Психические расстройства в чс

Классификация расстройств психики, возникающих при чрезвычайных ситуациях

Факторы, влияющие на динамику развития нервно-психических расстройств, в зависимости от времени их возникновения схематически можно представить в виде трёх групп.

— Факторы, влияющие на развитие нервно-психических расстройств во время ЧС. Этот период продолжается от начала воздействия ЧС до организации спасательных работ. Развитие нервно-психических расстройств зависит от совокупности факторов, включающих особенности ЧС, индивидуальные реакции, а также социальные и организационные мероприятия. Мощное экстремальное воздействие затрагивает в этот момент жизненные инстинкты (самосохранение) и приводит в основном к развитию непатологических реакций, основу которых составляет страх различной интенсивности.

— Факторы, влияющие на развитие нервно-психических расстройств после завершения ЧС. Данный период протекает при развёртывании спасательных работ. В это время в формировании нервно- психических расстройств значительно большее значение имеют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в части случаев опасной для жизни ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких, как потеря родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важный элемент пролонгированного (длительного) стресса в этот период — ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и астенодепрессивными проявлениями.

— Факторы, влияющие на развитие нервно-психических расстройств на отдалённых этапах ЧС. В этом периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений, своеобразная «калькуляция» утрат. При этом приобретают актуальность также психотравмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями и состояниями в этот период начинают преобладать затянувшиеся психопатологические изменения, посттравматические стрессовые расстройства. Соматогенные психические нарушения при этом могут носить разнообразный подострый характер. В этих случаях отмечают как соматизацию многих невротических расстройств, так и в известной мере противоположные этому процессу невротизацию и психопатизацию, связанные с осознанием имеющихся травматических повреждений и соматических заболеваний, а также с реальными трудностями жизни пострадавших.

Таким образом, во все указанные периоды развитие и компенсация нервно-психических расстройств при ЧС зависят от трёх групп факторов: особенности ситуации, индивидуального реагирования на происходящее, социальных и организационных мероприятий. Однако значение этих факторов в различные периоды развития ситуации неодинаково. Представленные данные свидетельствуют о том, что с течением времени теряет непосредственное значение характер чрезвычайной ситуации, возрастает и занимает основополагающее значение не только собственно медицинская, но и социально-психологическая помощь, а также организационные факторы. Из этого следует, что социальные программы в решении вопросов охраны и восстановления психического здоровья у пострадавших после чрезвычайных ситуаций имеют первостепенное значение.

Психические расстройства при чрезвычайных ситуациях

В последние десятилетия возросла актуальность медико-психологической и психиатрической помощи людям, пострадавшим в стихийных бедствиях, катастрофах, войнах и микросоциальных конфликтах. В связи с этим классификации психологических болезней и синдромов пополнили следующие понятия:

  • социально-стрессовые расстройства;
  • посттравматические стрессовые расстройства;
  • реакции на острый стресс;
  • боевое утомление;
  • радиационная фобия;
  • расстройства адаптации;
  • предболезненные невротические проявления;
  • стресс боевой обстановки и т. д.

Ситуации, вызывающие те или иные нарушения, включают в себя следующие этапы проявления:

  1. Острый период. Внезапно возникает угроза жизни и гибели близких. Ситуация затрагивает жизненные инстинкты, вызывает реакции, в основе которых лежит страх. Возникают реакции психотического и непсихотического типа.
  2. Период, в который развертываются спасательные работы. Осознание новых стрессовых воздействий (потеря близких, разобщение семей, утрата дома, имущества) вызывает дезадаптацию и психические расстройства.
  3. Наступает в момент эвакуации пострадавших в безопасный район. У людей происходит сложная когнитивная и эмоциональная переработка ситуации. Они оценивают собственные переживания и ощущения, подводят итоги, подсчитывают потери. В этот период наблюдается развитие патохарактерологических изменений, посттравматических и социально-стрессовых расстройств.

Психогенные расстройства, возникающие во время и после катастроф, делятся на следующие группы:

  • физиологические реакции (психовегетативные, психомоторные и гипотимические проявления, эмоциональная напряженность);
  • психогенные патологические реакции (острые синдромы — астенический, депрессивный, истерический и др.);
  • психогенные невротические состояния (астенический, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых состояний, невроз истощения);
  • реактивные психозы (сумеречные состояния сознания, аффективно-шоковые реакции, параноидные, депрессивные, псевдодементные синдромы, истерические психозы и др.).

Уважаемые пациенты и пользователи сайта!

Все Ваши сообщения и отзывы внимательно рассматриваются Администрацией Медицинского центра. Здесь Вы можете сообщить информацию, которую считаете необходимой донести до сведения Администрации.

Особенности развития психических расстройств у пораженных, медицинского персонала и спасателей в ЧС различного характера – 10 минут.

Основные условия, оказы­вающие травмирующие воздейст­вия на психику человека в ЧС

В ходе работ по ликвидации ЧС спа­сатели в зоне бедствия так или иначе контактируют с местным населением. При этом они должны помнить, что на­селение не проходит специализиро­ванной психологической подготовки к действиям в различных чрезвычайных ситуациях, и возникновение последних почти всегда застает граждан врас­плох. Можно выделить две основные группы условий, оказывающих травми­рующие воздействия на психику людей в зоне ЧС.

Первая группа— это условия, свя­занные с наличием физической угрозы для жизни и здоровья человека. Среди них- взрывы, пожары, обрушения конструкций зданий и сооружений, радио­активное загрязнение, заражение внешней среды химически опасными веществами, токсичные продукты го­рения и др. Психические нарушения, возникающие в результате их воздей­ствия, наблюдаются в основном на фоне физиологических (медицинских) нарушений, к которым относятся трав­мы, ожоги, радиационные поражения, химические отравления, болевой и травматический шок.

Вторая группасвязана в первую очередь с негативной информацией. Причинами некоторых психических на­рушений являются отсутствие досто­верной информации о масштабах ЧС и ее последствиях, о степени угрозы жиз­ни и здоровью людей, незнание ими порядка действий в ЧС, переживание за судьбы родных и близких, изменение привычного образа жизни’ чувство бес­силия перед обстоятельствами и неопределенности будущего. К особенно­стям психотравмирующего воздейст­вия этой группы условий следует отнес­ти то, что возникающие у человека от­клонения в психической деятельности не следствие нарушения физиологиче­ских (медицинских) процессов в орга­низме. Тем не менее они могут явиться причиной таких нарушений.

Смотрите так же:  Управление стрессом учебник

Воздействия на человека психотравмирующих условий обеих групп невоз­можно полностью устранить или нейт­рализовать в ходе работ по ликвидации ЧС, но путем проведения медиками и спасателями планомерной психологи­ческой и социальной работы с постра­давшими можно значительно повысить психологическую устойчивость людей к этим воздействиям. А чтобы выполнять такую работу спасателям необходимо знать, каким образом у человека возни­кают и протекают наиболее типичные для ЧС психические расстройства, по каким признакам их можно отличить друг от друга и какую посильную по­мощь в конкретном случае следует ока­зать пострадавшему.

Возможность возникновения и характер психогенных расстройств, их частота, выраженность, динамика зависят от многих факторов:

— характеристики экстремальной ситуации (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия);

— готовности отдельных людей к деятельности в неблагоприятных условиях, определяемой их личностно-типологическими качествами, профессиональной, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой;

— организованности и согласованности деятельности в экстремальных условиях;

— наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей.

Особенности поведения на­селения в различные периоды ЧС

Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. На людей, находящихся в экстремальных условиях, наряду с различными поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушения психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний. Реактивные состояния относятся к большой группе психогенных расстройств, среди которых выделяют невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и реактивные психозы.

Изучение и анализ психических расстройств, вызываемых различными условиями развития чрезвычайных си­туаций, позволяет выделить три основ­ных периода последних, при которых у пострадавших наблюдаются разного рода психические нарушения.

Первый периодсвязан с внезапно возникающей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, навод­нение, ураган и т.д.). Он обычно огра­ничен временными рамками — от мо­мента возникновения этой угрозы (на­чала ЧС) до момента начала проведе­ния аварийно-спасательных работ. Как показывает анализ, его продолжитель­ность обычно не превышает 5 часов. В это время мощные стрессовые воз­действия чаще всего вызывают у чело­века реакции страха, паники, оцепене­ния различной степени тяжести.

В момент начала чрезвычайной си­туации у большинства пострадавших появляется состояние растерянности, непонимания смысла происходящего. Вслед за этим коротким временным интервалом у людей при простых реак­циях страха наблюдается умеренное повышение активности: движения ста­новятся четкими, экономичными, уве­личивается мышечная сила. Это поз­воляет значительному числу людей пе­реместиться в безопасное место.

Одновременно несколько наруша­ется речь. Это проявляется в увеличе­нии ее темпа, запинках, повышении си­лы и звонкости голоса. Для человека в таком состоянии характерны мобили­зация воли, внимания, двигательных функций. Что касается памяти, то ее отклонения от нормы проявляются раз­ве что в снижении четкости фиксации происходящего вокруг. Собственные же действия и переживания человека,как правило, запоминаются в полном объеме. Типичным для него является также изменение восприятия времени: продолжительность короткого периода воспринимается пострадавшим в не­сколько раз длиннее реального.

При сложных реакциях страха в пер­вую очередь происходят двигательные расстройства, которые могут прояв­ляться в активной и пассивной фор­мах. При активной — человек беспоря­дочно и бесцельно мечется, делая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место. В ряде случаев наблюдается паническое бегство. Пассивная форма характерна тем, что человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке ока­зать ему помощь он либо невольно подчиняется, либо реагирует негатив­но, оказывая сопротивление. Речь у него в таких случаях бывает отрывоч­ной, ограничивается в основном крат­кими, лишенными смысловой нагрузки восклицаниями, или она полностью от­сутствует.

Как при простой, так и при сложной реакциях страха у человека наблюда­ется значительное сужение сознания, непроизвольное самоустранение от происходящего. Хотя при этом частич­но сохраняются доступность внешним воздействиям, избирательность пове­дения, способность самостоятельно находить выход из создавшейся ситу­ации.

Наиболее тяжелые психические расстройства могут возникать у лиц, получивших закрытые травмы или ра­нения. В этих случаях требуется тща­тельно анализировать связь развив­шихся психических нарушений как с психотравмирующими условиями, так и с полученными повреждениями (че­репно-мозговая травма, интоксикация вследствие ожога и т.д.).

Второй периодпо своим времен­ным рамкам соответствует периоду выполнения аварийно-спасательных работ. Психические нарушения у лю­дей здесь связаны не только с лично­стными особенностями пострадавших и осознанием ими продолжающейся или пережитой опасной для жизни и здоровья ситуации, но и с появлением новых стрессовых воздействий. Они обусловлены потерей или неизвестно­стью судьбы родных и близких, разоб­щением семьи, утратой имущества и жилья. Психоэмоциональное напряже­ние, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и выра­женной депрессией. Психические нарушения у постра­давших могут иметь различные виды расстройств: психозы и неврозы. Пси­хозы более опасны для пострадавшего и требуют квалифицированной меди­цинской и психиатрической помощи. Они, как правило, не позволяют чело­веку осуществлять целенаправленную деятельность.

Основными типами психозов, воз­никающих в условиях ЧС, являются ос­трые шоковые и реактивные подострые психозы. Острые шоковые (слож­ная реакция страха) появляются при непосредственном переживании на­грянувшей угрозы жизни или здоровью (пожар, взрыв, химическая или радиа­ционная авария, землетрясение и др.). Такие психозы могут проявляться в ак­тивной и пассивной формах (их крат­кая характеристика приведена при рассмотрении психических нарушений у пострадавших в первом периоде ЧС). А реактивные подострые могут быть следующими:

— психогенная депрессия: медленное развитие состояния подавленности, затрудненная ориентация, двигатель­ная заторможенность, которая может перерасти и в обездвиженность (сту­пор), бредовые интерпретации;

— истерическая депрессия: после ко­роткого периода истерического воз­буждения развивается состояние апа­тии, тоски, уныния, возможно, с поры­вистыми проявлениями гнева; однако психическая деятельность при этом грубо не нарушается;

— параноидальный психоз: неприят­ная мучительная тревога, эмоциональ­ное напряжение, беспокойство, не ис­ключено бредовое состояние;

— параноидо-галлюцинативный синд­ром: активная психическая деятель­ность затруднена. Бывает, что постра­давший представляет себя в других ус­ловиях или другим человеком. Целена­правленное мышление заменяется во­ображением. Возможны галлюцина­ции в виде голосов, детского плача, криков о помощи и др. Случается, воз­никает мания преследования;

— синдром Ганзера: под влиянием психотравмирующих условий происхо­дит значительное сужение сознания. При этом характерны явления «мимо-речи», когда на элементарные вопросы пострадавший отвечает невпопад и мимо действия (он не в состоянии вы­полнить или повторить элементарные действия);

Смотрите так же:  Виды стрессов информационный стресс это

— синдром пуэрилизма: детскость по­ведения при значительном сужении сознания, детская мотивация речи, детские эмоции на фоне проявлений взрослого опыта.

Для большей части пострадавших в ЧС наиболее характерны состояния непсихотических расстройств, прояв­ляющихся в форме истерического не­вроза или неврастении. Истерические неврозы имеют четыре основных типа:

— двигательные расстройства: при­падки, параличи, парезы, которые мо­гут сопровождаться стонами, криками, плачем. Не исключены заикание, утра­та звучания голоса, дрожание отдель­ных групп мышц, неспособность сто­ять на месте или, наоборот, «врастание в землю» при полной сохранности дви­гательного аппарата;

— нарушения работы органов чувств: утрата кожной чувствительности, ис­терическая слепота, глухота, глухоне­мота;

— физиологические нарушения: «ком» в горле, истерическая рвота, сердеч­ная аритмия, поносы;

— психические нарушения: страхи, внезапные перепады настроения, по­давленность, театральность поведе­ния и др.

Неврастения возникает вследствие переутомления, недостаточного отды­ха (сна), длительного воздействия психотравмирующих условий. Вначале она проявляется в виде повышенной возбудимости, после чего наступает истощенность физиологических ре­зервов человека. Она проявляется в утомляемости, раздражительности, слабости, неспособности сосредото­читься, сконцентрировать внимание на чем-либо, в головной боли, нарушени­ях сна.

Но надо сказать, что непсихотичес­кие расстройства не нарушают спо­собности человека осуществлять тру­довую деятельность, принимать реше­ния, правильно оценивать ситуацию. Иными словами, пострадавшие с не­врозами легкой и средней степени тя­жести в случае крайней необходимос­ти могут привлекаться для выполнения определенных функций в процессе аварийно-спасательных работ.

Третий периодразвития ЧС для пострадавших начинается после их эвакуации в безопасные районы или после ликвидации чрезвычайной ситу­ации. С точки зрения психических на­рушений он характеризуется возник­новением так называемых посттрав­матических стрессовых расстройств (ПТСР). Появляются они, когда человек переживает событие, способное трав­мировать психику практически любого здорового гражданина. Это могут быть, например, серьезная угроза жизни и здоровью (своему или близ­ких), внезапное разрушение жилья или общественного здания, потеря род­ных, близких и т.п. Характерным при­знаком ПТСР является то, что пережи­тое событие сопровождалось сильны­ми эмоциями страха или ощущением беспомощности перед лицом обстоя­тельств.

Структура расстройств психической деятельности включает в себя две вза­имосвязанные подгруппы нарушений:

— симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, вызывающих у человека сильный пси­хологический дискомфорт;

— симптомы «избегания», проявляю­щиеся в стремлении устраниться от мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о психотравмирующем событии.

— Эти симптомы в основном сопро­вождаются такими явлениями, как уменьшение силы эмоционального ре­агирования, снижение интереса к ра­нее значимым видам деятельности, чувство зависимости или отчужденно­сти от людей. Для ПТСР также свойст­венны не существовавшие у постра­давшего ранее (до ЧС) нарушения сна, раздражительность, вспышки внезап­ного гнева, трудности сосредоточения внимания, повышенная (не соответст­вующая обстоятельствам) бдитель­ность, готовность к оборонительной реакции («бей или беги»).

Кроме перечисленных общих при­знаков, ПТСР могут сопровождаться ощущениями эмоциональной зависи­мости, притуплением или отсутствием эмоционального реагирования, не­способностью вспомнить какой-либо важный аспект психотравмирующего события.

Еще одна типичная характеристика ПТСР — они нарушают социальную, профессиональную или иную значи­мую деятельность. Это связано со снижением работоспособности пост­радавшего, ухудшением качества его жизнедеятельности.

Спасатели, привлекаемые к ликви­дации ЧС, должны учитывать, что пси­хические нарушения, которые в зави­симости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации могут развить­ся у 25-30 процентов людей, оказав­шихся в зоне бедствия (очаге пораже­ния), затруднят, а иногда и сделают невозможным эффективное использова­ние местного населения для проведе­ния аварийно-спасательных работ.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 37 ; Нарушение авторских прав

ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Описание термина ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ:

Развиваются при непосредственной угрозе жизни. Они зависят от многих факторов: характеристики экстремальной ситуации (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия), готовности отдельных людей к деятельности в чрезвычайных условиях, психологической устойчивости, волевой и физической закалки, а также от организованности и согласованности действий, поддержки окружающих, наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей. Сложные взаимоотношения указанных факторов объясняют много образные проявления реактивных состояний, развивающихся в экстремальных условиях. При этом наибольшее значение имеют патогенные обстоятельства — факторы обстановки, острота и сила их воздействия, смысловое содержание психотравмы.

Острые и сильные травмирующие воздействия обычно связаны с ситуациями катастроф, стихийных бедствий, при которых возникает страх за свою жизнь, за здоровье и жизнь близких людей. Одна из особенностей таких травм состоит в том, что они «неактуальны для личности» и не связаны с особенностями преморбида. Ситуация испуга затрагивает, пре имущественно, эмоциональную сторону и не требует интенсивной личностной переработки, реакция возникает как бы рефлекторным путем без интрапсихической переработки.

Психопатологические проявления в экстремальных ситуациях имеют много общего с клинической картиной нарушений, развивающихся в обычных условиях. Однако есть и существенные различия.

Во-первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа людей.

Во-вторых, клиническая картина в этих случаях не носит строго индивидуальный, как при обычных психотравмирующих обстоятельствах, характер, а сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений.

В-третьих, несмотря на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся опасную ситуацию, пострадавший человек вынужден продолжать активную борьбу за свою жизнь, жизнь близких и окружающих.

Изучение вызванных экстремальным воздействием психических расстройств и анализ всего комплекса спасательных, социальных и медицинских мероприятий дают возможность выделить в развитии жизнеопасной ситуации три основных периода, во время которых наблюдаются различные состояния психической дезадаптации и болезненные расстройства.

Первый период характеризуется внезапно возникшей угрозой собственной жизни и гибели близких. Он длится от момента начала воздействия до организации спасательных работ (минуты, часы). С учетом возможности развития тех или иных психических нарушений в этот период имеет значение наличие или отсутствие видимых, сенсорно ощущаемых проявлений катастрофы. Так, во время ураганов, сильных землетрясений, взрывов, жизнеопасная ситуация вполне конкретна. Она определяется пониманием неотвратимости катастрофического исхода, что порождает неспецифические внеличностные аффективно-шоковые реакции, основу которых составляет страх различной интенсивности. Иная ситуация наблюдается при отсутствии в остром периоде аварии внешних признаков угрозы жизни и здоровью. В этих случаях аффективно-шоковые реакции развиваются только при осознании пострадавшими еще невидимого, но уже произошедшего поражения.

Во втором периоде, во время развертывания спасательных работ, в формировании состояний психической дезадаптации и болезненных расстройств значительно большее значение имеют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде случаев жизнеопасной ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких, как утрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важными элементами пролонгированного стресса в этот период являются ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результата ми спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и «демобилизацией», сопровождающимися астенодепрессивными или апатическими проявлениями.

Смотрите так же:  Чем зпр отличается от умственной отсталости

В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих из них происходят сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений, своеобразная «калькуляция» утрат. При этом приобретают актуальность также травмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или в месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Соматогенные психические нарушения при этом могут носить разнообразный подострый характер. В таких случаях наблюдаются как соматизация многих невротических расстройств, так и невротизация, и психопатизация, связанные с осознанием имеющихся травматических повреждений, соматических заболеваний с реальными трудностями жизни.

Источник информации: Александровский Ю.А. Краткий психиатрический словарь. М.: РЛС-2009, 2008.&nbsp— 128 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

Психические расстройства в чс

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Особенности развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях

Развитие нервно-психических реакций во время чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация (ЧС) любого масштаба является фактором риска для развития у человека нервно-психического расстройства. Одно из важнейших свойств всего живого заключается в его ответной реакции на раздражение. Примером является реакция человека на стресс, с помощью которой он приспосабливается к агрессивным условиям среды. Однако не всегда адаптация к сложным условиям ЧС проходит успешно.

Соответственно выделяют формы защитных психических реакций:

  • непатологические: кратковременные обратимые расстройства без отрицательной динамики с сохранением критики к своему состоянию и способностью его контролировать;
  • патологические: непроизвольные и неадекватные реакции, характеризующиеся большей степенью нарушения сознания, мышления и эмоционального состояния, не поддающиеся самоконтролю и склонные к усугублению.

Лиц, у которых не возникает патологического состояния, т.е. с психическими и психосоматическими нарушениями непсихотического характера относят к пострадавшим. Пораженными считаются лица, у которых в ближайшем или отдаленном периодах после ЧС возникают патологические психические реакции, оформленные в клинические синдромы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности нервно-психических расстройств в ЧС

Стресс в случае ЧС имеет некоторые особенности. Во-первых, он имеет многофакторную природу. Изменение ведущего раздражителя по природе, силе и длительности воздействия в ходе ЧС с течением времени определяет динамику и клинические характеристики нервно-психических расстройств жертв.

При этом степень реакций определяется сразу несколькими параметрами: уровень и характер воздействия внешних раздражителей, состояние индивидуальных адаптивных возможностей и психические особенности. Так, наличие соматических или психических отклонений усугубляет стрессовые реакции, возникающие в ходе ЧС.

Кроме того, на степень реагирования влияют предыдущий опыт человека, морально-волевые качества и пр.

Важно упомянуть, что при ЧС происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа людей, и индивидуальные формы реагирования сочетаются с популяционными, в результате чего может происходить усугубление либо облегчение расстройства. Кроме того, как правило, нервно-психическое расстройство проявляется достаточно типичными симптомами и не носит строго индивидуальный характер, как при «обычных» психотравмирующих обстоятельствах.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Закономерности развития нервно-психических расстройств в ЧС

Несмотря на сложность нервно-психических реакций, есть все же некоторые закономерности их развития при ЧС:

  • изменчивость равновесия между защитно-приспособительными и дезадаптивными реакциями;
  • взаимопотенцирование вегетативно-соматических и психических компонентов стрессовой реакции;
  • постепенное усугубление расстройств, начиная от астенических и психовегетативных реакций до аффективных, а в некоторых случаях патохарактерологических и интеллектуально-мнестических;
  • стабилизация расстройств вплоть до клинических синдромов в случае продолжительного ЧС.

Нервно-психические расстройства во время ЧС включают четыре фазы.

  1. Фаза страха, с началом которой появляются напряжение, тревожность, реже тошнота, обморок, ознобоподобный тремор.
  2. Гиперкинетическая (гипокинетическая), при которой могут быть как бесцельная двигательная активность, так и наоборот заторможенность или даже ступор.
  3. Фаза вегетативных нарушений, которая подразумевает развитие психосоматических реакций, таких как тахикардия, кардиалгии, головные боли, тремор, диарея и другие нарушения работы желудочно-кишечного тракта, учащенное мочеиспускание, нарушение зрения и слуха.
  4. Фаза психических нарушений, когда могут развиваться такие симптомы как неспособность концентрировать внимание, потеря памяти, снижение скорости мышления, галлюцинации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]