Проявление завышенной самооценки

Завышенная самооценка

Индивид неадекватно оценивает собственный потенциал и переоценивает личные возможности – это завышенная самооценка. Однако далеко не всегда подобная ситуация отрицательна: чрезмерный эгоцентризм, отсутствие уважительности к мнению других, нередко в ней есть и положительные моменты: уверенность в себе и в своих действиях

Впрочем, нередко переоценка своих способностей при развитии неуспеха может оказаться причиной впадения в депрессию, а потому лучше всего ее контролировать.

Завышенная самооценка признаки

Следует отметить более однообразное проявление завышенной самооценки и ее признаков, чем это наблюдается при заниженной самооценке. Прежде всего, речь заходит о развитии неуемной гордыни, являющейся обязательным сопроводительным элементом преувеличенной собственной значимости.

Вот ключевые признаки, характеризующие неадекватно оценивающего себя человека:

  • Уверенность в непогрешимой личностной правоте даже при наличии факторов, убеждающих в обратном.
  • Убежденность в том, что всякая конфликтная ситуация должна завершаться его фразой, вне зависимости от сути такой фразы.
  • Полнейшее отрицание возможности существования обратного мнения и права каждого на свою точку зрения.
  • Уверенность в том, что возникающие проблемы – причина окружения и складывающихся обстоятельств, а не собственных недоработок и недостатков.
  • Неумение приносить извинения из-за уверенности в собственной непогрешимости.
  • Непрекращающаяся конкуренция с окружающими, постоянное стремление быть лучшим, не допускать ошибок.
  • Высказывание своего мнения даже в тех случаях, когда оно никому неинтересно и не важно.
  • Чрезмерно частое употребление «Я» в дебатах.
  • Невосприимчивость к критике в отношении собственной персоны, выражение совершенного безразличия к мнению извне.
  • Впадение в уныние при неудачах, нервозность из-за этого.
  • Предпочтение ввязывания в дела, связанные с трудностями, однако без просчета возможных рисков.
  • Боязнь показать себя нерешительным и беспомощным.
  • Постановка личных интересов на главный план.
  • Склонность к поучениям окружающих даже в мелочах, с переходом на глобальные вопросы.
  • Расположенность к доминированию в разговорах, с постоянным стремлением к тому, чтобы перебивать.
  • Снисходительность в тональности разговора, а просьбы граничат с приказом.

перейти наверх

Люди с завышенной самооценкой

Безусловно, что люди с завышенной самооценкой глубоко внутри себя, возможно даже неосознанно, будучи высочайшего мнения о себе, ощущают недовольство собой. Нередко их отношения с окружающим социумом неоднозначны и сложны из-за их надменности и высокомерия, а порой даже агрессивности.

При проявлениях завышенной самооценки индивид склонен к самовосхвалению, к подчеркиванию собственной значимости, к неуважительности в отношении других. Цель – самоутверждение за чужой счет, мнение: «Я» лучший, а все остальные ничто».

Чрезвычайная болезненность реакций на всякую мало-мальски значимую критику, восприятие ее с неприкрытой агрессией. Стремление к тотальному превосходству надо всеми и желание признания такого первенства.

Завышенная самооценка причины

Обычно причины завышенной самооценки кроются в неправильном воспитании, когда один ребенок в семье становится средоточием внимания, когда большинство семейных интересов концентрируется на исполнении его желаний. Потворство во всем оказывается причиной искаженного восприятия собственной значимости и собственного «Я», когда человек начинает думать, будто он центр всего мира.

Если говорить о девушке, то ее самооценка соседствует с неприятием социума с доминированием «шовинистов в штанах», с борьбой за личное место в обществе. Также преувеличенной самооценке девушки может способствовать ее незаурядные внешние данные.

Когда говорим о мужчине с неадекватной самооценкой, то речь идет о его безразличии к достоинствам окружающих, о восприятии их «серой массой», неспособной на вынесение собственных суждений, с отсутствием у них приватного мнения. Субъективизм в оценке личной значимости доминирует и мешает правильному восприятию себя в обществе, явление такое принято называть нарциссизмом.
Если обратиться к статистике, то мужчин с подобным «недугом» гораздо больше, чем женщин.

Завышенная и заниженная самооценка

Самооценка – это личное представление индивида о самом себе, о персональных возможностях и о своей роли в социуме. В случае чрезмерной самоуверенности человека говорится о его гиперболизированной самооценке, когда он видит себя ненастоящим, а выдуманным. Реальность воспринимается им через призму собственной преувеличенной значимости.

При неадекватно преувеличенной самооценке человек не считается ни с кем, ни с друзьями, ни с родными, его личным культом становится собственная неординарность. Впрочем, за подобным отношением к миру вполне может укрываться личная неуверенность в своих силах, такое отношение – суть щит от окружающего мира.

Чтобы привести личностную самооценку в норму, весьма желательно придерживаться ряда правил

Беседуя, следует стараться не просто слушать оппонента, но и реально слышать его. Нельзя думать, будто собеседники высказывают исключительно неверные суждения, на самом деле они могут гораздо лучше разбираться в тех или иных отраслях, ведь один какой-то человек в принципе не может быть знатоком во всем. Отказ от принципа недопущения ошибок на самом деле позволяет набраться действительно ценного опыта.

Отказаться от цели доказать кому-либо что-либо во что бы то ни стало. Не удалось добиться желаемого, стоит разобраться в ситуации, а не ввергаться в депрессивное состояние. Важно осознать истинные причины своих неудач, не пытаясь винить в них исключительно социум или внешние обстоятельства.

Во главу угла необходимо поставить тот факт, что идеальных людей практически не существует, и что Вы также не являетесь абсолютным совершенством, обладая, в том числе и недостатками, над осознанием и исправлением которых следует работать, а не скрываться от них.

Когда индивид предельно критичен к себе, проявляется его заниженная самооценка. Проявляется это в принижении личных наработок и достижений, добродетелей и позитивных черт. Заниженная и завышенная самооценка чаще всего родом из детства, когда родители допустили ошибки в воспитании своего ребенка. Заниженная самооценка может оказаться и причиной воздействия на индивида силы окружающего социума, вызывающего уничижительное к себе отношение.

Завышенная самооценка у ребенка

При сформировавшейся завышенной самооценке у ребенка он не замечает своих недостатков, и, думая о своей исключительности, сталкивается с большими сложностями в построении будущих отношений с остальными детьми. Чрезмерная конфликтность и невозможность стойко переносить неудачи, если не удается добиться поставленных целей, отличает детей, имеющих деформированное о себе представление.

Непрестанное восхищение достижениями малыша со стороны родителей или другого значимого для него человека, формируют у него переоценку собственной значимости, что при попадании в среду сверстников может оказаться причиной возникновения проблем с будущей социализацией. В один прекрасный момент из «самого-самого» такой ребенок может превратиться в «одного из многих», что чаще всего тяжело им переносится. В результате завышенная самооценка резко переформатируется в заниженную, вызывая психическое потрясение, и оказываясь основанием для разрастания внутриличностного конфликта.

Из-за завышенной самооценки ребенок будет страдать от идеализации собственного «Я», от неадекватной оценки личного потенциала. Он станет отвергать на эмоциональном уровне все то, что будет нарушать его взгляд на самого себя. Как следствие – искривление реальности и отношение к ней исключительно через призму эмоций, откуда сложности в общении.

Что предпринимать, когда у ребенка наблюдаются признаки завышенной самооценки? Непреложно значение родительского отношения ко всему тому, что делает ребенок, важна поддержка родителей, их одобрение. Впрочем, похвалы должны звучать в правильный момент, ведь в отдельных случаях похвалы излишни, особенно когда малыш добился неких результатов, не затратив на это собственных физических, умственных усилий.

Не нужно нахваливать внешнюю пригожесть ребенка, ведь это не его заслуга, что он родился красивым. Одним словом, гипертрофированное превознесение может оказаться причиной формирования неадекватно преувеличенной самооценки, а значит, генерировать будущие проблемы с процессом социализации и развитием межличностных взаимоотношений.

Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка!

Самооценка это представление человека о самом себе, о своих возможностях, способностях, отношениях с другими людьми. От самооценки зависит, как человек воспринимает себя, отношения с окружающими, поведение при различных жизненных ситуациях (ссоры, конфликты, победа в споре и т.д.). Выделяют завышенную, адекватную и заниженную самооценку.

Заниженная самооценка может вызывать раздражительность, напряженность, тревожность. Причины возникновения такой самооценки связанны, с оценкой окружающими вашего поведения. Особенно это влияние заметно в детстве, например, если ребенок за каждую провинность, выслушивал какой он плохой, неуклюжий. То, через какое — то время он действительно начинает себя считать таковым. Большинство ученых считают, что самооценка окончательно формируется лишь ближе к подростковому возрасту. Но и в этот период она неустойчива, ситуативная, подвержена влиянию из вне. У взрослых самооценка более устойчива, и пошатнуть ее могут резко негативные события (финансовая несостоятельность, невозможность иметь детей, создавать отношения и т.д.) Так же на самооценку взрослого могут оказывать влияние личностные качества человека (стрессоустойчивость, умение справляться с трудностями и т.д.).

Заниженная самооценка у подростка проявляется в том, что он видит во всех своих действиях, суждениях, что то плохое, постоянно сравнивает себя с какими — то идеальными образами, у него возникают трудности с определением своих желаний, сложности с принятием комплиментов, похвалы, знаков внимания, неумением сказать нет, состоянием жертвы.

Второй полюс, куда может отклониться самооценка у подростка это в сторону повышения, хотя это встречается намного реже.

Завышенная самооценка – это переоценка человеком своих возможностей. Основная опасность такой самооценки в завышенных ожиданиях от окружающего мира, что приведет к депрессии, в случае неспособности человека удовлетворить свои амбиции в реальном мире.

Признаки завышенной самооценки: человек считает себя выше и лучше всех; если кто то переплевывает его, то человек считает себя обиженным; человек уверен в своей правоте, отрицает факт что может быть мнение отличное от его собственного; не умение прощать и просить прощения; частое употребление местоимение я; боязнь ошибиться, высокомерие.

Завышенная самооценка связанна с особенностями воспитания и возможно внешней привлекательностью человека.

Как мы видим завышенная или заниженная самооценка могут негативно влиять на поведение подростка, делая его несоответствующим той действительности, в которой он находится. Поэтому самооценка должна быть адекватной (реалистичной) И я согласен с Т. Лири: «Родители должны говорить своим детям, что любят их, несмотря на то, что они несовершенны, и что им есть куда развиваться. Но с детьми нужно быть честными. Главное, никогда не говорить ребёнку, что он лучший в мире«.

Подросток в период своего взросления, пытается ответить на множество вопросов: Кто я? Что я могу? Чего я не могу? Как мне можно стать тем, кем бы я хотел стать? Естественно при ответе на эти вопросы подросток в первую очередь опирается на мнения родителей, или других значимых взрослых с которыми у него близкие отношения. Поэтому родители могут помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, так и быть причиной заниженной или наоборот завышенной самооценки.Адекватная самооценка помогает ребенку быть более спокойным, хорошо относиться к себе и к окружающим людям, подросток с такой самооценкой способен хорошо понимать свои возможности и ограничения.

Адекватная самооценка у ребенка формируется там, где есть уважительное отношение к мнению ребенка, конструктивная критика и признание того что ребенок ценен сам по себе вне зависимости от каких либо своих достижений и наград.

Уважительное отношение к ребенку и его мнению будет проявляться в уважение к решениям, потребностям, желаниям, целям вашего ребенка.Важно видеть границы, которые выстраивает ребенок и эти границы не нарушать.

Если родители бесцеремонно вмешиваются в жизнь ребенка, пренебрегают, нарушают его границы, это может повлиять на отношение ребенка с другими людьми и родителями. Для того чтобы этого не допустить родители должны постараться соблюдать «границы» своего ребенка. Для этого нужно выделить для него отдельную комнату ну или хотя бы свой угол, где он сможет хранить свои вещи, будет иметь возможность отдохнуть, уединиться, почитать и т.д. Категорически нельзя трогать без разрешения личные вещи ребенка, рыться в его карманах портфеле, читать личные записи. Бывает, что родители пытаются контролировать увлечения, дружеские отношения ребенка, стиль одежды. В этом ребенок также должен иметь самостоятельность, даже если вам его друг или его увлечения не понятны, постарайтесь отнестись к этому с уважением. Ребенок будет вам очень благодарен за это. Единственное когда необходимо вмешиваться в эти процессы, если вы понимаете, что они могут угрожать вашему чаду.

Смотрите так же:  Как заново завоевать мужчину

Конструктивная критика с большим количеством позитивных подкреплений также является фактором, способствующим адекватной самооценке. Это не значит, что необходимо только хвалить ребенка, безусловно, критика должна быть и можно воспользоваться следующим алгоритмом для такой критики. Первоначально мы говорим что случилось (Ты опоздал на встречу!), затем мы проговариваем свои чувства по отношению к этому событию (Меня это очень расстроило!), после этого указываем последствия этого поведения (Мы опоздали на концерт), и в конце нашей обратной связи мы говорим о том, как нужно делать (В следующий раз приходи вовремя). В любой критике первоначально полезно сделать акцент на том, что у человека действительно получилось, отмечая его старание и стремление.

Каждый чувствовал, как неприятно когда тебя недооценили, высмеяли, растоптали твое усилие на корню. Безусловно, все это приводит к негативным переживаниям и как следствие снижению самооценки. Еще одна любимая манипуляция родителей сравнить успехи своего ребенка с другим. Это не только не подталкивает ребенка к изменениям но дает обратный эффект ребенок вообще не хочет ничего менять, у него опускаются руки. Излишние требования к ребенку (несоизмеримые с его возрастом), также могут вызывать у ребенка негативные чувства, связанные с собственной несостоятельностью, разочарование собой, своими возможностями. Поэтому логичнее постепенно развивать ребенка, каждый день, давать ему возможность преодолевать препятствие, которое казалось на сегодняшний день невозможным. Если ставить перед ребенком задачи, которые он не сможет на сегодняшний день преодолеть, даже с помощью близкого это приводит к тому, что ребенок совсем перестает что то делать, чего то достигать, не веря в свои силы, потому что планка слишком высока.

Конструктивная критика предполагает, что ребенок получил соизмеримую для его возраста, уровня развития задачу. Если это не так то и смысл в критике отпадает. Если мы даем ребенку управлять автомобиль в возрасте 12 лет, и он разбивает автомобиль, в данном случае критика может быть направленна только на самого себя.

Важным для ребенка является признание родителями его ценности как личности. Родители должны постараться принимать и уважать решения ребенка, даже если они кажутся им неправильными, мнение ребенка, его позицию по тому или иному вопросу, настойчивость ребенка в решении проблем (даже если эти решения были неудачными). Очень ценно, когда ребенка любят, говорят о том, как важно, что он появился в семье.

Это не значит, что нужно ребенку давать полную свободу в его деятельности, безусловно, должна быть какая — то сбалансированность между правилами принятыми в обществе и желаниями, потребностями ребенка. Через постоянное взаимодействие между ребенком и обществом (родителями) происходит узнавание ребенком границ дозволенного. Чем более адекватным, конструктивным будет это взаимодействие, тем более адекватная самооценка сформируется у ребенка.

Предлагаю вам ряд упражнений, которые помогут подростку сделать свою самооценку более реалистичной:

1.Тренируем умение принимать себя

Делим лист формата А4 на четыре части, в каждой из частей подписываем: внешность, мысли, чувства, действия. В каждом квадрате оцениваем, насколько по 100% шкале мы принимаем свою внешность, мысли, чувства, действия. Далее смотрим, где мы себя принимаем не на 100%. Записываем то, что нам не нравится, и что мы хотим исправить в себе. Если это можно исправить, пишем какие шаги, мы можем предпринять, чтобы это исправить, если это невозможно исправить, то принимаем, так как есть. Например: нам не нравиться наша фигура, мы пишем, что необходимо сделать, чтобы это исправить, нам не нравиться наше желание причинить, кому то вред, разбираемся, с чем оно связанно, как его можно преодолеть. Есть негативные эмоции, спрашиваем себя на кого они? зачем? почему возникли? Что в наших действиях или бездействиях нам не нравится, что мы можем сделать, как это изменить?

Составляем два списка качеств (по 10 штук), первый список это качества которые вам помогают добиваться цели, второй список это качества
которые мешают вам в достижение цели.
Ответь на следующие вопросы по второму списку: как вы относитесь к таким качествам у себя, как бы вы отнеслись к наличию таких качеств у других людей? Могут ли качества из второй колонки быть для вас полезными? Как говорил Теун Марез: «Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности»
Посмотрите на ваши качества, которые вы считаете, мешают вам, и попробуйте написать, какую эти качества играют положительную роль! Потом напишите, где это качество вам пригодится!

3. «Ценности и самооценка»
Составьте список того что для вас важно и ценно. И поставьте напротив каждой ценности, насколько вы ее реализуете в своей жизни. Например, для меня ценно, заботиться о близких и я реализую это на 80%. А рядом вы ставите, насколько бы вы хотели это реализовывать. Далее расписываем, чего мне не хватает. Например, в эти 20% входит желание быть рядом с мамой чаще. Дело в том, что если есть что — то для нас ценное, но мы это не реализуем, это вызывает у нас неудовлетворенность собой.

Советы психолога для людей с завышенной самооценкой

У каждого человека с самого детства складывается определённое представление о себе, о своих возможностях, о своих достоинствах и недостатках. Формирование этого представления продолжается всю жизнь. В детстве оценку ребёнку дают его родители. Позднее окружающие его люди: в детском саду, школе, институте, на работе и многих других местах. В результате самоанализа и прочих внешних причин у каждого человека формируется самооценка, которая может измениться на любом этапе психологического развития человека в зависимости от факторов. Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной. Важное значение та или иная самооценка имеет при взаимоотношении человека с окружающими людьми и в выборе средств самоутверждения.

Как выглядит человек с завышенной самооценкой?

Сегодня мы постараемся дать советы психолога для людей с завышенной самооценкой. Если человек с заниженной самооценкой, как правило, не решителен, стеснителен, с опаской берётся за разные дела, оценивает свои возможности и успех ниже, чем есть на самом деле, то человек с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои реальные успехи и возможности. Такой человек оценивает себя намного выше той оценки, которую дают ему окружающие его люди. К окружающим он обычно относится недоброжелательно. Его недоброжелательность проявляется вызывающим, агрессивным, высокомерным или надменным поведением с другими людьми. Так он хочет казаться лучше, чем есть на самом деле.

Как поставить на место человека с завышенной самооценкой, фразы

Человек с завышенной самооценкой постоянно старается подчеркнуть свои заслуги, любит похвалить себя, при этом неодобрительно высказываться о других людях и даже может позволить себе уничижительные реплики. Такому человеку хочется доказать окружающему миру, что он самый хороший, всегда и во всём прав, а другие, напротив, все очень плохие и всегда не правы. Он весьма болезненно и бурно реагирует на критику. Человек с завышенной самооценкой, хотя и не удовлетворён собой в глубине души, от окружающих требует постоянного признания своего превосходства. Ему трудно быть счастливым из-за вечного недовольства чем-либо: окружением, условиями жизни, реализацией своих порой несбыточных желаний. Этому человеку очень сложно поменять представление о себе, так как потребуются огромные усилия как для самого человека, так и для его близких.

Чтобы человеку с завышенной самооценкой измениться, нужен достаточно продолжительный период времени и, возможно, даже помощь психолога. Психолог может предложить множество различных психологических тестов и упражнений, например, такое упражнение для коррекции завышенной самооценки: на листе бумаги нужно написать десять своих основных достоинств и оценить их выраженность по пятибалльной системе. Попросить проделать это же своих родственников или друзей. После чего сравнить полученные результаты. Какая разница в оценках? Почему это может быть? Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе и собственном поведении, а не в других людях. Далее нужно написать десять своих основных недостатков. Мешают ли они в жизни? А мешают ли они окружающим людям? Нужно подумать над этим.

Как окружающим вести себя с таким человеком?

Людям, окружающим такого человека, нужно не стесняясь ставить его на место. Вначале это следует делать мягко и деликатно. Если это не поможет, стоит высказаться конкретно и откровенно. Например, спросить у него, почему он считает себя лучше других? Но ни в коем случае не нужно опускаться до оскорблений и скандалов. Задача заключается в том, чтобы обратить внимание человека на своё поведение. Не следует при этом повышать голос. Напротив, надо сохранять максимальное спокойствие и даже какую-то долю сочувствия.
Обычно люди с завышенной самооценкой плохие друзья. Они стараются дружить только с теми, кто может быть им полезен, а остальных откровенно игнорируют. Унижения от таких людей не нужно принимать близко к сердцу, так как по сути дела, они сами несчастны, потому что не могут быть самими собой и постоянно вынуждены играть чужую надуманную роль.
Завышенная или заниженная самооценка личности может превратиться в настоящую болезнь и довести человека до саморазрушающего поведения. Советы для людей здесь направлены на то, чтобы избавиться от эгоизма и эгоцентризма. С завышенной самооценкой следует учиться позитивно относиться к себе и другим, а так же стараться выработать манеру поведения и общения, свойственную человеку с нормальной самооценкой.

Советы психолога в данной ситуации следующие:

  1. Прислушиваться к мнению окружающих людей как к одобрительному, так и неодобрительному: часто они могут дать верную оценку, чем возможно это сделать самостоятельно.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии и скандалов.
  3. Не справившись с порученными делами нужно искать причины в себе, а не в людях из окружения или прочих обстоятельствах.
  4. Научиться понимать искренность той или иной похвалы, насколько она заслужена и соответствует ли реальной действительности.
  5. Сравнивать себя с максимально успешными людьми в каком-то определённом виде деятельности или в жизни вообще.
  6. Тщательно анализировать свои возможности, прежде чем взяться за какое-то дело или поручение, сделав правильный вывод.
  7. Не считать свои недостатки незначительными мелочами, особенно относительно недостатков других людей.
  8. Быть самокритичнее, так как самокритика в разумных пределах способствует саморазвитию.
  9. Завершив успешно дело подумать, а можно ли было его сделать ещё лучше и что этому помешало?
  10. Ориентироваться на оценку своих результатов другими людьми, а не довольствоваться собственной удовлетворённостью.
  11. Уважать чувства и желания других людей, так как они также важны, как и собственные чувства и желания.

Людям с адекватной самооценкой для того, чтобы определить, чего можно ждать от общения с тем или иным человеком, нужно сначала понять его отношение к самому себе. Общаясь с людьми, следует внимательно наблюдать и учиться понимать по выражению лица, походке, манере разговора уровень их самооценки личности. Это поможет правильно построить общение, чтобы все чувствовали себя на равных и не пострадало чувство собственного достоинства.

Проявление завышенной самооценки

Завышенная самооценка – это переоценивание индивидом собственного потенциала. Такая самооценка может обнаруживать и положительное влияние, и отрицательное воздействие. Положительное влияние выражается в уверенности субъекта. К отрицательным воздействиям можно отнести повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценку собственных сил.

Смотрите так же:  Психология мужчин женщин детей

Часто, неадекватно завышенная самооценка в случае неудач и неуспеха может ввергнуть индивида в пучину депрессивного состояния. Поэтому, какую бы пользу ни приносила завышенная самооценка личности, все же лучше пытаться удерживать ее под контролем.

Завышенная самооценка признаки

Самооценка личности завышенная проявляется по сравнению с заниженным самооцениванием более однообразно. В первую очередь такой человек ставит себя превыше других, считает себя светилом, а всех остальных недостойным его. Однако не всегда сам человек ставит себя выше других, нередко, сами люди возносят его, но он не в состоянии адекватно относиться к такой оценке себя, и им овладевает гордыня. Причём она может настолько сильно прилипнуть к нему, что даже, когда момент славы далеко позади, гордыня остаётся с ним.

Неадекватно завышенная самооценка и ее признаки:

  • человек всегда уверен в собственной правоте, даже при существовании конструктивных доводов и аргументов в пользу противоположной точки зрения;
  • в любой конфликтной ситуации или при споре индивид уверен, что последняя фраза должна оставаться за ним и ему неважно, какой именно будет эта фраза;
  • он полностью отрицает факт существования противоположного мнения, отвергает даже возможность того, что каждый индивид имеет право на собственную точку зрения. Если он все-таки согласится с таким утверждением, то будет уверен в «неправильности» точки зрения собеседника, отличной от его;
  • субъект уверен в том, что если у него что-либо не получается, то в этой ситуации виновен не он, а окружающий социум или сложившиеся обстоятельства;
  • он не умеет просить прощение и извиняться;
  • индивид постоянно ведет соперничество с коллегами и друзьями, желая всегда быть лучше других;
  • он высказывает собственную точку зрения или принципиальные позиции постоянно, даже при условии, что его мнение никому не интересно, и высказывать его никто не просит;
  • в любых дискуссиях человек очень часто употребляет местоимение «я»;
  • любую критику, направленную на него, он воспринимает в качестве проявления неуважения к своей персоне, и всем видом дает понять, что ему абсолютно безразлично мнение окружающих о нем;
  • для него важно быть всегда идеальным и никогда не допускать ошибок и промахов;
  • любой неуспех или неудачи могут надолго выбить его из рабочего ритма, он начинает ощущать подавленность и раздражительность, когда не получается что-то сделать или достигнуть задуманного результата;
  • предпочитает браться только лишь за дела, достижение результатов в которых связано с трудностями, при этом, часто, даже не просчитав возможные риски;
  • индивид страшиться показаться окружающим слабым, беззащитным или неуверенным в себе;
  • собственные интересы и увлечения всегда предпочитает ставить на первое место;
  • индивид подвержен чрезмерному эгоизму;
  • он склонен учить окружающих людей жизни, начиная с любой мелочи, например, как правильно жарить картошку, и заканчивая более глобальным, например, как зарабатывать деньги;
  • в разговорах он больше любит говорить, чем слушать, поэтому постоянно перебивает;
  • его тон разговора характеризуется высокомерием, а любые просьбы больше напоминают приказание;
  • он стремится быть во всем первым и самым-самым, а если это не получается, то может впасть в депрессию.

Люди с завышенной самооценкой

Характеристика завышенной самооценки заключается в том, что люди, страдающие таким «недугом», имеют искаженное, в сторону завышения, представление о собственной персоне. Они, как правило, где-то в глубине души ощущают одиночество и неудовлетворенность собой. У них часто довольно сложно формируются взаимоотношения с окружающим социумом, так как желание видеться лучше, чем они являются в реальности, приводит к надменному, высокомерному, вызывающему поведению. Иногда их действия и поступки бывают даже агрессивными.

Индивиды, имеющие завышенную самооценку, очень любят себя нахваливать, в разговоре постоянно стараются подчеркнуть собственные достоинства, а о посторонних людях могут позволить себе неодобрительные и неуважительные высказывания. Они таким способом самоутверждаются за счет окружающих людей и стремятся доказать всей вселенной, что они всегда правы. Такие люди считают себя лучше всех, а других гораздо хуже них.

Субъекты с завышенным самооцениванием болезненно реагируют на любую, даже безобидную, критику. Порой они ее могут воспринимать даже агрессивно. Особенность взаимодействия с такими людьми содержит в себе требование с их стороны о том, чтобы окружающие постоянно признавали их превосходство.

Завышенная самооценка причины

Чаще неадекватное оценивание в сторону завышения возникает вследствие неправильного семейного воспитания. Нередко неадекватная самооценка формируется у субъекта, который был одним ребенком в семье или первенцем (встречается реже). Малыш с раннего детства чувствует себя центром внимания и главной персоной в доме. Ведь все интересы членов семьи подчиняются его желаниям. Родители с умилением на лице воспринимают его действия. Они во всем потворствуют ребенку, и у него формируется искаженное восприятие собственного «Я» и представление о своем особенном месте в мире. Ему начинает казаться, что земной шар вращается вокруг него.

Завышенная самооценка у девушки часто имеет зависимость от обстоятельств, связанных с их вынужденным существованием в суровом мужском мире и борьбой за свое персональное место в социуме с шовинистами в штанах. Ведь каждый так и норовит указать женщине, где ее место. Кроме того, завышенная самооценка у девушки часто связана с внешней привлекательностью лица и строения тела.

Мужчина с завышенной самооценкой воображает себя центровым объектом вселенной. Именно поэтому он безразличен к интересам других и не будет прислушиваться к суждениям «серой массы». Ведь именно такими он видит остальных людей. Мужская неадекватная самооценка характеризуется беспричинной уверенностью в своей субъективной правоте даже в условиях свидетельствования фактов об обратном. Подобных мужчин еще можно назвать нарциссами.

По статистике женщина с завышенным оцениванием себя встречается гораздо реже, чем мужчина с завышенной самооценкой.

Завышенная и заниженная самооценка

Самооценка является внутренним представлением субъекта о себе самом, собственном потенциале, своей социальной роли и жизненных позициях. Еще она также обуславливает отношение к социуму и миру в целом. Самооценка имеет три грани. Так, например, любовь к людям начинается с любви к самому себе, а заканчиваться может с той стороны, где любовь уже переходит в заниженную самооценку.

Верхним пределом оценивания себя является завышенная самооценка, в результате которой индивид воспринимает свою личность неверно. Он видит не себя настоящего, а надуманный образ. Такой индивид неправильно воспринимает окружающую реальность и свое место в мире, идеализирует свои внешние данные и внутренние потенциал. Он считает себя более умным и здравомыслящим, гораздо красивее окружающих и успешнее всех.

Субъект, имеющий неадекватную самооценку, всегда знает и умеет все лучше других, знает ответы на любые вопросы. Завышенная самооценка и причины ее могут быть различными, например, человек стремится добиться многого, стать успешным банкиром или известным спортсменом. Поэтому он идет напролом к достижению своей цели, не замечая ни друзей, ни родных. Для него становится собственная индивидуальность своеобразным культом, а окружающих он считает серой массой. Однако нередко за высокой самооценкой может скрываться неуверенность в собственном потенциале, силах. Иногда завышенная самооценка является всего лишь своеобразной защитой от окружающего мира.

Завышенная самооценка – что делать? Для начала следует попробовать признать уникальность каждой отдельной личности. Каждый человек имеет право на собственную точку зрения, которая может быть верной, несмотря на то, что она не совпадает с вашей. Ниже приведено несколько правил для приведения самооценки в норму.

Попробуйте во время беседы не только лишь слушать говорящего, но и слышать его. Не стоит придерживаться ошибочного мнения, что окружающие могут нести только чушь. Поверьте, что во многих областях они могут разбираться гораздо лучше вас. Ведь человек не может быть экспертом во всем. Разрешите себе допускать ошибки и промахи, ведь они только помогают приобретать опыт.

Не пытайтесь кому-то что-либо доказывать, каждый человек прекрасен своей индивидуальностью. Поэтому не стоит выпячивать напоказ постоянно свои лучшие черты. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата, лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи. Поймите, что если у вас что-то не получилось, то это произошло по вашей вине, а не вине окружающего социума или обстоятельств.

Считайте аксиомой тот факт, что у каждого есть недостатки и постарайтесь принять то, что вы тоже не идеальны и что имеете отрицательные черты. Лучше уж работать над самосовершенствованием и исправлением недостатков, чем закрывать ни них глаза. А для этого научитесь адекватной самокритичности.

Заниженная самооценка проявляется в негативном отношении личности к самой себе. Такие индивиды склонны принижать собственные достижения, достоинства и положительные черты. Причины возникновения заниженной самооценки могут быть различными. Так, например, самооценка может понизиться вследствие негативного внушения социума или самовнушения. Также причины ее могут происходить родом из детства, как следствие неправильного родительского воспитания, когда взрослые постоянно говорили малышу, что он плохой или сравнивали с другими малышами не в его пользу.

Завышенная самооценка у ребенка

Если у ребенка самооценка личности завышенная и он замечает в себе только лишь положительные черты, то навряд ли ему в дальнейшем будет легко выстраивать отношения с другими детьми, вместе с ними находить решения вопросов и приходить к консенсусу. Такие малыши являются более конфликтными по сравнению со своими сверстниками и чаще «сдаются», когда у них не получается достичь поставленных результатов или целей, соответствующих их представлениям о себе.

Характеристика завышенной самооценки ребенка заключается в его переоценивании себя. Часто так случается, что родители или другие значимые близкие склонны переоценивать достижения малыша, при этом неустанно восхищаясь любыми его действиями, умом, сообразительностью. Это ведет к появлению проблемы социализации и внутриличностного конфликта, когда ребенок попадает в среду сверстников, где он из «самого-самого» трансформируется в «одного из группы», где оказывается, что его умения не такие уж и выдающиеся, а такие же как у других или даже хуже, что еще тяжелее переживается ребенком. В этом случае завышенная самооценка может резко стать заниженной и вызвать у малыша психическую травму. Серьезность травмы будет зависеть от возраста, в котором ребенок влился в чужую для него среду – чем старше он будет, тем сильнее он будет переживать внутриличностный конфликт.

В связи с неадекватно завышенной самооценкой у ребенка формируется неправильное восприятие себя, идеализированный образ своего «Я», собственного потенциала и ценности для окружающего социума. Такой ребенок эмоционально отвергает все, что может нарушить его представление о самом себе. Вследствие чего происходит искажение восприятия реальной действительности, и отношение к ней преобразуется в неадекватное, воспринимаемое только на уровне эмоций. Дети с завышенной самооценкой характеризуются трудностями в общении.

У ребенка завышенная самооценка – что делать? Огромную роль в формировании детской самооценки играет заинтересованное отношение родителей, их одобрение и похвала, поощрение и поддержка. Все это стимулирует деятельность ребенка, его познавательные процессы, формируют нравственность малыша. Однако хвалить тоже нужно правильно. Существует несколько общих правил, когда не следует хвалить ребенка. Если малыш чего-то достиг не при помощи собственного труда – физического, умственного или душевного, то не нужно его хвалить. Также не подлежит одобрению и красота ребенка. Ведь этого добился не он сам, душевной или внешней красотой детей награждает природа. За его игрушки, одежду или случайные находки ни в коем случае не рекомендуется хвалить. Чувство жалости или желания понравиться тоже не является хорошей причиной для похвалы. Помните, что чрезмерная похвала может привести к обратному результату.

Постоянное одобрение всего, что делает или не делает ребенок, приводит к формированию у него неадекватной самооценки, что впоследствии негативно повлияет на процесс его социализации и межличностное взаимодействие.

Завышенная самооценка

В психологии активно используется такое понятие, как самооценка. Она влияет на поведение человека, принятие решений в различных ситуациях, отношение к миру и самому себе. Разделяют несколько видов самооценки, среди которых самой приемлемой является завышенная. Лучше проявлять признаки завышенной самооценки, нежели заниженной. Какие причины ее появления?

Смотрите так же:  Общаться с ребенком как юб гиппенрейтер fb2

Что такое самооценка? Это оценивание человека самого себя. Самое удивительное заключается в том, что одни виды самооценки базируются на оценивании индивида самого себя, а другие – на оценке, которую дают окружающие. Таким образом, самооценка – это то, каким человек себя видит. На чем основано данное мнение, уже влияет на то, какая самооценка у человека развивается.

Выделяют такие виды самооценки:

  • «Я+, Вы+» — стабильная самооценка, которая основывается на положительном отношении к окружающим и самому себе.
  • «Я-, Вы+» — низкая самооценка, в которой человек проявляет такое качество, как самобичевание. Человек чувствует себя хуже, ниже и несчастнее остальных.
  • «Я+, Вы-« — завышенная самооценка, основанная на поиске недостатков, ненависти к окружающим и подтверждении позиции, что окружающие люди плохие. Обычно такой человек всех обвиняет, кроме самого себя, и считает окружающих «козлами», «идиотами» и прочими названиями.

С самооценкой человек не рождается. Она формируется в течение жизни. Зачастую она становится такой, какой была у родителей, что объясняется теми качествами характера и отношением, которое человек перенимает у своих мамы и папы.

Считается, что лучше обладать завышенной, нежели заниженной самооценкой. В такой самооценке действительно есть свои преимущества, о которых следует поговорить на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое завышенная самооценка?

Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.

Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.

Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.

Отрицательной стороной могут выступать:

  1. Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
  2. Эгоизм.
  3. Переоценка собственных сил.

Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.

Признаки завышенной самооценки

Завышенную самооценку можно легко определить по характерным ей признакам. Самое примечательное, что бросается в глаза, — это то, что человек возвышается над окружающими. Это может происходить как по его воле, так и потому, что люди сами его возводят на пьедестал. Завышенная самооценка – это отношение к себе, как к Богу, королю, лидеру, и видение окружающих как ничтожных, недостойных людей.

Другими признаками завышенной самооценки являются:

  • Убежденность в собственной правоте, несмотря на то, что могут приводиться доказательства и доводы на подтверждение противоположной точки.
  • Убежденность в существование только единственно правильной точки зрения – его личной. Человек не может даже согласиться с тем, что может существовать другое мнение, особенно если оно противоположное. Даже если он вдруг примет чужую точку зрения, то однозначно будет считать ее неправильной.
  • Оставление последнего слова за собой. Человек уверен, что именно он должен делать выводы и определять, что делать дальше и как обстоят дела.
  • Неумение извиняться и просить прощение.
  • Убежденность в виновности других людей и окружающей среды в собственных бедах. Если что-то не получается, виноваты другие люди. Если индивид достигает успеха, значит, это все благодаря ему самому.
  • Постоянное соперничество с окружающими за право называться самым лучшим.
  • Стремление быть идеальным и не совершать промахов.
  • Высказывание своего мнения даже тогда, когда его не спрашивают. Человек уверен, что другие люди всегда желают слышать его мнение.
  • Частое употребление местоимения «я».
  • Наступление раздражительности и чувства «выбитого из колеи» при наступлении неудач и промахов.
  • Пренебрежительное отношение к чужой критике. Человек считает, что критика является неуважением по отношению к нему, поэтому не обращает на нее внимания.
  • Неумение просчитывать риски. Человек всегда готов браться за трудные и рискованные дела.
  • Боязнь показаться перед окружающим слабым, неуверенным в себе, беззащитным.
  • Чрезмерный эгоизм.
  • Личные интересы и увлечения, которые ставятся всегда на первое место.
  • Склонность к перебиванию, поскольку предпочитает больше говорить, нежели слушать.
  • Склонность к поучению других, даже если речь идет о какой-то мелочи. Происходит это даже тогда, когда его не просят ничему поучать.
  • Тон высокомерного характера, а просьбы – приказного.
  • Стремление быть во всем самым-самым и лучшим, первым. В противном случае он впадает в депрессию.

Люди с завышенной самооценкой

Выявить людей с завышенной самооценкой достаточно легко по их высокомерному и надменному поведению. В глубине души они могут ощущать одиночество и тоску, неудовлетворенность собой. Однако на внешнем плане они всегда стараются быть на высоте. Чаще они не являются лучшими, однако всегда себя такими воспринимают и стремятся казаться быть. К окружающим при этом они могут относиться агрессивно, высокомерно, вызывающе, надменно.

Если пообщаться с человеком с завышенной самооценкой, то можно проследить одну линию – он хороший, а другие люди плохие. Причем это происходит постоянно. Человек с завышенным оцениванием самого себя видит в себе только достоинства. А когда речь заходит о других, то здесь он готов говорить только об их недостатках и слабых сторонах. Если разговор начинает идти в сторону того, что другие хорошие, а он оказывается в чем-то плох, тогда впадает в депрессию или агрессию.

Таким образом, критика в их адрес всегда провоцирует отрицательные эмоции. Они начинают негативно относиться к тем, кто их критикует.

Единственное, что они ждут от окружающих, — это подтверждение позиции того, что они во всем превосходят. Это происходит через похвалу, одобрение, восхищение и прочие проявления в адрес людей с завышенной самооценкой.

Причины завышенной самооценки

Самооценка начинает формироваться с детства, поэтому причины ее завышенности можно найти в неправильном воспитании. Завышенная самооценка является результатом поведения родителей, которые постоянно восхищаются, умиляются и во всем потворствуют своему чаду. Что бы он ни сделал, все является правильным. Каким бы он ни был, в нем все хорошо. В итоге у ребенка формируется мнение о собственном «Я» как абсолютно идеальном и совершенном.

Завышенная самооценка у девушки является зачастую гипертрофированной, когда она вынуждена занимать свое место в мужском мире. Нередко она основывается на внешних данных: красавицы всегда переоценивают себя, нежели не красавицы.

У мужчин завышенная самооценка формируется на уверенности в том, что они являются центром Вселенной. Если это подтверждается поведением других людей, особенно женщин, тогда самооценка растет. Такие мужчины часто являются нарциссами.

Людей с завышенной самооценкой среди мужчин намного больше, чем среди женщин, что психологи связывают с нормами воспитания обоих полов.

Завышенная и заниженная самооценки

Противоположностью завышенной самооценки является заниженная. Самооценка – внутреннее оценивание человека себя, своего потенциала, жизненной позиции и социального статуса. Это влияет на то, как он будет жить, относиться к себе и к окружающим.

  • Завышенная самооценка характеризуется неправильным оцениванием самого себя в сторону возвышения. Человек не видит себя реального, а оценивает надуманный образ. Он считает себя во всем лучше других. Он идеализирует свой потенциал и внешние данные. Человеку кажется, что его жизнь должна быть лучше других. Вот почему он готов идти по головам даже друзей и родных.
  • Заниженная самооценка является следствием тоже неправильного воспитания, однако когда родители постоянно утверждали, что ребенок плохой и другие детки лучше него. Она характеризуется негативным оцениванием себя и своего потенциала. Нередко она основывается на мнении окружающих или на самовнушении.

Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, когда человек не видит реального положения дел.

Вот почему предлагается убирать перекосы в своем характере. К примеру, завышенную самооценку предлагают убирать такими методами:

  1. Прислушиваться к чужому мнению и считать его тоже правильным.
  2. Слушать окружающих молча.
  3. Видеть собственные недостатки, которые часто скрываются за ширмой завышенной самооценки.

перейти наверх

Завышенная самооценка у ребенка

Формирование завышенной самооценки у ребенка начинается с детства, когда малыш подчиняется родительскому воспитанию. Она формируется на поведении родителей, которые восхищаются любыми мелочами, которые проявляет малыш – его уму, сообразительности, первому шагу и т. д. Родители словно игнорируют его недостатки, никогда не наказывают, а во всем и всегда поощряют.

Неумение ребенка видеть за собой недостатки приводит к отсутствию социализации. Когда он попадает в группу сверстников, то не может понять, почему им не восхищаются, как это делали родители. Среди других детей он является «одним из», а не «самым-самым». Это может вызвать агрессию по отношению к детям, которые могут быть при этом в чем-то лучше него.

В результате у ребенка появляется множество трудностей в налаживании контактов с окружающими. Он не хочет понижать свою самооценку, при этом агрессивно относится ко всем, кто кажется лучше него или критикует.

Чтобы не развивать в ребенке завышенной самооценки, родителям следует понимать, когда и за что хвалить его:

  • Хвалить можно за поступки, которые малыш сам совершил.
  • Не хвалят за красоту, игрушки, одежду и пр.
  • Не хвалят за все подряд, даже за самое мелочное.
  • Не хвалят за чувство жалости или желание понравиться.

перейти наверх

Все люди обладают самооценкой. По частоте распространения завышенная самооценка стоит на втором месте. Кажется, что лучше обладать ею, нежели заниженной самооценкой. Однако нередко итогом неадекватной завышенной самооценки является резкий переход ее к заниженной.

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Уроки воспитания детей 11 лет Родителям детей 11-12 лет Каждый в семье должен выполнять какую-либо работу по дому Обязанностями ребенка могут быть: вынос мусора, мытье посуды, полив цветов, прогулка с домашним животным и т. д. Обращайте внимание на то, что ребенок делает. Обязательно […]
  • Болит печень у ребенка симптомы Болезни печени: симптомы, причины и профилактика В нашем организме есть «бойцы невидимого фронта», о существовании которых мы зачастую даже не помним. Одним из таких важных органов, которые в здоровом состоянии даже не дают о себе знать, является печень. Эта железа […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]