Психические расстройства факторы

Факторы развития психических заболеваний.

Всем известно, что даже члены одной семьи характеризуются различной способностью сохранять здоровье и нормальное самочувствие в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Степень устойчивости к психическим расстройствам также различна — у одних людей они не возникают даже при самых тяжелых жизненных травмах, тогда как у других они проявляются и при незначительных поводах. При этом родственники и близкие обычно стараются связать болезнь с любыми, пусть и незначительными жизненными событиями – трудности на работе, испуг, ссора с любимым человеком, переутомление.

Подобные ситуации не могут быть непосредственной причиной болезни и, как правило, лишь совпадают по времени с её началом. Знание факторов, непосредственно влияющих на склонность человека к психическим заболеваниям, очень важно, ведь оно позволяет избегать лишних опасностей или уменьшить степень риска. Существует три группы таких факторов.

Биологические факторы (наследственность, пол, возраст, перенесенные болезни, особенности обмена веществ, и др.).

Факторы среды (социальные и семейные отношения, психические травмы, наличие социальной поддержки, особенности воспитания, политическая ситуация в стране).

Психологические факторы (особенности личности человека).

Биологические факторы.

Наличие психического расстройства у кровных родственников часто увеличивает риск возникновения заболевания у человека. Причем, чем ближе степень родства и чем больше в семье случаев заболевания, тем данный риск выше. Прежде всего, это касается расстройств настроения, шизофрении, алкоголизма, отдельных случаев умственной отсталости. Кровнородственные браки также увеличивают риск будущего ребенка заболеть.

Доказано, что большинство расстройств психики характерны преимущественно для женщин. В большей степени это касается депрессии, тревожных расстройств, нервной анорексии, булимии, различных состояний слабоумия пожилого возраста. Женщины втрое чаще пытаются покончить жизнь самоубийством. Однако мужчины чаще страдают алкоголизмом и зависимостью от других психотропных веществ, расстройствами личности, эпилепсией.

Склонность к расстройствам психики возрастает с возрастом. Хотя существуют заболевания, свойственные определенному возрасту и проявляющиеся с самого детства (ранний детский аутизм, юношеские расстройства личности и т.д.). Вероятность подобных расстройств увеличивают те или иные повреждения головного мозга, инсульты, энцефалит, а также некоторые хронические болезни – артериальная гипертензия, стенокардия, ревматизм, гепатит и др. И наконец – неправильный химический обмен в головном мозге – основная причина возникновения ряда психических заболеваний.

Факторы среды.

Стоит отметить, что значение психических травм как причины данных заболеваний часто преувеличивается. Однако действительно тяжелые травматические события (потеря близкого человека, война, стихийное бедствие, действия террористов) могут вызвать посттравматическое стрессовое расстройство. Потеря родителей в детстве увеличивает вероятность расстройств личности во взрослом периоде жизни человека. Возрастание частоты значимых жизненных событий (как приятных, так и неприятных) увеличивает подверженность человека психическому заболеванию. Неправильное воспитание в семье (недостаток внимания, конфликты родителей, насилие), также повышает риск развития у человека последующих расстройств личности.

Социальное и имущественное положение, также является существенным фактором. Доказано, что психические заболевания среди бедных встречаются почти вдвое чаще, чем среди богатых людей. Наиболее отчетливо прослеживается отрицательное влияние на психику человека отсутствие высокого социального статуса, заниженной самооценки, бедности, низкого уровня образования, отсутствия социальной поддержки. В тоже время, существует прямая зависимость между профессиональными достижениями в ряде творческих профессий и наличием у человека расстройства личности.

Психологические факторы.

К ним относятся особенности личности человека, которые определяются как наследственностью, так и влиянием среды в период формирования личности. Присутствие в характере человека некоторых личностных и поведенческих особенностей делает его более подверженным ряду психических заболеваний. Например, любое расстройство личности повышает вероятность развития алкоголизма и других видов зависимости.

Итак, люди в разной степени подвержены возникновению психических расстройств и факторы, влияющие на эту подверженность очень многообразны. Значительную часть из них изменить невозможно. И все же знание роли этих факторов позволяет поменьше нагружать имеющиеся «слабые места» и использовать свои преимущества.

Надеемся, что наши аналитические модули помогут вам в этом.

9. Факторы риска возникновения психических заболеваний. Критические возрастные периоды.

1. критические возрастные периоды

Ранний детский криз (2-4 года) связывают с повышенной вероятностью невротических реакций и нарушением физиологических функций (заикание, страхи, нарушение аппетита). В период поступления в школу (6-8 лет) возникает дефицит внимания, непослушание, трудности в усвоении знаний. В период пубертатного криза (12-14 лет) возникают личностные девиации (психопатии), сверхценное отношение к своей внешности (дисморфофобия и нервная анорексия). Кризису среднего возраста (40-42 года) соответствует высокая вероятность депрессии. Климактерический период (45-50 лет) служит почвой для проявления неврозов, психосоматических расстройств и маскированной депрессии. Переход к старости может сопровождаться не только депрессией, но и появлением интеллектуально-мнестических расстройств.

Большинство психических заболеваний встречается примерно с одинаковой частотой у мужчин и женщин. Однако пресенильный вариант болезни Альцгеймера и приступы монополярной депрессии чаще наблюдаются у женщин. Проявления шизофрении также могут зависеть от пола. У женщин характерно ранне начало, острая манифестация психоза и сочетание бредовых расстройств с аффективными (депрессия). Среди мужчин преобладают больные алгкоголизмом, сифилитическими и травматическими психозами.

3. психофизиологическая конституция

4. социальное неблагополучие

Вероятность депрессий возрастает в периоды социальных катастроф (смена политического режима, войны). К провоцирующим факторам относятся бедность, безработица, отсутствие социальных гарантий. Однако психические расстройства также очень часто встречаются в обеспеченных семьях из-за избытка свободного времени, снижения ответственности и занятости главы семьи.

Существующие традиции, верования часто оказывают влияние на симптомы заболевания. Например, только у мужчин Юго-Восточной Азии встречается острый психоз – амок. Он характеризуется внезапным безудержным возбуждением, склонностью к агрессии, убийствам или самоубийству. В исхлде психоза наблюдается полная амнезия. В северных областях России возникали эпидемии болезни под названием икотка. Она выражалась в убеждённости, что икота или чувство волоса в горле вызваны сглазом, и проявлялась стремлением отомстить воображаемому обидчику.

6. географические, метеорологические и климатические факторы.

Метеорологические условия сказываются на самочувствии и частоте обострений людей с сосудистыми заболеваниями и последствиями черепно-мозговых травм. У больных эпилепсией долгое пребывание в жаркой атмосфере может спровоцировать припадок. Для ряда эндогенных психозов характерна сезонность обострения в осенне-весенний период.

20. Классификация и принципы систематики психических и поведенческих расстройств. Современная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ 10) (категориальность, научный характер и атеоретичность, описательный и конвенциальныйхарактер).

Основные этиологические факторы психических заболеваний:

а) эндогенные (чаще наследственная предрасположенность, генетические аномалии, конституциональная неполноценность)

б) экзогенные (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, психотравмы)

На основании критерия основных причин, вызывающих психические болезни, выделяют

1) эндогенные психические болезни с невыясненной пока этиологией (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др.).

2) экзогенные психические расстройства (соматогенные, инфекционные, травматические).

3) психогении (реактивные психозы, неврозы).

4) патология психического развития (психопатии, олигофрении).

Существуют определенные типы течения психических болезней:

а) прогредиентное (непрерывное, процессуальное) течение — заболевание, раз начавшись, протекает хронически до конца жизни больного, варианты течения:

1) патологический процесс с самого начала развивается катастрофически и быстро приводит к выраженному психическому распаду

2) заболевание прогрессирует медленно, дефицитарные изменения возникают постепенно, не достигая глубокого распада

3) патологический процесс развивается менее интенсивно, сказываясь в итоге лишь в изменении психического склада личности

б) приступообразное течение — заболевание с самого начала характеризуется приступами со светлыми промежутками между ними; у одной группы больных приступы возникают через одинаковые промежутки времени, у другой — без какой-либо регулярности.

1) приступообразно-прогредиентное течение — заболевание с приступами, влекущими за собой стойкие изменения психического склада личности с углублением дефекта от приступа к приступу.

2) интермиттирующее течение — заболевание с приступами, которые проходят бесследно, не приводя к какому-либо дефекту

3) ремиттирующее (рекуррентное) течение — заболевание, при котором изменения личности наступают после первого приступа, а в последующем отмечаются бесследные приступы

Исходы психических заболеваний:

а) полное выздоровление

б) выздоровление с остаточными расстройствами в виде стойкого, разной выраженности психического дефекта

Принципы классификации по МКБ-10.

основная часть функциональной и органически обусловленной психической патологии с точки зрения традиционной психиатрии представлена в виде синдромальных рубрик.

для каждого расстройства предлагается описание, как основных клинических признаков, так и любых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с ними. В большинстве случаев предлагаются «диагностические указания», определяющие количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы таким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических решений в клинической практике, особенно в тех ситуациях, где требуется установление временного диагноза, до того как станет полностью ясной клиническая картина или будет собрана полная информация.

ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РУБРИК

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F3 Аффективные расстройства настроения

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

F7 Умственная отсталость

F8 Нарушения психологического развития

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

Нервно-психические заболевания

Описание нервно-психических заболеваний

К нервно-психическим расстройствам относят состояние человека, в котором меняется сознание и появляется характер разрушительного поведения.

Нервно-психические заболевания характеризуются умеренным уровнем расстройства психики. Подобные заболевания определяются психической дискоординацией, неуравновешенностью, нарушением циклов сна и бодрствования, а также состоянием гиперактивности и наличием мнимых заболеваний.

Психологи не всегда могут определить симптомы расстройства психики, связанные с биологическими, медицинскими и социальными факторами. Обычно источником подобных нарушений являются физиологические сбои в работе организма.

Причины нервно-психических заболеваний

Основными причинами являются психологические факторы. Сюда относятся острые психические травмы или продолжительный период неудач, когда создается длительное психическое напряжение.

Смотрите так же:  Мне кажется что у меня булимия

Эмоциональная напряженность проявляется не только в психике человека, но и в сбое работы внутренних органов, таких как сердечной аритмии, дисфункции дыхания и нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Чаще всего нервные расстройства ограничиваются функциональными и временными формами. Тем не менее, иногда, при эмоциональном напряжении возникают заболевания, связанные с психическим перенапряжением. При этом стрессовый фактор имеет важное значение, например при кожных заболеваниях, гипертонии или желудочных заболеваниях.

Следующим фактором, влияющим на появление нервно-психических заболеваний, является расстройство вегетативной нервной системы. Нарушения характеризуются:

  • скачками артериального давления,
  • нарушением ритма сердца,
  • головными болями,
  • расстройством сна,
  • потливостью,
  • ознобом,
  • дрожью пальцев на руках,
  • неприятными ощущениями в теле.

Подобные психические напряжения фиксируются в сознании человека и появляются в стрессовых ситуациях в виде тревоги или скованности.

Третьим фактором, влияющим на появление нервно-психических заболеваний служат индивидуальные особенности человека. Некоторые люди имеют склонность к неустойчивым проявлениям в характере, эмоциональному дисбалансу и привычке постоянно переживать в любых обстоятельствах и ситуациях. Таким образом, у них формируется риск развития психических расстройств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Четвертым фактором являются сложные периоды в жизни человека. Существуют стрессовые периоды в жизни человека. Этап увеличенного риска приходит в возрасте от 3 до 5 лет при формировании личностного я, затем в период от 12 до 15 лет происходит половое созревание ребенка, во время которого перестраиваются все системы организма.

Диагностика и лечение нервно-психических заболеваний

Среди современных психиатров главной задачей является установление точного диагноза и результативное восстановление нормальной деятельности психики. В медицинских учреждениях заболеваниями психики занимаются профессиональные психотерапевты, обладающие высшей квалификацией и солидным опытом. Они подходят к пониманию причин психических расстройств с различных сторон и назначают разноплановое лечение.

Обычно лечение нервно-психических заболеваний основано на исследовании психосоматики тела, потому что подобные нарушения являются следствием заболеваний внутренних органов и систем.

Бывает так, что у человека существует болезнь, о которой он ничего не знает, при этом она является источником его психических расстройств. Например, состояние депрессии может быть связано с болезнями желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Нервно-психические расстройства диагностируются и лечатся с использованием современного оборудования, новейших лекарственных средств и лучших профессиональных методов. В современном мире существует большая вероятность успешного лечения нервно-психических заболеваний. Полагаясь на возможности медицины и на поддержку близких людей, страдающий человек может полностью восстановиться и вернуться к нормальной жизни.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Причины психических расстройств

Психические расстройства — не такая редкость, как иногда полагают люди, далекие от психологии, психотерапии и психиатрии. Представители Всемирной Организации Здравоохранения утверждают, что у каждого четвертого-пятого человека в мире есть расстройство психики или поведения.

Но при этом нельзя сказать, что 20–25% жителей Земли — «психически больные». Понятие «психическое расстройство» — более широкое, чем «психическая болезнь».

Психическое расстройство — противоположность психического здоровья, состояние, при котором человек не может адаптироваться к меняющимся жизненным условиям и решать актуальные проблемы. Расстройства психики проявляются нарушением памяти, интеллекта, эмоциональной сферы или поведения. Меняется восприятие себя и окружающего мира.

Причины развития психических расстройств

Причины возникновения психических расстройств делятся на:

В одном случае (при органическом поражении головного мозга из-за проблем с сосудами, интоксикации или черепно-мозговой травмы) причина ясна. В другом случае (при биполярном расстройстве или шизофрении), несмотря на многочисленные исследования, однозначную причину установить нельзя, ученые и врачи говорят о комбинации факторов (мультифакториальное заболевание).

К эндогенным факторам относятся:

  1. Генетическая предрасположенность.
  2. Внутриутробные нарушения развития, нарушения развития в раннем возрасте.
  3. Иммунологические расстройства и нарушения обмена веществ.
  4. Соматические заболевания, которые влияют на состояние головного мозга вследствие недостаточного кровоснабжения (дисциркуляторная энцефалопатия при болезнях сердца и артериальной гипертонии), аутоинтоксикации (тяжелые заболевания печени и почек) или нарушения гормонального фона (гипотиреоз, гипертиреоз).

Причины психических расстройств часто комбинированные — человек испытывает стресс, организм ослаблен инфекцией или перегрузками, когда-то была травма, родственник страдает от расстройства (отягощенный семейный анамнез). Оценивать важность каждого из этих факторов должен опытный психотерапевт.

  1. Интоксикация (алкоголизм, наркомания, токсикомания, токсические поражения вредными веществами на производстве или в быту).
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Инфекционные процессы (энцефалит, менингит).
  4. Радиационные воздействия.
  5. Острый или хронический эмоциональный стресс.

Психические и поведенческие расстройства врачи рассматривают как многофакторные заболевания . Даже если основная причина психической проблемы — четко определенное обстоятельство (например, неблагоприятная наследственность), состояние человека все равно зависит от множества факторов:

  • личностных особенностей;
  • традиций воспитания в родительской семье;
  • условий жизни;
  • социального окружения;
  • отношений с супругом и детьми;
  • обстановки на работе;
  • насколько здоров человек, какие у него хронические заболевания, как часто он простужается, перенес ли черепно-мозговые травмы.

При ранней диагностике и лечении у опытных специалистов — психиатров, психотерапевтов, иногда неврологов, психические расстройства хорошо поддаются терапии. Врачи используют современные медикаменты и немедикаментозные методы — психотерапию (индивидуальную, групповую), БОС-терапию .

Психические расстройства факторы

Психические расстройства при соматических заболеваниях (К.К. Телия)

У больных с соматическими заболеваниями может наблюдаться широкий круг психических нарушений как невротического, так и психотического или субпсихотического уровней.
К. Шнайдер предложил считать условиями появления соматически обусловленных психических нарушений наличие следующих признаков: 1) присутствие выраженной клиники соматического заболевания; 2) присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями; 3) определенный параллелизм в течении психических и соматических расстройств; 4) возможное, но не обязательное появление органической симптоматики
Вероятность возникновения соматогенных расстройств зависит от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, уровня эффективности терапевтических воздействий, а также от таких свойств, как наследственность, конституция, преморбидный склад личности, возраст, иногда пол, реактивность организма, наличие предшествующий вредностей.

Таким образом, этиопатогенез психических расстройств при соматических заболеваниях определяются взаимодействием трех групп факторов:
1. Соматогенные факторы
2. Психогенные факторы
3. Индивидуальные особенности пациента
Кроме того, в процессе возникновения соматогенных расстройств могут участвовать дополнительные психотравмирующие факторы, не связанные с заболеванием.

Соответственно, влияние соматического заболевания на психическое состояние больного может приводить к развитию преимущественно соматогенных либо преимущественно психогенных психических расстройств. В структуре последних наибольшее значение имеют нозогении и ятрогении.
Определение роли соматогенных и психогенных факторов в патогенезе психических нарушений у каждого конкретного больного с соматической патологией является необходимым условием выбора адекватной стратегии и тактики лечения. При этом правильная квалификация психического нарушения и его патогенетических механизмов возможна лишь при учете соматического и психического статуса больного, соматического и психиатрического анамнеза, особенностей лечения и его возможных побочных эффектов, данных о наследственной отягощенности и других факторах предрасположения.
Психические нарушения у больного с соматическим заболеванием делает необходимым его совместное ведение врачом-интернистом и психиатром (психотерапевтом), которое может осуществляться в рамках разных моделей. Наиболее широко используемой является модель консультирования-взаимодействия, предполагающая непосредственное и опосредованное (через консультирование и обучение специалистов-соматологов) участие психиатра в терапевтическом ведении соматических больных с психическими нарушениями: психиатр выступает в качестве эксперта-консультанта и, взаимодействуя с пациентом и врачами-интернистами, участвует в выработке и корректировке тактики лечения.
Приоритетной для психиатра-консультанта является задача распознавания и дифференциальной диагностики психических расстройств, связанных и не связанных с соматическим заболеванием пациента, а также назначение адекватного лечения с учетом его психического и соматического статуса.
1. Соматогенные психические расстройства
Соматогенные психические расстройства развиваются вследствие непосредственного влияния заболевания на деятельность ЦНС и проявляются преимущественно в виде неврозоподобной симптоматики, однако в ряде случаев на фоне тяжелой органической патологии возможно развитие психотических состояний, а также существенное нарушений высших психических функций вплоть до деменции.
В МКБ-10 указываются следующие общие критерии соматогенных (в том числе органических) расстройств:
1. Объективные данные (результаты физического и неврологического обследований и лабораторных тестов) и (или) анамнестические сведения о поражениях ЦНС или заболевании, которое может вызывать церебральную дисфункцию, включая гормональные нарушения (не связанные с алкоголем или другими психоактивными веществами) и эффекты непсихоактивных препаратов.
2. Временн?я зависимость между развитием (обострением) заболевания и началом психического расстройства.
3. Выздоровление или значительное улучшение психического состояния после устранения или ослабления действия предположительно соматогенных (органических) факторов.
4. Отсутствие других вероятных объяснений психического расстройства (например, высокой наследственной отягощенности клинически сходными или родственными расстройствами).
При соответствии клинической картины заболевания критериям 1, 2 и 4 оправдан временный диагноз, а при соответствии всем критериям диагноз соматогенного (органического, симптоматического) психического расстройства может считаться определенным.
В МКБ-10 соматогенные расстройства представлены преимущественно в Разделе F00-F09 (Органические, включая симптоматические психические расстройства) –
Деменции
F00 Деменция при болезни Альцгеймера
F01 Сосудистая деменция
F02 Деменция при других заболеваниях (при болезни Пика, при эпилепсии, при травмах головного мозга и др.)
F03 Деменция неуточненная
F04 Органический амнестический синдром (выраженные нарушения памяти – антероградная и ретроградная амнезия – на фоне органической дисфункции)
F05 Делирий, не вызванный алкоголем или другими психоативными веществами (помрачение сознания на фоне тяжелого соматического заболевания или мозговой дисфункции)
Другие психические расстройства, обусловленные повреждением или дисфцункцией головного мозга или соматической болезнью:
F06.0. Органический галлюциноз
F06.1. Органическое кататоническое состояние
F06.2 Органическое бредовое (шизофреноподобное) расстройство .
F06.3 Органические расстройства настроения: маниакальное, депрессивное, биполярное расстройства психотического уровня, а также гипоманиакальное, депрессивное, биполярное расстройства непсихотического уровня
F06.4 Органическое тревожное расстройство
F06.5 Органическое диссоциативное расстройство
F06. Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство
F06.7 Легкое когнитивное расстройство в связи с мозговой дисфункцией или соматическим заболеванием

1.1.Синдромы помрачения сознания.
Наиболее часто при соматической патологии возникают делириозные помрачения сознания, характеризующиеся дезориентировкой во времени и месте, наплывами ярких истинных зрительных и слуховых галлюцинаций, психомоторным возбуждением.
При соматической патологии делирий может носить как волнообразный так и эпизодический характер, проявляясь в виде абортивных делириев, нередко сочетающихся с оглушением или с онейрическими (сновидными) состояниями.
Для тяжелых соматических заболеваний характерны такие варианты делирия, как мусситирующий и профессиональный с нередким переходом в кому
При наличии органическою поражения головного мозга различного генеза также возможны различные варианты сумеречных расстройств.

Смотрите так же:  Боязнь контакта с женщиной

1.2. Синдромы выключения сознания.
При выключенном сознании разной степени глубины отмечается повышение порога возбудимости, замедление психических процессов в целом, психомоторная заторможенность, нарушение восприятия и контакта с окружающим миром (вплоть до полной потери при коме).
Выключение сознания наступает в терминальных состояниях, при тяжелых интоксикациях, черепно-мозговых травмах, опухолях головного мозга и др.
Степени выключения сознания:
1. сомноленция,
2. оглушение,
3. сопор,
4. кома.

1.3 Психоорганический синдром и деменция.
Психоорганический синдром – синдром нарушения интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы при поражениях головного мозга. Может развиваться на фоне сосудистых заболеваний, как последствие черепно-мозговых травм, нейроинфекций, при хронических обменных нарушениях, эпилепсии, атрофических старческих процессах и др.
Расстройства интеллектуальной деятельности проявляются снижением ее общей продуктивности и нарушением отдельных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления. Отчетливо выступают снижение темпа, инертность и вязкость познавательных процессов, обеднение речи, тенденция к персеверациям.
Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются эмоциональной неустойчивостью, вязкостью и недержанием аффекта, дисфоричностью, трудностями самоконтроля поведения, изменением структуры и иерархии мотивов, обеднением мотивационно-ценностной сферы личности.
При прогрессировании психоорганического синдрома (например, на фоне нейродегенеративных заболеваний) возможно развитие деменции.
Характерным признаком деменции является существенное нарушение познавательной деятельности и обучаемости, утрата приобретенных навыков и знаний. В ряде случаев наблюдаются нарушения сознания, расстройства восприятия (галлюцинации), явления кататонии, бреда.
При деменции отмечаются также выраженные эмоционально-волевые нарушения (депрессии, эйфорические состояния, тревожные расстройства) и отчетливые изменения личности с первичным заострением отдельных черт и последующим нивелированием личностных особенностей (вплоть до общего личностного распада).

1.4. Астенический синдром при соматических заболеваниях.
Астенические явления наблюдаются у большинства больных с соматическими заболеваниями, в особенности при декомпенсации, неблагоприятном течении болезни, наличии осложнений, полиморбидности.
Астенический синдром проявляется следующей симптоматикой:
1. повышенная физическая/умственная утомляемость и истощаемость психических процессов, раздражительность, гиперестезия (повышенная чувствительность к сенсорным, проприо- и интероцептивным раздражителям)
2. сомато-вегетативные симптомы;
3. расстройства сна.
Выделяют три формы астенического синдрома:
1. гиперстеническая форма;
2. раздражительная слабость;
3. гипостеническая форма.
Характерными признаками гиперстенического варианта астении являются повышенная раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, неспособность довести до конца энергично начатое дело вследствие неустойчивости внимания и быстрого утомления, нетерпеливость, слезливость, преобладание тревожного аффекта и т.п.
Для гипостенической формы астении более характерны упорная усталость, снижение умственной и физической работоспособности, общая слабость, вялость, иногда сонливость, потеря инициативы и т.п.
Раздражительная слабость представляет собой смешанную форму, сочетающую в себе признаки и гипер- и гипостенического вариантов астении.
Для соматогенных и цереброгенных астенических расстройств характерны (Одинак М.М. с соавт., 2003):
1. Постепенное развитие, часто на фоне убывания остроты заболевания.
2. Четкая, стойкая, монотонная симптоматика (в противоположность динамичной симптоматики при психогенной астении с типичным присоединением других невротических симптомов).
3. Понижение трудоспособности, особенно физической, не зависящее от эмоционального состояния (в противоположность снижению преимущественно умственной работоспособности при психогенной астении с отчетливой зависимостью от эмоциогенных факторов).
4. Зависимость динамики астенической симптоматики от течения основного заболевания.

1.5. Соматогенные эмоциональные нарушения.
Наиболее типичными эмоциональными нарушениями вследствие соматогенных воздействий являются депрессии.
Для органических депрессий (депрессий при органических расстройствах центральной нервной системы) характерны сочетание аффективной симптоматики с явлениями интеллектуального снижения, преобладание в клинической картине явлений негативной аффективности (адинамия, аспонтанность, ангедония и др.), выраженность астенического синдрома. При сосудистых депрессиях также могут отмечаться множественные устойчивые соматические и ипохондрические жалобы. При мозговых дисфункциях часто развиваются дисфорические депрессии с преобладание тоскливо-злобного настроения, раздражительностью, эксползивностью.
Депрессии на фоне соматической патологии характеризуются значительной выраженностью астенической составляющей. Типичны явления повышенной психической и физической истощаемости, гиперестезия, раздражительная слабость, слабодушие, слезливость. Витальный компонент депрессии при соматических расстройствах часто преобладает над собственно аффективным. Соматические симптомы в структуре депрессивного расстройства могут имитировать симптомы основного заболевания и, соответственно, существенно затруднять диагностику психического нарушения.
Следует подчеркнуть, что патогенез депрессивных состояний при соматических расстройствах, как правило, включает взаимодействие и взаимоподкрепление соматогенных и психогенных факторов. Депрессивные переживания часто выступают в структуре дезадаптивных личностных реакций на болезнь, развивающихся у пациентов на фоне общей повышенной психической истощаемости и недостаточности личностных ресурсов для преодоления стресса болезни.

2. Нозогенные психические расстройства
В основе нозогенных расстройств лежит дезадаптивная реакция личности на заболевание и его последствия.
В соматопсихологии особенности реагирования личности на болезнь рассматриваются в рамках проблемы «внутренней картины болезни», отношения к болезни, «личностного смысла болезни», «переживания болезни» «соматонозогнозия» и т.п.
При психиатрическом подходе наибольшее значение имеют те дезадаптивные личностные реакции на болезнь, которые в своих проявлениях соответствуют критериям психопатологии и квалифицируются как нозогенные психические расстройства.

2.1. Отношение к болезни
Понятие отношения к болезни связано с широким кругом психологических феноменов, рассматриваемых при исследовании проблемы взаимосвязей в системе личность-болезнь.
Формируясь под влиянием объективных и субъективных факторов, системы ценностей и в первую очередь ценности здоровья, отношение к болезни отражает личностный смысл конкретного заболевания, который и определяет внешние проявления более или менее успешной адаптации пациента к болезни.
Выработка пациентом отношения к болезни, структурно-функциональные изменения во всей системе его отношений в связи с фактом болезни закономерно влияют не только на течение заболевания и медицинский прогноз, но и на весь ход развития личности. В отношении пациента к болезни выражается неповторимость его личности, опыта, актуальной жизненной ситуации (в том числе, особенностей самого заболевания).
Понятие отношение к болезни содержательно близко к понятию «внутренней картины болезни» (ВКБ), введенного Р.А. Лурия (1944), который противопоставлял ее «внешней картине болезни», доступной для беспристрастного исследования врача. Р.А. Лурия определял ВКБ как всю совокупность ощущений и переживаний пациента в связи с заболеванием и лечением.
В настоящее время ВКБ понимается «комплекс вторичных, психологических по своей природе, симптомов заболевания» (В.В. Николаева), отражающий субъективный смысл болезни для пациента. В структуре ВКБ выделяют следующие уровни:
1. чувственный – ощущения и состояния в связи с болезнью;
2. эмоциональный – переживания и эмоциональные состояния в связи с болезнью и лечением, эмоциональная реакция на болезнь и ее последствия;
3. интеллектуальный – представления пациента о причинах, сущности, опасности заболевании, о его влиянии на различные сферы жизнедеятельности, лечении и его эффективности и т.п.
4. мотивационный – изменение мотивационной структуры (иерархии, ведущих мотивов) в связи заболеванием; характер изменений в поведении и образе жизни вследствие болезни.
Следует подчеркнуть, что отношение к болезни и ВКБ несводимы к представлениям о болезни, эмоциональной реакции на болезнь или поведенческой стратегии в связи с болезнью, хотя включают все эти три компонента и проявляются в них.
Среди факторов, влияющих на характер отношения к болезни, выделяют следующие:
1. Клинические характеристики: степень угрозы заболевания для жизни, характер симптоматики, особенности течения (хроническое, острое, приступообразное) и актуальная фаза течения болезни (обострение, ремиссия), степень и характер функциональных ограничений, специфика лечения и его побочных эффектов и др.
2. Преморбидные особенности личности больного: характерологические особенности, особенности системы значимых отношений и ценностей, особенности самосознания (самовосприятия, самооценки, самоотношения) и др.
3. Социально-психологические факторы: возраст на момент начала болезни, социальный статус пациента и характер влияния на него болезни, адекватность/недостаточность социальной поддержки, вероятность стигматизации, представления о заболевании, характерные для микросоциального окружения больного, представления о заболевании и нормы поведения больного, характерные для общества в целом и др.
Условно выделяют следующие типы отношения к заболеванию (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980; Вассерман Л.И. с соавт., 2002):
1) Гармоничный тип – характеризуется трезвой оценкой своего состояния и стремлением содействовать успеху лечения.
2) Эргопатический тип – проявляется «уходом в работу от болезни», стремлением компенсировать чувство личной неполноценности в связи с болезнью достижениями в профессиональной, учебной деятельности и в целом высоким уровнем активности. Характерно избирательное отношение к лечению, предпочтение социальных ценностей ценности здоровья.
3) Анозогнозический тип – проявляется частичным или полным игнорированием факта болезни и медицинских рекомендаций, стремлением сохранить прежний образ жизни и прежний образ Я, несмотря на болезнь. Часто такое отношение к болезни имеет защитно-компенсаторный характер и является способом преодоления тревоги в связи с заболеванием.
4) Тревожный тип – характеризуется постоянным чувством обеспокоенности соматическим состоянием, медицинским прогнозом, реальными и мнимыми симптомами болезни и осложнений, степенью эффективности лечения и т.п. Тревога в связи с заболеванием заставляет пациента испытывать новые способы лечения, обращаться к множеству специалистов, не находя, однако успокоения и возможности избавиться от опасений и страхов.
5) Обсессивно-фобический тип – проявляется навязчивыми мыслями о маловероятных неблагоприятных последствиях болезни и лечения, постоянными размышлениями о возможном влиянии заболевания на повседневную жизнь, о риске инвалидизации, летального исхода и т.п.
6) Ипохондрический тип – проявляется в сосредоточении на субъективных болезненных, неприятных ощущениях, преувеличении страданий в связи с болезнью стремлении сообщать о своем недуге окружающим. Типично сочетание желания лечиться и неверия в успех лечения.
7) Неврастенический тип – характеризуется явлениями раздражительной слабости, повышенной утомляемости, непереносимостью болевых ощущений, вспышками раздражения и нетерпения в связи с болезнью с последующим раскаянием за собственную несдержанность.
8) Меланхолический тип – определяется сниженным настроением в связи с болезнью, унынием, подавленностью, неверием в успех лечения и возможность улучшения соматического состояния, чувством вины в связи с болезнью/немощностью, суицидальными идеями.
9) Апатический тип – характеризуется безразличием к своей судьбе, исходу заболевания, результатам лечения, пассивностью в лечении, сужением круга интересов и социальных контактов.
10) Сенситивный тип – проявляется повышенной чувствительностью к мнению окружающих относительно факта болезни, боязнью стать обузой для близких, стремлением скрывать факт заболевания, ожидая неблагожелательной реакции, оскорбительной жалости или подозрений в использовании заболевания в корыстных целях.
11) Эгоцентрический тип – характеризуется использованием заболевания с целью манипулирования окружающими и привлечения их внимания, требованием исключительной заботы о себе и подчинения их интересов своим.
12) Паранойяльный тип – связан с уверенностью в том, что болезнь является результатом злого умысла, подозрительностью в отношении лекарств и процедур, поведения врача и близких. Побочные эффекты и возникновение осложнений рассматривается как следствие недобросовестности или злонамеренности медперсонала.
13) Дисфорический тип – проявляется злобно-тоскливым настроением в связи с болезнью, завистью, враждебностью по отношению к здоровым людям, раздражительностью, вспышками гнева, требованием подчинения окружающих личным интересам, в том числе, связанным с болезнью и лечением.

Смотрите так же:  Когнитивные психозы

2.2. Собственно нозогенные психические расстройства
При наличии предрасполагающих условий (особого личностного преморбида, психических расстройств в анамнезе, наследственной отягощенности психическими расстройствами, угрозы для жизни, социального статуса, внешней привлекательности пациента), дезадаптивная личностная реакция на заболевание может принимать форму клинически выраженного психического нарушения – нозогенного расстройства.
В зависимости от психопатологического уровня и клинической картины нозогенных расстройств выделяют следующие их виды:
1. Реакции невротического уровня: тревожно-фобические, истерические, соматизированные.
2. Реакции аффективного уровня: депрессивные, тревожно-депрессивные, депрессивно-ипохондрические реакции, синдром «эйфорической псевдодеменции».
3. Реакции психопатического уровня (с формированием сверхценных идей): синдром «ипохондрии здоровья», сутяжные, сенситивные реакции, синдром патологического отрицания болезни.
Принципиальным также является разграничение нозогенных расстройств по критерию степени осознания и личностной вовлеченности пациента в ситуацию болезни. На основании этого критерия выделяют:
1. Анозогнозии
2. Гипернозогнозии
Анозогнозия – клинико-психологический феномен, характеризующийся полным либо частичным (гипонозогнозия) неосознаванием и искаженным восприятием больным своего болезненного состояния, психических и физических симптомов болезни.
Соответственно, гипернозогнозии характеризуются переоценкой пациентом тяжести и опасности заболевания, обусловливающей его неадекватную личностную вовлеченность в проблематику болезни и связанные с ней нарушения психосоциальной адаптации.
Одним из факторов риска развития гипернозогнозических реакций является некорректное (неэтичное) поведение врача (медицинского персонала), приводящее к неправильной интерпретации пациентом симптомов и тяжести заболевания, а также к формированию дезадаптивных установок в отношении болезни. При этом в ряде случаев возможно развитие (ятрогенной) невротической симптоматики с выраженным тревожным и сомато-вегетативным компонентом.

Первичная профилактика соматогенных расстройств самым тесным образом связана с профилактикой и как можно более ранним выявлением и лечением соматических заболеваний. Вторичная профилактика связана со своевременной и наиболее адекватной терапией взаимосвязанных основного заболевания и психических расстройств.
Учитывая, что психогенные факторы (реакция на заболевание и все то, что с ним связано, реакция на возможную неблагоприятную обстановку) имеют немаловажное значение как при формировании соматогенных психических расстройств, так и при возможном утяжелении течения основной соматической болезни, необходимо применять меры и по профилактике этого рода воздействий. Здесь самая активная роль принадлежит медицинской деонтологии, одним из основных аспектов которой является определение специфики деонтологических вопросов применительно к особенностям каждой специальности.

3. Частные аспекты психических нарушений при соматических заболеваниях

3.1 Психические нарушения при онкологических заболеваниях
При онкологических заболеваниях могут развиваться как соматогенные, так и психогенные психические расстройства.
Соматогенные:
а) опухоли с первичной локализацией в головном мозге или метастазы в мозг: клиника определяется зоной поражения, представлена неврологической симптоматикой, недостаточностью или разрушением отдельных психических функций, а также астенией, психоорганическими синдромами, общемозговой симптоматикой, судорожным синдромом и реже галлюцинозами;
б) расстройства, вызванные интоксикацией распада тканей и наркотическими анальгетиками: астения, эйфория, синдромы помрачения сознания (аментивный, делириозный, делириозно-онейроидный), психоорганический синдром.
Психогенные:
Представляют собой результат реакции личности на заболевание и его последствия. Одной из наиболее существенных составляющих является реакция на диагноз онкологического заболевания. В связи с этим нужно понимать, что вопрос сообщения диагноза онкологическому больному остается неоднозначным. В пользу сообщения диагноза, как правило, указывают:
1. возможность создать более доверительную атмосферу во взаимоотношениях между больным, врачами, родными и близкими, уменьшить социальную изоляцию больного;
2. более активное участие больного в лечебном процессе;
3. возможность принятия больным ответственности за свою дальнейшую жизнь.
Несообщение диагноза мотивируется, прежде всего, высокой вероятностью тяжелых депрессивных реакций вплоть до суицидных попыток.
Так иди иначе, независимо от источника информации о наличии у него онкологического заболевания человек проходит через кризис, характеризующийся следующими этапами:
1. шок и отрицание заболевания;
2. гнев и агрессия (переживание несправедливости судьбы);
3. депрессия;
4. принятие болезни.
Представление о том, на какой стадии кризиса находится пациент, является основой психокоррекционной работы, направленной на оптимизацию лечебного процесса и повышение качества его жизни.

3.2. Психические расстройства пред- и послеоперационного периодов
Предоперационный период
Ведущим в патогенезе является реакция личности на заболевание и необходимость операционного вмешательства. Клиника в основном представлена тревожными и тревожно-депрессивными расстройствами различной степени выраженности. Существенным в профилактике является адекватная предоперационная психологическая подготовка, включающая в себя разъяснение характера и необходимости операции, формирование установки на проведение операции и, при необходимости, снижение уровня тревожности как психотерапевтическими, так и лекарственными методами. Степень психологической подготовленности больного в результате психосоматических взаимоотношений во многом определяет как течение самой операции, так и послеоперационного периода.
Послеоперационный период
Возникновение психических расстройств послеоперационного периода определяется влиянием всех трех основных групп факторов. Клиника представлена основными синдромами психических нарушений, характерными для соматических заболеваний (см. выше).

Вопросы для самоподготовки

1. Перечислить группы факторов, способствующих развитию психических нарушений у соматических больных
2. Задачи психиатрического консультирования соматического больного
3. Перечислить общие критерии соматогенного психического расстройства (по МКБ 10)
4. Клиника астенического синдрома
5. Перечислить эмоциональные расстройства, наиболее часто встречающиеся при соматических заболеваниях
6. Внутренняя картина болезни – определение, содержание понятия (компоненты)
7. Варианты внутренней картины болезни
8. Дать определение ятрогении
9. Перечислить наиболее частые психические нарушения, возникающие у онкологических больных (связь с этиологическим фактором)
10. Перечислить наиболее частые психические нарушения в пред – и послеоперационном периоде.

Задачи:
1. Больной 78 лет, находится на лечении по поводу дисциркуляторной энцефалопатии на неврологическом отделении соматического стационара вторые сутки. Днем укладывался в режим отделения, навещался родными, общался с врачом, обнаруживал умеренное интеллектуально – мнестическое снижение по сосудистому типу. В ночные часы состояние изменилось остро, стал беспокоен, тревожен, суетлив, не удерживался на месте, бродил по палатам, был убежден, что он «дома», искал какие – то вещи, на попытки медсестры переубедить реагировал агрессивно.
Дайте характеристику измененному сознанию больного, тактика лечения, особенности режима терапии.
Комментарии: Пациент с сосудистым заболеванием головного мозга переносит эпизод острой сосудистой спутанности, необходимо организовать режим надзора за больным (индивидуальный пост), изоляцию, при необходимости – ограничение двигательного режима в пределах постели на период беспокойства для предотвращения ауто – и гетеротравматизации. Седативная терапия в инъекционной форме (диазепам, атаракс, галоперидол в\м), сосудистая, ноотропная терапия.

2. Больная 45 лет, 2 года назад перенесла тяжелую ЧМТ, обратилась к неврологу с жалобами на быструю утомляемость, вялость, слабость, разбитость даже после незначительных нагрузок, больше к вечеру, нарушен ночной сон, при этом сонлива днем. Отмечает близость к слезам, несвойственную ей ранее, ранима, обидчива, при этом чрезмерно раздражительна, участились ссоры с близкими, стала вспыльчива, гневлива, трудно сдержаться. Аппетит сохранен, не худела. В беседе – эмоционально лабильна, многоречива, обстоятельна, плачет, просит помочь.
Определите психопатологический синдром, причину заболевания (соматогенное, психогенное), направления в терапии.
Комментарии: Органическое (посттравматическое) эмоционально лабильное (астеническое) расстройство. Сформировался астенический синдром с преобладанием симптомов «раздражительной слабости», генез – органический (ЧМТ в анамнезе).

Другие статьи

  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Лечение аллергии народными средствами детям Лечение аллергии у детей и взрослых: подходы и методы По данным Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, от аллергических заболеваний страдает около 30% людей в мире, а в России по разным оценкам их процент колеблется в пределах от 17,5% до 30% […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Средства по уходу за зубами у детей Уход за детскими зубами - самые важные правила Первые зубки у ребенка всегда большая радость в семье! Огромная ответственность ложится на родителей – поддерживать зубки малыша в полном порядке. Начинать заботу о зубах необходимо с самого раннего возраста. Очень важно […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Учебная деятельность и её структура в младшем школьном возрасте Ваш психолог. Работа психолога в школе. Последние новости Самое популярное Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность […]