Программа развития самооценки младшего школьника

Программа развития самооценки младших школьников

Предлагаю вашим деткам участие в специально организованной программе развития самооценки. Это групповая работа. Дело в том, что самооценка формируется в процессе общения. И где как не в группе сверстников формировать веру в свои силы, развивать общительнось, раскрывать свои сильные стороны и учиться справляться со слабыми? Закрытая группа — это безопасное место, построенное на доверии, взаимопонимании и поддержке. В спокойной дружеской среде ваш ребенок научится новым способам взаимодействия, самопрезентации, а, главное, повысит свою само-ценность.

Программа, помимо основных занятий, включает в себя диагностику и индивидуальные рекомендации (по желанию).

Программа развития самооценки младших школьников.

Цель: формирование адекватной самооценки у младших школьников.

Задачи:
■ снизить уровень эмоционального напряжения.
■ повысить уверенность детей в себе
■ развивать способность видеть в себе «хорошее»
■ формировать коммуникативные навыки
■ развивать способность позитивного отношения к людям.

Форма работы групповая. Общее время для реализации программы 8 недель, при частоте 2 занятия в неделю, всего 15 занятий, длительность занятия 50 минут.
Первое занятие — БЕСПЛАТНО. Начиная со второго занятия группа становится закрытой. Группа I — 1 — 2 класс , группа II — 3-4 класс
Запись производится на ноябрь-декабрь (по мере формирования группы). Для того, чтобы записаться, прошу отправить свои данные: ФИО родителя, ФИ ребенка, возраст, контактный телефон на электронный адрес [email protected]

Преимущества работы в группе, помимо практического результата:
— конфеденциальность
— индивидуалтный подход
— количество человек в группе не более 12
— возможность диагностики и индивидуальной консультации по интересующему вопросу.

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки для младших школьников с отклоняющимся развитием

Главная > Лабораторная работа >Психология

ГОУ Омской области «Калачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Перфилова Ольга Анатольевна

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-11 лет, обучающимися в коррекционных школах интернатах. За основу взяты программы Н.П. Локаловой и Н. Никушкиной и доработаны для данной категории детей.

Цель программы – формирование высших психических функций у младших школьников, имеющих трудности в обучении; развитие творческого потенциала каждого ребенка. Основана программа на идее психолого-педагогического сопровождения. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в разных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, оценивает себя и окружающих. Очень важно было адаптировать эту систему в условиях школы-интерната.

Задачи программы — помочь ребенку в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами, взрослыми, в утверждении веры в себя и свои возможности.

Актуальность программы. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворении от процесса познания. У ребенка уже был не совсем удачный опыт. У него должно все получаться хорошо. Поэтому на групповых занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, программа занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить их пути преодоления. Ситуации, в которые попадают сказочные герои, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в тоже время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Условия реализации. Предлагаемая программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-40 минут в течении трех месяцев. Размер группы 6-8 человек. При большей численности теряется эффект личностного участия, т.е. некоторые члены группы могут остаться без внимания. При маленькой численности (меньше 6) нагрузка на детей возрастает, а диапазон мнений будет меньше, что также снижает эффективность работы. Учитывая особенности данной категории детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Программа по формированию адекватной самооценке младших школьников

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.

В программе основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, избрана игротерапия. Основная форма работы – групповая, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Программа по формированию адекватной самооценке младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников [Текст] / составили Е. В. Воробьева, Т. Е. Трифанюк. – Новокузнецк: ГОУ СПО НПК №2, 2015. – 33с.

Программа создана в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Пути формирования адекватной самооценки младших школьников как средство успешного обучения» под руководством Е. В. Воробьевой, преподавателя ГОУ СПО НПК №2

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят, их ранят насмешки и сравнения со сверстниками.

Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Я лучше знаю, как будет лучше тебе». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия ребёнка наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально — психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции неадекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.

В программе основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, избрана игротерапия. Основная форма работы – групповая, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.

Смотрите так же:  Как завоевать мужчину близнеца женщине стрельцу

Предполагаемый результат: Дети должны осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими.

Цель: формирование адекватной самооценки у младших школьников.

1. Снизить уровень эмоционального напряжения.

2. Повысить уверенность детей в себе.

3. Развивать способность видеть в себе «хорошее».

4. Формировать коммуникативные навыки.

5. Развивать способность позитивного отношения к людям.

Средства развития: этюды, игры, упражнения.

Форма работы групповая.

Общее время для реализации программы 8 недель, при частоте 2 занятия в неделю, всего 16 занятий, при этом длительность занятия 30 минут.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ САМООЦЕНКИ.

Столичный учебный центр
г. Москва

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ САМООЦЕНКИ.

Учитель начальных классов Солдатова Е.А.

Одной из актуальных проблем современной начальной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Анализ детских проблем показал, что преобладающая часть из них (более 80%) это проблемы не органического, а социального, педагогического, психологического свойства.

Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.

Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова — самооценки), как считают психологи, являются одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации.

Для работы с детьми, имеющими заниженную самооценку и как следствие, повышенную тревожность и социальную дезадаптацию, была разработана и экспериментально апробирована программа коррекционно — развивающих занятий для детей младшего школьного возраста.

Повышение самооценки учащихся, снятие внутренних конфликтов, тревожности.

Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

способствовать психическому и личностному росту детей;

помогать в раскрытии интеллектуального, творческого потенциала;

развивать способность к эмпатии, сопереживанию;

повышать самооценку детей, их уверенность в себе;

способствовать сплочению детского коллектива;

обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения. В содержание программы входят 5 блоков:

БЛОК 1. Снятие неуверенности в себе.

БЛОК 2. Притязание на социальное признание.

БЛОК 3. Коррекция неприятия ребенком самого себя. БЛОК 4. Снятие конфликтности.

БЛОК 5. Коррекция депривации притязания на признание.

Часть 1. Вводная

Цели: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт.

Содержание: упражнения на гармонизацию взаимоотношений. Часть 2. Основная

Цели: — снятие неуверенности в себе;

коррекция неприятия ребенком самого себя;

формирование адекватных форм поведения;

развитие творческих способностей, навыков общения.

Содержание: этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Включены элементы арттерапии, сказко-терапии, анималотерапии.

Цели: создание у детей положительных эмоций от работы на занятии, психомышечная тренировка.

Содержание: релаксационные упражнения. Принципы организации занятий .

Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. Содержание занятий можно менять, дополнять в соответствии с потребностями группы. Важно отметить, что на данных занятиях заметно отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного воздействия.

Учитель здесь равноправный партнер.

В терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения.

Ребенок вправе выбирать меру участия в игре. Он может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вебрализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т.п.

На данных занятиях принят запрет на критику, наказания.

Таким образом, коррекционно-развивающие занятия позволяют каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Данная программа реализована с группой учащихся начальной школы ФЭЛ №29, имеющих заниженную самооценку. Эффективность программы экспериментально доказана путем проведения предварительной и повторной психодиагностики. Результаты показали, что коррекционно-развивающие занятия способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воспитанию основ нравственности.

БЛ0К1. СНЯТИЕ НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.

Повышение уверенности в себе.

а) позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

б) умения выделять свои достоинства.

Развитие ориентации на позитивную оценку сверстников.

Обучение приемам ауторелаксации.

Твое имя (метод идентификации со своим именем).

Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников

Аннотация. В статье раскрыты теоретические предпосылки психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников; проведен анализ самооценки младших школьников; предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников.
Ключевые слова: самооценка младших школьников, коррекция, модель, диагностика, тестирование.

Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.

Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.

Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст — начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Завышенная самооценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученных, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Ведь завышенная самооценка кроме своего положительного влияния, которое проявляется в уверенности субъекта, оказывает и отрицательное воздействие, при котором наблюдается повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценка собственных сил [1].

Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева [2], выделившего в структуре самооценки индивидные, личностные и субъект-деятельностные характеристики. Р. Бернс [3], А.В. Захарова [4], А.И. Липкина [5] рассматривали особенности соотношения самооценки школьников и эффективности их учебной деятельности. В исследованиях И.С. Кон [6], Ч. Кули [7], Э. Эриксона [8] раскрываются проблемы изучения самооценки с точки зрения ее роли и функций в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей ее формирования. Центральным звеном личности является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция». Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [9, 10].

Проблема самооценки – одно из важнейших личностных образований, в настоящее время становится одной из самой популярной в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению самооценки в младшем школьном возрасте, потому что именно в этот период идет ее формирование.

Личностью человек не рождается, а становится, поэтому именно важно в этот период сформировать адекватную самооценку.

Изучая научную литературу видно, что самооценка является неотъемлемой частью Я-концепции. Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является Я-концепция. Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

Коррекция самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, необходимо разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции для завышенной самооценки младших школьников.

Представляем далее модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников с завышенной самооценкой построенную на основании соответствующего «Дерева целей». Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в который выделены: генеральная цель, подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [11]. Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [12].

Коррекционная работа должна строиться с учетом специфики неадекватной самооценки: коррекция завышенной самооценки предполагает одни методы, коррекция заниженной другие. Я предлагаю модель психолого-педагогической коррекции завышенной самооценки младших школьников.

Смотрите так же:  Зачем мужчина просит фотографии психология

Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников опирается на методологическую основу, которую составляет система принципов, включающая: общие принципы, отражающие своеобразие метода сопровождения и специфические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.

К общим относятся:

1. Рекомендательный (не обязательный для исполнения) характер советов сопровождающего.

Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их замещающими.

2. Соблюдение приоритета интересов сопровождаемого.

Специалист системы сопровождения должен решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

3. Непрерывный характер сопровождения.

Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

4. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

Необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

К специфическим относятся принципы:

1. Создание ситуации неуспеха.

Ситуация неуспеха обычно создается для снижения негативного влияния отрицательного лидера в классе, осознание ребенком своих слабых сторон и стремлению к совершенствованию.

2. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки ребенка.

Принцип определяется той ролью, который играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

3. Ориентация на ведущий вид деятельности.

При разработке и реализации коррекционной программы необходимо учитывать ведущий вид деятельности ребенка.

В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников ее содержательный компонент должен включать три блока:

— диагностический блок представляет собой программу изучения уровня самооценки и степени ее реалистичности;

— развивающий блок включает такие направления работы, которые обеспечивают реалистичность самооценки;

— психокоррекционный блок направлен на психолого-педагогическую коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения.

В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться в следующих направлениях:

— расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у младших школьников;

— обучение приемам, способствующим развитию самооценки и степени ее реалистичности;

— обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;

— вооружения знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной или заниженной самооценки.

Технологический компонент модели психолого-педагогического сопровождения должен включать в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня самооценки и степени ее реалистичности у младших школьников.

В процессе реализации технологического компонента модели должны быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня самооценки и степени ее реалистичности; во-вторых, различные развивающие методы (игровые, проективные т.д.).

В младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки должны быть игровые и проективные.

В-третьих, в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников технологический компонент модели должен включать психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Применение в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т.е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия.

В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основными являются:

— выражение субъектом своих чувств;

— стремление понять, что происходит в своем внутреннем мире;

— удовлетворение потребности в общении;

— познание окружающего мира.

Использование арттерапии позволяет задействовать два механизма психокоррекции:

— переконструирование с помощью искусства психотравмирующей ситуации;

— создание с помощью искусства эстетической реакции.

В работе с младшими школьниками продуктивней всего использовать в качестве основного вида арттерапии – сказкотерапию.

В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторскими сказками необходимо использовать специально составленные сказки, затрагивающие проблемную ситуацию ребенка.

Должны быть использованы директивные и недирективный метод сказкотерапии.

При использовании директивной (направленной) сказкотерапии задается тема, в рамках которой психолог, занимающий активную позицию, подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии с проблемой ребенка.

Недирективный метод сказкотерапии предполагает учет психологом уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира, ориентированность на его активность. Целью сказкотерапии является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих проблем и путей их решения.

В зависимости от проблем ребенка, нужно использовать следующие виды сказок:

— дидактические, имеющие поучительный смысл;

— психотерапевтические, раскрывающие смысл происходящих событий;

— психокоррекционные, позволяющие позитивно влиять на поведение ребенка.

Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

Рисунок 2 — Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников

Таким образом, в ходе теоретического анализа была разработана модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. При построении модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников необходимо учитывать общие и специфические принципы для формирования адекватной самооценки.

В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников, ее содержательный компонент должен включать три блока: диагностический, развивающий и психокоррекционный. Результатом этой модели должна стать наметившаяся тенденция к адекватности оценивания себя.

В исследовании коррекции самооценки младших школьников были использованы следующие методы и методики:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки данных (Т – критерий Вилкоксона), тестирование по методикам: В.Г. Щур «Лесенка», Р.С. Немова «Какой я?» и А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

Экспериментальное исследование по изучению коррекции самооценки младших школьников проводилось на базе школы №137 г. Челябинска. Общий объем выборки составил 27 учащихся 1г класса: 17 мальчиков, 10 девочек.

Полученные общие результаты представим наглядно в диаграмме (Рис. 3).

Рисунок 3 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников

Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что общий уровень самооценки у 10 учащихся (37%) — адекватный, что свидетельствует о способности детей критически оценивать себя, а у 17 (63%) — высокий, что свидетельствует о личной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

В итоге была определена группа детей с высоким уровнем самооценки, которая требует психолого-педагогической коррекции.

Цель программы психолого-педагогической коррекции: психолого-педагогическая коррекция самооценки участников, за счёт изменения поведения с помощью анализа и рефлексии.

1. Формировать осознанное восприятие своего «я», своих недостатков и достоинств.

2. Формировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.

3. Развивать произвольную регуляцию поведения.

4. Снимать тревожность и мнительность.

5. Повышать групповую сплоченность.

6. Развивать способность позитивного отношения к людям.

7. Обучать детей техникам конструктивного разрешения меж­личностных конфликтов.

Занятие 1. Какой я?

Цель: Знакомство с группой, расширение представлений участников о самих себе.

I. Вводная часть

Цель: знакомство ведущего с участниками, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

Игра «Кто в теремочке живет?».

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

Принятие правил группы

Цель: фиксация правил группы как основы работы на коррекционных занятиях.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Упражнение «Какой я?»

Цель: анализ самооценки.

Цель: определение своих лучших качеств.

Цель: развитие самоуважения.

Упражнение «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 2. Я и другие

Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

I. Вводная часть

Цель: мотивация на работу в группе.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Упражнение «Как расселить людей в доме».

Цель: обучение детей видеть хорошее в себе и в окружающих.

Упражнение «Присядьте те кто…»

Цель: развитие взаимопонимания между детьми.

Упражнение «Ладонь полная солнца».

Цель: формирование у детей умения любить окружающих.

Упражнение «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 3. Чем я отличаюсь от других

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

I. Вводная часть

Цель: мотивация на работу.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Игра «Ласковое имя».

Цель: помочь детям осмыслить ценность каждого из членов коллектива.

Смотрите так же:  Как удержать мужчину возле себя если он женат

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Цель: Научить правильному оцениванию своего партнера, выделению в нем главных индивидуальных качеств, высказыванию своего мнения о партнере, а также правильному оцениванию мнения о себе.

Игра «Похожие и разные»

Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и не похожи…».

Цель: осознание участниками своей уникальности.

Упражнение «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 4. Мешок хороших качеств

Цель: исследование своих положительных качеств и развитие адекватной самооценки.

I. Вводная часть

Цель: мотивация на работу.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Игра «Лучи хороших качеств».

Цель: помочь детям выявить хорошие качества человека.

Этюды на отображение положительных качеств человека

Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера.

Игра «Мешок хороших качеств»

Цель: повышение самооценки и самоуважения.

Упражнение «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 5. Темные и светлые качества

Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков.

I. Вводная часть

Цель: мотивация на работу.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Упражнение «Темные и светлые качества».

Цель: закрепление знаний о положительных и отрицательных качествах.

Упражнение «Мои плюсы и минусы»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа, воспитание умения более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

Этюды на отображение положительных и отрицательных качеств человека

Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера.

Цель: закрепление знаний о достоинствах и недостатках человека.

Упражнение «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 6. Гармонизация притязаний на признание

Цель: формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании.

I. Вводная часть

Цель: мотивация на работу.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Чтение сказки «Гадкий утенок»

Упражнение «Гадкий утенок»

Цель: формирование моральных представлений, коррекция самооценки.

Упражнение «Я умею…».

Цель: расширение представлений о себе, укрепление уверенности в своих возможностях, осознавание и выражение своих мыслей и желаний.

Цель: акцентирование внимания на положительных сторонах «Я» участника.

Упражнение «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 7. Выработка уверенности в своих силах

Цель: развитие у детей уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.

I. Вводная часть

Цель: мотивация на работу.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Чтение сказки «Маленькая рыбка»

Цель: развитие уверенности в себе.

Упражнение «Назови свои сильные стороны»

Цель: развитие способностей думать о себе позитивно и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей.

Игра «Я справлюсь».

Цель: выработка уверенности в своих силах.

Упражнение «Я такой, какой я есть!»

Цель: выработка у участников более объективной самооценки.

Упражнение «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 8. Могу и хочу

Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки.

I. Вводная часть

Цель: мотивация на работу.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: определение направленности потребностей, устремление детей по их заветным желаниям.

Цель: анализ участниками собственных желаний.

Упражнение «Я могу…».

Цель: повышение уверенности в себе и в своих силах.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

Цель: формирование адекватной самооценки.

Упражнение «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 9. Как добиться удачи

Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка.

I. Вводная часть

Цель: мотивация на работу.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Чтение сказки «Случай в лесу»

Цель: развитие уверенности в своих силах.

Цель: развитие умения преодолевать трудности.

Упражнение «Как мы боремся с трудностями»

Цель: проработка личностных трудностей, визуализация, совместная творческая работа.

Упражнение «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 10. Сказочное превращение

Цель: подведение итогов проделанной работы.

I. Вводная часть

Цель: мотивация на работу.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Разминка «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

II. Основная часть

Чтение сказки о воробье с завышенной самооценкой

Цель: коррекция завышенной самооценки.

Цель: подведение итогов, получение позитивных эмоций.

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Цель: создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

Таким образом, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции для экспериментальной группы, направленная на психолого-педагогическую коррекцию самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 минут. Занятия проводились 2 раза в неделю. Были использованы следующие методы: сказкотерапия, игротерапия, проективные методы и психотерапевтические. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты, формирование адекватной самооценки, развитие позитивной Я-концепции.

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников осуществлялась в процессе реализации модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Для формирующего эксперимента была набрана группа из 12 детей 1г класса с завышенной самооценкой.

После реализации программы была вновь проведена диагностика самооценки младших школьников у экспериментальной группы по методике В.Г. Щур «Лесенка», методике Р.С. Немова «Какой я» и методике А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

Результаты распределения общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы показаны наглядно на диаграмме (Рис. 4).

Рисунок 4 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что общий уровень самооценки у 7 учащихся (58%) — высокий, а у 5 (42%) — адекватный. Эти данные говорят о том, что наметились тенденции в изменении самооценки в сторону адекватной, ведь до реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у 12 человек (100%) была высокая самооценка.

Как видим, в результате экспериментального воздействия произошли количественные изменения самооценки младших школьников.

Статистическая обработка результатов экспериментального исследования по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона [13].

Н — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения не превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения.

Н1 — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения превосходит интенсивность сдвигов в сторону увеличения.

Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике «Лесенка» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=4, 4

Другие статьи

  • Температура у 4 месячного ребенка 371 Температура у 4 месячного ребенка 371 Сообщение Ragoza » Сб сен 24, 2011 11:09 хоть какая-то положительная динимика есть? н-р, тем-ра поднималась через 2 часа, после спада, теперь через 3-4? если так, то это уже положительная динамика. при вирусе может тем-ра долго […]
  • Индивидуальная карта развития музыкальных способностей дошкольников Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ Елена Ошман Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ Индивидуальная […]
  • Грипп у детей сестринский уход Лекция №12 Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» ОРВИ - группа инфекционных болезней, вызываемых вирусами, передающихся воздушно-капельным путем, характеризующихся синдромом общей интоксикации и преимущественным поражением […]
  • Эхинацея таблетки инструкция по применению для детей Эхинацея (Echinacea) Действующее вещество Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска в блистерах или стрипах по 2, 4, 6, 8, 10, 12 шт.; в пачке картонной 1, 2, 3, 4, 5, 10, 15 блистеров или стрипов. Описание лекарственной […]
  • Лечение детей арбидолом Схемы приема у детей АРБИДОЛ ® является средством с прямым противовирусным действием, которое может быть рекомендовано детям в рамках профилактики и лечения простудных заболеваний. Препарат обладает выраженной терапевтической активностью в отношении гриппа А и В, […]
  • Сколько спят ваши дети Сколько спят ваши дети в год-полтора? Девочки, напишите, пожалуйста, сколько часов в возрасте 1-1,5 года ваши дети спят ночью, и сколько днём. У нас днем два сончаса по 1,5 часа. А ночью спит всего 8 часов. Я думаю, ночью он спит так мало, потому что днём […]