сила» 1.Рассматривание репродукций картин русских художников. 2.Чтение сказов, былин.
3.Беседы о добре и зле.
4. Сочинение сказки, где добро побеждает зло.
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Не все коту масленица,
Бывает и великий пост» — темы на март месяц Продолжать знакомить с пословицами, поговорками, воспитывать любовь и уважение к женщине.
Познакомить детей с традициями русских праздников. • Развлечение «Масленица»
• Тематические занятия. 1.Чтение рассказа
«Матерь господа нашего»
2.Чтение рассказа
«Чистота телесная и духовная»

«Пасха» — тема на апрель месяц Приобщать детей к духовному наследию предков. • Комплексное занятие «Скорлупки расписные»
• Экскурсия в церковь Св. Иоанна Крандштадского 1.Беседа «Заповеди господни»
2.Беседа «Посещение храма»
«День победы» — тема на май месяц Знакомство детей с героями Великой Отечественной войны и их подвигами. Воспитание патриотической гордости за Родину. • Встреча с ветеранами,
• Концерт в Доме ветеранов войны и труда 1.Чтение рассказа
«Защитники отечества»
2.Чтение былин, о богатырях, рассказы о героях войны.

Смотрите так же:  Как вы укладываете ребенка спать 15 года

Программа духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Крепче мы — крепче наше будущее»

Татьяна Пахомкова
Программа духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Крепче мы — крепче наше будущее»

ПРОГРАММА

духовно — нравственного

воспитания воспитанников МБДОУ

«Вознесенский детский сад № 5» .

Наименование программы ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

«Крепче мы — крепче наше будущее«

Основание для разработки Современная концепция о «Духовно- нравственном

программы воспитании детей «

программы Методический совет МБДОУ «Вознесенский детский

Управляющий совет учреждения.

Цель программы 1. Создание условий:

для формирования у дошкольников

ценностных ориентиров и нравственных норм,

основанных на культурно- исторических и духовно-

нравственных, патриотических и общечеловеческих

2. Для более тесного сотрудничества семьи и

детского сада, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, детский сад и ребенок.

Задачи программы Сохранение исторической преемственности

поколений, развитие национальной культуры,

воспитание бережного отношения к историческому

и культурному наследию России,

формирование духовно- нравственных качеств

воспитанников.

Оценка социальных — формирование ценностных ориентиров духовно-

последствий реализации нравственной личности;

программы — повышение воспитательного потенциала семьи;

— совершенствование скоординированной системы

деятельности семьи и детского сада

по физическому, патриотическому и нравственному

воспитанию детей.

Критерии выполнения — совершенствование методов духовно-

программы нравственного и семейного воспитания;

Сроки программы — 2013 — 2018 годы.

за исполнением — администрация МБДОУ «Вознесенский детский сад № 5»

программы

Ребёнок улыбается матери — первая в жизни улыбка. Ребёнок играет — первые в жизни игры. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно- нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

Программа создаёт условия для развития личности и самореализации. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности ребенка.

Программа «Духовно- нравственного воспитания» предусматривает — воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях.

Планирование духовно- нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности воспитателя и детского сада. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Актуальность программы духовно- нравственного воспитания дошкольников

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Воспитание гражданина — одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно- нравственного и правового долга.

Под духовно- нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно- нравственных ценностей.

Духовно- нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно- нравственного воспитания дошкольников МБДОУ «Вознесенский детский сад № 5». Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у дошкольников высоких духовно- нравственных качеств.

» Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1

» Конституция Российской федерации (Ст. 1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

» Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г

» Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854

» Декларация прав и свобод человека

» Конвенция о правах ребёнка

» Устав детского сада

Этапы реализации Программы

» I этап — начальный (2013г/ 2014.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности

» II этап — практический (2014/2017 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания дошкольников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности.

» III этап — обобщающе-результативный (2017/2018 гг.)

Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно- нравственного воспитания дошкольников.

Цели и задачи Программы

Цель программы.

1. создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов дошкольника.

3. Гармоничное духовно- нравственное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

» Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства.

» Формирование духовно- нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

» Изучение культурных и духовно- нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

» Физическое развитие дошкольников, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

» Консолидация и координация деятельности детского сада, семьи, общественности в духовно- нравственном воспитании детей.

» формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

» создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника.

» Привитие воспитанникам любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Принципы Программы

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

3. Принцип сотрудничества.

4. Деятельностный подход.

5. Личностно-ориентированный подход.

6. Возрастной подход.

Программа соответствует специфике среднего и старшего возраста детей, и способствует:

» духовному и личностному росту детей;

» развитию творческого и логического мышления;

» развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

» обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);

» развитию способности к самопознанию, формированию положительной «я — концепции».

Задачи воспитания:

» Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

» Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.

» Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

» Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца — гражданина.

» Сформировать культуру общения.

» Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

» Приобщить воспитанников к национальной и мировой культуре.

Направления воспитательной работы:

1. Социализация. Воспитанник и детский сад

Формирование у детей осознания принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Воспитание сознательного отношения к познанию всего интересного и полезного, развитие познавательной активности;

Просветительская работа с дошкольниками и их родителями через воспитательные мероприятия.

Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

2. Семейное воспитание. Моя семья и мой детский сад.

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и детским садом; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Формирование представлений о семейных ценностях.

Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

Формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей сына — мужа.

Смотрите так же:  Как поить водой новорожденных детей

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье( » Я надежда и помощник») и в обществе (» Я гражданин, я воспитанник«)

3. Учебно-познавательное и физическое.

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала дошкольников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Формирование гражданского отношения к себе.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Цель и задачи: Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья дошкольников.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения;

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. Воспитание физически развитого человека, ведущего здоровый образ жизни, способного в полной мере проявить себя во всех сферах. Ребёнок и спорт — главная наша цель.

4. Экологическое воспитание. Мы и наша природа.

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у дошкольников эмоционально- нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

5. Патриотическое воспитание. Мы — защитники нашего Отечества.

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно- нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего; изучение краеведческого материала.

данной духовно- нравственной воспитательной программы является:

Для воспитателя. 1. Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки.

Это необходимо воспитанникам при переходе в начальное школьное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом детского сада.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении воспитателя с детьми должны реализовываться следующие правила:

» умение выслушивать его до конца;

» не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

» открытость и доступность.

Отношения воспитателя и воспитанника строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Планируемые результаты. Для дошкольника.

1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно- нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе духовно- нравственного воспитания, детский сад — центр социокультурной среды.

6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Дошкольники должны быть:

» дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

» обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

» самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

» способны к изменению самих себя.

Виды и формы воспитывающей деятельности:

1. Лекция; (для родителей)

2. Беседа; (для детей и родителей)

3. Час общения; (для родителей и детей)

4. Ролевые игры; (для детей)

5. Диспуты; (для родителей)

6. «Мозговой штурм»; (для родителей)

7. Занятия творчеством (для детей и родителей)

8. Собрания; (для родителей)

9. Экскурсии (для детей)

Мероприятия: (в течении года)

1. Семинары (для родителей)

2. Конкурсы, (для детей)

3. КВН (для родителей)

4. Викторины (для родителей)

5. Экскурсии (для детей)

6. Акции, проекты (для родителей)

7. Туристические слеты (для детей и родителей)

8. Круглые столы (для родителей)

9. Диспуты (для родителей)

10. Исследовательская деятельность. (для детей)

11. Конференции (для родителей)

Традиционные мероприятия в детском саду (в течение года)

» Эстетическое шоу «По стране вежливых слов»

» Юбилей детского сада

» Праздник Новогодней ёлки

» Проект «Я открываю свой талант!»

» Праздник Здоровья «Папа, мама, я — здоровая семья»

» Праздники и мероприятия «Служу отечеству»

» Зарничка-смотр «Парад военной песни»

» Конкурс инсценированной сказки

» Праздник «Здравствуй, лето!»

» Праздник «Звездный дождь»

» Вознесенские звездочки (конкурс детского творчества)

» Создание краеведческого музея «История нашего детского сада«

Изучение особенностей дошкольников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

1. Изучение индивидуальных особенностей личности дошкольников:

» тип личности в общении;

» успешность в деятельности;

» уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

» социально-психологический климат в группе;

» тип личности в общении;

» успешность в деятельности;

» уровень воспитанности.

3. Формы диагностики:

Работа с родителями.

Взаимодействие воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

» родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, экскурсий, родителей и детей.

1. Закон об образовании1992г. №3266-1

2. Конституция Российской федерации (Ст. 1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета. 1990.

5. Т. В. Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

6. М. А. Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.

7. Н. Е. Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.

8. Е. Н. Степанов » Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.

9. Ляхов И. И. Проектная деятельность. М. 1996.

Из опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему «Духовно-нравственное воспитание.

Другие статьи

  • Приказ о выходе из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет образец рб Приказ о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: бланк и образец За заявлением следует приказ Работник организации может прервать отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет в любой момент. Ведь такое право напрямую установлено законодательством […]
  • Какая нормальная температура тела новорожденного ребенка Температура у новорожденного: что должны знать родители Температура у новорожденного – очень важный показатель здоровья крохи, существует много причин ее повышения, и все они очень разные. Разобраться в том, какая температура у новорожденного считается нормальной, […]
  • Размер пособия по уходу за ребенком в 2019 в казахстане Повысятся ли пособия в Казахстане в 2019 году Первая волна повышений выплат социально незащищенным группам населения началась с января 2017 года. Об этом сообщили по итогам заседания в Мажилисе, на котором рассматривался бюджет Министерства социального развития и […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Результат поиска Доп.точки доступа: Кенеман, А. В. Экземпляры всего: 79ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13) Свободны: ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13) Доп.точки доступа: […]
  • Сколько спят ваши дети Сколько спят ваши дети в год-полтора? Девочки, напишите, пожалуйста, сколько часов в возрасте 1-1,5 года ваши дети спят ночью, и сколько днём. У нас днем два сончаса по 1,5 часа. А ночью спит всего 8 часов. Я думаю, ночью он спит так мало, потому что днём […]