Программа по правовому воспитанию дошкольников

Правовое воспитание дошкольников

Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству.

Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания. Понимая это, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение, которое должно нас сменить?Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в России в настоящее время, не могут оставить без изменения систему дошкольного воспитания и обучения. И вопрос об обязательном обеспечении интересов и прав детей, создание необходимых условий для развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения вышел здесь на первое место.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребенка.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей относятся:

  • Декларация прав ребенка (1959);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В десяти принципах Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание;
  • развитие;
  • активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательным процессам (ст. 29), считая, что образование ребенка должно быть направлено на:

  1. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  2. Воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
  3. Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличным от его собственной;
  4. Подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между всеми народами.

Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос, с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО, эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте.

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Первая необходимая составляющая, обеспечивающая правовую культуру ребенка – это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. Успешность работы по этой проблеме во многом зависит и от подготовки педагогических кадров. Поэтому работа по реализации программы была разбита на три этапа:

  1. Работа с коллективом ДОУ.
    Для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также для повышения правовой культуры воспитателей и их квалификации в этой области было разработано перспективное планирование специальной методической работы (см. Приложение 1), после проведения которой можно было перейти к следующему этапу.
  2. Работа по повышению правовой культуры родителей(см. Приложение 2).
    Результатом завершения первых двух этапов стало изменение сознания взрослых, которые с сожалением отметили, что зачастую права детей нарушают не только незнакомые, но и самые близкие ребенку люди. Лишь после этого стал возможным переход к третьему, самому важному этапу.
  3. Работа с детьми.
    Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой, седьмой год жизни). Нормативно-целевым ориентиром в образовательной работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребенка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребенок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.

Работа нацеливает на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Именно поэтому на первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.

Цели и задачи работы по правовому воспитанию дошкольников определяются требованиями, которые предъявляет современное общество с его демократическими тенденциями развития.

Цель: создание условий для воспитания будущего гражданина правового государства – свободного и ответственного, знающего свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.

Задачи:

  • научить умению общаться с разными людьми;
  • формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке);
  • дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; познакомить с правами детей;
  • учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.

Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Воспитательно-образовательная работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. В рамках предлагаемой программы рекомендуется проводить работу с дошкольниками и как регламентированные занятия, и в форме непринужденной совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает интересы и инициативы детей. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня в рамках реализации раздела «Ребенок и окружающий мир» основной программы. Работа с детьми вне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Средствами реализации программы по правовому воспитанию на данном этапе стали специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, специализированные игры, игры-шутки, чтение, рассказывание, театрализации и т.п. другими средствами реализации программы явились презентации, игры, тренинги и театрализованные представления. В организацию воспитательно-образовательного процесса на данном этапе были вовлечены не только педагоги ДОУ, но и школьники, и родители.

Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.

Настоящим открытием стали совместные детско-родительские проекты и их презентации. Подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего».

В настоящее шоу вылилась презентация проектов «Расскажу о своем народе», где взрослые и дети не просто рассказывают о какой-то национальности и обычаях, но и разыгрывают отрывки из сказок разных народов, исполняют песни на своем языке, танцы своих народов, предлагают попробовать национальные блюда. Активную роль в подготовке и презентации проектов играют старшие братья и сестры, представляя и семейные проекты.

Совместная работа педагогического коллектива и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

Смотрите так же:  Жидкие сопли у ребенка лечение

Программа по правовому воспитанию «Подросток»

КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования, физической культуры и спорта акимата Алтынсаринского района»

Программа правового воспитания

«Подросток и закон» на 2011 – 2014 гг

Директор школы Тарасова С.А.

Зам. директора по ВР Именалинова Д.И.

Социальный педагог Гаврищук С.В.

КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования, физической культуры и спорта акимата Алтынсаринского района»

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы Зам. директора

____________ / С.А. Тарасова/ _________/И.Д.Именалинова /

«___»______________2013г. «____»________________2013г.

Авторская модульная программа

«Подросток и закон»

по правовому воспитанию школьников

Зам директора по ВР: Именалинова Д.И.

Социальний педагог: Гаврищук С.В.

Паспорт программы правового воспитания

Программа правового воспитания

«Подросток и закон»

Основание для разработки

Конвенция о правах ребенка

Закон об образовании РК

Закон «О правах ребенка в РК»

Закон РК « О браке и семье»

Планы области и района по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

Концепция правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан

Зам. директора по ВР Именалинова Д.И.

социальный педагог Гаврищук С.В.

Формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.

— формирование правовой грамотности подрастающего

— воспитание правосознания подростков,

— формирование правовой компетентности гражданина,

— социализация личности школьника.

Учащиеся школы начальной, средне и старшей школы родители учащихся.

Основные направления реализации программы

— совершенствование процесса правового воспитания;

— развитие научно-теоретических и методических основ

— координация деятельности общественных организаций

— информационное обеспечение деятельности.

Механизм реализации Программы

Администрация школы осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач.

Администрация школы, МО классных руководителей, ДЮО «Жас Улан», все участники образовательного процесса

Сроки реализации Программы

Ожидаемые результаты реализации

Конечными результатами положительная динамика формирования правосознания учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования.

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы.

Социальный паспорт Силантьевской СШ за последние 3 года

Количество обучающихся, состоящих на учете в школе

Количество обучающихся, состоящих на учете в ИДН

Количество обучающихся, составляющих «группу риска»

Количество обучающихся из неблагополучных семей

Количество обучающихся из малообеспеченных семей

Количество обучающихся из многодетных семей

Таким образом, школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей. Но в целом большинство учащихся из благополучных семей. В настоящее время никто не состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете 2 человека.

В связи со своеобразием контингента учащихся большое внимание в школе уделяется профилактике молодежного экстремизма, воспитанию толерантности к различным национальностям.

Задача школы научить подростков жить интересно, привить им внутреннюю культуру, а для начала – просто дать им возможность проводить свободное время в школе, в позитивном общении с учителями и товарищами.

Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.

Школа ведет системную работу по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений. Школа находится в близи города и учащиеся могут часто оказываться объектом правонарушений. Наша цель дать учащимся знания, как вести себя в подобных ситуациях.

Нормативно-правовая основа программы

Реализуя программу правового воспитания учащихся, школа работает концепции правового воспитания учащейся молодежи РК, по планам области и района по профилактике правонарушений беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних;

3. Задачи школы и направления работы по правовому воспитанию.

3.1 Задачи школы по правовому воспитанию.

формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность,

целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры.

формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям,

способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;

3.2 Основные направления системы правового воспитания

работа Совета по профилактике правонарушений и социального педагога по правовому воспитанию,

профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения,

пропаганда здорового образа жизни,

осуществление правового образования учащихся,

индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете,

правовое образование родительской общественности

взаимодействие с социальными партнерами ( РОВД, ЦРБ)

школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

Структура и содержание деятельности

СИСТЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа Совета по профилактике правонарушений и социального педагога по правовому воспитанию.

В школе действует Совет по профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних один раз в месяц. На Совет по профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.

Социально-психологической службой проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классных руководителей, составляется социальный паспорт каждого класса.

К социальному педагогу обращаются ученики, учителя при возникновении между ними конфликтных ситуаций. Социальный педагог не наказывает и не выносит «приговор» ученикам, а пытается нормализовать возникшую ситуацию. Если ситуация требует, то социальный педагог связывается с родителями ученика и проводит соответствующую работу.

Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

Социальный педагог проводит индивидуально-воспитательную работу, беседы, работает совместно с психологом, классными руководителями по правовому воспитанию.

Социальный педагог исследует реализацию программы «Каникулы» и занятость детей групп риска.

Социальный педагог проводит активную работу в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков.

Регулярно в школе проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.

Ежегодно в школе проводятся мониторинги: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки».

Социальный педагог выявляет, трудности и проблемы, отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; установливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой.

Социальным педагогом школы проводится большая работа по профилактике неуспеваемости, правонарушений среди детей состоящих на внутри школьном учёте.

5.2 Научно-методическое обоснование преподавания права в средней и старшей школе

В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Ведь изменение социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни средней московской семьи, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, утрата ценностных морально-нравственных ориентиров повлекло за собой увеличение правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Все это приводит к лавинообразному увеличению форм саморазрушающего поведения. Таким образом, новые подходы к преподаванию права в школе – социальный заказ общества системе образования, т.е. макросоциум хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с современными нормами и правилами поведения, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и право собственности.

В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника.

Преподавание права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Участники процесса воспитания приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы. Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.

Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Чем раньше начинается процесс формирования правосознания, тем больше шансов, что возникнет общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основанием поведения, а не условием действия. Его цель – ввести учащихся общеобразовательных школ в правовое пространство страны, сформировать мотивационную готовность к изучению права. Школьники должны прийти к пониманию роли закона в современном обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи.

Смотрите так же:  Психолого педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста

Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования правовой культуры школьников, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере прав человека. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но освоение и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей

Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе диалектики становления и развития личности. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Наши учителя широко используют нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

В старшей школе изучение права, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Изучение права в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Таким образом, изучение права является важнейшим компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе.

5.3 Школьное самоуправление — как средство правового воспитания учащихся.

ДЮО «Жас Улан» ( по ноябрь 2011года «Мурагер») существует в школе как орган школьного самоуправления уже 4 года. Его структура и система вовлечения учащихся в работу по решению общешкольных проблем и задач достаточно хорошо отработаны и созвучна с системой правового воспитания в школе и воспитательной работы в целом.

В работе ДЮО могут принимать учащиеся с 5 по 11 класс «Жас Улан» т 1-4 кл «Жас кыран», в начальной школе министерство по шефским связям активно помогает воспитателям и учителям в организации внеклассной воспитательной работы.

Каждый штаб привлекает к проведению конкретных акций и мероприятий множество учащихся, таким образом давая им осознать, что жизнь школы – государства в миниатюре – зависит от каждого из них. Это неоценимый опыт для воспитания гражданского самосознания учеников. Немаловажна также роль ДЮО в профилактике правонарушений и зависимостей: создание образа положительного лидера, занятого полезным делом и именно за это уважаемого сверстниками, помогает учащимся осознать, что девиантное поведение – не единственный и не лучший способ завоевания популярности. Более того, именно учащиеся с задатками неформальных лидеров порой осознают, что общественная работа на благо школы и района – хороший путь самореализации.

Неоценима роль ДЮО и в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий. То, что организуется самими учащимися, как правило, вызывает у них больший энтузиазм, и именно школьное самоуправление поддерживает интерес учеников всех возрастов к внешкольным и внеклассным воспитательным мероприятиям.

Также важную роль в профилактике правонарушений играет работа министерства труда и порядка. Его деятельность по поддержанию общей и учебной дисциплины в школе, по соблюдению чистоты оценивается самими учащимися как очень важная и нужная. Старшеклассники, работающие в этом министерстве, стараются воспитывать сознательность и ответственность у младших учащихся, в том числе и своим примером, и беседами, проведением рейдов-проверок и субботников.

Большую роль играет ДЮО в проведении выборов «Выборы «Улан басшысы». Эта работа развивает знания учащихся по избирательному праву, способствует социальной активности подростков, способствует социализации подрастающего поколения. К тому же знания, полученные на уроках, имеют практическое применение.

5.4 Внешние связи школы по правовому образованию

Кружок по правовому воспитанию «Я – маленький гражданин большого мира»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, именно на нас, педагогов, возложена особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны, и начинать уже надо с дошкольного возраста. Именно поэтому я вплотную занялась этой проблемой. И разработала программу по правовому воспитанию, по которой уже занимаюсь третий год.

Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не оби­жать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значи­мость. Знание прав — щит, прикрывающий детей, их до­стоинство от посягательств со стороны взрослых.

Потенциал ребенка в области правового развития зна­чительно выше, чем это принято считать. Отсюда назре­ла необходимость создания программы кружка «Я – маленький гражданин большого мира».

Цели программы:

  • дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка;
  • формировать элементарные знаний детей о своих правах и обязанностях;
  • формироватьсубъективные отношения ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекват­ная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действу­ющих правил поведения;
  • воспитывать дружелюбных, миролюбивых, отзывчивых, тактичных детей.

Задачи программы:

  • создание условий для формирования у детей правовой ком­петентности;
  • ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
  • познакомить детей с Конвен­цией ООН о правах ребенка;
  • воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и нацио­нальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностно­го и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего об­лика и физических недостатков;
  • содействие процессу формирования у детей: чувства собствен­ного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; воспитание уважения к достоинству и мнению другого чело­века;
  • создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам пра­вового воспитания и вовлечения родителей в правовоспита­тельный процесс;
  • повышение уровня социально-правовой защищенности де­тей как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье;
  • формирование у родителей понимания ответственности се­мьи за ребенка.

Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения.

Актуальность программы обусловлена потребностью в воспитание маленьких граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Новизна и значимость своей работы, я считаю, состоит в том, что через усвоение и обладания своими правами ребенок может САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ И РАСКРЫТЬСЯ КАК ЛИЧНОСТИ, что немаловажно для жизни в нашем обществе.

Наш детский сад общеразвивающего вида «Снежинка» п.Нижнесортымский Сургутского района осуществляет право ребенка – дошкольника на образование, которое направлено на обогащение психического развития детей, дает возможность сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье, обеспечить нормальное гармоничное развитие.

С этой целью в группах продумана и организована предметно – развивающая среда, созданы зоны для различных видов деятельности детей: обучению грамоте, математике, театральной, изодеятельности, физического развития и т.п. Все это помогает педагогам развивать индивидуальные творческие способности детей.

Приложение №1: Программа кружка.

Приложение №2: Перспективный план кружка.

Приложение №3: Презентация «Жизнь кружка».

Автор: Биккинина Зульфия Талгатовна, воспитатель первой категории МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Снежинка», п.Нижнесортымский, ХМАО Тюменской области. Педагогический стаж 9 лет. Являюсь: лауреатом II Всероссийского интернет-конкурса декоративно-прикладного творчества «Золотое рукоделие — 2011»; лауреатом фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2012 г.; победителем конкурса вариативных программ в сфере профилактики детского ДТТ «Зелёный огонёк» среди дошкольных образовательных учреждений Сургутского района 2012 г.

  • Биккинина Зульфия Талгатовна
  • 31 октября 2012
  • 16951
  • 23

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Программа правового воспитания для детей дошкольного возраста

Елена Косатенко
Программа правового воспитания для детей дошкольного возраста

Программа правового воспитания дошкольников разработана на основе:

•основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой

•требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы правового воспитания являются:

•Всеобщая декларация прав человека;

•Конвенция о правах ребенка;

•Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

•Семейный кодекс РФ;

•Гражданский кодекс РФ;

•Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

•Закон РФ «Об образовании»

На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте является формирование:

Смотрите так же:  Программа для детей дошкольного возраста по музыке

•уважительного отношения к установленным правилам поведения;

•осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

•понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

•неприятия насильственных и других незаконных действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

•ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

•ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников в д\с предусматривает отношение к ребенку и его родителям (законным представителям) как к партнерам в условиях сотрудничества.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности.

I.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

•формирование основ правового сознания дошкольников

•способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.

Правовое воспитание дошкольников направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания:

•логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях);

•эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);

•принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения)

Основные задачи правового воспитания:

•создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

•ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально- правовыми нормами и правилами поведения;

•формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

•содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

•создание в д\с правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;

•повышение уровня правовой культуры педагогического состава д\с и родителей (законных представителей) детей, ;

•создание условий для организации взаимодействия семьи и д\с по вопросам правового воспитания.

•повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в д\с, так и в семье;

•формирование у родителей (законных представителей) понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав.

•оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Модель организации правового воспитания в д\с основана на социальном партнерстве д\с с родителями (законными представителями, требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного достаточным содержательным и наглядным материалом.

II.СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители, педагогический состав образовательного учреждения.

— совместная деятельность взрослого и ребенка;

— самостоятельная деятельность детей.

Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Воспитательно-образовательная работа проводится системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Основной принцип в работе — дать возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Знания детей закрепляются и пополняются в других формах организации и видах детской деятельности, предусматривается проведение бесед, чтение и обсуждение художественных произведений, проведение игр.

Работа с детьми включает в себя девять фронтальных занятий в год, т. е. одно занятие в месяц.

Организованная форма обучения включает в себя:

•Знакомство с правами человека.

•Беседы на этические темы.

•Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.

•Изобразительная, трудовая деятельность.

•Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

Самостоятельная деятельность детей включает:

•Работу с литературой.

•Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.

•Разные виды игр.

•Продуктивные виды деятельности.

Формы работы с детьми:

•Специально организованное занятие «О правах играя«. Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.

•Ролевые, театрализованные и дидактические игры.

•Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

Методы работы с детьми:

•Использование сюжетов хорошо известных сказок,беседа о прочитанном или просмотренном.

•Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя.

•Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение.

•Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.

•Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям и их правам, педагоги д\с не только дают знания, но и создают условия для их практического применения, вырабатывают у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущие в этом возрасте виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Основные направления работы педагогического коллектива:

Формы работы с сотрудниками детского сада:

•заседания Совета педагогов;

•коллективные просмотры занятий и совместной деятельности;

•самообразование по проблеме;

•самоанализ деятельности каждого педагога.

Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

•информационные стенды (наглядная агитация);

•индивидуальные и групповые беседы;

•участие родителей в коллективных делах детского сада.

III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям:

•с педагогическим составом,

Роль педагога ДОУ заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения, как в образовательном учреждении, так и в семье.

Правовое воспитание в д\с происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов. Целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т. п.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

•знание сотрудниками, детьми и родителями основных правовых Документов по защите прав ребенка;

•повышение правовой культуры детей и родителей;

•знание детьми правил здорового образа жизни;

•знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;

•сформированность коммуникативных умений и навыков;

•создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми дошкольного возраста по правовому воспитанию;

•создание системы по работе с родителями по правовому воспитанию дошкольников.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

•активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

•формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

•позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе;

•обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

•пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Уроки воспитания детей 11 лет Родителям детей 11-12 лет Каждый в семье должен выполнять какую-либо работу по дому Обязанностями ребенка могут быть: вынос мусора, мытье посуды, полив цветов, прогулка с домашним животным и т. д. Обращайте внимание на то, что ребенок делает. Обязательно […]
  • Болит печень у ребенка симптомы Болезни печени: симптомы, причины и профилактика В нашем организме есть «бойцы невидимого фронта», о существовании которых мы зачастую даже не помним. Одним из таких важных органов, которые в здоровом состоянии даже не дают о себе знать, является печень. Эта железа […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]