Проявления аутизма у детей симптомы

Содержание:

Детский аутизм: признаки, диагностика и коррекция

Нарушение развития, характеризующееся расстройством речи, социальной адаптации и психического здоровья ребенка, в медицине обозначается термином «аутизм». Раннее выявление и своевременная коррекция детского аутизма позволяют добиться заметных положительных результатов в восстановлении речевой функции и социализации малыша.

Детский аутизм: предрасполагающие факторы

Аутизм у детей считается достаточно редким явлением, однако в последние годы выявляется все больше малышей, страдающих этим заболеванием.

Причины развития аутизма и учащения случаев заболеваемости на сегодняшний день до конца не выяснены. По мнению ученых, данное расстройство провоцируется целым рядом внутренних и внешних факторов, из числа которых можно выделить:

  • генетические мутации;
  • органические поражения центральной нервной системы;
  • эндокринные нарушения;
  • перенесенные ребенком вирусные инфекции;
  • интоксикации солями тяжелых металлов;
  • воздействие токсических веществ на организм матери в период вынашивания плода;
  • осложнения беременности;
  • неблагоприятные экологические условия.

При наличии наследственной отягощенности детский аутизм может начать развиваться вследствие сильных эмоциональных потрясений (испуга, стресса).

Признаки аутизма у детей

Детский аутизм имеет общие признаки с другими расстройствами аутистического спектра. В своевременном выявлении подобного рода нарушений развития важную роль играет наблюдательность родителей. Взрослым следует внимательно следить за поведением ребенка и фиксировать любые нехарактерные для его возрастной группы проявления. Признаки аутизма обычно впервые обнаруживаются у детей после полутора-двух лет.

У ребенка, страдающего этим расстройством, могут отмечаться:

Нарушения речевой функции в каждом отдельном случае имеют свои особенности: малыш может в большей или меньшей степени отставать в речевом развитии от своих сверстников, или же вовсе не использовать речь; аутизм у детей нередко проявляется отсутствием в речи обращений и личных местоимений. Дети с аутизмом могут многократно, подобно эху, повторять услышанные слова и фразы, а также «придумывать» неологизмы.

Многие малыши с аутизмом избегают прямого зрительного контакта с окружающими, не реагируют на обращения к ним, редко улыбаются. Некоторые аутисты не отличают своих родителей от прочих людей, и сопротивляются попыткам близких обнять их, или взять на руки.

У аутистов иное мировосприятие, другой способ общения и игры, а потому завязывать дружеские отношения таким детям достаточно сложно. Пребывая в компании других людей, имеющий данное нарушение развития ребенок может испытывать значительный дискомфорт, который с возрастом способен переходить в тревогу. Именно поэтому большинство детей с аутизмом проводят значительную часть времени в уединении, защищающем их от серьезных эмоциональных переживаний.

Аутизм у детей часто проявляется тенденцией к совершению одних и тех же манипуляций в течение длительного времени: ребенок может ритмично покачиваться, дергать руками, ходить по кругу, многократно повторять одно слово, и т. п. У многих аутистов также отмечается приверженность к определенным установкам. Например, при нарушении привычного распорядка такие дети сильно переживают и впадают в истерику (спровоцировать подобного рода реакцию порой способны даже несущественные изменения, такие как замена интерьерного аксессуара в комнате или перестановка книг на полке).

  • Слабый интерес к игрушкам.

У детей с аутизмом слабо развито абстрактное мышление, а потому многие из них не способны к совершению символических действий. Малыш, имеющий данное нарушение развития, может не понимать правил и особенностей игры. Например, обращаясь с игрушками, многие аутисты лишь повторяют производимые другими людьми действия; в других случаях у аутистов наблюдается тяготение только к одной игрушке (или к ее детали).

Даже незначительная неудача способна спровоцировать у ребенка агрессию, которая нередко завершается истерикой или физической атакой (ребенок может направлять агрессию не только на других, но и на самого себя).

Аутизм у детей в каждом индивидуальном случае проявляется по-разному. Большинство малышей, страдающих этим расстройством, имеют легкую или умеренную степень интеллектуальной недостаточности. Тяжелая умственная отсталость у аутистов обычно обусловливается сочетанием этого заболевания с некоторыми другими патологиями (трисомиями, микроцефалией, эпилепсией). При легких формах аутизма уровень интеллектуального развития малыша может соответствовать среднему значению нормы (или даже превышать ее средний показатель).

Помимо поведенческих признаков заболевания, у аутистов часто отмечаются и физиологические проявления, такие как ослабленный иммунитет, нарушение работы поджелудочной железы, синдром раздраженного кишечника, судороги, обостренные или, напротив, притупленные тактильные ощущения.

Аутизм у детей: методы диагностики и коррекции

При подозрении на аутизм ребенку требуется прохождение полного обследования, которое должно включать в себя посещение педиатра, невролога, психолога, психиатра и логопеда. В диагностических целях проводится беседа с родителями и разбор клинической картины патологии в соответствии с критериями классификаций расстройств психики.

Аутизм достаточно сложно дифференцируется с психическими аномалиями, имеющими схожие симптомы, что может представлять собой серьезную проблему при определении врачами методов лечения.

Существует немало профессиональных методик, разработанных специально для коррекции детского аутизма. Лечение основывается на активном взаимодействии с аутистами, коррекции их речи, а также обучении малышей определенным поведенческим сценариям. При этом значительную роль в восстановлении психоречевого развития ребенка играет усердие его родителей.

Медикаментозная терапия при аутизме применяется в исключительных случаях, и выступает в качестве вспомогательного фактора, обеспечивающего более успешное проведение реабилитации за счет купирования отдельных симптомов.

Признаки аутизма у детей

Аутизмом называется общее психоэмоциональное расстройство, при котором возникает дефицит в сфере общения. Больной собственную энергию направляет внутрь себя, он не пытается вступить в контакт с родителями и сверстниками. Если он вступает в «диалог» с окружающими, то только для удовлетворения собственных жизненно важных потребностей.

Признаки аутизма у детей можно заметить с самого раннего возраста, но окончательный диагноз ставится к 3-5 годам. Иногда симптомы заболевания обнаруживают у подростков и взрослых.

Объясняется аутизм следующим образом: отсутствие способности у больного к объединению деталей в один образ, он не может различать неживое от живого. Любые попытки пробиться через «броню» доставляют ему дискомфорт.

Что чувствуют сами аутисты, объяснять они не могут, или… не желают.

Причины аутизма у детей

До сих пор не установлено точно, что вызывает аутизм у детей. Родители таких малышей относятся к различным социальным сферам, имеют разный материальный достаток. Дети физически здоровы, их очень трудно отличить от обычных по внешнему виду – более того, иногда они обладают повышенной внешней привлекательностью. Строение мозга у аутистов и здоровых ребятишек тоже не отличается, и почему появляется отклонения в поведении, что является толчком к патологии, неясно.

Как факторы риска выделяют такие болезни:

  • краснуху, которую перенесла беременная женщина;
  • туберозный склероз;
  • ожирение у матери;
  • генетическую предрасположенность.

Но в большинстве случаев беременность у женщин протекает абсолютно без отклонений и обострений хронических воспалительных процессов.

Признаки аутизма у детей до 3 лет

Симптомы аутизма у детей до 3 лет классифицируют следующим образом:

  • ранний детский аутизм;
  • коммуникационные нарушения;
  • социальные нарушения;
  • стереотипное поведение.

Ранний детский аутизм впервые замечают родители. Уже в первые месяцы жизни они обращают внимание на непонятную вялость младенца при нормальном состоянии здоровья, отсутствие желания двигаться и реагировать на внешние раздражители. Выложенные на животик детки не пытаются поднять голову, не улыбаются, не реагируют на родственников.

Нарушения коммуникации – дети не способны овладеть речью, они не повторяют слова, то, что они произносят – набор бессвязных фраз. Больные, страдающие легкой степенью аутизма, разговаривают, но себя упоминают в 3 лице, не могут интонациями выразить эмоции. Речь может не нести смысловой нагрузки или не иметь эмоциональной окраски. Допускается множество повторов. Налицо задержка развития, отсутствие интереса к окружающему миру, нет желания освоения пространства, речь слишком тихая или очень громкая, отмечается неумение реагировать на замечание.

Нарушение социального взаимодействия можно заметить при непосредственном общении с больным. Он не смотрит в лицо во время разговора, взгляд отсутствующий, словно «сквозь» предмет. Лицо отражает гримасы, как проявление внутренней жизни, и, поскольку нет реакции на окружающее, может визуально восприниматься «маской» . Жесты применяются только для обозначения естественных нужд, дети совершают определенные движения при желании пить, кушать, спать. Если удается научить ребенка проситься на горшок – это можно считать удачей.

Больной ребенок не привлекает окружающих для игры и сам не просится в компанию, он даже не
умеет играть. Все его «игры» – совершение однообразных действий. Он может крутить педали на велосипеде, не пытаясь прокатиться, или вертеть конечность у куклы в течение нескольких часов.

Раньше считалось, что ребенку с аутизмом неважно присутствие родителей. Но после специальных лабораторных обследований было установлено, что эмоциональная связь с близкими существует, но если малыша и тревожит их поведение или уход, он не может предпринять никаких действий. Отмечалось, что в присутствии домашних дети менее зациклены на своем внутреннем состоянии и даже входят в контакт с ними, пусть и своеобразно. Однако понять, насколько они рады общению с родителями, невозможно. Аутисты неспособны проявлять эмоции.

Стереотипность поведенческих реакций проявляется следующим образом:

  • Ребенок часами занимается одним и тем же, демонстрируя усидчивость и сосредоточенность. Например, он может часами складывать башню из кубиков.

Если малыша трудно оторвать от занятия, можно подозревать аутизм.

Смотрите так же:  Лекарства булимия

  1. Вне привычного уклада жизни и при перестановке вещей в комнате возникает неоправданная
    агрессия, свидетельствующая о возникающем внутреннем дискомфорте, или полный уход в себя – утяжеление состояния;
  2. Дети с признаками аутизма могут пугать окружающих многократными повторениями однотипных бессмысленных движений – покачиванием головой, щелканьем пальцами, хлопаньем в ладоши.

Попытка вывести из себя и восстановить контакт с окружающим и может вызвать приступ агрессии или самоагрессии, во время которого малыш может травмировать себя.

Диагностика аутизма у детей

На первые симптомы РДА – раннего детского аутизма – обращают внимание родители. Адаптироваться в окружающем мире удается тем больным, чьи родители поняли их отличия в самом раннем возрасте.

Начинается постановка диагноза с описания клинической картины. Для этого родители отвечают на специальные вопросы из заранее подготовленных опросников.

К документам по выявлению детского аутизма относятся:

  • ADI-R – опросник для диагностики;
  • CARS – шкала рейтинга;
  • ADOS – шкала наблюдения;
  • ATEC – список оценки показателей;
  • CHAT – опросник для детей до 3 лет.

Далее подключают обследования с помощью медицинских приборов, во время которых проводятся исследования:

  • головного мозга – УЗИ;
  • выявление приступов эпилепсии – ЭЭГ;
  • проверка слуха – занятие с сурдологом (для исключения тугоухости).

Наиболее тяжело диагностируется атипичный аутизм у детей. Обычно больные кажутся отстающими в развитии, и им вместо необходимого диагноза. Такие больные могут стремиться к общению, у них имеется возможность увеличить словарный запас. При легкой форме атипичный аутизм выявляют по отсутствию способности к эмоциональным переживаниям и полному отсутствию творческого мышления.

Лечение аутизма у детей

Вылечить аутизм невозможно, детей можно только адаптировать к окружающему миру, привив им навыки социального поведения. В задачу родителей входит создание абсолютно комфортные условия, в которых бы малыш чувствовал себя уверенно. Только тогда он может развиваться.

Нужно принять, что аутисты чувствуют по-другому, они воспринимают мир на ином уровне, и приходится – опытным путем – стараться пробиться через барьер, выстроенный болезнью. Нельзя позволять маленькому человеку уходить глубже в себя, его нужно стараться пробудить эмоционально. Необходимы занятия с узкими специалистами: логопедом, психиатром, психологом.

Логопед старается сформировать зачатки речи, устранить речевые проблемы, наладить интонацию – это способствует нормализации общения с окружающими. Психолог и психиатр нужны для обучения подражанию играм с социальными ролями, для устранения агрессивных и самоагрессивных поведенческих форм.

Нельзя дать однозначный совет, как вызвать аутистов на контакт.

К каждому маленькому пациенту необходим индивидуальный подход, и взрослый разрабатывает обучающе-стимулирующую программу на основании его поведения по реакциям на происходящее.

Работа с больными детьми со стороны немного напоминает дрессировку: почистил зубы – получил конфетку, и т.д. Кстати, лучший способ стимуляции навыков у обычных детей – также поощрение.

Наиболее трудно привить больным детям навыков самообслуживания и правила гигиены, так как у них нет абсолютно отсутствует оценка собственным действиям. Медикаментозная терапия используется только в кризисных ситуациях, когда малыш демонстрирует агрессивное поведение. Но успокаивающими препаратами нельзя злоупотреблять: для некоторых детей агрессия – единственная форма контакта.

Лечение стволовыми клетками, ноотропами, стимулирование электротоками не только неэффективно, но и утяжеляет общее состояние. Аутисты необычайно ранимы, и малейший дискомфорт заставляет их замыкаться еще больше.

Тяжело иметь больного аутизмом ребенка, но если суждено испытание, нужно стараться заниматься с детьми и постараться адаптировать их к окружающему миру. В этом случае можно надеяться, что ребенок будет счастлив в той мере, какой от него ожидают здоровые родители.

Признаки аутизма в возрасте 2-3 лет

В статье описываются особенности аутизма в возрасте 2-3 лет, а именно: особенности коммуникативной и эмоциональной сфер. Данная информация вытекает из основного понятия про заболевание и градацию раннего детского аутизма.

В современном обществе диагноз «аутизм» обрел чрезмерную популярность, что не удивительно. Частота случаев диагностики подобного недуга растет. Зная про позитивные тенденции роста, просто необходимо разобраться в этиологии этого заболевания.

Аутизм представляет собой расстройство коммуникативной и эмоциональной сфер, что проявляется в углубленной самоизоляции, бедности эмоций и полной неспособности их выражать. Расстройство присуще как детям, так и взрослым, и в каждом возрасте имеет свои особенности и градацию. Впервые о детском аутизме заговорили в 1943-1944 годах. Теми исследователями и психиатрами, благодаря которым мы сейчас владеем информацией об особенностях детского аутизма, были Л.Каннер и Г. Аспергер.

Основные признаки аутизма касаются сферы межличностного общения. Люди с аутизмом избегают всяческих контактов, молчаливы. Путем исследований было доказано, что за молчанием скрывается лишь психологическая причина, а физиологически речевой аппарат сформирован и здоров. Помимо особенностей коммуникативной сферы было установлено, что людям с аутизмом чужда эмпатия. Они совершенно неспособны сочувствовать и сопереживать. В основе данной особенности лежит уже физиологическая причина, а именно — малоподвижность зеркальных нейронов.

Аутизм у детей

Следует выделить признаки аутизма у детей. Начиная с младенчества, существует ряд симптомов, наталкивающих родителей и врачей на диагноз «аутизм». Среди них основными есть:

  • Отсутствие «комплекса оживления».
  • Безразличие к эмоционально окрашенным событиям, у аутистичных деток отсутствует улыбка при непосредственном общении с родителями.
  • Дети не тянутся на руки и тяжело переносят смену привычной обстановки.

Такая симптоматика проявляется от двух до трех месяцев.

Аутизм в возрасте 2-3 лет

Признаки аутизма в 2 года усугубляются, появляются новые, среди которых:

  • Ребенок не ориентируется в основном виде деятельности, не интересуется детьми.
  • Негативно реагирует на прикосновения, не смотрит в глаза. Чувствителен к громким звукам и ярким вспышкам. Подобные раздражители вызывают неадекватную реакцию, истерику.
  • Поведение ребенка колеблется из крайности в крайность — он либо гиперактивен, либо чересчур пассивен. Такие дети не разговаривают и не осознают опасных ситуаций.
  • Признаки аутизма у детей 2 лет сопровождаются соответствующей конституцией активности.
  • Появляются стереотипные движения, ребенок может раскачиваться на мести, подергивать руками.
  • Также появляются ритуальные действия. Например, перед обедом необходимо обязательно три раза хлопнуть в ладоши.
  • Можно заметить особенности походки: шаги напоминают движение «деревянной куклы». Это обусловлено высоким мышечным тонусом, который не позволяет суставам полностью разгибаться.
  • Кроме того, ярким признаком аутизма у детей 2-3 лет выступает желание системности и однообразия. Ребенок может есть еду определенного цвета и исключительно в понравившейся форме. Если ему отказывают в таком желании — это может спровоцировать приступ истерии и голодание.
  • Особенности игровой деятельности. Ребёнок играет исключительно неигровыми предметами, это может быть салфетка, книга. Чаще всего для детей с такими особенностями рекомендуют делать упражнения на мелкую моторику и играть миниатюрными предметами, что будет способствовать развитию навыков самообслуживания.

Интеллект при аутизме

Стоит заметить, что у многих людей с аутизмом сохраненный интеллект. Иногда люди с вышеперечисленными особенностями становятся гениями современности. Они склонны к техническим наукам и могут быстро выполнять объемные числовые расчеты. Таким образом, человек с расстройством коммуникации и трудностями выражения эмоций может быть компетентен и одарен в определённой научной области.

Чем старше становиться ребенок с подобным диагнозом, тем больше он привязывается к матери. Воспринимая мать, как единственного кому можно доверять малыш все же может приобретать навыки необходимые для жизни.

Как не пропустить аутизм у ребенка?

Что такое аутизм?

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), – термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

1. В том, как человек общается с детьми и взрослыми(нарушения социального взаимодействия)

2. В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)

3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)

К расстройствам аутистического спектра(РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями.

Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального

слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Симптомы аутизма

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Смотрите так же:  Феназепам помогает от депрессии

Распространенность аутизма

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого

ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей.

Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Причины аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм.

Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок.

Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии).

Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Установление диагноза

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями. Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм». В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы, обеспечиваемые государством.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Дополнительно при диагностике рассматриваются также часто встречающиеся при аутизме нарушения и проблемы поведения:

1. Нарушения моторики.

2. Обостренная чувствительность.

3. Особенности восприятия.

4. Причинение вреда самому себе.

5. Нарушение чувства опасности.

Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма.

Еще раз перечислим основные нарушения, характерные для аутизма, которые дают основания для постановки диагноза.

Симптомы аутизма в поведении

1. Нарушения в сфере социального взаимодействия. (В том, как ребенок общается с детьми и взрослыми).

2. Нарушения в сфере коммуникации. (В том, как ребенок разговаривает, пользуется жестами или выражением лица).

3. Нарушения в поведении(своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

Нарушения в сфере социального взаимодействия

Нарушения социального взаимодействия— самые важные симптомы аутизма.

Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен«на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали.

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Нарушения в поведении

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза«аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

Особенности восприятия – обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов.

По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке.

Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Расстройства желудочно-кишечного тракта

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

Как понять, есть ли показания для того, чтобы проводить диагностику, или развитие ребенка соответствует норме? На следующих страницах предлагаются два способа оценки риска наличия аутизма у детей. Сверившись с ними, вы можете самостоятельно принять решение о необходимости консультации со специалистом.

Если при заполнении опросника возникает подозрение на наличие аутизма, мы рекомендуем проведение более углубленной диагностики у специалиста. Вполне вероятно, что даже при отсутствии аутизма у ребенка могут быть другие проблемы развития, и он может нуждаться в помощи.

Если результат одного из опросников указывает на возможность аутизма и проблемы с развитием, а результат другого – нет, мы все равно рекомендуем вам посоветоваться со специалистом.

Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста

Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего ребенка. Постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно. Заполнение этого опросника и оценка его результатов займут у Вас не более десяти минут. Пожалуйста, внимательно прочитайте инструкции по заполнению и оценке результатов.

Этот тест представляет собой опросник, на каждый из вопросов нужно ответить«да» или«нет», обводя подходящий вариант. Заполните этот опросник, ориентируясь на то, как обычно себя ведет Ваш ребенок. Пожалуйста, постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если то или иное поведение проявлялось редко(вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.

В конце находятся инструкции по оценке результатов теста, после заполнения теста следуйте этим инструкциям.

Алгоритм для подсчета результатов

Если вы ответили«Нет» на любой вопрос, кроме 2, 5 и 12 – это прямое указание на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.

Для вопросов 2, 5 и 12 на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра, указывает ответ«Да».

Смотрите так же:  Никаких стрессов на работе

Низкий риск: Общий результат – 0–2 балла.

Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока что не требуется.

Средний риск: Общий результат 3–7 баллов.

Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: общий результат 7–20 баллов.

Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.

«Красные флажки» аутизма

Часто еще до появления бросающих в глаза симптомов у ребенка могут быть особенности в поведении, указывающие на высокую вероятность наличия аутизма. Интенсивные исследования в области изучения развития детей с аутизмом позволили выявить симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма у маленьких детей. Эти симптомы иногда называют «красными флажками» аутизма.

Если вы отмeчаете указанные симптомы у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.

Аутизм: признаки, диагностирование, адаптация в обществе

Аутизм или погружение в себя – распространенное расстройство, когда человек испытывает трудности в обществе, ему трудно общаться с другими людьми. Эти люди нуждаются в особых условиях, но правильный подход к детям и взрослым с аутизмом позволяет получить образование и социализироваться, быть полноправными членами общества.

Ко Дню распространения знаний об аутизме рассказываем, что это такое и как помочь адаптироваться.

В чем суть дня? Если общество научится взаимодействовать со взрослыми и детьми, страдающими аутизмом, эти люди смогут социализироваться, занять свое место, жить счастливо и без ограничений. Но чтобы открыть для людей с аутизмом широкие возможности, нам необходимо понимать – в чем суть заболевания, как взаимодействовать и чего делать не стоит.

Почему возникает аутизм

Точные причины аутизма до сих пор не установлены. Современные исследования доказывают, что аутизм – это генетическое заболевание. Однако развитие аутизма происходит на фоне социальных факторов, плохого состояния экологии, воздействия медикаментов, и тому подобное. Поэтому вылечить аутизм нереально, но можно значительно облегчить течение заболевания. Итак, основные (не генетические) причины, которые могут способствовать возникновению аутизма:

  • нарушения питания и обмена веществ;
  • попадание в организм тяжелых металлов, нейротоксинов, похожее влияние могут иметь лекарства, которые принимают беременные при угрозе прерывания беременности;
  • биохимические факторы (неправильный обмен ферментов и т.д.);
  • нарушения мозговой деятельности;
  • нарушения костного и общего моторного развития;
  • современный темп жизни: стрессы, нервозность, переутомление.

Ученые считают, что скорее всего аутизм возникает при сочетании генетических факторов и неблагоприятного внешнего воздействия (от плохой экологии до медикаментов во время беременности).

Стоит заметить, что отношения в семье (между членами семьи и с ребенком в частности) не влияют на возникновение аутизма. Также не подтвержден миф о связи аутизма и вакцинации.


Точные причины аутизма не обнаружены

Аутизм проявляется уже с первых месяцев жизни младенца. Заметить его можно по развитию речи, поведению ребенка. Однако поставить диагноз может только квалифицированный врач – детский психиатр. Поэтому родителям не стоит паниковать раньше времени, надо помнить, что дети развиваются по-разному. Однако, если у родителей есть определенные подозрения, стоит провериться. Ведь раннее вмешательство медиков, программы развития увеличивают шанс на лучшую адаптацию в обществе.

Признаки аутизма

Симптомы аутизма проявляются в основном до 3 лет. Чаще всего ребенок почти не говорит и ведет себя не так, как его сверстники. Бывают случаи, когда ребенок все же говорит. Но со временем эти навыки теряются.

Дети, больные аутизмом, во время игр часто монотонно повторяют одно и то же действие. Они играют одни, им не интересны игры со сверстниками или взрослыми. Родителям стоит обратить внимание на типичные покачивания, чрезмерную любовь к качелям, особое внимание к нескольким предметам.


Люди с аутизмом склонны к повторяющимся действиям

Дети, страдающие расстройством аутизма, не отзываются на свое имя. С ними трудно или невозможно установить зрительный контакт. Они часто мало жестикулируют, любят принимать определенные позы и фиксировать одно выражение лица.

В общем, описать типичное поведение больного аутизмом невозможно. Конкретная форма заболевания в каждом конкретном случае проявляется иначе. Однако можно выделить несколько признаков, с которыми следует обратиться к врачу:

  • проблемы с развитием речи;
  • игры в одиночку;
  • проблемы в общении со сверстниками;
  • повторяемость действий;
  • невозможность установить зрительный контакт;
  • ребенок мало жестикулирует;
  • зависимость от рутины: одного и того же маршрута прогулки, четкого распорядка дня и т.д.;
  • сложности с координацией движений, хождение на цыпочках;
  • повышенная чувствительность к шуму, музыке, свету, одежде, запахам, купанию.

Статистика больных аутизмом сильно менялась вместе с исследованиями заболевания. Общая статистика говорит об 1 больном ребенке на 1 000. Однако, эти данные могут меняться в больших пределах. Заметим, мальчики страдают аутизмом в 3-4 раза чаще девочек.

Существует повышенный риск заболеваемости, если один из родителей сам страдает от аутизма или были больные в семье. Если первый ребенок у пары болеет аутизмом, то есть риск, что и второй ребенок тоже будет иметь соответствующее расстройство. Однако, это только риски, но отнюдь не обязательное условие.


С людьми с аутизмом надо общаться правильно

В Украине среди методов лечения преобладает медикаментозный. Однако, часто этого не достаточно. Для эффективного лечения детей с аутизмом нужен комплексный подход. С ребенком и родителями должны работать врачи, психологи, психотерапевты и логопеды. Также есть большое количество альтернативных методик. Однако научных подтверждений их эффективности нет.

Чем раньше болезнь обнаружена, тем лучше. Для этого родителям младенцев стоит не пропускать плановые осмотры у педиатра и специалистов, обращать внимание на поведение малыша.

Если аутизм все же обнаружен, не стоит впадать в панику. С таким диагнозом возможно полноценная, счастливая жизнь – при условии правильного подхода к ребенку, инклюзивного образования, вмешательства врачей. Правильный подход в раннем возрасте к детям с выявленными проблемами позволяет их возвращать в круг сверстников для дальнейшей социализации и обучения.


Люди с аутизмом могут быть гениями своего дела

Аутизм часто связан с определенным отставанием в умственных способностях. Однако эта статистика не является стопроцентной. Кроме того, люди с аутизмом бывают часто очень одаренными и даже гениальными в одной сфере деятельности. Они полностью концентрируются на ней и игнорируют деятельность вне их круга интересов.

Как правильно общаться с людьми-аутистами

Если в вашем окружении есть дети или взрослые, которые больны аутизмом, следует придерживаться простых правил общения:

  1. Говорите на темы, которые действительно им интересны. Люди с аутичными расстройствами часто зацикливаются на одном интересе, они становятся настоящими экспертами в этой теме. Вы сможете почерпнуть для себя что-то интересное, а они – максимально раскрыться.
  2. Сокращайте предложения. Краткие сообщения помогают людям с аутизмом быстрее обработать информацию. Также им легче дается письменное общение.
  3. Аутисты имеют образное мышление. Поэтому им значительно легче понять идею с помощью рисунков, схем.
  4. Давайте время на ответ. Людям с аутизмом часто нужно больше времени на обдумывание. Не подгоняйте их в разговоре, дайте время обдумать. Если человек не ответил на предшедствующий вопрос, не задавайте следующий. Имейте терпение.
  5. Придерживайтесь языковой устойчивости. Не высказывайте одну и ту же мысль разными словами. Это сбивает с толку людей с аутизмом.
  6. Не воспринимайте молчание аутистов на свой счет. Будьте чуткими, уважайте пределы.
  7. Начинайте разговор с утверждения, а не вопроса. Банальный вопрос «как дела» может стать настоящим стрессом для человека с аутизмом. Введите их в разговор постепенно.
  8. Уделяйте внимание. Даже если кажется, что людям с аутизмом лучше самим, на самом деле им тоже нужна забота и внимание.
  9. Выбирайте подходящее время для беседы. Собеседник с аутизмом должен быть спокойным, чувствовать себя комфортно. Тогда шансы на сотрудничество значительно возрастают.
  10. Аутистам трудно уловить шутки, иронию, сарказм, метафоры. Говорите прямо и четко. Это упростит задачу вашему собеседнику.

Уважайте и любите людей с аутизмом. Они особенные и требуют особого подхода, но это не делает их хуже.

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Уроки воспитания детей 11 лет Родителям детей 11-12 лет Каждый в семье должен выполнять какую-либо работу по дому Обязанностями ребенка могут быть: вынос мусора, мытье посуды, полив цветов, прогулка с домашним животным и т. д. Обращайте внимание на то, что ребенок делает. Обязательно […]
  • Болит печень у ребенка симптомы Болезни печени: симптомы, причины и профилактика В нашем организме есть «бойцы невидимого фронта», о существовании которых мы зачастую даже не помним. Одним из таких важных органов, которые в здоровом состоянии даже не дают о себе знать, является печень. Эта железа […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]